Проповеди на двунадесятые праздники архимандрит мелхиседек артюхин

Не надо унывать от того, что от исповеди к исповеди мы каемся в одних и тех же грехах, ведь если бы мы не исповедовались в этом грехе, то он бы больше захватывал нас.

Никогда не надо унывать от того, что от исповеди к  исповеди мы каемся в одних и тех же грехах, ведь если бы мы не исповедовались в этом грехе, то он бы еще больше захватывал нас.

Никто из нас никогда не скажет: «Не буду мыть руки, все равно я их снова испачкаю». Сколько мы бы их ни пачкали, мы их моем каждый день и не один раз,  поддерживая в чистом состоянии.

То же можно сказать и о  душе: мы всегда видим и тщеславные мысли, и уныние, и  злобу, и зависть, и эгоизм, и похотные мысли, но, видя, замечая все это у себя, мы с этим не миримся и не хотим с этим быть.

Но грех, живущий в нас, проявляется, и это будет до  конца наших дней. Господь же говорит: «В чем застану, в том и сужу».

Застанет нас в этой борьбе и стремлении к чистоте и святыне — все! — за одно только желание и тягу к этому человек будет с Богом.

Однажды приходит ученик к авве и говорит: «Авва, что мне делать, я пал?» — «Вставай и иди». Вновь приходит: «Авва, я снова пал». — «Опять вставай и иди». — «Но я еще раз пал». — «Вновь вставай и иди». — «До каких же пор?» — «До самой смерти». 

Мелхиседек (Артюхин), архимандрит — Проповеди на двунадесятые праздники

М.:  Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, 2014. — 720 с.

ISBN 978-5-905951-01-5

Мелхиседек (Артюхин), архимандрит — Проповеди на двунадесятые праздники — Содержание

Предисловие

  • Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 
  • Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
  • Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 
  • Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 
  • Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 
  • Сретение Господа нашего Иисуса Христа 
  • Благовещение Пресвятой Богородицы 
  • Светлое Христово Воскресение. Пасха 
  • Вознесение Господне 
  • День Святой Троицы. Пятидесятница 
  • Преображение Господне 
  • Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 

Мелхиседек (Артюхин), архимандрит — Проповеди на двунадесятые праздники — Предисловие

«…Ибо всякое слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого…» (Евр. 4,12).

Перед вами книга проповедей архимандрита Мелхиседека (Артюхина), священнослужителя Русской Православной  Церкви, имеющего двадцатисемилетний опьгг проповедничества, двадцатитрехлетний опыт игуменства и семнадцатилетний опыт настоятельства на подворье монастыря Оптина пустынь в Ясеневе г. Москвы. В книге собраны проповеди с 1992 года по 2012 г., включены только проповеди двунадесятых  церковных праздников.

Проповедничество настоятеля архимандрита  Мелхиседека привлекло на подворье много людей. Известно, что к проповеди каждый священник подходит, исходя из данного ему Богом таланта: один читает на нужную тему, размышляет об этом, другой говорит проповедь, как дышит, слова сами  льются из его уст, третий делится своим духовным опытом, своей жизнью. Можно сказать и по-другому: один хорошо  рассказывает, другой отлично объясняет, третий вдохновляет. За двадцать семь лет проповедничества архимандрит Мелхиседек прошел в своем проповедническом труде все эти пути в  донесении Слова Божиего до сердец прихожан. Именно в труде.

В своем слове «О бегстве» святитель Григорий Богослов  ярко говорит против тех> которые смотрят на проповедь, как на дело легкое, всякому доступное. «Что касается раздаяния  слова, что составляет первую нашу обязанность (я разумею слово божественное и высокое), то, ежели кто другой приступает к делу сему с дерзновением и почитает оное доступным для всякого ума, я дивлюсь многоумию (чтобы не сказать малоумию) такого человека. Для меня кажется не простым и немалого духа требующим делом каждому «раздавать… в свое время меру…» (Лк. 12, 42) слова и с рассуждением вести домостроительство истины наших догматов… Трудно беседующему о высоких Божественных предметах, особенно в многочисленном собрании людей всякого возраста и разных способностей, которое, подобно многострунному органу, требует неодинаковых ударений, трудно, говорю, найти слово, которое бы всех назидало и озаряло светом ведения…»

Апостол Павел учит проповедовать «благовременно и безвременно со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4,2). Святитель Николай Сербский (Велимирович)  подчеркивает, что кто превосходит всех красноречием, тому более всех нужно усердно трудиться.

