Прощенное воскресенье чей праздник

Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом. В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небес...

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 26 февраля

Прощеное воскресенье Прощеное воскресенье — это первый шаг на пути к Великому посту (Фото: Yuriy Kulik, Shutterstock)

Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом. В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Причем делают это искренне от всей души.

Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем. Это первый шаг на пути к Великому посту.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.

Изгнание из Рая

Изгнание из Рая

Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.

Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь.

И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение Сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать священные изображения Бога и святых.

Помимо церковных, есть еще народные обычаи этого дня. Поскольку прощеное воскресенье – это последний день масленицы, поэтому считается, что ее надо как следует проводить. Семьи традиционно собираются за праздничным столом с блинами и яствами, на улицах устраиваются гулянья и концерты. А в конце праздника сжигается чучело масленицы. Ведь после этого на целых семь недель запрещена не только скоромная еда, но и различные увеселения.

Прощеное воскресенье завершает Масленую неделю. Как и сам праздник Масленицы, его можно трактовать в двух традициях — земледельческой языческой и духовной православной.

Большинство специалистов считает, что в дохристианское время Масленица приходилась на двадцатые числа марта. Языческий праздник был связан с днем весеннего равноденствия и означал начало полевых работ. Позднее Масленицу внесли в православный календарь: она должна была заканчиваться накануне Великого поста, который всегда начинается в понедельник.

В исторических документах Прощеное воскресенье упоминается с конца XVII века. В это же время Масленицу сократили с двух недель до одной. Иностранец, побывавший в России в первые годы правления Петра Алексеевича, писал: «Нынешний Патриарх [Адриан] давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел, однако ж он сократил время его на 8 дней».

В большинстве регионов основные гулянья, так называемая Широкая Масленица, начинались в четверг — Разгуляй. С этого дня ездили друг к другу в гости, катались с ледяных гор, чествовали молодоженов. В Прощеный день (он же Целовальник, Заговейник) к развлечениям добавлялись «похороны» Масленицы, кулачные бои, взятие снежного городка, масленичные комедии. Практически все эти обряды были направлены на повышение плодородия земли, обеспечение будущего хорошего урожая.

В воскресенье также поминали усопших. В конце XIX века этнограф Сергей Максимов в работе «Нечистая, неведомая и крестная сила» писал:

«Чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками.
<…> Обычай ходить на кладбище в последний день Масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10–12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли».

Исследователь отмечал, что «обычай просить прощения у родных и соседей заметно выходит из употребления». Таким образом, в конце XIX — начале XX века для крестьян было важнее получить прощение мертвых. Фольклорист Владимир Пропп объяснял это языческими представлениями о том, что покойники могут влиять на урожай.

Сигналом к окончанию «бесовских игрищ» служил первый удар колокола к вечерне. Вечерняя служба начиналась после 16 часов. В деревне Лодейки Енисейской губернии «в Прощеный день, часам к 3, собиралась около «городка» масса народа» — начиналось состязание «взятие снежного городка». В Саратовской губернии бабы шли на кладбище «прощаться» с умершими «в четвертом часу пополудни».

«В Прощеное воскресенье замужние женщины должны были до четырех часов дня три раза объехать вокруг деревни, закрывшись с головой платками, и успеть вернуться домой до начала церковной службы. Этот обряд совершался для будущего урожая льна».
Николай Белов, «Русский народный календарь: обычаи, поверья, приметы на каждый день»

В начале XX века Этнографическое бюро Тенишева сообщало, как с первым ударом колокола к вечерне заканчивались гулянья в селе и все неслись в упряжках по домам «как на пожар».

В Череповецком уезде Новгородской губернии и Пошехонском уезде Ярославской губернии народный праздник заканчивался позже: гигантский костер, который символизировал сжигание Масленицы (само чучело здесь не делали), разводили вечером в сумерках. Затем люди просили друг у друга прощения. До полуночи нужно было вернуться домой, чтобы успеть «заговеть».

