Прощенное воскресение еврейский праздник

На тему Йом Кипур

На тему Йом Кипур

Как реагируют люди на обиду? Многие молча хранят боль, перестают общаться, отдаляясь от обидчика до тех пор, пока он не принесет свои извинения…

Однако Всевышний не ждал, когда прячущийся в саду Адам первым сделает шаг навстречу и попросит прощения за совершенный грех. Всевышний обратился к нему с вопросом «Где ты?» для того, чтобы, как объясняет Раши, начать с ним диалог. Этот вечный вопрос обращен к каждому из нас. Более того, каждый может, уподобляясь Всевышнему, научиться преодолевать обиду, продолжать общение и в диалоге достичь примирения…

Три раза в году Тора предписывает еврею подниматься в Храм: в праздники Песах, Шавуот и Суккот. На святом языке «Я иду в Храм» звучит неверно, ибо в Храм, в Иерусалим и в Святую Землю Израиля можно лишь «подняться». Не случайно новых репатриантов называют на иврите «олим хадашим» — «вновь поднявшиеся». Соприкосновение со святостью связано прежде всего с духовным подъемом и приближением к Всевышнему.

«Если так, то почему нет заповеди прийти в Храм в Рош Хашана и в Йом Кипур, когда человек должен вернуться к Всевышнему? — спрашивает рав Гедалия Шор. — В эти дни нет заповеди идти в Храм, потому что в это время Всевышний идет к человеку!»

Период времени между Рош Хашана и Йом Кипур называется десятью днями Трепета. Маймонид пишет, что «хотя раскаяние… всегда хорошо, но в десятидневный период от Рош Хашана до Йом Кипур оно имеет особую силу… как сказано: “Ищите Всевышнего, когда можно Его найти, взывайте к Нему, когда Он близок” (Исайя, 55:6)».

Обычно кантор, произносящий молитву в синагоге, стоит во главе общины. Однако в трепетные дни Рош Хашана и Йом Кипур кантор сидит среди людей и, начиная молитву, поднимается и громко поет: «Хамелех!» — «Царь!» Эти слова вызывают трепет, потому что символизируют: Всевышний близок, Царь — рядом с нами!

«У каждого человека есть и заслуги, и грехи. Тот, чьи заслуги преобладают над грехами, — праведник. Тот, чьи грехи перевешивают, — грешник. Тот, чьи грехи и заслуги равны, считается “средним”. … Так же, как взвешивают заслуги и грехи человека в час его смерти, так в Рош Хашана взвешиваются заслуги и грехи каждого. Тот, кто признан праведником, заслуживает жизнь. Признанный грешником заслуживает смерть (по мнению мудрецов, имеется в виду состояние души, ибо негодяи и при жизни считаются мертвыми, а души праведников живы и после смерти). Суд над тем, чьи заслуги и провинности равны, откладывается до Йом Кипур. Если в Судный день человек совершает раскаяние, ему даруется жизнь, если же он не раскаивается, то приговаривается к смерти», — пишет Маймонид в «Законах о раскаянии».

Если человек считался «средним» в Рош Хашана, а потом раскаялся, то очевидно, что он зачеркнул свои грехи и склонил чашу весов в пользу заслуг, заслужив жизнь. Но, если «средний» человек не совершил ни плохого и ни хорошего, он так и остается «средним». Почему же Маймонид пишет, что «если он не раскаивается, то приговаривается к смерти»?

Представьте себе, что кто-то находится с вами в натянутых отношениях. Проходя мимо, этот человек делает вид, что не замечает вас. Но что если вы первым подойдете и протянете ему руку, а он не заметит вашей руки? Возможно, вы расцените это как наглый и враждебный поступок.

Когда Всевышний приближается в десять дней Трепета к согрешившему, спрашивая его: «Где ты?», а тот продолжает прятаться, упрямо отказываясь выходить из своей «норы», то главный раввин Петербурга Ицхак Блейзер считает такое поведение наглостью, за которую и наказывается человек.

Поэтому во время десяти дней Трепета, когда Всевышний приближается к человеку, каждому из нас следует приложить все усилия, чтобы самому приблизиться к Всевышнему. Тем более в это время надо стремиться к прощению и примирению с друзьями и близкими.

Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Йом Кипур

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Приближается Йом Кипур. О том, что означает для еврея этот день и как к нему следует готовиться, мы беседуем с Главным раввином С.-Петербурга М.-М. Певзнером.

Почему Йом Кипур считается днем прощения?

Йом Кипур обычай просить прощенияСогласно Торе, после совершенного евреями греха Золотого Тельца Моше неоднократно молил Б-га о прощении. И наконец, после того как Моше во второй раз поднялся на гору Синай, на 40-й день Вс-вышний сказал: «Салахти кидвареха» – «Простил Я по просьбе твоей». Этот день как раз пришелся на Йом Кипур. С тех пор Йом Кипур стал днем прощения, когда Вс-вышний прощает еврейский народ за все грехи.

Вс-вышний прощает любой грех? А как же наказание?

Б-жественный суд – это не обычный, человеческий суд. И ключевое слово здесь – «раскаяние». Если вы, не дай Б-г, совершили уголовное преступление, вас будут судить по всей строгости закона. И даже если вы искренне раскаялись в содеянном, это вряд ли повлияет на приговор. Ведь судить вас будут не по душевному состоянию, а по совершенным действиям, и наказание будет адекватно проступку. И даже после отбытия наказания совершенное преступление останется пятном на вашей биографии.
Б-жественный суд – это нечто совсем иное. Если вы раскаялись искренне и чистосердечно, Б-г «аннулирует» ваш грех, как будто бы вы его не совершали.

