Психологическое обоснование сценария воспитательного мероприятия

Работа по теме: анализы занятий. Глава: Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия.. ВУЗ: ВятГГУ.
  1. Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия.

Занятие
по форме представляет классный час, на
котором выступают не только педагог
организатор, но и сами подростки. Педагог
играет роль слушателя и ведущего,
основную же работу выполняли участники
занятия. По заранее подготовленному
плану они подобрали материал, адаптировали
под выступление, все отрепетировали.

На
занятии было много оборудования:
магнитофон,
записи песен; книжная выставка “Три
символа на фоне истории”, плакаты с
государственными символами, высказываниями,
иллюстрациями; книга “Конституция
России”, ксерокопии федерального закона
о гимне, гербе и флаге, глоссарий к данной
теме (на каждом ученическом столе),
которым пользовались участники
мероприятия. Занятие строилось в виде
отдельного выступления каждого
подготовившегося ученика, все было
разбавлено соответствующим музыкальным
сопровождением.

Подросткам
удалось заинтересовать зрителей привлечь
к беседе и обсуждению, раскрыть тему
мероприятия. Итогом занятия была анкета,
которая позволила проверить, насколько
внимательны были слушатели.

  1. Психолого-педагогический анализ хода мероприятия.

Поставленные
цели и задачи были достигнуты в процессе
проведения мероприятия. Подростки были
погружены в творческую атмосферу и
получили возможность поработать в
группе, спорить, доказывать и приходить
к единому верному решению

Организация
хода мероприятия бала продумана, выбрано
место для проведения, оформление
соответствовало теме мероприятия.
Задание для участников было выбрано в
соответствии с возрастом и психологическими
возможностями, были охвачены все
учащиеся. Подростки на протяжении всего
мероприятия проявляли живой интерес
к происходящему, были готовы к выполнению
творческих заданий, бурно обсуждали.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное
автономное образовательное учреждение

высшего
образования города Москвы

«Московский
городской педагогический университет »

Институт педагогики и психологии
образования

Общеинститутская кафедра психологии
образования

ФИО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ

Воспитательного мероприятия 

МБОУ СОШ «,,,»

Направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое
образование»

профиль подготовки «Педагогическая психология»

Модуль 3. «Психолого-педагогический
анализ»

Педагог-супервизор

стажировочной

площадки

Координатор
модуля от УСП:

доцент, кандидат

психологических
наук, доцент

Заведующий
кафедрой
:

доктор
педагогических наук,

доктор
психологических наук,

профессор

Москва, 2016

Психолого-педагогический
анализ  воспитательного мероприятия

 I. Общие сведения

Название мероприятия: «Берегите
здоровье»

Дата и место проведения:
06.04.2016, актовый зал.

Провела мероприятие: учитель
начальных классов, Манёнкова Н.С.

Состав группы учащихся: всего
присутствовало 42 обучающихся (4 «А» — 31 учащийся, 4 «Б» — 11 учащихся).

4 «А»

4 «Б»

Количество обучающихся

31

11

Из них девочек и мальчиков

13 мальчиков

18 девочек

9 мальчиков

2 девочки

Возраст

11 лет – 9 обуч.

10 лет – 21 обуч.

11 лет – 4 обуч.

10 – 7 обуч.

Вид деятельности: систематическое
мероприятие, данный вид деятельности проводится один раз в месяц.

Цель мероприятия: охрана
жизни и здоровья учащихся, создание необходимых условий для развития и
воспитания у подростков интереса к своему здоровью, как основе всех будущих
успехов в жизни.

Данное мероприятие соответствовало:
общим воспитательным задачам, уровню развития классного коллектива и возрастным
особенностям учащихся.

II. Анализ подготовки мероприятия

Мероприятия,
посвящённые теме здорового образа жизни, всегда актуальны при обучении детей.
Данную необходимость диктует сама жизнь.  Любой современный ребёнок должен
понять и усвоить ценность здоровья.    Занятия, направленные на популяризацию
здорового образа жизни, должны быть интересными для ребенка и проходить в
непринужденной и доброжелательной атмосфере. 

 Само
мероприятие было подготовлено при активном участии учащихся, с учётом их
пожеланий. Активность, самостоятельность и инициатива учащихся проявилась в
разработке сценария мероприятия и поиске дополнительной информации к заявленной
учителем теме.

    
Для формирования целостных представлений были подготовлены для использования
наглядные средства (презентация, видео-фрагменты, вызывающие соответствующие им
чувственные выражения).

   
В целом подготовка мероприятия оказала стимулирующее воздействие на сплочение
коллектива учащихся младших классов.

     
Все учащиеся принимали активное участие в подготовке к данному мероприятию.  В
подготовительный период удалось заинтересовать учащихся, вызвать у них
понимание необходимости и значимости предстоящего мероприятия.

III. Ход мероприятия

Содержание
занятия соответствовало поставленным целям;  наблюдалось сочетание и
индивидуальной работы и работы в малой группе; учащиеся проявляли
познавательный интерес, так они принимали активное участие в обсуждении
проблемных вопросов.  Педагог использовал словесные (интерактивная беседа,
рассказ), наглядные (демонстрация, иллюстрации), практические методы,
соответствующие возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального
и  личностного развития.

С
помощью подготовленного материала учащиеся изучили что значит рациональное
питание, его принципы, что значит режим, вредность таких привычек, как курение,
алкоголизм. Мероприятие проходило в непринужденной обстановке. Ученики с
удовольствием отвечали на заданные вопросы. В конце мероприятия, при
практической отработке, учащиеся без труда выполняли задания, направленные на
закрепление основных правил здорового образа жизни. Это свидетельствует о том,
что мероприятие «Берегите здоровье» имело обучающий, развивающий и
воспитательный характер.

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия

Во
время проведения классного часа удалось наладить хороший контакт с каждым
учеником в отдельности. Общение было свободным и непринужденным, стоит отметить
убежденность учащихся в значимость моральных качеств в современном мире.

Цель
и задачи, поставленные перед организацией данного мероприятия, достигнуты и
реализованы в полном объеме.

Педагогическая
ценность проведенного занятия состоит в его воздействии на чувственные
механизмы коллектива и каждого ученика в отдельности, что является действенным
фактором развития и совершенствования отношений между обучающимися.

V. Анализ деятельности воспитателя

Воспитатель
проявлял: педагогический профессионализм, гибкость, чуткость, отзывчивость,
доброту, педагогический такт. 2. Педагогические способности, проявляющиеся при
проведении воспитательной работы с учащимися: заинтересованность данной темой,
любовь к детям (это не просто положительное качество учителя, это «супер»
способность учителя, это положительное отношение педагога к воспитаннику и,
наконец, это способность по усилению личностного начала к каждом ребенке).
Психическое состояние педагога способствовало проведению воспитательного
мероприятия.

VI. Психолого-педагогические
рекомендации.

Рекомендации:
при показе презентации, стоит убрать автоматический переход слайдов и
осуществлять его по мере полного восприятия картинки детьми, кроме этого не
должно быть посторонних (т.е. используемых в качестве украшения) анимированных
объектов, зашумляющих изображение, а также способствующих рассредоточению
внимания. Стоило бы подобрать более узкую дифференциацию мимических выражений
лица, можно было бы связать с соответствующими крылатыми выражениями (натянутая
улыбка, искренняя улыбка, хитрая улыбка и т.п.)