Вероятно, традиция просить прощения у живых появилась в период «христианизации» Масленицы. По сей день в последнее воскресенье перед Великим постом — Сыропустную неделю — на литургии зачитывают отрывок из Нагорной проповеди о прощении, а также вспоминают об изгнании Адама из рая. Священнослужители и прихожане испрашивают друг у друга прощения за обиды, нанесенные вольно и невольно. Христианским обычаем является и раздача милостыни в Прощеное воскресенье.

В XIX веке, вернувшись со службы, крестьяне совершали домашний обряд:

«Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощения у него не просит) и т. д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.
Сергей Максимов, «Нечистая, неведомая и крестная сила»

Оно приходит к нам каждый год накануне первого дня Великого поста. В 2023 году – 26 февраля. Почему у Прощеного воскресенья нет определенной даты в календаре? Потому что начало поста выпадает на разные дни февраля или марта, в зависимости от даты Воскресения Христова – Пасхи.

В нашем народе издавна бытует убеждение (и совершенно справедливое), что, если нет взаимного прощения обид, то пост, сведенный к простому воздержанию от пищи, теряет свой высокий смысл. Каким бы длительным он не был – а Великий пост длится аж целых семь недель! – аскетизм и лишения могут и не быть засчитаны Богом как дела веры и покаяния. Поэтому надо в первую очередь прощать других и просить прощения самому. Как следствие такого подхода – возникновение традиций Прощеного воскресенья.

Фото: pixabay.com

Утром на богослужении в церкви священник или дьякон читают, в числе прочих, отрывок из Евангелия от Матфея: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Традиции праздника

Поскольку Прощеное воскресенье – последний день масленицы, когда народ празднует проводы зимы и напоследок перед постом «заговляется» обильной трапезой, многие верующие и не шибко верующие люди ходят друг к другу в гости. Или, на худой конец, поздравляют родственников и знакомых по телефону, в электронных посланиях. Вот тут-то и неплохо бы попросить «попутно» прощения у своих визави. Неважно, за что – формулировать свою конкретную вину вовсе не обязательно. Собеседник и так все поймет. Хорошо бы, конечно, держать в уме свои провинности и обещать их больше не совершать.

Как правильно просить прощения и у кого

В идеале – все просят прощения у всех, признают свою вину перед другими людьми и зарекаются повторять прошлые дурные поступки. Ну, а в первую очередь… Здесь логика простая, житейская: в первую очередь приносят покаяние сильные перед слабыми, богатые – перед бедными, здоровые – перед больными, молодые — перед пожилыми. Начальникам хорошо бы вспомнить свои чрезмерные строгости или самодурство в отношении подчиненных и попросить прощения по телефону. А еще – обычно в этот день бывает легче, нежели в другие дни, простить долги – хотя бы тем должникам, кто находится в сложном материальном положении. И вступить в Великий пост с очищенной совестью, налегке.

Прощеное воскресенье – христианский праздник. Это последний день Масленицы и последний день перед началом Великого поста. В этот праздник мы должны попросить прощения у тех, кого обидели, и простить своих обидчиков. Главные слова в этот день: «Прости меня» – «Бог простит, и я прощаю». Основная цель праздника – пробудить в людях светлые и искренние чувства, стремление к добрым делам.

Прощеное воскресенье в 2023 году отмечается 26 февраля. Дата праздника каждый год меняется в зависимости от даты проведения Пасхи. Прощеное воскресенье отмечается в седьмое воскресенье перед Пасхой – последнее воскресенье перед Великим постом.

Содержание статьи

  1. История праздника
  2. Традиции и обряды
  3. Как провести праздник
  4. Как просить прощения и прощать
  5. Что можно кушать в Прощеное воскресенье
  6. Что нельзя делать в Прощеное воскресенье
  7. Топ-5 подарков на Прощеное воскресенье
  8. Гадания в Прощеное воскресенье
  9. Приметы и поверья

История праздника

В начале христианства монахи в Египте перед Великим постом покидали храмы, чтобы уединиться в пустыне на 40 дней и в молитве подготовиться к празднику Пасхи. Жизнь в пустыне была полна опасностей, и многие монахи уже не возвращались. Они понимали, что их встреча могла быть последней. Поэтому искренне прощались и просили прощения друг у друга. Спустя время эта традиция распространилась в христианстве. Так и возник праздник Прощеное воскресенье.

