Произведения русских художников на тему народных праздников

Рождество, Новый год, святки в картинах русских художников


Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала «Нива». Гравировал Шюблер


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля 

* * *


Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.

* * *


Подготовительный рисунок к картине «Елочный торг». 1918
Кустодиев Борис Михайлович


Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98×98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и «Елочный торг» – произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и «слышит» работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто «в некотором царстве, в некотором государстве». Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников «Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко». Белый город, 2003.

* * *


За ёлками
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *


Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *


Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.

* * *


Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.

* * *


Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.

* * *


Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.

* * *


Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.

* * *


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале «Нива»

* * *


Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло
Государственный Русский музей


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 — 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев — бродячих музыкантов. Талант — это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант — это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, — это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры

* * *


Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г. 

* * *


Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина

* * *

Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua

* * *


Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

Слайд 1



Народный праздник в картинах русских художников

Описание слайда:

Народный праздник в картинах русских художников


Слайд 2



П. Транковский
Путешествие со звездой. 1900

Описание слайда:

П. Транковский
Путешествие со звездой. 1900


Слайд 3



Б.М. Кустодиев
Зима. Крещенское водосвятие. 1921

Описание слайда:

Б.М. Кустодиев
Зима. Крещенское водосвятие. 1921


Слайд 4



Б.М. Кустодиев
Масленица. 1919

Описание слайда:

Б.М. Кустодиев
Масленица. 1919


Слайд 5



В.И. Суриков
Взятие снежного городка. 1891

Описание слайда:

В.И. Суриков
Взятие снежного городка. 1891


Слайд 6



С. Крылов
Масленица

Описание слайда:

С. Крылов
Масленица


Слайд 7



Б.М. Кустодиев
Вербный торг у Спасских ворот. 1917

Описание слайда:

Б.М. Кустодиев
Вербный торг у Спасских ворот. 1917


Слайд 8



А.В.Маковский
Пасхальный стол

Описание слайда:

А.В.Маковский
Пасхальный стол


Слайд 9



Б.М. Кустодиев
Пасхальный обряд. 1916

Описание слайда:

Б.М. Кустодиев
Пасхальный обряд. 1916


Слайд 10



А.А. Пластов
Пасхальный натюрморт. 1920

Описание слайда:

А.А. Пластов
Пасхальный натюрморт. 1920


Слайд 11



Н.А. Кошелев 
Дети, катающие пасхальные яйца. 1855

Описание слайда:

Н.А. Кошелев
Дети, катающие пасхальные яйца. 1855


Слайд 12



В.Е. Маковский
Молебен на Пасху

Описание слайда:

В.Е. Маковский
Молебен на Пасху


Слайд 13



М.А. Мохов
Пасха

Описание слайда:

М.А. Мохов
Пасха


Слайд 14



С.Ю. Жуковский
Пасхальный натюрморт

Описание слайда:

С.Ю. Жуковский
Пасхальный натюрморт


Слайд 15



А.Е. Архипов
Радоница. 1892

Описание слайда:

А.Е. Архипов
Радоница. 1892


Слайд 16



Б.М. Кустодиев
Троицын день. 1920

Описание слайда:

Б.М. Кустодиев
Троицын день. 1920


Слайд 17



П.А. Суходольский
Вечер под Ивана Купала

Описание слайда:

П.А. Суходольский
Вечер под Ивана Купала


К. Е. Маковский — «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)» (1895 год)

В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто — сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах. А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.

Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, оставил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей.
Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви.

Но вернемся к картине. Хозяйка в жёлтом летнике держит в руке кубок. Рядом, совсем недовольная — видимо дочь хозяина. Глумливые гости радостно выстраиваются в очередь. Судя потому, что некоторые участники пира уже в говно и валяются под столами. Получать слюнявые лобзания от этих хмельных бородатых рыл не самое приятное удовольствие. Думаю, что ухмыляющийся карлик на это намекает. Но суровое положение женщин в древней Руси давайте обсудим в другой раз.

