Пройдет словно солнце осветит посмотрит рублем подарит что означает

<КАК, КАК БУДТО и т. п> РУБЛЁМ ПОДАРИТ (ПОДАРИЛ). Народно поэт. Означает высокую похвалу чьему либо взгляду, слову и употребляется обычно в составе конструкций: скажет слово рублём подарит, взглянет рублём подарит. Есть женщины в русских…

рублём подарит (подарил)

рублём подарит (подарил)
<КАК, КАК БУДТО и т. п> РУБЛЁМ ПОДАРИ́Т (ПОДАРИЛ). Народно-поэт. Означает высокую похвалу чьему-либо взгляду, слову и употребляется обычно в составе конструкций: скажет слово — рублём подарит, взглянет — рублём подарит. Есть женщины в русских селеньях… С походкой, со взглядом цариц… «Пройдем — словно солнце осветит! Посмотрит — рублём подарит!» (Некрасов. Мороз, Красный нос). — Не откажите мне в удовольствии отужинать с нами! — вежливо просил он его. — Хорошо, хорошо, — сказал тот. — Это кстати, я проголодался! Он гостеприимного хозяина как рублём подарил (Гончаров. Литературный вечер).

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ.
.
2008.

Смотреть что такое «рублём подарит (подарил)» в других словарях:

  • Как, как будто и т. п. рублём подарит (подарил) — <КАК, КАК БУДТО и т. п> РУБЛЁМ ПОДАРИТ (ПОДАРИЛ). Народно поэт. Означает высокую похвалу чьему либо взгляду, слову и употребляется обычно в составе конструкций: скажет слово рублём подарит, взглянет рублём подарит. Есть женщины в русских… …   Фразеологический словарь русского литературного языка

Содержание

  1. Что значит посмотреть как рублем одарить
  2. На Руси жены иногда встречали мужей рубелём
  3. Недавно мы в очередной раз посетили домик няни Пушкина. И, по секрету, с нами поделились занимательным историческим фактом.
  4. Словари
  5. Рублем подарить
  6. Полезное
  7. Смотреть что такое «Рублем подарить» в других словарях:
  8. Сидит, как свеча горит, говорит, что рублем дарит
  9. В словарях
  10. ✍ Примеры

Что значит посмотреть как рублем одарить

: посмотрел на тебя так, что сразу видно: человек искоренне РАД, да просто счастлив видеть тебя здесь, и сейчас. Такая улыбка, что хочется прыгать от счастья. Это первоначальное значение в современной интерпретации заменено на противоположное (такое бывает, и не только в расском языке). Сейчас это выражение всё чаще употребляют в значении «посмотрел уничижительно, с презрением, отвращением.

:)Есть женщины в русских селеньях… С походкой, со взглядом цариц… «Пройдем — словно солнце осветит! Посмотрит — рублём подарит!» (Некрасов. Мороз, Красный нос). — Не откажите мне в удовольствии отужинать с нами! — вежливо просил он его. — Хорошо, хорошо, — сказал тот. — Это кстати, я проголодался! Он гостеприимного хозяина как рублём подарил (Гончаров. Литературный вечер).

Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!»

в наше время рублём никого не удивишь. Но с тех времён, когда он был неожиданным подарком для бедняка, бОльшим подарком для человека может стать доброе слово или взгляд, но это в том случае, если направлено к человеку, у которого доброта в остром дефиците.

Я так поняла, что вопрос о поговорке: Посмотрит-рублем одарит. Это когда на тебя смотрят так, что тебе приятно, как будто рубль получил. А поскольку поговорка старая, рубль раньше был серебряный и очень дорого ценился.

Саперам наших душ!
Связистам наших мыслей!
Артиллеристам наших рубежей!
Разведчикам наших помыслов!
Маршалам наших желаний.
Посвящается этот праздник!
Поздравляю!

Это очень много! Это когда от взгляда щекотно в душе. Мало кто может нас так одарить. Любимый человек — конечно, именно так на нас смотрит. А вот другие. маловероятно.

Значит: посмотрел на тебя так, что сразу видно: человек искоренне РАД, да просто счастлив видеть тебя здесь, и сейчас. Такая улыбка, что хочется прыгать от счастья.

Означает высокую похвалу чьему-либо взгляду, слову и употребляется обычно в составе конструкций: скажет слово — рублём подарит, взглянет — рублём подарит.

В наше время вызвать в голове массу вопросов, для чего это сделано и, чем это грозит в будущем. Особенно, если такие подарки начинают предлагать банкиры

снисходительное отношение, в некоторых случаях-неприязненное.Посмотрел, как рублем одарил-я бы ответила-как будто я с копейки сдачу не дала

Взятка, если противоположная сторона, является должностным лицом и обязана без мзды, выполнить свои обязанности.