Слово архимандрита Мелхиседека бывает огненно. Многие люди потом признаются, что на проповеди архимандрита им открывается картина их душевного состояния, их грехи и они получают ответы на все свои мучительные вопросы, даже некоторые думают, что слова проповеди относятся  исключительно к ним. Поэтому святитель Николай и говорит, что проповедничество воздействует на душу сильнее, чем поэзия. 

Перед вами проповеди архимандрита Мелхиседека (Артюхина), настоятеля московского подворья монастыря Введенская Оптина пустынь при храме Святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе, который двадцать семь лет своего священства непрестанно своим словом трогает сердца людей, призывая трезвенно и бодрственно следовать за Господом нашим Иисусом Христом. Сборник составлен из проповедей на двунадесятые праздники за двадцать лет — с 1992 по 2012 г.
Готовится к изданию другой сборник проповедей архимандрита Мелхиседека на предуготовительных неделях Великого поста и в сам Великий пост, также за двадцатилетний период.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Всенощное бдение. 1997 г.
Литургия. 1997 г.
Литургия. 1999 г.
Литургия. 2000 г.
Литургия. 2002 г.
Литургия. 2004 г.
Литургия. 2007 г.
Всенощное бдение. 2011 г.
Всенощное бдение. 2011 г.
Литургия. 2011 г.
Всенощное бдение. 2011 г. Накануне отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Всенощное бдение. 1997 г.
Литургия. 1997 г.
Всенощное бдение. 1999 г.
Литургия. 1999 г.
Всенощное бдение. 2000 г.
Литургия. 2000 г.
Всенощное бдение. 2002 г.
Литургия. 2005 г.
Литургия. 2006 г.
Литургия. 2008 г.
Всенощное бдение. 2009 г.
Литургия. 2010 г.
Литургия в Покровском храме. 2010 г.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Литургия. 1992 г.
Литургия. 1994 г.
Литургия. 1995 г.
Всенощное бдение. 1997 г.
Литургия (1). 1997 г.
Литургия (2). 1997 г.
Всенощное бдение. 1999 г.
Литургия. 1999 г.
Всенощное бдение. 2002 г.
Литургия. 2002 г.
Литургия. 2004 г.
Всенощное бдение. 2005 г.
Литургия. 2005 г.
Всенощное бдение. 2009 г.
Литургия. 2009 г.
Всенощное бдение. 2011 г. Литургия. 2011 г.

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Литургия. 1998 г.
Рождественский сочельник. 1999 г.
Всенощное бдение. 2000 г.
Рождественский сочельник. 2007 г.
Литургия. 2008 г.
Отдание праздника. 2008 г.
Рождественский сочельник. 2009 г.
Предпразднество. 2010 г.
Всенощное бдение. 2010 г.
Ночная литургия. 2010 г.
Рождественский сочельник. 2012 г.
Ночная литургия. 2012 г.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Литургия. 1994 г.
Литургия. 1995 г.
Литургия. 1997 г.
Литургия. 2001 г.
Литургия. 2003 г.
Литургия. 2004 г.
Литургия. 2007 г.
Литургия. 2010 г.

Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Всенощное бдение. 2000 г.
Литургия. 2000 г.
Литургия. 2001 г.
Всенощное бдение. 2003 г.
Литургия. 2003 г.
Литургия. 2006 г.
Литургия. 2007 г.
Литургия. 2008 г.
Всенощное бдение. 2011 г.
Литургия. 2012 г.

Благовещение Пресвятой Богородицы
Литургия. 1996 г.
Всенощное бдение. 1999 г.
Литургия. 1999 г.
Всенощное бдение. 2000 г.
Всенощное бдение. 2004 г.
Литургия. 2005 г.
Литургия. 2006 г.
Литургия. 2007 г.
Литургия. 2009 г.
Литургия. 2011 г.
Всенощное бдение. 2012 г.
Литургия. 2012 г.

Светлое Христово Воскресение. Пасха
Запись беседы в прямом эфире на радио «Радонеж». 1998 г.
Утреня. 2000 г.
Утреня. 2002 г.
Вечерня. 2003 г.
Вечерня. 2008 г.
В Покровском храме. 2010 г.
Ночная литургия. 2010 г.
Литургия. 2011 г.
В Покровском храме. 2011 г.
В Покровском храме. 2012 г.

Вознесение Господне
Литургия. 1994 г.
Всенощное бдение. 1997 г.
Литургия. 1997 г.
Литургия. 1998 г.
Всенощное бдение. 1999 г.
Литургия. 2002 г.
Литургия. 2003 г.
Всенощное бдение. 2005 г.
Литургия. 2005 г.
Литургия. 2006 г.
Литургия. 2007 г.
Литургия. 2008 г.
На улице. 2011 г.
Литургия 2012 г.

