Сценарии детских мультиков

Консультация для педагогов "Как написать сценарий к мультфильму?", в которой раскрываеся методика написания сценария будущего мультфильма; предложены сценарные карточки, предложенные Н.П. Пу

КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ К МУЛЬТФИЛЬМУ?

Что же такое сценарий и как его создать? Сценарий состоит из последовательности сцен и описывает словами то, что происходит в мультфильме. Это детальное описание каждой сцены. Сцена включает в себя действия персонажей на одном фоне. Смена фона или появление новых героев рождает новую сцену. Но если мы напишем, что наш герой встал, пошел туда-то, сделал то-то, то получится о-о-очень скучный мультфильм. Что же делает мультфильм интересным?

Язык мультипликации — это язык волшебных, сказочных или жизненных образов, которые отражают то, что мы хотим передать на экране. То есть наши мысли, чувства, переживания — все, что мы хотим сообщить через свой мультфильм — необходимо выразить с помощью образов. Говорить на языке образов детям очень просто. Дайте ребенку лист бумаги и попросите его что-нибудь нарисовать. Перед вами возникнет целый воображаемый мир, на полненный событиями! Воображение-тот волшебный инструмент, который будет помогать вам в создании мультфильма.

Но процесс создания мультфильма — это не только творческий процесс, существуют специальные методики создания сценария, и даже известные сценаристы предпочитают их придерживаться.

Но процесс создания мультфильма — это не только творческий процесс, существуют специальные методики создания сценария, и даже известные сценаристы предпочитают их придерживаться.

Поиск идеи для мультфильма.

Основой сценария является идея или сюжет. Даже из короткой идеи в два-три слова можно создать увлекательную историю. Где же найти интересные сюжеты для детского мультфильма? Это могут быть:

  • литературное произведение: сказка, рассказ, стихотворение;
  • новая версия известной сказки или истории;
  • забавная история про домашнего питомца;
  • история про любимую игрушку или героя;
  • сюжет — наблюдение за явлением природы или событием;
  • история, придуманная ребенком;
  • сюжет — поздравление с каким-либо событием или праздником;
  • тематический мультрассказ о явлении или событии в мире из любой области знаний;
  • сюжет, рассказывающий о каком-либо значимом для ребенка событии.

Как показывает практика, для ребенка не составляет труда придумать идею мультфильма, поскольку в его голове тысяча прекрасных идей одна лучше другой. Задача педагога — сопровождать ребенка в этой трудоемкой работе от идеи к реализации и созданию конечного продукта на всех этапах создания мультфильма.

Основные части сюжета.

Итак, в сценарии описывается какая-то история. Любая история имеет начало, завязку, развитие событий, кульминацию, развязку и конец. Умелый рассказчик гармонично сочетает все части своей истории, объединяет их в единое целое.

  • Начало. В самом начале происходит знакомство зрителя с героями, их друзьями, местом, где они живут. Многие знают волшебные слова, ведущие в сказку, и звучат они так: «Жили-были…».
  • Завязка. В начале истории происходит какой-то конфликт, событие либо перед героем ставится некая задача: трудная проблема или ситуация. Например, поиск подарка на день рождения или помощь другу, попавшему в беду. Главное, что это событие должно будущего зрителя заинтриговать, заставить сопереживать и ждать ответа на вопрос: «Что же там дальше случится?». Задача авторов — с первых минут мультфильма сблизить зрителя и героя, создать между ними эмоциональную связь, Поэтому пусть герой сразу же начнет проявлять свой характер, с первой же сцены действует, принимает решения, проявляет свои эмоции, реагирует. Только через действия персонажа мы можем раскрыть для себя его внутренний мир, обнаружить, что он похож на нас и ему можно сопереживать.
  • Развитие событий. Мы определились с проблемой, и теперь наш герой начинает искать способы с ней справиться. События развиваются. Каждая следующая ситуация добавляет нам какую-то новую информацию, разворачивает ход событий. Герой может попа дать во все более трудные ситуации. Эмоциональное напряжение увеличивается, заставляя зрителя все больше сопереживать герою.
  • Кульминация. И здесь происходит кульминация, наш герой находит решение проблемы. Происходящие изменения сопровождаются изменением внешнего окружения. На пример, если в начале истории светило солнце и была отличная погода, то потом наступает ненастье, которое достигает своего пика в кульминации.
  • Развязка. Развязка истории неожиданно переворачивает все происходящее, расставляет все по своим местам, показывает, что плохо, что хорошо. Каждый получает по заслугам, добро торжествует.
  • Конец. В хорошей истории не обязательно объяснять что-то, читать мораль. Каждый зритель поймет историю по-своему. Важно, чтобы зритель сопереживал происходящему на экране. Чаще всего в детских историях добро побеждает зло, а ребенок получает опыт победы в трудной ситуации. Этот опыт создает для него внутреннее ощущение защищен ности по отношению к внешнему миру. Внешнее окружение в финале также меняется, природа успокаивается, отражая то настроение, которое соответствует финалу.