Попросить прощения не только у Б-га, но и у людей

При условии глубокого и искреннего раскаяния Вс-вышний охотно прощает грехи, совершенные по отношению к Нему – такие, как нарушение кашрута, шабата и т.д. Но Он не простит обиду, нанесенную вами другому человеку, пока вы перед этим человеком не извинитесь и не получите его прощение. Конечно, извиниться, признать свою неправоту – это тяжело и неприятно. Но, поверьте, дело того стоит! Знать, что вы со всеми помирились, что никто в мире не держит на вас зла – это прекрасно само по себе, и это поможет вам заслужить прощение Б-га перед Судным днем.

Что делать, если я не помню всех, кого обидел?

На этот случай в еврейской традиции есть замечательный способ. Встретив знакомого в дни между Рош Ашана и Йом Кипуром, на всякий случай просят у него прощения. «Если я тебя чем-то обидел, то, пожалуйста, извини!» Согласитесь, после таких слов трудно хранить обиду!

Излишне говорить, что если, помимо обидных слов, вы еще и нанесли человеку имущественный ущерб, вы должны возместить ему все убытки. Если взяли вещь без спросу – верните. Взяли в долг и не отдали – самое время рассчитаться с заимодавцем. Если из-за вашего бездействия партнер по бизнесу потерял деньги, найдите возможность компенсировать ущерб.

Особый случай – если вы нанесли ущерб репутации человека. Полностью этот урон возместить невозможно. Исправить ущерб от сплетен – это все равно, что собрать по перышку пух от подушки, развеянный по ветру. Здесь можно только искренне попросить прощения и решить, что больше никогда не повторите эту ошибку.

А как быть с соцсетями? Что, если я неосторожными комментариями обидел многих?

Если не помните всех, кого обидели, остается одно – разместить на своей странице в Контакте или Фейсбуке статус «Извините меня, если я вас чем-то обидел».

Что, если я извиняюсь, но меня отказываются прощать?

Во-первых, извиняться вы должны не формально, а искренне, от всей души. И при этом условии вас, скорее всего, простят. Во-вторых, по еврейскому закону, вы обязаны просить прощения до трех раз. Если вы извинились как следует, но и на третий раз вас отказываются простить, можете считать, что исполнили свой моральный долг. О том, как следует действовать дальше, еврейский закон также дает ряд предписаний, изложенных в Шулхан Арухе. Ведь, согласно канонам иудаизма, человек должен не только просить прощения, но и сам уметь простить.

Обязан ли я простить всех, кто меня обидел?

Обязательно! В молитве, которую мы читаем перед сном, есть такие слова: «Я прощаю каждого, кто меня обидел». То есть, вечером, подводя итог дня, мы должны постараться искренне простить всех, кто нанес нам обиду. В Талмуде рассказывается такая история. Рабби Аба увидел, как усталый путник переходит через дорогу, заходит в сарай, прислоняется к полуразрушенной, грозящей обвалиться стене и погружается в сон. К этому человеку подползает змея и хочет ужалить, но в этот момент в сарай врывается дикий зверь и затаптывает змею. Человек просыпается, выходит из сарая, и в ту же секунду стена с грохотом обваливается. Рабби Аба спрашивает его: «На моих глазах Б-г совершил ради тебя два чуда. Чем ты заслужил это?» Тот отвечает: «Каждый день я прощаю каждого, кто меня обидел. И не только прощаю, но еще и стараюсь сделать ему добро».

А если обида очень серьезна? А обидчик и не думает просить прощения?

Следует настроить себя правильным образом.

Во-первых, прощая обидчиков, вы не обязаны считать их правыми. Вы можете осуждать сам проступок и понимать всю его несправедливость. Главное – снять эмоциональный накал, перестать испытывать возмущение и гнев.

Во-вторых, вам может помочь еще одно соображение. Часто мы превратно понимаем слова другого человека, вкладывая в них совсем не тот смысл, который имелся в виду. Нам говорят одно, а мы слышим совсем другое. В результате мы лелеем обиду за неосторожные слова. И лишь впоследствии выясняется, что вас совсем не хотели обидеть!

И, наконец, когда мы прощаем обидчика, мы показываем Б-гу: «Видишь, Вс-вышний, этот человек передо мной виноват, но я его прощаю. А потому и Ты прости меня!» На эту тему я расскажу вам свою любимую притчу. Одна семья, жившая в деревне, перед Йом Кипуром отправилась в город, чтобы провести этот день вместе с большой еврейской общиной. По дороге семья остановилась, чтобы сделать трапезу, которую положено устраивать перед Йом Кипуром. Отец закончил трапезу раньше и сказал сыновьям: «Я пока пойду пешком, а вы как закончите – догоните меня на лошади, и я сяду к вам в телегу». Он отправился в путь, затем устал, сел на обочине дороги и заснул. Проснувшись, он увидел, что уже стемнело, наступил Йом Кипур, а сыновья забыли и уехали без него! Поднял он руки и воскликнул: «Отец, царь! Я имею полное право обидеться на сыновей. Но я их прощаю, ведь они мои дети! И я прошу Тебя сделать то же самое – простить Твоих детей, Твой народ!»

