Программа праздника народного творчества

Предлагаю сценарий для проведения фестиваля народного танца и песни.

Сценарий фестиваля народного творчества – песни и танца

Ведущий 1:

Этой  встречи быть угодно!

Отложите все дела,

Наша школа вас сегодня

На свиданье  позвала.

Инструмента звук певучий,

Озорной лихой мотив,

словно вихрем вас закрутит,

пляской быстрою пленив.

Ведущий 2:

Мы найдем для песен место,

Их не спрячем про запас.

И совсем  не будет тесно

Всем  на празднике у нас!!!

Ведущий1:

Наш фестиваль собрал любителей народных песен и танцев.

Кто пишет народные песни, кто придумывает народные танцы?

Откуда берется источник вдохновения? Конечно, от любви к своей большой и малой родине, от ее лесов, полей, рек. От любви к своей маме, своим родным близким людям.

Как воспеть свою землю, которая дает силу, любовь и вдохновение для таланта?

(презентация «Как воспеть эту землю?»)

Ведущий 2:

На нашем фестивале сегодня собрались  и гости, и хозяева, которые порадуют  своими талантами.  Ну а так, как это программа конкурсная, то должно быть и справедливое жюри, которое оценит по заслугам всех выступающих на этой сцене.

(представление жюри, условия конкурсов и благодарность спонсорам))

Ведущий1:

Итак, мы начинаем!

Старинных песен много знаем,

И их поем уже давно

Ведь в них живет не угасая,

Душа народа моего!

И частушки есть веселые,

И задорный перепляс

Песни русские, раздольные

Приготовили для вас!!!

Ведущий 2:

Россия в песнях вся: то грустная

А то, как вьюга в бубенцах

Да где ж оно — все это  русское?

Да здесь же все – у нас в сердцах!

Ведущий1:

Представляем нашу первую участницу. Много сил и здоровья отдала она работе с детьми, работая воспитателем. Всегда и везде работала с полной отдачей, с любовью. Без нее не обходился ни один праздник в поселке. Если Николая Баскова называют «золотым голосом России», то нашу участницу с полным правом можно назвать «золотым» голосом Уруши. На сцене Светлана Николаевна Сизых с песней «Помню, я еще молодушкой была».

Ведущий 2:

Вся наша жизнь – прекрасный танец,

Вся наша жизнь – калейдоскоп.

Давайте танцем наслаждаться

Без лишних фраз, без лишних слов.

Ведущий 1:

Эстафету  принимает  танец младшего  состава  танцевальной группы «Ритм», руководитель Николаева Лариса Андреевна. Лариса Андреевна выпускница нашей школы. Она радовала нас своими песнями, зажигательными танцами, когда была ученицей. Теперь она выросла и снова пришла в школу, но уже в качестве наставника. У нее много подопечных: они и поют, и танцуют. И сейчас мы увидим в их исполнении танец «Валенки».

Ведущий 2:

А теперь на ваш суд Лариса Андреевна предлагает песню «Иван Купала», которую исполнит группа «Голоса ХХ1 века».

Ведущий :1

Что может быть прекраснее улыбки детских глаз?

Пускай детишки разные, всё умиляет нас.

Со щечками, с веснушками, с прическами и без

Кто с мамиными ушками, кто – копия отец.

Смеются, улыбаются, хохочут всякий раз,

На нашем фестивале исполнят русский пляс!

Ведущий 2:

У нас в гостях  подготовительная группа детского сада «Солнышко» с танцем «Деревенская пляска». Руководитель Лелеко Лидия Владиславовна.

Ведущий1:

Не менее талантливы подготовишки и из другого детского сада. Они представляют танец «Валенки».

Руководитель Митько Надежда Владимировна.

Ведущий 2:

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух

Самый светлый, самый ясный

Песни нашей русский дух.

Услышишь раз – покоя нет,

Всю жизнь ты с песней будешь вместе.

Тебе сейчас 12 лет,

А песни этой – сто, иль – двести!

Ведущий 1:

Мы приглашаем на сцену дуэт — Николаеву Ларису Андреевну и Умнову Ольгу с песней «Ах, вы сени, мои сени».

Ведущий 2:

Засиделись наши ноги,

Надо их размять немного,

Раздайся народ,

К тебе пляска идет.

Словно радуга живая

В ярких красках расцвела.

Огневая, вихревая,  пляска русская пошла.

Ведущий1:

Посмотрите в исполнении учеников 7-б класса

танцевальный номер «Ах, мамочка».

Ведущий2:

Мир без искусства людям тесен

Поверьте в этом мне, друзья.

Без музыки, хороших песен

Жить человечеству нельзя.

Традиции старые не умирают

Есть люди в деревне, что их возрождают

Они интересно  и дружно живут

Приветствуй их публика – они тут как тут!

Ведущий1:

Об этих артистах хочется сказать особо. Это «золотая» молодежь нашего фестиваля, это самые молодые, самые талантливые, самые красивые, самые исполнительные, самые, самые, самые… Люди, которые отдали Уруше свой труд, свои таланты, свои лучшие годы!  С песней из кинофильма «Дело было в Пенькове» на сцене ветераны медицинского, педагогического и прочего труда и их солистка Белова Галина Алексеевна. Танцевальная зарисовка в исполнении Балакиной Веры Эриховны и Матвеевой Надежды Михайловны.

Ведущий2:

И еще одну песню в их исполнении мы предлагаем вашему вниманию, знаменитая, всеми любимая  «Катюша», солистка Бобина Любовь Николаевна.

Ведущий1:

Эх, пляшется нам

Весело поется.

Почему нам не плясать?

Дружно нам  живется!

Ведущий2:

На сцене ученики 5-б класса. Народный танец «Уж, ты Порушка, Параня»   Руководитель Никулина Оксана Анатольевна.  

Ведущий1:

Хорошо они сплясали? Понравилось?

А давайте еще танцоров позовем, у нас талантов – не счесть!

Приглашаем ребят  из  1-б  класса. Танец «Во поле береза стояла»  руководитель Таркановская  Елена Павловна.  

Ведущий2:

Кто сложил для нас частушки,

Кто их право сочинил?

