Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 26 февраля
Прощеное воскресенье — это первый шаг на пути к Великому посту (Фото: Yuriy Kulik, Shutterstock)
Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом. В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Причем делают это искренне от всей души.
Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем. Это первый шаг на пути к Великому посту.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.
Изгнание из Рая
Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.
Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь.
И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение Сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать священные изображения Бога и святых.
Помимо церковных, есть еще народные обычаи этого дня. Поскольку прощеное воскресенье – это последний день масленицы, поэтому считается, что ее надо как следует проводить. Семьи традиционно собираются за праздничным столом с блинами и яствами, на улицах устраиваются гулянья и концерты. А в конце праздника сжигается чучело масленицы. Ведь после этого на целых семь недель запрещена не только скоромная еда, но и различные увеселения.
Прощеное воскресенье завершает Масленую неделю. Как и сам праздник Масленицы, его можно трактовать в двух традициях — земледельческой языческой и духовной православной.
Большинство специалистов считает, что в дохристианское время Масленица приходилась на двадцатые числа марта. Языческий праздник был связан с днем весеннего равноденствия и означал начало полевых работ. Позднее Масленицу внесли в православный календарь: она должна была заканчиваться накануне Великого поста, который всегда начинается в понедельник.
В исторических документах Прощеное воскресенье упоминается с конца XVII века. В это же время Масленицу сократили с двух недель до одной. Иностранец, побывавший в России в первые годы правления Петра Алексеевича, писал: «Нынешний Патриарх [Адриан] давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел, однако ж он сократил время его на 8 дней».
В большинстве регионов основные гулянья, так называемая Широкая Масленица, начинались в четверг — Разгуляй. С этого дня ездили друг к другу в гости, катались с ледяных гор, чествовали молодоженов. В Прощеный день (он же Целовальник, Заговейник) к развлечениям добавлялись «похороны» Масленицы, кулачные бои, взятие снежного городка, масленичные комедии. Практически все эти обряды были направлены на повышение плодородия земли, обеспечение будущего хорошего урожая.
В воскресенье также поминали усопших. В конце XIX века этнограф Сергей Максимов в работе «Нечистая, неведомая и крестная сила» писал:
«Чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками.
<…> Обычай ходить на кладбище в последний день Масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10–12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли».
Исследователь отмечал, что «обычай просить прощения у родных и соседей заметно выходит из употребления». Таким образом, в конце XIX — начале XX века для крестьян было важнее получить прощение мертвых. Фольклорист Владимир Пропп объяснял это языческими представлениями о том, что покойники могут влиять на урожай.
Сигналом к окончанию «бесовских игрищ» служил первый удар колокола к вечерне. Вечерняя служба начиналась после 16 часов. В деревне Лодейки Енисейской губернии «в Прощеный день, часам к 3, собиралась около «городка» масса народа» — начиналось состязание «взятие снежного городка». В Саратовской губернии бабы шли на кладбище «прощаться» с умершими «в четвертом часу пополудни».
«В Прощеное воскресенье замужние женщины должны были до четырех часов дня три раза объехать вокруг деревни, закрывшись с головой платками, и успеть вернуться домой до начала церковной службы. Этот обряд совершался для будущего урожая льна».
Николай Белов, «Русский народный календарь: обычаи, поверья, приметы на каждый день»
В начале XX века Этнографическое бюро Тенишева сообщало, как с первым ударом колокола к вечерне заканчивались гулянья в селе и все неслись в упряжках по домам «как на пожар».
В Череповецком уезде Новгородской губернии и Пошехонском уезде Ярославской губернии народный праздник заканчивался позже: гигантский костер, который символизировал сжигание Масленицы (само чучело здесь не делали), разводили вечером в сумерках. Затем люди просили друг у друга прощения. До полуночи нужно было вернуться домой, чтобы успеть «заговеть».
