Русские праздники кузьминки

Народный праздник «Кузьминки осенние» отмечается 14 ноября (по старому стилю – 1 ноября). Верующие православной церкви в этот день чтут память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии. Другие названия праздника: «Кузьминки», «Кузьма и Демьян», «Рукомесленники», «Бессребреники», «Божьи кузнецы».
Фото: pixabay.com

Народный праздник «Кузьминки осенние» отмечается 14 ноября (по старому стилю – 1 ноября). Верующие православной церкви в этот день чтут память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии. Другие названия праздника: «Кузьминки», «Кузьма и Демьян», «Рукомесленники», «Бессребреники», «Божьи кузнецы».

История

Косма и Дамиан жили во второй половине 3-начале 4 веков. Их воспитанием занималась мать — святая Феодотия. Она воспитала братьев в христианстве и они проповедовали эту веру в родном городе. Когда братья достигли юношества, их отдали учиться врачебному делу, а Господь в благодарность за праведный образ жизни даровал им способность исцелять больных. Косма и Дамиан никогда не брали платы с людей, оттого их и прозвали бессребрениками.

Святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли. В народных загадках кованую железную цепь называли Кузьмой: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы – ковали счастье молодых.

Традиции

14 ноября было принято прикармливать дворового – духа, следящего за домашним скотом. Если дворовой был «лихим», обижающим животных, то проводили следующий обряд: садились верхом на самую нелюбимую дворовым лошадь, катались на ней по двору, при этом размахивая помелом и крича: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Другое помело обмакивали в деготь и размахивали им чуть ниже, надеясь попасть дворовому по лысине, с такой отметиной лихой дух сбегал со двора.

Кузьминки были крестьянским праздником завершения молотьбы. В этот день готовилась каша из зерновых нового урожая. Устраивалась братчина со всевозможными угощениями и обязательным пивом, которое варилось в этот же день с раннего утра пожилыми мужчинами и женщинами. Для проведения праздника отводилась отдельная изба, а продукты для бартчины собирались по всей деревне, причем особенностью было то, что часть продуктов должна была быть похищенной у кого-либо.

Об этом обычае знали все, поэтому хозяйки специально оставляли без присмотра на столе в избе яйца, молоко, картошку и другие продукты, чтобы «похитить» их было легче всего. На Кузьминки хозяйкой в доме становилась девушка на выданье. Она готовила для всей семьи обрядовую еду, а затем угощала всех. По обычаю, первой едой в этот день было круто сваренное яйцо, которое, по поверьям, ограждало людей от бесплодия. Другим обязательным блюдом на столах была куриная лапша.

14 ноября также отмечали куриные именины. Те, кто был побогаче, отправлял своим более бедным родственникам в подарок кур. Крестьянские женщины приносили в этот день в дар боярыням (женам помещиков) кур, а те в ответ их одаривали лентами. Таких «челобитных кур» было принято содержать в почете — кормить овсом, ячменем и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

Приметы

  • Кузьминки — встреча зимы.
  • Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.
  • Если пошел снег, то весной реки разольются.
  • Если на Кузьминки осенние деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой, а урожай не уродится.
  • Кузьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.
  • Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.
  • Кузьма закует, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывала оттепель).
  • Родившиеся 14 ноября проживут долгую и благотворную жизнь. Они могут стать хорошими целителями. Носить им следует кораллы.

Подготовлено на основе информации из открытых источников

— Реклама —

Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Санкт-Петербургский Дом национальностей»

  • Версия для слабовидящих

Славянский праздник «Кузьминки»

14 ноября 2020

Кузьминки осенние — день в народном календаре у славян, приходящийся на 14 ноября (1 ноября по старому стилю). По представлению восточных славян в этот день осень провожают, зиму встречают. В народе говорили: «Кузьминки — осени поминки».

Название праздника происходит от имён христианских святых — Космы и Дамиана Асийских, известных нам как Кузьма и Демьян, которые жили во второй половине III-начале IV веков на территории Малой Азии.
По преданию они обладали чудотворной способностью исцелять больных и никогда не брали платы с людей, поэтому их называли бессребрениками. Святых почитали одновременно как хранителей семейного очага и как покровителей всех ремесленников и ремесел — главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия.

В России день Космы и Дамиана считался девичьим праздником и широко отмечался. Девушки собирались вместе в свободной избе, накрывали на стол и приглашали холостых парней. Обязательным блюдом вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. Святых Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) называли «куриными богами, а день их памяти — «курячьими именинами».
Посиделки нередко продолжались до рассвета, а после молодые люди, расправившись с угощением, отправлялись воровать соседских кур. Такие кражи, по существовавшей традиции, односельчанами не осуждались.

