Произведения про народные праздники

Работа по теме: Вопросы, связанные с литературой. Глава: 15.Народные праздники в произведениях н.В.Гоголя и других русских писателей.. ВУЗ: СПбГИК.

Дворянство и жители
крупных городов ориентировались на
западно-европейскую светскую культуру,
в крестьянской среде сохранялась
традиционная культура. Основой годового
ритма людей было чередование будней и
праздников. Характерной чертой
праздничной жизни были застолье с
хорошей едой и хмельными напитками,
прием гостей и хождение в гости,
совместное гулянье празднично одетых
мужчин и женщин, пение песен, игры.
Пляски, катание на качелях.

Надо отметить, что
элементы народных праздников вошли
составной частью в дворянскую культуру.
У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине»

«Они хранили в
жизни мирной

Привычки милой старины;

У
них на масленице жирной

Водились
русские блины;

Два раза в год они
говели,

Любили русские качели,

Подблюдны
песни, хоровод…»

Или русский танец
Наташи в «Войне и мире» Л.Н. Толстогою

Всего праздничных
дней у крестьянском быту было около 150
в год, включая воскресенье. В
рамках крестьянского календаря Рождество
Христово знаменовало наступление
главного зимнего праздника — Святок.
Святки длились 12 дней. С рождества до
Крещения и включали в себя Васильев
день – новый год.

Первая половина
святок называлась святые вечера, а до
крещенья страшные вечера. Святки
отмечались по всей России, считались
молодежным праздником, сопровождались
музыкой, пением, играми,

Святки насыщены
различными рода обрядами . Самым ярким
обрядовым действием, с которого
начинались святки — колядование,
театрализованное зрелище с пением
песен – пожеланий , величаний хозяевам.
Колядовали в ночь на Рождество, на
Васильев день, в крещенский сочельник

. Обязательным
компонентом святок было ряженье —
переодевание с использованием масок .
При чем ряженые были в колядовании и в
проведении различных игрищ. Игрища —
посиделки молодежи . От весеннее летних
гуляний святочные игрища отличались
безудержной веселостью Часто в конце
праздника приходили ряженые.

Одной из ярких
особенностей Святок как переходного
периода являлись разного рода гадания.
Очень распространены подблюдные песни:
в блюдо опускали какие-либо предметы,
закрывали платком и пели песни, в
каждом куплете – предсказание.

Гадали с помощью
башмака, по предметам

Один из самых
ярких праздников Масленица перед
Великим постом Масленичная неделя
насыщена празднованиями

Праздничное
гулянье, ярмарка, катанье с гор, катанье
на санях, кулачные бои, военные игры,
взятие снежного городка было характерно
для масленицы . В последний день провожали
масленицу . Горели костры сжигали
Чучело Масленицы

За неделю до Пасхи
— праздник Вербное воскресенье ( вход
Господень в Иерусалим) Перед Пасхой

В чистый четверг
красили яйца, выпекали кулич, пасху, в
субботу освящали яйца.

В пасхальную
неделю устраивали гулянья, катались
на качелях.

Одним из летних
праздников был Иванов день — Ивана
Купалы — 24 июня (7 июля).

Празднование
начиналось после захода солнца накануне
Иванова дня. Считалось, что окружающий
мир меняется в Иванову ночь, земля
обнажает свои недра и позволяет увидеть
скрытое от него в другое время, обнаружить
клады, вода приобретает волшебные
свойства.

Растения наполняются
магической силой.

В Иванову ночь и
день отправлялись в луга, в лес, собирали
траву.

В Иванову ночь
купались в реках в прудах , жгли костры
.

В дни праздников
на святках и масленицу в дни престольных
праздников проходили ярмарки.
Здесь не только торговали .

Множество
развлечений карусели качели. Балаганы
передвижные театры кукольные театры

Эти яркие народные
праздники нашли отражение в творчестве
Гоголя .

«Поздравляю публику
с истинно веселою книгою» — такими
словами А. С. Пушкин встретил «Записки
пасечника Рудого Панька», изданные Н.
В. Гоголем. В «Вечерах на хуторе близ
Диканьки» писатель с помощью устных
народных повествований создал «Майскую
ночь, или Утопленницу», «Ночь перед
Рождеством», «Ночь накануне Ивана
Купала», «Пропавшую грамоту», «Вий» и
другие «страшные» повести. ( Прочитать
все повести и знать содержание!!!!)

Содержанием
большинства повестей в «Вечерах на
хуторе близ Диканьки» («Сорочинской
ярмарки», «Майской ночи», «Ночи перед
Рождеством», «Вечера накануне Ивана
Купала») является украинская
народно-праздничная и ярмарочная жизнь,
отлично знакомая Гоголю. Сюжет, персонажи,
картины природы, сам тон повествования
в каждой повести определяются содержанием
праздника, его вольно-весёлым духом.

Праздник, связанные
с ним поверья, его особая атмосфера
вольности и веселья выводят жизнь из
её обычной колеи и делают невозможное
возможным. Рядом с реальными персонажами
(Головой, свояченицей, Чубом, Левко,
Ганой, Оксаной, Вакулой и другими)
действуют фантастические существа
(ведьма, черт, утопленница, мертвец).
Сказочные происшествия (полёт Вакулы
на черте, украденный чертом месяц,
собранные ведьмой звезды) вводятся в
повествование как самые обыкновенные.
Границы между реальным и фантастическим
миром оказываются размытыми: то ли во
сне, то ли наяву происходит диалог Левко
с панночкой… Переодевания, мистификации,
развенчания, во множестве встречающиеся
в этих повестях, придают реальным
событиям черты ирреальных, странных,
необъяснимых, фантастических. И напротив,
совершаются события, которое вначале
кажутся невозможными, неисполнимыми
(посещение Вакулой царского дворца,
заполучение им «черевиков» самой
государыни, свадьбы Вакулы и Оксаны,
Левко и Ганны).

Если у Гоголя в
основном языческая основа праздников
, то Ивана Сергеевича Шмелева праздники
религиозные.

В «Лете Господнем»
чрезвычайно полно и глубоко воссоздан
церковно-религиозный пласт народной
жизни. Смысл и красота православных
праздников, обрядов, обычаев, остающихся
неизменными из века в век, раскрыт
настолько ярко и талантливо, что роман
стал подлинной энциклопедией русского
православия. Удивительный язык Шмелёва
органически связан со всем богатством
и разнообразием живой народной речи, в
нём отразилась сама душа России.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Слайд 1

Описание слайда:

Работу выполнили обучающиеся 7 «А» класса:
Ровинский А., Титова Г., Испирян М., Глек Т., Крылова Н., Савинова Н.
Учитель: Титова С.Н.