Это мелочь!Вот если бы вернуть на благо страны и народа все награбленное и распроданное,то жизнь бы стала лучше.

В старину рубль платили солдату за 25-летнюю службу,это были большие деньги! Рублём одарить значило осчастливить.

Рубли раньше были кожаные,серебряные,золотые при царе и бумажные в СССР и тогда сильно одаривали грамотами!

Этот вопрос надо переслать Министру Обороны Сердюкову. Его одаривали,одаривали и все рублем, рублем.

взгляд такой-у некрасова..есть женщины в русских селеньях. там и написано..посмотрит-рублем одарит..

это когда сделали вид что помог, а сам палец о палец не ударил, но этот вид показывает, что он дал 1000000

Это слова из песни-» посмотрела,как будто рублём подарила.,посмотрела,как будто -огнём обожгла.

не знаю как то глупо звучит я почему то сразу представила стоит человек а на него сыпят рубли

Источник

На Руси жены иногда встречали мужей рубелём

Существует выражение «посмотреть, как рублем подарить». Когда мы его слышим, нам представляется. какой-то необычный взгляд, притягательный, щедрый, открытый.

Н.А. Некрасов, воспевая русских женщин, писал:

Есть женщины в русских селеньях…

Пойдет — словно солнцем осветит!

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940) находим разъяснение фразеологизма:

Рублем подарит (нар.-поэт.) — выражение, означающее высокую похвалу какому-нибудь действию.

Недавно мы в очередной раз посетили домик няни Пушкина. И, по секрету, с нами поделились занимательным историческим фактом.

Нам рассказали, что на самом деле происхождение фразеологизма «как рублем подарит» не так уж прозрачно.

Слово, которое переродилось в рубль, изначально было никак не связано с денежной единицей.

Выражение появилось и существовало совсем с другой лексической единицей — РУБЕЛЬ.

Рубе́ль, рубчатый каток — узкая деревянная доска с вырезанными поперечными желобками для катания белья, накатки кож.

Рубель был необходимым предметом домашнего обихода. У хозяйки могло быть несколько рубелей разной длины и ширины. Они использовались для выколачивания и глажения белья. Некоторые виды ткани, например лен , сложно было привести в порядок после стирки. Поэтому отжатое вручную бельё наматывали на валик, затем выпрямляли, гладили рубелем.

Рубель — это изделие из твердой древесины с ручкой на одном конце. Рабочая сторона рубеля — покрыта поперечными скруглёнными углублениями, а вторая — гладкая, иногда могла украшаться искусной резьбой.

Вернемся к нашему фразеологизму и перепишем его:

Источник

Словари

кого. Сиб. Доставить радость, привести в восхищение кого-л. Верш. 6, 124.

<КАК, КАК БУДТО и т. п> РУБЛЁМ ПОДАРИ́Т (ПОДАРИЛ). Народно-поэт. Означает высокую похвалу чьему-либо взгляду, слову и употребляется обычно в составе конструкций: скажет слово — рублём подарит, взглянет — рублём подарит.

Есть женщины в русских селеньях… С походкой, со взглядом цариц… «Пройдем — словно солнце осветит! Посмотрит — рублём подарит!» (Некрасов. Мороз, Красный нос).

— Не откажите мне в удовольствии отужинать с нами! — вежливо просил он его. — Хорошо, хорошо, — сказал тот. — Это кстати, я проголодался! Он гостеприимного хозяина как рублём подарил (Гончаров. Литературный вечер).

«Сидит, как свеча горит, говорит, что рублем подарит».

«Взглянет, что огнем опалит, слово молвит, рублем подарит».

«Взглянет, словно рублем подарит».

Ср. Есть женщины в русских селеньях.

Пройдет — словно солнце осветит!

Посмотрит — рублем подарит.

Некрасов. Мороз Красный Нос. 1, 4.

Ср. Он встретил ее таинственною, прелестной, любящею, ищущею и дающею счастье.

Гр. Л. Толстой. Анна Каренина. 8, 5.

Ср. Иные чудаки от одной этой походки с ума сходили. «Эта женщина, когда идет к тебе, точно все счастье твоей жизни тебе навстречу несет «, — говаривал один из них.

Тургенев. Вешние воды. 3, 4.

Ср. Настенька. на кого ни взглянет, рублем подарит, слово кому скажет, мурашки у того по всему телу забегают.

М.И. Мельников. Старые годы. 4.

Ср. Да он сущий Иуда-предатель. то взглянет, как рублем подарит, то посмотрит исподлобья, словно дикий зверь.