Сценарные карточки.

Создание сценария – непростая задача для ребенка дошкольного возраста. С помощью опорных сценарных карточек ребенку проще выделить основные элементы сказочного сюжета, выстроить событийную линию своей истории, освоить правила написания сценария. Наличие определенной схемы действий позволяет организовать и направить мысли и внимание ребенка в нужное русло.

При составлении сказок психологи и педагоги используют карточки А. Я. Проппа, исследователя сказок, который выделил и описал основные элементы сказочного сюжета на примере большого количества народных сказок. Все сказки состоят из тех или иных элементов, так как задача народной сказки — в иносказательной форме передать ребенку представления о жизни, о добре и зле, подготовить к переходу по взрослую жизнь через инициацию, испытание, которое выпадает на долю каждого героя сказки. Ребенок примеряет на себя разны ситуации, проживает их, учится делать в жизни правильный выбор.

Н.П. Пунько и О.В. Дунаевская изменили содержание карточек, оставив саму идею. Разработанные ими карточки трактуют элементы сюжета в более общем виде: их можно применить к любой жизненной истории.

В набор сценарных карточек (всего 20) входят, конечно же, герой и антигерой, там есть начало и конец истории, есть элементы, которые помогут создать для героя трудности, направят искать ответы на вопросы, в которых он сможет проявить себя и свои способности. Есть также элементы сказочного мира. В основу сценарной истории положены основные части сюжета сценария: начало, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и конец. Они и составляют ленту событий мультистории. Это помогает ребенку не пропустить этап развития сюжета. На эту ленту, как на нить, ребенок нанизывает события, которые задаются сценарными карточками. Число событий до наступления кульминации в ленте истории ограничено. Их всего три, и этого вполне достаточно для того, чтобы история получилась интересная и при этом не затянутая.

После того как ребенок придумал персонажей и создал про них историю с помощью карточек, он начинает подробно описывать каждое событие. Придумывает, в каком месте про исходит это событие, кто участники события, что происходит в кадре. Если происходят диалоги или звучит закадровый текст, то прописывает их. Каждое событие описывается в виде отдельной сцены.

Написать сценарий детского мультфильма не легче, чем создать его для взрослой полнометражной кинокартины. Хороший мультфильм — это прежде всего история, «цепляющая» зрителя. Как найти идею, способную захватить внимание детей, и на что обратить особое внимание в работе над сценарием? Один из главных авторов мультсериалов студии «Паровоз» Мария Парфенова делится советами с начинающими сценаристами детской анимации.

Мария Парфенова, сценарист студии «Паровоз»:

Чтобы увлечь историей современных детей, сценаристу нужно сначала понять, к кому он обращается: точно предположить реакции аудитории, разобраться, о чем она мечтает, что ее вдохновляет, что пугает, а что смешит. При этом важно помнить, что анимационный сценарий — это особый жанр драматургического произведения, который должен очень подробно описывать каждую сцену, действие и диалоги персонажей.

Сценарному мастерству учат многие вузы мира. Чтобы освоить эту профессию, нужно пройти большой путь и сломать множество копий. Но все имеет свое начало. Автору всегда помогает изучение опыта других. Меня часто спрашивают, как придумать героев, до которых будет дело юному современному зрителю, в какие ситуации их поместить, кому показать свою работу начинающим авторам. Я знаю, что в начале профессионального пути помощь коллег очень ценна, и решила поделиться с вами своими советами.

