Проповедь на праздник скоропослушница

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, я сердечно поздравляю вас с воскресным днем и престольным праздником нашего храма. Он посвящен знаменитой чудотворной иконе Божией Матери «Скоропослушница», которая в Х веке была явлена на Афоне.

Первым чудом по молитвам у этого образа было исцеление монаха Нила. Он по своему неразумию и косности сердечной оскорбил величие Божией Матери и был за то лишен зрения. По преданию он был трапезником, неоднократно проходил мимо фрески с изображением Богородицы и коптил ее. Матерь Божия неоднократно являлась и указывала монаху, что так поступать не должно. Потому что благоговейный человек выражает свою любовь и почтение к Богу даже в самых мелочах. Часто мы задаемся вопросом: что такое благочестие? В нашем народе было много благочестивых традиций – молиться, воспитывать в вере детей, украшать храмы. К примеру, приносить букет цветов в храм к празднику. Традиция, о которой мы сегодня почти не помним.

Мы возжигаем свечи и лампады, украшаем храм. Все это вещи, казалось бы, второстепенные. Но они очень важны, потому что показывают, что для нас главное в жизни. Порой далекие от Церкви задают нам вопросы: почему храмы с золотыми куполами, а священники служат в богатых ризах? Хотя если посмотреть честно, то большинство наших храмах не имеют ни куполов золотых, ни иконостасов. Мы помним, в каком состоянии был, к примеру, этот храм. Человек говорит — нужно, чтобы в храме все было бедненько, по скромному. Но при этом свое жилище он украшает так, что нам с вами и не снилось.

А ведь благоговение к Богу проявляется и в мелочах. В том числе и в тех, о которых должен был помнить монах Нил. Матерь Божия лишила его зрения. И тут, когда пришла беда, монах опомнился, как это часто и бывает, и стал молиться. И Богородица его скоро простила, и потому образ прозвали «Скоропослушница».

Таких чудес по молитвам Пречистой было совершено множество, в том числе, и в нашей жизни. Да разве то, что мы собрались в этом здании сегодня, что оно стало домом Божиим, не является самым настоящим чудом? Мы сегодня слышали Евангельское чтение о том, как Христос исцелил женщину, страдавшую кровотечением, как восставил от смертного одра дочь Иаира. Господь слышит прошение человека и исполняет его. Не всегда быстро, не всегда сразу, потому что нам нужно и потерпеть, и потрудиться, но Бог знает, что нам нужно.

Мы сегодня молимся в этом храме. Еще несколько лет назад никому и в голову не могло прийти, что здесь, на станции Анисовка, затеплится церковная жизнь, что появится такой прекрасный храм. Вот я всего несколько месяцев здесь не служил и уже не узнал храм. А все вы помните, какое запустение здесь было несколько лет назад. Не было в поселке места, где можно было бы помолиться Богу, приходилось ездить в город. А теперь мы видим колоссальные перемены.

Я хотел бы сегодня поблагодарить всех вас, и прежде всего настоятеля отца Александра Ермошина, за труды и за молитвы. Ведь любое чудо Бог совершает через людей. Не так давно отец Александр служит священником, но сделать ему удалось уже немало. И храм – это только видимая часть айсберга. Нельзя созидать храм, если не будет ревности у священника, единомыслия у прихожан. Если священник не будет воспитывать свою паству, люди и не поймут, зачем им нужен храм. Отец Александр занимается тремя приходами, и каждый из них динамично развивается.

Желаю Вам, дорогой отец Александр, сил, здоровья, ревности, желаю трудиться дальше, не унывать никогда. Знаю, что люди любят вас и помогают. Мы служим Литургию, но иногда забываем, что это слово переводится как общее дело. Так вот церковная жизнь это тоже общее дело, и каждый из вас, дорогие братья и сестры, должен нести ответственность за этот храм, друг за друга, за детей и внуков, которые, видя такую красоту волей неволей будут меняться.

Наш храм, дорогие братья и сестры, как птица Феникс воскрес из небытия. Этот проект мы специально разрабатывали для станции Анисовка с учетом здания бывшей железнодорожной столовой. Этот византийский стиль, такого нет во всей епархии и даже в митрополии.