Загоскин. Юрий Милославский. 2, 5.

Ср. Она дарит толпу улыбкою, будто серебряным рублем.

И.И. Лажечников. Ледяной дом. 4, 5.

Ср. В шведской саге — выражение: кольцо золотое падает из уст ее, когда она смеется; в норвежской — когда она говорит, из уст ее падают золотые монеты (в олицетворении зари).

Источник

Рублем подарить

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .

Полезное

Смотреть что такое «Рублем подарить» в других словарях:

рублем подарить — Сидит, как свеча горит, говорит, что рублем подарит . Взглянет, что огнем опалит, слово молвит, рублем подарит . Взглянет, словно рублем подарит . Ср. Есть женщины в русских селеньях. Пройдет словно солнце осветит! Посмотрит рублем подарит.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

подари рублем — взглянь глазком, сделай с праздником (подари рублем) Ср. Самоквасов. схватив Фленушку, промолвил: Ну, взгляни глазком сделай с праздничком. Мельников. В лесах. 4, 6. См. рублем подарить … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

взглянь глазком, сделай с праздником(подари рублем) — Ср. Самоквасов. схватив Фленушку, промолвил: Ну, взгляни глазком сделай с праздничком. Мельников. В лесах. 4, 6. См. рублем подарить … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Взглянь глазком, сделай с праздником(подари рублем) — Взглянь глазкомъ, сдѣлай съ праздникомъ (подари рублемъ). Ср. Самоквасовъ. схвативъ Фленушку, промолвилъ: Ну, взгляни глазкомъ сдѣлай съ праздничкомъ. Мельниковъ. Въ лѣсахъ. 4, 6. См. Рублем подарить … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

по губам текло, да в рот не попало — Ср. Она войдет куда да поклонится, так вот ровно тебе по губам потекло, да в рот не попало. В.И. Даль. Где потеряешь, не чаешь. 2. Рассказ. См. рублем подарить. См. по усам текло, а в рот не попало. См. слюнки текут … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

По губам текло, да в рот не попало — По губамъ текло, да въ ротъ не попало. Ср. Она войдетъ куда, да поклонится, такъ вотъ ровно тебѣ по губамъ потекло, да въ ротъ не попало. В. И. Даль. Гдѣ потеряешь, не чаешь. 2. Разсказъ. См. Рублем подарить. См. По губам текло, да в рот не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

привлекательный (облик) — ▲ приятный ↑ внешний облик < > испытывать неприятное, некрасивый привлекательный привлекающий своей формой, вызывающий положительное впечатление. прелесть. прелестный. ласкать глаз. радовать глаз. загляденье … Идеографический словарь русского языка

Якимова, Анна Васильевна — Якимова А. В. [(1856 1942). Автобиография написана в декабре 1925 г. в Москве.] Родилась я 12 (25) июня 1856 г. в селе Тумьюмучаш (село с черемисским населением) Уржумского уезда Вятской губ., где отец мой был священником. Отец отлично владел… … Большая биографическая энциклопедия

ДАРИТЬ — ДАРИТЬ, даривать что кому, или кого чем; отдавать навсегда безмездно, отдать даром, приносить в дар, дать подарок. Когда дарят, тогда и бери. Подаришь? отвечают: Подаришь уехал в Париж, а остался один купишь! Рублем не дари, только глазком… … Толковый словарь Даля

ПОЖАЛИТИСЯ — ·стар. пожалеть о чем, пожалковать южн. о чем, над чем, жалеть, погоревать, сокрушаться; скорбеть, сочувствуя кому; тужить по чем. Братье, пожальтеси о Руской земли и о своей отцине и дедине! И пожалеешь, да не воротишь. Пожалев копейки,… … Толковый словарь Даля

Источник

Сидит, как свеча горит, говорит, что рублем дарит

О девушке (женщине) красавице и умнице (русская пословица).

кто кого — обрадовал, осчастливил.

Выражение «как рублём подарит» стало основой многих русских поговорок.

В книге «Пословицы русского народа» (1853 г.) В.И. Даля указаны следующие пословицы:

Из милости ступает, травы не мнет; ненароком взглянет, что рублем подарит

Взглянь глазком, сделай с праздничком (подари рублем)!

Что взглянет — рублем подарит

Взглянет, что огнем опалит, а слово молвит, рублем подарит

Сидит, как свеча горит, говорит, что рублем дарит

Что слово молвит, то рублем подарит

В словарях

Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова , «Рубль»:

кто кого — обрадовал, осчастливил.

Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова , «Рубль»:

— выражение, означающее высокую похвалу какому-нибудь действию и употр. обычно в параллелизмах, например: Скажет слово — рублем подарит. «Посмотрит — рублем подарит.» Некрасов. «На кого ни взглянет — рублем подарит.» Мельников-Печерский .

✍ Примеры

«Чертухинский балакирь» (1926 г.):

«Разве ты окрестишь, — ответила она через минуту, поглядела на Петра Кирилыча — рублем подарила и отодвинула от него чашку с мурцовкой»

«Записки из мертвого дома» (1861 г.) — про человека:

«Малый он умный и много видывал. Слова роняет, как будто рублем дарит

«Его у нас слушали и слушались. Но говорил он мало: говорил, как рублем дарил, и все только в самых важных случаях.

«Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть I, глава XXXI. Каренин говорит Вронскому:

«Туда ехала с матерью, а назад с сыном, — сказал он, отчетливо выговаривая, как рублем даря каждым словом».

Источник

Меню статьи:

  • Текст отрывка из стихотворения
  • История написания
  • Тема стихотворения
  • Композиция
  • Главный герой произведения
  • Второстепенные герои
  • Главная идея стиха
  • Жанр
  • Средства выразительности
  • Особенности стиха
  • Отзывы
    • В. Г. Авсеенко
    • С. Т. Герц-Виноградский
    • Ф. М. Достоевский
    • Геннадий ЕВС отзыв на «Есть женщины в русских селениях»

Текст отрывка из стихотворения

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —

Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

История написания

Большая часть творчества Николая Алексеевича Некрасова (1821-1877) посвящена русскому народу. Немного осталось областей жизни простого крестьянина, которые поэт не осветил бы в своих произведениях. В своем творчестве Николай Алексеевич пишет о тяжкой доле русской женщины и беззащитности крепостных крестьянок.

Крепостное право на Руси создавало предпосылки для безнаказанности господ, и немало было тех, кто беззастенчиво пользовался этим. К таковым относился и отец Некрасова. Это был деспотичный человек, который не считался ни с кем и делал все, что хотел, пользуясь бесправностью крепостных. Он был жесток по отношению к своим крепостным, а также плохо относился к матери поэта.

В стихотворении «Железная дорога» Николай Некрасов размышляет о тяжелой доле трудящегося народа. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Николай Алексеевич восхищался своей матерью – голубоглазой, светловолосой образованной и чуткой красавицей, которой приходилось переносить унижения от мужа. Мать поэта безропотно переносила все, сохранив доброе сердце. Именно с нее поэт писал поэтический портрет русских женщин.

«Это было раненое в самом начале жизни сердце» — писал о Некрасове Ф. М. Достоевский.

Поэт восхищался русскими женщинами, вопреки тяжелому труду и нередко, жестокому обращению, сохраняющими мужество и волю к жизни.
Стихотворение «Есть женщины в русских селениях» является частью поэмы «Мороз – красный нос». Некрасов воспевает женскую красоту и удивительную стойкость русской женщины.

«Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…»

Тема стихотворения

Стих «Есть женщины в русских селениях» представляет нам простую русскую крестьянку. Вся внешность и поведение этой женщины является совмещением противоположностей.

Она высокая, прекрасно сложена, густые и красивые волосы прячет под платком. Ее красивое тело прячется под закрытой одеждой. Физическая сила ее соседствует с кротким духом и способностью жертвовать всем ради любимых; женственность совмещается с волей и решительностью. Она не позволяет себе слабости, но жалеет слабого. Она совмещает редкую улыбку с умением создавать уют и даже в нищете оставаться царицей.

Женщина в стихе Некрасова уверена, в необходимости и целительности труда, но количество работы, выпавшее на ее долю слишком велико. Эта женщина творит порядок и гармонию вокруг себя, но вынуждена жить в нищете, которую она словно не замечает.

Поэт уверен, что такая женщина достойна лучшей доли. Да и если бы не непосильный гнет господ, крестьяне жили бы в достатке, потому что они готовы трудиться по силам и сверх сил. По закону природы эти люди не должны испытывать нужды, но из-за огромной барщины едва сводят «концы с концами», довольствуясь тем, что зимой не мерзнут и не голодают.

Наблюдение за тем, что оба супруга из-за бесправия крестьян и тяжких налогов не могли вытащить семью из нищеты даже тяжелым ежедневным трудом, добавляет трагичности описанию русской женщины.

Героиня поэмы «Мороз красный нос» получает в жизни нелегкую долю:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться…

Поэт уверен, что величие русского человека – в сострадании к окружающим даже в то время, когда сами они находятся в нужде.

