Птичка пушкина какой праздник

64. Прочитайте стихотворение А. Пушкина "Птичка". О каком празднике упоминает поэт? В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я ста

64. Прочитайте стихотворение А. Пушкина «Птичка». О каком празднике упоминает поэт? 

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!


Благовещение — праздник наступления весны.

1.  Внимательно прочитайте 1-е четверостишие ещё раз. Какое значение имеет в нём слово наблюдаю:
• внимательно следить глазами за кем-либо, чем-либо;
• видеть, замечать, встречать;
• (устар.) соблюдать что-либо, придерживаться чего-либо в чём-либо;
• внимательно следя за кем-либо, чем-либо, изучать, исследовать.

3) (устар.) соблюдать что-либо, придерживаться чего-либо в чём-либо.

2.  Какое настроение создаётся в тексте и с помощью каких слов?

Чувство радости, свободы (на волю птичку выпускаю, светлый праздник весны, мог свободу даровать)

3.  Перепишите 1-ю строфу стихотворения, расставляя ударение в словах. 

В чужби́не свя́то наблюдáю
Роднóй обы́чай старины́:
На вóлю пти́чку выпускáю
При свéтлом прáзднике весны́.

Ответы к заданиям. 5 класс. Русский язык. Учебник. Часть 1. Рыбченкова Л.М.

ГДЗ 5 класс

Приблизительное время чтения: 1 мин.


print

Выпускать птиц из клеток – красивый весенний обычай, связанный с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

Жаворонков, голубей, синичек и других лесных птиц ловили, сажали в клетки, а потом символически отпускали в небо при большом скоплении людей. Например, на рыночной площади. В народе считалось, что птички, выпущенные на волю, станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят за того», кто дал им свободу. Обычай напоминал о евангельской истории – о том, как Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя всего мира.

В этот день, как пишет этнограф Д. К. Зеленин, в селах пели особые «песни-веснянки». Например, вот отрывок из песни, которую в 1901 году записал поэт Аполлон Коринфский в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!

Об обычае выпускать птиц на Благовещение мы можем прочитать в одном из писем А. С. Пушкина: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму, адресованному Гнедичу, поэт приложил свое стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

1823 год

Исследователь русского языка В. И. Даль тоже упоминал об этом обычае: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье».

Рекомендовано для использования на уроках ОПК

 Фото Юлии Маковейчук

ВикиЧтение

1115 вопросов священнику
раздел сайта ПравославиеRu

О каком празднике говорится в стихотворении А.С. Пушкина «Птичка»?

О каком празднике говорится в стихотворении А.С. Пушкина «Птичка»?

иеромонах Иов (Гумеров)

В литературе встречается устойчивая ошибка: это небольшое произведение связывают с праздником Благовещения. Однако из письма А.С. Пушкина к Н.И. Гнедичу (1784–1833) мы узнаем другое: «13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было […]. Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое Воскресеніе выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это —

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку отпускаю

На светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:

За чем на Бога мне роптать

Когда хоть одному творенью

Могу я волю даровать?»

(Соб. соч. в 10-ти томах. Т. 10).

Окончательный вариант, опубликованный в журнале «Литературные листки» (1823, № 2), претерпел небольшие изменения: выпускаю (вместо отпускаю), На светлом празднике (При светлом празднике), За что (вместо — За чем), Я мог свободу даровать (вместо — Могу я волю даровать).

Птичка

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать.

Из приведенного письма видно, что светлым праздником весны в стихотворении названа святая Пасха. Стихотворение написано в 1823 г. Тогда Светлое Христово Воскресение праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю). Письмо к Н.И. Гнедичу было написано 13 мая, ровно через три недели. День этот был воскресный — 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном).

Стихотворение «Птичка» проникнуто личными переживаниями. Поэт был в ссылке в Бессарабии (в чужбине). Неволя сильно томила его. На Руси на святой праздник Пасхи был древний христианский обычай: люди, располагавшие средствами, употребляли их на выкуп из тюрьмы попавших туда невинных должников. В обычае выпускать в день святой Пасхи на волю птиц поэт видит символическое выражение данной Богом человеку свободы творить дела милосердия, в том числе и освобождать людей из неволи.

