Роль музыкального руководителя, ведущего и воспитателей групп при проведении праздника.
Статья, написанная кандидатом педагогических наук
А. В. Кенеман.
«Жизненный путь от детства к отрочеству
должен быть путём радости, бодрости
– это одно из самых важных правил
всей системы нашей воспитательной работы».
В. А. Сухомлинский.
Ответственным за содержание, подготовку и проведение праздника, как и за всю работу по музыкальному воспитанию с детьми, является музыкальный руководитель. Систематически работая со всем коллективом воспитателей в течении года, он в предпраздничный период объединяет для подготовки воспитателей тех возрастных групп, которые учувствуют в данном празднике.
Подготовка к празднику, музыкальный руководитель начинает с разработки программы, которая требует вдохновенной творческой мысли, просмотра и анализа музыкального и литературного материала, в заключение общей композиции всего отобранного в художественный сценарий.
При составлении программы музыкальный руководитель согласовывает с каждым воспитателем вопроса распределении музыкальных заданий в его группе: для каждого ребёнка, небольших групп, а также для всей группы в целом.
Согласовав все вопросы с воспитателями, музыкальный руководитель окончательно оформляет программу и представляет её на собрании педагогического коллектива, где программа обсуждается, несколько корректируется и окончательно утверждается.
На педагогическом собрании из числа воспитателей выделяется ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей (чаще этим занимаются родители) и героев (если они есть в празднике), различных атрибутов, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов, и т. д.).
Роль ведущего поручается воспитателю, обладающему музыкальностью, артистичностью, умеющему держаться на сцене, эмоциональному находчивому, знающему всех детей по именам и эмоциональному складу.
Музыкальный руководитель составляет календарный план на весь подготовительный период, включающий все виды музыкальных занятий с детьми. Эти занятия обеспечат спокойную обстановку и эмоционально-положительное состояние детей в ожидании праздника.
Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовки праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.
Все необходимые указания музыкальный руководитель даёт ведущему, практически показывает весь музыкальный репертуар и вместе с ним анализирует ситуации, которые могут возникнуть, даёт общее направления всему ходу праздника. Все герои, которые приходят на праздник (например, Дед Мороз), то готовятся они под руководством музыкального руководителя и согласовываются с ведущим.
Основное на празднике – выступление детей. Поэтому музыкальный руководитель и ведущий, осуществляя подготовку детей, тщательно просматривают музыкальный и литературный материал, чтобы в случаи необходимости оказать детям своевременную помощь (подсказать стихи, поддержать в пении и т. д.). Незадолго до праздника музыкальный руководитель и ведущий и воспитателями – помощниками окончательно согласовывает ход праздника, последовательность номеров программы, раздачу подарков – все необходимые организационные моменты.
На кануне праздника в присутствии музыкального руководителя ведущий проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их взаимной деятельностью.
Таким образом ведущий праздника выполняет возложенное на него ответственное задание, являясь не только исполнителем указаний музыкального руководителя, но и активным участником (практически соавтором), отвечающим за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.
Слаженная работа коллектива воспитателей, возлагаемая музыкальным руководителем, обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник – яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.
Особенность праздника – в комплексном воздействии всех художественных средств на восприятие, чувства и сознание ребёнка. Детям дошкольного возраста ещё не вполне доступен смысл и значение праздников. Дети по-своему понимают идею праздника, которой созвучно окружающее: украшение зала музыка, радостные песни и оживлённые лица людей. У детей возникает чувство удовлетворения от непосредственного участия в торжестве. За многие годы в дошкольных учреждениях сложились определённые традиции праздничных утренников. «Здравствуй, здравствуй детский сад!», «Праздник Осени», «День Матери», «Новогодний праздник», «Проводы Ёлки» «День Защитника Отечества», «Широкая Масленица», «Международный Женский день», «День Смеха», «День Космонавтики», «День Победы», «Выпускной», «День защиты Детей». «День города».
Очень важная задача для педагогов и воспитателей — создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных» так, чтобы не было обиженных и обделенных, яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания.
Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Итак:
1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.
5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).
И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!
РОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА ПРАЗДНИКЕ
Консультация для воспитателей
Подготовила: музыкальный руководитель Бутко Ю.А.
Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программой.
Задачи ведущего:
1. Тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей:
— хорошо знать программу утренника;
— знать музыкальный репертуар: песни, танцы, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении номера или инсценировки;
— перед утренником ведущий должен приготовить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков (лучше написать список оборудования заранее);
— перед началом мероприятия педагогу необходимо проследить за внешним видом детей, напомнить им о поведении на празднике (не подбегать к родителям, не толкаться, девочкам не поднимать высоко юбку и тд.)
