Простая история спектакль сценарий

Стихи и проза (Литературная критика). Название произведения: Как люди (о спектакле "Очень простая история"). Автор: Александр Токарев. Современный литературный сайт для поэтов, писателей, исполнителей музыки и песен.

Как люди (о спектакле "Очень простая история")

Я, наконец, понял, что такое катарсис. Это когда смотришь спектакль не для того, чтобы отметить достоинства текста или недостатки постановки, оценить игру актеров или оригинальность декораций. Это когда сливаешься с происходящим на сцене, как будто участвуешь в нем, когда помимо воли из твоей души вырываются такие эмоции, которых совсем не ждешь. И смотреть после этого становится немножко тяжело, и оторваться невозможно.

Примерно такие чувства вызвал у меня спектакль «Очень простая история» Марии Ладо, поставленный Астраханским драматическим театром.

История и впрямь простая. Деревенская жизнь. Две семьи. Одна добротная такая, зажиточная. Во главе крепкий сельский труженик – Хозяин (Данияр Курбангалеев). Другая… Уже и не семья вовсе: отец-пьяница да сын, чья жизнь во многом определена «репутацией» отца. Хозяин откровенно презирает Соседа (Валерий Штепин), тайком лазающего к нему в сарай и ворующего самогонку, которую тот наварил своим трудом, и по любому поводу (даже если этот повод – выпуск новостей!) костерит того на чем свет стоит.

Но вот незадача. Дети двух отцов любят друг друга. И долюбились, как бывает, до того, что девушка забеременела. Сын Соседа Алеша (Николай Смирнов) хочет жениться. И девушка, само собой, не против. Но вот Хозяин никак не может согласиться, чтобы его дочь Даша (Анастасия Краснощекова) вышла замуж за сына непутевого Соседа-алкаша. Позор ведь! А потому решают люди отправить Дашу на аборт.

Вот тут и начинается самое интересное. Ведь героями пьесы являются не только люди, но и животные: Свинья, Корова, Лошадь, Пес, Петух. Все они оказываются вовлеченными в происходящее. Более того, именно животные вмешиваются в процесс и благополучно разрешают ситуацию.

В пьесе животные общаются между собой, и никак не поймут, о чем толкуют люди, что это за аборт такой и почему для этого нужно ехать в город. У каждого из животных своя судьба, свой мир, свой «кругозор». Оно и понятно, ведь животные в произведении искусства – это и не животные в прямом смысле, а наделенные человеческими чувствами живые существа. Во многом честнее и благороднее окружающих их людей.

Свинья (Виолетта Власенко), которая, без сомнения, является центральной фигурой пьесы, не видела в жизни ничего, кроме хлева. Не знает, что такое речка и луг, трава и песок. Но мечтает узнать. А еще мечтает обрести крылья и летать! Свинья искренне недоумевает, зачем людям нужны какие-то деньги, если на них нельзя купить крылья.

И вот когда уже мечта готова стать явью, и кажется, что ее, Свинью, наконец, поведут гулять, она погибает под ножом Хозяина…

Пронзительный крик где-то за сценой, ошарашенный Пес Крепыш, видевший ЭТО своими глазами, доселе куражившийся, но в миг скукожившийся от ужаса Петух… И над всем этим грустная мелодия, ставшая лейтмотивом спектакля: «В лунном сиянии, снег серебрится…»

После этого всё как будто переворачивается, всё становится другим: и персонажи-животные, и зрители. Как будто бы не свинью зарезали, а саму мечту о счастье…

Но чудо! Во втором действии Свинья возвращается на сцену. Возвращается в виде ангела с крыльями, о которых так мечтала, когда была живой.

Видеть подобных ангелов способны только дети и животные. Но вот каким-то чудом и видеть, и слышать ангелов и животных стал непросыхающий от пьянки Сосед. А может, он и не такой пропащий, как всем кажется? Или пропащий, но в душе светлый и добрый человек? Ведь он единственный, кто не хочет аборта, а желает рождения ребенка, лучше всего «девки». Потому как она жалостливей будет. А ведь жалости и доброты так не хватает в нашем мире. А пьёт он потому, что так и не смог спокойно пережить смерть своей любимой жены. Да и Хозяин ненавидит его во многом потому, что когда-то «Верка за него замуж пошла, выбрала ведь его!» Выбрала не практичного Хозяина, за которым, как за каменной стеной. Выбрала Соседа. Не умом, но сердцем.

Так вот, теперь уже Свинья не расспрашивает Пса о жизни, а сама объясняет животным то, что им было доселе непонятно. В том числе и про готовящийся аборт. И то, что люди сочли лучшим выходом из сложившейся ситуации, животные считают дикостью и варварством. И желают этому помешать.

