Рецепт долголетия сценарий

Одно из направлений создания здоровьесберегающей образовательной среды - организация внеклассных мероприятий. Формирование позитивного отношения к ЗОЖ, умение преобразовать свое сознание и жизнь, обучение правильному выбору является неоспоримо важным в качественной подготовке учащихся и созвучным новому ФГО стандарту. Самоопределение ученика через организацию деятельностного подхода в поле зрения автора данного материала.

Цель мероприятия: организация
продуктивной деятельности школьников,
направленной на достижение здоровьсберегающих
компетенций, выработка стратегии воспитания
личности, способной через познание себя и
окружающего мира защититься от любых потрясений,
трагедий, кризисов, умеющей сохранить здоровье и
жизнь.

Задачи мероприятия:

  • создать активную образовательную среду,
    которая способствует

    • повышению уровня информированности по проблеме
      укрепления здоровья и увеличения
      продолжительности жизни человека;
    • осмыслению понятий: здоровье, здоровый образ
      жизни, долголетие, вредные привычки, никотин,
      гиподинамия, стрессы, психотропные вещества;
    • пониманию последствий употребления
      психотропных веществ;
    • формированию личной ответственности за
      состояние своего здоровья и продолжительность
      жизни;
  • предоставить возможность развить
    внутренний потенциал школьника

    • по формирование устойчивой мотивации на
      здоровый образ жизни,
    • через освоение продуктивных способов
      познавательной деятельности
    • исследование практических ситуаций;
    • выдвижение предположений, поиск решений;
    • умение сравнивать, обобщать, формулировать
      выводы ;
    • анализ информации о пагубном влиянии курения,
      алкоголя, наркотиков и других факторов риска на
      продолжительность жизни человека;
    • перевод информации из одной формы в другую ;
    • решение нестандартных задач с социальным
      содержанием;
  • сформировать конструктивные навыки
    взаимодействия и умения

    • безопасно и эффективно общаться;
    • понимать и выражать свои чувства;
    • противостоять давлению социальной среды;
    • принимать и понимать точку зрения собеседника;
  • способствовать выработке защитных
    личностных качеств:

    • уверенности в себе, открытости;
    • умения принимать решение, преодолевать
      кризисные ситуации;
    • применять полученные знания и навыки в решении
      проблем.

Оборудование:

  • раздаточный материал
    • задания для групп,
    • буклет ЗОЖ для каждого ученика,
    • путеводитель мероприятия

Технические средства обучения

  • компьютер и мультимедиа проектор
  • художественное оформление плакаты и таблицы
    указанной тематики.
  • стенд “Страна Долголетия” из рисунков детей,
    модель из картона “Поезд Здоровье”
Девиз Эпиграф
Я имею право быть здоровым.
Я имею право долго жить”.
Мы рождены, чтоб жить на свете долго,
Грустить и петь, смеяться и любить
Но, чтобы стали все мечты возможны
Должны мы все здоровье сохранить

Словарь.

  • Психотропные вещества – вещества, которые
    изменяют психическое и физиологическое
    состояние человека: табак, алкоголь, наркотики,
    лекарственные препараты.
  • Последствия — результат каких-то действий.
  • Никотин — ядовитое вещество в составе
    табачного дыма.
  • Гиподинамия – недостаток подвижности.
  • Стрессовые состояния – мрачное,
    надломленное настроение, страх, обида, зависть.
    Методы, способствующие активизации учащихся:

Использование ТСО — для привлечения
внимания, организации обсуждения; эмоциональные
разрядки (музыкальные минутки, исполнение
веселых песен, динамическая пауза с элементами
самомассажа), соревновательный акцент
организации работы в группах смена видов
деятельности и позы учащегося по мере
утомляемости, осуществление различных способов
воздействия на учащегося через анализаторы
зрительный, слуховой, кожно — мышечной
чувствительности, вовлечение в индивидуальную,
групповую самостоятельную работу, дружелюбные
отношения учитель- ученик, ученик- ученик.

Содержание. Обсуждаемые вопросы: Что
такое здоровье? Что его разрушает? Что сокращает
жизнь человека? Как сохранить и приумножить
здоровье, продлить жизнь? Перед кем несёт
ответственность человек за свою жизнь?

Разрушители здоровья,
похитители долголетия
Составляющие здоровья,
путь к долголетию
табак, алкоголь, наркотики

гиподинамия

стрессовые состояния

загрязнение окружающей среды

неправильное питание

компьютерная зависимость

отказ от вредных привычек и
психотропных веществ

(алкоголя, никотина,
наркотиков)

Активный двигательный режим,

личная гигиена, закаливание,

положительные эмоции.

охрана окружающей среды

рациональное питание

Режим дня, полноценный отдых

Структура занятия

Этап и его основное
содержание
Используемые средства и
приёмы
Целевое назначение
1. Введение.

Вступительное слово
учителя.

Музыкальная минутка (прослушивание 1 куплета и
припева песни “Точка, точка, запятая…”.

Слайды №1, 2

Отгадывание загадки о
здоровье

Постановка проблемы, активизация
учащихся.
2. Анализ диаграммы и результатов
анкетирования учащихся (анкета “Жизненные
ценности”)
Слайды №3,4, 5

Результаты анкетирования

Привлечение внимания учащихся к
проблеме продолжительности жизни в мире природы
3. Работа с основными понятиями и
информацией по теме
Слайды 6

Использование художественной
наглядности (модель “Поезд Здоровье”, стенд из
рисунков детей “Страна Долголетия”)

Осмысление взаимосвязи понятий ЗОЖ,
долголетие развитие художественного
воображения через формирование цветовых
ассоциаций
4. Изучение проблемы “Опасности
Бермудского треугольника”
Слайд № 7

Использование методического
приёма проведения аналогии между негативными
явлениями в социальной жизни и природными
катаклизмами

Развитие абстрактного мышле- мышлния,
обучение поиску оригинальных решений
5. Антиникотиновая реклама.

Музыкальная
минутка

(исполнение школьниками песни “Нет ядам
сигаретным”)

Слайд № 8

Музыкальное сопровождение

(фонограмма песни о “Коте Леопольде”)

Утверждение ЗОЖ, формирование
активности учащихся, умения противостоять
опасным социальным явлениям – курению, алкоголю,
наркотикам
6. Решение арифметической задачи
“Алкоголь и цыплята”, Перевод математической
информации
Задание в путеводителе Развитие умения анализировать числовые
данные, переводить информацию из одной формы в
другую; устанавливать причинно-следственные
связи между состоянием здоровья и привычкой
употребления алкогольных напитков
7. Игра “Хорошо” и “Плохо”

Работа в
группах.

Формулирование выводов по проблемам:

“Разрушители здоровья – похитители
долголетия”, “Составляющие здоровья”.