Композиция

Первая строфа стихотворения «вводит нас в тему», говоря о том, что и в наше время можно отыскать тот тип славянки, о котором дальше пойдет речь.
В следующих пяти строфах поэт описывает внешность русской крестьянки, ее стать и красоту, упоминая о том, что крестьянкам приходится жить в убогой обстановке. И все же грязь «не липнет» к ней, женщина цветет вопреки всему, что ее окружает. «Пройдет – словно солнце осветит! Посмотрит – рублем подарит»

Дальнейшие три строфы описывают крестьянку в работе, когда шутник-парень подкидывает ее косы, и они падают на плечи женщины, обнажив ее густые волосы. Женщина не радуется обнажению красоты – она сердится на парня, который показал ее миру.

Три последующие строфы рассказывают о ее способности веселиться и смеяться, о решимости и силе характера. Здесь мы видим вошедшие в поговорку слова «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Дальше поэт вновь переходит к описанию улыбки крестьянки, белизны зубов, словно не может отвести восхищенного взгляда от ее лица. И все же упоминает, что улыбается она редко, словно и здесь скрывает это чудо от постороннего взгляда, оставляя ее только своему мужу.

Следующая строка рассказывает нам, что эта женщина не жалеет нищего, который не желает работать и живет от подаяния, но жалеет умершую труженицу-монахиню, которую видит раньше, посещая монастырь. Она труженица и внутренняя строгость – ее печать.

Героиня-крестьянка уверена, что спасение ее семьи и всех людей в труде и она видит результат своего труда – ее семья не перебивается с хлеба на квас, а имеет пищу и теплый дом. Несмотря на тяжелую долю героиня стихотворения довольна жизнью и распространяет это довольство вокруг.

Она идет в церковь к обедне, празднично одетая, горда плодами своих трудов и своими детьми. Она не жалуется на жизнь. Заканчивается стих словами поэта, любующегося прорисованной картинкой: «И по сердцу эта картина всем любящим русский народ».

Главный герой произведения

Главный герой и объект восхищения автора – женщина-крестьянка. Описывая ее в подробностях, он любуется ее красотой и строгостью, ее трудом и характером. Поэт, словно перебирает жемчужинки, описывая ее внешность, поведение, взгляды, и то во что она верит.

В стихе не прослеживается ни намека на иронию автора или несогласие с ценностями и характером его героини. В этой крестьянке поэта восхищает все. Даже грязь убогой обстановки, в которой она вынуждена жить не портит для него картину. Она трудолюбива, верная жена, хорошая хозяйка, добрая мать.

Ее физическая сила и решительность в играх и опасностях не отталкивает возвышенных чувств Некрасова. Поэт не считает, что женщина должна быть слабой и нерешительной. Женственность крестьянки не ставится под сомнение из-за необходимости много работать и оставаться сильной в трудностях.

Для автора достаточно того, что его героиня добра и открыта для сострадания. Он не поддерживает сентиментальность и не осуждает крестьянку за то, что она не жалеет нищего, который не желает работать.

Есть женщины в русских селеньях

Она горда своими детьми и плодами своих рук, религиозна и скромна. В описании ее похода на службу сквозит довольство результатом ее жизни. Она не склонна жаловаться, вкладывая в труд максимум усилий, получая от жизни едва ли прожиточный минимум.

Несправедливость того, что видит в своей судьбе женщина остается за рамками стиха – она таится в жадности тех, кто взял на себя управление жизнью крестьян. Власть, давящая народ непосильными налогами и оброками отнимает то, что могло по праву принадлежать этой женщине и ее семье.

Второстепенные герои

Второстепенным героем в этом стихе выступает парень-шутник, который подбросил косы крестьянки. И то, он едва упоминается в стихе.

Весь стих – это песнь восхваления женщины-крестьянки и только к ней прикован взгляд автора.

Так же едва упоминаются ее дети – одному из них два года, другому – шесть. Даже муж ее в этом произведении остается «за кадром».

Главная идея стиха

Основная мысль и идея произведения Некрасова – рассказать о красоте русской крестьянки, показать ее читателям, заставить оценить те качества в ней, который важны поэту.

Во многих других произведениях Некрасов рассказывает о тяготах жизни крестьян. Да и сама поэма «Мороз красный нос» – это грустное повествование о жизни крестьянской семьи, трудящихся день и ночь. И несмотря на труд они не могут выбраться из нищеты, вынужденные платить непомерный оброк. Смерть мужа и кормильца опускает Дарью и ее детей на самое дно беспросветности.

Но этот стих словно вырывается из тьмы безысходности и горя. Он описывает победу над тяготами жизни, красоту, скрываемую женщиной для ее возлюбленного мужа.

Поэт, словно тот шутник-парень, подбросивший косы женщины вверх и заставивший их выпасть из-под платка, открывает читателям чистую прелесть, которая скрывается крестьянкой от посторонних глаз.

Есть женщины в русских селеньях

Он пытается показать красоту в естественности и в труде. Некрасов рисует картину прекрасной натуральности, без искусственных и выдуманных ценностей.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» – рождено по следам личных впечатлений Николая Некрасова. Предлагаем читателям ознакомиться с историей его написания

Для него нега и праздность не кажутся красивыми, потому что такая красота обязательно будет паразитировать на чьем-то труде. Если один отдыхает и нежится, значит кому-то приходится работать за двоих. Поэтому автор жалеет только о том, что эта женщина не получает сама результатов своего труда. Он не говорит, что было бы хорошо увидеть ее в праздности. Да и сама героиня не любит ее, но прекрасно умеет отдыхать и веселиться.

Жанр

Рифма в стихотворении перекрестная:

По будням не любит безделья
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать

«Есть женщины…» – это отрывок из поэмы «Мороз красный нос» – его размер трехстопный амфибрахий, потому что стопа трехсложная. В стопе ударение падает на второй слог.

Можно составить синквейн (пять строк стихотворения, в котором автор выражает свое отношение к чему-либо) по слову женщина на основании предложенного стихотворения Некрасова:

  • 1 строка – Ключевое слово – женщина
  • 2 строка – терпеливая, гордая – характеристика ключевого слова – два прилагательных.
  • 3 строка – осветит, спасет, не сробеет – три глагола, описывающих ключевое понятие
  • 4 строка – посмотрит – рублем подарит – автор выражает свое отношение к ключевому слову (короткое выражение)
  • 5 строка – гордость – существительное, посредством которого автор выражает свое отношение к ключевому слову.

Средства выразительности

Автор употребляет в своем произведении сравнения: «со взглядом цариц». «словно солнце осветит», «рублем подарит»

Он употребляет в тексте также эпитеты: «во всякой одежде красива», «миру на диво», «ко всякой работе ловка», «зубы что перлы».
Также мы видим в стихе метафоры: «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», а также преувеличения: «что взмах — то готова копна» и ставшее типичным описание настоящей русской крестьянки:

«Коня на скаку остановит
В горящую избу войдет»

Каждая строчка стихотворения наполнена любовью к русской трудолюбивой женщине, восхищением ее красотой, стойкостью и добротой.

Поэт не понаслышке знает жизнь русского народа и видел все тяготы их существования и все же в этом стихе он не страдает вместе с русской крестьянкой, не сочувствует ей. Поэт восхищается этой женщиной, восторгается не только внешними качествами, но и внутренней силой, ее характером.

Автор легко убеждает нас в реальности того, что он описывает, употребляя выражения взгляда очевидца: «Я видывал, как она косит», а также убеждает нас, что всякий способен заметить ее красоту: « Их разве слепой не заметит… А зрячий о них говорит…», Также его рассказ о пареньке, который захотел подшутить над героиней: « Какой-то парнёк изловчился… И кверху подбросил их, шут…», «Утеха!» – твердят мужики меж собой», Также сообщение о ее отношениях с соседями убеждает нас в реалистичности описанного образа. « У ней не решится соседка…Ухвата, горшка попросить».

Особенности стиха

«Я лиру посвятил народу моему» – этой фразой Некрасова можно охарактеризовать все творчество поэта. Стих «Есть женщины…» – не является исключением. Все стихотворение пропитано восторгом перед русской крестьянкой. Поэт последовательно описывает все – от внешности, до повадок. Ее жесты, взгляды, ее понятия, реакция на нее окружающих мужчин.

«Утеха!» – твердят мужики меж собой», ничто не ускользает от восхищенного взгляда поэта.

Поэт показывает свою героиню со всех ракурсов, и во всех ситуациях жизни. Он описывает ее в поле и дома, с соседями и на праздничных гуляньях. Крестьянка идет в церковь с детьми и двухлетнему ребенку удобно у нее на руках. «сидит как на стуле двухлетний ребенок у ней на груди».

Эта женщина – устроительница домашнего очага, способная безропотно вынести тяготы жизни и оставаться спутницей и поддержкой мужу. Она не дорогой «камень на его шее», а «венец на его голове».

Эта женщина – созидатель, творец и помощница, соратник в тяжелой борьбе. Она не наблюдатель, а активная помощница. Именно такой женщиной восхищается Некрасов.

В то время, когда его современники – поэты воспевали томную красавицу, страдающую от безделья во дворце, которая не могла быть поддержкой, а только лишь украшением ее мужа, Николай Алексеевич воспел другую красоту, которая ускользала от взгляда его современников.