Все звери, кроме крикливого, но трусливого Петуха, готовы отдать свои жизни за жизнь маленького человека. Потому что так там, на Небесах заведено: чтобы новый человек родился и обрел ангела-хранителя, кто-то должен попасть на Небо. Кто же? Лучше будет об этом узнать, посмотрев спектакль.

Такого ни в кино, ни в сериале не увидишь! Актеры выкладываются по полной! Поют песни, играют на гармони. А роли исполняют так, что начинаешь верить в происходящее, не отличая уже правду искусства от правды жизни.

Очень непростые вопросы поставлены в «Очень простой истории»… И не про животных совсем эта пьеса (в финале они и вовсе пропадают), и не про ангелов. Про людей. Быть может, про то, что в каждом человеке заложено что-то доброе и хорошее. И пусть за пробуждение всего этого в людских душах придется кому-то пострадать или даже жизнь свою отдать, но мир-то от этого станет чище и светлей.

Недаром произносит Сосед в ответ на упреки сына: «Да если бы кто заплатил за мою жизнь ничтожную, я помер бы, а деньги Алеше бы отдал… больше-то у меня, дурака старого, ничего нет». Вот тебе и алкаш!

Дождитесь очередного выхода спектакля, отложите все дела, берите своих родственников, друзей и знакомых, и вперед в театр! Плакать и смеяться будут все, независимо от пола и возраста.

Очень простая история

Мария Ладо

16+

Постановщики


РежиссерСергей Бобровский    

ХудожникЕвгений Лемешонок    

Аннотация


Композитор – Андрей Кротов

Действующие лица и исполнители:

Лошадь — Халида Иванова    
Корова — Ольга Кандазис    
Петух — Юрий Кораблин, Андрей Сенько    
Пес — Вадим Тихоненко, Станислав Кочетков    
Свинья — Ксения Войтенко    
Хозяин — Василий Байтенгер    
Хозяйка — Ирина Смолякова, Вера Сергеева    
Даша, дочь Хозяина и Хозяйки — Наталья Серкова    
Сосед — Леонид Иванов 
Алексей, сын Соседа — Виталий Саянок, Евгений Варава    

Название не обманывает: история и в самом деле начинается проще некуда. Двое деревенских молодых людей, Даша и Алексей, любят друг друга. Их отношения, скрытые от строгого надзора родителей, развиваются в хлеву, где живут погруженная в себя корова, самовлюбленный петух, свинья мечтательница, мудрая лошадь и добряк пес.

Эти домашние животные невольно становятся свидетелями лирической истории и вдохновленные силой молодого чувства начинают по-своему мечтать о нежности и любви, задаваться вопросами о смысле слов и событий. Порой «животная» натура берет свое, и их возвышенные порывы сменяются не менее лиричными рассуждениями о хлебе насущном. Смешение бытийного и бытового в данном случае не фатально, а скорее рождает забавные ситуации и добрый смех. И кажется, нет ничего лучше дышащего свежестью, «деревянного» мирка… Однако всеобщей эйфории не суждено длиться долго. Беременность Даши обнаруживает оборотную сторону незатейливого сюжета…

Ближайшие показы


Ближайших показов не найдено!

Посмотреть афишу

О спектакле

  • Премьера:8.12.2006
  • Продолжительность:1:55
  • Жанр:Трагикомедия

пресса

О спектакле Отзывы (1)

Спектакль «Очень простая история» поставлен по пьесе молодого киевского драматурга Марии Ладо. Действующими лицами в этой пьесе выступают не только люди, но и домашние животные — Лошадь, Корова, Петух, Пес и даже ангелы. Жанр можно определить как пьеса-притча, трагикомедия. Автор показывает жизнь глазами животных — этот необычный прием позволяет зрителям по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи. С недоумением следят животные за своими хозяевами, потому что, по мысли автора, души животных от природы чисты, им неведомы зависть, корыстолюбие, предательство.
Действие происходит в наши дни. Фабула спектакля действительно «очень простая». Двое молодых людей, Даша и Алеша, любят друг друга. Они узнают что у них должен родиться ребенок. Но их родители недолюбливают друг друга. Отец Даши — зажиточный крестьянин, а отец Алексея — человек бедный, не нашедший места в изменившейся действительности. Отец Даши требует, чтобы дочь избавилась от еще неродившегося ребенка. Любящие хозяев животные, узнав об этом, решают предотвратить совершаемый людьми грех — спасти ребенка и ради этого каждый готов пожертвовать собой. За незамысловатым сюжетом спектакля скрыт глубокий смысл: человек пошел против законов природы, и душа его зачерствела и ожесточилась. Только люди ради собственной выгоды способны убить еще не появившегося на свет человека.

