Психология детского праздника

Мне нравится224 Не нравится28 203000cookie-checkПсихология детского праздникаnoЕвгения БелоусоваПедагог-психолог, специалист в области воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Доступно для скачивания: Психология детского праздника

Не так давно появился тренд на организацию грандиозных детских Дней Рождений: индивидуальные приглашения, профессиональный декор, фотозона, модные угощения, аниматоры, интерактивные шоу, надувные батуты… список можно продолжать бесконечно. Родители стараются создать для малыша незабываемый праздник, который будет только у него. Но действительно ли это так нужно ребенку?

Тревожность родителей заставляет их планировать праздник долго, тщательно и щепетильно. Однако в процессе подготовки и организации детского праздника неизменно совершаются ошибки. Вот самые распространенные из них:

  1. Спрашивать у ребенка, какого праздника он хочет незадолго до мероприятия

Такой вопрос станет для ребенка показателем того, что до этого родители не интересовались его желаниями, а руководствовались, например, своими несбывшимися мечтами. Желательно согласовывать собственные смелые амбиции с пожеланиями ребенка заранее – это позволит избежать разочарований.

  1. Делать праздник уникальным, собрав сразу все предлагаемые идеи

Многие родители предпочитают собрать как можно больше информации: интересуются у друзей о прошедших праздниках, обращаются в разные агентства, бороздят интернет и в итоге соединяют вместе те идеи и методики работы с детьми, которые работают отдельно, но в сочетании могут навредить, испортив настроение ребенка и, возможно, повлияв на его психическое равновесие.

  1. Подключать к организации мероприятия всех родственников

Не лучшая идея позволять бабушкам и дедушкам участвовать в создании праздника для ребенка. Скорее всего, появятся ситуации, когда старшее поколение обозначит свою позицию: «мы вас вырастили, нам виднее», подстегивая тем самым родителей действовать наперекор. Ребенок, который видит, как его родные и близкие люди готовясь к празднику спорили и нервничали, решая организационные вопросы, может ощущать себя не комфортно на собственном празднике.

  1. Требовать от именинника соблюдения сценария

Важно понимать, что ничего не должно быть обязательным. То есть, если ребенок категорически не хочет задувать свечи на торте, он может их не задувать. Не стоит насильно пододвигать к нему горящие свечи, ослепляя при этом вспышкой фотоаппарата.

Очень важным правилом для родителей является разделение эмоций ребенка. Тогда, когда после праздника малыш непременно захочет поделиться своими эмоциями, необходимо их принять. Нужно быть готовыми встретить ребенка после мероприятия, внимательно все выслушать и искренне поинтересоваться его впечатлением и мнением.

При грамотном создании детского мероприятия необходимо учитывать два основных показателя – возраст и темперамент. Зная возрастные особенности развития ребенка и учитывая его характер, создание праздника станет значительно легче, а ребенок непременно останется доволен.

В данной статье рассматривается психический возраст ребенка, который включает в себя три компонента: умственный возраст, социальная зрелость и эмоциональная зрелость.

1 год. Самый первый день рождения – очень важное мероприятие для родителей и близких родственников, ведь в этом возрасте малыш еще не осознает причину нестандартного поведения людей, к которым он привык. В один годик появление аниматора в роли персонажа из любимого мультика или животного, вероятнее всего, вызовет у ребенка испуг.

Самым удачным празднованием первого дня рождения будет небольшое торжество на 5-6 человек, уже знакомых ребенку.

Украшать помещение необходимо не насыщенно, не видоизменяя его, и важно познакомить ребенка с новой обстановкой заранее, до прихода гостей. В этом возрасте стоит обойтись без неожиданных для малышей сюрпризов.

Оптимальная продолжительность мероприятия – час-полтора, ведь годовалые дети быстро устают. Нельзя забывать о режиме дня ребенка, нарушая его развлечением гостей.

2 года. В этом возрасте активно происходит процесс социализации ребенка, поэтому количество гостей можно увеличить до 10 человек, а время праздника – до двух часов. Несмотря на происходящую социализацию, ребенок еще не умеет быть в компании, может стесняться новых людей и испугаться резких громких звуков и внезапных движений, хотя и с удовольствием наблюдает за окружением и активно эмоционально реагирует.

Особенно нравится малышам повторять движения за взрослыми, поэтому негромкая музыка с танцами станут отличным развлечением.

До трех лет психологи не рекомендуют приглашать аниматоров на детское мероприятие.

Психология детского праздника

3 года. С трех лет присутствие на мероприятии аниматора допустимо, особенно если ребенок начал ходить в детский сад. Оптимальная продолжительность программы аниматора – 30 минут. При желании родители могут обратиться к профессиональному организатору для грамотной организации праздника.

В этом возрасте ребенок способен взаимодействовать с другими детьми, может какое-то время концентрировать внимание на действиях и предметах, ребенок уже легко переключается с одного действия на другое.

Очень важно, чтобы члены семьи и другие родственники активно участвовали в программе праздника.

4 – 6 лет. Время программы праздника увеличивается. Уместными на празднике будет появление любимого персонажа, яркий, красочный реквизит, музыка, подвижность. В этом возрасте некоторые дети не хотят видеть своих родственников участниками конкурсов.

Эмоции детей в возрасте 4 — 6 лет неустойчивы и кратковременны, сильно развито индивидуалистическое чувство, дети часто проявляют ревностные эмоции и ведут себя как «жадины». Однако, несмотря на это, дошкольники уже активно общаются друг с другом и с хорошо знакомыми взрослыми людьми.

При планировании программы мероприятия стоит помнить, что соревновательность в этом возрасте слабо развита. Детей можно объединять в группы, но не в команды. Нельзя сравнивать детей – лучше всех хвалить.

Психология детского праздника

7 — 8 лет. Самое веселье начинается с младшими школьниками – они уже социализированы, умеют и любят общаться со сверстниками и младшими детьми.

В этом возрасте уже присутствует соревновательность. Зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое, поэтому упор необходимо делать не на рассказы, а на показы и конкретные действия. У младших школьников отлично развита фантазия, память, они бурно реагируют на все новое.

Многие родители склонны считать, что ребенок неугомонен, гиперактивен, чересчур энергичен, и они заказывают программу на три часа с просьбой побольше активных действий. Но это обманчиво. На самом деле младшие школьники все еще быстро устают.

Для детей в возрасте 7 — 8 лет рекомендуется проводить активную, но не длительную программу. Удачным решением могут стать различные квесты, интерактивные программы, игры на свежем воздухе. Очень интересны в этом возрасте шоу-программы, мотивирующие на исследовательскую деятельность. И, конечно, важно наверняка знать, какого персонажа заказывать или в каком стиле организовывать праздник.

9 – 10 лет. Праздник для ребенка 9 — 10 лет не сильно отличается от праздника для детей предыдущей группы. Это возраст исследователя. По-прежнему «на высоте» память и физическая активность, ребенок хорошо ориентируется во времени и пространстве, развивается чувство юмора и абстрактное мышление. Дети уже не так эмоционально зависимы от родителей, они формируют собственные команды и кружки. Это подходящий возраст для приключений.

