Профессиональные праздники ханты мансийска

Содержание

  • 1 День оленевода, охотника и рыбака
  • 2 Вороний день — праздник весны, любви и встреч
  • 3 Медвежий праздник
  • 4 Проводы лебедя

День оленевода, охотника и рыбака

Олени.jpg

День оленевода, охотника и рыбака – праздник, организованный не так много лет назад, но он прижился и стал постоянным в Сургутском районе. Праздник проходит в конце марта месяца, когда оленеводы, охотники и рыбаки выходят из тайги и тундры, чтобы сдать продукцию традиционных промыслов по окончанию охотничьего сезона и пополнить запасы продовольствия, пообщаться между собой, пройти медицинский осмотр, решить возникшие проблемы, показать себя и свою удаль. Для последнего, организуются спортивные соревнования: гонки на оленях, гонки на снегоходах, прыжки через нарты, метание аркана, борьба, бой мешками, лазанье на столб, демонстрация национальной одежды и т.д., за что победители получают призы.
Данные мероприятия ежегодно проходят в г.п. Лянтор, с.п. Русскинская, п.Тром-Аган с.п.Нижнесортымский.

— Поклоняются коренные жители нашего района богу Торум, который для них многолик – Бог неба, Бог воды, Бог леса и т.д. У каждого хантыйского рода имеется свой общий Бог. Он находится на святом месте, расположенном в наиболее глухих и труднодоступных местах. На этом месте в определенное время, члены рода собираются для проведения ритуальных обрядов с участием шамана. Содержание ритуальных обрядов остаётся в тайне от посторонних (чужих не допускают), да и место расположение святых мест хранится в тайне.

Вороний день — праздник весны, любви и встреч

Ворона 2.jpg

— Вурна хатл (Вороны день) – Торум ангки хатл (Богини матери день) по-хантыйски, Урин-эква хотал – по мансийски – изначально праздновался в день прилета ворон. Позднее он стал отмечаться 7 апреля, на Благовещенье, что связано, по-видимому, с христианизацией нашего северного края.
Прилёт вороны у обских угров связывался с приходом весны и тепла. Именно эти птицы первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая природу.

На вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне.

— Говорят, давным –давно ворона белой была. И жила она с людьми, в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не то, что живность накормить — самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встреитили ее люди и глазам не поверили:улетела птица белая, а вернулась – черная. А когда узнали, что наелась она падали, выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя.

Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей.

Так повествует хантыйская легенда древняя, как сам народ, сложивший ее. В хантыйских и мансийских преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей. Мокрый цап(стружки из мягкой древесины, которые насыпались в детскую люльку) обычно складывались в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эту кучку преющего цапа и грела свои лапки. А когда улетает ворона в теплые края, то на прощанье пролетает над селением и приговаривает: “Пусть больше появляется на свет мальчиков, пусть больше появляется на свет девочек. Когда вернусь сюда весной, будет где мне лапки весной погреть”. Старые люди говорят, что ворона – хорошая птица, она радуется рождению детей.
Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. В тегах женщины для проведения обряда в этот день собирались в южной стороне леса. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне, чтобы она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Обязательно делали поры (стол с угощениями) возле березы, приносили в дар духам ленточки, платки с завязанными в них белыми монетками. Кланялись, обращаясь к светлым духам (найнворт), и молились о благополучии, здоровье детей и взрослых.
В этот день устраивалась праздничная трапеза. Готовили саламат – мучную уху, разные рыбные блюда, пекли из теста золотистых птиц, угощали детей и друг друга.

В вороний праздник обычно соревновались в силе и ловкости, устраивали музыкальные состязания: кто кого переиграет на санквылтапе, кто знает больше мелодий. А молодые в этот день выбирали себе женихов и невест.

Ворона для народа ханты всегда была священной и почитаемой птицей. Хантыйская легенда гласит: «Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста. Ун кер тылыщ 7 – мет хатл.»

С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Ямальском Севере. Ворона – символ жизни, вестница весны. По примете, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечная, если на высокое – то затяжная.

В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки. У чума уже выставлены скульптуры добрых духов, их во время праздника угостят кровью жертвенного оленя. Принося в жертву оленя богам, они тем самым просят у них понимания, милости и благополучия. Если у чума собралось много гостей – это большая честь для хозяина чума, главы семейства.

Вороний день – это древний хантыйский праздник, на который собираются люди со всей округи, приносят вкусные яства, припасенные заранее. В празднике участвуют женщины, девушки и мальчики не старше тринадцати лет. Накрывают столы, после чего мужчины и женщины расходятся к своим священным деревьям. К ели – мужчины, к березе – женщины и просят благополучие своим детям. К веткам деревьев каждый привязывает лоскутки из ткани с завязанными на них монетами (по количеству детей), обращаясь к «туруму» и желая своим близким самого наилучшего в жизни. Затем у мужского дерева закалывают оленя, и в момент смерти жертвенного животного три раза кричат «туруму», как бы провожая оленя из этого мира в мир иной. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.