Вероятно, традиция просить прощения у живых появилась в период «христианизации» Масленицы. По сей день в последнее воскресенье перед Великим постом — Сыропустную неделю — на литургии зачитывают отрывок из Нагорной проповеди о прощении, а также вспоминают об изгнании Адама из рая. Священнослужители и прихожане испрашивают друг у друга прощения за обиды, нанесенные вольно и невольно. Христианским обычаем является и раздача милостыни в Прощеное воскресенье.
В XIX веке, вернувшись со службы, крестьяне совершали домашний обряд:
«Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощения у него не просит) и т. д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.
Сергей Максимов, «Нечистая, неведомая и крестная сила»
Оно приходит к нам каждый год накануне первого дня Великого поста. В 2023 году – 26 февраля. Почему у Прощеного воскресенья нет определенной даты в календаре? Потому что начало поста выпадает на разные дни февраля или марта, в зависимости от даты Воскресения Христова – Пасхи.
В нашем народе издавна бытует убеждение (и совершенно справедливое), что, если нет взаимного прощения обид, то пост, сведенный к простому воздержанию от пищи, теряет свой высокий смысл. Каким бы длительным он не был – а Великий пост длится аж целых семь недель! – аскетизм и лишения могут и не быть засчитаны Богом как дела веры и покаяния. Поэтому надо в первую очередь прощать других и просить прощения самому. Как следствие такого подхода – возникновение традиций Прощеного воскресенья.
Утром на богослужении в церкви священник или дьякон читают, в числе прочих, отрывок из Евангелия от Матфея: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Традиции праздника
Поскольку Прощеное воскресенье – последний день масленицы, когда народ празднует проводы зимы и напоследок перед постом «заговляется» обильной трапезой, многие верующие и не шибко верующие люди ходят друг к другу в гости. Или, на худой конец, поздравляют родственников и знакомых по телефону, в электронных посланиях. Вот тут-то и неплохо бы попросить «попутно» прощения у своих визави. Неважно, за что – формулировать свою конкретную вину вовсе не обязательно. Собеседник и так все поймет. Хорошо бы, конечно, держать в уме свои провинности и обещать их больше не совершать.
Как правильно просить прощения и у кого
В идеале – все просят прощения у всех, признают свою вину перед другими людьми и зарекаются повторять прошлые дурные поступки. Ну, а в первую очередь… Здесь логика простая, житейская: в первую очередь приносят покаяние сильные перед слабыми, богатые – перед бедными, здоровые – перед больными, молодые — перед пожилыми. Начальникам хорошо бы вспомнить свои чрезмерные строгости или самодурство в отношении подчиненных и попросить прощения по телефону. А еще – обычно в этот день бывает легче, нежели в другие дни, простить долги – хотя бы тем должникам, кто находится в сложном материальном положении. И вступить в Великий пост с очищенной совестью, налегке.
https://sputnik.by/20220306/Segodnya-u-pravoslavnykh-Proschenoe-voskresene-1040432868.html
Попросить прощения: история и традиции Прощеного воскресенья
Попросить прощения: история и традиции Прощеного воскресенья
В этот день у православных верующих принято просить прощения друг у друга за все проступки и прегрешения. 06.03.2022, Sputnik Беларусь
2022-03-06T06:00+0300
2022-03-06T06:00+0300
2022-03-06T06:00+0300
справка
религия
православный календарь
православие
традиции и обряды
прощеное воскресенье
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101405/15/1014051557_0:159:3077:1890_1920x0_80_0_0_d43d367f504759be7413e1ba7c29c937.jpg
Православное Прощеное воскресенье в этом году отмечается 6 марта, в последний день Масленичной недели.В этот день каждому выпадает шанс получить прощение за все прегрешения и поступки, которые он совершал в течение года. Светлый праздник несет покаяние и освобождение от тяжкого бремени перед началом не менее важного периода – Великого поста.В православный праздник во всех церквях проходят вечерние богослужения и особенный обряд «чин прощения». В момент обряда священнослужители и верующие просят прощения за все огорчения.История праздникаДревняя традиция прощения берет свои истоки из палестинской и египетской культур. Предание гласит, что перед началом поста одинокие монахи отправлялись в пустыню, где жили 40 дней без еды и воды.