Проект про праздник ивана купала

Ивана Купала один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к

Конспект краткосрочного проекта на тему: «Иван Купала»

Участники проекта: Дети разновозрастной группы «Непоседы», педагоги ДОУ, родители.  

Сроки реализации проекта: одна неделя. 

Тип проекта:

• по числу детей – групповой

• по доминирующему методу – игровой, творческий;

• по образовательным областям – Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

• по продолжительности – средней продолжительности. 

Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в середине лета «Ивана Купала». Ивана Купала один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.  Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Ивана Купала, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. 

Цель: Развитие интереса детей, родителей и педагогов к старинным русским обычаям. (праздник Ивана Купала). 

Задачи: 

1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

2. Обогащать духовный мир детей.

3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Ивана Купала».

4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Ивана Купала.

5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. 

Обеспечение интеграции образовательных областей:

Физическое развитие: приучать следить за осанкой во всех видах деятельности; развивать координацию движений, ловкость, быстроту, мелкую моторику рук.

Социально – коммуникативное развитие: формировать навык ролевого поведения при проведении игр и умение объединяться в игре со сверстниками, считаться с интересами товарищей; формировать навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр, забав.

Познавательное развитие: учить рассказывать о русском народном празднике Ивана Купала.

Речевое развитие: совершенствовать диалогическую речь; помогать детям правильно воспринимать содержание русских народных песен, стихов.

Художественно-эстетическое развитие: создавать свои художественные образы в изобразительной, конструктивной деятельности; вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии народных мелодий.

 Взаимодействие с родителями:

• Памятки для родителей «Праздник Иван Купала».

 Ожидаемые результаты проекта:

• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Ивана Купала через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

 Этапы реализации проекта: 

1. Подготовительный – изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта, выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условий для проведения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов.

2. Организационный – досуг, беседа, подвижные игры и упражнения, наблюдения в природе, художественное творчество детей; раздача памяток родителям; с педагогами игра «Горячая картошка» и обряд.

3. Результативный – творческая деятельность детей: изготовление символа праздника – венок из полевых цветов.

План проведения проекта «Ивана Купала»:

Среда (30 июня): «Рассказ о русском народном празднике – Ивана Купала».

Иван Купала. История и традиции 

    Сейчас этот древний языческий праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля, а по старому стилю он приходился на 23-24 июня, дни летнего солнцестояния.

У древних славян этот день был посвящен языческому богу Купале, но после крещения Руси его стали связывать с праздником Рождества Иоанна Крестителя. Так день Купалы превратился в день Ивана Купалы. В волшебную ночь накануне Иванова дня справлялось множество обрядов, и все они были связаны с водой, огнем и травами.

   Одни язычники непременно купались в эту ночь, чтобы очиститься, другие, наоборот, считали купание опасным, потому что на Купалу праздновал свои именины водяной, который очень не любил, когда «мутили воду», и топил всех, осмелившихся войти в его владения.

   В ночь на Ивана Купалу жгли костры: они, как и вода, имели очищающую силу. Вокруг костров плясали, через костры прыгали, матери бросали в купальские костры одежду больных детей, чтобы вместе с ней сгорели и болезни. У медленно догоравших костров устраивали шумные игры, бегали наперегонки, играли в горелки, пели, словом, веселились, как могли. В эту ночь главное было — не заснуть, потому что самой короткой ночью в году спешила воспользоваться нечистая сила всех мастей — русалки, оборотни, лешие, ведьмы и колдуны.

   В Иванов день собирали цветы и травы, которые имели целебную силу: считалось, что они и от болезней спасут, и нечисть прогонят, и приворожат, и отвадят. А еще существовало поверье, что в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник, и за те несколько мгновений, что цветет цветок, можно увидеть все клады, как бы глубоко они ни были спрятаны под землей. Впрочем, считалось, что клады, найденные не без помощи нечистой силы, не приносят людям счастья. Об одном таком злополучном кладоискателе рассказал Н. В. Гоголь в своей повести «Вечер накануне Ивана Купалы», живописной и жутковатой, как сам праздник. 

Чем заняться в ночь на Ивана Купала? 

