Профессия режиссер праздников

Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников» - высшее профессиональное образование (51.03.05). Детальное описание: сроки и формы обучения, требования к поступающим, изучаемые дисциплины, получаемые компетенции, будущая профессия.

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Обществознание — по выбору вуза
  • История — по выбору вуза
  • Иностранный язык — по выбору вуза
  • Литература — по выбору вуза

Содержание

  • Условия поступления
  • Будущая профессия
  • Куда поступать
  • Сроки обучения
  • Изучаемые дисциплины
  • Приобретаемые навыки
  • Перспективы трудоустройства по профессии
  • Перспективы совершенствования выпускников

Мужчины работают за компьютеромДанное направление подготовки является одним из наиболее перспективных для студентов, обладающих высоким творческим потенциалом, увлекающихся современным, традиционным искусством и стремящихся к дальнейшему обогащению культурного багажа нашей страны.

В процессе обучения будущие студенты изучают основы режиссуры, актерского, сценического мастерства, сценического движения, занимаются вокалом, танцами, сценической речью, пантомимой, учатся использовать сценографию, свет и музыку на театральной площадке, приобретают навыки оперирования новейшими технологиями постановочной деятельности.

Программа обучения, как и последующая профессиональная деятельность, рассчитана на развитие творческих способностей студентов направления, включая тренинги, семинары и проектные мастерские. Обучение по указанному профилю позволит окунуться в мир искусства, творчества, познакомиться с выдающимися представителями искусства нашей страны, научиться понимать современные творческие процессы и прогнозировать тенденции их развития.

Условия поступления

Главной задачей обучения является развитие творческих способностей будущих студентов, формирование профессиональных компетенций и информационной культуры, что позволит впоследствии специалистам профиля принимать активное участие в процессе преумножения духовных сокровищ этноса.

Конкурсный отбор потенциальных студентов осуществляется на основании результатов сдачи следующих вступительных экзаменов:

  • русский язык (профильный);
  • литература;
  • история, обществознание (на выбор вуза);
  • иностранный язык (по требованию учебного заведения).

Будущая профессия

Ни один фильм, спектакль, цирковое представление, сериал, развлекательная или познавательная передача, шоу не обходится без талантливого специалиста. Главной особенностью профессии является то, что основной его задачей является мастерское воздействие на людей, способствующее их моральному и духовному развитию.

Специалисты направления – главные на съемочных и сценических площадках. Они несут ответственность как за работу коллектива, так и за результаты его деятельности.

Основными качествами, которыми должны обладать будущие выпускники:

  • Принадлежности режиссералидерство,
  • умение работать в коллективе,
  • способность организовать деятельность людей,
  • развитое чувство прекрасного,
  • умение оперировать современными информационными технологиями.

Будущая профессиональная деятельность не только увлекательна, но и достаточно сложная, а в задачи специалиста входит:

  • подбор, изучение, редактирование сценария;
  • организация сотрудничества со сценаристами, продюсерами;
  • организация постановочной деятельности;
  • руководство репетициями, съемками;
  • подбор актерского состава;
  • проверка качества светового, звукового, музыкального оформления, грима, декораций и пр.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой бакалавров-практиков занимаются следующие вузы страны:

  1. Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ).
  2. Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств.
  3. Пермская государственная академия искусства и культуры.
  4. Орловский государственный институт искусств и культуры.
  5. Институт современного искусства (ИСИ).

Срок обучения

Нормативный срок обучения по очной форме составляет 4 года, заочной – 5 лет.

Изучаемые дисциплины

В задачи будущих выпускников входит руководство всем коллективом, принимающий участие в создании того или иного постановочного акта, поскольку над созданием проектов работают актеры, художники, осветители, музыканты, гримеры, костюмеры и другие.

Специалист направления – это и менеджер, и организатор и главный вдохновитель творческого процесса.

Столь многоаспектная деятельность требует от профессионала глубоких теоретических знаний. В курсе обучения будущие бакалавры осваивают следующие специализированные дисциплины:

  • теоретические основы режиссуры и мастерства;
  • история и теория театра;
  • история и теория массовых праздников;
  • теория драмы и основы сценического мастерства;
  • сценография;
  • музыка в театрализованном представлении и пр.

В процессе обучения широко применяются мастер-классы, которые проводятся в форме творческих тренингов и семинаров. К преподавательской деятельности привлекаются отечественные и зарубежные мастера, выдающиеся деятели современного кино, театра и шоу-бизнеса. Кроме того, неотъемлемой стороной обучения по специальности выступает участие в международных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях в нашей стране и за ее пределами.

Приобретаемые навыки

Камера режиссераВ задачи будущего специалиста входит создание проекта, способного удерживать внимание зрителя в течение длительного времени. Успешное выполнение функций постановщика требует от режиссера ряда навыков:

  1. Умения разбираться в многообразии видов праздничных и театрализованных действ.
  2. Умения показать своеобразие режиссерского замысла в процессе реализации литературно-драматургической работы над сценарием.
  3. Осуществление монтажных работ, соединение художественно-игровых и жизненно-документальных материалов.
  4. Умения организации зрелищного пространства с учетом национальной специфики, архитектурных особенностей и природной среды.
  5. Владение принципами мизансценирования.

Перспективы трудоустройства по профессии

Специалисты направления на сегодняшний день востребованы в сфере организации досуговой деятельности, шоу-бизнесе, кино, театре и т. д. После завершения обучения выпускник-бакалавр может устроиться:

  • актером
  • кинорежиссером,
  • арт-менеджером,
  • продюсером,
  • организатором массовых мероприятий,
  • режиссером театра кукол,
  • сценаристом,
  • режиссёром шоу-программ,
  • режиссером эстрады,
  • телережиссером,
  • режиссером художественно-спортивных мероприятий и т. д.