Слайды №9,10

Раздаточный материал,
задания для групп с различными ситуациями
практической жизни

Организация исследования несложных
практических ситуаций, стимуляция способностей
иметь собственное мнение, безопасно и эффективно
общаться, высказываться, открыто излагать свои
мысли
8. Динамическая пауза “Скульптор”. Выполняются элементы зарядки и массажа Снятие утомления, смена рабочей позы,
формирование физического и психологического
благополучия, воспитание душевной теплоты
9. Притча “Всё в твоих руках”. Слайд №11 Формирование личной ответственности
каждого за свою жизнь.
10. “Счастливый билетик в страну
Долголетия”.

Индивидуальная работа
представителей групп по отбору составляющих
здоровья и долголетия, прикрепление
“билетиков” к “вагончикам поезда” на доске

Модель “Поезд Здоровья” Осуществление свободного выбора
учащихся, формирование убежденности в
необходимости ЗОЖ для увеличения
продолжительности жизни
11 Музыкальная минутка

Осмысление
третьего куплета песни “Точка, точка, запятая…”

Слайд №12 Формирование ответственности каждого
за свою жизнь.
12 “Здорово быть здоровым”

Исполнение
песни под фонограмму “Жизнь и долголетие”.

Слайд №13

Рефлексия.

Развитие умения понимать и выражать
свои чувства, оценивать значимость полученных
знаний, выражать отношение к проведенному
мероприятию
13 Заключение.

Получение буклетиков ЗОЖ
с выводами мероприятия.

  Подведение итога мероприятия,
выражение внешней мотивации, одобрение
деятельности учащихся

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята! Я приглашаю Вас в страну
Долголетия

(Слайд 1) У нас сегодня состоится разговор о
человеке, во имя человека, ведь каждый из нас
достоин самого пристального внимания.

(Слайд 2) Звучит песня с изображением человечка
и детей к сюжету песни

“Точка, точка. Запятая,
Минус, рожица кривая
Палка, палка, огуречик
Ножки —
Вот и вышел человечек.

Как он будет жить на свете,
Мы за это не в ответе
Мы его нарисовали
Только и всего”

Как вы поняли фразу “Мы за это не в ответе. Мы
его нарисовали, только и всего”?

Сам человек несёт ответственность за свою
жизнь и эту ответственность нужно осознавать с
детства.

(Слайд 3) Разговор пойдет о человеке. А перед
нами? Что? Кто?

Растение называется секвойя, или мамонтово
дерево. Секвойя — свидетельница динозавров
юрского периода А что есть общего между ними?
Сколько лет они живут?

Черепаха живёт более 300 лет, возраст секвойи
составляет более 3500 лет. Это — долгожители

А люди? Сколько лет живёт человек? В 16-17 веках
средняя продолжительность жизни составляла 30
лет. Это очень мало. Сегодняшние долгожители
живут немногим больше 100 лет, но их единицы.

(Слайд 4) Проанализируйте диаграмму
“Продолжительность жизни” (Япония-87, Канада-76,
США-75, Европа-73, Россия- 57) Человек живёт не так
много. Средняя продолжительность жизни менее 100
лет. Причины во многом определяются образом
жизни. Тревожная ситуация с продолжительностью
жизни в нашей стране. Мы — россияне, нам, всерьёз
нужно задуматься об этих цифрах, позаботиться о
самих себе и о будущих поколениях. Посмотрим в
наш путеводитель и отгадаем загадку.

Отгадайте загадку: “Каким богатством должен
обладать молодой, чтобы дожить до старости”
(здоровьем)

(Слайд 5) “Жизненные ценности ”

По результатам анкетирования я узнала о вас
много интересного. У нас есть дети, которые хотят:
стать отличником, получать знания, закончить
школу с золотой медалью, завести семью, получить
самую лучшую профессию, найти престижную работу,
вырасти хорошими и умными людьми и даже стать
супергероями.

Когда всё это выполнимо? Когда человек сможет
выполнить задуманное и стать успешным? Когда мы
здоровы, всё может доставлять удовольствие,
приносить удовлетворение, а без здоровья ничего
не мило.

(Слайд 6) “Здоровье” А что такое здоровье?
(Здоровье — это состояние физического,
психического и социального благополучия…), т.е.
когда и тело, и душа человека, отношения на работе
и в семье – в порядке.

(Слайд 7) “Здоровье — шаг к долголетию”

Здоровье определяет Долголетие. Долго живут
здоровые люди.(открываются “крылья доски”с
моделью Поезда Здоровья. Вот мы и вышли на наш
сегодняшний маршрут. Я хочу, чтобы КАЖДЫЙ из вас
открыл свой. ПУТЬ в страну ДОЛГОЛЕТИЯ.
Удивительный ПОЕЗД ЗДОРОВЬЕ приведёт нас к
поставленной цели.

Девизом нашей встречи предлагаю слова:

Я имею право быть здоровым. Я имею право долго
жить.

Какие цветовые ассоциации у вас возникают со
словом ЗДОРОВЬЕ? Какие бы цвета вы бы предпочли?
Объясните (Стенд “Страна Долголетия” с
рисунками детей). Вы выбрали все праздничные
цвета, которые соответствуют хорошему
настроению.

Хорошее настроение — важная составляющая
здоровья.

(Слайд 8) “Бермудский треугольник”. Посмотрите
на экран. Что за чёрный треугольник изображён?
Почему-то он называется “Бермудским”.Вы уже
слышали такое выражение? У современного человека
тоже есть опасность попадания в “бермудский
треугольник”. А кто уже догадался, что ужасное,
вредное, страшное угрожает жизни человека, не
даёт ему ни счастья, ни здоровья, ни долголетия
(высказывания детей по проблемам курения,
употребления алкоголя, наркотиков) Наркотики,
алкоголь, никотин сигарет, другие вещества
табачного дыма — очень опасны для здоровья,
особенно детей и подростков. Нет такого органа,
на который бы они не действовали разрушающе. Этим
ядам дружно СКАЖЕМ — НЕТ

(Слайд 9)Я предлагаю поучаствовать в
АНТИНИКОТИНОВОЙ рекламе. В табаке, табачном дыме
много ядовитых веществ, среди которых — НИКОТИН.
Посмотрите в путеводитель. В нём вы найдёте слова
песни. Прошу вас всех подпевать и поддержать
цыплёнка (слайд), который предпочёл сигаретной
пачке, труд на дачке и вырастил самые вкусные и
полезные вишенки.

Песенка.

В небесах высоко ярко солнце светит.
До чего ж хорошо жить на белом свете!
Голова не болит, дышится свободно.
Ведь здоровьем модно нынче дорожить.
Вокруг нас чудеса, в космосе ракеты.
Для чего ж нам нужны, эти сигареты?
Дружно «НЕТ» пропоем ядам сигаретным.
Мы без дряни этой лучше проживем!

Решим задачу. На чердаке сарая, где тайком
получали спирт, лежали 160 куриных яиц для
инкубации, т.е. для выведения цыплят. Каково же
было удивление хозяев, когда из них вывелись
только 80 цыплят, да и то 40 вскоре погибли, а 20
оказались больными. Сколько здоровых цыплят
появились на свет? Какую часть это составляет от
общего числа яиц. (Ответ 20, 18)

Как бы вы смогли объяснить данное явление?
Какое влияние оказывает алкоголь на живые
организмы? Зародыши были отравлены парами
спирта, который является основой для алкогольных
напитков. Алкоголь влияет на потомство, поэтому в
пьющих семьях дети часто рождаются больными.
Обсуждается влияние алкоголя, содержащегося в
пиве, коктейлях, энергонапитках, популярных в
молодёжной среде.

