Структура культурного пространства
Трем осям культурного пространства соответствуют три рода парадигм: 1) когнитивные, 2) ценностные, 3) регулятивные. Они образуют взаимопересекающиеся плоскости, в которых формируется и существует культура. (Парадигмы — это типовые, «установочные» структуры, которые определяют организацию смыслового содержания культурных феноменов).
В соответствии с тремя основными парадигмами на их пересечении образуется 3 основные сферы культуры:
1) духовная культура (соответствует ценностно-когнитивной парадигме)
2) технологическая (материально-техническая) культура (соответствует когнитивно-регулятивной парадигме);
3) социальная культура (соответствует ценностно-регулятивной парадигме)
В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Духовная культура охватывает культурные формы, которые ориентированы на знания и ценности. Духовная культура — это «когнитивно-ценностный лик» культурного пространства.
Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относится нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область социальной культуры.. Главное содержание социальной культуры — регулятивы, ценности и идеалы.
Наконец, в культуре существует область технологической культуры — в самом широком смысле: как культуры освоения и обработки любого материала, культуры исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важнейшими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план.
Области духовной, социальной и технологической культуры схематически изображены в виде «когнитивно-ценностной», «ценностно-регулятивной» и «когнитивно-регулятивной» плоскостей, на которые «проецируется» содержание культурного пространства.
Однако иметь в виду, что существующие в реальной действительности культурные феномены и формы сложнейшим образом сочетаются и взаимопересекаются, границы между ними расплывчаты и относительны. Например, искусство — форма духовной культуры. Но в нем есть и технологический аспект — создание, оформления, распространения произведений искусства, и социальный аспект – художественная жизнь общества, политика в этой области.
Культурные сценарии
Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее социализованные (приспособленные к условиям общественного бытия) способы. Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Будем называть программы такого рода сценариями. Сценарий — это развертывающийся в определенном социокультурном контексте план действий личности. Он может носить расплывчатый, ориентировочный характер. Сценарии предопределяют нашу профессиональную деятельность, формы досуга, дружеские или любовные отношения, семейную жизнь. Конкретизируется же они в реальной жизнедеятельности личности и зависит от ее индивидуальных качеств.
Всякий культурный сценарий, с одной стороны, обеспечивает соответствие действий человека условиям общественной жизни, их возможную успешность. Благодаря опоре на традиции он делает поведение людей понятным для других и предсказуемым. Но, с другой стороны, рамки культурного сценария стандартизируют мышление людей, и это может ставить их в тупик, когда они оказываются в жизненных ситуациях, не предусмотренных эталонными культурными сценариями. Творцы культуры, прокладывающие новые пути ее развития, зачастую отходят от предписанных культурой сценариев и находят оригинальные, ранее неизвестные сюжеты деятельности (которые позже могут стать образцами для новых сценариев).
Литература:
1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2005. — с. 130-152.
2.Гатальська Н. Філософія культури. – К., 2005. — с. 242-318.
3. Культурология / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М., 1999. — с. 49-51.
Тема 6. Сферы культуры
1. Духовная культура
Духовная культура – особая область общечеловеческой культуры, ее важнейшая составляющая, является сферой духовного и интеллектуального производства. Духовная культура отражает и воплощает сущностно-человеческие свойства – интеллект, нравственность, эстетические способности.
Характерные черты духовной культуры:
1) Духовная культура имеет неутилитарный характер и не имеет непосредственной практической обусловленности. Духовная культура не решает непосредственно практических задач;
2) Духовная культура является результатом творческой деятельности человека. Воплощает такие стороны сознания как воображение, фантазия, интуиция, чувство;
3) Духовная культура создает особую реальность – духовный мир – мир смыслов, ценностей, фантазий и вымыслов, материализованных в формах и явлениях духовной культуры.
В духовной культуре выражается духовно-идеальное состояние общественной жизни – идеалы, смыслы, представления, чаяния, стремления, мечты. Развитость духовной культуры – показатель развитости и позитивности, содержательного богатства общественной жизни.