Говорить о заработной плате творческих профессий достаточно сложно. Средняя заработная плата составляет 45 000 руб. В то же время начинающий актер или режиссер получает намного меньше, тогда как талантливые и именитые режиссеры и актеры зарабатывают шестизначные гонорары.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Дальнейшее обучение может быть продолжено в магистратуре. Диплом магистра не требует подтверждения при выезде за границу. Кроме того, обучение в магистратуре позволит попробовать себя в преподавательской или научной деятельности.

Литература:

Основная литература:

  1. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых
    представлений М.: ГИТИС, 1975.

Дополнительная литература:

  1. В.Э. Мейерхольд. Статьи. Письма. Речи.
    Беседы. – М.: Искусство, 1968.- Беседа со
    студентами – выпусниками. С. 503.

  2. А. Эфрос Профессия – режиссер. – М.:
    Вагриус, 2000.

  3. Вершковский Э. В. Особенности режиссуры
    театрализованного представления и
    праздника.: Методическое пособие для
    клубных учреждений. – Л.: ЛГИК, 1976, С

  4. Словарь. Пермь. 2000. С 73.

  5. Мочалов Ю. Композиция сценического
    пространства.- М.: Просвещение, 1981. –
    С.6.

  6. М.О. Кнебель. Школа режиссуры Немеровича
    – Данченко., М.:Искусство. – 1966. Режиссер
    и его функции. С. 40 – 58.

1. Определение понятия режиссер.

Режиссер букв– с фр. управитель,
распорядитель.

Анатолий Эфрос:

«Режиссер — это поэт, только он имеет
дело не с пером и бумагой, а слагает
стихи на площадке сцены, управляя при
этом большой группой людей»

Э. В. Вершковский:

«Режиссер – человек, дающий надлежащее
направление драматургическому материалу
через актера»

2. О трансформации понятия режиссер.

В середине ХIХ столетия
режиссер воспринимался всеми как
распорядитель представления, а не как
его постановщик. Разучивали и разыгрывали
пьесу артисты.

Функции режиссера – следить чтобы
костюмеры, реквизиторы, гримеры,
осветители, рабочие хорошо и вовремя
обслуживали артистов.

К концу ХIХ века. намечается
тенденция смотреть не только артистов
но и спектакль. Декорации, мебель, грим,
реквизит переходят к художнику.
Распорядитель становиться – помощником
режиссера. А режиссер перемещается в
зрительный зал и от туда дает указание
по всем вопросам подготовки спектакля.

3. Три функции театрального
режиссера по В.И. Немировичу – Данченко.

Говоря о режиссерской профессии Владимир
Иванович Немирович –Данченко выделял
три направления в деятельности режиссера
( или три функции режиссера): режиссер-
толкователь, режиссер-зеркало и
режиссер-организатор.

Три функции режиссера:

1 Режиссер – толкователь, он же
показывающий, как играть (режиссер-актер,
режиссер — педагог).

Задача. Заразить актера содержанием
пьесы.

2. Режиссер – зеркало, отражающее
индивидуальные качества актера.

Способность режиссера почувствовать
индивидуальность актера, беспрерывно
в процессе работы следить, как в актере
отражаются замыслы автора и режиссера,
что ему «идет и что не идет», куда его
клонит фантазия и желания и до каких
пределов можно настаивать на той или
другой задаче.

3 Режиссер организатор всего
спектакля.

Задача. Слить все элементы спектакля,
ставя на первое место творчество актера.
Режиссер сливает актера со всей окружающей
его обстановкой в одно гармоническое
целое.

4. Составляющие
профессионального обучения режиссера
ТПиП.

а)
Знание творческого опыта театральных
режиссеров, мастеров эстрады, режиссеров
театрализованных представлений и
праздников
(ТПиП).

В основу профессионального обучения
режиссеров ТПиП входит изучение
творческого опыта крупнейших

театральных режиссеров таких как
Станиславский К.С., Немирович-Данченко
В.И., Мейерхольд В.Э., Вахтангов Е.Б.,
Таиров А.Я. и других;

выдающихся мастеров эстрады таких
как: Райкин А.И., Утесов Л.О., Шульженко
К.И. и т.д.

режиссеров ТПиП таких как: Радлов
С.Э., Охлопков Н.П., Туманов И.М. и т.д.

б)
Профессиональные знания и умения
режиссера ТПиП.

Как любая другая профессия, профессия
режиссера театрализованных представлений
и праздников требует от него освоения
определенных знаний и умений.

  1. Он обязан быть глубоко политически
    грамотным и сделать по­литическую
    платформу и гражданственность основой
    для собст­венного творчества.

  2. Режиссеру эстрады и массовых представлений
    необходимо превосход­но знать
    литературу и, кроме того, владеть
    законами драматургии.

  3. Специфика эстрады требует от режиссера
    активного участия в процессе создания
    сценария номера или представления. Он
    дол­жен ощущать природу драматургического
    конфликта, особенности развития
    эстрадных образов, уметь работать с
    автором. Режиссер должен знать основные
    жанры эстрады, хорошо разбираться в
    них, научиться построению номеров
    различных эстрадных жанров.