Игра “ХОРОШО” и “ПЛОХО” Работа в
группах по проблеме “Разрушители здоровья-
похитители долголетия”, “Здоровье — долголетие.
Составляющие здоровья”. Выполнение
практических заданий.

Многие из вас помнят знаменитый стих Маршака
“Что такое хорошо, и что такое плохо?” А сейчас
мы проверим, как вы понимаете, что ХОРОШО для
ЗДОРОВЬЯ, а что ПЛОХО. Найдите красный листики и
обсудите в своей группе предложенные ситуации,
распределив их на ХОРОШО и ПЛОХО

  • 1 группа — кола, кефир, турпоход, засиживаюсь за
    компьютерными играми, завидую роликам друга, мою
    руки перед едой,
  • 2 группа — рыба, гамбургер, лёгкая атлетика,
    телемания, тщательно пережёвываю пищу, прошу
    деньги на сигареты
  • 3 группа — апельсин, торт, массаж, бегаю с острыми
    предметами в руках, сижу за столом прямо,
    волнуюсь о невыученном стихотворении
  • 4 группа – гречка, печенье, гимнастика, ем только
    мытые овощи и фрукты чтение лёжа, пробую
    алкогольные коктейли
  • 5 группа – чипсы, геркулес, танцы, всем разрешаю
    пользоваться своей зубной щеткой, не высыпаюсь и
    постоянно опаздываю в школу

(Слайд 10) Разрушители здоровья. Работа с
терминами Обработка результатов, формулирование
выводов. Психотропные вещества. Стрессы.
Гиподинамия. Неправильное питание, отсутствие
витаминов. Несоблюдение режима дня, правил
личной гигиены. Компьютерная зависимость.
Загрязнение окружающей среды

(Слайд11) Какие же составляющие ЗОЖ мы открыли?
Обработка результатов, формулирование выводов.
Отказ от вредных привычек Активный двигательный
режим.

Правильное питание. Положительные
эмоции. Режим дня Личная гигиена и закаливание
Благополучная окружающая обстановка

Динамическая пауза. Игра “Скульптор”
Каждый человек сам создаёт себя. Каждый
ЧЕЛОВЕК-СКУЛЬПТОР. Давайте попробуем вылепить
себя.

  • Лепим пальчики — аккуратными движениями
    массируем, не повреждая суставчиков;
  • Лепим руки — поглаживаем предплечье, растираем,
    улучшаем кровоток;
  • Лепим ноги — вытягиваем вперёд носок, делаем
    вращательные движения стопой,
  • Лепим голову — проводим руками от лба до затылка,
    легко ударяем, как по клавиатуре
  • Лепим ушки — поглаживаем ушные раковины,
    разминаем хрящики

А теперь полюбуемся своим отражением в
воображаемом зеркале.

Какие вы все красивые. Вдохнём жизнь в нашу
СКУЛЬПТУРУ.

Сделаем глубокий вдох, и подуем на ручки. Вы
чувствуете свое тепло.

А теперь передайте это тепло своему товарищу,
сказав ему 2-3 приятных слова, улыбнитесь .У всех
получилось? СПАСИБО ЗА ТЕПЛО.

(Слайд 12) “Всё в твоих руках.” Недавно мы с вами
посетили Старочеркасск и я наблюдала, как многие
из вас в соборе ставили свечи “за здравие”. Люди
прежде всего просят у Бога здоровья. Но что можем
мы сами?А это зависит от нас самих- от нашего ума,
культуры, силы воли и, наверное, жажды жизни. Я
расскажу вам притчу.

Притча. Жил-был Мудрец. К нему все шли
за советом. Все его уважали. Но появился
завистник, который стал направо и налево
говорить, что не такой уж мудрец умный, не такой
знающий и он легко сможет это доказать. Я поймаю
бабочку, зажму её в руках и спрошу- что у меня в
руках: живое или неживое. Если Мудрец скажет
неживое, я выпущу её. Если скажет живое, я её
задавлю и мудрец будет неправ. Завистник на
глазах у толпы подошёл к мудрецу с зажатой в
руках бабочкой и спросил: “отгадай, что в моих
руках живое или неживое?”

“Всё в твоих руках”, — ответил мудрец. Всё в
ваших руках, дорогие наши дети. Берегите себя,
любите жизнь, заботьтесь о своем здоровье и
страна Долголетия обязательно откроется перед
вами.

Итог занятия. Игра “Счастливый
билетик ” по выбору составляющих ЗОЖ.

Я предлагаю каждой группе вытянуть счастливый
билет на поезд ЗДОРОВЬЕ, который приведёт вас в
СТРАНУ ДОЛГОЛЕТИЯ. Представитель группы выходит
к доске, отбирает из предложенных вариантов
составляющие ЗОЖ и прикрепляет карточку к
вагончику ПОЕЗДА ЗДОРОВЬЯ. Вперёд за счастливым
билетом!

Заключение. (Слайд 13)Осмысление последнего
куплета из песни “Точка, точка, запятая…” (“Как
всё просто на словах и на бумаге…”)

Путь в страну Долголетия нелегкий, он полон
трудностей, испытаний и побед, прежде всего побед
над собой, своей ленью и неорганизованностью.
Каждый в ответе за свое Здоровье перед собой,
своими близкими и родными, перед страной.

(Слайд 14) Здорово быть здоровым. Живите долго. На
память о нашем разговоре я дарю вам буклет
“Страничку – ЗОЖ”. Пусть здоровый образ жизни
станет нормой нашей жизни. ЗДОРОВО быть ЗДОРОВЫМ.

Рефлексия. Если вы считаете, что нам
удался разговор, похлопайте в ладоши вместе со
мной. Это будет массаж ваших ладоней, мышечная
радость. Посмотрите в наш путеводитель и
поддержите мою песенку.

Песня (на мотив “Плакала девчонка,
слёзы не унять…).

Разгорелся пламенем костерок у нас,
обсуждали важную тему мы сейчас
Жизнь и долголетие, здоровье и успех,
Словно звёзды-искорки хватит их на всех.
Жизнь дана на добрые, светлые дела
Говори с улыбкою приятные слова
Слово к слову тянется, счастьем жизнь полна.
Словно звёзды-искорки одного костра.

Литература.

1. Сигареты – опасность
подтверждена//Студенческий меридиан. 1997№4

2. Почему это опасно .Л.Л. Генкова, Н.Б.Славков.
-М.,Просвещение, 1989

3. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. В.Н.
Ягодинский-М., Просвещение, 1996

4. Здоровый образ жизни.
Г.М.Соловьёв.-Ставрополь,СГУ, 2001.

