Проект проведения праздника троица

проект, приуроченный к празднику "Троица"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Дом творчества Железнодорожного района», г. Улан-Удэ

Познавательно – творческий проект  

«Троица – день рождения земли, леса и воды»»

                                                              Составили: Словягина А.А;

Карандаева И.В

Улан-Удэ

2016 г.

Введение

Народные (фольклорные) праздники — это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций и т.п.). Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. И в России, и в других странах основные народные праздники носили природно-земледельческий характер. С этой точки зрения, праздники –это своеобразный дневник быта людей, их жизненного уклада, времен года в целом, а значит, народной культуры. Национальная культура — это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники.С другой стороны, народные праздники — это образец высоконравственных отношений, это пример толерантного общения, сотворчества. Художественные формы народного искусства, передаваясь из поколения в поколение, несут в себе исторический, духовный, эстетический опыт народа, его духовно-нравственную основу. В современном мире научно-технического прогресса теряется связь людей с традициями и природой. Поэтому изучение народных обычаев является эффективным средством развития личности человека. Включение в эту деятельность позволяет приобщиться к духовно-нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, сформировать эстетический вкус, воспитать уважение и интерес к труду.

Актуальность исследования этой темы обусловлена возрастанием необходимости не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего освоения и развития традиционной культуры народа. Сегодня большинство людей становятся потребителями всех традиций, а не хранителями и создателями национальной культуры. С каждым годом становится все меньше и меньше людей, продолжающих и создающих культурную среду в народе. Отсюда вытекает изучаемая проблема

Проблема: недостаточные знания детей и их родителей о народной художественной культуре.

Цель проекта: создание условий для приобщения детей к традиционной культуре через народный праздник  Троица.  

Задачи проекта:

обучающие:

— приобщение к традициям православного праздника Троица;

—  расширение знаний  о березе, ее лекарственных свойствах;

—  получение представлений об обряде «кумления».

развивающие:

— повышение интереса к изучению народной культуры;

— способствование приобретению дополнительных знаний об обычаях русского народа, связанных с березкой;

— совершенствование кругозора в области народных таинств, посвященных обряду «кумления».

воспитывающие:

— формирование чувства уважения к православным праздникам;

— способствование бережному отношению к природе;

— развитие чувства патриотизма.

Сроки   проект: апрель-июнь (4 месяца).

Участники проекта:педагоги и учащиеся ансамбля «Рябинушка»

Финансирование проекта: добровольная помощь родителей

Ожидаемые результаты:

-формирование адекватного устойчивого эмоционального реагирования ребенка на народные традиции;

-повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками и с взрослыми;

— формирование у детей положительного отношения к нравственным нормам и правилам;

— приобщение родителей к творческой деятельности детей;

— качественное изменение познавательных процессов;

— обращение детей к духовной культуре народа.

Оснащение:

компьютер, проектор, фонограммы, фотоаппарат, оформление сцены, березки, цветы, трава, ленточки атласные, музыкальные инструменты (трещетки, бубны, колокольчики, ложки деревянные,). Костюмы для персонажей праздника.

Этапы реализации проекта

Кроме закрепленных за определенными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла. Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит. Троица является одним из таких праздников. В современном мире народный праздник требует сценической обработки, т. е. подготовки сценария и художественных номеров. А это, в первую очередь репетиционная работа с учащимися, задействованными в представлении

Вся работа по реализации проекта делится на три основных: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап несет в себе мероприятия ознакомительного и организационного характера.

Основной этап – репетиционно-постановочная деятельность, подготовка костюмов и реквизита, работа с родителями по подготовке поездки на «Щучье озеро», разработка плана мероприятий в Гусиноозерске.

Заключительный этап включает в себя проведение праздника «Троицы», подведение итогов.

Этапы

проектирования

Проектные

мероприятия

Срок

исполнения

Промежуточный результат

Подготовительный этап

Беседа с учащимися ансамбля «Праздник Троица – традиции и история русского народа».

Апрель

Получение учащимися базовых знаний о народном празднике.

Подбор песенного и танцевального материала для постановки номеров.

    Апрель

Просмотр видео и прослушивание аудио материала.

Написание сценария проведения праздника «Троица – день рождения земли, леса и воды.»

Апрель

Знакомство со сценарием, распределение ролей.

Работа по установлению плана мероприятий со школами г. Гусиноозерска

1-15 апреля

Предварительный план выступлений ансамбля «Рябинушка» в школах г. Гусиноозерска в период с 4 по 10 июня.

Основной этап

Репетиционно-постановочная работа с концертными номерами,

Апрель — май

Подготовка хореографических и вокальных номеров к праздничной программе.

Работа с родителями (индивидуально) по подготовке к проведению праздника Троица и поездке.

До конца апреля

Сбор денежных средств для поездки на Щучье озеро.

Репетиционно-постановочная работа по сценарию «Троица – день рождения земли, леса и воды.»

Апрель — май

Работа с учащимися над ролями, номерами и связками между ними.

Подготовка реквизита, подбор костюмов и оформления сцены.

Апрель — май

Привлечение учащихся в работу по подготовке реквизита.

Генеральная репетиция программы.

Май

Предварительный просмотр театрализованной программы «Троица».

Уточнение плана совместных мероприятий со школами г. Гусиноозерск.

До конца мая

Окончательный план выступлений ансамбля в г. Гусиноозерске.

Работа по сбору необходимых документов для поездки ансамбля

До конца мая

Пакет документов для поездки.

Заключительный этап

Проведение театрализованного представления «Троица – день рождения земли, леса и воды.» согласно утвержденного сценария.

21 мая

Проведения подготовленного мероприятия

Поездка на Щучье озеро с выездами в г. Гусиноозерск

4-10

июня

Выступления в школах согласно оговоренному плану

Анкетирование участников ансамбля «Мои впечатления о народном празднике Троица».

9 июня

Мониторинг знаний и приобретенных навыков во время подготовки и проведения праздничных мероприятий.

Подведение итогов.

июнь

Отчет о проделанной работе. Выводы.

Заключение

Христианские верования, которые тесно сплелись после принятия христианства с языческими представлениями, несомненно, также являются образцом душевного и духовного отношения человека к миру. Нет необходимости доказывать, какой воспитательный гуманистический потенциал имеет обращение детей к духовной культуре народа. Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность, приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле. А использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.

Проектная деятельность в данном направлении дает возможность предполагать о способствовании в разностороннем развитии личности ребенка, а именно:

-формировать толерантное отношение к культурам народов России;

-развивать творческое сотрудничество детей между собой, детей и взрослых в процессе собирания материала, подготовки и проведения праздника;

-на примере традиционного для народа преклонения перед природой формировать бережное, ответственное отношение к ней учащихся;

 -способствовать самореализации, самовыражению личности учащегося.

При реализации проекта в обучении и воспитании можно говорить о внутреннем, не сразу открывающемся результате. Дети, реализуя проект, тем более коллективный, находятся в позиции творца, что ведет к развитию творческих способностей, к формированию универсальных компетентностей, в том числе коммуникативных. Сотрудничество, сотворчество, атмосфера праздничности,свойственные социально-значимой деятельности, приводит к качественным преобразованиям личности.

Приложение 1

Сценарий праздника

 «Троица- день рождения земли, леса и воды»»

Зал украшен веточками, цветочками и т.д. В зале стоит украшенная березка. Вокруг нее постелена трава. Дети свободно сидят в зале.

Скоморох 1:

Собирайся на площадь народ!
Сегодня вас необычное ждет:
Игры, песни, чудеса из чудес,
Спешите, времени осталось в обрез!
Скоморох 2:

Начинаем, начинаем!

Всех на праздник приглашаем!
Всех девчонок и мальчишек,

И тихонь, и шалунишек!
Будут игры, пляс, да хохоту час.
Скоморох 1:

Скучать сегодня воспрещается!
Наш праздник начинается!
Входит тетушка Арина.

Тетушка Арина: 

Эй, скоморохи — плясуны, вы не забыли зачем народ собирали, на какой праздник приглашали?
Скоморохи:

Конечно, не забыли! На Троицу  в этот день принято прославлять русскую берёзку.

Стихи читают дети.

1-й ребенок:        Люблю березку русскую, то светлую, то грустную.
В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках.

2-й ребенок:         С красивыми застежками с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.

