Проект про народные праздники россии

Защита проекта во 2 классе "Народные праздники". Рассказывается о народных праздниках, которые проводились в нашем селе раньше.. Начальные классы, Мероприятия, 2 класс, Исследовательский проект "Народные праздники"

Социально значимый проект

Народные праздники.

Выполнили: обучающиеся 2 класса

МБОУ «СОШ с.Б.Чечуйка»

Васин Захар, Кузнецов Александр

Руководитель: Данилина Г.В.

2019 — 2020 учебный год.

Содержание

Введение. 3

История возникновения села Большая Чечуйка. 5

Русские народные праздники. 6

Заключение. 11

Введение

Для каждого человека слово Родина имеет свой смысл. Для нас это слово, прежде всего страна в которой мы живём, наше село где мы родились.

Малая родина это место, где ты родился, это взаимоотношения с односельчанами, природа родной сторонки, её история, традиции, праздники.  Пройдёт время и многие события из жизни села будут забыты, так как рассказать сейчас о прошлом нам могут только наши бабушки и дедушки.

Всё реже люди стали соблюдать традиции, обычаи своих предков, забываются старинные песни, народные праздники. Исторических и письменных источников становится всё меньше, молодое поколение мало знает о культурном наследии родного края, поэтому тема быта села, традиций, праздников является актуальной.

Мы решили поработать над проектом «Народные праздники».

Гипотеза: Если мы будем изучать культуру и традиции своей малой родины, то это поможет будущему поколению помнить и хранить прошлое нашего села.

Цель исследовательской работы: изучить материал о праздниках, которые проводились в старину в нашем селе.

Задачи:

Собрать информацию о возникновении села.

Записать сведения о сохранившихся в памяти односельчан народных праздниках.

Проанализировать и обобщить полученную информацию.

Создать плакат « Народные праздники», чучело Масленицы, провести внеклассное мероприятие «Масленица».

Методы исследования:

Беседа

Анализ

Обобщение

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный.

Изучение справочной литературы о народных праздниках, составление примерного плана работы.

  1. Основной.

Встреча, беседа с жителями села о праздниках проводившихся в нашем селе. Описание результатов исследования.

  1. Заключительный.

Создание плаката «Народные праздники», изготовление чучела «Масленицы», проведение мероприятия на масленичной неделе. Защита проекта.

История возникновения села Большая Чечуйка

В Большечечуйское муниципальное образование входят три села: Большая Чечуйка, Марьино и Первая Ханенёвка.

Происхождение села Большая Чечуйка имеет давнюю историю и связано с графом Чечуевым, отсюда и название. Первые упоминания о селе датируются 1798 годом.

Немного позднее появилось село Малая Чечуйка, по преданию, перешедшее в наследство одной из дочерей графа- Марье. С тех пор за ним закрепилось название- Марьино.

Село Первая Ханенёвка было основано в 1960 году и название своё получило по фамилии помещика, который владел землями в конце XVII века.

Сёла славились кустарями: валяльщиками валенок, гончарами, ткачами, вязальщиками, прядильщиками.

Русские народные праздники

В нашем селе есть обычаи и традиции, которые постепенно забываются, мы решили обратиться к жителям и узнать, какие народные праздники проводились в нашем селе раньше, их историю.

Мы побывали в гостях у Данилиной Александры Яковлевны.Она рассказала, что в старину на селе почитались такие праздники, как:

Святки проходили с 7 по 19 января.

Масленица в феврале-марте. Праздник начинается за семь недель до Пасхи.

Благовещение-7 апреля

Пасха

Троица

Иван Купала-6, 7 июля

Покров-14 октября

С её слов мы записали о некоторых из них.

Святки праздновались с 7 по 19 января. В это время проходили народные гуляния, коледования, нередко по ночам молодёжь, можно сказать, хулиганила. Снега в старину было много, сугробы часто наметало до крыши домов. Так вот молодые парни, иногда, затаскивали сани от упряжки на крыши домов и оттуда скатывались. На Святки собирались незамужние девушки в одном доме вместе, чтоб не страшно было и гадали на суженого, своё будущее. В старину поговаривали, что от Рождества до Крещения охотиться на птиц и зверей было грехом-с охотником могло случиться несчастье.

Праздник Ивана Купалы проходил летом. Ближе к вечеру, накануне праздника, жители собирались за селом, рвали лечебные травы, девушки плели венки, водили хороводы. Парни жгли костры, их ещё называли очищающими. По очереди все должны были прыгать через них, чтобы очиститься от находящейся внутри человека нечисти.

Покров день праздновался 14 октября. Считалось, что в этот день окончательно наступает осень, встречали зиму. Накануне праздника, молодые девушки сжигали свои старые соломенные постели.

Много интересного мы узнали от Гореловой Антонины Петровны. Она рассказала нам, что Масленица-один из самых древних и весёлых праздников на Руси. Целых семь дней провожали надоевшую Зиму.

Празднуется она в конце февраля, начале марта за семь недель до Пасхи. Отмечают праздник целую неделю.

Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали — на семь недель.
Оказалось — на семь дней.

В старину её называли «широкой». Главным блюдом на масленичной неделе были блины. По форме их можно сравнить с солнцем и считали символом солнца. В старину каждый день масленичной недели имел своё название.

Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Понедельник «Встреча». В этот день посещая родных, договаривались о том, кого звать в гости, когда устраивать катания на санях с гор, достраивали ледяные горки, устанавливали качели, карусели на площадях.

Вторник «Заигрыш». С этого дня начинались сами гуляния и игры. День был посвящён юношам и девушкам. Их приглашали покататься с горок, отведать блинов.

Третий день недели назывался «Лакомка». С этого дня в старину открывали купцы свои лавки, где продавали орехи,пряники медовые и различные сладости. Вся семья в этот день собиралась в доме тёщи, зять приносил в гостинец расписные пряники. Для угощения готовили самые вкусные блюда и конечно же блины. Ели гости блины и сами над собой шутили.

Четверг «Разгуляй». День начинался с семейного застолья с богатой трапезой. В этот день изготовляли чучело Масленицы. Устраивали театральные представления с медведем, открывали лавки с лакомствами. Проходили кулачные бои, силачи пытались сразиться даже с медведем-показать свою силу. Вечером дети отправлялись по домам и храмам, чтобы поколядовать. Им раздавались сладости и блины.

Пятница-пятый день Масленицы под названием «Тёщины вечёрки». Зять сам лично должен с вечера пригласить тёщу, а утром присылал нарядных зватых. Чем больше было зватых, тем больше тёще оказывалось почестей.

Суббота-«Золовкины посиделки».

В этот день оказывали честь семье мужа: молодая жена приглашала к себе на блины родственников мужа. Накрывая праздничный стол она старалась, чтобы угощение понравилось гостям. Дарили друг другу рукодельное шитьё, посуду.

 Воскресеньепоследний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем».

