Птица символ какого праздника

Птицы, которых продают незаконные торговцы, чтобы продать на Благовещение, часто погибают

Каждый год в социальных сетях перед и после праздника Благовещения появляются фотографии погибших птиц, которых выпускают люди, следуя старой народной традиции. в храмах обычно выпускают тренированных спортивных голубей, который привозят перед выпуском к храму и через несколько минут они уже дома, на голубятне. А вот птицы, выловленные незаконными торговцами на потребу публики, не могут потом найти дорогу обратно в родную среду, погибают от холода, от неправильного обращения, под колёсами автомобилей. Что делать? Размышляют священники.

Одного голубя – вполне достаточно

Протоиерей Федор Бородин

Протоиерей Федор Бородин

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Выпускание птиц на Благовещение – очень красивый обычай. Но Церковь жива и когда сталкивается с какими-то новыми вызовами, проблемами, то совершенно естественно на них реагирует.

Мне кажется, что если мы столкнулись с практикой, когда к этому обычаю начинают прилепляться и хотят на нем заработать злые люди, то мы не можем никак в этом участвовать.

Точно так же, как нельзя давать милостыню человеку, который пьян, потому что, получается, ты участвуешь в его грехе: он пойдет и дополнит сейчас то, на что ему не хватает.

Поэтому, наверное, если настоятель принимает решение о том, что в его приходе обычай будет действовать, то надо искать голубятню в округе и договариваться с её хозяином.

Пусть это будет один голубь, пусть весь приход выходит на улицу, поет тропарь и смотрит, как священник выпускает одного голубя. Этого вполне достаточно.

Милосердное отношение к животным совершенно естественно для христиан. Святой царь и пророк Давид говорит: «Блажен иже и скоты милует». А святые нашего храма Косьма и Дамиан были прославленны в том числе за то, что, помимо того, что они обращали ко Христу и исцеляли людей, они исцеляли животных. Их любящее сердце не могло видеть страдания даже бессловесных тварей.

Если выпускание птиц из благочестивой традиции превращается лишь в бизнес и если вреда получается больше, наверное, даже на приходском уровне нужно объяснять это. Если не подпитывать незаконный бизнес, он сам собой затухнет.

К традиции – с умом

Протоиерей Леонид Царевский

Протоиерей Леонид Царевский

Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Пучково (Московская область):

Выпускание птиц – красивая народная традиция, не богослужебная. Думаю, она имеет право на существование в такой радостный Праздник, когда душа стремится к Небу.

Особой глубины я в такой традиции не нахожу, но почему бы не сделать вот такое дополнительное украшение, тем более – для детей?

Но одно дело, когда выпускают прирученных голубей, а другое – когда покупают непонятно у кого купленных лесных птиц неизвестно в каких условиях содержавшихся. Наверное, не стоит следовать традиции любым путем. Вроде того – раз «положено», срочно бежим оптом закупать птиц.

Курица на праздничном столе никого не смущает?

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

Мы семьёй каждый год выпускаем птиц на Благовещение.

Я в принципе отношусь к животным не «по-европейски». Животные – это животные и не более того. Притом что у нас дома есть кошки, птицы, рыбы, черепахи. За городом – собака. Мы за ними ухаживаем, если болеют – лечим.

Протоиерей Максим Первозванский

Вообще, в отношениях к животным, птицам в современном обществе существует явный перекос: люди пребывают в таком животно-природном кризисе, когда, с одной стороны, много людей, которым животные заменяют членов семьи, с другой – мы живем в отрыве, отчуждении от природы, не видим, как пасутся коровы, клюют зернышки куры и так далее.

Вот и начинаем относиться к животным, как к людям, наделяя их теми качествами, которыми они не обладают.

Иногда животное или птица может быть еще и красивым символом. Понятно, что надо постараться максимально уменьшить вред, который мы наносим им.

Но народной традицией всё давным-давно продуманно. Птички, которых продают на том же птичьем рынке на выпуск – специально для этого пойманные. Они не присиженые, не привыкшие домашней жизни. Поэтому риск для них – минимальный.

