«Аргументы и факты» в Беларуси № 24. АиФ — Метеопрогноз 15/06/2021
Однажды Федерико Феллини поспорил с другом-сценаристом, что тот не сможет придумать фильм длиной в 10 секунд.
— Ты не сможешь, друг мой, — сказал Феллини. — Это невозможно сделать.
Тонино Гуэрра пожал плечами:
— Если ты готов расстаться с 12 долларами, Федерико, давай заключим пари: завтра я принесу тебе такой сценарий.
— Договорились, Тони, 12 долларов для меня сейчас лишними не будут.
И они поспорили.
Феллини был уверен, что победа и 12 долларов уже у него в кармане. И он был близок к этому. Впоследствии Гуэрра признавался, что вечером у него случился приступ паники — он никак не мог написать сценарий десятисекундного фильма. Задача казалась невыполнимой. Согласно условиям спора фильм должен был быть полноценным: c завязкой, кульминацией и неожиданной развязкой. Но как уложить всё это в 10 секунд?!
Лишь к ночи сценариста осенило.
— Ты принес 12 долларов, Тони? — глядя на слегка помятое после бессонной ночи лицо друга, спросил Феллини.
— Не торопись, Федерико. Я принес сценарий.
И Тонино Гуэрра протянул своему другу листок. Федерико развернул бумажку и прочел следующее: «Женщина смотрит телевизор. На экране – трансляция старта ракеты. Идёт обратный отсчёт: 10… 9… 8… Мы видим её лицо, на котором отражается буря переживаний. На последних секундах она берёт телефон, набирает номер… 7… 6… 5… 4… 3… 2… 1… и со стартом ракеты произносит в трубку: «Приезжай, он улетел!»
Прочитав сценарий, Феллини молча вытащил кошелек и отсчитал своему другу 12 долларов.
Оставить
комментарий (0)
Также вам может быть интересно
Автор:
29 декабря 2021 14:25
Правильно говорят: краткость — сестра таланта. Ни к чему длинные мыльные оперы, в которых одно действие размазывается по трем сериям, если в одном эпизоде можно рассказать историю жизни.
Источник:
Мастерство режиссера и литератора зиждется на множестве факторов, среди которых главным является талант. Именно благодаря нему получаются короткие, но пронзительные рассказы, изумительно построенные фразы или гениальные сцены в кино, достойные целого фильма.
Источник:
Однажды Эрнест Хэмингуэй, который был, кстати, поклонником творчества А.П. Чехова — автора той самой фразы про талант — поспорил с литературным критиком на 10 долларов, что сможет написать рассказ всего из 6 слов. Более того, это короткое произведение заставит читателя задуматься о жизни и смерти.
Слово сдержал. Его рассказ действительно содержал только шесть слов: For sale: baby shoes, never worn. Что в переводе на русский означает: «Продаются детские ботиночки. Неношеные.»
Этот рассказ и правда побуждает к размышлению. Что стало причиной продажи детской обуви? Тем более, новой. Не подошел размер, оказались не нужны или, что страшнее всего, ребенок погиб?
Источник:
В искусстве кинематографа тоже есть свои гении, способные рассказать целую историю в одном коротком эпизоде. Кстати, у талантливого человека понимание того, как это сделать, видимо, заложено природой. Во всяком случае, рассказ Михаила Ромма подтверждает эту догадку. Группе недавно принятых студентов он задал вопрос: «В кадре мужчина и женщина, как зритель догадается, что они муж и жена?» И тут же услышал ответ: «Он достает носовой платок из её сумочки, сморкается, и кладет платок обратно». Приятно удивленный Ромм, осведомившись у студента о его фамилии, узнал, что это был Георгий Данелия.
Источник:
Но самый интересный спор о краткости в искусстве, пожалуй, произошел между гениальным режиссером Федерико Феллини и его другом потрясающим киносценаристом Тонино Гуэрра. Обсуждая тот спор Хэмингуэя с книгоиздателем, Тонино заявил, что он тоже может написать короткий киносценарий к фильму. Кино будет длиться всего 10 секунд и при этом получется абсолютно законченным, с глубоким смыслом.