В истории еврейского народа есть 2 самых важных для каждого иудея праздника: Рош ха-Шана, означающий начало нового года в лунно-солнечном календаре, и Йом-кипур, который следует ровно через 10 дней покаяния после него. Оба события имеют большое значение для всех иудеев, правилам подготовки и проведения их следуют строго все, даже светские личности, которые обычно не особо обращаются внимание на какие-то ограничения и традиции.

История праздника

33 века назад, в Синайской пустыне, Моисей поднялся на Сионскую гору и стал пред лицом Всевышнего, моля Его простить евреям грехи за поклонение золотому тельцу. Бог тогда сильно гневался, и хотел истребить весь их род на корню. Но горячие молитвы Моисея подействовали на Него, и прощение было получено.

Пророк спустился с горы, неся новые скрижали с десятью заповедями и радостной вестью, что Бог по его слову простил народ иудейский. С тех пор в этот день празднуют евреи всего мира день Суда Йом-кипур и каждый раз надеются на Божью милость и всепрощение, принося плоды покаяния.

Дата, начало и конец Йом-кипур

Это бывает обычно 10 числа первого месяца тишрей по солнечно-лунному еврейскому календарю. Считается, что именно в этот Судный день Всевышний, рассмотрев поведение каждого, сопоставив его грехи с искренним раскаянием, может простить все, и дать благословение на следующий год.

Йом-кипур в 2021 году

Это сутки с вечера 15 сентября до заката 16-го.

Традиции, что можно и нельзя делать

Талмуд – главная книга евреев, предписывает на Йом-кипур ряд требований и ограничений, которым должен строго следовать каждый, вне зависимости от возраста (дети с 13 лет), социального положения, пола и состояния здоровья (по усмотрению раввина).

Пост для детей

Дети до 9 лет не держат пост, с 9 до 13 – частично, с 13 – наравне со взрослыми.

Запреты на Судный день – нельзя:

  • пить, принимать пищу на протяжении 25 часов;
  • мытья (можно только омывать пальцы после туалета или сна);
  • мазаться елеем;
  • надевать кожаную обувь;
  • применять косметику;
  • работать;
  • исполнять супружеский долг.

Нужно:

  • усиленно молиться,
  • каяться,
  • прощать обидчиков,
  • самому у всех просить прощения,
  • подавать милостыню,
  • быть на всех службах в синагоге,
  • следовать традициям предков и правилам Торы.

Аналог

Собственно, этот праздник схож с Прощенным воскресеньем в православии, которое начинает Великий пост, и имеет ту же суть, но Йом Кипур предписывает ряд ограничений и строгих правил, таких важных для каждого еврея.

Древняя традиция праздника – капарот. Когда-то люди крутили над головой курицу при произношении молитвы, и считалось, что она таким образом выбирает грехи того, кто производит обряд. Затем ее приносили в жертву. Сейчас же многие иудеи откупаются денежными приношениями, которые идут на благие цели, раздачей милостыни, поминанием умерших родственников.

Сутки праздника начинаются и заканчиваются усиленными молитвами, покаянием в грехах и обещании их не повторять впредь. На этот период евреи облачаются в белые одежды, свидетельствующие о чистоте их помыслов и желаний. В синагогах идет череда обрядовых молитв, а в конце трубит шофар, призывая еще раз вспомнить о Божьем Суде, чтобы успеть вымолить себе прощение на весь следующий год.

Важно! Все родители стремятся перед этим благословить детей, даже если они далеко от дома – хотя бы по телефону или другим средствам связи.

Как празднуют в Израиле

Йом Кипур в этой стране – день не рабочий. Закрывается все: магазины, аптеки, кинотеатры, госучреждения, по улицам не ездят автомобили, не ходят люди, закрыты даже аэропорты и границы, не ездит общественный транспорт. Нигде не встретишь жующего или разговаривающего по телефону человека, везде тишина, спокойствие, все чтят пост и по возможности ему следуют. Работают только службы экстренной помощи, на улицах можно увидеть лишь детей на велосипедах.

Для справки! Забывая на сутки о тщетных земных делах, евреи истово молятся, испрашивая оставления грехов, пересматривают все свои поступки за год, стараются всех простить, и самим вымолить прощения за какие-то невольные обиды или слова.

евреи молятся

Даже люди светские, обычно не следующие никаким религиозным требованиям, стараются, если уж не выполнять в строгости предписания этих суток, то уехать куда-то подальше. То есть, главное – соблюсти публичность, а что уж ты там делаешь в своем закрытом мирке, никого не интересует, это дело каждого в его отношении к Богу.

Накануне праздника

Начинается все с миквы (обряда омовения), который совершают после полудня. До захода солнца едят обильную «прерывающуюся» трапезу. Перед постом (25 часов голодания) необходимо усиленно подкрепиться. На стол выставляют блюда из курицы, креплах (супчик с пельменями), салаты, компот, медовые пряники и сладкий цимус.

Когда до заката остается 18 минут, прекращают есть и пить, зажигают в домах традиционные свечи. Затем отправляются в синагогу на первую из пяти праздничных служб, вечернюю. Она называется маарив. На следующий день следуют еще четыре:

  • утренняя (шахраит), после которой следует расплатиться с имеющимися долгами, раздать цдаку (милостыню), быть приветливыми и дружелюбными со всеми;
  • полуденная (мусаф);
  • послеполуденная (минха), в конце ее – видуй (стоя, с наклоном вперед, ни на что не облокачиваясь). Во время нее человек должен искренне каяться, стуча кулаком в грудь, шепотом произносить грехи свои и обещать их не повторять больше. Это основа тшувы;
  • предвечерняя (неила), завершающая процесс очищения.

