Прогностическая функция науки сценарии будущего

Работа по теме: Глава 9 Наука как социокультурный феномен. Глава: Функции науки. ВУЗ: РГПУ.

Функции науки

Социальные функции науки
многообразны и вызывают особый интерес
у самих ученых и широкой общественности.
Заслуга постановки вопроса о функциях
науки принадлежит Дж. Берналу. В книге
«Социальная функция науки» (1939 г.) были
отмечены три цели науки – психологическая,
рациональная и социальная (удовлетворение
любознательности ученого. исследование
внешнего мира и применение знаний для
достижения человеческого благополучия).
Социальными функциями науки Бернал
считал удовлетворение потребностей
людей, воздействие на промышленное
производство и влияние на социальные
изменения.

Не вдаваясь в длительные
дискуссии о функциях науки, ведущиеся
в отечественной науковедческой литературе
много лет, предложим модель, состоящую
из шести основных функций: познавательной,
прогностической, мировоззренческой,
производственно-практической, функции
науки как социальной силы, гуманистической
функции науки.

Познавательная функция
науки.

С древнейших времен
основная цель науки была связана с
производством и систематизацией
объективно истинных знаний. Это –
основная, познавательная функция науки.
Наука обслуживает все отрасли общественного
производства и многие сферы человеческой
деятельности благодаря раскрытию
объективных законов природы.

Гносеологическая функция
органически присуща науке как творческой
деятельности по добыванию новых знаний.
Задачей науки является объяснение –
раскрытие сущности объясняемого объекта,
которое может быть осуществлено лишь
через познание её отношений и связей с
другими сущностями или её внутренних
отношений и связей. Познание может
проявляться и в форме житейских знаний,
художественного и даже религиозного
освоения мира (познание трансцендентного,
сверхприродного, доступное только
посвященным в форме эзотерического
знания и мистики). Даже первобытный миф
выполнял функцию объяснения мира и
приспособления к нему. Но научное
понимание имеет ряд неоспоримых
преимуществ по сравнению с другими
видами познания.

Наука снабжает общество
достоверной, проверяемой и систематизированной
информацией. Важнейшим достоинством
научного знания является его
воспроизводимость и всеобщность. Раз
полученную истину можно перепроверить,
но не нужно заново открывать. Так, бином
Ньютона ныне известен каждому школьнику
8-го класса, и в этом смысле научное
знание от его применения не стирается
и не стареет. А ведь еще в средние века
ученые-схоласты жаловались на то, что
самым трудным делом является для них
применение четырех арифметических
действий.

Познавательная деятельность
зависит от многих внешних обстоятельств,
в том числе от господствующего в данном
обществе мировоззрения, материальных
ресурсов науки, численности и
профессиональной подготовки научных
кадров, совершенства исследовательской
аппаратуры и методов обработки полученных
данных. Особое значение в познании
приобретают субъективные мотивы научной
деятельности, прежде всего неуемная
жажда открытий, признание научных заслуг
коллегами. Не последнюю роль в деятельности
современных ученых играет материальное
вознаграждение их труда, научная карьера,
слава и почет, которыми вознаграждает
общество деятельность ученых. Но главным
побудителем научного поиска всегда
были и остаются общественные потребности,
социальная практика.

Познавательную функцию
в равной мере выполняют все науки, внося
свой вклад в формирование научной
картины мира. Но особую роль играет
философское обобщение достижений
фундаментальных наук. В результате
таких обобщений не только складывается
единая картина мира, но и обогащается
важнейший компонент мировоззрения
(натуралистический элемент как знание
общих закономерностей неживой и живой
природы).

Отметим, что границ
познания не существует. Не раз современникам
выдающихся открытий в области физики
и других наук казалось, что дальше
познавать нечего (так полагал К.Лоренц,
когда была создана электромагнитная
картина мира). Прошло всего несколько
лет и физики стали исследовать ядро
атома (опыты Э.Резерфорда), а еще позже,
в конце 20-х — начале 30-х гг., трудами
Н.Бора, В.Гейзенберга, Э.Шредингера,
М.Борна. Л.Д.Ландау была создана квантовая
механика, и на её основе оформились
основные контуры неклассической,
квантово-механической картины мира. В
конце XX
в. на основе синергетики, релятивистской
космологии возникает новая единая
картина мира (постнеклассическая, по
терминологии В.С.Степина).