   Лучше всего, конечно, вовремя лечь спать. Совершенно точно не стоит ждать, когда зацветет папоротник. Костры лучше жечь вместе со взрослыми, но если они не хотят составить тебе компанию, а спать совсем не хочется — вот несколько способов уподобиться предкам-язычникам. 

   Можно перелезть через двенадцать огородов — тогда все желания сбудутся. Можно сорвать цветок Иван-да-Марья и положить в угол на даче — тогда в дом не войдет вор, потому что брат с сестрой (то есть Иван и Марья, или желтый и фиолетовый цветки растения) будут разговаривать между собой, а вор подумает, что в доме кто-то есть. Если ты боишься ведьм, которые становятся особенно опасными в эту ночь, нарви крапивы и положи ее на пороге и на подоконниках. Смотри, не обожгись — крапива куда реальней ведьмы! 

   В ночь накануне Ивана Купалы можно погадать, например, опустить на реку венки с зажженной свечкой. У кого венок проплывет дальше всех, тот будет самым счастливым, а у кого свеча дольше горит, тот проживет долгую жизнь. А еще можно налить в широкий и глубокий таз воды, на закате солнца шепотом сказать воде свое желание и бросить в таз камушек. Если число кругов будет четным — желание сбудется, если нечетным — значит, не судьба. Помни, между четными и нечетными числами разница небольшая — один лишний круг всегда можно разглядеть при желании! 

   Для этой необыкновенной ночи есть еще одно, самое сказочное занятие: сесть и послушать шелест травы и листьев! Говорят, на Ивана Купалу все растения наполняются чудодейственной силой и тихо переговариваются между собой.

                 Четверг (1 июля): «Лекарственные растения» 

1. «Сказка о лекарственных растениях» —  обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;

2. Показ презентации «Лекарственные растения»;

3. Аппликация: «Лекарственные растения — Ромашка»

4.  Пальчиковая гимнастика «Цветочек» — развивать мелкую моторику рук.

Пятница (2 июля): «Приметы Ивана Купала» 

1. Просмотр презентации «Приметы Ивана Купала» — познакомить детей с приметами и обычаями на Ивана Купала. 

2. Пальчиковая гимнастика «Солнышко и дождик» — развивать мелкую моторику рук.

3. Отгадывание загадок о лекарственных травах и цветах.

4. П/и «Ручеек» — формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.

                   Понедельник (5 июля): «Цветок папоротника» 

1. Просмотр мультфильма «Цветок папоротника» — обобщить знания детей о празднике Ивана купала; доставить детям радость, хорошее настроение. 

2. Пальчиковая гимнастика «Травка» — развивать мелкую моторику рук.

3. П/и «Заря» — развивать двигательную активность.

4. Разучивание хоровода «Во поле березка стояла» — формировать интерес к народным танцам, умение выполнять движения по показу в хороводе.

Вторник (6 июля) «Праздник близится».

 1. Продолжать знакомить детей с праздником «Иван Купала».

2. Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

3. П/и «Ручеек» — Продолжать обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе, развивать двигательную активность.

4. Прослушивание песен, посвященные празднику.

5.Чтение стихотворения «Так велит Иван Купала» 

Всем велит Иван Купала,

Обливать кого попало!

Он за всё сейчас в ответе:

Лейте, лейте, лейте, лейте!

Мчите улицей, умытой-

Кто ещё тут не облитый?

Как, ни капли не попало?!

Не простит Иван Купала!

Догонялки! Обливалки!

Убегалки! Напевалки:

«К нам пришел Иван Купала,

Обливай кого попало!

Не беги от солнца в тень

Это самый лучший день!

Смеха, как воды, немало

Льёт кругом Иван Купала!

Обсыхалки-догонялки

Напевалки-обливалки

Ах, как жалко, что так мало

Только день Иван Купала!

Среда (7 июля): «Праздник Иван Купала»

  1. Творческая деятельность детей: изготовление символа праздника – венок из полевых цветов. 
  2. Игра с педагогами «Горячая картошка» и обычай-игра.

3. Раздача памяток родителям с загадками, чистоговорками и скороговорками, посвященными дню Ивана Купала.