Другое название картины «Пир у боярина Морозова». Борис Морозов — воспитатель царя Алексея Михайловича Романова (сам царь чуть выше на картине Шварца из церкви едет). Прославился этот боярин тем, что влияние на царя имел огромное, богатство несметное, а при этом еще и государственную казну «распиливал» не стесняясь, из за чего не дюжие проблемы имел (например, считается, что соляной бунт в Москве вспыхнул как раз по вине Морозова). Хотя, может быть на именитого боярина наговаривают… никогда на Руси не любили ни правительство ни богачей. После смерти Бориса состояние перешло к его родственнице Феодосии, вошедшей в историю, как просто боярыня Морозова. Но это уже совсем другая история и о ней Суриков лучше знает .
Изображение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев безвозвратно ушёл в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские традиции и обычаи, но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений нельзя ни производить, ни ввозить, и утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью.

В век информационных технологий, интернета, компьютерных игр и скоростной жизни, современное поколение постепенно утрачивает связь с традициями и обрядами прежней жизни русского народа, считая традиции пережитком прошлого, которое знать не так обязательно, но русская культура старается сохранять правила, обычаи, традиции. В образцах праздников передается информация о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна. Отмечая каждый календарный праздник, люди часто не знают причин, побуждающих их вести себя именно так, а не иначе: почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины, почему вешают на елку золотые шары и маленькие игрушки или почему пекут куличи на Пасху и красят яйца и т.д. Праздники продолжают жить и в наши дни. Ведь в образах праздника люди переживают свою изначальную связь с миром. В праздниках заложено начало искусства и литературы.

Несмотря на то, что понятие «традиции» известно всем, далеко не полностью осознается их роль в жизни общества. Традиционность – это передаваемость определенных ценностей и опыта от поколения к поколению. Современные русские люди знают о своих обычаях и традициях до обидного мало, часто их знания о культурах других народов бывают более обширными. «Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории», — говорил русский художник Васнецов. Я полностью согласен с этим высказыванием и поэтому поставил перед собой цель — рассмотреть комплекс народных традиций и обрядов; приблизиться к пониманию традиций и жизни своих предков, чтобы помнить свои корни, ведь наши предки — отражение давно минувших дней.

Праздники существовали всегда, во все времена, изменяясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Современному поколению не помешает разобраться в истории праздников, которые мы празднуем. Ведь есть и поддельные праздники, отмечание которых – не шутка, и может дорого обойтись. В то же время есть действительно великие, прекрасные праздники, о которых мы мало знаем. Знать историю праздников – значит, знать свою Родину, свою культуру и иметь дополнительные поводы для радости.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Говоря о народных традициях и обрядах, нельзя не сказать и о том, что это не только часть фольклора. С давних времен люди ощущали себя частью природы, чувствовали себя участниками природных событий, а одним из способов этого участия и были календарные народные праздники и корни праздников тесно переплетаются с обрядами и ритуалами.

Праздники появились достаточно давно, еще в древности, и выполняли несколько основных функций — эстетическую, нравственную, развлекательную. Сложно определить период, когда в жизни народа не существовало праздников. Скорее всего, истоки праздника начинаются с ритуальных плясок вокруг костра. Ведь со времен существования язычества, человек никогда не упускал возможности поплясать, попеть или устроить игры. К праздникам относили и поклонение Богам, и жертвоприношение, и ритуальные танцы. Праздники способны объединять людей в группы и наоборот — разбивать на общности в соответствии с национальностью, государством, религией и т.д. Праздник, как социальное событие, формирует определенные правила и способы поведения, создает ценности. Любой праздник имеет свои традиции и обычаи, заложенные еще в глубокой древности. Если раньше праздники носили только характер традиции, то позже они стали официальными, а еще позднее — регламентированными. Праздник воспринимается людьми как нечто необычное, отдельное от реальной жизни.

На уроках изобразительного искусства при изучении темы истории искусства, мы коснулись обрядовых праздников русского народа и столкнулись с фактом, что если с обрядами, связанными с православной церковью, мы ещё хоть как-то знакомы, то о праздниках, уходящих корнями в язычество, мы не знаем практически ничего.

Из праздничных традиций и обрядов известны лишь крашение яиц и приготовление куличей на Пасху, выпекание блинов и сжигание чучела на Масленицу.

Масленица некоторыми учениками была отнесена к православным праздникам, а католический праздник День Святого Валентина причислен к русским языческим.