Традиции и обряды

В Прощеное воскресенье в храмах проводятся богослужения. После вечерней молитвы священник и прихожане просят друг у друга прощения. После окончания службы принято подавать милостыню нуждающимся.

В этот день люди просят у родных, друзей, умерших родственников прощения, отпускают обиды.

Прощеное воскресенье завершает Масленицу. В этот день заканчиваются торжественные проводы зимы и подготовка к Великому посту. Как и на всей Масленичной неделе, хозяйки пекут блины. Молодые девушки гадают на суженого, исполнение желания.

Люди чтят память умерших родственников и посещают их могилы на кладбище.

Существует традиция ходить в баню, чтобы смыть с себя все грехи.

Как провести праздник

  • Попросите прощения у близких и знакомых, простите обиды
  • Совершите доброе дело – уступите место в общественном транспорте, покормите бездомное животное, переведите старушку через дорогу и т.п.
  • Подайте милостыню нуждающимся
  • Сходите в храм на службу, помолитесь
  • Проведите день в семейном кругу

Можно ли совершать в Прощеное воскресенье

Крещение
Церковь не запрещает крестить ребенка в этот день.

Свадьба
Расписаться в этот праздник можно. Однако от пышных гуляний лучше откажитесь. Ведь это последний день перед Великим постом.

Венчание
Венчаться в этот день нельзя. Таинство венчания не совершается в течение Сырной седмицы – Масленицы.

Как просить прощения и прощать

Просить прощения нужно в первую очередь у тех, кого вы действительно чем-то обидели. Делать это лучше при личной встрече. Если такой возможности нет – по телефону или письменно. Просите прощения искренне и от чистого сердца. Уберите свое высокомерие и гордыню. Формулировать конкретную вину не обязательно. Можете просто сказать: «Прости меня». Собеседник и так все поймет. Держите в уме свои провинности и пообещайте себе больше не повторять их.

Прощайте открыто и осознанно. Поцелуйте собеседника в щеку и произнесите: «Бог простит, и я прощаю!».

Ритуал прощения необходим для того, чтобы наладить отношения с окружающими, признать свою вину и отпустить обиды.

Что можно кушать в Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье предваряет Великий пост. Это последний день, когда можно употреблять в пищу яйца, молоко, сыр, масло, сметану. Мясные продукты запрещены.

В этот день хозяйки выпекают блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда: вареники, пироги с творогом, сырники.

Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выкинуть или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду.

Как еще называют праздник и почему

Неделя сыропустная – произошло от словосочетания «сыр отпускаю». В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца.

Воспоминание Адамова изгнания – в этот день вспоминается изгнание Адама из рая за совершенный грех.

Что нельзя делать в Прощеное воскресенье

Запрещается совершать плохие поступки, обижать других. Нельзя просить прощения не от чистого сердца или неискренне прощать. Не рекомендуется раздражаться, ругаться с близкими людьми и членами семьи, думать о плохом, жаловаться, желать зла окружающим, отказывать в помощи или милостыне. Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, убирать, стирать. Не разрешается кушать мясо.

Топ-5 подарков на Прощеное воскресенье

  1. Открытка с праздником.
  2. Вещь с христианской символикой – нательный крестик, икона.
  3. Подсвечник.
  4. Ароматическое масло.
  5. Книга рецептов постных блюд.

Гадания в Прощеное воскресенье

В этот праздник девушки гадают на любовь и суженого, ближайшее будущее. Наиболее популярно гадание на блинах. Гадайте во время выпечки блинчиков. Обратите внимание на то, каким получился первый блин:

  • с ровными краями – к скорому и счастливому замужеству, неровными – к возможным проблемам в семейной жизни;
  • зажаренный в середине – муж будет верным, по бокам – гулящим;
  • румяный блин – к здоровью, бледный – к болезням;
  • тонкий блин предвещает легкий год, толстый – трудности и много работы.

Приметы и поверья

  • Какая погода на Прощеное воскресенье, такой она будет и на Пасху.
  • Вечером следует хорошо наесться молочной пищи, чтобы не скучать по ней во время Великого поста.
  • Необходимо уснуть до полуночи, чтобы весь год легко просыпаться.
  • Если у молодой девушки, которая печет блины, они получаются румяными с ровными краями, то ее ожидает счастливое замужество.
  • Если за праздничным столом съедят все блины, то семью ждет счастливый год.

