Прощеное воскресенье праздник описание

Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом. В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небес...

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 26 февраля

Прощеное воскресенье Прощеное воскресенье — это первый шаг на пути к Великому посту (Фото: Yuriy Kulik, Shutterstock)

Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом. В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Причем делают это искренне от всей души.

Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем. Это первый шаг на пути к Великому посту.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.

Изгнание из Рая

Изгнание из Рая

Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.

Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь.

И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение Сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать священные изображения Бога и святых.

Помимо церковных, есть еще народные обычаи этого дня. Поскольку прощеное воскресенье – это последний день масленицы, поэтому считается, что ее надо как следует проводить. Семьи традиционно собираются за праздничным столом с блинами и яствами, на улицах устраиваются гулянья и концерты. А в конце праздника сжигается чучело масленицы. Ведь после этого на целых семь недель запрещена не только скоромная еда, но и различные увеселения.

Прощеное воскресенье завершает Масленую неделю. Как и сам праздник Масленицы, его можно трактовать в двух традициях — земледельческой языческой и духовной православной.

Большинство специалистов считает, что в дохристианское время Масленица приходилась на двадцатые числа марта. Языческий праздник был связан с днем весеннего равноденствия и означал начало полевых работ. Позднее Масленицу внесли в православный календарь: она должна была заканчиваться накануне Великого поста, который всегда начинается в понедельник.

В исторических документах Прощеное воскресенье упоминается с конца XVII века. В это же время Масленицу сократили с двух недель до одной. Иностранец, побывавший в России в первые годы правления Петра Алексеевича, писал: «Нынешний Патриарх [Адриан] давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел, однако ж он сократил время его на 8 дней».

В большинстве регионов основные гулянья, так называемая Широкая Масленица, начинались в четверг — Разгуляй. С этого дня ездили друг к другу в гости, катались с ледяных гор, чествовали молодоженов. В Прощеный день (он же Целовальник, Заговейник) к развлечениям добавлялись «похороны» Масленицы, кулачные бои, взятие снежного городка, масленичные комедии. Практически все эти обряды были направлены на повышение плодородия земли, обеспечение будущего хорошего урожая.

В воскресенье также поминали усопших. В конце XIX века этнограф Сергей Максимов в работе «Нечистая, неведомая и крестная сила» писал:

«Чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками.
<…> Обычай ходить на кладбище в последний день Масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10–12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли».

Исследователь отмечал, что «обычай просить прощения у родных и соседей заметно выходит из употребления». Таким образом, в конце XIX — начале XX века для крестьян было важнее получить прощение мертвых. Фольклорист Владимир Пропп объяснял это языческими представлениями о том, что покойники могут влиять на урожай.

Сигналом к окончанию «бесовских игрищ» служил первый удар колокола к вечерне. Вечерняя служба начиналась после 16 часов. В деревне Лодейки Енисейской губернии «в Прощеный день, часам к 3, собиралась около «городка» масса народа» — начиналось состязание «взятие снежного городка». В Саратовской губернии бабы шли на кладбище «прощаться» с умершими «в четвертом часу пополудни».

«В Прощеное воскресенье замужние женщины должны были до четырех часов дня три раза объехать вокруг деревни, закрывшись с головой платками, и успеть вернуться домой до начала церковной службы. Этот обряд совершался для будущего урожая льна».
Николай Белов, «Русский народный календарь: обычаи, поверья, приметы на каждый день»

В начале XX века Этнографическое бюро Тенишева сообщало, как с первым ударом колокола к вечерне заканчивались гулянья в селе и все неслись в упряжках по домам «как на пожар».

В Череповецком уезде Новгородской губернии и Пошехонском уезде Ярославской губернии народный праздник заканчивался позже: гигантский костер, который символизировал сжигание Масленицы (само чучело здесь не делали), разводили вечером в сумерках. Затем люди просили друг у друга прощения. До полуночи нужно было вернуться домой, чтобы успеть «заговеть».

Вероятно, традиция просить прощения у живых появилась в период «христианизации» Масленицы. По сей день в последнее воскресенье перед Великим постом — Сыропустную неделю — на литургии зачитывают отрывок из Нагорной проповеди о прощении, а также вспоминают об изгнании Адама из рая. Священнослужители и прихожане испрашивают друг у друга прощения за обиды, нанесенные вольно и невольно. Христианским обычаем является и раздача милостыни в Прощеное воскресенье.