Читайте также

453. Отзыв о стихотворении Мея «слепорожденный» и о переложении стихами Иова — Глинки. Истинный покой и обманчивые надежды мирские

453. Отзыв о стихотворении Мея «слепорожденный» и о переложении стихами Иова — Глинки. Истинный покой и обманчивые надежды мирские
Письмо к г-же N с семейством Бог в помощь! Спасайтесь! Стихи — слепорожденный — прекрасны; но истины в них нет. Прочитайте Еванг. от Иоанна гл. 9 —

Как оценить с духовной точки зрения стихотворение А.С.Пушкина на молитву св. Ефрема Сирина?

Как оценить с духовной точки зрения стихотворение А.С.Пушкина на молитву св. Ефрема Сирина?
иеромонах Иов (Гумеров)Стихотворение Отцы пустынники и жены непорочны написано А.Пушкиным за полгода до гибели. Это было время духовного зрелости и просветления поэта:

Я возмужал

Улетела птичка Божия в обители горние

Улетела птичка Божия в обители горние

Ходики с кукушкой
К столетнему юбилею матушки кто-то подарил ей красивые расписные ходики с кукушкой. Часы не долго поработали, через несколько месяцев остановились. Теперь они показывали всегда одно и то же время: без 20 минут восемь.

Птичка-вестница

Птичка-вестница
В последние свои годы старица совсем уже неземным существом была. Ногами на земле пребывала, а душа ее в небесах купалась. Недаром она сподобилась имени «Сепфора-Птичка». И птичка эта даже видимым образом стала как бы ее символом.Однажды матушкина дочь

Опять птичка!

Опять птичка!
Вот и келейницу свою матушка Сепфора тоже через птичку позвала. Это уже на годовщину ее кончины было. Келейница Зинаида после смерти старицы жила тогда уже в женском монастыре. И вот многие сестры монастыря, духовные чада матушки, стали собираться в Клыково

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПУШКИНА

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПУШКИНА
Пушкинская литература XIX века… Что из нее уцелело, что запомнилось, что хочется перечитать? Конечно, вороха печатной бумаги, конечно великие критики, Белинский, «открывший» Пушкина, Писарев, Скабичевский. «Значение Пушкина в русской литературе»,

13. Видение А. С. Пушкина.

13. Видение А. С. Пушкина.
Однажды Пушкин сидел и беседовал с гр. Ланским, причем оба подвергали религию самым едким и колким насмешкам. Вдруг к ним в комнату вошел молодой человек, которого Пушкин принял за знакомого Ланского, а Ланской за знакомого Пушкина. Подсев к ним, он

«Читайте Пушкина и Евангелие!»

«Читайте Пушкина и Евангелие!»
Во время одного из выступлений в стенах Московской Духовной Академии получил из зала записку, которой дорожу. Приведу ее почти целиком: «…вы правы, только при частом посещении храма начинаешь понимать этот язык, итогда молитвы, которые

«Читайте Пушкина и Евангелие!»

«Читайте Пушкина и Евангелие!»
Во время одного из выступлений в стенах Московской Духовной Академии получил из зала записку, которой дорожу. Приведу ее почти целиком: «…вы правы, только при частом посещении храма начинаешь понимать этот язык, и тогда молитвы, которые

Напоминание о празднике Недель и празднике Кущей

Напоминание о празднике Недель и празднике Кущей
9 Отсчитай семь полных недель с того дня, когда выйдете с серпами на жатву. 10 Отмечай всякий раз праздник Недель в честь Господа, Бога твоего, принося дары свои Ему, столь же щедро, как и Он, Господь, твой Бог, благословил тебя.

О смерти Пушкина

О смерти Пушкина
Перед смертью Пушкин выразил желание видеть священника.Когда доктор Спасский спросил, кому он хочет исповедаться в грехах, Пушкин ответил: «Возьмите первого ближайшего священника». Послали за отцом Петром из Конюшенной церкви. Священник был поражен

Из письма Пушкина к Чаадаеву

Из письма Пушкина к Чаадаеву
Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой

Пасхальных стихотворений в русской поэзии немало. Но настоящих, вдохновенных, удивительных – увы, наперечёт. Страстная неделя – другое дело, а светлый праздник оставлял стихотворцев в растерянности. Рождалось нечто из обязательной программы, приглаженное, предсказуемое в каждой строке. Или – переслащённые стихи для детского альбома, которые не остаются в памяти. Но счастливые исключения всё-таки были. И среди них – два крылатых, в прямом и переносном смысле. Два из трёх, написанных по одному случаю, по одной канве. В творческом споре. А, может, и не в споре. Но – на наше счастье, написанных.