 «В день прощёный – воскресенье

Попроси у всех прощенья.

Улыбнись и повинись,

С близким другом обнимись,

И с теми, с кем поссорился,

Сегодня помирись!»

В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

Масленица-предшественница долгого поста, когда ограничивали себя не только в пище, но и в увеселениях и развлечениях. В селе праздник проходил весело: с песнями, играми, снежными баталиями, плясками. Прямо на улице всех присутствующих угощали ароматным чаем с блинами, сладостями. Обязательно были костюмированные персонажи: Зима, Весна, Баба Яга, русские красавицы, Емеля. На сани или машину делали макет печки, после чего ехали по улице и пели под гармошку русские народные песни. Провожали Зимушку, а Весну встречали хлебом, солью. Весна вручала мешочек с зерном агроному колхоза и приговаривала:

«Сею, вею, посеваю,

С Масленицей поздравляю.

На счастье уродись пшеничка,

Горох и чечевичка.

Чтобы все здоровы были,

Чтоб долго-долго жили!»

В конце праздника сжигали соломенное чучело. Уходит масленица, а вместе с ней и зима под звук капели.

Не менее интересно проходил праздник Троицы (день праздника через семь недель после Пасхи). Символом праздника считалась берёзка, украшенная цветными лоскутками, лентами, венками. Заранее готовили концертную программу. На голову плели венки обязательно с веточками берёзы. Водили хороводы, играли, пели песни, сопровождалось веселье задорными плясками. В заключении начиналось шествие по селу, так провожали Весну и встречали Лето.

Хочется сказать, что в настоящее время в нашем селе празднуют всего лишь два народных праздника: «Рождество» и «Масленицу». Праздник Рождества встречают в здании школы, где собираются дети. Проводятся различные конкурсы, игры, вокруг ёлки водят хоровод, поют новогодние песни. Веселье часто заканчивается чаепитием со сладостями. На Масленицу жители села собираются у здания Дома культуры. Веселье проходит прямо на улице. Все с удовольствием участвуют в конкурсах, поют песни, играют, танцуют, угощаются чаем с блинами, катаются на санях, запряжёнными тройкой лошадей. Радостью для всех является сжигание чучела Зимы.

Собирая материал о праздниках, общаясь с жителями, мы видели, как, вспоминая былые времена их глаза сияли от радости, они возвращались в далёкую добрую старину и оживляли её своими воспоминаниями.

Заключение

В результате исследовательской работы мы пришли к выводу, что историю, культуру родного села нужно знать обязательно. На масленичной неделе мы провели мероприятие «Масленица» среди обучающихся 1-5 классов. Где рассказали, как в старину проходил этот праздник в нашем селе. Выступающие были в русских народных костюмах, зрители принимали участие в конкурсах, пели песни, угощались блинами. В жизни каждого человека малая родина играет важную роль. Родная сторонка-это частица каждого из нас, нашей страны России. Мы думаем, что нужно собирать материал о прошлом нашего села, чтобы земляки тоже заинтересовались. Хочется, чтобы празднование таких праздников, как Святки, Троица, Иван Купала возобновились. Если каждый из нас соберёт материал об одном человеке или семье – это будет вклад в сохранение истории села. Ведь история нашего села очень богата и интересна. Мы обязательно продолжим её изучение, чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы каждый из нас знал свою культуру, обычаи, традиции.

Источники

  1. Архив школьного музея. Журнал «Праздники и обряды».

  2. Воспоминания жителей села: Данилиной А.Я., Гореловой А.П.

Автор: Муратова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель монтессори группы

Учебное заведение: МБДОУ «ЦРР — д/с №1 «Ромашка»
Населённый пункт: Приморский край Спасский район с. Спасское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: проект «Народные праздники на Руси»

Раздел: дошкольное образование

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад №1 «Ромашка»

села Спасское Приморского края.

Информационно — творческий

проект

«Народные праздники на Руси»

Подготовила: Муратова Марина Анатольевна,

воспитатель Монтессори группы

с. Спасское

Введение

В каждой стране есть общие для всех государственные праздники, но у

каждого народа есть свои праздники, которые пришли из глубины веков.

Народные праздники России, самые любимые и известные — это, без всякого

сомнения, снежное и морозное Рождество, ранневесенняя Масленица,

указывающая дорогу весенним и солнечным дням, светоносное торжество

Пасхи, весенне-летняя Троица и солнечный радужный день Ивана Купалы.

Все они, кроме Пасхи, взаимосвязаны с миром природы, с ее оживанием,

расцветанием, сажанием и собиранием щедрого урожая. В праздники людям

особенно ярко присуще своеобразное мировосприятие, чувство полноты

жизни. Все без исключения народные праздники России наполнены

традициями, ритуалами, обрядами.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону

общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год

трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей

воспринимался как нечто священное, противоположное будням —

повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек

должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник

понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным

ценностям общины, ее священной истории. Прежде всего, праздник считался

обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого

возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не

допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных

ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром

мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле — не

вступили в брак. Праздник предполагал также полную свободу от всякой

работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу,

колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную

крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для

разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть

веселым, приветливым, гостеприимным.

Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село

заполнялось зваными и незваными гостями — нищими, странниками,

богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями,

балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами,

коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни,

дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня,

применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного

изгнания из деревенского сообщества. В русской деревне все праздники

включались в единую многоступенчатую последовательность. Они

справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке,

установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с

точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники

великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые

праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного

рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму

капусты и другие. К праздникам, не связанным с церковной традицией,

относились святки, масленица, заветные праздники — в память о каком-либо

деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу,

божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники.

Актуальность.

В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной

культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым

поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам

народной культуры. Праздник, особенно народный, помогает детям выразить

свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями

художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности,

даёт детям новые впечатления. Основная направленность праздников –

воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка

.

Паспорт проекта.

Вид проекта: информационно-творческий, групповой.

Возраст детей: дети 5 – 7 лет.

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.

Срок реализации проекта: ноябрь 2017 – апрель 2018 г.

Продолжительность: долгосрочный

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с

народными праздниками.

Задачи:

Продолжать знакомить с жизнью предков и их отношением к природе;

Дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и

строилась на основе народного календаря;

Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках,

изделиях мастеров; о труде и быте крестьян.

Методы работы по проекту с детьми:

1.

Наглядные – работа с леп буком, наблюдения , демонстрация реальных

объектов, слайдов мультимедийных презентаций, иллюстраций и т.д.

2.

Практические – творческие задания, упражнения, моделирование,

художественное творчество

3. Игровые – дидактические, подвижные игры, народные игры, сюжетно –

ролевые.

5. Словесные – рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы

Методы работы по проекту с родителями:

1.

Наглядные: родительские уголки, папки-передвижки, ширмы.

2.

Индивидуальные: беседы, индивидуальные задания, рекомендации,

консультации.