В вороньей песне, записанной на реке Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся!» По верованиям ханты за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось беды. Ханты считают, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на древесных стружках, предназначенных для люльки ребенка, желает продолжения их роду и здоровья детям на многие годы. Существует предание о споре вороны с халеем. «Однажды халей сказал: «Пусть человек умирает!». А ворона ему ответила: «Нет! Человек не умрет! Я буду прилетать весной со связкой калачей и спасать его. Пусть только он бросает мне горсть древесных стружек из люльки своего ребенка. Я в них погрею свои лапки»». Поэтому в Вороний день принято менять в детских люльках древесные стружки, а старые бросать вороне.

Вообще, смысл праздника заключается в общении родных и близких людей, живущих далеко друг от друга, в почитании священной птицы, которая пробудила природу и оповестила тундровиков о наступлении весны. Встречи после долгой зимней темноты, ожидание радостных весенних забот – пусть родится больше здоровых, умных детей, а важенки подарят хозяевам стад хороший приплод оленят. Вороний день еще называют праздником любви и встреч.

Медвежий праздник

D3ec51c31a.jpg

У этого зверя множество имен — иносказательных, «зашифрованных», само название его – табу, усвоенное с детства. Ему поклоняются, его опасаются, его почитают как родственника. Имя его – МЕДВЕДЬ.

Каждый народ, делящий с ним свою территорию, целый пласт своей культуры посвятил этому опасному соседу. Устраиваемые в честь зверя Медвежьи праздники крайне разнообразны. Особенно сложную структуру медвежий праздник имеет у обских угров – хантов и манси. Это яркое, красочное, многожанровое действо, увлекательное зрелище и в то же время древний обряд.

72bf060292.jpg

От снега становятся белыми не только волосы, но и ресницы. Над заснеженной поляной взлетают в небо многочисленные снежки. Так начинается Медвежий праздник у народа манси.

Охотятся на медведя поздней осенью, чтобы сохранить мясо до Нового года. Тушу медведя с головой и лапами привозят в деревню на оленьих нартах, и о своем приезде охотники извещают пятью или семью выстрелами. Вот топот оленьих копыт слышен все ближе, ближе, и наконец подкатывают к крыльцу нарты. На них красуется клыкастая медвежья туша. Встречающие обсыпают ее — и охотников тоже! — снегом, а затем голову медведя помещают на лапы и укладывают в амбар. Глаза зверя закрывают серебряными монетами.

Праздник проводится обычно в доме охотника, убившего медведя. Если был убит самец, праздник продолжается пять дней, если самка — четыре.
В обыкновенном мансийском доме народу собирается множество. Все участники праздника, заходя в дом, кланяются медведю, подходят к нему и целуют ему лапу. Только после этого все чинно рассаживаются на скамейки. А те, кто не попал в дом, смотрят в окна. Перед медведем поставлено угощение — мясо, сало, хлеб и водка.

В дальнем углу дома стоит «священный» стол, на котором и лежит медвежья голова, украшенная разноцветными лентами и бисером — даже в ушах у нее висят серьги! Перед нею ставят блюдце с курящимся берёзовым наростом для обряда очищения.
Этот праздник нельзя предсказать или вычислить по календарю, ведь чтобы он состоялся, должен быть убит медведь. «Убит медведь» — манси никогда бы так не сказал: зачем поминать всуе имя хозяина тайги, своего великого предка, услышит, — обидится. Лучше сказать «вортолнут» — «в лесу живущий»:

По тайге летают сказки,

По тайге легенды бродят,

Как охотники медведя,

Встретив, хитростью «низводят».

В деревнях расскажут манси,

Как медведя «опускают».

Но никто сказать не смеет,

Что медведя — убивают…

«Низведен» медведь, «опущен»,—

Он поддался ненароком,—

Голова его большая

На столе лежит широком.

И тогда его мужчины

Как героя восхваляют,

Духом леса называют,

Куньей песней развлекают,

Птичьей пляской провожают.

Постепенно праздник превращается в театрализованное представление. «У-ку-лу-лу!» — раздается вдруг совсем неожиданно. Это прибежали участники представления. На их лицах берестяные маски с длинными-предлинными носами. Над узкими щелочками глаз — длинные ресницы и брови. Такая маска называется саснел. Этим же именем зовутся и владельцы масок. Саснел может говорить все, смеяться и потешаться над всеми присутствующими, даже над медведем. У него ведь лицо не человеческое, а берестяное. А береста все выдержит! Часто к таким маскам приделывают бороду и усы из шерсти.
С одного края стола сидит Охотник, который привел Лесного Духа к людям. На другом краю восседает Кастан-хум — своего рода распорядитель на празднике, тамада. Ударит он в бубен — люди пускаются в пляс; слово молвит — все тут же замолкают, слушая сказания волшебной старины.
Давным-давно, когда люди еще не умели добывать огонь, медведь со своим отцом Торумом любили смотреть с седьмого неба на землю. Они видели, что там происходят очень интересные превращения: земля время от времени меняет свой наряд с белого на зеленый. И молодой медведь стал просить отца, чтобы тот разрешил ему спуститься на землю и прогуляться по ее просторам.