Продолжительность1 час 50 минут, 1 антракт

Мария Рябкова

Специальные предложения

7

История действительно очень простая, настолько, что происходящее на сцене кажется детской самодеятельностью.
Хрюшка, коняка, петух, корова на сносях и барбос в примитивной форме ( хотя порой даже песнями или стихами! ) рассуждают о важном, наблюдая за хозяевами из ворот своего хлева. Конечно было бы странно серьезно сыграть хрюшку в балетной пачке, одержимую мечтой научиться летать, или же старую лошадь, одевшую шенель с орденами за трудовые заслуги. Однако. За примитивом диалогов и кажущимися абсурдными идеями спряталась добрая история о торжестве добра и любви. Смотрится легко, с иронией, если пойдете не расстроитесь, если не сходите тоже ничего не потеряете. Как-то так.

Все отзывы

-10% на целый «Час тишины»

-10% на целый «Час тишины»

10 отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге

отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге

Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Питере

Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Питере

Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Москве

Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Москве

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость


Пьеса Марии Ладо «Очень простая история» стала в прошедшем сезоне хитом (правда, слово «хит» стилистически не соответствует этой пьесе, оно из другого словаря). Популярность «Простой истории» понятна: «сердцу хочется ласковой песни и хорошей, простой любви», вещей незамысловатых и гуманных. Сердцу опостылел сценический мат, геи и лесбиянки в одном флаконе, и потому история спасения нерожденного ребенка от грозящего аборта воспринимается чуть ли не авангардной идеологией: ребенок должен родиться не у гея с лесбиянкой, что было бы логично в нашу эпоху, а от простых деревенских ребятишек. Сценическая популярность «Очень простой истории» связана с ее драматургической внятностью: в отличие от подавляющего большинства пьес, авторы которых никогда не слышали о завязке и кульминации, равно как и о драматическом действии, — пьеса Ладо возвращает нас к традиционной структуре, и все ее шестеренки и винтики вращаются без скрежета. Хочешь — ставь ИСТОРИЮ, хочешь — ПРОСТУЮ, хочешь — ОЧЕНЬ. Пьеса эта дает возможность актерам играть, зрителям плакать. Вопрос только — что делают в присутствии этого театра и хороших исполнителей люди, зовущиеся режиссерами…

Этому вопросу мы и посвящаем несколько рецензий на спектакли по пьесе Ладо в разных городах нашей необъятной Родины.

…И чтоб на святой Руси переводу людям не было

М. Ладо. «Очень простая история». Малая сцена ТЮЗа им. А. Брянцева.
Режиссер Галина Бызгу, художник Алексей Вотяков

Принято считать, что нынче женщин в искусстве становится все больше и больше. Женщины пишут книги, ставят фильмы и спектакли, поют на сцене, рисуют — короче говоря, занимаются не своим делом. Такое мнение ошибочно. Во-первых, женщины занимаются своим делом, во-вторых, они занимаются им давно, и, в-третьих, чаще всего они делают это дело хорошо. В древние времена женщины занимались искусством, даже и не зная, что они занимаются искусством. Они украшали жизнь. Они вышивали иконы и ризы по сантиметру в день, и теперь эти чудесные вещи висят в музеях спустя пятьсот, тысячу лет. Они слагали дивные песни — любовные, колыбельные. Они сочиняли сказки. Они мастерили наряды себе и мужчинам. «Мне казалось, он смеется, а он навек расстается. Люди добрые, поверьте, расставанье хуже смерти…» — ну, кто это сочинил? Мужчина, что ли? Мужчина сочинил «Черный ворон, что ты вьешься», а это и все этому подобное сотворила в любовной тоске женщина.

О. Самошина (Свинка), О. Лысенкова (Лошадь), Л. Маркина (Корова). Фото В. Постнова

О. Самошина (Свинка), О. Лысенкова (Лошадь), Л. Маркина (Корова). Фото В. Постнова

«Очень простая история» киевлянки Марии Ладо напомнила мне бесхитростное великое искусство древности, когда пишут не про кого-то и не про что-то, самоутверждаясь на ровном месте, — нет, пишут свое, заветное, о чем нельзя не написать, не спеть, не сказать. И поставлена эта очень простая история режиссером Галиной Бызгу очень просто — наверное, так же просто когда-то Господь создал мир. Дунул живым дыханием, сказал: «Да будет так». Живое золотое вещество жизни разливается в этом немудреном спектакле, где всем актерам хорошо самим от себя. Ведь это очень приятно — играть хорошо.