Мировоззрение и его формы
Мировоззрение — это система обобщенных взглядов, представлений и понятий человека о мире, отношениях к этому миру и к самому себе. Мировоззрение формируется в процессе жизни в обществе, воспитания, обучения, практической деятельности, самоанализа Оно является определенным взглядом на мир, в основном определяет жизненную позицию человека (выбор), принципы его поведения и ценностные ориентации.
Можно выделить три основных блока компонентов в мировоззрении:
— познавательный — Это в основном знания опытного, житейско-повседневного и научного характера. Эти знания формируют обобщенную картину мира, по своему обоснованный взгляд на его происхождение, развитие, будущность, сущность и природу человека и т.п.;
— ценностно-нормативный — это в основном ценности, идеалы, убеждения верования, нормы поведения, традиции. Здесь выделяются представления о духовных и моральных приоритетах и требованиях к человеку, представления о добре и зле, смысле жизни, значимости вещей и т.п.
— эмоционально-волевой- это эмоциональная «окраска» предыдущих компонентов, включающий в себя собственно эмоции, чувства, настроения (страх, радость, переживание, влюбленность, сострадание и т.п.), а также некоторые бессознательные проявления. Воля участвует в регулировании человеком своего поведения и деятельности.
Основными типами мировоззрения можно считать следующие:
— Мифологическое и религиозно-мифологическое мировоззрение;
— Теоретическое мировоззрение (философия);
— Научное мировоззрение.
Миф и особенности мифологического мировоззрения.
Миф – особая форма культуры, его можно считать зародышем всей духовной культуры. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени.
Слово «миф» в переводе с греческого буквально означает сказание, предание. Миф выступает, прежде всего, как ранняя форма мировоззрения. В нем находят выражение ранние представления человека о происхождении мира, его устройстве, значении и смысле явлений, о месте человека в мире. В мифе содержится многообразная информация, запечатлевающая социальный опыт освоения и понимания действительности, социальных отношений, эмоционального переживания мира.
Миф тесно связан с религиозностью. Слабо выраженная рациональность мифа требует веры для его создания и существования. Именно вера позволяет отождествить содержание мифа с представлением о реальности. Вера в миф является основой его функционирования в качестве мировоззренческого и духовного ядра культуры.
Отличительной чертой мифа как формы культуры является синкретизм (нерасчлененное единство). В мифе сплавлены воедино собственно мировоззрение, представления о религиозных, социально-нормативных, ценностных основах жизни (то, что в будущем станет философией, наукой, религией, правом, моралью).
Для того, чтобы понять суть мифа и мифологического мироотношения, необходимо выделить в неразрывной целостности мифа несколько аспектов:
1. Гносеологический аспект (миф как форма познания мира);
2. Онтологический аспект (миф как модель мира);
3. Аксиологический аспект (ценностная система общества).
Гносеологический аспект мифа. Мифологическое познание носит образный характер. Миф оперирует не отвлеченными понятиями, а конкретными образами. Логическое начало присутствует в мифе в той степени, в какой человеческое сознание способно классифицировать природные и социальные явления, отделить их одно от другого. Логическое и образно-эмоциональное начала в мифе слиты воедино.
Специфическими средствами познания в мифе становятся сравнение (аналогия) и отождествление. Сравнение переходит в отождествление. Например, солнце сравнивается с птицей, ладьей, жуком-скарабеем, оком и т.д. Для мифологического сознания солнце и есть и сокол, и ладья, и жук, и око. Это порождает свойственные мифу мистические связи вещей и явлений: ассоциативно-смысловая связь воспринимается и переживается в мифе как реальная связь вещей и явлений. Аналогия, уподобление, отождествление – это способ познания и оценки явлений мира в мифе.
Онтологический аспект мифа. Онтология – это понимание основы сущего, бытия. Мифическая модель мира воссоздается через повествование о возникновении его отдельных элементов, природных и культурных объектов, о деяниях богов и героев. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события – это «кирпичики» мифической картины мира.