Дважды старый медведь отказывал своему сыну, а в третий раз согласился и спустил сына в люльке с неба на землю. Очутившись на вожделенной земле, медведь стал гулять по ее просторам и любоваться ее красотой. Но вскоре он почувствовал голод и стал проситься обратно на небо. Однако отец сбросил ему с неба лук, стрелы и огонь и повелел жить на земле: самому добывать себе пищу и творить суд над теми, кто совершает зло. Если же сам медведь поступит несправедливо, тогда человек учинит суд над ним.

Молодой медведь не послушал предупреждений отца и натворил много бед на земле. Тогда один из семерых братьев-охотников убил его и забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди…

Танец, рассказывающий историю медведя, заканчивается. Наступает пора виниться перед убитым зверем. Вот перед медвежьей головой появились три старика. Взявшись за руки и плавно раскачиваясь в такт музыке, они начинают петь историю медведя. Голоса певцов то поднимаются ввысь, то опускаются на землю и звучат низким тоном, как будто ревет он — Хозяин-медведь. Старики поют о том, что помнят о небесном происхождении зверя и величают его «Он», а не медведем. Они помнят, что Он — предок людей, а живущего в лесу брата нельзя убивать. И рассказывают они, что «не убили» его, а «низвели», иначе Он обидится. И если люди все же «низведут» медведя, то произойдет это случайно, а за кровь они готовы извиниться перед головой.

И тут вперед выступает охотник, убивший медведя: «Ты прости! Это не я убил тебя, это мое ружье выстрелило. Так что убили тебя нечаянно, больше такого не случится!».

В этот момент появляются два других охотника, которые подтверждают слова своего товарища. Они в легких малицах, подпоясанных поясами, на которых висят зубы медведя и большой острый нож. В руках у них ружья. «У-ку-лу-лу!» — пляшут пальцы на музыкальных струнах. Вертятся берестяные маски, скачут, пляшут, размахивают руками, будто птицы крыльями, — это они исповедуются перед медведем во всех своих бедах и горестях. Взгляды присутствующих людей поневоле обращаются к лапам и когтям зверя.

Ведь у манси считается, что если солжешь перед зверем — то не избежать тебе его когтистой лапы. А уж если скажешь перед ним правду (то есть развеселишься в пляске), в медведе проснется Добрый дух прозрения. По представлениям манси, человек со смертью не исчезает бесследно, а превращается в животных, растения, деревья и цветы. Не случайно поэтому самый ответственный момент праздника — пробуждение медведя Вортолнута («В лесу живущего»).

После этого начинается настоящий карнавал. Фигуры в берестяных масках скачут, вертятся, подпрыгивают, изображая то охотника, ставящего на зверя капкан; то рыбака, вытягивающего из реки сеть, полную рыбы; то незадачливого рыболова, провалившегося в полынью.

Карнавал выплескивается во двор, где в котлах над костром варится оленина. А медвежье мясо будет вариться только через день или даже два в большом чугунном котле. Его разделывает сам хозяин праздника, и только иногда он приглашает на помощь своих близких родственников.

Мясо нельзя откусывать, его отрезают ножом маленькими кусочками. Голова и сердце медведя считаются священными — их вообще нельзя есть никому. Кости обязательно оставляют целыми. А сваренную целиком голову перевязывают и хранят на верху дома или в амбаре. Это тоже связано со стремлением к возрождению зверя.

В конце праздника иногда разыгрывают сценки с «лисой», которую надо выкурить из дома. Вертится она вокруг «священного» стола, никак не хочет уходить. И тогда шаман поджигает спичкой ее соломенный хвост. Она начинает бегать по дому из угла в угол, тем самым очищая его огнем. Потом «рыжая» выскакивает во двор, где представление продолжается.

Скачут «олени» в розовых платьях, пританцовывает «лось» в красной шелковой рубахе, «охотники» натягивают свои тугие луки. И озаренная светом костра на все это шумное веселье задумчиво взирает вынесенная из дома медвежья голова.

Проводы лебедя

Lebed.jpg

Мало кому известно, что у народа ханты существует кроме почитаемого дня «Ворна хатла» — «Вороньего дня», еще один праздник – Проводы Лебедя, который посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом.
Вот что рассказал И.С. Посохов, пожилой человек, по национальности ханты о ритуале такого праздника Проводов Лебедя, свидетелем которого он был однажды осенью.