Скоморох 1: Как я березу люблю, особенно по весне, сок березовый пить!
Скоморох 2: А я сделаю из березовой бересты дудочку, да буду музыку веселую играть.
Тетушка Арина: 

А мы с ребятами повяжем на березу ленточки шелковые, да загадаем желания заветные, а на праздник Троицу, они и исполнятся.
Во время слов Арины скоморохи раздают детям ленточки. Дети подходят к березке и на её ветвях повязывают ленточки.

Тетушка Арина: Станем, дети, в круг, песню споем и хоровод заведем.

Дети встают в круг поют и водят хоровод с элементами «змейки», «воротиков».

Хоровод «Во поле берёзка стояла»

Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла.

Люли, люли стояла, люли, люли стояла.

Некому березу заломати, некому кудрявую заломати.

Люли, люли заломати, люли, люли заломати.

Я ж пойду, пойду погуляти, белую берёзу заломаю.

Люли, люли заломаю, люли, люли заломаю.

Срежу я с березы три пруточка, сделаю из них я три гудочка.

Люли, люли три гудочка, люли, люли три гудочка.

Дети свободно рассаживаются в зале вокруг березки.

Тетушка Арина: 

Ребятушки, расскажу я вам сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила — была Берёзонька, белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая.

Спала она всю зимушку. Но вот пришла Весна-красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела.

Проснулась Берёзонька. Проснулась, на тёплом ветерке прогнулась. Украсилась серёжками. Всем понравилась, на праздник направилась.

Под красивую музыку (выбор по желанию) появляется ожившая берёзка

Берёзка

Уж вы милые детушки мои!
Ой, спасибо за наряды подаренные,
За песни нежные, за пляски удалые.
Как услышала я песни звонкие,
Да и пришла к Вам на праздничек.
Ожила я — веселиться хочу,
Песни петь да танцы водить.

Тетушка Арина: А теперь давайте поиграем в «Ручеёк», вставай и ты с нами, березонька.

Хороводная игра «Ручеёк»

Под музыку дети встают парами, сделав воротики, выбирают дружочка, проходя в них.

Под музыку (звон колокольчиков) выходит Жар-птицы.

Тетушка Арина: 

Ребята, посмотрите, какая гостья к нам пожаловала.

Жар-птица.

Я – Жар-птица, рода царского, из сада райского!

Не чета тебе – дереву!

Берёза. 

А я простого рода.

Мой батюшка – месяц ясный, он ночью мне светит.

Моя матушка – красно солнышко, оно меня греет.

Мой брат – соловей в лесу, он мне песни поёт.

Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает.

Жар-птица.

А мои перья золотыми лучами сияют.

Берёза.

Моей лучиной избу освещали.

Жар-птица.

А я вся огнём пылаю!

Берёза.

А я в печи жаром всех согреваю!

Жар-птица.

Мои перья царские одежды украшают.

Берёза.

А я в лапти всех обуваю!

Жар-птица.

Ради меня за тридевять земель отправляются.

Берёза.

А моим соком по весне угощаются!

Жар-птица.

А я хвост веером распускаю.

Моей красотой весь свет дивится!

Берёза.

Своими почками да листочками я людей лечу, в бане веничком парю.

За это меня называют деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Да и счастье человеческое мне знакомо… Ведь влюблённые часто под моими ветвями соловьиные песни слушают да на звёзды любуются.

Жар-птица.

Заслушалась я тебя, Берёзонька. Видно, и впрямь мне делать нечего в русских лесах. Вернусь я в свои сады райские. А ты радуй людей своей красотой, исцеляй и утешай душевной простотой.

Тетушка Арина: Ребята, давайте подарим нашей гостье веселый, задорный музыкальный номер.

«Шумовой оркестр»

Детям раздаются музыкальные инструменты: трещетки, бубны, колокольчики, ложки деревянные, маракасы, погремушки. Под руководством музыкального руководителя исполняется «Русская плясовая» по партиям.

Тетушка Арина: Ох, и расшумелись мы тут с вами. Поем, да танцуем. Вот услышит нас леший!

Выходит Леший (под фонограмму пения птиц из цикла «Гармония природы»)

Леший: Что за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут, и вдруг кто-то шумит, песни поёт, в барабаны бьёт.

Тетушка Арина: Леший, ты на нас не обижайся, мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды.

Леший: Ну ладно, успокоили вы меня. А я думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнёзда разорять, лес ломать. Таких людей я не люблю и лес от них защищаю. А с вами поиграть хочу.

Тетушка Арина: Поиграй с нами в игру «Пустое место». Выходите, детушки, в круг.

Игра «Пустое место»

Участники игры встают в круг, а водящий остается за кругом. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный — в противоположную. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место (оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставшийся без места становится водящим, и игра продолжается.

Леший: А вы, ребятки, умеете отгадывать загадки?

Дети: да

Леший: Сейчас я проверю. (Достаёт открытки с загадками из волшебного сундучка):

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!»,-  приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — …

Дети: лето

Ждет нас в гости друг зеленый, 
Ждут березки, липы, клены, 
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты.
Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это — …

Дети: лес

Кто скажет, кто знает,
Какой лес бывает?
Внимание, внимание,
Слушайте задание!
Любит подберезовик
Лес, какой? 

Дети (хором):  березовый.

А теперь отгадайте, 
Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой!

Дети: берёза

Молодцы, ребятишки! Много знаете о лесе. Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождение леса, земли нашей. Приходите в гости в лес почаще. Теперь я знаю, вы его не обидите.

Тетушка Арина: До свидания, Леший, а мы продолжим веселиться. Давайте плетень заплетать.

Игра «Плетень»

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».

Описание: http://www.iakovlevskoe.ru/images/stories/School/Scenarios/Troica/pleten.jpg

Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» (взяться за руки крест-накрест).

1 и 2 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень —
В зной прохлада радует.

1 и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.

3 и 4 плетни шагают навстречу друг другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень,
В зной прохлада радует.

3 и 4 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.

Тетушка Арина: 

Мы в лесу деревьев много видим разных.
Не бывает между ними безобразных.
Но красивей той березки не найти,
Что попалась нам сегодня на пути.
Вся мила она от края до вершины,
Мы решили, что справляют именины,
Здесь в лесу она средь близких и друзей,
И приносим поздравления мы ей. Спасибо вам за тепло и внимание,

А мы уходим, до свидания!

Список литературы:

  1. Елкина, Н.В., Учим детей наблюдать и рассказывать/ Н.В. Елкина, О.В.Марничева, попул. пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.
  2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.: Рипол классик, 1997.
  3. Михайлова, М.А., Поём, играем, танцуем дома и в саду/ М.А.Михайлова, Е.В.Горбина, пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: «Академия развития», 1998.
  4. Новицкая, М.Ю., Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть / М.Ю.Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Соколова, Л.,  Воспитание ребёнка в русских традициях / Ю.Е.Антонов, Л.В.Левитина, О.В.Розова, И.А. Щербаков.  – М.: Айрис- Пресс, 2003.
  6. Тубельская, Г.Н,. Праздники в детском саду и школе/ Г.Н.Тульбеская. – М.: Линка- Пресс, 2001.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида города Бокситогорска»

Проект

фольклорного праздника

«ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА».

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Пономарева Любовь Алексеевна

Цель проекта:

Познакомить детей с русским народным творчеством, народными традициями, способствовать воспитанию бережного, уважительного отношения к природе, прививать любовь к русским народным песням и танцам, желание их исполнять.

Задачи проекта:

1.Познакомить детей с народным праздником «Троица», народными приметами, пословицами и поговорками.

2.Познакомить с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен, частушек.

3.Научить народным играм.

4.Развивать творческие способности детей, трудолюбие, упорство в достижении цели.

5.Воспитывать уважительное отношение к народным традициям и чувство коллективизма.

6. Приобщать к сохранению народных традиций в семьях детей.

7. Привлечь родителей к изготовлению книжек-раскладок со стихами о русской березке.

Используемые материалы:

Русские народные костюмы, венки, ленты, балалайка, березовые ветви, самодельная береза, лоток, шапочки птиц, мешки для аттракциона.

Актуальность проекта.