Ты теперь, поди, узнай-ка,

Где он был и где он жил.

Так живи, частушка, всяко,

Под баян и под струну

Надо нам, друзья, однако

Спеть частушку не одну!

Ведущий1:

Дуэт гитаристов и солистка – Болдырев Максим,  Пахомов Игорь, Пономаренко Екатерина из 6-б класса.  Частушки на гитарах, такое не часто услышите, а у нас есть! Просим на сцену!

Ведущий2:

Заявлю вам, мальчишки,

Хоть в припевках вы ловки,

И хоть первые частушки

 сочинили  мужики,

мой талант по праву ценят

убедитесь в том сейчас

я спою на этой сцене

ну, ничуть не хуже вас!

Ведущий1:

Продолжает эстафету частушек Мишина Вера Ивановна. Встречаем Веру Ивановну.

Ведущий2:

Дерзайте молодые,

Танцуйте от души

И помните, что в мире

 все танцы хороши!

Ведущий1:

Эта артистка всегда молода душой, она вырастила двух прекрасных детей, она  в совершенстве владеет английским языком, она классный руководитель, смелая женщина Почекунина Светлана Сергеевна. А исполнит она цыганский танец, который называется «Песня Рады».

Ведущий2:

Нераздельно сердце с песней русской

Задушевной, ласковой до слез

От нее — то радостно, то грустно

С ней тепло в ненастье и в мороз.

Ведущий1:

А песен у нас воз

Про зиму, да про мороз!

Про весну, да про лето.

Послушайте-ка вот эту.

Приглашаем на сцену Бобину Любовь Николаевну с ее любимой песней «Мы на лодочке катались», которая по истине стала народной.

Ведущий2:

Выходите в круг смелее

Чтобы был огромный круг

Выходите в русской пляске.        

За собой ведя подруг!

И снова на сцене танцоры. Танец «Коробейники».   Приглашаем учеников 3-а и 3-б классов.  Руководитель  Олейник Оксана Владимировна.

Ведущий1:

А за ними спешит вас порадовать своей пляской старший состав танцевальной группы «Ритм», руководитель Николаева Лариса Андреевна. Посмотрите третий вариант танца «Валенки».

Ведущий2:

Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!
Если грянет плясовую,
Я со всеми затанцую.
Если песню грустную,
Грусть в душе почувствую.
А «Страданья» заиграет,
Прямо сердце замирает.
То он плачет, то хохочет,
С нами делает, что хочет.

Ведущий1:

На сцене оркестр народных инструментов железнодорожного клуба поселка Уруша, руководитель оркестра Миронов Сергей Александрович.  Об этом человеке можно говорить много, долго и хорошо. Наш клуб является участником различных смотров талантов, победителем всевозможных конкурсов. Обладая организаторскими способностями, музыкальным талантом Сергей Александрович много лет руководил клубом. Много сил он отдал и взрослым артистам и детям. В Уруше он пользуется заслуженным уважением. Он певец, композитор, а сегодня он представляет на ваш суд работы своих воспитанников. Послушайте в их исполнении песни  

«Коробейники»  и  «Ой, при лужке, при лужке»

Ведущий2:

Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно

Коль народ еще поет,

Знать, не все потеряно!

Ведущий1:

Любимых песен много знаем

Поем их всюду год за годом

Ведь в них  живет не угасая

Бессмертная душа народа.

Ведущий2:

Как жаль, что все хорошее быстро кончается! Вот и наш фестиваль подошел к концу. Осталось  самое долгожданное, самое интересное и интригующее действие – подведение итогов и награждение победителей.  Дело это трудное и не всегда благодарное, но надо подвести итоги.

Ведущий1:

Пока жюри будет подводить итоги фестиваля, свой подарок вам дарит человек музыкальный, артистичный, обаятельный, веселый,  отличник народного просвещения Белова Галина Алексеевна.  Песня «Черемуха».

 (слово предоставляется председателю жюри, вручение других призов)

Ведущий1:

Пускай тысячелетия пройдут

А нашим песням жить и не стареть

Славян потомки их поют

И внуки наши тоже будут петь.

Ведущий2:

Желаем  чаще в гости приходить

Плясать и петь на сцене с нами

Детей и внуков школу приводить,

Мы предлагаем вам дружить домами!

Желаем вам хорошего настроения, до новых встреч!

Автор сценария Куприянова О.В.

При составлении сценария были  использованы стихи  из журналов «Чем развлечь гостей», «Классный руководитель»

Сценарий фестиваля искусств «К истокам
народных традиций»

Н.В.Пискарева,  учитель музыки

«Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим»…

Звучит музыка 1. (Под окном черемуха колышется)
Сначала громко, затем фоном.

Добрый день,  девочки и мальчики, добрый день
уважаемые педагоги, гости! Мы рады приветствовать вас на фестивале искусств «К
истокам народных традиций».

Показ слайдов презентации

В народе говорят, когда человек рождается, на небе
загорается звезда, определяющая его судьбу. И будет она сопровождать его на
всем протяжении жизни, в радостях и невзгодах, спасать от бед и вести к
свершениям.

Так ли это или не так, никто не знает, но каждый верит
в то,  что путеводная звезда просто должна быть.

С детских лет родители читают нам сказки, напевают
песни, учат читать стихи, рисовать, а некоторых даже плясать и танцевать.

Но мы даже не задумываемся о том,  что все эти  произведения
имеют одни корни, и имя им —  народный фольклор.

Само слово «фольклор» пришло к нам из далекой Англии и
переводится как «народная мудрость».

Каждый народ, независимо от места проживания,
национальности, вероисповедания, уровня цивилизации, государственного
устройства, наличия или отсутствия письменности из поколения в поколение передает
 былины, сказки, сказания, песни.

У каждого народа свой уникальный пласт народной
мудрости, и, наверное, уже на генетическом уровне каждая нация воспринимает именно
свой, уходящий корнями в историю, фольклор.

Сегодня мы обращаемся к русскому фольклору, русским
народным традициям и русской культуре.