Слайд 2

Описание слайда:

По словам великого Белинского, “истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном”.
Цель:


Слайд 3

Описание слайда:

Народные праздники
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. “Делу — время, потехе — час”, — так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань повседневной жизни вплетались яркие нити праздников.


Слайд 4

Описание слайда:

Праздники
Рождественские святки.
Крещение.
Широкая масленица.
Вербное воскресенье .
Пасха.
Семик честной.
Троица.
Иван Купала.


Слайд 5

Описание слайда:

На Святки
(так называлось праздничное время от Рождества до Крещения) проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали свое искусство преследуемые властями скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.

Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем Отечестве, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года


Слайд 6

Описание слайда:

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
«Настало утро. Вся церковь еще до света была полна народа. Пожилые женщины в белых намитках, в белых суконных свитках набожно крестились у самого входа церковного. Дворянки в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами, стояли впереди их. Девчата, у которых на головах намотана была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов, старались пробраться еще ближе к иконостасу. Но впереди всех стояли дворяне и простые мужики с усами, с чубами, с толстыми шеями и только что выбритыми подбородками, все большею частию в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка. На всех лицах, куда ни взглянь, виден был праздник. Голова облизывался, воображая, как он разговеется колбасою; девчата помышляли о том, как они будут ковзаться с хлопцами на льду; старухи усерднее, нежели когда-либо, шептали молитвы. По всей церкви слышно было, как козак Свербыгуз клал поклоны. Все миряне заметили, что праздник — как будто не праздник; что как будто все чего-то недостает. Как на беду, дьяк после путешествия в мешке охрип и дребезжал едва слышным голосом; правда, приезжий певчий славно брал баса, но куда бы лучше, если бы и кузнец был, который всегда, бывало, как только пели «Отче наш» или «Иже херувимы», всходил на крылос и выводил оттуда тем же самым напевом, каким поют и в Полтаве. К тому же он один исправлял должность церковного титара. Уже отошла заутреня; после заутрени отошла обедня,… куда ж это, в самом деле, запропастился кузнец?»


Слайд 7

Описание слайда:

« Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:   Щедрик, ведрик!   Дайте вареник,   Грудочку кашки,   Кiльце ковбаски!   Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе с степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и еще белее казался свет месяца от блеска снега.»(«Ночь перед Рождеством.»


Слайд 8

Описание слайда:

Святки
Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет суженым?” – вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении “Светлана” Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские.


Слайд 9

Описание слайда:

Народные приметы в балладе «Светлана»
Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в этих гаданиях скрыты народные приметы. “За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”чтобы узнать, в какой стороне живет суженый — на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит предстояло ей сидеть еще год в девках. “Снег полоть” — подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно и звонко – быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж — ласковым и добрым. “Кормили счетным курицу зерном” и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели “ярый воск топили”. По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь – к венчанию, ну, а коль напоминает по очертаниям яму или пещеру — жди смерти.
Подблюдное гадание было одним из самых распространенных. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, “пели в лад песенки подблюдны”. После каждой такой песенки блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.


Слайд 10

Описание слайда:

В.А.Жуковский «Светлана»
Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой:

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою,
И на том столе стоит
Зеркало с свечою…

Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:

…Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…

Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!


Слайд 11

Описание слайда:

Крещение
В Священном Писании слово “крещение” впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя (Предтеча), последнего из великих пророков дохристианской эры. К Иоанну сходились те, кто хотел покаяться в совершенном зле. “Крещение”, которое совершал Иоанн раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них.
Христос Сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в очищении и в спасении, ибо был безгрешен. Тем не менее Он принял крещение для того, чтобы собственным примером показать: путь к богу начинается с очистительного покаяния.
“Богоявлением” этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было явление всех лиц Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Сыне, Сын божий крестился от рук Иоанна, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.


Слайд 12

Описание слайда:

Масленица
Масленица — сначала древнеславянский языческий многодневный праздник «проводов зимы», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам. Христианская церковь включила Масленицу в число своих праздников, которые предваряют Великий пост. В древности праздник этот заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, которые затем перешли в традиционные народные обычаи и обряды. На протяжении многих веков Масленица сохранила характер народ. гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катанием на санях с гор, быстрой ездой на лошадях. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с блином и сковородкой. С ним вместе веселились, а затем хоронили или провожали, сжигая на костре.


Слайд 13

Описание слайда:

«Евгений Онегин»(отрывки)
 
Народнопоэтические мотивы используются Пушкиным в произведениях. Фольклор выступает как средство характеристики народной жизни. О «привычках милой старины» Пушкин пишет и в романе «Евгений Онегин», рассказывая о деревенской жизни семьи Лариных:
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…».


Слайд 14

Описание слайда:

А.Н.Островский «Снегурочка»
Провожают Масленицу в «Снегурочке» А.Н. Островского. Обряд у драматурга приближается к народному. Чучело Масленицы везут берендеи и поют:
Прощай, Масленица!
Сладко, воложно нас кормила,
Суслом, бражкой поила,
Прощай, Масленица!
………………………..
Масленица мокрохвостка,
Поезжай домой с двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Весна – Красна,
Наша Ладушка пришла.


Слайд 15

Описание слайда:

И.Шмелев «Лето Господнее»
ВЕЛИКИЙ ПОСТ

«Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески с охотниками и утками уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник «филенщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап* кап* кап* Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенные вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что — то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. * Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, — священный. *Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. — Вставай, милок, не нежься* — ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. Где она у тебя тут, масленица — жирнуха* мы ее выгоним. Пришел Пост отгрызу у волка хвост. * Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник! — только казанчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову…» Так описывает начало Великого Поста — Чистый Понедельник Шмелев в своей книге «Лето господнее». Велики Пост — самый продолжительный и самый строгий.


Слайд 16

Описание слайда:

Вербное воскресенье
Вербное воскресенье и шествие на осляти
В последнее воскресенье перед большим праздником Пасхи — Воскресения Христа – отмечалось событие Входа Господня в Иерусалим. Христос приходит в Иерусалим, хотя знает, что здесь ищут Его смерти. Народ встречает Его радостно и торжественно, как земного царя, не разумея, что это Царь Небесный. Богослужебное название этого праздника — неделя Ваий (т.е.“ветвей”). В это воскресенье в храм полагается приносить пальмовые ветви, вспоминая, как народ срезал их и постилал под ноги Христа. На Руси в это время цветет только верба, ветви которой и освещают на богослужении; сам же день называется Вербным воскресеньем.