  4. В массовом действе, и в эстрадном
    представлении музыка играет большую
    и все возрастающую роль, поэтому будущий
    режиссер эстрады и массовых представлении
    должен уметь работать с музыкальным
    материалом, научиться анализу музы­кальной
    ткани произведений разных жанров.
    Режиссеру нужно знание законов
    музыкальной драматургии: ему постоянно
    приходится иметь дело со всем многообразием
    му­зыкальных жанров; ему необходимо
    знание музыки — от самой серь­езной
    до самой «легкой»; желательно, чтобы
    будущий режиссер эстрады владел одним
    из музыкальных инструментов.

  5. Будущий режиссер должен обогатить свои
    знания и фантазию изучением изобразительных
    искусств самых различных эпох. Соз­датель
    пространственно-временных произведений,
    в которых плас­тика — один из главнейших
    компонентов, режиссер должен быть в
    известной мере и художником, и скульптором,
    ибо умение ор­ганизовать пространство
    — одно из первых требований к режиссер­ской
    профессии.

  6. Режиссеру следует стать режиссером-актером,
    т. е. уметь рабо­тать с актерами самых
    различных жанров.

  7. Ему необходимо обладать композиционным
    даром, уметь ком­поновать людские
    массивы в стройные пластические
    композиции. Этот дар необходимо постоянно
    тренировать, изучая массовые компо­зиции
    в произведениях классиков изобразительного
    искусства.

  8. Режиссеру следует постичь законы
    киномонтажа и уметь ими пользоваться
    не только при монтаже киноматериала,
    но и при монтаже спектакля, ибо в
    принципах соединения разнородного
    материала много общего между
    кинематографом, эстрадой и мас­совым
    действом.

  9. Знание законов эстрадного танца также
    обязательно для ре­жиссера эстрады,
    так как танец — неотъемлемый компонент
    многих эстрадных спектаклей.

  10. Режиссеру необходимо знать основы
    радиорежиссуры и радио­техники, чтобы
    уметь грамотно ими пользоваться,— в
    современном эстрадном спектакле и
    массовом действе без помощи радио и
    фо­нограммы не обойтись.

  11. Будущий режиссер эстрады и массовых
    действ должен знать «живопись света»,
    т. е. все, что касается художественного
    освещения, его законы и возможности.

  12. Режиссеру необходимо знание постановочной
    части, он должен знать досконально
    технические возможности любой
    сценичес­кой площадки, где ему придется
    осуществлять постановку.

  13. Режиссер должен быть умелым организатором.
    В противном случае он не сможет уберечься
    от любого «сюрприза» по органи­зационной
    части. Умение организовать людей,
    направить их к до­стижению единой
    цели — необходимое качество руководителя.

Вывод:
Таким образом, подготовка эстрадного
режиссера предпола­гает сложный
процесс изучения жанрового многообразия
искусства эстрады. Собственно, в этом
отличие режиссуры эстрады и массо­вого
зрелища от театральной режиссуры, где,
как правило, ре­жиссер встречается с
четко определенным одним жанром —
траге­дия, комедия, бытовая драма,
хроника, мелодрама, водевиль и т. д.

в) Тренировка
профессиональных качеств режиссера.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

режиссер театрализованных представлений и праздников

Меня зовут Дарья. И я расскажу вам о своей любимой работе, которой занимаюсь восьмой год. Моя профессия – режиссер театрализованных представлений и праздников. Звучит вроде бы понятно. Когда вы слышите слово «режиссер», в голове пробегают картинки разных фильмов и сериалов, представляется оператор с видеокамерой, съемочная площадка и много актеров, исполняющих свои роли. Я угадала? Обычно всем видится это, но так бывает в другой профессии — кинорежиссер. А что же делают режиссеры праздников? На самом деле это очень нестандартная работа, соединяющая в себе несколько направлений.

Режиссер театрализованных праздников — это всегда творец, организатор и педагог

Любое торжество видится нам как яркое захватывающее событие. И мы совсем не задумываемся о том, сколько времени и сил уходит на его создание. На самом деле над воплощением праздника трудится много различных специалистов: сценаристы, костюмеры, звуко- и светооператоры, реквизиторы, гримеры, рабочие сцены, художники, хореографы, концертмейстеры, актеры и другие. И чтобы собрать их всех воедино, заразить идеей праздника, объяснить всем «что, когда, где и куда» — нужен грамотный организатор. Это и есть режиссер.

режиссер театрализованных представлений и праздников

Сейчас в праздничных агентствах частенько набирают таких организаторов, их еще называют event-менеджерами (от английского «event» — событие). Эта профессия схожа с режиссером, но она требует меньших творческих навыков. А режиссер в первую очередь — творец, создатель и воплотитель идеи торжества. Именно он придумывает, как расставить артистов в каждый момент представления, что и кому надеть, какие будут декорации и освещение, какая музыка должна играть, как артистам общаться со зрителями и многое-многое другое. Режиссер проводит репетиции, корректирует и видоизменяет мероприятие. И все это он выстраивает на основе интересов и потребностей своего зрителя.

Режиссер должен быть в курсе того, чего хотят люди, для которых он создает свое представление. А это самая настоящая работа психолога. Но одно дело выявить потребности зрителя, а другое — красиво и ненавязчиво все преподнести. Сделать такое интересное шоу, чтобы зритель не сбежал после первых 10-ти минут, а вовлекся, стал активным участником и захотел об этом рассказать друзьям. Здесь уже режиссер выступает как некий педагог для зрителя. Ведь самое главное в любом празднике — донести до публики не просто идею, а определенную педагогическую цель, и замотивировать ее на какие-то важные действия.

