С праздником уастырджи картинки поздравления

Праздник Джеоргуба у осетин посвящен святому Уастырджи. За помощью к нему обращаются в основном мужчины. Также он защищает обездоленных и может наставить на истинный путь тех, кто сбился.

Праздник Джеоргуба у осетин посвящен святому Уастырджи. За помощью к нему обращаются в основном мужчины. Также он защищает обездоленных и может наставить на истинный путь тех, кто сбился. Это торжество является одним из главных в Осетии. К его подготовке и проведению подходят ответственно. Более того, осетины настолько чтят традиции, что праздник остался таким же, как десятилетия назад.

Общая информация

В последнюю неделю ноября наступает ответственный день, к проведению которого тщательно готовятся все осетины. Джеоргуба празднуется по окончании сельскохозяйственных работ и проходит одинаково как в северных, так и в южных районах. Более того, другие нации и народности, проживающие в Осетии, тоже положительно относятся к торжеству — для них оно стало родным.

праздник джеоргуба у осетин

Накануне праздника, который всегда наступает в понедельник и продолжается до конца недели, каждая семья закалывает животное для жертвоприношения. Предпраздничное воскресенье так и называют – «день закалывания быка».

В понедельник торжество ориентировано только на семейный круг. К столу подаются голова убитого животного, а также три пирога, называемых молитвенными. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию. Женщины сидят за отдельным столом, так как Уастырджи является покровителем мужчин.

Всю остальную неделю осетины ходят в гости к соседям, друзьям и родственникам. В последний же день с праздником прощаются, и происходит это снова в кругу семьи.

Принципы торжества

Джеоргуба – осетинский народный праздник, история возникновения которого уходит далеко в прошлое. К столу в это время нельзя подавать рыбу, свинину или птицу. Основной рацион составляет говядина или баранина. В качестве главного блюда выступает голова быка или овцы, приготовленная по национальному рецепту.

 джеоргуба праздник в честь осетинского святого

Вначале к трапезе приступают старейшины семьи. Они оставляют большие и сочные куски мяса молодым юношам, чтобы новое поколение росло здоровым и сильным. Женщины ранее не участвовали в праздновании, но сегодня они также отмечают его вместе с остальными.

Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается, никто не забывает про святого Уастырджи. Тосты и молитвы в его честь произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может быть день рождения, юбилей, свадьба или даже корпоративная вечеринка.

История возникновения

Праздник Джеоргуба у осетин основывается на нартском эпосе. Он пришел в страну из далекого прошлого, и сегодня никто точно не может сказать, когда именно зародилась традиция отмечать день святого Уастырджи. Известно только, что непосредственно само празднование ничуть не изменилось. На стол подаются те же самые блюда, принципы и традиции тоже остались аналогичными.

джеоргуба осетинский народный праздник

Поскольку Джеоргуба – праздник в честь осетинского святого, в этот день принято обращать свои молитвы только к нему. Но отмечающие не забывают и про Бога. Несмотря на то что святой покровительствует мужчинам, поднимаются тосты и в честь женщин.

Кто такой Уастырджи?

Как известно, праздник Джеоргуба у осетин посвящен одному из святых этой нации. Это великий Уастырджи, пришедший их нартских эпосов. Его нередко сравнивают со святым Георгием, который фигурирует в христианских письменностях. Он представляет собой покровителя мужчин, путешественников и воинов.

осетины джеоргуба

Скорее всего, такое отношение к Уастырджи основывается непосредственно на том, что святой жил точно так же, как и остальные люди. Он вел привычный образ жизни, был горцем. Еще до смерти сделал много хорошего. Являясь посланником Всевышнего, он всегда наставлял на истинный путь каждого, кто к нему обращался. Однозначно можно сказать, что и сегодня любой осетин прежде, чем начать что-либо делать, всегда заручится его поддержкой.

В 1995 году Уастырджи поставили памятник – образ человека верхом на коне. Это очередной раз доказывает, что праздник Джеоргуба в Осетии действительно почитается. Вес памятника – 28 тонн. Обычно, когда машины проезжают мимо него, водители останавливаются, чтобы преклониться перед главным из своих святых.

Традиции и обряды

Праздник Джеоргуба каждый год проводится приблизительно одинаково. Разница заключается только в том, что не все семьи могут себе позволить большой размах. После того как его отметят в кругу семьи, осетины ходят в гости к соседям. Обычно те люди, которые дружны между собой, договариваются о том, кто, когда и к кому приходит в дом. Нередки случаи, когда на празднование скидываются все отмечающие. Но в современности нет старых проблем с деньгами, поэтому эта традиция осталась только в деревеньках и небольших населенных пунктах.

