Проект татарский праздник сабантуй

. Начальные классы, Презентации, 2 класс, Проектная работа "Сабантуй-национальный татарский праздник"

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132

с углубленным изучением иностранных языков»

Ново-Савиновского района г. Казани

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема работы:

«Добро пожаловать

на Сабантуй»

Автор работы:

Ученик 2 «В» класса

Дияров К.А.

Руководитель проекта: 

Камалутдинова З.Р.

Казань 2020

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

История происхождения праздника………………………………………..…..………5

Добро пожаловать на Сабантуй…………………..…………………..…………..6

Национальные костюмы и наряды…………………………………………………………8

Опрос …………………………………………………………………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………………………………..10

Литература………………………..………………………………….……………11

Введение

Я живу в республике Татарстан, в чудесном городе Казань. Татарстан – богатая и обширная республика. Нашу республику издавна называли «страной четырёх рек». По ней текут Волга, Кама, Белая и Вятка. По берегам рек зеленые луга, густые леса.

 В Татарстане живут люди разных национальностей: татары, русские, турки, чуваши, марийцы, узбеки, удмурты и многие другие. Все они уважают традиции друг друга и живут в мире и согласии.  Да, все они очень разные: добрые, красивые, улыбчивые, вежливые. У всех у них свои интересы: кино, спорт, музыка, танцы. Но их всех объединяет одно – любовь к родному краю.

У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились несколько столетий или даже тысячу лет назад. Татарская мудрость гласит «как вода течёт по течению реки, так и народ живёт обычаями и традициями».  В Татарстане 2020 год проходит под знаком юбилея – 100-летия Татарской АССР. С каждым годом наш Татарстан успешно развивается, всё вокруг меняется, но традиции, обычаи, праздники и обряды продолжают жить.

Веселый, мудрый Сабантуй – непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх или побыть просто зрителем.

Актуальность данной работы в том, что знание истории и традиций расширяет наш кругозор, способствуют приобщению молодежи к трудовым традициям старших поколений, к самодеятельному художественному творчеству, к занятиям национальными видами спорта. Сабантуй объединяет вокруг себя людей всех возрастов и профессий, наций и верований. Посещение праздника подарит человеку множество новых знаний и наполнит его незабываемыми впечатлениями. Давайте вместе совершим экскурсию к одному из самых ярких и любимых национальных праздников!

Цель моей работы: познакомиться с традициями национального праздника сабантуй.

Задачи проекта:

  1.  изучить литературу по данной теме;

  2. рассмотреть особенности проведения национального праздника;

  3. познакомиться с национальным костюмом нашего народа и создать макет тюбетейки;

  4. провести опрос;

  5. воспитать уважение к традициям нашего края.

Предмет исследования: национальный татарский праздник Сабантуй.

Объект исследования: значимость народных обрядов и праздников в современном обществе.

Гипотеза: Сабантуй имеет многовековую историю, сохранив свои традиции и обычаи. Бережно передаваясь из поколения в поколение, этот праздник восхищает людей чувством почтения к природе, к обычаям, к истории нашего края.

Методы:

  1. теоретический (изучение литературы);

  2. практический (опрос, создание макета).

История возникновения сабантуя

У нашего народа много праздников. Но самый главный из них – Сабантуй. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне). Если перевести дословно, «сабан» – плуг, «туй» – торжество, праздник.

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. В глубокой древности, когда ещё не существовало официального календаря и деления на месяцы и даты, люди делили год на сезоны в зависимости от конкретных сельскохозяйственных работ (подготовка к посеву, весенние полевые работы, уборка и др.). Такое деление времён года существовало и у наших предков. Кроме того, часто они обозначали времена года названием основной сельскохозяйственной работы, выполняемой в этот период. Например, «урак осте», «печэн осте» (сенокос) обозначало летнее время, время сбора урожая; «сабан осте — весну, время начала полевых работ.
Прежде люди верили, что мир духов может помочь человеку в его повседневных делах. Их старались задобрить различными дарами и жертвоприношениями. От хорошего урожая зависела вся жизнь земледельческого общества. Эти обряды совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем они утратили свои первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника. Сабантуй — один из таких праздников. Еще в 921 году н.э. его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар. Накануне праздника по сложившемуся ритуалу собирали подарки для победителей предстоящих состязаний. Особенно ждали этот день — дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Дети заходили в дома с пожеланием, чтобы куры хорошо неслись, был урожайным год. Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры.

Добро пожаловать на Сабантуй

Наступил долгожданный день праздника. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу. Вот-вот начнутся состязания.

Соревнования традиционно начинаются со скачек. Лошадей, участвующий в соревнованиях, отводят от майдана на 5-10 километров. Призы, которые получают победители в сказках, они потом привязывают к шеям своих лошадей, чтобы каждый мог видеть лучшего скакуна.

Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Игры проходят в разных местах на майдане.

Спортивные соревнования: национальная борьба на кушаках – кэрэш, поднятие тяжестей – камней, прыжки, кулачные бои, стрельба из лука, перетягивание каната. Бег на скорость и выносливость на различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия, кроссовые забеги.

Борьба на кушаках – кэрэш. Начинают два старика, затем поочередно выходят мальчишки, юноши, мужчины среднего возраста. Победителя всех схваток называют батыром Сабантуя. Отныне он – знаменитость. На поднятых руках победитель должен унести барана. Сегодня призы победителям (в городах) – автомобили, дорогая бытовая техника.

Поднятие камней. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 килограммов одной рукой. Участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. После этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. Сегодня в соревнованиях используются гири или штанги.

Борьба на руках (кул корештеру). На международной арене этот вид спорта известен, как армрестлинг. Правила просты: чтобы одержать победу, необходимо прижать руку соперника к столу, на который кладется специальная подушка.

Перетягивание каната (аркан тартыш).

Стрельба из лука (ук атыш) по дальней цели.

И, конечно же, как и на всяком празднике, на Сабантуе не обходится без развлекательных шутливых состязаний. Как не веселиться, глядя, как отчаянные джигиты стараются взобраться на гладкий столб или сражаются мешками, сидя на бревне.

Влезание на гладкий столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.

Бег с яйцом в ложке, при этом ложку держать во рту. Вы пробовали когда-нибудь бежать наперегонки, взяв в зубы ложку с яйцом? Шибко не разбежишься!

Бой мешками с соломой, сидя на бревне. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника на землю.

Бег стреноженных пар, одна нога бегуна привязана к одной ноге его соучастника.

Бег с ведрами воды на коромысле, главное в этом соревновании для девушек не расплескать воду.

Перечислить все игры на Сабантуе просто не возможно, приходите, сами все увидите!

Традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах – гармонистов, кураистов.

Неповторимую красочность придают празднику разноцветные костюмы. Особое значение и сегодня имеют платки и вышитые полотенца – им приписывается свойство обеспечивать изобилие, искоренять зло. Все призы, полученные на Сабантуе, бережно хранятся.

Национальные костюмы и наряды

Татарский костюм, как общенациональная форма одежды, сложился в середине XVIII — начале XIX вв. Истоки их уходят в культуру древних племен, составивших этническую основу поволжских татар, что и отразилось в формах национального костюма.

Татарский костюм мужчин состоит из рубахи и штанов
Рубаху шили свободной до колен. Рукава были широкие и длинные.
Шаровары представляли собой штаны с широким шагом.
Мужчины носили чекмень – это верхняя одежда в виде длинного халата. Он подпоясывался широким поясом (кушаком).

Основу женского костюма составляют рубаха-платье (кулмэк) и штаны-шаровары. Рубахи (кулмэк) шили из однотонной ткани – атласа, шёлка с воротником-стойкой. Удлинённый жилет (камзол) надевался поверх рубахи-платья. Его шили из тяжёлых тканей: бархата, парчи.
Женские штаны были однотонные.

Обязательным элементом традиционного татарского костюма считался головной убор. Женский головной убор – это бархатная шапочка (калфак) с вышивкой и платок. Головной убор мужчин – тюбетейка. Тюбетейки с яркой вышивкой носили молодые, а взрослым мужчинам, старикам предназначались более скромные однотонные тюбетейки.