Мы точно не знаем, когда они замыслили это соревнование. Но знаем участников, каждый из которых оставил по восьмистишию. Пушкин, Дельвиг, Туманский.

Кто такой Фёдор Антонович Туманский? Главное – не перепутать его с двоюродным братом, Туманским Василием, которого Пушкин с доброй иронией вспоминал в «Путешествии Онегина»:

Одессу звучными стихами
Наш друг Туманский описал,
Но он пристрастными глазами
В то время на нее взирал.

Этот Василий Иванович частенько писал и публиковал стихи – вполне почтенные, на уровне (уж простите за неуместные ранжиры!) хорошего третьего ряда пушкинской плеяды. А, кроме того, был политиком, заметным даже из европейского монокля и попечителем Полтавской гимназии. По словам мемуариста, «имел вид не вполне праздный». Все Туманские – малороссийские аристократы, многие стали крупными дипломатами Российской империи.

А Фёдор Антонович был русским консулом в Яссах, а позже – в Белграде. Пока служил в Яссах – частенько наведывался в Кишинёв, где жил ссыльный Пушкин. Приятельствовал Туманский и с Дельвигом. Сохранилось меньше десяти стихотворений Фёдора Туманского. Он был истинным «высоким дилетантом», литературного честолюбия не имел. А взлёты случались.

По-видимому, он тяготился службой, уставал от интриг, от суеты – и свои поэтические увлечение оберегал от схожих тягот. По немногим сохранившимся строкам Туманского видна душа искренно, даже простодушно верующего человека. Без надменности, без светского холодка.

Ну, а теперь – о главном. «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это», – писал Пушкин Гнедичу из Кишинёва, посылая ему новые стихи.

Традиция эта не везде была связана именно со Светлым и в наше время если возрождается, то не повсеместно. Более распространён другой повод из церковного календаря, вошедший в поговорку: «Благовещенье— птиц на волю отпущенье». Это и сегодня привычно. Благовещенье – предчувствие пасхального воскресенья. Из-за этого возникла путаница, многие относят стихи о птичке к Благовещенью.

Но в Петербурге было заведено отпускать птиц именно на Пасху: «В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск», – пишет Терещенко, исследователь русских народных традиций. И Пушкину «на чужбине» припомнилась именно петербургская Пасха. Быть может, тогда, в 1823-м году, ему и в Кишинёве удалось выпустить из клетки какую-нибудь канарейку? Поверим поэту на слово.

Кто предложил устроить это замечательное соревнование – теперь уж неизвестно. Об этом поэтическом турнире мы узнаём из краткого рассказа Льва Сергеевича Пушкина – понятно, чьего брата. Лев Пушкин дружил с Фёдором Туманским.

Это было весной 1823 года – незадолго до Светлой. Неизвестно, в какой день они ударили по рукам и когда каждый из них написал своё восьмистишие: датировка (в особенности в случае с Туманским) вызывает споры. Три стихотворца – Дельвиг, Пушкин и Туманский – задумали соревнование. Написать экспромтом по восьмистишию на заданную тему. Приближалась Пасха – и припомнился тот самый обычай. Задали и размер – четырёхстопный ямб.

Когда-то Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский поспорили – кто лучше переложит 143-й давидов псалом. Переводы были изданы анонимно, в одной книге. Каждый боролся за благосклонность читателей. Но они враждовали, всерьёз боролись за первенство в русской словесности, а Пушкин с приятелями зла друг на дружку не держали. У Дельвига, по обыкновению, получилось нечто, издалека напоминающее перевод из античной классики. И за рифмой он следил недостаточно усердно:

Во имя Делии прекрасной,
Во имя пламенной любви,
Тебе, летунье сладкогласной,
Дарю свободу я. — Лети!
И я равно счастливой долей
От милой наделен моей:
Как ей обязана ты волей,
Так я неволею своей.

Туманский писал проще, без античных красот. И – человечнее:

Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.

Она исчезла, утопая
В сияньи голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.

В 1864-м К.Д.Ушинский включил это стихотворение Туманского в своё «Родное слово» – и с тех пор полвека без него не обходилась ни одна хрестоматия. Туманского прославляли как автора одного, но гениального стихотворения. Признавали, что он одержал верх над Пушкиным. В его «Птичке» нет заданности, но многие замечали в ней чистоту и восторг искренней молитвы. Особенно во второй – ключевой – строфе. Всего-то четыре строчки, а характер автора ощущается. Это и восхищало добродушных читателей старинных хрестоматий.