Феллини не поверил и заявил, что даст другу те же 10 долларов, если сценарий действительно окажется таким.
Источник:
Через время Гуэрра принес листок бумаги с очень коротким текстом, прочтя который Феллини тут же полез за бумажником. Вот этот сценарий:
«Женщина смотрит телевизор. На экране идёт прямой репортаж о старте ракеты с астронавтами на борту.
Уже начался обратный отсчет запуска: 9… 8… 7… 6…. Крупным планом лицо молодой и красивой женщины, которая наблюдает за стартом и на этом лице буря переживаний!
На последних секундах она берёт телефонную трубку, набирает номер, а в это время: …4…3…2…1, и со стартом ракеты она произносит в трубку: «Приезжай, он улетел!»
Источник:
Ссылки по теме:
Прошло уже более ста тридцати лет, как Антон Чехов написал в письме своему брату фразу, ставшую крылатой по всему миру: «краткость – сестра таланта». Эти мудрые слова уже много лет не дают покоя писателям на всех континентах.
Эрнест Хемингуэй как-то признался журналистам, что зачитывался Чеховым и считал его своим наставником в литературе. Вот что он написал в одном из своих писем Скотту Фицджеральду в середине тридцатых годов:
«…У Чехова в рассказах есть всё: и драматизм, и юмор, и трагические ноты. Удивительная способность автора всего несколькими строчками перенести читателя в совсем иной мир переживаний и грёз. Эта способность дана сверху, и этому нельзя научиться, но я всё же стараюсь…»
И он старался на самом деле. Чего только стоит его легендарный спор со своим критиком. Он поспорил с ним на 10 долларов, что сможет написать короткий рассказ всего из шести слов, который тронет душу и заставит задуматься читателя о жизни и о смерти.
Эрнест Хемингуэй в 1939 году.
К слову, в те годы 10 долларов были недельным заработком газетного репортера, и Хемингуэй выиграл этот спор, написав:
«For sale: baby shoes, never worn»
На русском это означает следующее объявление:
«Продаются детские ботиночки. Неношеные»
У каждого читателя невольно появляются мысли – а почему они неношеные? Они не понравились ребёнку, и он отказался их надевать? Или, может, ребенок погиб? А может он вообще не родился и родители поторопились?
Мне кажется, если бы Чехов был свидетелем этого спора, то он был гордился таким учеником.
Но краткость важна не только в писательском искусстве. Она не менее важна и в кино.
Однажды, в середине пятидесятых, на занятия с будущими режиссерами, мэтр нашего кино Михаил Калатозов спросил недавно набранных студентов: «Мужчина и женщина в кадре. Как показать зрителю, что они муж и жена?»
И он тут же слышит в ответ: «Он из её сумочки достает носовой платок, сморкается и кладет его обратно»
Калатозов приятно удивлен:
— Ваша фамилия?
— Данелия
Студент высших режиссерских курсов Георгий Данелия
Но самый яркий спор о краткости в киноискусстве произошел между гениальным Феллини и известным итальянским сценаристом Тонино Гуэрра.
Тонино Гуэрра и Федерико Феллини
В своей книге Феллини рассказал, что однажды он обсуждал с Гуэрра спор Хемингуэя, и Тонино вдруг ему заявил, что тоже сможет написать сценарий к законченному художественному фильму продолжительностью всего 10 секунд.
Конечно же, Феллини лишь посмеялся над таким заявлением, а тот предложил ему спор. На те же 10 долларов. Они ударили по рукам и Феллини, посчитав, что этот спор он уже выиграл, сразу попросил друга купить бутылочку своего любимого вина на эти проигранные им деньги, когда Тонино придёт к нему в гости в следующий раз.
Спустя пару дней, Тонино пришёл к Федерико и в ответ на вопрос о вине протянул Феллини листок бумаги. Феллини быстро его прочитал и молча полез в карман за бумажником, чтобы отдать проигранные деньги. На листке было написано:
«По телевидению идет прямой репортаж со старта космического корабля. Начался обратный отсчет запуска: 9… 8… 7… 6….