СХЕМА

анализа воспитательного мероприятия

1. Обоснование темы внеклассного мероприятия.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Форма и место проведения.
4. Содержание и методика проведения.
5. Активность учащихся при подготовке и проведении мероприятия.
6. Общий эмоциональный фон проводимого мероприятия.
7. Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных учащихся.

Рекомендации по анализу внеклассных воспитательных мероприятий

Известны два полхода к анализу внеклассных мероприятий и соответственно два вида анализа:
психолого-педагогический;
— предметно-содержательный
(анализ воспитательных мероприятии различной содержательной направленности; при таком анализе педагогическая сторона мероприятия отодвигается на второй план, а в первую очередь рассматривается само его содержание).

      Ниже приведены различные схемы анализа воспитательных мероприятий.

Анализ внеклассного мероприятия

1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения.
2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного занятия?
3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах: место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?
4. В какой степени и при помощи каких средств информированы школьники о данном занятии? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как был учтен возраст детей?
5. Как было организовано начало воспитательного занятия? На какой психологический эффект была ориентирована методика начала занятий?
6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.
7. Какими приемами осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности школьников; какие новые данные были усвоены, их нравственное значение?
8. Как и какими приемами осуществлялось воздействие на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?
9. Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии?
10. Как была организована концовка данного занятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?
11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.

Анализ внеклассного мероприятия 
(схема Ю. Самсонова, Т. Тучковой)

1. Участники данного мероприятия. Класс, контингент, возраст, количество, добровольность (или обязательность) их участия.

2. Тема и цель мероприятия. Обоснование целесообразности проведения данного мероприятия (интерес, актуальность для данного возраста, предварительная работа с целью заинтересовать учащихся). От кого исходит инициатива проведения мероприятия?

3. Программа мероприятия. Средства для мотивационной подпитки его участников. Структура мероприятия (начало, кульминация, завершение).

4. Прогнозируемый результат. Воспитание культуры выражения эмоций: радости, доброжелательности и желания помочь другим. Эмоциональное состояние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания самосовершенствоваться и самовыражать я. Развитие творческих способностей учащихся, квалифицированная помощь в этом педагогических работников, проводящих мероприятие.

5. Своеобразие данного мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуцирование национальной культуры, праздничность, торжественность)

6. Оснащенность, разнообразие и адекватность средств воздействия.

Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела 
(из книги Г.М.Коджаспировой «Культура профессионального самообразования педагога»)

1. Тема занятий и ее педагогическое обоснование.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Организация подготовки учащихся: степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.
4. Содержание и методика проведения занятия;
а) соответствие содержания занятия поставленной цели;
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
в) эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность;
г) приемы и методы, использованные на занятии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса.
5. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие; убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, задание для детей.
6. Педагогическая ценность занятия. Как будет учтен опыт этого занятия в Вашей дальнейшей работе?

Анализ воспитательного мероприятия эстетической направленности 
(схема Ю. Самсонова)

1. Конкретность задач (целей) мероприятия. Их соответствие возрастным и культурным особенностям воспитанников. Адекватное восприятие этих задач воспитанниками (и «артистами», и зрителями).
2. Оптимальный подбор фактов и явлений культуры (разных жанров и видов), предназначенных для воспитанников при:
— прослушивании музыки;
— восприятии живописи;
— наблюдении за танцорами и т.д. Количественное соотношение произведений-образцов с особенностями восприятия данного возраста. Соответствие произведений-образцов эстетическому культурному уровню воспитанников.
3. Характер условий для самореализации воспитанников в различных видах и жанрах эстетической деятельности.
4. Характер обсуждения проблем, связанных с произведения ми-образцами. Их актуальность, значимость и соответствие возрасту воспитанников. Возможность выражения своих мыслей и чувств воспитанниками.
5. Развитие воспитанников в различных аспектах:
— в интеллектуальном;
— в эмоциональном;
— в художественно-эстетическом.
6. Соотнесение количества «артистов» с количеством «зрителей».
7. Дальнейшее использование эстетической продукции как условия (средства) для совершенствования (саморазвития) художественного вкуса воспитанников.

                                  Анализ воспитательного мероприятия

Главными аспектами в анализе воспитательного мероприятия должны, прежде всего, выступать:

  • анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;
  • оптимальность применяемых форм и методов;
  • реализация поставленных целей,
  • реализация поставленных целей,
  • отношения воспитателя и воспитанников;
  • профессионализм педагога-воспитателя.

Примерная схема анализа воспитательного мероприятия

I. Общие сведения 

  • Название мероприятия.
  • Дата и место его проведения. Кто проводит?
  • Состав группы учащихся: мальчики, девочки по интересам и др.
  • Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.
  • Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие
  • Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:

а) соответствие занятия общим воспитательным задачам,
б) уровню развития классного коллектива,
в) возрастным особенностям учащихся.

II. Анализ подготовки мероприятия 

1. Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось? В чем и как проявлялось активность, самостоятельность и инициатива учащихся.

2. Методика подготовки мероприятия:

  • планирование,
  • разработка,
  • участие в них детей.

3. Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

III. Ход мероприятия 

1. Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности?

2. Насколько содержательно, интересно и организовано проходила работа?

3. Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие?

4. Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли?

5. Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?

6. Каково его воздействие на отдельных учащихся:

  • Эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
  • Этика труда, художественная деятельность;
  • Эстетика поведения.

7. Роль и место старших (воспитателя, психолога, приглашенных) на данном занятии.

8. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия 

1. Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач? Причины успехов, неудач, ошибок?

2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.

3. Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.

V. Анализ деятельности воспитателя 

1. Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие наоборот мешали?

2. Какие педагогические способности проявлялись при проведении воспитательной работы с учащимися?

3. Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.

4. Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?

Щадящий охранительно-педагогический режим. 

Анализ педагогической деятельности.

Схема анализа классного часа

1.         Тема классного часа и его место в общей системе воспитательной работы классного руководителя (классного воспитателя).

2.         Образовательно-воспитательные задачи классного  часа,   их личностный смысл для каждого школьника.

3.         Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:

а)        своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;

б)        уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;

в)        педагогическая обеспеченность учебно-наглядным оборудованием.

4.        Ход классного часа:

а)        убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в постановке и раскрытии перед учащимися цели и задач классного часа;

б)        соответствие содержания, тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса;

в)        педагогическое мастерство классного руководителя в проведении классного часа: педагогическая культура, такт, общение, внешний вид воспитателя; создание психологической совместимости на начальном этапе проведения классного часа; рациональное использование        учебного времени; коррекционные действия классного руководителя.

5.  Итоги классного часа:

а)        достижение цели и задач классного часа;

б)        позитивные и негативные аспекты проведенного мероприятия, их причины;

в)        педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию работы классного руководителя по подготовке и проведению классного часа.

Схема анализа воспитательного дела

1.   Актуальность темы.

2.   Цель и воспитательные задачи, их соответствие уровню развития школьников данного класса.

3 Характеристика подготовительного периода, его основных этапов: степень участия в подготовке воспитательного дела коллектива класса, органов самоуправления, каждого участника; уровень активности и самостоятельности учащихся при подготовке воспитательного дела, способы стимулирования воспитателем инициативы и общественной активности школьников; характер педагогического руководства коллективом класса при подготовке занятия, стиль общения классного руководителя с учениками.