«Птичка» Туманского стала известной детской песней. Его многократно и небезуспешно перелагали на музыку. Выходит, в состязании победил Туманский? И в словарях крылатых выражений появилась: «Я рощам возвратил певицу…».

У Пушкина находили личностный, слишком злободневный мотив, намёки на ссылку, на несвободу:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

Это запоминалось, будоражило воображение, но и воспринималась как низкая «злоба дня», от которой отрешился Туманский в своём чистейшем восторге. Считалось, что Пушкин отвлекает цензуру пасхальными ассоциациями, а сам хочет пожаловаться на несвободу. Но – в ХХ веке пушкинская «Птичка» взлетела высоко. Нет, Туманского продолжали публиковать, в том числе и в хрестоматиях, но Пушкина выучили наизусть. И, по меньшей мере, одна его строка стала крылатой – «На волю птичку выпускаю».

Три восьмистишия того шутливого турнира и впрямь похожи. И не столь важно, что нет точной датировки их написания. Главное, что они (особенно – стихотворения Пушкина и Туманского) – лучшее, что написано о Пасхе русскими поэтами. Два стихотворения по восемь строк летят, как птицы, в пасхальном небе.

Читайте также:

  • Дмитрий Мережковский. «Христос воскрес»
  • Аполлон Коринфский. «Святая весть»
  • Сергей Бехтеев. «Воскресенье»

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

С. В. П.

Все сколько-нибудь значительные материалы о Пушкине первой половины XIX в. уже давно выявлены, посажены на крючок, а то и на цепь и изъезжены вдоль и поперек – мудрено ли, что новых источников в этой коллекции ждать не приходится. Ан-нет, и на старуху бывает проруха. Ниже помещаем выдержку из анонимного фельетона «Мысль и улыбка», напечатанного не в каких-нибудь губернских ведомостях, но в «Сыне Отечества» (!), и по какой-то иронии судьбы полностью выпавшего из литературы о Пушкине (насколько нам известно, нижеследующий отрывок никогда, никем и нигде не цитировался).

МЫСЛЬ И УЛЫБКА
(Сын Отечества. 1850. № 12 (Декабрь). Отд. VII («Смесь»). С. 78–81)

<…> Было время, когда поэзия занимала всех; то было время, изобиловавшее поэтическими талантами. Пушкин, Жуковский, Дельвиг, Баратынский, Плетнев, Подолинский, Туманский, Ознобишин, Ротчев и другие, составили одну общую поэтическую семью и часто, собравшись, сочиняли что-нибудь. Не многим, может быть, известна история превосходной пьесы Пушкина: В чужбине свято наблюдаю. Мы расскажем ее нашим читателям.
Это было в Одессе.

……. В Одессе пыльной
Где долго ясны небеса,
Где торопливо торг обильный
Свои подъемлет паруса.[1]

Настал день Благовещенья, когда выпускают птиц, – обычай, неизвестно когда установленный. Пушкин встретился с Туманским; оба они не были ни чем заняты.

Сей был задумчив, тот угрюм,
Сердца людей уж знали оба….[2]

От нечего делать они задали себе тему и начали писать.
Пушкин написал:

В чужбине свято наблюдаю,
Родной обычай старины,
На волю птичку выпускаю,
В день светлый праздника весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью,
Я мог отраду даровать?[3]

Туманский, вдохновленный вызовом, ответствовал:

Я нынче отворил темницу,
Крылатой узницы моей.
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей….
Она взвилася утопая,
В сияньи голубого дня,
И так запела улетая,
Как бы молилась за меня….[4]

Как кто найдет, но только Пушкин, никогда не страдавший самолюбием в деле творчества, отдал преимущество Туманскому. Мы приводим этот пример для того, чтобы показать, что при каждой беседе речь шла о поэзии и, в приятельском кругу, между разговорами о разных мелочах, вдруг задавалась какая-нибудь поэтическая тема, варьировалась и что выходило лучшим, то печаталось. Таким образом являлось множество прекрасных стихотворений.
Однажды собралось много превосходных поэтов; разговоры кончились, все было перетолковано, все решено; рифмы низались как жемчуг и рифмы лились

Дружныя как волны….[5]

Вдруг один из присутствовавших вздумал предложить, чтобы всякий написал какую-нибудь стихотворную галиматью. Сказано, сделано.
Один (не называем никого по имени) написал:

От чего у лошадей,
Не растут во рту лимоны?…..
– От того, что у Дидоны,
Было взято пять рублей.
На помаду для сельдей.