Дома перед телевизором красивая молодая женщина, которая с волнением смотрит репортаж. Крупным планом её лицо и на нём буря переживаний!
На последних секундах отсчета она берёт телефонную трубку, набирает номер, а в это время: …3…2…1 и со стартом ракеты она произносит в трубку: «Приезжай, он улетел!»
Фотографии опубликованы из открытых источников
Вы точно читали эту историю в интернете. Обычно она звучит примерно так:
«Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. Он выиграл спор, написав рассказ из шести слов: «Продаются детские ботиночки. Неношеные» (в оригинале – «For sale: baby shoes, never worn»).
В различных версиях к этой истории добавляются детали: Хемингуэй спорил с другими писателями, написал рассказ на салфетке и выиграл с каждого участника спора по $10.
Исследование сайта Quote Investigator (проверяет популярные цитаты на подлинность) доказывает, что Хемингуэй никогда не публиковал подобную историю. И только спустя 30 лет после его смерти сложился миф, что он Хемингуэй – автор «самого грустного рассказа».
Это главный миф о писателе, а рассказ давно стал шаблоном для шутки. Как так вышло, что история приписывается именно Хемингуэю?
История про неношеные ботинки не оригинальна – и десятки раз появлялась в объявлениях и в советах для писателей
Хемингуэю было 10 лет, когда история о неношеных ботиночках впервые появилась в газете. В 1910 году в издании вашингтонском издании The Spokane выходит заметка автора, который пишет, что его поразило объявление в местной газете: «Продается детское приданое ручной работы и детская кровать. Никогда не использовалась». Но автор сомневается в правдивости и считает, что объявление специально давит на жалость.
В 1917 году автор Уильям Кейн пишет в журнал «Редактор» советы писателям, как рассказать историю женщины, которая переживает смерть ребенка. Кейн предлагает авторам «идеальное название» – «Маленькие туфельки, которые никогда не носили». Кейн считает, что лучший выход для женщины – отдать туфельки другому ребенку: «Возвращение женщины к нормальной жизни может символизироваться раздачей пары туфель, над которыми она часто плакала, нуждающемуся ребенку другой матери».
В 1921-м история уже пародируется в газетном анекдоте. Мужчина звонит посочувствовать семье, которая опубликовала объявление: «Продается детская коляска. Неиспользованная». Но оказалось, что у семьи родилась двойня.
К тому моменту, история о неношеных детских вещах еще несколько раз упоминается в размышлениях американских драматургов – они пишут, что эта история – идеал короткого и запоминающегося рассказа.
Откуда появился миф, что Хемингуэй – автор рассказа? Все пути ведут к байке литературного агента
Впервые о «коротком рассказе Хемингуэя» написал литературный агент Питер Миллер в 1991 году. Все детали на месте: спор писателей на 10 долларов и гениальный ответ Хемингуэя на салфетке. Миллер говорит, что услышал историю в 1974 году от «хорошо зарекомендовавшего» работника газеты.
В 2006 году Миллер повторил историю с Хемингуэем уже в новой книге. Но одна деталь изменилась – спор писателей начался в другом ресторане. Миллер при этом не приводит никаких доказательств и просто развивает мысль, что в рассказе кроется вся гениальность Хемингуэя – в умении за несколько слов поразить читателя.
В 1997-м байка Миллера появляется в газете New York Times, а еще через год – в эссе писателя-фантаста Артура Кларка, который пишет, что Хемингуэй – автор самого короткого и душераздирающего рассказа в истории литературы.
В нулевых-десятых годах «история Хемингуэя» распространяется в интернете как интересный и необычный факт литературы. Исследователи творчества писателя и журналисты сразу разбивают правдивость байки.
Например, журнал The Times в 2019 году проводил расследование и подтвердил миф – нет никаких явных доказательств, что Хемингуэй участвовал в споре (где хоть еще один его участник?) и сочинял тот самый рассказ.