Аксиологический аспект мифа. Особого, выделенного учения о ценностях миф не имеет, однако при этом миф не является ценностно-нейтральным. В мифе ценностное значение совпадает с онтологическим. Космос ценностно выше, чем хаос; мир богов ценностно возвышается над миром людей, пуп земли важнее другой пространственной точки. В мифе познание мира — есть его оценивание. Каждое явление ценностно в той мере, в которой оно важно для человека и нынешнего состояния мира.
Современная мифология, разумеется, отличается от древней. Она не является фундаментом всей культуры, более подвержена изменениям под влиянием перемен в общественной жизни. Современные мифы заимствуют элементы из других культурных форм, в том числе и из науки. Многие мифы XX века выступают в облике рационального знания, а иногда даже строятся по образцу теоретических концепций.
В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:
«Старые» мифы— дожившие до наших дней «преданья старины глубокой»: о духах вроде лешего и домового, о колдовстве и сглазе, об общении с душами мертвых на спиритических сеансах и т. п.
«Новые» мифы— это так называемые паранаучные (т. е. «околонаучные», от греч. para — около, возле) мифы: о летающих тарелках и пришельцах, о снежном человеке, о Бермудском треугольнике и пр.
Мифологемы— это мифы, обычно воспринимаемые как суждения здравого смысла, формулируются как сознательно принятые установки, но чаще всего люди в своих взглядах и рассуждениях исходят из них, не особенно задумываясь об их необоснованности и вымышленности. Мифологемами являются, например, многие народные пословицы («Бьет — значит любит», и т. п.).
Идеологические мифыотчасти складываются стихийно, а отчасти специально разрабатываются и распространяются идеологами. Большинство идеологических мифов рождается и умирает вместе с той идеологией, которую они призваны внедрять в умы.
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Formulalar_f izika!-1.pdf.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: 1 лекция Майлар.ppt, Роль физической культуры в развитии человека.docx, практ задан анатомия ц.docx, возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена 16.06.pdf, повторение ботаника — анатомия с ответами.docx, LAVR Лекция 2 Правовые аспекты использования информационных тех, Артефакт первобытной культуры.pdf, Фролова А.С. Возрастная Анатомия Самостоятельная Работа 1.1..rtf, БЕЗ. ЖИЗН. и ОХР. ТРУДА лекция № 1.docx, Возрастная анатомия, физиология и гигиена, автоматические ПЗ.doc
Лекция 4. Анатомия культуры
- Пространство культуры. Трехмерная модель культуры. Культурные формы. Структура культурного пространства: парадигмы, лики культуры, культурные сценарии. Осевые культурные формы: когнитивные парадигмы, ценностные парадигмы, регулятивные парадигмы.
- Формы культуры: миф, искусство, религия, мораль, философия, право, политика, наука, техника.
- Духовная культура. Типы духовной культуры.
- Религия как сакральная форма культуры. Основные элементы религии. Функции религии.
- Социальная культура. Структура социальной культуры. Понятия «нравственность», «мораль», «этика».
Культурное пространство — это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом.
Продолжая аналогию культурного пространства с физическим, выделим в нем три измерения — в соответствии с основными типами смыслов, содержащихся в социальной информации.
Этими типами смыслов являются:
1) знания,
2) ценности,
3) регулятивы.
Им соответствуют три взаимопересекающиеся «координатные оси»:
1) «когнитивная»,
2) «ценностная»,
3) «регулятивная».
В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Характерной чертой всех форм духовной культуры является то, что в них на первом плане находится сочетание знаний и ценностей. Это не значит, что регулятивные парадигмы в духовной культуре отсутствуют. Но нетрудно заметить, что конечной целью созидательной деятельности в области духовной культуры являются знания и ценности, тогда как регулятивы играют вспомогательную роль, выступая, главным образом, лишь как средства (способы, методы) создания духовных ценностей.
Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относятся нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область культуры социальных отношений, или, короче, социальной культуры. Разумеется, в социальной культуре нельзя обойтись без знаний. Однако знания выступают здесь лишь как средства для выработки принципов и норм поведения людей в обществе, их совместной жизни, взаимодействия и деятельности. Главное же содержание социальной культуры — регулятивы, ценности и идеалы.