праздник джеоргуба

Во время празднования непосредственно за столом старший член семьи говорит тост за Всевышнего. Вторую рюмку выпивают за божественного посланника Уастырджи. К каждому из них во время произнесения тоста обращаются со словами, чтобы они сохранили всю семью в целом и каждого ее члена в частности.

В современности женщины тоже принимают участие в праздновании, только они садятся за другую часть стола. Тосты и молитвы не произносят, однако могут выпивать и радоваться наравне с остальными.

Заключение

Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому Уастырджи в своих молитвах. И на протяжении многих десятилетий он всегда помогал нуждающимся. А то, что праздник Джеоргуба у осетин до сих отмечается с большим размахом и соблюдением национальных традиций и обрядов, – прямое тому подтверждение.

Глава Северной Осетии Сергей Меняйло поздравил жителей республики с праздником Джеоргуыба

Глава Северной Осетии Сергей Меняйло поздравил жителей республики с праздником Джеоргуыба

Дорогие земляки! От всей души поздравляю вас с национальным праздником Джеоргуыба! Он столетиями объединяет жителей Осетии, наших соотечественников в разных уголках планеты и одинаково дорог всем, кто высоко чтит и достойно продолжает духовные традиции предков.

В эти дни в наших домах будут звучать молитвы к Всевышнему и святому Уастырджи о покровительстве во всех благих начинаниях, о мире и здоровье. Пусть эти молитвы будут услышаны. Пусть в наших семьях и во всей нашей республике царят согласие и благополучие.

Мы живем в непростое время: пандемия стала всеобщей бедой, изменила привычный уклад жизни. В этом году условия вынуждают нас отказаться от традиционного масштабного празднования, соблюдать меры предосторожности. Но только так – строго следуя правилам – мы сможем сберечь наших близких. Поэтому призываю отметить праздник в узком семейном кругу, не рисковать здоровьем своих родных.

Дорогие друзья! И все же, несмотря на сложности, пусть Джеоргуыба, как всегда, принесет в дома радость и добро. Пусть святой Уастырджи хранит нас и дает нам уверенность и силы двигаться вперед. Желаю мира, здоровья и счастья каждой семье!

Зынаргъ Ирыстоны адæм! Уастырджийы кувæн бонтæ æрцæуынц æмæ уæ сæ хорзæх уæд! Уæ алкæй хæдзармæ дæр æрхæссæнт фарн æмæ амонд, æнæниздзинад, бæркад æмæ царды хорздзинæдтæ, стыр хъару æмæ æнæкæрон ныфс.

​Уастырджийы рæсугъд фæндæгтыл цæут!

Сердечно поздравляю весь осетинский народ с нашим общенациональным праздником Джеоргуыба!

Этот великий и значимый праздник составляет подлинную честь и славу народа Осетии, объединяет представителей разных национальностей, всех наших соотечественников по всему миру. Помогает совместно преодолевать жизненные невзгоды и трудиться во благо своего родного края.

С открытым сердцем и чистыми помыслами весь осетинский народ, как и многие столетия назад, будет с молитвами обращаться к святому Уастырджи, покровителю воинов и путников, и просить у него заступничества. Пусть все молитвы и обращения к нему будут услышаны и принесут в каждую семью добро, радость и благополучие.

Пусть счастье войдет в каждый дом и наполнит его изобилием и миром. Пусть Уастырджи благословит всю Осетию!

Эльбрус Кубалов, министр культуры РСО–А.

Дорогие владикавказцы!

От всей души поздравляю вас с самым почитаемым в Осетии праздником – Джеоргуыба!

Этот праздник одинаково дорог представителям разных национальностей, проживающих в Осетии. Он дает нам возможность почувствовать наши единство, братство и теплое отношение  друг к другу.  

Пусть все вознесенные молитвы будут услышаны и принесут в каждый дом радость, добро и благополучие!

Джеоргуыбайы хорзæх уæ уæд! Алы аз дæр уыл дзæбæхæй цæуæд!

Тамерлан Фарниев, глава администрации г. Владикавказа.

Дорогие братья и сестры, жители Алании!

Сердечно поздравляю вас с праздником Джеоргуыба!

Великомученик Георгий – небесный ратоборец, покровитель и защитник воинов земных – особенно почитается на древней земле Алании. Частица мощей святого хранится и в кафедральном соборе Владикавказа, освященном в его честь. Множество других храмов возведено в Алании-Осетии во славу святого Победоносца, а имя Георгий – самое распространенное среди тех, которые даются при крещении вступающим в Церковь.

Мужественный воин Георгий погиб не на поле боя, но принял героическую смерть за веру Христову, и вскоре его слава распространилась по всей Европе. Особое место Георгий Победоносец занял среди чтимых святых христианской Алании – настолько, что его имя (Уасгерги, или Уастырджи) навсегда стало неотъемлемым достоянием национальной религиозной традиции аланов. Как своеобразное заговенье перед Рождественским постом отмечается посвященная святому неделя Джеоргуыба, или Уастырджийы къуыри, неизменно включающая и 10 (23) ноября – день осенней церковной памяти Георгия Победоносца.