Рождество. Основой Рождественских традиций является:

Украшение жилища Рождественской елью (но мы называем её – Новогодняя ель), праздничный ужин в кругу семьи, подарки (традиция произошла от трёх волхвов, которые принесли Иисусу дары – золото, ладан и смирну);

Традиции, характерные для православного Рождества это Святки и Колядки.

Колядки — старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями и сама песня. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки — старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались — рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных. Сейчас этот обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам и в городах, и в деревнях. Колядки, согласно преданиям, тени предков, они пускаются в дальний путь проведать потомков и принести из подземного мира залог урожайного года, достатка и благополучия.

Крещение (19 января) Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка. Сейчас накануне этого праздника и старые и молодые – ходят в церковь, чтобы отстоять службу, многие окунаются в прорубь, так как по народным поверьям, окунувшийся в крещенскую воду человек болеть не будет весь год, потому что вода имеет целебные свойства.

Святки. На Святки ходили ряженые, они пели под окнами домов колядки – пожелания добра, благополучия и изобилия, а хозяева готовили для них угощение. Святки считались идеальным временем для гаданий. Для гаданий выбирали «нечистые» места, где, как считалось, обитает нечистая сила: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.

Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до бытовых и житейских дел, девушки же старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженом.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые — колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. Современные гадания сильно отличаются от старинных гаданий, но, тем не менее, обычай этот сохранился: и в наше время молодые девушки гадают при свечах.

Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено Масленой неделей. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица — это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек и т. д. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась.

Знаменита была Масленица своими кулачными боями. Кульминацией праздника были костры, которые разводили ближе к сумеркам. Едва раздавались звуки вечернего благовеста, веселье прекращалось. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, — Прощеное воскресенье. По обычаю, все «прощались», то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощеное воскресенье крестники обязательно посещали крестных отца и мать. Было принято друг другу дарить пряники, коврижки, медовики.

Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа. За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий хлеб) и красят яйца, которые символизируют собой тело Христа. Утром после того, как во всех храмах прошли всенощные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или крашенное яйцо которые называли «крашенки» или «писанки» если яйца были с узорами. Подарки преподносятся со словами: «Христос Воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» и подарить в ответ или кулич, или крашеное яйцо. Этот обычай именуется «Христосование». На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их.

Этот обычай свято чтят и наши жители: также ходят в церковь, пекут куличи, красят яйца, при встрече говорят: «Христос Воскресе!» и в ответ получают: «Воистину Воскресе!»

С праздником Пасхи связано множество различных поверий. Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого началом возрождения, обновления жизни. Вся Пасхальная неделя посвящалась развлечениям. В Пасхальную неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

Троица. В основе православного праздника Троицы лежит христианская легенда о сошествии Святого Духа на апостолов. Она рассказывает о событии, происшедшем в Иерусалиме через десять дней после вознесения Иисуса Христа на небо. Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Завивание берёзки – один из главных обрядов суть которого состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы. Обряд совершали девушки, которые отправлялись в лес, на берег реки или к ржаному полю для выбора дерева. Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, то есть скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т. п. После этого вокруг березы водили хороводы и пели обрядовые песни, а затем расплетали ветки, развязывали ленты и опять водили хороводы и пели песни.

Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русского народа сохранила также более поздние традиции и обычаи, зародившиеся в начале 20 столетия.

Под Старый Новый год соседи, родственники, дети ходят из дома в дом под видом «сеятелей», поздравляют друг друга и желают каждому здоровья и добра, при этом бросают горсть зерна в передний угол и поют-выкрикивают:

Сею-вею, подсеваю,

Счастья, радости желаю!

Чтоб здоровенькие были,

Много-много лет прожили!

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин, хоть сала клин!

Каждый хозяин, заботясь о благополучии и здоровье, считает обязательным хорошенько угостить «сеятелей» или дать «пятачок».

Таким образом, я познакомился с русскими обычаями и традициями и выяснил, какие же традиции и обычаи сохранились и соблюдаются в настоящее время. Главную роль, конечно, в сохранении русских национальных обычаев играет семья, потому что первоначальные знания дети получают о них от родителей. И насколько родители знают эти обычаи, настолько они их и передают своим детям. Только значительно позднее детьми в полной мере усваиваются духовные ценности русской культуры.