Другой:

Там, под вывескою гуся,
В макаронном чапраке,
Пляшет бурная Маруся,
С гололедицей в руке.

Третий:

На кухне розового свойства,
Среди картофельных зыбей,
За десять дюжин беспокойства,
Я искусал моих детей.

Четвертый написал многим и многим известные стихи:

При светлой мрачности сверкающих ночей
Я вижу черный блеск от солнечных лучей…. и т.д.

Тогда такие стихи писались для шутки, сознательно, отличались игривостию фантазии, юмором и никого не могли привести в недоумение; нынче совсем напротив.

***

I. Приведенный выше текст из «Сына Отечества» нуждается в некоторых пояснениях. Прежде всего заметим, что стихотворение Туманского «Птичка» («Вчера я растворил темницу…») принадлежит Федору Антоновичу Туманскому (1799–1853), троюродному брату В. И. Туманского. По мысли же фельетониста «Сына Отечества», автором «Птички» был, напротив, Василий Иванович Туманский (1800–1860), служивший в Одессе с 1823 года. Нет сомнения, что это ошибка, поскольку под первой публикацией «Птички» в альманахе «Северные Цветы на 1827 год» (СПб., 1827. С. 259) недвусмысленно указано имя автора: «Ф. Туманский» (в том же альманахе между прочим помещено и еще одно стихотворение Ф. А. Т. – «18 апреля»). Впрочем, Туманских часто путали и в жизни, и в литературе – и случай из «Сына Отечества», по-видимому, не исключение в этом ряду.
II. Как известно, Пушкин написал свою «Птичку» в Кишиневе, в окошке: «Апрель, 22 … 29(?) [1823]» (Летопись жизни и творчества Пушкина, 1799–1826. Л., 1991. С. 344). Кроме того, «датой выезда Пушкина из Кишинева в Одессу» предположительно следует считать «9–10 августа 1823 г.» (Б. А. Трубецкой. Пушкин в Молдавии. Кишинев, 1985. С. 298). Следовательно, если Пушкин и встретился с «Туманским» в Одессе, то сделать это он мог не ранее августа 1823 г. При этом в Одессе, как уже было сказано выше, Пушкин мог встретиться только с В. И. Т., который находился на службе в этих краях, и никак не мог повидаться «от нечего делать» с Ф. А. Т., ибо последний об эту пору служил в Петербурге.
III. К какому празднику приурочен выпуск птички у Пушкина («На волю птичку отпускаю, / На светлом празднике весны»)? На Благовещение? Или же на Светлое Воскресенье? Казалось бы, «школьный» вопрос, но и он требует ясности – хотя бы потому, что ответ на этот вопрос может повлиять на датировку пушкинского стихотворения. О том, что под «светлым праздником весны» у Пушкина подразумевается Благовещение, писал не только анонимный автор «Мысли и улыбки» («Настал день Благовещенья, когда выпускают птиц, – обычай, неизвестно когда установленный»), но и П. А. Бартенев («Пушкин в Южной России»: «Стихотворение 1823 года на выпуск птички по тону своему принадлежит еще, как нам кажется, Бессарабии и свидетельствует, что день Благовещения он провел в Кишиневе»), и многие другие. Однако сам в Пушкин в письме Гнедичу от 13 мая 1823 года писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресение выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это…». Поскольку Пасха в 1823 году приходилась на 22 апреля – отсюда и принятая датировка пушкинской «Птички» («Апрель, 22 … 29(?) [1823]»). О хронологическом разнобое в «птиц на волю отпущеньи» см. заметку Д. К. Зеленина «Увековеченный А. С. Пушкиным русский народный обычай выпускать весною на волю птиц».
