1. «Дельфийский опрос»:
массовое анкетирование прогнозного характера
метод игрового моделирования
анонимный опрос экспертов, проводимый в несколько этапов
разновидность дискуссии «лицом к лицу»
2. Прогнозная аналогия:
выведение нового прогноза из ранее полученных прогнозов
приведение в соответствие различных прогнозов для одного объекта
общее название для качественных неформализованных методов прогнозирования
перенос вывод с более изученного объекта прогноза на менее изученный
3. Интерполяция:
стадия разработки прогнозного проекта
уточнение задания на прогноз
нахождение неизвестного значения показателя с учетом известных предыдущих и последующих значений
основной метод предварительной верификации прогноза
4. Прогнозный сценарий:
описание предполагаемого развертывания альтернативных вариантов изменения прогнозируемого явления
нормативный прогноз на долгосрочную перспективу
предварительная поисковая модель объекта прогноза
разновидность прогнозной аналогии
5. «Мозговой штурм»:
экспертный метод коллективной генерации новых идей
обсуждение конкурирующих предложений
имитационная игровая модель
заочный опрос экспертов
6. Соответствие вида прогноза социально-экономических явлений и периода, на который он рассчитывается:
краткосрочный — до 1 года
среднесрочный — от 1 до 5 лет
долгосрочный — от 5 до 15 лет
7. Краткосрочный прогноз предусматривает:
незначительные количественные изменения явления
как количественные, так и качественные сдвиги
скачкообразный переход от одного эволюционного цикла развития к другому
существенные количественные изменения в рамках эволюционного цикла
8. Поисковый прогноз:
многовариантный анализ изменения динамического ряда количественных показателей
интуитивный прогноз, который не содержит количественных параметров
определение возможных состояний объекта прогноза в будущем
прогноз с периодом упреждения до 1 года
9. Нормативный прогноз:
определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогноза, принимаемых в качестве цели
определение возможных состояний прогнозного фона
прогноз, выполненный с соблюдением методических правил
один из этапов разработки программы прогнозного исследования
10. Экстраполяция:
перенесение закономерностей развития одного явления на другое
перенесение в будущее закономерностей изменения объекта прогноза, сложившихся в прошлом и настоящем
один из вариантов прогнозного сценария
рекомендация для планирования на основе рузультатов прогнозного исследования
11. В соответствии с проблемно-целевым критерием выделяют:
краткосрочный прогноз
поисковый прогноз
вероятностный прогноз
интервальный прогноз
нормативный прогноз
12. Трендовые модели используются преимущественно:
в комплексных долгосрочных моделях
в политическом прогнозировании
в прогнозировании экономических и демографических процессов с устойчивой инерционной динамикой
для разработки нормативных прогнозов в управленческой деятельности
13. Доверительный интервал прогноза:
ошибка прогноза
оценка точности прогноза
период основания прогноза
разброс значений прогнозируемого показателя для заданной вероятности его осуществления
14. Прогнозный фон:
объект прогноза
принцип прогнозирования
одна из прогнозных альтернатив
внешняя среда развития объекта прогноза
15. Информационная обратная связь в прогнозировании:
необходимость прогнозирования для повышения эффективности управленческих решений
способность прогноза при определенных условиях изменять тенденции развития объекта прогноза через деятельность людей
связь между объектом прогноза и внешней средой
стандартное соотношение периода упреждения и периода основания
16. Точность прогноза:
степень достоверности прогноза
оценка вероятности осуществления прогноза
количественная оценка ошибки прогноза
оценка доверительного интервала прогноза для заданной вероятности его осуществления
17. Основные формы информационной обратной связи в прогнозировании:
самоосуществление прогноза
вариантность прогноза
самоотрицание прогноза
возможность управления объектом прогноза
проверяемость прогноза
18. Предметом изучения прогностики является:
будущее изучаемых объектов, явлений и процессов
закономерности исторического развития социальных процессов
закономерности, способы и методы разработки прогнозов
неизвестные в настоящем события прошлого
19. К предуказательным категориям прогнозирования относятся:
предвидение
предсказание
прогноз
план
программа
проект
20. Научная основа прогноза:
изучение и использование закономерностей развития объекта прогноза
соответствие прогноза принятым в научном сообществе критерия истинности научной теории
возможность использования формализованных количественных моделей
эффективность практического использования прогнозных разработок
21. Cоответствие:
достоверное, основанное логической последовательности суждение о состоянии какого-либо объекта (процесса или явления) в будущем — предсказание
способность человеческого мышления к опережающему отражению действительности — предвидение
предчувствие, простое предвосхищение событий будущего — интуиция
22. Прогностика как научная дисциплина возникла:
в середине ХIX века
на рубеже XIX – ХХ веков
в 50-60-е годы ХХ века
в начале эпохи Нового времени
23. Принцип согласованности прогнозирования требует:
определения точности, достоверности и согласованности прогноза
согласования целей и методов прогнозирования
разработки нескольких вариантов прогноза
согласования разных видов прогнозов для данного объекта
24. Немецкий социолог О.Флехтхейм предложил создание «объективной философии будущего», которую он назвал:
утопия
футурология
прогностика
исследования будущего
25. Период упреждения:
максимально возможный период прогнозирования
время, в течение которого разрабатывается прогноз
период времени в будущем, на которое разрабатывается прогноз
период в прошлом развитии объекта прогноза, который исследуется для последующей разработки прогноза
26. Прогнозный горизонт:
вероятность осуществления прогноза
время, на которое разрабатывается прогноз
максимально возможный период упреждения прогноза заданной точности
допустимая погрешность прогноза
27. Прогноз- это…
решение относительно системы мероприятий, предусматривающее последовательность, сроки и средства их выполнения
предположенный результат предпринимаемой деятельности
вероятностное суждение о перспективах развития того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления
любое суждение о будущих состояниях как какого-либо явления
28. Объективная необходимость развития социального прогнозирования состоит в:
кризисном состоянии социальных наук
необходимости совершенствования научно-технического базиса общества
усложнении управления общественными процессами в ходе научно-технической революции и необходимости его научного обоснования
необходимости противодействовать антинаучным фальсификациям исторического прошлого
29. В соответствии с принципом непрерывности прогнозирования:
прогноз должен постоянно корректироваться по мере поступления новой информации об объекте прогноза
обоснованность прогноза зависит от его соответствия применяемым методам
необходимость сохранять взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего
прогноз должен предусматривать несколько альтернативных вариантов
Главная / Экономика /
Методы экспертных оценок / Тест 1
Упражнение 1:
Номер 1
Результатом умножения матрицы на произвольный вектор является
Ответ:
(1) поворот и растяжение
(2) поворот и транспонирование
(3) транспонирование и растяжение
(4) транспонирование и сжатие
Номер 2
Результатом умножения матрицы на собственный вектор является
Ответ:
(1) поворот
(2) растяжение
(3) сжатие
(4) транспонирование
Номер 3
Результатом линейного преобразования произвольного вектора не является
Ответ:
(1) растяжение
(2) инверсия
(3) поворот
(4) транспонирование
Упражнение 2:
Номер 1
Методом многоуровневого моделирования называется
Ответ:
(1) итерационный процесс умножения матриц
(2) один из способов структурирования проблемы
(3) один из способов нахождения определителя матрицы
Номер 2
Фокусом в методе многоуровневого моделирования называется
Ответ:
(1) цель исследования
(2) главная причина, оказывающая влияние на рассматриваемый объект
(3) главный постулат метода
Номер 3