В Пензенской губернии существовал обычай «похорон Кузьмы-Демьяна»: в избе девушки приготовляют чучело — набивают соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывают к нему голову. Затем, надевают на чучело «чапак», опоясывают кушаком, кладут на носилки и несут в лес, за село, где чучело раздевается и на соломе идёт весёлая пляска.

В Беларуси в этот день в некоторых селах молодежь на вечорках делала соломенное чучело Кузьмыдемьяна. Его одевали в мужскую одежду, сажали на почётном месте за столом, угощали его и угощались сами. Рядом с чучелом садилась девушка и их «женили, играли свадьбу», исполняли частушки.

Южные славяне в этот день кололи курбан — обряд жертвоприношения домашнего животного (обычно овцы или ягненка), совершаемый по случаю календарных, семейных и сельских праздников. Кровью жертвенного животного окропляли посевы, оброчные приношения, стены церкви. Женщины воздерживались от работы, чтобы никто в семье не заболел, пекли хлеб и раздавали его «за здравие». Кузьму и Демьяна считают своими покровителями знахари, целители и травники.

Поляки верили, что в этот день души умерших посещают дома, для них оставляли открытыми окна и двери, на столе — еду и питье, а также носили им еду на кладбище; вечером опасались ходить в костёл, так как считалось, что мёртвые сами приходят туда служить мессу.

Чехи и словаки тоже посещали могилы. Испечённые булочки раздавали нищим или одаривали ими колядников, ходивших с пожеланием большого урожая.

В северной Словакии в костёле подавали поминальные записки и такое же количество куделей чёсаного льна, веря, что за каждую кудель ухватится одна душа и выберется из чистилища.

Кузьминки (кузьмодемьянки) – праздник, отмечаемый девушками в осенний день памяти Космы и Дамиана (1/14 ноября), в народной традиции – Кузьмы и Демьяна. В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она угощала семью едой, приготовленной самостоятельно. Основными ритуальными блюдами на Кузьминках были кушанья, сделанные из курицы. С одной стороны, эта обрядовая трапеза воспринималась как жертва св. Кузьме и Демьяну, которые считались покровителями этих птиц, с другой стороны, в аграрных и семейных обрядах куры и яйца выполняли роль символов плодородия и брака, поэтому «допустимо предположить взаимную связь значения Кузьмы Демьяна как покровителей девушек, устроителей брака, пособников в женских работах и значения покровителей домашней птицы, всецело находящейся на попечении женщины – хозяйки дома».

Вечером (иногда в течение трёх дней) девушки собирались и справляли «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты – картофель, масло, яйца, крупу, муку – и готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд которой была каша, варили также козьмодемьянское пиво. Часто девушки продавали кашу парням за небольшие деньги. Её раскладывали в чашки разных размеров, а полученные деньги делили между собой. Девушки подростки варили кашу в нескольких горшках, после чего её ели в определённом порядке: сначала блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце – блюдо каши со свиным салом.

В Спасском уезде Казанской губернии кузьминская братчина начиналась с того, что парни стояли у входа в избу, а девушки садились на лавки и пели:

Ух ты братчинка, солдатчинка,

Яровая, хмелевая, весёлая голова!

Не ходи мимо сада,

Не прокладывай следа…

Песни, исполняемые на Кузминках, были посиделочными и игровыми, исполнявшимися и в другие дни. Так, пели: «Как по ярмонке купчик едет»; «Верба, верба, вербица»; «Уж ты Семенька, Симеонушка»; «Распосей своё горе»; «Ты, поповна». Широко исполнялась песня:

На Кузьму, Кузьму Демьяна,

На девичий праздник,

Тут и девушки играли,

Ванюшку увидали.

Он не в шубе, не в кафтане,

В белом балахоне.

Две её первые строки часто присоединялись к различным песенным текстам, чтобы связать их с девичьими Кузьминками. Помимо песен ещё одним развлечением в этот день были игры. Среди них непременно присутствовали так называемые поцелуйные. В одной из них парни и девушки, становясь в круг, исполняли песню: «Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» – в это время одна из пар кружилась, целовалась, а затем уступала место следующей.

В последний день Кузьминок в некоторых деревнях Пензенской губернии и в ряде других мест проводили обряд «свадьба и похороны Кузьмы Демьяна», во время которого девушки изготавливали соломенное чучело и одевали его в мужскую рубаху, штаны, «чапан» (верхнюю одежду из сукна), подпоясывали кушаком, обували в старые лапти. «Потешное венчание» состояло в том, что «Кузьку женили» на одной из девушек. Затем происходили «похороны»: поместив чучело на носилки, девушки уносили его в лес, за территорию деревни или села, раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали его. Первоначально этот обычай имел магическую символику. Солома олицетворяла зрелый злак будущего урожая, а чучело – растительную силу земли, поэтому его уничтожение возвращало эту силу обратно. А веселье, смех, пляска девушек на «соломенном теле Кузьмы Демьяна» символизировали стремление человека к плодородию и новой жизни.

Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, включался в осенний свадебный период вместе с праздниками Покрова Богородицы и св. Параскевы, когда происходили смотрины невест, завязывались знакомства среди молодёжи, совместные игры и ухаживания и вследствие этого был окрашен в свадебные тона. Недаром среди главного угощения Кузьминок – свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша; кроме того, это день «свадебных кузнецов» – Кузьмы и Демьяна, одновременно являвшихся покровителями брака, семьи и домашнего очага. По народным представлениям, они выковывают свадьбу, свадебные венцы и брачные узы (цепи). Не зря их именовали «матушка Кузьма Демьян», превращая в женское божество, ведь эти святые особенно почитались девушками и женщинами, которым они покровительствовали не только в праздничное время, но и во время работы. Женщины обращались к ним за помощью в летнее время, когда начинали жатву, и в осеннее, собираясь прясть. Кроме осеннего праздника, отмечаемого девушками, существовали летние Кузьминки, приуроченные к летнему дню памяти Космы и Дамиана (1/14 июля), который особо праздновали женщины.

[]

История праздника Кузьминки

Кузьминки (Курьи именины) — что это такое? Каким был праздник Кузьминки в Древней Руси?

Когда на Руси начали праздновать Кузьминки?

Почему праздник Кузьминки назвали Курьими именинами? Этимология слова «Кузьминки».

Как выглядит праздник Кузьминки? Фото празднования Осенних Кузьминок.

Описание празднование Кузьминок (не из википедии).

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/74/76074015_large_osenniy_fon.jpg

Муниципальное
автономное учреждение дополнительного образования

«центр
развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»

Сценарий
русского

обрядового
праздника

"Кузьминки"

Автор-составитель:

Варга Л.Н.
педагог-организатор

ЦРТДЮ
«Созвездие»

СП
«Вдохновение»

Орск,
2017

Пояснительная
записка

В
настоящее время обращение к фольклору имеет глубокий социальный смысл, являясь
средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной
сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности,
актерской игре, выявить природные способности и задатки для дальнейшего
развития.

Участие
детей в календарных обрядах — школа освоения жизненного опыта, накопленного
старшими поколениями, их традиций, обычаев.

В данном
сценарии представлен русский обряд «Кузьминки». Кузьминки (Курьи именины) —
день народного календаря славян,
отмечаемый 14 ноября. По представлению селян, в этот день осень
провожают, зиму встречают. В церковном сознании православной Руси этот день
стал праздником кузнецов Кузьмы и Демьяна, днем рукомесленника. В старину народ
верил, что эти святые помогут больным. В этот день было принято идти в церковь,
желательно Кузьмы и Демьяна, и молиться об исцелении. После посещения церкви,
как правило, ремесленники и девушки на три дня снимали помещение, устраивали
ссыпчину (складчина, ссыпанные вместе припасы) и веселились всю ночь. Изба и
двор становились своеобразным домашним театром, ярмаркой. Мастера приносили
лучшие изделия, девушки брали с собой рукоделья. Здесь пели, танцевали, играли,
шутили. Нередко ремесленники и девушки обходили дома и выпрашивали припасы для
Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным
блюдом была каша. В избе молодёжь не ограничивалась угощением.

Кузьминки
слыли и девичьим праздником. В некоторых деревнях существовал обычай, в силу
которого девушка-невеста считалась в день Кузьмы-Демьяна хозяйкой дома, она
готовила для семьи кушанья и угощала всех, причём в качестве почётного угощения
подавалась куриная лапша.

В некоторых деревнях
существовал обычай в Кузьминки устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». К вечеру
последнего дня праздника девушки изготавливали чучело: /См. Приложение 1/ набивали
соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову, подвязывали кушаком,
обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Сначала устраивали потешное
венчание на одной из девиц, затем клали на носилки и утаскивали в лес или на
зады. Там чучело раздевали, раздёргивали, плясали на соломе, а потом сжигали.

В праздник Кузьмы и Демьяна брянцев порадуют букетами из конфет

Цель: Ознакомление
детей с фольклорно-календарным русским народным праздником «Кузьминки».

Задачи:

·        
воспитание
уважение к русской народной культуре;

·        
воспитание
бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

·        
создание
условий для развития творческих способностей школьников.

Возраст: младший
школьный возраст

Реквизит: макеты стен дома, стол,
лавки, кухонная утварь, дрова 2-3 шт.; прялка, 2 клубка пряжи,
спицы, пяльцы для вышивки, игла, нитки мулине, лента, вышитые
полотенца, лапти, 4русских народных костюма, костюм курицы, домотканые дорожки
для лавочек и для пола, веник; самовар, блюдо, баранки, конфеты, фрукты, горшок
с маслом,
бочонок
с медом.