3.

Коллективные: консультации, детско-родительские работы.

4.

Привлечение родителей к проведению праздников.

Новизна: работа по данному проекту увеличить познавательную мотивацию

дошкольников с задержкой психического развития, развить графо-моторные

навыки при выполнении заданий, повысить речевую активность.

Использование в образовательной деятельности и работе с родителями

мультимедийных презентаций, отражает один из главных признаков

современной непосредственной образовательной деятельности, принцип

фасциации (привлекательности).

Практическая значимость проекта: данный материал будет интересен

педагогам детей старшего дошкольного возраста при подготовке к народным

праздникам.

Ожидаемый результат: У детей значительно расширились знания о

народных праздниках, обычаях, обрядах, народной культуре, о том, что жизнь

предков строилась на основе народного календаря.

Продукт: Альбом «Как мы отмечаем праздники».

Этапы:

1. Предварительный:

— Мониторинг знаний детей

— Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

— Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2. Основной:

— Беседы с детьми, ситуативный разговор, речевые ситуации по теме.

— Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, народные, хороводные игры.

— Чтение художественной литературы.

— Выставки детских рисунков и поделок.

3. Заключительный:

— проведение НОД, развлечений, викторин

— мониторинг знаний детей

— Составление альбома: «Как мы отмечаем праздники».

Праздник «Рождество Христово»

Задачи: познакомить детей с древним русским праздником (рождеством,

святками).

— объяснить их происхождение;

— учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные

средства выразительности;

— прививать любовь к традиционным праздникам;

— воспитывать национальную гордость, чувство причастности к великому

русскому народу;

— формировать у детей понятие «вера».

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Беседы:

— «Волшебный праздник – Новый год», «Рождество Христово», «Святки».

— «Почему на Рождество и на Новый год наряжают елку?».

— «Зимние забавы детей и взрослых».

Рассказ воспитателя:

— «Подарки и поздравления».

— «Зимние святки».

Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями.

Разыгрывание

сценок

колядования,

народные

игры:

«Бабка

Ёжка»,

«Прялица».

Чтение отрывков из сказки «Щелкунчик», «Сказка о маленькой Ёлочке»,

«Рождество»,

«Рождественская

звезда»,

«Рождественские

песенки»,

К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы», И.З.Суриков «Зима», Н.А.Некрасов

«Мороз-воевода». Русская народная закличка «Зазимка», д/и «Магазин», «Да

или Нет», «Наша Родина», «Узнай по описанию», «Найди лишнее», с/р игра

«Готовимся к встрече Нового года».

Изготовление

подарочной

«конфеты»,

разных

игрушек

на

ёлку,

ледяных

игрушек, открытки – раскладушки с ёлочкой.

Изготовление рождественской звезды из бумаги.

Изготовление «волшебного сапожка» для гаданий.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание иллюстраций в книгах:

«История Нового года»;

«Рождественская звезда»;

«Встречаем Новый год и Рождество всей семьей».

Составление рассказов на тему:

«Новогодние чудеса».

— Конструирование ёлочки из бумаги;

— Лепка «Снеговик»;

— Рисование «Наша нарядная ёлка»;

— с/р игра «В магазин за подарками к Новому году».

Взаимодействие с родителями.

Рассказы бабушек: как они отмечали праздник в детстве.

Советы родителям — «Как украсить обычное домашнее печенье».

Испечь детям съедобные игрушки.

Праздник «Рождество Христово»

Праздник «Широкая масленица»

Задачи: продолжать знакомить с русскими народными праздниками.

познакомить

с

происхождением

древнего

праздника

Масленица,

его

традициями, идей праздника;

— объяснить детям название праздника, какой смысл несет в себе румяный

поджаристый

круглый

блин,

что

олицетворяет

собой

обряд

сжигания

соломенного чучела;

вызвать

эмоциональное

сопереживание

и

участие

в

игре

действии,

приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника

Масленице;

— воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;

— учить составлять рассказ по сюжету картины.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Беседы:

1.

«Масленица – самый весёлый предвесенний праздник»;

Чтение стихов: «Прощай, наша Масленица», «Вот уже зимушка проходит»,

«Масленица».

2.

«Прощенное воскресенье»;

Загадывание и отгадывание загадок , пословицы и поговорки о Масленице.

3.

«Как и из чего делали Обрядовую куклу – Масленица».

— Развлечение «Проводы русской зимы»;

— Игра – хоровод «Веснянка»;

— Русские народные игры: «Гори, гори ясно», «Горшки», «Ручеёк»;

— Игры – соревнования «Перетяни канат», «Передай клюшку», «Поезд»;

— Рассматривание картины В.И.Сурикова «Взятие снежного городка».

Самостоятельная деятельность детей.

— Рассматривание иллюстраций по теме;

— Лепка «Блины», «Пироги»;

— с/р игры: «Мы идём в гости», «К нам пришли гости»;

— д/и «Кузовок», «Неоконченный рассказ»;

Рисование:

«Веселый

праздник»,

«Обрядовая

кукла»,

«Необычное

солнышко».

Взаимодействие с родителями.

— Встречаем праздник всей семьей на главной площади нашего города;

— Испечь детям блины и приготовить другую вкусную специальную еду;

— Поиграть в народные игры.

Праздник «Широкая масленица»

«Пасха – праздник торжества жизни»

Задачи:

— познакомить с праздником – Пасхой, его значением в жизни наших предков,

с пасхальными натюрмортами;

— совершенствовать умение использовать полученные знания в собственном

творчестве;

— развивать понимание народного праздника;

— познакомить с символом праздника Пасхи – святым яичком.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Беседы:

1. «Пасха – главный христианский праздник»;

2. «Обычаи праздника»;

3. «Яйцо – символ жизни»;

4. «Праздник – Красная горка».

— Чтение стихов: Е.Гончаровой «В день Пасхи», В.Ладыженский «Христос

Воскрес!», А.Майков «Благовест»

— Чтение пасхальных песенок;

— Русские народные игры «Верба – вербочка», «Солнышко – ведрышко»;

— Знакомство с народными приметами;

— Рассказ воспитателя на тему: «Пасхальный стол»;

— Роспись яиц;

— Игры с пасхальными яйцами.

Самостоятельная деятельность детей.

— Изготовление пасхальных открыток, продолжить раскрашивание яиц;

-Игры по выбору с пасхальными яйцами;

— Рассматривание иллюстраций по теме.

Взаимодействие с родителями.

— Накрыть детям пасхальный стол;

— Расписать яички;

— Рассказать о празднике.

«Пасха – праздник торжества жизни»

21 районная краеведческая
конференция школьников по этнографии

«Народные традиции – моя история и
моя культура»

             Номинация: «Традиционный праздник – духовная основа жизни
предков»

Исследовательская
работа

«РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ и  ОБРЯДЫ»

Работу
выполнила Третьякова Юлия,

Учащаяся 5 а
класса МОАУ «Покровская СОШ»

Руководитель

Болгарова
Раиля Раисовна,

учитель истории,

I квалификационная категория

2016 год

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..с.3

План исследования…………………………………………………………….с.4

Глава 1. Теоретическая  часть.  