5 СОВЕТОВ ОТ МАРИИ ПАРФЕНОВОЙ

1. Будьте в постоянном поиске

Как говорил Хаяо Миядзаки, вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды. Набрести на идею для сценария можно, заглянув в себя и вспомнив свое детство. Задайтесь вопросом: что вас тогда волновало и завораживало? Что казалось удивительным и волшебным? Прислушайтесь к своему «внутреннему ребенку».

Начитанность и насмотренность тоже очень важны. Они дают «информационный слой», от которого можно оттолкнуться.

Внимательно наблюдайте за людьми вокруг вас. Часто реальные люди с яркими характерами становятся прототипами выразительных персонажей.

Ведите дневник. Записывайте все мысли, сценки, незаконченные сюжеты. Все, что показалось вам интересным. Эти зарисовки могут пригодиться в будущей работе над сценарием.

2. Интерпретируйте известные сюжеты

Мифы, легенды, сказания и сказки народов мира несут в себе огромный пласт информации и являются неисчерпаемым источником вдохновения для любых современных детских авторов — как литераторов, так и сценаристов. Не пренебрегайте ими.

Изначально такого рода произведения были своего рода страшилками, призванными предупредить, уберечь детей от опасности. Не ходи в темный лес! Там живет злая Баба Яга. Не подходи к болоту! Затянет Кикимора — не выберешься. При этом «темные» духи оберегают и направляют героев сказок. Ведь, к примеру, что бы делал Иван-царевич без помощи Серого Волка? Не отстает и Баба Яга, которая во многих сказках наставляет добрых молодцев и, в итоге, спасает их.

Такая двойственность персонажей дает большой простор для фантазии. Именно неожиданная трактовка известных сказок, характеров и образов героев стала «фишкой» сериала «Сказочный патруль». Мы посмотрели на них по-новому, и это предопределило большой зрительский успех мультфильма.

3. Не забудьте про конфликт

Ничто так ярко не раскрывает характер героев, как «конфликт». Об этом иногда забывают начинающие авторы. Тем временем именно конфликтная ситуация чаще всего является триггером сюжета. В условиях противостояния личностям или обстоятельствам привычные герои раскрываются с неожиданной стороны. Оно позволяет зрителю взглянуть на себя и свою жизнь через призму истории героев и дает развитие персонажам. В любом жанре, будь то литературное произведение, игровое кино или анимационное, конфликт является неотъемлемой частью сюжета, позволяющей зацепить и удержать внимание зрителя.

4. Показывайте, а не рассказывайте

При написании сценария важно понимать, чем он отличается от литературного текста. Главная разница — в диалогах персонажей, которые в анимационном сценарии сопровождаются четким описанием действий героев. Даже самые остроумные и смешные диалоги, если их произносят просто «говорящие головы», теряют свою яркость. Описание действий персонажей во время произносимого диалога — обязательное условие. Чем подробнее они будут прописаны в сценарии, тем лучше у режиссера получится раскрыть характер персонажей.

5. Цените критику и действуйте

Если вы уже написали сценарий для анимации, для начала дайте почитать его своим друзьям. Выслушайте их мнение и подумайте над замечаниями. Часто авторы сильно погружаются в свое произведение, буквально живут им и не желают что-либо в нем менять. Любить свое детище — правильно и замечательно. Но эта погруженность иногда мешает увидеть его слабые места. А вот читатель сразу почувствует, где есть «жулимэ». Стоит прислушаться к мнению окружающих.

Когда вы убедились, что со сценарием все в порядке, приходит пора действовать. Обращайтесь к продюсерам анимационных студий, отправляйте сценарий на всевозможные литературные конкурсы. И тогда ваше произведение обязательно найдет свою аудиторию!

Даже если технически, мультипликационный фильм выполнен на высоком уровне, скучный сценарий целиком погубит всю работу. Поэтому, в мультипликации так важно создавать картину по увлекательному сценарию.

Со стороны, может показаться что работа над сценарием это сугубо творческий процесс. Однако, даже сценаристы с мировым именем придерживаются определённой методики работы.

Сегодня мы расскажем о технике, которая существенно поможет повысить производительность и качество Вашей творческой работы над сценарием.

Поиск идеи для мультфильма

Основой сценария является идея, или сюжет самой мультипликационной картины. Несмотря на то что идея, или история, может быть высказана двумя – тремя предложениями, от того насколько она увлекательна, будет зависеть общий результат.