После этого, как считается, закрываются Небесные врата милосердия, и последняя возможность получить прощение уже недоступна до следующего праздника. Затем трубит шофар, все приветствуют друг друга, желают встречи в Иерусалиме в следующем году и расходятся по домам.

9 минут

Полагается в это время есть много, больше обычного, как бы в исполнение заповедей, чтобы были силы на молитву и пост. Больным можно есть в несколько приемов с перерывом в 9 минут в разрешенном объеме.

Как празднуют по окончании поста

Все произносят поздравления: «Гмар хатима това!», таким образом, желая каждому доброго окончательного подписания. Дома зажигают свечи, садятся за праздничный стол, желают всем мира и добра на последующие 12 месяцев.

Перед праздничным застольем совершается гавдала – краткая молитва, которая призвана разделить праздничное и будничное. Это является сигналом, что уже можно есть, пить, веселиться и радоваться: мы прощены, Господь смилостивился, и за наше раскаяние подарил нам отпущение грехов.

Теперь нужно весь год следить за своим поведением, чтобы к следующему празднику не накопилось много грехов, за которые нужно будет опять нести ответ и вымаливать у Бога прощение.

Нужно ли прощать иудеев в Прощёное воскресенье?

Иудей силь­но насо­лил в жиз­ни. Сле­ду­ет ли его про­щать в Про­щё­ное воскресенье?

Для того, что­бы про­стить чело­ве­ка, не обя­за­тель­но ждать Про­ще­но­го вос­кре­се­нья. И не име­ет зна­че­ния кто он по наци­о­наль­но­сти или вероисповеданию.

Иудеи — это этно­ре­ли­ги­оз­ная груп­па, вклю­ча­ю­щая тех, кто был рож­дён евре­ем, и тех, кто обра­тил­ся в иудаизм.

Нет раз­ни­цы какой наци­о­наль­но­сти и веро­ис­по­ве­да­ния чело­век, дела­ю­щий лич­но вам доб­ро, или зло — всех нуж­но про­щать искренне от все­го серд­ца, и не обя­за­тель­но это демон­стри­ро­вать «напо­каз» в Про­щен­ное вос­кре­се­нье. Про­ще­ние преж­де нуж­но лич­но вам, что­бы испол­нить Запо­ведь Божию и обре­сти мир в душе.

Если вы под­ра­зу­ме­ва­е­те под тер­ми­ном «иудей» как «про­тив­ник Иису­са и Церк­ви» Мф. 28:152Кор. 11:24, то и в этом слу­чае Хри­стос про­воз­гла­сил: «…люби­те вра­гов ваших, бла­го­слов­ляй­те про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­ри­те нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас, да буде­те сына­ми Отца ваше­го Небес­но­го, ибо Он пове­ле­ва­ет солн­цу Сво­е­му вос­хо­дить над злы­ми и доб­ры­ми и посы­ла­ет дождь на пра­вед­ных и непра­вед­ных» Матф.5:43–45.

Да, надо про­щать всех лич­ных вра­гов (но не вра­гов общества).

С ува­же­ни­ем,

Если иудей про­сит про­ще­ния, то нуж­но его простить.

Если иудей спе­ци­аль­но в Про­щен­ное вос­кре­се­ние жела­ет ско­пом полу­чить про­ще­ния, то уточ­ни­те, с какой целью инте­ре­су­ет­ся, что име­ет вви­ду и за что про­сит. Даже если иудей будет вилять, то его нуж­но простить.

Если иудей не про­сит про­ще­ния, то гово­рим и молим­ся  о том, что не дер­жим на иудея зла, молим­ся чтоб Гос­подь выле­чил оби­ду, создал внут­ри чистое сердце.

Здрав­ствуй­те!

Про­щать нуж­но всех и не толь­ко в Про­щён­ное Воскресение.

Любо­го чело­ве­ка долж­но про­щать, не зави­си­мо иудей он или нет, рав­но как и от Про­щен­но­го Вос­кре­се­ния это не зави­сит. Если мы не про­стим обид­чи­ков, то и нас Гос­подь не про­стит на Страш­ном Суде.

Это похоже на Апокалипсис. Жизнь в стране останавливается. С дорог исчезают машины и люди, в телевизоре и на радио только помехи. Девять миллионов человек в один миг словно растворяются в воздухе.

Ты ходишь пешком по абсолютно пустым скоростным дорогам, вглядываешься через закрытые окна в магазины, и ощущаешь совершенную нереальность происхоящего.

Один раз в год жизнь в Израиле останавливается, и наступает Судный день. Поздно просить прощения.

1 Невероятно! По этому шоссе проносятся десятки тысяч машин в день, а сегодня оно совершенно пусто.

2 Ни одной пробки, ни одной машины, ни одной живой души….

3 Светофоры работают, голуби срут на асфальт…люди, вы где?

4 Если не знать о происходящем заранее, станет реально страшно.

5 Так начинаются голливудские фильмы про нашествие зомби. И когда ты видишь одинокую фигуру на горизонте, начинаешь думать, куда бежать — навстречу или прочь.

6 Самое охраняемое место в стране, тель-авивский Манхэттен, район алмазной биржи, в этот день день тоже совершенно пуст.