Алексей Николаевич Толстой, великий знаток народного
фольклора, говорил: «Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые
пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные
былины— говорившиеся нараспев, под звон струн,— о славных подвигах богатырей,
защитников земли народа — героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была
достоинством и умом народа».

Русские праздники, связанные с зимним и летним
солнцеворотами, сельскохозяйственными работами и христианскими основами веры,
отмечались широко, весело, с ряженными и хороводами, с играми и  веселыми
забавами.

Широкая Масленица — праздник проводов зимы и встречи
весны, непременным спутником которого были блины, символизирующие своей формой
солнце.

Не с меньшим размахом отмечалась и Пасха. Печение
куличей, раскрашивание яиц, которые были настоящим произведением искусства.

А музыка? Русская гармонь и балалайка были
непременными атрибутами всех праздников.

И даже  колокольный звон в России был особенный, сравнивался
с музыкальным произведением.

А как богат спектр русских традиций. Свадебные,
семейные, праздничные и общинные…

Нельзя представить русский народ без пословиц и
поговорок, четких и метких – «сказал, как топором отрубил».

А также русских сказок. Не случайно их называют
волшебными.

И, конечно, важное значение в жизни русского человека
занимает песня. Песня сопровождает человека всю жизнь. В детстве — колыбельные
песни, в юности былинные и бытовые, свадебные, вдовьи и даже прощальные. К
песенному жанру относятся и частушки – четкие, меткие, актуальные,
залихватские, которые сопровождались приплясами, соревнованиями — кто кого
перепоет и перепляшет.

Русский народ тем и отличается от других народов, что
живет душой, обожествляет природную и людскую красоту, умеет творить и
понимать, слушать и слышать.

У каждого народа есть свои особенности, традиции,
культура и язык. Все это отличает каждый народ друг от друга. Именно это
заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. Поэтому все
народы, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свои
традиции, свою культуру, свою гордость, отдавая дань предкам и своей
уникальности.

Познание фольклора развивает национальное самосознание,
возвращает национальную память, и мы по-новому начинаем
относиться к старинным праздникам, традициям, в которых народ оставил нам самое
ценное из своих культурных достижений. Знание исторических корней, понимание
прошлого своего народа помогает нам любить своих близких, свой дом, свою
страну, с уважением относиться к другим народам.

Может, это и есть та звезда, которая ведет
человека по жизни.

Звучит музыка 2. (Камаринская). Сначала
громко, потом фоном.  Выходят парень и девушка в народных костюмах.

Парень. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам
сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Девушка. Рады видеть вас у себя в гостях! Ждет
вас праздник большой, праздник радостный.

Парень. Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись, народ!

Девушка. Здравствуйте, гости дорогие!  Добро
пожаловать!

       
Всех привечаем, всех встречаем,

       
По обычаям российским

       
От души поклон вам низкий.

       
С добрым словом,

       
И с любовью,

      
 Вместе. И, конечно,  с хлебом – с солью.

Звучит
музыка 2 громче. Подносят хлеб-соль.

Парень. У нас для каждого сегодня найдется и
местечко, и словечко. Припасли мы забавушек на всякий вкус! Кому – правда, кому
– сказка, кому – песенка!

Девушка. 

Над полями да над чистыми,
Месяц птицею летит,
И серебряными искрами
Поле ровное блестит.
Парень. Ну, дружней, звончей, бубенчики,
Заливные голоса.
Девушка. Эх, ты, удаль молодецкая,
Парень. Эх, ты, девица, краса.

Девушка. Светит
месяц, светит ясный,

Светит белая заря,

Осветил нам  путь
дорожку,

Вместе. Для
веселого развлечения!

Дорогие участники и гости позвольте представить вам
жюри, которое будет работать во время проведения фестиваля искусств «К истокам
народных традиций».

….

Звучит музыка 3 (Коробушка). Сначала
громко, потом фоном.

      
Парень.

Располным-полна коробушка,

    
  В коробейниках хожу.

      
Подходи, душа-зазнобушка,

      
Все товары разложу!

      
Девушка. И частушки есть веселые,

      
И задорный перепляс,

      
Песни русские раздольные

      
Приготовили для вас.

      
Парень. У меня товары дельные,

   
   Подходи-ка веселей.

  
    Плату я беру умеренно —

    
  Всё улыбками людей!

Начинаем
фестиваль искусств «К истокам народных традиций».

Музыка 4 (Матаня). Начало короткое.

Парень. Хочу, чтоб музыка звенела!

А ну, беритесь все за дело!

Поют гармони озорные,

А с ними ложки расписные!

Девушка. Эх, оркестр народный,
Раздольно-хороводный!
Если грянет плясовую,
Я со всеми затанцую.
Если песню грустную,
Грусть в душе почувствую.
А «Страданья» заиграет,
Прямо сердце замирает.
То он плачет, то хохочет,
С нами делает, что хочет.

Открываем
первую номинацию – Инструментальное исполнение

Музыка 5 (Встань, пройдись). Начало
короткое.

Выступления
учащихся

Музыка 4 (Матаня)

Парень. Давай-ка сядем рядком, да поговорим
ладком. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка! А ты хоть одну поговорку
знаешь?

Девушка. Из молчания одежки не сошьешь…

Парень. Слово – воробей, вылетит – не поймаешь!

Девушка. Золотое слово – вовремя сказанное.

Парень. Слово – серебро, молчанье – золото.

Девушка. Взялся за гуж – не говори, что не
дюж.

Парень. Лиха беда – начало!

Девушка (с одобрением). И это
действительно так. Представление наше не кончается. Театральными постановками
продолжается

Парень. Скоро сказка сказывается, долго дело
делается…

Открываем номинацию – Театральные постановки.

Музыка 5 (Встань, пройдись). Начало
короткое.

Выступления
учащихся

 Музыка 4 (Матаня)

        
Девушка.
Старинных
песен много знаем

        
И их поем уже давно.

        
Ведь в них живет, не угасая,

        
Душа народа моего.

Следующая
номинация – Народная песня

Музыка 5 (Встань, пройдись). Начало
короткое.

Выступления
учащихся

Музыка 4 (Матаня)

Парень. Да с народными песнями мы в дружбе.
А вот в нашем коробейном деле разбираетесь? Ни за что вам не догадаться, что за
товар в моем коробе!