Цель в методе многоуровневого моделирования - это
Ответ:
(1) актор
(2) фактор
(3) фокус
Упражнение 3:
Номер 1
Первый уровень в методе многоуровневого моделирования называется
Ответ:
(1) акторы
(2) факторы
(3) фракталы
Номер 2
На высшее образование оказывают влияние
Ответ:
(1) экономические факторы
(2) политические факторы
(3) социальные факторы
(4) духовные факторы
(5) технологические факторы
Номер 3
При использовании метода многоуровневого моделирования на начальном этапе
Ответ:
(1) выделяют множество мелких факторов, влияющих на исследуемый процесс
(2) выделяют группы факторов, влияющих на исследуемый процесс
(3) не выделяют факторы и группы факторов
Упражнение 4:
Номер 1
Второй уровень в методе многоуровневого моделирования называется
Ответ:
(1) факторы
(2) фракталы
(3) акторы
Номер 2
Акторы - это
Ответ:
(1) существенные обстоятельства, влияющие на процесс
(2) участники рассматриваемого процесса
(3) подпроцессы рассматриваемого процесса
Номер 3
Термином "Акторы" в методе многоуровневого моделирования обозначается
Ответ:
(1) 0 уровень
(2) 1 уровень
(3) 2 уровень
(4) 3 уровень
(5) 4 уровень
Упражнение 5:
Номер 1
Третий уровень в методе многоуровневого моделирования называется
Ответ:
(1) цели факторов
(2) цели акторов
(3) цели фокуса
Номер 2
Цели существуют у
Ответ:
(1) всех акторов
(2) всех факторов
(3) некоторых акторов
(4) некоторых факторов
Номер 3
Понятие "Цели акторов" применяется для обозначения
Ответ:
(1) 1 уровня в методе многоуровневого моделирования
(2) 2 уровня в методе многоуровневого моделирования
(3) 3 уровня в методе многоуровневого моделирования
Упражнение 6:
Номер 1
Четвертый уровень в методе многоуровневого моделирования называется
Ответ:
(1) сценарии
(2) монтаж
(3) дублирование
Номер 2
Сценарий - это
Ответ:
(1) видение проблемы исследователем
(2) путь развития системы из текущего состояния с будущее
(3) движение системы из предполагаемого будущего состояния в настоящее
Номер 3
Сценарии характеризуются
Ответ:
(1) траекторией движения
(2) вектором движения
(3) матрицей движения
Упражнение 7:
Номер 1
Результатом прогнозирования является
Ответ:
(1) фактор
(2) сценарий
(3) актор
(4) фокус
Номер 2
Контрастный сценарий - это
Ответ:
(1) сценарий, в котором предлагаются умеренные прогнозы
(2) сценарий, в котором некоторые моменты прогноза утрируются
(3) сценарий, в котором предлагаются негативные прогнозы
Номер 3
Какой сценарий не используется в модели высшего образования
Ответ:
(1) «Технические средства»
(2) «Транспортные средства»
(3) «Элита»
(4) «Все»
(5) «Имения»
Упражнение 8:
Номер 1
Сценарий "Технические средства" предполагает
Ответ:
(1) компьютеризацию высшего образования
(2) дистанционное обучение
(3) применение пакетов обучающих программ
Номер 2
Сценарий "Все" предполагает
Ответ:
(1) доступность высшего образования для всех
(2) доступность высшего образования для элиты
(3) отмену вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ
Номер 3
Сценарий "Навыки" предполагает
Ответ:
(1) замещение ВУЗов профессиональными техническими училищами
(2) доминирование практики над теорией
(3) доминирование теории над практикой
Упражнение 9:
Номер 1
Сценарии
Ответ:
(1) «вычитывают» из книг и трудов ученых
(2) придумывают
(3) «выводят» математически
Номер 2
Сценарий записывается в виде
Ответ:
(1) математических выражений
(2) формулирования и доказательства теорем
(3) простого словесного описания
Номер 3
В процессе создания сценария необходимо учитывать
Ответ:
(1) конечный результат
(2) траекторию развития событий
(3) комплексное влияние факторов на систему
Упражнение 10:
Номер 1
Система российского высшего образования построена по принципу
Ответ:
(1) изучения широкого круга дисциплин с последующей специализацией
(2) изучения узкого круга дисциплин
(3) изучения широкого круга дисциплин без последующей специализации
Номер 2
К факторам улучшения качества высшего образования относятся
Ответ:
(1) ориентация на узкую специализацию
(2) уменьшение доли иностранных языков в программе обучения
(3) усиление фундаментальной подготовки по небольшому количеству дисциплин
Номер 3
