Пространство культуры структура культурного пространства парадигмы лики культуры культурные сценарии

Трем осям культурного пространства соответствуют три рода парадигм: 1) когнитивные, 2) ценностные, 3) регулятивные. Они образуют взаимопересекающиеся плоскости, в которых формируется и существует культура. (Парадигмы — это типовые, «установочные» структуры, которые определяют организацию смыслового содержания культурных фено­менов).

Структура культурного пространства

Трем осям культурного пространства соответствуют три рода парадигм: 1) когнитивные, 2) ценностные, 3) регулятивные. Они образуют взаимопересекающиеся плоскости, в которых формируется и существует культура. (Парадигмы — это типовые, «установочные» структуры, которые определяют организацию смыслового содержания культурных фено­менов).

В соответствии с тремя основными парадигмами на их пересечении образуется 3 основные сферы культуры:

1) духовная культура (соответствует ценностно-когнитивной парадигме)

2) технологическая (материально-техническая) культура (соответствует когнитивно-регулятивной парадигме);

3) социальная культура (соответствует ценностно-регулятивной парадигме)

В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Духовная культура охватывает культурные формы, которые ориентированы на знания и ценности. Духовная культу­ра — это «когнитивно-ценностный лик» культурного пространства.

Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется со­вокупность форм культуры, которые определяют социальные отноше­ния людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относится нравствен­ная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фик­сируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область соци­альной культуры.. Главное содержание социальной культуры — регулятивы, ценности и идеалы.

Наконец, в культуре существует область технологической культу­ры — в самом широком смысле: как культуры освоения и обработки любого материала, культуры исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важней­шими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план.

Области духовной, социальной и технологической культуры схе­матически изображены в виде «когнитивно-ценностной», «ценност­но-регулятивной» и «когнитивно-регулятивной» плоскостей, на ко­торые «проецируется» содержание культурного пространства.

Однако иметь в виду, что существующие в реальной действи­тельности культурные феномены и формы сложнейшим образом соче­таются и взаимопересекаются, границы между ними расплывчаты и относительны. Например, искусство — фор­ма духовной культуры. Но в нем есть и технологический аспект — создание, оформления, распространения произведений искусства, и социальный аспект – художественная жизнь общества, политика в этой области.

Культурные сценарии

Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее социализованные (приспособленные к условиям общественного бытия) способы. Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые опре­деляются социальными условиями и усвоенными личностью культур­ными установками. Будем называть программы такого рода сценария­ми. Сценарий — это развертывающийся в определенном социокультур­ном контексте план действий личности. Он может носить расплывчатый, ориентировочный характер. Сценарии предопределяют нашу профессиональную деятельность, формы досуга, дружеские или любовные отношения, семейную жизнь. Конкретизируется же они в реальной жизнедеятельности личности и зависит от ее индивидуальных качеств.

Всякий культурный сценарий, с одной стороны, обеспечивает со­ответствие действий человека условиям общественной жизни, их воз­можную успешность. Благодаря опоре на традиции он делает поведение людей понятным для дру­гих и предсказуемым. Но, с другой стороны, рамки культурного сце­нария стандартизируют мышление людей, и это может ставить их в тупик, когда они оказываются в жизненных ситуациях, не преду­смотренных эталонными культурными сценариями. Творцы куль­туры, прокладывающие новые пути ее развития, зачастую отходят от предписанных культурой сценариев и находят оригинальные, ранее неизвестные сюжеты деятельности (которые позже могут стать образ­цами для новых сценариев).

Литература:

1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2005. — с. 130-152.

2.Гатальська Н. Філософія культури. – К., 2005. — с. 242-318.

3. Культурология / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М., 1999. — с. 49-51.

Тема 6. Сферы культуры

1. Духовная культура

Духовная культура – особая область общечеловеческой культуры, ее важнейшая составляющая, является сферой духовного и интеллектуального производства. Духовная культура отражает и воплощает сущностно-человеческие свойства – интеллект, нравственность, эстетические способности.

Характерные черты духовной культуры:

1) Духовная культура имеет неутилитарный характер и не имеет непосредственной практической обусловленности. Духовная культура не решает непосредственно практических задач;

2) Духовная культура является результатом творческой деятельности человека. Воплощает такие стороны сознания как воображение, фантазия, интуиция, чувство;

3) Духовная культура создает особую реальность – духовный мир – мир смыслов, ценностей, фантазий и вымыслов, материализованных в формах и явлениях духовной культуры.

В духовной культуре выражается духовно-идеальное состояние общественной жизни – идеалы, смыслы, представления, чаяния, стремления, мечты. Развитость духовной культуры – показатель развитости и позитивности, содержательного богатства общественной жизни.

Мировоззрение и его формы

Мировоззрение — это система обобщенных взглядов, представлений и понятий человека о мире, отношениях к этому миру и к самому себе. Мировоззрение формируется в процессе жизни в обществе, воспитания, обучения, практической деятельности, самоанализа Оно является определенным взглядом на мир, в основном определяет жизненную позицию человека (выбор), принципы его поведения и ценностные ориентации.

Можно выделить три основных блока компонентов в мировоззрении:

познавательный — Это в основном знания опытного, житейско-повседневного и научного характера. Эти знания формируют обобщенную картину мира, по своему обоснованный взгляд на его происхождение, развитие, будущность, сущность и природу человека и т.п.;

ценностно-нормативный — это в основном ценности, идеалы, убеждения верования, нормы поведения, традиции. Здесь выделяются представления о духовных и моральных приоритетах и требованиях к человеку, представления о добре и зле, смысле жизни, значимости вещей и т.п.

эмоционально-волевой- это эмоциональная «окраска» предыдущих компонентов, включающий в себя собственно эмоции, чувства, настроения (страх, радость, переживание, влюбленность, сострадание и т.п.), а также некоторые бессознательные проявления. Воля участвует в регулировании человеком своего поведения и деятельности.

Основными типами мировоззрения можно считать следующие:

— Мифологическое и религиозно-мифологическое мировоззрение;

— Теоретическое мировоззрение (философия);

— Научное мировоззрение.

Миф и особенности мифологического мировоззрения.

Миф – особая форма культуры, его можно считать зародышем всей духовной культуры. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени.

Слово «миф» в переводе с греческого буквально означает сказание, предание. Миф выступает, прежде всего, как ранняя форма мировоззрения. В нем находят выражение ранние представления человека о происхождении мира, его устройстве, значении и смысле явлений, о месте человека в мире. В мифе содержится многообразная информация, запечатлевающая социальный опыт освоения и понимания действительности, социальных отношений, эмоционального переживания мира.

Миф тесно связан с религиозностью. Слабо выраженная рациональность мифа требует веры для его создания и существования. Именно вера позволяет отождествить содержание мифа с представлением о реальности. Вера в миф является основой его функционирования в качестве мировоззренческого и духовного ядра культуры.

Отличительной чертой мифа как формы культуры является синкретизм (нерасчлененное единство). В мифе сплавлены воедино собственно мировоззрение, представления о религиозных, социально-нормативных, ценностных основах жизни (то, что в будущем станет философией, наукой, религией, правом, моралью).

Для того, чтобы понять суть мифа и мифологического мироотношения, необходимо выделить в неразрывной целостности мифа несколько аспектов:

1. Гносеологический аспект (миф как форма познания мира);

2. Онтологический аспект (миф как модель мира);

3. Аксиологический аспект (ценностная система общества).

Гносеологический аспект мифа. Мифологическое познание носит образный характер. Миф оперирует не отвлеченными понятиями, а конкретными образами. Логическое начало присутствует в мифе в той степени, в какой человеческое сознание способно классифицировать природные и социальные явления, отделить их одно от другого. Логическое и образно-эмоциональное начала в мифе слиты воедино.

Специфическими средствами познания в мифе становятся сравнение (аналогия) и отождествление. Сравнение переходит в отождествление. Например, солнце сравнивается с птицей, ладьей, жуком-скарабеем, оком и т.д. Для мифологического сознания солнце и есть и сокол, и ладья, и жук, и око. Это порождает свойственные мифу мистические связи вещей и явлений: ассоциативно-смысловая связь воспринимается и переживается в мифе как реальная связь вещей и явлений. Аналогия, уподобление, отождествление – это способ познания и оценки явлений мира в мифе.

Онтологический аспект мифа. Онтология – это понимание основы сущего, бытия. Мифическая модель мира воссоздается через повествование о возникновении его отдельных элементов, природных и культурных объектов, о деяниях богов и героев. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события – это «кирпичики» мифической картины мира.

Аксиологический аспект мифа. Особого, выделенного учения о ценностях миф не имеет, однако при этом миф не является ценностно-нейтральным. В мифе ценностное значение совпадает с онтологическим. Космос ценностно выше, чем хаос; мир богов ценностно возвышается над миром людей, пуп земли важнее другой пространственной точки. В мифе познание мира — есть его оценивание. Каждое явление ценностно в той мере, в которой оно важно для человека и нынешнего состояния мира.

Современная мифология, разумеется, отличается от древней. Она не является фундаментом всей культуры, более подвержена изменени­ям под влиянием перемен в общественной жизни. Современные мифы заимствуют элементы из других культурных форм, в том числе и из науки. Многие мифы XX века выступают в облике рационального зна­ния, а иногда даже строятся по образцу теоретических концепций.

В составе современной мифологии можно выделить несколько основных ее форм:

«Старые» мифы— дожившие до наших дней «преданья старины глубокой»: о духах вроде лешего и домового, о колдовстве и сглазе, об общении с душами мертвых на спиритических сеансах и т. п.

«Новые» мифы— это так называемые паранаучные (т. е. «околона­учные», от греч. para — около, возле) мифы: о летающих тарелках и пришельцах, о снежном человеке, о Бермудском треугольнике и пр.

Мифологемы— это мифы, обычно воспринимаемые как суждения здравого смысла, формулируются как созна­тельно принятые установки, но чаще всего люди в своих взглядах и рассуждениях исходят из них, не особенно задумываясь об их необос­нованности и вымышленности. Мифологемами являются, например, многие народные пословицы («Бьет — значит любит», и т. п.).

Идеологические мифыотчасти складываются стихийно, а отчас­ти специально разрабатываются и распространяются идеологами. Большинство идеологических мифов рождается и умирает вместе с той идеологией, которую они призваны внедрять в умы.



С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Formulalar_f izika!-1.pdf.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: 1 лекция Майлар.ppt, Роль физической культуры в развитии человека.docx, практ задан анатомия ц.docx, возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена 16.06.pdf, повторение ботаника — анатомия с ответами.docx, LAVR Лекция 2 Правовые аспекты использования информационных тех, Артефакт первобытной культуры.pdf, Фролова А.С. Возрастная Анатомия Самостоятельная Работа 1.1..rtf, БЕЗ. ЖИЗН. и ОХР. ТРУДА лекция № 1.docx, Возрастная анатомия, физиология и гигиена, автоматические ПЗ.doc


Лекция 4. Анатомия культуры

  1. Пространство культуры. Трехмерная модель культуры. Культурные формы. Структура культурного пространства: парадигмы, лики культуры, культурные сценарии. Осевые культурные формы: когнитивные парадигмы, ценностные парадигмы, регулятивные парадигмы.
  2. Формы культуры: миф, искусство, религия, мораль, философия, право, политика, наука, техника.
  3. Духовная культура. Типы духовной культуры.
  4. Религия как сакральная форма культуры. Основные элементы религии. Функции религии.
  5. Социальная культура. Структура социальной культуры. Понятия «нравственность», «мораль», «этика».

Культурное пространство — это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом.

Продолжая аналогию культурного пространства с физическим, выделим в нем три измерения — в соответствии с основными типами смыслов, содержащихся в социальной информации.

Этими типами смыслов являются:

1) знания,

2) ценности,

3) регулятивы.

Им соответствуют три взаимопересекающиеся «координатные оси»:

1) «когнитивная»,

2) «ценностная»,

3) «регулятивная».

В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Характерной чертой всех форм духовной культуры является то, что в них на первом плане находится сочетание знаний и ценностей. Это не значит, что регулятивные парадигмы в духовной культуре отсутствуют. Но нетрудно заметить, что конечной целью созидательной деятельности в области духовной культуры являются знания и ценности, тогда как регулятивы играют вспомогательную роль, выступая, главным образом, лишь как средства (способы, методы) создания духовных ценностей.

Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относятся нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область культуры социальных отношений, или, короче, социальной культуры. Разумеется, в социальной культуре нельзя обойтись без знаний. Однако знания выступают здесь лишь как средства для выработки принципов и норм поведения людей в обществе, их совместной жизни, взаимодействия и деятельности. Главное же содержание социальной культуры — регулятивы, ценности и идеалы.

Они образуют взаимопересекающиеся плоскости, в которых формируется и существует культура. (Парадигмы — это типовые, «установочные» структуры, которые определяют организацию смыслового содержания культурных феноменов).

В соответствии с тремя основными парадигмами на их пересечении образуется 3 основные сферы культуры:

  1. духовная культура (соответствует ценностно-когнитивной парадигме)
  2. технологическая (материально-техническая) культура (соответствует когнитивно-регулятивной парадигме);
  3. социальная культура (соответствует ценностно-регулятивной парадигме).

В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Духовная культура охватывает культурные формы, которые ориентированы на знания и ценности. Духовная культура — это «когнитивно-ценностный лик» культурного пространства.

Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относится нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область соци­альной культуры. Главное содержание социальной культуры — регулятивы, ценности и идеалы.

Наконец, в культуре существует область технологической культу­ры — в самом широком смысле: как культуры освоения и обработки любого материала, культуры исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важнейшими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план.

Области духовной, социальной и технологической культуры схематически изображены в виде «когнитивно-ценностной», «ценностно-регулятивной» и «когнитивно-регулятивной» плоскостей, на которые «проецируется» содержание культурного пространства.

Однако иметь в виду, что существующие в реальной действительности культурные феномены и формы сложнейшим образом сочетаются и взаимопересекаются, границы между ними расплывчаты и относительны. Например, искусство — форма духовной культуры. Но в нем есть и технологический аспект-создание, оформления, распространения произведений искусства, и социальный аспект – художественная жизнь общества, политика в этой области.

Культурные сценарии

Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее социализованные (приспособленные к условиям общественного бытия) способы. Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Будем называть программы такого рода сценариями. Сценарий — это развертывающийся в определенном социокультурном контексте план действий личности. Он может носить расплывчатый, ориентировочный характер. Сценарии предопределяют нашу профессиональную деятельность, формы досуга, дружеские или любовные отношения, семейную жизнь. Конкретизируется же они в реальной жизнедеятельности личности и зависит от ее индивидуальных качеств.

Всякий культурный сценарий, с одной стороны, обеспечивает соответствие действий человека условиям общественной жизни, их возможную успешность. Благодаря опоре на традиции он делает поведение людей понятным для других и предсказуемым. Но, с другой стороны, рамки культурного сценария стандартизируют мышление людей, и это может ставить их в тупик, когда они оказываются в жизненных ситуациях, не предусмотренных эталонными культурными сценариями. Творцы культуры, прокладывающие новые пути ее развития, зачастую отходят от предписанных культурой сценариев и находят оригинальные, ранее неизвестные сюжеты деятельности (которые позже могут стать образцами для новых сценариев).

Осевые культурные формы — это

  1. Когнитивные парадигмы.

♦ Житейские знания — в сфере быта, повседневной жизни; простейшие истины, имеющие источником житейский опыт, здравый смысл.

♦ Мистические верования — знания, основанные на вере в существование таинственных, необъяснимых, сверхъестественных и сверхразумных сил, явлений и источников знаний.

♦ Рациональные формы знаний — базируются на опыте и разуме; строятся с помощью рационального, логического мышления, образуют целостные системы (концепции, теории). В наиболее развернутом виде выступают в философии и науке.

  1. Ценностные парадигмы

♦ Финальные ценности.

♦ Инструментальные ценности.

♦ Производные ценности.

Два типа или уровня ценностных парадигм:

♦ Аксиология повседневности — уровень обыденного сознания, ценности повседневной жизни.

♦ Идеология — социальные ценности и идеалы, определяющие задачи развития общества.

  1. Регулятивные парадигмы

Социокультурные нормы — регулятивы нормативного, общепринятого поведения:

♦ общекультурные;

♦ групповые;

♦ ролевые.

Девиантное (отклоняющееся) поведение:

♦ случайные девиации;

♦ регулярные девиации.

2. Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия.

Мифология — одна из самых ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражавшие духовно- психологическую жизнь людей древнего общества. Самой ранней была форма тотемической мифологии: люди верили, что они связаны родственными связями с животными, растениями, скалами, явлениями природы и образуют единый тотем. Позже, с переходом людей к земледелию возникла хтоническая мифология (хтоническая от слова «хтон» — земля): люди верили, что существуют могущественные существа с человеко-звериным обликом. И лишь позже хтонические звероподобные боги вытесняются небесными богами с человеческим обликом.

Мораль — форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, включает запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые моральные запреты — табу).

Искусство — форма культуры, которая возникла уже в первобытном обществе, и отражает действительность и духовную жизнь людей в художественных образах. При зарождении искусства его элементы слитны, переплетены, а затем выделяются отдельные виды искусства: танцы, песни, музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, художественная литература, поэзия, киноискусство и т.п.

Религия — форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воплощающим в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на:

1) монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам — вера в одного Бога); 

2) языческие религии (политеизм — вера во многих богов, восточные культы);

3) трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство).

По степени распространенности в мире выделяют:

1) мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые широко распространены;

2) локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм).

Право — форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм – законов, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества.

Идеология — форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в которых обобщается и осознается отношение людей друг к другу, к обществу, к миру.

Наука — форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке.

Философия — форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине I тысячелетия до н. э. в трех регионах мира: в Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания. 

Экономика — форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в обществе в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.

3. Духовная жизнь — относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих. 

Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования. 
Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом. 
Духовная культура — часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости. 

К духовной культуре относятся культурные формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей:

♦ Мифология.

♦ Религия.

♦ Искусство.

♦ Философия.

Особенности духовной культуры:

  1. Неутилитарность; нужна сама по себе, а не ради достижения каких-либо целей.
  2. Наибольшая свобода творчества.
  3. Особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли, богаче реального мира.
  4. Наиболее чутко реагирующая на изменения среды, самая хрупкая область культуры, больше всех страдает при социальных катаклизмах, нуждается в поддержке общества.

4. Религия возникла одновременно с формированием общества и его культуры. Религия — это один из способов жизнедеятельности людей и элемент мировоззрения, связанные с признанием существования сверхъестественных явлений и возможности человека духовно взаимодействовать с ними. Религия (верование) составляет неотъемлемую часть жизни большого числа людей. Она характеризует уровень, содержание и направленность мировоззрения целых сообществ, особенности образа жизни и деятельности.

Основные элементы, которые имеются в разных религиях и потому, можно думать, характеризуют сущность религии вообще.

  1. Вера в Бога (или богов). Это главный признак религии. Без богов религии нет. В разных религиях – разные боги, но есть нечто общее в представлениях о них. Во-первых, Бог есть личность, субъект, существо. Во-вторых, Бог есть существо (а) разумное, (б) бессмертное, (в) обладающее сверхъестественными способностями, (г) непостижимое для человека, превосходящее человеческое разумение. Все это свойства, которые имеются у человека, но взятые в преувеличенном, абсолютизированном виде. А с точки зрения атеистов, человек создает образ Бога, олицетворяя в нем собственные лучшие качества, доведенные до высшего совершенства.
  1. По мысли Л.Фейербаха, религиозное представление о Боге – это зеркало, в котором отражается мечта человека о том, каким он хотел бы стать. А Вольтерсо свойственным ему остроумием выразился по этому поводу так: «Бог создал человека, а человек отплатил ему тем же».
  2. Эмоциональное отношение к Богу. Указанное выше сходство человека и Бога делает возможным человеческое общение с Божеством. Поскольку Бог есть существо, подобно человеку обладающее разумом, с ним можно говорить, к нему можно обращаться с молитвой, его можно просить, убеждать, уговаривать. Бог – очень удобный собеседник: он всегда рядом. С ним человек преодолевает чувство одиночества. Вера в Бога – это не просто рациональная убежденность в его существовании, а религиозное чувство. Верующий относится к Богу эмоционально – с любовью, страхом, надеждой, чувствами вины и раскаяния, и верит, что Богу тоже свойственны эмоции – Бог проявляет любовь и милосердие, гневается на грешников, вознаграждает праведников. Эмоциональное общение с Богом образует особого рода «духовный опыт».
  3. Вероучение. Во всякий религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (Библия, Коран). К священным текстам со временем добавляются их толкования, сочиненные выдающимися деятелями религии. На основе священных текстов и их канонизированных толкований строится религиозная наука – богословие (теология). На наиболее общем уровне вероучение приобретает истолкование в религиозной философии.
  4. Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Во всех религиях от верующих, как правило, требуется личное обращение к Богу с молитвами, участие в коллективных богослужениях, освящение рождения, смерти, бракосочетания. Праздники связаны со знаменательными событиями, описанными в священных текстах, и предполагают совершение соответствующих церемоний. Важной стороной религиозного культа является символика. Культовые предметы, действия, жесты – это символический язык, на котором происходит диалог человека с Богом. В символической форме верующий, с одной стороны, выражает свои чувства и мысли в освященных, допустимых для обращения к Божеству формах, а с другой – приобщается к Богу, получает от него поддержку и помощь.
  5. Организация верующих. Религия по природе своей коллективна. Она предполагает не только связь индивида с Богом, но и связь верующих в этого Бога индивидов, единоверцев. Может быть индивидуальная вера, но не может быть индивидуальной религии. Великие основатели религий — Будда, Христос, Мухаммед — проповедовали свои идеи, и эти идеи становились религией только тогда, когда у них набиралось много сторонников. Общество признает в качестве религии только достаточно распространенную среди людей веру.

Вырастая из мифологии, религия наследует от нее основополагающее место в культуре. Вместе с тем в обществе развитом, где существуют искусство, философия, наука, идеология, политика, право религия становится их общей, системообразующей духовной основой. Отсюда вытекает особая роль религии в обществе, которую она выполняет вплоть до нашего времени. Хотя в ХХ в. из центра духовной жизни общества она перемещается к периферии, ее влияние на жизнь общества и ныне остается большим.

Можно выделить следующие функции, в которых проявляется роль религии как фундаментального фактора общественной жизни:

1. «Душеспасительная» функция (по отношению к личности).

2. «Духовная» функция(по отношению к культуре). Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В религиозном вероучении задается картина мира, иерархия ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя.

3. «Мирская» функция (по отношению к обществу). Религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Единая вера сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения.

5. Социальная культура – это производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Эта культура характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно, называют социальной материей.

Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.

Частью социальной культуры является, политическая культура, которая представляет собой совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.

Политическая культура как способ политической деятельности включает в себя в качестве компонента практическое функционирование политических институтов. Идеальный компонент – базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, а также ориентации правительственных структур в отношении других политических систем и в отношении собственной политической деятельности.

В последнее время, в социальной культуре выделяют правовую сферу (культуру). Эта культура воплощена в деятельности правовой системы общества, правовом развитии человека, важнейшим показателем которого является его отношение к закону как к культурной ценности.

Виды (формы) социальной культуры:

• нравственная культура;

• философская культура;

• политическая культура;

• экономическая культура;

• историческая культура;

• экологическая культура;

• религиозная культура;

• этическая и эстетическая культура;

• правовая культура.

Тема 5. Структурно-смысловая организация культуры

1. Структурная модель культуры

Культурное про­странство — это
пространство, образованное множеством
феноменов культуры, переплетающихся и
взаимодействующих друг с другом.
Культурное пространство – это пространство
общественной, социальной жизни,
организованное основными смыслами и
формами жизни и деятельности. По аналогии
с физическим пространством в пространстве
культу­ры тоже можно выделить три
измерения. Этими измерениями служат
три основных типа смыслов, содержащихся
в социальной информа­ции: 1) знания,
2) ценности, 3) регулятивы. Им соответ­ствуют
три взаимопересекающиеся «координатные
оси»: 1) «когни­тивная», 2) «ценностная»,
3) «регулятивная».

Расположенные в этом трехмерном
пространстве культурные фе­номены
группируются в комплексы и системы.
Раз­личные конфигурации феноменов
культуры называют культурными формами
человеческой жизнедеятельности (или
формами культуры). Формы культуры
— это формы человеческой деятельности,
в которых существует, сохраняется и
развивается информационно-знаковое
содержание общественной жизни.

Понятие культурной формы в культурологии
неоднозначно. Культурные формы
чрез­вычайно разнообразны и
многочисленны. Рассматривая культурное
пространство в масштабах всего
человечества, можно выделить в нем
относительно автономные области —
национальные культуры, региональные
культуры, цивилизации. Это наиболее
крупные типы культурных форм. Внутри
них исторически образуются разнообраз­ные
культурные формы меньшего «ранга»
(например, этнические формы). На современном
этапе в каждой достаточно развитой
куль­туре вычленяются как ее особые
формы массовая и элитарная куль­тура.

В пространстве каждой культуры
складываются формы и сферы деятельности.
К ним относятся религиозные представления
и обряды, философия, искусство в целом
и его отдельные виды и жанры, спортив­ные
игры и т. д. Они также образуют формы
культуры, поскольку имеют смысловую и
формальную определенность. Воспитание
и обучение, обычаи и традиции, мифы и
сказания, библиотеки и му­зеи — все
это формы культуры, в которых осуществляется
сбережение и передача будущим поколениям
накопленной ранее социальной информации.

Культурные формы не изолированы друг
от друга. Они взаимо­действуют между
собой. Однако вся­кая культурная форма
имеет свои отличительные признаки,
которые составляют ее специфику и с
большей или меньшей определенностью
выделяют ее среди других форм.

2. Структура культурного пространства

Трем осям культурного пространства
соответствуют три рода парадигм: 1)
когнитивные, 2) ценностные, 3) регулятивные.
Они образуют взаимопересекающиеся
плоскости, в которых формируется и
существует культура. (Парадигмы — это
типовые, «установочные» структуры,
которые определяют организацию смыслового
содержания культурных фено­менов).

В соответствии с тремя основными
парадигмами на их пересечении образуется
3 основные сферы культуры:

1) духовная культура (соответствует
ценностно-когнитивной парадигме)

2) технологическая (материально-техническая)
культура (соответствует когнитивно-регулятивной
парадигме);

3) социальная культура (соответствует
ценностно-регулятивной парадигме)

В составе культурного мира обычно
выделяют в качестве важнейшей его части
область духовной культуры. Эта
область включает в себя такие культурные
формы, как религия, искусство, философия.
Духовная культура охватывает культурные
формы, которые ориентированы на знания
и ценности. Духовная культу­ра — это
«когнитивно-ценностный лик» культурного
пространства.

Аналогичным образом в культурном
пространстве выделяется со­вокупность
форм культуры, которые определяют
социальные отноше­ния людей, их
взаимодействие в обществе. Сюда относится
нравствен­ная, правовая, политическая
культура. В этих формах культуры
фик­сируются социальные ценности и
идеалы, а также общие регулятивы
поведения, движимого стремлением к ним.
Совокупность таких форм образует область
соци­альной культуры.. Главное
содержание социальной культуры —
регулятивы, ценности и идеалы.

Наконец, в культуре существует область
технологической культу­ры — в
самом широком смысле: как культуры
освоения и обработки любого материала,
культуры исполнения, изготовления,
получения чего-либо. Знания и регулятивы
являются необходимыми и важней­шими
элементами технологической культуры.
Ценности же отходят здесь на второй
план.

Области духовной, социальной и
технологической культуры схе­матически
изображены в виде «когнитивно-ценностной»,
«ценност­но-регулятивной» и
«когнитивно-регулятивной» плоскостей,
на ко­торые «проецируется» содержание
культурного пространства.

Однако иметь в виду, что существующие
в реальной действи­тельности культурные
феномены и формы сложнейшим образом
соче­таются и взаимопересекаются,
границы между ними расплывчаты и
относительны. Например, искусство —
фор­ма духовной культуры. Но в нем
есть и технологический аспект —
создание, оформления, распространения
произведений искусства, и социальный
аспект
– художественная жизнь
общества, политика в этой области.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Профессиональные праздники медицинских работников
  • Простоквашино сценарий текст
  • Профессиональные праздники медиков
  • Простоквашино сценарий на английском
  • Простой сценарий сказки