Девушка. Так ты подскажи нам! Не томи,
добрый молодец!

Парень. А ты не торопись, красавица, всему свой
черед. Только что за торг без веселого перепляса?

Девушка. Ну, что ж, быть по-твоему.

Засиделись
наши ноги,
          Надо их размять немного.
          Раздайся, народ,
          Меня пляска берет!

Словно
радуга живая

В ярких
красках расцвела –

Огневая,
вихревая,

Пляска
русская пошла.

Следующая
номинация – Народный танец

Музыка 5 (Встань, пройдись). Начало
короткое.

Выступления
учащихся

Звучит музыка 1 (Под окном черемуха
колышется) Сначала громко, затем фоном.

Дорогие гости! Вы видите, все наши юные исполнители
все разные, очень талантливые, у каждого свои интересы, увлечения…

Девушка. Но всех нас объединяет одна
большая любовь к нашей Родине …

Парень. … и великая благодарность к тем людям,
кто подарил нам жизнь, научил дорожить ею, ценить дружбу, любовь, родную землю
— всё то, что оставили нам в наследие.

Медленно
история листается,

Летописный
тяжелеет слог.

Все
стареет.

Родина —
не старится,

Не пускает
старость на порог:

Мы прошли
столетия с Россиею

От сохи до
звездного крыла.

А взгляни

Все тоже
небо синее,

И над
Волгой та же тень орла.

И еще немало
будет пройдено,

Коль зовут
в грядущее пути,

Но светлей
и чище чувства Родины

Людям
никогда не обрести.

С этим
чувством человек рождается,

С ним
живет и умирает с ним.

Все
пройдет,

А Родина —
останется,

Если мы
любовь к ней сохраним.

Парень. Эх, полна была коробушка,

Опустела вся сейчас!

       
Я на празднике зазнобушку

  
     Повстречал на этот раз!

       
Девушка. Поджидай, меня, мой миленький,

       
Только выйду из ворот.

       
А сейчас веселый, праздничный

       
Вместе. Закрываем хоровод.

Музыка (Топится, топится)

Вот и подошел к концу фестиваль искусств «К истокам
народных традиций». Ребята порадовали нас песнями, сказками, народными
плясками. Но, как гласит русская пословица – «Делу – время, потехе – час!»

Парень. Мы
закрываем наше представление, приятно вместе было веселиться.

Девушка. Но не
расстаемся с вами навечно. И надеемся, что праздничное тепло этого уютного зала
еще не раз нас согреет.

Вместе. Всего вам
доброго, друзья!

Использованные
материалы: ресурсы Интернет

МКУ ДОД «Новодугинская ДШИ»

Сценарий проведения фольклорного фестиваля

«РУСЬ ТРАДИЦИЯМИ СЛАВИТЬСЯ»

Составитель преподаватель

Фольклорного отд.

Кислова Т.В.

2014г.

Цели: Расширять знания детей о русских традициях, о чаепитие,

об устройстве самовара, о музеях самоваров.

Активизировать внимание, память детей при разгадывании

загадок, кроссворда.

Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время игр.

Создать радостную, комфортную атмосферу для детей.

Предварительная работа:

Разучивание стихов, сценок, поделки из бумаги птиц, зверей техникой «оригами», постановка танца: «Веселый самовар и чашки», знакомство со стихотворением Д. Хармса И. И. Самовар.

Разучивание частушек, изучение устройства самовара.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать у детей основополагающий морально-нравственный идеал, установки, ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственный выбор;

  • Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры посредством тематических игр;

Развивающие:

  • Развивать желание детей участвовать в подобных мероприятиях посредством участия родителей;

  • Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны;

  • Развивать коммуникабельность, артистичность, быстроты реакции с помощью экспромт – постановки сказки;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма, стремление к высшим духовно – нравственным идеалам;

  • Воспитание творческой, гармонично развитой личности.

Предварительная работа: изготовление оформления для зала, атрибутики к играм, пригласительных для семей – участников, закупка подарков для детей, сервировка столов.

Сцена украшена

Колокольный звон

Ведущий

Россия, Россия…

У нее глаза,

Как небо, синие,

Добрые и ясные глаза,

У нее – судьбы моей –

России,

Брови, как над Волгою леса.

У нее душа – степей раздолье,

Чуткий, словно песня, слух.

Выйдешь

В пору жатвы в поле –

И захватит дух.

Над ней

Шумят такие ливни,

В сполохах

Слепящих грез,

Что навек

Становишься счастливым

От ее черемух и берез.

Ведущий .

У нее, родной,

Такие выси,

Родниковой свежести вода,

Что она тебя,

Как мать, возвысит

И в обиду никому не даст.

У нее

Такой звенящий ветер,

Что на цыпочки встают хлеба.

Вся она –

Былинкой каждой светит,

Славой своего герба!

С ней дано

любую даль осилить –

Пусть, как Млечный путь,

И далека…

Вот такой была

И есть Россия

На века!

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль «Русь традициями славиться». Россия – многонациональная страна. В нашей стране живут люди 160 национальностей. Каждый народ чтит свои традиции, передаёт их от поколения к поколению, старается их сохранить и приумножить. Национальная культура, как память, выделяет народы из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

Ведущий

Русские, казахи, татары и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России  — на земле родной,
Живем мы все большой семьей.

Песня «Мы вместе»

Ведущий

Богата наша Русь на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.

Ведущий

Тебе пою, земля моя,
Твоим бескрайним далям,
Только воспеть твои края —
Одна смогу едва ли.

Звучит песня «Русские традиции»

Ведущий

Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Русские народные танцы очень разнообразны. Связанные с жизнью народа, они отражают его мысли и чувства. Кадриль – задорный игровой танец. В России кадриль появилась в начале XIX столетия и стала одним из любимых танцев русского народа.

Для вас  народный танец «Кадриль» исполняют уч-ся фольклорного отд..