Прогностическая функция
науки.

Кроме описания, понимания
и объяснения науке присущи предвидение,
предсказание и прогнозирование.
Предвидение имеет различные формы,
начиная от случайной догадки и кончая
надёжными предсказаниями.

Термин «предвидение»
используется в двух значениях:

  1. в первом случае — оно
    понимается как знание о будущем
    независимо от того, каким способом это
    знание получено;

  2. во втором — предвидение
    рассматривается как сложное движение
    познания, как исследовательский процесс,
    целостная операция, процедура познания.

Предсказание чаще всего
трактуется как рассуждение, имеющее
форму дедуктивного вывода, основанием
которого служат или образец утверждения
(эмпирические обобщения, законы или
теории), либо частные утверждения,
характеризующие условия применения
общих положений в частном случае.

Разновидностью научного
предвидения является прогнозирование
— специальное исследование перспектив
какого – либо явления. Оно составляет
одну из научных основ управления
(целеполагания, планирования,
программирования, проектирования,
управленческих решений).

Для современного общества
в связи с обострением глобальных проблем
человечества, прежде всего остроты
экологического кризиса, поставившего
под сомнение саму возможность выживания
человечества и ведущего к крайне
пессимистическим выводам. важно опираться
на научный прогноз перспектив разрешения
энергетических, продовольственных,
экономических и социальных проблем
общества. Актуальным является и прогноз
перспектив развития образования и
техники.

Естественной потребностью
человека всегда было узнать будущее,
свою судьбу. Это служило психологической
основой популярности астрологии и
хиромантии, деятельности прорицателей
и пророков. И только успехи точных наук
позволяют с математической точностью
предсказывать взаимное расположение
планет, затмения солнца и луны, разливы
рек, климатические катаклизмы.

Наука по своей сути не
только призвана снабжать общество
достоверными знаниями, отражая мир в
законах, научных принципах и категориях,
но и предсказывать будущий ход событий.
Впервые прогностическая функция науки
заявила о себе в астрономии. Но если в
древности способность предвидения
будущего вселяла в людей страх и трепет,
то ныне точный прогноз погоды,
долговременные демографические прогнозы,
прогнозы будущих открытий самой науки
стали обыденным явлением.

Прежде всего наука
прогнозирует с помощью специфических
методов (метод «дельфийского оракула»,
основанный на выявлении метода экспертов)
будущие изобретения и открытия. Известна,
например, деятельность исследовательских
групп, прогнозирующих тенденции развития
военной техники. В условиях динамичного
развития экономики у общества появляется
настоятельная необходимость не только
планировать, но и предвидеть отдаленные
последствия своей деятельности. знать
тенденции градостроительства, миграции
населения, потребности в продовольствии.
В ряде стран потребность предвидения
событий породила футурологический бум.
Появились сценарии развития различных
регионов мира, геополитических конфликтов.

Сейчас много говорится
об устойчивом экономическом росте,
потеплении климата, разрастании озонной
дыры и т.п. И если группе ученых во главе
с Н.Моисеевым удалось с помощью компьютеров
создать модель «ядерной зимы»
(катастрофических последствий применения
лишь части накопленного ядерного
оружия), то получить точный и обоснованный
прогноз социального развития по-прежнему
остается непосильной задачей как в силу
неразвитости прогнозов в гуманитарных
науках, так и в силу сложности,
многовариантности развития общества.
Тем не менее в экономической науке
теория «длинных экономических волн»,
разработанная В.Кондратьевым, работы
В.Леонтьева и Л.Канторовича позволяют
дать прогнозы отраслевого развития
экономики. На основе социологических
опросов удается довольно точно предсказать
результаты предстоящих выборов президента
США, победу той или иной партии в
парламентских выборов.

Истории известны
многочисленные примеры, когда футурологи
жестоко ошибались. Не удалось предвидеть
такого эпохального геополитического
катаклизма, как распад СССР. Поэтому
было бы преждевременно заявлять о
всемогуществе науки в деле прогнозирования
социальных явлений. В конечном итоге
прогностическая функция осуществляется
лишь на основе имеющегося достоверного
знания и поэтому некоторые ученые
считают её лишь подфункцией познавательной
функции науки.

