- Главная
- Учебная литература
- Экономика
- Институциональная экономика — Олейник А.Н.
Институциональная экономика — Олейник А.Н. — 14.4. Два сценария институционального развития
Опубликовано в Экономика
Страница 77 из 139
14.4. Два сценария институционального развития
Анализ уровня доверия в российском обществе позволяет говорить о рассогласовании, неконгруэнтности неформальной нормы и нормы, на основе которой функционирует рынок. Аналогичные .выводы можно сделать и на основе анализа остальных пяти параметров 60. Следовательно, приходится предполагать не конвергенцию неформальных и формальных норм в результате импорта института рынка, а их дивергенцию, возрастающее рассогласование. Итак, сформулируем два сценария развития событий в случае импорта института. Во-первых, в случае конгруэнтности формальных и неформальных норм происходит ускорение институционального развития. Но при этом радикальной смены траектории институционального развития не происходит, ведь изначально
формальные и неформальные нормы не противоречили друг другу. Институт лишь проходит быстрее ряд этапов своего становления, которые в случае эволюционного развития заняли значительно больший период времени. Во-вторых, в случае неконгруэнтности формальных и неформальных норм происходит замедление институционального развития ввиду роста рассогласования между формальными и неформальными нормами. Второй сценарий тем более не предполагает, что происходит радикальная смена траектории институционального развития. Сравним два указанных сценария институционального развития более подробно в табл. 14.2.
Подведем итоги. Революционный вариант, связанный с импортом формальных институтов, тоже оказывается неспособным радикальным образом изменить траекторию институционального развития. В лучшем случае он ускоряет движение по этой траектории, а в худшем — замедляет. В случае развития событий по второму сценарию возможное решение могло бы заключаться в смене образцов импортируемых институтов, например, американской модели на германскую, французскую, японскую, или наоборот. Такой подход позволил бы найти такую страну-экспортера, чьи формальные институты конгруэнтны с неформальными институтами страны-импортера. А далее начинается длительный процесс взаимодействия формальных и неформальных норм: исходный импульс от внедрения нового формального института вызывает реактивные изменения неформальных норм, изменения неформальных норм сказываются на структуре формального института и так далее (рис. 14.3).
Таблица 14.2
Первый сценарий |
Второй сценарий |
|
Конгруэнтность норм |
Существует |
Не существует |
Результат |
Ускорение институционального развития |
Замедление институционального развития |
Издержки, которые сопровождают импорт института 61, где ТС — общие издержки, I — прямые издержки импорта, S— цена подчинения формальному институту, G — косвенные издержки, связанные с рассогласованием формальных и неформальных норм |
ТС1 = I1 +I2 + I3 + I4 + S |
ТС1 = I1 +I2 + I3 + I4 + S+ G1 + G2 + G3 + G4 |
[I1] Издержки импорта формальных институтов (техническая помощь стран-экспортеров) |
Издержки I1, I2, I3, I4 и S — такие же, как и по первому сценарию, следовательно ТС2 > ТС1 |
|
[I2] Издержки обучения чиновников и функционеров, обеспечивающих функционирование новых формальных институтов |
[G1] Трансакционные издержки, растущие из-за сосуществования двух принципов совершения сделок, легального и внелегального (см. аргумент теории соглашений о природе трансакционных издержек) |
|
[I3] Издержки лоббирования принятия новых законов |
[G2] Издержки экспансии формальных правил. При рассогласовании норм наблюдается тенденция к замещению неформальных норм формальными правилами и росту издержек контроля над их выполнением 62 |
|
[I4]Издержки распространения информации о новых формальных правилах (издание и распространение новых версий законов) |
[G3] Издержки, связанные с психологическим дискомфортом ведения «двойной» игры по легальным и внелегальным правилам |
|
[S] Цена подчинения закону |
[G4] Цена внелегальности |
|
Пример |
Импорт Кодекса Наполеона (Гражданского кодекса Франции 1804 г.) в другие страны романо-германского права (Бельгию, Голландию, Италию, Испанию, Португалию) |
Импорт европейской модели государственного -устройства в страны, относящиеся к другим правовым культурам: африканской, исламской, индийской |
Основными факторами,
влияющими на успех импорта институтов,
являются степень и характер конгруэнтности
господствующих в стране-импортере
неформальных норм и формальных норм,
на основе которых функционирует
импортируемый институт. За неимением
лучшего мы используем геометрический
термин50, под которым подразумеваем
наличие общих тенденций развития
господствующих в обществе неформальных
и импортируемых формальных норм. Наличие
между нормами конгруэнтности позволяет
получить их конвергенцию, сближение
тренда, траектории институционального
развития51. В свою очередь, конвергенция
бывает позитивной и негативной,
эволюционной, стабильной или гибридной.