Предварительная
подготовка:

Этапы подготовки

Сроки

1.
Создание инициативной группы, подбор литературы и материала по теме.

3-4
неделя октября

2.
Написание сценария, распределение обязанностей по подготовке

·        
Подготовить
и распечатать текст;

·        
Подготовить
необходимый реквизит;

·        
Подготовить
оборудование для проведения мероприятия;

4.
Приготовление угощения (выпечка, сладости, фрукты)

4
неделя октября

1-2
недели ноября

12-13
ноября

3.
Проведение мероприятия.

14
ноября

Действующие
лица:

Хозяйка

Маша

Кузнец

4
девочки

2
Мальчика

2
Мальчика

Ход
праздника:

Сцена
оформлена под русскую избу. В центре стол. На нем самовар, блюдо с угощениями:
баранками, конфетами, яблоками. Вокруг стола – скамейки. На «стенах» развешаны
вышитые полотенца, лапти. Лавки покрыты домоткаными дорожками. Такие же дорожки
разосланы на полу.

Хозяйка
ставит на стол угощения, девочка Маша прибирается в избе.

Хозяйка:
Ну
вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы, да и самовар давно
кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!

Маша:
И
я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и
красиво! (Руками показывает на стол и лавки).

Хозяйка:
Вот
и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.

Маша:
А
кто к нам в гости придет?

Хозяйка
садится на лавку.

Хозяйка:
Девицы-красавицы
со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не
наработают.

Маша:
Это
почему же, тетушка?

Хозяйка: Потому
что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не
столько работают, сколько веселятся.

Маша:
Тетушка,
а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь
праздник?

Хозяйка:
Много
веков назад жили святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали
кузнечное и плотницкое дело. И считали их покровителями всех мастеров и
мастериц. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Под
русскую народную музыку входят 4 девочки в русских народных костюмах.

Девочки:
Можно,
хозяюшка?

Хозяйка:
Входите,
девицы, входите, красные!

Девочка
1:
Здравствуйте,
хозяюшка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?

Хозяйка:
Как
же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси девичьи праздники
проходят.

Девочка
2:
А
на всю зиму пустите?

Хозяйка:
Вот
же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить то
будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров, сколько для
тепла уйдет!

Девочка
3:
Да
мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!

Хозяйка:

Да
надо мне совсем немного.

Дровец
возок, керосину жбанок,

Да
пшеницы полпуда, да гороху три блюда,

Да
меду туесок, да масла горшок,

Да
денег рубль и пятачок!

Девочка
4:
Вот
так немного! (Удивленно). Ладно (Машет рукой), мы про этот обычай
давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.

Девушки
вручают хозяйке дрова, бочонок с медом, горшочек с маслом.

Хозяйка:
Вот
так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь (Показывает
на лавку)
на лавке да за работу принимайтесь. А за работой и про песни не
забывайте, дружно, хором запевайте!

Девочки
усаживаются на лавку, принимаются за рукоделие: прядут на прялке, сматывают
пряжу, вышивают, вяжут. Запевают первые два куплета песни
«Уж, ты прялица». /См. Приложение 2/

По
окончании песни раздается стук в дверь, входят мальчики.

Мальчики: Добрый
день, молодки-лебедки!

Девочки:
Здравствуйте, коль не шутите, ребята-молодцы, веселые удальцы!

Мальчики: (На
мажорном аккорде)
Девушки, вы девушки, где берете денежки?

Девочки: (Речитативом)

Летом ягодки
берем,

С Кузьмы куделечку
прядем.

Девчата
начинают петь частушки, парни танцуют.

Девочка 1:Моя прялка
не прядет,

Колесо не
вертится,

Не дождаться,
когда сядет,

Он, наверно, сердится.

Девочка 2:
Полотенце
вышивала

Петухами, утками

Я миленка
поджидала

Часами, минутками.

Девочка 3:
Не
стой, миленький, в порожке!

Не большая тебе
честь!

Иди, сядь ко мне
на лавку –

Для тебя местечко
есть!

Пропускают
мальчиков в избу, сажают на лавку.

Хозяйка:
(Обращаясь
к зрителям в зале)
А сейчас давайте проверим, молодцы, веселые
удальцы
,
какие вы проворные.
А вы, дорогие зрители, будете жителями деревни Кузьмы (Показывает
на левую сторону зала),
а вы (Показывает на правую сторону
зала)
жителями деревни Демьяна.

Пока
звучит музыка, каждый из вас должен бегать по кругу. По сигналу водящего: «Уголки!»
вы должны занять свое место в углу. Тот, кто останется в центре – проигравший, занимает
свое место в зале. Задание понятно? (Ответы игроков). Начали!