7 Сначала пугаешься каждой тени, потом понимаешь: смельчаки, вышедшие сегодня на улицы, такие же как ты, из плоти и крови, а совсем не зомбаки, голодные до мозгов.

8 В еврейском календаре это называется Йом Кипур, День искупления. Он наступает через десять дней после Нового года, и тогда утверждается приговор, вынесенный каждому на предстоящий год.

Перед Йом-Кипуром принято просить прощения у знакомых, если довелось обидеть их словом или действием, ибо человек не может быть прощен Б-гом, пока он не прощен людьми. (Вспомните Прощёное воскресенье с его “Бог простит)

В этот день нельзя не только работать или ездить на машине, но и есть. Самый строгий пост у евреев приходится именно на Йом киппур. Этот день — не совсем праздник, но всё же с ним поздравляют, желая друг другу “хорошей записи в Книге жизни”.

9 А для всех не религиозных израильтян это ещё и “день без автомобиля”.

10 Все дороги занимают велосипедисты, причём чаще всего — дети.

11 Перед праздником принят покупать детям новые велосипеды или другие игрушки на колёсах.

12 Кстати, светскость часто не отменяет строгого поста, и в этот день действительно все голодают. Кроме как дома, поесть негде, абсолютно всё закрыто!

13 Для работающих людей это отличный повод провести весь день с семьёй.

14 Интересно, есть ли в хоть одной другой стране что-то подобное?

15 “Нашествие зомби” — написано на рюкзаке у парня. Нашёл, когда такое носить!

16 Если опубликовать эту фотографию отдельно, можно что-то страшное подумать.

17 Он что, спёр стул в каком-то кафе? Довольный такой.

18 Самое интересное происходит возле главной тель-авивской магистрали “Аялон” и у комплекса башен “Азриэли”.

19 Если на прибрежных улицах полно народу, то скоростное шоссе абсолютно безлюдно.

20 Здесь-то и снимают самые апокалиптичные пейзажи.

21 То же самое происходит и на других дорогах по всей стране, машины не ездят нигде, кроме арабских городов. Но в теории, можно доехать от Тель-Авива до Хайфы (100 км) на велосипеде, прямо по скоростной дороге.

22 Люди выходят погулять, с собаками и детьми.

23 Ещё это отличный день, чтобы с кем-нибудь познакомиться!

24 Девочки шли-шли и устали.

25 На дворе середина октября, а здесь всё ещё лето! По российским меркам, плюс двадцать пять, великолепно!

26 Единственные, кто ездит в этот день — оперативные службы. Светские законы не запрещают израильтянам садиться за руль, и даже прямо предписывают делать это, если имеется реальная необходимость или угроза чьей-либо жизни и здоровью. Я видел несколько обычных машин, пролетавших по трасе, у всех была включена “аварийка”, будто извинялись…

27 Пока я стоял на Аялоне и записывал видеотрансляцию, мимо проезжала полицейская машина. Служители порядка остановились, чтобы узнать, всё ли у меня в порядке, не нужна ли помощь. Узнав, что я из России и вижу такое впервые, рассмеялись, пожелали доброго дня и поехали дальше.

28 Главное тель-авивское шоссе совмещает автомобильную и железную дорогу, а посередине течёт (ха-ха) река с одноимённым названием Аялон. Большую часть года дно совершенно сухое, а местами она заключена в трубы: это и позволило построить дорогу сорок лет назад.

29 Израильские реки вообще славятся своей полноводностью.

30 Народ развлекается, как может. В другие дни ни реку не увидеть глазами, ни силуэт мелом нарисовать.

31 И все делают фотографии на память. А туристы просят поесть…сам слышал несколько слезливых историй, как люди приехали в Израиль осенью, и оказались совершенно не подготовленными к Судному дню.

32 В группе на фейсбуке “Секретный Тель-Авив” ребята захотели сделать сделать надпись PEACE из людей, которые лежат на дороге. Им это удалось, народу пришло достаточно. Но читалось это только с воздуха.

33 После захода солнца люди возвращаются к обычной жизни, рестораны делают недельную выручку. А у каждого из нас появляется понимание, как прожить следующий год.

Как евреи относятся к прощению? Является ли это ключевой ценностью?

Марлена Таня Мучник

Комментарии приветствуются. Пожалуйста пишите по адресу: [email protected]

Стена плача в Иерусалимском храме.

Стена плача в Иерусалимском храме.

Шалом Алейхем! Тема обсуждения в этом месяце – прощение. В Иудаизме это одна из ключевых ценностей, так же как и в вере СПД. Какую пользу приносило бы покаяние без прощения? Что такое прощение? Оно двустороннее, не так ли? Оно включает в себя двух или больше человек или одного человека и Небесного Отца. По еврейскому закону, если кто-то навредил вам и искренне попросил прощения, вы должны простить его с открытым сердцем и охотным духом. Из-за человеческой тенденции хранить в себе чувство обиды тем, кто легко прощает, предназначается особая награда. В Талмуде говорится: «Человеку, который преодолеет свои природные склонности и простит, простятся и все грехи его».

Прощение на еврейский переводится как «мехила». Сейчас следует прояснить, что евреи не верят в епитимию. В грехах признаются в частном порядке – в молитве – между человеком и Богом. Принцип и практика епитимии – акт приверженности или умерщвления плоти, исполняющихся добровольно в знак проявления горя или греха – практиковался евреями в средние века (V–XV вв. В Европе), но в основном под влиянием христианства и католичества.

