Проповедь на праздник иверской иконы божией матери

Ду­ма­е­те, что сы­ну по­лез­нее всег­да быть при вас, но кто это зна­ет? И при вас, ес­ли Бог по­пус­тит, он мо­жет ис­пор­тить­ся, и на чу­жих ру­ках — сох­ра­нить­ся без вре­да. Но где бы ни бы­ли де­ти ва­ши, с ва­ми ли или в ка­ком-ли­бо за­ве­де­нии, вну­шай­те им хрис­ти­а­нс­кие пра­ви­ла и по­ру­чай­те их Бо­гу и зас­туп­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Ду­ма­е­те, что сы­ну по­лез­нее всег­да быть при вас, но кто это зна­ет? И при вас, ес­ли Бог по­пус­тит, он мо­жет ис­пор­тить­ся, и на чу­жих ру­ках — сох­ра­нить­ся без вре­да. Но где бы ни бы­ли де­ти ва­ши, с ва­ми ли или в ка­ком-ли­бо за­ве­де­нии, вну­шай­те им хрис­ти­а­нс­кие пра­ви­ла и по­ру­чай­те их Бо­гу и зас­туп­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Те, ко­то­рые на нас не­го­ду­ют, они нас на­у­ча­ют лю­бо­му­д­р­ство­вать в ис­пы­та­нии се­бя: точ­но ли мы хрис­ти­а­не? лю­бим ли вра­гов на­ших? — и поз­на­нию в сем на­шей не­мо­щи.

преп. Макарий

Мы во­и­ны ду­хов­ные и име­ем неп­ри­ми­ри­мых вра­гов не­ви­ди­мых, бод­рых, злоб­ных, ста­ра­ю­щих­ся ра­зо­рить град ду­ши на­шей; не долж­но и нам про­дол­жать жизнь на­шу в ле­нос­ти и дре­мо­те гре­хов­ной, но, при­зы­вая в по­мощь Бо­га, про­ти­вос­то­ять вра­гу на­ше­му. Он тог­да толь­ко име­ет си­лу про­тив нас, ког­да мы са­мо­на­де­ян­но и гор­до ду­ма­ем о се­бе, а ес­ли сми­рен­но­муд­ри­ем во вся­ком слу­чае во­дим­ся, то вся си­ла и се­ти вра­жии сок­ру­ша­ют­ся.

преп. Макарий

Проповедь в день празднования в честь Иверской иконы Божией Матери

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Русский народ всегда отличался особым благочестием. Особенно этим отличались наши предки. В 17 веке, по описаниям путешественников, в русских городах и селах можно было увидеть удивительные сцены. Православные, простые крестьяне и горожане, проходя мимо храмов или часовен, останавливались и совершали перед ними земное поклонение. Услышав бой колокола, означающий особые моменты богослужения, прохожие останавливались и совершали крестное знамение. Длительные, особо длительные русские службы, все, начиная с царя, выстаивали на ногах, стараясь не отвлекаться на посторонние и суетные разговоры. Русь поражала гостей обилием храмов и монастырей.

Особое благоговение и почитание было перед Пресвятой Богородицей. Она воспринималась как Заступница и Хранительница. На Руси было огромное количество чудотворных и почитаемых образов Божией Матери. И с ними действительно связаны многие чудеса. Основанием этих чудес была глубокая вера и искренняя молитва.

Эта идеальная картина может показаться неверной, в опровержение ее могут привести многочисленные примеры страшных преступлений, нравственных падений известных из этой эпохи. И действительно, было много греха и неправды в повседневной, в государственной, в церковной жизни. Ужас греха и неправды всегда здесь, с нами, и человек никуда не может деться от него в земной жизни. Но реальность той Руси, Святой Руси, была в том, что жизнь русского человека, грешного русского человека, была наполнена молитвою, покаянием, благочестием.

В этот день, 13 октября в 1648 году Москва торжественно встречала список чудотворной Иверской иконы Божией Матери, присланный афонскими монахами на Русь. Для нас это сейчас до конца не понятно. Почему, зачем многочисленные горожане, от царя и патриарха до самых низов общества вышли встречать икону, которую несколько афонских монахов привезли в их город. Какое благоговение и любовь к святыне, какую веру и надежду имели эти люди, наши предки!

Для Иверской иконы была сооружена часовня в самом центре города, при входе на Красную площадь. На Афоне, Иверская икона Пресвятой Богородицы почитается как Хранительница Иверского монастыря, и поставлена над монастырскими вратами, отсюда ее другое название — Вратарница. Такой же Хранительницей и Вратарницей города Москвы стал список с этого образа. Несколько столетий существовала традиция, по которой москвичи перед отъездом из города, приходили к Иверской часовне для поклонения святыне и молитве к Божией Матери. Так же, по возвращении в родной город, первым делом шли к Иверской, Вратарнице и Хранительнице. Москвичи называли Иверскую икону просто — Матушка.

Цари, приезжая в Москву из новой столицы — Санкт-Петербурга, перед въездом в Кремль, останавливались перед часовней и прикладывались к святыни. Перед своей казнью, страшной казнью — четвертованием, попросил помолиться перед Иверской иконой бунтовщик Емельян Пугачев. С плачем поцеловав край ее ризы, он поклонился на четыре стороны собравшемуся народу и произнес: «Простите меня, православные».

Так и стояла святыня в центре большого города. С годами мало что менялось. Вокруг шумел город, со своими страстями и грехами, со своей молитвою и покаянием. Проходя мимо часовни, люди снимали шапки и кланялись Матушке, Вратарнице и Хранительнице своего города. Потом все изменилось. Причем изменилось очень быстро, в течение нескольких лет изменилась страна, люди, город. Люди стали смело и решительно строить какой-то новый мир, при этом беспощадно разрушая старый мир, не замечая, как вместе с этим разрушают свою душу, свою совесть. Кощунство и безбожие стали отличительным признаком этого нового мира. Хула и ненависть к святыни открыли всем, еще не ослепшим, истинную природу этого мира и его строителей.

Иверская часовня была несколько раз разграблена. Было вынесено много пудов ценностей, пожертвованных за годы православным народом для украшения святыни. Потом часовню передали еретикам-обновленцам. После, рядом с ней появился огромный плакат — «Религия — опиум для народа». Наконец часовня была разрушена. В истории этой святыни, как и в истории многих других святынь, раскрывается история нашего народа, история трагических изменений, происшедших с ним.

Благоговение — вот то, что определяет внутреннее состояние человека и свидетельствует о его духовном здравии. Благоговение является признаком покаяния, смирения, любви. Благоговейный человек видит свою греховность, и приступает к святыни со страхом и трепетом.

Напротив, отсутствие благоговения говорит о серьезных духовных проблемах. Как раз те изменения, которые произошли в России, с русским народом, внешне проявлялись в оскудении благочестия. С оскудением благочестия на Руси стало принято и все внешние проявления благочестия и благоговения называть «обрядоверием». Человек, теряющий веру, теряющий чувство, ощущение «святыни», перестает понимать и веру, благоговение других.

Как тогда, в годы оскудения благочестия, во время гибели Святой Руси, так и сейчас, благоговение к святыне остается признаком правильного духовного устроения, как новоначального мирянина, так и священнослужителя или монаха.

И примером истинного благочестия для нас должна быть жизнь наших предков, православных людей, таких же слабых и немощных, как и мы, таких же согрешающих, падающих, как и мы. Но они всегда, в своей внешней жизни, и в своем сердце хранили ощущение света, света святыни.

Церковь сегодня поет: «Радуйся, Вратарница, врата райские нам отверзающая!»  Сподобимся и мы, грешные, молитвою и предстательством Пресвятой Богородицы, стяжать благоговение и любовь к святыне, покаяние и молитву. Аминь.

Иеродиакон Симеон (Кулагин)

25 октября 2011 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!  

Возлюбленные братия и сестры! Мы идем своим жизненным путем, и перед нами как бы закрытые двери, заключенные врата Небесного Царства, заключенные с тех пор, как только мы сознательно стали грешить, оскорблять правосудного Бога. Но по милости Божией эти грозные и блистающие врата райских селений могут открыться для нас, как открылись они благоразумному разбойнику, как открылись они всем праведникам, искупленным крестным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. И Господь всех нас призывает в Свое Царство, всех нас туда ведет и ждет и никого не лишает награды. Но все же может случиться, дорогие мои, нечто страшное, непоправимое, что когда мы придем к этим заключенным дверям, они не откроются перед нами, нас не впустят или же извергнут вон, как негодного раба, не имевшего брачной одежды. 