Позитивная конвергенция заключается
в сближении формальных и неформальных
норм на основе тенденции, ведущей
к оптимуму.
Негативная конвергенция, наоборот,
принимает форму общей тенденции к
неэффективному результату. Эволюционная
конвергенция (Й. Шумпетер, Дж. Гэлбрейт)
видит в сближении норм динамический
процесс. Гипотеза статической конвергенции
(Ф. Перу) предполагает ситуацию, в которой
формальные и неформальные нормы дополняют
друг друга. Наконец, гибридная конвергенция
(Я. Тинберген) заключается во взаимном
влиянии формальных и неформальных норм,
в итоге тенденция институционального
развития не совпадает ни с трендом
развития неформальных норм, ни с трендом
развития формальных.
Итак, как мы можем
оценить или даже измерить характер и
степень конгруэнтности формальных и
неформальных норм? Известно несколько
методик, каждая из которых имеет свои
недостатки, связанные главным образом
с их нацеленностью на анализ конкретных
случаев импорта институтов и, следовательно,
ограниченностью сфер их применения.
Во-первых, юридическая
методика оценки перспектив внедрения
в корпус права элементов других правовых
систем. Она строится на основе
предположения, что «имплантируемая
норма будет работать только при условии
принадлежности юридической системы-донора
и юридической системы-рецептора к одному
и тому же классу эквивалентности».
Во-вторых, методика
Дж. Ховстеда, разработанная для сравнения
управленческих культур в различных
странах (опросы проводились в конце
70-х — 80-х годах в 50 странах мира, выборка
составила более 120 тыс. работников
транснациональных корпораций), чтобы
оценить перспективы использования
одинаковых методов управления в странах
с различными традициями орга-низации
трудовых отношений53.
В-третьих, методика
С. Корнела и Дж. Колта, предложенная,
чтобы определить степень совместимости
формальных институтов власти и
неформальных норм, регулирующих властные
отношения.
В-четвертых,
методика, основанная на сравнении норм,
которые образуют идеальный тип
господствующего в обществе неформального
института и идеальный тип импортируемого
формального института56
ДВА СЦЕНАРИЯ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Анализ уровня
доверия в российском обществе позволяет
говорить о рассогласовании, неконгруэнтности
неформальной нормы и нормы, на основе
которой функционирует рынок. Аналогичные
.выводы можно сделать и на основе анализа
остальных пяти параметров60
Итак, сформулируем
два сценария развития событий в случае
импорта института. Во-первых, в случае
конгруэнтности формальных и неформальных
норм происходит ускорение институционального
развития. Но при этом радикальной смены
траектории институционального развития
не происходит, ведь изначально формальные
и неформальные нормы не противоречили
друг другу. Институт лишь проходит
быстрее ряд этапов своего становления,
которые в случае эволюционного развития
заняли значительно больший период
времени. Во-вторых, в случае неконгруэнтности
формальных и неформальных норм происходит
замедление институционального развития
ввиду роста рассогласования между
формальными и неформальными нормами.
Второй сценарий тем более не предполагает,
что происходит радикальная смена
траектории институционального развития.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
УДК 330
К.Д. Царикаев
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТОВ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Институциональная экономика подчеркивает более широкое изучение институтов и взглядов в результате сложного взаимодействия этих институтов (например, отдельных лиц, фирм, государств). Исследователем проведен анализ, подчеркивая недостатки и пути их решения. Сделан вывод о том, что есть некоторые существенные препятствия для модернизации экономики.