Евреи также не верят в признание грехов перед религиозным представителем. Они не верят в назначенную фигуру, дополняющую или заменяющую Бога, то есть Небесного Отца. Грехи между людьми требуют, чтобы вовлеченные стороны попросили и даровали прощение. Иудаизм также не признает необходимость урегулирования как важной части греха и покаяния. Хотя на освобождение от всех негативных чувств надеются и стремятся к нему, оно не является абсолютным требованием в иудаизме.

В иудаизме учат, что нет такой власти, дополняющей или заменяющей Небесного Отца, которая может даровать нам прощение от наших грехов. Вместо этого требуется, чтобы прощение попросили и даровали вовлеченные стороны. Что делает греховность, и почему необходимо прощение человеком и Богом? Один из ответов в том, что она нарушает нашу жизнь и в то же время разрушает отношения с другими и с Богом! Это слишком тяжелая ноша.

Что делать, если кто-то обижает нас или причиняет вред? В Талмуде сказано: «Те, кто обижены, но не обижают в ответ, опорочены, но не отвечают, действуют с любовью и радуются страданиям – о них в Писаниях сказано, что «те, кто любят Его, подобны солнцу, восходящему со всей своей силой!» Праведный человек воздержится от действий и не станет обострять конфликт; но допустимо помнить случившееся и поддерживать прохладные отношения, пока другая сторона не попросит прощения.

Но существует ли больше, чем один вид прощения? Да, конечно, и самым основным является мехила со стороны обиженного. В ответ на идею о том, что мехила может быть дарована только в том случае, если она заслужена, можно дать краткое «нет». Это основа еврейского понятия прощения, точно также как воздержание от греха служит основой еврейского понятия покаяния. Мехила дается, чтобы простить задолженность, отказаться от притязания. Это не поступок сердца. Ее можно сравнить с помилованием. Преступление остается. Долг прощен. Но обидчик ДОЛЖЕН быть искренним в своем покаянии и испытывать сожаление, он должен воздерживаться от повторения этого поступка, должен возместить убыток и признаться в совершенном проступке. Тогда обиженный нравственно обязан простить.

Следующий вид прощения называется слиха. Это поступок сердца. Она достигает более глубокого понимания грешника и обретения эмпатии по отношению к невзгодам другого. Ее можно сравнить с актом милосердия, а не с актом благодати.

Последний тип прощения называется «искуплением». В переводе на еврейский – «капара». Его также называют очищением, и слово для этого – «тахора». Это полное избавление от греховности, реальное очищение. Капара дается только Богом, поскольку ни один человек не способен искупить грехи другого или очистить другого от духовного загрязнения.

О тесно связанной с этой темой теме мести в Талмуде говорится, что нам никогда не следует мстить или держать обиду на членов нашего народа; мы должны любить наших ближних и самих себя (Левит 19:18). Не этично клеветать или унижать других при наличии любого мотива к мести. Доброта служит главным обязательством в иудейской культуре. Нам следует забывать и прощать.

Мормоны смотрят на это учение по-иному. Они верят, что прощение само по себе является актом Божьим. При прощении обидчика или обиды Богу важно, чтобы люди прощали друг друга. Когда человечество получает прощение от Бога, это возможно лишь благодаря Искуплению. Евреи не верят в Христа и поэтому не в состоянии понять Искупление или его важность в облегчении тяжкого греха, но у них есть альтернативные символические пути: (1) очищение самих себя и (2) обращение к Богу с просьбой простить их согрешения, которое происходит ежегодно во время служб проводящегося в сентября Йом Киппура.

Небесный Отец хочет, чтобы мы каялись

Учение и Заветы 138:19: «И тогда Он проповедовал им вечное Евангелие, учение о воскресении и искуплении человечества от падения и от личных грехов при условии покаяния».

Когда человек получает прощение от Бога, оно окончательно. Это похоже на то, как если бы мы взяли что-то красное и очистили его, пока оно не станет белым как снег. Спаситель Иисус Христос учил, что если человек не готов прощать других, этот человек не будет прощен. Смотрите Матфей 6:15, 3 Нефий 13:14.

Есть грехи, которые не могут быть прощены человечеством. Это отречение от Святого Духа и совершение убийства – лишение невинной жизни. Имя человека, который убивает после того как вступил в новый и вечный завет – полноту Евангелия – незаконно лишив кого-то жизни, не будет записано в Вечной книге Агнца.

Однажды епископ сказал мне, что когда я обижена на кого-то, мне нужно записать обиду на кусочке бумаги и от всего сердца сказать: «Я прощаю тебя, _____, за _____. Если обид несколько, запишите каждую из них и затем простите каждую обиду. Сделайте это в молитве и затем попросите Небесного Отца простить ваши недостатки и укрепить благость вашего сердца. Именно в этом предназначение Искупления Христа.

В этом все и заключается. Если обиженный искренне готов это сделать, его сердце станет легким и свободным от боли обвинений, оскорбленных чувств и тому подобного. Он вкушает от Искупления. Обидчик может принять или отвергнуть прощение по своему желанию. Он может знать о нем или оставаться в неведении. Не беспокойтесь об этом, лишь очистите самих себя, чтобы снова стать духовно свободными. Иешуа (еврейское имя Иисуса) хочет освободить нас. Позвольте Его Искуплению освободить вас, освободившись от нежеланных чувств обиды – решите быть счастливыми и не обремененными никакой ношей, чтобы вы могли сосредоточиться на том, как сделать счастливыми других!