Накануне жители юрт договорились о времени выезда на праздник.

В день праздника подъехали к священному месту, и мужчины-охотники оповестили о своем приезде тремя залпами из охотничьих ружей. Попечитель святого места, услышав стрельбу, вышел на берег встречать нарядно одетых гостей. Приехавшие, причалив лодки к дощатому мостику, шли вереницей в деревню по тропе, выстланной ветками и сеном.

Затем женщины поджигали сложенные дрова, на доску у костра ставили съестное. Спиртным окропляли огонь, бросали по монетке в костер и после этого выстраивались в ряд и, посылая поклоны, нашептывали:
«Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли… Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной… Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей».

Потом женщины поворачивались через правое плечо, заканчивая ритуал, и начинали трапезу.

В стороне на колышке были подвешены узелки с подарками. Это было общее место для совершения обряда. Стар и мал толпой, стояли тут и просили лебедя принять их подарки.

Основной обряд проводился на священном месте, куда разрешено было ходить только мужчинам. Здесь совершалось жертвоприношение. Это место было основано с незапамятных времен далекими предками.

Мужчины привели жертвенное животное, привязали его под кряжистый краснотал, а на другом дереве уже был сделан примитивный стол, под ним пропущены жерди между ветками дерева. Попечитель святого места расставил угощение, развязал узелки с подарками, каждую вещь, обволакивая дымом тлеющей чаги. развешивал на жерди. Присутствующие бросали на стол по монетке, вставали напротив стола, кланялись. Затем попечитель вывел животное и начинал водить его по ходу солнца.

— Ац! — раздавался призывный клич после каждого оборота — и семь раз эхо разносило этот клич…

В заключение праздника один из организаторов нанес на четырехгранной палочке количество людей от каждой семьи, чтобы потом разделить поровну расходы, связанные с обрядовым ритуалом, потом достал из котла кусок шеи, сердца и глаз принесенного в жертву животного, наколол их на отростки шеста, приставил его к столу, приделанному к дереву.

На этом праздник закончился.

Праздники народов Севера (Уральская языковая семья) – это простые торжества, посвященные каким-то событиям, как-то: день оленевода, или поклонению богам: хозяину тайги или духу моря. Суровый образ жизни, строгие правила, крепкие запреты — все это не располагало ханты и манси к бурному веселью.

Северные народы вели оседлый образ жизни, занимались охотой, рыболовством, разводили оленей, некоторые передвигались с летнего пастбища на зимнее, и наоборот. Образ жизни в суровых северных районах отразился в праздниках и обрядах коренного населения.

Ханты и манси с детства были приучены к запретам. Проживая в зоне тундры, они хорошо знали, если порезать топором или лопатой поверхностный слой, растения на этом месте появятся лет через 80 – 100, поэтому бережно относились к окружающей природе. Отправляясь на охоту или рыбалку, проводили обряд жертвоприношения, обращаясь к божествам с просьбой об удачной охоте.

Вороний день

день ворона

Этот день считался женским праздником, который выражал заботу о детях, стремление к лучшей жизни. Вся женская половина занималась накрытием стола, на котором главным блюдом была каша. Праздник имел интересное название, так как был посвящен вороне.

Птица самая первая прилетала на Север, своим карканьем она будила природу. Ей посвящали песни, проводили разные ритуалы, танцевали, надевая на себя вороньи костюмы. Многие ханты и манси связывали этот праздник с богиней, которая помогала во время родов и определяла дальнейший путь человека. Праздник проходил задорно и весело.

Медвежий праздник

медвежий праздник

Один из самых любимых народами Севера праздников. Ханты и манси считают медведя сыном великих божеств, которым они поклоняются, и воспринимают медведя как своего брата. К тому же, животное считают хозяином тайги. Несмотря на это, люди охотятся на медведя. После успешной охоты проводится праздник с применением обрядов, в которых они стараются показать жалость к животному и загладить свою вину за то, что они его убили.

Считается, что после таких обрядов, все, кто принимал участие в празднике, будут жить в полном достатке. Медвежьи шкуры кладут в жертвенный угол и наряжают. Если это была медведица, на голову ей надевают платок и бусы из бисера. Если медведь – надевают намордник из бересты.

Серебряные монеты, как символ достатка, должны лежать на глазах и носу животного. Во время праздника всех угощают, раздают сладости, деньги.

Поют песни, посвященные хозяину тайги, танцуют в масках и костюмах животных. Во время праздника другие наряжаются в костюмы вороны, пытаются утащить мясо и душу убитого медведя. Участники праздника отгоняют нападающих птиц, придавая веселое настроение всем присутствующим на мероприятии.

По окончании торжественного и показательного выступления проводятся спортивные состязания. Продается много украшений, сделанных своими руками. Праздник мог продолжаться несколько недель.