режиссер театрализованных представлений и праздниковОсобенно ярко педагогика проявляется в детских программах. Все мы помним такие тематические праздники из детства как «День здоровья», «Уроки доброты», «Безопасность на дороге» и другие. Чему только нас там не учили… Вот уж где действительно все актеры — это педагоги для детишек (причем обычно и в прямом и в переносном смысле!). А главный педагог, в том числе и для актеров-ведущих, это режиссер детского праздника. Все это я рассказываю к тому, что работа режиссера сложна и многогранна, профессии можно обучиться, но подойдет она далеко не всякому.

Вот какими качествами и навыками должен обладать человек, решивший стать профессиональным режиссером праздников:

  • Убежденно пропагандировать все свои идеи
  • Быть носителем общей человеческой культуры и разбираться во всех видах искусства.
  • Уметь писать сценарии праздника и делать монтаж разных его блоков.
  • Мыслить пластическими образами, уметь красиво представить на сцене каждое слово и фразу из сценария, обыграть это и оформить декорациями.
  • Уметь увлечь и заразить всех исполнителей представления своей идеей, донести до них свою педагогическую цель.
  • Владеть основами актерского мастерства и сценической речи.

режиссер театрализованных представлений и праздников

Обучиться профессии можно в колледжах и институтах культуры на специальности «Режиссер-постановщик театрализованных представлений». Экзамены при поступлении такие. Русский язык и литература – по результатам ЕГЭ, плюс специальность – на сцене продемонстрировать свои творческие навыки. Нужно рассказать басню, отрывок из прозы, стихотворение; исполнить песню и танец; показать мини-сценку и провести игру со зрителем; пройти собеседование по режиссуре. На самом деле все это не так страшно, как кажется! Для настоящего творца преград просто не существует!

Теперь немного о том, где и как можно работать режиссером театрализованных представлений и праздников

           1.Бюджетные учреждения культуры

Они есть в каждом городе, особенно для детей, просто не все у нас на слуху. Можно устроиться педагогом-организатором в школу или центр дополнительного образования, можно педагогом по внеучебной работе в детский сад, режиссером или художественным руководителем во дворец культуры или центр развития детей, организатором в парк культуры и отдыха и т. д. Зарплата в таких организациях небольшая, зато есть стабильность, бесплатное обучение и почти свободный график работы. И там вы, как режиссер праздников для детей, сможете в полной мере реализовывать самые фантазийные идеи, ограничиваясь, пожалуй, лишь бюджетом мероприятий.

        2. Частные компании по организации праздников

Это те самые event-агентства, свадебные агентства, креативные праздничные компании. Зарплата там в разы выше, но туда сложнее попасть из-за более высоких требований, и простор для творчества значительно меньше (все нужно выполнять строго по желанию заказчика).

        3. Создание собственной фирмы по организации праздников

Тут все зависит только от вас: график работы, условия, зарплата, возможности роста и другое. Конечно, кроме режиссуры придется постоянно самим искать заказчиков. В нашем городе, например, создано уже порядка ста подобных фирм, поэтому конкуренция очень высока.

        4. Работа свободным сценаристом-режиссером

Всем тем, для кого ручка и блокнот — лучшие друзья, я советую углубиться в самостоятельную разработку сценариев и стать режиссером-сценаристом праздников. Хороших драматургов сейчас мало, и грамотные сценаристы театрализованных программ просто нарасхват. Можно работать сценаристом на заказ.

режиссер театрализованных представлений и праздниковСамое сложное тут – найти своего заказчика, но со временем и опытом и это перестанет быть проблемой. Я, например, в отпуске по уходу за ребенком пишу детские сценарии на заказ через интернет. Мои заказчики — праздничные агентства из разных городов России, любительские интерактивные театры и музеи для детей.

В общем, о своей профессии я могу рассказывать еще очень долго и подробно. Но к чему лишняя философия? Главное в профессии режиссера театрализованных представлений и праздников — практика и, конечно же, внутренняя харизма человека! С опытом вы научитесь грамотно руководить людьми, а обаяние поможет вам легко заразить всех своей идеей и создать уникальный чудо-праздник.

Дарья Косаева

 
Автор- Дарья Косаева
режиссер театрализованных представлений
руководитель Мастерской игр, квестов и приключений
https://vk.com/detkam_prazdnik_perm

Рассказы о других профессиях читайте здесь:


Статьи, которые могут быть Вам интересны:

Зачастую абитуриенты и студенты, поступающие на специальность социально-культурная деятельность, не понимают, куда они пришли и чему их будут учить. Одни уверены, что из них будут готовить ведущих корпоративных банкетов и свадеб, другие считают, что детская анимация станет основной сферой их деятельности. И те, и другие заблуждаются. Театр масс – это действительно театр со своим языком, терминологией, символами и приемами. А апогей нашего творчества вовсе не вечеринка, шоу-программа, а проведение олимпиады и крупнейших площадных праздников с использованием огромной массы участников. Попробуем разобраться.

Аттракционность, зрелищность, искусство представления – это сила нашей профессии. Возможно, многие режиссеры драмы вступят в дискуссию, потому что считают, что искусство переживания более эмоционально и сильнее воздействует на зрителя. И, да и нет. Все зависит от того, как грамотно это искусство использует режиссер. Вспомните олимпийского мишку на Олимпиаде 80 в Москве – с одной стороны чисто технический процесс, а с другой стороны – какое сильнейшее эмоциональное воздействие это оказало на зрителя… В 2020 году в кировском драматическом театре проходил ежегодный студенческий бал, который был посвящен 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в один из эпизодов, массовый герой из числа студентов Вятского колледжа культуры прямо на глазах у зрителя собрал из множества частей огромный немецкий танк – символ мощи врага, затем главные герои бросили в этот танк гранату и он взорвался, разлетаясь на части и оставляя после себя клубы дыма. Это тоже пример технического процесса и аттракционности – танк изготавливался из множества крупных табличек, большой катушки и «взорван» был с помощью кипятка и жидкого азота, но на зрителя этот аттракцион произвел ошеломляющий эффект.