Многое сделано, но еще больше сделать нужно: благоустроить храм внутри, звонницу построить, написать новый иконостас. Все это важно, требует колоссальных средств. Отец Александр ищет ктиторов, которые бы в этом помогли. Но и каждый из вас может сделать очень и очень многое. Своим вниманием, трудом, заботой и молитвой.

Сегодня мы ходили крестным ходом с репродукцией иконы Божией Матери. И нам с вами нужно написать хорошую храмовую икону, похожую на Афонский образ «Скоропослушница». Нужно нам начать сбор средств на образ, который, даст Бог, тоже будет прославлен чудесами.

Мне приходилось быть на Афоне, в монастыре Дохиар. Мы помолились у иконы Божией Матери. Монах этой обители показал нам еще одну святыню – удивительную по красоте и богатству украшений икону «Скоропослушница» русского письма. Ее пожертвовали русские паломники, которые пожелали от всего сердца что-то принести Богородице. На нас эти ревность и любовь русских людей произвели огромное впечатление. И во многих афонских обителях мы видели приношения русских людей. На рубеже XIX-XX многие люди паломничали на Святую Гору, а кто не мог посылал туда приношения. Хочется верить, что и в нашем храме появится икона Матери Божией. И она станет символом возрождения храма и всего поселка. А думаю, что любой человек, проходя мимо этого храма, порадуется, улыбнется. Нам свойственно тянуться к прекрасному.

Хотел бы поблагодарить и благочинного округа священника Виктора Тихонова, который помогает настоятелю, подсказывает, помогает.

В память об этой службе хотел бы подарить настоятелю и всему приходу напрестольный крест и священническое облачение, которое понадобится для совершения воскресных служб.

Всех поздравляю с праздником. Желаю сил, помощи Божией и здоровья. Пусть процветает наш храм, а приход становится настоящей дружной христианской семьей. Аминь.

Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» п. Анисовка.

У одного современного церковного публициста в одной из его статей есть такая интересная мысль. Он говорит, что не так давно одного американского протестантского богослова и христианина спросили о том, как он думает, какую он мог бы высказать мысль, которая могла бы в настоящее время быть самой опасной для жизни человека на земле и которая могла бы перевернуть всю жизнь человека. И вот интересно, что этот протестант, живущий в Америке, и который себя искренне считает христианином, сказал, что единственная, по его мнению мысль, которая может перевернуть всю жизнь любого человека — это факт воскресения Господа нашего Иисуса Христа. «Потому что, — сказал он, если человек действительно признает этот факт, это чудесное событие, то дальше из него он неизбежно должен сделать такие выводы, которые бы перевернули и изменили всю его жизнь». 

Икона Божией Матери Скоропослушница.jpg

Икона Божией Матери «Скоропослушница» . 

Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Эта мысль христианина, хотя и протестанта, кажется очень замечательной по своей яркости. Потому что это действительно так. Все мы, кто называет себя христианами и, даже не только православные христиане, а христиане других конфессий, все мы исповедуем действительность и реальность этого факта. Когда человек его принимает своим сердцем и своей душою, он действительно способен в корне изменить свою жизнь, перевернуть ее и начать жить совершенно по-другому, по-новому. Но мы с вами, православные христиане, живущие в России, не только исповедуем веру в Воскресение Христово и веру в личность самого Господа нашего Иисуса Христа, мы с вами исповедуем также, что мы православные, что принадлежим древнейшей и истинной христианской традиции. 

У нас может возникнуть вопрос. Мы живущие церковной жизнью, старающиеся исполнять то, что нам заповедует Церковь православная, каким образом можем и должны ли поменять свою жизнь, если мы действительно верим и исповедуем факт Воскресения Христова? Здесь, наверное, нужно заметить, что христиане, живущие в разные времена и в разных странах, имеют несколько разные задачи. Поэтому, конечно, нельзя с одной меркой подходить к каждому из тех, кто себя именует христианином, даже и православным. Можно заметить также и то, что сама жизнь нашей православной Церкви от ее основания, со дня Святой Пятидесятницы, со дня сошествия Святого Духа на апостолов есть постоянное и очень глубокое изменение окружающего мира человека, его мировоззрения, общества и его ценностей и культур. Эти изменения, которые накапливались и совершались уже больше двух тысяч лет, являются в каком-то смысле ответом церковных православных людей на эту мысль: как же мы должны себя менять. 