Для нас с вами, таких ленивых, таких неисправимых, не было бы никакой надежды войти в этот небесный Иерусалим, если бы у ворот его не стояла наша Вратарница… 

Вратари бывают жестокие, злые, а Она бесконечно жалеет нас, всем хочет спастись. Можем ли мы надеяться, что Она поможет нам, сжалится и впустит в желанные врата небесного чертога? Она готова всех нас впустить, Она только и делает, что ищет нашего спасения, но есть одно, что не допускает, препятствует Ее помощи, это наша неисправимость. Самое страшное, самое пагубное для нас это то, что мы плохо исправляемся, никак не оставим грехи свои. А плохо исправляемся мы потому, дорогие мои, что забываем свои прошлые грехи, мы каемся, и Господь нас прощает, но помнить грехи и плакать о них надо всю жизнь. Какие бы добродетели мы ни стяжали, какие бы подвиги ни совершали, они малы по сравнению с нашими грехами. О, если бы мы всегда живо сознавали, что ведь я великая грешница! Это помогло бы нам исправиться, это сохранило бы нас от осуждения ближних, от всякого превозношения и гордости. 

Но как же помнить свои грехи, возлюбленные? Святые отцы учат, что не надо вспоминать подробности падений, что нельзя останавливаться мыслями на старых искушениях, чтобы не быть наветником самому себе, чтобы не увлечься вновь, чтобы не ожили в сердце страстные движения. Надо лишь всегда помнить и сознавать, что мы перед Богом преступники, прах, и притом грешны, нечисты. Да разве это не так? 

Ну чем мы можем похвалиться, чем оправдаться перед Богом, нашим Создателем, Господом и Судией, мы, немощные, грешные, смертные люди! Чем? Но Господь так милостив, что не воспомянет наших грехов, если мы сами их помним, лишь бы это привело нас в состояние искреннего, постоянного покаяния и глубокого смирения. Покаяние и смирение два крыла, на которых душа поднимается из своего гибельного нечувствия, освобождается от уз греха и возлетает прямо на самое небо. Но бывает так, возлюбленные, что иногда при нашей невнимательной, рассеянной жизни мы совсем запутываемся, погрязаем в грехах и не чувствуем всю опасность своего положения. Хотим встать, но ничего у нас не выходит, не знаем, с чего начать, как положить начало покаяния. И все потому, что не видим ясно своих нынешних грехов, а прошлые забыли. В таком случае, возлюбленные, говорю вам: просите Ее, Матерь Божию. Просите настойчиво, дерзновенно. Она «полагающих начало покаяния грешников верная предстательнице». Она «крепкое возбуждение спящих совестей»

Она поможет нам вспомнить все наши грехи, может быть, давние, совсем забытые грехи детства, юности. Она всё напомнит, всё откроет, Она поможет покаяться и стать на путь исправления. 

Будем же помнить, дорогие мои, помнить постоянно о закрытых дверях прекрасного чертога, будем помнить о страшной участи неразумных дев, опоздавших на брачный пир к Жениху. Будем помнить и исправляться, чтобы и нам не опоздать, не лишиться вечного райского наслаждения. 

Будем с верой просить Матерь Божию, Всеблагую Вратарницу: «Милосердия двери отверзи нам…». Она откроет нам спасительные двери покаяния и Божиего милосердия, Она откроет нам и светозарные врата небесного чертога, где все мы, по милости Божией, сподобимся вечной радости и блаженства со всеми святыми и праведными. 

«Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая». Аминь. 

Источник: архимандрит Тихон (Агриков). Жизнеописание. Проповеди. Письма. Сергиев Посад, изд. ТСЛ, 2008.

26 октября 2019

Распечатать

7. Слово в день Иверской иконы Божией Матери27

Празднуем мы, братие и сестры, в честь святой иконы Божией Матери Иверской, которая сначала была в доме одной благочестивой вдовы в Никее в IX веке, в годы гонения на святые иконы при императоре Феофиле. Не будучи в состоянии спасти святую икону от поругания, вдова пустила ее в море, икона же чудесно направилась к святой горе Афонской, которую уже ранее Божия Матерь избрала земным уделом Своим вместе с Иверией, послав в последнюю страну святую равноапостольную деву Нину, просветительницу Иверии. Афонские иноки видели огненный столп, возвышавшийся над святою иконою, но не могли достигнуть ее. Тогда по особому откровению один инок Иверского монастыря Гавриил пошел по водам моря и взял на руки святую икону, внес ее в храм Иверского монастыря, но на другой день она была найдена над вратами монастыря, где избрала Божия Матерь место пребывания Своего.

В нескольких списках распространилась святая икона по земле Русской, прославившихся чудесными знамениями, из каковых списков особенно замечателен список в Иверском Валдайском монастыре, сделанный при устроителе монастыря патриархе Никоне, затем в Новодевичьем Московском монастыре и в часовне при Воскресенских воротах в Москве. Как чтут святую икону Иверскую жители Москвы и все благочестивые сыны России, как тысячи богомольцев, начиная с царей и цариц, ежедневно стекаются в часовню приложиться к святой иконе, как ее берут в дома на молебны и т. д. это всем известно. Одним из списков святой иконы Иверской, подобием ее, является и чтимая здесь Моздокская икона Божией Матери.

Как все дивно в явлении иконы Божией Матери Иверской, как все напоминает о чудном хранении Ею рода человеческого! Как напоминает шествие ее по морю в столпе огненном путешествие Израиля, без потопления прошедшего Чермное море, по пустыне, предводимого столпом облачным и огненным, а еще ранее явление Бога Моисею в купине неопалимой, указывавшей прежде всего на бедствия народа Израильского в Египте, на эту пещь бедствий, в которой народ избранный Божий как бы горел и не сгорал, хранимый силою Божиею! Это сохранение народа Божия и водительство его по пустыне есть не кратковременная лишь помощь и охранение, а целое воспитание народа жестоковыйного, дело гораздо более трудное и многозаботливое, требовавшее большего и более постоянного внимания, чем, например, требуется от матери для того, чтобы поднять дитя и возрастить его от пелен до тех пор, пока оно станет само на ноги и придет к желанной цели своей жизни. Нам, новому «Израилю Божию» (Гал. 6, 16), купиною, столпом облачным и огненным, переходом Израиля древнего через Чермное море и другим напоминается то, как и нас руководит Божия Матерь в течение всего земного странствования нашего по переходе вместо Чермного чрез иное, «мысленное» море страстей житейских, в которых так легко можем мы быть потоплены «мысленным фараоном» диаволом, почему называем мы Божию Матерь «столпом огненным, наставляющим сущия во тьме»28.

Напоминается еще, что «неопалимая купина» есть Сама Божия Матерь, Бога спасающего вместившая во утробе Своей, «огнь Божества приимшая во чреве неопально»29, а потому и называемая «купиною неопалимою», когда, например, поем в песнях церковных: «Радуйся, купино неопалимая!» Напоминается затем, как и мы избавляемся Божиею Материю от пещи бедствий и страстей, подобно Израилю, избавленному от пещи страданий египетских, почему и поем мы в церковной песне: «И ныне на нас напастей свирепеющую угасити молимся пещь»30. Ибо ведь пламя страстей часто более опасно, чем пламя огня вещественного. Особенно похоть плотская возжигает пламя в душе и теле человека, и угасить это пламя, сильнейшее огня вещественного, может только огонь любви к Богу, орошающий и помогающий угасить пламя огня похоти, как любовию к Богу более, чем огнем вещественным, опалялись отроки в пещи Вавилонской, как преподобный Мартиниан впоследствии стал обнаженными ногами на огонь, чтобы угасить пламя похоти, возжженное в его сердце блудницей, пришедшей к нему под видом странницы, потом сделавшейся великой подвижницей, под именем Зои. Вот почему именно в девственных телах три отрока Вавилонские, победившие пламя страстей постом31, остались неопалимыми в пещи Вавилонской, их спасло то, чему пребывание их в пещи в девственных телах было прообразом: вселение Бога спасающего в девственную утробу Божией Матери, не опалившуюся огнем Божества.

Вот о каком хранении Божией Матерью всей жизни нашей напоминает явление иконы Ее Иверской. Она охраняет как бы все входы и исходы нашей жизни и потому называется «благой Вратарницею, райские двери всем отверзающею»32. Как бы в знамение того Она и избрала себе место над вратами обители Иверской, что хочет Она охранять жизненные входы и исходы человека. Так и в Москве Она охраняет как бы входы и выходы народа русского, стекающегося отовсюду «в сердце России», столичный город ее Москву. Так и здесь, во Владикавказе, самый храм, устроенный вблизи базара, напоминает о том, как необходимо все свои входы и исходы движущемуся здесь непрестанно народу осенять небесным благословением благой Вратарницы, Божией Матери. Пусть люди, преданные суете житейской, хотя по дороге воспринимают это осенение Покрова Божией Матери, если не могут они, обремененные житейскими заботами или немощами, постоянно и часто приходить на молитву и воспринимать освящение всей жизни чрез эту непрестанную молитву. Но какая польза, подумают, быть может, некоторые, от такого мимолетного осенения? Не то же ли это, что движение ветра, коснувшееся человека и пропадающее затем бесследно? Нет, и краткое осенение небесное может быть очень полезно человеку. Ведь как часто человек с одними мыслями входит в храм, с другими выходит!