За день до этого они примирялись с другими и просили прощения за все грехи, ведь каждый понимал, что не все смогут пережить последующие голод, жажду и другие опасности. Так воскресенье и получило определение «прощеное».Священнослужители считают, что мало получить прощение ближнего, прежде всего мы должны научиться прощать. Поэтому в этот день уместно вспоминать золотое правило нравственности: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». И мера нашего отношения может стать мерой отношения Всевышнего к нам.Родоначальником церковного обычая стал Иисус, который велел прощать обиды своим близким. Смысл его слов приравнивают к снисхождению, милосердию, сочувствию и любви.Традиции Прощеного воскресенияВ этот день верующие вспоминают слова Сына Божьего о прощении, сказанные на Нагорной проповеди. Также люди упоминают изгнание Адама из райского сада и сравнивают это со своевольным отдалением от церкви и потерей духовной связи.Также в Прощеное воскресенье верующие посещают могилы родных, приносят им гостинцы и просят прощения, а также молятся за здравие живых.Перед тем как молить о прощении, нужно сходить в церковь и исповедаться. По традиции, люди, которые просят прощения обоюдно, должны поцеловаться трижды. Поэтому Прощеное воскресенье получило название «целовальника».После слов прощения близким и друзьям верующие идут в храм, где слушают вечернюю службу.В это время принято собираться за большим семейным столом на «блинную» трапезу. После можно сходить в баню и «смыть» свои грехи перед Великим Постом.Традиции и запреты Прощеного воскресеньяИздавна крупным прегрешением считали сквернословие и непрощение. Каждый должен был суметь простить обидчика.В Прощеное воскресенье семья садилась за трапезу семь раз, а оставшуюся еду не убирали до утра. Считалось, что соблюдение этой традиции помогало обеспечить благосостояние и изобилие на год.Блины, приготовленные в этот день, съедались без остатка – тогда семья становилась сплоченной.По погоде прогнозировали будущую осень: безоблачная погода предрекала хороший урожай и теплый сезон.Также на Sputnik:
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2022
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101405/15/1014051557_173:0:2904:2048_1920x0_80_0_0_16427a74890f60a01acdb29d2424438e.jpg
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
справка, религия, православный календарь, православие, традиции и обряды, прощеное воскресенье
справка, религия, православный календарь, православие, традиции и обряды, прощеное воскресенье
Попросить прощения: история и традиции Прощеного воскресенья
Подписаться на
В этот день у православных верующих принято просить прощения друг у друга за все проступки и прегрешения.
Православное Прощеное воскресенье в этом году отмечается 6 марта, в последний день Масленичной недели.
В этот день каждому выпадает шанс получить прощение за все прегрешения и поступки, которые он совершал в течение года. Светлый праздник несет покаяние и освобождение от тяжкого бремени перед началом не менее важного периода – Великого поста.
В православный праздник во всех церквях проходят вечерние богослужения и особенный обряд «чин прощения». В момент обряда священнослужители и верующие просят прощения за все огорчения.
История праздника
Древняя традиция прощения берет свои истоки из палестинской и египетской культур. Предание гласит, что перед началом поста одинокие монахи отправлялись в пустыню, где жили 40 дней без еды и воды.
За день до этого они примирялись с другими и просили прощения за все грехи, ведь каждый понимал, что не все смогут пережить последующие голод, жажду и другие опасности. Так воскресенье и получило определение «прощеное».
Священнослужители считают, что мало получить прощение ближнего, прежде всего мы должны научиться прощать. Поэтому в этот день уместно вспоминать золотое правило нравственности: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». И мера нашего отношения может стать мерой отношения Всевышнего к нам.
Родоначальником церковного обычая стал Иисус, который велел прощать обиды своим близким. Смысл его слов приравнивают к снисхождению, милосердию, сочувствию и любви.
Традиции Прощеного воскресения
В этот день верующие вспоминают слова Сына Божьего о прощении, сказанные на Нагорной проповеди. Также люди упоминают изгнание Адама из райского сада и сравнивают это со своевольным отдалением от церкви и потерей духовной связи.