Получается, что православные себя меняли и меняют. Но, отвечая таким образом на эту мысль, мы можем здесь впасть в другую крайность, потому что тогда получается, что за нас как будто бы все уже сделало предшествующее поколение православных христиан. И нам только остается катиться по инерции и прилагать совсем небольшие усилия, как поезду, которому, когда он идет на большой скорости, требуется совсем небольшая мощность двигателя, чтобы эту скорость поддерживать. 

На самом деле это не так, потому что несмотря на такие глубокие изменения, которое принесло христианство и православие прежде всего в жизнь человека за две тысячи лет, пред нами, перед каждым из нас стоит все равно одна и та же очень глубокая задача внутреннего изменения. И в чем же эта задача заключается? Она заключается в том, чтобы в каждом из нас изобразился Христос. Об этом говорит еще апостол Павел в своих Посланиях. Когда он пишет Послание первым христианам, он прямо говорит: «Болезную о вас до тех пор, пока не изобразится в вас Христос». И в другом Послании он говорит: «Подражайте мне, как я Христу». То есть он ставил прямую задачу тем, кто называет себя христианами и православными христианами, не просто принадлежать Церкви, не просто исполнять определенные действия в тот или иной момент, которые Церковь предлагает исполнять. Он говорит, что все это является частью и путем к осуществлению более важной и самой главной задачи, чтобы в нас изобразился Христос, чтобы Он жил в нашей жизни, среди нас, чтобы Он как бы следовал за нами.

Интересна сама мысль о том, чтобы Христос жил среди нас. Сам Господь наш Иисус Христос в Евангелиях уже говорит об этом своем учении. И здесь уместно вспомнить не только те слова Христа, когда он говорит, что «там, где два или три собраны во имя мое, там я есмь посреди их». Ради этого мы и собираемся в церковные собрания, в Церковь на богослужение, чтобы Христос был посреди нас в этот момент. Но Господь говорит своим ученикам и другое: «Не выбирайте себе наставниками никого из тех, кто есть у вас на земле, потому что един у вас наставник Христос». Этим он подчеркивает, что мы, хотя и слушаем слова, исходящие от людей, но та цель, к которой мы должны стремиться, слушая эти слова, заключается именно в том, чтобы нам и следовать за Христом и подражать Христу, и чтобы в каждом из нас Христос изобразился так, как Он сияет на иконе в храме. Чтобы Он действительно был для нас внутренним примером и образцом во всех ситуациях нашей жизни. 

Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина заключается в том, чтобы стяжать благодать Святого Духа. Она должна выражаться в нашей земной жизни в том, чтобы в нас изображался Христос. А если в нас Христос не изображается, то и Благодать Святаго Духа мы по-настоящему не стяжали и Она в нас по-настоящему не действует. 

Сегодня Православная Церковь празднует память иконы Божией Матери «Скоропослушница». Ее история весьма примечательна, как и истории других чудотворных икон Божией Матери. Она находится в греческом монастыре Дохиар на Афоне. По преданию эта икона была написана в 10-11-х веках, а чудесная история произошла в семнадцатом веке, когда некий монах, путешествующий ночью с зажженой лучиной, вольно или невольно коптил образ Божией Матери. Однажды, проходя, как обычно мимо иконы, он услышал: «Не копти мой Образ». Этот голос исходил от образа Божией Матери. Но он не поверил этому. Нарочно или не нарочно продолжал свое небрежение, продолжал коптить образ и вскоре последовали другие слова от лица Божией Матери, после которых он ослеп. И тогда он понял, что это была не чья-то шутка, не привидение, а действительно воля Божией Матери. Он искренне раскаялся, просил прощения и через какое-то время Божия Матерь приснилась ему и сказала, что она его прощает и возвратила ему зрение, и сказала ему: «Пусть этот образ называется «Скоропослушница», потому что Пресвятая Богородица через него будет также скоро слышать мольбы и просьбы о помощи всех православных христиан во всех точках земли. 