Но подождите – а что если мы не хотим прощать? В чем заключаются наши причины держать обиду в нашем сердце и разуме? Один человек сказал мне, что простить кого-то за его проступок или черту характера, которая раздражает других, значит все спустить с рук обидчику – он больше не будет нести ответственность за причинение вреда. Мне сказали, что человек призывается к ответственности только в том случае, если мы храним это воспоминание.

Но это не так, во-первых, потому что никто не может в праведности осуждать другого без понимания и милосердия. Во-вторых, чувства обвинителя вредят и ограничивают его САМОГО, независимо от предполагаемого обидчика, который сам должен разобраться со своими проблемами. Это личный вопрос. В-третьих, поскольку Божество совершенно, ВСЕ люди нуждаются в покаянии и прощении друг другом. В этом основа Евангелия Иисуса Христа и учений всех пророков, начиная с Адама. Прощение дает грешнику шанс покаяться, узнать себя, перестроиться, измениться или же не сделать всего этого. Это становится обязанностью обвиняемого смягчиться, при возможности выразить сострадание, направить всю энергию на исполнение воли Господа прощать «семьдесят раз по семь». Если он этого не сделает, Бог будет возлагать на него ответственность до тех пор, пока прощение не будет совершено. Это ни в коей мере не потворствует преступлению или несправедливости, но лишь отделяет одно от другого, чтобы жизнь могла продолжаться в покое и счастье. Подумайте, насколько счастливее мог бы быть каждый из нас, если бы мы сразу прощали …

Шалом, и пусть с вами всегда пребывает покой Христов.

The following two tabs change content below.

  • Bio
  • Latest Posts

Эля живет по принципу: жизнь — это не те дни, которые прошли, а те, которые запомнились. Ей нравятся детский смех, вечерние прогулки с семьей, запах дождя, вельш-корги и эскимо с малиновым джемом. Эля живет с мужем и четырьмя детьми в Ореме, штат Юта.

В иудаизме Йом-Кипур, либо же, как его еще называют — Судный день, праздник почитаемый и важный. Он посвящен искуплению грехов, покаянию и соблюдению строгих запретов, в том числе поста. Принято встречать праздник через 10 дней после Нового года по еврейскому календарю. Продлится он с вечера 4 октября и до заката 5 числа. Что можно и категорически нельзя делать в Йом-Кипур  даже светским евреям?

Что такое Судный день для евреев

В священной книге Талмуд написано, что в Йом-Кипур каждый еврей получает то, что он заслужил. Всевышний смотрит на добрые и злые деяния человека за прошедший год, потому так важно осознать свои грехи и попросить прощения. Судный день — это пик периода покаяния, который длится целых десять дней. Выпадает он на субботу. Евреи называют ее «Шабат шабатон».

Почему в праздник Йом-Кипур, или Судный день 4 и 5 октября 2022 года, нужно просить прощение

Исторически торжество связано с выводом еврейского народа из вавилонского плена пророком Моисеем. Единожды в 50 лет, в юбилейный год, принято было трубить в ритуальный духовой инструмент — шофар. Впоследствии этот день стали называть Йом-Кипур. Согласно преданию, в один из таких праздников Моисей и получил Скрижали Ветхого Завета — главный документ иудейской истории.

Как правильно просить прощение

День этот посвящен покаянию и искуплению грехов, но в Йом-Кипур прощение получит только тот, кого простил обиженный им человек. Всевышний не может даровать прощение за личные обиды, потому нужно делать это лично. Если же иудей считает, что с помощью третьего человека примириться будет проще, то можно послать посредника. Для обиженного добродетель — от всего сердца простить обидчика.

Накануне праздника многие евреи гадают на то, получат ли они прощение и еще один год жизни. Одевшись в белые и чистые одежды, праздник Судного дня встречают омовением пальцев — это ритуал, демонстрирующий чистые помыслы и намерения.

В праздник главы семейств зажигают свечу, которая называется «Нэр Хайим», или же «свеча жизни». Также в Судный день можно поминать ушедших в мир иной и тоже просить у них прощения.

Единственный раз в году мужчинам можно надеть талит — специальную накидку для торжественной молитвы. В ней они идут в синагогу, где могут провести от нескольких часов до всей ночи. Лишь после всех традиционных мероприятий наступает празднование за столом с приемом пищи.

Что категорически нельзя делать евреям в Йом-Кипур

Каждый ревностный иудей в Судный день соблюдает строгие запреты:

  • 25 часов, пока длится праздник, нельзя ничего есть и пить, чтобы не отвлекаться от главного — покаяния и молитвы;
  • также иудеи не умываются и не моются в эти сутки, потому что так, согласно верованиям, можно смыть раскаяние в грехах;
  • нельзя наносить кремы и средства ухода, женщинам не рекомендуют краситься;
  • запрещено носить обувь из кожи. Это считается неуважением к гонимым евреям, которые порой не имели даже самой простой обуви;
  • нельзя вступать в интимные отношения 4 и 5 октября, даже законным супругам.

Что нельзя делать даже светским евреям

Светские евреи по всему миру зачастую никак не соблюдают праздник Йом-Кипур. Только некоторые из них считают необходимым пост и покаяние. Однако эти действия больше напоминают моральные ограничения, нежели религиозные. А вот в Израиле дело обстоит иначе. Йом-Кипур — это выходной день на государственном уровне, города буквально останавливают свою привычную суету, даже машины не ездят по улицам.

