Пятница для мусульман – очень важный день. Он считается более значительным и благочестивым, чем любой другой на неделе.
В этот день мусульмане собираются в мечети для совместной молитвы. Непосредственно перед молитвой обязательно читается проповедь, призванная дать ценные знания о Боге и религии ислама.
Как называется пятница у мусульман
Считается, что название праздника, Джума, происходит от арабского «джамаа» — «собирать»:
Этот день назван словом «джума», так как в арабском языке оно указывает на собрание людей. До Ислама, в период «джахилии» (период доисламского невежества), этот день арабы называли словом «аруба» (книга «Тахрир аль-фаз танбих»).
По одной из версий, это связано с тем, что в пятницу верующие собираются в мечети, чтобы совершить коллективную молитву. Также считается, что в этот день были собраны Аллахом вместе на земле Адам и Хава (Ева) и было отмечено присутствие многочисленных благ и достоинств.
Значение в исламе
Священная пятница у мусульман – шестой день недели. В исламе он получил особое значение по сравнению с другими днями недели. Каждую пятницу читается молитва, для которой отводится особое время. Имамы всех мечетей читают проповедь на отдельную тему каждую Джуму.
Из различных ахадитов (записей слов и действий Пророка) известно, что Пророк Мухаммад праздновал этот день, и он объявил Джуму как еженедельный праздник для мусульман. Он обычно носил чистую и новую (вымытую) одежду, проводил омовение, использовал благовония специально для этого дня.
Главный день недели
Пятница для мусульман считается «матерью» всех дней. По мнению мусульманских богословов, только тот верующий получит благословения и будет достоин преимуществ этого дня, кто ждет его с тревогой и нетерпением. Но несчастным будет небрежный человек, который мало заинтересован в этом и который «даже не знает по утрам, в какой день проснулся».
Благословенная пятница у мусульман считается самой благодетельной частью недели. Она состоит из двенадцати часов, одним из которых является час, когда Бог отвечает на все мольбы верующих.
Пятничная молитва
Пятница для мусульман считается самой совершенной для молитвы.
Молитва в этот день (джума-намаз) является одной из наиболее ярко выраженных обязанностей в исламе. Наступление пятницы для мусульман означает, что пришло время, когда все верующие собираются вместе, для поклонения своему Богу, обретения силы и подтверждения своей веры.
Во многих мусульманских странах этот день является выходным. Однако рабочие места не обязательно должны быть закрыты в пятницу, кроме как во время молитвы в общине. В западных странах многие мусульмане пытаются сделать перерыв на время молитвы.
Пятничная молитва в точности похожа на ритуалы, исполняемые в остальную часть недели, за исключением того, что в пятницу имам читает двухчастную проповедь, известную как хутба, с паузой между двумя ее частями, чтобы дать время для личной молитвы, или дуа. Тот, кого сообщество считает самым образованным человеком в вопросах религии, может служить имамом, поскольку в исламе нет официального «духовенства». Имам обычно читает и объясняет стихи Корана, относящиеся к проблемам сообщества, и призывает конгрегацию помнить свои обязательства перед Богом и друг другом, давая советы относительно того, как должен себя вести истинный мусульманин в повседневной жизни.
Условия для проведения пятничной молитвы
Важно, чтобы мусульманин не пренебрегал ею из-за работы, учебы или других мирских дел. Верующие должны обязательно принимать участие в этой молитве, ее игнорирование три раза подряд без уважительной причины вынудит верующего отклониться от праведного пути.
Хотя присутствие на пятничной молитве обязательно, есть несколько категорий мусульман, для которых это может быть необязательным:
- женщинам разрешается совершать такие намазы дома;
- несовершеннолетние также могут не посещать джума-намаз;
- путники (согласно шариату — это лица, удалившиеся от дома более чем на 87 км на время, не превышающее 15 суток);
- физически и душевно больные люди также имеют право не присутствовать.
Достоинства пятницы
Среди главных преимуществ этого дня можно выделить следующие:
- В пятницу Аллах создал Адама.
- Адам был отправлен на землю в этот день в качестве его наместника.
- Адам умер в пятницу.
- В пятницу есть благословенный час, в течение которого человеку дается все, что законно и хорошо для Аллаха, за что он молится.
- Благословенный час в пятницу таков, что Дуас ответил и принял.
- День китямата (воскрешения) будет в пятницу.
Обязательные действия в этот день
Помимо обязательного посещения молитвы, есть еще целый ряд действий — того, что делают мусульмане в пятницу. И это касается всех, не только мужчин, но также женщин и детей.
Ниже приводятся некоторые важные вещи, которые нужно сделать в пятницу всем мусульманам:
- Верующий должен совершить полное омовение (гусль).
- Мусульманин, перед тем как пойти в мечеть, должен надеть свою лучшую, чистую одежду.
- Использовать миваск (щетку для чистки зубов из веток).
- Использовать благовония перед выходом в мечеть. Поскольку этот день не похож на другие обычные дни, нужно соблюдать полную чистоту, кроме мытья всего тела. Необходимо иметь общий приятный внешний вид, потому что неприятный запах может создать проблемы для других людей во время молитвы.
- Путь к мечети следует пройти пешком, поскольку это приводит к получению благословений и прощению грехов:
Аллах сделал запретными для Адского огня ноги тех людей, у кого они покрываются пылью на пути Господа (Тирмизи)
- Прийти в мечеть заранее, до начала проповеди, так как считается, что у дверей каждой мечети в этот день стоят ангелы, записывающие имена всех, кто пришел на пятничную молитву. Заблаговременное появление приравнивается к принесению в жертву верблюда.
- Сидеть следует как можно ближе к имаму, стараясь извлечь пользу из его проповеди.
- Хутбу (проповедь) необходимо слушать очень внимательно.
