Профессиональный праздник историка

В этот день принимают поздравления все те специалисты’ чья деятельность так или иначе связана с изучением и популяризацией такой науки как история. Историком называют специалиста’ который занимается исследованием документов и предметов’ имеющих отношение к прошлому человечества. Как правило’ историки занимаются изучением отдельных областей этой науки.

Во всем мире 28 марта отмечается День историка. В этот день принимают поздравления все те специалисты, чья деятельность так или иначе связана с изучением и популяризацией такой науки как история. Историком называют специалиста, который занимается исследованием документов и предметов, имеющих отношение к прошлому человечества. Как правило, историки занимаются изучением отдельных областей этой науки.

Историк участвует в поиске информации для исследований в архивах, хранилищах, музеях, во время археологических раскопок, этнографических экспедиций. Одним из первых историков считается Геродот. Он самостоятельно собирал материалы, проверял их точность и составлял из них хорошо упорядоченные рассказы.

Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента в руке. Имя музы истории — Клио — произошло от греческого слова «прославляю».

И действительно, первые летописи, хроники и биографии посвящались, в основном, прославлению правителей. Само же слово «история» пришло из греческого языка и означает «расспрашивание, узнавание, установление».

На Руси наиболее известным историком был Нестор Летописец — древнерусский агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря, который традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Знаменитый римский государственный деятель и оратор Цицерон прозвал Геродота «отцом истории». В наше время задача историков по-прежнему заключается в сборе информации, ее анализе и составлении грамотных пересказов событий прошлого. Именно благодаря им известно, что происходило много лет назад. Сегодня история создается усилиями научных институтов. Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники.

27 октября / 9 ноября
Память преподобного Нестора Летописца Печерского (ок. 1114 года)

См. также в Святоотеческой библиотеке: преподобный Нестор Летописец

Прп. Нестор Летописец Печерский

Ис­то­рия куль­тур­но­го раз­ви­тия стра­ны мо­жет быть сим­во­ли­че­ски пред­став­ле­на пе­реч­нем имён её ве­ли­ких му­жей. Каж­дый об­ра­зо­ван­ный че­ло­век но­сит этот «си­но­дик зна­ме­ни­то­стей» в сво­ём со­зна­нии. Го­мер, Пла­тон, Ар­хи­мед и Вер­ги­лий при­над­ле­жат все­му че­ло­ве­че­ству, и они так же близ­ки нам, как Шекс­пир, Сер­ван­тес, Гю­го и Пуш­кин. На­зва­ния стран, их по­ро­див­ших, по­про­сту из­лиш­ни. Всё же му­зы­ка име­ни сво­е­го на­цио­наль­но­го ге­роя зву­чит по-осо­бо­му, и это хо­ро­шо по­нят­но. Од­ним из та­ких имен-сим­во­лов на Ру­си все­гда бы­ло имя Несто­ра Ле­то­пис­ца, чья па­мять празд­ну­ет­ся Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 27 ок­тяб­ря по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю (= 9 но­яб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му для XX–XXI вв.). К со­жа­ле­нию, био­гра­фи­че­ских све­де­ний о нём со­хра­ни­лось ма­ло.