Что касается традиции отпускания птиц на Благовещение – чем больше наши церковные праздники обогащаются всевозможными дополнительными традициями, тем более ярко они переживаются. Это касается, в первую очередь, детей. И птичек мы выпускаем в 90% ради них, но и взрослые все-таки не остаются в стороне.

Разве можно представить себе Рождество без ёлки? Это настолько эмоционально сильное впечатление, когда мы приносим домой живую ёлку! Кстати, в последние годы всё чаще звучат призывы: «Не покупайте живых ёлок, берегите природу!» Хотя ёлки эти специально выращивают в специальных хозяйствах и эти доходы позволяют существовать лесничествам, которые как раз заботятся о диком лесе.

На Благовещение, когда ребёнок держит в руках синичку или щегла, а потом птичка выпархивает из рук – незабываемое впечатление, которое фиксирует в его сознании особенность Праздника, помогая идти от внешнего – вглубь. Вот потому, кстати, я сторонник купания в проруби на Крещение – это врезается в память, в чувства, четко фиксирует особенность Праздника.

Возвращаясь к благовещенской традиции: птиц ловят люди, которые умеют делать это грамотно, профессионально. Мы уже столько лет следуем этой традиции, что не ездим на птичий рынок: супруга звонит знакомому ловцу, который привозит нам птиц.

Вообще, я не очень понимаю проблему. Вот у человека есть двое детей, и он хочет купить им по одной птичке. Он едет, покупает на рынке, они их выпускают и все радуются.

Навредить птичкам, сломать им что-то – сложно: у них большой запас прочности и нужно приложить большие усилия, чтобы сделать что-то подобное.

Хотя, конечно, два пятиклассника, которые купили птиц без взрослых, могут как-то навредить им. Но ведь чаще это делается именно под присмотром взрослых. Если вы не уверены, что понимаете, как поставить поилку и насыпать зернышки, а потом как достать птичку из клетки, не поломав ей что-то, то и не делайте этого! Конечно, ко всему нужно подходить осмысленно.

Я не считаю, что эта традиция наносит какой-то вред природе. Вообще в дикой природе птицы гибнут не реже, чем в «страшных» историях, которые ходят вокруг благовещенской традиции. А весенний период – вообще для многих птиц критичный. Очень много птиц погибает – от холода, от сырости, от бескормицы, от хищников. Что поделать, такая жизнь!

Если бы я видел в выпускании птичек просто какую-то забаву, то, наверное, она бы не имела смысла, но, на мой взгляд – это яркий символ, помогающий и в духовном воспитании наших детей.

Вообще странно звучат рассуждения из серии «птичку жалко». Скоро все сядут за пасхальный стол, у всех на столе будет мясо, птица, и никто проблемы в этом видеть не будет.

Не будет криков в социальных сетях, что ради вкусных блюд сто тысяч бедных кур лишили жизни, зарезали пятьдесят тысяч несчастных коров, потом их разделывали, снимали шкуру. Ведь мясо так и добывается, а не появляется волшебным образом в супермаркете сразу разрезанным на кусочки.

Так что, повторяю, я за здравый смысл и яркие традиции.

К природе нужно относиться по совести

Протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ):

«Птичка Божия не знает
Ни заботы, ни труда,
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда», —

всем с раннего возраста знакомы эти строчки Пушкина.

Протоиерей Александр Салтыков

Протоиерей Александр Салтыков

Есть красивый старинный обычай – на Благовещение выпускать на волю птиц. Забытый в 20-м веке, этот обычай стал возрождаться с конца минувшего столетия вместе с возрождением Церкви.

У детей, да нередко и у взрослых возникает чувство подлинного восторга, когда томившиеся в клетке птички вдруг радостно и стремительно взмывают к небу: все смотрят, не отрывая глаз, как они описывают, все выше и выше, красивые круги, а потом, по какому-то непонятному для нас наитию, вдруг уверенно направляют полет в открывшееся им направление – домой, в родную голубятню…

Душа рвется за птицами, туда, в небо, и у людей сохраняется светлое воспоминание на всю жизнь.