- В пятницу положено читать главу 18 Корана, которая называется «Пещера»:
Кто прочитает суру «Пещера» в день пятницы, того будет освещать свет между двух пятниц! (аль-Хаким 2:399, аль-Байхакъи 3:249)
Рекомендуется готовиться к Джуме с вечера четверга. В этом случае человек получит в пятницу наибольшую пользу для себя.
Отличия пятницы от остальных дней
В день Джумы верующим ниспосылаются многочисленные блага, самым важным из которых считают прощение. Аллах прощает все прегрешения, которые верующий совершил между двумя пятницами, в случае, если он не совершал кабаир (большие грехи).
Этот день совпадает с днем в Раю, который носит название аль-Мазид (дополнение, добавка). В этот день обитатели Рая могут созерцать Аллаха.
Для мусульман пятница – это день укрепления отношений. Джуму считают хорошим поводом, чтобы посетить родственников, поддержать родственные связи, развивать семейные отношения.
Благодаря совершению пятничной молитвы, можно уберечь себя от огня ада.
Полагают, что человек, который умер в пятницу, избежит посмертных мучений. Смерть в этот день считается признаком благодати. Также это значит, что жизненный путь мусульманина, умершего в этот день, был удачно завершен.
Верующие должны посетить мечеть в праздничный день как можно раньше. Такая ранняя молитва позволяет получить большую награду от Всевышнего. Ранняя молитва дисциплинирует и способствует очищению души.
В день Джумы проповеди обычно довольно короткие, а молитвы долгие. В этот священный день посланник Аллаха возносит почести Всевышнему и говорит о достоинствах пятничного дня. После молитвы верующий должен совершить дома четыре раката (полный цикл словесных выражений и движений во время намаза).
История показывает, что пятница была очень важным днем для многих народов, в том числе и в домусульманских культурах. Она по-прежнему считается благословенной во многих религиях, например, в индуизме. Таким образом, пятницу считают особым и важным днем с самого начала человечества.
Почему у мусульман пятница считается священным днем?
3 года назад · 9161 просмотров
Жизнь религиозных обществ подчинена своим правилам. Некоторые из них действуют на протяжении многих веков. К примеру, у мусульман священным днем считается пятница. Давайте узнаем, по какой причине именно она в таком почете у последователей этой религии.
Почему для мусульман пятница – священный день
Источник:
Джума (в переводе с арабского – «пятница» или «собрание») считается самым благим днем недели, днем праздника и проведения совместного намаза и встреч. О его значении сказано в Коране: «Лучший день, в который восходит солнце, — это пятница. В этот день Аллах создал Адама. В этот день он вошел в Рай, в этот день был изгнан из него, и Последний Час не пробьет ни в какой другой день, кроме пятницы».
Еще один хадис говорит о том, что в течение пятницы есть особый час, когда Аллах обязательно услышит молитвы каждого. Говорят, что он наступает после предзакатного намаза.
Джума начинается с заходом солнца в четверг и заканчивается с наступлением сумерек на следующий день. В одной из сур Корана говорится о том, что Аллах призвал мусульман оставлять торговлю и другие занятия и присоединяться к коллективной молитве. Мужчины должны забыть о мирских делах и прийти в мечеть. И чем раньше они это сделают, тем большее вознаграждение получат.
Подготовку к пятнице следует начинать заранее. Необходимо заняться личной гигиеной, надеть чистую одежду, можно использовать благовония. Пятницу называют днем обилия: в этот день Аллах одаривает мусульман своими благами. И, как уже было сказано, принимает любую мольбу. В течение суток необходимо посвятить себя служению ему и хотя бы ненадолго оставить все мирские дела.
Как мусульмане встречают пятницу
Источник:
В этот священный для мусульман день необходимо совершать как можно больше добрых поступков, радовать своих родственников (особенно родителей), навещать больных и могилы близких, готовить вкусную пищу. Кроме того, желательно как можно чаще вспоминать и благословлять Пророка Мухаммада. Именно так сказано в хадисе: «Самым ценным днём недели является пятница, в этот день многократно благословляйте меня, ибо ваши благословения доходят до меня».
В течение дня мусульмане могут поздравлять друг друга фразой: «Джума Мубарак!» Как отмечают знатоки и исследователи Корана, Пророк Мухаммад и его сподвижники не использовали это словосочетание. При этом фраза не находится под запретом, а значит она может быть в ходу.
Что касается посещения мечети, то, по правилам, в доме Аллаха необходимо сосредоточить все свои мысли только на богослужении, оставив заботы и разговоры о мирском за порогом. Вести себя нужно спокойно и учтиво, заботясь не только о своем комфорте, но и о комфорте окружающих. Во время молитвы или проповеди имама нельзя разговаривать. Считается, что разговор во время хутбы может лишить воздаяний за пятничный намаз. Пророк Мухаммад сказал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим!» В соблюдении установленных норм для мусульман есть большая польза: Аллах непременно обрадует тех, кто соблюдает правила и не доставляет неудобств ни словом, ни действием.
Источник:
Татарские праздники бывают: народные традиционные – сложившиеся с древнейших доисламских времён, религиозные мусульманские – появившиеся после принятия ислама татарами и международные – отмечаемые не только татарами, но и другими народами.
ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ
САБАНТУЙ (Праздник плуга) – главный татарский национальный праздник, уходящий в глубокую древность, посвященный труду на земле, отмечает окончание весенних полевых работ и красиво раскрывает все традиции, обряды и обычаи татарского народа. Со временем праздник стал полностью безалкогольным и его повсеместно стали праздновать летом. Сабантуй способствует сохранению древних традиций татар, передавая их из поколения в поколение. Праздник через века сохранил лучшие образцы культурного наследия татар – традиционные самобытные состязания в силе, ловкости, уме, смекалке и талантах. Каждый победитель состязания получает заслуженный подарок. Традиционные состязания Сабантуя с древних времён практически не изменились. Состязания джигитов Сабантуя: борьба на поясах “Корэш”, конные состязания, поднятие камней, перетягивание каната (аркан тартыш), борьба на руках, стрельба из лука по мишеням. Традиционные шуточные состязания Сабантуя: прыжки в мешках наперегонки, бег с коромыслом наперегонки, бег с яйцом в ложке наперегонки, бои набитыми мешками верхом на бревне, разбивание горшков палкой с завязанными глазами, влезание на гладкий столб с подвешенным призом, доставание монетки зубами из полной миски с катыком. На каждый Сабантуй специально сооружают Майдан для проведения турнира по татарской национальной борьбе на кушаках “Корэш”. Победитель турнира провозглашается “Батыром Сабантуя” и получает самые ценные подарки. Победительница женского конкурса становится “Красой Сабантуя”и награждается достойными призами. Конные состязания Сабантуя: соревнование на парных упряжках, быстрая езда под седлом, разрубить яблоко на пруте на скаку, поднять женский платок с земли на скаку, кыз куу – состязание, во время которого парень-всадник должен догнать девушку-всадницу и поцеловать ее на скаку. Сабантуй сопровождается различными конкурсами исполнителей, выступлениями артистов и исполнением музыки на народных музыкальных инструментах, радостными песнями, плясками, ярмаркой изделий народных мастеров и кулинаров, дегустацией и продажей блюд татарской национальной кухни, выставками, знакомствами, общением и встречей друзей и родственников. Этот удивительный праздник внесён во всемирный реестр объектов ценнейшего нематериального наследия человечества и ежегодно традиционно празднуется татарами по всей планете. Определенной даты у праздника нет – каждое село, город или община татар ежегодно выбирают наиболее удобную дату и обязательно приглашают на праздник гостей, друзей и родственников.
ЭМЕЛЬ (Праздник солнечных лучей) – день весеннего равноденствия, древний татарский праздник начала нового года, который символизирует уход зимы и приход весны. У других, родственных татарам народов, этот праздник сегодня носит название Науруз или Навруз. Этот праздник татары и их предки праздновали ещё с доисламских времён. Он отмечается днём – народными гуляниями, состязаниями батыров и красавиц, песнями и плясками, а вечером в кругу семьи. На праздник традиционно готовят кушанья из преимущественно растительных продуктов. Женщины традиционно пекут круглые булочки – кульче и лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов, а так же готовят сумаляк – блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
БОЗ КАРАУ (Праздник ухода льда) – старинный татарский весенний праздник проводов льда. Весеннее торжество, связанное с ледоходом. Символизирует уход зимы, приход весны и тепла. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Все жители наряжались и выходили на берег реки смотреть ледоход. Музыканты играли и пели песни. С сумерками на льдинах раскладывали солому, а на одну из последних льдин ставили чучело, затем поджигали и пускали вниз по течению, что символизировало утверждение весны и тепла. Во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты и даже окунались в ледяную воду по поверью что весенняя река уносит недуги, при этом приговаривая – «Аны борып-борып баш очыннан суга ташлаганнар».
ЖИМЧЭЧЭК (Праздник цветочного сока) – старинный татарский молодёжный весенний праздник. В дни весеннего паводка и появления первых цветов на берегу реки молодежь наряжалась и устраивала весёлые совместные игры, водила хороводы, пела песни.
ЖЫЕН (Праздник родни) – татарский старинный праздник по случаю завершения весенних полевых работ и начала сенокоса. В древности Жыен отмечался после возвращения домой старейшин татарских селений, которые приезжали домой после курултаев (общих собраний руководителей татарских общин). Однако со временем традиция этого торжества изменилась. Жителей одних селений приглашали их соседи в другие села. Отправлявшиеся в гости шили наряды, пекли пироги, везли с собой подарки: тушки вяленых гусей, украшения, поделки из дерева и металла, изделия из ткани,. Приезжали на расписанных по особому поводу повозках, украшенных подводах, въезжали в деревню с музыкой и песнями, дети открывали гостям украшенные полевые ворота. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Хозяева топили бани для дорогих гостей по-белому “кунакны хормэше мунча” – высшая почесть для гостя. Под вечер готовят общий ужин для всех гостей. Праздник Жыен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал аул и прилегающую округу: люди чувствовали себя в дни этого праздника одной семьёй. Жыен можно назвать праздником для женихов и невест. На массовых гуляниях молодые люди старались найти себе вторую половинку, а их родители сватали детей.
ЙОМЫРКА БАЙРАМ (Яичный праздник) – старинный татарский праздник. В этот день принято варить и раскрашивать куриные яйца, печь лакомства и звать гостей. Хозяйки с вечера красили яйца натуральными средствами в разные цвета — в луковой шелухе от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, в отваре берёзовых листьев — различных оттенков зелёного цвета, в дубовом отваре – синие, в свекле – красно-фиолетовые. Так же раскрашивали варёные яйца красками. В каждом доме пекли особые шарики из теста — маленькие булочки “кимак” и лакомства. Особенно ждали этот день дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов. Заходящий первым заносил щепки и разбрасывал их на полу — чтобы “двор не был пустым”, то есть чтобы много на нём было живности. Шуточные пожелания детей хозяевам высказываются старинные — как во времена прабабушек и прадедушек. Например, такое: “Дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи!” Сбор яиц продолжался два-три часа, и проходил очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами на сообразительность, быстроту и ловкость. В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше – юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками. Собранные яйца складывались в плетёную корзину. А потом кто-нибудь из парней хватал эту корзину и скакал на окраину села. Если ловкача не догоняли, все яйца доставались ему. Однако так почти никогда не случалось. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги покупали продукты и у кого-либо в доме или прямо в поле устраивали угощение.