На сцене водружен сарайчик, там живут животные. Корова (Лариса Маркина), Лошадь (Ольга Лысенкова), Пес (Игорь Головин), Петух (Александр Безруков) и Свинка (Ольга Самошина). Изображение животных — это давнее тюзовское занятие, которое может выглядеть исключительно противно. Здесь это выглядит привлекательно. Актеры не наигрывают внешние признаки своих персонажей — перед нами такие вот существа, со своим умом, своей психикой. Петух — артист, интеллектуал по меркам сарайчика, ведь он слушает радио и знает много красивых и непостижимых для живности слов типа «дефолт». В ярко-красном кафтанчике, всклокоченный и высокомерный, в исполнении артиста Александра Безрукова (господа, какое счастье! Есть другой Безруков!) этот петух — забавное и сложное существо, гордое и трусоватое, талантливое и по-детски тщеславное. Корова вся поглощена своей очередной беременностью и смотрит на мир незабвенными коровьими глазами. Лошадь — очень славная, пожилая, вдумчивая, самоотверженная, правда, за всю жизнь ей так и не удалось понять, для чего люди покупают новую одежду, когда она у них уже есть. Пес добродушный, как положено, и туповатый, как это часто бывает у дворовых. А вот свинка… Я понимаю создателей спектакля, которые назвали так персонаж, у автора именуемый правильно — «Свинья». То, что сыграла Ольга Самошина, неловко назвать «Свиньей». Надо именно ласково — Свинка. Это, на самом деле, чудесная русская провинциальная барышня в шляпке, мечтательная, доверчивая, полная нежности и любви. Она сиднем сидит на одном месте и мечтает хоть когда-нибудь взлететь и посмотреть Божий мир. Она сияет от радости жизни, от счастья разговаривать с товарищами и от восторга, который переполняет ее, когда она видит любимого Хозяина.

А Хозяин — Константин Воробьев — замкнутый и хмурый, это именно то, что в народе называют «кулак», «куркуль». Конечно, он в русской национальной хозяйской одежде — ватнике и резиновых сапогах. Яростно и безжалостно ведет Хозяин свое хозяйство, свой мир, где он царь и бог. Рядом же обитает Сосед — Сергей Бызгу, пьянюшка, весельчак, бездельник, но, что называется, душа-человек.

О. Самошина (Свинка), С. Бызгу (Сосед). Фото В. Постнова

О. Самошина (Свинка), С. Бызгу (Сосед). Фото В. Постнова

Сцена из спектакля. Фото В. Постнова

Сцена из спектакля. Фото В. Постнова

Актер Сергей Бызгу — муж режиссера Галины Бызгу. По-моему, это первый случай в истории театра. Обычно режиссеры женятся на актрисах. А тут вышло вон как интересно. В мягких женских режиссерских лапах Сергею Бызгу абсолютно комфортно. Он играет широко и привольно. Он показывает все свои умения. Он четко и точно разделяет сценические мгновения на взлеты и паузы. Его мужичка нетрудно опознать — мы с ним знакомы с детства. Глаза, много лет промывающиеся абсолютом, то есть водкой, чисты и прозрачны. В кармане — блоха на аркане. Зато — душа нараспашку и гармошка рыдает навзрыд. Пропащий человек, про таких говорят «он пьяница, но добрый». Зато именно ему суждено допиться до чертиков — по пьесе до ангелов — и услышать, как разговаривают животные. Пока рассудок не пропьешь, суть жизни не поймешь, во всяком случае, у нас, на Святой Руси.

А это и есть Святая Русь, очень простая история. Бог спит вместе с домашними животными на сене, подпевает веселому пьянчуге, толкает хозяйскую девочку (Александра Ионова) в объятия соседскому мальчику (Денис Пьянов), у которого ни кола ни двора, зато настоящий огонь горит в молодой крови, и родиться у них должно обязательно святое дитя. Да ведь все дети святые. С каждым ребенком Бог еще на что-то надеется. Вот и хлопочет по своему хозяйству — чтобы мальчики любили девочек, чтоб завелись у них другие мальчики и девочки и чтоб на Святой Руси переводу людям не было.

Да вот беда — ненавидит Хозяин Соседа и в родство с ним вступать не хочет. И Свинку, которая так доверчиво на него смотрела, зарезал. И пришла она ночью к товарищам в сарайчик уже в виде ангела. И рассказала, что видела Бога, что он ее погладил по голове и пожалел и что в раю людей мало — все больше животные. И что когда умирает человек — его делают ангелом-хранителем другого человека, который должен родиться. Тогда животные и задумались — как же им помочь ребенку девочки, которого подстерегает гибель. И пришел к ним Сосед, допившись до прозрачности, и тоже понял, что ему делать и как ему распорядиться своей бесполезной жизнью…

Это, конечно, довольно спорный момент в пьесе — когда Сосед застрелился, чтобы помочь родиться будущему ребенку. Тут есть некоторая смутность. Лучше бы он бросил пить, привел в порядок хозяйство и уладил конфликт с Хозяином. Но в славянском христианском сознании благополучие как-то неумолимо связано с идеей жертвы. Дескать, без крови агнца ничего не выйдет. Отстрадаешь — тогда получишь. Кто его знает, может, правда так. Актеры так просто и убедительно исполняют эту коллизию, что им веришь на слово, и вопросы приходят уже потом.