4.        Оценка содержания и методики проведения КТД, соответствие содержания его форме и поставленным воспитательным задачам, оформление на каждом из этапов КТД; общественная, познавательная и эмоциональная направленность КТД.

5.        Отношение учащихся к воспитательному делу: заинтересованность,  самостоятельность, инициативность,  способы  дисциплинирования школьников воспитателем.

6.        Характер использованной литературы при подготовке КТД.

7.        Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения подобного КТД.

Анализ КТД

1.         Фамилия, имя, отчество руководителя КТД.

2.         Возраст участников.

3.         Дата проведения, место, форма, количество участников.

4.    Оптимальный выбор времени, продолжительность с учетом возраста, использование ТСИ (Технических средств информации)

5.    Тема, цели и задачи:

• актуальность

• соответствие возрастным особенностям

• соответствие интересам и уровню воспитанности детей

• формирование у детей педагогически ценных мотивов участия в деле

6. Примерная структура хода мероприятия, содержания основных компонентов:

• создание ситуации готовности

• организационное начало

• содержательность

• оптимальное сочетание рациональной и эмоциональной информации.

• степень заинтересованности на протяжении всего КТД

• степень самостоятельности

•        организованное завершение

7.  Педагогический самоанализ:

•        оценить, насколько реализованы планируемые воспитательные задачи

• проектирование последствий КТД

• создание воспитывающих ситуаций

• корректировка воспитательных целей, задач и методов организации КТД в системе воспитательной работы

Схема анализа урока.

 1. Общая структура:

• основная дидактическая цель

• тип урока, его место в системе уроков

• основные элементы (начато, основной этап, окончание)

• дозировка времени, эффективность его использования.

2.        Реализация основной дидактической цели:

• выполнение требования программы

• соотношение объясненного и самостоятельной работы учащихся

• организация первичного закрепления

• проверка качества знаний, умений, навыков

• охват учащихся учебной работой.

3.        Развивающая функция:

•  вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация)

•  обучение учебным умениям

•  развитие познавательной самостоятельности

•  развитие творческого мышления

•  сообщение информации для общего развития

4.        Воспитывающая функция:

•        использование воспитательных возможностей содержания учебного материала

• приобщение к общечеловеческим ценностям

• практическая направленность, учет интересов

• воспитание добросовестного отношения к учебному году

• учет воспитательной функции отметки  

• личность учителя.

5.        Методы обучения:

•        методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция,

беседа, демонстрации и др.)

•   методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный,   взаимоконтроль,   методика   проверки   домашнего задания)

•   методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником.)

•  инновационные методы.

6. Работа с учениками:

•  подготовленность учеников к уроку

•  активность учеников на разных этапах урока

•  виды деятельности

•  культура труда, дисциплина

•  отношение к предмету, к учителю

•  динамика работоспособности, моменты се наибольшей активности, спада, их причины

•  привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению.

    Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе. По существу, воспитательная работа классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий. Это и классные собрания, классные часы, встречи, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т.д. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.

    Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое «последействие», т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Исключение одного звена этой цепочки разрушает систему, снижает эффективность мероприятия. К тому же каждый из этапов уже есть процесс воспитания, позволяющий включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятельность.

    Последовательно продвигаясь от идеи-цели и педагогического осмысления мероприятия через обсуждение содержания и возможностей каждого и класса, через планирование, выбор лидеров и совета дела, распределение поручений в микрогруппах к осуществлению его, т.е. от замысла — к реализации и анализу сделанного, мы уводим детей от слепого послушания и приспособленчества, иждивенчества и пассивности, лености и несвободы, утверждаем положительные проявления личности, способствуем успеху ее, учим самоутверждению и защищенности.

Главными моментами в анализе воспитательного мероприятия должны выступать:

анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;

оптимальность применяемых форм и методов;

реализация поставленных целей;

отношения воспитателя и воспитанников;

профессионализм педагога-воспитателя.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Одним из важнейших средств повышения
эффективности каждого воспитательного
мероприятия является педагогический анализ.
Помогая выявить причины различных недостатков,
он служит основой для дальнейшего
совершенствования воспитательной работы и
управления процессом воспитания.

Проведение всестороннего анализа и
подготовка плана работы – обязательные этапы
деятельности любого руководителя и организатора
воспитания. В школе это прежде всего заместитель
директора по воспитательной работе, классные
руководители, педагоги-организаторы,
воспитатели групп продленного дня, педагоги
дополнительного образования. Умение
анализировать, изучать итоги своей деятельности,
прогнозировать ее будущие результаты,
планировать конкретные шаги для их достижения –
показатели высокого профессионализма. Грамотно
выполненные анализ и план позволяют увидеть
связь между воспитательной работой педагога и
уровнем воспитанности школьников, с которыми эта
работа проводилась.

Цель данных методических рекомендаций
– дать заместителю директора по воспитательной
работе, классным руководителям,
педагогам-организаторам, воспитателям групп
продленного дня, педагогам дополнительного
образования необходимые сведения по анализу
воспитательного мероприятия, раскрыть методику
его осуществления.

Подготовка к анализу воспитательного
мероприятия

1. Каждое воспитательное мероприятие
является одним из звеньев в общей цепи дел
классного (школьного) коллектива учащихся
направленных на достижение общей цели
воспитания и развития личности.

2. Воспитательное мероприятие имеет
свою цель, достижение которой призвано
способствовать решению конкретных задач по
формированию личности учащегося и осуществлению
комплексного подхода к воспитанию – учить,
воспитывать, формировать, развивать.

3. Воспитательное мероприятие
представляет собой сложную систему и состоит из
ряда взаимосвязанных этапов:

I — этап анализа предшествующей
педагогической ситуации и формулировки цели;
II — этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V — этап подведения итогов.

4. Наряду с задачами воспитательного
мероприятия, вытекающими из его главной цели,
каждый из перечисленных этапов, имея
определенную специфику, решает свои задачи по
формированию у учащихся различных черт и
качеств: аналитических, организаторских,
коммуникативных, конструктивных и т.д.

5. На каждом этапе мероприятия
используются различные методы и приемы
педагогического воздействия и взаимодействия с
учащимися, направленные на достижение общей цели
и задач мероприятия, а также на решение задач
этапа. Все они имеют свою специфику и требуют
определенных знаний и умений педагога.

I. Анализ этапа предшествующей
педагогической ситуации и формулировки цели

Предшествующая педагогическая
ситуация или обстановка складывается из
определенных периодов жизни коллектива,
проводимых ранее мероприятий с их
воспитательным влиянием на учащихся. Она
характеризуется определенным уровнем развития
коллектива, интересов и потребностей учащихся,
их отношением к жизни класса, школы. Без анализа
сложившейся в классе, школе воспитательной
ситуации, учета ее особенностей невозможно
грамотное определение перспектив коллективной
жизни, целей и задач ближайших дел.

Первый этап воспитательного
мероприятия можно проанализировать по
следующему алгоритму.

Алгоритм анализа

1.Определить ожидаемые результаты
воспитательного мероприятия: социальная и
педагогическая значимость цели, ее конкретность
и четкость; реальность и достижимость в данных
условиях, за конкретный отрезок времени; степень
эмоционального и воспитательного воздействия;
степень обучающего значения данного
мероприятия.