Тем не менее научные
прогнозы на основе экстраполяции
тенденций развития в настоящем на
обозримое будущее – реальный факт.
Техника прогнозирования будет
совершенствоваться с прогрессом
вычислительной техники. Во всяком
случае социальный заказ на прогнозы со
стороны ученых, политиков, руководителей
физкультурно-спортивных организаций
является серьезным стимулом для
совершенствования самой науки как
орудия предвидения будущего.

Мировоззренческая
функция науки
.

Мировоззренческая функция
современной науки заключается в том,
что мировоззрение человека и общества
в эпоху НТР включает в себя наряду с
идеалами, принципами, ценностями и
нормами (аксиологическая составляющая)
обобщенные сведения об окружающем мире
и самом человеке. Наука оказывает свое
влияние на мировоззрение человека в
первую очередь через научную картину
мира, в которой в концентрированном
виде выражены общие принципы мироустройства.
Знакомство с ними составляет одну из
важнейших задач современного образования,
которое формирует научное мировоззрение
личности.

Напомним, что основной
вопрос мировоззрения есть вопрос об
отношении человека к миру. Но само
отношение к миру, окружающей природной
и социальной действительности зависит
от полноты знаний о нем. Мифологическое
и религиозное мировоззрение традиционного
общества базировалось на примитивных,
зачастую умозрительных и фантастических
представлениях о мире. Начиная с научной
революции XVII
в., стало формироваться механистическая
картина мира как начальная фаза
естественнонаучного мировоззрения.
Его основу составляли принципы
ньютоновской механики, согласно которой
мир подчиняется действию лапласовского
детерминизма, а сам мир подобен часовому
механизму, где все части пригнаны друг
к другу. При этом законы науки не
противоречат догмам Священного писания,
которое сам И.Ньютон на склоне лет хотел
обосновать математическим путем.

В дальнейшем научное
мировоззрение дополнялось эволюционным
принципом саморазвития путем естественного
отбора (Ч.Дарвин), знанием о закономерностях
микромира и релятивистскими представлениями
о пространстве и времени. Социальная
картина мира обогатилась материалистическими
представлениями об обществе (К.Маркс),
изменились представления о роли
бессознательного начала в психике
человека (З.Фрейд). Методологической
основой научного представления о
природе, обществе и человеке выступают
принципы диалектики и материализма.

Не следует обольщаться
огромным прогрессом естественных наук
с точки зрения их влияния на мировоззрение
каждого человека. Миллионы людей
сохраняют религиозное мировоззрение
и не имеют ни малейших представлений
об устройстве Вселенной и о социальных
законах. К примеру, представительные
опросы граждан США показали, что 60% из
них не знают причин смены дня и ночи, а
также времен года. Несмотря на все
достижения естественных наук большое
количество людей увлекается магией,
верит в бессмертие души, влияние звезд
и планет на судьбу человека.

Итак, ядром научного
мировоззрения по-прежнему остаются
философские принципы, законы и категории.
Естественные науки вносят решающий
вклад в современную естественнонаучную
картину мира, то есть натуралистический
элемент мировоззрения. Велика роль и
гуманитарных наук в формировании
социологического элемента мировоззрения.
Достижения науки оплодотворяют и
конкретизируют абстрактные, предельно
общие положения о материальности мира,
бесконечности Вселенной, прогрессивном
развитии природы, общества и человеческого
мышления, познаваемости мира.

В то же время важно уяснить,
что только на базе естественнонаучных
знаний может сформироваться мировоззрение
позитивистского типа с лозунгом «всякая
наука – сама себе философия».
Мировоззренческая безграмотность
ученого вредит теоретическому
исследованию, приводит к ошибкам, когда
дело доходит до интерпретации и объяснения
фактов, которые не укладываются в
традиционную картину мира. Тогда
возникают кризисы в науке, которые можно
преодолеть только на основе «философской
разборки» (В.И.Ленин) накопившихся
фактов.

Производственно-практическая
функция науки.