Читать ~6 мин.

Приблизительное время чтения: 2 мин.


print

Прощеное воскресенье можно назвать венцом подготовительного периода перед Великим постом. В этот день в православных храмах совершается вечерня с особым чином прощения. Христиане примиряются друг с другом, чтобы с чистым сердцем, не отягощенным обидой и злобой на ближнего, начать поститься «постом приятным, благоугодным Господу», как сказано в одной из стихир (богослужебных песнопений), которая поется на первой великопостной неделе.

В нашем восприятии Прощеного воскресенья есть одна опасность — его формализация. Обычай просить прощения перед началом поста стал настолько привычным, что мы порой не осмысливаем происходящее, заученно отвечая на просьбу человека о прощении: «Бог простит, я прощаю. Прости и ты меня» — и думая о том, что до наступления следующего дня надо бы успеть еще хорошенько заговеться блинами.

На самом же деле чин прощения тесно связан с памятью о смерти. Он имеет древнее происхождение и возник в среде египетских монахов. Великим постом, для того чтобы усилить молитвенный подвиг и в тишине и сосредоточенности на Боге подготовиться к встрече Пасхи, они удалялись из монастыря в пустыню, скрывались в пещерах и там в уединении проводили весь пост.

Пустыня — опасная среда. Монахи могли стать жертвой хищных зверей или ядовитых тварей, заболеть, встретиться с разбойниками и погибнуть. Перед исходом они собирались на совместное богослужение, после которого просили друг у друга прощения. Это прощение перед расставанием было для них и своего рода прощанием с братией. Монахи очень хорошо понимали, что этот Великий пост может стать для них последним, и просили прощения, чтобы — если так случится — с мирным и легким сердцем предстать перед Богом. Постепенно из монашеской среды этот обычай распространился на всю Церковь и утратил свой изначальный смысл.

События последних дней, когда привычный жизненный уклад пошатнулся, а мир, еще вчера казавшийся таким симпатичным и стабильным, вдруг погрузился в растерянность и тревогу, показали, что изначальный смысл Прощеного воскресенья забывается зря. Человек смертен. И это было бы полбеды. Как точно подметил известный персонаж Булгакова, он иногда «внезапно смертен». И Прощеное воскресенье, особенно в этом году — на фоне происходящего вокруг, напоминает нам об этом.

Напоминает, что обида, злость и, как следствие, отсутствие душевного мира может сильно осложнить наше существование в вечности, в которую каждый из нас может перейти внезапно и в которой уже ничего нельзя исправить. Что для освобождения души от этого греховного груза нужно научиться прощать тех, кто тебя обидел, задел, оскорбил. А для того, чтобы научиться, поступать так не раз в году, в Прощеное воскресенье. Последнее лишь призвано помочь нам осознать очень важную вещь: прощать своих обидчиков нужно каждый день. Прощать независимо от количества и тяжести нанесенных обид, прощать, не считая. Это заповедал нам Сам Господь, отвечая на вопрос апостола Петра: Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф 18:21–22).

  • Кален­дарь Вели­кого поста
  • Чино­по­сле­до­ва­ние чина про­ще­ния
  • Про­щё­ное Вос­кре­се­нье А. Дес­ниц­кий
  • Поуче­ние в Про­щё­ное вос­кре­се­нье архим. Иоанн (Кре­стьян­кин)
  • Про­по­ведь в Про­щё­ное вос­кре­се­нье прот. Олег Сте­няев
  • Вели­кий пост. Про­ще­ние прот. Алек­сандр Шмеман
  • Кто про­щает, тому про­стится архим. Мел­хи­се­дек (Артю­хин)
  • Вос­кре­се­нье про­щё­ное схи­ар­хим. Иоанн (Маслов)
  • Про­щё­ное вос­кре­се­нье сщмч. Сергий Мечев
  • Про­щё­ное вос­кре­се­нье прот. Алек­сандр Геро­ни­мус
  • Вос­по­ми­на­ние Ада­мова изгна­ния. Про­щё­ное вос­кре­се­нье Ю. Рубан
  • Триодь пост­ная. Неделя сыро­пуст­ная. Вечерня
  • Видео. Пат­ри­арх совер­шил чин про­ще­ния

Про­щё­ное воскресе́нье – послед­нее вос­кре­се­нье нака­нуне Вели­кого поста (Неделя сыро­пуст­ная).