Ведущий

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту. Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней,  своих традиций, обычаев…

Ведущий 2 Слайд ( избы, терема)

Издавна на Руси особое внимание уделяли жилищу. Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными- рубили их с помощью топора из толстых брёвен и называли срубами или избами. «Чем больше рук, тем легче труд» — говорили в народе. Вот и стоили всей семьёй. У каждой избы был свой вид. Окна- «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки, они прикрывали окна от дождя. Позже появились наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открытые ставни- значит хозяева уже встали, закрытые- значит, ещё спят или их нет дома. Крыльцо- распахнутые руки дома. Она связывает избу с улицей. Теплым летним вечером собирались на крыльце- посидеть, поговорить, обсудить новости. «Жить в соседях- быть в беседах». Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо витыми столбами.

Ведущий 1 Слайд (русская печь)

Зайдем в русскую избу. В старой русской избе была лишь одна комната и почти половину её занимала печь. «Без печи хата — не хата». В ней пекли хлеб, готовили всю еду. Печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды. На ней спали, ..лечила от простуды. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами.

Ведущий Слайд (убранство избы)

В левом углу в избе всегда стоял большой стол. Около него — длинные скамейки. Этот угол называли красным- красивым. Здесь принимали гостей, отмечали праздники «Не красна изба углами, а красна пирогами».

В правом углу от печи размещались все необходимые в хозяйстве вещи. Этот угол- царство хозяйки дома. Тут же висела люлька- кроватка для младенца, стояла прялка. На стене висели расшитые полотенца. В избе хорошей хозяйки всё сверкало чистотой.

Песня «Русская изба»

Ведущий Слайд (застолье, самовар) – фон музыки хоровод

Кто из вас, друзья, знает первый закон русского гостеприимства? Верно! От души накормить гостей.

Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

Русское застолье чаще всего ассоциируется с обязательным наличием на этом столе самовара. В далёком 18 веке был изготовлен тульскими мастерами настоящий русский самовар. Самовар всячески украшался росписью, покрывался сверху серебряным или золотым слоем, кран для подачи воды приобретал самые разнообразный воплощения – от ключа до цветущего дерева. Размеры самовара также варьировались от самых огромных на 12 и более литров до малюсеньких, которые именовались «эгоистами», поскольку их ёмкость была предусмотрена только для единственного пользователя.  На стол подавались обязательно куличи, пироги, блины.

песня «Россия милая моя»

Ведущий: Слайд (матрешки, игрушки)

 Какой турист, приезжая в Россию, не покупает матрёшку? Редкий. Матрёшка в конце 19 века была изобретена токарем В.П.Звёздочкиным и художником С.В.Малютиным. Русские умельцы создали яркую барышню, назвав её Матрёной. В основе имени лежит слово «мать». Матрёна- матрёшка символизирует собой заботливую маму, у которой много детей. Символизм имени подтверждает устройство матрёшки, которая и представляет собой большую семью.

 Богородская игрушка — традиционное народное творчество, представленное деревянными фигурками животных, людей и даже целых композиций. Может быть, многие видели самую известную композицию, которая стала символом богородского промысла, «Кузнецы».

В селе Дымково сложилось искусство создания расписных игрушек из глины. Главной особенностью дымковских игрушек являются фигурки, которые сначала белят, а потом расписывают ярким орнаментом. Сюжеты: люди, животные, композиции из сказок и из народной жизни

В середине 19 века зародилось филимоновское искусство. Образцом этого русского народного творчества являются свистульки, которым придавали формы людей и животных: барыни с большими объёмными юбками, солдаты в мундире, медведи и птицы ― всё это, и не только, традиционные формы игрушек из Филимоново. Особенность данного промысла, не только наличие свистульки, а ещё и специфическая яркая жёлтая, малиновая, алая и зелёная роспись, в которой, как правило, используется чередование цветных полосок.

Гжель

Гжель – это один из центров России, где на протяжении 670 лет производят керамические изделия. С середины 17 века в Гжели велась добыча различных сортов глины. Из неё изготавливали посуду, кирпичи, изразцы и детские глиняные игрушки. Посуду расписывали коричневой, жёлтой и лиловой краской. Мотивом служил окружающий мир: цветы, деревья, травы, животные. Раскрашивали все изделия вручную, поэтому они имели неповторимый рисунок и зависели от фантазии каждого отдельного мастера. В 18 веке обнаруживается новый сорт белой глины, на который впоследствии переходит всё производство. К глине стали добавлять известь, и полученный материал назвали полуфаянсом.
В то же время синий цвет росписи становится самым популярным. Такой цвет лучше всего выглядит на фоне белой глазури, при обжиге приобретает необычное сияние. Излюбленным узором гжельской росписи стала роза. Ещё один популярный мотив – это птицы. Часто встречаются сцены из повседневной жизни людей: охота, праздники, различные битвы. Узоры уникальны, ведь каждое изделие расписывается вручную.

Хохлома

Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой, её характерными самобытными элементами.

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!

песня «Россия» (Хохлома)

Ведущий

Особое внимание уделяли куклам-оберегам, которые по поверьям, охраняли дом от бед, хранили семейный очаг.

История

Создавались славянские куклы-обереги своими руками. Все игрушки наряжались в красивые платья. Одежда выполнялась с особенным смыслом. Каждый наряд означал что-то свое. В одежде непременно должен был быть красный цвет. Он символизировал тепло, радость, солнце, здоровье. Кроме того, этот цвет защищал от бед и сглаза. Народные куклы-обереги создавались безликими. Еще во времена язычества считалось, что если у игрушки есть лицо, то в нее обязательно вселится дух, который может принести вред дому, семье, детям. Кроме того, это еще и «лишние глаза». Однако и без лица игрушки перенимали настроение своих хозяев. Согласно преданию, первой куклой-оберегом стала Коллодия. Она была сделана еще в далекой древности. С этой игрушкой люди связывают особенную историю. В прошлом был обычай приносить в жертву языческим божествам женщин. Но кто-то однажды решил совершить подмену. Перед обрядом взяли полено и нарядили его в сарафан, цветастый платок. Его-то и отдали божествам вместо живой женщины. С того времени такую куклу стали делать перед Новым годом и отдавать в дар Морозу. В то время люди хорошо знали, как сурова может быть зима и опасны заморозки по весне. Чтобы задобрить во время праздника Мороза, «одетое» березовое полено сжигали на костре, приговаривая при этом: Мороз, Мороз, Приходи в Рождество, Не губи весной пшеницу, жито Всякую пашницу.Как полено горело, так, считалось, и пройдет год. Этот обряд пошел из западноевропейской культуры. Славяне своих кукол не сжигали. Считалось, что игрушка олицетворяла покровительницу рода, мать. В канун Нового года делали куклу-оберег «День и ночь». В светлое время суток голову игрушки оборачивали светлым платком. Ночью же надевали темный. Эта кукла защищала дом.