1.1       Из истории праздников……………………………………………………..с.5                                                                               

Глава 2. Практическая часть

2.1  Результаты исследования.………………………………………………..с.11

2.2. Праздник  Масленицы в селе
Покровка………………………………….с.11

Заключение…………………………………………………………………… с.
12                                                                                              

Литература ………………………………………………………….…………с.13

Приложение ………………………………………………………………….с.14

Введение

     В нашем
селе проводится различные  праздники.  И я с раннего детства люблю ходить с
мамой  на эти праздники. А иногда и   принимаю участие в них. Больше всего
нравится праздник  Масленица, потому что он проходит на улице, где собирается
много народу, у всех хорошее настроение и начинает ярче светить солнце.  Мне
стало интересно узнать, знают ли мои сверстники о народных праздниках. Для
того,  чтобы ответить на эти вопросы, я   изучила  несколько  книг и материалы
Интернета, посвящённые традициям и обычаям русского народа.

В данной работе изучены
русские народные обычаи, обряды. Проведено социологическое исследование среди 
учащихся средних классов, а также их родителей, знают ли они что-либо об
обрядах и праздниках. Особый интерес вызвали несколько  семейных традиций
(родины, день летнего солнцестояния, поход на рынок (в старину) и т.д.), о
которых не было известно учащимся. Предполагается дальнейшее исследование
проблемы.

  Цель исследования: изучение значения и символики
обрядовых  праздников  с древних времён и их проявления сегодня.

        Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:

ü изучить литературу по теме;

ü провести анкетирование, что знают о
празднике ученики.

ü изучить историю возникновения
праздников, традиции празднования

ü принять участие в праздновании
праздника Масленицы

ü полученную информацию
проанализировать и обобщить.

                 
Объект исследования: обрядовые праздники

        Предмет исследования: – символика  обрядовых праздников

        Для решения поставленных задач были
использованы следующие формы и методы работы:  наблюдение,
анкетирование, практическая часть, анализ работы.

   
Теоретическая значимость
исследования в том, что его результаты позволяют расширить и углубить
знания о традициях и обычаях своего народа.

        Практическая
значимость
исследования заключается в том, что собранный материал может
быть использован для составления различных сценарий   празднования 
«Масленицы», Ивана Купала.

 

План исследований

Проблема: Подавляющее большинство
современных детей не знают, какие праздники являются народными и когда они
появились.

Гипотеза: Я предполагаю, что
народных  праздников было много, но сегодня сохранились лишь некоторые из них.

План исследования

1.     Изучить литературу

2.     Провести анкетирование учащихся

3.     Принять участие в праздновании
Масленицы и других праздниках.

4.     Проанализировать и обобщить
информацию о праздновании.

5.     Оформить исследовательскую работу в
бумажном и электронном варианте.

6.     Защитить исследовательскую работу.

Описание работы

Глава 1. Теоретическая часть

РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ

 
Для начала нужно вспомнить некоторые из обычаев, праздников и обрядовую поэзию,
с ними связанную.

 Обряд
это
особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. Насчитывается
множество самых разных русских обрядов. Некоторые из них языческие, о некоторые
христианские. Все они сопровождались песнями.

Обрядовые
песни делятся на календарные (связанные с календарем), поблюдные (сопровождали
святочные гадания) и свадебные. Но жизнь человека начиналась с рождения,
поэтому первые обряды – это родины и крестины.

Родины
и крестины.

  
Семейные события всегда сопровождались пирами и увеселениями. Рождение младенца
ознаменовывалось домашним торжеством. Зажиточные люди учреждали родинные столы,
а крестьяне приготовляли особое пивцо и брали для этого разрешение от
начальства. Родители от гостей получали подарки, обычно деньгами.

  
Имя ребенку давали чаще всего случайно, по названию святого, память которого
была в этот день.

  
Русские люди спешили крестить младенца. Обычно они делали это на восьмой день
после рождения малыша, иногда на сороковой, так как эти числа напоминали о
младенческой жизни Иисуса Христа   Духовное рождение считалось значительнее
телесного. Поэтому день рождения оставался незаметным, а день ангела или
именины всю жизнь праздновался каждым, кому позволяло здоровье.

 Брак.

  
Брак сопровождался самыми затейливыми обрядами, и никогда семейная жизнь не
была такой веселой, интересной и запоминающейся, как в эти торжественные минуты
жизни.

  
Русские женились вообще очень рано. Бывало, что жених был в возрасте от 12 до
13 лет. Редко случалось, чтоб русский долго оставался неженатым, если только не
болезнь была тому причиной. При ранней женитьбе жених и невеста не знали друг
друга до брака. И это было совершенно естественно, ведь будучи детьми, они
находились под полной властью родителей и были скрыты от людей.

  
Жених даже не смел сказать, что желает жениться; родитель распоряжался его
судьбой. Только когда жених вступал в брак во второй раз и уже не имел
родителей, то выбор делался им самим.

Венчание.

  
Венчание происходило большей частью вечером. Утром в день торжества сваха
невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Сваха обходила
кругом хоромину, где устраивалось брачное торжество с рябиною в руках, на
которой нарезывались символические знаки. Её шествие совершалось церемонно.
Между тем у жениха и у невесты пекли свадебные хлебы или караваи и готовили
стол.

  
После того, как в доме невесты все было готово и сама невеста одета, ей на
голову возлагали венец – символ девичества и вели с торжественным шествием в
залу, где было устроено место для неё с женихом. А жених, убравшись в
венчальный наряд , ожидал, как ему дадут знать, что пора ехать за невестою. С
гостями его непременно находился священник, который должен был их венчать.

  
Две свахи вели невесту в венце, под покрывалом. За невестой следовали сидячие
боярыни, составлявшие её свадебный чин; две из них держали по блюду. На одном
лежала кика – головной убор замужней женщины. На другом лежали убрусы,
предназначенные для раздачи гостям. Блюдо  с осыпалом и убрусами ставилось на
столе перед главным местом, где лежала перепеча с сыром.

  
Когда все усаживались, отец и мать невесты, посылали дружку к жениху. Приходя,
он извещал, что время ему идти по невесту.

  
Священник первый вставал с места провозглашал: «Достойна есть!». Вставали
родители, брали по образу и становились рядом. Жених кланялся им в ноги,
целовал образ и получал родительское благословение. В торжественном шествии
впереди шли каравайщики с караваями, свечники и фонарники со своими
принадлежностями, потом священник с крестом, потом бояре, а за ними жених,
которого вел под руки тысяцкий, а за ним поезжане, то есть все, составлявшие
чин жениха. Они садились на лошадей верхами или в сани. Когда такое шествие
доходило до двора невесты, родители невесты выходили к ним навстречу. Они
входили в приготовленный покой, где уже сидела невеста. Жених молился,
знаменуясь крестом, и кланялся образам на все четыре стороны, потом вместе с
дружком подходил к своему месту. Жених садился возле невесты на одну подушку с
ней.