Они образуют взаимопересекающиеся плоскости, в которых формируется и существует культура. (Парадигмы — это типовые, «установочные» структуры, которые определяют организацию смыслового содержания культурных феноменов).
В соответствии с тремя основными парадигмами на их пересечении образуется 3 основные сферы культуры:
- духовная культура (соответствует ценностно-когнитивной парадигме)
- технологическая (материально-техническая) культура (соответствует когнитивно-регулятивной парадигме);
- социальная культура (соответствует ценностно-регулятивной парадигме).
В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Духовная культура охватывает культурные формы, которые ориентированы на знания и ценности. Духовная культура — это «когнитивно-ценностный лик» культурного пространства.
Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относится нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область социальной культуры. Главное содержание социальной культуры — регулятивы, ценности и идеалы.
Наконец, в культуре существует область технологической культуры — в самом широком смысле: как культуры освоения и обработки любого материала, культуры исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важнейшими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план.
Области духовной, социальной и технологической культуры схематически изображены в виде «когнитивно-ценностной», «ценностно-регулятивной» и «когнитивно-регулятивной» плоскостей, на которые «проецируется» содержание культурного пространства.
Однако иметь в виду, что существующие в реальной действительности культурные феномены и формы сложнейшим образом сочетаются и взаимопересекаются, границы между ними расплывчаты и относительны. Например, искусство — форма духовной культуры. Но в нем есть и технологический аспект-создание, оформления, распространения произведений искусства, и социальный аспект – художественная жизнь общества, политика в этой области.
Культурные сценарии
Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее социализованные (приспособленные к условиям общественного бытия) способы. Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Будем называть программы такого рода сценариями. Сценарий — это развертывающийся в определенном социокультурном контексте план действий личности. Он может носить расплывчатый, ориентировочный характер. Сценарии предопределяют нашу профессиональную деятельность, формы досуга, дружеские или любовные отношения, семейную жизнь. Конкретизируется же они в реальной жизнедеятельности личности и зависит от ее индивидуальных качеств.
Всякий культурный сценарий, с одной стороны, обеспечивает соответствие действий человека условиям общественной жизни, их возможную успешность. Благодаря опоре на традиции он делает поведение людей понятным для других и предсказуемым. Но, с другой стороны, рамки культурного сценария стандартизируют мышление людей, и это может ставить их в тупик, когда они оказываются в жизненных ситуациях, не предусмотренных эталонными культурными сценариями. Творцы культуры, прокладывающие новые пути ее развития, зачастую отходят от предписанных культурой сценариев и находят оригинальные, ранее неизвестные сюжеты деятельности (которые позже могут стать образцами для новых сценариев).
Осевые культурные формы — это
- Когнитивные парадигмы.
♦ Житейские знания — в сфере быта, повседневной жизни; простейшие истины, имеющие источником житейский опыт, здравый смысл.
♦ Мистические верования — знания, основанные на вере в существование таинственных, необъяснимых, сверхъестественных и сверхразумных сил, явлений и источников знаний.
♦ Рациональные формы знаний — базируются на опыте и разуме; строятся с помощью рационального, логического мышления, образуют целостные системы (концепции, теории). В наиболее развернутом виде выступают в философии и науке.
- Ценностные парадигмы
♦ Финальные ценности.
♦ Инструментальные ценности.
♦ Производные ценности.
Два типа или уровня ценностных парадигм:
♦ Аксиология повседневности — уровень обыденного сознания, ценности повседневной жизни.
♦ Идеология — социальные ценности и идеалы, определяющие задачи развития общества.
- Регулятивные парадигмы
Социокультурные нормы — регулятивы нормативного, общепринятого поведения:
♦ общекультурные;
♦ групповые;
♦ ролевые.
Девиантное (отклоняющееся) поведение:
♦ случайные девиации;
♦ регулярные девиации.
2. Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия.