Основное назначение
науки, её конечная цель – служить благу
общества. Современная наука не только
объясняет мир, но все в большей степени
способствует его преобразованию.

Ф.Энгельс писал: «буржуазии
для развития её промышленности нужна
была наука, которая исследовала бы
свойства физических тел и формы проявления
сил природы. До этого же времени наука
была смиренной служанкой церкви и ей
не позволено было выходить за рамки,
установленные верой» (Т. 22. С. 307).

Впервые процесс превращения
науки в непосредственную производительную
силу был зафиксирован и проанализирован
Марксом в середине ХIХ
века. Он сумел увидеть новый мощный
импульс, который наука в этот период
начала получать для своего развития.
По словам К.Маркса «применение науки к
непосредственному производству само
становится для нее одним из определяющих
и побуждающих моментов» (Т.46. Ч.2. С.212). В
результате само производство становится
экспериментальной наукой, технологическим
применением современной науки (Там же.
С221).

Условиями, способствовавшими
превращению науки в непосредственную
производительную силу, стало следующее:

— создание постоянных
каналов для практического использования
научных знаний;

— появление таких отраслей
деятельности как прикладные исследования
и разработки;

— создание центров и сетей
научно-технической информации.

В XX
столетии все более широкое применение
научных знаний стало обязательным
условием развития современного
производства. В настоящее время
экономическое благосостояние стран
непосредственно зависит от состояния
их сферы науки. Только те страны, которые
уделяют серьезное внимание научным
исследованиям, успешно осваивают
наукоемкие технологии, мобилизуют для
этого достаточно мощные финансовые,
информационные, производственные,
интеллектуальные средства, лидируют в
современной политико-экономической
гонке. Страны, которые не выдерживают
такого состязания (или вообще не участвуют
в нем), быстро попадают в «тупик»
социального развития и обречены вечно
играть второстепенную роль на международной
арене.

Наука оказывает благотворное
воздействие на все стороны жизни
общества, но прежде всего доказывает
свои творческие потенции, воплощаясь
в материализованную силу знания в виде
производственной техники. Достижения
наук оплодотворяют и преобразуют все
элементы производительных сил – орудия
и предметы труда, рабочую силу, способствуют
повышению эффективности труда. В условиях
НТР целые отрасли промышленности
(атомная, химическая, радиотехническая,
нефтехимическая, производство
робототехники) вызваны к жизни и
направляются выдающимися открытиями
науки и техническими изобретениями.

Весомый вклад в общественный
прогресс вносят биологические науки и
медицина. Благодаря их достижениям
резко сокращается смертность от прежде
распространенных и даже неизлечимых
болезней, увеличивается продолжительность
жизни, а успехи геронтологии позволили
увеличить активный возраст человека,
отсрочить старение организма.

Точно также следует
последовательно доказывать возрастающую
роль науки в совершенствовании физической
культуры и спорта. Благодаря научным
исследованиям появились новые технические
средства тренировок и реабилитации
спортсменов, возникли современные
технические виды спорта, совершенствуется
техническое оборудование и экипировка
спортсменов. Научные рекомендации
позволяют тренерам повысить физические
нагрузки, добиваться новых достижений
и спортивных рекордов в гимнастике,
плавании, тяжелой атлетике, лыжном
спорте.

Функция науки как
социальной силы
.

В условиях научно-технической
революции второй половины ХХ века у
науки обнаружилась ещё одна важная
функция: наука начала выступать в
качестве социальной силы.

Гуманитарные и
социально-экономические науки начали
играть регулирующую роль в различных
сферах социальной деятельности. В
последних десятилетиях ХХ века достижения
и методы науки стали широко использоваться
для разработки масштабных программ в
области экономического развития и в
социальной сфере.

Функция науки как социальной
силы наглядно проявилась при решении
глобальных проблем современного
общества. В настоящее время, когда
возрастают угрозы глобальных кризисов
в экологии, энергетике, в сферах сырья
и продовольствия, особенно значимой
становится социальная роль науки. На
основе данных и достижений современной
науки идет поиск путей и средств
преодоления этих угроз и обеспечения
тем самым дальнейшего существования и
развития человечества.

Гуманистическая функция
науки.