Нужно ли вспоминать про преподобную Марию Египетскую, которая в Иерусалим ехала с намерением соблазнять богомольцев блудными желаниями, а потом, воззрев на икону Пресвятой Богородицы на стене храма, возвратилась величайшей подвижницей, явила пример покаяния и спасения из бездны крайней гибели для всех времен и родов христианских? Так и у иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило! Лекарство не в малых ли дозах применяется, а целительное действие обнаруживает во всем теле?

Так будем и мы, братие, опаляемые зноем страстей житейских или плавая по морю житейскому, шествуя в «пустыне страстей», чаще воспринимать благодатное осенение от иконы Божией Матери, как бы Израиль от столпа огненного в пустыне; это осенение охранит нас от многих погибельных заблуждений жизни. И хотя сердце наше часто жестоко для Бога и непокорно Ему, как сердце ветхозаветного Израиля, но все же «рукою крепкою» и нас благая Вратарница может отвести от многих путей погибели и приблизить к раю, как Израиля приближала ведущая его десница Божия к земле обетованной. Только бы совсем не удаляться нам от Бога и Его Пречистой Матери своим вечным добровольным уклонением на пути своего развращенного сердца и, когда услышим призывающий к Себе нас глас Его, зов благой Вратарницы, двери райские нам отверзающей, не ожесточиться, подобно Израилю, в дни искушения в пустыне, а чрез то не лишиться вшествия в землю обетованную, то есть рай, за непокорность (Евр. 3, 7–19). Аминь.

* * *

1

Сокращения при указании источника:
ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости
ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости
ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости
УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

27

Произнесено в Иверской церкви г. Владикавказа 13 октября 1916 года. (ВлЕВ. 1916. № 21. С. 891–895.)

28

Акафист Пресвятой Богородице, икос 6-й.

29

Канон Лазаревой субботы, ирмос 9-й песни.

30

Канон Воскресный, глас 1-й, ирмос 9-й песни.

31

Канон Воскресный, глас 4-й, песнь 8-я.

32

Акафист Иверской иконе Божией Матери.

Комментарии для сайта Cackle

     


Иеромонах Ириней (Пиковский)

Святые образа

Слово в день празднования Иверской иконы Божией Матери

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день мы совершаем память Иверской иконы Божией Матери, вернее – память торжественного принесения со Святой Горы Афон в Москву в 1648 году копии иконы Иверской.

По преданию, в IX веке эта икона чудесным образом приплыла по морю к Святой Горе Афон. Монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пошел пешком по воде и принес икону в Иверский монастырь.

Бог многократно творил чудеса через святой образ Богоматери. И не только через оригинал иконы, но и через ее копии, одной из которых является список, перенесенный в Москву в 1648 году при царе Алексее Михайловиче.

Чудесное явление иконы Божией Матери в IX веке, в эпоху иконоборческих споров, словно подтвердило «свыше» то, что ранее VII Вселенский Собор сказал о почитании икон. После тщательного исследования библейских цитат и разных мнений об иконах 367 отцов Собора определили следующее: иконы Господа Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и всех святых и преподобных мужей разрешалось полагать в церквах, в домах и на путях, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках. При этом материал икон мог быть самым различным. Они могли быть написаны красками, сделаны из мозаики или из другого пригодного вещества.

«Ибо, чем чаще через изображение на иконах они [Иисус Христос, Богоматерь и святые] бывают видимы, – говорится в определении VII Вселенского Собора, – тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

В данном определении красной нитью проходит мысль о том, что способ почитания икон, как и почитание святых угодников Божиих и их мощей, отличается от способа почитания единого Бога. Истинное по вере служение может относиться только к одному Богу. Но, поскольку Бог не погнушался человеческой природой, но воспринял ее Себе в лице Иисуса Христа, во Христе, по апостолу Павлу, «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9), следовательно, Христа можно изображать и с уважением относиться к Его образу.

Хотя вторая заповедь Моисея, как кажется на первый взгляд, содержит запрет создавать любые изображения, образы видимых и невидимых вещей, но из Библии видно, что это не так. Сам Бог повелел Моисею сделать ковчег с изображением херувимов (см.: Исх. 25: 17–22). На стенах Иерусалимского храма были не только изображения херувимов, но и пальмовых деревьев и цветов (см.: 3 Цар. 6: 29). И это не противоречило заповеди Божией «не сотвори себе кумира».

Древнейшие христианские иконы в виде настенных росписей на библейские сюжеты и изображения креста относятся к I веку по Рождестве Христовом. Они найдены при раскопках города Помпеи в Италии, засыпанном лавой и пеплом в 79 году. Это было еще время апостолов, так как за 15 лет до этого в 10 километрах от Помпей в городе Путеолы проповедовал апостол Павел (см.: Деян. 28: 13). В катакомбах Доypа-Евpопос в Междуречье до нас дошли христианские фрески с изображением Девы Марии, которые датируются от II века. В римских катакомбах и сейчас можно увидеть фрески II–IV веков с сюжетами на тему воскрешения Лазаря, символы якоря, рыбы, образ Христа как Доброго Пастыря или Агнца. Писатели III века Тертуллиан, Минуций Феликс и Ориген свидетельствовали, что христиане их времени почитали священное изображение креста. Святой Василий Великий просил художников изобразить подвиги святого мученика Варлаама в красках. О том, что к IV веку употребление в церквях икон было уже повсеместным, говорят следующие слова святителя Василия: «Приемлю и святых апостолов, пророков и мучеников и призываю их к ходатайству пред Богом, да через них, то есть по их предстательству, милостив будет мне человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертания их икон и поклоняюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах».

Поскольку изображения Христа и угодников Божиих в церквях присутствовали с глубокой древности, на тех или иных Соборах обсуждалось не столько принятие или непринятие самого церковного искусства, сколько характер образов и способ их почитания. Так, с V–VI (Трулльского) Собора в 692 году было запрещено использовать ветхозаветный символ Агнца для изображения Иисуса Христа, а рекомендовалось изображать Спасителя в Его человеческом облике. Цель такой рекомендации: дабы созерцая смирение Бога-Слова, мы приводились к воспоминанию Его жизни во плоти, Его страданий и спасительной смерти и таким образом совершившегося искупления мира (см.: 82-е правило Трулльского Собора).

Таким образом, VII Вселенский Собор, память которого мы совершаем ныне, не ввел чего-то нового в иконопочитание, но осмыслил то, что обсуждалось раньше, и уточнил формулировки.

Из слов, сказанных на Соборе в защиту икон, обращает на себя внимание речь Иоанна Фессалоникийского: «Мы делаем иконы тех, кои были людьми и слугами Божиими и носили плоть. В телесном виде мы изображаем не бестелесные какие-либо существа. Если же мы делаем иконы Бога, то есть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, то мы изображаем Его так, как Он был видим на земле, находясь между людьми».

После приведения библейских данных о херувимах в скинии и Иерусалимском храме Вселенский Собор доказывал цитатами из отцов психологическую естественность и ценность икон в религии и тем самым освятил труд самих живописцев: «искусство живописца есть занятие священное…», «святые отцы представляют живописца человеком, творящим благочестивое дело».

Таким образом, как пишет церковный историк А.В. Карташев, VII Вселенский Собор защищает вместе с искусством и «всякое знание и художество, как дарованные Богом ради славы Его». Богословие VII Собора было своего рода глубоким и непререкаемым благословением науки и культуры.

Греческое слово «икона» означает «образ». Человек живет в мире образов. Вся окружающая действительность, которую мы наблюдаем, отпечатывается в нашем сознании как набор образов. Когда некоторая реальность отражается в другом материале – создается ее образ. Картина, нарисованная по замыслу художника, – это ее образ. Память о другом человеке или прокручивание в уме каких-то событий – это воспоминание их образов. Слово, которым обозначается предмет, – это тоже образ. Мы понимаем предметы и события ровно настолько, насколько мы вмещаем в себя понятия о них и их образы. Поэтому и само Евангелие – это образ Христа и Его учеников, описанный в слове.

Следовательно, и вся культура – от музыки до скульптуры, от литературы до живописи – есть разные способы передачи образов. Тем самым и культурное развитие человека есть научение жить в мире правильных, высоких и гармоничных образов. Отдавая честь образу, мы восходим к первообразу. Отдавая честь художнику, мы почитаем Того, Кто вдохновил художника на творение произведения искусства.

Однако при этом необходимо подчеркнуть воспитательное значение культуры. Не всякое художество освятили святые отцы. Они восставали не только против идолов, но и против фетишизма и кощунственного использования образов. Священным становится творение художника, когда он данные ему от Бога таланты направляет на прославление Его имени, а не своего.

Одной из проблем нашего времени является всеядность людей. Гипермаркет стал не только способом удовлетворения потребительских интересов в отношении еды, но и в отношении всех сторон жизни человека: мебели, картин, музыки, театра и кино. Особенно всеядными стали наши сограждане в отношении кинофильмов. Большинство наших прихожан, конечно, не скажет, что он или она поклоняются и служат кино как Богу. Но давайте посмотрим, сколько времени стал тратить современный человек на просмотр пустых новостей, пустых сериалов или пустых развлекательных фильмов. Нам трудно сосредоточиться на десять минут на вечернюю молитву, но мы готовы, усевшись в кресле, часами, ночами, сутками смотреть пустое кино. Пустые, а порой и пошлые образы быстро запечатлеваются в нашей памяти. Они стоят перед глазами днем и ночью, они приходят на ум даже во время молитвы.