Слайд 17

Описание слайда:

«Лето Господнее»
«Прошла «верба». Вороха роз пасхальных, на иконы и куличи, лежат под бумагой в зале. Страстные дни. Я еще не говею, но болтаться теперь грешно, и меня сажают читать Евангелие. «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду…». Я не могу понять: Авраам же мужского рода! Прочтешь страничку, с «морским жителем» поиграешь, с вербы, в окно засмотришься. Горкин пасочницы как будто делает! Я кричу ему в форточку, он мне машет.»


Слайд 18

Описание слайда:

 Христиане ежегодно празднуют Пасху. Пасха — это праздник свободы. Во 2-ом     тысячелетии до н.э. еврейский народ — Израиль освободился от египетского рабства. Освобождение свершилось благодаря Богу.

Многие русские поэты прошлого посвящали свои стихи Пасхе.
А.К.Толстой «Благовест»


Слайд 19

Описание слайда:

«Лето Господнее»
«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах — пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах — новые красные «дорожки». В столовой на окошках — крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней — зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване, — чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым. Тихо на улице. Со двора поехала мохнатая телега, — повезли в церковь можжевельник. Совсем темно. Вспугивает меня нежданный шепот:
— Ты чего это не спишь, бродишь?..»


Слайд 20

Описание слайда:

Для православных христиан Пасха — главный праздник, это праздник всех праздников, ибо в этот день вновь переживается событие, не только изменившее ход человеческой истории, но и наполнившее новым содержанием взаимоотношения человека с Богом.
Православные христиане верят в Христа как в Спасителя, искупившего все грехи человечества, и, наконец, они верят в Христа как Сына Божьего, воскресшего после крестных страданий и победившего смерть.
Пасха в переводе с греческого обозначает “прохождение”.
Предваряющий Пасху Великий пост длится 40 дней в память о посте Иисуса Христа в пустыне. Пост — есть упражнение, способствующее подчинению души и тела духу, а через это — Богу.
Христиане обменивались на Пасху красными яичками, говоря при этом: “Христос Воскресе!”. Это очень старинный обычай. Христос дал людям новую жизнь, а яйца издавна символизируют тайну жизни. Пасхальное торжество в память Воскресения Иисуса Христа просто не могло обойтись без яйца.В старинных мифах разных времен и народов из яйца появляется все живое, а красный цвет говорит о том, что Христос Своей Кровью освятил жизнь.
По преданию, Мария Магдалина, как и все ученики Иисуса Христа, ходила по странам и городам, рассказывая всем о Нем, Его жизни и Чудесном Воскресении. Однажды она пришла в Рим, ее знали там раньше богатой и знатной и поэтому пропустили к императору Тиберию. Она подала ему яичко и сказала: “Христос Воскресе!”. Удивился император: “Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным!”. И вдруг яйцо стало менять свой цвет, порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко красным! В память об этом, начиная примерно с XII в., все христиане на Пасху приветствуют друг друга красным яйцом, хотя в церковный обиход символ яйца вошел намного раньше — еще в IV в.

Для православных христиан Пасха — главный праздник, это праздник всех праздников, ибо в этот день вновь переживается событие, не только изменившее ход человеческой истории, но и наполнившее новым содержанием взаимоотношения человека с Богом.
Православные христиане верят в Христа как в Спасителя, искупившего все грехи человечества, и, наконец, они верят в Христа как Сына Божьего, воскресшего после крестных страданий и победившего смерть.
Пасха в переводе с греческого обозначает “прохождение”.
Предваряющий Пасху Великий пост длится 40 дней в память о посте Иисуса Христа в пустыне. Пост — есть упражнение, способствующее подчинению души и тела духу, а через это — Богу.
Христиане обменивались на Пасху красными яичками, говоря при этом: “Христос Воскресе!”. Это очень старинный обычай. Христос дал людям новую жизнь, а яйца издавна символизируют тайну жизни. Пасхальное торжество в память Воскресения Иисуса Христа просто не могло обойтись без яйца.В старинных мифах разных времен и народов из яйца появляется все живое, а красный цвет говорит о том, что Христос Своей Кровью освятил жизнь.
По преданию, Мария Магдалина, как и все ученики Иисуса Христа, ходила по странам и городам, рассказывая всем о Нем, Его жизни и Чудесном Воскресении. Однажды она пришла в Рим, ее знали там раньше богатой и знатной и поэтому пропустили к императору Тиберию. Она подала ему яичко и сказала: “Христос Воскресе!”. Удивился император: “Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным!”. И вдруг яйцо стало менять свой цвет, порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко красным! В память об этом, начиная примерно с XII в., все христиане на Пасху приветствуют друг друга красным яйцом, хотя в церковный обиход символ яйца вошел намного раньше — еще в IV в.


Слайд 21

Описание слайда:

«Лето Господнее»
«Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет — X. В. На пасочной палатке тоже пунцовый крестик. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени — кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди.
Хрис-тос воскре-се из ме-ртвых…
— Ну, Христос Воскресе… — нагибается ко мне радостный, милый Горкин.
Трижды целует и ведет к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.
…сме-ртию смерть… по-пра-ав..!
Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная.»


Слайд 22

Описание слайда:

Среди весенних и летних праздников особо почитались в народе — Семик, Троица и Иван Купала.
В старинной песне так и поется:
Как у нас в году три праздника,
Первый праздник — Семик честной,
Другой праздник — Троицын день,
А третий праздник -Купальница.

Семик


Слайд 23

Описание слайда:

И. А. Бунин
ТРОИЦА

Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
Ив окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!
Ты нынче с трудовых, засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву — и смиренье
С. А. Есенин
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра — хмельная весна.
На резных окошках — ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам — белый перезвон.


Слайд 24

Описание слайда:

Иван Купала
В древности праздник этот отмечали почти все народы Европы. Приходится он на время летнего солнцестояния — 24 июня, канун христианского праздника рождества Иоанна Предтечи (Крестителя).
Купала — языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них — огонь и вода — участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода — омывает, поэтому на Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купание. Само название “Купала”, видимо, произошло от слов “купать”, “купанье”. Обычно с этого дня начиналось массовое купание в реках и озерах.
Вечером на Ивана Купалу, одевшись в чистые белые рубахи, русичи разводили на окраинах костры. Огонь непременно надо было добыть древним способом — трением. Как только пламя разгоралось, наступало оживление. Молодые запевали песни, а старики беседовали в сторонке, вспоминая старое житье. Среди игр любимой были прыжки через костер. Парни и девушки, взявшись за руки, перепрыгивали через огонь. Считалось, что если они не разомкнут рук, то вскоре поженятся. Верили и в другую примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродиться хлеб. Заканчивался праздник ночным купанием молодежи.
По народным поверьям, купальная ночь — таинственное время: деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев, река покрывается загадочным серебристым блеском, а ведьмы слетаются на Лысую гору и устраивают ежегодный шабаш. Считалось, что на Ивана Купалу травы набирают чудодейственную природную силу. До утра знахари и колдуны бродили по лесу в поисках целебных растений.
Православная церковь не признавала этот праздник, находя в нем много языческого и непристойного.