4. Пальчиковая гимнастика «Солнце» — развивать мелкую моторику рук.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 120»

Исследовательская работа

Тема: «Праздник – Иван Купала»

Исследователь: Донских Юлия

4 «А» класс

МБОУ СОШ № 120

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Саркисян Татьяна Альбертовна

Барнаул, 2018

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

История происхождения праздника Ивана Купала………………………….4

Традиции, обычаи и приметы на Ивана Купала…………………………….5

Заключение…………………………………………………………………….8

Список литературы……………………………………………………………9

Приложение

Введение

Один из самых романтических, таинственных народных праздников—это, несомненно, Ивана Купала. Отмечать его начали еще в седой языческой древности. У восточных славян он приходился на день летнего солнцестояния 24 июня. Но после введения григорианского календаря дата сменилась на 7 июля. Празднования и обряды Иванова дня обязательно включают в себя три главные составляющие: огонь, воду и траву.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в середине лета «Ивана Купала». Ивана Купала один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Ивана Купала, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Ивана Купала).

Объект исследования: славянские праздники

Предмет исследования: традиции и обряды праздника Ивана-Купала.

Задачи:

  1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

  2. Поиск информации о славянских праздниках.

3. Изучение традиций, ритуалов этих праздников.

1. Ивана Купала и христианство

История происхождения праздника Ивана Купала рассказывает что после крещения Руси празднование совпало с церковным праздником Рождения Иоанна Предтечи (Ивана Крестителя). С ним связывают первую часть современного названия Ивана Купала. Вторая часть, по мнению некоторых исследователей, носит имя языческого божества плодов и цветов Купала. Но другие утверждают, что в славянском пантеоне такого бога не было, а название «Купала» связано с обрядами, проводимыми в этот день.

История праздника Ивана Купала донесла до нас сведения, что все основные празднования начинаются вечером 6 июля (23 июня) с заходом солнца и продолжаются всю ночь до рассвета. Ночь на Ивана Купала считается волшебной. В это время гуляет и пакостит вся нечистая сила: ведьмы, русалки, мавки и т. д., а травы, вода и огонь приобретают магические и целительные свойства.

Что делать на Ивана Купала? Уже после обеда 6 июля (23 июня) девушки начинали собирать цветы, травы и плести венки. Также молодежь изготавливала чучела Марены и Купала, главных действующих лиц праздника. В разных регионах их делали по-разному: из соломы, веток, целого деревца и т. д. Их украшали цветами, лентами, ягодами и плодами. Марена символизировала собой зимнее увядание, умирание природы, тогда как Купала был символом возрождения и изобилия. Вокруг чучел парни и девушки водили хороводы и пели специальные обрядовые песни, прославляя таким образом, извечный природный круговорот. Потом чучела обычно топили в воде или сжигали на костре, а празднования продолжались вокруг большого купальского кострища.

  1. Традиции, обычаи и приметы на Ивана Купала.

Купальский костер. Считалось, что в ночь на Ивана Купала огонь приобретает особую очищающую силу. Поэтому обязательным атрибутом этого праздника был ритуальный костер. Его делали очень большим и высоким, чтобы полыхал, как солнце. В центре огневища устанавливали высокий столб, на который частенько надевали череп коня либо коровы – «ведьму». Вокруг костра собирались все, от мала до велика, водили хороводы, пели, танцевали. Когда огонь немного прогорал, молодые парни и девушки начинали прыгать через костер, чтобы очиститься, излечиться от хворей, защититься от дурного глаза и нечисти. Если девушка не могла перепрыгнуть через огонь, то ее считали ведьмой. Могли облить водой, отстегать крапивой, обсыпать перьями. Молодые пары прыгали, держась за руки, и если в прыжке руки не рассоединились, то могли надеяться на крепкий союз.