Также в Прощеное воскресенье верующие посещают могилы родных, приносят им гостинцы и просят прощения, а также молятся за здравие живых.
Перед тем как молить о прощении, нужно сходить в церковь и исповедаться. По традиции, люди, которые просят прощения обоюдно, должны поцеловаться трижды. Поэтому Прощеное воскресенье получило название «целовальника».
В светлый день старшие родственники первыми просили прощения у молодых. А на Руси государи просили прощения у подданных и солдат.
После слов прощения близким и друзьям верующие идут в храм, где слушают вечернюю службу.
В это время принято собираться за большим семейным столом на «блинную» трапезу. После можно сходить в баню и «смыть» свои грехи перед Великим Постом.
Традиции и запреты Прощеного воскресенья
Издавна крупным прегрешением считали сквернословие и непрощение. Каждый должен был суметь простить обидчика.
В Прощеное воскресенье семья садилась за трапезу семь раз, а оставшуюся еду не убирали до утра. Считалось, что соблюдение этой традиции помогало обеспечить благосостояние и изобилие на год.
Блины, приготовленные в этот день, съедались без остатка – тогда семья становилась сплоченной.
По погоде прогнозировали будущую осень: безоблачная погода предрекала хороший урожай и теплый сезон.
Ранней весной наступает священный праздник – Прощеное воскресенье. Праздник отмечается уже несколько веков, но неизменно в последний день недели, а вот даты могут меняться в зависимости от церковного исчисления. В этом событии заложен духовный смысл. Верующие прихожане ждут его наступления, чтобы освободить души от греховного бремени и приблизиться к Господу Богу.
Истоки праздника
Прощеным считается воскресенье масленичной недели, крайнее перед началом Великого Поста. Это граница между щедрым, веселым праздником Широкой Масленицы и серьезным временем покаяния и ограничения. В Церкви нет случайных событий, они продуманны и цикличны. Прощеное Воскресенье – это христианский ритуал накануне строгого воздержания в период Великого Поста.
Обычай молить о прощении начал отсчет от палестинских монахов. Они проводили Пост в пустыне, молясь и восхваляя Всевышнего. Удаляясь на длительный период времени, монахи не могли быть уверенными, что вернутся назад к Пасхе и увидятся с собратьями. Поэтому, чтобы освободить душу от груза, они просили о прощении и даровали прощение в ответ.
Монашеский ритуал нашел отклик в христианской вере и даже обозначился в форме церковного чина. Богослужение происходит вечером, а весь день накануне люди просят прощения друг у друга. Во всеобщем перемирии заложен особый смысл: после честного покаяния перед близкими, следует покаяние перед Господом Богом.
Значение праздника
Главный смысл покаяния в Прощеное Воскресенье – в том, чтобы не только вымолить прощение, но и найти в себе милосердие научиться прощать самому. В этом – ценность человеческих взаимоотношений. В день покаяния на службах в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Традиции и обычаи праздника
В это день принято просить прощения у родных и близких, товарищей, коллег. Главным, жизненно важным ритуалом считается произнести слова «Прости меня, пожалуйста!» и получить ответ «Бог простит. И я прощаю!» Нужно, чтобы слова вырывались изнутри, проговаривать нужно искренне, осмысливая каждое слово и вкладывая в них глубокий смысл. Троекратный поцелуй скрепляет прощение.
Абсолютно безгрешных людей не бывает. Нужно найти в себе силы попросить прощения за греховные деяния, чтобы окружающие не держали зла, не накапливали обиду, не испытывали вражды, не желали отмщения. Нужно суметь стать милосердным, чтобы освободить от гнета вины людей, причинивших неприятности. Но прощение должно быть двусторонним, взаимным.
Что нужно сделать в Прощеное воскресенье
Очищение и освобождение должно происходить и на ментальном, и на психологическом, и на физиологическом уровнях. Поэтому верующие люди в этот день обязательно:
- ходят на службу в церковь;
- поминают усопших родственников на кладбище, приводят в порядок могилы;
- моются в бане;
- собираются за семейным ужином с блинами ведь Прощеным Воскресеньем заканчивается Масленица.