Слайд 25

Описание слайда:

Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»
«Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка? Много будет на них цветов разных; но сохрани тебя нездешняя сила вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось.
Петро хотел было спросить… глядь — и нет уже его. Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника. Поусомнился Петро и в раздумье стал перед ними, подпершись обеими руками в боки».


Слайд 26

Описание слайда:

Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»
«Раз кто-то уже, видно, сжалился над ней, посоветовал идти к колдунье, жившей в Медвежьем овраге, про которую ходила слава, что умеет лечить все на свете болезни. Решилась попробовать последнее средство; слово за слово, уговорила старуху идти с собою. Это было ввечеру, как раз накануне Купала».


Слайд 27

Описание слайда:

ВЫВОД
Главное в сюжете этих произведений — идея гармонии человека и природы, преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни. Все это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно с приходом цивилизации западноевропейского, урбанического типа. Сегодня видно, насколько сильна была в русском обществе ностальгия по «идеальному прошлому» и насколько это опиралось на характерное для России стремление узнать свои корни, откуда что «есть пошло», понять и осмыслить себя сегодняшнего через свое прошлое — историческое и мифологическое, оздоровить и исправить современное общество через обращение к заветам старины седой.


Слайд 28

Описание слайда:

Вывод
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен, освободиться от проклятого комплекса “Ивана, не помнящего своего родства”.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что «уважение к минувшему — черта, отличающая образованность от дикости».


Слайд 29

Описание слайда:

Применение проекта
Наш проект может быть использован на классных часах, посвященных народным праздникам; уроках литературы , факультативах.


Слайд 30

Описание слайда:

Использованная литература
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.


Слайд 31

Описание слайда:

Спасибо за внимание
Делу — время , потехе — час.


Масленица – один из самых веселых и ярких праздников в году. Народные гуляния, песни, потехи и, конечно, блины на все вкусы – все это про неделю перед Великим постом. Это беззаботное время, объединяющее всех людей, нашло отражение в произведениях русских писателей от Антона Чехова до Надежды Тэффи. Рассказываем, как отмечать и есть блины по классике.

Антон Чехов

У Антона Чехова есть несколько рассказов, посвященных Масленице или с нею связанных. Главный герой «Глупого француза», Генри Пуркуа, наблюдает за гостем трактира, поглощающим блины, и решает, что тот хочет покончить собой с помощью переедания. Писатель также придумал «Масленичные правила дисциплины». А рассказ «О бренности» обозначен как «Масленичная тема для проповеди» и почти целиком состоит из описания праздничной трапезы, да такого, что немедленно хочется бросить все и испечь блинчики:

«Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот…»

Впрочем, в этом коротком, на одну страницу, рассказе есть и саспенс, и даже полноценный твист в самом финале. Можете убедиться сами.


КУПИТЬ КНИГУ

Иван Шмелев

«Лето Господне»  Ивана Шмелева – невероятная по своей атмосфере книга, описывающая быт патриархальной купеческой семьи, которая следует церковному календарю, строго соблюдает посты и щедро отмечает религиозные праздники. И все это глазами ребенка, подмечающими все и превращающими повседневные дела в маленькое чудо. А глава, посвященная Масленице, ярко описывает народные гуляния в этот праздник.

«Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, «черные» блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Прошин, с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно дает по плеши. Слышится сочно – ляппп! Всем по череду: ляп… ляп… ляпп!.. Пар идет от блинов винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают».

или

«В субботу, после блинов, едем кататься с гор. Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычаньем высокие «дилижаны» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. <…> Катальщики веселые, хотят показать себя. Скатываются на коньках с горы, руки за спину, падают головами вниз. Скатываются вприсядку, вприсядку задом. Кричат – ура!»


КУПИТЬ КНИГУ

Иван Бунин

Рассказ Ивана Бунина «Чистый понедельник» из сборника «Темные аллеи» играет на противопоставлении внешнего мира и незаметного читателю и герою духовного поиска, который идет в душе его возлюбленной. Поэтому и момент поедания блинов накануне Великого поста подан максимально натуралистично, что не мешает мечтам повторить бунинскую комбинацию из блинов с икрой и замороженного шампанского.

«В нижнем этаже в трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским».


КУПИТЬ КНИГУ

Надежда Тэффи

Времена меняются. Неловкие ситуации остаются все теми же вне зависимости от эпохи и людей, которые в них попадают. Сцена застолья на широкую Масленицу из рассказа Надежды Тэффи «Блины» тому доказательство.

«На этот раз вам достается блин – один, всеми отвергнутый, с драным боком и дыркой посредине. Вы берете его с кротким видом сиротки из хрестоматии и начинаете искать глазами масло. Масло всегда бывает на другом конце стола. Это печальный факт, с которым нужно считаться. Но так как со своим маслом приходить в гости не принято, то нужно покориться судьбе и жевать голый блин. Когда вы съедите его, – судьба, наверное, улыбнется, и вам передадут масло с двух сторон сразу. Судьба любит кротких и всегда награждает их по миновании надобности».

Михаил Салтыков-Щедрин

В частично автобиографическом романе Михаила Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина» в главе, посвященной московскому быту, есть и упоминание Масленицы. Конечно, главный сатирик XIX века делает это со свойственной ему иронией.

«В воскресенье, последний день масленицы, ровно в полночь, цикл московских увеселений круто обрывался. В этот день у главнокомандующего назначался «folle journee» [веселый вечер]; но так как попасть в княжеские палаты для дворян средней руки было трудно, то последние заранее узнавали, не будет ли таких же folles journees у знакомых. Семья, которой не удавалось заручиться последним масленичным увеселением, почитала себя несчастливою. Целый день ей приходилось проводить дома в полном одиночестве, слоняясь без дела из угла в угол и утешая себя разве тем, что воскресенье, собственно говоря, уже начало поста…»

Александр Куприн

Роман Александра Куприна  «Юнкера» рассказывает о жизни, традициях и быте юнкерского училища в Москве. И, конечно, о его воспитанниках, которые учатся, заводят друзей, влюбляются и думают о будущем. Один из эпизодов, связанных с делами сердечными, разворачивается как раз на Масленицу, а потому и без того веселый праздник описан в книге с юношеским восторгом.

«О, языческое удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семушкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой закладкой и с затейливо комбинированной.