Ключевые слова: институциональная экономика, фирмы, государства, болезни, модернизация.
Актуальностью данной статьи является то, что развитие институциональной экономики оказывает влияние на целую систему экономических отношений, в гармонизации и оптимизации с институтами и обществом. Целью исследования является изучить влияние институтов на общественное развитие. Одной из задач исследования является рассмотреть идеи институциональных экономистов. Идеи институциональных экономистов, делающие акценты на улучшения взаимодействия общества не остаются без внимания потому, что они позволяют сделать выводы об устройстве жизни в целом и отношении к ней.
Существенной задачей данного исследования является изучение вопросов институциональной экономики. Существует также множество различных вопросов, на которые пытается найти ответы институциональная экономика: 1) Вопрос собственности, например, почему все, что нас окружает, может быть общественным, частным, государственным или принадлежать никому? 2) Вопрос — почему люди никогда не торгуются в супермаркетах? 3) Вопрос о капитале, социальном капитале. Что такое социальный капитал, и другие общественно-экономические расстройства мешающие развитию институтов.
Одной из важнейших задач, является понимание слова «институт». По нашему мнению, институт представляет собой систему социальных факторов, которые совместно порождают регулярность поведения. Институт можно охарактеризовать как совокупность отношений по поводу различных взаимодействий систем. У институциональных элементов разные роли, и каждый из них по-разному участвует в порождении регулярностей поведения. В соответствии с различными критериями существуют и разные виды организаций — формальные (представлены в форме парламентов и фирм) или неформальные организации (сообщества и бизнес — сети), в свою очередь они играют три взаимосвязанные роли: во-первых, производят и распространяют правила, во-вторых, поддерживают убеждения и нормы, в-третьих, влияют на совокупность выполнимых поведенческих убеждений. Чтобы понять поведение людей, нужно изучить эти институциональные элементы, образующие взаимосвязанные компоненты общей системы, в которой правила отвечают убеждениям. Рассмотрим примеры взаимосвязанных ролей различных институциональных элементов (таблица 1) [3, с. 860]
Таблица 1
Примеры взаимосвязанных ролей различных институциональных элементов
Примеры правил различных институциональных элементов Выбранная для исследования организация Убеждения и интернализированные нормы Предполагаемая регулярность поведения
Правила дорожного движения Департаменты автотранспорта и правоохранительные органы Убежденность в том, что водители и сотрудники правоохранительных органов будут вести себя определенным образом Вождение в соответствии с правилами
Правила регулирующие взятки, а именно их объем, как их платить и с какой целью Государственная администрция, полиция и суды Убежденность в том, что реакция государства, полиции и судов на взятничество делает получение взяток выгодным делом; убежденность в том, что взятка является наименее затратным способом добиться нужного результата Коррупция
© Царикаев К.Д., 2016.
Научный руководитель: Локтионова Юлия Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и кредита, Российский государственный социальный университет, Россия.
Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. V.
ISSN 2223-4047
Создавая любой институт, необходима такая организация, которая будет контролировать соблюдение правил, также немаловажную роль играет убежденность людей, то есть неформальное поведение. Из таблицы 1, видно, что правила дорожного поведения регламентирует вождение автотранспорта в соотвествии с правилами. А правила регулирующие взятки, по регулярности поведения предполагает коррупцию. Исходя из приведенных примеров заметно прослеживается тенденция взаимосвязанных ролей различных институциональных элементов. А нормы в свою очередь, являются определенными значениями, например, добиться какого-либо результата или определенное поведение. В данном случае изучая формальные правила (закон, закономерности) и неформальные правила (убеждения), следовательно, получаем итоговое предполагаемое регулярное поведение. По мнению авторов Локтионовой Ю.Н., Яниной О.Н., перед страной стоит задача трансформировать инновационный потенциал для достижения основных результатов развития социально-экономической системы, которые определены Правительнством России на период до 2020 г. [1, с.126].
Следующей задачей изучения влияния институтов на общественное развитие является «импорт институтов». Это касается эффективности институционального импорта: достигает ли импорт институтов нужной цели. Для решения данной задачи необходим анализ сценариев институционального развития. Сравним два указанных сценария институционального развития, более подробно в таблице 2. [2, с. 417].