2. На празднике воспитатель должен постараться держаться свободно, и естественно, но не нужно быть многословным. То, что необходимо сообщить детям (например, правила игры), должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям.
3.На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Утренник нужно проводить в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы — утомляют детей.
4.Педагог, по мере своих сил, должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях желательно быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, привлечение зрителей к разрешению затруднений).
5.Необходимо организованно заканчивать праздник! После угощения — поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, (еще раз поздравить всех с произошедшим событием), предложить детям выйти из зала организованно (если сценарием не предусмотрен другой вариант), т.е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.
Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми и так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет наряды).
Большое удовольствие детям доставляет выступление воспитателей. Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах и не стоят в стороне, т.к. они — активные участники происходящего (встают в пары с детьми, проводят игры, помогают по ходу действия).
Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родителям нужно принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится, что резинки на шапочках порвутся, атрибуты сломаются и пр.
Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими сверстниками, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника.
Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенгазеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.
Родители – желанные гости на празднике. Воспитатели приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Перед началом торжества родителей необходимо предупредить о том, что телефоны во время праздника необходимо выключать или ставить на беззвучный режим, не перемещаться по залу во время выступлений ребят, если это не предусмотрено сценарием. По возможности не приводить на утренник младших детей. Они слишком утомляются, пугаются, плачут, фактически тем самым срывая праздник всей группе. После праздника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления в «книге отзывов».
Желательно проводить обсуждения прошедшего праздника с коллективом педагогов, которые участвовали в мероприятии, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.
Музыкальный руководитель: Креслина Н.А.
Из всех мероприятий, проходящих в детском саду, самыми всеобъемлющими, являются утренники. Утренник-это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, администрация и т.д. Праздничный утренник соединяет в себе целый комплекс различных видов искусства; пение, танцы, художественное слово, театрализованная деятельность, игры, а так же изобразительное искусство – это всё направлено на формирование у ребенка нравственно-эстетических чувств. Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение. Выдумка, творчество в украшении музыкального зала, групповых комнат, костюмов и атрибутов привлекает внимание детей, создает радостное настроение. Чтобы праздник удался, прошел без сучка и задоринки, нужен человек, который будет ответственным координатором всего процесса. Таковым в детском саду является ведущий. Ведущий – это душа праздника, это, можно сказать – половина его успеха. Его эмоциональность, живость, умение непосредственного, свободного общения с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов – во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать (а не читать) сценарий праздника, но и уметь «заполнять собой» возникшие паузы. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем. Ведущий должен быть готов к тому, чтона него будет смотреть большая аудитория, состоящая из родителей и родственников воспитанников, детей вашей группы, а также сотрудников детского сада. Поэтому основной задачей является тщательная подготовка. Для любого воспитателя – роль ведущего подобна экзамену, и на нём нельзя провалиться, поэтому отнеситесь ответственно к своей роли, выучите наизусть слова.
Можно приготовить себе некую подсказку, которая поможет вспомнить слова и действия. Не забудьте об эстетичности её оформления. Не оставляйте без внимания и внешний вид. Конечно, в дни праздника и ведущая, и воспитатели должны быть празднично одеты. Но, надо помнить, что условия детсада, сама профессия педагога налагает особую ответственность и в отношении одежды. Одежда и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, вечерние платья. В обуви надо избегать очень высоких каблуков и «шлёпок». К подбору украшений надо подходить весьма осторожно и продуманно. Ведущий должен быть аккуратно и со вкусом причесан. Также большие требования предъявляются к речи ведущего. Он не должен быть многословным — это затрудняет детское восприятие. Все должно быть изложено литературным языком: грамотно, выразительно, эмоционально, громко, внятно, и понятно детям. Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей:
- Ведущий должен хорошо знать программу утренника, песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
- Перед утренником разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
- На утреннике держаться свободно, естественно, говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно.
- Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы — утомляют ребят.
- Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.).
- Организованно заканчивать праздник! Поблагодарить гостей, обязательно напомнить, по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), попрощаться с ними, предложить детям выйти из зала организованно.
После утренника воспитателям можно предложить родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов». Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки. Большие требования предъявляются к ведущему, поэтому необходима постоянная работа по обучению и совершенствованию умения воспитателей в проведении праздничных утренников в детском саду.
nsportal.ru, ped-kopilka.ru,16azov.tvoysadik.ru›