А для легкости прохода в нутро каждый блин поливается разнообразными водками сорока сортов и сорока настоев. Тут и классическая, на смородинных почках, благоухающая садом, и тминная, и полынная, и анисовая, и немецкий доппель-кюммель, и всеисцеляющий зверобой, и зубровка, настойка на березовых почках, и на тополевых, и лимонная, и перцовка, и… всех не перечислишь.

А сколько блинов съедается за Масленую неделю в Москве – этого никто никогда не мог пересчитать, ибо цифры тут астрономические».


КУПИТЬ КНИГУ

Михаил Зощенко

Речь о Масленице идет сразу в двух рассказах Михаила Зощенко. «Веселая Масленица» рассказывает об управдоме, который подумывает написать донос на соседок, а в результате теряет голову от блинов и не только. А в «Теперь-то ясно» задается шуточным вопросом, можно ли отмечать любимый праздник советскому гражданину.

«Скажем, пришла Масленица лопай блины. Хочешь со сметаной, хочешь с маслом. Никто тебе и слова не скажет. Только, главное, на это народных сумм не растрачивай. Ну а в 1919 году иная была картина.

В 1919 году многие граждане как шальные ходили и не знали, какой это праздник Масленица. И можно ли советскому гражданину лопать блины? Или это есть религиозный предрассудок? Как в других домах неизвестно, а в нашем доме в 1919 году граждане сомневались насчет блинов».


КУПИТЬ КНИГУ

20.01.2022

10 книг о народных традициях и обычаях

30 декабря 2021 года вступил в силу Указ Президента РФ Владимира Путина «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России».

Основная цель: популяризация народного искусства, сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.

Наследием являются культура и искусство коренных народов России, технологии промыслов, фольклорные традиции, бережное отношение к сохранению которых предстоит нынешнему и будущему поколениям.

Данная подборка книг поможет детям дать представление о культурном смысле народных традиций, взаимосвязях этнического и религиозного начал в жизни людей. Читатели познакомятся с народными праздниками, обычаями, бытом, одеждой, кухней разных народов.

1. Александрова Л.А. Народный календарь: иллюстрированный словарь         6+

Издательство: Белый город, 2005.  

Очередная книга из серии «История России» рассказывает о народном календаре, появившемся благодаря собранной житейской мудрости.

Книга состоит из двух частей. Первая часть – это захватывающая сказка о народных приметах на все случаи жизни. Здесь можно узнать, что один из самых древних календарей – узор на кувшине. Из сказочной повести вы узнаете,  что такое куколь, башмаки, туеса, гусли. Иллюстрации автора наглядно покажут, как выглядели кувшины для праздничных обрядов, ткацкий станок, светец, медный самовар, амулеты-обереги, праздничные костюмы.

Вторая часть книги – это иллюстрированный словарь с народными приметами на отдельные дни календаря: Святки, Масленица, Благовещение, праздник Троицы и многое другое. Приведены старинные названия месяцев, поговорки и песни. Всё это дополняют рисунки и репродукции картин известных художников, таких как Саврасов, Суриков, Васнецов, Кустодиев.

2. Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт: энциклопедия для детей 

Издательство: Астрель, 2002.            12+

Эта книга рассказывает о том, как складывались правила поведения людей в обществе и семье – в разных странах и у разных народов – на протяжении веков и тысячелетий. И какими они стали в современном мире, где мы сегодня живём.

Интересные факты и важные советы, сопровождаемые красочными иллюстрациями, помогут как дома, так и за рубежом оказаться «на высоте» в самой неожиданной ситуации.

3. Праздники народов России 

Издательство: РОСМЭН, 2002.            6+

Более 190 различных народов проживает в современной России. Численность и территория каждого народа различны, но культура, обычаи, праздники даже самого малочисленного народа – это часть культуры общечеловеческой. 

Книга посвящена национальным праздникам: религиозным, бытовым, семейным. И в каждом из них проявляется самобытность народной культуры, традиции, обычаи. 

Энциклопедия рассказывает о том, какие праздники существуют у народов, проживающих в России, как к ним готовятся и как отмечают. Книга написана специалистами Института этнологии и антропологии РАН.

4. Синова И.В. Народы России: история и культура, обычаи и традиции: справочник школьника

Издательство: Литера, 2008.                6+

Книга рассказывает о народах России. В ней вы узнаете, какие народы населяют нашу страну, какие являются коренными, ознакомитесь с их традиционными занятиями, бытом, жилищем, одеждой, обычаями, национальной кухней. 

Вы узнаете о том, какие народы являются самыми многочисленными, а какие насчитывают всего несколько сотен человек. Знание о самобытных традициях, промыслах и культуре малых народов создаёт целостную картину о населении нашего государства.

5. Иванов Ю.Г. Наша родина – Россия: детская энциклопедия в вопросах и ответах: природа, народы, культура, обычаи, история, знаменитости

Издательство: Русич, 2008.                 6+

Где стоит самая высокая в мире статуя? Где отмечена самая низкая в России температура? Где находится самая великолепная система фонтанов? Какая железная дорога самая протяженная в мире? 

Более 1200 подобных вопросов задано любопытному читателю на страницах этой книги. Прочитав её, он будет изумлен, узнав, насколько интересна, богата и самобытна страна, в которой живёт.

6. Русская семья. Праздники и традиции: православный календарь: для семейного чтения 

Издательство: Белый город, 2008.            6+

Сборник построен по принципу православного календаря. Перед читателем проходит жизнь традиционной русской семьи в течение года. Описания основных христианских праздников, мировоззренческие и исторические тексты, жития святых чередуются с рассказами и стихами русских писателей и поэтов. 

Это книга для семейного чтения. Читатель словно смотрит на мир глазами ребёнка из произведений Василия Никифорова-Волгина, Ивана Шмелева, Аполлинария Васнецова. Сборник дополнен описаниями русских праздников и традиций, народными песнями, закличками и пословицами, интересными рецептами из кулинарных книг XIX века, проиллюстрирован произведениями русской живописи XIV-XX веков, фотографиями и старинными открытками.

В книге вы прочтете о том, как строили и освящали жизнь наши отцы, матери, бабушки, дедушки. Как умели они держать лад в доме, какими чудесными радостями были наполнены дни их семейной жизни, протекающей в русле родных традиций, связанных с неизменным круговым движением праздников и будней. 

7. Терещенко А.В. История культуры русского народа

Издательство: ЭКСМО, 2008.              12+

Александр Власьевич Терещенко – выдающийся знаток русской жизни, автор многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры.

Традиции нашего народа – это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что, в конечном счёте, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времён и поколений, а в трудную минуту получить необходимую поддержку и жизненную опору.