И действительно, образ прославился многими чудесами. Списки с этого образа очень почитаемы были в 19 веке на Руси. У нас в Лавре также есть список этого образа, который находится в Никоновском приделе. Если вы зайдете в Никоновский предел, станете лицом к Алтарю, то по правую руку на западной стене как раз и находится образ Божией Матери «Скоропослушница», на котором написано, что это копия Афонского образа. Известно, что от этого образа исцелялись люди, страдающие недугом беснования, то есть люди, по отношению к которым уже любые медицинские человеческие средства были бессильны. 

Сегодня, когда мы празднуем память этого чудотворного образа, притекаем к нему с нашими молитвами и просьбами о помощи, мы должны также подумать о том, какую глубину христианской жизни дает нам православие, ту самую глубину Благодати Святого Духа, которой нет в других конфессиях, исповедующих христианство. Только православные ее имеют, потому что только в православной Церкви, в православном исповедании Благодать Святаго Духа сохранилась неповрежденной, непресеченной, такой же, какой она была тогда, когда Господь излил Своего Святого Духа на апостолов и учеников своих. 

Сегодня, притекая с мольбами к образу Божией Матери, мы должны помолиться не только о наших земных нуждах, но и просить Матерь Божию помочь нам в главном христианском делании, а именно: чтобы в нас изобразился Господь и Бог наш Иисус Христос. Аминь. 

Как видит нас Господь? Есть известный стереотип, широко закрепившийся в изобразительном искусстве, в кино – будто бы Бог смотрит на человека откуда-то сверху, с небес.  Но это поверхностное представление. Пророк Иеремия в Ветхом Завете говорит от лица Бога: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер.17:10). На самом деле, Господь видит нас изнутри. И Он ближе к нашему сердцу, чем это можно представить. Он видит и то, что мы никогда не показываем окружающим, и даже то, в чем сами себе не признаемся, и то, что находится за пределами сознания. Я сам не вижу себя таким, каким видит меня Господь – настолько Он знает все черты моего устроения, все порывы моей души. 

         Зная об этом взоре Господа на человеческое сердце, как внимательно следует относиться к жизни, к каждому совершенному поступку. Конечно, христианин должен творить добрые дела, которыми прославляется Бог. Но важно, чтобы каждый поступок запечатлевался не только внешним, но и внутренним проявлением. Это бывает видно на примере жизни некоторых христиан монашествующих (но и не только их). Люди мало знают их внешние дела, которые, как правило, неприметны. Но когда случается встреча с подлинным подвижником, то случается заметить внутренний свет, который просвещает всю его – или ее – жизнь. Так внутренняя жизнь формирует дух и даже внешнюю форму ее, созидает личность.

         Вот почему в заповеди Своей Господь призывает полюбить ближнего как самого себя (Мф. 22:39), то есть обращает внимание человека и на себя, на свое состояние. Внешне человек может быть ровным, спокойным, не произносить резких слов, поспешных суждений. Но то, каким образом будет формироваться его внутренний мир и какую среду он создаст вокруг себя, зависит от состояния его сердца.   

Мысль о том, что любящий Господь видит нас изнутри, обнадеживает и радует. Это побуждает предстоять Ему в молитве, обращая всякое помышление и действие во славу Творца. Мысль о том, что Господь видит все наши недостатки и хочет помочь нам, находясь всегда рядом, приносит человеку смирение. Он больше меня желает моего спасения. Он видит каждую мелочь моей внутренней жизни, и перед Ним невозможно слукавить. Так мы учимся всегда быть открытыми Ему.

И сегодня желаю вам – живите, зная, что Господь ведает всю внутреннюю жизнь. Пусть от этого вам будет спокойно и счастливо, и да поможет нам в этом Матерь Божия, икону которой Церковь сегодня празднует. Икона Божией Матери «Скоропослушница» имеет такое название потому, что Пресвятая Богородица действительно скоро слышит и скоро помогает.

В свете вечности Господь видит наше сердце. Радостно, что сегодня мы собрались в храме, чтобы почтить Пресвятую Богородицу. Храм – это и есть то место, где мы вместе с Господом, соединяясь с Ним в причащении святых Христовых Таин, можем посмотреть на себя и на всю окружающую жизнь в свете вечности. Давайте помолимся Пречистой Богородице, чтобы Она умолила Сына о милости к нам. По Её молитвам да научимся мы в глубине сердца предстоять Господу, стремясь исправить маленькие недочеты в наших душах и развить добродетели, которые в нас заложены Творцом.  Аминь.