  
После венчания в церкви, все гости отправлялись в дом мужа. Вероятно, на
свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные
разъезжались по своим домам, а уже к вечеру жену привозили в дом мужа, и там
происходило брачное торжество.

  
Свадьба.

  
Свадебный ритуал был строго регламентирован, это был целый спектакль  с
множеством действующих лиц, у каждого из которых была своя четко определенная
роль. Выбирались дружки, свахи, сопровождающие невесту и жениха, — так
называемые чины, каравайщики, свечники, которые шли впереди свадебных поездов
невесты и жениха с караваями и свечами. Специальный человек должен был следить,
чтоб никто не прошел между женихом  на коне и возком невесты – это было дурной
приметой. Немаловажной была роль знахарей на свадьбах: они должны были отвести от
новобрачных злых духов, защитить их от сглаза.

В составе свадебного
обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне
обряда не исполняются. Их функция— обрядовая, они придают гласности
начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Своё
назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала.
Отличительной особенностью свадебных песен является эпический,
повествовательный стиль.

Новоселье.

  
Новоселье в старой русской жизни было торжественным событием; хозяин, входивший
в новопостроенный дом, приглашал духовенство освящать его и созывал родных и
знакомых. Гости являлись непременно с хлебом и солью – символами желания обилия
и благополучия; русские верили, что приносимый хлеб с солью в новом доме
изгонял влияние злого духа. Надо было умело выбрать подходящее место, на
котором строить новый дом. Для того, чтобы узнать хорошее или плохое это место,
у людей были разные гадания: например, клали дубовую кору и оставляли ее на три
дня; на четвертый поднимали и замечали, что же под корой; если там находили
паука или муравья, то считали место плохом, а если находили  червяков или
черную мурашку, то можно было смело ставить дом.

  
Во время пиршества на новоселье, комната устилалась травой, и на большом столе,
покрытом скатертью, клали принесенные хлебы и ставили  в солонницах соль. После
пиршества каждый из гостей должен был что-нибудь подарить хозяевам.

Масленица

В конце
марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу. Масленица —
праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего
праздника были блины, масляные блины. Своей формой они символизировали солнце.
Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе к древнейшему схематическому
изображению Солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама
Масленица — олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике
она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние
начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным
захоронением Масленицы — чучело сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям,
закапывали. Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна
была теперь успокоиться до следующего года.

Дорога наша гостья
Масленица

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная,триаршинная,

Лента алая,двуполтинная,

Платок
беленький,новомодненький,

Брови чёрные,наведённые,

Шуба синяя,ластки
красные,

Лапти частые,головастые,

Портянки
белые,набелённые!

           Сброки. Встреча птиц (22
марта)

        22 марта, в день
весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильки и другие
печенья в форме птиц. В Каргополье 22 марта называют тетерочным днем: детям
пекли тетерок — хрупкое, как кружево, печенье с узорами. В православии день 22
марта посвящен Сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сороками.
Говорят, что на Сброки из-за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот
день дети песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.

            Вербница

           Это большой
праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи.
Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением
вербного базара. В Москве такой базар устраивался на Красной площади. Здесь
детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные
шары, искусные игрушки, свистульки и дудки, сладости. Из старинных традиций и
сейчас еще сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать
детей для здоровья освященной веткой вербы.

В
современном мире считается, что Пасха — это праздник в честь Воскрешения
Иисуса и схождения его с креста. В этот день, Распятый спаситель покинул лона
своей усыпальницы и вновь возродился на радость всем. При этом на Пасху принято
печь куличи и пасху, а также красить яйца.

Радоницей называют Пасхой
усопших. Радоница отмечается на девятый день, во вторник после Пасхи, в Фомину
неделю. Это поминовение происходит на основании воспоминания о сошествии Иисуса
Христа к душам умерших. Издревле поминовение в Фомину неделю называли
Радавницей или Радуницей. Название праздника отожествляется с тем, что умершие
в этот день радуются. Это первое поминовение усопших после Пасхи. Также, раньше
в старину Радоницу еще называли Навием днем, что в переводе с древнеславянского
– навий – мертвец.

            Красная горка

        С Пасхальной
недели повсюду начинались первые весенние гулянья с качелями, играми,
хороводами. Совокупность этих гуляний называлась Красной горкой. Любимая
весенняя игра — «В горелки». В давние времена эта игра посвящалась весеннему
солнцу. Ее разыгрывали между кострами ранним утром на высоких холмах.

            День Ивана
Купалы.

        В этот день, день жатвы,
зажигали костер из жертвенных трав, и все, без исключения, независимо от пола и
возраста, с песнями плясали вокруг этого костра. Интересно, что богу Купале
приносили своеобразную жертву: купание.

        Купала
— божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника
оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола. Украшением и
символом праздника были цветы иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана
Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший
место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и
открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные
отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о
таких простаках.
Обычно с этого дня начиналось массовое купание в реках
и озерах.Вечером на Ивана Купалу, одевшись в чистые белые рубахи, русичи разводили
на окраинах костры. Огонь непременно надо было добыть древним способом —
трением. Как только пламя разгоралось, наступало оживление. Молодые запевали
песни, а старики беседовали в сторонке, вспоминая старое житье. Среди игр любимой
были прыжки через костер. Парни и девушки, взявшись за руки, перепрыгивали
через огонь.  Считалось, что если они не разомкнут рук, то вскоре поженятся.

          1 сентября — старинная
встреча Нового года

        Эту дату теперь
принято отмечать как День знаний. Кажется, что так было всегда. Однако в давние
времена все было по-другому. Присмотримся к родной старине. И мы увидим, что к
1 сентября были приурочены важные события. С середины XIV в. и до 1700
г. в Московском государстве существовал особый ритуал встречи . 1 сентября:
ровно в полночь, в глубокой тишине, со стены Московского Кремля раздавался
грохот, заревой (то есть вестовой) пушки, вслед за тем гудел самый большой
колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали звонить колокола во
всех московских храмах. Растворялись городские ворота, в церквах начиналась
служба. В домах тушили огни, а с появлением солнца зажигали новый огонь. Так
хлопотали потому, что в те давние времена 1 сентября считалось днем начала
нового года. И сейчас в православии 1 сентября считается днем церковного
Новолетия. Его называют днем Симеона-летопроводца.

           Покров Богородицы (14 октября)

      Это один из любимых осенних праздников. В
этот день молятся: «Батюшка Покров! Покрой избушку теплом, а хозяйку добром!»
Топили печь и шли за дожиночным снопом — тем, что был сжат последним. Его
хранили в переднем углу, под божницей, так как верили, что последний сноп
хранит силу со всего сжатого поля. На Покров этим снопом кормили домашнюю
скотину. В этот день девушки молились о хороших женихах.