В книге «История культуры русского народа» подробно и со знанием дела описано, как русские люди ели и пили,  какую одежду носили, и в каких домах жили, какими промыслами и ремёслами славились. А также особенности семейного уклада, правовых отношений, народной медицины, обрядов и обычаев.

8. Нэй В.А. Русский праздник. Традиции и обычаи: эта книга станет для вас добрым другом на долгие годы

Издательство: Рипол Классик, 2011.           16+

Эта книга – практически первая современная попытка рассказать об основных русских праздниках, имеющих как христианское, так и традиционное происхождение. Читатель сможет узнать о традициях, обычаях, поверьях и приметах, связанных со Святками и Рождеством, с Масленицей и Троицей, с Иваном Купалой и тремя Спасами. 

При подготовке издания были использованы работы (в том числе малодоступные) ряда крупных отечественных исследователей, таких как И. Снегирёв, C. Максимов, И. Сахаров, А. Коринфский, других. 

В приложении приводятся перечни традиционных русских праздников и изданий, из которых можно узнать о них больше.

9. Михеева Л.Н. Русские традиции и праздники: хрестоматия «Отечество»: для среднего школьного возраста

Издательство: Дрофа-Плюс, 2007.             12+

Эта книга – рассказ о русских народных праздниках, о быте, традициях и обычаях русского народа. В сборник вошли русские народные загадки, пословицы, поговорки и заклички.

Книга «Русские традиции и праздники» познакомит читателей с народными особенностями празднования Масленицы, Рождества, Нового года, Ивана Купалы и других праздников. 

Из книги можно узнать особенности старинного русского быта: как одевались-обувались наши предки, как строили жилища, в какие игры играли дети и многое другое.

10. Детям о традициях и праздниках русского народа

Издательство: Паритет, 2017.               6+

В книге, посвящённой русским народным обычаям и праздникам, особое место уделено семейным традициям и народным играм с участием в них детей. Поговорки, пословицы, загадки дополняют рассказ о главных праздниках народного календаря – Рождестве, Святках, Крещении, Сретении, Масленице, Пасхе, Троице, Иване Купала, Покрове.

Подобрать литературу помогли партнёры проекта:   


дата создания: 20.01.2022 15:52, дата последнего изменения: 20.01.2022 15:53

1.

Библиотечный проект
«Русская культура в произведениях русских классиков»
Обычаи, традиции и праздники
русского народа в
произведениях
русских классиков
Выполнила:
учащаяся 8-А класса
МБОУ г. Горловки
Лицей №14 «Лидер»
Лыкова Полина

2.

Народная культура — это национальная память
народа, то, что выделяет его в ряду других
народов, хранит человека от обезличивания,
позволяет ему ощутить связь времен и
поколений, получить духовную поддержку и
жизненную опору. Ведь закон памяти
гласит: «Народ, забывший свою историю,
умрет».

3. Традиции, обычаи и праздники

Отражением жизни народа и
общества всегда была
литература, поэтому нет
такого русского писателя,
который бы не говорил с
восхищением о народном
быте, о веселых праздниках,
традициях и обычаях, которые
являются неотъемлемой
составляющей русской
культуры. Произведения
русских классиков являются
нитью, связывающей нас с
прошлым, знакомят нас с
бесценным культурным
наследием великого русского
народа.

4.

Русский народ поистине уникален, потому что наряду с
высокоразвитой современной культурой бережно хранит
традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в
православие, но даже в язычество.
Христианство подарило русским такие замечательные
праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а
язычество – Масленицу и Ивана Купала.

5.

Любимыми русскими праздниками всегда были Новый год и
Рождество.
История празднования Рождества в России восходит к X веку,
когда произошло крещение Руси. Это православный праздник, второй
по значимости после Пасхи для русского народа. Рождество считается
праздником милосердия. Это день примирения, прощения обид и
совершения добрых дел, а главное – сделанное за день соизмеряется с
заповедями Христа.
Рождество приходится на период народных святок, которые
начинаются с Сочельника (24 декабря/6 января) и заканчиваются
Крещением (6/19 января).

6.

В русской литературе святочная тема начинает развиваться с середины
XVIII века: вначале это были анонимные комедии об игрищах,
святочные былички и историйки. Характерной их особенностью стали
давние представления о том, что именно в период святок наибольшую
активность приобретает «нечистая сила» – черти, лешие, кикиморы,
банники и др.
На Святки славяне рядились в страшные маски и вывороченные
наизнанку лохматые шубы, красили лица сажей. Пугающие
костюмы были призваны помочь людям затеряться среди
представителей нечистой силы, свободно разгуливающих по
земле. Ряженые устраивали сценки и представления, пели и
ходили по домам, выпрашивая угощение – колядовали, а девушки
по вечерам устраивали святочные гадания «на жениха».

7.

Николай Гоголь стал
в России одним из первых
писателей, положивших
канун святого праздника
в основу литературного
сюжета. В своей повести
«Ночь перед
Рождеством» он
красочно описал
фольклорные
обычаи празднования
этого православного
праздника, которые не
поощрялись Церковью,
потому что в их основе
лежало язычество.

8.

«Чудно
блещет
месяц!
Трудно
рассказать, как хорошо потолкаться в
такую ночь между кучею хохочущих и
поющих девушек и между парубками,
готовыми на все шутки и выдумки, какие
может только внушить весело смеющаяся
ночь. Под плотным кожухом тепло; от
мороза еще живее горят щеки; а на
шалости сам лукавый
подталкивает сзади.
Кучи девушек с мешками вломились в
хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот,
рассказы оглушили кузнеца.
Все
наперерыв спешили рассказать красавице
что-нибудь новое, выгружали мешки и
хвастались
паляницами,
колбасами,
варениками, которых успели уже набрать
довольно за свои колядки. Оксана,
казалось,
была
в
совершенном
удовольствии и радости, болтала то с той,
то с другою и хохотала без умолку. С
какой-то досадою и завистью глядел
кузнец на такую веселость и на этот раз
проклинал колядки, хотя сам бывал от них
без ума» (Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

9.

Понятие «коляда» имело разное значение в зависимости от региона.
«Коляда» («коледа») на севере — это рождественский сочельник,
колядование — это обряд хождения по домам на Рождество
с поздравлениями и песнями. Колядовали по всей Руси. Молодежь
после всенощной или заутрени шла целой толпой, устраивала
«хождения», или колядования. При этом сопровождалось все
песнями.

10.

«Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося
народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки
шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь
веселая песня, которую тут же
успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. Маленькие окна подымались, и
сухощавая рука старухи высовывалась из окошка с колбасою в руках или
куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили
свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу
девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой
всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он
летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет
готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и
еще белее казался свет месяца от блеска снега».
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

11.