Еще что делать на Ивана Купала? Также существовал обычай сжигать в этот день старые и ненужные вещи, избавляясь вместе с ними от старых обид и неурядиц. Еще на купальском костре матери сжигали рубашку больного ребенка, чтобы с ней сгорела и хворь, мучающая их чадо. А иногда через купальский костер перегоняли даже домашнюю скотину, чтобы избавить ее от мора и болезней. [1]

Целебная вода. История праздника Ивана Купала рассказывает, что вода в этот день приобретает особую целебную силу. К купанию в водоемах в этот день относились по-разному. В некоторых регионах омовения считались обязательным ритуалом, так как это очищало тело от болезней, а душу от дурных помыслов. Кроме того, вся нечисть (русалки, водяные) покидала водоемы, собираясь на свои шабаши. А в других, наоборот, опасались массовых купаний именно из-за разгулявшейся в этот день нечистой силы. Зато непременно старались походить босиком, умыться и даже поваляться в утренней росе. Это обещало юношам силу и здоровье, а девушкам красоту. Также в Иванов день любили попариться в бане с вениками из 12 лечебных трав, собранных накануне, в купальскую ночь. А вода, набранная из источников, имела чудодейственную силу. [2]

Магические травы В истории праздника Ивана Купала содержатся сведения, что в волшебную купальскую ночь все травы и растения приобретают особую силу. Травницы и знахари с рассветом шли собирать чудодейственные лечебные травки, покрытые целительной купальской росой. При сборе обязательно читалась специальная молитва-заговор. А в Беларуси, к примеру, считали, что свойства травок еще больше усилятся, если их будут собирать «старые и малые», то есть дети и старики. Ведь у них чистые и невинные души. Славяне верили, что на Ивана Купала (число — 7 июля) лечебные растения выращивают лесные духи — мавки и ухаживают за ними, снабжая целебными свойствами. [3]

Символы солнца в купальских обрядах.

Поскольку праздник Ивана Купала (число — 7 июля) отмечался в день летнего солнцестояния, то многие его атрибуты символизируют наше светило. Например, парни пускали с холмов огненные колеса или подожженные просмоленные бочонки, что должно было символизировать солнечный круговорот. А один из непременных аксессуаров купальских святок — это венок. Девичий венок в мифологии славян всегда символизировал солнце, а еще молодость и чистоту. С поклонением солнцу были связаны хороводы вокруг кострищ и чучел и специальные обрядовые песни.

Приметы на Ивана Купала для девушек относительно венков

Каждая молодая девушка непременно плела себе из цветов, трав, веточек и ягод венок, который украшал ее головку во время танцев и гуляний. Девичий венок в эту волшебную ночь имел особое, магическое значение. Например, девушки опускали веночек в реку или родник, зачерпывали сквозь них воду и умывали лицо, веря, что это сделает их кожу белой, щеки румяными, а глаза блестящими. Но главное обрядовое действо начиналось чуть позже, когда девушки убегали от парней и, прикрепив к своим веночкам зажженные свечи, отправляли их плыть по реке. Каждая девушка внимательно следила за своим венком. Если он отплывал далеко, то его хозяйка непременно должна была выйти в этом году замуж. Если же крутился на месте, то замужество нужно было отложить до следующего года. Но хуже всего, если венок тонул. Тогда считалось, что у несчастливицы нет пары и ей придется коротать век одинокой.

Впрочем, парни не оставляли без внимания это действо. Наблюдая исподтишка за обрядом, они старались потом выловить из реки венок своей избранницы и стребовать у нее взамен поцелуй. [4]

Цвет папороти Самая известная купальская легенда о цветке папоротника. Издавна верили, что раз в году волшебной ночью расцветает цветок папоротника. Он цветет лишь миг и охраняется нечистой силой, но тот, кто найдет его, обретет необычайные способности. Он сможет понимать язык зверей, птиц и растений, видеть сквозь земную твердь закопанные клады, открывать любые замки, управлять землей, водой и нечистыми духами, становиться невидимым и так далее. [5]

Поверья и приметы на Ивана Купала Считалось, что в эту магическую ночь деревья могут двигаться и разговаривать между собой, так же как птицы и животные. А в темном лесу между деревьев можно увидеть множество порхающих светлячков. Это души предков, вернувшиеся на землю лишь на одну ночь.