В нынешнюю праздничную седмицу в наших домах будут совершаться особенные моления и трапезы, а храмы в честь святого Георгия во Владикавказе, Ардоне, Беслане, Батако, Виноградном отметят свои престольные праздники. Да вознесутся по небесному заступничеству страстотерпца Георгия наши молитвы ко престолу Всевышнего, да услышит их Господь и да подаст земле Алании мир, согласие, благоденствие и духовное преуспеяние!

Джеоргуыбайы хорзæх нæ уæд!

Святой Георгий Победоносец, моли Бога о нас!

Архиепископ Владикавказский и Аланский ЛЕОНИД.

18 ноября 2019 года в Осетии будут праздновать один из самых любимых жителями республики праздник — Джеогуыба. Посвящен он важнейшему в религии осетин персонажу по имени Уастырджи. Этот небожитель является символом всех мужчин и воинов, поэтому в день Джеоргуыба поздравляют именно их.

Подготовка и программа семейного празднования Джеоргуыба в Южной Осетии

Джеоргуыба отмечается и в Северной и в Южной Осетии каждое третье воскресенье ноября. Проводится праздник не один день, а целую неделю. В 2019 году начинается Джеоргуыба 18 ноября и заканчивается 24.

Подготовка к празднику в честь Уастырджи стартует еще за неделю до первого дня Джеоргуыба. Осетины закупают продукты и делают генеральную уборку в доме. Первый обряд проводится в воскресенье перед первым днем Джеоргуыба. Глава семьи закалывает жертвенное животное. Обычно приносят в жертву Уастырджи барана, но иногда используется и бык. Называется этот день по осетинки «галыргавдан».

Устраивать праздничные ужины в честь Джеоргуыба начинают уже в понедельник. Вечер принято провести в семейном кругу, друзья приглашаются редко. К столу подают традиционные осетинские пироги и голову заколотого барана или быка. Перед приемом пищи все произносят молитву.

Во время ужина разрешено употреблять алкоголь. Первый тост обязательно должен быть посвящен Всевышнему, а следующий — небожителю Уастырджи. Остальные дни недели Джеоргуыба принято встречаться с дальними родственниками, соседями и друзьями.

Традиционные блюда на Джеоргуыба в Осетии

Во время недели Джеогуыба пост не соблюдается. Употреблять в пищу разрешено все кроме свинины и курицы. Самое распространенное блюдо в Осетии — осетинский пирог. Готовят их хозяйки как в повседневной жизни, так и в праздничные дни. Делается такая выпечка с разнообразной начинкой. Главное — сделать правильное тесто к пирогу и придать ему форму. Для приготовления теста понадобятся:

  • 1 чайная ложка дрожжей;
  • 1 чайная ложка сахара;
  • 150 мл молока;
  • 1 стакан кефира;
  • 500 г муки;
  • соль по вкусу;
  • 1 столовая ложка сливочного масла.

Сначала необходимо сделать опару, смешав дрожжи, немного молока и сахар. Затем готовую опару следует добавить к остальным ингредиентам и замесить тесто. Готовое тесто накрывается полотенцем и оставляется на несколько часов. Самая популярная начинка для осетинского пирога — картофель и сыр. Используется картофельное пюре и осетинский сыр. Обязательно на праздничном столе в честь Джеогуыба должны присутствовать блюда из мяса. В Осетии популярно отварное мясо в казане со сметанным соусом, а также шашлык из баранины.

История Джеогуыба и сходство Уастырджи со святым Георгием

Джеогуыба полностью посвящен священному для осетинов персонажу по имени Уастырджи. Еще праздник ассоциируется у жителей Осетии с окончанием сбора урожая и всех работ в огороде и на поле.

Джеогуыба всегда приходится на ноябрь. Начинают подготовку к празднику задолго до его начала, а устраивают ужины в кругу семьи и друзей целую неделю. Также принято посвящать святилище Уастырджи. В Осетии этого небожителя знают и почитают все, поэтому такие места найдутся даже в самом маленьком населенном пункте республики. Самое посещаемое осетинами святилище — Алагирское ущелье. На нем находится церковь и каменная постройка.

В пантеоне божеств Осетии Уастырджи пользуется самым большим уважением. Для осетин он является покровителем всех мужчин, особенно воинов. Также он считается проводником человека в загробный мир после смерти. Считается, что Уастырджи — первый, кого увидит умерший после последнего вздоха. В народе имя Уастырджи произносится часто рядом с именем Всевышнего. Например, нередкое среди осетин выражение: «Благослови тебя Бог и Уастырджи».