Звучит
веселая русская народная музыка.

Русская
народная игра «Уголки»

Хозяйка: А вы
знаете, что Кузьма и Демьян – покровители домашней птицы? Кузьминки – это еще и
петушиный праздник! Молодежь устраивала веселые гулянья с петушиными боями. Давайте
и мы с вами поиграем в эту игру.
По сигналу, стоя в кругу, руки за спиной,
каждый из вас должен попытаться грудью вытолкнуть соперника из круга. Победит
тот, кто первый вытолкнет соперника из круга. Задание понятно? (Ответы
игроков).
Тогда музыку!

Звучит
веселая русская народная музыка.

Игра
«Петушиный бой»

Хозяйка: Кузьминки
– это курьи именинки! В этот день ходили в гости с вареными, жареными курами,
варили кушанье из курятины, а потом шли воровать кур у соседей. Соседи не
обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. А нам нужно
обязательно про курочек спеть, чтобы они у нас водились и не болели.

Одна
из девочек выходит на середину зала, изображая курочку. Остальные, (фольклорная
группа) сидя на лавках, запевают песню «Курочка-рябушечка». Все спрашивают,
курочка отвечает.

Фольклорная
группа:

Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

Курочка: На речку!

Фольклорная
группа:
Курочка-рябушечка,
зачем ты пошла?

Курочка: За водой!

Фольклорная
группа:
Курочка-рябушечка,
кому та вода?

Курочка: Цыпляткам!

Фольклорная
группа:
Курочка-рябушечка,
цыплятки чьи?

Курочка: Мои! Они
пить хотят, на всю улицу кричат!

Курочка:
Цып-цып-цып!
Ко мне мои цыплятки!

К
курочке подбегают 4-6 человек из зала и становятся за ней в цепочку. Курочка
змейкой водит их под русскую народную мелодию «Посею лебеду на берегу». По
окончании мелодии все останавливаются, образуя круг. Водящий (девочка-курочка) выходит
на середину круга.

Фольклорная
группа:

Куры-курченяточки,

Хвостики-лопаточки,

Жито
жнут, и гребут,

И
в амбар несут,

Петушкам
дают.

Петушки
не едят,

И
все делают вот так!

На
последних словах водящий показывает какое-нибудь движение (приседает,
подпрыгивает, танцует и т.д.), остальные за ним повторяют. Кто ошибется –
выбывает из игры и занимает свое место в зале.

Игра
«Куры-курченяточки»

Хозяйка:
Вот
какие молодцы, наши цыплятки!

Раздается
стук в дверь. Входит кузнец.

Кузнец:

Идет
кузнец из кузницы.

Несет
кузнец щипцы да молот.

Галки-вороны,
собирайтесь к нам.

Варите
кутью.

Поминать
Кузьму.

Хозяюшка,
кузнецы нужны?

Хозяюшка:
А
что вы умеете делать?

Кузнец:
А
вот что!

Все
поют первые 2 куплета русской народной песни «Во кузнице».
/См.
Приложение 5/
Кузнец показывает, как выковывают гвозди.

Кузнец:
Вот
вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится? (Подает хозяйке гвоздь).

Хозяйка:
Пригодится!
Кузнец! Тебе помощники нужны?

Кузнец:
Нужны!

Хозяйка: Ну, так принимай!

Кузнец
стоит в стороне от остальных игроков.

Фольклорная
группа:

(Дети идут к кузнецу, говоря слова и делая шаг на каждое слово)

Эй,
кузнец, молодец!

Расковался
жеребец.

Ты
подкуй его опять

Кузнец:
(
Отвечает)

А
чего не подковать (Хлопок, руки развел в стороны),

Вот
гвоздь (Левая рука вперед, ладонью вверх),

Вот
подкова (Правая рука вперед, ладонью вверх),

Раз,
два и готово! (Два хлопка, руки развел в стороны)

Затем
кузнец догоняет детей, кого поймал, тот становится кузнецом.

Игра
«Эй, кузнец»

Хозяюшка:
Ай,
спасибо, кузнец-молодец! Чем же мне заплатить?

Кузнец:
Я
кузнец-бессребреник, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не беру. Я только
прошу, чтобы меня кормили кашей, поэтому нас — кузнецов именуют ещё
«кашниками».

Хозяюшка: На
Кузьминки варят славную Кузьминскую кашу из семи круп, да сладкую, с изюмом и
медом. Чтобы сварить Кузьминскую кашу, надо взять по одной столовой ложке семь
разных круп, промыть, заполнить горшок, добавить изюм, соль, сахар, поставить в
духовку. В готовую кашу добавить масло. Давайте сварим кашу и мы.