Написание сценария. В отличие от режиссеров драмы «пьесы» для своих «спектаклей» режиссер театрализованных преставлений и праздников пишет сам, то есть режиссер, как правило, является и сценаристом в одном лице. Сценарий представления или праздника – произведение синтетическое. В нем присутствуют элементы драматургии, но в целом он тяготеет к произведениям эпическим.

Особенность построения конфликта. Помимо трех типов построения конфликта: герой-герой (напр. Отелло и Яго), герой-среда («Горе от ума»), герой-зрительный зал(«Ревизор»), характерен для театрализованных представлений и праздников не персонифицированный конфликт, а надличный: не личное столкновение, не частный конфликт, а отражение социального конфликта. В празднике же вообще не обязательно, чтобы был сквозной конфликт, что допускает праздничная природа. Примеров надличного конфликта в театрализованных представлениях много: блокада и ленинградцы, война и дети, люди и страсти, власть и поэты и многие другие. Надличный конфликт можно так же рассмотреть в новогоднем театрализованном представлении «Дед Мороз VS Человек-паук», которое прошло в декабре 2018 года в Вятском колледже культуры — это противостояние зарубежной и отечественной культуры.

Мизансцена. Одно из главных выразительных средств выразительности режиссера праздников – мизансцена. Это – не только расположение действующих лиц, но и их перемещение в сценическом пространстве. Представьте, как важно продумать все выходы-уходы и действия на сценической площадке, когда у вас 10000 участников на площади или стадионе. Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера думать пластическими образами, когда он как бы видит все действия сценария выраженными пластически через участников.

Актер в театрализованных представлениях и праздниках. В отличие, от режиссуры драмы и кино — актер у нас не главное выразительное средство, а стоящее в одной линии с другими – декорациями, музыкой, светом, мизансценой и.т.д.  Когда на площадке несколько тысяч человек – не важно, какие чувства передает каждый, а важна общая картинка.

Особенное использование героев на сценической площадке. Помимо литературных героев(Онегин), исторических героев (Иван Грозный), которые бывают и в спектаклях, режиссеры праздников могут активно использовать киногероев(Терминатор), символических героев, коллективных, героя-зрителя и реальных героев. Если с киногероем все понятно, давайте разберем остальных.

— Как положено режиссеру праздников, мы стремимся «уйти» от быта и превратить наш праздник и представление в зрелище. Поэтому, нам не обойтись без героя СИМВОЛИЧЕСКОГО. Это условно заданный герой, некий символ, образ. Совсем не обязательно в исполнении человека. Например, в празднике истобенского огурца с нами может заговорить Земля истобенская, а на Дне города Кирова – памятник Сергея Мироновича.

— Нередко в наших праздниках используется герой КОЛЛЕКТИВНЫЙ. Это группа людей, которая выражает одну и ту же идею. Люди в этой группе, по сути, одинаковы, имеют одну и ту же позицию, одинаково мыслят, действуют и говорят. Такой герой обязательно должен существовать в крупных праздниках (уличных, площадных), на больших площадках. Это очень выгодно для режиссера и для зрителя. Для режиссера, потому что коллективный герой — укрупненный, с более яркой окраской, и на зрителя это, безусловно, оказывает большее воздействие, как эмоциональное, так и идейное. Коллективный герой более зрелищен и масштабен, что необходимо в праздниках. Пример массового героя – свита зимы на Масленице; армия татаро-монгольского ига; советское общество в эпизоде «Связанные одной цепью» фильма «Стиляги» и т.д.

— Особый разговор о героях РЕАЛЬНЫХ. Реальный герой – это живущий сегодня человек, свидетель и участник каких-либо событий, о которых идет речь в сценарии. Появление такого героя на сцене вызывает особое волнение у зрителей. Люди всегда эмоционально откликаются и реагируют на все настоящее, не поддельное, правдивое. (Мы можем использовать кировских ветеранов, в постановке театрализованного концерта «История вятского солдата», или заслуженного учителя в празднике, посвященного дню учителя и.т.д.)

— И конечно нельзя забывать, для кого мы пишем сценарии и создаем праздники и представления. Главный наш герой- ЗРИТЕЛЬ! На праздниках и представлениях, как правило, собирается много зрителей. Наша задача – превратить пришедшего зрителя из стороннего наблюдателя в соучастника событий. В этом есть одна из особенностей организации праздников – подтолкнуть зрителей к тому, чтобы они сопереживали. Если гости не просто наблюдают за происходящим со стороны, а активно, вместе с актерами влияют на ход событий, значит, они эмоционально захвачены, значит – они участники.

Документ. Еще одна особенность режиссуры театрализованных представлений и праздников – документальная основа. Это официальные документы, анкеты, трудовая деятельность, личное дело, где зафиксирован какой-то этап действия. Письма (воспоминания, дневники) – дают возможность понять человека, создать его портрет. Так мы можем раскрыть более полно исторического героя или событие. Наиболее сложным, требующим большого искусства в практике монтажной работы является монтирование документального диалога. При этом, документальный диалог должен быть живой речью, а не обменом цитатами. То есть, документальный материал необходимо преобразовать в художественный, при этом, не исказив факты.