IV. Несмотря на многие неточности, допущенные анонимным автором фельетона «Мысль и улыбка», его свидетельство, тем не менее, заслуживает внимания и сопоставления с другим апокрифом, уже известным в пушкинистике, а именно со свидетельством Л. С. Пушкина 1849 года, находящимся, по словам Ю. Н. Верховского, «в неизданном альбоме графини Ростопчиной», в котором к стихам Дельвига «К птичке, выпущенной на волю» (а стихи эти являются «интересной параллелью “Птичке” Пушкина») было прибавлено указание: «Стихи в роде конкурса или пари или стипльчеза, написанные на заданную тему, в собрании молодых поэтов наших [= Пушкина, Дельвига и Туманского] в Петербурге». Подробнее об этой истории см. разыскания Б. В. Томашевского (А. А. Дельвиг. Полное собрание стихотворений. Л., 1934. С. 440–441. – То же: Л., 1959. С. 318–319). Мимоходом отметим, что Л. С. Пушкин вписал «Птичку» Ф. А. Туманского не только в альбом Е. П. Ростопчиной, но и в альбом А. Вульф (см.: Поэты 1820– 1830-х годов. Л., 1972. Т. 1. С. 734). Если В. Э. Вацуро вначале был солидарен с вердиктом Томашевского («запись Ростопчиной приходится признать ни на чем не основанной»), то впоследствии он, кажется, изменил свою позицию: «И все же некоторые косвенные данные указывают на то, что запись Ростопчиной не может быть признана “ни на чем не основанной”» (В. Э. Вацуро. С. Д. П. Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989. С. 221). Как бы там ни было, очевидно, что три «Птички» в русской литературе 1820-х годов – Пушкина, Дельвига и Туманского – написаны примерно в одно и то же время (соответственно, датировка стих. Ф. А. Туманского должна быть не <1827>, как указывалось ранее, а <1823> [см. также: РП. М., 2019. Т. 6. С. 307 (ст. Е. О. Ларионовой)]).
V. И, наконец, ключевой вопрос – кто же автор этого неучтенного апокрифа в «Сыне Отечества»? Прежде всего, следует заметить, что коротенький фельетон «Мысль и улыбка» спорадически появлялся в СО в продолжение двух лет (с апреля 1850 по июнь 1852 г.). Любопытно, что одно гротескное письмо, написанное от лица неграмотного индивида и помещенное в цикле «Мысль и улыбка» (СО. 1851. № 9. Сентябрь. Отд. VII: «Смесь». С. 30), является вариацией того же письма, напечатанного в том же журнале годом ранее (СО. 1850. № 2. Февраль. Отд. VI: «Критика и библиография». С. 47), однако помещенного не в составе фельетона, но в составе книжной рецензии – при этом последняя имеет подпись: «А. Р.». Можно предположить, что «А. Р.» это «Александр Ротчев», напечатавший одно стихотворение в альманахе «Северные Цветы на 1827 год» (СПб., 1827. С. 333–334, под ошибочной подписью «Тютчев») – в том самом альманахе барона Дельвига, где и была напечатана «Птичка» Ф. А. Туманского! Кроме того, если автором фельетона «Мысль и улыбка» был А. Г. Ротчев, тогда находит свое объяснение и появление имени Ротчева в уже процитированном выше отрывке: «Было время, когда поэзия занимала всех; то было время, изобиловавшее поэтическими талантами. Пушкин, Жуковский, Дельвиг, Баратынский, Плетнев, Подолинский, Туманский, Ознобишин, Ротчев и другие, составили одну общую поэтическую семью и часто, собравшись, сочиняли что-нибудь». Маловероятно, чтобы кто-нибудь в 1850 году поместил имя Ротчева в «общую поэтическую семью» на одном ряду с Пушкиным и проч. Не будет большой натяжкой, если предположить, что это сделал сам Ротчев.


[1] В оригинале: «Я жил тогда в Одессе пыльной… / Там долго ясны небеса, / Там хлопотливо торг обильный / Свои подъемлет паруса» («Евгений Онегин»).

[2] В оригинале: «Я был озлоблен, он угрюм; / Страстей игру мы знали оба» («Евгений Онегин»).

[3] Текст приводится с серьезными неисправностями – вероятно, по памяти.

[4] Текст приводится с серьезными неисправностями – вероятно, по памяти.

[5] «И рифмы дружные, как волны, / Журча, одна во след другой…» («Журналист, читатель и писатель»).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Птичка гнезда не вьет девица косы не плетет праздник
  • Птица символ какого праздника
  • Птица гнезда не вьет дева косу не плетет на какой праздник
  • Психологиялы? сценарий жасау
  • Психологиялы? сценарий деген не