11 – 14 лет. У подростков 11-14 лет ситуация несколько меняется. Ребенок теперь не только накапливает новые знания, но и переосмысливает ранее полученные. В этом возрасте развиты логическое и абстрактное мышление, чувство юмора и творческое воображение.

Процессы, происходящие в организме подростка, не всегда поддаются контролю, что определяет неустойчивое настроение подростка. Ребенок ведет себя как максималист, не желая видеть полутонов в отношениях – либо «да», либо «нет».

В этом возрасте ребята уже понимают, что родители заплатили за мероприятие. Они готовы принимать интересную программу и проявлять искренние позитивные эмоции. Можно предлагать ребенку еще более насыщенную программу, но стоит помнить, что как только подростку станет скучно и неинтересно, его вряд ли можно будет уговорить продолжить мероприятие.

Надо всегда помнить золотое правило – пусть не долго, но насыщенно и увлекательно.

Вряд ли есть смысл говорить в этой статье о подростках старше 14 лет. Как правило, они уже более самостоятельны в выборе мероприятия. Однако, вариант проведения «взрослой» вечеринки, разумеется под присмотром профессионала, может заинтересовать подростка.

Похожие статьи:

10 психологических исследований, о которых должен знать каждый родитель

УСПЕШНЫЙ РЕБЁНОК — СПОКОЙНЫЙ РЕБЁНОК

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ: ЧТО БЕСПОКОИТ РЕБЁНКА?

Автор: Белоусова Евгения Олеговна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Елисеева Маргарита Игоревна

Ключевые слова: дети, родители, детский праздник, темперамент, возрастные особенности ребенка.

Источник фото: superhealthykids.com

Праздник – это один из самых главных аспектов в жизни детей. Он просто необходим для развития ребенка, если конечно родители хотят вырастить успешного человека. Ведь успех в жизни напрямую зависит от положительных эмоций, полученных нами в детстве. То какие мы есть, наши цели и достижения, жизненные ценности, наша жизнь в целом, всё это мы берём из детства и проносим с собой через весь жизненный путь.

Некоторые взрослые, ошибочно думают, что само детство уже и есть праздник, никакой тебе работы, никаких проблем и внутренних переживаний. Такая позиция в корне не верна! Дети – такие же люди, они тоже умеют переживать и у них тоже есть свои проблемы, только масштаб этих проблем, по мнению взрослых, совершенно незначителен. Попробуйте прислушаться к своему ребенку, поговорить с ним, понять его, и вы убедитесь в том, что он ежедневно проделывает огромную работу, по значимости нисколько не уступающею вашей.

Именно поэтому, праздники так важны для детей. Но и здесь ребенок не перестаёт учиться новому и развиваться.

На любом празднике ребенок учится общаться, это очень важно для маленького человека. Заводить новые знакомства, находить общие интересы необходимо, это своего рода адаптация. Через общение, дети быстрее усваивают общепринятые нормы поведения, нравственные ценности, что в дальнейшем играет не малую роль в становлении самостоятельной социальной личности ребенка.

Участие в массовых играх и конкурсах, дают возможность детям увидеть, как важно помогать и поддерживать друг друга. В игровой форме, они учатся отзывчивости, учатся определять свою роль в жизни других.

Любой праздник развивает творческие способности ребенка. Различные мастер-классы, которые проводятся на праздниках, игры, направленные на выявление творческого потенциала, и просто танцы —  всё это и есть творчество. А семейные праздники? Вспомните, с каким трепетом дети делают поделки-подарки для своих самых любимых родителей, рисуют картины, вкладывая туда всю свою душу. С каким волнением и радостью они вручают эти произведения искусства родным. Это ли не результат?

Эмоции – самое главное в жизни человека. От того какие эмоции преобладают в вашей жизни, плохие или хорошие, зависит всё! Для детей, они играют очень большую роль, поэтому чем больше положительных эмоций в жизни ребенка, тем успешнее он будет в будущем. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос по-настоящему сильным и успешным, вам придется хорошо постараться, наполнить его детство положительными эмоциями. И чем больше их будет, тем лучше.  В этом-то вам и помогут праздники.

В наше время, повод для праздника, особенно детского, найти не трудно. Праздники есть мелкие, например, такие, как поход с детьми в парк развлечений или на представления, да для ребенка – это праздник.

Наличие огромного количества ТРЦ, так же даёт возможность расширить  «афишу» праздников в жизни ребенка, потому как именно там, можно совершенно бесплатно посещать тематические вечеринки, мастер-классы и развлекательные программы. Торговые центры очень часто устраивают такие мероприятия.

Утренники в детских садах, школьные мероприятия, выступления, концерты, в которых ваш ребенок принимает непосредственное участие, всё это должно быть праздником и сделать их таковыми, задача родителей. Именно тогда, когда ребенок будет чувствовать праздничную атмосферу, а не обязанность перед взрослыми за хорошее выступление, он будет получать положительные эмоции, и не находится в постоянном стрессе.

Ну и конечно же, традиционные семейные праздники, которые учат маленькие сердца любви, учат ценить традиции, учат ценить семью!

Каждый взрослый, как самые дорогие
воспоминания хранит впечатления, полученные в
детстве во время праздника. “Потребность в
празднике — это потребность человека в
разделенной с другими “радости бытия”. Праздник
– явление сложное, многогранное, развивающееся,
имеет большое значение для жизни детей и
подростков. Детский праздник – один из самых
ярких моментов в жизни ребенка. Праздники
открывают детям простор для творчества, рождают
в душе ребенка светлые чувства, благородные
порывы, воспитывают умение жить в коллективе,
духовно обогащают ум и сердце. “Особая
психологическая ценность детских праздников
заключается в том, что они могут помочь юному
человеку реализовать лучшее, что в нем есть,
поскольку для него личностно значим сам процесс
празднования, вызывающий положительно
окрашенные эмоциональные переживания и
создающий уникальную систему творческого
взаимодействия детей и взрослых” [6].

Сущность праздника невозможно понять вне
социальной деятельности. “Как деятельность,
ближе всего стоящая к интересам детей,
выражающая зону их ближайшего развития, их
мироощущение, праздник должен рассматриваться
как мощное средство гуманизации воспитания, как
форма, имеющая отношение ко всем другим видам
деятельности (познанию, труду, эстетике, общению)
— праздник представляется в качестве
всестороннего развития личности. Как предмет
педагогической деятельности праздник выступает
психологическим посредником в обеспечении
процесса адаптации. Многообразные виды
деятельности, с которыми сталкивается ребенок в
процессе подготовки и проведения праздника,
творческие, познавательные, игровые,
общественные влияют на развитие ребенка, на
динамику его способностей [4].