Некоторые авторы приписывают
науке гуманистическую функцию — функцию
развития самого человека. Предварительно
отметим, что эту функцию несет в себе
культура, а наука – лишь часть культуры.
Правильнее было бы говорить о
гуманистическом потенциале науки,
использовании достижений науки для
развития общественного производства,
облегчения тяжелого физического труда,
укрепления здоровья, повышения
благосостояния граждан, совершенствования
быта, продления жизни, воспитания
подрастающих поколений, роста спортивного
мастерства. Но для реализации перечисленных
гуманных целей, не говоря уже о ликвидации
голода и болезней в странах Африки,
Латинской Америки и Юго-Восточной Азии,
необходимы соответствующие социальные
условия, мобилизация ресурсов. А это –
дело политиков, а не ученых. Иначе говоря,
в решении социальных проблем человечества
наука сказала свое веское слово, но она
не всесильна.

Более того, в антигуманном
обществе, в условиях недемократических
политических режимов достижения науки
и техники могут обернуться против самого
человека. Наука и техника в тоталитарном
обществе (например, в гитлеровской
Германии) использовалась в целях
установления мирового господства,
уничтожения целых народов, манипулирования
сознанием людей, внушения им диких
предрассудков и мифов. Само по себе
научные знания идеологически нейтральны,
но могут быть обращены как во благо, так
и во вред человеку. В гуманном,
демократическом обществе в полной мере
должен воплотиться принцип, высказанный
Л.Н.Толстым: «Дело науки – служить
людям».

Подводя итог, подчеркнем,
что все социальные функции науки
взаимосвязаны. Наука как социальный
институт через утилитарную, познавательную,
мировоззренческую, прогностическую и
др. функции в полной мере реализует свою
созидательную роль в обществе.

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Рациональность в доклассической науке
  2. Классическая наука и классическая рациональность
  3. Неклассическая наука. Неклассическая рациональность
  4. История науки как смена типов рациональности
  5. История науки как смена научных картин мира
  6. Философия позитивизма О. Конта
  7. «Венский кружок»: история становления и основные принципы
  8. От принципа верификации Р. Карнапа к принципу фальсификации К. Поппера
  9. Философские предпосылки, значение и смысл фаллибилизма К. Поппера и его трактовки понятия «истины» в науке
  10. «Научная революция» и «нормальная наука» по Т. Куну (По кн. Т. Куна «Структура Научной революции»)

Введение

Философия в древности считалась всеобъемлющей наукой, то есть наукой обо всем. Аристотель говорит о философии как о «госпоже наук». Ибо теоретическая зрелость отдельных наук была довольно низкой.
Со временем наука отделилась от философии, но она осталась органом, объединяющим результаты других наук, а также выполняла прогностические функции в развитии науки.
Давний спор между философией и наукой о том, в чем больше нуждается общество — в философии или науке — и в каком отношении они находятся друг к другу, породил множество точек зрения, множество возможных интерпретаций и толкований этой проблемы. Поэтому дискуссии по вопросу взаимоотношений между философией и наукой в 19 и 20 веках породили две крайние позиции по этому вопросу.
С одной стороны, в связи с развитием науки научный способ познания был объявлен доминирующим, произошла абсолютизация стиля и общего метода точных наук. Наука была объявлена высшей культурной ценностью, а социально-гуманитарные и идеологические проблемы стали отрицаться как не имеющие познавательной ценности. Зрелая наука рассматривалась как философия сама по себе — эта позиция называлась сциентизмом.
На другой стороне рассмотрения отношений между философией и наукой находится позиция антисциентиста. Антиученые говорят о фундаментальных ограничениях науки в решении основных человеческих проблем. Наука воспринимается как враждебная человеку сила, которой отказано в положительном влиянии на культуру.

Наука и научное познание

В настоящее время очевидно, что с развитием науки уровень и качество жизни человека также развивается и улучшается. Окружающие нас предметы, то есть компьютеры, телевизоры, телефоны, средства передвижения, а также развитие медицины, полет на Луну — все эти достижения человечества связаны с развитием науки и обусловлены научными открытиями. Трудно найти хоть одну область человеческой деятельности, которой можно было бы избежать без использования научных знаний. И дальнейший прогресс человеческого общества обычно связан с новыми научно-техническими достижениями.