5. Здоровье человека и окружающая среда.
С.В.Мансурова .-Москва , ООО “Виктория плюс”2009

6. Модульный курс профилактики курения.
А.Н.Сизанов, В.А .Хриптович. Москва, “ВАКО”-2006

7. Мой выбор. Ахметова И.Ф. Москва,ООО фирма
“Вариант”, 2013

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Анучино
Анучинского района Приморского края»
Классный час
«Здоровым быть ­долго жить»
Осьмушко Н.Ф., социальный педагог
1 квалификационной категории,
классный руководитель 11 класса 2017 год
Без здоровья нет хорошей жизни.
Русская пословица.
Классный час  «Здоровым быть — долго жить»
расширить   представление   обучающихся   о   долгожителях   и   здоровом   образе
Цель: формирование ценностного отношения  обучающихся к своему здоровью.
Задачи:

жизни;

величайшей ценности;

рефлексия собственного отношения к здоровью;
способствовать   формированию   положительного   отношения   к   здоровью   как
– моделирование   жизненной   перспективы   с   позиций   ценностного   отношения   к
здоровью;

развитие у детей чувства личной ответственности за свое здоровье;
– формирование   культуры   здорового   образа   жизни;   воспитание   негативного
отношения к вредным привычкам.
             Форма   проведения:  беседа   с   элементами   социально­психологического
практикума.
         
       Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье – это величайшая ценность,
но   почему­то   современная   молодежь   в   числе   главных   ценностей   называет   деньги,
карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит на 7­8 место.      
     Здоровье – это наивысшая ценность, которая есть у любого человека. Здоровье
дороже   всех   богатств.  Уже   давно   установлено,   что   за   здоровьем   надо   следить   с
детства.  
  Давайте   проведем   небольшое   тестирование   о   своем   здоровье,   вам
предлагается   перечень   утверждений,   каждое   из   которых   требует   ответа   «да»   или
«нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.
Тест «Твое здоровье».
У меня часто плохой аппетит.
После нескольких часов работы у меня  начинает болеть голова.
Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден 
1.
2.
3.
4.
несколько дней оставаться дома.
5.
6.
7.
Я почти не занимаюсь спортом.
В последнее время я несколько прибавил в весе.
У меня часто кружится голова. В настоящее время я курю.
В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
8.
9.
10.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
Результаты:
1­2   балла.  Несмотря   на   некоторые   признаки   ухудшения   здоровья,   вы   в   хорошей
форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3­6 баллов.  Ваше   отношение   к  своему  здоровью  трудно   назвать  нормальным,  уже
чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7­10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы
еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно изменить свои привычки,
иначе…                                                 
    Человек рождается с огромным запасом прочности, лет на сто и более, если жить
разумно.   Однако   сохранить   эти   резервы   можно   только   тогда,   когда   сам   человек
обеспечивает   свое   здоровье.   Каждому   человеку   хочется   жить   и   быть   здоровым,
трудоспособным как можно дольше и не ощущать бремя старости. Но здоровье и
долголетие  не всегда сопутствует человеку. Сам человек является хозяином своего
здоровья   и   активного   долголетия   и   может   сделать   свое   здоровье   крепким,   или
наоборот, разрушить его.
Ребята, а как вы думаете какова же максимальная продолжительность человеческой
жизни вообще? Принять ответы детей.
     В соответствии с возрастной классификацией людей 60­74 лет относят к пожилым,
старше 75 лет к старым, а людей старше к 90 лет — к долгожителям. Общепринятый в
современной литературе наивысший хронологический возраст человека определен в
113 лет. Лиц старше 113 лет называют супердолгожителями. Гении долгожительства,
люди   старше   100   лет,   встречаются   в   среднем   с   частотой   1   человек   на   20   тысяч.
Долгожительство человека — редкий феномен. Здоровое долгожительство означает,
что человек доживает до преклонного возраста, почти не болея, и до самой старости
остается   работоспособным,   не   причиняя   хлопот   окружающим   и   не   требуя
дополнительной помощи от общества. Естественный предел человеческой жизни ее
генетический потенциал пока не установлены. Из литературы мы знаем немало имен
людей, примечательных своим возрастом, например:
1. Есть сведения о многих долгожителях. Некоторые доживали до 185 лет. Таких
конечно единицы, но все­таки есть, значит это возможно. Был такой абхазец Киута,
который   в   свои   153   года   ежедневно   работал   в   саду   и   вскакивал   на   коня   без
посторонней помощи. Можно представить себе, каким он был джигитом в 100 лет.
2. Имеются данные о венгерской семье Джона и Сарры Равель состоявших в браке
147 лет. Сарра умерла в возрасте 164 лет, а Джон в 172 года.
3. Имя английского крестьянина Фомы Парра, дожившего до 152 лет (1483­1635).
Всю жизнь он провел в тяжелом труде, вступил во второй брак в возрасте 120 лет,
имел сына. Питаясь молоком, хлебом, сыром и кореньями, он не оставлял полевых работ до 130 лет. По приказу   Карла 1 Фома был приглашен в Лондон, где вскоре
скончался   от   употребления   непривычной   для   него   пищи   и   вина.   Возраст   Парра
подтвердил великий медик Уильям Гарвей.
4.
Пьер Жубер из Канады прожил 113 лет, Шигешио Изуми — 120 лет.
5. Известно, что Сократ прожил 99 лет, Б.Шоу — 94 года, Пифагор — более 100
лет.
6. В   настоящее  время   в  различных   регионах  мира  проводятся   систематические
наблюдения за долгожителями: в Пакистане ­это племя хунзакутов, рекордсмены по
горным   переходам,   живут   до   110­120   лет,   не   теряя   работоспособности.   В   центре
Сазары племя тубут живут в экстремальных условиях, преодолевая по пустыне по 80
км за день при температуре 45 градусов. Они прекрасно сложены, до преклонного
возраста у них сохраняются зубы.
7. Из ныне живущих людей старейшим человеком является Мисао Окава (115 лет).
Второе место – Джералиэн Тэлли (114 лет). Третье место – Сюзанна Мишат Джоунз
(114 лет).
     Несколько интересных фактов о долгожительстве:
­ 67,5 года ­ средняя продолжительность жизни россиянина. Причем женщины в
нашей стране в среднем живут до 72 лет, а мужчины ­ до 59. Все объясняется просто:
российские  мужчины  слишком  много пьют,  слишком  много  курят,  слишком  часто
испытывают стресс и слишком редко ходят к врачам;
­ люди, состоящие в браке, в среднем живут дольше холостяков. Это объясняется
тем, что женатые и замужние люди лучше питаются, лучше следят за своим здоровьем
и   всегда   могут   рассчитывать   на   поддержку   со   стороны   домашних.   Английские   и
немецкие психологи пришли к выводу, что целующие своих партнеров каждое утро
живут на 5 лет дольше тех, кто этого не делает;
­ больше всего долгожителей в Японии. К 2050  году будет уже почти миллион
японцев в возрасте более ста лет;
­ 1 час физических упражнений ежедневно продлевает жизнь в среднем на 2 года.
     Социально — психологический практикум «Рецепт долголетия»
Инструкция по выполнению:
1 этап:  Ребята, а сейчас мы с вами представим, что мы долгожители и каждый
составит свой «Рецепт долголетия» (Каждый ребенок в течение 5 минут напишет на
листе те правила, которые помогут сохранить здоровье).
2 этап:  Все вместе соберемся на совет старейшин и заслушаем, друг друга (далее
каждый   ребенок   зачитывает   свои   правила   классу)   и   выработаем   общий   перечень
рецепта долголетия.
     При   обсуждении   ваших   предложений   возможна   дискуссия,   в   ходе   которой
необходимо   будет   аргументировать   свои   утверждения.   Поэтому   при   составлении
своего рецепта готовьте аргументы, чтобы во время обсуждения иметь их под рукой
3 этап:  Педагог записывает на доске все мнения детей, формируя таким образом
общий   «Рецепт   долголетия».   По   большинству   голосов   формируются   наиболее
значимые правила.
4   этап:  Выбираем   «самого   мудрого   долгожителя»   ­   чем   больше   ваших   правил войдет в общий перечень, тем выше степень вашей «мудрости».
Рекомендации ведущему: на 1 этапе обучающиеся должны получить возможность
поработать индивидуально, а затем вы организуйте обсуждение всем классом. Вести
обсуждение можете вы сами, а лучше поручить это кому — нибудь из обучающихся.
Психологический комментарий: можно передавать некоторые функции ведущего
обучающимся, для того, чтобы у них была возможность проявить себя в роли лидера,
руководящего группой людей. Это прибавляет уверенности в своих силах, появляется
желание проверить себя — а я могу так же? ­ что тоже стимулирует  энергию членов
группы.
Примеры   из   практики:  После   дискуссии   класс   принял   решение   принять
следующий «Рецепт долголетия».
«Рецепт долголетия» обучающихся 5 «А» класса
1. Забота о здоровье (свободная одежда; меньше времени проводить у телевизора, 
компьютера; обращаться к врачу; делать прививки) ­ 21
2. Не употреблять наркотики ­14
3. Водные и тепловые процедуры, закалять организм ­ 13
4. Правильно питаться, употреблять витамины­ 13
5. Не употреблять спиртные напитки ­12
6. Не курить ­11
7. Заниматься спортом ­ 10
8. Не нервничать, быть в хорошем настроении, правильно общаться ­ 8
9. Не драться, соблюдать закон, не вредить другим ­ 6
10. Соблюдать правила гигиены, следить за собой ­ 5
11. Думать, быть осторожным ­ 2
12. Путешествовать ­ 1
13. Заниматься йогой ­ 1
14. Очищать душу – 1.            
(Составленный с детьми «Рецепт долголетия» можно разместить в классном уголке).
         А сейчас мы с вами проверим, соответствует ли наш «Рецепт долголетия»
секретам долгожительства. У каждого долгожителя есть свои секреты. Считается, что
молодость   можно   продлить,   следуя   всего   нескольким   нехитрым   правилам.   Вам
решать, брать их все на заметку или некоторые из них. Приведу 12 основных секретов
долгожителей.
Секреты долгожителей:
1.Бывайте почаще на свежем воздухе. Выбирайтесь в лес, на пикник с друзьями,
гуляйте   по   парку,   наслаждайтесь   природой.   Помните,   что   общение   с   природой
поднимает настроение и увеличивает продолжительность жизни.
2.Старайтесь ложиться спать и вставать в определенное время.  Лучше всего
ложиться спать до 23 часов, а вставать – с 5 до 6.
3. Высыпайтесь. Тратьте на сон не меньше 6 и не больше 8 часов в сутки. Именно
столько нужно времени организму для восстановления сил.
4.   Откажитесь   от   вредных   привычек.  Алкоголь   и   табак   –   причина   многих
заболеваний: дыхательных путей, сердца, нервной системы. Эти болезни сокращают продолжительность жизни. Лучше всего избавиться от вредных привычек
5.Правильно питайтесь. Не переедайте, не ешьте на ночь. Употребляйте овощи и
фрукты, узнайте о  самых полезных фруктах. Ешьте мясо 1 раз в день. Ограничьте
употребление консервов, копченостей, искусственных красителей и ароматизаторов.
6. Носите одежду из натуральных тканей. Выбирайте одежду из хлопка или льна.
Она пропускает воздух, позволяет коже дышать. В такой одежде вам не будет жарко
летом.
7. Отдыхайте. Чтобы не уставать, надо отдыхать 1 час в день и 1 день в неделю. Раз
в неделю устраивайте себе отдых, не затрудняйте себя в этот день чтением и письмом.
8.   Общайтесь.  Проводите   время   со   своими   друзьями   или   со   своей   второй
половинкой.   Если   у  вас   пока  нет  жены   (мужа),   найдите   себе   девушку   (парня).   У
каждого человека есть потребность любить и быть любимым.
9.   Не   перенапрягайтесь.
 Избегайте   чрезмерных   умственных   и   физических
нагрузок. Работа на износ вряд ли продлит вам жизнь.
10. Избегайте слишком жарких помещений. Вам должно быть комфортно и легко
дышать.
11. Принимайте по утрам или вечерам  горячую ванну.  Вода снимает стресс,
успокаивает, помогает расслабиться.
12.   Радуйтесь   жизни.   Помните,   что   жизнь   дана   один   раз.   Радуйтесь   каждому
моменту, событию, знакомству. Представьте, что каждый день – это белый лист, а вам
нужно его раскрасить яркими красками.
(Приведенные секреты можно раздать обучающимся как памятки).
        Итак, запомните ребята, нет ничего нужнее и ценнее, чем здоровье. Даже самый
богатый, но немощный  и больной завидует бедняку, который здоров и полон сил.
Человек   может   жить   до   ста   лет.   Мы   сами   своей   невоздержанностью,   своей
беспорядочностью,   своим   безобразным   отношением   с   собственным   организмом
сводим   этот   нормальный   срок   до   гораздо   меньшей   цифры.
 
 Хочется закончить классный час стихотворением о здоровье.
Долголетия секрет
Кроется в привычном:
С физкультурою дружить!
В форме быть отличной!
Рано утром бодро встать,
Сесть разок вприсядку,
Бегать, прыгать и скакать,
Словно серый зайка.
Каждый день пешком ходить В школу, на работу.
Лыжи и коньки любить,
Пристраститься к спорту.
Обращаться к докторам
Чтоб не приходилось,
Дать хочу совет я вам,
Чтоб вы не ленились.
Не ленитесь вы играть
В догонялки, в прятки,
Честь и славу отдавать
Утренней зарядке!
 Дань почёта отдавать
Спорту, физкультуре,
Ловким, смелым, сильным стать
По своей натуре!
Спасибо за внимание.

Секреты долголетия. 

Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

Ход  занятия:

I. Орг. момент:

— Здравствуйте дорогие друзья! Я говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность.

Сегодня тема нашего классного часа «Секреты продления жизни». Мы поговорим с вами о здоровье, откроем секреты продления  жизни и конечно отметим те негативные факторы, которые губят наше здоровье, укорачивают человеческую жизнь.