Историки утверждают, что Уастырджи на самом деле является известным в христианстве святым Георгием. На картинах оба эти персонажи очень похожи — мужчины изображены воинами, которые сидят на коне. Российский этимолог Абаев считает, что имя Уастырджи было образовано носителями иронского диалекта осетинского языка и означает «победоносец».

Давайте я продолжу рассказывать про недавнюю поездку по Северному Кавказу. Остановились мы на том, что после костра на плато Бермамыт мы рванули в Нальчик (столица Кабардино-Балкарской Республики). Часок побродили по городу. Да, раньше конечно он был серьезным центром санаторно-курортного лечения, но из за всем известных печальных событий эта слава у города ушла, а новая еще не пришла. Потому город пытается привлекать туристов и отдыхающих практически заново. Обустраиваются туристические улочки и создаются интересные объекты.

Давайте буквально немного пройдемся по городу и рванем дальше в Северную Осетию …

Кому интересна видеоверсия поездки, вот вам пожалуйста:

Подписывайтесь на мой канал в Ютюбе, будет интересно — https://www.youtube.com/c/MasterokST

Итак, это пока Нальчик.

Вот такая оригинальная скамеечка — удачно как мне кажется. В любом городе нужны места, где приятно фотографироваться, а уж в курортном и подавно.

В свое время у нас в Старом Осколе тоже такие фигурки были популярны, а потом все забросили и они развалились. За такими обхектами тоже нужен хороший уход, чтобы они не выглядели ободранными.

А вот тут нам напомнили и рассказали о Русско-Кавказской войне, которая длилась 101 год (1763-1864). В этой войне решался вопрос, кому должен принадлежать Кавказ. В геополитических устремлениях России, Турции, Персии, Англии и других это имело принципиальное значение. Кавказ, в условиях колониального разделения земного шара ведущими мировыми державами, не мог оставаться вне пределов их соперничества.

В результате после провозглашения мира на Кавказе осталось 3% черкесского этноса. Остальные 97% из четырехмиллионного черкесского населения (по данным Дубровина Н.Ф, 1991), погибли в этой столетней войне или были изгнаны с родной земли на чужбину — в Турцию.

Вот собственно и памятный знак посвящен этим событиям. Он символизирует собой родовое дерево с множеством ветвей.

А дальше мы поехали в священное место, которое я очень часто видел на картинках в интернете и давно хотел туда попасть.

На въезде в Ардонское (Алагирское) ущелье находится святилище Святого Георгия — Ныхас Уастырджи. Слово «ныхас» с осетинского буквально переводится как «беседа», то есть осетинское вече, место для общественных собраний. Здесь славный богатырь верхом на коне нависает над дорогой, словно застыв в прыжке.

Святилище появилось в середине XIX века, а вот статую установили только в 1995 году. Изготовили всадника на заводе «Электроцинк» во Владикавказе, а в Алагирское ущелье транспортировали на вертолете. Вес всей конструкции составляет 28 тонн, а высота только одной головы коня — 6 метров. Это самый большой конный памятник в мире.

Фото 2.

Все это окружено офигительной природой Кавказа.

Фото 3.

Давайте все же подробнее остановимся на том, кто же это все таки УАСТЫРДЖИ и как он связан со Святым Георгием.

Мы знаем, что Святой Георгий – небесный воин, покровитель и защитник воинов земных, – почитается во всех концах христианского мира, а на древней осетинской земле – особенно. Народное сознание отождествляло его с Уастырджи – особо чтимым святым небожителем традиционного осетинского пантеона, покровителем мужчин, путников, воинов.

Согласно этимологии В.И. Абаева, общепризнанной в науке, Уастырджи есть не что иное, как иронская форма имени святого Георгия: уас – «святой», стыр – «великий», джи – «Джио, Георгий». Дословно – «святой великий Георгий». Дигорский диалект сохранил более древнюю форму – Уас Герги. Как видим, идентичность имен налицо и не вызывает возражений. Однако относительно соотнесенности образов святого Георгия и Уастырджи в народе бытуют два взаимоисключающих мнения. Одни, исходя из синонимичности имен, утверждают полную идентичность святых небожителей; другие, указывая на несоответствия собственно образов, доказывают их абсолютную несхожесть, вынужденно изменяя при этом этимологию. Так кто же такой Уастырджи, и как он связан с образом Георгия Победоносца?

Фото 4.

Святой Георгий – реальное историческое лицо. Согласно житийной литературе, он был уроженцем Каппадокии из богатой и знатной христианской семьи. Возмужав, Георгий поступил на военную службу. Благодаря своей силе и отваге он быстро прославился и стал высокопоставленным офицером римской армии. Узнав о новой волне организуемых императором Диоклетианом гонений на христиан, Георгий раздал бедным все свое имущество, отпустил на свободу принадлежавших ему рабов и отправился во дворец. Здесь на проходившем в это время государственном совете в присутствии Диоклетиана он во всеуслышание заявил о своем исповедовании христианства. Святого схватили, в течение нескольких месяцев мучили и, не добившись отречения, в конце концов обезглавили за несгибаемую веру в Христа.