После того как я выполнил основную часть проекта, следующей задачей было выполнение мною художественного рисунка с изображением главных символов народных праздничных традиций. Для этого мне нужно было выяснить, какие основные художественные образы использовали те или иные художники при создании картин. Мною были рассмотрены художественные произведения таких художников как: Борис Михайлович Кустодиев, Василий Иванович Суриков, Константин Егорович Маковский, Михаил Андреевич Мохов, Николай Андреевич Кошелев, Николай Рерих и многие другие, исторические и современные художники изображающие быт, традиции, праздники великого русского народа.

Каждый из вышеперечисленных праздников имеет свои художественные, изобразительные элементы и образы, с помощью которых мы с легкостью можем сказать к какому празднику или к какой традиции относится то или иное произведение.

Художественными изобразительными элементами Рождества является образное и стилизованное изображение святого семейства, Вифлеемской звезды, ангелов, вертепа и т.д.

Художественные изобразительные элементы зимних святок это изображение Вифлеемских звезд, вертепов, масок («личин») ряженых, чучел и пугал;

Художественные элементы празднования масленицы- изображение чучел Масленицы, солнца, масленичных традиций катания с гор и на лошадях, взятия снежных городков и т.д.

Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений это изображение пасхальных яиц, куличей, а так же изображение главных традиций праздника: христосование

Художественные элементы праздника Троицы: Березка является основным«символом» праздника в картинах традиционно изображают украшение березки, соломенной куклы Троицкие народные гуляния, девичьи хороводы

Художественные элементы праздника Ивана Купалы: Мифологический образ Купалы обряды праздника, связанные с огнем, водой и растениями заплетение венков, ряженье, изготовление кукушки, прыжки через костры девичьи и смешанные хороводы, пляски и вокруг костров.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня. Сохраняются и атрибуты праздника. В образах праздника люди переживали свою изначальную связь с миром. Ведь человек, выделившись из природы, все больше от нее удалялся. Но в праздник он заново остро и полно переживал свою причастность к ней.

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества

Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается путь правильного развития природных способностей, путь к жизненному успеху.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Рождества пока не стали главными в современных семьях. Ответы показывают, что ребята лучше знакомы с Новогодними традициями, чем с Рождественским.

Считаю, что именно проявление милосердия и доброты должно стать главной Рождественской традицией в нашей стране.

Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

В процессе работы я сделал для себя немало интересных открытий, связанных со способами, техниками исполнения образов в рисунке, а так же историей праздников на Руси.

Говоря о русских народных традициях и обрядах, нужно понимать, что это национальное богатство. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур разных народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Необходимо возрождать народную культуру, сохранять народные традиции России, потому что это часть нашей истории, нашего быта.

Благодаря картинам художников разных времен, до нас дошла образная история наших предков. Есть такая вещь, которая никогда не исчезнет в наших сердцах. Это память. Мы должны помнить свои корни и должны пожить так, чтобы нас помнили…

Как на Масленой неделе
Из печи блины летели,
И сыр, и творог —
Все летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!

Друзья, наступила Масленичная неделя — ещё один прекрасный повод для веселья, прогулок, встреч с родными и друзьями!

Масленица — исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрадовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Интересно, что в древности Масленица продолжалась две недели и приходилась на март. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Так что после этого праздник приобрел своё новое «расписание».

Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:

понедельник — «встреча»

вторник — «заигрыши»

среда — «лакомка»

четверг — «разгул», «перелом»

пятница — «тещины вечерни»

суббота — «золовкины посиделки»

воскресенье — «прощенный день».

Вся же неделя именовалась «честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица».

Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Давайте же взглянем на эти замечательные, яркие и красочные, картины:

Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев:

1916-1920

Масленица в картинах русских художников, фото № 1

Масленица в картинах русских художников, фото № 2

Масленица в картинах русских художников, фото № 3

П. Н. Грузинский «Масленица», 1889 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 4

К. Е. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», 1869 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 5

А.Черкашина. «Масленица», 2002 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 6

Н. Фетисов «Широкая Масленица», 1990 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 7

В. Белых «Собор Александра Невского. Масленица», 1908 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 8

В.И Суриков «Взятие снежного города», 1891 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 9

С.Кожин. Масленица. «Проводы зимы. Россия XVII век», 2001 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 10

Игорь Шаймарданов. Из цикла «Псковская Масленица».