А в конце наступает счастье — обыкновенное, милое и всем любезное: с молодой мамой и ребенком на руках, с озверелым от счастья дедушкой, с ликующими животными, с ясными звездами в чистом небе и крупным снегом, который не тает, потому что он настоящий — театральный.

Вот это режиссура в том единственном смысле, который не ведет театр в пропасть, — согласие и понимание всех актеров, понимание природы драматургии, налаживание живых связей между действующими лицами, настройка единого общего верного тона. Зритель счастлив — как живой воды попил. Только очень уж источник невелик — Малая сцена ТЮЗа. Что поделаешь, так везде. Когда что заведется настоящее — обязательно в какой-нибудь щели, подвале, в маленьком зале, поскольку это демонам нужны стадионы и миллионы, людям света достаточно и одной души. Двое — уже много.

«Где двое соберутся во имя Мое, там и Я среди них».

Июнь 2003 г.

Ну очень простая история

М. Ладо. «Очень простая история». Театр «Содружество актеров Таганки».
Постановка Николая Губенко, художник Виктор Арефьев

Те, кто читал пьесу Марии Ладо (а ее знают, читают) и не попал на спектакль, в первую очередь спрашивают: «Ну и как там животные? Как их придумали?»

Отвечаю — придумали остроумно. Вырежьте из бумаги по контуру фигурки лошади, коровы, петуха, свиньи. Причем каждую — по два экземпляра. А потом увеличьте их до размеров, сопоставимых с человеческим ростом (для этого уж не бумага потребуется, а холст, натянутый на соответствующий контур-каркас), затем соедините оба экземпляра так, чтобы между этими фигурками мог свободно размещаться (входить и выходить) актер. Все это легкое сооружение поставьте на фурки — вот и готовы вполне функциональные домашние животные. А «функционировать» они будут на фоне большого рисованного задника, где только синее небо да белые облака (необъятная Россия-матушка). Откуда-то с облаков спускается навес-сеновал, к которому приставлена лестница. С одного края сцены — рукомойник и телега, с другого — сено и вилы; посредине — фляга. Все вместе — крепкий хозяйский двор.

Сцена из спектакля. Фото из архива театра

Сцена из спектакля. Фото из архива театра

Первая большая сцена — утро: просыпается домашняя «живность», ждет хозяина. Самое время рассмотреть их костюмы, юмористически демонстрирующие связь человека и домашней «твари»: Свинья — в розовом мягком комбинезончике, подчеркивающем округлость форм, Лошадь — в длинной кавалерийской шинели с медалями (среди которых одна из почетнейших — Ветеран труда), Пес — в модно рваных джинсах и майке с изображением своего хозяина, Корова — в самовязаном кардигане с кистями, мягко обтекающем ее большой живот (в ожидании отела), и пестро-нарядный Петух «а ля панк». Все актеры молоды: мечтательная Свинья (Л. Савченко), задумчивая Корова (М. Рябкова), заполошный Пес (В. Вашедский), кичливый Петух (А. Тынкасов) и даже умудренная опытом и уставшая от жизни Лошадь (Е. Устюжанина). Все актеры старательны и старательно же играют только одно состояние (мечтательная, задумчивая, заполошный и пр.) — от начала и до конца спектакля. От этого временами создается ощущение детского утренника. Кажется, что плоскостное сценографическое решение определило и способ существования актеров (Петух, правда, у Тынкасова «многокрасочнее» остальных). Но, может быть, животных играть так и надо? Не люди же, в конце концов, хоть и разговаривают.

Но вот появляются и люди…

Типажи подобраны выразительно: крутой Хозяин (бывший моряк) в тельняшке (М. Басов), хлопотливая Хозяйка (Т. Лукьянова), алкоголик-Сосед (А. Пряхин) и молодые люди — Даша и Алексей (М. Федосова и В. Завикторин). Однако очень скоро выясняется, что люди существуют в этом спектакле по тем же законам, что и животные. «Многокрасочного» уже не найти ни одного. И вот что интересно: какими появляются в первых сценах эти люди, такими и уходят в последней. А ведь в их сценической жизни происходит немало важных событий.