Монтаж. В наших сценариях и наших постановках используется различный материал разных видов искусства, разных средств художественной выразительности: художественное слово, музыка, хореография, сценография, театральные фрагменты из спектаклей, пантомима, использование экрана, зримые стихи и песни, свет, современные технические средства(пиротехника) и многое другое можно соединить по средствам монтажа, чтобы организовать материал в логической последовательности и найти художественный образ театрализованного представления, концерта или праздника.

Символ, метафора, аллегория- иносказательные средства художественной выразительности. С их помощью сценарист и режиссер праздников может создавать в театрализованных преставлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей. Создавая массовое представление, сценарист должен стремиться подчинить воображение актера и зрителя укрупненным сценическим символам. Например, показать смерть или боль мы можем не через психологическое переживание и «кривляние» актера на сцене, а с помощью образа созданного с помощью огромного черного полотнища, лент, света и дыма, что будет не менее, а может и более выразительно и эмоционально.

Условность. Конечно, любой театр условен по своей природе – ведь как зритель, так и актер понимают, что действие происходит в «вымышленном мире», но театр масс, не только не боится условности, но и может демонстративно её выделить, допустив перевоплощение прямо на сцене из студента колледжа в героя представления и наоборот.

Место действия. Режиссер массового представления не ограничен сценической площадкой театра – ведь наши представления могут проходить в разных местах: на стадионах, площадях, улицах, полянах, водных акваториях, торговых центрах.

Актуальность и злободневность. Режиссеры театра масс могут в кратчайшие сроки подготовить и поставить театрализованное представление на тему, которая больше всего сегодня интересует общественность. К примеру, еще не написали пьесу про присоединение Крыма к России или про пандемию коронавируса, а режиссеры праздников уже в полной мере  используют эти злободневные темы в своих постановках. На IV городском конкурсе профессионального мастерства «Служу культуре» г.Кирова на сцене ДК «Россия» мы как раз наблюдали конфликт королевы и особого персонажа – COVID-19.

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Кто же такой режиссёр театрализованных представлений и праздников? В чем особенность профессии, и какие отличия от режиссуры драмы и кино?

Описать в двух словах специфику профессии режиссера, не возьмется, пожалуй, даже самый именитый театральный критик, сам кинорежиссер, или режиссер даже очень выдающегося театра. Ведь от человека, который считается профессионалом в этом деле, требуется масса навыков и умений.

Хороший режиссер или даже постановщик мероприятий, организующий, так называемые «народные гуляния» — это:

— Организатор

(ведь он должен суметь собрать всех актеров, расставить перед ними задачи, поставить четкие цели, которые собирается реализовать в процессе мероприятия);

— Экономист

(да-да, и экономист в том числе, ведь, как учат в школе режиссеров, грамотный постановщик мероприятия, либо театрального действа, должен уметь грамотно и логично рассчитать бюджет, который пойдет на воплощение его творческого замысла);

— Актер

(ведь как можно ставить задачи перед актерами, если ты сам не можешь воплотить их на сцене, это неоспоримое золотое правило, которое на курсе режиссуры Вам порекомендуют усвоить в первую очередь).

А еще, талантливый режиссер праздников, спектаклей, фильмов и мероприятий должен быть продюсером, танцором, настоящим изобретателем… Одним словом, мастером на все руки, и ноги, в том числе, чтобы уметь продемонстрировать свое мастерство и показать пример актерам.

Обучиться режиссерскому искусству можно и в высшем учебном заведении, где Вы пройдете полный курс молодого режиссера, с мастер-классами по сценическому движению и речи, а также тренингами, дипломными постановками и прочими тонкостями профессии.

Также существуют и альтернативные курсы режиссуры, которые включают более сжатую программу, но при этом также дают неплохие навыки для того, чтобы выпускники имели возможность заниматься интересным им делом с более профессиональным подходом, даже если собираются ставить постановки для самодеятельности, а не для большой сцены.

Также, подобное экспресс-обучение режиссерскому мастерству, пригодится тем, кто еще только планирует поступать в профильный ВУЗ и хочет заранее подготовиться к вступительным экзаменам, чтобы чувствовать себя на них более уверенно. А еще, подобное обучение может быть интересно просто для общего ознакомления с интересной профессией, которая является одновременно творческой и ответственной.

Творческие люди с организаторскими способностями могут реализовать себя в профессии «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Чтобы стать востребованными специалистами, студенты изучают основы режиссуры, актерское мастерство, сценическую речь и движение, правила использования света и музыки во время представления. Кроме практических знаний во время учебы дают знания по истории и теории театра, представлений, массовых праздников. В результате выпускники могут создавать сценарии различных шоу и представлений. При этом для того, чтобы добиться нужного эффекта и максимально вовлечь в происходящее зрителя, необходимо учитывать не только поставленную цель и актерский состав, но и условия работы. Например, постановки на открытом воздухе, в помещении и в студии принципиально отличаются и требуют разных методов и подходов при реализации одной и той же идеи. При этом режиссер должен уметь организовать работу не только собственного коллектива, но и наладить взаимодействие с людьми, отвечающими за свет, звук, костюмы и т.п.*

* Набор учебных дисциплин и уклон обучения зависит от профиля, на который вы поступите

105478

средняя цена обучения (год)

Ольга Макаренко. О работе режиссера театрализованных представлений

– Чем занимается компания «Белый Шмель»?
– Компания занимается организацией праздников различного масштаба.