Есть женщины в русских селеньях

В остальной части поэмы преобладает грустные и тягостные ноты. Главная героиня – вдова, которая вынуждена «тянуть лямку» одна. В конце поэмы и она погибает, замерзнув в лесу. Но в этом отрывке торжествует жизнь. Поэт повествует о женщине, способной победить и выжить во всех страданиях и горестях не только физически, но и морально. Она умеет не только выживать, но и смеяться, радоваться и петь.

Эта женщина побеждает свою нелегкую долю, остается доброй и отзывчивой, способной радоваться с радующимися и плакать с плачущими.

Анализ стихотворения “Есть женщины в русских селеньях” Некрасова 2 вариант

Некрасов в собственных стихотворениях любит обращаться к образам женщины. В собственных поэмах и стихотворениях Некрасов показывал положительные характеры русских женщин. Например, в одной поэме “Мороз, Красный нос” восхищается крестьянкой Дашей в отрывке “Есть женщины в русских селеньях”. Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт и писатель. 

Некрасов показывает в стихотворении тяжелую жизнь с сочувствием к сельской женщины, также описывает страдания и моральное унижение. Когда умер муж Дарьи, забота о семье, воспитание детей  и труд в поле остались на женщине. Образ женщины крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Героиня при такой тяжкой жизни не теряет веру и остается душевной. Автор считает что такая женщина, как Дарья перенесет голод и холод. Автор описывает женщину как трудолюбивую, положительную хозяйку и опора на которой держится семья.  При таких тяжелых испытаниях Дарья находит силы для веселья и смеха.

Главной чертой характера Дарьи поэт называет сострадательную любовь, в испытаниях трудной жизни женщина думает о других и не зацикливается на собственных проблемах. В Стихотворении чувствуется боль и страдания женщины, остальные тяготы, которые Дарье пришлось перенести. Поэт подчеркнул, что несмотря на такую судьбу, Дарья осталась привлекательной  внешне и внутренне, соединила мужество с главными нравственными качествами. Мечтает о свадьбе сына и думает не о собственном счастье, а о счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу, радуется радостью мужа.

Некрасов относится с сопереживанием к таким женским судьбам, каждое четверостишие пропитано теплом. В  поэзии автора нашла собственное отражение эпоха общественного развития. Поэт сблизил поэзию с народом, и внес в литературу новые темы и образы, произведения, остаются на болеющими и в наше время.

Отзывы

В. Г. Авсеенко

“Между современными русскими поэтами г. Некрасов занимает привилегированное положение.

С. Т. Герц-Виноградский

“Не знаю, кто насвистал г. Некрасову… такие вещи, как “У парадного подъезда”, “Песня Еремушки”… “На Волге”, “Мороз – красный нос”, “Русские женщины” и много других… Конечно, в этих произведениях вы нее найдете того, что находил Белинский у Пушкина, вы не найдете ни античной пластики, ни удивительного акустического богатства, ни сладостной неги, ни ропота волны… но вы найдете в них то нечто, что будит и шевелит вашу мысль, что цивилизует ваши инстинкты, что воспитывает в вас социального человека, что подвигает вас к извековечным идеалам…”

(С. Т. Герц-Виноградский, “Очерки современной журналистики”, “Одесский вестник”, 1873 г., №196)

Ф. М. Достоевский

“…За Некрасовым остается бессмертие, вполне им заслужённое… за преклонение его перед народной правдой, что происходило в нем не из подражания какого-нибудь, не вполне по сознанию даже, а потребностью, неудержимой силой.”

(очерк “Пушкин, Лермонтов и Некрасов”, журнал “Дневник писателя”, декабрь 1877 г.)

«В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться…»

Геннадий ЕВС отзыв на «Есть женщины в русских селениях»

«Ты знаешь сам, конечно, друг,
Что лучше русских женщин нету.
Известно это всему свету,
Нет лучше жен нам и подруг….»

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —

Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

Анализ стихотворения «Есть женщины в русских селеньях» Некрасова

В своих произведениях Н. А. Некрасов ни раз обращается к описанию образа русской женщины, красивой и сильной. В поэме «Мороз, Красный нос» он тоже выражает свое восхищение, приводя в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» яркое описание простой крестьянки Дарьи.

Как и многие стихотворения Николая Алексеевича, «Есть женщины в русских селеньях…» пропитано глубоким сочувствием к тяжелой жизни и судьбе женщины из села. Автор описывает ее многочисленные страдания от трудной работы и моральные унижения. Забота о семье, воспитание детей, заботы по дому и труд в поле – после смерти мужа всем этим занимается только Дарья.