Церковь прославила святого великомученика, а в средние века он стал широко почитаться по всей Европе. Потом во многих местах произошел совершенно закономерный процесс: образ святого Георгия наложился на образы некоторых мифо-эпических персонажей, в том числе героев-змееборцев. Подобное характерно для народного сознания: это делало образ любимого святого понятным и позволяло, так сказать, приспособить его благодатную силу для своих нужд – заручиться небесным покровительством в определенных сферах общественной жизни, молитвенно обращаться к святому для сохранения урожая, рождения детей, сохранности дома, избавления от болезней и т.д.

Аланы-осетины не стали исключением. В дохристианский период у алан, возможно, существовал определенный образ небожителя, созвучный святому Георгию, особо почитаемый воинами. Создатели собственной блестящей воинской культуры увидели в святом Георгии образ идеального воина. Отсюда и проистекает своего рода специализированное почитание Уастырджи: его покровительства искали аланские воины, образом жизни которых был балц (поход). Схожая ситуация наблюдалась в рыцарской среде средневековой Европы.

Фото 8.

Другими словами, Уастырджи (святой Георгий) воплотил в себе культурно-исторические особенности аланского восприятия.

По авторитетному мнению видного осетинского этнолога Вилена Уарзиати, почитание святого Георгия – Уастырджи / Уасгерги (дигорский диалект) восходит к временам проповеди равноапостольной Нины (IV в.). Проповедуя учение Христа среди иберов и алан, святая Нина упоминала и своего родственника – великомученика Георгия и ввела обычай отмечать дни памяти колесования святого в 20-х числах ноября. В Грузии праздник Горгоба (груз.) отмечается с IV века. Позже этот праздник получил распростарнение и среди ближайших соседей – иберов, алан – под названием Джеоргоба / Георгоба. В данном случае имеет место чисто кавказский христианский праздник. В Греческой и Русской Церквах отмечается не день колесования, а день усекновения главы святого Георгия – 23 апреля по старому стилю.

Всенародное почитание святого Георгия усилилось в период массового обращения алан в Православие в начале Х века, когда аланские цари провозгласили христианство государственной религией. В это время была создана Аланская митрополия в составе Константинопольского патриархата и крупные религиозные центры, о значительности которых говорят древние аланские храмы в Нижнем Архызе (нынешняя территория Карачаево-Черкессии).

Фото 9.

Гибель Аланского государства под натиском татаро-монгол в XIII веке, истребление большей части населения, разорение городских центров вынудило алан отступить в горные ущелья. В течение последующих четырех веков остатки алан были вынуждены выживать в тяжелейших условиях изоляции, по мере сил сохраняя наследие предков. В то время в народе, лишенном национального священства и церковного окормления, укореняются религиозные верования, представляющий собой сплав христианских догматов и традиций и древних и новых народных обрядов. Естественно, в ходе этого процесса менялись образы многих христианских святых и укоренившиеся в период христианизации Алании традиции и представления. Стал искажаться и образ святого Георгия. Именно тогда Уастырджи – святой Георгий стал почитаться в образе седобородого старца (олицетворение мудрости и многоопытности, без которых трудно выжить в условиях горных ущелий).

Но благодаря глубокому восприятию образа святого Победоносца в эпоху аланской государственности, в народном сознании он сохранился настолько, что с возвращением ортодоксальной христианской проповеди в скором времени и без особого труда был вновь признан «своим» и отождествлен с Уастырджи.

Фото 10.

На площадке под памятником установлена огромная металлическая чаша, накрытая крышкой с прорезью для сбора пожертвований. Многие проезжающие мимо водители так делают. Это давняя традиция: на горных дорогах покровителя путников Уастырджи всегда просили о безопасном пути, о спасении от камнепадов.

Пожертвования идут на содержание святилища, а также по большим национальным праздникам на них готовят традиционные осетинские блюда, которые может отведать любой желающий.

Здесь же установлен огромный каменный стол с креслами, за которым старейшины едят осетинские пироги, пьют осетинское пиво (по-местному оно называется «ронг», а по вкусу и крепости скорее напоминает квас) и решают важные вопросы.

Фото 6.

Над каменным столом на склоне установлена скульптура орла, терзающего змею, символизирующая победу над болезнями. Об этом орле существует красивая легенда:

Фото 5.