К сожалению, в наше время люди очень поверхностно знакомы с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили, как работали, как отдыхали русские люди, какие они соблюдали обычаи? Поэтому очень важно познакомить детей с традициями, народными приметами, обрядовыми праздниками наших предков. Одним из таких значимых праздников на Руси является, Троица. Поэтому мы проводим этот праздник каждый год в нашем детском саду. Троица-это старинный русский народный праздник земли, воды, и леса. С давних пор люди прославляли и оберегали русскую красавицу березку-символ добра, любви и чистоты. Именно березка- главная героиня нашего праздника. Через этот праздник мы в нашем детском саду знакомим детей с обычаями празднования, воспитывая тем самым любовь к русской народной культуре, традициям, уважение друг к другу, бережное отношение к нашей природе.

Конспект праздника.

В центре зала стоит береза. Зал украшен рисунками детей, книжками- раскладками, изготовленными родителями детей.

Дети заходят в зал и садятся на стулья.

Вед. Ребята сегодня мы все собрались в нашем зале, такие веселые и нарядные и принесли с собой зеленые веточки берез, в честь праздника «Пресвятой троицы» Троица-это праздник березок и цветов. В этот день люди украшали дома, дворы, улицы ветками березы и цветами. Молодежь с венками на голове водила хороводы, играла в различные игры. Ближе к вечеру гадали у реки, бросая венки в воду. Вот и мы давайте повеселимся.

Под музыку выходит коробейник с лотком.

Коробейник говорит:

Начинаю хоровод, подходи честной народ

Пусть сердца раскроются на святую Троицу.

Дети:

1.Подходи, честной народ,

Коробейник продает

Березовые веточки

Для Катеньки и Светочки,

Для Машеньки, Наташеньки,

Глашеньки и Дашеньки-

Для всех девчат, для всех ребят,

Для всех березовый наряд!

2.Есть и сок березовый, чтоб щечки были розовы.

Березовая каша для Феди и для Маши!

3.Березовые почки, берите на примочки!

4.Изделие из бересты, бери, не пожалеешь ты!

5.В любой торговой точке, для девушек цветочки, для девочек платочки

В любой торговой точке.

6.Подходи честной народ, начинаем хоровод!

Хоровод: «Во поле береза стояла».

Вед. Ау, народ, тот, кто песни поет,

Кончай хоровод, выходи наперед.

Реб. Небо белое, небо синее,

Над любимою над Россиею!

Ветер голосом и в подголосках

Нынче песни поет о березках.

Песня: «Спасибо» Чичкова.

Вед. А теперь аукцион, очень уж секретный он,

Впрочем, не такой секретный, но в познании заметный!

Я буду задавать вопросы о нашей героине березке, а вы попробуйте ответить.

Вопросы к гостям:

1.Как в народе еще называли березу.

(Преснец, вьюнок, повитуха, бреза, повилка)

2.Какие породы берез, растущих в России вы знаете?

(Белая веселка, шерсто-листая, болотная, глухая, карельская, каменная, кустовая, сланец, сланка и плакучая)

3.Какую птицу крестили в день Троицы (кукушку)

4.А какую птицу называли в честь березы? (березовка-длиннохвостка)

5. У березы есть «одежда» из которой делают посуду, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (береста).

6. Как в народе называют веник и где он применяется? (голик), применяют его в бане и в доме для подметания.

Сейчас наши ребята расскажут поговорки про веник.

1.Дам тебе баню, до новых веников не забудешь!

2.Веник в бане-господин наиглавнейший.

3.Веник в бане всем начальник.

Вед. Да, березовый веник в бане любую болезнь из тела изгонит: кости расправит, все тело поправит.

В народной медицине используются и почки березы, и кора, и сережки, и лист, и конечно же березовый сок- полезный и вкусный.

Девочка: Парни и девицы, девицы-молодицы,

Дети и родители, дорогие зрители,

Праздник начинается, березка наряжается.

Дети подходят к березе и украшают ее разноцветными лентами и веревочками.

Девочка: Березка, березка, завивайся кудрявая,

К тебе девки пришли, пироги принесли.

Мальчик: На поляне на лугу, гнулася березонька

Завивали девушки, лентой украшали.

Вед. Ребята, березка всегда всех друзей, всех хороших людей встречала и привечала. И нам ее встречать-величать, а ей ветками качать.

Встречайте русскую березоньку.

Выходит, девочка, одетая в белое платье с белыми листочками вся в цветных ленточках.

Говорит березка: Во зеленом поле, во зеленом гуде

Здравствуйте гости, здравствуйте люди!

Я березовая веточка, дочь березки русской Светочка,

К вам на праздник пришла, лето вам привела.

Здесь мы с вами породнимся, породнимся, покумимся!

Ребенок: Березонька, желанная, подруга долгожданная,

Войди скорей в девичий круг, выбирай для кумления себе подруг.

Березка выбирает себе подруг и целуется с ними.

Дети заводят хоровод: Ой, береза молодая.

Вед. А теперь мы потанцуем с березовыми веточками.

Танец с веточками.

Вед. Белая березка всегда считалась самым красивым и любимым деревом, ее почитали деревом счастья.

Стихи о березе.

1.Березка белый сарафан надела, кудри завила, косы заплела

До чего же хороша, словно девица-душа.

2. Люблю березку русскую, то светлую, то грустную

В белом сарафанчике с платочками в карманчиках.

С красивыми застежками, с зелеными сережками.

Люблю ее заречную, с нарядными оплечьями, то ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Она всегда с подружками весною хороводится.

Целуется, как водиться, под ветром долу клонится.

И гнется, но не ломится.

3.На березке по утру дятел продолбил кору,

Льется на песок золотистый сок.

А лесной народ, капли сока пьет.

Дятел длинным языком капли сока лижет,

Бабочка, усевшись ниже, пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки по березе гладкой,

Ползут, как по дорожке за капелькою сладкой.

Всех береза напоила, сладким соком оделила!

Хоровод «Земелюшка чернозем»

Вед. А теперь расскажите пословицы и поговорке о березе.

Дети говорят

1.Белая береза, да деготь черен.

2.Береза не угроза, где стоит, там шумит.

3.Березовый веник в бане- всем господин.

4.береза ум дает, кого бьет.

Вед. А как белую березу звали ранее, да и сейчас в народе зовут? (веселкой)

Значит, береза дерево веселое, и поэтому пора переходить к играм и забавам. Будем играть, по любви выбирать.

Игра «Тетерка»

Игра «Обгонки» (соревнуются мальчики)

Игра «Балалайка»

Выходит, девочка березка. Говорит:

Уж вы милые девушки мои, уж вы верные подруженьки!

Ой, спасибо за наряды подаренные, за песни нежные,

За пляски удалые, за хороводы народные,

За песни старые и модные,

За стихи и слова высокие, пожелания мне глубокие.

Всех прошу в хоровод строится, завершаем наш праздник Троицу.

Хоровод: «Ай, да, березка» (дети прощаются с березкой)

Вед. Ну, вот и закончился наш праздник Троица. Мы с вами венки вили, хороводы водили, пели, играли. Спасибо за внимание, гостям до свидания!

автор: Ершова Елена Николаевна

учитель математики. Классный руководитель 8 класса КОУ ВО “Павловская школа-интернат №2”

Сценарий проведения праздника “Троица”

Сценарий проведения праздника «Троица»

(Звучит задорная музыка)

Ведущий: В N селе

         Собирались девушки

         Праздник Троицу встречать,

         И кумиться, и гадать.

         У березки, у кудрявой

         Хороводы заводить.

         И сплести венок зеленый,

         Да по реченьке пустить.

         Ой, люли-люли-люли,

         Выходили девушки.

(На сцене танцевальный коллектив исполняет хоровод)

1 девушка: Ой, девушки-подруженьки, наконец-то Троица долгожданная наступила, лето красное с собой принесла.

2 девушка: Зеленые Святки – праздник девичий и праздник березки русской. В этот день все внимание русской белоствольной красавице.

3 девушка: Ой, подруженьки, мы все румяные да нарядные, все пригожие да улыбчивые. А березка наша плакучая не наряжена, не украшена.

(Девочки попеременно)

– А у нас есть ленты красные…

– А у нас есть ленты синие…

– А у нас есть ленты разные…

– Колокольцы есть, цветы дивные.

– Пойдемте в лес березку украшать.

(Звучит мелодия, девушки уходят, выходит детский ансамбль с песней, затем ведущий читает на фоне мелодии)

Ведущий: Пошли девушки во луга – лужочки,

         Чтоб сплести себе по веночку,

          Чтоб березоньке поклониться,

          Да веточкам зеленым завиться.