В реальном художественно-педагогическом
процессе создания детского праздника активно
взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет
им выходить на качественно новый уровень
сотрудничества и выражается в изменении их
ценностных ориентаций, взаимоотношения и
взаимопонимания. Именно данная педагогическая
модель может служить основой построения
целостного процесса развития личности при
организации детского праздника, разумеется, с
учетом местных особенностей и условий. Вместе с
тем решающая роль в успешном осуществлении этого
процесса принадлежит коллективу специалистов и
педагога-организатора, их подготовленности,
слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с
детьми. “Праздник как объективное событие
основан на ценностях общения (отношений),
ценностях переживаний (коллективных) и ценностях
творчества (в разных видах деятельности).
Эмпатийное единство участников праздника (детей
и взрослых) помогает созданию модели
общественного поведения личности, свободному
ориентированию в жизненных ситуациях, развитию
творческих способностей” [5]. Массовое
праздничное действие активно влияет на
эмоциональную сферу ребенка, вызывая сильные
эмоциональные переживания, волнуют, пробуждают
радость, гордость, восхищение, восторг, и
накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь
индивида.

В жизни детей с проблемами коммуникативного
общения праздник занимает особое место.
Нарушения речевого развития детей
рассматриваются, прежде всего, как нарушения
общения. Отклонения в развитии речи отражаются
на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми
театрализованная деятельность оказывает
выраженное психотерапевтическое воздействие на
аффективную и когнитивную сферы ребенка,
обеспечивает коррекцию нарушений
коммуникативной сферы. Дети в коллективе
проявляют индивидуальные особенности, что
способствует формированию их внутреннего мира,
преодолению коммуникативной дезадаптации.

В театрально-игровой деятельности происходит
интенсивное развитие познавательных процессов,
эмоционально-личностной сферы. Игра может
изменить отношение ребенка к себе, самочувствие,
способы общения со сверстниками.
Психотерапевтический механизм сценических игр
состоит в определении ролей для участников. Роль
может раскрыть в ребенке потенциальный
коммуникативный ресурс. Любимые герои
становятся образцами для подражания и
отожествления. Именно способность ребенка к
такой идентификации с полюбившимся образом
позволяет педагогам через театральную
деятельность оказывать позитивное влияние на
детей.

Праздники и театрализованную деятельность в
психокоррекционной практике следует
рассматривать как совокупность методик,
обладающих следующими функциями:

— катарсистическая (очищение, освобождение от
негативных состояний);

— регулятивная (снятие нервно-психического
напряжения, регуляция психосоматических
процессов, моделирование положительного
психоэмоционального состояния);

— коммуникативно-рефлексивная (коррекция
нарушений общения, формирование адекватного
поведения, самооценки) [1].

В коррекционной работе с детьми, имеющими
коммуникативные проблемы всегда необходимо
опираться на их эмоциональный мир,
познавательный интерес именно поэтому так
велика роль стихов в детских театральных играх и
упражнениях. Стихотворный текст как ритмически
организованная речь активизирует весь организм
ребенка, способствует развитию его голосового
аппарата. Стихи носят не только тренировочный
характер для формирования четкой, грамотной
речи, но и находят эмоциональный отклик в душе
ребенка, делают увлекательными различные игры и
задания. Говоря от имени определенного
действующего лица, ребенок легче раскрепощается,
общается с партнером. Кроме того, разучивание
стихов развивает память и интеллект.

Праздники, сказки, фольклор оказывают
положительное эмоциональное воздействие на
детей, имеющих проблемы в общении. Ребенок,
усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную
этническую среду, проявляет активность и
заинтересованность в участии в театрализованной
деятельности, несмотря на ограниченные речевые
возможности.

Коммуникативные действия в театрализованной
игре опосредованы через ведущую деятельность
детей — игровую. Именно игра оказывает самое
значительное влияние на развитие ребенка и
прежде всего потому, что в игре дети учатся
полноценному общению. Игровая роль — та внешняя
опора, которая помогает ребенку управлять своим
поведением. Роль может раскрыть в ребенке
потенциальный коммуникативный ресурс.
Творческая игра — драматизация является
условием, в котором развивается коммуникативная
деятельность, умение понять своего партнера,
опираясь не только на вербальные высказывания,
но и на эмоциональность и выразительность его
лица, действий и поступков, формируется умение
показать своё отношение. Принятие ребенком роли
какого-либо персонажа — весьма существенная
предпосылка развития процессов понимания
другого человека. Дающая ему возможность
попробовать разные способы взаимодействия с
людьми, выполняющими другую роль: ребенок
начинает постигать, что такое ролевое поведение.
Так обогащаются его представления о социальном
взаимодействии между людьми, преодолеваются
нелогичность поведения, а также эмоциональная
нестабильность.

Игровая деятельность детей характеризуется
многогранностью, так как содержит элементы самых
разных видов творчества: словесное,
двигательное, музыкальное, изобразительное.
Отличительная особенность драматической формы —
соединение артиста, зрителя, в одном лице.
Праздники, театрализованная деятельность
помогает ребенку передать свои эмоции, чувства
не только в обычном разговоре, но и публично.
Заученные во время подготовки к празднику,
спектаклю литературные образы речи дети
используют впоследствии как готовой речевой
материал в свободном общении.

Праздничная, театрализованная развивающая
среда для ребенка с коммуникативными проблемами
обеспечивает комплекс психолого-педагогических
условий, способствующих эмоциональному
благополучию, его саморазвитию, удовлетворению
ведущих потребностей возраста (двигательных,
эмоциональных и других)
. И предупреждению
вторичных отклонений: целенаправленному
социально-эмоциональному развитию, формированию
механизмов сознательной регуляции собственного
поведения и взаимодействия с окружающими,
познавательных потребностей.

Условия организации детского праздника,
способствующие адаптации ребенка с
коммуникативными проблемами

М.П. Осипова подчеркивает, что “воспитательные
задачи праздника реализуются только при
соблюдении определенных требований к нему.
Важным является соответствие формы, и содержания
праздника возрасту детей. Это требование
предполагает постепенное усложнение
деятельности. Праздник должен быть итогом
определенной практической деятельности, которая
обогащает знания детей, дает возможность
удовлетворить разносторонние интересы, а также
принять посильное участие в делах на пользу и
радость людям, коллективу, себе. Единство
содержания и формы праздника – другой важный
принцип организации праздника. Это единство
достигается в том случае, если форма помогает
реализовать основную цель праздника, раскрыть
его содержание и донести до детей” [5].

Первым и главным условием организации
праздника для детей с коммуникативными
проблемами считается наличие темы и идеи
праздника, причем идея должна найти духовный
отклик у ребенка. Вторым необходимым условием
является оригинальность сюжетного хода. Умение
уже на начальном этапе, в завязке,
сконцентрировать внимание зрителя,
заинтриговать его – третье условие организации
массового праздника. Неотъемлемой частью
праздника для детей являются приемы, которые
побуждают зрителей к активной позиции,
объединяют их в проявлении чувств, создают
атмосферу сопереживания и участия. Одним из
условий организации праздника выступает
способность “разговаривать” посредством
художественных образов, близких разным
возрастным группам. Создание атмосферы
праздника, ее уплотнение по нарастающей,
совпадающее с развитием чувства единения зала –
важнейшее условие организации праздника для
реабилитационного центра. Реализация всех
условий предполагает неожиданные события в
развитии действия, сюрпризность, зрелищность,
необычных героев, костюмов, фокусов, но важно
помнить, что внешние эффекты должны подкреплять
идею праздника. Необходимо отметить, что музыка,
правильно подобранная и выстроенная по
нарастающей эмоционального восприятия, может
поднять даже самый стандартный сценарий. Итак,
праздники играют огромную роль в адаптации детей
с коммуникативными проблемами [3].