– Вы не только генеральный директор компании, но и режиссер. Что входит в обязанности режиссера театрализованных представлений?
– Театрализация — это художественное осмысление события, создание художественного образа. Режиссер театрализованных представлений придумывает идею и художественный образ праздника. Независимо от того, Масленица это на школьном дворе или масштабное мероприятие на  крупнейших площадках страны. А затем он занимается подготовкой и организацией этого события. Если есть возможность работать с профессиональным сценаристом — это замечательно, но при необходимости режиссер сам пишет сценарии.

– Как режиссер придумывает сценарий праздника?
– Сперва нужно понять, для кого предназначено мероприятие, и отталкиваться от интересов этой аудитории. Так что режиссеру приходится быть немного и психологом, и социологом, и педагогом. 
Сначала рождается идея — о чем будет этот праздник, какова его главная мысль. Далее я выбираю основную сюжетную линию, а затем продумываю наполнение: что где происходит, какой артист куда идет, как все это будет выглядеть, вплоть до основной цветовой гаммы всего события.
Кроме того, я считаю, что любое происходящее на сцене мероприятие должно нести некую педагогическую идею. Поэтому на всех праздниках я стараюсь говорить о значимых вещах — доброте, честности, культуре, помощи ближнему.

– Чем занимается режиссер после того, как сценарий готов?
– Организацией всего процесса. Любой праздник — это звук, свет, художественное оформление, ведение, выступающие коллективы. Следовательно, мне необходимо отобрать специалистов, с кем я буду работать (в зависимости от масштаба мероприятия это может быть, к примеру, один звукооператор плюс пульт и колонки, или целая команда с машиной аппаратуры). Я договариваюсь со всеми, отсматриваю коллективы, заключаю контракты, работаю с художником.
Я еще и с удовольствием веду праздники сама. Но если площадок несколько, или выступающих коллективов очень много, то приходится нанимать ведущих, а самой — координировать процесс.

– Режиссер работает постоянно с одними и теми же специалистами?
– Это зависит от проекта. Порой у меня нет возможности взять с собой знакомых специалистов, так как у организатора есть свои. Тогда приходится работать с местными аниматорами, художником, звукорежиссером. Но, конечно, лучше, когда есть возможность привезти свою команду, в чьих профессиональных качествах я уверена, и которой я симпатизирую. Когда все люди, занятые в организации, на одной волне, тогда и праздник получается более ярким и интересным.

– Режиссер всегда работает над сценарием в одиночку?
– Над крупными праздниками порой трудится целая команда. Например, когда я работала над организацией выпускного вечера, мы собирались вместе с педагогами, психологами, художниками. Сначала проводили тестирование будущих выпускников, результаты которого анализировали психологи. На основе этих результатов придумывали идею праздника. Потом мы устраивали мозговой штурм и думали, какими средствами можно выразить эту идею. Ведь выпускной — важнейшее для ребят событие, переход из детства во взрослую жизнь. Хочется, чтобы за вечер выпускники соприкоснулись со всеми периодами их школьной жизни.
Например, центральная идея одного из выпускных вечеров была «лестница в небо», символизирующая путь к мечтам. Мы придумывали ассоциации на эту фразу, а затем решали, как это можно показать на сцене.
К примеру, мы выдали ребятам мыльные пузыри. Когда мы пошли встречать рассвет на крышу школы, все участники — а нас было около 80 человек — выдували их, и буквально все пространство вокруг школы было в этих необыкновенных радужных сферах. Лучи встающего солнца проходили сквозь пузыри, и это наполняло нас совершенно необыкновенными ощущениями. Это был очень трогательный момент.

– Как проходит ваш рабочий день?
– Каждый день проходит по-разному. Например, однажды я весь день просидела, не поднимая головы от компьютера — искала фокусников для одного мероприятия, для чего просматривала Instagram, «Вконтакте», писала знакомым. Иной день может пройти в разъездах: на встречах, просмотрах. Бывают дни, когда мы с художником ездим по магазинам и выбираем материалы, которые нужны для праздника.

– Чем работа режиссера театрализованных представлений отличается от работы режиссера в театре?
– Каждое отдельное направление — киноиндустрия, индустрия праздников или театральное искусство — содержит определенный набор составляющих того или иного события. Например, режиссер театрализованных представлений может брать готовые номера и придумывать связки одного номера с другим, соединять их между собой, приводить к единообразию. А режиссер в театре создает весь спектакль целиком и плотно работает с актерами на сцене над созданием образа.

– Почему вы решили стать режиссером театрализованных представлений?
– Когда я училась в медицинском училище, у нас была замечательная преподаватель истории, которая организовывала все праздники. Мне было с ней очень интересно, и я охотно ей помогала. И когда она заболела, а праздник нужно было делать, и взяла все в свои руки, получила первый режиссерский опыт и поняла, что мне это очень нравится.
Позже я встретила режиссера театральной студии «Блик» при школе № 556 Яковлеву Надежду Петровну и получила свой первый актерский опыт на сцене. Именно она и посоветовала попробовать мне себя в режиссуре.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать режиссером театрализованных представлений?
– Лучше всего поступать на направление «Режиссер театрализованных представлений». Например, оно есть в Московском государственном институте культуры, где я сама училась.

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать режиссером?
– Литература, мировая художественная культура, музыка, рисование, история. Ведь чтобы придумать нечто новое, нужно иметь собственный эмоциональный, художественный, образный багаж, плюс обладать и хорошей фантазией. Также хорошо, если у человека будет хотя бы небольшой сценический опыт. 