 (Выходят девушки в венках)

1 девица: Девицы – красавицы! К нам нынче пришла Троица!

Травой – муравой земля покроется, цветочками приукрасилась.

2 девица: Ты, радуйся березонька, радуйся, кудрявая.

Завивайся березонька, да на весь денек,

Завивайся березонька, да на весь годок!

Ведущий: На поляне, на лугу гнулася березонька,

Завивали девки, лентой украшали, березу прославляли.

(Девушки украшают лентами березку, звучит песня)

1-я: Мой венок, мой зеленый

     Веночек, венок, аленький цветок.

     Да кому ж я свой веночек подарю?

2-я: А я загадаю свой венок на друга милого Алексея! Пусть не повянет венок мой на березке, а когда в воду его брошу, пусть его прибьет к берегу, в следующем году значит, замуж за него пойду.

3-я: А я загадаю свой венок на батюшку и на матушку! Пусть не повянет и мой венок, а родители мои пусть здоровыми будут!

Ведущий: Девушки! Ленты-то с венков не забудьте снять, спрячьте подальше и всю жизнь храните на память. А если в этом году замуж выходить будете, свечи ими связывайте.

4-я: А что ж, подруги, кукушка молчит? Кукушка, кукушка сколько мне лет в Девичестве ходить?

(Кукушка кукует 3-4 раза)

4-я: Спасибо, кукушечка! И то ладно, приданое еще не готово!

(Звучит мелодия, девушки уходят)

(Девушки из хора)

1-я: А теперь, девушки, пришла пора нам покумиться. Вставайте парами подружки. Через березовый венок – покумимся, подругами станем.

(девушки поют, кумятся, приговаривают)

– А ну-ка, кумушка, мы покумимся,

  Мы покумимся, приголубимся.

– Покумимся, кумушка,

  Покумимся, голубушка

  Чтобы жить полюбовно,

  Жить – не браниться.

– Не сердись на меня, кума,

  Я в обидах виновата сама!

– Мы с тобою будем дружбу водить,

  И не будем мы друг дружку корить.

Игра-хоровод «Со венком я хожу»

(Выходит парень)

Парень: Я все видел, и все слышал! Как я хочу, чтоб Аленкин – то венок не завял! Мечтаю к осени свадьбу справить! Аленка – маков цвет, такого другого в природе нет! Укрою – ка, я его понадежней в листьях, чтоб его ветром не задуло, солнцем не засушило, и дождем не размыло!

(Пытается перевесить венок на другую ветку)

(Звучит песня «На гряной неделе», парень прячется за березу. Выходят русалки, окружают добра молодца, он пытается выйти, ничего не получается. Русалки танцуют, звучат слова.)

Голос девушки: Что же ты, добрый молодей, забыл, что в русальную неделю нельзя до ночи задерживаться одному!

Русалки защекочут тебя до смерти, а ты еще так молод. И не увидит тебя твоя Аленка.

Голос парня: Ничего! Лишь только день начнет клониться к вечеру, появятся молодые затейливые парни, они примутся за русалок.

(Появляются парни, играет баян, видят русалок, кричат)

Парни: Гони русалок!

(Бегут за русалками, русалки в разные стороны убегают. Двух русалок догоняют, подводят к центру сцены, по плечам хлещут ветками полыни.)

Парень: Вот тебе, чтоб не кусалась, не щипалась и чтоб людей не топила, урожай не топтала.

(Русалки убегают)

(Звучит музыка, выходят девушки, подходит к ним парень)

Парень: Эх, девчата хороши, глаза разбегаются,

                Но сердце к одной прикипело.

(протягивает руку Аленушке, она выходит к нему, он одевает ей венок.)

Аленка: А вдруг это не мой венок?

1 Девушка из хора: Ее, ее венок, я вижу дело сладится!

                                 Ой, хорош день, хороша Троица!

2 Девушка из хора:  Пусть сердца раскроются на святую Троицу!

(Звучит песня «Тень, тень»)

(Выходят дед и бабка)

Бабка: Здесь сегодня пели, хороводы водили, а мы хотим предложить вам настоящий аукцион.

Дед: Настоящий, но не простой! Дело в том, что вы не будете знать, что покупаете. Но поверьте нам, эта вещь необходима каждому.

Бабка: Милые женщины благодаря этому средству станут красивыми и стройными, мужчины – добрыми и сильными, а дети- здоровыми!

Дед: Итак, начальная цена 3 рубля.

(Проводится аукцион, растет цена, победитель приглашается на сцену)

Бабка: Представьтесь, пожалуйста.

             Как вы думаете, что вы купили за такую большую цену.

Дед: А теперь закройте глаза…

(Победителю вручается сюрприз – березовый веник)

Бабка: Ну, а всем добрым людям мы можем дать бесплатные советы по искусству изготовления веников.

Дед: Дерево нужно выбирать помоложе, но такое, чтобы ствол можно было ладонью обхватить.

Бабка: Заготавливать их лучше в начале или середине июня, когда березовый лист в соку, пахуч и обладает целебными свойствами. 

Дед: Но делать это надо после Троицы.

Бабка: Нельзя заготавливать веник в сырую погоду (лист потемнеет и опадет)

Дед: Не обламывать для веника березовые кусты, что растут у старых корней – получиться не веник, а метла.

Бабка: Вязать веники нужно крепкие, но не толстые «по руке».

Дед: Хранить подвешенными в прохладном месте.

Бабка: Ну, и парьтесь в баньке с веничком на здоровье!

(Танец «Баня», танцуют Дед и Бабка)

Ведущий: День к закату клонится,

                   Завершается праздник Троица.

                   Мы желаем вам мира и благости,

                   И здоровья, и счастья, и радости!

Автор: Чистякова Наталья Сергеевна

Музыкальный руководитель Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад “Колосок” Чухломского муниципального района Костромской области

Проект “Святая Троица”

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Колосок» Чухломского муниципального района Костромской области

Творческий проект «Святая Троица»

Подготовила:

Чистякова Наталья Сергеевна,

музыкальный руководитель

г. Чухлома

2020 год

Содержание

Актуальность

    Праздник – это средство приобщения детей к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребёнка, его становления, как личности. 

Символом и поэтическим образом праздника Троица является белая берёза. Русские поэты, писатели и музыканты посвятили ей много прекрасных, взволнованных слов и музыки. Белая берёза стала поэтическим олицетворением нашей Родины. И это должны знать и почувствовать дети. 

     Такие праздники оставляют глубокий эмоциональный след в душе каждого ребёнка.

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Задачи 

 Образовательные:

  1. Познакомить детей с праздником «Троица», с символом этого праздника – берёзой, с обрядом украшения летней березки;
  2. Расширять знания детей о православных праздниках.

Развивающие:

  1. Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла обрядов и обычаев, связанных с этим праздником;

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм;

 Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны.

Методы и формы работы

С детьми: Опрос, НОД, беседы, разучивание стихов,  песен.

С родителями: папка передвижка «Песни, с которыми мы победили»

Участники проекта: дети всех групп, воспитатели, музыкальный руководитель

 Проектный продукт: сценарий фольклорного развлечения «Святая Троица»

Ожидаемые результаты:     

Дети получат элементарные знания о празднике Троица

 Дети смогут легко петь и двигаться под народную музыку, выразительно передавая в движении характер, настроение песен.

   Срок работы над проектом: Краткосрочный –  2 недели

Этапы  реализации  проекта:

1 этап – подготовительный

Подбор методической литературы, стихов, песен

2 этап – основной

Разучивание стихов, потешек, песен, хороводов, проведение бесед, совместная деятельность с детьми, подготовка к развлечению

Беседа о празднике русской березки

Коллективная аппликация «Люблю березку русскую» (средняя группа)

Коллективная аппликация в нетрадиционной технике (крупой) «Березка» (старшая группа)

Коллективная работа в технике пластилинография «Русская береза» (младшая группа)

Разучивание стихотворений, потешек о берёзе

Разучивание русской народной песни «Во поле береза стояла», хоровода «Ай да,березка», подвижных игр «Венок», «Подними платок»,  «Ручеек»

3 этап – заключительный

Проведение фольклорного развлечения «Святая Троица» (Приложение 1)

Приложение 1

Сценарий   фольклорного развлечения «Святая Троица»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. 

Задачи: 

Познавательные:

-познакомить детей с праздником «Троица», с символом этого праздника – берёзой, с обрядом украшения летней березки;

-расширять знания детей о православных праздниках. 