Также в ночь на Купала активизируется всяческая нечисть: русалки, мавки, лешие, домовые и прочие духи. Они устраивают свои гульбища, развлекаясь всяческими каверзами. Но больше всего вреда могли нанести ведьмы, чинящие в эту ночь разные пакости и собирающиеся на шабаши. Именно поэтому женщину, которая в купальскую ночь не пришла к кострищу, могли посчитать ведьмой. Чтобы обезопасить себя от потусторонних сил, использовали самые разнообразные обереги: веточки свяченой вербы, осиновые колышки, конопляный цвет, крапиву и полынь. И даже рваные мужские штаны, которые вешали на притолке хлева, чтобы ведьма не могла войти и забрать молоко у коровы или увести лошадь для поездки на Лысую гору к месту ведьминского шабаша. Купальская ночь была единственной возможностью для молодежи веселиться и плясать до самого рассвета, не вызывая осуждений со стороны взрослых. Лишь улыбку вызывали их бесчисленные проказы и некоторые вольности. Возможно, поэтому народ на протяжении многих веков так трепетно хранил и оберегал этот жизнеутверждающий и волшебный праздник, его традиции и обряды.

Заключение

И по сей день многие из нас продолжают традицию празднования Иван Купалы. Неизменными со времён язычников осталось большинство обычаев. Люди по-прежнему водят хороводы, прыгают через костры и собирают травы для лечения серьёзных заболеваний. Конечно же, для большинства это возможность весело провести время и насладиться общением. Хоть девушки продолжают гадать и пускать на воду цветочные венки в надежде поскорее узнать, кто же станет её суженым. 

Иван Купала может стать отличным поводом собрать всю семью и провести весело время вместе, но каждый решает для себя отмечать его или нет. 

Список литературы:

  1. http://fb.ru/article/342489/prazdnik-ivana-kupala-istoriya-traditsii-i-obyichai-primetyi-na-ivana-kupala

  2. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/10/111/95/111095767_1c0be7a45452.jpg

  3. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/158/94158135_5128008_0b1d227e38732e9ef39132829802e51d.jpg

  4. http://yahooeu.ru/uploads/posts/2012-02/1329085829_noch-na-ivana-kupala.jpg

  5. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/102/463/102463332_3166706_f_naivanakupala_tomashevskiy_vladimir_1358677402.jpg

  6. https://schci.ru/Ivan_Kupala.html

Приложение:

Рис 1

Рис 2

Рис 3

Рис 4

Рис 5

11

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Парус»

г. о. Самара

Творческий проект

«Праздник «Ивана Купала»

Автор:

концертмейстер МБОУ ДОД ЦВР «Парус» г.о. Самара

Пахомов В.Ф.

Самара – 2014 г.

1. Название проекта: Творческий проект «Праздник «Ивана Купала».

2. Аннотация проекта:

Детское объединение фольклорный ансамбль «Соловушка» —руководитель Борисенко Наталья Павловна, концертмейстер Пахомов Владимир Фёдорович, учащиеся фольклорного объединения «Соловушка».

Название учреждения: МБОУ ДОД ЦВР «Парус» г. о. Самара

Адрес учреждения: 443030, Самара, ул. Урицкого 1 –А

Телефон: учреждения: 336- 18 – 06

E-mailcvr.secretar@yandex.ru

Автор проекта:

Пахомов Владимир Фёдорович, концертмейстер фольклорного ансамбля «Соловушка».

Образование: высшее

Педагогический стаж – 38 лет.

Имеет награду «Отличник народного просвещения».

Награждён благодарственными письмами губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина, депутата Самарской Губернской Думы

О.Г. Борисова.

Партнёры проекта: семьи учащихся объединения «Соловушка».

Вид проекта: краткосрочный .

Срок осуществления проекта: 1 месяц.

Место реализации проекта: объединение «Соловушка» МОУ СОШ № 121.

Формы реализации проекта: создание презентации, выступления перед фольклорными коллективами г. Самары, участие в дистанционном конкурсе.

3. Предмет исследования: возникновение праздника «Ивана Купала» и его обряды.

Объект исследования:

Праздник « Ивана Купала».

Цель проекта: приобщение детей к традиционной культуре своего народа через организацию и проведение календарных праздников, развитие мотивации к познанию и творчеству.

Задачи проекта:

— изучить историю праздника Ивана Купала через литературу и Интернет источники;

— познакомить с традициями, обрядами, гаданиями народов России;

— рассказать, как отмечают «Ивана Купала» другие народы;

— подготовить презентацию проекта «Ивана Купала».

Актуальность проекта:

Перед педагогами дополнительного образования стоит проблема воспитания гражданственности, толерантности учащихся, выработки у них коммуникативных навыков, развития творческих способностей через возрождение традиций русского народного творчества.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купала.