Дети с помощью праздника могут не только
проявить активность, но и ощутить свободу
самовыражения, как бы отдохнуть от правил,
дисциплины, напряженности будней; праздник
предоставляет детям некоторые суверенные права
и свободы. “Во время праздника дети активно
усваивают элементы творческой деятельности,
которые закрепляются в их сознании и поведении. В
процессе праздника у ребенка формируется
уважительное отношение к себе. Детский праздник
способствует самореализации ребенка,
благоприятен для формирования возвышенных
общечеловеческих идеалов и выработки системы
предпочтений. Праздничная среда – это сфера
социализации” [2]. Праздник является
неотъемлемой частью жизни детей младшего
школьного возраста. Именно праздник побуждают
зрителей к активной позиции, объединяют их в
проявлении чувств, создают атмосферу
сопереживания и участия. Праздник способствует
приспособлению ребёнка к новой системе
социальных условий.

Праздники, театрализованная деятельность
органично вошли в педагогический процесс
реабилитационного центра для детей и подростков
с ограниченными возможностями “Радуга” и
проводятся на основе программы нравственного
воспитания “Истоки”, включающие религиозное и
фольклорные праздники. К созданию праздничной,
театрализованной среды привлечены не только
специалисты, но и родители, активно участвующие в
изготовлении элементов декораций, атрибутов,
пошиве костюмов, составлении афиш. Конечно,
самыми благодарными зрителями детских
праздников и спектаклей являются не только дети,
но и мамы, папы, бабушки и дедушки.

Особенности технологии организации праздников
для детей с ограниченными возможностями

 Одной из актуальных
социально-экономических и демографических
проблем современного российского социума
является включение детей с ограниченными
возможностями в общество. Для нормальной
адаптации ребенка с когнитивными нарушениями
важно, чтобы у него формировалась правильная
оценка окружающих и себя, воспитать нравственное
отношение к окружающим. Одной из форм социальной
адаптации детей с ограниченными возможностями
является праздник.

Здесь необходимо решить две основные задачи:
создать условия, которые позволят каждому
ребенку с когнитивными нарушениями реализовать
себя, помогут стать уверенными в себе и жить в
тесном контакте с другими людьми; помочь
окружающим — педагогам, членам семьи, соседям
школьникам – принимать, уважать детей с
когнитивными нарушениями, доброжелательно
относиться к ним, ценить их возможности и
способности [1].

Эти основные задачи можно разделять на более
частные [7]:

1) помощь в решении проблем полноценного
социального функционирования, способствующая
овладению комплексом социальных ролей, норм и
правил поведения (социально-бытовая адаптация); 2)
максимальное вовлечение ребенка в социум
(организация совместной деятельности детей,
имеющих коммуникативные нарушения с нормально
развивающимися сверстниками, расширение круга
общение у детей, развитие коммуникативных
навыков поведения в детском коллективе); 3)
формирование и удовлетворение культурных
запросов детей с проблемами в развитии,
расширении зоны их творческих возможностей,
круга интересов; 4) оказание эмоциональной и
психологической поддержки ребенку с
коммуникативными нарушениями, активизация его
жизненных сил; 5) помощь в определении
возможностей и способностей ребенка; 6)
информационная помощь; 7) изменение негативных
установок здоровых людей по отношению к детям с
ограниченными возможностями здоровья.

Решение данных задач в ходе проведения
праздника требует особого подхода к его
организации. Подготовка и проведение праздника
для детей с ограниченными физическими
возможностями – долгая, кропотливая и сложная
работа, требующая сложной совместной
деятельности взрослых, учителей, воспитателей,
руководителя и т.д. и, конечно же, детей. Чтобы
организовать эту работу, всем необходимо
последовательно действовать по единому плану,
преодолевая один за другим все этапы подготовки
праздника.

Рассмотрим сначала общие особенности
организации детских праздников, а затем выделим
специфику организации праздников конкретно для
детей с ограниченными возможностями.

Изучая опыт работы по организации праздников,
можно выделить следующие этапы работы над
праздником. Рассмотрим их:

I этап – предварительное планирование; II этап –
работа над сценарием; III этап – предварительное
знакомство детей с праздником; IV этап –
репетиции; V этап – проведение праздника. VI этап
– подведение итогов; VII этап – последействие
праздника.

I. В реабилитационном центре для детей и
подростков с ограниченными возможностями
“Радуга”, занимающейся проведением праздников
для детей (это может быть школа, интернат,
какая-либо социальная организация) в начале года
проводится собрание, на котором обсуждается план
работы на год. Происходит выбор праздников, и
устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная
подготовка к празднику. На данном этапе
подготовки создается сценарий праздника,
включающий в себя отобранный уже речевой и
музыкальный материал. В праздник включается как
можно больше зрелищ и игр, а музыкальная речевая
деятельность детей строится на приобретенных
уже умениях и навыках. На последующих праздниках
зрелища и игры постепенно вытесняются
выступлениями детей.

III. Когда сценарий готов, детям рассказывается о
предстоящем празднике, объясняется что это за
праздник и чему он посвящен. Если этот праздник
уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают,
что на нем было.

После того, как дети уяснили, что это за
праздник, им объясняют, кто будет присутствовать
на нем (родители, воспитатели, учителя, знакомые,
дети из и т.д.) и чем будут заниматься сами дети. На
данном этапе дети должны понять свои задачи,
осознать свою роль в процессе подготовки и
проведения праздника, чтобы в ходе разучивания
стихов, постановки танцев, подготовки зала они
видели, понимали, для чего они это делают.
Необходимо поставить перед ребенком цель, к
которой он при помощи взрослых будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается
непосредственная работа по разучиванию стихов,
песен, постановки танцев, оформлению зала,
уличных площадок, парков и т. д, изготовлению
аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет
также работа над сценарием, куда вносятся
изменения и коррективы, появившиеся во время
работы. Таким образом, окончательный вариант
сценария появляется уже непосредственно перед
началом праздника.

V. Когда приходит тот самый долгожданный день,
когда преображенное и украшенное место
проведения полно зрителей и дети с замиранием
сердца ждут начала действия… праздник
начинается,… проходит … и заканчивается, но не
заканчивается работа над праздником.

VI. Это подведение итогов. Как мы уже отмечали,
детская, да и взрослая память долго хранит
светлые, радостные, яркие впечатления, которыми
богат праздник. И задача взрослых на этом этапе
состоит в том, чтобы “привязать” к этим
воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые
дети получили на празднике и в процессе его
подготовки. Для этого проводятся беседы, в
которых дети вспоминают, что им понравилось, при
помощи взрослых выделяется наиболее важное и
главное в празднике, поясняются непонятные
моменты.

VII. Последействие праздника. На этом этапе
закрепляются наиболее содержательные и
красочные впечатления, связанные с тематикой
праздника, они запечатлеваются в рисунках,
фотографиях, видеозаписях и т.д.