КАРГА БОТКАСЫ (Воронья каша) – древний татарский праздник, который проводят ранней весной в конце марта, когда прилетают врановые птицы. Символизирует единение татар с природой и благодарность птицам. В древности было поверье, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны – тогда так называли всех врановых птиц. И ещё врановые уничтожали вредителей урожая и являлись естественными сторожами для жителей сёл при приближении врага или стай опасных хищников. И как только таял снег, появляются первые ручьи и начинают прилетать грачи, галки и вороны, в честь их прилета и устраивают праздник. В это день красиво одевают детей, и отправляют их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца, выражать хозяевам благопожелания и зазывать стихами и песнями всех на праздник. Затем люди собираются на возвышенности, зажигают костер, и в большом казане готовят кашу из собранных продуктов. Пока каша варится все поют, танцуют и веселятся. После шумного веселья всех зовут к казану, и начинают раздавать кашу. Первая порция полагается земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – воронам в благодарность за принесенную весну. Кашу раскладывали на столбы заборов, ворот, приговаривая: «Кара каргага аш булсын, ала аргага таш булсын» – пусть пищей будет грачу, а вороне – камнем. После этого каша раздаётся всем, кто присутствует на празднике. Остатки каши разбрасывали в поле и в лесу для птиц. Птицы налетают на оставленную им кашу и восстанавливают свои силы после долгого перелета к родным местам.
ХЫДЫРЛЕЗ (Праздник начала лета) – древний татарский народный праздник пастухов и скотоводов отмечали в начале мая два-три дня. В наши дни хранителями и почитателями этого старинного праздника стали крымские татары. Перед праздниками тщательно убирают дом и двор. Накануне вечером готовится калакай — хлеб, запечённый между двумя сковородами в горячей золе. С утра готовят угощения, днём на майдане – центральной площади села или на поляне около села собираются и общаются родственники и гости, проводят традиционные состязания в силе, смекалке и талантах, турнир по татарской борьбе на кушаках, ярмарки и смотрины. Вечером проходят традиционные костры, через которые прыгают как взрослые, так и дети. В центре майдана разжигается костёр, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра через него прыгают женщины, девушки и девочки. Потухший костёр засыпают землёй. Костёр по древним поверьям очищал людей от злых духов. В дни праздника традиционно заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами, а после праздника пастухи начинали свою работу – выпас скота.
САЛАМАТ (Праздник благодарности земле) – осенний старинный семейный праздник сибирских татар, посвящённый окончанию сбора урожая. Торжество проводится после сбора урожая. Главное угощение торжественного стола это каша Саламат – мучная жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком или горячим молоком и распаренной в печи с добавлением масла или сала или жира.
Блюдо традиционно готовили женщины, а мужчины приглашали в гости родственников и друзей. Все собирались за праздничным столом, где кроме каши обязательно присутствовали блюда из собранного урожая и лакомства.
АУЛАК ОЙ (Посиделки) – старинный татарский молодёжный праздник, посиделки неженатой молодёжи без родителей во время которого парни и девушки знакомились, выбирали себе женихов и невест, общались и веселились. В просторном помещении собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают. Приходят парни, просят впустить в дом, а чтобы заслужить – каждый демонстрирует свой ум, талант и умения: играют на музыкальных инструментах, исполняют песни, танцуют, отгадывают загадки, показывают свои изобретения и произведения. После девушки впускают парней в дом и вместе пьют чай и кушают гостинцы. Затем проходят совместные шуточные народные игры, забавы, песни и пляски. Существуют правила:
-На посиделки каждый приносит собственноручно приготовленные гостинцы (кучтанач).
-Ни один из юношей не должен обмануть или обидеть девушку, так как это большой грех (харам).
-Юноши и девушки не должны ни драться ни ругаться (таких с позором выгоняют с праздника).
СОМБЭЛЭ БАЙРАМ (Праздник урожая) – татарский народный праздник труда, празднование окончания осенних сельскохозяйственных работ. На празднике в образной форме отображается труд сельчан, связь народа с родной землей, любовь к Родине, к труду, связь старшего и младшего поколений, любовь к родной культуре. В наши дни в рамках празднований проходит чествование передовиков сельского хозяйства.
ДЕРВИЗА (Праздник урожая) – древний праздник плодородия, урожая, окончания лета, окончания осенних полевых работ, завершения посева озимых и начала свадебного сезона. Праздник отмечается в дни осеннего равноденствия. Его сохранили до наших дней крымские татары.
Перед праздником проводят тщательную уборку дома, двора, хлева и других хозяйственных построек. Хозяйки выпекают хлебцы кобете. В день праздника девушки в нарядных одеждах рассеивают золу на поле, в огороде, в саду и виноградниках. Мальчики очищают хлев и окучивают его дымом. Этот праздник организуется совместно с жителями нескольких сел. Выбирается удобное для проведения таких мероприятий место, обязательно вблизи источника воды, рядом со святым местом – Азизом. Как всегда, праздник начинается с молитвы и жертвоприношения барана. После этого несколько девочек в возрасте 10-12 лет надевают овчинные тулупы, олицетворяя приближение зимы, одновременно сообщая о начале праздника. Для девушек устанавливаются качели. Женщины с горок катят сито – элек. Если элек ляжет вверх дном, следующий урожай будет хороший, если вниз дном, то будет малый урожай, если же встанет набок – зерновые вырастут высокими.