Назы­ва­ется так потому, что в этот день на вечер­ней службе совер­ша­ется Чин про­ще­ния, на кото­ром насто­я­тель храма или мона­стыря по окон­ча­нии вечерни с земным покло­ном испра­ши­вает про­ще­ния у своего клира и при­хо­жан, и те отве­чают ему также земным покло­ном. После чего все, по одному, под­хо­дят к насто­я­телю и испра­ши­вают у него про­ще­ние.

При этом иереи лобы­за­ются с ним по иерей­скому чину, целуя друг друга в руки, а диа­коны, цер­ков­но­слу­жи­тели и при­хо­жане делают пояс­ной поклон и при­ни­мают бла­го­сло­ве­ние. Также и все при­хо­жане просят друг у друга про­ще­ние.

proshhjonoe voskresene - Прощёное воскресенье

В Про­щё­ное вос­кре­се­нье при­нято испра­ши­вать про­ще­ние и при­ми­ряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближ­ними, на работе с сослу­жив­цами. Совер­ша­ется это при­мерно сле­ду­ю­щим обра­зом: дела­ется поклон (пояс­ной или земной) и гово­рится: «Прости меня, (имя), в чем согре­шил пред тобою», – дела­ется ответ­ный поклон со сло­вами: «Бог тебя про­стит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя про­стит, и я прощаю», – и совер­ша­ется трое­крат­ное хри­сти­ан­ское цело­ва­ние.

Обычай испра­ши­ва­ния про­ще­ния нака­нуне Вели­кого поста вос­хо­дит к глу­бо­кой цер­ков­ной древ­но­сти, когда подвиж­ники ухо­дили на весь пост из горо­дов и мона­сты­рей в пустыню и, не зная, все ли они вер­нутся к Пасхе из этого труд­ного подвига, про­ща­лись и при­ми­ря­лись друг с другом.

Исто­рия чина про­ще­ния

Чин про­ще­ния появился в мона­стыр­ской жизни еги­пет­ских мона­хов. Перед наступ­ле­нием Вели­кого поста, чтобы уси­лить подвиг молитвы и под­го­то­виться к свет­лому празд­нику Пасхи, монахи рас­хо­ди­лись по одному по пустыне на все сорок дней поста. Неко­то­рые из них уже не воз­вра­ща­лись обратно: кто-то был рас­тер­зан дикими зве­рями, другие погибли в без­жиз­нен­ной пустыне. Потому, рас­хо­дясь, монахи про­сили друг у друга про­ще­ния за все воль­ные или неволь­ные обиды, как перед смер­тью. И конечно, сами от души про­щали всех. Каждый пони­мал, что их встреча в пред­две­рии Вели­кого Поста может ока­заться послед­ней. Для того и суще­ство­вал чин про­ще­ния – чтобы быть при­ми­рен­ным и про­щен­ным со всеми и – бла­го­даря этому – с Самим Богом.

С тече­нием вре­мени эта тра­ди­ция пере­шла в бого­слу­же­ние всей Церкви. В доре­во­лю­ци­он­ной России, напри­мер, суще­ство­вал обычай царю испра­ши­вать про­ще­ния у свои под­дан­ных. С этой целью царь объ­ез­жал войска и просил про­ще­ния у солдат, посе­щал мона­стыри, где просил про­ще­ния у их братии, при­ез­жал к архи­ереям, чтобы и у них попро­сить про­ще­ния.

Бого­слу­же­ние

Вече­ром в Про­ще­ное вос­кре­се­нье совер­ша­ется все­днев­ная вечерня с чином про­ще­ния, с кото­рой и начи­на­ется св. Четы­ре­де­сят­ница.

Совер­ша­ется вход с кади­лом, ради пения вели­кого про­кимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс.68).