Все это помогает глубже почувствовать
содержание праздника, сохранить о нем хорошие
воспоминания и, что очень важно для детей
максимально использовать эту ситуацию для
обучения и развития.

Удачное проведение праздника для детей
определяет, прежде всего, хорошо продуманный
сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами
и выступлениями. Многообразие ярких впечатлений
иногда может вызвать у детей заторможенность.
Поэтому зал (если мероприятие в помещении)
заранее подготавливается и украшается, чтобы
дети могли его посмотреть до праздника, провести
в нем репетицию. Причем лучше провести эту
репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли
движения, чтобы дети привыкли к ним.

В выступлениях участвуют все дети. Это
достигается, прежде всего тем, что часть танцев,
игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо
этого, каждый ребенок выступает индивидуально
или с небольшой группой детей. Индивидуальные
выступления помогают застенчивым детям побороть
робость, развивают уверенность в своих силах,
преодолевают скованность в движениях.

Разнообразна деятельность взрослых на
празднике. Самой ответственной является роль
ведущего. Его эмоциональность, живость, умение
непосредственно общаться с детьми во многом
определяют общий настрой и темп ведения
праздника. Ведущий должен не только хорошо знать
программу, но и уметь быстро реагировать на
неожиданные случайные изменения. Большое
удовольствие доставляют детям сольные и
групповые выступления.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые
смены видов деятельности. Для этих целей на
празднике используются игры. Они позволяют детям
расслабиться и подвигаться. На праздниках всегда
используются игры, с которыми дети уже знакомы, в
которые они уже играли на музыкальных занятиях,
занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это
связано с тем, что объяснение правил игры, показ
действий играющего на празднике может занять
очень много времени. А праздник должен быть
проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы,
как и растянутость выступлений, и слишком
большое их количество утомляет детей,
расхолаживает их, нарушает единую линию
эмоционально-физиологической нагрузки.

Таким образом, мы рассмотрели общие этапы
организации и проведения праздников для детей,
выделили особенности подготовки и проведения
праздников с точки зрения использования в нем
различных видов деятельности.

Попробуем на основе изложенного материала
сформулировать методические рекомендации по
проведению детского праздника. Изучение опыта
работы по подготовке и проведению детских
праздников позволяет нам выделить следующие
методические рекомендации:

1. Деятельность детей на празднике должна быть
осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое
праздник, при этом условии можно создать
необходимые мотивы деятельности и достичь
хороших результатов.

2. Речевой материал к празднику нужно подбирать
в соответствии с программными требованиями,
ориентируясь на активный словарь детей и важно
учитывать индивидуальные возможности каждого
ребенка, состояние его устной речи.

3. При разучивании стихов необходимо обращать
внимание не только на заучивание текста и его
звуковое оформление, но и на внутреннее
содержание.

4. При постановке танцев целесообразно
использовать движения, уже разученные детьми (на
занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к.
использование хорошо знакомых движений
расширяет рамки работы над выразительностью,
содержанием танца.

5. При постановке игровых песен необходимо
тщательно продумывать используемые во время
пения движения, для того, чтобы они несли
эмоциональную окраску, соответствующую
смысловому содержанию песни.

6. Необходимо широкое использование
изобразительной деятельности в процессе
подготовки праздника, т.к. участие в общем деле
формирует у детей чувство коллективизма,
украшение зала, группы, создание костюмов
способствует развитию творчества детей.

7. Праздник не должен быть растянут во времени,
т.к. слишком долго детям трудно удерживать
внимание на происходящем.

8. В структуру праздника необходимо включать
различные сюрпризные моменты, игры. Для того
чтобы поддерживать внимание детей важно дать им
возможность в нужный момент расслабиться,
поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов
деятельности позволяет поддерживать интерес
ребенка.

9. В ходе праздника взрослые должны помогать
детям ориентироваться в происходящем действии,
если возникает необходимость, разъяснить то, что
непонятно кому-то из детей.

10. После проведения праздника важно закрепить
полученные детьми впечатления и знания. Для
этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно
использовать изобразительную деятельность в
подведении итогов праздника, т.к. это
способствует закреплению полученных
впечатлений, развивает образную память.

11. В процессе подготовки и проведения праздника
необходима четкая, взаимосвязанная работа
ведущего, музыкального руководителя, взрослых,
по возможности, родителей и, конечно, детей.
Только при этом условии праздник пройдет успешно
и оставит яркие воспоминания у всех его
участников.

Теперь рассмотрим особенности подготовки и
проведения праздников для детей с ограниченными
возможностями.

1. В силу специфики в подготовке праздничных
мероприятий для детей с ограниченными
возможностями должны участвовать не только
родители, педагоги или воспитатели, но и
специалисты, знающие специфику работы с каждой
группой детей, имеющих различные заболевания:
опорно-двигательного аппарата, речи, зрения,
слуха, центральной нервной системы и др., а также
квалифицированный обслуживающий персонал,
медперсонал.

2. Организация мероприятия должна проходить
так, чтобы детям с различными недугами дать
максимум возможностей для самореализации,
самосовершенствования, самоутверждения.

3. Для того, чтобы дети с ограниченными
возможностями не чувствовали себя выпавшими из
мира “нормальных” людей, не испытывали
недостатка в общении, праздники должны
проводиться не только для конкретной аудитории,
но и быть интегрированными, когда создаются
равные возможности для детей с ограниченными
возможностями. Совместная деятельность здоровых
и “особых” детей стимулирует рост последних.
Радость, полученная от праздника, поднимает
жизненный тонус, создает положительный
эмоциональный настрой, что немаловажно в их
повседневной жизни. Таким образом, расширяются
зоны творческих возможностей и круг интересов
“особенных” детей. Общаясь совместно, дети
получают бесценный для них социальный опыт, и при
этом культурно развиваются.

5. Праздники для детей с ограниченными
возможностями могут принимать форму спортивных
и туристские мероприятий (спартакиады,
фестивали, соревнования), творческих фестивалей
и конкурсов, экскурсий, тематических и
календарных мероприятий, празднования дней
рождения и иных торжеств. Праздничные
мероприятия дают возможность детям-инвалидам
почувствовать себя равноправными членами
общества, дают возможность ребенку не только
раскрыть свои творческие способности, но и стать
непосредственным участником. Включение в
социальную среду помогает “особым” детям
овладеть комплексом социальных ролей, норм и
правил общежития, преодолеть чувство
отверженности. Радость, полученная от праздника,
поднимает настроение, создает положительный
настрой, что очень важно, потому что сначала дети
воспринимают мероприятие пассивно, но
постепенно они раскрепощаются.