II. Работа по теме:

        — К сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

– Можете ли вы себя назвать здоровыми людьми?

– Так кого же называют здоровым человеком?

  1. Мозговой штурм “Здоровый человек – это…”(ответы ребят)

— Мудрые люди всегда уверяли нас в том, что здоровье — это самое ценное, что есть у человека. С ним несравнимы никакие другие богатства жизни. Высшее создание природы — человек, к тому же человек здоровый, умный, имеет возможность в течение долгого времени наслаждаться и пользоваться всеми теми сокровищами, которые ему предоставляет природа. Здоровый человек умеет радоваться жизни, даже самым обычным ее вещам и проявлениям.

        Людям в вашем возрасте свойственно не очень задумываться о своем здоровье. Однако же думать об этом стоит. И чем раньше, тем лучше. А не тогда, когда мы начинаем его терять.

А знаете ли вы?

 Человеческое сердце имеет потенциал как минимум на 300 лет жизни. Легкие – на 200 и примерно столько же лет все внутренние органы. Средняя продолжительность жизни человека должна составлять как минимум 150 лет.

 Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % — условия и образ жизни человека. Таким образом, первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам.

Тест «Твое здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня  начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Результаты.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки, иначе…

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни.

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем с кем попало.

— Как вы думаете, какие вредные привычки сейчас присущи для современной молодёжи?

  1. Курение.

        — Курение женщин – дважды беда, угроза от женской сигареты двойная, как для нее, так и для ее будущих детей. Дети, рожденные от курящей матери отстают в физическом и умственном развитии от своих сверстников. Курящие подростки отстают от своих сверстников в физическом развитии. У них замедляется рост, плохо развивается грудная клетка и мускулатура. Они страдают от головной боли, быстро утомляются, ухудшается память и внимание.

  1. Мозговой штурм «Курение -…
  1. наносит серьёзный вред здоровью курящего человека;
  2. …ухудшает здоровье людей, вдыхающих табак при пассивном курении;
  3. …обрекает на болезни ещё не родившихся детей;
  4. …приносит материальный и моральный ущерб семье;
  5. …причиняет большой ущерб обществу: ведёт к преждевременной смерти, временной и постоянной потере трудоспособности граждан;
  6. …уменьшает сельскохозяйственные угодья, является причиной пожаров в лесу, в сельских и городских строениях.

— В экономически развитых странах мода на курение проходит. Сейчас в моде стройная фигура, гимнастика, культуризм, оздоровительные процедуры. Курить не престижно. Оно (курение) может испортить здоровье и карьеру. Все больше предпринимателей отказываются принимать на работу курящих.

Какие сведения вы можете привести, раскрывая негативное воздействие  этого  фактора?

Ученик 1: В США 35 млн., а в Англии более 8 млн. человек бросили курить. Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет, в 5 раз чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет. Продолжительность жизни в России составляет у мужчин 53 года.         Студент 8: Уровень смертности детей при родах у курящих матерей в среднем выше на 30 процентов, чем у некурящих. Курение во время беременности повышает риск мертворождения, а также число врожденных дефектов у ребенка.

Если человек 12-17 летнего возраста курит, то у него появляются головные боли, головокружение, спазмы в животе, затруднения при дыхании, перепады кровяного давления. Табак оказывает пагубное действие на здоровье. Половина курящих теряет 20 -25 лет жизни. При табакокурении: 25 вредных веществ табачного дыма сгорают, 25 поглощает сам курильщик, 50 отравляют воздух в помещении. Дым, которым вынуждены дышать некурящие, содержат больше вредных веществ, чем дым, вдыхаемый самим курильщиком. Это — преступление!

 Курилка.

 Он, выпуская дым пахучий,

 Себе солидность придает.

 А запах от него вонючий,

 Но он того не признает.

 Твой дым, курилка, неприятен,

 Я не боюсь тебе сказать!

 Опомнись! Ты же одурачен,

 Невинных можешь наказать!

 И чтоб не ждал тебя могильщик

 И чтоб не звали дураком,

 Одумайся быстрей, курильщик,

 И кончи дружбу с табаком!

  1. Алкоголь

— Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки. Это всё  ухудшает наше здоровье. Назовите мне последствия употребления алкоголя.

  1. Последствия употребления алкоголя:
  1. Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).
  2. Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.
  3. Сердечнососудистые заболевания, инфаркт.
  4. Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.
  5. Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).
  6. “Синдром хронической усталости”.
  7. Снижение иммунитета.
  8. Раннее старение (особенно девушек).
  9. Ухудшение работы желез внутренней секреции.
  1. Игра «Продолжи пословицу»:
  1. Хмель шумит,  а ум молчит.
  2. Дали вина,  так и стал без ума.
  3. Пьяному море по колено,  а лужи по уши.
  4. И худой квас лучше  хорошей водки.
  5. Кто вино любит,  тот сам себя губит.
  6. Водка и труд рядом не идут.
  7. Кто чарки допивает,  тот веку не доживает. 
  8. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь. 
  9. Без ума пьет — без угла живет.
  10. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки. 
  11. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.

        Ученик 2: Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями поссорились… И так далее…- Если стрессы происходят слишком часто, то организм испытывает чрезмерную нагрузку. Мы становимся более подвержены различным заболеваниям, инфекциям.

        — Вы правильно отметили, что стрессы подстерегают нас на каждом шагу. Советы  как выйти из стрессовой ситуации, привести в баланс своё внутреннее состояние вы можете получить у нашего психолога..

— Как вы думаете, какие ещё негативные факторы ведут к ухудшению нашего здоровья?  (приводят примеры).

— А теперь давайте поговорим о тех составляющих, которые помогут нам раскрыть секреты долголетия!

  1. Правильное питание.

         Правильное питание снижает усталость, улучшает самочувствие, уменьшает раздражительность и возбужденность. Из пищи организм получает строительный материал. Список строительных материалов очень длинный. Это белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Поэтому пища должна быть разнообразной. Особенно это важно для растущего организма, который требует много самого разнообразного строительного материала. Нельзя питаться по принципу “нравится – не нравится”.

  1. Физическая активность.

        Сохранению и укреплению здоровья человека способствует высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка и закаливание.

        30 минут умеренной физической активности в день поддерживает и улучшает наше здоровье.

        По мнению ученых, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!

  1. Проведение физминутки:  

Быстро встали, потянулись.

Поклонились, улыбнулись.    

Вместе дружно пошагали.

Побежали, побежали.

И налево повернулись,

И соседям улыбнулись,

И направо повернулись

И друг другу улыбнулись.

И опять мы все шагаем,

Дружно руки поднимаем,

Кисти разом все стряхнули,

Руки выше потянули.

Полетели высоко,

И вдохнули глубоко.

Опустили руки, выдох…

Повторить вы всё  могли бы?

  1. Эмоции. Доброе отношение к людям.

        Эмоциональная сфера человека может резко колебаться в течение суток, часов и даже минут.