Развивающие:

-поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла обрядов и обычаев, связанных с этим праздником;

-Углублять представления о потешках и закличках. 

Воспитательные:

-воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм;

-воспитывать умение вести себя на празднике, радоваться самому и доставлять радость другим.

Предварительная работа: Разучивание стихотворений,  потешек о берёзе. Разучивание русской народной песни «Во поле береза стояла», хоровода «Ай да березка», подвижных игр «Венок», «Подними платок»,  «Ручеек». 

Оборудование: музыкальный центр, маски цветов для игры «Троицкий веночек», платок для игры «Подними платок», платочки для хоровода «Ай-да, береза», ленты для украшения березки.

Ход мероприятия:

К детям выходит  музыкальный руководитель, одетый в русский народный костюм.

Музыкальный руководитель:  Хороши русские летние праздники!.. И каждый праздник хорош по-своему! Один из главных – праздник Святой Троицы. Говорят: “На Троицу земля – именинница”. В этот день землю не пашут, не копают, отдыхает земля-матушка. В этот праздник дома украшали веточками берёзы, цветами, на полу скошенная трава лежит. Поэтому и пахнет в этот день в домах зеленью, будто в лесу или на лугу во время сенокоса. Молодые парни и девушки водили хороводы вокруг берёзки. 

Мы сегодня будем праздновать первый летний праздник – праздник «Святой Троицы». Праздник красных девушек и добрых молодцев. 

-Станем девицы да молодцы рядком, песню о берёзе запоем. 

Песня «Во поле берёза стояла» (старшая, подготовительная группы)

Музыкальный руководитель: А наш праздник тот, что Троицей зовется

Он березонькой густой в душах отзовется

Ветерочком прошумит в ивах придорожных

И объявит, что венки заплетать всем можно. 

Ребята, а вы любите играть? 

Дети: Да! 

Музыкальный руководитель: Вот мы сейчас и поиграем в игру «Веночек»

Отгадайте, какие цветочки мы сегодня вплетём в наш «Троицкий веночек»? 

Загадки: «Цветы» 

Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Алёнки, двух Наташек.

Все веночки – из… (ромашек)

В мае – желтый, а в июле –

Он пушистый мячик.

На него мы чуть подули –

Взвился… (одуванчик)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.(колокольчик)

Головка голубая

И длинный стебелёк. 

Но кто его не знает? 

Ведь это? (Василёк)

Игра «Троицкий веночек»

Музыкальный руководитель: Ну, вот и молодцы, все детки любят забавы. Вот есть у меня платочек, он не простой, а волшебный. Я предлагаю вам с ним поиграть. Ребята, становитесь в кружок.

Игра «Подними платок»

Музыкальный руководитель: Как хорошо играли, а теперь сядем да подождем, может и Березка скоро в гости появится. 

Жила-была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зиму, а весна – красна, пришла, солнышком пригрела и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась. 

А  давайте вместе придумаем для нее добрые и красивые слова (белая, златокудрая, кудрявая, белоствольная, стройная и т. п.) .

Тише, тише, тишина

Кто-то к нам спешит сюда

Это Березка к нам идет

И сюрпризы всем несет. 

(Входит Березка) 

Березка: Это я, Березка в новом сарафане! 

Хочется мне дети, веселиться с вами

С праздником вас дети, всех я поздравляю! 

Счастья вам, веселья, радости желаю! 

Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие! Очень я к вам спешила, ведь сегодня такой замечательный праздник – Троица. 

Музыкальный руководитель:  Милости просим к нам, березонька белая, березка кудрявая. А ребятки рады встрече с тобой Березка и совсем не скучали: пели песни, играли. Вот только хоровод вокруг березки не водили, непорядок это. 

Березка: Так в чем же дело! 

Заводите-ка ребята наш веселый хоровод

В этом чудо хороводе каждый пляшет и поет. 

Хоровод «Березка» муз. Р. Рустамова, сл. А. Матлиной (младшая, средняя группы)

Музыкальный руководитель: Пока время не настало нам прощаться, так будем праздник продолжать, да веселиться. Березка, наши детки готовились к празднику и выучили стихи, послушай. 

1 ребенок: Люблю березку русскую

То светлую, то грустную. 

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках. 

2 ребенок: С красивыми застежками

С зелеными сережками. 

Люблю ее нарядную

Родную ненаглядную. 

3 ребенок: То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, – но не ломится!

4 ребенок: Со двора к березке

Выскочили козы. 

Стали грызть березку, 

А березка – в слезы. 

Защищать березку

Стали мы гурьбою, 

Чтоб краса-березка

Выросла большою. 

Потешка: Привяжу я козлика к белой березке, 

Привяжу рогатого к белой березке, 

Стой мой козлик, стой, не бодайся, 

Белая березка, стой, не качайся. 


Березка: Милые ребятишки я хочу с вами поиграть. Я буду вам петь прибаутку о летающих птицах, насекомых, а вы все должны говорить слова: «Летят, летят!» и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры (поет).

Игра: «Летят – не летят!»

1.Грачи летят, на всю Русь кричат:
Угу-угу – угу – гу, мы несем весну! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
2. Журавли летят, на всю Русь кричат:
Угу – гу – гу, не догнать нас никому! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
3.Пчелы летят, гудят: жу – жу – жу, медовую несу росу! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
4.Поросята летят, полосатые визжат: хрю – хрю – хрю! Летят!
(дети не поднимают руки)
5. Воробьи летят на всю Русь кричат: Чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
6. Комары летят, звенят, пищат: зы – зы – зы, наточим мы носы! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
7. Медвежата летят, толстопятые рычат: ру – ру -ру, надоело нам в лесу! Летят!
(дети не поднимают руки)

Березка: А сейчас вставайте в круг и мы ещё поиграем.

Игра «Ручеёк»

Музыкальный руководитель: На Новый год мы ёлочку наряжали, на Троицын день – берёзку.  Наряжали в этот день березку, словно красну девицу – лентами, бусами, платками, полевыми цветами, травой; переплетали ветки между собой.
Березка, березка,
Завивайся кудрявая!
Березку завиваем,
Лентой украшаем!

Музыкальный руководитель: Давайте, ребята, украсим нашу березку.

Игра «Завяжи ленты»

Музыкальный руководитель: А теперь пришла пора проститься, 

Да березке, на прощанье, поклониться! 

Лето красное нас манит и зовет, 

Много интересного всех ждет! 

Прощай, берёзонька белая! 

Прощай, берёзонька кудрявая! 

Прощай, Троица да зелёная! 

Березка: Праздник веселый удался на славу, 

Я думаю, всем он пришелся по нраву! 

Прощайте, прощайте, все счастливы будьте! 

Здоровы, послушны и про меня не забудьте! 

(Березка уходит) 

Музыкальный руководитель: Ребята, когда пойдете домой, вместе с мамой или папой подойдете к настоящей березке, которая   растёт у нас на участке, поклонитесь ей, загадаете желание и завяжите по одной ленточке. Я думаю, ваше желание обязательно исполнится. 

Наш маленький праздник березки подошел к концу.  

Дата публикации: 09.06.2019

Должность: преподаватель

Учебное заведение:

Населенный пункт: Ульяновская область Ульяновский район г.Новоульяновск

Файл публикации

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Новоульяновская детская школа искусств им.Ю.Ф.Горячева

Сценарий открытого внеклассного мероприятия

«Троица- праздник русской березы»

Подготовила : Ким Ирина Александровна

преподаватель МУ ДО Новоульяновская

ДШИ им.Ю.Ф.Горячева

0pt;»>г.Новоульяновск

2019г

Вед 1: Эй, бояре! Господа!

Все пожалуйте сюда!

Барышни-вертушки,

Женщины-болтушки.

Вед 2:

Люди служивые,

Бабушки ворчливые,

Молодцы и молодушки,

Ну-ка дедки и старушки

Ближе, ближе подвигайтесь.

Вед 1:

Поклон вам гости званные

Да желанные!

Вед 2:

Здравствуйте лебедушки,

Здравствуйте молодушки.

Вед 1:

Да ребята удальцы

Веселые молодцы!

Вед 2:

Да мужчины усачи

Дедушки бородичи.

Вед 1:

Собрались мы тут повеселиться

Святую Троицу праздновать.

Вед 2:

А знаете как в старину проходил этот праздник?