2.Определить с помощью приведенной
ниже таблицы, на какой основе сформулированы
цель и задачи воспитательного мероприятия.
Рекомендуем использовать следующие критерии
эффективности планирования воспитательных
мероприятий: критический, допустимый и
оптимальный (таблица 1).

Таблица 1

Критерии эффективности планирования
воспитательных мероприятий

Уровни эффективности

Характеристика

1.Критический

Мероприятие проводится в
связи с датой красного календаря, по указанию
“сверху” и без анализа ситуации

2.Допустимый

Мероприятие проводится в
соответствии с планом работы класса (школы). Но
анализ предшествующей педагогической ситуации
носит при этом поверхностный характер

3.Оптимальный

В основе формулировки цели –
анализ состояния коллектива, интересов и
потребностей учащихся. Проведены наблюдения,
анкетирование, беседы, сочинения, на основании
которых сделаны выводы о необходимости данного
мероприятия

3.Определить, какие задачи ставит
педагог при осуществлении первого этапа
воспитательного мероприятия, и каким образом
решает их.

4.Установить, соответствует ли данное
мероприятие возрастным особенностям учащихся;
уровню развития ученического коллектива, с
которым оно проводится; насколько реально
решение поставленных задач в данном коллективе;
подготовлены ли учащиеся к восприятию
воспитательных воздействий, предусматриваемых
мероприятием, знают ли они о его цели,
заинтересованы ли в его проведении.

5.Использовать для анализа первого
этапа наблюдение, анкетирование, беседы с
классным руководителем,
педагогом-организатором, воспитателем группы
продленного дня, педагогом дополнительного
образования и учащимися.

Анкета
для изучения интересов и мнений учащихся

  1. С какой целью проводится данное мероприятие?
  2. По чьей инициативе проводится мероприятие?
  3. Что интересного и полезного получено от этого
    мероприятия?
  4. Какое твое участие в подготовке и проведении
    данного мероприятия?
  5. Понравилось ли тебе это мероприятие?
  6. Назови недостатки проведенного мероприятия.

II. Анализ этапа планирования
воспитательного мероприятия

От планирования воспитательного
мероприятия в значительной степени зависит его
качество и эффективность работы в целом. Вместе с
тем при коллективном подходе к осуществлению
планирования, его правильной организации у
школьников развивается чувство коллективизма и
ответственность за порученное дело. Учащиеся
учатся правильно распределить свое время, силы,
средства, выделять главное, развивают логику
мышления.

Алгоритм анализа

1.Выяснить, какие задачи по воспитанию,
обучению и развитию поставлены классным
руководителем, педагогом-организатором,
воспитателем группы продленного дня, педагогом
дополнительного образования на данном этапе.

2.Познакомиться с планом подготовки и
проведения мероприятия. Определить, способна ли
реализация имеющегося плана решить поставленные
педагогом задачи. Проанализировать, какие методы
воспитания и приемы педагогического воздействия
предусмотрены для решения задач этапа. Насколько
целесообразен выбор методов и приемов
воспитательного мероприятия. Соответствует ли
он особенностям данного коллектива, отдельных
учащихся, реализации комплексного подхода к
воспитанию.

3.Выяснить путем бесед с классными
руководителями, педагогами-организаторами,
воспитателями групп продленного дня, педагогами
дополнительного образования и учащимися, как при
планировании подготовки и проведении
мероприятия решались те или иные задачи этапа.
Какое участие приняли в планировании учащиеся,
чему они при этом научились, что нового открыли
для себя? Способствовало ли планирование
мероприятия проявлению активности учащихся, их
самостоятельности и самодеятельности?
Содействовал ли процесс планирования развитию
коллективистских отношений в классе, школе?
Способствовала ли избранная форма планирования
подготовки и проведения предстоящего
коллективного творческого дела укреплению
содружества между педагогом и учащимися?

4.Установить, учитывалась ли при
планировании связь предстоящего мероприятия с
предыдущим и последующими делами классного
(школьного) коллектива.

5.Выяснить, существует ли связь между
первым и вторым этапами мероприятия.

6.Проанализировать, способствовало ли
планирование подготовки и проведение
воспитательного мероприятия решению его общей
цели? Каким образом?

7.Суммировать достоинства и недостатки
в организации второго этапа мероприятия.
Попытаться установить их причины.

III. Анализ этапа организации
мероприятия

Этап организации мероприятия является
самым важным для учащихся в плане формирования
таких качеств, как ответственность за порученное
дело, умение довести начатое до конца, умение
организовать учащихся на выполнение того или
иного задания и поручения, проконтролировать и
проанализировать их действия. Правильная
постановка организации любого дела призвана
способствовать развитию детского творчества,
инициативы, самодеятельности, самоуправления в
ученическом коллективе.

Алгоритм анализа

1.Выяснить, какие задачи по воспитанию,
обучению и развитию учащихся поставлены
классным руководителем,
педагогом-организатором, воспитателем группы
продленного дня, педагогом дополнительного
образования на данном этапе.

2.Проанализировать путем беседы с
педагогами, каким образом и насколько успешно
решались эти задачи.

3.Изучить, как была осуществлена
управленческая сторона этапа: знает ли сам
педагог основные требования к организационной
деятельности, руководствуется ли он этими
требованиями, какая роль и место в организации
мероприятия отведены педагогу, учащимся;
насколько это оправдано и обосновано.

4.Выяснить, какое участие в организации
мероприятия приняли учащиеся, что сделано
педагогом для их активизации, проявления
инициативы и творчества: как подобраны
организаторы и исполнители, насколько глубоко
они проинструктированы, каков уровень
разделения труда между организаторами, как
осуществляется процесс формирования у них
организаторских навыков.

5.Побеседовать с
учащимися-организаторами и исполнителями и
выяснить, чему они научились при подготовке и
организации, какие навыки приобрели.

6.Установить, выполнен ли план
подготовки мероприятия, и какие аспекты общей
цели по воспитанию учащихся на организационном
этапе.

7.Проанализировать причины высокого
(низкого) качества осуществления данного этапа и
определить, как это повлияло в дальнейшем на ход
мероприятия.

IV.Анализ этапа проведения мероприятия

Данный этап является центральным и
призван способствовать реализации главной цели
мероприятия и его задач. Этот этап
характеризуется тем, что при проведении
мероприятия, ярко видны все достоинства и
недостатки, связанные с его подготовкой и
организацией. Посещение и непосредственное
наблюдение за ходом мероприятия дает большие
возможности для их правильной оценки.

Алгоритм анализа

Посетить воспитательное мероприятие и
путем наблюдения изучить качество его
подготовки и проведения, эффективность
воспитательного влияния на учащихся. Для
наблюдения рекомендуется использовать карту
посещения воспитательного мероприятия (таблица
2).