День Святой Троицы. Пятидесятница
Литургия. 1993 г.
Литургия. 1997 г.
Всенощное бдение. 2000 г.
Всенощное бдение. 2001 г.
Литургия. 2003 г.
Литургия. 2007 г.
Литургия. 2009 г.
Всенощное бдение. 2010 г.
Литургия. 2012 г.

Преображение Господне
Литургия. 1994 г.
Литургия. 1996 г.
Всенощное бдение. 1997 г.
Литургия. 1997 г.
Всенощное бдение. 1998 г.
Литургия. 1998 г.
Литургия. 2001 г.
Всенощное бдение. 2005 г.
Литургия. 2005 г.
Литургия. 2006 г.
Литургия. 2008 г.
Всенощное бдение. 2011 г.
Литургия. 2011 г.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Литургия, 1998 г.
Всенощное бдение. 1999 г.
Чин погребения. 1999 г.
Литургия. 2003 г.
Литургия. 2005 г.
Всенощное бдение. 2006 г.
Литургия. 2006 г.
Литургия. 2007 г.
Литургия. 2008 г.
Всенощное бдение. 2009 г.
Всенощное бдение. 2010 г.
Литургия. 2011 г.

Описание

    Перед вами книга проповедей архимандрита Мелхиседека (Артюхина), священнослужителя Русской Православной Церкви, имеющего двадцатисемилетний опыт проповедничества, двадцатитрехлетний опыт игуменства и семнадцатилетний опыт настоятельства на подворье монастыря Оптина пустынь в Ясеневе г.Москвы.
    В книге собраны проповеди с 1992 года по 2012 год, включены только проповеди Двунадесятых церковных праздников.
    Проповедничество настоятеля архимандрита Мелхиседека привлекло на подворье много людей. Известно, что к проповеди каждый священник подходит, исходя из данного ему Богом таланта: один — читает на нужную тему, размышляет об этом, другой – говорит проповедь, как дышит, слова сами льются из его уст, третий – делится своим духовным опытом, своей жизнью. Можно сказать и по другому – один хорошо рассказывает, другой отлично объясняет, третий — вдохновляет. За двадцать семь лет проповедничества архимандрит Мелхиседек прошел в своем проповедническом труде все эти пути в донесении слова Божьего до сердец прихожан.


Характеристики

архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево

  • 13:37Игумен Мелхиседек. 200-летие прп. Амвросия Оптинского11 просмотров
  • 26:51«Стоит ли настаивать на своём?» Игумен Мелхиседек, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Ясенево 20 июля 2012 6 просмотров
  • 56:02Жизнь после жизни.10 просмотров
  • 57:57Пост — особое время духовной работы.Игумен Мелхиседек Артюхин,настоятель храма Св.перв-х апп.Петра и Павла в Ясеневе 24.08.20110 просмотров
  • 27:18Воскресные беседы-1 (с настоятелем подворья монастыря Свято-Введенская Оптина пустынь )_chunk_22 просмотра
  • 19:43«Свято-Введенская Оптина пустынь» Воскресные беседы игумена Мелхиседека 28 марта 20120 просмотров
  • 26:02«Вера, как содержание жизни» Игумен Мелхиседек, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Ясенево 10 февраля 20121 просмотр
  • 26:08Проблемы повседневной жизни Какова причина печали? Игумен Мелхисидек (Артюхин). 21 июля 20115 просмотров
  • 25:54«Личное духовное состояние» Игумен Мелхиседек (Артюхин) ‘Таинства церкви’ Выпуск от 14 марта 20125 просмотров
  • 25:19Порок тщеславия Гость программы игумен Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Петра и Павла в Ясенево 18 августа 20111 просмотр
  • 27:38Как приобретать добрые качества души. Игумен Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апп.Петра и Павла в Ясенево6 просмотров
  • 26:50«Что такое Воля Божия» ‘Таинства Церкви’ Гость программы Игумен Мелхиседек (Артюхин) (ТК Союз 2011-12-21)1 просмотр
  • 27:29«Добро и зло» Игумен Мелхиседек, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Ясенево 19 января 20124 просмотра
  • 28:20«Покаяние» Игумен Мелхиседек, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Ясенево 24 февраля 20120 просмотров
  • 25:26«О смысле жизни и призвании человека» Продолжение. Игумен Мелхиседек (Артюхин) 18 ноября 20114 просмотра
  • 27:45«Смысл жизни» Игумен Мелхиседек, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Ясенево 01 ноября 20114 просмотра
  • 27:19Свойства человеческого характера Игумен Мелхиседек (Артюхин), н-ль храма святых апп.Петра и Павла в Ясенево 26 ноября 20110 просмотров
  • 28:55О тайне времени. Игумен Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апп.Петра и Павла в Ясенево 27 октября 20110 просмотров
  • 57:30Беседы с батюшкой. Повседневная жизнь православного человека. Эфир от 6 января 2014г2 просмотра
  • 58:43Послушание истинное и ложное. от 16.05.20113 просмотра