На празднике проводятся состязания джигитов, певцов, танцоров, поэтов, знатоков частушек – чынъ ве манелер, выступают фольклорные ансамбли, на специальной площадке – майдане проходят соревнования по татарской национальной борьбе на кушаках Корэш. Проходят конные скачки и состязания в бросании камня вдаль, бросающие приговаривают при этом: “Кара кунлер таш кайтканда кайтып кельсинлер” (“Пусть чёрные дни возвратятся тогда, когда возвратится этот камень”; иными словами – никогда). Обязательно проводятся ярмарки, подводят итоги своего труда, принимают своих овец от чабанов, спустившихся с яйлы, хозяева проводят взаиморасчеты с пастухами. После этого выбирается всем селом новый чабан или остается прежний. Тогда же начинается сезон свадеб. Праздник завершается всеобщим танцем – Хоран, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели.
УНЫШ БАЙРАМ (Осенний праздник) – старинный татарский праздник, посвящённый плодородию земли и семейному благополучию. К этому времени завершаются все полевые работы: жатва, вывоз зерна, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. Праздник символизирует благодарность за урожай Земле, Природе труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.
В этот день готовят угощения, проводят ярмарки, чествуют самых трудолюбивых и вместе лакомятся, поют и танцуют.
КАЗ УМЯСЫ (Гусиное перо) – древний татарский молодежный праздник, проводится в начале зимы с наступлением устойчивых холодов. Праздник совмещает полезное с приятным – заготовку на зиму гусиных тушек и молодёжные посиделки. Молодёжь выщипывает гусей, а затем старшие женщины их потрошат и засаливают, делая запасы на зиму. Молодые люди за работой – совместным ощипыванием гусей – присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи.
НАРДУГАН БАЙРАМ (Возрождение света) – древний татарский праздник, день зимнего солнцестояния. Празднуется 20-25 декабря. Праздник символизирует торжество жизни, победу солнца над мраком, победу добра над злом и начало зимы. В дни праздника по поверью добрые духи и божества ходят и одаривают добрых и честных людей угощениями, подарками и исполняют их мечты. А для этого нужно достойно прожить год, вернуть все долги, помириться со всеми с кем был в ссоре и анонимно помогать нуждающимся. Все традиции современных празднований Рождества и Нового года заимствованы именно от татарского Нардугана.
К праздничному столу татарочки пекут по традиции Баурсак – небольшие жаренные в масле в казане пончики, и другие татарские лакомства и угощения.
Дети и взрослые наряжаются обязательно до неузнаваемости, ходят из дома в дом, поют веселые песни, танцуют, дарят и принимают подарки и угощения, кормят голодных, символически “будя” людей и распевая “алкыши” – народные песни с благими пожеланиями. Один алкыш переводится так: “Пусть будет счастливым для вас Новый год, Пусть пшеница и рожь хорошо растёт, Корова пусть много молока даёт, И теленка пусть принесёт!”
Одним из атрибутов праздника является гадание “Йезек салу”: Молодёжь собирается вечером как стемнеет в доме, в основном девушки на выданье, а иногда и парни. Одна из девушек идёт к проруби, зачерпывает ведром воду, несёт её в дом, не оглядываясь назад. Затем девушки опускают в воду свои кольца или пуговицы и распевают гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания наугад вынимает кольцо или пуговицу. По содержанию слов песни определяется “судьба” хозяйки вынутого колечка или пуговицы.
ЭМЭ (Праздник помощи) – древний татарский праздник начала строительных работ и взаимопомощи. До нынешних дней сохраняется в татарских селениях традиция помощи – эмэ. Их организовывали во время начала всех крупных работ по строительству и ремонту: при закладке и строительстве нового дома и общественных зданий. Нередко в таких мероприятиях участвовали все односельчане, а в крупных населенных пунктах — соседи с одной улицы. Совместная работа завершалась трапезой и гуляниями. В наши дни подобные мероприятия организуются реже и в них участвует меньшее число людей.
ШЕЖЕРЕ БАЙРАМ (Праздник родословной) – современный татарский национальный семейный праздник. В кругу семьи или в более широком кругу собираются представители родов и рассказывают о своей родословной и интересных фактах. На праздник все приносят свои угощения, выступают талантливые представители родов, поют, танцуют и знакомятся. Смысл праздника – составление и изучение генеалогической летописи своего рода, интересный рассказ участников о своей родословной, истории своего рода, воздание дани памяти своим предкам, укрепление семейно-родственных связей, сохранение преемственности поколений, усиление чувства ответственности, национальной гордости и самосознания, привлечение интереса к изучению своей родословной и истории родного края.
ЯНА ЕЛ БАЙРАМ (Новогодний праздник) – современный праздник начала нового календарного года. Празднуется с 31 декабря на 1 января. Татарский семейный праздник, в который принято собираться семьёй, готовить угощения, поздравлять родственников, друзей, любимых и соседей и кормить голодных.
БЯБЯЙ МУНЧАСЫ (Детская баня) – проводится на следующий день после рождения ребёнка. После посещения бани домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала помыться молодой маме и искупать младенца. Семья готовила угощения, звала родственников и вместе угощались за общим столом.
ИСЕМ КУШУ (Праздник имянаречения) – обрядовый мусульманский праздник наречения имени ребёнку, проводится спустя несколько дней в доме, где родился ребенок. Приглашается мулла, родственники и друзья семейства. Мулла открывает обряд традиционной молитвой, затем к нему подносят на подушке ребенка, и он обращается к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывает на ухо младенцу азан (призыв к молитве для мусульман) и произносит имя новорожденного. Имена детям подбирают, как правило, муллы, имевшие специальные календари – именники. В них с давних времен преобладали имена из религиозных канонических сказаний. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Выбор зависел от многих причин. В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым – выбирали имя, отражающее крепость духа и тела и т.д.
БЯБЯЙ АШЫ (Праздник новорожденного) – древний татарский праздник по случаю рождения ребёнка. В продолжение нескольких дней после рождения ребёнка – подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходили навестить ее и приносили с собой угощения и подарки.
МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ
МАВЛИД БАЙРАМ (День рождения пророка) – праздник дня рождения Пророка Мухаммада
КУРБАН БАЙРАМ (Праздник жертвы) – праздник приношения даров, пожертвований и помощи нуждающимся
КАДЕР КИЧ (Ночь Предопределения) – ночь на 27 день месяца Рамадан считается ночью предопределения, решения судьбы, могущества. Этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.
УРАЗА БАЙРАМ (Праздник окончания поста) – мусульманский праздник окончания священного поста Уразы. Праздник отмечают 3 дня
ЖОМГА (Пятница) – традиционно считается праздничным днем. В этот день принято посещать мечеть и проводить Меджлисы (Собрания).
ДЕНЬ ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА – День добровольного принятия Ислама предками современных татар – булгарами в 737г. Отмечается 4 февраля.
ИЗГЕ БОЛГАР ЖЫЕНЫ (Старое Булгарское торжество) – День официального принятия Ислама государством Волжская Булгария в 922г. Отмечается 21 мая.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ – отмечается ежегодно 28 февраля. Традиционно в этот день проходят конкурсы по кулинарии и сервису, мастер-классы с молодыми хозяйками и традиционные гостеприимные татарские национальные застолья в татарских центрах, кафе и ресторанах. Многие народы Евразии и мира позаимствовали рецепты татарских национальных блюд – некоторые полностью, другие частично. Например известные всем чизкейк, бургер, салями, соус тартар – сделаны по татарским рецептам.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА – отмечается ежегодно 21 февраля
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА – отмечается ежегодно 9 августа
ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН – отмечается ежегодно 30 августа
Мусульмане на молитве (Фото: Bianda Ahmad Hisham, по лицензии Shutterstock.com)
Хиджра Пророка Мухаммеда
В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного. В период становления ислама Пророк Мухаммед запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.
Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-Фитр (Рамадан Байрам — праздник разговения) и Ид уль-Адха (Курбан Байрам — праздник жертвоприношения).
Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако, практически сразу особое место было отведено таким дням, как Джума (пятница), День Арафат, День Ашура и Ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время дни, считались памятными датами (начало нового года по Хиджре (лунному календарю), Маулид и другие), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.
Если светский праздник — это причина или же повод к беззаботной радости, веселому время препровождению, то в мусульманском понимании, праздник — это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения.
Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.
В исламе праздники называются по-арабски — на языке Корана, однако, существуют и параллельные названия на других языках народов мусульманского мира, в частности, языках тюркской группы, на которых говорят татары, узбеки, казахи, турки.
Религиозные мусульманские праздники отмечаются в строгом соответствии с лунным календарем — Хиджрой, и это приводит к ежегодному смещению всех праздничных дат. Интересно, что первоначально слово «хиджра» означало путешествие из Мекки в Медину. Год окончания хиджры стал первым годом мусульманского летоисчисления — с этого момента начинается история ислама.
Также необходимо учитывать, что отсчет суток в мусульманском календаре ведется с момента захода солнца. Ночь каждого дня является предыдущей ему. Первая ночь нового месяца — ночь, следующая после последнего дня старого месяца. Вторая ночь является последующей первому дню.
Джума
Отдельным днем в религиозном исламском календаре стоит Джума (от араб. день собрания) — пятница, именующаяся лучшим днем недели. Джума — праздничный, но не обязательно нерабочий день в пятницу у мусульман. Фактически Джума считается днем отдыха и празднуется еженедельно, как у христиан воскресенье, а у иудеев — суббота. В большинстве мусульманских стран пятница — официальный выходной день, хотя в Турции, где религия отделена от государства, выходной день — воскресенье.
В Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на коллективную молитву в пятницу, стремитесь к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела, это лучше для вас, если только вы разумеете» (62:9).
В священном хадисе также сказано: «Суббота дарована иудеям, воскресенье — христианам, а пятница — мусульманам. В этот день им ниспосылается благодать и все доброе».
Джума, согласно Шариату, начинается с заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в пятницу. Таким образом, священными являются пятничный день и ночь накануне.
Совершение грехов в пятницу особенно недопустимо. Это считается пренебрежением к священному дню, к милости Всевышнего, ниспосылающейся в джума. В этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добродеяния, но и наказание за нечестивые поступки.
Джума-намаз является обязательным (фардом) для совершеннолетних, согласно Шариату, мужчин. В хадисе сказано, что пропуск трех пятничных молитв без уважительной причины (недомогание, болезнь) особенно запрещен.
Всего в разделе — 11 праздников.
Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для
страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены
государственные выходные.
У Вас есть дополнительная информация по теме
«Мусульманские праздники»? Напишите нам
В исламе, для определения знаменательных событий используется мусульманский календарь. Даты торжеств, меняются каждый год — согласно лунному циклу, с которыми и предлагаем познакомиться.
Особые дни, связанные с деяниями пророка Мухаммеда и его последователей, наполнены разными традициями, исходя из обычаев страны. Календарный месяц может состоять из 29 или 30 дней, отсчет дней, производится после заката солнца.
Следовательно, в арабском подсчете, каждый третий год – високосный, а в турецком – второй, пятый и седьмой год. К последнему месяцу в году — прибавляется один день.
Особенное место в календаре занимает – пятница, в этот день мусульмане приходят на кладбище к могилам близких людей, устраивают религиозные встречи, облачаются в чистую и нарядную одежду. В то же время, пятница считается рабочим днем.
Вопрос: В недели семь дней. Но именно о значимости пятничного дня говорится в проповедях учёных-богословов. Почему же мусульмане так почитают именно пятницу? Почему пятница является священным днём в Исламе?