Для определения силы влияния фактора на модель используются
Ответ:
(1) массовые коэффициенты
(2) весовые коэффициенты
(3) силовые коэффициенты
Упражнение 11:
Номер 1
Сумма компонент вектора весов равна
Ответ:
(1) 0
(2) 1
(3) 2
(4) 3
Номер 2
В процессе моделирования используется
Ответ:
(1) по возможности одна схема
(2) множество разнообразных схем, учитывающих абсолютно все факторы, влияющие на процесс
(3) несколько схем, отвечающих цели исследования
Номер 3
Выберите верное
Ответ:
(1) акторы оказывают влияние на факторы
(2) факторы оказывают влияние на акторы
(3) между акторами и факторами нет связи
Упражнение 12:
Номер 1
В результате прогнозирования получают
Ответ:
(1) прогнозный сценарий
(2) контрастный сценарий
(3) сценарий «Все»
Номер 2
Прогнозный сценарий является
Ответ:
(1) независимым от контрастных сценариев
(2) объединением (сверткой) контрастных сценариев
(3) контрастным сценарием
Номер 3
В результате свертки контрастных сценариев получается
Ответ:
(1) прогнозный сценарий
(2) контрастный сценарий
(3) модель
Вопрос 1. Экстраполяция:
- Ответ: перенесение в будущее закономерностей изменения объекта прогноза, сложившихся в прошлом и настоящем
Вопрос 2. Прогнозная аналогия:
- Ответ: перенос вывод с более изученного объекта прогноза на менее изученный
Вопрос 3. Основная функция прогнозирования в управлении:
- Ответ: обоснование принимаемых управленческих решений с целью повышения их эффективности
Вопрос 4. Основная причина возникновения глобальных проблем современности:
- Ответ: ускорение научно-технического прогресса и нерациональное использование его достижений
Вопрос 5. Декларация об «устойчивом развитии» принята ООН в … году.
- Ответ: 1992
Вопрос 6. В соответствии с принципом непрерывности прогнозирования:
- Ответ: прогноз должен постоянно корректироваться по мере поступления новой информации об объекте прогноза
Вопрос 7. Прогностика как научная дисциплина возникла:
- Ответ: в 50-60-е годы ХХ века
Вопрос 8. Интерполяция:
- Ответ: нахождение неизвестного значения показателя с учетом известных предыдущих и последующих значений
Вопрос 9. Период упреждения прогноза:
- Ответ: должен быть продолжительнее срока действия плана
Вопрос 10. Информационная обратная связь в прогнозировании:
- Ответ: способность прогноза при определенных условиях изменять тенденции развития объекта прогноза через деятельность людей
Вопрос 11. Доверительный интервал прогноза:
- Ответ: разброс значений прогнозируемого показателя для заданной вероятности его осуществления
Вопрос 12. Прогнозный сценарий:
- Ответ: описание предполагаемого развертывания альтернативных вариантов изменения прогнозируемого явления
Вопрос 13. Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации» впервые принят в … году
- Ответ: 1995
Вопрос 14. Краткосрочный прогноз предусматривает:
- Ответ: незначительные количественные изменения явления
Вопрос 15. Технологический прогноз в системе управления:
- Ответ: выявление перспективных проблем и возможностей их решения
Вопрос 16. Нормативный прогноз:
- Ответ: определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогноза, принимаемых в качестве цели
Вопрос 17. Cоответствие:
- Ответ: достоверное, основанное логической последовательности суждение о состоянии какого-либо объекта (процесса или явления) в будущем – предсказание
- Ответ: способность человеческого мышления к опережающему отражению действительности – предвидение
- Ответ: предчувствие, простое предвосхищение событий будущего – интуиция
Вопрос 18. Последовательность этапов разработки прогноза:
- Ответ: 1-ретроспекция
- Ответ: 2-диагноз
- Ответ: 3-проспекция (прогноз)
- Ответ: 4-верификация
- Ответ: 5-рекомендации для планирования
Вопрос 19. Основные формы информационной обратной связи в прогнозировании:
- Ответ: самоосуществление прогноза
- Ответ: самоотрицание прогноза
Вопрос 20. Концепция «нулевого роста» предполагает:
- Ответ: «замораживание» экономического и демографического роста на планете на уровне начала 1970-х годов
Вопрос 21. Прогнозная ретроспекция:
- Ответ: исследование истории развития объекта прогноза с целью получения его систематизированного описания