Таблица 2

Карта посещения воспитательного
мероприятия

Класс:
Классный руководитель (Ф.И.О.):
Вид воспитательного мероприятия:
Тема:
Цель:
Задачи:

Структура мероприятия

результаты наблюдения

использованы

характеристика
использования методов и приемов воспитания

замечания и
предложения анализирующего мероприятие

методы воспитания

приемы педагогического
воздействия

организационная часть

       

основная часть

       

заключительная часть

       

2.При наблюдении и заполнении карты
обратить внимание на следующие моменты:

а) подготовка помещения к проведению
мероприятия, оборудования и оформление;

б) убедительность, четкость раскрытия
перед учащимися цели и задач проводимого
мероприятия;

в) осознанность цели учащимися;

г) выполнение комплексной цели
воспитательного мероприятия (как решены
воспитательные, образовательные и развивающие
задачи);

д) причины недостатков (достоинство)
мероприятия, которые могут заключаться в таких
моментах, как:

  • соответствие формы проведения
    воспитательного мероприятия его цели и
    содержанию;

  • соответствие методов, приемов и
    средств воспитания поставленной цели, их
    действенность, направленность на развитие
    личности;

  • организационная четкость
    осуществления мероприятия, связь с предыдущими
    этапами;

  • педагогическое мастерство педагога:
    аналитическая подготовленность, наличие
    организаторских навыков, эрудиция, умение
    ориентироваться в сложных педагогических
    ситуациях, гибко использовать весь арсенал
    методов воспитания, умение сочетать применение
    системы воспитательных воздействий на коллектив
    и одновременно на отдельную личность и т.д.

3.Сделать вывод и заключение на основе
наблюдения о положительных и отрицательных
сторонах проведения мероприятия, его
недостатках и их предполагаемых причинах,
продумать предложения о возможных путях
преодоления недостатков и развития
положительного опыта.

V. Анализ этапа подведения итогов

Подведение итогов предполагает оценку
мероприятия учащимися на основе его анализа.
Этот анализ проводится организаторами
мероприятия под руководством педагога. Он
направлен на закрепление положительного опыта,
выявление причин недостатков и призван
воспитывать такие черты личности, как
критичность и самокритичность, чувство
ответственности за порученное дело, чувство
долга перед коллективом, чувство
гражданственности. Обучающий момент этого этапа
состоит в формировании у учащихся умения
правильно оценивать свою работу, подводить ее
итоги, намечать перспективы своей деятельности,
то есть решать управленческие задачи. Развивать
аналитическое мышление учащихся: умение
выделять составные части мероприятия,
анализировать каждую из них, синтезировать эти
части в единое целое – осуществление
развивающих задач.

Алгоритм анализа

1.Определить, насколько выполнены
задачи данного этапа.

2.Оценить уровень сформированности у
учащихся умения анализировать качество не
только самого мероприятия, но и всех его этапов,
связей между ними, умения делать практические
выводы на основе анализа, общие заключения по
мероприятию и работе своих одноклассников.

3.Проанализировать активность
школьников при обсуждении мероприятия, умение
давать правильную оценку фактам, устанавливать
причины их возникновения, формулировать
предложения по устранению причин отрицательных
или по развитию положительных фактов.

4.Дать оценку поведения педагога на
этом этапе, насколько умело он определяет задачи
анализа, настраивает учащихся на глубокое
осмысление мероприятия, помогает им
сосредоточить внимание на главных моментах,
насколько педагог способствует созданию
атмосферы доброжелательности, непринужденности
при обсуждении мероприятия. При этом обратить
внимание на такт педагога, его умение
активизировать обсуждение.

5.Суммировать информацию, полученную
при анализе всех этапов, и на основании этого
сделать вывод о мероприятии, его воспитательной
ценности и эффективности.

Приложение 1

Алгоритм анализа воспитательного
мероприятия

I. Оценка педагога как воспитателя:

  1. компетентность и уровень его
    эрудиции;

  2. уровень заинтересованности в
    проводимом мероприятии;

  3. степень демократичности в общении с
    воспитанниками;

  4. степень воздействия и помощи
    воспитанникам;

  5. культура речи, мимика и жесты.

II. Оценка основных характеристик и
поведения воспитанников:

  1. активность воспитанников в процессе
    проведения мероприятия;

  2. их заинтересованность в течение
    всего времени проведения;

  3. степень инициативности и творчества
    самих воспитанников;

  4. уровень самостоятельности
    воспитанников;

  5. степень эмоциональности
    воспитанников;

  6. степень дисциплинированности и
    ответственности.

III. Оценка содержания воспитательного
мероприятия:

  1. Научность и мировоззренческая
    направленность содержания;

  2. доступность и посильность содержания
    для данного возраста;

  3. степень актуальности содержания
    (связь с жизнью);

  4. целесообразность и познавательная
    ценность содержания.

IV. Оценка способов деятельности
воспитателя и воспитанников:

  1. степень рациональности и
    эффективности использования времени;

  2. эстетическая и действенность
    оформления;

  3. общий стиль и культура общения всех
    участников мероприятия;

  4. выразительность, эмоциональность и
    доходчивость выступлений;

  5. степень участия воспитанников в
    проведении мероприятия (что преобладает: участие
    или присутствие и почему).

V. Оценка цели и результата
воспитательного мероприятия:

  1. социальная и педагогическая
    значимость цели, ее конкретность и четкость;

  2. реальность и достижимость в данных
    условиях, за конкретный отрезок времени;

  3. степень эмоционального и
    воспитательного воздействия;

  4. степень обучающего и развивающего
    значения данного мероприятия.

Анализ воспитательного мероприятия.

Анализируя воспитательное мероприятие, прежде всего, обратить внимание на деятельность практиканта и учащегося. Насколько оптимальны были применены формы и методы, реализована поставленная цель. Как были построены отношения практиканта и учащегося, профессионализм будущего педагога.

Схема анализа воспитательного мероприятия.

Название мероприятия.

Дата и место его проведения. Кто проводит?

Состав группы учащихся: мальчики, девочки; по интересам и др.

Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятиям.

Цель мероприятия: на решение, каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие.

Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:

  • соответствие занятия общим воспитательным задачам;

  • уровню развития классного коллектива;

  • возрастные особенности учащихся.

Анализ подготовки мероприятия.

1.Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось. В чём и как проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся.

2.Методика подготовки мероприятия:

  • планирование

  • разработка

  • участие в них детей.

3.Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

Ход мероприятия.

Насколько убедительно, чётко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности.

Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа.

Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие.

Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и заключение?

Каких результатов достигли?

Как сказалось проведённое мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях?

Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?

Каковы его воздействия на отдельных учащихся:

  • Эмоционально эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;

  • этика труда, художественная деятельность.

  • Эстетика поведения

Роль и место (классного руководителя, психолога) на данном занятии.

Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

Общая оценка воспитательного мероприятия.

1.На сколько удалось достигнуть поставленных целей и задач. Причины успехов, неудач, ошибок.

2.Общая оценка воспитательной ценности проведённой работы.

3.Педегогические выводы и предложения в адрес воспитателя — практиканта и учащихся.

Рекомендации по подготовке и организации внеклассного мероприятия по математике.

1.Название.

2.Цель, задачи.

3.Оборудование.

4.Форма проведения.

5.Ход.

В названии отражается тема внеклассного мероприятия. Оно должно быть лаконичным, привлекательным по форме и точно отражать содержание.

Цель формулируется как общее направление работы

Задачи должны быть конкретными, направленными на развитие конкретных качеств, отношений в классе и отражать содержание данного мероприятия.

Оборудование различные пособия, игрушки, схемы, литература, декорации, аудио- и видеозаписи.

Форма викторина, конкурсы, экскурсии, концерты и тд.

Ход мероприятия включает в себя описание содержания, методов воспитания, может представлять собой подробное описание или тезисный план с основным содержанием.