В горах, у снежных перевалов, где пышно луг альпийский цвел,
Гнездо орлиное на скалах с орлицей свил себе орел.
И высоко под облаками, с небес нацелив зоркий глаз,
Парил он с горными орлами, следя добычу в ранний час.
Среди цветов долины яркой, где речка вызмеила путь,
Устав кружиться в полдень жаркий, он сел на камень отдохнуть.
Но лишь сомкнул в дремоте очи, сложив усталые крыла,
Как, чешуей блестя, меж кочек, змея бесшумно подползла.
Она незримая лежала, таясь в тени, среди камней,
Чтобы свое гадючье жало вонзить в того, кто был сильней…
И в грудь ужаленный змеею, свалился замертво орел
В горячий ключ, что под горою кипел бурля, стекая в дол.
Но вдруг — о чудо! Той водою омытый, ожил царь долин.
И в небо с силой молодою взлетел, как гордый властелин…
И камнем, сброшенным с утеса, он пал, раскинувши крыла,
Как бы терзая клювом острым в когтях болезнь и силы зла…
Вот так, преданию обязан, в предгорном солнечном краю,
И стал эмблемой Вод Кавказа орел, терзающий змею.

(к сожалению, автор стихов неизвестен)

Скульптура орла в этом месте установлена не случайно, ведь неподалеку от святилища Святого Георгия действует бальнеологический курорт Тамиск, где отдыхающие лечатся минеральной водой, как и орел из легенды.

Фото 7.

Недалеко от дороги можно увидеть озеро, заполненное сероводородной водой. По одной из версий, это озеро является рукотворным: при строительных работах случайно зацепили источник, из которого бурным потоком хлынула вода и заполнила низину. Подобная водичка хорошо знакома жителям и гостям города Пятигорска: ее выдает голубоватый цвет и характерный запах тухлых яиц.

Фото 11.

Посмотрим по сторонам — вот такая природа тут вокруг.

Фото 12.

А мы давайте двинемся с вами дальше к еще одному святому месту.

Несмотря на то, что Северная Осетия — единственная православная республика входящая в состав Российской Федерации, в ней удивительным образом переплетено христианство и язычество. Повсеместно встречаются как православные храмы (или их руины) так и «Места силы», женские и мужские святилища.

Фото 13.

Среди величественных горных пиков Адайхох и Уалпата с их скалистыми отрогами Кальперраг и Цайраг находится воспетая поэтами, жемчужина Кавказа – Цейское ущелье. Именно здесь одною из трех слез Бога был сотворен легендарный древний осетинский храм Реком (из двух других слез сотворены известные храмы Мкалгабырта и Таранджелос). Собранный из дерева, без единого гвоздя (кроме окованных ритуальных дверей и ставень) и имеющий оригинальную архитектурную форму, Реком представляет для науки огромный исследовательский интерес.Несмотря на почти двухвековое изучение этого древнего памятника, многие стороны исследований до сих пор еще не раскрыты или являются спорными; в частности: датировка сооружения, этимология названия, философское и религиозное содержание храма.Ввиду всеобщего научного познавательного внимания к храму и из-за недолговечности строительного материала (местная сосна), Реком многократно реставрировался, и по нему был собран большой архитектурный материал.

Фото 20.

В марте 1995 года храм-святилище Реком сгорел дотла, оставив после пожара три символических полуобгоревших столба.

Последующая реконструкция храма-святилища и сопутствующая ей изыскательская работа дала новые научные исследования, позволила обогатить историческое философское и религиозное значение храма.

Я шел тут и не мог насмотреться по сторонам. Тут бы побыть подольше, посидеть, подумать, погулять неспеша.

Фото 17.

Вдоль реки выл ветер, а чуть глубже в лесу была звенящая тишина с видом на горы и ледники.

Фото 16.

Фото 21.

Фото 22.

По одной из версий происхождения Рекома, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств – Уастырджи, покровитель мужчин, путников, защитник слабых, решил возвести для осетинского народа святилище из вечного дерева — лиственницы, которая никогда не подвергается гниению. Она росла на другой стороне горного хребта, тогда Уастырджи приказал своим волам перебраться через ледник и привезти деревья. По легенде деревья сами падали в арбы, а волы по указанной дороге везли необычный строительный материал. На месте строительства повозки сами опустошались, и чудесным образом на поляне вырос сруб без помощи человеческих рук.

Фото 24.

К Реком обращались с просьбой послать богатый урожай, удачный сенокос и охоту. Реком являлся многофункциональным божеством, кроме просьб, связанных с сельским хозяйством, к нему обращались для исцеления от болезней и защиты от злых сил. Культ почитания Реком был широко распространен в Алагирском ущелье и праздник, посвящённый Реком, отмечался в июле. Во время этого праздника, который длился целую неделю, совершалось жертвоприношение Реком многочисленного скота.