Мифология — одна из самых ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражавшие духовно- психологическую жизнь людей древнего общества. Самой ранней была форма тотемической мифологии: люди верили, что они связаны родственными связями с животными, растениями, скалами, явлениями природы и образуют единый тотем. Позже, с переходом людей к земледелию возникла хтоническая мифология (хтоническая от слова «хтон» — земля): люди верили, что существуют могущественные существа с человеко-звериным обликом. И лишь позже хтонические звероподобные боги вытесняются небесными богами с человеческим обликом.
Мораль — форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, включает запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые моральные запреты — табу).
Искусство — форма культуры, которая возникла уже в первобытном обществе, и отражает действительность и духовную жизнь людей в художественных образах. При зарождении искусства его элементы слитны, переплетены, а затем выделяются отдельные виды искусства: танцы, песни, музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, художественная литература, поэзия, киноискусство и т.п.
Религия — форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воплощающим в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на:
1) монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам — вера в одного Бога);
2) языческие религии (политеизм — вера во многих богов, восточные культы);
3) трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство).
По степени распространенности в мире выделяют:
1) мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые широко распространены;
2) локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм).
Право — форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм – законов, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества.
Идеология — форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в которых обобщается и осознается отношение людей друг к другу, к обществу, к миру.
Наука — форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке.
Философия — форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине I тысячелетия до н. э. в трех регионах мира: в Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания.
Экономика — форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в обществе в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.
3. Духовная жизнь — относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.
Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.
Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.
Духовная культура — часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.
К духовной культуре относятся культурные формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей:
♦ Мифология.
♦ Религия.
♦ Искусство.
♦ Философия.
Особенности духовной культуры:
- Неутилитарность; нужна сама по себе, а не ради достижения каких-либо целей.
- Наибольшая свобода творчества.
- Особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли, богаче реального мира.
- Наиболее чутко реагирующая на изменения среды, самая хрупкая область культуры, больше всех страдает при социальных катаклизмах, нуждается в поддержке общества.
4. Религия возникла одновременно с формированием общества и его культуры. Религия — это один из способов жизнедеятельности людей и элемент мировоззрения, связанные с признанием существования сверхъестественных явлений и возможности человека духовно взаимодействовать с ними. Религия (верование) составляет неотъемлемую часть жизни большого числа людей. Она характеризует уровень, содержание и направленность мировоззрения целых сообществ, особенности образа жизни и деятельности.
Основные элементы, которые имеются в разных религиях и потому, можно думать, характеризуют сущность религии вообще.
- Вера в Бога (или богов). Это главный признак религии. Без богов религии нет. В разных религиях – разные боги, но есть нечто общее в представлениях о них. Во-первых, Бог есть личность, субъект, существо. Во-вторых, Бог есть существо (а) разумное, (б) бессмертное, (в) обладающее сверхъестественными способностями, (г) непостижимое для человека, превосходящее человеческое разумение. Все это свойства, которые имеются у человека, но взятые в преувеличенном, абсолютизированном виде. А с точки зрения атеистов, человек создает образ Бога, олицетворяя в нем собственные лучшие качества, доведенные до высшего совершенства.
- По мысли Л.Фейербаха, религиозное представление о Боге – это зеркало, в котором отражается мечта человека о том, каким он хотел бы стать. А Вольтерсо свойственным ему остроумием выразился по этому поводу так: «Бог создал человека, а человек отплатил ему тем же».
- Эмоциональное отношение к Богу. Указанное выше сходство человека и Бога делает возможным человеческое общение с Божеством. Поскольку Бог есть существо, подобно человеку обладающее разумом, с ним можно говорить, к нему можно обращаться с молитвой, его можно просить, убеждать, уговаривать. Бог – очень удобный собеседник: он всегда рядом. С ним человек преодолевает чувство одиночества. Вера в Бога – это не просто рациональная убежденность в его существовании, а религиозное чувство. Верующий относится к Богу эмоционально – с любовью, страхом, надеждой, чувствами вины и раскаяния, и верит, что Богу тоже свойственны эмоции – Бог проявляет любовь и милосердие, гневается на грешников, вознаграждает праведников. Эмоциональное общение с Богом образует особого рода «духовный опыт».