Бог запрещал Моисею делать изображения мужчин и женщин, птиц и животных по очень важной причине: «дабы вы не развратились» (Втор. 4: 16). Следовательно, не само по себе искусство, воплощение образов в материале греховно, но греховны те кумиры и образы, которые ведут человека к разврату.

Помня это, дорогие братья и сестры, давайте будем чтить святые образы Иисуса Христа, Божией Матери и святых, отдавая честь первообразам, тем личностям, которые на иконах изображены. Давайте будем подражать жизни святых и избегать любых видов зрелищ, которые ведут человека к разврату.

Аминь.

26 октября 2014 г.


(269)

аудио

25 февраля ― один из нескольких праздников, посвящённых особому почитанию и прославлению Царицы Небесной в Её чудотворной иконе, именуемой «Иверская». Накануне празднования одного из наиболее почитаемых на Руси чудотворных образов Матери Божией предлагаем воспомнить его удивительную историю и произошедшие по молитвам у этого образа чудеса и благодатные знамения.

Проповедь архиепископа Арсения на праздник Иверской иконы Божией Матери. 25 февраля 2013 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Различные, братья и сестры, бывают праздники в Церкви Православной. Но с особой теплотой, с особым участием души и сердечных чувств мы празднуем праздники, посвящённые Божией Матери или явлениям и чудотворениям Её всечестных икон. Слава Царицы Небесной и Её прославление утверждено на основе Священного Писания и было предсказано ещё в Ветхом Завете. Ещё Давид Псалмопевец сказал в псалмах: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Приведутся Царю девы вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе» (Пс. 44:9,14). И пророчествуя о воскресении Господнем, он пророчествовал Успение и Воскресение Божией Матери: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея» (Пс. 131:7), прообразуя под киотом Саму Царицу Небесную, Которая стала киотом Божества, соткавши из Своей Пречистой Плоти плоть Сыну Божию, Второй Ипостаси Святой Троицы неизреченным действием Божественным при Его воплощении.

Евангелисты также подтверждают, братья и сестры, записывая слова о славе Божией Матери. Так, когда Божия Матерь, юная Отроковица, приходит к своей сроднице Елизавете (это Евангелие читается всегда на утрени и на молебнах посвящённых Божией Матери праздников), мы слышим из уст праведной Елизиветы, матери Иоанна Предтечи слова: «Откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43), называя Её Матерью Божиею. И евангелист Лука записал пророческие слова Царицы Небесной, не усомнившись в их истинном значении и их пророческом назначении, когда Царица Небесная говорит, со смирением потупив кроткий взор Свой: «Величит душа Моя Господа», воздавая честь и славу Богу: «И возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, Яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди; Яко сотвори Мне величие Сильный». И опять же воздает славу Творцу: «И свято имя Его» (Лк. 1:46‒49).

Божия Матерь сказала эти слова пророческие, и евангелист записал их, потому что эти слова истинные и соответствуют учению Православной Церкви и учению христианскому. И мы, следуя этим словам, помним и слова, братья и сестры, Христа Спасителя, Который на кресте, терпя распятие и страшные муки и страдания, не забыл Своей Матери, исполняя на деле Заповедь: «Уважай отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Ис. 20:12). Давший эту Заповедь Законодатель Сам исполняет её, когда печется о Своей Пречистой Матери, говоря Ей, указуя на Иоанна Богослова: «Се Сын Твой», а Ему говоря: «Се Мати Твоя». Усыновляя Иоанна Богослова Самой Божией Матери ― Своей Пречистой Матери. И в лице Иоанна Богослова усыновляет всех христиан, которые последуют Ему верностью и исповеданием христианства, которые нарекутся Его учениками и последователями ― христианами. Он усыновляет всех Божией Матери, и мы все являемся Её чадами. И с дерзновением призываем Матерь Божию, как родной своей Матери доверяя Ей все скорби, болезни, муки сердечные, страдания душ наших, отчаяние в безысходной, казалось бы, ситуации, когда, бывает, вместе со своей грешной душой вверяем своё спасение Её Материнской любви, Её Материнскому попечительству, Её Материнским молитвам.

Сегодня празднуется торжество Божией Матери в честь Её святой иконы, называемой «Иверская». Иверия ― это древнее название Грузии. Иверия ― так называлась в древности эта страна, в которую Божией Матери выпал жребий идти проповедовать. Но Ей было явление от Бога, когда Господь сказал: «Я дам тебе другой жребий». И впоследствии корабль с Божией Матерью и апостолами пристал у Святой Горы Афон. Но Божия Матерь всегда являла попечение о православной стране Грузии и Иверской обители, которая на Святой Горе Афон была основана именно грузинами, даровала чудотворную икону в знак покровительства Своего и особого благоволения и к Святой Горе Афонской, и к народу православному Иверии.

История же явления этого образа такова. В то время, когда вспыхнула ересь иконоборчества, от Византийских императоров, наученных иудеями, было повелено иконы называть «идолами», сжигать их, уничтожать, мозаики и фрески в храмах сдирать, вместо них только орнаменты расписывать. Тех же, кто противился этому императорскому указу, подвергали казням, пыткам, гонениям, всякому позорищу. И часто казни бывали такими, что иконы разбивали на головах у иконопочитателей. Но тем не менее, братья и сестры, многие верующие хранили святыни образов Божиих.

Нам далеко не надо ходить за такими примерами. Вспомним послереволюционное время. Разве не такой период был, когда безбожники ополчились на образы Божии? Казалось бы, если Бога нет, если Его не существует в природе, как говорят атеисты, то против кого тогда воевать? Почему не нужно ненавидеть Его изображение? Да хотя бы по той причине, что это произведение искусства, хотя бы с такой точки зрения. Но они ненавидели Бога, Который есть, потому что невозможно ненавидеть то, чего нет. Эта ненависть переходила и на изображение Божие, Божией Матери, угодников Божиих. Это было в недавнее время. Вспоминается, братья и сестры, как в хрущёвские времена одна учительница принесла в класс икону Спасителя и сказала всем детям: «Пройдите и плюньте на икону». Такое вот атеистическое воспитание было. И вот весь класс этих детей, слушая учительницу, прошёл, плюя на икону Спасителя. Но одна девочка отказалась. Когда у неё учительница спросила: «А ты почему этого не делаешь?», она сказала: «Если Бога нет (воистину Господь эту мудрость вложил в голову дитяти), то какой смысл Его позорить и плевать на Него? А если Он есть, так на Него не плевать надо, а кланяться Ему и почитать Его».

Вот так и вдова в Никее. Презрев приказ императора, она хранила икону Божией Матери в сокровенной комнате, совершая молитвы перед ней. Но воины были посылаемы в каждый дом, чтобы изыскивать иконы и уничтожать их. И вот они пришли в дом бедной вдовицы, которая жила со своим сыном. Увидев икону Божией Матери, в еретическом заблуждении, озлоблении один из воинов ударил её копьём в лик. И тотчас из лика Божией Матери на глазах у поражённых воинов потекла кровь. Так и пишется с тех пор Иверская икона Божией Матери с кровью, которая истекает из Её щеки. Да и сам след копья и засохший потёк крови остался на чудотворной иконе.

Воины побоялись уничтожать икону, поражённые видением, но приказали вдове, чтобы она сама уничтожила икону. Не зная, как сохранить святыню, эта вдовица ночью со своим сыном вышла на берег морской и с плачем опустила икону на воды морские, говоря: «Царица Небесная, Сама охрани святыню Своего образа». И Божия Матерь Её утешила. Икона вдруг не легла на воду, а стала прямо и последовала на запад по волнам морским, к великому утешению вдовицы. Сын её, присутствовавший при этом, впоследствии ушёл на Святую Гору Афон и стал монахом. А рассказ о поражённой копьём иконе, из которой истекла кровь, и как эта икона пошла по волнам морским, он принёс с собой на Святую Гору Афон. Предание об этом и сказание хранилось в Афонском братстве.

И вот прошло уже порядочно времени ― несколько сот лет. Однажды монахи Иверского монастыря увидели столп света, стоящий над волнами морскими. Когда на лодке попытались приблизиться и понять, что это за видение, то увидели, что в основании столпа света на волнах морских стоит икона Божией Матери. Стоит прямо. Хотели приблизиться к иконе, чтобы взять Её с дерзновением, но образ от них стал удаляться. И тогда братия наложили на себя пост и молились Царице Небесной, чтобы Она даровала им святыню Своего Пречистого чудотворного образа.