Огромное влияние науки на жизнь и деятельность человека заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее объектом специального изучения. Что такое наука?

Наука — это система постоянно развивающихся знаний о природе, обществе и мышлении, результат конкретной деятельности людей по производству знаний, то есть результат научного творчества. Наука всегда характеризуется как высшая форма познания действительности, которая дает человеку возможность не только характеризовать настоящее, но и предвидеть будущее и сознательно формировать его посредством собственной деятельности. Поэтому максимальное использование всех возможностей науки является одной из основных задач глобальной политики нашего государства. По словам М.В. Ломоносова: «Наука есть ясное познание истины, просвещение ума, чистое наслаждение жизнью, похвала юности, помощь старости.

Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только мир вне человека, различные формы и виды движения материи, но и ее отражение в сознании, то есть сам человек.

История развития науки

История развития современной науки показывает, что в ее эволюционном развитии и самореализации существовали такие объективные тенденции, как дифференциация, интеграция, внутридисциплинарное взаимодействие, междисциплинарное взаимодействие отраслей научного знания. В связи с этим развитие науки делится на 2 этапа.

Первый этап развития — коллективная наука в системе философского знания, начинается с античности и длится до XVII века. В это время наука не была производительной силой, то есть производство и наука не были связаны.

Второй этап развития науки — это наука в истинном смысле слова с XVII века. С этого времени роль научного знания в социокультурной жизни общества возрастает. В материальном производстве, благодаря развитию науки, стало возможным решение многих актуальных проблем социального и цивилизационного процесса развития человечества. В этом контексте рассматривается не только возникновение и развитие науки, но и широкое функционирование системы наук в пространственно-временном контексте.

Функции науки

По своему предмету науки делятся на естественные и технические, изучающие законы природы и способы ее развития и преобразования, и общественные, изучающие различные социальные явления и законы их развития, а также самого человека как существо социальное (гуманитарный цикл). Особое место среди общественных наук занимает комплекс философских дисциплин, изучающий наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

В естественных науках одним из основных методов исследования является эксперимент, а в социальных науках — статистика.

Основная функция науки в современном обществе может быть конкретизирована и дифференцирована на ряд более специфических, тесно связанных между собой функций:

Мировоззренческая функция науки — это базовая функция, заданная сущностью науки, целью которой является познание природы, человека и общества в целом, а также рациональное и теоретическое понимание мира, объяснение процессов и явлений, открытие законов и закономерностей, прогнозирование и так далее. Эта функция сводится к производству новых научных знаний. Также эта функция предполагает изучение рационалистического отношения человека к миру, выработку научного мировоззрения, что означает, что ученые (совместно с философами) должны разработать научные мировоззренческие универсалии и соответствующие ценностные ориентации. Различные научные открытия, системы научных революций, смена типов научной рациональности способствовали развитию человеческой культуры и мировоззренческого потенциала.

Производственная функция науки — если мировоззренческая функция науки тесно связана с человеческим стремлением понять окружающий мир, познать истину, а так называемый платоновский идеал науки существовал в более ранние эпохи, то технологическая функция начала четко формироваться только в современную эпоху. Превращение науки в непосредственную производительную силу заключается в том, что с 17 века благодаря многочисленным открытиям в области науки и достижениям науки непосредственно стали предметом использования в системе материального производства. Рупором этой функции по праву считается английский философ Фрэнсис Бэкон, который говорил, что «знание — это сила», и оно должно стать мощным инструментом преобразования природы и общества, то есть соединения производственного процесса с научным потенциалом общества.

Функция рационализации поведения и действий человека тесно связана с предыдущей, с той лишь разницей, что она относится не столько к материально-технической, сколько к социально-гуманитарной сфере. Это стало возможным только в последние два-три десятилетия благодаря достижениям в области социальных наук — психологии, экономики, культурной антропологии, социологии и др. — были реализованы. Благодаря достижениям этих наук, особенно психологии как основополагающей дисциплины, были созданы и распространены многочисленные социальные технологии — рациональные схемы и модели поведения, с помощью которых действия человека приводят к более эффективным результатам. Дело в том, что научные достижения распространяются на все сферы человеческой деятельности и способствуют решению многих актуальных значимых вопросов, проблем социокультурного развития. Это отражается в решениях экологических, этико-эстетических, управленческих проблем человеческой цивилизации.