Календарные ритуалы
по-своему организовывали крестьянский быт. Без них мир распался бы для
крестьянина па хаотичные и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить
саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия. А
те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от
которой этот быт зависел.

Глава 2. Практическая часть.

       Меня заинтересовало, знают ли
мои сверстники о народных традициях и обрядах.

Я провела анкетирование и  вот, что
выяснилось: что знания моих сверстников об этих русских праздниках очень приблизительные
и неточные.

В анкетировании принимали участие
учащиеся  и родители.

2.1  Результаты
исследования
.

  На основе данных,
полученных в результате исследования, можно сделать вывод, что из 40 опрошенных
человек (в том числе учеников и их родителей) знают об обрядах – 100%.

  Наибольшей
популярностью среди учеников 5-6 классов пользуются такие обряды, как
Масленица, свадьба, крестины, праздник Пасхи, день Ивана Купалы, Радоницу
(знают эти обряды 98% всех опрошенных). Взрослым людям, помимо перечисленных
обрядов, известны также сватовство, смерть, погребение (из всех опрошенных эти
обряды знают 80%).

Меньше знают и взрослые,
и дети о таких обрядах, как проводы в армию, новоселье, родины, погребение по
языческому обряду (30%). А про обряд, который проводится в день летнего
солнцестояния, Крапивное заговенье, Матушка Улита, Макрида, Давид-земляничник,
Афанасьев день, Перунов день, знают  9% опрошенных, да и то только взрослые.

2.2. Праздник 
Масленицы в селе Покровка.

           Я спросила бабушку и узнала
о том, что «Масленица» празднуется в селе  давно. В нём принимают участие
творческие коллективы Дома культуры, школа, детский сад, коррекционная школа,
ими проводятся театрализованные представления и игры. Проводят спортивные
состязания: «Залезание на столб», «Кулачные бои», «Перетягивание каната» и
другие, а также конкурсы на лучшую частушку.  На  площади организовывается
выездная торговля, где можно купить много вкусной еды. А также полакомиться бесплатными
вкусными  блинами,  и горячим чаем.

       В этом году масленичная неделя
длилась с 7 марта  по 13 марта. В течение всей недели в детских садах, школах и
досуговых учреждениях проходили различные мероприятия, посвящённые этому
старинному празднику. 13 марта в «Прощёное воскресение» состоялось массовое
гуляние, где я принимала участие. Мы зазывали Весну — Красну, загадывали
загадки, проводили игры и конкурсы. Праздник прошёл весело, а в конце
мероприятия был хоровод вокруг чучела Масленицы и прощание с ней. Он надолго
запомнится мне, потому что я впервые так близко познакомился с обрядами и
традициями этого праздника.

    Заключение

        Проведённая мною работа дала
мне много полезной информации о праздниках. Я нашла ответы на все поставленные
вопросы.

        Выдвинутая мною гипотеза о
том, что народ придумал эти праздники, опираясь на обряды и традиции предыдущих
поколений, подтвердилась. И многие праздники сохранились до наших дней. Праздник
наполняет жизнь народа духовным содержанием. Проходили века, менялись люди.
Например, Масленица частично утрачивала мистический смысл, обрастала новыми
традициями, но оставалась всё — же одним из самых любимых народных праздников.
В этом я убедился, принимая участие в сельском празднике. На праздник я надела
красивый платок. До сих сохранилась традиция  провожать зиму, сжиганием чучела
и встречать весну криком гармошек, шумом балаганов, танцами и хороводами,
частушками и прибаутками, радостным звоном бубенцов.

 Мне и моим
одноклассникам очень понравилось участвовать в праздновании Масленицы.

       Вывод:
проведённая  работа позволяет сделать вывод о том, что народные праздники
сохранились и до наших дней: с выпеканием блинов, сожжением чучела, танцами и
играми.

   Мне очень
понравилось быть исследователем. Было очень интересно искать по теме материал,
сравнивать, участвовать в играх и  конкурсах. На следующий учебный год я
собираюсь продолжить исследовательскую работу по теме «Русские народные
праздники».

                                  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гавришина Т.В.. Через игру в народную
традицию. Методическое пособие. Санкт-Петербург, 1995.

 2 . Жук Л.И.Традиции.
Обычаи. Обряды. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.

 3.
Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа (Сост.
А.И.Уткин; Авт. очерка о Н.И. Костомарове и И.Е.Забелине С.О.Шмидт. – М.:
Просвещение. – АО «Учебная литература», 1996.

 4. Куфтина О.В., 
Власенко О.П.- Русские фольклорные традиции. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2008.

5.
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: Кн. для чтения. – М.: Просвещение, 1981.

6.
Русский фольклор. (Сост. и примеч. В.Аникина). – М,: Худож. лит., 1985.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ: «Знаете ли вы
народные  обряды и праздники?»

1. Родины
—                                                         13. Масленица –

2.Новоселье
—                                                      14.Погребение (по
христ.)

3. Пасха
—                                                             15.Погребение (по
языч.)

4. День летнего
солнцестояния —                      16.Крестины –

5. Рождество
—                                                     17. Свадьба –

6.Смерть
—                                                            18. Сватовство –

7. Проводы в армию
—                                        19. Поход на рынок –

8.Радоница
—                                                         20.Русальная нед.-

9. День Ивана Купалы
—                                      21.Давид-земляничник

10.Крапивное заговенье
—                                    22.Афанасьев день –

11. Матушка Улита
—                                            23. Макрида –

12. Перунов день —

Масленица в с. Покровка
13 марта 2016 г.

Скачано с www.znanio.ru

Русские народные праздники, обряды и традиции

Русские народные праздники, обряды и традиции

Россия – поистине уникальная страна Наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Россия – поистине уникальная страна

Наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество.

Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и праздников. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Но наступало и время праздников- это было время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они одна большая семья, все собираются за праздничным столом, все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья, здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе. Праздничных дней в России было много:140-150 в году. Эти праздники были направлены на укрепления здоровья и благополучия людей. Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.

  • Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и праздников.
  • В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Но наступало и время праздников- это было время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они одна большая семья, все собираются за праздничным столом, все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья, здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе. Праздничных дней в России было много:140-150 в году. Эти праздники были направлены на укрепления здоровья и благополучия людей. Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.

Месяцеслов На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Месяцеслов

На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

7 января - Рождество Христово  Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом.

7 января — Рождество Христово

Рождество — праздник,

когда вся семья вместе собирается за общим столом.

7 января - Рождество Христово  Канун Рождества получил название «сочельник»  сочиво - это каша из пшеницы  или ячменя,  ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом. Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды,  в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя.