        Эмоции сопровождаются изменениями функционирования систем организма: учащается пульс, изменяется частота и глубина дыхания, поднимается давление.

        Солнечный свет, шум дождя, обращенное к вам слово, чья-то мимолетная улыбка – все это находит отзвуки в вашем сознании, привлекает или отталкивает, вызывает радость или тревогу.

— Есть еще один замечательный целитель недугов — труд. Многие люди ищут и находят в труде избавление от всех бед, неприятностей, болезней души и тела. И.П. Павлов, ученый-физиолог, пришел к выводу, что «физическая работа служит величайшим средством в случае расстройства высшей нервной деятельности». Нервная система управляет всеми процессами в нашем организме. Успокаивая ее, мы, таким образом, нормализуем всю деятельность организма.

        Практически каждый из нас сегодня озабочен состоянием собственного здоровья. Тут дело не только в том, что здоровье обеспечивает нам хорошее самочувствие или успешность выполнения трудовых заданий. Сегодняшний бизнес привык извлекать деньги из всего, и мы постоянно слышим рекламные ролики, призывающие нас якобы заняться своим здоровьем, а на самом деле, пытающиеся продать нам что-то, что поможет нам стать «здоровыми».

        Ребята на каждую букву надо придумать и записать слова, которые имеют отношение к здоровью, к здоровому образу жизни.

З – здоровье, зарядка, закалка

Д – диета, душ, диетолог

О – отдых

Р – режим, расческа, ракетка, рюкзак

О – обливание

В – вода, витамины, врач

Ь

Е – еда

  1. Работа в группах: Схема «Секреты продления жизни».

— Давайте обобщим  все ваши таблички и сделаем вывод:

  1. Секрет  продления жизни – в её здоровом образе.
  2. Здоровый образ жизни – это разумное отношение к своему здоровью, желаниям и потребностям.
  3. Заботиться о здоровье – это значит отдать должное внимание гигиене, режиму, движению и питанию, труду и отдыху.
  4. Умеренность – надёжный фундамент нашего здоровья.

        III. Итог:

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Закончить наш кураторский час хочу такими словами:

Деньги потерял – ничего не потерял,

Время потерял – много потерял,

Здоровье потерял – все потерял.

— Спасибо всем за участие и подготовку нашего занятия. До свидания.

Сценарий чаепития для пожилых с конкурсамиНовый сценарий чаепития для пожилых с конкурсами, викториной и театрализованной сценкой «Русский чай, пей дружище, не скучай», раскрывает тему чая, культуру и историю чаепития.

Сценарий понадобится тем, то проводит мероприятия, освященные пожилым и семейным людям, для заседания клуба по интересам.

В действии участвуют несколько персонажей: хозяин, хозяйка, самовар и чайничек, есть место для статистов и артистов. В программу включаются тематические песни, чтобы сценарий чаепития для пожилых получился праздничным.

Сценарий чаепития РУССКИЙ ЧАЙ ПЕЙ, ДРУЖИЩЕ, НЕ СКУЧАЙ

  • Оформление зала напоминает деревенскую избу. По стенам укреплены четыре окна со ставнями. Ставни должны свободно открываться и закрываться. В начале вечера они закрыты. Когда ставни открываются, зрители могут прочитать об истории и секретах чая. Окна и ставни могут быть изготовлены из фанеры или) картона. От окна к окну висят полотенца. Углы зала оформлены под деревянные срубы при помощи рулонной бумаги или обоев. Стоят столы, лавки. На эстраде находится декоративный самовар, с двух сторон от него — ширмы в форме чашек.
  • На ширмах написаны названия различных сортов чая.
  • У входа гостей встречают Хозяин и Хозяйка (семейная napa, которая будет распорядителем на вечере).

Хозяева приветствуют всех: Проходите, гости дорогие, сегодня у нас «Чайный аукцион»
На аукционе вас, гости званые и желанные, ждет распродажа! Различных сортов чая и способов его заварки, вы сможете узнать у нас секреты чая — эликсира жизни и долголетия.
В нашей программе также конкурсы семейные: на лучший рецепт заварки чая: на лучшую вышитую скатерть, салфетку та полотенце: кто больше выпьет чашек чая: на лучшую выпечку фирменных блюд к чаю.

ХОЗЯЙКА:
Самовар стоит на месте.
Чашки яркие при нем!
Вы семьей за стол садитесь —
Чаепитие-начнем!

  • Гости рассаживаются за столиками.
  • Звучат позывные вечера «У самовара я и моя Маша, и вся семья счастливая моя…»
  • Из-за ширмы выходят девушки с самоварами в руках. Пританцовывая, они ставят их на столики. Одна из девушек подходит к первому окну, открывает ставни и читает надпись:
    «Чай — напиток дружбы и сокровище мира».

Остальные угощают гостей, приговаривая при этом:

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА: Чаем гостей всегда встречаем?
ВСЕ: Чаем.
ПЕРВАЯ: Первым делом угощаем…
ВСЕ: Чаем.
ВТОРАЯ: В новом тульском самоваре…
ВСЕ: Чай…
ПЕРВАЯ: Поднимает настроение…
ВСЕ: Чай!
ВТОРАЯ: А кто подскажет, какие сорта чая существуют?
ХОЗЯЙКА: Пожалуй, с этого и можно начать наш «Чайный аукцион». Кто активнее — у того и товаров будет больше. За лучший ответ на первый вопрос — сказочное волшебное блюдечко с наливным яблочком!

  • Девушка выносит обыкновенное блюдце с яблоком, показывает всем. Гости вечера отвечают на вопросы. Хозяйка просит их представиться. Определяется победитель, ему вручается первый товар аукциона.

ХОЗЯИН: А сейчас я хочу представить слово одной из семейных пар, которые знают множества секретов чая. Пожалуйста, поделитесь этими секретами с нашими гостями.

  • Идет рассказ о секретах заваривания чая, можно с дегустацией

ХОЗЯЙКА: Сегодня чай производят 33 страны. Пальму первенства держит в современном мире Индия. По калорийности чай из всех напитков занимает первое место. Так что, дорогие гости, пейте чаек!

  • Появляются участники художественной самодеятельности. Они исполняют припевки «Российский чай», муз. И. Руденко, сл. М. Мордасовой.

Викторина и конкурс

  • Сценарии для пожилых
  • Как провести День пожилого человека

ХОЗЯЮШКА: А сейчас, дорогие гости, мы проведем нашу чайно-самоварную викторину

(Проводится викторина. За. каждый правильный ответ вручается жетон. Затем подсчитывается^ кого больше жетонов, тому и вручается товар, поощряются и другие, правильно ответившие, гости).

Вопросы и ответы викторины

Когда на Руси появился чай?
(В 1638 году. В конце 17 века чай стал продаваться везде).

Что значит “байховый чай?”
(Байховый — рассыпчатый).

Какая часть света и страна является родиной чая?
(Азия, Китай).

Сколько лет самовару?
(Упоминается с 1728 года).

Какой народ считается самым чаепьющим в мире?
(Англичане).

Сколько химических веществ находится в чае?
(До 300).