Нет более любимого, популярного и древнего, уходящего корнями своими в глубь веков, праздника на Руси, нежели Иван Купала! Потому, наверное, что в этом празднике сплелись самым невероятным образом и языческие обряды Древней Руси, пришедшие к нам от прадедов, и более поздние христианские традиции, объединенные одним – извечной борьбой добра со злом, торжества победы справедливости.

Этот праздник и в наши дни отмечают с большим удовольствием.

Дети очень любят праздники, особенно им нравятся народные.

Их заинтересовал праздник Ивана Купала, который пришел к нам из язычества. Волшебство и мистика, традиции и обряды, гадания и поверия, окутывают его. Поэтому воспитанники «Соловушки» захотели более подробно о нем узнать.

Ведущие идеи проекта: привлечение внимания к актуальным проблемам общества, его нравственным ценностям посредством исследовательской деятельности, развития творческих способностей детей объединения «Соловушка» в процессе подготовки праздника «Ивана Купала».

Основу проекта составляет традиционный фольклорный материал по теме.

Проект реализуется через проведение цикла мероприятий различного характера (исследование, анализ, написание сценариев и т.д.)

Итог деятельности всех групп участников проекта:

— создание презентации проекта, выступление на школьных праздниках;

— выступления перед фольклорными коллективами г. Самары;

— участие в дистанционном конкурсе.

Участники проекта являются создателями, исполнителями, режиссёрами праздника.

4. Реализация проекта:

Основные этапы:

Этапы

Основные направления и содержание деятельности

Сроки

1. Предпроектный

Сбор информации через литературные и Интернет источники

Установление контакта с семьями учащихся, пожилыми жителями социума

1 неделя

2. Аналитический и практический

Анализ собранных материалов.

Оформление учебных проектов учащихся.

Подготовка компьютерной презентации

2 неделя

3. Реализация

Выступления перед участниками фольклорных объединений, школьниками, родителями

3 неделя

3.Послепректный

Проведение рефлексии:

анализ творческого проекта, его результатов

Оценка результата личного участия детей

4 неделя

Литература и Интернет источники:

Даль В.И. Пословицы русского народа. МПИК, 1995 г., 669 с.

Купалье. /Ред. – сост. Л.И.Жук – МН.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2004. – 128с.- (Праздник в школе»).

Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздничные игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1998 г. – 144 с.

Традиции. Обычаи. Обряды.

/Ред. – сост. Л.И.Жук – МН.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2004. – 128с.- (Праздник в школе»).

http://rusalkakoshka.beon.ru/8889-490-noch-ivana-kupala.zhtml
http://www.svadbavrn.info/content/prazdniki/kup-trad.html
http://impisr.edunsk.ru/index.php?titl
http://www.picture-russia.ru/content/DayIvanKupala

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/124113-tvorcheskij-proekt-prazdnik-ivana-kupala

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Городищенский детский сад «Аленушка»

Проект «На Ивана на Купалу смеха, радости немало!»

 

Авторы проекта:
музыкальный руководитель Анисимова Е.В.,

воспитатель
Баладжаева З.А.

2021 год

Сроки реализации, продолжительность:

краткосрочный 1 неделя (с 01.07 по 07.07)

Тип проекта:

 

игровой, познавательно —
творческий

 
 

Участники проекта:

дети старшего дошкольного
возраста, , воспитатель

 

Актуальность(проблема):

имея
богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе
праздника Ивана Купала, в котором переплелись народные и православные корни,
мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться
к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам народного творчества.

 

Цель проекта воспитывать уважение к культуре, обычаям и традициям
русского народа.

Задачи:

1.    
Формировать
элементарные знания детей о древних обрядах праздника «Ивана Купала»

2.    
Развивать
познавательный интерес к совместной творческой деятельности по изготовлению
куколки Купавки,  «купальных» венков.

3.    
Поддерживать
интерес к народным играм, хороводам и забавам.

4.    
Побуждать
родителей к участию в совместных с детьми проектах, отражающих традиции семьи и
страны.

Предполагаемый результат.