Тогда было видение одному пустыннику, монаху Гавриилу, чтобы он, совершив молебное пение, вышел с братией на берег морской, пошёл по водам и взял икону на руки. Вооружившись верой, детской верой в слова Божией Матери, этот угодник Царицы Небесной, угодник Божий, с крестным ходом выйдя на берег морской, вступив дерзновенно на воду, пошёл, как по тверди. Подойдя к иконе, он взял её. На древних афонских фресках написано, как он не просто на руках ― на плече несёт икону Божией Матери, потому что эта подлинная чудотворная икона очень большая по размеру. И он на плече нёс эту икону и, потрясённый физическими и духовными силами после такого чуда, пришёл на берег и, как измождённый постом старец, опустил в изнеможении икону Божией Матери на землю. И там, где Божия Матерь ударилась краем о землю, о твердь земную, вдруг забил источник.

По сегодняшний день бьёт этот источник чудотворный на месте, где Божия Матерь коснулась Своим образом земли. Причём интересно, что он выходит из земли, течёт всего лишь один метр, и опять уходит под землю. Сам источник пресной воды находится на берегу ниже уровня моря, и кромка воды, братья и сестры, ― всего лишь в нескольких метрах, и прибой плещет прямо до самой часовни в ветреные, бурные дни. Но, тем не менее, вода в этом источнике пресная, да ещё и чудотворная.

С тех пор икона Божией Матери была принесена в обитель Иверскую, ради чести её поставили в храме соборном. Но наутро икону не обнаружили, а увидели её при святых вратах. Икону вновь перенесли в храм, но она опять у святых врат монастыря оказалась. Так было до трёх раз, пока Божия Матерь не сказала монахам: «Не вы мою икону будете охранять, но Я вас буду охранять святыней Своего образа». С тех пор у святых врат был поставлен малый храм, в который была перенесена икона Божией Матери. Она стоит несколько наискосок от Царских врат. Сам храм, где стоит икона Божией Матери, увешенная многими приношениями, которые люди за те или иные благодеяния преподносили Божией Матери, ― очень небольших размеров, может, где-то метров шесть на шесть. Над Царскими вратами в этом храме висит лампада. Большая лампада, которая колеблется вопреки всем законам физики, что такого не может быть. В дни особых потрясений, когда какие-то катастрофы или бедствия случаются, или войны на земном шаре, эта лампада начинает раскачиваться ещё больше. По раскачиванию лампады в этом храме, где стоит чудотворная Иверская икона Божией Матери, монахи видят, что какое-то бедствие приближается, и усиливают свои посты и молитвы, молясь за мир.

Так Божия Матерь предупреждает, чтобы мы молитвами ограждались от тех или иных бедствий, понимая силу и важность молитвы в мире. Особенно в современном мире, где молитва так уничижаема и находится на последнем месте. Мы часто человеческие усилия, человеческие потуги, человеческие слова стараемся по-человечески исправить, а забываем, что многое можно исправить, молясь. Молясь за свою душу, молясь за своих близких, молясь за обитель, молясь за Церковь нашу Святую и за наше многострадальное Отечество. И Божия Матерь как бы показывает, что молитвой очень многое можно изменить и в своей душе, и в своей жизни, и в окружающих нас людях и мире. Изменить к доброму, Божьему.

Сказание о святыне Божией Матери «Иверской», конечно, братья и сестры, всегда было с особым почитанием читаемо и прославляемо на Руси Святой. Так, в XVII веке царь Алексей Михайлович и патриарх Никон захотели иметь копию чудотворной иконы у нас в Отечестве, в своём царстве. Был избран благоговейный монах-иконописец Иамвлих, который наложил на себя строгий пост. Сначала отслужили молебен перед иконой, водой обливали чудотворный образ Божией Матери, и этой же водой обливали доску и краски, подготовленные к написанию иконы, а сами краски смешивали, растирая их с частями мощей святых угодников Божиих.

И вот эту икону написали и препроводили её в пределы Святой Руси. Она стояла в Иверской часовне, как и сегодня стоит в Москве в восстановленной часовне у Иверских ворот при входе на Красную площадь. Иверскую икону Божией Матери, которая прославилась своими чудесами, называли «Хозяйка Москвы». Купечеством была специально изготовлена карета, которая запрягалась шестериком белых коней, перед каретой был серебряный фонарь. И когда икону просили на молебствие, в те или иные дома или храмы по городу, то её ставили, как царицу, в эту карету и везли с торжеством по Москве. Икону встречали торжественным колокольным звоном, и все знали, что «Хозяйка Москвы» путешествует по улицам города.

Но случилось, братья и сестры, в конце XIX века безбожное отступление нашего народа, когда посягали эти террористы и человекоубийцы-революционеры не только на покой в нашем Отечестве и на Богом учреждённый порядок, они посягали и на жизни людей, посягали и на святыни. Мы знаем, как была заложена бомба в Курско-Коренной Пустыни в соборе, где стояла чудотворная Курско-Коренная икона Божией Матери. Взрыв должен был быть во время богослужения. Но Божия Матерь устроила так, что бомба взорвалась тогда, когда храм был пустой. Чугунные двери буквально выгнуло взрывом, разбило всё вокруг. И огромная воронка была в полу от взрыва бомбы, а на иконе не лопнуло даже стекло, даже лампада неугасимая горела перед Её образом. И вместо поругания святыни Божия Матерь явила ещё сугубое чудо и прославление Своего образа.

И вот такое же чудо было у Иверской иконы Божией Матери в Москве. У этой иконы постоянно дежурил чередной иеромонах, служа заказные молебны у чудотворного образа. Однажды пришли под видом купцов некие злоумышленники и принесли пудовую свечу. Это в обычае было у благочестивого купечества ― то ли в рост человека отливать свечу и ставить перед Божией Матерью, то ли пудовую свечу восковую ставить, чтобы как бы сугубое приношение Божией Матери к Богу являть через это. И вот принесена была пудовая свеча, и купцы попросили поставить её перед образом. Мнимые купцы. Ничего не подозревающий иеромонах поступил так. Но ночью, когда уже народа не было, и когда он сидел, молясь у Божией Матери, тянувши чётку, он задремал. И во сне иеромонах увидел Божию Матерь, Которая сказала: «Встань и потуши свечу». Он проснулся, увидел, что в часовне тихо, спокойно, мерцают лампады, горит свеча эта пудовая ― и опять задремал. Божия Матерь вторично ему явилась: «Встань, Я тебе сказала, и потуши свечу». Проснувшись, он опять с удивлением, не больше, отнёсся к своему сну, и опять задремал. И опять Божия Матерь строго ему уже сказала: «Безумец, Я тебе говорю: встань и потуши свечу». И тогда уже он, строгостью Божией Матери воспрянув от сна, возбуждённый Ею, подошёл к свече и увидел, что возле горящего фитиля что-то чёрное торчит. Он затушил свечу. Когда начал расковыривать воск, то увидел, что вся свеча начинена взрывчаткой и уже чуть-чуть оставалось до запала, чтобы он загорелся вместе с фитилём свечи. Был бы страшный взрыв, при котором погиб и он, и, как хотели злоумышленники, погибла бы и святыня чудотворного образа. Но такого не случилось ― Божия Матерь защитила Свою святыню.

Так Божия Матерь, братья и сестры, защищала и защищает наше Отечество, нашу Святую Церковь. Защищает каждого из нас, лишь бы мы только имели, братья и сестры, искреннее чувство к Царице Небесной и искренние молитвы, и искреннее желание исправить свою грешную жизнь. Чтобы мы желали получить от Бога и Божией Матери прощение грехов своих. Сколько, посмотрите, чудес совершила Царица Небесная у Своего образа Святогорского.

Сегодня на аналое, братья и сестры, тоже лежит икона Царицы Небесной «Иверская», которая тоже имеет свою предысторию, и которая тоже особым промыслом находится в нашей обители. В этом году (2013 ― ред.), братья и сестры, посещая Святую Гору Афон, я посещал и Иверский монастырь, где был у чудотворной иконы Божией Матери. Путешествуя по Афону, хотел, конечно, приобрести те или иные святыни и иконы для нашей святой обители. И вот когда уже приобрёл иконы, зайдя в одну из лавок, я увидел Иверскую икону Царицы Небесной в серебряной ризе. Образ иконы Божией Матери ― копия чудотворного образа, только меньшего размера. И так захотелось приобрести эту икону, но уже просто не было средств. И конечно, я глубоко сожалел, что вот такую иконочку ― копию чудотворной, не могу купить по причине финансовых затруднений. Тем более что я планировал и сейчас планирую при освящении храма, собора Преподобных отцов, чтобы эта икона находилась там, уже планировал место, где ей находиться. Это был уже последний день пребывания на Святой Горе Афон.

Приехал я с Афона в середине августа, а в конце сентября, на Рождество Божией Матери, отслужив всенощную здесь, в обители, решил в праздник послужить Литургию в селе Богородичном, которое носит имя Царицы Небесной. И вот уже после службы благотворитель этой обители, Вадим, говорит: «Владыка, спаси Господи, за службу, я не знаю, чем Вас утешить, но недавно я был на Святой Горе Афон в паломнической поездке, и вот икону Божией Матери в утешение Вам привёз». Открывает коробку, а там эта Иверская икона Божией Матери, которую когда-то, будучи на Афоне, я хотел приобрести для обители.