Дети:
(Водят
указательным пальцем правой руки по левой ладошке и говорят)

Сорока-ворона
кашу варила,

На
порог становила, деток кормила:

«Идите,
дети, кашу есть»

Кузьма,
Демьян, идите с нами кашу есть.

Игра
«Сорока-ворона кашу варила»

Зрители
повторяют слова и движения на своих местах в зале.

Хозяюшка:
А
вы знаете, что куры и вообще домашняя птица исстари были символом счастья и
плодородия, поэтому Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. Пришло время
поиграть в игру «Подушечка».

Ребята,
встаньте в круг, чередуясь, через одного мальчик-девочка. Пока звучат слова,
вам нужно идти по кругу взявшись за руки. После сказанных слов водящий должен
выбрать себе пару (мальчик–девочка или девочка-мальчик). Затем под музыку станцевать
в кругу. Как только вы станцевали, водящий встает в хоровод, а игрок, стоящий в
кругу продолжает игру.
Задание понятно? (Ответы детей). Начали!

Русская
народная игра «Подушечка»

Хозяюшка:
Кузьма-Демьян
уходит, а с ним и осень – славная хозяюшка. Давайте проводим Кузьму-Демьяна, а
с ним и осень с почетом да уважением! Заводите веселый хоровод да песню
звонкую.

Все
встают в хоровод и поют песню «Собирайся, народ».
/См. Приложение 7/

Хозяюшка:
Вот
спасибо, гости любезные! Развеселили нас да порадовали! А теперь милости просим
к нашему столу, дорогие гости! Чайку с пирогами попить!

После
чаепития.

Девочки, мальчики: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!

Уходят со
сцены.

Список литературы

1.     
Буглеев С.В.
Сценарий фольклорного праздника «Масленица»;
2.     
Вершинина Е. А.Сценарий фольклорного праздника
«Кузьминки»;
3.     
Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кузьминки_осенние;
4.     
Никулина Л.А.
Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности;
5.     
Пушкина С.И.
Мы играем и поём.- Москва: «Школьная Пресса», 2001;
6.     
Табачук В.Х.
Сценарий «Посиделки на Кузьму и Демьяна»;

7.     
Терещенко
А.В. История культуры русского народа. Москва, Эксмо, 2007;

8.     
Шанина
И.С.Кузьминки — первый зимний праздник.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/06/14/kuzminki-pervyy-zimniy-prazdnik

Приложение 1

http://vm.ru/photo/vecherka/2013/11/doc6cvdfqbyqxig7ygv30x_800_480.jpg

Приложение
2

Текст русской
народной песни «Уж,
ты прялица»

Уж, ты прялица, ты прялица моя,

Ты красавица, красавица моя.

Ты расписана листочками,

Разукрашена  цветочками.

Уж, ты прялица, ты прялица моя,

Сослужи-ко службу верную,

Сопряди-ко нитку тонкую,

Нитку тонкую, шелковую.

Я ткачам те нитки шелковы отдам.

Нитки шелковы отдам да прикажу,

Чтоб соткали разноцветный поясок,

Поясок такой, какой я накажу.

Чтоб соткали разноцветный поясок,

Поясок такой, какой я накажу.

Я на праздник, на гулянье соберусь,

Поясочком тем шелковым подвяжусь.

Буду прясть, да попрядывать,

На подруженек поглядывать.

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

ол

Приложение
3

Игра
«Угол на угол»

С каждой деревни
приглашается по 1 участнику+2 молодца, веселые удальца. Водящий – участник
фольклорной группы. Четверо участников стоят по углам «дома» а пятый водит (он
стоит в центре). По сигналу водящего: «Уголки!» все меняются местами, а задача
водящего занять освободившийся угол. Тот, кто останется в центре – проигравший,
он выбывает из игры. Далее выбирается новый водящий. Игра проигрывается
несколько раз.

Приложение
4

Игра
«Петушиный бой»

С каждой деревни
приглашается по 1 участнику. Два участника стоят в очерченном кругу из ленты,
руки за спиной, каждый пытается грудью вытолкнуть соперника из круга. Игра
проигрывается несколько раз.

Приложение
5

Текст русской народной песни «Во кузнице»

Во
ку… во кузнице,

Во
ку… во кузнице,

Во
кузнице молодые кузнецы,

Во
кузнице молодые кузнецы.

Они,
они куют,

Они,
они куют,

Они
куют приговаривают,

Молотками
приколачивают.

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,

Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По
праздничкам надевай, надевай.

Приложение
6

Русская
народная игра «Подушечка»

Для
игры приглашается 3 девочки из деревни Кузьмы и 3 мальчика из деревни Демьяна,
чтобы образовались пары. Участники, чередуясь, мальчик-девочка, взявшись за
руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених» — мальчик. Участники ходят
по кругу, фольклорная группа приговаривает:

Подушечка, подушечка,

Молодушечка, молодушечка,

Кого я люблю, кого я люблю,

Того я и поцелую, тому подарую.