Таким образом, развитие науки — это диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых разных направлений научного познания мира, взаимодействие различных методов и идей.

Наука оказывает большое влияние на формирование личности. Через систему образования, которая направлена в первую очередь на приобретение научных знаний, она создает особый тип человеческого сознания.

Философия в научном познании

Слово философия происходит от греческого filosofia, которое, в свою очередь, образовано от двух других слов: fileo (любить, быть склонным, нравиться и даже целовать) и sofia (мудрость, проницательность, ум, знание, эрудиция, благоразумие, богомудрие). Философия как путь и форма интеллектуальной деятельности зародилась в Индии и Китае, но своей классической формы достигла в Древней Греции. Термин «философия» был впервые использован Платоном для обозначения конкретной области знаний. Первоначально философия охватывала всю совокупность знаний о мире. Платон дает такое замечательное определение: «Философия — это уподобление Богу в меру человеческих сил» [9]. В Советском энциклопедическом словаре сказано, что философия — это определенная форма общественного сознания, мировоззрение, система определенных идей, взглядов о мире и месте, которое занимает в нем человек. Интересное определение дает и Словарь греческой лексики под редакцией Лиделла и Скотта, где говорится, что философия — это любовь к знанию, стремление и поиск его. Вкратце философию, как ее понимали в древнем мире, можно определить как поиск истины о природе Вселенной и человека.

«Кто однажды воспылал любовью к философскому слову и вкусил его сладость кончиком пальца, тот, отделив себя от всех суетных мыслей, будет стремиться к нему с мудрым вдохновением. Его любовь не преминет перекинуться с существа на паука. Наука о бытии, которую мы изложим, — это философия»[2].

Философия, как система знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру, возникает из потребности человека выработать рациональные основания, придающие целостность мировоззрению и направленность познавательным и практическим начинаниям. Это означает, что философия — это накопление общих идей о мире в целом, с одной стороны, и масштабных принципов отношения к миру в целом — с другой. Начиная с уже существующих форм внефилософского, дофилософского и предфилософского мировоззрения и критически их исследуя, философия формирует свою обобщенную картину мира в связи с потребностями человеческой жизни путем рационального исследования и теоретического синтеза информации о мире. Для этого философия должна выработать особый понятийный аппарат, составляющий основу ее языка, который помогает выразить философское отношение человека к миру. Однако разработка философского языка, методов и приемов философского познания является лишь одним из компонентов цели философии. Цель философии — научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация этой цели через философию является основой для понимания человеком смысла и цели жизни и его участия в событиях мира. Такое понимание цели философии и ее предназначения пришло не сразу. В ходе развития философии она менялась в соответствии с представлениями о том, что такое философия.

Функции философии в научном познании

Философия как форма общественного сознания существует уже несколько тысяч лет. Ее существование вряд ли продолжалось бы так долго, если бы философия не была полезной для человечества, не удовлетворяла определенные потребности людей. Когда мы говорим о функциях философии, мы имеем в виду ту позитивную роль, которую философия может сыграть в жизни конкретного человека, в существовании сообществ людей разного уровня и всего человечества. Выделим наиболее важные функции философии:

Мировоззренческая функция философии — в ней проявляется способность философии выступать в качестве основы мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и законах его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение человека формируется в виде набора чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношение к миру, обществу и самому себе.

Методологическая функция философа — философия, которая является средством выработки принципов отношения человека к миру и хранительницей знаний об этих принципах, может выступать как методология, то есть учение о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия имеет методологическую функцию. Термин «методология» используется в научной литературе в двух значениях: во-первых, слово «методология» означает учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, методология понимается как совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности является проявлением мировоззрения в действии. Реализация философией методологической функции зависит от качества разработанных в ней общих принципов познавательной и практической деятельности человека и от глубины усвоения знаний об этих принципах людьми, которые ими пользуются.