Вот Даша и Алексей. По пьесе у них случилась любовь. Горячая, живая, настоящая. Как такую играть? Трудная задача, конечно (см. «ПТЖ» № 24; все об этом). Обозначается в спектакле это чувство так: во-первых, помогает текст (там говорится про любовь), во-вторых, «короля играет свита» (в данном случае все вокруг тоже говорят про их любовь), в-третьих, Даша и Алексей иногда обнимаются, а в начале так чуть и более… Вот, пожалуй, и все обозначения. А ведь Даша в первой же любовной сцене сообщает Алексею про свою беременность. А потом родители настаивают на аборте. Алексей к происходящему индифферентен: «Против родителей не пойдем». Есть, конечно, в тексте такие слова, но за этими словами — буря чувств, смятение. Драматург «подсовывает» Алексею много живых сцен, переливы настроений. В спектакле же актер идет вслед за словами, и все.

Даша любит и страдает тоже только «на словах». Хозяйка (ее мать) — тоже. Чуть-чуть поколоритней Хозяин, но и от него не идет ток напряженной сценической жизни. Сосед-алкоголик убедителен, но только как алкоголик. Из этого своего состояния актер не выходит ни на минуту. Ему тоже «подбрасываются» замечательные биографические штрихи: когда-то в детстве именно он верховодил и играл Чапая, а будущий Хозяин был при нем Петькой, да и будущая Хозяйка когда-то предпочитала будущему Хозяину этого теперь уже спившегося человечка. Однако вся сложнейшая гамма переживаний героя сводится к простому медицинскому диагнозу, и тщетно искать какие-либо иные черты в этом плакатном образе алкоголика.

Плакатность и одномерность в режиссерском решении спектакля входят в противоречие с притчевой природой пьесы, наполненной лукавством и иронией, ей необходима объемность персонажей, наличие «зазора» между актером-исполнителем и его героем: «сказка — ложь, да в ней намек…».

В спектакль включены стихи и зонги, написанные самим Николаем Губенко. Далеко не все из них органично входят в сценическое действо. Некоторые относят нас к совсем другим временам и к другому театру. Показателен в этом отношении конец первого акта, когда симпатичные домашние животные, обсуждая проблему денег, вдруг резко прерывают свою милую и остроумную болтовню, выходят на авансцену и, совсем как в «Добром человеке из Сезуана» старой Таганки, «дерзко» поют и подтанцовывают зонг про «Мани-мани, а у народа ни хрена в кармане» в стиле рэп. Но… времена ушли, да и притча про любовь сильно сопротивляется подобным прямым обличительным обращениям к зрителям «на актуальную тему».

В самом же спектакле, увы, нет самого главного — внутреннего напряжения, заветной мысли о чем-то дорогом и значительном, нет и по-настоящему задетого сердца. А без этого — кричи не кричи, хоть в форме зонга, хоть в форме рэпа, — ответа нет…

Апрель 2003 г.

«Отчего печаль присуща коровам?..»

М. Ладо. «Очень простая история». Государственный Камерный «Пятый театр» (Омск).
Режиссер Борис Цейтлин, сценография Бориса Цейтлина и Ольги Веревкиной

Есть одна золотая примета,
проще самых простейших примет:
слово «ОЧЕНЬ» найдешь у поэта,
значит, это — уже не поэт!

Аркадий Кутилов

То, что Борис Цейтлин не впал, «как в ересь, в немыслимую простоту», ставя простую историю (простите, ОЧЕНЬ простую историю; «очень» выделено крупно и в программке, и на всех рекламных стендах), — так вот, то, что «не впал», стало ясно сначала при раскрытии вышеупомянутой программки, а затем уже при входе в зрительный зал, где понагорожено было столько, что…

Бог с ним, с жанром «простой истории» (как вполне могла бы сказать Свинья, на небе оказавшаяся). Но вот «единство формы и содержания» (как сказала бы та же Свинья, изменившая после своего убиения форму бытия, но сохранившая содержание) — это дюже и зело серьезно.

Сценографическая конструкция, придуманная режиссером, навязчиво настраивала на ОЧЕНЬ глобальное: потолок-небо на весь зрительный зал, помост-проход через весь партер… «Действенность» сего построения, увы, кроме доп. возможностей для решения ряда мизансцен, оказалась нулевой на всех уровнях, ну разве что интригу задала: поскольку в каждом антракте (их было два) зрителей вежливо просили покинуть зрительный зал, казалось, что, вернувшись, мы увидим, как, скажем, разверзнутся небеса и — начнется! И прояснится великий замысел Бориса Цейтлина!.. Не разверзлись. Не началось. Статичным все оставалось. Не говоря уже о том, что этими антрактами сам спектакль словно искусственно обрывался и «входить» в него после перерыва было более чем сложно.