Значение Создавались игрушки не только для развлечения детей и защиты дома. Изготовленная кукла-оберег своими руками приобщала детей к труду. В процессе игры девочки, например, учились шить, прясть, вышивать. Создавая игрушки самостоятельно, дети приобретали новые навыки, развивали фантазию. С ранних лет, благодаря куклам-оберегам, ребенок усваивал значение матери, женщины, начинал понимать ее функцию давать жизнь, воспитывать в заботе и любви, вскармливать, передавать традиции по наследству. Так с малых лет воспитывалось уважение к дому, образу жизни крестьянской семьи, интерес к народной культуре. Кроме того, сам процесс создания игрушки действовал успокаивающе – помогал отдохнуть, почувствовать радость от рождающейся в собственных руках красоты.

Традиции сегодня В современном мире достаточно остро стоит вопрос о сохранении и бережном отношении к народной культуре. Взрослые должны стараться приобщать подрастающее поколение к национальным русским традициям, обычаям, истории, чтобы дети могли проникнуться пониманием величия и древности. Одним из источников такого наследия сегодня вполне может стать кукла-оберег. Возрождение прежних традиций способствует погружению в таинственный и чарующий мир предков. Как же создавали наши предки куклы-обереги своими руками? Мастер-класс, который будет приведен чуть ниже, проиллюстрирует последовательность, с которой проходил этот процесс. В достаточно незатейливом на первый взгляд занятии можно увидеть такую глубину, о которой даже не подозреваешь. В самом процессе присутствует таинственность, ведь секреты дошли до нас из самой древности.

Древние славяне изготавливали магические поделки своими руками на все случаи жизни. Самыми распространенными куклами считаются следующие: зольная кукла — оберегала семейное благополучие и очаг;

Крупеничка – оберег на сытость и достаток;

Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме;

Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка;

Неразлучники – свадебная кукла на совместное счастье;

Желанница – оберег на исполнение желания; очистительная вещица. Это далеко не весь перечень поделок наших предков. Однако именно эти куклы, сделанные своими руками, помогут и в наши дни защититься от различных неприятностей и сделать жизнь счастливой.

Песня «Золотые купола»

Ведущий.

На Руси всегда славилась сила и удаль богатырская. А помогали быть сильными и здоровыми простая здоровая пища, русская баня, труд. С малых лет детей приучали к труду, а чтобы было интересней придумывали разные игры. Выбирается водящий, он будет «гореть». Играющие встают парами друг за другом, водящий впереди. Участники игры говорят нараспев:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди на поле:

Ходят грачи да едят калачи.

Птички летят, колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, последняя пара отпускает руки и пробегает вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поровняются с водящим, все кричат ему: Раз, два, не воронь, беги, как огонь! Двое бегут вперёд, стараясь увернутся от водящего. Если они снова возьмутся за руки, то встают перед первой парой, а водящий снова «горит». Если же ему удаётся поймать одного из убегающих, он встаёт с ним впереди, а «горит» тот, кто осталься без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

«Вьюнок».

В игре участвуют несколько команд по 4-5 человек. Ребята строятся в колонну по одному. По сигналу первый игрок поворачивается на 360 ° , затем второй, держа первого за талию, поворачивается вместе с ним на 360 ° , далее уже вместе поворачиваются три игрока, четыре, пять. Выигрывает команда, которая сделает повороты быстрее (во время поворотов отпускать

Ведущий.

Мир — солнышку и детям,
Мир — природе, мир — тебе!
Мир — былинке, мир — планете!
Мир — всем людям на Земле!

Звучит песня «Россия, мы дети твои»

10

Содержание

  1. Сценарий фольклорного праздника: «На завалинке»»
  2. Фольклорная игровая программа «Катерина-Санница»
  3. Фольклорная программа Русско-Народного праздника.
  4. Сценарий детского фольклорного праздника «Народные забавы»»

Сценарий фольклорного праздника: «На завалинке»»

Фольклорная игровая программа «Катерина-Санница»

Взрослая ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Вот и пришла зима! Начался её первый месяц. А кажется, совсем недавно мы с вами встречали осень, устраивали «Праздник урожая». А вот уже и зима – декабрь.

(исполняется песня «А у нас зима»)

2 Ведущая: Декабрь год кончает, зиму начинает. 7 декабря – Екатерина, Катерина-Санница. С этого дня считалось, что пришла зима. В этот день на Руси открывался санный путь и устраивались катания с горки и гонки на санках – санницы. И в этом году зима нас не балует снежком. Но раньше в это время были уже снежные заносы.

1 Ведущая: И в этот день, 7 декабря объезжали и прокладывали санные пути. Из маленьких деревень на лошадях везли сельские жители свой товар на продажу. В больших городах торги собирали огромное количество народу; здесь были продавцы и покупатели, балаганщики и зеваки.

2 Ведущая: На ярмарки приходили не только за тем, чтобы купить-продать, но и повеселиться. На Катерину-Санницу устраивались народные гулянья. Заглянем и мы с вами на ярмарку, посмотрим на веселье.

(звучитмузыка, выбегают скоморохи)

Скоморох 1: Эге-ге, народ честной! Заходи смелей, не стой! На улице мороз – Береги свой нос!

Скоморох 2: Эге-ге, ребята, Вы послушайте меня! Я скажу вам по секрету, А вы дальше всему свету, Что сегодня здесь, у нас Для веселия – раздолье:

Скоморох 1: Будут музыка и пенье, Танцы, игры, развлеченья очень интересные, Просто расчудесные!