Празднуется Троица с IХ века. Троица-праздник переходящий и наступает на 50-тый день после Пасхи.

Вед 1:

Троица- один из главных христианских праздников, в честь сошествия «Святого духа» на опостолов. Этот праздник светлой братской любви друг к другу.

Вед 2:

Троицу еще называют праздником Красных девиц. Это связано с тем, что песни и обряды этого праздника –девичьи. Ну а символом явилась- березка.

Береза была деревом «о четырех делах»;

1) мир освещала (лучиной)

2) крик утешала(служила отчипом для зыбки)

3) больных исцеляла (лекарством)

4) чистоту соблюдала (веником)

Вед 1:

Было у березы еще и пятое дело. На бересте писали. Она наделяла собой знаменьем о том, какие будут зима, весна и лето. О березе в народе было много песен и стихов сложено. Вот одно из них.

(Ученица в русском сарафане читает стихотворение Александра Прокофьева « Люблю березу русскую»)

Вед 1:

Начало всему – Семик, седьмой четверг после Пасхи. В этот день люди идут в поля, леса и собирают цветы, душистые травы, наламывают березовых ветвей. Травами посыпают полы, украшают подоконники. А веточками березы – дома с наружи. Эти веточки остаются до следующей Торицы, считаются, что она весь год отгоняют злых духов.

Вед 2:

Девицы в этот день шли в лес и выбирали березу, украшали ее, пели песни, водили хороводы.

Вед 1:

Вечером две девицы переодевались в семика и семичиху. Семик в старые одежды с горбом и посохом, а семичиха в девичьем наряде с ведром и палкой. Они ходили по домам, пели песни и просили у хозяев муки и хлеба.

Вед 2:

А вот в воскресенье было так:

(Выбегают девушки в народных сарафанах. Смеются, играют).

1 девица:

Смотрите какая красивая березка выросла! Давайте на этой поляне и остановимся.

2 девица:

Девицы-красавицы, давайте украсим эту березку! Я буду березке косы заплетать!

3 девица:

А я ленточки навязывать! Эта – за маменку! Эта- за папенку! Эта – за сестренку!

4 девица:

А я веточку к траве приплету ниточкой!

Вед 1:

В лесу во лесочке

В сумрачной дубраве

Выросла березонька

Светлая подружка.

Мы веточки заплетаем

Березоньку завиваем,

Завивайся, березонька,

Завивайся кудрявая.

Вед 2:

К тебе девушки пришли

К тебе красные пришли

Березоньку завиваем

Березоньку прославляем!

( Все участники становятся в хоровод, поют и инсценируют песню « Ой, береза молодая»)

Ой, береза молодая!

Ой, береза зеленая!

Ой, люли, ой, люли!

Ой, да парень молодой

Ой, да сам хорош собой

Ой, люли, ой, люли!

Он к тебе подходил

Алой лентой одарил

Ой, люли, ой, люли!

Ленту девица снимала

Черноглазая снимала

Ой, люли, ой, люли!

В русы косы заплетала

Сама парня завлекала

Ой, люли, ой, люли!

Ой, береза молодая!

Ой. Береза зеленая!

Ой, люли, ой, люли!

Вед1:

А теперь мы просим всех желающих подойти и помочь украсить нашу березку! Завязывая ленточку на березку, мы просим здоровья на весь год для своих близких.

(Желающие подходят и завязывают ленточки)

Вед 2:

А сейчас прошу всех встать вокруг нашей березоньки и с песнями поводить хороводы. Взявшись за руки, мы сможем передать тепло и любовь наших сердец друг к другу.

(Все хором в хороводе исполняют песню « Во поле березонька стояла»)

1 девица:

Девушки- красавицы, а давайте веночки завивать!

2 девица:

Святой дух Троица

Позволь нам погуляти

Венки завивати

Завью я веноченк

На круглый годочек.

3 девица:

Завьем мы веночек

На круглый годочек

Кругло наше поле

Кругло невеличко

Кругло невеличко

Кругло земляничко.

Вед 1:

Просим всех желающих нашего праздника подойти и поучиться завивать веночки.

(В исполнении фольклорного коллектива «Калинушка» звучат песни

«Заплету веночек», « Скажи, скажи, березонька»).

Желающие плетут венки.

Вед 2:

А сейчас объявляется конкурс на лучший венок. Прошу всех высоко над головой поднять свои веночки.

(Объявляется победитель. Вручается приз!)

В исполнении эстрадного коллектива « Ритмы детства» звучит песня « Веночек»

Вед 1:

А знаете ли вы, что на этой неделе, которую называют в народе русальной, купаться нельзя! По народным поверьям русалки- мифические существа, способные жить в воде и на суше с симика, т.е с четверга. Они выходят на берег рек, озер, начинают водить хороводы и своей красотой и песнями завлекают на дно водоемов.

Вед 2:

Сейчас мы просим всех спустимся к реке, чтобы бросить наши венки в воду.

(Все идут к реке)

1 девица:

Девушки-подруженьки!

Кумушки-голубушки!

Пойдемте к реченьке

Венки в воду бросать.

На женихов гадать!

2 девица:

Брошу свой веночек на воду

А сама подальше отойду

На свой веночек погляжу:

Тонет ли, не тонет ли венок

Тужит ли, не тужит мой дружок.

3 девица:

Ах, мой веночек потонул

Значит меня милый обманул! (с сожалением)

(Все бросают веночки и загадывают желание)

( В исполнении эстрадного коллектива « Позитив» звучит песня « Ты плыви венок, по воде»

Вед 1:

Веночки завивали

Веточки заломали

В речку бросали

Судьбу загадали

Быстрая речка

Судьбу отгадала.

Вед 2: Если венок плывет- это к добру, если веночки соединились, то к скорой свадьбе!

У многих народов венок-это символ бессмертия. Поэтому с его помощью и пытали судьбу. Если ваш венок потонул -не грустите! В одних губерниях это означало плохое, а в других – наоборот, хорошее!

(Танцевальный коллектив « Карамельки» исполнит танец « Ой, полным полна моя коробушка»

1 девица:

Уж мы, девушки!

Дело сделали,

Венки в речку покидали,

На судьбу, на счастье погадали!

Вед 1:

Ну что ж, конечно, же празднование Троицы не обходилось и без игр. Самым популярными играми были лапта и горелки. А мы сейчас поиграем в « Горелки с платочком».

Игра « Горелки с платочком»

Игра « Ручеек»

Вед 2:

Вы знаете, что очень хороши березовые веники!

А сейчас мы проведем небольшой конкурс. Кто правильно ответит на вопрос -тому приз!

1)Кто мне скажет, когда надо заготавливать березовые веники? В какой половине месяца? (июнь, в первой половине месяца, когда березовый лист в соку, пахуч и обладает целебными свойствами).

Вед 1:

2) А заготавливают веники до Троицы или после Троицы?

(после Троицы, даже если она поздняя).

Вед 2:

3)В какую погоду сухую или дождливую надо заготавливать веники и почему ?

(В сухую. Если сорвать ветви в дождь, то лист потемнее и опадет)

Вед 2:

4) Где надо рвать ветви на веник, у корней молоденькие побеги или на верхушке дерева. Почему?

(На верху. Молодые побеги внизу получаются , как метла).

Вед 1:

5) Как нужно вязать веник и где хранить?

(Вязать « по руке». Хранить в прохладном месте).

Поговорка: Березовый веник в бане господин!

Вед 1:

А теперь не будем стоять,

Настало время поиграть!

В игры не простые

В игры заводные!

(Под веселую русскую народную музыку проводятся игры)

« Бег со скакалкой» (добежать до определенного места, оббежать стул и вернуться обратно)

Состязание « Перетягивание каната»

« Прыжки в мешках»

« Гусеница»

« Сколько веревочке не виться» (К двум концам веревки привязаны палочки, по середине ленточка. Кто быстрее скрутит веревочку до ленточки на палочку).

Вед 2:

А сейчас я объявляю конкурс на лучшее исполнение танца « Барыня»

( Звучит фонограмма. Приглашаются желающие)

Вед 1:

Мы весело пели и плясали, но пришла пора разряжать нашу милую березку.

Вед 2:

Веточки обломаем, по полям разбросаем, чтоб год урожайным был. А березоньку нашу в реку опустим, чтоб река полна была.

( Все вместе спускаем березку на воду)

Вед 1:

Прощай, белая береза!

Вед 2:

Прощай, до следующей Троице!

Вед 1:

Ну что же, народ празднующий. Хорошо мы березку приветили, славными песнями встретили. Летние хороводы исполнили, старинные обычаи вспомнили.

Вед 2:

А теперь пришла пора прощаться. Русский народ говорит: хорошо живут там, где много поют. А мы сегодня с вами много пели и плясали!

Все участники вместе: Празднику честному Троице- злат венец, а вам, дорогие гости,- здравия и радости!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА

Методическая разработка

праздника народного календаря

«Троица»

Разработал: педагог-организатор

Кузнецова
О.В.

Оренбург

Тема: «Благослови, Троица, гуляти…»

Цель: возрождение обрядовых праздников Руси, раскрытие
богатства русской культуры через изучение народного фольклора (игрового,
песенного, литературного).

Оформление: помещение убрано травой и цветами.

1й ведущий: Здравствуйте, ребята! Слышите, слово-то какое
хорошее — здравствуйте!

2й ведущий: Да, доброе это слово: всем здоровым быть желает.
Прежде ведь слова без смысла не бросали. Уважали слова и хорошие, и худые,
большую силу они имели.

1й ведущий: Возрождается наша народная культура. Вот и нынче 
по всей     Руси справляется большой праздник.

2й ведущий: С праздником вас! Со Святой Троицей!

1й ведущий: Праздник пришел — гостей привел!

2й ведущий: Встречайте не с лестью, а с честью.

1й ведущий: Всякая душа празднику рада!

2й ведущий: Празднику честному Троице — злат венец, а вам,
гости дорогие — долгие лета!

1й ведущий: Согласно одному из основных христианских заветов,
Бог един по сути своей, но существует как три личности: Бог-Отец, Бог-Сын,
Бог-Святой Дух. Все три лица равны, между ними нет элемента различия, они
извечны. Троица (Пятидесятница — 50-й день после Пасхи, воскресение) — один из
главных христианских праздников в честь сошествия «святого духа» на апостолов.
Практикуется церковью как начало широкого распространения христианства.

2й ведущий:         Троицыно
утро, утренний канон,

В
роще по березкам белый перезвон.

Тянется
деревня с праздничного сна,

В
благовесте ветра хмельная весна.

На
резных окошках ленты и кусты,

Я
пойду к обедне плакать на цветы.                          С. Есенин

1й ведущий: Прошло 50 дней с момента Воскрешения Христа, и
эти события все еще бурно обсуждались на улицах и площадях Иерусалима,
многоязычными толпами паломников. Были среди людей и 12 апостолов, учеников
Христа. «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра… И
явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом
из них. И исполнились все духа святого и начали говорить на иных языках «как
дух им давал провещевать». Отмеченные огненными знаками апостолы преобразились,
стали вдохновенно рассказывать о жизни и подвиге Иисуса, и их речи стали
понятны всем, будто говорили они сразу на всех языках мира. Многие из людей в
эти чудесные минуты приняли Христианскую веру.

2й ведущий:
Небесные силы окончательно вселили в учеников Христа духовную мощь, которую они
понесли по земле, проповедуя идеи своей веры. Чудесное овладение языками разных
народов, сделавшее возможным повсеместную пропаганду добра, произошло действием
Святого Духа. Апостолы, обыкновенные люди, часто малодушные, нетвердые в своих
убеждениях, через возрождение Духом сделались новыми людьми, способными
соединять языки и народы, до смерти стоять за истину. Неслучайно первый
понедельник после Троицы называют Днем Святого Духа, Духовным днем, а сам
праздник еще называют Днем рождения церкви.

1й ведущий:
Праздник Св. Троицы отмечается с IV века — именно к
этому времени окончательно оформился догмат о Троице. Таков богословский смысл
праздника.

2й ведущий:
Обрядность же Троицына дня в русской православной церкви уходит корнями в
древние народные традиции. Седьмая неделя после Пасхи — один из самых
ответственных периодов земледельческого календаря. Как только она не называлась
— «Семиковая», «Русальная», «Зеленые Святки» — и сопровождалась целым комплексом
обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета.

1й ведущий:
Начало всему — Семик, седьмой от Пасхи четверг. После обеда в этот день шли
молодёжные гуляния, игры, хороводы. Происходили они в лесу, вокруг березки
(символа этого праздника) или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и
украшенное деревце. Под березами совершались трапеза и кумление, различные
гадания. В дохристианские времена Семик посвящался Перуну — языческому богу,
держателю гроз и молний, обладателю животворных сил: он одевал леса листьями,
луга — муравою. Толпы народа отправлялись в поля и рощи, чтобы собирать травы
(в основном, с сильным приятным запахом — чабрец, мяту и др.), рубить ветки
молодых берез. С их помощью украшали дома: стены убирались древесными ветвями,
полы — скошенной травой, подоконники — пахучей зеленью и цветами. Ветвями
деревьев украшались дома и снаружи, так что каждый город и деревня превращались
в зеленый сад. Отсюда и название недели — «Зеленые Святки».     

2й ведущий:
Неделю перед Троицей называют еще Русальной, а Семик — Русальным днем. По
народным поверьям русалки — мифические существа, способные жить в воде и на
суше, — с Семика начинают выходить на берега своих рек и озер, водить хороводы,
своей красотой и песнями завлекать людей на дно водоемов. На Русальной неделе
нельзя было купаться — русалки защекочут. Суббота перед Троицей начиналась с
посещения могил. Кладбища также украшали ветками берез и цветами. канун
Троицына дня называется еще «Пасхою усопших». Если Троицкая Суббота посвящалась
умершим, то воскресение на Троицу вновь проводилось в лесу вокруг берез.
Березки развивали, гадали на венках. Разряженную березку срубали и либо топили
в воде, либо разбрасывали по полям. Таким образом наряженная прославляемая в
течении нескольких дней березка, должна была отдать всю свою силу начинающему
зеленеть полю, способствовать урожаю и благополучию людей.

1й ведущий:
Языческий культ пробуждающейся природы был настолько силен, что на Троицу
православные храмы превращались в сады, заполненные березовыми ветвями и
охапками цветов.   

(Звучит русская народная песня «Во поле березка
стояла»).

2й ведущий: Ребята, я хочу вас спросить, вот слова песни:
«Пойду в лес погуляю, белую березку заломаю…». Что значит «заломать» —
сломать березку?! Правильный ответ: Природа, земля всегда несет в себе женское
начало. Этот праздник, все его песни и обряды — девичьи, а березка — символ.
Перед тем, как идти к березке, девушки собирались в чьем-нибудь доме кушанье
приготовить: обязательно — яичница, пироги, кулич. Шли в лес с песней:

«Завивайся
ты, березка,

Завивайся
ты, кудрявая!

Мы
к тебе пришли

Со
яичками, со куличиками.

Яички
— те красные,

Куличики
— те сдобные.»

1й ведущий: Как видите в Троицу тоже яйца красят. Ведь яйцо —
это символ начала, сотворения мира, плодородия, солнца, а в начале лета у земли
— матушки, природы — кормилицы урожая просят да яйца в дар несут.

2й ведущий: Березу заранее выбирали. Потом приходили с едой,
убирали деревце, завивали. Брали нитки цветные или ленты — эта ветка за маму,
эта — за тятю, за брата, за сестру. Потом в Троицыно воскресенье эти веточки
одну за другой в реку бросали. Угощали березку и себя снедью, с песнями
хороводы водили.

1й ведущий: Был еще такой обряд: две подруги целуются через
венок или ветку березы, загнутую в круг — и считаются близкими на всю жизнь.

2й ведущий: Вот такой праздник был. А может и еще будет?

Вывод: Неразрывна связь
православных праздников с русской историей, культурой, бытом. Троица — один  из
самых значительных православных праздников. Хотелось бы, чтобы с цветами и
травами Троицы к нам возвратилось бы то ощущение светлой радости и братской
любви друг к другу, которое испытывали наши предки и испытывают сейчас люди,
бережно хранящие национальные культурные традиции.

Молитва: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи,
очисти грехи наша; Владыка, прости беззакония наша; Святый, посети и  исцели
немощи наша имени Твоего ради».

Обряд кумления.

На поляне становятся девушки, держа согнутые ветки
березы как воротца, на ветках — цветные ленты. Березка — девочка, одетая в
белое платье с зелеными листочками, с зелеными сережками. вся в цветных
ленточках и венком из веточек березы на голове.

Береза:      Эй, кума, сама,

Подходи,
кума,

Покумимся.

Нам
с тобою, девица,

Не
годится браниться,

Нам
с тобою, кума,

Любиться,
дружиться.

Девушка (в хороводе):

Березонька
желанная,

Подруга
долгожданная,

Войди
скорее в девичий круг,

Выбирай
для кумления себе подруг.

Береза ведет хоровод, проводит сквозь воротца. Как
только девушка проходила воротца, она выбегала из хоровода, подбегала к
выбранной подружке и целовалась-кумлевалась, становилась кумой. А еще кумушки
платочками и венками с головы обменивались.

На Троицу положено было делать яичницу и варить квас.

Обряд кумления.

Девушки подходят к венкам, сплетенных из березовых
веток, затем целуются. обмениваются крестиками, становясь кумой выбранной
подруги. Во время этого обряда девушки прощают друг другу обиды, нанесенные
когда — либо, и обмениваются веточками. Когда-то считалось, если подружки в Троицын
день покумились, значит, быть верной дружбе крепкой.

Во время кумления принято говорить добрые слова друг
другу.

Девушка (обращаясь к ребятам):

Дорогие
пареньки,

Посмотрите
на венки,

Ветка
к ветке клонится,

Их
сплели сегодня мы,

Станет
кумом для кумы,

Тот,
кто к ним притронется.

Ребята подходят к березовым веночкам, висящих  на
деревьях, стараясь угадать, чей венок, притрагиваются к ним руками. Хозяйка
венка обязана подойти к юноше (мальчику) и поцеловать его.

Гадание по венкам.

Девушки бросают венки в реку (озеро), чей первым
пристанет к берегу, та первой выйдет замуж.

Данная статья предлагает вам советы и идеи для организации сельского праздника в честь Троицы.

Содержание

  • Сколько дней празднуется Троица и как ее правильно праздновать?
  • Сценарий празднования Троицы в сельском клубе, Доме культуры
  • Конкурсы для празднования Троицы: чем разнообразить программу?
  • Видео: «Троица в селе»
  • Игры для празднования Троицы на улице и в помещении для взрослых
  • Видео: «Троица в селе»
  • Игры на Троицу для детей: как развлечь детей на празднике?
  • Видео: «Троица в селе»
  • Сценарий концерта на Троицу в сельском клубе, Доме культуры
  • Частушки на Троицу, песни для развлекательной программы
  • Видео: «Троица в селе»
  • Что по традиции сжигали девушки на Троицу?
  • Видео: «Троица традиции»

Сколько дней празднуется Троица и как ее правильно праздновать?

Троица – важный православный праздник, который очень любят и уважают верующие люди. С этим праздником связано очень много традиций и обычаев, которые можно и нужно чтить. Праздник Троица – это праздник жизни и природы. Главным символом торжества выступает молодое дерево или ветки березы, которые сравнивают с буйством молодой жизни.

В этот праздник все радуются, пиршествуют и поют песни. Церковь готовится к встрече Троицы за целую неделю. Делается это по средствам специальных молебных песен и украшения храма зеленью. Интересно то, что Троице предшествует еще Родительская Троицкая Суббота – день, в который нужно поминать усопших предков и близких, ушедших из жизни по средствам самоубийства (единственный день, когда делать это позволяет церковь).

Православные же люди (не священнослужители) празднуют Троицу один день. Праздник всегда выпадает на воскресенье. В этот день категорически запрещено работать на земле, стирать и шить. Позволено только лишь стряпать, готовить пищу и осуществлять мелкие дела по хозяйству (если, к примеру, что-то рассыпалось и это нужно срочно убрать).

ВАЖНО: Считается, что если человек нарушает этот обычай празднования Троицы и занимается повседневной работой, он легко навлекает на себя неурожай, болезни скота и собственный недуг.

После Троицы следует неделя святок, а после них приходит Петров пост. Точной даты у поста нет, так как его временные отрезки зависят только от того, как рано или поздно празднуется в году Пасха.

Как празднуют Троицу:

  • В субботу перед Троицей поминают умерших родных, посещают и приводят в порядок их могилы.
  • В воскресенье люди идут в храм на молитву, ставят свечи за здравие у нужных икон и свечи за упокой душ.
  • В воскресенье принято украшать дом ветвями молодых деревьев, желательно березы, чтобы привлечь к себе благополучие и здоровье.
  • В Троицу принято посещать родных и близких, наведываться в гости к друзьям и устраивать пиршества.

Церковное празднование Троицы

Сценарий празднования Троицы в сельском клубе, Доме культуры

В сельской местности такому церковному празднику, как Троица, уделяется намного больше внимания. Дело в том, что люди, живущие в деревнях и селах, более набожные и праведные, они чтят традиции предков. Часто за придумывание сценария и проведение праздника, способного подарить радость всей округе и жителям, берутся специальные сельские организаторы, в помощь которым будут идеи из данной статьи.

ВАЖНО: Если позволяют погодные условия, праздник на Троицу лучше всего проводить под открытым небом, чтобы полностью насладиться красотой и единством с природой. Если возможности нет, то мероприятие, проведенное в клубе или Доме культуры, тоже допустимо.

Варианты вступительной речи:

Вариант № 1
Вариант № 2
Вариант № 3

ВАЖНО: Во вступительной части праздника так же хорошо рассказать зрителям об истории празднике, причинах его возникновения и названии. Преподносить информацию следует доступным легким языком, хорошо показывать картинки и изображения.

История возникновения Троицы

Хорошо разнообразить развлекательную программу большим количеством стихотворений и поздравлений. Читать эти строки могут все желающие, ведь самое важное — донести их смысл.

Стихи для организации праздника на Троицу:

Стихи № 1
Стихи № 2
Стихи № 3
Стихи № 4

Конкурсы для празднования Троицы: чем разнообразить программу?

Особое место в празднике занимают развлечения и конкурсы. Они непременно поднимут настроение всем присутствующим и позволят получить приятные эмоции от всего торжества. Лучше всего проводить подобные конкурсы на свежем воздухе, так как они активные и требуют не только достаточного количества территории, но и выплеска энергии.

Конкурсы на Троицу:

Развлечение «Дерево»
Конкурсы для взрослых
Традиционный конкурс для села
Конкурс на Троицу
Интересный конкурс

Видео: «Троица в селе»

Игры для празднования Троицы на улице и в помещении для взрослых

В зависимости от того, какая аудитория соберется на празднике в сельском Клубе или Доме культуры, можно устроить развлекательные игры. Естественно, старшее поколение не захочет брать участие, а молодые люди и дети получат от это максимальное удовольствие.

Видео: «Троица в селе»

Игры на Троицу для детей: как развлечь детей на празднике?

Детский сценарий для праздника должен отличаться обилием развлекательных мероприятий. Для этого так же следует задействовать младшее поколение. Для детей полезно устраивать игры и конкурсы, хорошо устроить ленточную карусель, которая ассоциируется с солнцем и теплом. Как провести и организовать детские конкурсы на Троицу вы можете прочитать здесь.

Видео: «Троица в селе»

Сценарий концерта на Троицу в сельском клубе, Доме культуры

Разнообразить праздничную программу для взрослых помогут веселые песни. Их могут петь все, а могут только желающие: взрослые, дети, старики, хоры или солисты. Заранее распространите слова, чтобы каждый знал их.

Песни на Троицу:

Песни № 1
Песни № 2
Песни № 3
Песни № 4
Песня № 5

Частушки на Троицу, песни для развлекательной программы

Частушки — любимые песни сельского народа. На Троицу такие песни украсят любой праздник. Их можно петь, как под фонограмму, так и под живую музыку.

Частушки на Троицу
Троицкие частушки

Видео: «Троица в селе»

Что по традиции сжигали девушки на Троицу?

Одна из древних сельских традиций на Троицу гласит, что молодым девушкам следует под конец дня сжигать старые мужские штаны. Их можно было набить соломой, а можно было просто подвесить на шесте. Причина ритуала очень проста, считалось, что этот огонь позволит в селе появиться невестам (т.е. парни становятся более смелыми и делают предложения своим девушкам).

Видео: «Троица традиции»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проект про семейные праздники
  • Проект про русские праздники
  • Проект про праздники россии на английском языке
  • Проект про праздники великобритании
  • Проект майские праздники