Подробное описание празднования
Рождества можно найти в повести
Ивана Сергеевича Шмелева «Лето
господне». Эту удивительную книгу
называют энциклопедией
православных праздников.
В повести писатель показывает нам
подлинный уклад русской жизни. Семья
Вани следует христианским традициям,
отмечает православные праздники,
помогает всем обездоленным и нищим,
а также воспитывает детей в
соответствии с христианскими
канонами.

12.

«Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, — лес елок. А какие елки!
Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, — тычинки. У нашей елки…
как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес.
Стоят, в снегу. А снег повалит, — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу.
Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться.
Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сладкий сбитень! калачики
горя-чи!..» В самоварах, на долгих дужках, — сбитень. Сбитень? А такой горячий,
лучше чая. С медом, с имбирем, — душисто, сладко. Стакан — копейка. Калачик
мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, — пальцы жжет. На снежку,
в лесу… приятно! Потягиваешь понемножку, а пар — клубами, как из паровоза.
Калачик — льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз
крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется,
наступишь — хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а… тепло!..»

13.

Наряду с волшебными сказками по мотивам народных обычаев
и рождественскими рассказами с каноническим сюжетом выделяют
авторский рассказ, традиция которого пришла в Россию из Европы —
вместе с традициями светского праздника как такового.
Рождественский рассказ — это небольшое произведение о чуде, которое
случается в рождественский сочельник с людьми, попавшими в трудную
жизненную ситуацию.
Сочельник — последний день рождественского поста, представляющий
собой торжественное застолье. Собравшиеся приступают к еде после того,
как появляется первая вечерняя звезда. Обычно это происходит ещё в
сумерках. Такие обычаи и обряды, призваны обеспечить хозяйственное и
семейное благополучие в течение всего года. В этот день христиане
смиренны, совершают добрые дела, раздают милостыню.
Чудо совсем не обязательно связано с событиями сверхъестественного
порядка — посещением ангелов или Христа (хотя встречается и такое),
гораздо чаще это чудо бытовое, которое может восприниматься просто как
удачное стечение обстоятельств, как счастливая случайность. Однако для
рассказов, опирающихся на евангельскую систему ценностей, и
случайности не случайны: в любом успешном стечении обстоятельств и
автору и героям видится милостивое небесное водительство. Чудо
Рождества

14.

В финальной части рождественского рассказа добро обязательно побеждает
зло, проблемы решаются, а герои получают необычные подарки.
Святочные и рождественские рассказы могли быть и грустными, и
весёлыми, и страшными и смешными, они могли иметь счастливый или
трагичный финал, но при всём разнообразии имели нечто общее.
Эти признаки впоследствии выделил Н.С. Лесков в своём рассказе
«Жемчужное ожерелье»: «От святочного рассказа непременно требуется,
чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до
Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь
мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы
он оканчивался непременно весело. […] он должен быть истинное
происшествие».

15.

Почти все известные писатели,
которые работали в периодических
изданиях во второй половине XIX
века,
писали
святочные
рассказы: Николай Лесков, Михаил
Салтыков-Щедрин,
Глеб
Успенский, Антон Чехов, Дмитрий
Мамин-Сибиряк,
Владимир
Короленко, Павел Засодимский,
Леонид Андреев, Максим Горький.
В
рождественских
номерах
журналов
«Игрушечка»
и «Задушевное слово» были
опубликованы рассказы «Христос
в гостях у мужика», «Неразменный
рубль»,
«Дурачок»
Николая
Лескова. А Павел Засодимский
в 1883 году выпустил два тома
детских «Задушевных рассказов».
Дмитрий Мамин-Сибиряк пишет
детские святочные рассказы для
сборника
«Зарницы.
Второй
сборник рассказов для старшего
возраста».

16.

Традиции святочного
рассказа особо чтил А.
И.
Куприн,
создав
прекрасные
образцы
жанра – рассказы о
вере,
добре
и
милосердии «Бедный
принц» и «Чудесный
доктор»,
а
также
писатели
русского
зарубежья И. А. Бунин
(«Крещенская ночь» и
др.), И. С. Шмелёв
(«Рождество» и др.), В.
Никифоров-Волгин
(«Серебряная метель»
и др.).
В святочных рассказах
можно найти традиции
и обычаи празднования
Рождества людьми того
времени.

17.

«В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили,
из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы… Ставили
под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну… будто Он на
сене, в яслях.
Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза.
Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком
протрешь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон – другая (…)
Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок,
— мороз и не щиплет. Выйдешь — певучий звон (…) плывет, не молкнет;
сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, — Рождество.
Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой,
особенный какой-то, детский, теплый… — и почему-то видится кроватка,
звезды.
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови Свет Разума…
И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный… был
всегда. И будет.
Идешь из церкви. Все — другое. Снег — святой. И звезды — святые, новые,
рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та
давняя звезда, которая волхвам явилась? Вот она: над Барминихиным
двором, над садом! Каждый год — над этим садом, низко (…) И — на душе
тепло, от счастья».
(И.С.ШМЕЛЕВ «Рождество»)

18.

«- Гриш, а Гриш! Гляди-ка поросенок-то… Смеется… Да-а. А во рту-то у
него!.. Смотри, смотри… травка во рту, ей-богу, травка!.. Вот штука-то! И
двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном
гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать (…) Здесь,
освещенные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных
крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов,
нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу;
протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные
копченые и маринованные рыбы; ниже, окруженные гирляндами колбас,
красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала…
Бесчисленное множество баночек и коробочек с солеными, вареными и
копчеными закусками довершало эту эффектную картину (…) мальчуганы
торопливо побежали по улице. Иногда сквозь запотевшие окна какогонибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью
ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки…
(…) Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими
синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы,
веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся
лица нарядных дам».
(А.И.Куприн «Чудесный доктор»)

19.

Масленица — древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в
.
течение недели перед Великим постом. Веселые проводы зимы,
озаренные радостным ожиданием близкого тепла и весеннего
обновления природы.
На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник.
Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной,
разорительницей.
На каждый день масленой недели существовали определённые обряды.
Как в старину, так и ныне, главное угощение на Масленице – это блины,
которые пекут каждый день, начиная с понедельника. Потчевание
блинами на масле и водкой породило поговорку: «Не житье, а
Масленица».

20.

Тема Масленицы нашла отражение
как в народном творчестве
.
в виде песен, пословиц и поговорок, в картинах русских
художников, так и в художественной литературе.
Петр Вяземский
Скоро Масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.

Разгулялись город, села,
Загулялись стар и млад,—
Всем зима родная гостья,
Каждый масленице рад!
Самый яркий литературный образ
Масленицы находим в повести
И.С.Шмелёва «Лето Господне»,
где есть целая глава, посвященная
этому празднику.