Скоморох 2: Сегодня здесь закон простой: «Пой и танцуй, танцуй и пой!» Простим сегодня все ошибки, Но не отсутствие улыбки.

(Инсценировка песни «Где был Иванушка».)

1 Ведущая: Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила,

И на санках прокатила.

Недаром у русского народа родились такие стихи.

2 Ведущая: А еще зиму в народе называли: Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька. Если зима была хилая, то – Зимушка, если строгая и долгая – Зимица, Седая Чародейка.

1 Ведущая: Зима включает 3 календарных месяца. Вы, ребята, их, конечно, знаете.

Скоморох 1: Какие это месяцы? (Ответы детей)

Скоморох 2: А какие приметы зимы вы можете назвать? По каким явлениям природы мы можем определить, что на дворе зима? (Ответы детей)

2 Ведущая: «Зимой день тёмен, да ночь светла». А самая главная примета зимы – снег. С давних пор крестьяне ждут зимой снега, радуются ему. А знаете почему? Издавна приметили: зима снежная – быть урожаю. Недаром в народе говорят: «Много снега — много хлеба». «Как снег пойдет, да как ляжет, так и лето мужику про жниво скажет».

1 Ведущая: И действительно, чем больше снега выпадет, согреет зимою, потом увлажнит, тем богаче будет урожай. И ребятам снег в радость. Выбегали ребята со дворов попрыгать, поиграть, снежки покатать.

Взрослая ведущая: Давайте и мы с вами поиграем.

1. Игра «Снежки» ( участвуют 2 команды по 6 человек; задача: чья команда больше набросает снежков в обруч, лежащий на полу)

2.Игра «Сугробы».( Все участники встают в хоровод и двигаются по кругу под музыку. Как водящий скажет: «Сугроб 3», например, то все участники должны собраться в кучки по з человека (в сугроб) и т.д. кто сделал ошибки, тот выбывает из игры.)

3. Игра «Снежинки» ( играют все желающие. Из ваты делают снежинки. По команде участники начинают снизу дуть на снежинку, не давая этим самым упасть ей на пол. Побеждает тот, чья снежинка дольше всех осталась в воздухе)

( дети за победу в играх получают снежинки, вырезанные из бумаги)

Взрослая ведущая: Много песен посвятил русский народ матушке-зиме. Одну из них мы с вами сейчас споем.

(исполняется песня «Русская зима» )

Взрослая ведущая: Летела сова – веселая голова. Вот она летала – летала и села. Да хвостиком повертела, Да по сторонам поглядела и опять полетела, да перышки обронила, А перышки не простые на каждом загадка написана. Раз нашли мы эти пёрышки, должны и загадки отгадать.

(Отгадывание загадок)

Взрослая ведущая: Продолжается праздник, и мы продолжаем веселиться. Сейчас поиграем в народную музыкальную игру «Шёл козёл по лесу». Приглашаем с нами поиграть и родителей.

(игра)

Взрослая ведущая: А сколько о зиме придумано народомпословиц ипоговорок. Давайте их вспомним. (Ответы детей)

Пословицы о зиме :
1. Зима лето пугает, да всё равно тает.
2. Снега надует, хлеба прибудет.
3. Зима без снега — лето без хлеба.
4. Хороший снежок урожай сбережёт.
5. Спасибо мороз, что снегу нанёс.
6. Солнце на лето, зима на мороз.
7. Два друга: мороз да вьюга.
8. Первая пороша на санный путь.
9. Декабрь глаз снегами тешет, да ухо морозом рвёт.
10. Декабрь снежный и холодный, будет год плодородный.
11. В декабре год кончается, а зима начинается.

1 Ведущая: На праздниках и гуляниях всегда плясали, водили хороводы. Сейчас мы споём песню «А у нас гармошка» и посмотрим хоровод в исполнении наших девочек.

Скоморох 1: Эх, частушка, мелодии кружево, Ты давно на Руси рождена! В зимний день ты в деревне завьюженной молодёжь на гулянку звала.

(исполняются зимние частушки)

2 Ведущая: Вот так встречали в народе, весело встретили и мы приход зимы. Вы услышали много пословиц, загадок, песен, созданных русским народом. Над одними из них вы весело посмеялись, над другими — задумаетесь.

1 Ведущая: Некоторые песни, пословицы и загадки вы запомните, а потом споёте, загадаете своим родителям, бабушкам и дедушкам. Таким образом, дошли до нас из глубины веков эти русские традиции.

2 Ведущая: Ну что же, теперь самое время подсчитать ваши снежиночки и узнать, кто заработал сладкие призы.

( подсчёт, награждение – карамель на палочке «Снеговики»)

1 Ведущая: Дорогие ребята! Зимний праздник «Катерина –Санница» подходит к концу. Но не стоит огорчаться, ведь зима только начинается!

2 Ведущая: Пусть с наступлением зимы исполнятся все ваши мечты.

Вместе: Хорошего вам настроения!

Взрослая ведущая: А чтобы еще лучше стало ваше настроение,

Для вас — сладкое угощение!

( звучит музыка, девочки-ведущие угощают ребят карамелью «Снежок»)

Фольклорная программа Русско-Народного праздника.

Звучит песня «В горнице моей…

Ведущий

Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

1 ведущий

Хозяйка

-Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку, наши предки

Собирали посиделки,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки -прибаутки сказывать,

2 ведущий

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, —

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)

Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки?

Хоз. -А чем платить будете?

Реб. -А чего надобно?

Хоз. -Да совсем немножко:дровец возок,керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

-Вот так немножко!

-Да пошутила я. Зачем пожаловали?

-Чайку попить,хозяйку повеселить.

—Рассказать,послушать,пирогов покушать.

—Посмеяться,поплясать,себя показать.

Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)

(стук в двери)

Ведущий а к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали.

(младшая группа)

1. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а — ха – ха-

В самом деле, чепуха!

2: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

3: На столе лежит арбуз,

На арбузе — муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

4: На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

5: Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные!

Ведущая: Есть у нас для вас загадки:

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Ведущий

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.

1Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб).

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге).

3. В брюхе — баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша).