7 января — Рождество Христово

Канун Рождества получил название «сочельник»

сочиво — это каша из пшеницы

или ячменя,

ржи, гречихи, гороха, чечевицы,

смешанная с медом.

Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды,

в память о Вифлеемской звезде, возвестившей

волхвам и Рождестве Спасителя.

Рождественские традиции: колядки  В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством  люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались и колядовали. Колядой называется старинный рождественский обряд прославления праздника рождества Христова песнями и сама песня. За это колядующих хозяева угощали  разными вкусностями.

Рождественские традиции: колядки

В ночь с 6 на 7 января

перед православным Рождеством

люди обычно не спали:

ходили из дома в дом,

угощались и колядовали.

Колядой называется старинный рождественский обряд

прославления праздника рождества

Христова песнями и сама песня.

За это колядующих хозяева угощали

разными вкусностями.

Рождественские традиции: святки Двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения называют Святками, то есть святыми днями  Зимние святки были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали.

Рождественские традиции: святки

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения называют Святками, то есть святыми днями

Зимние святки были шумным и

веселым праздником:

жгли костры, собирались на игрища,

устраивали посиделки, девушки гадали.

Рождественские традиции: Крещение Господне  Праздник Крещения Господня завершает Святки. Отмечается в память крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей в водах реки Иордан.  На Крещение в церквях освящают воду. Святую воду бережно хранят . На крещение купаются в проруби –  в освященной воде

Рождественские традиции: Крещение Господне

Праздник Крещения Господня завершает Святки. Отмечается в память крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей в водах реки Иордан.

На Крещение в церквях освящают воду.

Святую воду бережно хранят .

На крещение купаются в проруби –

в освященной воде

    Масленичные  обряды в России   Масленица – один из самых любимых и долгожданных в народе праздник, провожающий снега да морозы и встречающий весну.

Масленичные обряды в России

Масленица – один из самых любимых и долгожданных в народе праздник, провожающий снега да морозы и встречающий весну.

      Масленицу на Руси называли честной, широкой и веселой. И всегда с нетерпением ждали ее наступления…

Масленицу на Руси называли честной, широкой и веселой.

И всегда с нетерпением ждали ее наступления…

Масленица . Понедельник. В понедельник Масленицу встречали

Масленица . Понедельник.

В понедельник Масленицу встречали

Масленица . Понедельник. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне.

Масленица . Понедельник.

В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне.

Масленица . Понедельник. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

Масленица . Понедельник.

Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

Катание с гор — это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

Масленица. Вторник. Вторник назывался «заигрыш» С этого дня по всей деревне начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой.

Масленица. Вторник.

Вторник назывался «заигрыш»

С этого дня по всей деревне начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой.

Масленица. Вторник. На улицах расхаживали ряженые, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых санях.  

Масленица. Вторник.

На улицах расхаживали ряженые, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых санях.  

Масленица. Среда. Среда – лакомка - открывала угощение во всех домах культовым масленичным блюдом - блинами и другими яствами .

Масленица. Среда.

Среда – лакомка — открывала угощение во всех домах культовым масленичным блюдом — блинами и другими яствами .

Масленица. Среда. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины . Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни  (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники…

Масленица. Среда.

В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины .

Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни

(напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники…

Масленица. Четверг Четверг - перелом, разгул, широкий четверг. В этот день по обычаю устраивались кулачные бои или

Масленица. Четверг

Четверг — перелом, разгул, широкий четверг. В этот день по обычаю устраивались кулачные бои или «стенка на стенку».

Утром детвора ходила по домам и

распевала масленичные песни,

например:

«Трынцы брынцы,

пеките блинцы!»

Масленица. Пятница. Пятница - тещины вечерки. Зятья зовут на блины своих тещ, стараются угостить их как можно лучше.

Масленица. Пятница.

Пятница — тещины вечерки. Зятья зовут на блины своих тещ, стараются угостить их как можно лучше.

Масленица.  Суббота. Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка одаривает золовок подарками, приглашает в гости родню мужа.

Масленица. Суббота.

Суббота — золовкины посиделки. Молодая невестка одаривает золовок подарками, приглашает в гости родню мужа.

Масленица.  «Прощенное» воскресенье  В этот день близкие люди  просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности

Масленица. «Прощенное» воскресенье

В этот день близкие люди

просили друг у друга прощения

за все причиненные им обиды

и неприятности

  Проводы  Масленицы В этот день - жгли чучела Зимы. В большой костер люди бросали также блины и остатки угощения. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.

Проводы Масленицы

В этот день — жгли чучела Зимы. В большой костер люди бросали также блины и остатки угощения. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.

Пасха  день Воскресения Христова  Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха.  Самый главный праздник Православной Церкви. Пасха – это праздник праздников!

Пасха день Воскресения Христова

Именно в нем заключается основной смысл Православной веры — сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха.

Самый главный праздник

Православной Церкви.

Пасха – это праздник праздников!

Пасха Во всех домах пекли традиционную праздничную выпечку – куличи и красили яйца.   Все дарят другу крашеные яйца,  приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»

Пасха

Во всех домах пекли традиционную праздничную выпечку – куличи и красили яйца.

Все дарят другу крашеные яйца,

приговаривая при этом: «Христос воскрес!»

— «Воистину воскрес!»

Пасха  Этот обычай приветствия -поздравления, сопровождается обниманиями и поцелуями.

Пасха

Этот обычай приветствия -поздравления, сопровождается обниманиями и поцелуями.

    Троица или зеленые святки   Отмечают Троицу в воскресенье, на 50-й день после  Пасхи .        Пол храма на Троицу устилают травой, иконы украшают ветками березы, а священники надевают зеленое облачение.

Троица или зеленые святки

Отмечают Троицу в воскресенье, на 50-й день после  Пасхи .  

Пол храма на Троицу

устилают травой, иконы украшают ветками березы,

а священники надевают зеленое облачение.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 1Проект по окружающему миру
«Русские народные праздники»
Выполнили:
учащиеся 3 класса

МОУ – СОШ № 1
г. Аткарска Саратовской области

2017 г.

Проект по окружающему миру «Русские народные праздники»Выполнили: учащиеся 3 класса МОУ – СОШ № 1 г. Аткарска


Слайд 2ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Узнать о русских народных праздниках и традициях празднования

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Узнать о русских народных праздниках и традициях празднования


Слайд 3ЗАДАЧИ :
Составить классификацию праздников;
Узнать о традициях их празднования;
Провести анкетирование.
Подготовить представление проекта.

ЗАДАЧИ :Составить классификацию праздников;Узнать о традициях их празднования;Провести анкетирование.Подготовить представление проекта.


Слайд 4Гипотеза
Можно ли прожить без праздников?

ГипотезаМожно ли прожить без праздников?


Слайд 5ЧТО ТАКОЕ ПРАЗДНИК?
День торжества, установленный в честь какого-либо

выдающегося события.
День, особо отмечаемый обычаем или церковью.
Просто выходной или нерабочий день.
День радости.