Ответ:
Имам Муслим в своём сборнике «Сахиху Муслим» относительно этого вопроса, приводит следующий хадис:
خير يوم طلعت عليه الشمس يوم الجمعة فيه خلق آدم وفيه أدخل الجنة وفيه أخرج منها ولا تقوم الساعة إلا في يوم الجمعة
«Лучший день, в который восходит солнце, – это пятница. В этот день Аллах создал Адама. В этот день он вошел в Рай, в этот день был выведен из него. И настанет (Судный) час не иначе как в пятницу» (См.: Сахиху Муслим, №854).
Также имам ибн Маджах приводит хадис:
«إن يوم الجمعة سيد الأيام وأعظمها عند الله وهو أعظم عند الله من يوم الأضحى ويوم الفطر. فيه خمس خلال: خلق الله فيه آدم، وأهبط الله فيه آدم إلى الأرض، وفيه توفى الله آدم، وفيه ساعة لا يسأل الله فيها العبد شيئا إلا أعطاه ما لم يسأل حراما، وفيه تقوم الساعة ما من ملك مقرب ولا سماء ولا أرض ولا رياح ولا جبال ولا بحر إلا وهن يشفقن من يوم الجمعة».
«Пророк ﷺ сказал: «Поистине, господином (всех) дней и самым великим пред Аллахом является пятница, и этот день более велик пред Аллахом, чем дни праздников жертвоприношения и разговения. Он имеет пять особенностей: Аллах создал в пятницу Адама (мир ему) и низвёл его (из Рая) на землю, также в пятницу умертвил его. И есть в этот день время, когда рабу непременно будет даровано все, что он ни попросит (у Аллаха), если только не попросит о запретном. В пятницу наступит Судный день. И нет ничего, будь то приближенный ангел или небеса, земля, ветер, горы, моря, что бы не испытывало страха перед пятничным днём»». (Причина страха в том, что в этот день наступит День Суда, будет воскрешение и состоится отчёт).
(См.: Сунан ибн Маджах, №1084).
Имам ‘Абдуррауф аль-Манави в своей книге «Файз аль-Кадир» пишет:
واختصاصه بوقوع ذلك فيه يدل على تمييزه بالخيرية لأن خروج آدم فيه من الجنة سبب لوجود الذرية الذين منهم الأنبياء والأولياء، وسبب للخلافة في الأرض وإنزال الكتب، وقيام الساعة سبب تعجيل جزاء الأخيار وإظهار شرفهم. فزعم أن وقوع هذه القضايا فيه لا يدل على فضله في حيز المنع. قال القاضي: وقد عظم الله هذا اليوم ففرض على عباده أن يجتمعوا فيه ويعظموا فيه خالقهم بالطاعة.
«То, что некоторые события (указанные в хадисе) произошли именно в пятницу, указывает на его отличительное превосходство. Так, выведение Адама (мир ему), из Рая является причиной существования человеческого рода, часть которого – Пророки и любимцы Аллаха. Также это является причиной наместничества человека на земле. Далее, наступление (Судного) дня в пятницу– причина скорейшего воздаяния лучшим из людей и определения их почётного статуса. А утверждение того, что события этого дня не указывают на его превосходство, недопустимо. Аль-Кади ‘Ияд сказал: «Воистину Всевышний Аллах возвеличил этот день и предписал своим рабам собираться в этот день и возвеличивать своего Творца поклонением Ему»».
(См.: Файз аль-Кадир, т. 3, с. 493).
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Фото: vectorstock.com
1
Мусульманский праздник Джума мубарак
2
Джумаа мубарак
3
Поздравление с пятницей мусульман
4
Чума муборак
5
Джума Гюн
6
Джума мубарак Джума мечеть
7
Ислам Джума
8
С благословенной пятницей
9
Поздравление с пятницей мусульман
10
Джумаа мубарак
11
С пятницей мусульмане
12
С пятницей мусульмане
13
Жомга мубарак
14
Поздравление с мусульманской пятницей
15
Поздравление с пятницей мусульман
16
Джума Рамазан мубарак
17
Пятничные картины мусульманские
18
С блогословенном пятницей
19
Сура Джума мубарак
20
С благословенной пятницей
21
Поздравление с мусульманской пятницей
22
Поздравляю с Джума мубарак
23
С благословенной пятницей дорогие мусульмане
24
Джума мубарак с благословенной пятницей
25
Исламские открытки
26
Пятница Джума
27
Джума мубарак на арабском языке
28
С пятницей Ислам Джума мубарак
29
С благославленом пятницей
30
Открытки с пятничным намазом
31
Открытки с пятницей мусульманские
32
С благословенной пятницей мусульмане
33
Мусульманские открытки
34
Джума мубарак поздравления
35
С благословенной пятницей
36
Джума мубарак
37
С благословенной пятницей
38
Красивое поздравление на чеченском языке
39
Пятничные картины мусульманские
40
Поздравление с пятницей мусульман красивые
41
Жума мубарак
42
Джуманияз Мубарек
43
Курбан Хаит 2021
44
С праздником ИД Аль Фитр
45
Сверкающие Аллах
46
Мусульманские руки в молитве
47
Жомга мубарак
48
Фото имя Аллаха
49
Исламский фон для надписи
50
Открытки Жума мубарак болсын
51
Мечеть пятница Жума мубарак
52
Мусульманские поминки
53
Добрые мусульманские пожелания
54
Поздравление с пятницей мусульман
55
Джума мубарак с благословенной пятницей
56
Жума муборак на татарском языке
57
Поздравление с пятницей на татарском языке
58
Вечная память по мусульмански открытки
59
С благословенной пятницей мусульмане
60
Поздравление с пятницей на татарском языке
61
Красивые исламские надписи
62
Цветы с именем Аллаха
63
С блогословенном пятницей
64
Мусульманские приветствия и пожелания
65
Жума мубарак на татарском языке
66
Пятничный намаз
67
Пятница в Исламе
68
Джума мубарак
- Что такое джума мубарак
- Почему пятница называется джума
- Достоинства пятницы
- Какие дни являются праздничными у мусульман?