Масленица в картинах русских художников, фото № 11

Масленица в картинах русских художников, фото № 12

Масленица в картинах русских художников, фото № 13

В.Сыров «Ярмарка в Здемирово», 1998-1999 гг.

Масленица в картинах русских художников, фото № 14

Две недели – от Рождества до Крещения, во времена былые (и не очень) были наполнены праздничными гуляньями, застольями и гаданиями, песнями и танцами, колядками и походами в гости. И весь этот период именовался Святками, а иностранцы называли празднества в эти дни Славянским карнавалом. Что ж, продолжаем «карнавалить»! )))

Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Ряженые. 1873 г.

Вячеслав Люйко (Казахстан, род. 1963) Святки. 2011 г.

Герц Юрий Дмитриевич (Украина, род. 1931) Рождество на Верховине. 1997 г.

Ролдугин Игорь Николаевич (род. 1959) Святки.

Чижевский Ярослав (Украина) Рождество. 2014 г.

Святки

Месяц — ласковый кудесник —
Встал, и ясен и пригож,
А в селе — гульба и песни, —
Расходилась молодежь!

Снежный хруст… Возня и шутки,
Брызжут пылью снеговой…
— Как зовут?.. — Зовут — Зовуткой!
— А тебя? — Меня — Бовой!

— Мне кольцо ты не подаришь?
— Подарю, да не при всех!..
С пляской ряженые вышли, —
Ой, умора! Визг и смех!

Месяц, ласковый кудесник,
Зачинает ворожбу…
А в селе — гульба и песни
И гаданье про судьбу…

Александр Ширяевец
1916-1922 гг.

Аксенов Юрий Алексеевич (род. 1950) Святки. 2013 г.

Данилич Тарас Федорович (Украина, род. 1945) Колядники.

Илько Иван Иванович (Украина, род. 1938) Сочельник. Колядники.

Сипович Татьяна Михайловна (род. 1957) Ряженые (Новогодний чёс).

Святки

В зимнем вальсе кружит вьюга,
Всё короче дни!
Ближе к Святкам… и к досугу
Время поверни.

Год прошёл в трудах, заботах –
Жизни карнавал!
Слава Богу, не в банкротах…
Что же он нам дал?

Будем жить, любить, смеяться –
Будем просто жить!
Миром Божьим удивляться –
Меньше, друг, грешить.

Будем в музыке кружиться –
Скоро Рождество!
Зимний вальс… Пусть всё свершится
Сказки волшебство!

© Павел Рупасов, 2012 г.

Далькевич Мечислав Михайлович (1861-1941) Святки в деревне. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1881 г.

Шамота С. Рождество. Вождение козла по польской деревне. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1882 г.

Ткаченко Николай Иванович (1866-1920) Ряженые в Малороссии. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1896 г.

Плошинский Сергей Федорович В рождественскую ночь.

Святочные частушки

На рождественские святки
День почти что с гулькин нос..
Поиграю с милым в прятки —
До любви он не дорос!

Кто к нам в Святки в дверь стучит?
И как бешеный кричит?
К нам пришел колядовать
Твой дружок, ядрёна мать!

У меня милашек много,
В Святки просят все любить!
Обещает жёнка строго
Кое-что мне отрубить!

Половная-Васильева Елена (Украина) Колядники.

Имя автора и название картины не нашел, известно лишь, что это дипломная работа студента Абрамцевского художественно-промышленного колледжа (АХПК) им. В.М. Васнецова (из серии «Русские праздники»). 2010 г.

Калинина Ирина Павловна (род. 1948) Святки. 2003 г.

Муравьёва Дарья, участница народной Студии декоративной Петриковской росписи (ДОЭЦ) Рождество. 2013 г.

Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской «Русские праздники». 2008 г.

Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской «Русские праздники». 2008 г.