Вопрос 22. Сциентизм:
- Ответ: абсолютизация положительных сторон влияния науки и техники на жизнь общества
Вопрос 23. Прогнозный диагноз:
- Ответ: исследование систематизированного описания объекта прогноза с целью выявления тенденции их развития и выбора методов прогнозирования
Вопрос 24. Прогнозный фон:
- Ответ: внешняя среда развития объекта прогноза
Вопрос 25. Объективная необходимость развития социального прогнозирования состоит в:
- Ответ: усложнении управления общественными процессами в ходе научно-технической революции и необходимости его научного обоснования
Вопрос 26. Экологическая проблема заключается в:
- Ответ: техногенном разрушении природной среды существования человека
Вопрос 27. «Мозговой штурм»:
- Ответ: экспертный метод коллективной генерации новых идей
Вопрос 28. Программа:
- Ответ: может выступать либо как предплановая, либо как послеплановая разработка
Вопрос 29. Соответствие вида прогноза социально-экономических явлений и периода, на который он рассчитывается:
- Ответ: краткосрочный – до 1 года
- Ответ: среднесрочный – от 1 до 5 лет
- Ответ: долгосрочный – от 5 до 15 лет
Вопрос 30. Поисковый прогноз:
- Ответ: определение возможных состояний объекта прогноза в будущем
Вопрос 31. Глобальные проблемы современности возникли:
- Ответ: в середине ХХ века
Вопрос 32. Трендовые модели используются преимущественно:
- Ответ: в прогнозировании экономических и демографических процессов с устойчивой инерционной динамикой
Вопрос 33. Прогнозный горизонт:
- Ответ: максимально возможный период упреждения прогноза заданной точности
Вопрос 34. Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития в Российской Федерации осуществляется:
- Ответ: министерством экономического развития и торговли РФ
Вопрос 35. Соответствие:
- Ответ: презентизм – восприятие будущего по прямой аналогии с прошлым и настоящим
- Ответ: эффект Эдипа – самоосуществление прогноза
- Ответ: футурофобия – неприятие либо игнорирование прогнозов, которые содержат информацию о качественных изменениях в будущем
Вопрос 36. Точность прогноза:
- Ответ: оценка доверительного интервала прогноза для заданной вероятности его осуществления
Вопрос 37. В соответствии с проблемно-целевым критерием выделяют:
- Ответ: поисковый прогноз
- Ответ: нормативный прогноз
Вопрос 38. Принцип согласованности прогнозирования требует:
- Ответ: согласования разных видов прогнозов для данного объекта
Вопрос 39. Систематическое изучение проблем глобального развития началось по инициативе:
- Ответ: Римского клуба
Вопрос 40. К предуказательным категориям прогнозирования относятся:
- Ответ: план
- Ответ: программа
- Ответ: проект
Вопрос 41. Основная технологическая предпосылка современного этапа глобализации:
- Ответ: бурное развитие информационно-коммуникативных технологий
Вопрос 42. Немецкий социолог О.Флехтхейм предложил создание «объективной философии будущего», которую он назвал:
- Ответ: футурология
Вопрос 43. План:
- Ответ: решение относительно системы мероприятий, предусматривающее последовательность, сроки и средства их выполнения
Вопрос 44. Верификация прогноза:
- Ответ: оценка достоверности и точности прогноза
Вопрос 45. Современный этап глобализации начался:
- Ответ: в 80-е годы ХХ века
Вопрос 46. Прогноз- это…
- Ответ: вероятностное суждение о перспективах развития того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления
Вопрос 47. «Дельфийский опрос»:
- Ответ: анонимный опрос экспертов, проводимый в несколько этапов
Вопрос 48. Период упреждения:
- Ответ: период времени в будущем, на которое разрабатывается прогноз
Вопрос 49. Научная основа прогноза:
- Ответ: изучение и использование закономерностей развития объекта прогноза
Вопрос 50. Хронологическая последовательность:
- Ответ: 1-начало научно-технической революции
- Ответ: 2-первый доклад Римского клуба о глобальном развитии
- Ответ: 3-начало современного этапа глобализации
- Ответ: 4-принятие Декларации об устойчивом развитии ООН
Вопрос 51. Предметом изучения прогностики является:
- Ответ: закономерности, способы и методы разработки прогнозов