В XIX веке, вернувшись со службы, крестьяне совершали домашний обряд:

«Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощения у него не просит) и т. д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.
Сергей Максимов, «Нечистая, неведомая и крестная сила»

Оно приходит к нам каждый год накануне первого дня Великого поста. В 2023 году – 26 февраля. Почему у Прощеного воскресенья нет определенной даты в календаре? Потому что начало поста выпадает на разные дни февраля или марта, в зависимости от даты Воскресения Христова – Пасхи.

В нашем народе издавна бытует убеждение (и совершенно справедливое), что, если нет взаимного прощения обид, то пост, сведенный к простому воздержанию от пищи, теряет свой высокий смысл. Каким бы длительным он не был – а Великий пост длится аж целых семь недель! – аскетизм и лишения могут и не быть засчитаны Богом как дела веры и покаяния. Поэтому надо в первую очередь прощать других и просить прощения самому. Как следствие такого подхода – возникновение традиций Прощеного воскресенья.

Фото: pixabay.com

Утром на богослужении в церкви священник или дьякон читают, в числе прочих, отрывок из Евангелия от Матфея: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Традиции праздника

Поскольку Прощеное воскресенье – последний день масленицы, когда народ празднует проводы зимы и напоследок перед постом «заговляется» обильной трапезой, многие верующие и не шибко верующие люди ходят друг к другу в гости. Или, на худой конец, поздравляют родственников и знакомых по телефону, в электронных посланиях. Вот тут-то и неплохо бы попросить «попутно» прощения у своих визави. Неважно, за что – формулировать свою конкретную вину вовсе не обязательно. Собеседник и так все поймет. Хорошо бы, конечно, держать в уме свои провинности и обещать их больше не совершать.

Как правильно просить прощения и у кого

В идеале – все просят прощения у всех, признают свою вину перед другими людьми и зарекаются повторять прошлые дурные поступки. Ну, а в первую очередь… Здесь логика простая, житейская: в первую очередь приносят покаяние сильные перед слабыми, богатые – перед бедными, здоровые – перед больными, молодые — перед пожилыми. Начальникам хорошо бы вспомнить свои чрезмерные строгости или самодурство в отношении подчиненных и попросить прощения по телефону. А еще – обычно в этот день бывает легче, нежели в другие дни, простить долги – хотя бы тем должникам, кто находится в сложном материальном положении. И вступить в Великий пост с очищенной совестью, налегке.

https://sputnik.by/20220306/Segodnya-u-pravoslavnykh-Proschenoe-voskresene-1040432868.html

Попросить прощения: история и традиции Прощеного воскресенья

Попросить прощения: история и традиции Прощеного воскресенья

В этот день у православных верующих принято просить прощения друг у друга за все проступки и прегрешения. 06.03.2022, Sputnik Беларусь

2022-03-06T06:00+0300

2022-03-06T06:00+0300

2022-03-06T06:00+0300

справка

религия

православный календарь

православие

традиции и обряды

прощеное воскресенье

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101405/15/1014051557_0:159:3077:1890_1920x0_80_0_0_d43d367f504759be7413e1ba7c29c937.jpg