Ход занятия включает в себя четыре основных этапа:

1.Организационный момент (1-3 минуты)

Цель: переключить детей на другой вид деятельности, вызвать интерес и положительные эмоции.

2.Вводная часть (9-15 минут).

Цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию.Можно использовать разнообразные средства: ребус, кроссворд, шараду, головоломку, проблемную беседу и т.д.

3.Основная часть (20-25 минут).

Цель: реализация основной идеи мероприятия, требует особой эмоциональной атмосферы.

4.Заключительная часть (9-11 минут).

Цель: систематизация детьми полученного опыта.

Использование конкретных заданий: в форме кроссвордов, мини-викторин, игровых ситуаций .

Внеклассное мероприятия.

Тема мероприятия должна быть интересной, соответствовать возрасту детей.

Создавая мероприятие, необходимо помнить о его структуре:

— пролог – вступительная часть мероприятия, настраивающая участников на определённое эмоциональное восприятие, это эпиграф ко всему мероприятию;

— завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет мероприятия

— развитие действия – смена видов деятельности, смена эпизодов;

— финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод мероприятия: это может быть коллективная игра, коллективное пение, ритуалы посвящения или награждения.

Дети и гости должны быть не только зрителями, но и участниками праздника.

Музыка, художественное оформление, костюмы, песни, танцы и т.д. должны быть подчинены общей идее мероприятия.

Необходимо чередовать различные виды деятельности: исполнение, соревнование, рисование, чтение, прослушивание стихов, песни, игры, свободное общение, конкурсы, викторины.

Продолжительность внеклассного мероприятия для младшего школьного возраста не должна превышать полутора часов

Продумать заранее все мелочи, — где что поставить, кого как рассадить, чтобы было удобно и видно всем

Если в мероприятие включены конкурсы, состязания, соревнования, то:

— четко объясняйте задания;

— создавайте одинаковые условия для их выполнения: место, время, инвентарь;

Задания по трудности должны соответствовать возрасту ребёнка;

— судить должно компетентное жюри;

— результаты соревнования на каждом этапе должны быть доведены до участников и болельщиков.

Рекомендации по подготовке к уроку.

I.С чего надо начать подготовку к уроку:

— четко определить и сформулировать для себя его тему;

— определить место темы в учебном курсе;

— определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок-посмотреть на урок ретроспективно;

— обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем — посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

II.Определить и четко сформулировать целевую установку урока, обозначить обучающие, развивающие и восстанавливающие функции урока.

III.Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо: 1.подобрать литературу по теме.

2.подобрать учебные задания, целью которых является:

— узнавание нового материала;

— воспроизведение;

— применение знаний в знакомой ситуации;

— применение знаний в незнакомой ситуации;

— творческий подход к знаниям;

— упорядочить учебные задания в соответствии с

принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

— задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

— задания, способствующие осмыслению материала учеником;

— задания, способствующие закреплению материала учеником.

IV.Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников-то, что они будут, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и т.д.

V.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Продумать, в какой последовательности будет организованна работа с отобранным материалом, как будет осуществляться смена видов деятельности учащихся.Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации труда, которая вызовет творческую активность учащихся.

VI.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

— что контролировать;

— как контролировать;

— как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к работе.

VII.Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить все ли работа. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде конспекта.

VII.Продумать задания на дом:

Его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

IX.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Конспект урока должен содержать три основных части:

— формальную;

— содержательную;

— аналитическую.

К примеру формальная:

Организация- 1мин.

Самостоятельная работа- 10 мин.

Новый материал- 20 мин.

Демонстрация фильма- 5 мин.

Закрепление- 7 мин.

Задание на дом- 2 мин.

Содержательная часть состоит из двух частей:

1) Тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенно внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выведены другим цветом.

2) Таблица, в которой зафиксировано, то, на каком этапе урока делают ученики, и учитель:

Этап урока

Что делают?

Учитель

Ученики

Аналитическая часть :

Структурный анализ урока.

I. Типы и структура урока.

1. Тип, структура урока, его место в системе уроков по теме.

2. Тема, цели урока (образовательная, развивающаяся, воспитывающая), дидактические задачи на отдельных этапах.

3. Дозировка времени.

II.Содержание и методика повторения учебного материала.

1. Полнота и глубина проверки.

2. Методика повторения, дифференциация знаний.

3. Охват учащихся проверкой, занятость класса.

4. Объективность оценки, аргументация отметки.

III. Работа над новым учебным материалом.

1. Требования программы.

2. Научность, связь с жизнью, систематичность, доступность соотношение в учебном материале главного и второстепенного.

3. Соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.

IV. Методы обучения.

1. Оснащённость урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами, Целесообразность их применения.

2.Обоснованность применяемых методов.

3.Активизация познавательной деятельности учащихся

4. Использование методов проблемного обучения

5. Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы учащихся

6. Самостоятельная работа учащихся

7. Методика контроля и учета знаний, учащихся в процессе изложения нового материала.

V.Усвоение нового материала.

1. Отбор материала для формирования знаний, умений, навыков

2. Самостоятельная работа при закреплении.

3. Обратная связь, оценка ответов учащихся.

VI.Задание на дом.

1. Объем, характер материала, посильность его

2. Наличие и характер инструктажа

3. Диффиренцированность задания

VII.Характер деятельности учителя.

1.Уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи.

2. Речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношение с учащимися

VIII.Результаты урока.

1. Подведение итогов урока

2. Выполнение намеченного плана урока.

3. Достижение образовательных, развивающих и воспитывающих целей урока.

4. Качества умений, знаний и навыков учащихся.

Схема анализа урока математики в начальной школе.

1.Четкое формулирование образовательных задач в целом и составных элементов урока, их связь с развивающими и воспитательными задачами.Определение места в общей системе уроков.

2. Определение оптомального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовительности учащихся.

3. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля, взаимоконтроля для установления правильности выполнения домашнего задания и коррекции пробелов.

4. Организация и проведение устного счета.

5. Подготовка детей к саобщению нового материала, обеспечению мативации и принятия учащимся цели учебно-позновательной деятельности, актуализация спорных знаний и умений.

6. Доступность, систематичность, убедительность и научность изложения нового материала. 7. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность. 8. Умение работать над задачей, обеспечение осмысления знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

9. Обеспеченность урока наглядными пособиями и другим дидактическим материалом, умение использовать его на уроке.

10, Сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальный самостоятельности в учении учащихся.

11. Закрепление полученных знаний, на уровне применения в измененной ситуации(творческие и самостоятельные работы).

12. Умение дать домашнее задание, обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

13. Достиг ли урок цели? Какова степень творческой инициативы при подготовке к уроку?

14. Психологическая атмосфере урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.

Рекомендации по подготовке к пробному уроку и его проведению.

1. Знать расписание дачи уроков, строго соблюдать его выполнения.

2. Тему урока брать в школе за неделю до дачи урока,

3. Конспект урока должен быть готов за два дня проведения урока.

4. Регулярно и аккуратно вести дневник поурочной практики.

5.Каждый урок должен быть оснащен наглядностью, техническими средствами обучения.

6. При подготовке к уроку использовать методические рекомендации и дополнительный материал.

7. Подумать как повысить степень активности учащихся на уроке, подобрать дифференцированные задания.