6. Обязательным условием проведения праздников
для детей с ограниченными возможностями
является создание теплой, творческой атмосферы.
Таким образом, мы видим, что для организации
праздников для детей с ограниченными
возможностями характерны не только общие
правила при подготовке подобных мероприятий, но
и специфические особенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 2002.
  2. Георгиевский В.А., Шитикова Л.И. Проведение
    праздников в начальных классах: Из опыта работы.
    Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.
  3. Детский праздник: содержание, технологии,
    педагогическая результативность. Серия
    “Ребенок Общество Семья Творчество”,
    Санкт-Петербургский городской дворец
    творчества. Ж. №7 2001.
  4. Карпова Г.Г. Праздник в контексте социальных
    изменений. Саратов. гос. ун-т. Саратов, 2001.
  5. Осипова М.П. Октябрятские праздники: Кн. для
    учителя.- 2-е изд., доп. и перераб.- Мн.: Нар.асвета,
    1986.
  6. Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте
    отечественной культуры. Мордовский гос. ун-т.
    Саранск, 2001.
  7. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности
    ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая
    составляющая коррекционно-развивающей работы.
    СПб, 2008.

Организация детских праздников: советы психологов и развенчание мифов

Алексей Петров — 29.12.2013 11:46

Ребята способны удивляться жизни во всех проявлениях. Сюрпризом для них становится блюдо будничного ужина, новое платье мамы, дождь зимой, книга на иностранном языке и многое другое. Впечатлений хватает.

Зачем нужна тематическая организация детских праздников: доставить мальчикам и девочкам незабываемые впечатления, неподдельную радость, устроить сюрпризы. Так ошибочно думают многие родители. По мнению психологов, все это доступно детям ежедневно.

Цель у детской вечеринки иная: показать ребенку, что окружающий мир идет к нему навстречу и готов радовать его. Поэтому предпочтительней организация праздника специалистами агентства, а не родителями и близкими родственниками.

Почему агентство: способ избежать ошибок

При организации дня рождения и других праздников родители часто допускают ошибки. Ребенок простит: он любит и умеет понимать маму и папу. Однако неприятные ситуации откладываются в подсознании и отрицательно влияют на него во взрослой жизни.

Общераспространенные мифы взрослых:

• Радость доставляют сюрпризы — подойдет любой подарок, о котором ребенок не будет знать;

• Воспитывать нужно всегда, даже в праздники;

• Всем детям на празднике хочется петь и танцевать;

• Ребята должны стремиться к добру — игры в пиратов, ниндзя, колдуний, мафию;

• Снежную королеву стоит запретить.

Подход агентства, которое занимается организацией и проведением детских праздников, принципиально иной:

• Сюрприз должен быть ожидаемым;

• Воспитанию место в будничные дни;

• Дети разные — праздничная программа подбирается индивидуально;

• Любой сценарий можно скорректировать. Попытки изменить предпочтения ребенка и навязать ему выбранных взрослыми сказочных героев вредны для психики.

Характерные примеры. Мальчик мечтает о настольном хоккее, с нетерпением ждет дня рождения. Родители игнорируют желание и дарят конструктор. По их мнению, сыну нужно научиться работать руками. Создаются установки: мои желания недостижимы, близкие заставляют меня заниматься тем, к чему не лежит душа. Девочка любит разгадывать головоломки и читать. На ее дне рождении мама устраивает конкурс «Кто споет или станцует лучше». Подруги дочки довольны, виновница торжества изображает наигранную радость. В подсознании фиксируется: придется отказываться от того, что люблю, все равно заставят заниматься другим.

Специалисты агентства не допускают подобных ошибок — детские праздники в их исполнении формируют гармоничные установки личности. Для девочки — любительницы книг и головоломок — создадут тематический вечер с увлекательными научными опытами: домашним снегом, мыльными пузырями, изменением цвета жидкостей. Также подойдут логические игры в стиле компьютерных квестов. Мальчику организуют спортивную вечеринку, где он сможет стать тренером хоккейной команды, вручать призы своим подопечным. В конце мероприятия его будет ожидать награда за профессионализм — игра его мечты.

Многообразие сценариев

До заказа праздничного мероприятия в агентстве проходит предварительная консультация с родителями. Специалисты знакомятся с интересами ребенка: его любимыми мультиками, фильмами, книгами, играми. Это помогает подобрать подходящую программу либо создать индивидуальный сценарий.

В качестве дополнения к выбранному варианту предлагаются интересные праздничные добавки:

• шоу фокусников и жонглеров факелами;

• установка шоколадного фонтана;

• продажа сладкой ваты;

• комната кривых зеркал;

• трюки дрессированных животных.

Сотрудники агентства понимают особенности детского видения мира: пираты привлекают мальчиков смелостью, удачей и страстью к путешествиям. Колдуньи девочек — своими знаниями, умением изменять реальность и творить (в отличие от бездейственных принцесс, которые ждут своих принцев).

Предпочтения ребенка лежат в основе всех сценариев. Корректировку осуществляют специалисты компании www.prazdnikdetyam.ru: по ходу праздника сокровища пиратов превращаются в сувениры для гостей, ледяной замок Снежной королевы — в мороженое.

Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. Праздники для каждого человека имеют большое значение, но особенно они важны для малышей, которые ждут их с большим нетерпением и самой искренней радостью. В дошкольном возрасте закладываются основы всего будущего развития. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Это важнейший этап развития и воспитания личности, период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира и вхождения в общество. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все это дети получают благодаря праздникам, которые являются для них настоящим чудом, в котором они сами принимают непосредственное участие. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить Праздники… » — писал К. Д. Ушинский.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая в себе различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о мире и людях. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание — важнейшая составляющая в процессе воспитания и развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, и даже влияет на физическое развитие.

Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений, развивает детский организм, улучшает координацию движений. Праздник — это также прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Таким образом, праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют детей и взрослых, побуждают к творчеству.

Занимаясь подготовкой праздников, взрослые должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка или группы детей, для которых готовится тот или иной праздник. И главный критерий подбора материала здесь — зрелищность, яркость и веселость. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника. Раскрытию идеи праздника служат песни, стихи, музыка, танцы, инсценировки, художественное оформление. Идея праздника должна быть донесена до каждого ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. При этом учитывается целый рад факторов: уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младшего и среднего дошкольного возраста утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши от 2 до 4.5 — 5 лет способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение — все это повышает восприимчивость. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И взрослому предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления для каждого. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует.

Роль семейных праздников в жизни ребенка

В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её традициями, обрядами, позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Через участие в празднествах человек приобщается к духовной культуре народа, ощущает свою причастность к ней. Мир доброты, красоты и гармонии открывается перед человеком через праздники. Все праздники проходят через семью, входят в каждый дом.

Семейные праздники содержат богатый потенциал для развития ребенка. Ребенку необходимо счастливое детство, без него человек не сможет научиться полноценно любить, будет страдать и его эмоциональное развитие в целом. Без преувеличения можно сказать, от того каким эмоциональным состоянием будут окрашены праздничные дни ребенка, будет во многом зависеть его личная жизнь, его будущая семья, его деятельность. Все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви.

День рождения

Среди всех семейных праздников самым важным для каждого члена семьи должен быть День рождения. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику. В свою очередь и он имеет возможность выразить свою любовь и признательность каждому члену семьи.