ЧТО ТАКОЕ ПРАЗДНИК?   День торжества, установленный в честь какого-либо выдающегося события.   День, особо


Слайд 6Праздники бывают:
Религиозные (Пасха)
Общественные (День Знаний)
Семейные (День рождения)
Государственные (День Победы)

Праздники бывают:Религиозные (Пасха)Общественные (День Знаний)Семейные (День рождения)Государственные (День Победы)


Слайд 7«Русские народные праздники»
Церковные праздники
Переходящие праздники:

Пасха.
Вознесение Христа — сороковой день после Пасхи.
Троица(

Пятидесятница) — пятидесятый день после Пасхи.
Непереходящие праздники:

7 января — Рождество Христово .
19 января – Богоявление ( Крещение Господне)
15февраля — Сретение Господне.
7 апреля – Благовещение.
19 августа — Преображение Господне.
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.
4 декабря — Введение в храм Святой Богородицы.

«Русские народные праздники»Церковные праздникиПереходящие праздники:Пасха.Вознесение Христа - сороковой день после Пасхи.Троица( Пятидесятница) - пятидесятый день после Пасхи.Непереходящие


Слайд 8«Рождество»
Празднуется
В ночь с 6 на 7 января (ежегодно)
Принято готовить птицу (гуся,

индейку, курицу), пирожки, пироги

Колядуют, гадают, дарят подарки

Что делают дети и взрослые?

Традиционные блюда

«Рождество»ПразднуетсяВ ночь с 6 на 7 января (ежегодно)Принято готовить птицу (гуся, индейку, курицу), пирожки, пироги Колядуют, гадают,


Слайд 9«Крещение»
Что делают взрослые и дети?
Празднуется
Традиционные блюда
19 января (ежегодно). Праздник Крещения Господня

завершает Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января.. 

Каши, блины, кулебяки, пироги, расстегаи, пирожки, кутья из риса, изюма и мёда.
Напитки – сбитень, квас, морс, кисели.

Идут в церковь, молятся, в ночь три раза ныряют в прорубь, набирают святой воды и накрывают праздничный стол.

«Крещение»Что делают взрослые и дети?ПразднуетсяТрадиционные блюда19 января (ежегодно). Праздник Крещения Господня завершает Рождественские святки, которые длятся с


Слайд 10ПАСХА
Праздник Светлого Христова воскресения

Первую Пасху праздновали
за 1500 лет до Рождества Христова.

Слово «пасха» означает «исход», «избавление». Пасха – праздник переходящий, то есть нет определённой даты празднования. Неделя до Пасхи называется Великой или Страстной.
К пасхальному столу красят яйца, пекут куличи, готовят Пасху из творога и изюма.

Обычай красить яйца связан с Марией Магдалиной, которая, узнав о Воскресении Христа, пришла к императору Тиберию и подала ему яйцо со словами: «Христос Воскресе!» . Император сказал, что не может этого быть также, как белое яйцо не может быть красным. И вдруг яйцо стало красным!
С тех пор стали красить яйца на Пасху. Красный цвет – цвет крови, пролитой Христом.

ПАСХАПраздник Светлого Христова воскресенияПервую Пасху праздновализа 1500 лет до Рождества Христова. Слово «пасха» означает «исход», «избавление». Пасха


Слайд 11«ТРОИЦА»
Этот праздник в честь Отца, Сына и святого Духа.

Он означал конец весны и начало лета.
Троица считается девичьим праздником. Потому что символом праздника стала берёза. Девушки плели венки из берёзовых веток.

Главным блюдом Троицкой трапезы была яичница. Также на праздник пекли лепёшки.

«ТРОИЦА»  Этот праздник в честь Отца, Сына и святого Духа. Он означал конец весны и начало


Слайд 12«МАСЛЕНИЦА»
Масленица
(или Сырная неделя) –

это
переходящий праздник,
оканчивающий зиму и
провозглашающий начало
весны. Её празднуют за
неделю до Великого поста.

Каждый день на Масленицу
имел своё название: понедельник – « встреча» (начинали печь блины); вторник – «заигрыш» (женихи сватали невест),
среда – «лакомки» ( зять приходил к тёще на блины), четверг – «разгуляй» (катания на лошадях, развлечения), пятница – «тёщины вечёрки» (тёща приходила в гости к зятю), суббота – «золовкины посиделки» (невестки приглашали в гости родственников мужа), воскресенье – «прощённое воскресенье» (все близкие люди просили друг у друга прощение за все обиды).
В воскресенье сжигали соломенное чучело, символизирующее Зиму.

«МАСЛЕНИЦА»      Масленица (или Сырная неделя) – этопереходящий праздник, оканчивающий зиму и провозглашающий


Слайд 13 «БЛАГОВЕЩЕНИЕ»
Этот праздник празднуется 7 апреля.
Он связан

с христианским преданием о будущем рождении Христа.
В этот день на Руси никто не работал, девушки не плели косы. В Благовещение пекли завитушки – «жаворонки», можно было есть рыбу, любимым угощением была кулебяка с осетриной.

«БЛАГОВЕЩЕНИЕ»  Этот праздник празднуется 7 апреля.  Он связан с христианским преданием о будущем рождении


Слайд 14

Вопросы анкеты:
Что такое праздник?
Какие праздники любят в вашей семье?
Празднуют ли в

вашей семье православные праздники?
Есть ли в семье традиционные блюда? На какой праздник вы их готовите?
Что Вы знаете о традициях празднования Троицы?
Какие традиционные блюда готовят на Благовещение?
Что такое «писанки»?
Назовите пословицы и поговорки, связанные с праздниками.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Вопросы анкеты:Что такое праздник?Какие праздники любят в вашей семье?Празднуют ли в вашей семье православные праздники?Есть ли в


Слайд 16Любимые праздники:

«ПИСАНКИ»

Пасха,
Новый год,
Благовещение,
8 Марта,
23 февраля,
1 Мая,
Масленица,
День Победы,
Рождество,
Крещение.

Любимые праздники:            «ПИСАНКИ»Пасха, Новый год,Благовещение,8 Марта,


Слайд 17ВЫВОДЫ:
Что мы узнали о русских народных праздниках?

Праздники бывают:
семейные;
общественные;

государственные;
религиозные.
Праздники – это неотъемлемая часть нашей жизни.
Русские народные праздники неразрывно связаны с традициями церкви.
Праздники передают душу народа в своих песнях, танцах, обрядах.
Каждый народ должен знать свои традиции, соблюдать их и передавать их от поколения к поколению.

ВЫВОДЫ:Что мы узнали о русских народных праздниках?Праздники бывают: семейные; общественные; государственные; религиозные.  Праздники – это неотъемлемая


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проектная работа праздники моей семьи
  • Проект про любимый праздник
  • Проект праздники народов севера
  • Проект праздники моего народа
  • Проектная деятельность православные праздники