Кормление духа – хозяина моря

кормление духа

Малочисленные народы Севера, проживающие на побережье морей Северного Ледовитого океана, жили, в основном, за счет даров моря. Чтобы сети были заполнены рыбой, они поклонялись «хозяину воды», задабривая его праздниками – обрядами перед выходом в море.

Обряд могли проводить только старейшины. Они бросали в воду приготовленные кушанья, читая молитвы – заклинания, после чего проводилась развлекательная программа, состоящая из спортивных состязаний, дегустации национальных блюд.

День оленеводов

день оленевода

Праздник проводили с наступлением осени, когда считали собранных оленей в загон, пытались отвести злых духов от стада. Забивали оленя, разделывали его и сразу на месте съедали. Сначала кушали мужчины. Старейшине, как самому уважаемому человеку, давали сердце животного.

Сидя вокруг него, остальные мужчины пили кровь, отрезали кусочки мяса и ели. Закончив свою ритуальную трапезу, они отходили от туши, туда садились женщины и дети. Этот веселый, развлекательный праздник проводился с учетом древних традиций. В спортивных состязаниях нужно было показать навыки охотника, управления оленьими и собачьими упряжками.

Сегодня праздник утратил свое былое значение и проводится, чтобы привлечь внимание к одной из важных отраслей сельского хозяйства малочисленных народов Севера – оленеводству, передать молодому поколению традиции и обычаи предков и поднять престиж оленевода.

Уходят в прошлое обычаи и традиции наших предков, а вместе с ними и праздники, точные детали некоторых из них не известны, так как сокращается численность отдельных народностей. К сожалению, хранить и передавать историю развития этих народов некому.

Почитать еще, как празднуют фестиваль огня Апхелио в Шотландии —  увлекательное зрелище!

.

Банщики со всей страны встретятся в окружной столице

Лучшие мастера банного парения со всей России поборются за ценные призы на первом в УрФО зимнем чемпионате по банному мастерству «Иртышские купальни».


22 августа, в День Государственного флага Российской Федерации, Ханты-Мансийск присоединился к тематическим акциям и флешмобам, посвященным празднику, которые проходят по всей стране.


.

Праздничная концертная программа, посвященная Международному женскому дню, состоялась в КДЦ «Октябрь»

8 марта в культурно-досуговом центре «Октябрь» состоялся концерт, посвященный Международному женскому дню, – празднику, ставшим символом весны и женственности, олицетворяющим огромную любовь и уважение к прекрасной половине человечества.


.

Праздничный концерт в Международный женский день

8 марта в 14:00 культурно-досуговый центр «Октябрь» приглашает жителей и гостей окружной столицы посетить концертную программу, посвященную Международному женскому дню.


.

КДЦ «Октябрь» приглашает на мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества

23 февраля – День защитника Отечества – праздник, ставший символом верности присяге и беззаветной любви к Родине.


.

«Крещение Господне» в Ханты-Мансийске

19 января традиционно на левом берегу реки Иртыш пройдет праздник Крещения Господня. В районе моста «Красный дракон» уже идут подготовительные работы, вырублены 3 иордани для купания и прорубь для набора воды. Также будут установлены 2 палатки для переодевания.  


.

По улицам Ханты-Мансийска пройдет «Батальон Отважных»

11 декабря в окружном центре состоятся памятные мероприятия в честь военнослужащих, погибших в локальных военных конфликтах. Акция памяти начнется с панихиды, после которой по улицам города пройдет шествие «Батальона Отважных».  


.

Акция «Единство в милосердии» объединила жителей югорской столицы

Благотворительный концерт «В единстве народа – единство страны!» творческих коллективов и солистов культурно-досугового центра «Октябрь» прошел в Ханты-Мансийске в День народного единства.  Он состоялся в рамках ежегодной акции «Единство в милосердии».


.

Окружная столица готовится ко Дню народного единства

В Администрации города прошло заседание Совета по делам национально-культурных объединений и религиозных организаций города, на котором обсудили подготовку к грядущему празднику – Дню народного единства.


.

В Ханты-Мансийске почтили память жертв политических репрессий

Традиционно 30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Накануне в Ханты-Мансийске прошёл митинг с возложением цветов к Мемориалу, который был установлен в память о погибших в те суровые годы. Именно им пришли отдать дань уважения ветераны, родственники ссыльных в 30-е годы, трудовые коллективы, представители органов власти  – всего более 100 человек. Горожане почтили память репрессированных минутой молчания, и возложили цветы к мемориалу.


.

Поздравление Главы Ханты-Мансийска Максима Ряшина с Днем рождения ВЛКСМ!

Уважаемые комсомольцы всех поколений! Все, кому дорога комсомольская юность!
Поздравляю вас с очередной, 101-й годовщиной со дня образования ВЛКСМ!


.