Этот вели­кий про­ки­мен, кроме сыро­пуст­ного вос­кре­се­нья, поется также во 2‑ю и 4‑ю Недели (вос­кре­се­нья) Вели­кого пос­та.

Про­слу­шать Вели­кий про­ки­мен:

Пением вели­кого про­кимна завер­ша­ется празд­нич­ное вос­крес­ное бого­слу­же­ние, и от Спо­доби Гос­поди (чита­ется сразу после про­кимна) начи­на­ется вели­ко­пост­ное. Свя­щен­но­слу­жи­тели в это время пере­об­ла­ча­ются в темные, посто­вые обла­че­ния. Свя­щен­ник про­из­но­сит про­си­тель­ную екте­нию Испол­ним вечер­нюю молитву, а хор поет на каждое про­ше­ние особым, посто­вым рас­пе­вом.

После стихир на сти­ховне, чтения Ныне отпу­ща­еши и Три­свя­того по Отче наш поются вели­ко­пост­ные тро­пари с вели­кими покло­нами после каж­дого тро­паря. После молитвы Небес­ный Царю свя­щен­ник про­из­но­сит молитву св. Ефрема Сирина Гос­поди и Вла­дыко живота моего с тремя покло­нами.

После отпу­ста вечерни совер­ша­ется Чин про­ще­ния:

На солею выно­сятся и пола­га­ются на ана­лоях напре­столь­ный Крест, иконы Спа­си­теля и Бого­ро­дицы. Насто­я­тель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обра­ща­ется к при­сут­ству­ю­щим с поуче­нием о хри­сти­ан­ском про­ве­де­нии поста и испра­ши­вает про­ще­ния грехов у причта и народа, говоря: «Бла­го­сло­вите мя, отцы святии и братия, и про­стите ми, греш­ному, елика согре­ших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помыш­ле­нием и всеми моими чув­ствы». Сказав это, он земно кла­ня­ется народу. Все отве­чают ему земным покло­ном и гово­рят: «Бог про­стит тя, отче святый. Прости и нас, греш­ных, и бла­го­слови». В неко­то­рых храмах и мона­сты­рях гово­рят иначе: «Бог про­стит тя, отче святый. Помо­лися о нас, греш­ных», что вполне согласно с Уста­вом. На это слу­жа­щий свя­щен­ник (как пра­вило, насто­я­тель) отве­чает: «Бла­го­да­тию Своею Бог да про­стит и поми­лует всех нас». Затем насто­я­тель берет напре­столь­ный Крест. Все свя­щен­но­слу­жи­тели в порядке стар­шин­ства при­кла­ды­ва­ются к иконам на аналое, под­хо­дят к насто­я­телю, целуют Крест и лобы­за­ются с насто­я­те­лем и друг с другом в рамена (плечи), вза­имно испра­ши­вая про­ще­ния. За ними идут миряне, при­кла­ды­ва­ются ко Кресту, целуют иконы, кото­рые обычно держат свя­щен­но­слу­жи­тели, и испра­ши­вают про­ще­ния у причта и друг у друга. В Типи­коне ничего не ска­зано о пении каких-либо пес­но­пе­ний во время чина про­ще­ния. Крат­кое ука­за­ние: «И целуем святыя и честныя иконы» преду­смат­ри­вает совер­ше­ние этого обряда в мол­ча­нии. Во время чина про­ще­ния в неко­то­рых храмах при­нято петь «Пока­я­ния отверзи ми двери…», «На реках Вави­лон­ских…» и др., а также сти­хиры Пасхи, закан­чи­вая сло­вами: «И тако возопиим».

Почему Про­щё­ное вос­кре­се­нье назы­ва­ется Про­щё­ным?

Основа чина про­ще­ния свя­зана с древ­ней тра­ди­цией еги­пет­ского мона­ше­ства. Согласно этой тра­ди­ции, на время поста перед Пасхой) (Четы­ре­де­сят­ни­цей) иноки уда­ля­лись в без­люд­ные пустын­ные места. Там они уси­ли­вали аске­ти­че­ские подвиги, пре­да­ва­ясь сосре­до­то­чен­ной напря­жен­ной молитве и пока­я­нию, ради осо­бого внут­рен­него очи­ще­ния, достой­ного при­го­тов­ле­ния к Пасхе.