1.     Приобщение детей к традициям и обрядам
народного праздника – Ивана Купала

2.     Создание атмосферы радости приобщения к
традиции русского народна.

3.     Повышение познавательного интереса среди
детей к родной истории, родному краю.

Продукты проектной деятельности:

·       
Мастер класс
по изготовлению куколки «Купавка»,

·       
выставка работ
совместно с родителями куколка «Купалинка», «Купальные веночки» — демонстрация
самодельных венков.

·       
Презентация проекта:  Развлечение «Купальские
забавы»

1 этап проекта – подготовительный (1
день)
Хочу такой сайт

Задача
формировать элементарные знания детей о древних обрядах праздника «Ивана
Купала»

Мероприятия:

1.     Вводная беседа (вопросы к беседе: «Что за праздник
Ивана Купалы? В какие игры играют на Ивана Купалы? Как изготавливают  самодельных кукол?»)

2.     Подвижные рус. нар. игры: «Ручеек», «Заря – Зарница»

3.     Разучивание слов и движений хоровода «Во поле береза
стояла»

4.     Конструирование коллажа из засушенных трав.

2 этап – основной

Задачи

·       
Развивать
познавательный интерес к совместной творческой деятельности по изготовлению
куколки Купавки,  «купальных» венков.

·       
Поддерживать
интерес к народным играм, хороводам и забавам.

·       
Побуждать
родителей к участию в совместных с детьми проектах, отражающих традиции семьи и
страны.

Мероприятия:

1.     Беседа с просмотром презентации « Русский народный
праздник Иван Купала»

2.     Творческая мастерская по изготовлению куклы «Купавки»,
купальных венков.

3.     Выставка детских работ

4.     Хороводные игры.

5.     Дефиле в «Купальных» венках.

3 этап –
заключительный

Задача — создание атмосферы радости приобщения к традициям
русского народа.

Итоговое мероприятие:

1.Развлечение
«Купальские забавы»

Практическая значимость:

·       
Расширили знания
о культуре и традициях русского народа

·       
Углубили интерес
к историческим событиям, происходящих на Руси

          Вывод:
Приобщение детей к культурному
наследию через организацию музыкально-досуговой деятельности способствует
воспитанию у старших дошкольников чувства уважения к обычаям, гордости и любви
к своей Родине.

Ресурсное обеспечение:

1.     Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. — М., 1989,
320с.

2.     Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. —
Калининград, 1993, 245с.

3.     Богатырев П.Г., Гусев В.Е., Колесницкая И.М. Русское
народное творчество.- М., 2006, 299с.

4.     Топорков А.Л. Русский фольклор: Песни. Обряды и
обрядовый фольклор. Народный театр. Заговоры. Загадки. Частушки. — М., 1995,
373с.

Презентация на тему «Иван Купала»

  • Скачать презентацию (0.41 Мб)


  • 814 загрузок

  • 4.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа, посвященная дню Ивана Купалы. Благодаря этой работе школьники узнают об истоках этого праздника, кто такой этот Иван Купала, а также о традициях и верованиях наших предков, связанных с этим загадочным днем.

Краткое содержание

  • Кто такой Купала
  • Самая короткая ночь в году
  • Небывалый цветок
  • Купальские гадания
  • Поверья
  • Вечер Дня Ивана Купалы
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    11

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Содержание

  • Презентация: Иван Купала

    Слайд 1

    День Ивана Купалы.

    7 июля — праздник Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса. Рождество Христа — зимний солнцеворот, рождество Иоанна – летний. Постепенно христианский праздник слился с народным празднованием в честь летнего солнцестояния.

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Кто такой Купала?

    Купала(Купало) – славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. Его причисляли к знатнейшим богам. Ведь земные плоды более всего служат человеку и составляют его богатство.

  • Слайд 3

    Самая короткая ночь в году.

    Именно в эту ночь совершаются немыслимые чудеса, а вся нечисть совершенно распоясывается и старается навредить людям. Предохраняя свой дом от вторжения нечисти, крестьяне на окнах домов раскладывали жгучую крапиву.

  • Слайд 4

    Небывалый цветок.