Православное Прощеное воскресенье в этом году отмечается 6 марта, в последний день Масленичной недели.В этот день каждому выпадает шанс получить прощение за все прегрешения и поступки, которые он совершал в течение года. Светлый праздник несет покаяние и освобождение от тяжкого бремени перед началом не менее важного периода – Великого поста.В православный праздник во всех церквях проходят вечерние богослужения и особенный обряд «чин прощения». В момент обряда священнослужители и верующие просят прощения за все огорчения.История праздникаДревняя традиция прощения берет свои истоки из палестинской и египетской культур. Предание гласит, что перед началом поста одинокие монахи отправлялись в пустыню, где жили 40 дней без еды и воды.За день до этого они примирялись с другими и просили прощения за все грехи, ведь каждый понимал, что не все смогут пережить последующие голод, жажду и другие опасности. Так воскресенье и получило определение «прощеное».Священнослужители считают, что мало получить прощение ближнего, прежде всего мы должны научиться прощать. Поэтому в этот день уместно вспоминать золотое правило нравственности: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». И мера нашего отношения может стать мерой отношения Всевышнего к нам.Родоначальником церковного обычая стал Иисус, который велел прощать обиды своим близким. Смысл его слов приравнивают к снисхождению, милосердию, сочувствию и любви.Традиции Прощеного воскресенияВ этот день верующие вспоминают слова Сына Божьего о прощении, сказанные на Нагорной проповеди. Также люди упоминают изгнание Адама из райского сада и сравнивают это со своевольным отдалением от церкви и потерей духовной связи.Также в Прощеное воскресенье верующие посещают могилы родных, приносят им гостинцы и просят прощения, а также молятся за здравие живых.Перед тем как молить о прощении, нужно сходить в церковь и исповедаться. По традиции, люди, которые просят прощения обоюдно, должны поцеловаться трижды. Поэтому Прощеное воскресенье получило название «целовальника».После слов прощения близким и друзьям верующие идут в храм, где слушают вечернюю службу.В это время принято собираться за большим семейным столом на «блинную» трапезу. После можно сходить в баню и «смыть» свои грехи перед Великим Постом.Традиции и запреты Прощеного воскресеньяИздавна крупным прегрешением считали сквернословие и непрощение. Каждый должен был суметь простить обидчика.В Прощеное воскресенье семья садилась за трапезу семь раз, а оставшуюся еду не убирали до утра. Считалось, что соблюдение этой традиции помогало обеспечить благосостояние и изобилие на год.Блины, приготовленные в этот день, съедались без остатка – тогда семья становилась сплоченной.По погоде прогнозировали будущую осень: безоблачная погода предрекала хороший урожай и теплый сезон.Также на Sputnik:

Sputnik Беларусь

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2022

Sputnik Беларусь

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_BY

Sputnik Беларусь

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101405/15/1014051557_173:0:2904:2048_1920x0_80_0_0_16427a74890f60a01acdb29d2424438e.jpg

Sputnik Беларусь

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

справка, религия, православный календарь, православие, традиции и обряды, прощеное воскресенье

справка, религия, православный календарь, православие, традиции и обряды, прощеное воскресенье

Попросить прощения: история и традиции Прощеного воскресенья

Подписаться на

НовостиTelegram

В этот день у православных верующих принято просить прощения друг у друга за все проступки и прегрешения.

Православное Прощеное воскресенье в этом году отмечается 6 марта, в последний день Масленичной недели.

В этот день каждому выпадает шанс получить прощение за все прегрешения и поступки, которые он совершал в течение года. Светлый праздник несет покаяние и освобождение от тяжкого бремени перед началом не менее важного периода – Великого поста.

В православный праздник во всех церквях проходят вечерние богослужения и особенный обряд «чин прощения». В момент обряда священнослужители и верующие просят прощения за все огорчения.

История праздника

Древняя традиция прощения берет свои истоки из палестинской и египетской культур. Предание гласит, что перед началом поста одинокие монахи отправлялись в пустыню, где жили 40 дней без еды и воды.

За день до этого они примирялись с другими и просили прощения за все грехи, ведь каждый понимал, что не все смогут пережить последующие голод, жажду и другие опасности. Так воскресенье и получило определение «прощеное».

Священнослужители считают, что мало получить прощение ближнего, прежде всего мы должны научиться прощать. Поэтому в этот день уместно вспоминать золотое правило нравственности: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». И мера нашего отношения может стать мерой отношения Всевышнего к нам.

Родоначальником церковного обычая стал Иисус, который велел прощать обиды своим близким. Смысл его слов приравнивают к снисхождению, милосердию, сочувствию и любви.

Традиции Прощеного воскресения

В этот день верующие вспоминают слова Сына Божьего о прощении, сказанные на Нагорной проповеди. Также люди упоминают изгнание Адама из райского сада и сравнивают это со своевольным отдалением от церкви и потерей духовной связи.

Также в Прощеное воскресенье верующие посещают могилы родных, приносят им гостинцы и просят прощения, а также молятся за здравие живых.

Перед тем как молить о прощении, нужно сходить в церковь и исповедаться. По традиции, люди, которые просят прощения обоюдно, должны поцеловаться трижды. Поэтому Прощеное воскресенье получило название «целовальника».

В светлый день старшие родственники первыми просили прощения у молодых. А на Руси государи просили прощения у подданных и солдат.

После слов прощения близким и друзьям верующие идут в храм, где слушают вечернюю службу.

В это время принято собираться за большим семейным столом на «блинную» трапезу. После можно сходить в баню и «смыть» свои грехи перед Великим Постом.