Неподалеку от сруба расположена деревянная беседка с тремя креслами с вырезанными на спинках личинами — «Безликое божество», «Сокол» и «Барс» (или «Медведь»), перед ними — стол с приношениями (соль, монеты).

Фото 23.

При жертвоприношении могли присутствовать только мужчины, потому что святилище Рекома являлось центром культа Уастырджи, являвшегося покровителем мужчин. Согласно осетинского нартского эпоса, на месте, где упала одна из трёх слёз Бога, пролитая по поводу гибели нарта Батрадза, образовалось святилище Рекома, называемое по-осетински Рекомы дзуар или Рекомы Уастырджи.


источник фото

Не смотря на многолетнее изучение храма, многие вопросы до сих пор остаются спорными: датировка сооружения, этимология названия, философское и религиозное содержание. Как всегда, существует множество легенд и точек зрения.

Фото 25.

Ввиду непрочности строительного материала, Реком неоднократно перестраивался, реконструировался и даже горел!

Фото 26.

По одному из мнений, святилище Реком существовало еще со времен Кобанской культуры – 1 тысяча лет до н.э. Другие утверждают, что Реком «не мог быть построен раньше XII века, так как на месте Рекома в то время еще существовал единый Цей-Сказский ледник, а археологический материал Кобанской культуры представляет собой – «предмет вторичного пользования» ( т.е. переносимый из одного святилища в другое)».

Фото 15.

А вот это работа дятла. Низковато как то конечно.

Фото 27.

Блуждая по горным тропинкам то тут то там возникали сказочные виды.

Фото 28.

На сегодняшний день сколько-нибудь обоснованной этимологии названия «Реком» не существует и превалирует «народная этимология», объясняющая «Реком», как производную от «Хурыком» (Солнечное ущелье) или «Ирыком» (Осетинское ущелье). Кроме этой версии отметим предположение В.И. Абаева, сближающего «Реком» с грузинским «ркони» (дубовая роща), а также убеждение А.Х. Магометова в том, что «название «Реком» теснейшим образом связано с постройкой здесь христианской церкви» и означает на грузинском «звонить в колокол – Рекъва».

Главной причиной столь небесспорной этимологии названия «Реком», как и многих других названий, является недостаточное понимание религиозно-философских воззрений осетин, и, соответственно, из-за малой изученности культовая архитектура осетин представляется примитивной, в лучшем случае, как нагромождение камней, святой куст и т.д. В результате даже самые частые атрибуты осетинских святилищ, такие как всевозможные кресты и колокольчики, известные как самый частый предмет в инвентаре кобанской культуры, (коллекция Техова Б.) считаются пришедшими вместе с христианством и соответственно со своим названием (в данном случае из Грузии). Так общепринято считать, что осетинское «дзуар» – крест, святилище, святой происходит от грузинского «джвари» – крест (этимология джвари-крест у самих грузин не совсем ясна и считается заимствованной). В данном случае игнорируется религиозно-философское понимание символа креста у осетин, как самого главного, символизирующего единение духа и плоти, зарождение света и жизни.

Крест изображался на храмах, башнях и склепах, обозначался во всех святых ритуальных действиях: освящении жертвенного животного, разрезании пирогов, в линиях танца и т.д. И потому понятие креста у осетин должно быть собирательным из известного индоарийстве «джив» – душа и «ар» – свет – дживар-дзуар.

Фото 29.

Причиной того, что понятие названия Реком ученые ищут на стороне, является еще и то, что два его брата – святилище Мкалгабырта и Таранджелос имеют христианизированные названия. Первый является собирательным от Михаила и Гавриила, а второй якобы от грузинского «Мтавар» – главный плюс ангел- главный ангел.

Но в Осетии известно более древнее, дохристианское, архаичное название Мкалгабырта – Сидан, и часто употребляется сборное название Сидан-Мкалгабырта, а Таранджелос звучит еще и как Таранджери или Тарызед, где зед это ангел , а Тар может быть и темным, и стремительным, и быком и т.д. (Таранджелос является покровителем крупного рогатого скота и земледельцев. Сравним в эпосе «Тарыфырт Мукара»).

Учитывая вышеизложенное приходим к твердому убеждению, что название Реком является исконно осетинским и понятие свое несет из глубокой древности, подтверждением чему будут строки, написанные Гнедовским Б.В. со слов Пчелиной Е.Г. «В силу особой системы запретов, утратившей большую часть подлинных первоначальных частей, здание (Реком) сохранило до наших дней уникальный облик построек, отдельные черты которых воспроизводят полностью или частично характер скифо-сарматской поры» и далее пишет «К древнейшим аналогам Рекома следует отнести и «Боярскую писаницу» и Минуситском крае (эпоха Скифов) и материалов раскопок П.Н. Щульца в Неаполе Скифском и т.д.».