    По народным поверьям только один раз в году, в самую полночь под Иванов день расцветает огненным цветом папоротник. Тот, кто найдёт и сорвёт этот цветок, становится знахарём и сможет отыскать любой клад. Много испытаний придётся преодолеть отважившемуся достать волшебный цветок, ведь ему будет противостоять вся лесная нечисть. Мало, кто выдержит такое испытание. Но без волшебного цветка не добыть заветных кладов.

  • Слайд 5

    Купальские гадания.

    1. Собирали 12 видов трав и клали ночью под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!», чтобы увидеть во сне своего будущего жениха.

    2. Завивали венки , с зажжёнными свечами, пускали в реку. Если венок утонет – суженый разлюбит. У кого плывёт дольше всех – тот будет счастливее всех, у кого свеча дольше всех горит – тот проживёт самую долгую жизнь.

  • Слайд 6

    3. В полночь выходили и, не глядя, рвали травы, а утром пересчитывали: если набралось 12 видов растений – замуж идти в этом году.

    4. Чтобы приснился жених, под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник – попутник», живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого»

  • Слайд 7

    Поверья.

    Утренняя иванова роса считалась лучшим косметическим средством. Брали чистую скатерть, выходили на луг, скатертью водили по мокрой траве и выжимали её в сосуд. У того, кто умоется этой росой кожа становилась нежнее лепестка.

  • Слайд 8

    Купальские травы обладали целебными и чудодейственными свойствами: весь год они охраняли скот, дом и всех домочадцев от нечистой силы. Иван – да – Марья, разложенные по углам дома, защищают его от врагов.

  • Слайд 9

    Купальские костры разжигали в этот день большинство народов Европы. Кто перепрыгнет через пламя купальского костра – весь год будет здоров. Прыжки через купальские костры избавляют от сорока злых духов.

  • Слайд 10

    Иван – чистоплотный.

    С утра парни брали вёдра и шли на реку, где наполняли их жидкой грязью и, возвращаясь, обливали этой грязью девушек. А девушки тоже бежали за грязью и мазали ею парней. И тогда начиналась весёлая свалка, полная криков и смеха. Потом перепачканная молодёжь гурьбой устремлялись к реке для совместного купания.

  • Слайд 11

    Вечер Дня Ивана Купалы.

    А вечером весь народ, принаряженный, с венками на головах, шёл к реке, где разводили костры, водили хороводы, пели, гадали и, конечно, собирали травы.

    Узнать ещё больше о захватывающих дух чудесах этого праздника вы сможете, прочитав повесть Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Православные праздники на Руси

Презентация: Обрядовые праздники славян и коренных жителей Западной Сибири – хантов и манси

Презентация: Летние праздники от Троицы до Ильина дня

Презентация: Иван Купала

Презентация: День Ивана Купалы

Презентация: Свадебные обряды. Иван Купала

Презентация: Иван Купала

Презентация: Народные праздники в произведениях

Презентация: Обрядовый фольклор

Презентация: Масленица

Презентация: Новый год!

Презентация: Новый год шагает по планете

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Праздник

Иван Купала на Руси

Иван Купала

Издревле все народы мира отмечали в конце июня праздник вершины лета. На Руси таковым праздником является Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник, полный обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
Иван Купала

Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил не кто иной, как Иоанн Креститель (точнее, его народный образ), крестивший самого Христа и чье рождество праздновалось 24 июня. 
Иван Купала

В это день люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.
Иван Купала

В песнях, которые распевались в деревнях, Купала называется любовным, чистоплотным, веселым. В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Иван Купала

На Иванов день принято было обливать грязной водой всякого встречного. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Купаться же было предписано на заре: тогда купание обладало целебной силой.
Иван Купала

В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше — тот будет счастливее. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни. Молодёжь, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Непременно играли в горелки.
Иван Купала

В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год.
Иван Купала

Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.
Иван Купала

С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки… Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям.
Иван Купала

Вот так и проходил праздник Ивана Купалы — в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях…
Иван Купала
Праздник Иван Купала на Руси

Презентацию подготовила Сироштанова Е.А.,
МБОУ СОШ № 76, п. Гигант, 2014 год

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проектной деятельности сценарии проектов здравствуй школа подготовительная группа
  • Проект про народный праздник
  • Проектная сессия сценарий
  • Проект про народные праздники россии
  • Проектная работа праздники моей семьи