Познавательная функция философии связана с упомянутой функцией гносеологической или теоретико-познавательной. Суть этой функции заключается в способности философии теоретически исследовать познавательную деятельность человека с целью раскрытия механизмов, приемов и методов познания. Другими словами, эпистемология, разрабатывающая принципы и нормы познания, предоставляет людям средства, с помощью которых они могут понять мир, то есть получить истинное знание о нем, и таким образом иметь правильное мировоззрение, отвечающее требованиям современности, на основе которого возможна эффективная практика.

Информационно-коммуникативная функция философии — характер усвоения философского знания зависит от способности философии как системы знаний доходить от одних людей к другим и информировать последних о своем содержании. В этом заключается информационно-коммуникативная функция философии.

Прогностическая функция — наряду с вышеперечисленными функциями, философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали в роли пророков и предсказывали будущее. Некоторые из этих прогнозов были утопичными, далекими от реальности, но иногда пророчества некоторых выдающихся мыслителей достигали высокой степени разумности. Конечно, трудно предсказать будущее, но ценность предупреждений философов о надвигающихся опасностях, таких как бездумное и хищническое потребление природных ресурсов, в рамках правил, управляющих современной глобальной экономикой, чрезвычайно высока. Ведь задача состоит в том, чтобы усовершенствовать правила, регулирующие отношения между обществом и природой, чтобы обеспечить выживание человечества.

Заключение

Философы науки считают, что фундаментальные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным изучением ее философских оснований, и каждый, кто хочет достичь удовлетворительного понимания современной науки, должен познакомиться с философской мыслью. Хотя философия исключает из своего рассмотрения специальные и частные проблемы наук, за ней стоит весь опыт духовного познания человечества. Она придает смысл тем аспектам личного и общественного мировоззрения, тем отдельным типам человеческого жизненного опыта, которые не представляют особого интереса для частных наук. Но в отличие от отдельных наук, которые иерархически и автономно разбросаны по своим областям, философия имеет точки пересечения с каждой из них. Это отражено в сертифицированной области под названием «Философские проблемы науки», которая подчеркивает огромное и непреходящее значение для философии использования достижений естественных наук. По сути, она не может игнорировать фундаментальные научные открытия; напротив, она должна реагировать на них с готовностью трансформировать весь корпус философского знания. Ведь с каждым новым открытием в естественных и гуманитарных науках философия меняет свою форму. Таким образом, размышляя о развитии науки, философия размышляет и о себе, то есть сочетает размышления о науке с саморефлексией. Принято говорить о науке как об области, в которой научные и технические знания неразделимы и способствуют пониманию основных физических констант Вселенной. Двойная задача науки: стремление к самоидентификации научного взгляда на мир, самосогласованность научных выводов и ориентация на познание нового и неизвестного — стала особенно очевидной, когда между наукой и философией образовался разрыв. Тогда была обнаружена невозможность достичь его через единую систему мышления. Многие считали и продолжают считать, что наука может давать только технические знания, что она имеет техническую ценность.

Список литературы

  1. Лексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. — 3-е издание, переработанное и дополненное — М.: Проспект, 2003;
  2. Анахт Давид. Определения философии // Вопр. философии. М.: Мысль, 1975;
  3. Аршинов В.И. Синергетика как постнеклассический феномен;
  4. Бердяев Н.А. «Я и мир предметов». Опыт философии уединения и общения». «Философия свободного разума». М., 1994;
  5. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: учебник. Изд. 2-е — Ростов н/Д: Феникс, 2003. 6;
  6. Лутай В.С. Главная тема современной философии. Синергетический подход. Киев: ПАРАПАН, 2004;
  7. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005;
  8. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.,
  9. 1998 г;
  10. Платон. Государство // В 4-х томах. М.: 1994;
  11. 1Рассел Б. История западной философии: в 2 т. Т. 1-я — Новосибирск. 1994;
  12. Рорти Р. Философия и зеркало природы. — Новосибирск, 1997;
  13. Степин В.С. Теоретические знания Москва 1999;
  14. Степин Б.С. Философия науки. Общие проблемы. Москва: Гардарики, 2006;
  15. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прогнозный сценарий это тест
  • Прогнозный сценарий предполагает умение
  • Прогнозные сценарии развития политических объектов
  • Прогнозные сценарии пример
  • Прогноз сценария на украине