«Воскресные беседы. Проповеди на двунадесятые праздники. Проповеди Великого поста. В 3-х книгах». 1. Воскресные беседы. Множество вопросов возникает у тех, кто только приходит в храм или находится вне церковной ограды: Почему Бог не уничтожит зло в мире? Почему страдают невинные? Что такое Литургия, почему Бог — Троица, зачем в храме нужен иконостас и как он устроен? Ответы на сложные и простые вопросы сливаются воеди­но, а перед человеком открывается огромная, прекрасная и гармоничная Вселенная Православия. Книга «Воскресные беседы» может стать определенным путеводителем в одновременно сложном и простом мире православного христианства. Ее автор ― насто­ятель московского подворья монастыря Оптина пустынь при храме святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе архимандрит Мелхиседек (Артюхин). «Воскресные беседы» священника составили книгу с одноименным названием, которая вышла в свет в Издательстве храма Пок­рова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. В эту книгу вошли беседы архимандрита Мелхиседека (Артюхина), которые проходили на телевидении Юго-Западного административного округа Москвы в 2005‒2008 годах. В беседах приоткрывается смысл церковных Таинств, праздников, традиций; даются ответы на простые и сложные вопросы церковной и будничной жиз­ни человека; предлагаются советы по выбору жизненного пути, по выбору жениха, невесты, по выбору духовника и так далее. В бесе­дах на библейские темы архимандрит Мелхиседек просто рассказывает о сотворении человека, о его падении, о жизни первых людей после грехопадения и определении жиз­ненных ценностей в начале человеческой истории. В предисловии отец Мелхиседек пишет: «Для чего живёт человек? С вопросом о смысле жизни од­нажды приходится сталкиваться каждому из нас. В юности или в пору, когда подводятся итоги прожитых лет, жизнь за­ставляет нас искать ответ на этот вопрос перед лицом лише­ний и бедствий. В двадцатом веке испытаний в нашей стране выпадало с лихвой, и долгие годы люди были лишены возможности свободно и открыто обратиться за помощью к Богу и Церкви. С конца восьмидесятых годов прошлого века стала восстанавливаться традиция церковной жизни, про­изошло массовое возвращение людей в храмы, возрождалась поруганная и забытая православная культура. Сегодня путь к Богу и дорога к храму открыты для каждо­го, кто осознаёт потребность в духовной жизни».