С одной стороны, разработка идеи потребует от Вас проявить креативность. С другой стороны, даже профессионалы прибегают к помощи сторонних информационных источников. Можно посмотреть известные комиксы, почитать анекдоты, или народные шутки.

Совсем не обязательно создавать Вашу идею как копию уже чего-то созданного, как минимум достаточно интегрировать разные шутки чтобы получить свой вариант.

разработка идеи мультфильма

Создать схему мультфильма

Теперь приступайте к разработке схемы мультфильма, которая представляет из себя набор черновых рисунков. Размещённая на стене, схема из отдельных черновиков будет напоминать комикс, по которому можно понять суть происходящего.

Со стороны может показаться что схематические наброски это уже этап создания анимации, и уж не как не сценария. Тем не менее, наличие такой схемы существенно поможет Вам в дальнейшей работе над описанием отдельных сцен и созданием всего сценария.

К тому же, имея перед глазами схему, Вам будет намного проще добавлять новые, и редактировать уже имеющиеся мысли по созданию Вашей увлекательной истории.

схема мультфильма

Этап написание сценария

Теперь можно приступать к написанию самого сценария. Работа над которым, по сути, является детальным описанием каждой сцены. Одна сцена включает в себя неизменное количество персонажей на неменяющемся фоне. Иными словами, появление нового персонажа, или смена антуража, рождает новую сцену.

Перед тем как приступить к работе, сделайте ещё один подготовительный шаг — не пожалейте время и уделите внимание расстановке сцен в определенную последовательность. Продуманная последовательность сцен обеспечит ясность и гармонию при просмотре мультфильма.

Описание сцены

Каждая сцена должна иметь подробное описание об окружающем фоне, на котором происходит действие. Ваша задача указать все важные детали, которые задают атмосферу происходящего. Укажите где относительно друг друга находятся действующие персонажи и все их последующие действия.

Диалоги

Понятно, что вы напишите непосредственно сами диалоги между персонажами. Однако, вы также должны рассказать о всех сопутствующих деталях происходящего. Если кто-то делает паузу, улыбается, или двигается – опишите как это происходит. Ваша задача максимально подробно передавать действия героев в каждой сцене.

Описание ракурса камеры

В мультипликации, ровно как и кинематографии, расположение камеры относительно действующих лиц играет колоссальное значение в постановке всей картины. Например, кадр сфокусированный на глазах героя выполняет совершенно другую задачу нежели чем кадр сфокусированный на лице героя.

Ракурс камеры в мультипликации это целая тема, и заслуживает отдельной статьи.

Ваша задача точно, иногда даже вплоть до угла, указать для каждого кадра ракурс камеры.

сценарист пишет сценарий

Следите за продолжительностью мультфильма

В большей степени, продолжительность мультфильма будет определяться творческой идеей, над которой вы работаете в самом начале. Тем не менее, сценарий также оказывает значительное влияние на продолжительность.

Почему это важно? Есть огромная разница между созданием 1 минутного анимационного ролика и 1 часовым мультипликационным фильмом. И эта разница в количестве художников-аниматоров. Если в первом случае, можно обойтись силами одного художника, то во втором вам будет нужна команда как минимум из десятка аниматоров.

Поэтому, работая над сценарием не забывайте о своих технических ресурсах — следите за продолжительностью картины.

сценарист с часами

Ревизия сценария

Ревизии сценария является таким же полноценным этапом работы как и собственно его разработка.

Сначала, вам следует ещё раз все перечитать и убрать всё лишнее, или повторяющееся. Любой текст, не приносящий ценности картине подлежит удалению. Профессиональные сценаристы на этапе ревизии могут сократить объём текста в два раза, не то что без потери качества, а напротив с улучшением качества своего произведения.

Далее, вы раздаёте пред-подготовленный сценарий своим друзьям и родственникам, желательно если эти люди из разных кругов общения. От людей с разными взглядами вы будете близки к получению объективной оценки вашей работы. Попросите друзей и родственников дать честное мнение о вашей работе, и написать все замечания.

Получив обратную связь от рецензентов, вы можете окончательно отредактировать сценарий.

И только теперь, вы готовы выпустить свою работу в свет.

автор передаёт сценарий

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии отчетных концертов сельских домов культуры
  • Сценарии начинающих авторов
  • Сценарии использования информационной системы
  • Сценарии детских коротких сказок
  • Сценарии народных зимних сказок