После
этих слов мальчик – «жених» выбирает себе «невесту» (девочку). Под музыку
танцует с ней в кругу. Мальчик оставляет девочку в середине круга, а сам уходит
в хоровод. Игра продолжается (девочка выбирает себе жениха).

Приложение
7

Текст
песни «Собирайся, народ»

По
лугам бредут стога,

Ходят
гуси у пруда,

Рыба
плещется в воде,

Солнце – в каждой
борозде!

Собирайся,
народ!

В
хоровод, в хоровод!

Кто
работы не боялся,

Тот и пляшет, и
поет!

Хлеб
засыпан в закрома,

Песня
входит к нам в дома,

И
звучит, звучит везде

Счастье в
радостном труде!

Собирайся,
народ!

В
хоровод, в хоровод!

Кто
работы не боялся,

Тот и пляшет, и
поет!

Музыкальное
оформление:

·        
фрагменты
веселой русской народной музыки для проведения игр;

·        
звук
стука в дверь;

·        
музыка
для частушек;

·        
русская
народная мелодия «Посею лебеду на берегу».

Кузьминки 14 ноября 2019 года: приметы, традиции и обряды

Кузьминки 14 ноября 2019 года: приметы, традиции и обряды

Кузьминки — это важный праздник, которому уже много сотен лет. Он неразрывно связан с православными и народными традициями, которые тесно переплетены и дают людям возможность объединяться.

Это светлый праздник, наполненный добром и оптимизмом. 14 числа нужно привлечь в свою жизнь позитивные мысли. Чтобы лучше понять смысл праздника, для начала нужно узнать его историю.

Происхождение и смысл праздника

«Кузьминки» — это народное название праздника. Православный вариант называется днем памяти Кузьмы и Демьяна. Это были врачи и чудотворцы, деяния которых христиане всего мира запомнили навсегда.

Никто не знает, когда именно жили братья Косма и Дамиан (таково правильное произношение имен святых), но считается, что их жизненные пути пролегали на рубеже 3 и 4 веков. Они родились в греческой семье. Отец рано умер, так что воспитанием занялась мать, под началом которой святые приступили к изучению медицины.

Они следовали вере во Христа, который даровал им силы и наделял способностями к исцелению. Братья не брали денег с больных, за что их любили и уважали многие исцеленные люди.

После прихода христианства на славянскую землю Кузьминками стали называть день, когда прощаются с осенью и встречают зиму. В наши дни праздник отмечается каждый год 14 ноября. У этого дня было и остается множество примет и традиций.

Приметы, традиции и обряды на Кузьминки

Осенние Кузьминки — это яркий народный праздник, в который люди старались встретиться с родственниками и просто хорошо провести вечер. Главной традицией был отдых. В наши дни сторонники народных традиций тоже предпочитают откладывать тяжелый труд на потом. Накануне праздника или 14 числа утром можно очистить дом от негативной энергии.

Если в прошлом люди подкармливали так называемого дворового — духа, который следил за скотом, домашними животными и огородом, то сегодня далеко не у всех есть свой двор. Вместе этого люди задабривают домового, оставляя ему вечером 14 ноября сладости и молоко на блюдечке. Завершается данный обряд словами: «Дом береги, за людьми смотри. Я тебя покормлю да любовь свою подарю».

Если у вас все же есть двор или место, в котором живут домашние животные, скот, птицы, то в этот день нужно обойти это помещение и окропить его святой водой. Многие так и делали, чтобы усмирить разбушевавшегося дворового, который обижал животных.

Одной из традиций была свадьба на Кузьминки. Согласно приметам, такая свадьба должна была подарить влюбленным много счастья в жизни. Если до свадьбы еще далеко, на Кузьминки можно познакомиться с родителями невесты или жениха, сходить в гости к родным или собрать всех у себя дома.

В это время также проводились куриные именины. Более богатые родственники дарили нуждающимся кур. В современном мире эта традиция имеет иную интерпретацию. 14 ноября постарайтесь сделать что-то доброе для своих родственников. Это не обязательно должен быть материальный подарок.

Согласно приметам, если 14 ноября выпадет много снега, значит весна будет долгой и половодной. Если к 14 числу уже успеют замерзнуть реки, можно ждать лютой зимы и очень жаркого лета в следующем году.

Православные традиции говорят о том, что в этот день можно читать молитвы о здравии, а также просить Бога о помощи для своих близких. В день памяти Космы и Дамиана нужно проявлять заботу о родных, наставлять младших на путь истинный и уважать старших.