Таблица 2
Сценарии институционального развития
Сравниваемые параметры сценариев развития Первый сценарий институционального развития Второй сценарий институционального развития
Конгруэнтность норм Существует Не существует
Результат Ускорение институционального развития Замедление институционального развития
ТС1=I1+I2+I3+S TC2=I1 +I2+I3 +I4+S+G1+G2+G3+G4
Издержки, «вызванные» импортом института, где ТС — общие издержки, импорта, 8 — цена подчинения формальному институту в — косвенные издержки, связанные с рассогласованием формальных и неформальных норм [11] Техническая помощь стран-экспортеров Издержки I1, I2, I3, I4 и S — такие же, как и по первому сценарию, следовательно, TC2 > TC1
[12] Издержки обучения чиновников [G1] Трансакционные издержки, растущие из-за сосуществования двух принципов совершения сделок, легального и внелегального
[13] Издержки лоббирования принятия новых законов
[14] Издержки распространения информации о новых формальных правилах
Цена подчинения закону [G2] Издержки экспансии формальных правил. При рассогласовании норм наблюдается тенденция к замещению неформальных норм формальными правилами и росту издержек контроля над их выполнением
[G3] Издержки, связанные с психологическим дискомфортом ведения «двойной» игры по легальным и вне-легальным правилам
[G4] Цена в нелегальности
Пример Импорт Кодекса Наполеона (ГК Франции 1804 г.) в другие страны Европы Импорт европейской модели государственного устройства в страны, относящиеся к другим правовым культурам: африканской, исламской, индийской
Из таблицы 2, можно сделать вывод, что первый сценарий, который следует рассмотреть — это конгруэнтность формальных и неформальных норм, в этом случае происходит быстрое институциональное развитие. Но при этом изначально формальные и неформальные нормы не должны противоречить друг другу. В результате институт ускорено проходит ряд этапов своего становления, которые в случае эволюционного развития могли бы занять значительно больший период времени. А второй сценарий, это различие и разногласие формальных и неформальных норм в результате которого происходит замедление институционального развития из-за «конфликта» между формальными и неформальными нормами. Также на большое влияние оказывают теневые институты, правовые, социальные. Следует, что необходимо обратить внимание на сложность импорта институтов, так как нужно проводить серьезную работу изучая поведение людей, традиции, укоренившиеся нормы. Если, ничто не мешает импортировать институт — это может существенно модернизировать экономику и качество жизни.
Таким образом, в статье изучены некоторые вопросы институциональной экономики и решены поставленные задачи. Рассмотрено влияние институтов и взглядов в результате сложного взаимодействия этих институтов, выявлено, что каждый из институтов имеет свои особенности, на который влияет и государство, и факторы, и общество в целом. Сделан вывод о том, что есть некоторые существенные препятствия для модернизации экономики.
Библиографический список
1. Локтионова Ю.Н., Янина О.Н. Проблемы переходного периода Российской экономики на инновационный путь развития // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. 233 стр.
2.Олеиник А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие ИНФРА-М, 2002. 417 стр.
3.Greif A. Institutions and the Path to the Modem Economy: Lessons from Medieval Trade. 2006. P. 860.
4.Государственно-частное партнерство в АПК: монография / Уколова Н.В., Котар О.К., Носов В.В., Андреев В.И., Волгуцкова О.А., Исаева Т.А., Нечкина Е.В.. — Саратов: ООО Издат. центр «Наука», 2013. — 210 с.
5.Носов В.В., Цыпин А.П. Моделирование влияния факторов на ВРП на основе искусственных нейронных сетей // Ученый XXI века. 2016. № 1. — С. 37-40.
6.Носов В.В., Цыпин А.П. Выявление и измерение влияния внутренних факторов на величину выручки предприятий вида деятельности «производство машин и оборудования» // Ученый XXI века. 2016. № 3-4 (16). — С. 67-71.
ЦАРИКАЕВ КАМИЛ ДЕМИРАЛИЕВИЧ — студент специальности «Экономическая безопасность» экономического факультета, Российский государственный социальный университет, Россия.