Чего нельзя делать в Прощеное воскресенье
Как в любой другой церковный праздник, этот день также налагает запреты на некоторые дела, нельзя:
- строить;
- выполнять тяжелый физический труд;
- убираться;
- заниматься рукоделием;
- сквернословить и ругаться;
- ходить в несвежей одежде;
- злоупотреблять алкоголем;
- затаивать злость и обиду;
- каяться и прощать без души.
Только попросив прощения искренне и одарив прощением других, можно переходить к Причастию. Это особое таинство, дар Божий, отпущение грехов. Идти на него раздражительным, обиженным, злобным не допустимо.
Прощеное Воскресенье – особенный день, когда есть возможность принести свои извинения без ущемления достоинства и попрания гордости. Только обязательно нужно помнить, что прощение – это не открытка, посланная в социальных сетях, не звучный стишок, отправленный в смс, а акт воли, идущий из души, требующий терпения и усилий.
В этот святой вечер Господь ожидает, что откроются людские сердца и души для искренней любви, что, победив в себе гордыню, человек с чистыми помыслами взглянет на обиженного им товарища и произнесет заветные слова: «Прости меня ради Бога!» И получит прощение в ответ.
- Календарь Великого поста
- Чинопоследование чина прощения
- Прощёное Воскресенье А. Десницкий
- Поучение в Прощёное воскресенье архим. Иоанн (Крестьянкин)
- Проповедь в Прощёное воскресенье прот. Олег Стеняев
- Великий пост. Прощение прот. Александр Шмеман
- Кто прощает, тому простится архим. Мелхиседек (Артюхин)
- Воскресенье прощёное схиархим. Иоанн (Маслов)
- Прощёное воскресенье сщмч. Сергий Мечев
- Прощёное воскресенье прот. Александр Геронимус
- Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье Ю. Рубан
- Триодь постная. Неделя сыропустная. Вечерня
- Видео. Патриарх совершил чин прощения
Прощёное воскресе́нье – последнее воскресенье накануне Великого поста (Неделя сыропустная).
Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение.
При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение.
В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.
Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.
История чина прощения
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
Богослужение
Вечером в Прощеное воскресенье совершается вседневная вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница.
Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс.68).
Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2‑ю и 4‑ю Недели (воскресенья) Великого поста.
Прослушать Великий прокимен:
Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (читается сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву, а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.
После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами.
После отпуста вечерни совершается Чин прощения:
На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом. На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др., а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим».
Почему Прощёное воскресенье называется Прощёным?
Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, на время поста перед Пасхой) (Четыредесятницей) иноки удалялись в безлюдные пустынные места. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и покаянию, ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе.
Однако прежде чем покидать стены обителей, братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день братия примирялись во Христе, испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились.
Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений (Мф.18:21-22), хранении мира, любви (Мк.12:31).
Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже — вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями?
Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа.
Чин прощения в Церкви соединяется с вечерней и совершается после отпуста. Общие его черты таковы.
Настоятель совершает земные поклоны перед предварительно вынесенным на солею напрестольным крестом, иконами Искупителя и Божьей Матери, затем благоговейно целует крест и иконы. После этого он обращается к собравшимся с пастырским увещанием. Потом искренне испрашивает у всех прощения за грехи, кланяется со смирением. Присутствующие отвечают ему ответным поклоном, произносят: «Бог простит тя, отче святый».
Наконец, настоятель берет напрестольный крест. Прочие священнослужители начинают (в соответствии со старшинством) прикладываться к расположенным на аналое иконам, подходят к настоятелю и прикладываются ко кресту. Затем они лобызаются в плечи (рамена) с настоятелем и друг с другом; при этом просят друг у друга прощения.
Потом подходят поочередно миряне, целуют Крест, иконы, испрашивают прощения у церковного причта и один у другого.
Помимо участия в чине прощения, верующие просят прощения дома, на работе и вообще везде, где уместно.