8. Использовать на уроке активизирующие методы и средства обучения, КСО, новые педагогические технологии.

9.При оценки знаний, умений и навыков учащихся использовать различные формы контроля и самоконтроля.

10.Создавать на уроке благоприятные эмоционально-деловые отношения, содействовать овладению учащимся учебными умениями, как инструментом познания через активные действия учащихся, максимальное использование самодеятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

11. Продумать оптимальное настроение урока в соответствии вашим интересам, темпераменту, творчеству, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфики класса.

12. При объяснении нового материала использовать математическую терминологию, излагать материал ясно, четко, доступно, методически правильно.

13. Использовать занимательный материал, поддерживать интерес учащихся к уроку на всем его протяжении.

14. Дать детальный и четкий инструктаж по домашнему заданию,

15. Дать анализ и объективную оценку успешности и усвоению знаний, умений и навыков учащихся, сопоставить адекватность самооценки учащегося, оценки учителя.

Этих дней нам не забыть никогда

Автор: Кондрашина Татьяна Александровна

Организация: ГБОУ НШ с. Красноармейское

Населенный пункт: Самарская область, с. Красноармейское

Пояснительная записка

    1. Тематическое направление.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

    1. Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность).

Воспитательное мероприятие в форме классного часа «Этих дней нам не забыть никогда…»

Я считаю, что данная тема и содержание воспитательного мероприятия затрагивают социально значимые проблемы, актуальные в настоящий момент для российского общества, так как вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Много десятилетий прошло с того победоносного дня. Неузнаваемо изменилась наша Родина, другим стал человек, его материальный и культурный уровень, духовный облик. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне.

Передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу — одна из задач патриотического воспитания. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм.

    1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).

Внеклассное мероприятие «Этих дней нам не забыть никогда…» разработано для

обучающихся ГБОУ НШ с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области 7-10 лет, что соответствует 1-4 классам.

    1. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Внеклассное мероприятие предоставляет возможность для проявления и развития индивидуальных творческих способностей обучающихся. Данный материал может использоваться в межпредметных связях: на уроках русского языка, литературного чтения, технологии. Может быть использовано для проведения Уроков мужества, классных часов, посвященных истории Великой Отечественной войны.

    1. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Данная методическая разработка включает цели и задачи внеклассного мероприятия, сценарий внеклассного мероприятия. Мероприятие позволит обучающимся понять, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши отцы, деды, прадеды шли в бой, не думая о себе.

Цель мероприятия: воспитание патриотизма у обучающихся, расширение и углубление общих представлений и знаний об истории Великой Отечественной войны.

Задачи:

— углублять знания о Великой Отечественной войне;

— развивать творческие, аналитические компетенции обучающихся;

— развивать логическое мышление, познавательную активность, расширять кругозор.

— формировать у обучающихся чувства гордости и любви к истории страны, края, уважения к защитникам отечества.

Формирование УУД:

Личностные:

  1. Проявление стойких патриотических чувств гордости за историю своей страны.
  2. Стремление к изучению истории Великой Отечественной войны;

Регулятивные УУД:

  1. Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и определенными задачами.
  2. Умение выделять основное, анализировать свои знания, планировать саморазвитие;
  3. Способность извлекать информацию из письменных источников;
  4. Умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

  1. Способность получать дополнительную информацию, используя исторические источники.
  2. Умение выявлять причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений; выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Коммуникативные УУД:

  1. Способность проявлять себя в творческой коллективной и групповой деятельности.
  2. Умение слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты:

Обучающиеся:

— демонстрируют знания о Великой Отечественной войне;

— проявляют себя при выполнении творческих заданий;

— логически размышляют, проявляют познавательную активность;

— уважительно высказываются о защитниках Отечества, проявляя чувство гордости и любви к истории страны, края.

    1. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Внеклассное мероприятие проведено в форме групповой творческой работы. Почему я выбрала именно такую форму проведения внеклассного мероприятия? Считаю, что такая форма работы имеет ряд достоинств: во-первых, повышается познавательная мотивация учеников, во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться не успешным, некомпетентным в решении каких-то задач. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, работать в коллективе.

Проявляют свои творческие способности, которые приводит к созданию продуктов творчества, которые отличаются новизной, оригинальностью.

    1. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Внеклассное мероприятие разработано с использованием технологии критического мышления. Формы организации деятельности обучающихся: групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа. Применяются методические приёмы: «Мозаика», «Тонкие и толстые вопросы», «Саморефлексия».

    1. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

Для подготовки данного мероприятия необходимы, следующие материально-технические ресурсы: ноутбук, колонки, открытки-пазлы (по количеству обучающихся в классе), тетрадные листы в клеточку (по количеству обучающихся в классе), раздаточный материал (копии фронтовых, современных писем, военных открыток), шаблоны писем с фронта, книги о войне.

Информационные ресурсы: Бессмертный полк, Память народа.

К подготовке и проведению воспитательного мероприятия привлекались родители (законные представители) и члены семей обучающихся. Вместе с ними учащиеся искали информацию о своих родственниках, воевавших в Великой Отечественной войне, собирали необходимые документы для организации мероприятия.

    1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Мои методические рекомендации предназначены для педагогов начальных классов, с целью подготовки и проведения внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов. Материал не только откроет новые знания у младших классов, но и способствует развитию патриотического воспитания. Данная методическая разработка «Этих дней нам не забыть никогда…» подготовлена к 77-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной Войне, однако имеет достаточно универсальный характер. Она может быть приурочена и к другим знаменательным датам: Дню защитника Отечества и Дням воинской славы.

  1. Основная часть

    1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки

обучающихся к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Место проведения классного часа, должно быть чисто убранным, проветренным. Тема классного часа написана на доске, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие подведению итогов мероприятия. На классном часе обучающиеся рассаживаются по группам. Продолжительность классного часа: 40 минут. Проведение классного часа приурочено к празднованию 9 мая. Заранее даются задания отдельным учащимся: подготовить сообщение о земляке (прадедушке) – ветеране Великой Отечественной войны.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).

Автор: учитель начальных классов ГБОУ НШ с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области Кондрашина Татьяна Александровна

Количество обучающихся: 1 класс

Место проведения: кабинет начальных классов.

План-схема мероприятия:

  1. Организационный момент. 2 минуты.
  2. Актуализация. 4 минут.
  3. Основная часть мероприятия. 30 минут.
  4. Рефлексия. 2 минуты.
  5. Итог мероприятия. 2 минуты.

Конспект мероприятия

  1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня наш классный час посвящен празднику, который с особым чувством — со слезами на глазах, отмечается в нашей стране, празднику, о котором знают и помнят люди во всем мире.

  1. Актуализация. Учитель беседует с обучающимися, используя прием «Тонкие и толстые вопросы».

Учитель: Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен?

Предполагаемые ответы обучающихся: День Победы, 9 мая.

Учитель: Верно! День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне над фашизмом. В этом году мы отмечаем 77-ю годовщину со дня Победы. День Победы отмечается всеми народами нашей страны, как великий праздник. Много доблестных и мужественных воинов защищали нашу землю: на суше, на воде и на небе. День Победы принёс нашему народу мир, а детям счастливое детство.

Учитель: Вы знаете когда началась Великая Отечественная война?