Степень рукотворности костюма зависела от характера слагаемых элементов декора: вышивки, ткачества, ювелирного искусства, создающих его гармоничный ансамбль. Огромную роль в татарском костюме, как женском, так и мужском, играли фрагменты золотого шитья, украшавшие головные уборы, камзолы, детали платьев, рубах, платки и покрывала. Татарская женщина вкладывала много творческой фантазии в создание художественного ансамбля костюма. Костюм – это поистине самобытное и уникальное явление в национальной культуре Татарстана. На сегодняшний день национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.

Опрос

С целью выявления значимости национального праздника Сабантуя, я провел опрос среди соседей и родственников. В ходе опроса участники (10 человек) отвечали на 3 вопроса. Результаты опроса в таблице.

Проведя анкетирование, я убедился, что татарский праздник Сабантуй сохранил в себе все ценное, что передавалось из поколения в поколение. И сегодня для людей празднование Сабантуя — одно из ярких проявлений национальных традиций, уважительного отношения к национальной культуре народа.

Вопрос

Да

нет

1. Посещаете праздник Сабантуй?

10 чел

2. Знакомы ли вы с традициями Сабантуя?

9 чел

1 чел

3. Благодаря такому национальному празднику, испытываете ли вы уважительное отношение и чувства почтения к природе, к обычаям, к истории нашего края?

9 чел

1 чел

Заключение

Все, что нам  передалось  от предков, бережно хранится и передается из поколения в поколение. Личность и каждый  уважающий себя человек обязан знать историю, обычаи, традиции своего народа, необходимо стремиться к тому, чтобы дети и взрослые уважали культуру татарского народа. Наш народ донес до сегодняшнего дня самые главные и важные традиции, обряды, самобытные черты, определяющие культуру и национальную принадлежность.

В ходе работы была изучена история возникновения национального праздника Сабантуй, традиции и новшества в проведении современного праздника, его роль в сохранении национальной истории народов. Работая с литературой, я научился вести поисковую работу, выбирать нужный материал из большого объёма материала. В ходе работы моя гипотеза полностью оправдалась: Сабантуй имеет многовековую историю, сохранив свои традиции и обычаи. Бережно передаваясь из поколения в поколение, сабантуй восхищает людей чувством почтения к природе, к обычаям, к истории нашего края.

Работа над проектом способствовало расширению моего общего кругозора, развитию творческих способностей и мотивации к изучению истории. Значимость моего исследования заключается в том, что многие люди не только узнают и откроют что-то новое для себя, но и продолжат интересоваться другими национальными праздниками нашей республики. Считаю, что мною поставленные цели и задачи выполнены.

Литература

  1. Атлас истории Татарстана и татарского народа – М.: Издательство ДИК, 2005г.

  2. Белоусов Я.П. Праздники старые и новые. — Алма-Ата, 2006.

  3. Бронштейн М.М. Праздники народов России. Энциклопедия. – Москва: РОСМЭН-Пресс, 2002. – 183 с.

  4. Мифтахов З.З., Мухамадиева Д.Ш. История Татарстана и татарского народа: Учебник I- Казань: Магариф, 2007г.

  5. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Учебное пособие,- Казань: Тарих, 2001г.

Муниципальное общеобразовательное

Учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 Г. Мамадыш

Мамадышского муниципального района Р.Т.

Исследовательский проект на тему:

«Истории и традиции родного края.» «Сабантуй».

Ученик                                                                                    Хабибрахманов Р.

Класс                                                                                                 4 «Б»

Преподаватель                                                                        СаттароваА.Н.

Проект  представлен                                                         « 2» марта  2012г.

                                                Мамадыш  2012

        Содержание.                                                                                                                                                                                                                                        

  1.  Введение

    2. Цель работы: Изучить историю возникновение праздника.

    3. Задачи: Формировать  у учащихся чувство патриотизма к родному краю.

    4. Подготовка к празднику.

    5. Начало праздника.

    6. Скачки.

    7. Игры.

    8. Какой же праздник без песен и плясок?

    9. Национальные костюмы и наряды.

  10. Чествование батыра.

                    Введение.

          По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году н.э. его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учёными был обнаружен надгробный камень булгарского периода, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых.В XIX веке Сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с религиозными поверьями.Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен (крещёные татары).

                 Цель работы.                  Происхождение у предков татар календарного праздника связано с обрядами общественных молений и Сабантуй жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан — “весенний”). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как “свадьбу” (“бракосочетание”). Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки (“ат чабышлары”) и прыжки.

Причем сам сбор подарков юношами, которых называли “бирне жыючы”, “солге жыючы”, становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары — вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 года григорианского календаря Науруз у татар стал проводиться как праздник встречи весны. С 20-х годов XX века Сабантуй, приближаясь по времени проведения ко дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты второго татарского народного праздника . Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения. С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников.

                     Задачи.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает  накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

        Подготовка к празднику.

Сабантуй готовится к празднику вот так: сначала

оформляют майдан, репетируют песни, танцы, покупают разные подарки для победителей.

                       Начало праздника.

Культурно-спортивную часть сабантуя предваряет официальная часть. К ее началу народ стал подтягиваться к центральной трибуне и сцене, украшенной огромным красочным баннером. На ней развернулась музыкально-хореографическая композиция на тему праздника. Ведущие со сцены приветствовали почетных гостей Сабантуя.

                    Скачки.                                                           В Сабантуе самая интересная часть программы – скачки. Здесь принимают участие мальчишки 10-15 лет. Лошадей к скачкам начинают готовить задолго до праздника: холят, кормят, берегут. Когда Сабантуй близок уже, лошадям  “ разогревают ноги”. Ежегодно на сабантуйском майдане эти состязания собирают  сотни болельщиков. Конные скачки притягивают к себе не только своим особым напряжением, неожиданными нюансами, а еще и профессионализмом, подчеркнутой красотой исполнения.

             Игры.

Программа Сабантуя велика и разнообразна. Здесь игры самые древние и самые новые, быстрые игры и озорные. А начинается Сабантуй с борьбы малых мальчишек. Кто побежден, тот выходит из круга. Когда же на середине могучие мужи, мирная битва за звание батыра разгорается до предела. Затем играют в “разбей горшок”. Тут уж силы не надобны, нужны ловкось и чутье. В этой игре участвуют мальчишки и молодёжь. Бег в мешках, бег с ложкой во рту (а в ложке – сырое яичко) – игры еще со времен дедов и прадедов наших, состязавшихся в силе, в ловкости да в молодечестве.  Перетягивание каната – по сути это труд, упорный и волевой; канат любит только сильных.

У женщин свои состязания: кто быстрее напрядет шерсть, кто воды больше натаскает; в такие игры с ярым удовольствием играют даже бабушки. Сабантуй выделяет в каждом труде самых, самых способных.

Какой же праздник без песен и плясок?

Песенность, мелодичность — неотъемлемые свойства души татарской. И в труде народ наш, как в песне, самозабвенно — радостен. Азарт спортивной борьбы-скачки ли это, разбивание ли вслепую неуловимого горшка — будто переливается в огненный дробный перепляс народных танцев. И песня… несказанно-мелодичная, грустная, уносит она в светлую неизмеримую даль — выступают народные артисты Республики. Вновь сплетение отточенных движений и великолепной музыки – Татарский государственный ансамбль песни и пляски.

Всю любовь, все умение отдают мастера искусств Сабантую – щедрому, великодушному народному празднику; и Сабантуй, в свой черед, прибавляет им творческих сил. В народе – неисчерпаемые истоки  настоящего искусства! Песни Татарстана звучат на сценах городов Италии и Финляндии, Туниса и Турции.Так шагает по планете народный Сабантуй – олицетворение Мира, Дружбы и Труда!

Национальные костюмы и наряды.