Однако прежде чем поки­дать стены оби­те­лей, братия соби­ра­лись для сов­мест­ного бого­слу­же­ния. Это про­ис­хо­дило в послед­ний день Сырной сед­мицы. В этот день братия при­ми­ря­лись во Христе, испра­ши­вали друг у друга про­ще­ния, забы­вали нако­пив­ши­еся обиды, зару­ча­лись бла­го­сло­ве­нием. По окон­ча­нии вечерни монахи рас­хо­ди­лись.

Эта добрая мона­ше­ская тра­ди­ция глав­ным обра­зом была свя­зана с запо­ве­дью Христа о про­ще­нии ближ­ним их пре­гре­ше­ний (Мф.18:21-22), хра­не­нии мира, любви (Мк.12:31).

Между тем, была на то и част­ная при­чина. Уходя в полу­ди­кие края, братия под­вер­гали свои жизни потен­ци­аль­ной опас­но­сти: многие не знали, вер­нутся ли они к Пасхе, и даже — вер­нутся ли они вообще. Думая об этом, они пони­мали, что дру­гого случая про­стить своих ближ­них и испро­сить у них про­ще­ния самому могло не пред­ста­виться. Кто же хотел уме­реть без про­ще­ния, вне мира с бра­ти­ями?

Впо­след­ствии тра­ди­ция испра­ши­вать про­ще­ния и при­ми­ряться с ближ­ними нака­нуне Вели­кого поста полу­чила широ­кое рас­про­стра­не­ние среди мирян. Такая прак­тика помо­гает лучше настро­иться на пока­я­ние, при­сту­пить к соблю­де­нию поста в воз­вы­шен­ном состо­я­нии духа.

Чин про­ще­ния в Церкви соеди­ня­ется с вечер­ней и совер­ша­ется после отпу­ста. Общие его черты таковы.

Насто­я­тель совер­шает земные поклоны перед пред­ва­ри­тельно выне­сен­ным на солею напре­столь­ным кре­стом, ико­нами Иску­пи­теля и Божьей Матери, затем бла­го­го­вейно целует крест и иконы. После этого он обра­ща­ется к собрав­шимся с пас­тыр­ским уве­ща­нием. Потом искренне испра­ши­вает у всех про­ще­ния за грехи, кла­ня­ется со сми­ре­нием. При­сут­ству­ю­щие отве­чают ему ответ­ным покло­ном, про­из­но­сят: «Бог про­стит тя, отче святый».

Нако­нец, насто­я­тель берет напре­столь­ный крест. Прочие свя­щен­но­слу­жи­тели начи­нают (в соот­вет­ствии со стар­шин­ством) при­кла­ды­ваться к рас­по­ло­жен­ным на аналое иконам, под­хо­дят к насто­я­телю и при­кла­ды­ва­ются ко кресту. Затем они лобы­за­ются в плечи (рамена) с насто­я­те­лем и друг с другом; при этом просят друг у друга про­ще­ния.

Потом под­хо­дят пооче­редно миряне, целуют Крест, иконы, испра­ши­вают про­ще­ния у цер­ков­ного причта и один у дру­гого.

Помимо уча­стия в чине про­ще­ния, веру­ю­щие просят про­ще­ния дома, на работе и вообще везде, где уместно.

Русская Православная Церковь

  • 23 Декабрь 2022

    26 декабря, в понедельник, в 19.00 в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ, к 100-летию СССР состоится выступление Михаил а  Борисович а  С МОЛИНА , историк а  русской консервативной мысли, кандидат а  исторических наук, директор а  Фонда «Имперское возрождение» , по теме «Учреждение СССР — уничтож ение  историческ ой  Росси и » .

     

    Адрес: Косыгина, 30.
    Проезд: от м.Октябрьская, Ленинский проспект, Ломоносовский проспект, Киевская маршрут№297 до ост. Смотровая площадка.

  • 28 Ноябрь 2022

  • Все новости

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Профессиональный праздник стриптизеров
  • Прощание зимы сценарий
  • Прошел навруз праздник весны
  • Прощальный праздник осени
  • Прошедшим тебя праздником