Источник:  https://dailyhoro.ru/article/kuzminki-14-noyabrya-…primetyi-traditsii-i-obryadyi/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Божий кузнец

Так случилось, что в русской народной традиции имена братьев давно слились воедино. Предания рассказывают, например, о Божьем кузнеце Кузьме-Демьяне, который победил страшного змея, сковал железной цепью, впряг в плуг и пропахал на нем землю до самого Черного моря.

Кроме того, кузнец Кузьма-Демьян «кует лед на земле и на водах», а также «доковывает»… свадьбы, что не успели сыграть в октябре и начале ноября. Потому и пели ему величальную:

Уж как шел Кузьма-Демьян
На честной пир, на свадебку.
Ты нам скуй, Кузьма Демьянович,
Скуй-ка свадебку неразрывную,
Не на день, не на неделюшку,
Не до мая, не до августа,
А на веки вековечные,
Неразрывные, нерасстанные!

На Кузьму-Демьяна справляли Кузьминки — это сразу несколько праздников.

Курячьи именины

В народе Кузьма и Демьян слыли покровителями кур (их даже кое-где называли Курятниками), и объясняется это достаточно просто: куриное мясо — обрядовое свадебное кушанье. Именинницам, правда, доставалась незавидная доля — оказаться на праздничном столе.

Однако тем из них, что после молебна или хотя бы обнесения вокруг церкви оказывались подаренными родным-знакомым или преподносились как «челобитные» на барский двор, была гарантирована долгая жизнь: резать таковых запрещалось, а яйца считались целебными. В застолье же надо было так обходиться с курятиной, чтобы не поломать косточки. По поверью, в противном случае в дальнейшем выводятся уродливые цыплята.

Родительские смотрины

Подросшая дочь в этот день становилась хозяйкой в доме: от матушки получала все ключи и могла брать любые продукты для приготовления праздничных блюд на собственное усмотрение. Она же должна была угощать всех приходящих в дом. А родители приглядывались: готова ль невеста, пора ль ей на выданье?

Девичий праздник

Девушки устраивали «ссыпчину». Собирались в одной избе, выбранной для этого порой на целых три дня, каждая приносила с собой какие-нибудь продукты, но только не готовую еду, и принимались за стряпню. Коли с продуктами было туговато, то либо ходили по избам с приговорами, выпрашивающими их, либо… брали без спросу, и это считалось не зазорным, а потому хозяева пропажи ворчали лишь для порядка. Было всего два условия подготовки ссыпчины: чтобы к столу подавались курица или петух, и каша (Кузьму с Демьяном еще и Кашниками называли).

К накрытому столу начинали собираться и парни. После того, как сообща приготовленный ужин был съеден, парни, если не насытились, отправлялись воровать кур по дворам (и это тоже не считалось в Кузьминки преступлением), а если все были сыты, то начинались посиделки с песнями, плясками, веселыми забавами — вплоть до самого рассвета.

Песни были разные, но в числе прочих непременно такие, где бы фигурировал Кузьма-Демьян. Иногда, впрочем, он оказывался… матушкой:

Матушка Кузьма-Демьян
По сенечкам ходила,
Гвозди собирала,
Свадебку ковала!
Крепко-накрепко ковала,
До седой головушки,
До долгой бородушки!

Девушки гадали о замужестве: раскидывали по полу сплетенные золотистые колечки из соломки с вкраплением зерна, примечали каждая — где свои, а потом выпускали петуха и кур. Считалось, что «именинницы» клюют колечки не случайным порядком, а именно от тех, кому предстоит скорое замужество.

В «культурную программу» обязательно включались «поцелуйные» игры: «Подушечка», «Царевич-царевна», «Келейка», «Пряличка». Вот один пример: играющие водят хоровод, за которым стоит парень (он — «за городом»), а в центре — девушка («в городе»). Двигаясь по кругу, молодежь распевает:

Круг города ходит
Царев сын, королек,
Невест выбирает
Царев сын, королек.
Что за городом царевич,
Что во городе царевна
Золотым перстнем сияла,
Все царевича прельщала,
Золотым ключом бряцала.
Разрубай, царевич, вороты,
Что воротички пошире,
Что еще того пониже:
Войди, царевич, в город,
Подойди, царевич, ближе,
Что еще того поближе!
Поклонись, царевич, ниже,
Что еще того пониже!
Поцелуй ее послаще,
Что еще того послаще!
Ты возьми ее за ручку,
Поведи ее за город!
Выбирай себе другую,
Что из тысячи любую.

Задача «царевича» заключается в том, чтобы проникнуть в город, поцеловать «царевну» и вывести ее из круга.

…Вот так весело справляли Кузьминки на Руси!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Программа передач на праздники твц
  • Русские праздники книга дрофа
  • Рецепт простых блюд на праздник
  • Рецепты бюджетных салатов на праздник
  • Русские праздники издательство речь