Проповедь прот. Павла Дорофеева в день празднования иконе Божией Матери «Скоропослушница»

Добавить комментарий

  • 19 января 2023 (по ст.ст.)

    Седмица 34-я по Пятидесятнице

    Преподобный Макарий Печерский, диаконПреподобный Макарий Великий, ЕгипетскийСвятитель Марк Евгеник, архиепископ ЕфесскийБлаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивыйПреподобный Макарий Римлянин, НовгородскийПреподобный Макарий Печерский, постникПреподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, игуменМученица Евфрасия Никомидийская, деваПреподобный Макарий Александрийский, Новый, Градский, иеромонахСвятитель Арсений, архиепископ КеркирскийПреподобный Антоний Марткопский, Иверский, столпникСвященномученик Петр Скипетров, пресвитерСвященномученик Николай Восторгов, пресвитерМученик Феодор Гусев

    1 Пет. 4:1–11, Мк. 12:28–37, 1 Пет. 4:12 – 5:5, Мк. 12:38–44, Гал. 5:22 – 6:2, Мф. 11:27–30, Ин. 10:1–9, Евр. 7:26 – 8:2, Ин. 10:9–16

  • Патриархия.ру

История

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Ско­ро­по­слуш­ни­ца» — древ­ний чу­до­твор­ный об­раз, на­хо­дит­ся на Свя­той Го­ре Афон, в мо­на­сты­ре До­хи­ар. Мо­на­стыр­ское пре­да­ние от­но­сит вре­мя ее на­пи­са­ния к Х ве­ку, ко вре­ме­ни жиз­ни на­сто­я­те­ля оби­те­ли свя­то­го Нео­фи­та. В 1664 го­ду тра­пе­зарь Нил, про­хо­дя в ноч­ное вре­мя в тра­пез­ную с за­жжен­ной лу­чи­ной, услы­шал от об­ра­за Бо­го­ро­ди­цы, ви­сев­ше­го над две­рью, го­лос, при­зы­ва­ю­щий его впредь здесь не хо­дить и не коп­тить ико­ну. Мо­нах по­ду­мал, что это шут­ка ка­ко­го-ли­бо бра­та, пре­не­брег зна­ме­ни­ем и про­дол­жал хо­дить в тра­пез­ную с коп­тя­щей лу­чи­ной. Вне­зап­но он ослеп. В горь­ком рас­ка­я­нии мо­лил­ся Нил пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, умо­ляя о про­ще­нии. И вновь услы­шал чуд­ный го­лос, из­ве­щав­ший о про­ще­нии и воз­вра­ще­нии зре­ния и при­ка­зы­ва­ю­щий воз­ве­стить всей бра­тии: «С этой по­ры бу­дет име­но­вать­ся сия ико­на Моя Ско­ро­по­слуш­ни­цею, по­то­му что ско­рую всем, при­те­ка­ю­щим к ней, бу­ду яв­лять ми­лость и ис­пол­не­ние про­ше­ний». Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца ис­пол­ни­ла и те­перь ис­пол­ня­ет Свое обе­ща­ние — яв­ля­ет ско­рую по­мощь и уте­ше­ние всем, с ве­рою к Ней при­те­ка­ю­щим.

На Ру­си все­гда поль­зо­ва­лись боль­шой лю­бо­вью и по­чи­та­ни­ем спис­ки с чу­до­твор­ной Афон­ской ико­ны «Ско­ро­по­слуш­ни­ца». Мно­гие из них про­сла­ви­лись чу­де­са­ми. Осо­бо от­ме­ча­лись слу­чаи ис­це­ле­ния от па­ду­чей бо­лез­ни и бес­но­ва­ния.

В 1938 го­ду Афон­ская оби­тель До­хи­ар при­нес­ла в дар Рус­ской Ду­хов­ной Мис­сии в Иеру­са­ли­ме спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ско­ро­по­слуш­ни­ца».

В Россию списки с иконы в большом числе стали поступать с Афона в XIX веке. Они всюду пользовались большой любовью и почитанием, многие прославились чудесами — особенно исцелениями от падучей и беснования. Списков существовало много, но ниже перечислены лишь наиболее известные из них.

В Афонской часовне в честь святого великомученика Пантелеимона у Владимирских ворот Китай-города (Москва).

Елеонский список в правом приделе Спасо-Вознесенского храма Елеонской женской обители в Иерусалиме.

Невская Скоропослушница – Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

В храме Архангела Гавриила Антиохийского патриаршего подворья (Москва).

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»,
глас 4

К Богоро́дице притеце́м, су́щии в беда́х,/ и святе́й ико́не Ея́ ны́не припаде́м,/ с ве́рою зову́ще из глубины́ души́:/ ско́ро на́ше услы́ши моле́ние, Де́во,/ я́ко Скоропослу́шница наре́кшаяся,/ Тебе́ бо раби́ Твои́ в ну́ждах// гото́вую Помо́щницу и́мамы.


Перевод:

К Богородице обратимся, находящиеся в бедах, и у святой иконы Ее сейчас преклоним колени, с верой взывая из глубины души: «Поскорее услышь нашу молитву, Дева, так как зовешься Скоропослушницей, поскольку Ты быстрая Помощница в скорбях для рабов Твоих».

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»,
глас 8

В мо́ри жите́йстем обурева́емии,/ треволне́нию подпа́даем страсте́й и искуше́ний./ Пода́ждь у́бо нам, Госпоже́, ру́ку по́мощи, я́коже Петро́ви Сын Твой,/ и ускори́ от бед изба́вити ны, да зове́м Ти:// ра́дуйся, всеблага́я Скоропослу́шнице.


Перевод:

В бурном море житейском мы попадаем в штормы страстей и искушений. Подай же нам, Госпожа, руку помощи, как Петру Сын Твой (Мф.14:28-31), и поспеши от бед избавить нас, да взываем к Тебе: «Радуйся, всеблагая Скоропослушница».

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»

Преблагослове́нная Влады́чице, Присноде́во Богоро́дице, Бо́га Сло́ва па́че вся́каго сло́ва на спасе́ние на́ше ро́ждшая, и благода́ть Его́ преизоби́льно па́че всех прия́вшая, мо́ре я́вльшаяся Боже́ственных дарова́ний и чуде́с приснотеку́щая река́, излива́ющая бла́гость всем, с ве́рою к Тебе́ прибега́ющим! Чудотво́рному Твоему́ о́бразу припа́дающе, мо́лимся Тебе́, всеще́дрей Ма́тери Человеколюби́ваго Влады́ки: удиви́ на нас пребога́тыя ми́лости Твоя́, и проше́ния на́ша, приноси́мая Тебе́, Скоропослу́шнице, ускори́ испо́лнити, все, е́же на по́льзу во утеше́ние и спасе́ние коему́ждо устроя́ющи. Посети́, Преблага́я, рабы́ Твоя́ благода́тию Твое́ю, пода́ждь неду́гующим цельбу́ и соверше́нное здра́вие, обурева́емым тишину́, плене́нным свобо́ду и разли́чными о́бразы стра́ждущих уте́ши, изба́ви, всеми́лостивая Госпоже́, всяк град и страну́ от гла́да, я́звы, тру́са, пото́па, огня́, меча́ и ины́я ка́зни вре́менныя и ве́чныя, Ма́терним Твои́м дерзнове́нием отвраща́ющи гнев Бо́жий: и душе́внаго разслабле́ния, обурева́ния страсте́й и грехопаде́ний свободи́ рабы́ Твоя́, я́ко да непреткнове́нно во вся́ком благоче́стии пожи́вше в сем ве́це, и в бу́дущем ве́чных благ сподо́бимся благода́тию и человеколю́бием Сы́на Твоего́ и Бо́га, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я Божией Матери пред иконой Ее «Скоропослушница»

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шняго, Скоропослу́шная Засту́пнице всех, к Тебе́ с ве́рою прибега́ющих! При́зри с высоты́ небе́снаго вели́чия Своего́ на мене́ непотре́бнаго, припа́дающаго к ико́не Твое́й, услы́ши ско́ро смире́нную моли́тву мене́ гре́шнаго и принеси́ ю́ к Сы́ну Своему́: умоли́ Его́, да озари́т мра́чную ду́шу мою́ све́том Боже́ственныя благода́ти Своея́ и очи́стит ум мой от по́мыслов су́етных, да успоко́ит стра́ждущее мое́ се́рдце и исцели́т ра́ны его́, да вразуми́т мя на до́брая дела́ и укрепи́т рабо́тати Ему́ со стра́хом, да прости́т вся соде́янная мно́ю зла́я, да изба́вит ве́чныя му́ки и не лиши́т Небе́снаго Своего́ Ца́рствия. О Преблагослове́нная Богоро́дице: Ты благоизво́лила еси́ нарещи́ся во о́бразе Свое́м Скоропослу́шница, повелева́ющи всем притека́ти к Тебе́ с ве́рою: не пре́зри у́бо мене́ ско́рбнаго и не попусти́ поги́бнути мне в бе́здне грехо́в мои́х. На Тя по Бо́зе все мое́ упова́ние и наде́жда спасе́ния, и Твоему́ покро́ву и предста́тельству поруча́ю себе́ во ве́ки. Ами́нь.

Развернуть

образ Божией Матери «Скоропослушница»

образ Божией Матери «Скоропослушница»

9/22 ноября Православная Церковь чествует образ Божией Матери «Скоропослушница», что в Дохиарской обители на Афоне. Списки с этой чудотворной иконы разошлись по многим монастырям и храмам России, один из них почитается и в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном женском монастыре в с. Акатово, что близ Клина.

История этого образа очень интересна. Наша «Скоропослушница» была написана на Афоне, в Пантелеимоновом монастыре в 1891 году, специально для этого монастыря и явилась благословением прп. Аристоклия Афонского, который духовно окормлял насельниц обители.
12/25 июня 1891 года при огромном стечении народа икона была принесена крестным ходом в монастырь и сразу стала особенно любима сестрами. Каждую ночь перед ней читался акафист; сестры сами сочинили мелодию припева. Этот распев дошел до нас в изустном предании прот. Валерия Ильина, благочинного Конаковского района Тверской области, который знал нашу последнюю настоятельницу, схиигумению Олимпиаду (Иванову) и нескольких сестер.

Схиигумения Олимпиада (Иванова)

Схиигумения Олимпиада (Иванова)

Когда подошли годы гонений, и в 1929 году сестрам пришлось покинуть монастырь (как писала схиигумения Олимпиада, отправляясь в ссылку: «Прощай, дорогая обитель! Прощай, наша мать, навсегда!»), икону не удалось сохранить, и на время след ее был потерян. Когда матушка вернулась и поселилась в с. Свердлово Конаковского р-на Тверской области с несколькими, оставшимися в живых, сестрами, она сразу же начала искать следы потерянной, казалось, навсегда любимой иконы. И что же – Матерь Божия не оставила без ответа их слезные молитвы к Ней. Оказалось, что «Скоропослушница» чудом уцелела, правда, находилась в доме совершенно неверующего человека из села неподалеку, который использовал ее в качестве стола! Сначала он пытался изрубить ее на дрова, но только лишь отколол кусок, как из этого места сразу начала сочиться кровь (сестры после с особым чувством прикладывались именно к этому сколу).

Как же икона вернулась? Эту историю можно назвать кратко: «послушание творит чудеса». Однажды зимним утром матушка Олимпиада сказала одной сестре:

— Иди, забери икону!
— Как же, матушка, а вдруг не отдадут? Да и как донести – она ж тяжелая, а идти целый день!?
— Ничего, Матерь Божия управит, иди-иди!

И вот, пошла сестричка, взяла санки – идет, молится Матушке-Заступнице, не зная, с чем вернется. Отдал человек икону, на удивление легко согласившись, и повезла монахиня ее на саночках через лес, уже ночью вернулась – за послушание покрыл сестру Господь Своей благодатью, никто не тронул по пути.
Как же радостно было матушке с сестрами! Схиигумения Олимпиада всем писала: «У нас такая радость! «Ск» (так сестры в письмах именовали икону, опасаясь, что снова заберут) опять с нами!» Когда матушка умирала, то оставила образ «Скоропослушницы» последней сестре, монахине Евдокии (завещая, когда та умрет, отдать ее в Крестовоздвиженский храм, где икона и пребывала до середины 2000-х гг.).

Годы шли, времена менялись, и чем только ни была обитель за это время! И складом, и санаторием, и, наконец, пионерским лагерем. И вот, в начале 2000-х гг. то, что осталось от некогда процветающего монастыря, государство передало Русской Православной Церкви. Было образовано Патриаршее подворье при храме св. блгв. вел. кн. Александра Невского, и с 2005 года обитель стала понемногу восстанавливаться. О. Валерий Ильин (настоятель Крестовоздвиженского храма) узнал об этом и решил вернуть икону монастырю. Но не так-то просто это оказалось – «Скоропослушницу» так любили прихожане, что никак не хотели с ней расставаться! Долго о. Валерий их уговаривал, даже пригрозить пришлось судом Божиим, говоря: «Мы с вами как воры будем на Срашном Суде отвечать, раз удерживаем у себя монастырскую икону!». То же самое батюшка и Владыке сказал, когда испрашивал благословения отдать образ.

Сестры Патриаршего подворья с прот. Валерием Ильиным и иером. Даниилом (Константиновым) на ступенях Крестовоздвиженского храма. 2006 г.

Сестры Патриаршего подворья с прот. Валерием Ильиным и иером. Даниилом (Константиновым) на ступенях Крестовоздвиженского храма. 2006 г.

И вот, наконец, по молитвам Божией Матери и новомучениц обители Александры (Дьячковой), Анастасии (Бобковой) и Екатерины (Черкасовой), все препятствия к возвращению иконы были устранены. 25 июня 2007 года сестры, с матушкой Антонией (Мининой) во главе, крестным ходом встречали у святых врат обители свою родную, такую долгожданную «Скоропослушницу», радуясь и удивляясь тому, что Матерь Божия благоволила вернуться в тот же день, в который первоначально икона была принесена в монастырь с Афона более ста лет назад.
О. Валерий, отдавая икону, говорил, что он как молился ей всю свою жизнь, так и будет молиться, как приучила его матушка Олимпиада еще в детстве. И вот, уже шесть лет прошло, но о. Валерий всегда приезжает на праздник помолиться, говорит проповедь, рассказывая историю иконы. Раз случилось, что не смогли ему дозвониться, чтобы пригласить на службу, но батюшка сам приехал со словами: «Да чтоб я к своей «Скоропослушнице» не пришел? Я ж ее так люблю, каждый день молитву читаю!»

Сестры и прихожане монастыря тоже очень полюбили «Скоропослушницу»; со всеми своими бедами и невзгодами сразу к ней: «Матерь Божия, помоги, родная!», — и нет сомнения, что Она всех слышит и скоро помогает, чему есть и письменные свидетельства.

Уже несколько человек просили сделать список с иконы, но удивительно – у Богородицы на этом образе настолько живой лик, что кажется, будто не красками писан, и нет никакой возможности передать это на списке.

Образ «Скоропослушницы» в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном женском монастыре.

Образ «Скоропослушницы» в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном женском монастыре.

А сестры с какими только просьбами к «Скоропослушнице ни обращаются: «Матерь Божия, помоги храм расписать! Матерь Божия, помоги просфоры испечь! Помоги службу провести! Помоги огород посадить! Помоги трапезу приготовить! Помоги коровку подоить!», — все к Ней. И каждый день после вечернего правила все вместе молятся: «Матерь Божия, спаси Россию! Сохрани нашу обитель!»

Не найти в современном русском языке слов, подходящих для выражения чувств верующего человека к Божией Матери, поэтому перейдем на близкий сердцу церковнославянский и воспоем: «Радуйся, обидимых Заступнице! Радуйся обуреваемых тихое Пристанище! Радуйся. Всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая!»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проповедь на праздник покрова пресвятой богородицы
  • Происхождение праздника ивана купала происхождение
  • Проповедь на праздник покров пресвятой богородицы
  • Происхождение праздника драконьих лодок
  • Проповедь на праздник казанской иконы божьей матери