Ро­дил­ся бу­ду­щий книж­ник в се­ре­дине XI сто­ле­тия, а умер око­ло 1114 го­да. В 17-лет­нем воз­расте он при­шел в недав­но ос­но­ван­ный Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь. Из на­пи­сан­но­го им позднее жи­тия Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го мы узна­ём, что Нестор был по­стри­жен в мо­на­ше­ство при игу­мене Сте­фане (1074–1078) и воз­ве­ден в «диа­кон­ский сан». Вско­ре из-под его пе­ра вы­хо­дит ше­девр древ­не­рус­ской агио­гра­фии – «Ска­за­ние о Бо­ри­се и Гле­бе», жи­тие пер­вых (по вре­ме­ни ка­но­ни­за­ции) рус­ских свя­тых. В 1091 го­ду Несто­ру бы­ло по­ру­че­но от­крыть мо­щи преп. Фе­о­до­сия, учре­ди­те­ля об­ще­жи­тель­но­го уста­ва в рус­ских мо­на­сты­рях. Око­ло 1113 го­да им был со­став­лен зна­ме­ни­тый ле­то­пис­ный свод – «По­весть вре­мен­ных лет», дол­гое вре­мя счи­тав­ший­ся древ­ней­шим па­мят­ни­ком рус­ско­го ле­то­пи­са­ния, а по­то­му на­зы­вав­ший­ся «Ле­то­пи­сью Несто­ра». Этот труд, со­дер­жа­щий глу­бо­кие ис­то­риософ­ские раз­мыш­ле­ния (что ра­зи­тель­но от­ли­ча­ет его от су­хо­ва­то-праг­ма­тич­ных хро­ник), и стал его ду­хов­ным за­ве­ща­ни­ем.

«Ве­ли­ка ведь бы­ва­ет поль­за от уче­ния книж­но­го, – чи­та­ем мы в ле­то­пис­ной ста­тье под 1037 го­дом, – ибо от слов книж­ных об­ре­та­ем муд­рость и воз­дер­жа­ние. Это ведь ре­ки, на­пояющие все­лен­ную, это ис­точ­ни­ки муд­ро­сти; в кни­гах ведь неиз­ме­ри­мая глу­би­на; ими мы в пе­ча­ли уте­ша­ем­ся; они – уз­да воз­дер­жа­ния. Ес­ли при­леж­но по­ищешь в кни­гах муд­ро­сти, то най­дешь ве­ли­кую поль­зу ду­ше сво­ей. Ибо кто ча­сто чи­та­ет кни­ги, тот бе­се­ду­ет с Бо­гом или со свя­ты­ми му­жа­ми. Тот, кто чи­та­ет про­ро­че­ские бе­се­ды, и еван­гель­ские и апо­столь­ские по­уче­ния, и жи­тия свя­тых от­цов – по­лу­ча­ет ду­ше ве­ли­кую поль­зу». Эти­ми сло­ва­ми Нестор Ле­то­пи­сец раз и на­все­гда вы­ра­зил са­мо­со­зна­ние про­све­щён­но­го и гу­ма­ни­сти­че­ско­го хри­сти­ан­ства.

Пусть на­у­ка по­след­не­го вре­ме­ни кри­ти­че­ски от­но­сит­ся к тра­ди­ци­он­но­му рас­ска­зу о книж­ной де­я­тель­но­сти пре­по­доб­но­го Несто­ра и да­же от­де­ля­ет Несто­ра Ле­то­пис­ца от Несто­ра Агио­гра­фа, – это не име­ет зна­че­ния для ис­то­рии куль­тур­но­го са­мо­со­зна­ния то­гда ещё мо­ло­до­го хри­сти­ан­ско­го на­ро­да. Че­ло­век, в чьей ле­то­пи­си чи­та­ет­ся столь по­ра­зи­тель­ная по сво­е­му ин­тел­лек­ту­аль­но­му изя­ще­ству по­хва­ла кни­гам и книж­ной муд­ро­сти, ни­ко­гда не за­бу­дет­ся его ду­хов­ны­ми со­бра­тья­ми, пусть и сме­нив­ши­ми гу­си­ные пе­рья на ком­пью­те­ры. Не так дав­но ушло в про­шлое ещё од­но ты­ся­че­ле­тие хри­сти­ан­ской эры, мно­гое пре­вра­ти­лось в прах и бес­след­но ис­чез­ло, – но, как ска­зал рус­ский по­эт, на «ми­ро­вом по­го­сте зву­чат лишь пись­ме­на». И это при­да­ет си­лы всем нам, его кол­ле­гам-ис­то­ри­кам, ве­ду­щим свою «ле­то­пись» на бе­ре­гах Невы, Вол­хо­ва, Нема­на, Се­ны или в лю­бом дру­гом ме­сте на­шей пла­не­ты.

Поль­зу­ясь воз­мож­но­стью, хо­чу при­вет­ство­вать всех участ­ни­ков кон­фе­рен­ции, про­хо­дя­щей в юби­лей­ном для на­ше­го Оте­че­ства го­ду, к то­му же со­всем неда­ле­ко от Рю­ри­ко­ва го­ро­ди­ща – «ко­лы­бе­ли» рос­сий­ской го­судар­ствен­но­сти в бук­валь­ном смыс­ле сло­ва! На­де­юсь, кол­ле­ги под­дер­жат мою ини­ци­а­ти­ву об­ра­ще­ния в Го­судар­ствен­ную ду­му с пред­ло­же­ни­ем уста­но­вить осо­бый празд­ник – «День (рос­сий­ско­го) ис­то­ри­ка». Его да­той мо­жет стать ли­бо день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Несто­ра (27 ок­тяб­ря / 9 но­яб­ря), ли­бо бли­жай­шее вос­кре­се­нье по­сле него. Ду­ма­ет­ся, это вре­мя устро­ит всех, в том чис­ле пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов: учеб­ный год дав­но на­чал­ся, а сес­сия, от­ни­ма­ю­щая всё вре­мя и си­лы, – ещё не ско­ро. Бу­дет так­же бо­лее чем умест­но, ес­ли пер­вая кон­фе­рен­ция, по­свя­щён­ная но­во­му празд­ни­ку, со­сто­ит­ся здесь же – на бре­гах Се­до­го Вол­хо­ва.

P. S.
Се­го­дня, в оче­ред­ной день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Несто­ра Ле­то­пис­ца, про­бе­жал гла­за­ми свою за­мет­ку и по­гру­зил­ся в много­раз­лич­ные ис­то­ри­че­ские раз­мыш­ле­ния…

Идея объ­явить се­го­дняш­ний день Празд­ни­ком рос­сий­ско­го ис­то­ри­ка по­се­ти­ла ме­ня… не пом­ню ко­гда. Но ло­ги­ка в этом, уве­рен, при­сут­ству­ет! С Несто­ра на­чи­на­ет­ся не про­сто ле­то­пи­са­ние, но на­цио­наль­ная «фило­со­фия ис­то­рии», го­во­ря совре­мен­ным на­уч­ным язы­ком. Пом­ню, дав­но, ещё в сту­ден­че­ские го­ды, на это об­ра­тил моё вни­ма­ние ста­рый при­я­тель, ра­бо­тав­ший то­гда в От­де­ле ис­то­рии кни­ги БАН. Дей­стви­тель­но, ес­ли за­пад­но­ев­ро­пей­ские ан­на­ли­сты ла­ко­нич­но рас­пре­де­ля­ют по го­дам сухую фак­то­ло­гию, то наш Нестор в первую оче­редь за­да­ёт­ся во­про­сом: «От­ку­да есть по­шла Рус­кая зем­ля…». Об­ра­ща­ясь к по­сле­по­топ­ным со­бы­ти­ям, он ге­ни­аль­но вы­во­дит на­цио­наль­ную ис­то­рию из ис­то­рии Все­мир­ной. Он слов­но бы под­ни­ма­ет­ся вверх к Небес­но­му пре­сто­лу и пре­одоле­ва­ет про­стран­ствен­но-вре­мен­ны́е гра­ни­цы, на­пол­няя смыс­лом про­шлое и на­стя­щее, и пы­та­ет­ся за­гля­нуть в ве­до­мое од­но­му Бо­гу бу­ду­щее… И в этом выс­шем смыс­ле не столь уж важ­но – «со­би­ра­тель­ная» ли лич­ность наш ве­ли­кий ле­то­пи­сец?…

27.X / 9.XI.2016

 Юрий Ру­бан,
кан­д. ист. на­ук, кан­д. бо­го­сло­вия

Ли­те­ра­ту­ра

Тво­ро­гов О. В. Нестор // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. Л., 1987. Вып. 1 (XI – 1-я пол. XIV в.). С. 274–278 (при­ве­де­на ис­чер­пы­ва­ю­щая биб­лио­гра­фия).

При­ме­ча­ния

Со­об­ще­ние опуб­ли­ко­ва­но. См.: Ру­бан Ю. Пер­вый рос­сий­ский ис­то­рик // Брен­ное и веч­ное: со­ци­о­куль­тур­ная дра­ма ис­то­рии меж­ду ми­фом и по­ли­ти­кой. Ма­те­ри­а­лы Все­рос. на­уч. конф. 27–28 но­яб­ря 2012 г. / Ред­кол. А. А. Кузь­мин и др. – Ве­ли­кий Нов­го­род: НовГУ, 2013. С. 337–339.

Ежегодно 28 марта во всем мире отмечают свой профессиональный праздник те, кто связал свою жизнь с исторической наукой. Сегодня – Всемирный день историка!

Мы в Вами прекрасно понимаем, что есть люди, которые творят историю, и есть те, кто ее хранит. Историки ежедневно проделывают массу кропотливой работы, воспроизводят события прошлого для того, чтобы нам напомнить, с чего все начиналось.

Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, в виде молодой женщины со свитком папируса или пергамента в руке. Имя музы истории — Клио — произошло от греческого слова «прославляю».

И действительно, первые хроники, летописи, биографии посвящались, в основном, прославлению правителей.  Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном. В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле.

В Советском Союзе изучение истории тесно связывалось с марксистско-ленинской философией и было в значительной степени идеализировано. Классовой борьбой объяснялось всё, вплоть до сложнейших культурно-исторических явлений.

История была и остается полем битвы, подчас довольно жесткой. И надо хорошо знать историю, чтобы победить в этой битве. Пожелаем сегодня всем историкам успехов и новых открытий, уникальных фактов и находок, интересных домыслов и предположений, увлекательных путешествий по страницам прошлых лет!

Многие, наверное, сразу скажут, что история учит тому, что она никого ничему не учит и вспомнят слова знаменитого историка Ключевского: «История не учительница, а надзирательница magistra vitae (наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».


Да, очевидно, что история не учит напрямую. Иначе бы, например, вряд ли за Первой мировой войной последовала Вторая или после гитлеровского геноцида могли возникнуть где-либо неонацистские организации, либо даже просто такие мысли в головах у людей.

Но что история действительно позволяет понять и почувствовать, причем и профессиональному историку, и любому, кто просто из любопытства заинтересуется чем-то, пусть даже историческим анекдотом, так это то, что ты – звено в длинной, уходящей в глубь веков цепи поколений. Благодаря истории мы можем ощутить эту тесную связь поколений. И далекие эпохи вовсе не так уж далеки, как может показаться.

Об этом в свое время замечательно написал в документальной повести «Отблеск костра» Юрий Трифонов. И вот еще из этой книги: «На каждом человеке лежит отблеск истории. Одних он опаляет жарким и грозным светом, на других едва заметен, чуть теплится, но он существует на всех. История полыхает, как громадный костер, и каждый из нас бросает в него свой хворост».

Что нам может дать историк?

Зачастую от ученых-историков ожидают четко сформулированных универсальных законов общественного развития по аналогии, например, с физическими законами. С помощью которых предполагается, что можно будет на основе анализа исторических закономерностей проводить параллели с настоящим и предсказывать будущие исторические процессы. И именно это – главная функция истории, позволяющая называть ее наукой.

Несомненно, что в истории есть закономерности. И исторический путь, пройденный народом, неизбежно сказывается в настоящем. Так, скажем, режимы Гитлера и Муссолини были разными вариантами фашистской диктатуры. И причина различий – не в личных качествах диктаторов, а в разных исторических традициях Германии и Италии.

Или у нас в стране исторически сильны традиции крестьянской общины, которая исповедовала примитивное равенство и не любила тех, кто не похож на своих односельчан. Естественно, общинные традиции – это данность, они не плохи и не хороши – в них и то, и другое. С одной стороны – взаимопомощь и коллективное сопротивление внешнему воздействию, с другой – склонность к формированию для разрешения каких-либо вопросов агрессивно-послушного большинства.

Также амбивалентны традиции разных народов, исключений нет. Культура, здравый смысл людей могут одержать победу над тем, что в исторической традиции не способствует развитию общества. И здесь история – помощник. Зная ее, можно предвидеть возможные опасные тенденции развития общества в будущем, создавать рекомендации по их преодолению.

А вот, что касается объективных законов развития общества, то здесь историческое прогнозирование невозможно, поскольку ни один историк не сможет учесть огромное количество разнородных мотивов, которые движут теми, кто творит историю. Принципиально непредсказуемы и изменения условий жизни человека, например, внезапное землетрясение, и прочие «черные лебеди».

Итак, пойдем от частного к общему. Личность человека, его самосознание базируется на памяти. Самосознание народа – на общности исторических воспоминаний, самосознание человечества – на общности всемирной истории. И получается, что история – это социальная память человечества, а историк – ее хранитель. Но обязательно – хранитель подлинной, а не мнимой истории. И здесь историка подстерегает масса опасностей.

Опасная профессия

Понятно, что главная внешняя опасность для историка-исследователя – быть поставленным перед фактом необходимости служить идеологическим или политическим целям, поскольку история, даже далекая, постоянно затрагивает чьи-то интересы. И не важно, из благих или нет побуждений это делается, все равно результат в итоге будет плачевным и для науки, и для ученого.

В этом случае возникнут две истории: удобная и неудобная. А историк, отстаивающий неудобную правду, будет считаться властями или, что еще хуже, обществом врагом и предателем, в лучшем случае – глупцом, «льющим воду не на ту мельницу».

Например, археолог мог быть причислен к стану предателей, если обнаруженное им поселение оказалось не того народа, которого было бы желательно обнаружить в этих краях с точки зрения подъема национального самосознания.

Опасна для историка и самоцензура

Опасно относиться к историческим фактам только как к доказательствам для заранее созданной концепции. Такой подход открывает путь к манипулированию фактами, достаточно лишь закрыть глаза на факты, не укладывающиеся в нарисованную историком картину.

И самая главная опасность состоит в том, что сам историк – человек, а человек не может совершенно отказаться от субъективности. Он – дитя своего времени с определенными политическими и идеологическими пристрастиями. И в этом большой риск – невольно, почти незаметно для себя, но погрешить против истины ради своих взглядов или, например, перенести свои сегодняшние представления о людях на недавнее или далекое прошлое.

По отношению к своему прошлому мы до сих пор не можем отойти от стереотипно-наивного деления на «черное и белое» на «своих и чужих – за нас и против нас», от схематизма и простоты исторических оценок. Мы меняем плюс на минус и наоборот, а история и жизнь сложнее. Но есть одно простое и универсальное правило: «Не лги».

Праздники в России на 28 марта 2023 года

28 марта 2023 года в России отмечают национальные российские праздники, международные и всемирные праздники, праздничные дни и памятные даты, а также народные и православные праздники, и иные не менее интересные праздники, которые в этот день отмечают на просторах интернета.

День образования службы дежурных частей МВД РФ

28 марта — День образования подразделений дежурных частей в системе МВД России. Дежурная часть МВД России — структурное подразделение полиции, на которое возложены функции оперативного управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации. Это подразделение образовалось в структуре МВД Российской Федерации более 100 лет назад. Раньше функции дежурной части выполняли сотрудники уголовного розыска, участковые уполномоченные и другие стражи порядка, заступающие на дежурство по графику. В тридцатых годах стали вводиться должности дежурных. В приказе НКВД СССР 1935 года было отмечено, что «от быстроты, правильной работы и своевременно принятых дежурным мер часто зависит предупреждение и раскрытие преступлений». Так остается и по сей день. Дежурная часть — важнейшее звено органов внутренних дел.

Всемирный день историка

Каждый год 28 марта во всем мире отмечается День историка, профессиональный праздник людей, связавших свою жизнь с исторической наукой. Историк — это специалист, который занимается исследованием документов и предметов, имеющих отношение к прошлому человечества. Формирование истории как наука стала рождаться в России, как и в Европе, в XVIII веке. В это время русский народ пытался осознать себя и свое место в мире. Первым историком России считается Василий Татищев.

День рождения стиральной машины

Есть версия, что первую модель стиральной машины изобразил в своих записях Леонардо да Винчи. Он нарисовал конструкцию механической стиральной машины, однако так и не построил её. Позже было создано первое приспособление — стиральная доска — деревянная доска для стирки с рельефной поверхностью. До этого стираемое бельё тёрли о камни и другие естественные поверхности. А первая стиральная машина была запатентована 28 марта 1797 года. Американец Натаниэль Бриггс из Нью-Гемпшира, создавший первую ручную стиральную машину — поначалу это был просто деревянный бак с вращающейся рамой. А уже в 1851 году американец Джеймс Кинг запатентовал стиральную машину с вращающимся барабаном, которая очень напоминала современную. Только привод у его машины был ручным. Именно это изобретение стало первым прототипом современной Стиральной Машины. В последующие годы изобретение все более совершенствовалось.

Какой сегодня церковный православный праздник в России

* Мученика Агапия и с ним 7-ми мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303) все православные праздники 28 марта…

Какой сегодня народный праздник в России

Народный праздник «Александров день» отмечается 28 марта. Другие названия праздника: «Александр», «Никандр», «Лесное ухоженье», «Лесничий день», «День лесного ухоженья», «Волчьи свадьбы», «День волчьей свадьбы»… все народные приметы, традиции и суеверия на 28 марта

1462 — Иван III стал правителем Великого княжества Московского.

1763 — По приказу Екатерины II разжалован и сослан русский митрополит Арсений.

1776 — Основан Большой театр, в этот день князь Пётр Урусов вместе с антрепренёром Мэддоком получили правительственную привилегию на содержание в Москве постоянной труппы с обязательством построить театр, в котором можно было бы ставить оперные, балетные и драматические спектакли.

1819 — Началась перестройка Дворцовой площади по проекту К. И. Росси. В петровские времена площадь была обширным лугом, примыкавшим к ряду дворцов и домов, выстроившихся вдоль берега Невы. Анна Иоанновна специальным указом запретила проводить на этом лугу любую охоту зайцев, а во времена Елизаветы Петровны на лугу паслись коровы. В екатерининские времена южная граница площади была застроена домами по проекту Ю. М. Фельтена. И только в первой четверти XIX века площади было решено придать более парадный вид.

1854 — Крымская война: Великобритания и Франция объявили войну Российской империи

1857 — В Санкт-Петербурге открыта первая в России женская гимназия.

1891 — Состоялся первый чемпионат мира по тяжёлой атлетике.

1898 — Вступило в силу соглашение, согласно которому Россия арендовала у Китая на 25 лет Порт-Артур и Дальний.

1917 — Впервые заседанием Центральной Рады руководил Михаил Сергеевич Грушевский.

1930 — Михаил Афанасьевич Булгаков, доведённый до отчаяния нападками «пролетарских» критиков, да и всей окружающей жизнью, обратился с отчаянным письмом к правительству СССР. «Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу».

1940 — В СССР состоялся первый полёт опытного истребителя И-301 ЛаГГ-1.

1953 — Опубликован Указ об амнистии, которую предложил Лаврентий Берия.

День Основания Большого Театра.

28 марта 1776 года был основан Большой театр. В этот день князь Петр Урусов вместе с антрепренером Мэддоком получили правительственную привилегию на содержание в Москве постоянной труппы с обязательством построить театр, в котором можно было бы ставить оперные, балетные и драматические спектакли.

Большой театр первоначально не имел самостоятельного здания, поэтому спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице Знаменке. Но в 1780 году театр перешел в специально построенное каменное театральное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться «Петровским».

Репертуар этого первого профессионального музыкального театра в Москве составили драматические, оперные и балетные спектакли. Но особенным вниманием пользовались оперы, поэтому «Петровский театр» чаще называли «Оперным домом».

В 1805 году здание Большого театра сгорело, и до 1825 года спектакли шли на различных театральных площадках. В 1806 году Большой театр стал государственным и вошел в ведение конторы Московских императорских театров. Тогда же на сцене Большого театра появились произведения итальянских и французских композиторов. Ставятся и отечественные оперы композиторов Александра Алябьева и Степана Давыдова. В 1824 году на месте сгоревшего Петровского театра архитектором Осипом Бове был построен новый театр, получивший название «Большой Петровский театр». Большой театр был открыт 18 января 1825 года прологом «Торжество муз» на музыку А. Верстовского и А. Алябьева. В марте 1853 года разрушительный пожар оставил лишь наружные Большого стены театра и передний фасад с колоннами. Здание было восстановлено и несколько перестроено архитектором Альбертом Кавосом и открыто в 1856 году. В таком виде, лишь с небольшими переделками, оно существует до сих пор.

Огромное значение в истории Большого театра имело оперное и балетное наследие великого русского композитора Петра Чайковского. Его оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Черевички», «Мазепа», «Иоланта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», поставленные в 70-90-е годы XIX века, и позже — балет «Щелкунчик» вошли в золотой фонд репертуара. В 80-90-е годы XIX века на сцене Большого театра ставятся произведения композиторов музыкального сообщества «Могучая кучка» — «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Садко» и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина. История Большого театра насчитывает многих выдающихся певцов, из поколения в поколение передававших традиции русской вокальной школы и актерского мастерства. Оркестр Большого театра принадлежит к числу лучших симфонических оркестров мира. Славные традиции дирижерской школы заложили и развили Н. Голованов, С. Самосуд, А. Пазовский, А. Мелик-Пашаев, Ю. Файер, В. Небольсин, Б. Хайкин, Е. Светланов, Г. Рождественский, М. Растропович, А. Лазарев, М. Эрмлер.

Творческая жизнь Большого театра сложна и многообразна. Это подготовка новых спектаклей, капитальное возобновление золотого фонда, большая гастрольная деятельность.

28 марта ежегодно отмечается Всемирный день историка. В этот день принято поздравлять историков с их профессиональным праздником. Их труд очень важен!

Профессия

Историк – это специалист, который занимается исследованием документов, предметов, мест, имеющих отношение к прошлому человечества. Как правило, историки занимаются изучением отдельных областей: история древнего мира, средневековья, нового времени, современности и т.д. Историк участвует в поиске информации для исследований в архивах, хранилищах, музеях, во время археологических раскопок, этнографических экспедиций. Одним из первых историков считается Геродот. Знаменитый римский государственный деятель и оратор Цицерон прозвал Геродота «отцом истории».

Разновидности историков

К историкам относятся: археолог; бонист – занимается историей банкнот; генеалог — специалист по родословным; архивовед; медиевист — по Средним векам; нумизмат — по монетам; палеограф — по истории письма; геральдист — по гербам; топонимист — по географическим названиям; фалерист — по нагрудным знакам; просопограф — по биографиям; сфрагист — по печатям; эпиграфист — по древним надписям; этнограф — по народам-этносам.; историограф — автор официальной истории своего государства; хронист — автор исторических хроник.

Празднование

В этот день историки получают заслуженные награды, благодарности и поздравление. Кроме того, проводятся различные исторические мероприятия, семинары, конференции, выставки и прочее.

Если заметили ошибку или неточность, напишите нам в комментариях.

Like this post? Please share to your friends:
  • Профессиональный праздник информационной безопасности
  • Профессиональный праздник пожарников
  • Профессиональный праздник гримера
  • Профессиональный праздник инженеров механиков
  • Профессиональный праздник повара какого числа