21.

Описаны празднования Масленицы
. и в книгах М.Е. СалтыковаЩедрина «Пошехонская старина», А.И. Куприна «Юнкера», М.А.
Шолохова «Тихий Дон», где автор описывает праздничный стол на
Масленицу в семье донских казаков Мелеховых. И.А. Гончаров в
произведении «Фрегат «Паллада» описывает, как матросы
праздновали в плавании Масленицу. В рассказе И. А. Бунина
«Чистый понедельник» выразительно показана московская жизнь
начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того,
содержится отличное напоминание: следом за веселой
Масленицей обязательно придет Великий пост.

22.

Русские народные обычаи и традиции празднования
.
Масленицы подробно описаны в весенней сказке
А.Н.Островского «Снегурочка»:
Раным-рано куры́ запели,
Про весну обвестили.
Прощай, Масляница!
Сладко, во̀ложно нас кормила,
Суслом, бражкой поила.
Прощай, Масляница!
Пито, гуляно было вволю,
Пролито́ того боле.
Прощай, Масляница!
Мы зато тебя обрядили
Рогозиной, рединой.
Прощай, Масляница!
Мы честно̀ тебя проводили,
На дровнях волочили.
Прощай, Масляница!
Завезем тебя в лес подале,
Чтоб глаза не видали.
Прощай, Масляница!

23.

Пасха, Светлое Христово Воскресение — главный православный
.
праздник не только в религиозном, но и в культурном смысле.
Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, которое является центром
всей библейской истории и основой всего христианского учения. Праздник
Пасхи празднуется очень торжественно и с большим размахом. После
пасхального поста устраиваются роскошные застолья и народные гулянья.
Но сначала ходят в церковь, освящают куличи и крашеные яйца. Пасху
любят и взрослые, и дети.
Духовная природа этого светлого торжества не могла не найти
отражения в русской литературе. Многие выдающиеся писатели
обращались к теме пасхальных праздников, размышляя о
непреходящих духовных ценностях: о добре и милосердии, о
страдании и сострадании, о любви и прощении.

24.

Сто лет назад процветал особый
. жанр пасхального назидательного
рассказа, и ему отдавали дань лучшие литераторы того времени. Жанр
Пасхального рассказа — в отличие от рассказа святочного — скорее
уникальное явление в том плане, что он присущ только России, русскому
Православию. Пасхальный рассказ назидателен — он учит добру и
Христовой любви. Его сюжеты — нравственное перерождение человека,
прощение во имя спасения души, любовь и милосердие.
А вот и самые настоящие пасхальные
рассказы: М. Салтыков-Щедрин «Христова
ночь», Д. Григорович «Светлое Христово
Воскресение. Пасхальное предание», В. В.
Набоков «Пасхальный дождь», Саша
Черный «Пасхальный визит». У Леонида
Андреева тоже есть пасхальные рассказы:
«Прекрасна жизнь для воскресших»,
«Гостинец», «В Сабурове», «Баргамот и
Гараська». Нельзя не вспомнить о
«Запечатленном ангеле» Н. Лескова, нежном
и лиричном «Путь в Еммаус» Федора
Сологуба. «Выбранные места из переписки
с друзьями» Гоголя завершаются главой
«Светлое воскресение».

25.

Вот как описывает русские традиции
празднования Светлой Пасхи
.
Игорь Северянин в своем стихотворении «Пасха в Петербурге»:
Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой.
Пахло солнцем, оконною краской
И лимоном от женского тела,
Вдохновенно-веселою Пасхой,
Что вокруг колокольно гудела.
И у памятника Николая
Перед самой Большою Морскою,
Где была из торцов мостовая,
Просмоленною пахло доскою.
Из-за вымытых к Празднику стекол,
Из-за рам без песка и без ваты
Город топал, трезвонил и цокал,
Целовался, восторгом объятый.
Было сладко для чрева и духа.
Юность мчалась, цветы приколовши.
А у старцев, хотя было сухо,
Шубы, вата в ушах и галоши…
Поэтичность религии, где ты?
Где поэзии религиозность?
Все «бездельные» песни пропеты,
«Деловая» отныне серьезность…
Пусть нелепо, смешно, глуповато
Было в годы мои молодые,
Но зато было сердце объято
Тем, что свойственно только России!
Пасхальные мотивы у наших классиков самые разные – светлые,
грустные, очень поучительные и читать их нужно вслух в семейном кругу.
А ещё о том, что все прозвучавшие произведения заставляют ещё раз
задуматься о жизни духовной.

26.

Ночь на Ивана Купала – самый .яркий праздник славянского лета.
Корни его уходят в незапамятную древность. Этот праздник окружён
мифами и легендами. Он очень поэтичен: романтика любви и тайны
пронизывает Купальскую ночь, расцветая в строках фольклора. Но не
только в народных песнях отражена красота Купальской ночи.
Писатели и поэты XIX – XX веков тоже обращались к мифологической
тематике купальских костров и цветущего папоротника.

27.

.
Самым впечатляющим описанием
ночи на Ивана Купала русская
литература
обязана
Николаю
Васильевичу
Гоголю:
«Дикой
бурьян чернел кругом и глушил все
своею густотою. Но вот блеснула на
небе зарница, и перед ним
показалась целая гряда цветов, все
чудных, все невиданных. Тут же и
простые листья папоротника. Глядь,
краснеет маленькая цветочная почка
и как будто живая движется. В
самом деле чудно! Движется и
становится все больше, больше и
краснеет, как горячий уголь.
Вспыхнула звездочка, что-то тихо
затрещало и цветок развернулся
перед его очами, словно пламя,
осветив и другие около себя…».

28.

Романтичный и богатый мифологией праздник Иван Купала всегда
волновал поэтов. К теме Купальской ночи обращались Александр
Блок, Сергей Есенин и др.
Иванова ночь
Мы выйдем в сад с тобою, скромной,
И будем странствовать одни.
Ты будешь за травою темной
Искать купальские огни,
Я буду ждать с глубокой верой
Чудес, желаемых тобой:
Пусть вспыхнет папоротник серый
Под встрепенувшейся рукой.
Александр Блок

29.

Произведения русских классиков – это неисчерпаемый
кладезь знаний о традициях, обычаях и нравах наших
предков. Они помогают передавать эти знания из
поколения в поколение.
Русские люди обязаны беречь и уважать
неотъемлемую часть русской культуры.
Спасибо за внимание!
эту

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Произведение праздник непослушания михалкова
  • Прокофьева сценарий мероприятия
  • Произведение праздник весны
  • Прокопий устюжский праздник
  • Прозвенел стрелою праздник вольный