***
Новый год уж повзрослел,
Бойко прошли святки,
Миг гаданий пролетел,
Спеты всё колядки.

Лучше время не найти,
Страсти откипели,
Ночь крещенская в пути!
Заждались купели!

Людмила Егорычева, 2014 г.

Сварог Василий Семенович (1883-1948) Солисты 1910-е гг.

Каразин Николай Николаевич (1842-1908) Ряженые.

Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Святки. 2005 г.

Гринюк Леонтий Назарович (Украина, род. 1950) Колядники. 1998 г.

Симаков Иван Васильевич (1877-1925) Славельщики.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

Вера Павлова художник русские праздники

Вера Павлова художник русские праздники

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья

Художник Подверная Мария

Художник Подверная Мария

Фольклор Семик

Фольклор Семик

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Иллюстрации народных праздников

Иллюстрации народных праздников

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленичные гуляния в древней Руси

Масленичные гуляния в древней Руси

Народные праздники для детей

Народные праздники для детей

Народные праздники

Народные праздники

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Масленичные гуляния в древней Руси

Масленичные гуляния в древней Руси

Детям о Масленице

Детям о Масленице

Иллюстрации народных праздников

Иллюстрации народных праздников

Русская ярмарка

Русская ярмарка

Павлова Вера иллюстрации русские праздники

Павлова Вера иллюстрации русские праздники

Русско народный хоровод

Русско народный хоровод

Сжигание чучела Масленицы Васнецов

Сжигание чучела Масленицы Васнецов

Кожин Масленица проводы зимы

Кожин Масленица проводы зимы

Русский народный праздник Масленица

Русский народный праздник Масленица

Масленичные гуляния в древней Руси

Масленичные гуляния в древней Руси

Васнецов Масленица

Васнецов Масленица

Иллюстрации народных праздников

Иллюстрации народных праздников

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Встреча весны

Встреча весны

Аполлинарий Васнецов сжигание чучела Масленицы

Аполлинарий Васнецов сжигание чучела Масленицы

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья

Наталья Курий художник

Наталья Курий художник

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Народные праздники

Народные праздники

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Михаил Боскин хоровод

Михаил Боскин хоровод

Скоморохи на Руси

Скоморохи на Руси

Масленичные гуляния в древней Руси

Масленичные гуляния в древней Руси

Кожин Масленица на Руси

Кожин Масленица на Руси

Народный праздник Масленица

Народный праздник Масленица

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Художник Ольга Симонова самовар

Художник Ольга Симонова самовар

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Картины художника Ивана Горобчука

Картины художника Ивана Горобчука

Сочивко Сергей Евгеньевич Масленица

Сочивко Сергей Евгеньевич Масленица

Вера Павлова Святки

Вера Павлова Святки

Праздник урожая у славян Осенины

Праздник урожая у славян Осенины

Кузьминки Кузьма и Демьян осень

Кузьминки Кузьма и Демьян осень

Семик праздник на Руси

Семик праздник на Руси

Фольклорный праздник

Фольклорный праздник

Композиция народные гуляния

Композиция народные гуляния

Кустодиев деревенский праздник

Кустодиев деревенский праздник

А. М. Васнецов. Сжигание чучела Масленицы

А. М. Васнецов. Сжигание чучела Масленицы

Масленичные обряды на Руси

Масленичные обряды на Руси

Подвербная Мария картины

Подвербная Мария картины

Народные масленичные гуляния

Народные масленичные гуляния

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Масленица на Руси

Масленица на Руси

Праздники являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Огромный выбор фото праздничных мероприятий и подготовки к ним смотрите здесь, например «Русские народные праздники иллюстрации (56 фото)». Смотрите также коллекции «Русский народный праздник Масленица (58 фото)» или «Русские народные гуляния зимой (65 фото)». Вы можете выбрать для себя идею праздничного декора, подготовки к церемонии, выбрать наряд или украшения, подобрать праздничную обувь и образ в целом. Лучшие варианты тортов, капкейков, интерьера и все для создания праздничного настроения для Вас!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Произведения про русские праздники
  • Произведения про праздник ивана купала
  • Произведения про народные праздники
  • Произведение праздник непослушания читать
  • Прокуратура праздник профессиональный