Предполагаемые ответы обучающихся: 22 июня 1941 года, в начале лета.

Учитель: Сколько лет она продолжалась?

Предполагаемые ответы обучающихся: 4 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма.

Учитель: Ребята, о войне написано много книг: это и стихи, и рассказы, и повести… Некоторые книги я собрала для вас здесь под названием «Память о войне нам книги оставляют…»

(Далее учитель делает обзор книг о войне)

  1. Основная часть мероприятия.

Рубрика «Частичка войны в истории моей семьи».

Учитель: Всё дальше от нас те годы, всё меньше остаётся в живых участников событий и наш долг не забыть подвиг тех людей, которые обеспечили нам безоблачное небо, мир на земле и свободу.

Учитель: Учащиеся нашего класса подготовили небольшие сообщения о своих прадедушках — наших земляках, которые воевали в ВОВ.

(выступление учащихся)

Учитель: Защитники родины находились вдалеке от родного дома. Как вы думаете, при помощи, каких средств они сообщали своим близким о том, что живы и здоровы?

Предполагаемые ответы обучающихся: при помощи писем.

Учитель: Правильно. Таким образом, историю Великой Отечественной войны можно изучать по-разному: читать книги, смотреть фильмы. А сегодня мы с вами познакомимся с еще одним очень важным источником в изучении Великой Отечественной войны – солдатскими письмами с фронта.

Как вы думаете, о чем мы можем узнать, читая письма с фронта?

Предполагаемые ответы обучающихся: О жизни и быте солдат.

Учитель: В живых уже нет, как и самих авторов, так и тех, кому они адресованы. Но за каждым письмом стоят неповторимые судьбы людей, которые защищали Родину. У каждого из них своя судьба. Большинство из них сложили свои жизни на поле брани. Поэтому нам дорога и ценна каждая весточка от них. Ведь в письма вложена частичка их души, любви к близким и к своему родному краю.

Видеоклип песни Ю.Началовой «Письмо с фронта»

(Далее учитель рассказывает и показывает, как складывалось фронтовое письмо.)

Учитель: Письма были сложены треугольником. Это обычный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. И изобрели их не работники почты, а солдаты.

(На столе каждой группы несколько видов писем: письма в современных конвертах, фронтовые треугольники, открытые письма — открытки.)

Учитель: Ребята, посмотрите на стол. Что вы видите?

Предполагаемые ответы обучающихся: письма.

Учитель: Выберите из предложенных писем фронтовое письмо.

(Обучающиеся обсуждают в группах и выбирают из предложенных писем на столе фронтовое письмо, сложенное треугольником.)

Учитель: Ребята, предлагаю вам сравнить современное письмо и фронтовое. Чем они отличаются?

Предполагаемые ответы обучающихся: Современное письмо в конверте, на нем наклеены марки, а фронтовое письмо сложено треугольником, на нем нет марок, оно не заклеено.

Учитель: Готовое к отправке письмо не требовало марки и не заклеивалось – его должна была прочитать цензура. Об этом свидетельствует штамп в тексте письма «Проверено военной цензурой АЦ», который разрешал дальнейшую отправку письма и номер полевой почты. Также бойцы не должны были писать о место расположения своей воинской части, количестве войск и планах дальнейших действий. Время было военное, и письма могли попасть в руки к врагам.

Учитель: Как вы думаете, о чем думали солдаты, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо писали письма домой – родителям, женам, невестам?

Предполагаемые ответы обучающихся: сообщали, что живы и здоровы и выражали надежду на скорую встречу.

Учитель: Вы правы. Главная забота была успокоить близких, сообщить, что жив-здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой. Фронтовые письма! Нет, это не короткие SMS или сообщения в мессенджерах. Это – человеческая жизнь, человеческая боль и человеческие страдания, долгожданная радость и потаенная надежда. Это вера – он жив, раз он пишет, значит, он жив!

Учитель: Ребята, сегодня и мы с вами научимся складывать солдатские треугольники так, как их складывали солдаты в годы Великой Отечественной войны. В годы войны письма – треугольники связывали фронт и тыл. А мы сделаем письмо-поздравление ветеранам, труженикам тыла в знак благодарности за жизнь и мирное небо над головой.

Изготовление письма – треугольника.

(Обучающиеся получают заранее приготовленные шаблоны (листы) писем.)

4.Рефлексия:

Прием «Саморефлексия».

Учитель: Ребята, поднимите письма-треугольники, если у вас появилось чувство гордости за солдат, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны!

Предположительно, все обучающиеся класса поднимают письма.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя в роли солдат и попробовать собрать фронтовую открытку.

Прием «Мозаика». На столе расположены части фронтовых открыток в виде пазлов (по количеству обучающихся в классе). Каждому обучающемуся необходимо взять один элемент и найти других обучающихся с недостающими элементами открытки. Необходимо собрать 3 фронтовые открытки.

Подведение итогов мероприятия:

(На доске вывешена схема впечатлений о мероприятии)

Учитель: Ребята, предлагаю вам в заключении поделиться впечатлениями о нашем сегодняшнем мероприятии по следующей схеме:

  • сегодня я узнал(а)…
  • было трудно…
  • я научился (ась)…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне понравилось…

Подведение итогов внеклассного мероприятия:

Учитель: Наша родная, славная армия не только освободила нашу Родину от фашистских захватчиков, но ещё помогла другим странам. Умирая за нашу Родину, наши бойцы завещали нам беречь любимую Отчизну как зеницу ока. И мы с вами свято должны выполнять это завещание. Я всем желаю мирного неба над головой!!!

Давайте закончим наше мероприятие песней «День Победы».

Фонограмма песни «День Победы».

Список используемой литературы:

  1. Антология военной поэзии. «Ты припомни, Россия, как все это было!…»: 65-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается [Текст] / Сост. и предисл. Г. Красникова. — Москва: Вече, 2013. — 592 с.
  2. Бобылев, П.Н. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылев, С.В. Липицкий, М.Е. Монин, и др.. — М.: Политиздат.
  3. Бурляй, А.А. Великая отечественная война Советского Союза. Краткая история / ред. М.М. Минасян, А.А. Бурляй, Н.В. Крестникова, и др.. — М.: Воениздат; Издание 2-е.
  4. Великая Отечественная Война. 41-45. Словарь-справочник. — М.: Государственное издательство политической литературы.
  5. Российская Федерация Книга Памяти. В 19 томах. Т.19.-Самара:1995-336 с. Составители: В.В.Абаев, В.Г. Анисимов, Н.Я. Жильцова, П.А. Карасев и другие.

Список используемых информационных ресурсов:

  1. Бессмертный полк https://www.moypolk.ru/
  2. Видеоклип Ю.Началовой «Письмо с фронта» https://yandex.ru/video/preview/11358249606373204934
  3. «Книга памяти» г. Самары и Самарской области – создана для сохранения памяти об ушедших людях и событиях, унесших жизни. https://kniga-pamyati63.ru/kniga-pamayti/
  4. Память народа https://pamyat-naroda.ru/
  5. Фонограмма песни «День Победы».

Полный текст статьи см. в приложении.

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,2 МБ

Опубликовано: 30.10.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Психологический сценарий это
  • Психологический сценарий сизифа
  • Пятиактная структура сценария
  • Пятая печать сценарий
  • Пятая годовщина свадьбы что подарить мужу