Царица Небесная, исполняя наши сердечные чувства и сердечные желания, не лишила нас и этого утешения. Поэтому этот образ, пусть не по водам, не в огненном столпе, но опять же, милостью Божией, чудесным образом пришёл к нам в святую обитель. А это говорит о том, что и наша обитель не оставлена Царицей Небесной, не оставлена Её вниманием. Лишь бы мы, братья и сестры, не оставляли Божию Матерь. Сколько она помощи давала нашим благочестивым предкам за их искренние молитвы, за их любовь к Богу, за их любовь к Себе, Пречистой Матери Божией, за любовь к угодникам Божиим, за любовь к святыням! Сколько даровала Она чудотворных икон в нашем Отечестве!

И по сегодняшний день, братья и сестры, Царица Небесная не оставляет нас Своею милостию. Мы должны только чувствовать эту милость, как поётся в тропаре «Споручница грешных»: «Умолкает ныне всякое уныние». Она нареклась Споручницей грешных к Сыну Своему и Богу. За нас Она молится, за нас Она простирает руки к Сыну и Богу. Помните икону «Отрада и утешение»? Когда Божия Матерь явилась и предупредила игумена: «Не открывайте в сегодняшний день монастырских ворот, потому что разбойники залегли за воротами». И когда было это видение и голос от иконы Божией Матери, вдруг икона ожила в Ватопедском монастыре, и Младенец Спаситель, насупив брови, закрывая Своей ручкой уста Божией Матери, строго сказал: «Мати Моя, не говори им ничего, они по грехам своим достойны наказания». Но Божия Матерь мягко, по-матерински и с дерзновением отвела руку Его от Своих Пречистых уст Своей рукой и сказала: «Не открывайте ворота сегодня». И когда ворота не открыли и взошли на них и стены монастырские, то увидели, что в кустах залегли разбойники, которые только и ждали, когда рано-рано, на рассвете, распахнутся монастырские ворота для богослужения, чтобы люди могли войти в монастырь, а они захватят и ограбят монастырь. Так Божия Матерь о нас, грешниках, милосердствует, так она о нас печётся. Как любая мать за своего ребёнка ― будь он хороший или плохой. За плохих Она ещё больше переживает, за плохих ещё больше Она плачет.

Вот, братья и сестры, один очень интересный случай. В Черновицкой области есть село Бояны, где явилась икона Божией Матери «Боянская» ― «Плачущая». Икону эту несли в Почаев, и вот по пути, когда проносили через православные сёла, народ встречал её с торжеством и не было слезоточения. Но когда вносили в село, где был автокефальный раскол, где священник с приходом ушёл в раскольнический Киевский патриархат к Филарету, то слёзы потоком шли из очей Божией Матери, так что священники ловили их на рушники. И когда автокефалисты дерзали выходить навстречу с крестными ходами, православные им кричали: «Да уйдите вы, ради Бога, не расстраивайте Божию Матерь». Вот так Божия Матерь плачет о погибших наших душах, вот так Она слёзы проливает у престола Вседержителя.

Вот так бы мы о себе плакали, как Она за нас плачет. Так бы мы сопереживали делу спасения своей души, такое бы у нас покаяние было. Но, братья и сестры, в сегодняшний день и являет Божия Матерь чудо своих чудотворных икон, как бы показывая нам, отчаявшимся и находящимся в унынии: «Вы смотрите, хоть вы и согрешили, хоть и впали во многие грехи, но Я вас не оставляю, Я за вас молюсь, Я Матерью вашей нареклась и остаюсь. Только вы уж не гневите Бога грехами своими», ― как бы говорит Божия Матерь, от Своих чудотворных икон показывая множеством подвесок за Свои чудотворения Свою милость, Свою любовь к нам, грешным.

Одному угоднику Божию было видение. Когда он, было, расслабился в своих подвигах молитвенных и решил, что не обязательно стоять в храме благоговейно, не обязательно молиться усердно, можно допустить и помыслы, отвлекаясь от службы. И вот ему явилась Божия Матерь, Которая ходила по храму. Мимо одних Она просто проходила, перед другими со скорбью, по-Матерински укоризненно качала головой, другим давала златницу, ещё одним давала серебряную монету, а кому-то медную. И монеты были разными по достоинству. И вот подойдя к этому монаху, она дала ему мелкую медную монету, и тот со смирением сказал: «Божия Матерь, что это значит?» И Она ответила: «По трудам и награда. Но трудись и молись, не забывая о своей монашеской ревности к Богу, и получишь воздаяние вечное». Воспрянув от сна, монах потом всю жизнь как свеча горел на службе в храме, за молитвенными помыслами забывая обо всём, весь стоя в горении к Царице Небесной, к Богу, к угодникам Божиим.

И мы в сегодняшний день, братья и сестры, телесными очима зрим перед собой икону Божией Матери, а духовными мы должны зреть, что Божия Матерь ходит между нами. Мимо кого-то просто проходит, мимо кого-то, укоризненно качая головой, а кому-то и златницы духовные раздаёт, а кому-то из нас, может, готовит и воздаяние в Вечности ― высокое званию человеческому, званию раба Божия, званию чада Божия, чада Божией Матери ― вечное нескончаемое бытие в Царстве Сына Своего и Бога Христа Спасителя. Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения на праздник Иверской иконы Божией Матери. 25 февраля 2013 г.

     Вся Православная Россия, весь мир покланяется Честной Вратарнице – древнейшей иконе
Матери Божией, первообраз которой находится в Иверской обители на Афоне. А именно в нынешний день благодарная Россия
приняла в XVII веке освященный список этого древнего образа, по желанию святейшего патриарха Никона, после чего установленная в нарочито отстроенной часовне, эта икона стала истинной Вратарницей, истинной Хозяйкой стольного царствующего града Москвы.

     И всякий раз, когда мы читаем акафист Иверской иконе Божией Матери, то
припеваем: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские нам отверзающая!» Особенно понятны сегодня эти слова нам
грешным, ибо все пространнее и шире становится путь, ведущий в погибель, все большее число крещеных людей, по
ослеплению, по действию лукавого, по обольщению, следует этим путем, вводящим в пагубу. Со дня на день умножаются соблазны, увеличивается их губительная сила, и многие от рождения так и не видят Солнца своей жизни – Господа Иисуса Христа. Как рабы, обрекают себя, по вине родителей, служению греху и самому князю тьмы. Все более узким становится путь, ведущий ко спасению, т. е. все больше требует он решимости, осторожности, благоразумия, любви к Богу.

     
Но нет воли Небесного Отца, дабы погиб и единый из малых сих, верующих в Него. Вот почему Царица Небесная, Мария Богородица, не оскудевает в своем невидимом предстательстве за род наш, но денно нощно подвизается, дабы чада Церкви Христовой не заблудили от пути спасительного. Просвещает, наставляет и укрепляет на этом узком пути непорочной православной веры, евангельского самоотвержения, покаяния и нелицемерной любви. Вот почему нам подобает всемерно чтить Вратарницу, Пречистую Деву Марию, почитая Ее икону Иверскую. Она утверждает нас на избранной дороге служения Господу, свидетельствуя о том, каков этот путь, и что потребно тому, кто желает по нему истинно шествовать. Матерь Божия, держа на руках Царя Славы, Господа Иисуса Христа, своим перстом указывает, что именно в Нем спасение. Веря в него, как в Бога воплотившегося, оживает человеческая душа. Тот, кто, хотя бы и в малом, повредит эту евангельскую церковную святоотеческую веру – вовеки погибает, лишаясь живительной благодати Божией. Напротив, тот, кто содержит эту веру в непорочности, хотя бы был и немощен, и грешен, но если с покаянием воздыхает пред Богом, указуя на веру свою правую – получит от Господа благодатную помощь, силу, избавление от рабства страстям.

     
В век, когда умножаются беззакония, оскудевает любовь, христиане с головы до ног поражены страшной язвой высокоумия, соединенного с ним жестокосердия, полагают, что угождают Богу, однако, не имеют ни теплоты, ни снисхождения, ни сострадания, ни терпимости, ни великодушия, ни снисходительности, ни жалости, но, словно звери, уязвляют друг друга осуждающими помыслами, грешными колкими словами, легко отчуждаются друг от друга, поддаваясь ухищрениям диавола. … , которая никого не уничижает, никого не осуждает, ни над кем не превозносится, не имеет диавольского сорадования злу, неправде, но печалится о всем недолжном и молится о всем должном. И тот, кто облекается в эту ризу долготерпения, сострадания, хотя бы не на словах, но в глубине души не оставлял усилия к сопереживанию, сорадованию с ближним, скорбел о грехах и немощах, общих всем нам, тот очевидно не сбился с пути. Но тот, кто затаил в сердце хотя бы и не желая того неприязнь, отчуждение, испытывает леденящий холод к людям, легко огорчается, соблазняется, отвращается от людей, считает, что не имеет сил носить их беззакония, не желает терпеть их немощи таковой в опасном положении, близок к тому, что вечная тьма обымет его и совершенно сокроет от него свет Царства Божия.