- Вероучение. Во всякий религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (Библия, Коран). К священным текстам со временем добавляются их толкования, сочиненные выдающимися деятелями религии. На основе священных текстов и их канонизированных толкований строится религиозная наука – богословие (теология). На наиболее общем уровне вероучение приобретает истолкование в религиозной философии.
- Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Во всех религиях от верующих, как правило, требуется личное обращение к Богу с молитвами, участие в коллективных богослужениях, освящение рождения, смерти, бракосочетания. Праздники связаны со знаменательными событиями, описанными в священных текстах, и предполагают совершение соответствующих церемоний. Важной стороной религиозного культа является символика. Культовые предметы, действия, жесты – это символический язык, на котором происходит диалог человека с Богом. В символической форме верующий, с одной стороны, выражает свои чувства и мысли в освященных, допустимых для обращения к Божеству формах, а с другой – приобщается к Богу, получает от него поддержку и помощь.
- Организация верующих. Религия по природе своей коллективна. Она предполагает не только связь индивида с Богом, но и связь верующих в этого Бога индивидов, единоверцев. Может быть индивидуальная вера, но не может быть индивидуальной религии. Великие основатели религий — Будда, Христос, Мухаммед — проповедовали свои идеи, и эти идеи становились религией только тогда, когда у них набиралось много сторонников. Общество признает в качестве религии только достаточно распространенную среди людей веру.
Вырастая из мифологии, религия наследует от нее основополагающее место в культуре. Вместе с тем в обществе развитом, где существуют искусство, философия, наука, идеология, политика, право религия становится их общей, системообразующей духовной основой. Отсюда вытекает особая роль религии в обществе, которую она выполняет вплоть до нашего времени. Хотя в ХХ в. из центра духовной жизни общества она перемещается к периферии, ее влияние на жизнь общества и ныне остается большим.
Можно выделить следующие функции, в которых проявляется роль религии как фундаментального фактора общественной жизни:
1. «Душеспасительная» функция (по отношению к личности).
2. «Духовная» функция(по отношению к культуре). Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В религиозном вероучении задается картина мира, иерархия ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя.
3. «Мирская» функция (по отношению к обществу). Религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Единая вера сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения.
5. Социальная культура – это производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Эта культура характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно, называют социальной материей.
Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.
Частью социальной культуры является, политическая культура, которая представляет собой совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.
Политическая культура как способ политической деятельности включает в себя в качестве компонента практическое функционирование политических институтов. Идеальный компонент – базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, а также ориентации правительственных структур в отношении других политических систем и в отношении собственной политической деятельности.
В последнее время, в социальной культуре выделяют правовую сферу (культуру). Эта культура воплощена в деятельности правовой системы общества, правовом развитии человека, важнейшим показателем которого является его отношение к закону как к культурной ценности.
Виды (формы) социальной культуры:
• нравственная культура;
• философская культура;
• политическая культура;
• экономическая культура;
• историческая культура;
• экологическая культура;
• религиозная культура;
• этическая и эстетическая культура;
• правовая культура.
Тема 5. Структурно-смысловая организация культуры
1. Структурная модель культуры
Культурное пространство — это
пространство, образованное множеством
феноменов культуры, переплетающихся и
взаимодействующих друг с другом.
Культурное пространство – это пространство
общественной, социальной жизни,
организованное основными смыслами и
формами жизни и деятельности. По аналогии
с физическим пространством в пространстве
культуры тоже можно выделить три
измерения. Этими измерениями служат
три основных типа смыслов, содержащихся
в социальной информации: 1) знания,
2) ценности, 3) регулятивы. Им соответствуют
три взаимопересекающиеся «координатные
оси»: 1) «когнитивная», 2) «ценностная»,
3) «регулятивная».
Расположенные в этом трехмерном
пространстве культурные феномены
группируются в комплексы и системы.