Особенный подарок к юбилею: территория «Долины ручьев» преобразится

Торжественное мероприятие, посвящённое 60-летию со дня образования Спортивной школы олимпийского резерва горда Ханты-Мансийска прошло накануне в КДЦ «Октябрь». В нем приняли участие выпускники, сотрудники и ветераны спортивной школы, а также сегодняшние воспитанники и их родители.


.

В День народного единства приглашаем гостей и жителей окружной столицы на благотворительный концерт

4 ноября – День народного единства – праздник, олицетворяющий беззаветную любовь к Отечеству, неразрывную связь времен, преемственность традиций патриотизма, сплочения вокруг общих благих целей, которыми по праву гордится многонациональный российский народ.


.

Краеведческий совет Ханты-Мансийска обсудил план работ на ближайшую перспективу

В конце предыдущей недели состоялось очередное заседание городского краеведческого совета. Первым в повестке значился вопрос о памятных датах 2020 года в истории России, Югры и Ханты-Мансийска.


.

Город готовится к важной дате

Меньше года остается до важного события – 75-летнего юбилея со Дня Победы в Великой Отечественной войне. В повестке заседания оргкомитета по подготовке и проведению праздничных мероприятий, который провела первый заместитель Главы Ханты-Мансийска Наталья Дунаевская, значились вопросы праздничного оформления города и благоустройства захоронений участников и ветеранов Великой Отечественной войны.


.

День флага отпразднуют в югорской столице

Государственный флаг – один из важнейших символов нашей страны, символ чести и славы многих поколений россиян, олицетворяющий единство народов России, богатую историю и культуру, выдающиеся достижения, военную мощь и великие подвиги наших соотечественников.


.

В окружной столице выберут супербабушку

1 октября в России отмечают День пожилых людей. В рамках этого праздника в Ханты-Мансийске состоится конкурс «Супербабушка Ханты-Мансийска 2019», приуроченный к Году Семьи в Югре.


.

В окружной столице почтили память ветеранов боевых действий

В День ветеранов боевых действий в Ханты-Мансийске вспомнили всех, кто воевал за нашу страну, выполняя свой долг по защите Родины.


.

В Ханты-Мансийске отметили День Молодежи

Праздник юных, дерзких, целеустремленных и мечтательных. В столице Югры отметили День молодежи. Все основные мероприятия праздника прошли в парке имени Бориса Лосева, а торжественное открытие состоялось на сцене у Администрации города. Именно здесь дали старт молодёжному форуму-фестивалю «ПРОСТРАНСТВО».


.

Поздравление Главы Ханты-Мансийска Максима Ряшина и Председателя Думы Ханты-Мансийска Константина Пенчукова

Поздравление Главы Ханты-Мансийска Максима Ряшина и Председателя Думы Ханты-Мансийска Константина Пенчукова


.

День молодежи в Ханты-Мансийске

В окружной столице 29 июня состоится День молодежи. Уже в эту субботу хорошее настроение и заряд позитива будут обеспечены всем, кто посетит молодежный форум-фестиваль «ПРОСТРАНСТВО». Программа праздника будет насыщенной и яркой! Торжественное открытие состоится в 17:00 на сцене у Администрации города.


.

Более 15 тысяч горожан отметили День России и День Ханты-Мансийска

12 июня вся страна отмечает День России. Окружной столице повезло дважды – кроме празднования общероссийского события, хантымансийцы отметили 437-летие любимого города. Кроме того у жителей города есть ещё один повод для радости – недавно в Ханты-Мансийске родился 100-тысячный житель.


.

Творческих детей окружной столицы наградили подарками

Первого июня в День защиты детей на центральной площади Ханты-Мансийска наградили победителей конкурса рисунка «Охрана труда глазами детей». Творческое испытание направлено на воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к труду, а также к проблемам производственного травматизма и его профилактике.


.

В окружной столице прошел праздник детства

Сегодня 1 июня в Международный день защиты детей Центральная площадь превратилась в настоящую страну детства. Сотни маленьких жителей Ханты-Мансийска вместе со своими мамами, папами, бабушками и дедушками пришли сюда, чтобы стать участниками увлекательных мероприятий: спортивных игр, мастер-классов, веселых танцев, шахматных турниров и многого другого.


.

Столица Югры готовится ко Дню России и своему 437-летию

Совсем недавно отгремели победные салюты, а Ханты-Мансийск уже готовится отметить День России и 437-летие со Дня основания.


.

Автомобильный пробег «Мы помним» прошел в столице Югры

Накануне, в День Победы – 9 мая, состоялся очередной автопробег, организованный сообществом «Drive 2 Ханты-Мансийск и северные города». Акция проходит 7 лет подряд, и в этом году собрала более 100 авто и мотолюбителей.


.

В Ханты-Мансийске отгремел праздничный салют в честь Дня Победы

10-минутный Фейерверк традиционно завершил праздничные мероприятия в честь Дня Победы в окружной столице. Вечерняя концертная программа, предшествующая салютным залпам, была представлена городскими творческими коллективами.


.

В столице Югры День Победы отметили велопарадом «Звезда памяти»

Сегодня в 15 часов из парка имени Бориса Лосева стартовал велосипедный парад «Звезда памяти» — спортивная патриотическая акция, приуроченная к празднику Великой победы. Пробег проходит не только в Ханты-Мансийске, немного ранее он собрал активистов в Пойковском и Октябрьском. Если первый памятный заезд, состоявшийся 9 лет назад насчитывал 50 участников, то в этом году на велосипеды сели почти 2 тысячи человек.


ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ 
ХАНТОВ И МАНСИ

Картинки по запросу праздники хантов и манси

Обрядовые
праздники ханты и манси

Обрядовая
деятельность – важнейший компонент духовной культуры любого народа. Описание и
изучение обрядов дает представление о богатстве этой культуры, помогает понять
истоки многих современных традиций. Особое место среди традиционных обрядов
занимают посвященные различным календарным праздникам, ежегодно повторяющиеся.

В
календаре ханты и манси, или как их раньше называли – обских угров, год состоит
из четырех сезонов: лета (лун), осени (сус), зимы (таль) и весны (тови). Однако
календарь начинал год весной, в марте-апреле. И только в прошлом столетии
коренные народы перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января.
Каждый месяц у северных народов обозначен природными изменениями и
деятельностью человека в этот период, поэтому и носит соответствующее название.
Например, ноябрь носит название Месяца застывания Оби, а февраль называется
Месяцем ленивого орла. Это название основывается на поговорке «Ленивый орел –
один день летает, другой день – нет», что значит то тепло, то холодно, один
день длинный – другой короткий.

Вороний
день

Первым
праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день.
Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла, ведь именно вороны
прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В
этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова.

Черный
ворон — мудрая и гордая птица.

Живет
эта птица очень долго – 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком,
поэтому он улетает далеко- далеко в болото. Ханты никогда не убивают ворона.
Они считают, что убив эту птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им
несчастья и беды.

На
Вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывает легенду о
вороне. В мансийских преданиях вороны выступают покровительницами женщин и
детей. Праздник начинается с традиционного окуривания гостей чагой и угощения
клюквой. Как верят манси, этот ритуал приносит здоровье, удачу и счастье.

Один
из священных ритуалов — обряд поклонения духу Огня. Пожилая женщина, снимая
платок с головы маленькой девочки, бросает его в огонь, поднося, таким образом,
подарок духу Огня. Девочке же она повязывает новый платок, символизируя тем
самым связь поколений.

Картинки по запросу праздники хантов и мансиНеотъемлемая
часть праздника — обряд, во время которого всем гостям предлагается повязать
цветную ленточку на ветку березки. Одаривая березку (священное дерево) ханты и
манси просят об исполнении желаний бога Торума.

Напоследок
гостям предлагаются традиционные угощения — горячая уха, жареная рыба. Вороний
день празднуется 7 апреля и перекликается с христианским праздником
Благовещения, который отмечается в этот же день и также считается в России
символом пробуждения природы.

Лосиный
праздник

В
прошлом у северных народов был также известен Лосиный праздник. По рассказам
очевидцев, выглядел он так: все мужчины-охотники накануне уходили на охоту и
добывали лося. На следующий день приносили на священное место кусочки органов
лося и бросали в котел, череп подвешивали на дерево. Это был сугубо мужской
праздник, на который не допускались не только женщины, но также дети и собаки.

Праздник
Водяного царя

В
календаре ханты и манси май – месяц нереста рыбы, месяц икры. После вскрытия
рек отмечается праздник Водяного царя — Виткуля, почитаемого духа и хозяина
всех водоемов. Ему у водоемов ставят стол с пищей и угощают чаем, который
выливают в реку или озеро. Рукой, набрав воду, смачивают волосы на голове.
Только после такого ритуала можно спускать лодки на воду.

С
почитанием воды связан еще один праздник ханты и манси. Он посвящен небольшой
узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины и называемой обласом. Еще с
древних времен ее почитали и в середине лета устраивали в честь нее веселый
спортивный праздник. Гвоздь праздника Обласа – гонки на обласах, управлять
которыми очень сложно. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка
напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой
в палочку.

Проводы
Лебедя

Мало
кто знает, что кроме известного Вороньего дня существует у ханты и манси еще
один праздник, посвященный птице – Проводы Лебедя.

Это
осенний праздник народа ханты, посвященный отлету лебедей. Существуют особые,
известные с древности, священные места для проведения ритуала. Нарядно одетые
люди собираются там, зажигают костер, кладут подарки для Лебедя.

Картинки по запросу проводы лебедя хантов и мансиВ
день праздника подъезжают к священному месту и мужчины-охотники три раза палят
из ружей. Затем женщины поджигают дрова, бросают по монетке в костер и нашептывают
песни птице: «Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого
сердца всё, что нужно, с собой принесли. Скоро настанет разлука, покинешь край
свой родной. Мы ждем твоего возвращения весной. Ясного неба желаем тебе над
нашей прекрасной землей!».
          
Медвежий праздник

В
культуре ханты и манси медведь считается священным зверем и младшим «братцем»
человека.

Медвежий
праздник считается самым красочным праздником у народов ханты и манси. Животное
медведь у ханты и манси считается священным, а также сыном верховного божества
Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому
ханты и манси воспринимают его как брата. (Нум-Торум – небесный бог у ханты и
манси) А также медведь, как и у русского народа, считается «хозяином тайги». У
ханты и манси нет особого дня для празднования «Медвежья праздника». Данный
праздник связан с успешной охотой на медведя.

Интересный
факт: длительность праздника у манси и ханты зависела от того, кого убили
охотники. Если это был самец, то справляли самое малое 5 дней, самке — 4 дня, а
медвежатам 2-3 дня.

Праздник
можно праздновать повторно только через 7 лет. На этом празднике коренные
народы брали шкуру животного, в данном случае медведя, и свертывали голову,
лапы, затем они украшали ее своими разнообразными украшениями, это могли быть:
кольца, ленты, шелковые платки, которые складывать надо было в передние лапы
животного. Затем надо одевать маску и танцевать ритуальный танец возле медведя,
желательно, чтобы в руках были лук и стрелы. Данный танец сопровождается
музыкой под бубен. После режется мясо, часть отдается воронам, а другую часть
варят.

Похожее изображение

Картинки по запросу медвежий праздник хантов и манси

День
оленя или

День
оленевода

В
феврале-марте проводится – День оленя или День оленевода – это новая традиция.
Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования в тундре. Это праздник
ловкости и смелости. Главное зрелище здесь – разнообразные гонки на оленях –
рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре.
Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам
спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора
на дальность.

Картинки по запросу лосиный праздник хантов и манси

Праздник
Трясогузки

Этот
весенний праздник народа манси. Трясогузки у этого народа считаются вестниками
Большого света и Красной весны. В день праздника на площади селения ставится
длинный стол, на него выставляется угощение, среди которого главное –
ритуальная каша саламат с кедровыми орешками и фигурки трясогузки из теста.
Собираются все жители.

Картинки по запросу день трясогузки хантов и мансиРитуал
проводит самая старшая женщина села. Она произносит «Прилетела наша весенняя
птица-Трясогузка! Прилетела священная пташка, зима не вернется. Прошу Духов
Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели
ягодники. Пусть реки и озера рыбой пополнятся, а леса – зверями». Потом девочки
исполняют танец Трясогузки, подражая порывистым, быстрым движениям птички.

Богатейшие
и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное
достояние и широкое поле для дальнейшего изучения. Праздники вносили
разнообразие в трудную повседневную жизнь, снимали психическое напряжение.
Комически-критические сцены играли развлекательную и воспитательную роль.
Современные фольклорные праздники, традиции, мифы и легенды – всё это несёт в
себе черты былого великолепия. Традиции, мифы и легенды коренных народов ханты
сохранились до наших дней и передаются от поколения к поколению.

Ценность
фольклорного материала не только в его образности, художественности, важно и
то, что он помогает развивать у детей разнообразные способности и умения. Это:
развитие речи, памяти, чувства ритма, разнообразных двигательных умений и
творческих способностей. Устное народное творчество приобщает детей к
национальной культуре, содействует воспитанию человека-патриота,  знающего и любящего
свой родной край, уважающего коренной народ, его культуру и традиции. Хочется,
чтобы дети через устное народное творчество переняли мудрость коренных народов
Севера, научились также любить и беречь  свой край и свою землю.

Возрождение празднования Вороньего дня

Возрождение календарных праздников обских угров тесно связано с восстановлением традиционного образа жизни и мировоззрения. На протяжении веков ханты и манси выработали особое бережное отношение к природе. Хозяйственную деятельность они старались  приспособить к природным ритмам.

День трясогузки

В первый день лета традиционно коренные народы Югры отмечают День трясогузки − праздник весны, лета и тепла.
В мифологии обских угров этой птичке-невеличке  уделено значительное внимание. Она является вещей птицей, которая связана с иными мирами, она приносит счастье, охраняет детей, наделяет младенцев речью.

Обряд угощения луны

«Угощение луны» или по-хантыйски «Тылащ поры» – один из древнейших обрядовых праздников коренных народов Севера. Он символизирует у обских угров начало нового года и отмечается с февраля по март. Обряд проводится во время растущего месяца или в полнолуние.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Профессиональные праздники фсин россии даты
  • Профессиональные праздники финансовых работников
  • Профессиональные праздники уфсин россии
  • Профессиональные праздники уис фсин список
  • Профессиональные праздники узбекистана