С этим связано правило даже для светских евреев кататься лишь на велосипедах и самокатах в день торжества. Из уважения к религиозным согражданам они не едят и не пьют на виду у других.

Источник: Triboona

Термин «Йом-Кипур» можно переводить как «день искуплений». В русской традиции эту дату переводят еще как «день очищения» или «день всепрощения». У евреев-ашкенази в Центральной Европе он пишется и произносится как Йом-Кипер. Как и все еврейские памятные даты, Йом-Кипур захватывает двое суток, поскольку берет свое начало с заходом солнца и оканчивается на следующий вечер, когда начинают сгущаться сумерки.

Согласно Талмуду, своду правовых и религиозно-этических правил в иудаизме, в Йом-Кипур каждый получает по своим заслугам. Ведь в эти дни Всевышний оценивает поведение всех людей за истекший год. Йом-Кипуром, как правило, заканчивается десятидневный цикл покаяния.

Когда отмечается Йом-Кипур в 2023 году

В 2023 году Йом-Кипур начнет вечером 24 сентября и продолжится до следующего заката солнца. Это случится спустя десять дней после наступления еврейского Нового года.

Обычно праздник Йом-Кипур выпадает на субботу. Поэтому имеет еще и название «Шабат шабатон». В переводе это означает «суббота суббот». В Йом-Кипур в Государстве Израиль не будет работать общественный транспорт, аэропорты также отменят все вылеты своих авиарейсов.

История праздника

Празднование Йом-Кипура тесно связано с освобождением евреев от вавилонского плена. В конце вавилонского владычества, примерно в V веке до нашей эры, в течение нескольких десятилетий шло насильственное переселение евреев на вавилонские земли. Один раз в полвека по всей стране следовало трубить в ритуальный духовой инструмент, именуемый шофаром. Шофар возвещал наступление юбилейного года. Делалось это в день, получивший впоследствии название Йом-Кипур. Термин «Йом-Кипур» был придуман и введен в обиход средневековыми раввинами. Они стали употреблять его в своих писаниях. Уже из религиозной литературы праздник Йом-Кипур переняли в народе. По преданию, именно в Йом-Кипур пророк Моисей, выведший евреев из пустыни, получил Скрижали Ветхого завета.

Считается, что Скрижали являются основным историческим документом еврейского народа. Именно передача Моисею Скрижалей — ключевой момент в многовековой истории иудейства. В результате этого был достигнут союз между еврейским народом и Господом, простившим все грехи иудеям. Произошло это как раз десятого тишрея по иудейскому календарю. И этот день стал называться Йом-Кипур. После завоевания Вавилонии Персидской Империей состоялось окончательное освобождение и возвращение евреев на свою родину. Однако традиция праздновать Йом-Кипур осталась и дошла до наших дней.

Правила и обычаи праздника

В канун Йом-Кипура у евреев принято гадать — даст Господь им еще год жизни или нет? Встречать праздник необходимо омовением кончиков пальцев, одевшись в белые одежды, которые олицетворяют чистоту помыслов.

Капарот — это обряд искупления, когда люди вертят над головой живую курицу, после чего отдают птицу или деньги бедным и обездоленным.

Еще один непременный атрибут Йом-Кипура — зажжение мужем семейной свечи. Ее называют «Нэр Хайим» (свечей жизни). Ей суждено гореть до самого окончания торжеств.

Все люди в этот праздник должны быть друг с другом предельно вежливы и внимательны. В Йом-Кипур действует ряд запретов. Например, в течение всего дня нельзя есть, пить, умываться, ухаживать за своей кожей. Не поощряется также в Йом-Кипур ношение кожаной одежды и интимные отношения между мужчиной и женщиной. Зато можно исповедоваться и поминать близких умерших родственников.

Как и во время всякого еврейского праздника, в Йом-Кипур особое место отводят молитве. Мужчины надевает на себя накидное покрывало — талит — и единственный раз в году идут в нем на вечернюю церковную службу. Сначала читается молитва «Коль нидрей». Когда солнце скроется за горизонтом, наступает время Маарива, вечерней молитвы, и дополнения к ней — слихота. Свято верующие евреи могут провести в синагоге всю ночь. Заканчивается праздник обильным приемом пищи.

Популярные вопросы и ответы

Над чем верующий иудей должен размышлять в Йом-Кипур?

Так как Йом-Кипур имеет смысл судного дня, то и отношение к этой дате у верующих соответствующее. Главное в эту дату — осознание совершенных за прошедший год поступков. Чтобы замолить все свои грехи, нужно в этот день просить у Господа прощение.

Как праздник Йом-Кипур влиял на профессиональный спорт?

Поскольку в США проживает большая еврейская диаспора, то Йом-Кипуру придается в этой стране важное значение. Известные игроки в бейсбол, гольф и теннис в разные годы отказывались выходить в праздник на спортивные площадки. Также поступила гольфистка Летиция Бек и выходец из Советского Союза, ведущий шахматист Израиля Борис Гельфанд.

В чем заключалось официальное признание Йом-Кипура?

С 2016 года Организация Объединенных Наций признает Йом-Кипур в качестве официального праздника. Данное признание означает, что в этот день не разрешается проводить никаких деловых мероприятий. Йом-Кипур — первый еврейский праздник, получивший подобное признание.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Профессиональный праздник стриптизеров
  • Прощание зимы сценарий
  • Прошел навруз праздник весны
  • Прощальный праздник осени
  • Прошедшим тебя праздником