Птицы – твари Божии, по-своему особые, живущие в воздушной стихии. Их нужно любить, беречь, что особенно чувствуют дети. А взрослые показывают им нередко противоположный пример – они теперь часто стали относится к этой Божьей твари как к средству извлечения дохода: владельцы птиц сдают их в аренду на день праздника, чтобы получить прибыль, которая потом нередко просто пускается «на ветер», но не в птичью стихию. А самих птичек, бывает, не берегут.

Хороший обычай, но другое дело – что наслаивается порой на него в современных условиях. И здесь нужно быть внимательными. Все-таки красивые обычаи не должны становиться сплошным предметом коммерциализации. Потому что это убивает духовность церковного общества.

Очень нужно хранить трезвость чувств и благодарность к Богу и напоминать об этом детям: Господь дал нам всё, вот и этих птичек тоже. Его нужно за всё непрестанно благодарить, хранить чувство признательности в своём сердце и тогда наша жизнь будет светлой.

В том числе, мы поймём, в каких случаях стоит или не стоит выпускать птиц и каких птиц. Ведь выпускание птиц, когда они ликующе устремляются к небу, к свету – это символическое действие. И это состояние человеческого сердца, человеческой души, которая на Благовещение впервые начала освобождаться от земных пут.

Весть, принесённая Пресвятой Богородице Марии ангелом с Неба, была радостной и освобождающей все человечество. А птицы – символизируют ангелов, они несут радость свободы и счастья.

И есть голуби, которые живут в хороших условиях и всегда возвращаются к тому, кто за ними ухаживает. Но какой смысл, если на волю выпускают, например, покалеченных птиц, обреченных на погибель? Бедный голубок с трудом взлетает до первой ветки и там сидит, безучастный к собственной судьбе. Какой уж здесь символ! И становится грустно.

Люди, будьте бдительны ко всякой Божьей твари, и идите против всякого не- благочестия, не-любви. Всем нам нужно все время следить и за собой, и за детьми. Церковь учит нас, что есть «совесть к людям», есть «совесть к вещам», и также есть «совесть к природе».

Пусть подрастающее поколение имеет больше совести ко всему, что нас окружает, пусть дети больше любят лес, поле, цветы, ручьи, птиц… и берегут все это данное Богом богатство.

Читайте также:

  • Голуби Благовещения (+ ВИДЕО)

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Приблизительное время чтения: 1 мин.


print

Выпускать птиц из клеток – красивый весенний обычай, связанный с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

Жаворонков, голубей, синичек и других лесных птиц ловили, сажали в клетки, а потом символически отпускали в небо при большом скоплении людей. Например, на рыночной площади. В народе считалось, что птички, выпущенные на волю, станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят за того», кто дал им свободу. Обычай напоминал о евангельской истории – о том, как Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя всего мира.

В этот день, как пишет этнограф Д. К. Зеленин, в селах пели особые «песни-веснянки». Например, вот отрывок из песни, которую в 1901 году записал поэт Аполлон Коринфский в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!

Об обычае выпускать птиц на Благовещение мы можем прочитать в одном из писем А. С. Пушкина: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму, адресованному Гнедичу, поэт приложил свое стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

1823 год

Исследователь русского языка В. И. Даль тоже упоминал об этом обычае: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье».

Рекомендовано для использования на уроках ОПК

 Фото Юлии Маковейчук

В пятницу, 7 апреля, православные верующие люди отмечают Благовещение. В этот день в городах России принято отпускать на волю птиц. Такая традиция пришла с древних времен. Считали, что выпущенные птицы могли ускорить приход весны. Однако большинство считают это символом благой вести, которую архангел Гавриил принес Богородице.

Традиция Благовещения: выпуск птиц на волю. Видео: один из 12 главных праздников

Праздник Благовещения — один из 12 главных праздников в православном календаре волнующих душу каждого человека. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. Эта неделя посвящена вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что она будет матерью Спасителя Человечества. По народному поверью, Благовещение один из самых значительных праздников как на небе, так и на земле.

В этот день верующие не выполняют никакой работы: «девица косы не заплетает, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение завила».

День Благовещения почитается днем милосердия. Заключенных в тюрьмах посещали и раздавали милостыня. Для бедных устраивались обеды в царских палатах, в этот период Государь сам даровал беднякам обильной милостыней.