Все сущее на земле нашей грешной взаимосвязано. И об этом прежде всего — простая и мудрая история Марии Ладо. Самое странное (и необъяснимое) — как можно было умудриться потерять эту взаимосвязь. «Общества» на скотном дворе не было, и «взаимосзвязи» становились сугубо умозрительными. Каждый обитатель «скотного двора» представлял из себя одиноко-индивидуальное явление, хорошие актеры хорошего «Пятого театра» создавали свои персонажные «индивидуальности» интересно, но даже классики марксизма-ленинизма, увидь они такое, изрекли бы нетленное о невозможности «жить в обществе и быть сводными от общества». Талантливая «штучность» каждого искусственна, лубочна, но, что при всем этом странно, сострадания и любви к «индивидуальностям» в спектакле Цейтлина нет. В принципе нет. За исключением Соседа, который, живя вне всех и вся (как и все в этом спектакле), просто «жил на сцене», хоть немного спасая тем самым «простую историю».

Сцена из спектакля. Фото О. Деркуновского

Сцена из спектакля. Фото О. Деркуновского

Что имел в виду Цейтлин, сделав из простодушной и добрейшей Свиньи пышнотело-белоснежную аристократку, которая, оттопыривая мизинчики, поглощает яства из серебряной посуды, — только, пожалуй, режиссер и знает. Что он же имел в виду, сделав из Хозяина этакого колоритно-бородатого и разудало-угрюмого «ухарь-купца», — опять же знает только Цейтлин… И начинается сказка. И хозяин-купец, зловеще ухмыляясь, точит топор, и искры от точила летят в зрительный зал, и аристократка Свинья что-то при этом «поглощает», и зарезание Свиньи становится этаким «комиксом», вызывающим этакую прелюбодеянную улыбку перед поглощением шашлыка из свинины…

А если принять во внимание гремучую смесь из разностильного (но, еще раз замечу, талантливого) «пребывания» актеров на сцене — вообще не по себе становится. «Мхатовская» Лошадь, «тюзовский» Петух, «таганковский» Пес, «брехтовская» Корова… Как если бы на картине Пиросмани появились светлейшие особы Ван Дейка…

Что «нарисовал» Цейтлин, разместив у себя на «палитре» пьесу Ладо, — ни угадать, ни предугадать не дано (это как со своим самоваром в Тулу). Все краски — в гости к нам! Хотя финал был достаточно внятен (пусть даже вообще из «другой оперы»): паточная, сказочно-лубочная картинка, где стоят в белоснежных полушубках да в валенках все герои, и такая благость слащавая (но наша, исконно-посконная, расейская!) во всем этом, что вот уже даже кажется — гимн сейчас «Боже, царя храни!» грянет… Про Россию, оказывается, спектакль-то был. А я, дурак, все сострадать кому-то пытался. И еще сидел при этом, мучился — почему мне Свинью убиенную не жалко…

…«Как живет теперь наша корова, грусть соломенную теребя?..» Эту строчку есенинскую я, представьте, «ассоциативно» и по сей день вспоминаю после «Простой истории» Ладо, увиденной в тюменском молодежном театре «Ангажемент». Лучший из всех виденных мною спектаклей по популярной сегодня пьесе. С любовью и состраданием, с болью и простотой, с настоящей жизнью и без каких-либо ОЧЕНЬ и «матрешечных» заигрываний с Россией…

Ну а ежели кто, аки Хозяин на Свинью, бросится на меня с топором обоюдоострым, я тому четыре строчечки прочитаю из того же гениального поэта Аркадия Кутилова, эпиграфом из коего я заметки нонешние начал:

На сцену падал бутафорский снег…
С фальшивой болью всхлипнула валторна…
На сцене грубо «умер» человек,
А в зале кто-то плакал непритворно.

Только ОЧЕНЬ не плачьте!

Июнь 2003 г.

БГАДТ им.М.С.Щепкина. М.Ладо. «Очень простая история». Режиссёр — И.Ткачёв, художник — О.Сидорина.

В нарушение всех правил и законов жанра рецензии в первых ее строках хочу поздравить молодого режиссера Игоря Ткачёва с успешным дебютом. Да, конечно, до этого в его биографии был детский спектакль «Аленький цветочек» — дипломная работа выпускника режиссерского курса Российской академии театрального искусства. Однако «Очень простая история» — первый выход режиссёра Игоря Ткачёва ко взрослой публике. А значит, все-таки — дебют. И дебют очень яркий, звучный, многообещающий!