     
Пресвятая Богородица Вратарница напоминает нам, что единственный путь к Богу, путь исцеления души, есть непрестанная молитва. По заповеди Иисуса Христа, нам должно всегда в молитве искать милости Божией, всегда стучать в двери милосердия Господня, всегда просить Бога, дабы Он не закрыл пред нами врата Своего Царствия прежде исхода нашего из земной временной жизни.

     
Меньше должно сегодня христианам думать, погружаться т. е. в воспоминания, или отдаваться мечтаниям, но гораздо надежнее, отбросив бесполезные помыслы, пребывая с которыми мы поддаемся духу уныния и печали, не мудрствуя лукаво, стучать в дверь милосердия Господня, в качестве ключа от этой двери используя Имя Христово, призываемое с верою, покаянием и надеждою на помощь свыше.

     
Так сохранять себя от всякой скверны плоти и духа, стараясь с благоговением относиться к людям, почитая для себя потерянным тот день, в который мы когонибудь огорчили, уязвили, поранили чьето самолюбие, но, напротив, предпочитая быть обидимыми, нежели обижать, гонимыми, нежели гнать, осуждаемыми, нежели осуждать, скоро привлечем на душу милость Пресвятой Богородицы, а Ее всемощным ходатайством – и благоволение к нам и Единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа.

     
“В немногих словах, говорит ветхозаветный пророк, совершается спасение наше.” Оно просто и доступно имеющим разум. Спасение это заключается в том, чтобы сердцем – право веровать в Господа Вседержителя, устами – исповедывать тайну Боговоплощения, делами – свидетельствовать нашу веру, веру, которая живится лишь, меряется, верной любовью к ближнему. Матерь Божия помогает нам, братья и сестры, созерцать, содержать умом и сердцем эти спасительные истины. Не только соглашаться с ними умом, но и самой жизнью исповедывать их так, чтобы благодать Господня не оказалась бездейственной в нашем сердце, но со дня на день помогала нам меняться от худшего к лучшему и таким образом исполняться той радости, которая ждет всякого бескорыстно трудящегося на стезе покаяния, молитвы, любви к людям и Богоугождения.

     
Пресвятая Богородице, спасай нас!

26 октября 2000 г.

Проповедь в день празднования Иверской иконе Божией Матери

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы совершаем празднование одной из самых почитаемых в нашей стране икон Богородицы. Иверская икона была явлена на Афоне в Х веке и прославлена многими чудесами. Мы помним, что этот образ явился инокам в огненном столпе в море. Монахи вынесли его на берег. В видении игумену Иверского монастыря Матерь Божия открыла, что Она – Хранительница и этой обители, и Афона, и всего христианского мира.

В 1648 году со Святой Горы в Россию была принесена копия этого образа. Царь Алексий Михайлович приказал написать список и принести его в Москву. В столице эту икону разместили в часовне у Воскресенских ворот Красной Площади. До революции и жители столицы, и ее гости любое дело начинали с молитвы Царице Небесной у Ее чудотворного образа. К сожалению, часовню в советское время разрушили и восстановили только в 1995 году, когда с Афона снова принесли список чудотворного Иверского образа.

Совершая память этой иконы, мы обращаемся к Матери Божией, просим, чтобы Она оградила нас от бед, дала нам сил. Но до конца ли мы понимаем, что значит вверить себя Ее попечению?

В свое время Господь судил мне несколько раз посетить Святую Афонскую Гору. Это было и большой радостью, и большим открытием для меня. Там ты сталкиваешься с иной реальностью, видишь тысячелетнюю монашескую традицию и совершенно особенное – сыновнее, трепетное и одновременно очень трезвенное – отношение к Богу и к Матери Божией. Монахи – это дети Божии, люди, живущие служением Христу, непрестанной молитвой.

Монахи часто говорят о том, что Матерь Божия является Игуменьей Афонской Горы. Она распоряжается там, по-матерински относится к монахам и к паломникам. Я слышал об этом и до посещения Афона, но не до конца понимал значение этих слов. Оказавшись там, я столкнулся с иной реальностью. Ты строишь планы, но происходит все совершенно иначе. Матерь Божия начинает управлять твоими возможностями, планами, решениями. Отцы говорят, что нужно просто Ей поверить. Но чтобы услышать призыв Богородицы, нужно отказаться от своих исканий и желаний. Мы же привыкаем говорить: «Я хочу! Дай Господи! Сделай, как мне угодно!» Мы хотим, чтобы воля Божия совпадала с нашей, а не наоборот.

На Афоне чтимая икона Богородицы есть в каждой обители, в каждом скиту. Я часто видел, как место архиерея или игумена было не занято, даже если они присутствовали в храме. Монахи уверены – Царица Небесная управляет обителью, игумен лишь Ее заместитель, помогает Ей в управлении. Но при этом в святогорских обителях я видел удивительное, беспрекословное послушание своим старцам, наставникам. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что духоносные старцы могут появиться в том обществе, где есть настоящие послушники, ищущие воли Божией.

Хочется пожелать, чтобы все мы искали эту волю. Как это сделать? Необходимо умение доверять Богу, чья воля открывается через наших духовников, наставников, родителей. Важно, чтобы в жизни мы руководствовались не только собственным помыслом, но и мудрым советом человека, которому доверяем, которому оказываем послушание. Ибо если ты полагаешься на свой разум, веришь только себе, то обязательно рано или поздно совершишь ошибку. Совершая память Царицы Небесной, будем об этом помнить.

Сердечно поздравляю вас с праздником. Напомню, что в нашем храме есть две Иверские иконы. Первый, хранящийся в соборе много лет, написан в начале ХХ века на Афоне в Пантелеимоновом монастыре. Второй – в прошлом году написали для собора иконописцы Палехской мастерской «Лик». Икона по размеру повторяет Афонский первообраз, да и по написанию на него также очень похожа. Эти святыни – дар каждому из нас, будем благодарить за них Бога. С праздником, дорогие братья и сестры. Храни вас Бог.

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

Праздник Иверской иконы Божией Матери, который Церковь совершает в октябре, связан с принесением списка этой чудотворной иконы из Афонского Иверского монастыря в Москву. Это произошло 26 октября (13 октября по ст.ст.) 1648 года по просьбе патриарха Никона, тогда еще Новоспасского архимандрита. С великим благоговением приняли русские православные люди этот дар, и скоро Иверская икона стала одной из самых почитаемых в нашей Церкви.

Как от свечи возжигается свеча, так умножились списки с этой чудотворной иконы, и нет, наверное, у нас ни одного храма, где не было бы Иверского образа Божией Матери. Среди наиболее известных — Иверская часовня на Красной площади, Иверский храм на Большой Ордынке в Москве, Иверский храм в Санкт-Петербурге, Валдайский Иверский Святоозерский монастырь. Нельзя не упомянуть и образ, написанный еще во времена патриарха Никона, в Новом Иерусалиме, а также старинный образ в храме Воскресения в Сокольниках. Кто был в паломнической поездке по Абхазии, тот знает Иверскую гору в Новом Афоне, получившей свое название в честь Иверской иконы, хранящейся на ее вершине.

Страшные бури богоборчества с разрушением и осквернением святынь прошли по нашей стране. Но вот, ради верности новых мучеников и исповедников восстанавливается разрушенное. Потому самое существенное, что мы должны усвоить в этот праздник: где благодарная любовь к Божией Матери, там распространяется Ее благодать и умножаются чудеса. Господь испытывает нас необязательно исключительными потрясениями, Он посещает нас и как будто в самых обыденных обстоятельствах.

Пресвятая Богородица избрана из всех творений, чтобы Христос мог войти в человеческую историю, в человеческий род — спасти его. Она становится Матерью Бога, ставшего человеком, и Ей дано исключительное участие в тайне спасения всех людей. Церковь возлюбила молитвенно созерцать жизнь Приснодевы до Благовещения. Ее рождество — первое видимое явление Той, через Которую придет Спаситель. Введение во Храм, Сретение — первое видимое выражение Ее устремленности к Богу.

Но свет этих праздников — лишь раскрытие одной тайны, которая как бы разделяется на три луча: дар Бога, ответ Пресвятой Девы Богу и Ее предстательство за мир. Чем более душа приближается к Богу, тем больше Он ее влечет. Эта тайна делает из Божией Матери в определенном смысле вершину человечества. Подлинная вершина и единственная глава — Христос, Которого Ей предназначено принять. Она — принятие, плодоношение и живое сияние Божественной благодати, обращенной ко всем нам. Как принимаем мы свет Христов, каков наш ответ Богу, как молимся мы Божией Матери, каково наше участие в судьбах других людей, хотя бы одного человека?

Слово Божие показывает, как мы должны ответить на дар Божественной любви. В Евангелии о Марфе и Марии — о двух любящих Христа людях — нам показано, какой разной может быть наша любовь. Когда Господь приходит в дом Марфы, она с радостью принимает Его. В мире, где отвергается Христос, где многие, кажется, уже на порог Его не пускают, она места себе не находит от радости, оттого что Господь в ее доме. Она не знает, как угодить Господу, какое угощение Ему предложить. И она хлопочет об этом. А сестра ее, Мария, сев у ног Господа, слушает каждое слово Его.