По мнению Некрасова, такая женщина способна перенести «и голод, и холод». Поэта восхищает, как при такой непростой жизни, русская женщина обладает еще и богатой душой. Высокие нравственные качества остались при ней, она не теряет веру и не ломается под тяжестью жизненных испытаний. Трудолюбивая и самоотверженная, хорошая хозяйка, она была и остается опорой, на которой держится вся семья. Она все успевает, при этом, находит в себе силы веселиться и смеяться, будто забывая на время обо всех невзгодах, свалившихся на ее плечи.

Особенностью русского женского характера поэт называет сострадательную любовь, даже находясь в крайне трудном положении, человек менее всего думает о себе, о своем личном горе.

Некрасов одновременно и восхищается, и переполнен сопереживания к их нелегким судьбам. Большой нежностью и теплом пропитано каждое четверостишие. И возмущается по поводу их бесправного существования, их горькой судьбы. По мнения автора, русская женщина достойна счастливой и беззаботной жизни.

Для создания более яркого портрета Некрасов применяет в стихотворении:

  1. Сравнения – «словно солнце осветит», «рублем подарит», «со взглядом цариц».
  2. Эпитеты – «миру на диво», «во всякой одежде красива», «ко всякой работе ловка».
  3. Метафоры – «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «что взмах — то готова копна».

И нельзя не выделить закрепившийся типичный образ русской женщины-крестьянки:

«Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!»

Поэт в каждой строчке описал настоящую, правдивую судьбу русской крестьянки. Он глубоко прочувствовал ее боль и страдания, все тяготы, которые ей пришлось перенести. И подчеркнул, что несмотря на все это, она осталась красивой внешне и внутренне, смогла сочетать мужество с высокими нравственными качествами.

­Что хочет сказать автор о русской женщине этими строками?

…С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
«Пройдёт — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублём подарит!»
…Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
В игре её конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасёт:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!
В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде…

Поэт хочет рассказать о красоте русской женщины. У неё взгляд царицы, она красива во всякой одежде.
Также он говорит о трудолюбии женщины. Она ловка во всякой работе и знает, что спасенье в труде.
И ещё поэт говорит о силе духа русской женщины. Она может войти в горящую избу, остановить коня, помочь в беде. Она является опорой семьи.
При этом русская женщина остаётся весёлой и неунывающей. Она любит игры.

Какие сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины? Приведите примеры.

Эпитеты:
С спокойною важностью лиц, с красивою силой, румяна, стройна, высока, на лице трудовая печать, сердечного смеха, красивые ровные зубы, румяные губы, дельности строгой, внутренней силы печать, тёплая хата.
Сравнения:

Пройдёт — словно солнце осветит; зубы, что крупные перлы; как на стуле ребёнок на груди.

Какая рифмовка используется поэтом?

Поэт использует перекрёстную рифмовку АВАВ.

На какого героя русского фольклора похож Мороз-воевода? Подробно опишите его внешность, походку, голос.

Мороз-воевода показан Некрасовым могучим, сильным хозяином, который бережно относится к своим владениям, своему царству.
Этим он напоминает былинных богатырей, могучих защитников родной земли.
Мороз-воевода огромный старик-великан с седой, косматой бородой. В его руках ледяная палица.
Он не идёт, он перепрыгивает с дерева на дерево, внимательно разглядывает свои владения. Он весел, буен, своенравен. Он хвастлив и поёт песню про самого себя. У него громкий голос, ему некого таиться.

Какие чудеса совершает Мороз-воевода?

Мороз шагает по деревьям, строит дворцы изо льда, реки прячет под гнёт, над ними строит ледяные мосты.

Опишите устно владения и богатства Мороза, постарайтесь при этом не забыть те эпитеты и сравнения, которые использует поэт.

Его владения лесные тропы, великие и малые воды, моря-окияны, реки большие. Вся земля.
Его богатство огромно, он не считает казны, но оно всё равно не убывает. Он убирает своё царство в алмазы, жемчуг, серебро.
Он сам для себя строит дворцы изо льда.

Какую сказку напоминает вам диалог Мороза и Дарьи, героини поэмы?

Этот диалог напоминает мне сказку «Морозко».

Там тоже героиня беседовала с Морозом и старалась не показать, что ей холодно, была вежлива.
Вот и Дарья отвечала, что ей тепло и ласково звала Мороза золотым.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Происхождения праздника дня рождения
  • Происхождения праздника 4 ноября день народного единства история праздника
  • Происхождение троицы праздник
  • Происхождение слова сценарий
  • Происхождение праздника хэллоуин страна