Пьеса украинского драматурга Марины Ладо кому-то может показаться весьма еретической. Что ж, «по букве», если судить с ортодоксальной точки зрения, может быть, так оно и есть. Но по духу… По духу «Очень простая история» — очень правильная, добрая, проникновенная история. Это притча, рассказывающая о «слезинке» нерожденного ребенка, о любви, благородстве и самопожертвовании. А еще о том, что «на небе и земле есть некоторые тайны, что и не снились нашим мудрецам» и существуют скрытые суть и связь событий, которые не дано знать человеку. Ведь спасение будущей жизни «человеческого детёныша» берут на себя домашние животные и пропащий, по меркам людской морали, мужичонка — отец и сосед деревенских Ромео и Джульетты.

Притчевый характер пьесы требовал особого художественного решения спектакля. И сценография Ольги Сидориной создает очень точный его образ — с легким символическим налётом, лишённый бытовой конкретики. Костюмы героев (особенно животных) — именно театральные костюмы с этническими мотивами, призванные обозначить характеры персонажей и среду их обитания. Фигурки животных из сена ненавязчиво подсказывают зрителю, кто есть кто в деревенском «зверинце».

Цельность и гармоничность стиля, формы и содержания выдерживаются на протяжении всего спектакля. Режиссеру удалось найти точные и естественные переходы действия из мира людей в мир животных. Интересно и тонко решены сцены, где обитатели скотного двора лишены голоса, но очень ярко, живо, трогательно выражают свои чувства и отношение к событиям в жизни хозяев. Какой выразительный индивидуализированный рисунок придуман для каждого из них! Актёры, выступающие в ролях животных, используют в этих сценах средства пластики и пантомимики так мастерски, что безмолвное сочувствие, сопереживание их героев действуют на зрителя сильнее самых эмоциональных восклицаний!

Галерея сценических «портретов» животных в спектакле просто великолепна! Яркая характерность и тончайшие нюансы актёрского исполнения создают узнаваемые, обаятельные и очень «одушевлённые» образы. Мягко, женственно, негромко, словно удивляясь человеческой неразумности, играет Корову Ольга Решетова. Мудрая, рассудительная и очень уставшая старая Лошадь в исполнении Эвелины Ткачёвой не лишена, однако, грациозности и привлекательности. Пёс Михаила Новичихина подкупает живостью нрава, непосредственностью и простодушием, а Свинья Юлии Волковой — наивной мечтательностью и устремленностью, вопреки свинской природе, к небесам. Петух в исполнении Андрея Манохина, безусловно, самая эффектная роль. «Ужимки и прыжки», демагогию и фанфаронство героя артист акцентирует с неподражаемой экспрессией. Но и трагическую обреченность, одиночество, беззащитность пернатого Репетилова-Хлестакова дает почувствовать остро и пронзительно.

Образы людей также «прописаны» очень точными и выразительными штрихами. Наталья Зуева в роли Хозяйки, суровой матери и жены, что «да убоится мужа своего», играет затаенную женскую драму, непростую внутреннюю историю героини. Ольга Казакова рисует её дочь Дашку нежной и решительной, любящей и дерзкой. Сергей Пименов, играющий Лёшку, может быть, излишне темпераментен и эмоционален, но сценический характер создает живой, неодномерный: в нем так драматично соединяются искреннее желание изменить свою жизнь и рабская готовность покориться судьбе. Андрею Зотову, очевидно, несколько не достает внешней убедительности в роли Хозяина. Возможно, ему и не стоит так старательно акцентировать жесткие, брутальные краски, но найти более спокойную, сдержанную и выразительную интонацию.

Игорь Нарожный, который исполняет в спектакле Соседа, заслуживает исключительно восторженного тона. Отец Лёшки — пропащий человек и горький пропойца. Однако он наделен ясным пониманием того, что есть грех, чистой душой и незлобивым характером. Именно поэтому ему дано говорить с животными, разуметь их речь и вместе с ними спасти будущего внука. Следить за работой И.Нарожного нужно не отрывая глаз ни на секунду, чтобы, не дай бог, не пропустить ни единого мимического движения, поворота головы, жеста. Зрителю стоит обратиться в слух, чтобы услышать и прочувствовать интонационные вершины и глубины исполнения. Настолько выразительно, проникновенно, мощно и достоверно рассказывает артист порой комическую, порой трагическую пронзительно русскую судьбу своего героя.

«Очень простая история» — спектакль очень простой. Простой в лаконичности стиля и ясности режиссёрского высказывания. Но что стоит за этой видимой простотой, зрителю знать не дано. Да и не нужно. Как не дано и не нужно знать людям скрытые суть и связь событий. Ведь «на небе и земле есть некоторые тайны…»

Наталья ПОЧЕРНИНА.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Простая детская прическа на длинные волосы на праздник
  • Проснулся уже праздник
  • Просмотр фильма пара на праздники
  • Просклоняйте словосочетания государственный праздник государственные праздники
  • Проф праздник судебных приставов