Внезапно мы слышим упрек Марфы: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Что случилось, откуда у нее такая неразумная ревность? Когда человек слишком глубоко погружается во внешнее служение, в земные заботы, которые могут быть даже благочестивыми, он может потерять самое главное — то, ради чего он совершает свои труды.

Упрек Марфы довольно строгий. Мы можем часто наблюдать такое в православной семье, в Церкви, в любом приходе. Атмосфера любви и радости вдруг омрачается, оттого что кому-то кажется, что другие не так стараются для Господа, как он. Стоит ли удивляться, что порой не только враги Христовы восстают на благочестивых людей, но и друзья их — те, кто в Церкви.

Господь отвечает словами, которые обращены к глубине души Марфы. Дважды Он повторяет ее имя: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом». Дважды повторяет, потому что когда человек целиком погружен в земные заботы, трудно вырвать его из этого состояния, трудно достучаться до него. Этот укор Господа исполнен любви. Он хвалит Марфу за щедрость ее души, за то, что она так Его встречает. И в тоже время говорит, что она слишком о многом печется. А нужно всего лишь одно. Ее труды, ее забота — это нужно, но нужно в свое время и на своем месте. Есть другое, что бесконечно нужнее, чем то, что она делает.

Марфа думает: Христос скажет Марии, чтобы она делала то, что делает ее сестра. А Христос говорит Марфе: то, что делает Мария, — лучше. Придет время, когда Марфа пожалеет о том, что в этот час она не сидела у ног Христа и не слушала каждое Его слово. «Мария благую часть избрала, которая не отнимется от нее», — говорит Христос. Она избрала эту благую часть — быть со Христом, не отступать от Него ни на миг и так служить Ему, чтобы каждое слово, которое Он говорит, слагать в сердце своем.

Не в этом ли заключается совершенство человека? Человек — словесное существо. Его подлинность можно измерить тем, какие слова для него дороже всего. Где тот человек, который бы каждое слово Христово не просто слушал, а слагал в сердце своем? Это только о Божией Матери так сказано в Писании.

Как говорит апостол Иаков, совершенный человек не согрешает в слове. По словам мы осудимся, и по словам оправдаемся. И за всякое слово праздное даст ответ человек в день суда. Речь идет, прежде всего, не о пустых, наводняющих мир словах, которые делают людей пустыми — бессловесными. А о словах истинной жизни, которые не должны стать праздными. Слово Христово есть жизнь вечная. Так Мария (и другая Мария, Пречистая Божия Матерь) приобщается Божественной красоте, радости, совершенству. Благую часть она избрала — быть со Христом. И эта благая часть, любовь ко Христу, не отнимется от нее.

Что разлучит нас от любви Божией? Ни бесы, ни люди не смогут этого сделать. Бог хочет всегда дать нам эту благую часть. Ради этого Он пришел в мир и ради этого принял поругание и смерть. Чтобы мы от наших внешних трудов, которые Он благословляет и принимает, восходили в нашей любви — ко Христу, к жизни вечной, предстательством Пречистой.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Слово в праздник Иверской иконы Божией Матери
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всякий раз, когда мы прославляем имя Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, будь то в связи с воспоминанием о событиях Ее земной жизни или в связи с почитанием тех или иных икон, за Литургией читается небольшой отрывок 2-й главы из Послания апостола Павла к Филиппийцам. Казалось бы, ничего в этом отрывке не говорится о Божией Матери, но это лишь с первого взгляда.

А слова апостола Павла таковы: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе, ибо Он смирил себя даже до смерти, смерти же крестной» (см. Флп. 2:5,8). Церковь сочла уместным напоминать всякий раз, когда мы прославляем имя Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, именно эти слова апостола Павла, потому что в первую очередь они относятся к Деве Марии.

Когда мы взираем на образ Пречистой Богоматери с Младенцем в руках, мы не воспринимаем эти два изображения как нечто отделенное друг от друга, мы воспринимаем образ в его целостности, Мать и Сына — как одно. Почему так? А потому что в Ней были те же чувства, что и в Ее Божественном Сыне, и потому что Она первая была послушна Сыну Своему даже до смерти. Она воплотила великие слова апостола Павла в Своей жизни и явила всем нам пример.

Но совершенно неслучайно апостол Павел, говоря о чувствах Спасителя и о том, какие чувства мы должны иметь сами, подражая Ему, рассказывает о смирении Господа и Спасителя нашего. Господь смирил себя, быв послушным Богу Отцу даже до смерти. Действительно, Господь в Своей Богочеловеческой личности соединил две природы, Божественную и человеческую, и, наверное, по человеческой природе как не хотелось Ему умирать! Разве можно представить, что Христос с легкостью восходил на Голгофу? Ему было физически больно от ударов, Ему было душевно больно от поношения толпы — Тому, Кто не сделал за всю Свою жизнь ни одного плохого поступка, не сказал ни одного плохого слова. И вот Он, Бог и Человек, — порицаем, избиваем, распинаем… Какая же скорбь была в Его душе и в Его сердце! И эта скорбь, наверное, была бы невыносима, если бы не смирение Господа, через которое Он Свою человеческую природу и Свою человеческую волю полностью подчинил воле Божественной. А поелику у Царицы Небесной, по слову Церкви, были те же чувства, что и у Сына Ее, значит, и Она являет нам в первую очередь пример смирения даже до конца Ее жизни, даже до смерти.

Почему же так превознесено это человеческое качество? Почему о нем говорит апостол, свидетельствуя о жертвенном крестном подвиге Спасителя? Потому что смирение в правильном его понимании является сердцевиной христианской жизни.

У святых отцов очень много написано о том, что есть смирение. Можно об этом целую книгу написать, и, наверное, такие книги уже есть. Но мы не можем прочитать все книги, не можем собрать воедино все святоотеческие высказывания о смирении. И вот сегодня утром, размышляя о том, что мне надлежит сказать вам после Литургии, я открыл творения святого Ефрема Сирина, и, можно сказать, случайно взор упал на поразившие меня слова: «Смирение являет себя в неосуждении ближнего».

Все остальное можно забыть и вспоминать лишь тогда, когда мы с этой задачей справимся. Не может быть смирения, когда мы осуждаем другого, ведь в этом осуждении мы поставляем себя выше другого человека, мы на него смотрим сверху вниз. Почему мы так любим осуждать? Потому что через осуждение мы себя прославляем. Мы словно говорим тем, с кем мы осуждаем или ради кого мы осуждаем человека: «Я ведь не такой! Я не стал бы говорить о всех этих грехах, если бы сам был грешен! Я совершенно другой человек, я гораздо лучше того, кого осуждаю, потому и право имею того судить». О каком же смирении может тогда идти речь? И всякий раз, когда мы, собравшись в кругу родных, близких, друзей, начинаем осуждать другого человека, давайте вспоминать эти дивные слова преподобного Ефрема Сирина.

Царица Небесная Дева Мария, конечно, никого в жизни Своей не осуждала. Это было противно Ее природе, Ее Богом просвещенному сердцу, Ее разуму, Ее чувствам. Но и множество святых угодников сторонились осуждения, понимая, что осуждение — это гибель, в осуждении является наша гордыня, в осуждении мы полностью перечеркиваем всякое смирение.

Иногда людям, особенно во власти, нужно принимать решения в отношении того или иного человека, как в связи с продвижением по службе,так и в связи с необходимостью наложить наказание. Конечно, такие размышления всегда связаны с неким анализом личности, в том числес выяснением ее отрицательных черт. Так вот, очень важно, чтобы даже в этом случае подобный анализ никогда не сочетался с осуждением. Конечно, нужно знать, что человек собой представляет, нужно оценить его чувства, мысли, поступки, но это знание должно приводить не к осуждению, а лишь к разумным выводам относительно того, чьи поступки подлежат такому осмыслению.

Казалось бы, все это трудно, но на самом деле очень просто. Достаточно только помнить, что осуждением мы закрываем для себя милость Божию, мы ставим преграду между нами и Спасителем. Ведь Он учит нас не осуждать — через Своего апостола, через Свою жизнь, через жизнь Его Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной. И, наученные сегодня этой Божественной мудростью, попытаемся каждый в меру своих сил не разрушать нашу связь с Богом, не создавать средостение между нами и горним миром, преграду осуждения, которому всегда сопутствуют злословие, надменность, превозношение самих себя. И пусть смиренный облик Царицы Небесной, всякий раз, когда мы подходим к Ее образу, напоминает нам о том, что было сердцевиной Ее жизни и что Она хотела бы видеть в каждом из нас. Аминь.

26 октября 2018

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проповеди на праздник троицы
  • Проповеди на праздник покрова пресвятой богородицы
  • Проповеди на праздник казанской иконы божией матери 4 ноября
  • Проповеди на двунадесятые праздники архимандрит мелхиседек артюхин
  • Пропало ощущение праздника