ХОЗЯИН: Многое узнали мы с вами о чае. Но какой же чай без песен и веселых танцев? Я предлагаю выставить на аукцион флешку с записями песен прошлых лет. А приобретет ее тот, кто споет от начала до конца песню “Чашка чая” Вячеслава Добрынина.

  • Один из гостей или семья исполняют песню, получает приз.

ХОЗЯИН: Я вижу всем захотелось спеть свою любимую песню. Давайте споем все вместе.

  • Одна из девушек открывает второе окно, на нем написано: «Самовар певучий наш коллега, старины российской новизна».

ХОЗЯЮШКА: Вот и еще один вопрос чайного аукциона: почему самовар “певучий наш коллега”? Когда появились самовары и где? Чем славится самовар?

За самый удачный ответ вручается самовар. Ансамбль может исполнить песню В. Купревича на стихи М. Хотимского «Пряники русские».

ХОЗЯИН: Друзья! Коль речь пошла о самоваре, пусть он сам расскажет о себе. Встречайте!

В зал выходит артист (у него соответствующие детали костюма и ребенок — заварной чайник.
Здравствуйте, дорогие гости! Спасибо, что пришли к нам на вечер.

САМОВАР: Здравствуйте, люди добрые. Пришел я к вам со своим внуком — Чайничком. Ох, и замучил он меня своими вопросами! Все ему хочется знать обо мне. Вот послушайте сами, как он меня будет донимать!

ЧАЙНИЧЕК: Сколько же тебе, дедушка, лет?

САМОВАР: Да я и сам не упомню: то ли родился в 1728 году. то ли в 1778 году. Одно могу сказать точно, что в период царствования царя Алексея Михайловича на Руси в краткий срок распространилось чаепитие и самовар стал признаком домашнего благополучия, выражением бытовой народной эстетики. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной. Он олицетворял собой тепло домашнего очага и тепло духовное внутреннее.

ЧАЙНИЧЕК: А в каких же условиях ставился самовар?

САМОВАР: Очень во многих. Неожиданный приход или приезд родного или просто дорожного человека, перед обедом в жаркий сенокосный день, на проводах, после бани, на праздниках. с холоду, с радости или расстройства. Словом, без самовара не обходилось ни одно событие в семье.

ЧАЙНИЧЕК: А какие размеры и формы бывают у самоваров? Или они все такие как ты?

САМОВАР: Что ты. что ты! Сейчас, конечно, все больше электрические да однообразные, а в старину каких только не было — и в форме рамки. шара, груши, кувшина, кубка… Шумящий, кипящий самовар на столе, как бы оживал. Чаепитие сближало людей, скрепляло семью и застолье. Есть самовары и двухлитровые, и десяти, двадцати и даже сорокалитровые.

ЧАЙНИЧЕК: Дедушка, а вот скажи…

САМОВАР: Все, все, внучек, хватит на сегодня вопросов. Видишь, сколько людей здесь в нашу честь? Я знаю, что к нашему приходу они приготовили пироги, печенье, торты. Ты не любишь сладкое?

ЧАЙНИЧЕК: Очень люблю, ты же сам знаешь, какой я сластена.
ХОЗЯЮШКА: Дедушка Самовар, очень хорошо, что ты на-помнил о конкурсе домашней выпечки, и я тебя с внуком приглашаю отведать кондитерские изделия семьи (называет фамилию семьи).

  • Артисты пробуют, хвалят.
  • Хозяюшка угощает всех гостей и просит автора изделия рассказать рецепт выпечки.
  • Так происходит дегустация всех блюд, представленных на конкурс.
  • Победители награждаются призами.

ХОЗЯИН: Пора нам подвести итоги и конкурса чаехлебов.
Кто у нас выпил больше всех чая? Чей «столик» победил? Вручаем приз первому чаехлебу…
ХОЗЯЮШКА: А я предлагаю провести такую игру: Я говорю первую часть пословицы, а наши гости за столиками ее продолжают…

Чай пью — на милого (смотрю).
Чай лей — варенья (не жалей).
Чай пить — не дрова (рубить).
Чаю напьюсь — силы (наберусь).
Чай пей — да дело (разумей).
Чаем угощаем — и здоровья вам (желаем).
Где есть чай — там и под елью фай).
Выпьешь чайку — позабудешь (тоску).
Пей чай 1 удовольствие (получай).

ХОЗЯИН: Те, кто не выиграл в этом конкурсе, не отчаивайтесь. Вы можете взять реванш в следующем. Итак, мы приглашаем вас принять участие в следующем конкурсе.

  • Выносится поднос с чайными принадлежностями.

ХОЗЯЮШКА: Дорогие наши гости! Перед вами предметы, используемые для заварки чая. Вы внимательно посмотрите, а затем опишите все то, что запомнили. Внимание… Время!

  • Поднос закрывается салфеткой.
  • Победители, назвавшие большее количество предметов, получают приз.

ХОЗЯЮШКА:
Чаем ароматным, с пылу, с жару,
Радости и горести запьем.
Да еще внимая самовару.
Вместе с ним станцуем и споем!
Чайный аукцион продолжается. Танец начинается.

  • Звучат мелодии вальса, танго, барыни.
  • Гости танцуют.
  • Звучат позывные вечера.
  • Хозяюшка подходит к третьему и четвертому окнам, открывает ставни, читает надпись: «Чай — эликсир жизни, чай — аптека в стакане».

ХОЗЯЮШКА: Сейчас на аукционе разыгрывается чайная пара. Прошу вас ответить на вопрос: почему чай называют аптекой в стакане?

  • Участники вечера отвечают.
  • За лучший ответ вручается приз — чайная пара (чашка с блюдцем).
  • Коллектив художественной самодеятельности исполняет песню Е. Троицкого на стихи Ю. Полухина «Русский чай».

ХОЗЯЮШКА: Многое мы сегодня узнали о чае. И что чай усиливает дух, удаляет усталость, пробуждает мысль, бодрит и веселит. А раз так, то, я думаю, наши гости с удовольствием поучаствуют в конкурсе частушек.

Желающие соревнуются в исполнении частушек.

Те, кто исполнил большее количество, получает приз.

ХОЗЯИН: Закончен чайный аукцион чай из самовара. Но мы не прощаемся с вами, друзья.

ХОЗЯЮШКА: Потому что чай — это напиток дружбы, который навсегда роднит даже незнакомых людей. Мы желаем вам здоровья, удачи. Желаем просто жить! Просто верить! просто любить!

© ПАСПЕР: Сценарии для пожилых

Читайте также:

Подпишитесь на наши официальные группы в социальных сетях, чтобы своевременно получать новые материалы для организации мероприятий и событий, поделиться своим опытом работы, подчерпнуть идей. 

    • Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
    • Наша группа ВКОНТАКТЕ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Радоваться празднику главное слово
  • Рецепт горбуши на праздник
  • Прическа праздник суббота ужасный аллея завязка прекрасный пассажир
  • Рецепт вкусного пирога на праздник
  • Рецепт быстрых бутербродов на праздник