- Можно ли поздравлять словами «Джума мубарак»?
Джума мубарак (juma mubarak) – это словосочетание является поздравлением мусульман друг с другом, в переводе с арабского языка «пятница благословенна».
Слово «мубарак» означает в переводе с арабского языка «счастливый» или «благополучный», но в данном приветствии оно переводится как «благословенный». Слово «мубарак» часто используется в исламских приветствии в таком значении.
Название «джума» имеет арабское происхождение, в его основе понятие «собирать». Как говорил имам ан-Навави, пятницу назвали словом «джума», потому что этим словом в арабском языке называют собрание людей. Во время доисламского невежества или «джахилии» пятницу арабы называли «аруба».
Почему пятница называется джума?
Относительно причины того, почему пятница была названа именно так, существует несколько версий. По одной из версий, в пятницу Аллахом был создан Адам. Термин «джума» по-арабски означает процесс завершения чего-то, как момент, когда Всевышний собрал что-то, то есть завершил творение. Вопрос о том, почему пятница получила название «джума», был задан Пророку Мухаммаду ﷺ, он ответил, что это название дано, потому что в этот день Аллах закончил создание Адама, праотца всего человечества (хадис от имама Ахмада, переданный от Абу Хурейры).
По мнению шейха Аль-Арнаута, есть слабое звено в цепочке передатчиков или инсаде этого хадиса, но не только этот хадис, но и многие другие указывают на то, что именно в пятницу Аллах завершил создание своего творения Адама. Такие уважаемые труды, как «Фатх аль-Бари» и «Нейл аль-Аутар» также признают достоверность такого мнения.
Еще одна версия такого названия заключается в том, что именно в пятницу в соборной мечети собираются мусульмане, чтобы совершить коллективную молитву. Это мнение разделяет ибн Хазм в своем труде «аль-Мухалля».
Существует также точка зрения, что в этот день Хава (Ева) и Адам были собраны Всевышним вместе.
Помимо всех этих объяснений, у пятницы благ и достоинств много. И то, что название этого дня в переводе с арабского означает «собирать», как раз также это подтверждает.
Достоинства пятницы
Во многих хадисах затрагивается вопрос о том, какими достоинствами обладает пятница. Счастливым человеком можно назвать того, кто проснулся на день джума в здравии и может в полной мере ощутить ценность и благодать этого дня.
Некоторые дни или месяцы были избраны Всевышним Аллахом и превознесены над остальными. Мудростью своей Аллах сделал их праздничными, и это его решение является по отношению к верующим мусульманам милостью.
Джума – это для мусульман день, полный достоинств. Среди остальных он неслучайно выделен Всевышним, который сделал его для уммы, мусульманской общины особенным, мубарак. Как сказано в хадисе, переданном от Хузейфа ибн аль-Яман, который признан достоверным, Пророк Мухаммад ﷺ однажды сказал, что «джума» не была дана Аллахом тем людям, которые «были до нас», поскольку суббота являлась особым днем для иудеев, а для христиан таким днем являлось воскресенье. Обратив внимание на то, что эти дни следуют один за другим, и последовательность эта ниспослана Всевышним, он добавил: «И вот так же, Аллах сделал христиан и иудеев следующими за нами в Судный День. Мы – последняя община в этом мире, и первая в Судный День, над которой суд свершится в первую очередь, до остальных созданий».
Есть еще один хадис, в котором приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что пятница является лучшим днем, поскольку именно в пятницу Адам был создан, его поселили в Раю и из Рая изгнали, Судный День назначен также на джума.
Пророк Мухаммад ﷺ проводил пятничный день, уделяя ему внимание особое: он совершал полное омовение, надевал свою лучшую одежду, смазывал волосы благовониями. Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что мусульмане, которые так поступают, а потом идут в мечеть на Джума-намаз, молятся Аллаху, а затем слушают имама и хранят молчание, таким людям между этой пятницей и предыдущей простятся все их грехи.
Какие дни являются праздничными у мусульман?
Для верующих мусульман Всевышний Аллах определил в год два праздника мубарак: Ураза-байрам или праздник Разговения (Ийд аль Фитр) и Курбан-байрам или праздник Жертвоприношения (Ийд аль-Адха). Еще один праздник мубарак определил Аллах – Джума.
В хадисах приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ (хадис от имама Ахмада и аль-Хакима), когда он говорил, что пятничный день является праздничным, поэтому мусульманам в пятницу нельзя соблюдать пост, за исключением тех кто накануне постился или собирается держать пост на следующий день после пятницы.
Можно ли поздравлять словами «Джума мубарак»?
Среди верующих мусульман часто возникает вопрос, является ли подобная традиция поздравлять с пятницей новшеством (бида)? На этот вопрос ответ дают представители мусульманской уммы, приводя доказательства своему ответу из хадисов.
Пророк Мухаммад ﷺ и его сподвижники не поздравляли друг друга словами «джума мубарак», так как в хадисах нет никакого упоминания об этом поздравлении.
Однако не возбраняется друг друга поздравлять словами «джума мубарак», ничего запрещенного в этом нет, но только в том случае, если человек, который это делает, не принимает это поздравление обязательным действием или сунной.
Из всего того, что приводится в хадисах о джума, можно сделать вывод, что нет для мусульман обязанности поздравлять друг друга в пятницу, но такое пожелание не противоречит Исламу.
Обязанность мусульманина — дарить окружающим благо, прославляя мудрость и милость Аллаха, а само джума лучше наполнить добрыми деяниями, раздавать садака, радовать своих родителей, помогать людям, приглашать в гости родственников, соседей, близких и знакомых, для укрепления родственных, братских и дружеских уз.