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Сегодня Цейское ущелье – это далеко известная туристическая зона, но не надо забывать, что оно же в недалеком прошлом запретное священное место «Ивард Реком». Поэтому и для возрождения духовности и для развития туризма необходимо принятие нового «постулата», а именно не святилище «Реком» в туристической зоне, а «туристические объекты при заповедной территории храма «Реком». Для этого великолепно бы было обозначить начало заповедной территории «Ивард Реком» восстановлением еще одного храма деревянного зодчества осетин «Раг Уастырджи», который находится у селения Верхний Цей.

Стоит еще добавить, что восстановление праздничных ритуалов (танцы, сказания, песни, всевозможные состязания), достойные святилища «Реком», именно в условиях синтеза познавательного туризма и духовных традиции, поднимет эту культуру в глазах всей мировой общественности.


источник фото

Спустились мы к транспорту (клевые и надежные дизельные Ниссаны Патролы, наш водитель говорит, что у него был десяток разных внедорожников, но этот вне конкуренции) и поехали в Ингушетию. Но, об этом в следующем репортаже.

P1180486.JPG

Наверно каждый народ принимавший христианство, надевавший его, как рубаху, на свою языческую плоть, проходил через это.
Извести язычество не удавалось — и оно начинало прорастать прямо сквозь Христово учение
P1180483.JPG

И чем глубже и яснее были языческие корни, тем диковинней получались под видом христианства свои локальные, порой пугающие религии — с элементами шаманизма и прочего родноверия
P6120009.JPG

Особенно интересно и забавно наблюдать за образами святых — которые принимали черты божков аборигенов
P1180476.JPG

Все эти Деды Морозы, под личиной Святого Николая. Или, конечно, Святой Георгий
P1180478.JPG

Знаете, одна тетенька ходила в церковь и ставила перед иконой Святого Георгия, с классическим сюжетом — поражение копьём змея, две свечки. Одну свечку Георгию, другую — змею. На всякий случай.

Вот у осетин вышло что-то подобное — в эпосе их есть основной герой, высоко чтимый покровитель мужчин, путников и воинов, Уастырджи.
Отринуть его — немыслимо. Все осетинское самосознание построено на его образе, его силе.
А вот оставить его, сделав как-бы тождественным Святому Георгию — выход.
P6120010.JPG

И остался в современной Осетии языческий бог — который как-бы Георгий, но на деле совсем не он.

Святой Георгий — реальная историческая личность.
А Уастырджи — высокий, сильный старец, с седой бородой — любящий, однако, пить ранг — осетинское пиво, любящий бурные застолья, не гнушающийся военными походами. Принимающий в свою честь жертвоприношения. А еще — большой-большой любитель женщин, которым устраивал конкретный харрасмент, не гнушаясь прелюбодействовать даже на их смертном одре.
P1180492.JPG

Истинная осетинская душа — широкий, лихой, могучий. Если воевать — так враги трепещут, если пировать — так на весь мир, если любить — так самую красавицу.
P1180490.JPG

Его имя упоминается в современном гимне что Северной, что Южной Осетии.
А вдоль всех дорог Осетии, а также везде, где живут диаспоры осетин, устроены в честь Уастырджи святилища.
P6120007.JPG

В каждом святилище стол — памятуя страсть к пирам.
Принято оставлять воду и немудреную еду.
P1180488.JPG

Женщинам входить нельзя — Уастырджи это мужской бог.
Более того, женщинам даже имя его произносить запрещено — можно навлечь гнев, а с этим дедом лучше не шутить. Особенно на его территории, в горах.
P6120013.JPG

Да, это заразно.
Точно так же, как не бывает атеистов в окопах под огнем, точно так же сложно не поддаться язычеству в горах, где не бывают надежными ни лёд, ни скала.
P1180522.JPG

Уастырджи — безумно заряженная фигура. Отношение осетин, даже в современный век, к Уастырджи благоговейное — и недаром его святилища на каждой дороге — чтобы путник мог замолить его, охранить себя от камнепада, от сметающей воды, от зверя, от неверной тропы.
P1180610.JPG

И можно не верить в богов — это неважно, важно то, верят ли боги в тебя.

Здесь, в древних аланских горах, Уастырджи — хозяин.
И, когда никто не видел (стесняюсь, ибо интимное это дело), я тоже просил его о заступничестве.
P1180475.JPG

Покровитель мужчин, воинов и путников мне внял. Я проехал всю Осетию, не встретив бед.
P1180487.JPG

Благодарю тебя, Великий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самые красивые поздравления девушке на день рождения
  • С праздником покрова пресвятой богородицы поздравления видео скачать бесплатно
  • Самые красивые поздравление подруге на день рождение
  • С праздником покрова пресвятой богородицы поздравления в стихах короткие
  • С праздником народного единства поздравления видео