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё пря сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Загадки для взрослых и детей.

Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ: Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?

Ответ: «Левша» Лескова.

Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ: Её делали мастера из Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?

Ответ: Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

Ответ: Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д

(выходят девочки —)

две девочки читают частушки перед исполнением пляски:

Наташа

– Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

Юля

– Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:

1

– Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

2

– Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3

– А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

4

– По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

Ведущий

А сейчас вам загадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко …

Это русская …. (Матрёшка)

В 19 веке жил — был один русский художник. Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам: «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

Ведушая

А мы снова обращаемся к русской матрёшке. В состязании принимают участие по 5 человек от команды.

Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й — прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.

Внимание! Приготовились! Начали!

(Звучит музыка. Начинается состязание)

Ведущий

Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа.

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Пословица – к слову молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Сценарий детского фольклорного праздника «Народные забавы»»

Источники

  • https://kopilkaurokov.ru/muzika/meropriyatia/stsienarii-fol-klornogho-prazdnika-na-zavalinkie
  • https://www.art-talant.org/publikacii/35954-folyklornaya-igrovaya-programma-katerina-sannica
  • https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-meroprijatija-kak-byvalo-v-starinu-posidelki-po-obychajam-i-tradicijam-ruskogo-naroda.html
  • https://multiurok.ru/files/stsienarii-dietskogho-fol-klornogho-prazdnika-naro.html

Сценарий проведения праздника в актовом зале.

Встреча гостей  с хлебом солью

Девушка в русском народном костюме встречает гостей у дверей. Одна держит рушник с хлебом, солью.

Девушка:

По обычаям российским  всем поклон мы шлем вам низкий,

С добрым словом и любовью, с хлебом, солью.

Примите соль, примите хлеб,

Живите долго и без бед.

Пусть дом ваш будет полным,

Приветливым и хлебосольным.

Ведущий:

На просторах России
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны,
Всем народам — любовь и почет.

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Сегодня в нашей детском саду праздничная программа – «Калейдоскоп народного творчества». Россия – многонациональная страна. Всего в стране живут люди 160 национальностей, 23 народа.

Это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, белорусы, казахи, азербайджанцы, марийцы, кабардинцы, осетины, якуты и другие.

В то же время существуют  малочисленные народы, из которых 39 — северные. В нашей программе  представлены 11 народов России.

Ведущий:

Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Русские, казахи, татары  и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России  — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

№ 1     ДЕФИЛЕ

Русский народный костюм

  1. Роккель Аня (гр № 1)
  2. Родченко Валерия (гр № 1)
  3. Писарева Екатерина (гр № 5)
  4. Бабинец Кристина (гр № 5)
  5. Тагиев Рауф (гр № 5)
  6. Татаринцев Иван, Татаринцева Анна (гр № 4, № 6)
  7. Шубин Филипп (гр № 7)
  8. Демчукова Варвара (гр № 7)
  9. Горя Никита (гр № 7)
  10. Ильязов Руслан (гр № 6)

Татарский национальный костюм

  1. Гиздатуллина Гулия Мансуровна
  2. Валеева Ралина (гр № 8)

Дагестанский национальный костюм

  1. Алимагомедова Зарема Зилфикаровна
  2. Ибрагимова Диана (гр № 3)

Украинский народный костюм

  1. Кульченко Виктория (гр № 4)

Ведущ.  Тебе пою, земля моя,
Твоим бескрайним далям,
Только воспеть твои края
Одна смогу едва ли.

№ 2    Песня в исполнении Бабинец Кристины прозвучит песня «Матрешки».

Ведущ. 

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

№ 3   Стихотворение «Родина» автор____________ прозвучит в исполнении Тагиева Рауфа, воспитанника старшей группы № 6

№ 4 Русский народный танец  исполнит семья Ильязовых старшей группы № 6: Лада Александровна, Руслан и София.

№ 5  Веселые Частушки прозвучат в исполнении воспитанников старшей логопедической группы № 7 Демчуковой Варвары и Велибекова Аслана.

№ 5  автор____________ «Родина моя» читает стихотворение воспитанник старшей логопедической группы № 7 Шубин Филипп.

№ 6 Писарева Екатерина, воспитанница средней группы № 5 исполнит песню «Валенки».

Ведущий

Мне ритм лезгинки слышится вдали

Я вижу гор величественный стан

Тобой воспитаны великие сыны…

Люблю тебя Великий Дагестан!

№ 7    Дагестанский танец исполнят педагог детского сада Алимагомедова Зарема Зилфикаровна и Ибрагимов _____________________________________________________________________________

Ведущий

Край мой, Азербайджан!
Здесь рождаются песни крылатые!
 

№ 8  Стихотворение «Про козу» на азербайджанском языке расскажет Арзуманов Ильсур, воспитанник средней группы № 5

Ведущий

Мой край богатый и красивый, 
Мой Татарстан, ты сердцу мил.

№ 9 В исполнении педагога детского сада Гиздатуллиной Гули Мансуровны прозвучит стихотворение на татарском языке _______________________________________________________

Ведущий

Белоруссия — вот оно, счастье:
Гладь озёр, да небес высота.
В жаркий солнечный день и в ненастье
Мне по сердцу твоя красота!

№ 10  Белорусскую песню исполнит педагог детского сада «Ягодка» Кашевич Валентина Адамовна

Ведущий

О, как прекрасна УКРАИНА!

Ее таврийские поля,

Ее луга, леса, пригорки

И благодатная земля.

№ 9 Известную и всеми любимую украинскую песню исполнят педагоги детского сада: Бянкина Светлана Михайловна, Кашевич Валентина Адамовна, Черная Вера Александровна

№ 10  Посмотрите украинский народный перепляс в исполнении наших девчат!

Танец  “Гэй, дивчата, вси до мэнэ»”.

ВЫНОС БЛЮД

ПОДАРКИ

Просмотр содержимого документа

«Сценарий проведения программы «Калейдоскоп народного творчества» »

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Программа праздника на природе
  • Программа праздника на площади минина
  • Программа праздника на завтра
  • Программа праздника на день рождения мужчине
  • Программа праздника на день рождения мамы