Празднование Дня рождения готовится заранее, и принимать участие в нем, по возможности должен каждый. Необходимо учитывать возрастные особенности детей: чем младше ребенок, тем ярче должен быть праздник. Этот день полон сюрпризов и неожиданностей. Хорошо, если есть возможность запечатлеть этот день, чтобы позже образовалась целая серия разновозрастных фотографий. Все полученные открытки тоже надо постараться сохранять, потом по текстам этих поздравлений интересно проследить за изменениями характера ребенка, его увлечениями. Желательно чтобы поздравления были в стихах, а также относилось именно к этому человеку. Стихи лучше сочинять самим, даже если они будут не такие совершенные, они запомнятся лучше.

В семьях, где ребенок растет в окружении братьев и сестер есть замечательная возможность использовать коллективную творческую деятельность, которая объединяет детей, учит взаимопониманию, взаимоуважению. В коллективном труде каждый может ярче проявить свои способности — сочинить стихи, нарисовать газету, оформить коллаж, сделать аппликацию и придумать многое другое.

Самым волнующим моментом в жизни каждого именинника является получение подарков. Взрослые должны продумать преподнесение подарка. Ребенку будет приятно увидеть свой подарок сразу после пробуждения, ря­дом со своей кроваткой. В семье ребенка с днем рождения могут поздравлять не только близкие люди, друзья, но и любимые игрушки. Например, девочку могут поздравить куклы, у каждой куклы может быть свой подарок. Для мальчика в День рожденья, подарки могут быть привезены на всех его машинках, где на каждой могут лежать его новые вещи. Подарки могут ожидать ребенка повсюду: под подушкой, под тарелкой, в корзине с игрушками, на его книжной полке.

Подарки, сделанные своими руками, или подарки со значением вруча­ются лично. Для памятных подарков можно оформить папку или полочку, а позже весь этот маленький архив передать детям или внукам. Воспитательное значение играет также то, что в семье нет разделения на «плохие» и «хорошие» подарки. Хранится все, что можно сохранить.

Важные элементы праздника — оформление комнаты для создания праздничного настроения. В оформлении может принимать участие и именинник. От люстры до карниза можно протянуть гирлянды, на которых отдельными буквами написано имя виновника торжества или «Поздравляем». Приятно увидеть в День рождения на зеркале смешную рожицу, нарисованную подкрашенной зубной пастой, а над потолком шарики. Можно оформить кресло или стул именинника, задрапировав тканью.

Заранее необходимо продумать меню. В этом тоже большой воспитательный момент: дети учатся правильно и красиво, а главное свободно, вести себя за уже сервированным столом. Все блюда украшены соответственно возрасту именинника. Детям лучше подать индивидуальные хорошо оформленные тарелочки. Именинный торт ждут все. Торт обязательно украшается свечками. Этот ритуал, тушение свечей и загадывание желания, увлекателен для всех.

Во время торжества проводятся различные игры. Можно провести конкурс на лучший комплимент. Детям также нравится участие в лотереях. Для этого пригодятся различные мелкие предметы (нитки, иголки, ручки, карандаши и т. д.). В лотерее пожеланий пожелания пишутся на отдельных бумажках, скручиваются, опускаются в шапку. Затем каждый выбирает себе бумажку. Пожелания шуточные вызывают всеобщее веселье.

Интересно проведение игры «Что бы это значило?». На отдельных листах бумаги приклеивается фотография (можно именинника, или кого-нибудь из гостей), на которой запечатлена смешная, нетипичная ситуация. Каждый участник игры ставит свою подпись и заворачивает, передает другому, таким образом готовится несколько фотографий. Все подписи читаются потом вслух, и самые остроумные награждаются сувенирами. Сюрпризами могут быть интересные пожелания, написанные на сердечках, их преподносят имениннику или всем гостям. Гости могут получить в подарок розочки с именинного торта, сделанные из теста, соответствующие возрасту именинника. Исполнение любимых песен в сопровождении фортепьяно или караоке тоже доставит всем большое удовольствие. Можно еще сочинить песню на знакомую мелодию, в которой отражается жизнь именинника.

Празднование семейных событий

В семье дети участвуют в праздновании Дней рождений родителей. Родителям всегда приятно получать в свой День рождения подарки, сделанные ребенком: фотоальбомы, открытки, рисунки, аппликации, фотоколлажи и т.д.

Празднование Дня свадьбы родителей — это празднование Дня рожде­ния семьи. Содержание праздника может включать в себя конкурсы, посвященные «молодоженам» или интервью, когда мама и папа откровенно отвечают на разные вопросы. Родители тем самым поддерживают родственные связи и воспитывают у детей чувство ответственности и гордости к своему роду. Знакомство со своей родословной дает много нового и полезного: самым важным является то, что у детей появляется чувство причастности к семье и Родине в целом. Благодаря рассказам бабушек и дедушек можно узнать родословную нескольких поколений, составить генеалогическое дерево своей семьи.

Вообще, в праздник можно превратить любое семейное событие, любое даже небольшое путешествие. Например, весной хорошо организовать выезд в лес за подснежниками. Это всегда большая радость видеть пробуждение природы, мощную силу зеленых росточков, которые тянутся к солнцу. Встречи с природой – это поход в мир красоты и гармонии, и это всегда праздник. Не только цветок, но и любое очень красивое место можно «запечатлеть» в памяти. Через много лет при воспоминании об этом перед глазами будет являться картина этого места и воспоминание о празднике.

В нашем развивающем центре «Летиция» преподаватели и администрация уделяют особое внимание эстетическому воспитанию детей и организации различных праздников: «Прощание с осенью», «Встреча зимы», «Новый год», «Рождество», «Проводы зимы», «Масленица», «День защитника Отечества», «Встреча весны», «Международный женский день восьмое марта», «Пасха», «День Победы», «Международный день защиты детей» и другие. По желанию родителей имеется возможность организовать праздничное поздравление ребенка с днем рождения в группе сверстников. Как праздники проходят и открытые уроки перед Новым годом и в конце учебного года, на которых дети не только показывают родителям, чему они успели научиться за прошедшее время, но и играют, участвуют в разных конкурсах и соревнованиях, получают призы, и такие события, безусловно, остаются в памяти детей, как праздники.

Осторожно, детский праздник, или Как получить психотравму в разгар веселья

Заботливые родители с радостью и воодушевлением приводят наряженных детей с самыми благими намерениями – развлечь свое чадо, подарить немного радости, волшебства, слегка побаловать, устроить сюрприз…


1
3173
27 Декабря 2015 в 12:19

Ожидание праздника лучше самого праздника

Приближается череда новогодних праздников. Волшебство, подарки, украшения, елка, Дед Мороз со Снегурочкой… Дети учат стишки и песенки и весь год пытаются вести себя хорошо, чтобы все-таки получить подарок. Выдержки хватает минут на двадцать, но их старания не останутся незамеченными. Родители прячут коробки по углам и пытаются не забыть, где и когда очередной утренник.