– Какие компетенции нужны режиссеру?
– Выделить какое-то одно ключевое умение невозможно. Мне кажется, он должен обладать харизмой, внятно излагать свои мысли, уметь ду-мать, анализировать информацию и формировать собственно мнение во всех сферах.
Кроме того, представитель этой профессии должен быть пунктуальным и бережно относиться и к своему, и к чужому времени. Работа режиссера театрализованных представлений подразумевает множество контактов с людьми и договоренностей с ними. Если они не будут соблюдены, это может разрушить праздник. А еще режиссура — это бесконечная череда принимаемых решений. Если человек не любит отвечать за свой выбор, скорее всего, в режиссуре ему делать нечего.

– Где может работать режиссер театрализованных представлений?
– Этот специалист может работать в школе, каком-либо социальном центре, центре дополнительного образования, дворце культуры, парке культуры и отдыха. Также режиссер может заниматься созданием квестов, пойти в частное агентство по организации праздников или даже создать собственную фирму.

– С какими трудностями может столкнуться режиссер театрализованных представлений?
– Если человек хочет организовывать масштабные праздники, ему нужно быть готовым к тому, что работа поглотит его целиком. У него будет ненормированный рабочий день, поскольку его партнеры — творческие люди, и каждый работает в удобном для себя графике.
Лично я берусь за крупные проекты всего несколько раз в год, в остальное время предпочитая небольшие представления, рассчитанные на 200–300 человек. Потому что мне хочется, чтобы, помимо работы, у меня было время и на другие радости.

– Сколько получает режиссер театрализованных представлений?
– Это зависит от его уровня и занятости. Можно зарабатывать около 100 тысяч в месяц, но при этом все выходные будут заняты. Можно и больше, но свободного времени вообще не будет.

– Чем может заняться режиссер, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Мне кажется, режиссер может взять на себя роль любого специалиста, задействованного в организации праздника: быть аниматором, помощником организатора, оформителем. Ведь многие режиссеры в начале своей карьеры не только придумывали сценарий праздника, но также трудились над его воплощением.
Кроме того, полагаю, режиссеру театрализованных представлений в целом подойдут профессии, где он сможет применить свои организаторские способности. Например, из него наверняка выйдет хороший менеджер.

– Существуют ли кружки, где школьник может попробовать себя в роли режиссера театрализованных представлений?
– В каждой школе есть педагог-организатор, вокруг которого сплачиваются ребята, которым интересна эта деятельность. Они наблюдают за тем, как он пишет сценарий, помогают организовывать праздники. При желании всегда можно к ним присоединиться.

Направления и специальности


Режиссура театрализованных представлений и праздников (Театрализованные представления и праздники) (51.03.05)

Описание программы

Режиссер, обладая ярко выраженной творческой фантазией, на основе «социального заказа» создает оригинальный сценарий, организует постановочный процесс спортивных, обрядово фольклорных, карнавально-фестивальных, концертно-зрелищных театрализованных действ.

Студенты отрабатывают навыки актерского мастерства,
режиссерского анализа, написания зримого литературно-драматургического
произведения. Бакалавр владеет новейшими технологиями, применяемыми в
постановочной деятельности (объемный звук, динамический свет, компьютерная
графика, видео-телевизионные системы, пиротехника),  приемами  творческого  монтажа  художественного
и документального материала в общественно-значимое мероприятие.

Основные учебные курсы

  • Методика работы с режиссерско-постановочной группой;

  • Режиссура эстрадных представлений;

  • Режиссура поэтического театра;

  • Режиссура публицистического представления;

  • Режиссура художественно-спортивных представлений;

  • Режиссура театрализованного концерта;

  • Звукорежиссура;

  • Методика работы с исполнителем и коллективами в режиссуре театрализованных представлений и праздников;

  • Основы продюсерского мастерства в театрализованных представлениях и праздниках;

  • Искусство звучащего слова;

  • Сценарное мастерство;

  • Музыка в театрализованных представлениях;

  • Грим и костюм в театрализованных представлениях и праздниках;

  • Игровая культура и праздник;

  • Основы риторики и мастерство ведущего;

  • Хореография и пластика в театрализованных представлениях и праздниках;

  • Сценография массового праздника

Перечень ключевых профессий

Выпускники выбирают профессии в сфере культуры и искусства (режиссура театрализованных представлений и праздников); средствах массовой информации, издательствах и полиграфиях (в сфере режиссуры средств массовой информации); в области образования и науки (профессиональное и дополнительное образование детей и взрослых).

  • режиссёр досуговых мероприятий в культурных центрах, учреждения туризма и отдыха, культурно-спортивных комплексах, концертных объединениях,

  • сценарист театра, кино, телепрограмм, рекламы,

  • продюсер, менеджер культурно-досуговых организаций;

  • обозреватель театрально-праздничной культуры в средствах массовой информации;

  • преподаватель в учреждениях среднего и высшего профессионального  образования, в учреждениях дополнительного образования

Уровень обучения:

Бакалавриат

Квалификация выпускника:

бакалавр

Форма обучения:

Очная / Заочная

Продолжительность обучения:

4 года / 4 года 7 месяцев

Минимальный балл ЕГЭ для подачи документов (бюджет):

Литература
43

Русский язык
50

Минимальный балл на дополнительное испытание:

Режиссура
50

Драматургия
50

Количество мест в 2023 году:

Полное возмещение затрат
20
  / 15

Приемная комиссия


191186, СПб, Дворцовая наб., д. 4,
ауд. 4121 (вход с Миллионной ул., д. 3)


(812) 318–97–10

[email protected]

Пн–пт: 10:00 – 16:00

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Профессия организатор праздников что сдавать
  • Профессиональный праздник сотрудников мчс
  • Профессия организатор праздников вакансии
  • Профессиональный праздник снабженца когда
  • Профессия организатор праздника