Традиции и запреты Прощеного воскресенья

Издавна крупным прегрешением считали сквернословие и непрощение. Каждый должен был суметь простить обидчика.

В Прощеное воскресенье семья садилась за трапезу семь раз, а оставшуюся еду не убирали до утра. Считалось, что соблюдение этой традиции помогало обеспечить благосостояние и изобилие на год.

Блины, приготовленные в этот день, съедались без остатка – тогда семья становилась сплоченной.

По погоде прогнозировали будущую осень: безоблачная погода предрекала хороший урожай и теплый сезон.

Ранней весной наступает священный праздник – Прощеное воскресенье. Праздник отмечается уже несколько веков, но неизменно в последний день недели, а вот даты могут меняться в зависимости от церковного исчисления. В этом событии заложен духовный смысл. Верующие прихожане ждут его наступления, чтобы освободить души от греховного бремени и приблизиться к Господу Богу.  

Истоки праздника

Прощеным считается воскресенье масленичной недели, крайнее перед началом Великого Поста. Это граница между щедрым, веселым праздником Широкой Масленицы и серьезным временем покаяния и ограничения. В Церкви нет случайных событий, они продуманны и цикличны. Прощеное Воскресенье – это христианский ритуал накануне строгого воздержания в период Великого Поста. 

Обычай молить о прощении начал отсчет от палестинских монахов. Они проводили Пост в пустыне, молясь и восхваляя Всевышнего. Удаляясь на длительный период времени, монахи не могли быть уверенными, что вернутся назад к Пасхе и увидятся с собратьями. Поэтому, чтобы освободить душу от груза, они просили о прощении и даровали прощение в ответ.

Монашеский ритуал нашел отклик в христианской вере и даже обозначился в форме церковного чина. Богослужение происходит вечером, а весь день накануне люди просят прощения друг у друга. Во всеобщем перемирии заложен особый смысл: после честного покаяния перед близкими, следует покаяние перед Господом Богом. 

Значение праздника

Главный смысл покаяния в Прощеное Воскресенье – в том, чтобы не только вымолить прощение, но и найти в себе милосердие научиться прощать самому. В этом – ценность человеческих взаимоотношений. В день покаяния на службах в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Традиции и обычаи праздника

В это день принято просить прощения у родных и близких, товарищей, коллег. Главным, жизненно важным ритуалом считается произнести слова «Прости меня, пожалуйста!» и получить ответ «Бог простит. И я прощаю!» Нужно, чтобы слова вырывались изнутри, проговаривать нужно искренне, осмысливая каждое слово и вкладывая в них глубокий смысл. Троекратный поцелуй скрепляет прощение. 

Абсолютно безгрешных людей не бывает. Нужно найти в себе силы попросить прощения за греховные деяния, чтобы окружающие не держали зла, не накапливали обиду, не испытывали вражды, не желали отмщения. Нужно суметь стать милосердным, чтобы освободить от гнета вины людей, причинивших неприятности. Но прощение должно быть двусторонним, взаимным.

Что нужно сделать в Прощеное воскресенье

Очищение и освобождение должно происходить и на ментальном, и на психологическом, и на физиологическом уровнях. Поэтому верующие люди в этот день обязательно:

  • ходят на службу в церковь;
  • поминают усопших родственников на кладбище, приводят в порядок могилы;
  • моются в бане;
  • собираются за семейным ужином с блинами ведь Прощеным Воскресеньем заканчивается Масленица.

Чего нельзя делать в Прощеное воскресенье

Как в любой другой церковный праздник, этот день также налагает запреты на некоторые дела, нельзя:

  • строить;
  • выполнять тяжелый физический труд;
  • убираться;
  • заниматься рукоделием;
  • сквернословить и ругаться;
  • ходить в несвежей одежде;
  • злоупотреблять алкоголем;
  • затаивать злость и обиду;
  • каяться и прощать без души.

Только попросив прощения искренне и одарив прощением других, можно переходить к Причастию. Это особое таинство, дар Божий, отпущение грехов. Идти на него раздражительным, обиженным, злобным не допустимо. 

Прощеное Воскресенье – особенный день, когда есть возможность принести свои извинения без ущемления достоинства и попрания гордости. Только обязательно нужно помнить, что прощение – это не открытка, посланная в социальных сетях, не звучный стишок, отправленный в смс, а акт воли, идущий из души, требующий терпения и усилий.

В этот святой вечер Господь ожидает, что откроются людские сердца и души для искренней любви, что, победив в себе гордыню, человек с чистыми помыслами взглянет на обиженного им товарища и произнесет заветные слова: «Прости меня ради Бога!» И получит прощение в ответ.

  • Кален­дарь Вели­кого поста
  • Чино­по­сле­до­ва­ние чина про­ще­ния
  • Про­щё­ное Вос­кре­се­нье А. Дес­ниц­кий
  • Поуче­ние в Про­щё­ное вос­кре­се­нье архим. Иоанн (Кре­стьян­кин)
  • Про­по­ведь в Про­щё­ное вос­кре­се­нье прот. Олег Сте­няев
  • Вели­кий пост. Про­ще­ние прот. Алек­сандр Шмеман
  • Кто про­щает, тому про­стится архим. Мел­хи­се­дек (Артю­хин)
  • Вос­кре­се­нье про­щё­ное схи­ар­хим. Иоанн (Маслов)
  • Про­щё­ное вос­кре­се­нье сщмч. Сергий Мечев
  • Про­щё­ное вос­кре­се­нье прот. Алек­сандр Геро­ни­мус
  • Вос­по­ми­на­ние Ада­мова изгна­ния. Про­щё­ное вос­кре­се­нье Ю. Рубан
  • Триодь пост­ная. Неделя сыро­пуст­ная. Вечерня
  • Видео. Пат­ри­арх совер­шил чин про­ще­ния

Про­щё­ное воскресе́нье – послед­нее вос­кре­се­нье нака­нуне Вели­кого поста (Неделя сыро­пуст­ная).

Назы­ва­ется так потому, что в этот день на вечер­ней службе совер­ша­ется Чин про­ще­ния, на кото­ром насто­я­тель храма или мона­стыря по окон­ча­нии вечерни с земным покло­ном испра­ши­вает про­ще­ния у своего клира и при­хо­жан, и те отве­чают ему также земным покло­ном. После чего все, по одному, под­хо­дят к насто­я­телю и испра­ши­вают у него про­ще­ние.

При этом иереи лобы­за­ются с ним по иерей­скому чину, целуя друг друга в руки, а диа­коны, цер­ков­но­слу­жи­тели и при­хо­жане делают пояс­ной поклон и при­ни­мают бла­го­сло­ве­ние. Также и все при­хо­жане просят друг у друга про­ще­ние.

proshhjonoe voskresene - Прощёное воскресенье

В Про­щё­ное вос­кре­се­нье при­нято испра­ши­вать про­ще­ние и при­ми­ряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближ­ними, на работе с сослу­жив­цами. Совер­ша­ется это при­мерно сле­ду­ю­щим обра­зом: дела­ется поклон (пояс­ной или земной) и гово­рится: «Прости меня, (имя), в чем согре­шил пред тобою», – дела­ется ответ­ный поклон со сло­вами: «Бог тебя про­стит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя про­стит, и я прощаю», – и совер­ша­ется трое­крат­ное хри­сти­ан­ское цело­ва­ние.

Обычай испра­ши­ва­ния про­ще­ния нака­нуне Вели­кого поста вос­хо­дит к глу­бо­кой цер­ков­ной древ­но­сти, когда подвиж­ники ухо­дили на весь пост из горо­дов и мона­сты­рей в пустыню и, не зная, все ли они вер­нутся к Пасхе из этого труд­ного подвига, про­ща­лись и при­ми­ря­лись друг с другом.

Исто­рия чина про­ще­ния

Чин про­ще­ния появился в мона­стыр­ской жизни еги­пет­ских мона­хов. Перед наступ­ле­нием Вели­кого поста, чтобы уси­лить подвиг молитвы и под­го­то­виться к свет­лому празд­нику Пасхи, монахи рас­хо­ди­лись по одному по пустыне на все сорок дней поста. Неко­то­рые из них уже не воз­вра­ща­лись обратно: кто-то был рас­тер­зан дикими зве­рями, другие погибли в без­жиз­нен­ной пустыне. Потому, рас­хо­дясь, монахи про­сили друг у друга про­ще­ния за все воль­ные или неволь­ные обиды, как перед смер­тью. И конечно, сами от души про­щали всех. Каждый пони­мал, что их встреча в пред­две­рии Вели­кого Поста может ока­заться послед­ней. Для того и суще­ство­вал чин про­ще­ния – чтобы быть при­ми­рен­ным и про­щен­ным со всеми и – бла­го­даря этому – с Самим Богом.

С тече­нием вре­мени эта тра­ди­ция пере­шла в бого­слу­же­ние всей Церкви. В доре­во­лю­ци­он­ной России, напри­мер, суще­ство­вал обычай царю испра­ши­вать про­ще­ния у свои под­дан­ных. С этой целью царь объ­ез­жал войска и просил про­ще­ния у солдат, посе­щал мона­стыри, где просил про­ще­ния у их братии, при­ез­жал к архи­ереям, чтобы и у них попро­сить про­ще­ния.

Бого­слу­же­ние

Вече­ром в Про­ще­ное вос­кре­се­нье совер­ша­ется все­днев­ная вечерня с чином про­ще­ния, с кото­рой и начи­на­ется св. Четы­ре­де­сят­ница.

Совер­ша­ется вход с кади­лом, ради пения вели­кого про­кимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс.68).

Этот вели­кий про­ки­мен, кроме сыро­пуст­ного вос­кре­се­нья, поется также во 2‑ю и 4‑ю Недели (вос­кре­се­нья) Вели­кого пос­та.

Про­слу­шать Вели­кий про­ки­мен:

Пением вели­кого про­кимна завер­ша­ется празд­нич­ное вос­крес­ное бого­слу­же­ние, и от Спо­доби Гос­поди (чита­ется сразу после про­кимна) начи­на­ется вели­ко­пост­ное. Свя­щен­но­слу­жи­тели в это время пере­об­ла­ча­ются в темные, посто­вые обла­че­ния. Свя­щен­ник про­из­но­сит про­си­тель­ную екте­нию Испол­ним вечер­нюю молитву, а хор поет на каждое про­ше­ние особым, посто­вым рас­пе­вом.

После стихир на сти­ховне, чтения Ныне отпу­ща­еши и Три­свя­того по Отче наш поются вели­ко­пост­ные тро­пари с вели­кими покло­нами после каж­дого тро­паря. После молитвы Небес­ный Царю свя­щен­ник про­из­но­сит молитву св. Ефрема Сирина Гос­поди и Вла­дыко живота моего с тремя покло­нами.

После отпу­ста вечерни совер­ша­ется Чин про­ще­ния:

На солею выно­сятся и пола­га­ются на ана­лоях напре­столь­ный Крест, иконы Спа­си­теля и Бого­ро­дицы. Насто­я­тель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обра­ща­ется к при­сут­ству­ю­щим с поуче­нием о хри­сти­ан­ском про­ве­де­нии поста и испра­ши­вает про­ще­ния грехов у причта и народа, говоря: «Бла­го­сло­вите мя, отцы святии и братия, и про­стите ми, греш­ному, елика согре­ших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помыш­ле­нием и всеми моими чув­ствы». Сказав это, он земно кла­ня­ется народу. Все отве­чают ему земным покло­ном и гово­рят: «Бог про­стит тя, отче святый. Прости и нас, греш­ных, и бла­го­слови». В неко­то­рых храмах и мона­сты­рях гово­рят иначе: «Бог про­стит тя, отче святый. Помо­лися о нас, греш­ных», что вполне согласно с Уста­вом. На это слу­жа­щий свя­щен­ник (как пра­вило, насто­я­тель) отве­чает: «Бла­го­да­тию Своею Бог да про­стит и поми­лует всех нас». Затем насто­я­тель берет напре­столь­ный Крест. Все свя­щен­но­слу­жи­тели в порядке стар­шин­ства при­кла­ды­ва­ются к иконам на аналое, под­хо­дят к насто­я­телю, целуют Крест и лобы­за­ются с насто­я­те­лем и друг с другом в рамена (плечи), вза­имно испра­ши­вая про­ще­ния. За ними идут миряне, при­кла­ды­ва­ются ко Кресту, целуют иконы, кото­рые обычно держат свя­щен­но­слу­жи­тели, и испра­ши­вают про­ще­ния у причта и друг у друга. В Типи­коне ничего не ска­зано о пении каких-либо пес­но­пе­ний во время чина про­ще­ния. Крат­кое ука­за­ние: «И целуем святыя и честныя иконы» преду­смат­ри­вает совер­ше­ние этого обряда в мол­ча­нии. Во время чина про­ще­ния в неко­то­рых храмах при­нято петь «Пока­я­ния отверзи ми двери…», «На реках Вави­лон­ских…» и др., а также сти­хиры Пасхи, закан­чи­вая сло­вами: «И тако возопиим».

Почему Про­щё­ное вос­кре­се­нье назы­ва­ется Про­щё­ным?

Основа чина про­ще­ния свя­зана с древ­ней тра­ди­цией еги­пет­ского мона­ше­ства. Согласно этой тра­ди­ции, на время поста перед Пасхой) (Четы­ре­де­сят­ни­цей) иноки уда­ля­лись в без­люд­ные пустын­ные места. Там они уси­ли­вали аске­ти­че­ские подвиги, пре­да­ва­ясь сосре­до­то­чен­ной напря­жен­ной молитве и пока­я­нию, ради осо­бого внут­рен­него очи­ще­ния, достой­ного при­го­тов­ле­ния к Пасхе.

Однако прежде чем поки­дать стены оби­те­лей, братия соби­ра­лись для сов­мест­ного бого­слу­же­ния. Это про­ис­хо­дило в послед­ний день Сырной сед­мицы. В этот день братия при­ми­ря­лись во Христе, испра­ши­вали друг у друга про­ще­ния, забы­вали нако­пив­ши­еся обиды, зару­ча­лись бла­го­сло­ве­нием. По окон­ча­нии вечерни монахи рас­хо­ди­лись.

Эта добрая мона­ше­ская тра­ди­ция глав­ным обра­зом была свя­зана с запо­ве­дью Христа о про­ще­нии ближ­ним их пре­гре­ше­ний (Мф.18:21-22), хра­не­нии мира, любви (Мк.12:31).

Между тем, была на то и част­ная при­чина. Уходя в полу­ди­кие края, братия под­вер­гали свои жизни потен­ци­аль­ной опас­но­сти: многие не знали, вер­нутся ли они к Пасхе, и даже — вер­нутся ли они вообще. Думая об этом, они пони­мали, что дру­гого случая про­стить своих ближ­них и испро­сить у них про­ще­ния самому могло не пред­ста­виться. Кто же хотел уме­реть без про­ще­ния, вне мира с бра­ти­ями?

Впо­след­ствии тра­ди­ция испра­ши­вать про­ще­ния и при­ми­ряться с ближ­ними нака­нуне Вели­кого поста полу­чила широ­кое рас­про­стра­не­ние среди мирян. Такая прак­тика помо­гает лучше настро­иться на пока­я­ние, при­сту­пить к соблю­де­нию поста в воз­вы­шен­ном состо­я­нии духа.

Чин про­ще­ния в Церкви соеди­ня­ется с вечер­ней и совер­ша­ется после отпу­ста. Общие его черты таковы.

Насто­я­тель совер­шает земные поклоны перед пред­ва­ри­тельно выне­сен­ным на солею напре­столь­ным кре­стом, ико­нами Иску­пи­теля и Божьей Матери, затем бла­го­го­вейно целует крест и иконы. После этого он обра­ща­ется к собрав­шимся с пас­тыр­ским уве­ща­нием. Потом искренне испра­ши­вает у всех про­ще­ния за грехи, кла­ня­ется со сми­ре­нием. При­сут­ству­ю­щие отве­чают ему ответ­ным покло­ном, про­из­но­сят: «Бог про­стит тя, отче святый».

Нако­нец, насто­я­тель берет напре­столь­ный крест. Прочие свя­щен­но­слу­жи­тели начи­нают (в соот­вет­ствии со стар­шин­ством) при­кла­ды­ваться к рас­по­ло­жен­ным на аналое иконам, под­хо­дят к насто­я­телю и при­кла­ды­ва­ются ко кресту. Затем они лобы­за­ются в плечи (рамена) с насто­я­те­лем и друг с другом; при этом просят друг у друга про­ще­ния.

Потом под­хо­дят пооче­редно миряне, целуют Крест, иконы, испра­ши­вают про­ще­ния у цер­ков­ного причта и один у дру­гого.

Помимо уча­стия в чине про­ще­ния, веру­ю­щие просят про­ще­ния дома, на работе и вообще везде, где уместно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прошел праздник день села
  • Прощенное воскресенье чей праздник
  • Прошел праздник день деревни
  • Прощенное воскресение еврейский праздник
  • Прошел праздник гармони