В некоторых православных странах, определенный период, считали Новый год именно с этого дня. И в Благовещения невзирая на Великий пост, разрешали кушать рыбу.

Традиция Благовещения: выпуск птиц на волю. Видео: птицы символ праздника

Птицы символ праздника, символ начало новой жизни, считалось и человеческая душа освобождается от грехов в этот день.

После Литургии, по давнему русскому обычаю, духовенство и ребята отпускают птиц на волю потому, что собственно в облике голубя и появлялся Святой Дух.

Данный обычай был возрожден в 1995 году и теперь происходит во многих церквях. Кроме голубей, Алексий II выпускает еще на волю и семь личных птиц — синичек.

Со слов Святейшего Патриарха, эта наполненная глубокого смысла традиция «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на воле, напоминает, что и в нашей свободной воле — поиск Царствия Божия».

Выпускание птиц – прекрасная всенародная традиция, не богослужебная. Полагаю, она обладает правом существовать в такой радостный Праздник, когда душа стремится к Небу.

Традиции отпускания птиц на Благовещение приводит многих экологов в ужас. Отлов диких птиц, для них стресс и многие умирают. Духовенство по этому поводу, утверждают, что идет с древних времен, и многие им очень радуются. А птицы им привозят специальные птицеловы, и риск для них минимальный.

Чем больше традиций тем больше ярко переживаются и запоминаются праздники. Это касается, в первую очередь, детей.

Ведь рождество без елки не встречают, а то эмоциональное состояние, которое дети переживают когда выпускают птиц, яркое красочное и очень радостное

В день Благовещение, когда ребенок держащий в своих руках птичку, а потом выпускает.

Его сознание запоминает особенность такого обычая- праздника, помогая идти от внешнего вглубь. Как и на крещение нырять  в прорубь откладывает определенную значимость события.

Аисты – это символ счастья и радости.

Предвещает приход весны, и таким образом, является символом Благовещенья, а также семейного благополучия, любви к родной земле, родному дому. Так же как и цапля, аист предвещает благую судьбу, рождение детей.

Голубь — символ мира, смиренности и чистоты. Голубь среди птиц то же самое, что овечка среди животных. Эта птица — напоминание о том голубе, который принес Ною оливковую ветвь. Голубь и голубка символизируют супружескую верность, чистую любовь.

Ласточка — символ весны, добра, счастья, надежды, возрождения, домашнего тепла, восхода солнца.С праздника Благовещения вьют гнезда.

Синицы, щеглы, голуби, ласточки — в праздник Благовещения люди выпускают их на волю, чтобы они пели во славу Божию и приносили счастье тому, кто их выпускает

Лебедь — символ верной, чистой любви, неразлучности.

Орел, орлица — в библейской метафорике служат воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, но также и гордыни.

Петух — птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет.

Сова — издревле считается символом мудрости, и именно в этом значении она присутствует на изображениях Св. Иеронима. Есть у совы и другое значение, в котором она выступает как атрибут Христа, который пожертвовал Себя ради спасения человечества: «Просветить сидящих во тьме и тени смертной…» (Лука 1:79). Именно этим объясняется присутствие совы в сценах распятия.

Жаворонок — весну благословляет, несет духовное обновление.(праздник на Руси»Сорок сороков» пекут жаворонков в память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся)

Журавль — вестник плодородия. В христианстве — символ доброй жизни, верности, аскетизма.

Феникс — будучи «огненной птицей», означает божественность царской власти, благородство и единственность, а также кротость.

Птица-Сирин — Райская птица, которая спускается на землю и своим пением завораживает людей. Пришедшая из античной мифологии птица-дева стала в русском народном искусстве традиционным персонажем.По легенде, на Яблочный Спас, на рассвете сирин прилетает в яблоневый сад, смахивает крылом росу с яблок и с этого момента они приобретают целительную силу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Птица гнезда не вьет дева косу не плетет на какой праздник
  • Психологиялы? сценарий жасау
  • Психологиялы? сценарий деген не
  • Психологиялы? апталы? сценарий
  • Пятница душа просит праздника