Различные конфигурации феноменов
культуры называют культурными формами
человеческой жизнедеятельности (или
формами культуры). Формы культуры
— это формы человеческой деятельности,
в которых существует, сохраняется и
развивается информационно-знаковое
содержание общественной жизни.
Понятие культурной формы в культурологии
неоднозначно. Культурные формы
чрезвычайно разнообразны и
многочисленны. Рассматривая культурное
пространство в масштабах всего
человечества, можно выделить в нем
относительно автономные области —
национальные культуры, региональные
культуры, цивилизации. Это наиболее
крупные типы культурных форм. Внутри
них исторически образуются разнообразные
культурные формы меньшего «ранга»
(например, этнические формы). На современном
этапе в каждой достаточно развитой
культуре вычленяются как ее особые
формы массовая и элитарная культура.
В пространстве каждой культуры
складываются формы и сферы деятельности.
К ним относятся религиозные представления
и обряды, философия, искусство в целом
и его отдельные виды и жанры, спортивные
игры и т. д. Они также образуют формы
культуры, поскольку имеют смысловую и
формальную определенность. Воспитание
и обучение, обычаи и традиции, мифы и
сказания, библиотеки и музеи — все
это формы культуры, в которых осуществляется
сбережение и передача будущим поколениям
накопленной ранее социальной информации.
Культурные формы не изолированы друг
от друга. Они взаимодействуют между
собой. Однако всякая культурная форма
имеет свои отличительные признаки,
которые составляют ее специфику и с
большей или меньшей определенностью
выделяют ее среди других форм.
2. Структура культурного пространства
Трем осям культурного пространства
соответствуют три рода парадигм: 1)
когнитивные, 2) ценностные, 3) регулятивные.
Они образуют взаимопересекающиеся
плоскости, в которых формируется и
существует культура. (Парадигмы — это
типовые, «установочные» структуры,
которые определяют организацию смыслового
содержания культурных феноменов).
В соответствии с тремя основными
парадигмами на их пересечении образуется
3 основные сферы культуры:
1) духовная культура (соответствует
ценностно-когнитивной парадигме)
2) технологическая (материально-техническая)
культура (соответствует когнитивно-регулятивной
парадигме);
3) социальная культура (соответствует
ценностно-регулятивной парадигме)
В составе культурного мира обычно
выделяют в качестве важнейшей его части
область духовной культуры. Эта
область включает в себя такие культурные
формы, как религия, искусство, философия.
Духовная культура охватывает культурные
формы, которые ориентированы на знания
и ценности. Духовная культура — это
«когнитивно-ценностный лик» культурного
пространства.
Аналогичным образом в культурном
пространстве выделяется совокупность
форм культуры, которые определяют
социальные отношения людей, их
взаимодействие в обществе. Сюда относится
нравственная, правовая, политическая
культура. В этих формах культуры
фиксируются социальные ценности и
идеалы, а также общие регулятивы
поведения, движимого стремлением к ним.
Совокупность таких форм образует область
социальной культуры.. Главное
содержание социальной культуры —
регулятивы, ценности и идеалы.
Наконец, в культуре существует область
технологической культуры — в
самом широком смысле: как культуры
освоения и обработки любого материала,
культуры исполнения, изготовления,
получения чего-либо. Знания и регулятивы
являются необходимыми и важнейшими
элементами технологической культуры.
Ценности же отходят здесь на второй
план.
Области духовной, социальной и
технологической культуры схематически
изображены в виде «когнитивно-ценностной»,
«ценностно-регулятивной» и
«когнитивно-регулятивной» плоскостей,
на которые «проецируется» содержание
культурного пространства.
Однако иметь в виду, что существующие
в реальной действительности культурные
феномены и формы сложнейшим образом
сочетаются и взаимопересекаются,
границы между ними расплывчаты и
относительны. Например, искусство —
форма духовной культуры. Но в нем
есть и технологический аспект —
создание, оформления, распространения
произведений искусства, и социальный
аспект – художественная жизнь
общества, политика в этой области.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #