Проводы русалок праздник

Русальная неделя или как ее еще называли Русалии. Начиналась она 19 июня, последним же днем празднования был день всеми любимого, бога Купалы 24 июня. Далее

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Русальная неделя или как ее еще называли Русалии. Начиналась она 19 июня по 24 июня мифическое существо русалкаКаждый человек рано или поздно начинает интересоваться историей своего Рода и семьи, но все больше современных людей стараются копнуть намного глубже, не просто сквозь века, а сквозь тысячелетия. Стремясь узнать историю не только своей семьи, а и всего народа, его прошлое, обычаи и традиции. Для некоторых это необычное увлечение, а для некоторых хобби становиться работой всей жизни. Что же в себе скрывают славянские праздники и вообще религия древних славян? Этим вопросом задается огромное количество современных людей, и это связанно в первую очередь с обычным человеческим любопытством.

Славянский календарь полон разнообразных праздников, дней памяти, и прочих языческих торжеств. И одним из самых интересных и долгожданных летних языческих праздников славян была Русальная неделя или как ее еще называли Русалии. Начиналась она 19 июня, последним же днем празднования был день всеми любимого, обладающего невероятной силой бога Купалы 24 июня.

Как и многие славянские народные праздники, Русальная неделя имеет свои обычаи, традиции и ритуалы. В течение недельного празднования наши предки проводили целый цикл невероятно серьезных  обрядовых мероприятий, без которых праздник просто не мог состояться: «проводы русалок», «яичное заговаривание» и ритуал «русальные заговенья».

Что же собой представляли ритуалы Русальной недели?

Русальная неделя или как ее еще называли Русалии. Начиналась она 19 июня по 24 июня венки наводуПервым в списке проводимых обрядов считались прощания с русалками, они всегда считались дарительницами влаги для полей.  Данный ритуал служил неким переходным периодом – прощанием на определенное время с русалками. Когда нужда в большом количестве влаги на полях сводилась до минимума в результате завершающего этапа формирования будущего урожая. А говоря простым языком, уже сформированным колосьям, не было необходимо столько дождей и влаги, сколько было необходимо после засева полей.
Наши предки считали, что русалки основную часть года были на дне водоемов или рек, и только в Русальную неделю они могут появиться на суше.

Как праздновали Русальную неделю наши предки?

Зачастую славяне в праздничные дни собирались на небольших горах или холмах, где проводились веселые гуляния, торжественные Русальная неделя или как ее еще называли Русалии. Начиналась она 19 июня по 24 июняпиршества и маскарады. Главным символом этого праздника были кони, поэтому кто-то из юношей деревни обязательно выполнял роль этого животного на празднике, но, конечно же, в шутку. Юные девушки одевали свои праздничные сарафаны, собирались возле костра и пели русальные песни.

Обряды «похорон и проводы русалок»

Центральным событием всего праздника были именно эти ритуалы. Наши предки выбирали одну из самых красивых молодых девушек деревни, надевали на нее невероятное количество сплетенных венков из свежих цветов и трав. Тем самым превращая девушку в настоящую новогоднюю елку с гирляндами из всевозможных венков и зелени. Затем все участники обряда, веселясь, обходили всю деревню в маскарадных костюмах, но с наступлением сумерек все направлялись к реке или открытому водоему. Если же такого не было по близости, тогда разводился костер, хотя наши предки всегда селились вблизи от воды.

Русальная неделя или как ее еще называли Русалии. Начиналась она 19 июня 24. выбор русалки сделанЕстественно вместе со всеми на берег приходила и именуемая «русалка» и начиналось таинство. Волхвы и жрецы начинали молиться богам, напевая специальные песни, и при этом с «русалки» снимали венки и бросать в воду или же костер – это было таинство прощания. После попадания последнего венка в воду все бросались убегать от уже бывшей русалки, а она стремилась поймать кого-то. Но попасть ей в руки для наших предков означало накликать на себя беду, обычно это предвещало хворь или же смерть.

Наши прародители верили, что во время празднования Русалии самих русалок можно увидеть поблизости на берегах водоемов, на перекрестках и даже погостах. До наших дней дошли предания, в которых сказано, что традиционные русальные танцы и веселье имело и несколько другой смысл. Это был своеобразный ритуал, который позволял с помощью танца защитить посев.

Еще одной особенностью Русальной недели был полный отказ от работы, иначе русалки могли наслать наказание на того, кто осмелиться работать в их день. Уничтожить урожай, наслать бури, грозы и прочие проблемы на головы неучтивых славян. Наши предки почитали и одновременно боялись Русальной недели, ведь встретить русалку считалось невероятной удачей, которая сулит несметные богатства, но только если человек действительно этого заслуживает. Но если же русалка встретит лгуна, вора или убийцу, то эта встреча обернется смертью для него. Детей и молодых девушек берегли от подобных встреч, так как славяне верили, что русалки могут затанцевать до смерти или же просто увести их с собой. Именно по этой причине в это время детей и девушек не выпускали на поля и луга. Для защиты на детей одевали специальные обереги, которые были изготовлены из нескольких сильнопахнущих трав: полыни, хрена и чеснока.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Русальная, она же Троицкая и Русальская. Название Русальная (Русальская) ярко и образно отражает эпизоды временного заселения местности водными девами — русалками. В старину русалок опасались, считали, что они причиняют вред людям, поэтому от них следует защищаться. Вот почему Русальная неделя полна разными обрядами, традициями, запретами. Однако нельзя сказать, что всю неделю люди спасались от русалок, наоборот это был праздник с пирами, играми и другими забавами.

04

Еще одно название «Троицкая неделя» связано с тем, что она совпадает с Троицей. То есть приходиться на предшествующую празднику неделю или после нее в так называемое Троицкое воскресенье.

Среди древних славян «ходили слухи», что русалки массово появляются в то время, когда цветет рожь. В эти дни людям было небезопасно проводить много времени на полях, отходить далеко от дома. Не разрешалось ходить в лес в одиночку, купаться (это носило особенный характер). Не выпускали даже домашний скот на пастбища. На Троицкой неделе женщины старались не заниматься своими повседневными хозяйскими работами в виде стирки белья, шитья, ткачества и другими работами.

02

Обычаи и традиции

Молодые, в течение всей недели наряжались как русалки и гуляли по своим деревням и селам. Также для того, чтобы напугать односельчан некоторые девушки и вовсе в одних рубахах и с распущенными волосами (в древности считалось, что именно так выглядят русалки) бродили по улице у домов, они прятались и старались как можно сильнее напугать прохожих.

Все эти запреты, осторожность и многие другие обычаи люди соблюдали не только для того, чтобы защититься от русалок, но также они хотели поманить их к себе и узнать поближе. Для этого они пробовали самые разные методы. Развешивали рубашки около рек, в лесах и в тех местах, где, по их мнению, могли появляться русалки. А для того, чтобы вернуть свой скот, который потерялся на этой неделе, люди всяческими способами пытались задабривать русалок, так как в этом жители считали виноватыми именно их. Поэтому уговаривали их вернуть скот. А методы были самые разные, от онучей из женских рубах, до соли и хлеба. А старину люди сильно верили в приметы и поверья, поэтому такое их поведение не считалось странным и необъяснимым. Более того, странным было их невыполнение.

01

Поверья русальной недели

Народ считал, что если не соблюдать все традиции и игнорировать их, то таких людей непременно ждет некое наказание от русалок. Считалось, что у тех, кто не следовал им, обязательно должны были случаться несчастия. Например, у таких людей, не было урожая, рождались уродливые дети и другие не менее страшные последствия.

05

Также традиции гласили о том, что дни русальной недели (не все, а некоторые) носили определенные названия, в зависимости от обрядов и действий. Ниже приведены примеры.

  • Вторник назывался именем задушных поминок. Означало, что в этот день люди начинали призывать русалок.
  • Среду назвали буреломной. В этот день всячески запрещалось белить холсты и в случае не соблюдения этого правила, ждала человека страшная буря. Был и такой день, когда для русалок организовывали праздник. Это было воскресенье (крапивное или русальное заговенье).
  • Воскресенье, то есть конец Русальной недели считался днем, когда русалки оставляли людей и в честь этого они прощались с ними на целый год. Прощание с русалками носило ритуальный характер.

03

Русалии — Важный цикл обрядов связан с «проводами русалок», «яичным заговеньем», «русальным заговеньем». По пасхальному календарю это приходится на время от двадцатых чисел мая до середины июня и связано с петровым постом, который завершался всегда точно 28 июня, а начинался в разное время, в зависимости от троицына дня и пятидесятницы. В любом случае русальная неделя шла после семика. В древности разрыв мог быть больше, так как «Стоглав» говорит о русалиях на Иванов день, 24 июня. Глиняный календарь IV в. тоже определяет особую неделю непосредственно перед Иваном Купалой — 19-24 июня (включая в нее и день Купалы).
Проводы русалок, дарительниц влаги полям, производились в тот важный момент вегетации, когда завершилось формирование колосьев и на известный срок дожди были уже не нужны, с русалками можно было временно распроститься. Проводы русалок как обряд связаны с конями, с маскарадом, где один из парней рядится конем; на конях скачут во время праздника Купалы; иногда двое мужчин ведут лошадь в поле. Упоминаются в этнографических записях старики-русальщики, водившие маскарадного коня.
Считалось, что большую часть года русалки проводят на дне реки или появляются на земле во время так называемой «Русальной недели».
Древние славяне отмечали, русалии на возвышенных местах водили хороводы, ряженые ходили; по деревне, распевая русальные песни.

русальная неделя
Центром праздника был обряд похорон или проводов русалки. Его участники выбирали самую красивую девушку, украшали многочисленными венками и «гирляндами» зелени. Затем процессия проходила по деревне, ближе к вечеру участники выводили «русалку» за село, чаще всего на берег реки. Исполняя особые песни, с русалки снимали венки и гирлянды, бросали их в воду или в костёр (если поблизости не было реки).
После завершения обряда все разбегались, а бывшая русалка стремилась догнать и поймать одного из сопровождавших. Если она довила кого-либо, это считалось дурным предзнаменованием, предвещая будущую болезнь или смерть.
По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.
Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.

07

В память старой веры и дедовских обычаев, за «неделею всех святых» сохранилось название «русальной», а последнее весеннее воскресение, на том же основании, именуется «проводами весны и встречей русалок». Весну, впрочем, провожают накануне начала Петровского поста, вечером, когда обычно поют и пляшут, а в черноземной Руси (напр., в Елатомском уезде, Тамбовской губ.) на другой день (и также вечером) совершают эти проводы в лицах: молодые крестьяне, женатые и неженатые, наряжаются в торпища и прячутся около села во ржи, поджидая, когда выйдут сюда девушки и молодые бабы. Тогда, во ржи, где-нибудь раздается легкое хлопанье кнутов, которыми запаслись мужчины. Бабы и девушки испуганно вскрикивают: «Русалоцки… русалоцки» — и разбегаются в разные стороны. Вдогонку за ними пускаются наряженные, стараясь ударить оплошавших женщин кнутом. Бабы спрашивают: «Русалоцки, как лен?» (уродится). Ряженые же указывают на длину кнута, вызывая бабьи выкрики: «Ох, умильные русалоцки, какой хороший!» В Пензенской губернии, к этому дню молодежь приготовляется еще за неделю, с самого Троицына дня, и, хотя ряженых бывает немного, но все умеют быть веселыми и стараются быть забавными. Один наряжается козлом, другой надевает на руки и на ноги валеные женские сапоги и изображает собой свинью (самая трудная роль), третий шагает на высоких ходулях, четвертый наряжается лошадью (когда все 4 конца торпища увязаны соответствующим образом толстыми бичевами, то является подобие лошадиной головы, вполне удовлетворяющее зрение, если воткнуты два колышка в голову, взамену ушей, и все это прикреплено к палке). С этой палкой в руке, прикрытый торпищем, парень являет собой подобие коня, ставшего на дыбы. Есть еще один, более простой, способ наряжаться лошадью — для этого на палку (в два с полов, арш.) надевается головная лошадиная кость, а самую палку обивают пологом и окручивают веревкой, у которой один конец оставляется свободным. За этот повод уздечки берется ловкий молодец, изображающий вожака и руководящий скачками и пляской упрямой, норовистой лошади. Она брыкается, разгоняя хохочущую толпу девчонок и мальчишек, а тут же, рядом с ней бодается козел, постукивая деревянными челюстями и позванивая подвязанным колокольчиком. Но самое большое удовольствие получает тот шут в маске, который забирается в бабью толпу, поталкивает и пощупывает, повертывает и обнимает. Все, имеющиеся налицо, музыкальные инструменты, принесены сюда: заливаются гармошки, трынкают балалайки, пищит скрипка и, для полного восторга провожающих весну, раздаются громкие и звонкие звуки от ударов в печные заслонки и сковороды. Впрочем, ряженые иногда ограничиваются тем, что просто испачкаются сажей и с шумом и треском обходят всех состоятельных жителей, как обходили, не так давно, все помещичьи дворы, заслуживая пляскою трепака угощение водкой. Самая процессия проводов весны совершается так: впереди идут с лошадью русалыцики, за ними бегут вприскочку перепачканные ребятки (это «помелешники» или «кочерыжники»), которые подгоняют кнутами передних. В поле, за деревней, делают несколько холостых выстрелов из ружей, а в честь русалок выделяется бойкая девушка, которая, с палками в руках, скачет взад и вперед. Затем лошадиную голову бросают в яму до будущего года — это и есть проводы русалки и прощание с весной.
Надурачившись в своем селе, зачастую, переходят в соседние деревни, пока там, в глухую полночь, не свалятся с ног. Но чаще (по свидетельству одного корреспондента из Саранского уезда, Пензенской губернии) бывает так: «Когда толпа поредеет и на улице остаются парни, девки да солдатки, парни подхватывают их и тащат в сторону к амбарам и погребам. Женщины сопротивляются, и все затеи женихов, к чести девушек, остаются безрезультатными. И это не в один какой-либо вечер, а всегда». Описывая своих, похваливая их нравственность, наш автор исполнил честно только добрый соседский обычай. Но в действительности веселый бог весны не так милостив и жалостлив к молодежи, как было бы желательно, по крайней мере не на то наводят, не о том говорят все эти «веснянки» — старинные песни, а особенно те из них, которым присвоено название семитских.

Семик — тоже весенний праздник, и притом самый веселый и коренной, и так же цельно и свято соблюдаемый с древних времен седой доисторическкои старины. С русальным праздником у Семика такое близкое родство, что, судя по самым основным приметам, их теперь и отделить очень трудно, а с широкой масленицей у Семика такое сходство, что оно не ускользнуло и из праздничных хвалебных песен. Разница тут только в том, что один праздник приспособлен к концу весны, другой к концу зимы, и оба в честь красного солнышка.

Основное ядро семитского праздника и существенная отличительная его особенность — завиванье венков, — осталось в прежней силе и неизменном порядке, но сроки отправления празднества перепутались. Так, например, в окрестностях города Углича, для завиванья венков избран Вознесеньев день, в Калужской и Орловской губ. делают то же на Духов день, в Симбирской губернии Семик приходится еще за два дня до Троицына дня, а в Пошехоньи и вообще в Ярославской губ. на Троицын день. В Симбирской губ. (хотя бы, например, в Буинск. у.) особенно избранные девушки, накануне Троицына дня, ходят с раннего утра под окнами подруг и объявляют о наступлении Семика такими словами: «Троица по улицам, Семик по задам». Это значит, что когда каждая украсит свою избу березками вдоль всей деревенской улицы, то им, деревенским девицам, придется идти за околицу, под предводительством избранной по жеребью и одетой в мужское платье (это — Семик). Идут разодетые и с запасами: с печеными и сырыми яйцами для неизбежной яичницы, с лепешками и пирогами. В ближней роще выбирают кудрявую березу, срубают самую густую ветку, украшают ее лентами, втыкают в землю и, ухватившись за руки, сплетаются хороводом и поют известную песню: «Как из улицы в конец шел удалый молодец», с припевом о Дунае-сыне-Ивановиче. Песни поют до обеда, т. е. до той поры, когда дойдет очередь до принесенных яств, после чего с той же березы рвут ветки и плетут венки, с которыми опять водят хороводы и играют песни, спрашивая в одной из них: «Мне куда тебя, веночек, положить?» — и отвечают: «Положу тебя, веночек, на головку, ко душе милой девице, — ко названной сестрице». Что споют, то и сделают, а придя на пруд или реку, с зажмуренными глазами бросают венки на воду и гадают: потонул венок — в тот год замуж не выйти, а пожалуй, даже и умереть, но очень хорошо считается, если венок всплывет, да еще против течения.

В Ярославской губ. через сплетенные из березы венки девицы целуются, обязуясь сохранить на целый год дружбу, до новых поцелуев, хотя бы и с другой девушкой. Близ Углича игра с разукрашенной березкой и яичницей применяется к гаданью на урожай ржи, так как березку ставят среди озимого поля, а яичницу едят не иначе, как бросая через голову часть ее и целые яйца в рожь, «чтобы она, кормилица, лучше уродилась» («колосок рожки уродился с ложку, а комелек рожки со Христову ножку»). Затем по ржаной полосе катаются, переваливаются с боку на бок, для того, чтобы не болела во время жнитва спина и не «расхваталась» (от схватки пучков ржи на серп) рука, перевязанная для устранения возможной беды на это время в запястье ниткой. Почествовав таким способом рожь, завивают венки на себя, на родителей, на жениха или просто на знакомых, оставляя их до Троицына дня, когда ходят «ломать венки», т. е., погадавши на них, бросать в воду.

Русалий праздник у славян считался важным событием. Случался он дважды в году, весной: первая неделя в апреле с 16 по 22-е число, а в мае, когда природа расцветает, Зелёные Русалии. Опасное это время было, но и торжественное. В этот период славяне опасались проделок русалок. Но также с этой порой связывали и весьма яркие, радостные традиции.

Когда Зелёные Святки

Русалий праздник приходит 26 мая. Длились Зелёные Святки по 2 июня. Хотя в некоторых регионах праздновали их аж до 21 июня (праздник Ивана Купало) и, лишь дождавшись этого дня, народ изгонял русалок и завершал вторую Русалью неделю.

русальные браслеты, русалии, зеленые русалии

Русальные браслеты из лавки «Северная Сказка»

Что за праздник — Зелёные Русалии

Вторая Русалья неделя чем-то схожа с периодом Зимних Святок. Славянская мифология гласит, что в эту пору духи спускаются на землю, к ним можно обратиться с вопросами о будущем и просьбами о счастье в любви. Духи охотно общаются с людьми и помогают предсказаниями, советами. Однако обращаться к русалкам нужно осторожно, чтобы не прогневать их.

Вот что рассказывают о встречах с русалками в весенние дни:

«На мельнице тятя был. Мельница ходила, работала, вдруг остановилась. Открыли дверь в колесницу — сидит красавица, коса распущена, в воде ноги моет. Они испугались, выбежали. А она им говорит: «Чего испугались? Вот вымоюсь уйду». Вытащила ноги, ушла, и мельница заработала».

Девичий праздник

Зелёные Русалии — девичий праздник. В это время наступает черёд проведения обряда кумовства (сестринство — другое название). Девушки плели венок и подвешивали его на берёзе, затем целовались через него. До самого завершения праздника «посестрившиеся» должны были оставаться верными подругами. По завершении праздничной недели, они могли сами решать, сохранять ли дальше дружбу.

Русалка, женские украшения

Чудесные русальные браслеты

Во многих обрядах на Русалью неделю участвовали только юные девицы. Они одевались в белые одежды, танцевали обрядовые танцы, плели венки и спрашивали духов о будущем. Мужчины в этих празднествах, как правило, считались лишними, потому туда они не допускались.

Сбор средст на проект, славянский сериал Зов Магии

Проводы русалки

Завершающий Русалий день — проводы русалки. Этот обряд совершался с целью изгнания духов из мира людей. В разных регионах это делалось по-своему. Например, есть обряд «вождение куста». В виде русалки представляли небольшую берёзку, которую наряжали лентами, а по завершении обряда топили в реке. В других регионах устраивали красочное и шумное «изгнание русалки». В нём участвовали ряженые, изображающие действо — изгнание русалки в её стихию. Девушек, обряженных природными духами, парни гнали из села до ближайшего поля. Там «русалочки» прятались в траве и обещали всему селу плодородное, богатое лето.

С какими страхами связывают Русалий день

Как Русалий праздник заканчивался, люди переставали бояться ходить в лес и отпускали без страху гулять детей. А вот, в период Зелёных Святок мало, кто решался отпустить деток гулять по лесным тропам и к берегу реки. У славян было поверье, что в эти дни русалки шалят и могут навредить людям. Считалось, что эти существа заманивают и уводят к себе детей, рассказывали об этом так:

«Шишихи, русалки, хватают за ноги и топят. Бабки свиклу сажали, а женщина в воду зашла. Ее кто-то тянет, а потом на ногах следы от пальцев».

«Русалки-то, да, слыхивала. Сейчас уж никого не стало, а раньше много было всего, много рассказывали историй всяких. Вот у одной женщины утонул сын. Он и плавал-то неплохо, хорошо плавал-то и вот вдруг утонул. А было летом, конечно. Ну, народ-то: «Водяной утащил!» А потом, уж много времени прошло-то, пошла она стирать на реку и глядит, сидит на камне девушка, красивая, да голая, волосы черные, длинные. Она их чешет. Та [женщина] как увидела ее, и сердце захолонуло сразу. Спугалась сильно, стоит, не дышит аж. Забоялась шибко сильно. А как же, ошарашно ведь! Что ты! Эта русалка как посмотрит на кого, как застывши человек стал, так и будет стоять, долго может так, да. Вот та и стоит. Вдруг русалка повертывается и говорит: «Твому сыну хорошо, иди домой и не ходи больше сюда». И в воду прыгнула, а гребень оставила на камне. Женщина тогда опомянулась, бросилась домой, молилась долго, много. Снилось ей все долго еще, потом прошло. А сына тело так и не нашли, глубоко больно. А хто они? А хто знает. У нас иногда говорят, что это девушки, умершие перед самой свадьбой. Они вот и томятся всю жизнь, и людям жить мешают».

Читайте также:

Русская Русалка

Славянские праздники и обряды

Славянский календарь

Лельник — славянский праздник Богини Лели


зелёные русалиизелёные святкирусалий деньрусалий праздникрусалья неделя

В календаре славян есть несколько значимых недель — зимние святочные недели и летняя святочная неделя. Она так и называется, Зеленые святки, Зелёные Русалии, Русальная неделя. Это целый комплекс обрядов, направленных, прежде всего, на поминовение предков и увеличение плодородия земли.

Русальная неделя имеет самые разные названия — Троицкие святки, Зелёные святки, Проводы русалок, Зелёная, Ярилина, Гряная, Всесвятская неделя и прочие. Названий у этого времени народного календаря очень много.

Чему посвящены Зеленые святки

Русалий праздник у славян считался важным событием. Случался он когда природа расцветает. Отсюда и Зелёные Русалии. Опасное это время было, но и торжественное. В этот период славяне опасались проделок русалок. Но также с этой порой связывали и весьма яркие, радостные традиции.

Наши предки верили в то, что в период Зеленых святок или же Русальной недели, русалки покидают свои водоемы, выходят к людям и могут, при желании, много бед натворить. Поэтому очень много обрядов связаны именно с этим мифологическим славянским персонажем.Зеленые святки, они же Зелёные Русалии. Праздник 1

Исходя из различных исследований, можно уверенно говорить о том, что в зависимости от местности и климата «Русальная неделя» приходилась на период с 10 мая по 10 июня. Это Праздник проводов весны и встречи лета, праздник чествования Берегинь, Духов-хранителей рек, лесов, гор, — всего того мира, который нас окружает.

Священное дерево Русальной недели

Особо почитаемым деревом Русальной недели считается береза. Славяне считали, что именно на ее ветвях сидят духи на Зеленые святки.

  • вокруг нее водили хороводы и устраивали гуляния;
  • ее веточки вплетали в венки;
  • сами ветви украшали лентами, вешали на них украшения и одежду, заплетали;
  • брали к себе домой, чтобы украсить жилье;
  • к березе возлагали всевозможные подношения, чаще всего мед и яйца.Зеленые святки

Поверья на Зеленые святки

Зеленые святки — опасное время в году. Так думали славяне. Однако, если соблюдать все меры предосторожности, то ничего страшного не должно было произойти. Отсюда и определенный ряд запретов.

Считалось, что во время этой волшебной недели в наш мир живых из мира мертвых приходят заложные покойники — погибшие люди. В период Русальной недели они могут находиться очень и очень близко к людям (и не только у воды). Встреча с таким духом никогда не предвещала ничего хорошего, лучше таких встреч не допускать. И именно поэтому, до Зеленых святок люди, ближе к полночи и полудню, старались держаться по дальше от:

  • воды;
  • полей;
  • лесов;
  • перекрестков дорог;
  • кладбищ.

Ведь именно тут, чаще всего можно было встретить таких духов. Близ воды и в поле русалки часто веселились и раскачивались на ветвях деревьев. Кладбище, ну, это само собой, место где можно даже в обычные дни какого-нибудь духа встретить. А перекресток, вообще, место проклятое, потому там и ставили поклонные кресты.

Полдень и полночь — самое опасное время в период Зеленых святок, но даже во все остальные часы люди старались не ходить в одиночку, и уж, тем более, купаться. Если не соблюдать меры предосторожности, то не упокоенный дух мог либо утопить в водоеме, либо защекотать до смерти.

Самый разгул русалок начинался во время цветения ржи.

Естественно, не всех опасных мест можно было избежать во время этой недели. Поэтому очень важным моментом считалось задабривание русалок. Это сулило не только безопасность, но и возможную выгоду, так как духи могли дать ответы на интересующие вопросы.

Для задабривания духов, в пору Зеленых святок славяне устраивали различные гуляния, пели песни. Естественно, церковь всего этого не одобряла, не одобряет и до сих пор.

Плюс ко всему остальному, налагалось табу на все более или менее сложные женские дела:

  • не разрешалось прясть, ткать, шить, вязать, одним словом, рукодельничать;
  • стирать и убираться;
  • запрещались полевые работы;

Традиции и обряды

Русальная неделя — это еще и девичья пора. С этого времени молодые девушки входили в круг своих более старших подруг, начинали интересоваться противоположным полом, начинали гадать и участвовать в прочих женских посиделках.Зеленые святки

Отличительная особенность, которую имеет праздник Зеленые святки, заключаются в тонкой аналогии между красотой юной девушки и расцветающей от лучей тепла природы. Ведь лето — пора плодородия, богатых урожаев и торжества естественной красоты.

Зеленые святки насыщены всевозможными обрядами, но основными являлись:

  • Проводы русалок и Ярилы;
  • Вождение «Русалки-коня»;
  • Похороны Костромы.

В каждое время, и в каждом регионе эти обряды значительно рознились. Хорошо они описаны на Википедии, но это только несколько из вариантов.

Проводы русалки

Завершающий Русалий день — проводы русалки. Этот обряд совершался с целью изгнания духов из мира людей. В разных регионах это делалось по-своему. Например, есть обряд «вождение куста». В виде русалки представляли небольшую берёзку, которую наряжали лентами, а по завершении обряда топили в реке. В других регионах устраивали красочное и шумное «изгнание русалки». В нём участвовали ряженые, изображающие действо — изгнание русалки в её стихию. Девушек, обряженных природными духами, парни гнали из села до ближайшего поля. Там «русалочки» прятались в траве и обещали всему селу плодородное, богатое лето.

Считалось, что в воскресенье русалки, а вместе с ними и прочие духи покидают мир живых, водоемы, поля, леса и луга нова становятся безопасными.

Русальная неделя

Русальная
Неделя празднуется прямо перед
Купалой
 или
летним солнцеворотом. По-другому
Русальную неделю называют Гряной
неделей, Проводами русалок, Зелёной
Неделей, Зелёными Святками, Русалиями,
Семик, укр. Клечальная неделя, поль.,
лит. Зелёная неделя, чех. слов. Русальда
.
В конце недели совершаются различные
обряды, такие как Проводы Русалок,
Похороны Костромы и так далее (подробнее
в статье Купала),
которые относятся напрямую к поверию,
что в этот день русалки окончательно
уходят в свои омуты и больше не трогают
людей. Последний день русальной недели
считается сам праздник Купала — летнее
солнцестояние.

 Купальские
дни — это особые праздники. Кроме того,
что это встреча и провожание русалок,
это ещё и поминание умерших. Причём не
просто умерших, а заложных покойников,
то есть умерших не своей смертью. По
своей сути русалки — это и есть духи
людей, которые умерли не своей смертью.
До Русалий они живут в своих домах, и не
покидают водоёмов, а вот прямо перед
Купалой начинают выходить к людям и
могут принести немало бед. В связи с
этим связано немало поверий, обрядов и
даже предписаний, что нужно делать на
русалии, а что категорически запрещается.
Так как русалки — это тоже умершие
родственники и родичи, хоть их и пытались
выпроводить, но всегда относились с
большим уважением, почитанием. Дни
поминовения усопших — довольно
распространённые и очень частые события
у язычников, которые отмечаются на
протяжении года и русалии являются
одними из самих ярких праздников
подобного рода, которые в древности
отмечались с особым размахом.

 В
письменных источниках первое упоминание
о русальной неделе относится к
Лаврентьевской летописи (около 1068 г.).
Естественно, что христианское писание
осуждает день поминовения мёртвых,
поминовения родителей и предков: «Дьявол
льстить, превабляя ни от Бога трубами
и скоморохы, гусльми и русальи». В более
поздних памятниках Русалии характеризуются
как «бесовские игрища» и «потехи с
плясанием», песнями, с ряжением в маски
животных и т. п.

 Считается,
что на время этой недели землю или мир
живых посещают нечистые духи, так
называемые «заложные» покойники,
существа из иного мира, встреча с которыми
ничего хорошего не предвещает. В этот
день они находились в непосредственной
близи от людей, и их можно было встретить
на берегу реки, в поле, где они резвятся
или качаются на ветвях деревьев, на
перекрёстках дорогах и кладбищах.
Считалось, что русалки (мавки, русалки-мавки,
навки, русалки-навки) — это девушки,
умершие не своей смертью или умершие
до брака и малолетние дети. От того, что
они не знают покоя в ином мире, они могут
утащить с собой живых, утопив их в водоёме
или  защекотав до смерти, поймав в
поле (время разгула русалок — это ещё и
время цветения ржи) или лесу. Поэтому
на время русалий не рекомендовалось в
одиночку уходить в лес, и уж тем более
купаться. По завершению Гряной Недели
и совершении людьми всех подобающих
ритуалов, русалки уходят в свой мир — в
Навь, и люди могут вздохнуть свободно,
так как от туда причинить вред живым
они не могут до следующей русальной
недели.

 На
Русальную Неделю существовал запрет
на все женские дела, как то: рукоделия,
стирка, уборка, полевые работы и т.д.
Недобрые духи наверняка попытаются
помешать такой хозяйке, и чем всё это
обернётся страшно себе представить.
«Кто будет пахать в эту неделю, у того
скот будет падать; кто будет сеять, у
того градом побьет хлеб; кто будет прясть
шерсть, у того овцы будут кружиться; кто
будет городить изгородь, вить веревки,
вязать бороны, тот зачахнет и согнется
в дугу. Дети лиц, нарушивших Русальную
неделю, родятся уродами; приплод скота
у этих хозяев будет ненормальным»
(Зеленин Д.К. 1916. С. 186).  Эта неделя
насыщена событиями, различными обрядами,
ритуалами, праздниками, танцами,
хороводами, застольями и так далее.
Особым почитанием на этой неделе
пользуется берёза. Вокруг неё водили
хороводы, устраивали массовые гуляния,
завивали ветви, оплетали разноцветными
лентами, вешали разные вещи, брали ветки
берёзы, что бы украсить ими своё жилище.
Считалось, что именно на берёзах —
священных деревьях сидят духи на
русальной неделе, поэтому здесь же
вывешивали различную одежду, возлагали
подношения и многое другое. Мёд, хлеб,
яйца и другие угощения оставляли как в
лесу, около или на берёзах, так и на
перекрёстках дорог. Замечателен и такой
традиционный обряд с берёзой, как
кумление. Для этого одни девушки, либо
девушки и парни, находили две молодые
березки, пригибали их к земле и связывали
верхушками. Из веток заплетали косы,
завивали венки, под самим деревом
раскладывалось угощение, которое елось
и самими людьми, причём среди угощений
обязательно должна быть яичница.
Некоторые из ветвей связанных друг с
другом берёзок заплетали в виде круга
(венка) и пары поочерёдно целовались
через такой венок, обменивались через
него же различными вещами (кумились),
после чего называли друг друга кумой
(совр. исследователи называют такой
обычай — посестримство).

Самые
главные праздничные обряды, как то —
похороны Ярилы, обряды и ритуалы связанные
с кострами и другие, конечно же, приходятся
на самый последний день русальной недели
— Купалу. Молодые люди часто рядились в
эти дни русалками  и ходили по селениям,
пугая и развлекая людей. Ряженые
набрасывались на людей из-за укрытия,
спрятавшись за углом, в кустах или поле.
Само ряжение должно быть похоже на
нечисть, то есть для нарядов парни и
девушки использовали маски с жуткими
физиономиями, пачкали лицо, надевали
на себя рваную и грязную одежду, и
традиционно — венки из трав, веток и
цветов. Кроме того, это ещё и ритуал по
отваживанию русалок. Лучше повстречать
ряженого, чем настоящего духа. Почитание
этого дня, соблюдение праздников
обеспечивало славянам покровительство
русалок и даже помощь их в определённых
делах. Что бы задобрить разгулявшихся
русалок, люди развешивали разноцветные
лоскуты, рушники, одежду для русалочьих
деток по кустам и деревьям вокруг рек,
озёр и водоёмов.

 Часто
на Зелёные Святки пропадала скотина.
Винили в этом, конечно же, русалок и для
того, что бы те вернули домашнее животное,
делали «относ» в лесу. Для этого на
дереве оставляли лапти, хлеб — соль,
онучи из женской рубахи, при этом
приговаривая:

«Прошу
вас, русалки,

Мой
дар примите,

А
скотину возвратите».

 Для
тех же целей, что бы задобрить русалок
попросить их о помощи, девушки  и
парни ходили в лес, плели венки, вешали
их на березы, пели песни по берегам рек,
водили хороводы, устраивали праздники,
веселье. Всё это способствовало тому,
что русалки-навки могли вместо того,
что бы вредить, помогать людям или, по
крайней мере, не трогать их во время
своего буйства.

Во
время Русальной Недели совершались
разнообразные традиционные обряды,
которые относились именно к поверьям
в русалок. Называются они Похоронами
Русалок или Проводами Русалок. Один из
таких ритуалов, который носит ещё и
игровой подтекст (что часто встречается
в славянской традиции) выглядит примерно
так: Девушку наряжают в ритуальную
одежду, надевают венок и большой толпой
ведут в поле. При этом поются песни,
устраиваются пляски, бьют в барабаны,
производят много шума (вспомните поверие
в гром Перуна, который молниями убивает
нечисть), а после того, как «русалку»
привели в поле, с неё срывают венок,
одежду и пихают в рожь. После этого люди
разбегаются, а девушка, которая играет
роль русалки, должна догнать кого-то из
убегающих. Причём, поймав человека, она
должна его щекотать.  Сорванный с
русалки венок и одежду, сжигают в костре,
тем самым выполняя ритуальное провожание
духа. Часто, перед тем как вести русалку
в рожь, совершали игровой ритуал на
кладбище. Для этого плели венки и девушки
вешали их на могилы. В это время появлялась
русалка. Девчата разбегались, а
притаившиеся парни ловили ряженую
девушку, после чего уже вели в поле.
Венки же, которые потом собираются с
кладбища, используются для различных 
Купальских и русальных гаданий. Ещё
одним вариантом последующих событий
являлось то, что русалку привязывали к
дереву или столбу и обмазывали дёгтем.

 Часто
вместо реальной девушки, ряженой в
русалку, плели чучело русалки из соломы.
С песнями, плясками, шумом, его относили
на опушку леса, на окраину поля, либо на
берег водоёма, разжигали костёр и
сжигали. Иногда такую соломенную куклу
вели под руки, а иногда несли на носилках,
а то и вовсе в гробу. Вокруг  костра
водили хоровод всё с теми же праздничными
песнями, которые ещё являлись и обрядовыми,
обереговыми песнями-заклинаниями.

 Ещё
одной характерной традицией было ряжение
в коня. Конь также исполняет роль русалки,
так как по древним поверьям, водяные
кони, которые служат водяному, являются
умершими не своей смертью мужчинами.
Для того, что бы изобразить коня, двое
мужчин кладут на плечи жерди, а поверх
материю или ткань, которая украшена 
вышивкой, колокольчиками и т.д. Тот, что
находится спереди, держит маску коня,
которая делается из сена, соломы, тряпок,
так же есть упоминания о том, что вместо
такой маски использовался реальный
череп коня. Коня этого сопровождал
специальный погонщик, который также
рядился в одежды, надевал маску (водяной).
Однако в разных областях и губерниях,
а ранее племенах, обряд этот в небольших
мелочах различался. Всю эту троицу —
русалок и водяного — прогоняла толпа
празднично одетых людей, которые были
вооружены палками, кнутами, ухватами и
так далее. Ритуалы проходили ближе к
вечеру, а то и вовсе ночью, что придавало
им особое чувство реалистичности
происходящего и даже трепета перед
властителями ночных кошмаров силами
Нави.

 Кроме
того, все эти обряды должны проходить
весело. Кроме песен, постоянно слышались
шутки, прибаутки, весёлые истории. В
общем, всё было направлено на то, что бы
люди, весело, со смехом и без страха
выпроводили русалок восвояси. Для этого
в роли главных исполнителей ритуалов
выбирались самые смешливые парни и
девушки, которые могли подзадорить
людей, рассмешить.

 В
двух словах о самих русалках:

В
одном из ближайших выпусков выйдет
статья, которая полностью посвящена
русалкам, так что подробно останавливаться
на этих существах-духах здесь я не буду,
но всё же в общих словах объяснить, что
они из себя представляют и что о них
думали наши предки всё же стоит.

В
понимании современного человека, который
воспитан на сказках о русалках, сказках
не совсем русского происхождения,
водяная дева представляет из себя такую
полудевушку-полурыбу, верхняя часть
которой человеческая, а нижняя
представляется рыбьим хвостом. Однако
это больше западноевропейские
представления о водяных жителях. В
традиции русских славян, русалка
выглядит
практически так же, как и обычный человек.
Так как живёт русалка на дне озера или
другого водоёма, то волосы её зачастую
окрашены в зелёный цвет, цвет лица и
кожи лилейно белый, одежды либо нет
вовсе, либо русалка одета в белое одеяние,
что соответствует погребальному одеянию
в похоронных традициях древних славян.
Так же на русалках можно увидеть налипшую
тину, водоросли, кувшинки в роли украшений
и, конечно же, венки. Кроме того, славяне
верили и верят, что русалки обладают
необыкновенной красотой, которая
настолько сильна, что может без труда
влюбить в себя любого мужчину.

 Из
своих водоёмов они выходят только во
время Русальной недели или во время
цветения ржи. Там где водяные девы водят
хороводы, рожь начинает колоситься и
расти невероятными темпами, что относит
русалок ещё и к покровителям плодородия,
помощникам человека в этом деле.

 Сами
русалки — это люди, умершие не своей
смертью, заложные, то есть те, кто не
отжил свою жизнь как положено и вынужден
доживать положенный на земле срок в
виде духа под водой или бродя по земле
в виде привидения иди другого существа.
Хозяином русалок традиционно считается
водяной, который тоже является очень
могущественным существом и насчёт
которого у славян были свои представления
и масса традиций. С русалками живому
человеку встречаться строго противопоказано.
Для живых людей они представляют большую
опасность не только в воде, но и на суше.
Они могут утащить в омут, утопить,
напугать или защекотать до смерти.
Причём, во время встречи с русалкой
человеку сложно рассчитывать на свою
силу и умения, так как русалки, как
говорилось выше, умеют гипнотизировать,
очаровывать  людей своей необыкновенной
красотой.

Говорят,
что на Русалии можно услышать песни
водяных дев. У них красивые голоса, а их
песни очень похожи на песни обычных
людей. Отличают их по тому, что во время
их пения людей предупреждает сорока и
постоянно стрекочет. Это своего рода
предупреждение об опасности. Насчёт
жертв русалок также есть особые
представления. К примеру, если человека
ловили в лесу и щекотали до смерти, то
до тех пор, пока его бездыханное тело
не обнаружат, русалки каждую ночь водят
вокруг него хороводы, тело его украшают
цветами и венками, а сама плоть не
подвергается разложению до того времени,
пока его не коснётся рука живого человека.
Те люди, которых русалки утаскивали на
дно озера, становились заложниками
водяных дев, чесали для них лён и делали
разную тяжёлую работу. Но иногда такие
утопленники становились мужьями русалок.
На так называемые воробьиные ночи, и
происходят свадьбы русалок. Такие люди
до конца жизни пребывают на дне вместе
со своей возлюбленной в невероятной
роскоши.

 Кроме
того, существует поверие, что человек
и русалка могут завести любовный роман.
Однако ничем хорошим для живого это не
заканчивалось. В основном всё оканчивалось
тем, что влюблённого человека либо
утаскивали на дно водоёма, либо он просто
умирал, иссохнув от тоски по русалке,
иногда даже кончал жизнь самоубийством,
не в силах забыть красоты или поцелуя
русалки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проводы праздник после пасхи
  • Проводы переезд сценарий
  • Проводы начальника на другую работу сценарий
  • Проводы на пенсию учителя начальных классов сценарий
  • Проводы на пенсию сотрудника мвд сценарий