Однако, как отмечает автор, «иному нужно прожить годы, чтобы прийти в Церковь, а кого-то приносят туда чуть ли не с рождения. Одни с первых шагов загораются, увлекаются новизной открывшегося им мира, некоторые ос­торожно присматриваются, есть и такие, кто все делает как положено, не особенно вникая в смыслы церковных Таинств, праздников и традиций. Но как часто препятствием на пути становится наша неосведомленность, незнание ни основ пра­вославной культуры, ни церковной традиции. Что уж говорить о Священном Писании ― ведь далеко не каждый христианин хотя бы раз в жизни полностью прочитал Книгу книг — Биб­лию. И часто, не находя в жизни опоры, человек остается один на один с вызовами современной цивилизации». По словам отца Мелхиседека, новый век с каждым днём ставит нас перед все более слож­ными вопросами. К привычным бедам и проблемам — кри­зисам, войнам, болезням — добавляются и стремительные из­менения во всех сферах жизни. Глобальные трансформации касаются не только политики и экономики. Семья, традици­онная культура, нравственные ценности на глазах меняют свой облик, часто до неузнаваемости. Где искать опору, да и осталось ли что-то незыблемое в нынешнюю «эпоху перемен»? Да, свидетельствует автор, Церковь, как надёжный корабль, ждёт всех, кто с верой и надеждой «поднимается на борт» — приходит в храм. И дает ответы на самые, казалось бы, сложные, возникающие при этом вопросы. На многие из них может ответить и эта книга. Первую ее часть составляют воскресные беседы, в кото­рых архимандрит Мелхиседек просто, но без упрощения рас­сказывает о смысле жизни, цене страдания, высоком значении брака. Важным подспорьем для новоначальных станут главы, посвященные молитве, Таинствам Церкви, смыслу и значе­нию поста. Включены и беседы об устройстве храма и алтаря, о значении церковных праздников, обычаях и этикете. Также в первой части идёт неспешный разговор о таком удивительном явлении, как старчество. Кто такие старцы и за­чем нам духовники, есть ли сегодня настоящие старцы и надо ли искать с ними встречи — на эти часто задаваемые вопросы архимандрит Мелхиседек дает ответ, опираясь на богатство церковного опыта и сообразуясь с большим личным опытом священника и настоятеля. Но порой современные люди не имеют даже самых элементарных знаний первоисточников нашей веры, Православного христианства. А зачем это необходимо? На этот вопрос отец Мелхиседек отвечает так: «Для нас первоосновой является Священное Писание, Библия — Новый и Ветхий Завет. А вы знаете, что сорок про­центов экспозиций Третьяковской галереи посвящено биб­лейским и религиозным сюжетам? Мало-мальски образованный человек должен в этом пространстве разбираться. Чтобы за сюжетом видеть не только одни краски, не только стиль, не только композицию. Но самое главное — видеть, по какому поводу, на какую тему была написана та или иная картина. Чтобы за красками ви­деть саму сущность». Так и «вся наша литература пропитана этими корнями». Взять к примеру произведение Федора Михайловича До­стоевского «Преступление и наказание». Как можно понять кульминацион­ный момент, когда Соня Мармеладова читает Раскольникову одиннадцатую главу Евангелия от Иоанна? Она читает о воскрешении праведного Лазаря, где нет ни одно­го слова о воскресении. Она не доходит до этого момента, но по самому содержанию Раскольников, воспитанный в православной среде, вдруг обретает надежду на воскресение собственной души. Он понимает контекст, зная, что за этими строчками идет речь о воскрешении праведного Лазаря. Но человек, который читает роман Достоевского и не знает, кто такой праведный Лазарь, не знает о его восстании из мертвых, не понимает, что же привело к перевороту в душе Раскольникова. Может быть, слезы, может быть, тон Сони Мармеладовой, может быть, ее любовь к Раскольникову? Все это вместе, но повлияли всё же слова Евангелия. Это надо знать. Возьмем другой знаменитый роман Достоевского, «Братья Карамазовы». Он тоже не может быть понят до конца, если мы не знаем элементарного учения Церкви о настав­ничестве, о старчестве, о душепопечении, которыми жила, живет и будет жить Православная Церковь. Роман может быть понятным до конца только через призму Православия, через призму понятий о духовном со­держании нашей с вами Церкви. А «герб города Москвы — Георгий Победоносец? А святитель Николай, святитель Спиридон Тримифунтский, велико­мученик Пантелеимон. Именины, день Ангела? Как его определить? Кто такие святые? Что за небес­ный мир? Основные моменты окружающей нас действительнос­ти: кресты, купола, иконы, произведения живописи — все должно быть интерпретировано, и найдено духовная глубина этих явлений, которыми полна наша жизнь. Вторая часть книги продолжает знакомить читателя с ос­новами православной культуры. Предметом разговора стано­вятся наиболее известные сюжеты и темы Священного Писа­ния — от сотворения мира и человека до грехопадения Адама и Евы, от всемирного Потопа до благословения Исаака и появ­ления народа Божия. Каждый читатель, по словам автора, следуя путем веры Христовой, может пополнить вечный и всегда современный народ Божий. Но книга будет интересна и полезна не толь­ко новоначальным христианам. Мир православной культуры открывает свои сокровища всем, кто прикасается к нему с благой целью познания. А как далеко и долго продлится путе­шествие — зависит уже от самого читателя. В добрый путь! 2. Проповеди на двунадесятые праздники. Проповеди архимандрита Мелхиседека (Артюхина), настоятеля московского подворья монастыря Введенская Оптина пустынь при храме Святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе, который двадцать семь лет своего священства непрестанно своим словом трогает сердца людей, призывая трезвенно и бодрственно следовать за Господом нашим Исусом Христом. Сборник составлен из проповедей на двунадесятые праздники за двадцать лет ― с 1992 по 2012 г. 3. Проповеди Великого поста. В третий том вошли проповеди Великого поста и предуготовительного к нему периода, а также внебогослужебные беседы архимандрита Мелхиседека (Артюхина). Проповеди относятся к 1993‒2008 гг. и сказаны живым, образным языком, возгревающим в сердцах внимающих ревность по Богу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Происхождение праздника день независимости россии
  • Прообразовательное значение праздника обновления
  • Происхождение праздника день матери кратко
  • Прообразовательное значение ветхозаветных праздников
  • Происхождение праздника день влюбленных 14 февраля