Множество торговых комплексов, развлекательных центров, детских учреждений, пользуясь сезоном, приглашают на новогодние праздники детей, чтобы те с удовольствием и энтузиазмом потратили деньги их родителей именно на данном мероприятии. Для особой привлекательности действа устроители не жалеют ни денег,ни сил, ни фантазии — музыка, конкурсы, спектакли, аниматоры, куклы-великаны, подарки, Дед Мороз и так далее и тому подобное. Только бы веселье било ключом. Давайте погромче, поярче, повеселее. Это же праздник!

Заботливые родители с радостью и воодушевлением приводят наряженных детей с самыми благими намерениями — развлечь свое чадо, подарить немного радости, волшебства, слегка побаловать, устроить сюрприз.

Никто не хотел ничего плохого

Оценивая ситуацию через себя, сквозь призму собственных желаний, привычек и способностей, без учета психологических особенностей ребенка, мы не берем в расчет такие подводные камни интенсивных развлечений, как потенциальные риски для детской психики. Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» наглядно и достоверно показывает, что совершенно безопасно и даже полезно водить на любые детские мероприятия деток без звукового и зрительного векторов. Эти же две группы, конечно, тоже нельзя лишать возможности посетить веселый праздник, но только при соблюдении определенных условий его проведения.

Период детства — это время, когда развивается не только физическое тело (организм ребенка), но идет интенсивное психологическое развитие. Точно так же как малыш еще не в состоянии в совершенстве владеть своим телом, так и психологически адаптировать давление ландшафта, как это делают взрослые, он еще не способен. Поэтому ситуация, в которой вам, как родителю, просто неприятно находиться, для ребенка может стать настоящей психологической травмой, сверхстрессом.

Со временем, в процессе взросления и развития, ребенок, безусловно, научится адаптироваться, держать стресс, переключаться на позитивные стороны ситуации и тому подобное. Но пока он маленький, подобные испытания для его психики могут нанести ему вред и приостановить развитие врожденных психологических свойств.

Осведомлен – значит вооружен

Грамотный взрослый, владеющий системным мышлением, способен сделать любой праздник веселым и радостным для любого малыша или хотя бы свести к минимуму потенциальные психологические риски. Это возможно благодаря глубокому пониманию структуры детской психики, механизмов ее развития и особенностей конкретной маленькой личности.

Итак, в чем может быть опасность?

image description

Ребенок со звуковым вектором обладает слуховым анализатором особой чувствительности. Поэтому слишком громкая музыка, шум, крики могут ощущаться таким малышом болезненно, вплоть до физической боли в ушах. Причем, тот уровень шума, который человек без звукового вектора воспринимает нормально, для маленького звуковичка может оказаться сверхсильным. Родителям, не обладающим звуковым вектором, очень сложно через себя понять, что происходит с ребенком. Его страдания зачастую могут восприниматься как капризы, страх или намеренное баловство. Малыша пытаются расшевелить, заинтересовать участием в празднике, привлечь к игре, а когда это не дает ожидаемого результата, ребенка начинают отчитывать, ругать или даже оскорблять, обвиняя в неблагодарности, привередливости и отстраненности.

В таком случае на фоне ощущения болезненного уровня шума, напряжения слухового сенсора, ребенок получает дополнительный стресс от родителей — оскорбления и обвинения в его адрес наносят еще более сильный урон развитию звукового вектора, нежели шумное веселье. Пытаясь уйти от окружающей реальности, которая является источником страданий, малыш начинает замыкаться, все больше молчать и все меньше реагировать на обращенную к нему речь. Это своеобразная система защиты, уход от боли и одновременно остановка в развитии психики звуковика.

Какую опасность несут активные празднества для деток со зрительным вектором?

Маленькие зрительники просто обожают любые увеселительные мероприятия, кроме того, они же никогда не упустят своей возможности выступить на публике или хотя бы поучаствовать в конкурсах, играх, спектаклях. Бурная фантазия и образное мышление зрительника способны оживлять все вокруг — от любимых кукол до самых обычных предметов. Эмоциональные и чувствительные, они живут в своем красочном мире, который очень легко рушится под действием наиболее опасного для зрительников чувства — страха.

Как позитивные, так и негативные эмоции малыш со зрительным вектором переживает на пике их интенсивности, поэтому страх для зрительника — это не просто страх, это ужас, паника, кошмарный сон наяву. В связи с этим куклы-аниматоры в виде диких зверей, постановки сказок со съедением или убийствами вроде Колобка, Красной Шапочки, Бабы-яги и тому подобных могут ввергнуть впечатлительного ребенка в самый настоящий шок. Дело в том, что он верит! Да, он воспринимает все близко к сердцу, он переносит образ съеденного колобка на себя самого, переживая все ощущения на пиковой амплитуде. Это не какого-то там колобка съели, это его, маленького мальчика, скушали дикие звери, которые вот ходят вокруг и машут ему лапами.

В такие моменты ко всему прочему родителям приходит в голову либо посмеяться над слишком уж впечатлительным ребенком, либо еще хуже — повоспитывать в стиле «не бойся, ты же мужик!». К состоянию внутреннего ужаса у малыша присоединяется потеря чувства защищенности и безопасности, которое дают родители. Это слишком большой стресс для ребенка, замыкающий его в состоянии страха, препятствуя дальнейшему развитию — воспитанию чувств на отдачу — в сострадание, сопереживание, любовь к ближнему.

И без того сложный процесс развития зрительного вектора (отдельная личная эволюция чувств от страха до любви) останавливается на самом нижнем уровне развития, а при повторяющихся эпизодах испуга вообще стопорится. Вырастает большой любитель фильмов ужасов, показных истерик, самовлюбленный нарцисс, требующий бесконечного внимания к своей персоне, полностью неспособный разделить чувства другого человека, ощутить его боль или подарить кому-то свою любовь.И это при наличии потенциальной возможности стать самоотверженным медиком, работником социальной сферы, основателем благотворительного фонда, активным общественным деятелем, работником культуры или искусства.

image description

Система безопасного детства

На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» происходит формирование особенного системного мышления, которое позволяет легко и абсолютно естественно взаимодействовать с любым ребенком. Совершенно без особенных усилий приходит понимание потенциально перспективных направлений в его развитии, а также создается некая сигнальная система, безошибочно определяющая возможно опасные для малыша ситуации.

Способность взглянуть на мир глазами своего ребенка дает осознание крайней важности ощущения защищенности и безопасности, а понимание индивидуальных особенностей психики конкретной личности формирует самую высокую степень доверия и родственности душ родителя и ребенка, способную стать основой для достижения высшего уровня развития врожденных психологических свойств малыша.

Залог успеха развития наших детей сегодня находится в наших руках. О секретах воспитания счастливого поколения можно узнать на ближайших бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии.

Регистрация по ссылке: https://www.yburlan.ru/training

Тысячи людей, прошедших тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, смогли наладить отношения со своими детьми. Их отзывы вы найдете здесь: https://www.yburlan.ru/results/all/otnoshenija-s-detmi

Корректор: Галина Ржанникова

Автор публикации:
Диана Гадлевская, врач-анестезиолог


Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Психология детских праздников
  • Психология апталы?ыны? ашылуы сценарий
  • Пятичастная структура сценария
  • Психология апталы?ына сценарий ашылуы
  • Пятилетний юбилей со дня свадьбы что подарить