Татарский костюм, как общенациональная форма одежды, сложился в середине XVIII- начале XIX вв. Истоки их уходят в культуру древних племен, составивших этническую основу поволжских татар, что и отразилось в формах национального костюма. Это, прежде всего, свободные рубахи – кульмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, казакины в талию, бешметы,  прямоспинные чекмени, покрой которых сохранил основные черты одежды тюркских народов. В таких национальных костюмах выступают на Сабантуе. В национальном костюме нашли отражения и элементы восточной одежды, связанные в основном с мусульманской культурой, такие как чапан, жилян, чалма. Степень рукотворности костюма зависела от характера слагаемых элементов декора: вышивки, ткачества, ювелирного искусства, создающих его гармоничный ансамбль. Огромную роль в татарском костюме, как женском, так и мужском, играли фрагменты золотого шитья, украшавшие головные уборы, камзолы, детали платьев, рубах, платки и покрывала. Татарская женщина вкладывала много творческой фантазии в создание художественного ансамбля костюма. Костюм – это поистине самобытное и уникальное явление в национальной культуре Татарстана.

         Чествование батыра.

Определение батыра, победителя в национальной борьбе, — гвоздь праздника сабантуй. Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу переставали выходить на полевые работы. Для них резали наижирнейшую овцу, они ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меду, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни. Борцам требуется немалой силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам. Соперник должен повисеть на твоем кушаке (полотенце) в воздухе, а потом оказаться на лопатках. Судят борьбу самые многоопытные и уважаемые старики — аксакалы. Строго смотрят они за борцами: не было ли во время борьбы запрещенных приемов — на майдане нет места даже малой несправедливости. Джигиту, ставшему батыром сабантуя, — честь и слава.

                        Вывод.

Чего хорошего мы ждём от этого праздника.

На Сабантуе я пою песни, рассказываю стихи,

танцую разные танцы, участвую в конкурсах и выигрываю подарки, но я не участвую в борьбе. А мой брат всегда участвует и выигрывает барана или козу. Когда я езжу в деревню « Зюри », то я лазаю по канату который разложен через речку, ещё там есть очень большой экран. Я жду от этого праздника благополучия.

**************************************

Статус проекта: проект не получил поддержку

Краевой национальный татарский праздник «Сабантуй — 2018»

  • Конкурс

    Первый конкурс 2018
  • Грантовое направление

    Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия
  • Номер заявки

    18-1-020399
  • Дата подачи
    27.03.2018
  • Запрашиваемая сумма
    973 000,00
  • Cофинансирование
    0,00
  • Общая сумма расходов на реализацию проекта 
    973 000,00
  • Сроки реализации

    06.07.2018 — 07.07.2018
  • Организация

    Краснодарская региональная общественная организация «Татарская община «Булгар — К»
  • ИНН

    2310083280
  • ОГРН

    1032335036920

  • Краткое описание
  • Цель
  • Задачи
  • Обоснование социальной значимости
  • Целевые группы
  • География проекта

Краткое описание

Сабантуй — самый известный ежегодный национальный праздник татар в ознаменование успешного завершения весенне-полевых работ . Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Это — воистину всенародное увеселительное и одновременно спортивное мероприятие, в котором принимают участие любые желающие, и взрослые и дети. Что создает забавные и веселые ситуации среди соревнующихся, атмосферу всеобщего участия, единения и, видимо, поэтому праздник Сабантуй является столь любимым среди представителей и других национальностей, участвующих в этом торжестве. Все, кто победил в конкурсах уходят с ценными призами. Сабантуй сопровождается выступлением творческих музыкальных коллективов, национальными танцами, демонстрацией быта и уклада жизни татар, творчества народных умельцев, приготовлением национальных блюд и бесплатным угощением всех гостей татарским пловом. Этот праздник, возведен в ранг государственного в Татарстане и Башкортостане. Сабантуй отмечается и на других территориях России и даже за рубежом. В Краснодаре в 2017 году проводился в 20-й Юбилейный Краевой Сабантуй, а в 2018 году хотелось бы провести Краевой Сабантуй на берегу моря в пос Анапский. Кубанцы разных национальностей успели полюбить этот праздник и приходят ежегодно на него целыми семьями, атмосфера царящая на празднике объединяет не только семьи, но разные народности.

Цель

  1. Развитие и поддержка национальной культуры татарского народа
    Приобщения к культурной атмосфере края, возрождение языка, культуры народов края
    Знакомство с национальной татарской культурой, бытом и нац. кухней
    Гармонизация межнациональных отношений различных народностей Кубани.
    Воспитание молодежи в духе патриотизма и уважения традиций братских народов.
    Приобщение молодежи к трудовым традициям старших поколений, к самодеятельному художественному творчеству, к занятиям разными видами спорта
    Культурно-развлекательная организация досуга населения Кубани
    Реализации творческого потенциала народа

Задачи

  1. Национальный праздник Сабантуй проводится в целях реализации государственной национальной политики, сохранения народных традиций и развития национального самобытного творчества татаркого народа, проживающего на Кубани.
  2. Выявление талантливых  исполнителей и творческих коллективов среди татар и башкир
  3. Выявление лучших борцов по национальной борьбе «Корэш» для формирования команды для участия в федеральном национальном празднике Сабантуй
  4. Пропаганда музыкального и песенно-танцевального творчества татар, проживающих на Кубани
  5. Сохранение, развитие языка, культуры и традиций татарского народа.
  6. установление дружеских и творческих культурных связей между участниками национального праздника Сабантуй, а также гостями праздника

География проекта

Краевой национальный татарский праздник «Сабантуй — 2018» охватывает весь регион Краснодарского края. Ежегодно на Краевой Сабантуй приезжают представители других татарских и башкирских общественных организаций, которые представляют свои творческие таланты и своих спортсменов для участия в спортивных состязаниях. Главное спортивное состязание любого Сабантуя — это борьба «Кореш»

Целевые группы

  1. Дети и подростки
  2. Молодежь и студенты
  3. Многодетные семьи
  4. Пенсионеры


1


Сабантуй – весёлый праздник! МОУ «Макуловская СОШ» Выполнила: Ученица 8 «а» класса Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Митрофанова Маша Руководитель: Учитель 1 квалификационной категории Галимова. З. А 2010г


2


Цель: Сабантуй 1) О знакомление с татарским народным праздником


3


Задачи: 1) О знакомление с татарским народным праздником Сабантуй. 2) В оспитывать интерес к татарским народным играм.


4


Сабантуй — это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке — плуг и туй — праздник).


5


Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других. В этом празднике сплетается многое: и радость от удачного труда, и надежда на хороший урожай, и общение с рацветающей природой, удальство джигитов и мудрость старых аксакалов.


6


Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили.


7


Перед сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Отуда сборщики выносили красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры- паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное настроение.


8


Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, кумыс, медовуху и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянках.


9


Торжество длится целый день, но главное в сабантуе — состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою удаль, силу и ловкость. Сабантуя не бывает без борьбы и скачек. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и пытаются, притянув противника к себе, перебросить его через голову. Зрители, конечно, «болеют» каждый за своего участника, подают советы, подзадоривают, делают замечания. За победу борцам вручают подарки.


10


Особенно интересны потешные игры. Сядут, скажем, двое на перекладину и начинают лупить друг друга мешками, набитыми травой. Кто не увернется от удара — падает. А так как ноги у них связаны под перекладиной, то неудачливый игрок повисает вниз головой.


11


Или наполняют таз кислым молоком, а на дно бросят монету, ее надо достать губами.


12


А можно испытать удачу, взобравшись по намазанному салом шесту, на верху которого привязан самый настоящий живой петух. Кто долезет до верха, тому он и достанется.


13



14


В современных условиях праздник Сабантуй является общенациональным праздником татар, проживающих во всех регионах Российской Федерации, странах Европы, Средней Азии, Америки и Австралии. Благодаря этому празднику татары всего мира постигают многовековое духовное наследие своего народа, что, несомненно, способствует развитию единой народной культуры, передаваемой из поколения в поколение, способствует сохранению культурной идентичности.

Вопрос раскрытия генетических корней Сабантуя представляется весьма сложным, существует несколько гипотез о происхождении данного праздника. Некоторые ученые считают, что Сабантуй был привнесен в быт татар из Китая или Монголии (О. Ковалевский, Н. Катанов, Н. Семенов,) [40, с. 82], также превалирует мнение о его зарождении на территории Волжской Булгарии (Н. Загоскин, Г. Ахмеров, Ф. Валеев, А. Халиков, Я. Ханбиков, Я. Абдуллин) [40, с. 82], и существует гипотеза, что праздник Сабантуй связан с тенгрианскими верованиями, которые отражаются в ярких отголосках кочевнико-скотоводческого образа жизни наших предков (Д. Шарифуллин, Г. Давлетшин, М. Бакиров) [40, с. 82, Давлетшин, с. 4-5, Бакиров, с. 56-57]. Наряду с этими общеизвестными версиями о происхождении Сабантуя в некоторых источниках высказывается мысль о том, что проведение данного праздника берет начало от пророка Авраама (Ибраһим пәйгамбәр) [Яхин, с. 160, 164]. Согласно данной гипотезе, традиционные игры, как борьба, конные скачки, стрельба из лука, проводимые в рамках современного Сабантуя, составляли также основу мероприятий «Сабыйан туе» и «сач туйлары» организовываемых предками татар в честь рождения мальчика или же первой стрижки волос новорожденного. [https://www.youtube.com/watch?v=O99LFn4iTZ0].

Краткий обзор научных трудов отечественных ученых, а также выявление аналогичных обрядов и обычаев у многих тюркских народов позволяет считать третью версию наиболее достоверной и отнести Сабантуй к разряду древнетенгрианских праздников [Шарафутдинов, с. 95].

Сабантуй – праздник весенне-летнего цикла. Праздники, связанные с приходом весны, культом плодородия и земледелия были присущи многим народам Европы и Азии на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Они связаны с тенгрианской идеологией – обрядами жертвоприношения в честь верховного божества, небесного духа-хозяина Тенгре («Неба и солнца»).

Эти праздники являются символическим отражением традиционного народного мировоззрения, порожденного многовековым культом воспроизводства жизни человека и общества посредством сельскохозяйственной деятельности, которая неотделима от природы – единственного источника жизни.

Календарные праздники приурочены к пограничным периодам, сменам времен года, когда по народному мировоззрению природа, олицетворявшаяся тюрками-солнцепоклонниками именем бога неба и солнца – Тенгре, может особенно щедро поделиться своим плодородным потенциалом с людьми.

Сабантуй у татар является синтезом кочевой и оседлой культур, прошедшим сложный и длительный путь развития. Он генетически связан с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов. Здесь уместно отметить, что практически у всех народов Поволжья, проживающих по соседству с татарами, существуют аналогичные Сабантую праздники: «Гырон быдтон» у удмуртов, «Акатуй» у чуваш, «Агавайрем» у марийцев. Все эти праздники являются древними земледельческими праздниками, посвящёнными божествам плодородия, земли и силам природы [Владыкина, 150; Чувашская мифология, с. 85; http://mariez.ru/tradicii-i-obryady/agavayrem].

Ранних письменных источников, по которым можно было бы судить о времени возникновения праздника, практически не сохранилось. Некоторые сведения о можно встретить в древнекитайских и древнетюркских источниках. Так, например в древнекитайской летописи VI веке «Вэйшу» сообщается о том, что тюркские народы (древние хунну), исповедовавшие тенгрианство, при исполнении обряда весеннего жертвоприношения включали в культовые действия борьбу, битвы на мечах, конные скачки, игры и пляски. В литературном памятнике XI в. «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым») поэта Юсуфа Баласагуни повествуется об одном из основных элементах праздника, как борьба на поясах.

Одним из первых письменных упоминаний праздника у булгар – предков современных татар – является эпиграфический памятник, найденный в с. Иске Салман Алькеевского района Республики Татарстан, датируемый июнем 1292 годом [Хакимзянов, с. 38-39]. В XIII в. булгарский ученый Лачин Хисами написал трактат «Подарок бойцам, соревнующимся на майдане» [http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/iz-dalnih-stranstviy-vozvratyas-vstrechi-sootechestvennikov-tatar-v-kazani/].

Развернутое описание праздника, прошедшего летом 1505 г. в окрестностях Казани и совпадающего в своих основных чертах с Сабантуем, приводится в известном литературно-публицистическом произведении XVI в. «История о Казанском царстве, или Казанский летописец», написанном русским автором, долгое время жившем в Казанском ханстве [История о Казанском царстве (Казанский летописец) ПСРЛ, Т. XIX/ 546 с.].

После присоединения Казанского ханства к Российскому государству Сабантуй сохранил свои традиции и продолжал развиваться как истинно татарский народный праздник.

В XIX веке по мере усиления урбанизации и смешения в городах представителей разных этнических групп татар Сабантуй принимает характер общенационального праздника и отмечается не только на селе крестьянами-земледельцами, но и в татарских слободах городских центров, где проживали татары – предприниматели, мещане, рабочие и служащие. Именно в этот период оформляются основные элементы праздника, характерные для всех этнических групп татар – обряды, связанные с подготовкой к празднику, конные и другие состязания, а также игры и развлечения.

Советский период истории характеризуется активным воздействием государства на весь комплекс праздничной культуры татар, в том числе и на Сабантуй, попытками подчинения его определенным идеологическим установкам. Организация праздничных мероприятий, разработка их программы начинают жестко регламентироваться. Их проведение становится обязанностью партийных органов и органов государственной власти.

Несмотря на стремление к унификации, превращению Сабантуя в спортивное и идеолого-пропагандистское событие, праздник сохранил неповторимый народный дух, являясь одним из сильных факторов этносоциальной консолидации татар и выражением их идентичности.

Вместе с тем праздник Сабантуй претерпел сильные изменения: трансформировался исконный смысл праздника, были утрачены многие обряды, являвшиеся составной частью празднования, вытеснены традиционные образцы музыкального, танцевального творчества, а также утеряны традиции народных промыслов и элементов декоративно-прикладного мастерства.

В годы демократических преобразований в России (начало 90-х гг. ХХ в.) татарская общественность подняла вопрос о необходимости возрождения праздника Сабантуй в его первоначальном исконном виде. Поскольку именно Сабантуй дает возможность в условиях унификации и глобализации приобщиться к живой народной традиции.

На сегодняшний день праздник «Сабантуй» представляет собой сплав древнетюркской, татарской и современной общероссийской культуры, в котором объединились элементы языческих обрядов и монотеистической веры, кочевнической и оседлой традиции тюркских и ряда других этнических общностей, выработанных в ходе длительного исторического развития.

В праздновании Сабантуя участвует все население того или иного татарского поселения независимо от возраста, социальной и конфессиональной принадлежности. Это торжество содержит в себе различные формы обрядов, бережно хранимых на протяжении столетий в устной традиции и исторической памяти, в особенностях народного фольклора – поговорках и пословицах, музыке и песнях, символике праздника. К сожалению, многие традиционные выражения народного творчества, специфические особенности проведения Сабантуя у отдельных этнических групп, сейчас оказались утраченными или унифицированными.

Сабантуй не имеет не только точной календарной даты, но и определенного (установленного) дня недели. Все зависит от погодных условий, интенсивности таяния снега и, соответственно, от степени готовности почвы к севу яровых культур [34, с.42]. Века отшлифовали форму проведения праздника. Сабантуй как народный праздник состоит из трех частей: длительной подготовительной части, кульминации праздника, проходящей в течение одного дня, и менее продолжительной заключительной части.

1.

Национальный татарский
праздник
Выполнила: студентка II курса з/о НХ-21
Аухадуллина Рамзия Хидиятулловна

2.

Истоки празднования сабантуя
уходят в глубокую древность и связаны с
аграрным культом
До конца XIX века сабантуй праздновали
в весенне-летний период до начала пахоты после
Празднование сабантуя в общих чертах было
одинаковым, но имел ряд особенностей у
различных этнографических
групп башкир, татар и чувашей. К примеру,
если у западных и юго-западных башкир
сабантуй устраивали на следующий день после
праздника , то у восточных проводился после.

3.

Что такое Сабантуй и какое
значение он имеет для татар?
Это праздник! Это — воистину всенародное
увеселительное и одновременно спортивное мероприятие,
в котором принимают участие
не только профессиональные спортсмены, но и любые желающие,
зачастую из числа многочисленных зрителей. Последнее
обстоятельство создает забавные и веселые
ситуации среди соревнующихся, атмосферу всеобщего участия
, единения и, видимо, поэтому праздник
Сабантуй является столь любимым среди татар
, как, впрочем, и среди представителей других
национальностей, участвующих в этом торжестве.

4.

татар, который не имеет точной даты празднования, но, как правило, проводится в пр

5.

6.

Благословление Хазрата (муллы)Духовного управления мусульман

7.

Сбор подарков (Бәйге җыю)
Все на праздник наряжаются,
Все на праздник собираются
«Сабантуй» уж у ворот,
Выходи скорей, народ

8.

Все подарки собраны пора и праздник начинать

9.

Этот праздник, возведенный в ранг государственного
в Татарстане и близлежащем к нему
Башкортостане, поначалу проходит в деревнях,
других малых регионах, а затем
завершается большим торжеством
в столицах этих двух республик — в Казани и Уфе.
Однако Сабантуй отмечается
и на других территориях России и даже
за рубежом, где имеются татарские диаспоры.

10.

11.

Конные соревнования на татарском празднике
Сабантуй являются своего рода «гвоздем программы».
Однако современные Сабантуи разнообразием конных
состязаний, к сожалению, не отличаются. А вот на древних степных
Сабантуях они были весьма разнообразны.

12.

На Сабантуе вы можете увидеть большое количество разнообразных
соревнований, в каждом из которых может участвовать
и получить приз любой желающий. Среди них:
Шатлыклар
күңелебездә,
Ал кояш – күгебездә,
Килегез,
дуслар,
куннака,
Сабантуй бүген бездә!
Бой мешками,
наполненными
соломой
У ребят сегодня радость
Их веселья не унять.
Все готовы нынче в
праздник
Свою удаль показать.

13.

Кто получит ценный приз?
Шест — всё без обмана.
Нет, свалился снова вниз,
Не добыл барана!

14.

Внимание, внимание,
Начинаем игры- соревнование.
Ну давайте начинать,
Кто желает поиграть
Бег с ложками во рту(а в ложке -яйцо)
Беги, беги, но не разбей!

15.

Вёдра, полные воды,
Очень быстро пронеси
Смех, улыбки, шутки пляс –
Всё здесь это есть сейчас
Бег с коромыслами и вёдрами полные
воды….

16.

Есть за городом овраг,
По нему иду я.
Здесь веселье и размах,
Краски Сабантуя!

17.

Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, удалым!
Пригодиться здесь сноровка
И отвага молодым

18.

Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На полянке – силачи!
Женский и
мужской
армрестлинг

19.

Бить горшки? Какой пустяк!
Вышел, крутанулся.
Вот те раз — опять не так.
Снова промахнулся!

20.

С закрытыми глазами-попрубуй отрежь и приз ты возьми!

21.

К нам пришёл сегодня праздник,
Весельчак, батыр, проказник,
Сабантуй, сабантуй,
Пой, скачи, борись, танцуй!

22.

Какой праздник без призов и подарков… юные победители….

23.

Катыгы ды катыгы,
төбендә бар алтыны!
(ай да, кефир, ну, кефир- а на дне ведь алтын!золото)

24.

Веселится весь народ:
Песни, юмор, пляски…
Здесь гармошки, хоровод,
Сабантуя краски!

25.

26.

Снова песня зазвучала
Подпевай ей и танцуй!
Мы сегодня отмечаем
Наш веселый Сабантуй!

27.

Шум веселья над полями,
Веселись, батыр, ликуй!
Всем народам дарит радость
Славный праздник Сабантуй.

28.

Как без танцев и песен — Сабантуй!?
Сабантуйда
Кызларның
күзендә
очкыннар
бии:
Алар
күңелен
яшь
көрәшчеләр
били.
Ә
хатыннар,
күз
төшереп
мәйданга,
Елмаялар
бары
батыр
калганга.
Әбиләрнең
күз
карашы
ник
гамьле?
Яшермичә жәллиләр җиңелгәнне. —
когда я слушаю курай,
то радость льется через край.
Неприхотливыв и невелик
курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу,
домой с собою унесу.
И только дуну в свежий срез,
как зашумит весенний лес.
И зажурчит наверняка,
в ней мелодичная река.
Держу курай…
В родном краю я песни звонкие пою.

29.

Образцовый ансамбль татарского танца «Булгар» .
Татарский народный танец танец «Чабата»(лапти)

30.

Ансамбль «Яшьлегем хэтирэсе»
(народной вокальной студии «Сандугач»(Соловей)

31.

Образцовый ансамбль татарского танца «Булгар»
танец крещенных татар

32.

А как праздник без гостей? Гости из Республики Татарстан.

33.

Здесь батыры и майдан.
В общем, всё как надо.
И на привязи баран:
Лучшему — награда.
А где БАТЫР?

34.

35.

36.

37.

38.

39.

Батыр Сабантуя

40.

Вечерние гулянья — Кичке Уен

41.

42.

Прекрасны татарские песни, народные танцы,
веселые игры,
хорошие обычай и добрые традиции
татарского народа. Татарский праздник
Сабантуй начинает переростать
свои национальные рамки. В современное время его
уже называют не только праздником труда и веселья,
но и татарским праздником дружбы народов,
поскольку принять в нем участие могут представители
любых народов многонациональной России.

43.

Спасибо
за
внимание!

На чтение 15 мин Просмотров 14.1к.

Праздник непосредственно связан с древним аграрным культом. Его название происходит от соединения двух слов: сабан означает «яровые», или же – «плуг», а туй – «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова «Сабантуй» – торжество в честь сева яровых.

С древних времён «Сабантуй» празднуется ежегодно, с перерывами на войну и другие бедствия. Но по возвращении мирной жизни празднование «Сабантуя» всегда возобновлялось. Поэтому праздник практически без изменений дошел до наших дней.

Содержание:

  1. Как появился Сабантуй
  2. Этапы подготовки Сабантуя
  3. Решение о проведении праздника
  4. Подготовка майдана
  5. Ритуал сбора подарков
  6. Майдан (место состязаний)
  7. Этапы праздничных мероприятий Сабантуя
  8. «Ат чабышы» (конные скачки)
  9. «Йөгерү» (соревнование бегунов)
  10. Торжественное открытие праздника
  11. «Көрәш» (национальная борьба)
  12. Развлекательная часть
  13. Шуточные состязания для всех гостей
  14. Майдан длится с 10 – 11 утра до 2 – 3 часов пополудни
  15. «Кичке Сабантуй» (вечерний Сабантуй)
  16. Сев
  17. День сегодняшний
  18. Сабантуй за пределами России

Как появился Сабантуй

Первоначальная цель этого праздника, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

Однако «Сабантуй» получил статус официального национального праздника лишь при существовании Казанского ханства. В разные эпохи на празднование Сабантуя влияли различные течения: мусульманские, христианские и советские. Несмотря на это передача традиций, обрядов, игр и состязаний оставалась неизменной. 

Этот праздник отмечается не только в большинстве татарских деревень, но и в больших татарских общинах по всему миру. В его проведении существуют локальные различия, которые вызваны наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Этот праздник отличался гостеприимством: односельчане приглашали друзей, соседей и знакомых любой национальности. Именно благодаря этому общению в «Сабантуй» было внесено много дополнений, которые пришли от представителей других народов. Воистину «средь полей ходить – землю познать, средь людей ходить – народ узнать».

Татарский «Сабантуй» во многом напоминает башкирский «Хабантуй», чувашский «Акатуй» и удмуртский «Гербер». Содержание «Сабантуя» часто дополнялось аналогичными ему праздниками у других народов Поволжья (башкирского, чувашского, удмуртского, марийского, мордовского и русского этносов).

Исследования последних лет показывают, что «Сабантуй» состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной – с первого таяния снега до начала сева.

В давние времена люди не понимали, почему наступает весна. Появление черной земли из-под снега ассоциировалось в их сознании с прилетом черных грачейЛюди думали, что именно эти птицы приносят весну из дальних стран (обычно в конце марта – начале апреля). В честь их прилета устраивались такие праздники как:

  • татарский «Карга боткасы» (грачиная каша)
  • башкирский «Каргатуй» (грачиная свадьба)

При появлении проталинок, освобождении от снега пригорков и холмов вокруг деревни почтенные старцы аулов – аксакалы – говорили детям, что наступило время кашу варить. Это первый календарный праздник татар – «Карга боткасы».

До принятия ислама праздник был посвящён культу птицы. Это было также связано с представлениями о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Элементы этого культа остались в празднике до настоящего времени.

Однако главное предназначение этого праздника — обеспечить в будущем году богатый урожай. С этого времени начиналась подготовка к празднику – Сабантую.

Современный «Сабантуй» почти повсеместно проходит по единой схеме.

В городах это однодневный праздник, сосредоточенный на майдане. А в сельской местности праздник делится на две части – сбор подарков и майдан. Тон задает Татарстан.

Именно там объявляется единая дата проведения Сабантуя для деревень и райцентров. Затем – дата для крупных городов. И в конце дата завершающего «Сабантуя» в столице Республики – Казани.

Кроме того, в сельской местности – это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому готовятся к празднику заранее – убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей. Как правило, в редкой деревенской семье не бывает приезжих в дни «Сабантуя».

Характерно, что на этом празднике никогда не случается хаоса и беспорядка. Несмотря на большое стечение народа и ажиотаж соревнований – образцовый порядок сохраняется и оберегается самими гуляющими.

На празднике допускается много пунктов, которые были запрещены Кораном в обычные дни:

  • Так, по мусульманским заветам, женщине нельзя появляться в людных местах с мужчинами, а на «Сабантуй» – можно
  • Шариат требовал, чтобы невесту, и, особенно, жениха выбирали родители. А во время праздника у молодежи появлялась возможность приглядеть себе жениха или невесту. Молодые люди сами знакомились, водили хороводы и влюблялись. Именно на «Сабантуе» завязывались знакомства и намечались будущие семейные пары
  • Девушки были зрительницами, которые вдохновляли парней участвовать в различных состязаниях. Как говорит народная мудрость: «Конь узнается лишь в упряжке санной, а богатырь – в схватке бранной» – поэтому ни один джигит не упускал случай покрасоваться перед девушками
  • Мужчина, которого выбрали джигитом аула, ездил и в другие деревни для состязаний. Для этого его освобождали от тяжелого труда и берегли для победы
  • В самой организации «Сабантуя» был заключен принцип: «Не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного человека. Никто не должен уйти с тяжелым сердцем, с обидой»

Этапы подготовки Сабантуя

Решение о проведении праздника

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирают сход и договариваются о сроках проведения праздника «Сабантуй».

Фото совещания по поводу проведения праздника Сабантуй

Совещание по поводу проведения праздника Сабантуй

Подготовка майдана

Место проведения праздника тоже определяется заранее. Выбранная территория очищается от камней и разравнивается. Иногда оборудуется трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место – наподобие небольшого стадиона.

Оно оборудовано необходимыми для состязаний приспособлениями и сиденьями для участников праздника. В день праздника на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей. Начинают работать торговые палатки и буфеты.

Ритуал сбора подарков

Обряд дарений в Сабантуе пришел на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре. Но в его основе продолжает лежать стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли.

Жителей деревни о таком дне оповещают заранее, чтобы хозяйки успели подготовиться.

Обычно «одаривание» проводят накануне праздника, в субботу. Но если село большое, то иногда сбор подарков начинают в пятницу, во второй половине дня.

Сбор подарков (әйбер җыю, яулык җыю), как и прежде, впечатляющее зрелище. Группа односельчан выезжает на повозках и останавливается у каждого дома. Таким образом, сборщики подарков разъезжают из одного конца деревни в другой, собирают полотенца, платки, отрезы материи, и т. д.

Жители деревни охотно отдают приготовленные заранее вещи. Главным подарком является баран, который предназначается в качестве приза батыру (богатырю) «Сабантуя». Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Сборщики благодарят одаривающих песнями, шутками, прибаутками.

Самым ценным (не дорогим, а именно почетным) подарком считалось вышитое полотенце – тастымал. Его обязательно должны были подготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Полотенца прикрепляли к уздечкам коней и подвешивали к шесту, который сборщики подарков несли на плече. Чем красивее полотенце, тем выше его привязывали на шесте.

Призы, которые дарились победителям состязаний, готовились всю зиму. Молодухи (яшь килен) тоже по-своему состязались в рукоделии. Они вышивали бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы.

Раньше каждая молодуха (яшь килен) готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии и мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр «Сабантуя». Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка.

В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства вышитых полотенец для «Сабантуя» начали дарить рубашки. С сожалением приходится констатировать, что при этом теряется моральная значимость подарка.

Традиционным является и сбор яиц. Их дают, как и вместо подарка, так и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для «Сабантуя» вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний. Например, их пьют борцы.

Лучшие призы предназначаются победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждает во всех схватках по национальной борьбе.

Когда сборщики завершают сбор подарков, то еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой и показывают всем, сколько вещей собралось.

Фото люди в национальных костюмах едут на праздник

Майдан (место состязаний)

В назначенный день проводятся состязания: как правило, майдан находится в районе парового поля. К назначенному часу туда со всех сторон стекается народ: пешком, семьями на лошадях – жители не только этой деревни, но и всей округи.

Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдается очередность в его проведении. Дуги и гривы лошадей украшают узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день достают из сундуков самые лучшие наряды и украшения.

Фото катания на наряженной лошади в повозке

Гостей праздника традиционно принято встречать национальным татарским блюдом «чак-чак».

Общее фото, дальний план проведения праздника Сабантуй

Этапы праздничных мероприятий Сабантуя

*Призы победителям вручаются только на майдане.

Самые древние и основные состязания на Сабантуе связаны с кочевым и полукочевым бытом предков татар. Ранее эти соревнования имели сакральное значение. Ими являются:

«Ат чабышы» (конные скачки)

Фото конных скачек, три лошади несутся

Праздничные соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне «Сабантуй» не обходился без них. Лошадей, которые участвовали в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5 – 10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана.

Интересно, что было обязательным награждение бегуна, который повредил ногу и коня, который пересек финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками.

«Йөгерү» (соревнование бегунов)

Фото дети соревнуются в беге, пересекают финишную черту

Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге (йөгерү). Их начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту. Впереди скакал всадник, чтобы показывать путь бегунам. Принцип организации состязаний был тот же, что и на скачках: старт устраивали в отдалении, а финиш – на майдане.

Торжественное открытие праздника

Фото с открытия праздника Сабантуй

«Көрәш» (национальная борьба)

Фото мужчины состязаются в борьбе, взяв друг друга за пояс

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на «Сабантуях» по прежнему остается национальная борьба – көрэш. Борцы перекидывают друг другу через спину (за талию), кушак (бильбау), концы которого держат в руках, обматывают вокруг кисти и пытаются положить соперника на лопатки.

Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши и мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом «Сабантуя», является борьба батыров, то есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. Когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела.

Следует отметить, что поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок «Сабантуя». По традиции – живого барана.

В настоящее время призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т.д.

Фото молодой мужчина получил призового барана

Необходимо отметить, что майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба – көрэш, из праздничного развлечения переросла в вид спорта, по которому проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России.

Одновременно с борьбой на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжести:

  • гири (пудовой, двухпудовой – побеждает тот, кто поднимет большее количество раз):

Фото мужчины состязаются в подъёме гирь

  • прыжки в высоту:

Фото мужчина прыгает через перекладину, слетела шапка

  • стрельба из лука (у башкир):

Фото женщина стреляет из лука

Во время көрэша (национальная борьба) выступают певцы, танцоры и прочие участники художественной самодеятельности. Певцы и музыканты ждут этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа.

Во время «Сабантуя» люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

Развлекательная часть

Одновременно с көрэш (национальная борьба) идут выступления певцов, танцоров – участников художественной самодеятельности. Певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа.

Во время «Сабантуя» люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

Фото мужчины, танцующего на празднике Сабантуй, на фоне девушек, играющих на варгане

Шуточные состязания для всех гостей

Существуют и другие состязания для зрителей. По динамику объявляется время и место проведения отдельных видов, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане.

Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что они просты по своей структуре и доступны любому присутствующему.

Например:

  • Бег с ведрами на коромысле, наполненными водой
  • Бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом
  • Битье горшков с завязанными глазами
  • Перетягивание каната или палки»
  • Бег в мешках
  • Бой с мешками набитыми сеном, травой
  • Лазанье на высокий гладкий столб (наверху которого подвешен приз – иногда живой петух в клетке или сапоги) и т. д.
  • Добывание ртом монет из наполненных АЙРАНОМ котлов
  • Хождение на ходунках
  • Армрестлинг
  • Перенос груза на тачке
  • Подьем мешка с зерном
  • «Остабикә»

Майдан длится с 10 – 11 утра до 2 – 3 часов пополудни

Поэтому даже на сельский «Сабантуй» выезжают магазины, столовые и буфеты со своим товаром.

Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Многочисленных гостей угощают такими блюдами, как чак-чак, вак-бәлеш, перемеяч, өчпочмак.

Если «Сабантуй» проводится на расстоянии от села, то нередко здесь, на лужайке, устраиваются семейные чаепития за самоваром, который берут с собой.

Фото лавки с разными сладостями на празднике Сабантуй, чак-чак

*Кроме того, в сельской местности это считается и временем приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют «Сабантуй» летом, после завершения весенних полевых работ. Поэтому после окончания соревнований на майдане народ расходится по домам.

«Кичке Сабантуй» (вечерний Сабантуй)

Под вечер снова все собирается на вечерние игрища – кичке уен. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. В последнее время, нередко, – в клубе.

Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером здесь проводят состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.

Сев

Сразу же после завершения «Сабантуя», если позволяли погодные условия, начинался сев. Таким образом, в традиционном быту «Сабантуй» являлся праздником, дающим заряд бодрости перед ответственным этапом в сельскохозяйственном труде. И только в некоторых местах скачки, борьба и т.д. устраивались после сева, в качестве завершения этого этапа работы.

День сегодняшний

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды потеряли смысл, но многие из них продолжают бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с «Сабантуем».

В XIX веке «Сабантуй» был просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных и трудоемких сельскохозяйственных работ.

В настоящее же время «Сабантуй» приобрел в Татарстане статус государственного праздника. Сегодня едиными стали сроки его проведения. Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля).

Теперь же – в честь их окончания (в июне, перед началом косовицы, когда для жителей села наступает небольшая передышка в напряженном летнем сезоне).

В целом для Татарстана характерно поэтапное его проведение: сначала «Сабантуй» празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, а на следующей неделе проводится районный «Сабантуй». Или в субботу – по деревням, а в воскресенье – в райцентре. Завершающим является «Сабантуй» в крупных городах и столице Татарстана – Казани.

Этот праздник является международным национальным татарским и башкирским праздником, который стал государственным в Татарстане и Башкортостане. Начиная с 2001 года в различных городах России стал проводиться Федеральный Сабантуй. А в 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй в селе Алькино Самарской области. И в этом же 2010 году Федеральный Сабантуй прошел в Удмуртии.

Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

Сабантуй за пределами России

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Он стал официальным городским праздником во многих странах – местах компактного проживания татарского и башкирского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США).

Совершенно иным образом «Сабантуй» идентифицируется в татарских диаспорах. Для них праздник — важный маркер идентификации себя как татар и способ заявить о себе новым соседям. В среде этнографов ходит шутка: «Если где-то встретились три татарина, они обязательно организуют Сабантуй».

Для диаспор участие Казани в организации Сабантуя — важный символический жест: Казань воспринимается как центр всех татар, поэтому помощь татарстанской столицы как бы легитимирует их праздник.

В современном мире Сабантуй – живая традиция, несущая в себе Дух татарского народа. В 2003 году генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, «являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа», в число претендентов на включение в «Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО».

Сабантуй- любимый праздник взрослых и детей.

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Курманова Э.А. 1


1МАОУ » Новоатьяловская СОШ»

Кадырова Э.Ф. 1


1МАОУ » Новоатьяловская СОШ»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение.

Культура каждого народа своеобразна и неповторима. Чем больше мы знаем о культуре своего народа и культуре других национальностей, тем богаче и ярче становится мир, происходит своеобразное взаимообогащение культур.

Сабантуй… Наверное не найдется в Тюменской области человека, который не слышал бы об этом национальном народном празднике.

Я не только присутствовала, но принимала участие в Сабантуе, который проходил в Ялуторовском районе. От своих родных я узнала, что это национальный татарский праздник, имеющий глубокие исторические корни.

Передо мной встали следующие проблемы, решение которых меня волновало– так ли широко известен Сабантуй в нашей стране, выходит ли праздник за национальные рамки, празднуется ли Сабантуй другими народами, может ли национальный праздник стать источником формирования добрососедских отношений между людьми разных национальностей и религий.

Объект моего исследования – национальный праздник Сабантуй. 

Предмет исследования — воспитание толерантности через участие в национальном празднике.

Цель исследовательской работы:

проанализировать празднование Сабантуя во времена наших предков и в настоящее время;

Задачи:

узнать из дополнительной литературы о возникновении праздника Сабантуй; провести опрос по теме работы среди учащихся и взрослых, беседу со старожилами села;

проанализировать полученную информацию, свои наблюдения и сделать выводы.

Таким образом, можно сформулировать гипотезу – если дети, не смотря на различия в этнической принадлежности, организуют и участвуют в национальных праздниках различных народов, то это приведет к формированию у них толерантности.

История возникновения праздника «Сабантуй».

Возникновение праздника Сабантуй связано с земледельческими работами. Это отразилось даже в самом названии праздника: «сабан» — яровые (в другом значении слова – «плуг»), «туй» — «свадьба», «торжество». Все вместе означает торжество в честь сева яровых, праздник плуга. Он тесно связан с образом жизни народа, его хозяйственной деятельностью. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их

2

окончания (в конце июня). Сразу же после завершения Сабантуя, если позволяли погодные условия, начинался сев. Таким образом, в традиционном быту Сабантуй являлся праздником, дающим заряд бодрости перед ответственным этапом в сельскохозяйственном труде.

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. А весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для победителей в состязаниях и играх: вышитые платки, полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Особо ценным подарком считалось полотенце с ткаными узорами. Его готовили молодые женщины, вышедшие замуж между двумя последними Сабантуями.

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения Сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, яйца, масло и молоко.

Теперь приходил черед сбора подарков. Сбор начинали дети. В назначенный день рано утром по домам ходили дети (обязательно в новых лаптях с белыми суконными чулками – тула оек) и выпрашивали у хозяев крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца бранного – кызыл башлы сёлге – (вытканного узорами) полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но пекли специально для детей булочки, орешки из теста – бавырсак и готовили конфеты. Это действие, согласно древнему представлению, сулило изобилие.

Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Собранные подарки прикрепляли к лошадиной сбруе наездника – сборщика.

В день Сабантуя на майдане устанавливали длинный шест, с привязанным к нему красивым полотенцем. Праздник начинался!

Примечательно, что участие в татарском празднике не возбранялось русскому, марийцу, башкиру – вплоть до состязаний на скачках и права получать призы.

С того времени Сабантуй кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно – игровой, гуманитарный форум.

Празднование Сабантуя во времена наших предков и в настоящее время.

Современный Сабантуй почти повсеместно проходит по единой схеме.

Место проведения праздника определяется заранее. Оно соответствующим образом оборудуется. Территория очищается от камней, разравнивается. Иногда оборудуется трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально

3

отведенное место для майдана, необходимыми для состязания приспособлениями, сидениями для участников и зрителей праздник. В день Сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, работают палатки, буфеты.

Открывает Сабантуй один из руководителей района, поздравляя собравшихся с национальным праздником. Вслед за торжественным открытием праздника следует его развлекательная часть: выступление певцов, танцоров.

После концерта объявляется время и место проведения отдельных видов состязаний, так как из-за большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы невозможно провести все виды состязаний на майдане. Но призы победителям вручаются только на майдане.

Какие же изменения произошли в праздновании Сабантуя со времен наших предков и по настоящее время? Об этом я беседовала со старожилами нашего села, со своей бабушкой.

Раньше:

1. Сабантуй был праздником одной деревни.

2. Время проведения праздника зависело от погодных условий, не было точной календарной даты.

3. Проводился сбор подарков юношами, среди которых был музыкант. Они заходили в каждый дом с песнями и собирали подарки (крашеные яйца, вышитые платки, полотенца).На празднике собранные подарки давали победителям состязаний.

4. Сабантуй был и является праздником татарского народа.

Сейчас:

1.Проводятся районные, областные и республиканские Сабантуи. 2. Объявляется единая дата проведения Сабантуя для деревень, райцентров, затем- для крупных городов.

3. Подарки покупают организаторы праздника.

4. На празднике можно увидеть людей разных национальностей: русских, башкир, казах и т.д.

В празднике может принять участие человек любой национальности, а победив, получить приз. Такое уважительное, толерантное отношение к представителям других народностей- одна из основных особенностей нашего народа.

Подготовка к празднику дело всей семьи: уборка в доме, приготовление угощения, приготовление подарков, все это объединяет и укрепляется родственные узы. Ребенок получает социальный опыт общения, ведь в юном возрасте основными носителями толерантных отношений является семья и прежде всего совместная деятельность, совместный отдых, совместное

4

времяпровождение.

Сабантуй- любимый праздник взрослых и детей.

Я провела опрос среди учащихся нашей школы и среди взрослого населения нашей деревни по теме: нравится ли вам праздник Сабантуй? Если «да», то почему?

Ответы учащихся :

На Сабантуе всегда интересно, весело.

Много различных игр, состязаний, в которых можно участвовать самим.

Мне нравится, когда проводится борьба между силачами.

На Сабантуй к нам в гости приезжают родственники.

Мне на праздник покупают новое платье.

Ответы взрослых:

На празднике получаю заряд бодрости и веселья.

Можно увидеть многих знакомых, родственников, общаться с ними.

Такое чувство, как будто сделали большое дело и сейчас можно отдохнуть.

С удовольствием слушаю народные песни, сама люблю танцевать(дробить), участвовать в состязаниях.

Таким образом, можно сделать вывод, что Сабантуй является любимым праздником и детей, и взрослых. Сабантуй открыт для каждого, отдохнуть всей семьей, насладиться многообразием красок национальных культур позволяет этот древний и вечно молодой праздник.

Веселый, мудрый Сабантуй – непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедования и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх – состязаниях или побыть просто зрителем.

Мы, дети, любим праздники за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные переживания. Ощущение праздника неотделимо от чувства причастности к чему-то большему, чем ты сам, например традициям, обычаям. Именно национальные праздники отвечают этому признаку, главный из которых ощущение общности, сопричастности, общей радости. Именно через участие в таких праздниках дети получают информацию о культурных ценностях народа. Именно участвуя в праздниках мы, дети, получаем опыт толерантного общения, можем раскрыть свои таланты, самоутвердиться. «Ожидание радости» — вот главное условие

5

успешности любого праздника, тем более детского.

Структура праздника. Состязания на Сабантуе

Наступил долгожданный день праздника. Празднично одетые люди спешат на майдан. Вот-вот начнутся состязания.

Благодаря активному участию в Сабантуе представителей разных народов игровой репертуар праздника постоянно обогащается.

Соревнования традиционно начинаются со скачек. Лошадей, участвующий в соревнованиях, отводят от майдана на 5-10 километров. Призы, которые получают победители в сказках, они потом привязывают к шеям своих лошадей, чтобы каждый мог видеть лучшего скакуна.

Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Игры проходят в разных местах на майдане.

Пока лошади еще далеко, на майдане состязаются в спортивных играх — беге. Бег на скорость и выносливость на различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия, кроссовые забеги.

Сначала соревнуются мальчишки. Старики отводят их от майдана, и по команде они во всю прыть несутся к шесту с полотенцем – флагом Сабантуя!

Спортивные соревнования: национальная борьба на кушаках – кэрэш, бой с мешками, прыжки, кулачные бои, перетягивание каната.

Борьба на кушаках – кэрэш  начинают два старика, затем поочередно выходят мальчишки, юноши, мужчины среднего возраста. Победителя всех схваток называют батыром Сабантуя. Отныне он – знаменитость. О нем будут слагать песни, рассказывать легенды. Но это еще не все! На поднятых руках победитель должен унести барана. Сегодня призы победителям (в городах) – автомобили, дорогая бытовая техника, ковры .

Борьба на руках (кул корештеру). На международной арене этот вид спорта известен как армрестлинг. Правила просты: чтобы одержать победу, необходимо прижать руку соперника к столу, на который кладется специальная подушка.

Перетягивание каната (аркан тартыш).

И, конечно же, как и на всяком празднике, на Сабантуе не обходится без развлекательных шутливых состязаний. Как не веселиться, глядя, как отчаянные джигиты стараются взобраться на гладкий столб или сражаются мешками, сидя на бревне.

Влезание на гладкий столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.

Бег с яйцом в ложке, при этом ложку держать во рту.

Бой мешками с соломой, сидя на бревне. Два участника состязания

6

садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника на землю.

Бег с ведрами воды на коромысле, главное в этом соревновании для девушек не расплескать воду.

Перечислить все игры на Сабантуе просто невозможно, приходите, сами все увидите!

Традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах – гармонистов, кураистов.

Неповторимую красочность придают празднику разноцветные костюмы. Особое значение и сегодня имеют платки и вышитые полотенца – им приписывается свойство обеспечивать изобилие, искоренять зло. Все призы, полученные на Сабантуе, бережно хранятся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы была изучена история возникновения национального праздника Сабантуй, традиции и новшества в проведении современного праздника, его роль в сохранении национальной самобытности татарского народа, роль в воспитании толерантности у детей.

Совместное участие взрослых, родителей и детей разных национальностей в подготовке и проведении любого праздника позволит всем участникам стать ближе друг к другу, почувствовать красоту и динамичность Сабантуя, сравнить национальные традиции татарского народа с традициями своего народа и найти много общего. Сопричастность участников праздника к культуре другого народа научит нас относиться к носителям этой культуры с уважением, пониманием. А это, в свою очередь обогатит нас самих. Ведь главное в нас – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.

7

Список использованной литературы.

1. Валеев Ф.Т. Западно–сибирские татары во второй половине XIX – нач. XX вв. ( историко–этнографические очерки). – Казань. Татарское книжное издательство, 1980 г.

2. Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань. Татарское книжное издательство, 1993 г.

3.Этнография татарского народа.- Казань: Магариф, 2004

8

Приложение №1

Бой с мешками.

9

Приложение №2

Борьба на кушаках.

10

Приложение №3

Выступление певцов.

11

Приложение № 4

Битье горшков.

12

Просмотров работы: 1572

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проект на тему праздник ивана купала
  • Проект сценария математического вечера
  • Проект на тему организация праздников
  • Проект сценарий телепередачи
  • Проект на тему национальные праздники народов россии