Сценарии javascript что это

JavaScript: Что такое JavaScript и сценарии.

Раздел:
Сайтостроение /
JavaScript /

Что такое JavaScript

Что такое JavaScript

Небольшая книга о JavaScript, которая поможет вам в изучении JavaScript. В книге и рассылке сведения для начинающих: что такое JavaScript, как это работает, письма, которые помогут принять решение, надо ли вам это или нет, а также полезные ссылки на обучающие материалы.
Подробнее…

Если вы интересуетесь программированием вообще, и
сайтостроением в частности, то вы наверняка слышали слово JavaScript. И, если вы до сих пор не узнали толком, что же это такое, то пришло время сделать это. Хотя бы в общих чертах.

Итак, JavaScript — это язык сценариев.Читается это слово примерно так: “джава скрипт”. Сокращённо JS.

Если вы любите заумные термины и точные определения, то почитайте про этот язык в Википедии. Здесь же я буду говорить простыми словами, которые, быть может, не совсем точно соответствуют истине, но зато будут понятны любому чайнику.

Сценарий — это исходный код, который выполняет какое-то действие. Можно сказать, что это программа. Однако, от обычной программы сценарий немного отличается:

  • Файл исходного кода сценария не компилируется, а интерпретируется. То есть исходный код обрабатывается и выполняется непосредственно во время запуска специальной программой.
  • Исходный код сценария может быть написан и сохранён в отдельном файле, но также может быть встроен в другой файл (например, в страницу сайта — тогда сценарий будет выполняться браузером).

Языков сценариев существует немало. Но если говорить о сайтостроении, то один из самых популярных, это, конечно, JavaScript.

Язык JavaScript похож на язык С++, но несколько упрощён и, конечно, предназначен для других целей.

Если вы знаете С++, то изучение JavaScript не вызовет у вас каких-либо затруднений. Если же нет — огорчаться не надо. JavaScript можно изучить и без знания С++. Просто это займёт чуть больше времени.

Более подробно я ещё расскажу об этом языке в следующих разделах. Ну а пока советую вам обратить внимание на мощный видеокурс по JavaScript, изучение которого закроет потребности в знаниях не только новичка, но и программиста с опытом:

>>> JavaScript, jQuery и Ajax с нуля до гуру >>>

Что такое JavaScript

Что такое JavaScript

Небольшая книга о JavaScript, которая поможет вам в изучении JavaScript. В книге и рассылке сведения для начинающих: что такое JavaScript, как это работает, письма, которые помогут принять решение, надо ли вам это или нет, а также полезные ссылки на обучающие материалы.
Подробнее…

Первоначально разработанный в 1995 году Бренданом Эйком (Brendan Eich), работавшим в Netscape, в сотрудничестве с Sun Microsystems, язык сценариев Javascript является объектно-ориентированным языком. Изначально Javascript предназначался для разработки клиентских приложений в веб-браузере с целью расширения пользовательского интерфейса и разработки динамических веб-страниц. В 1997 году язык был стандартизирован Европейской ассоциацией производителей компьютеров (European Computer Manufacturers Association, ECMA) под названием ECMAScript (ECMA-262). Internet Explorer, начиная с версии 3.0 (1996), поддерживает диалект ECMAScript, названный JScript. Как любой живой язык, JScript развивался, и Internet Explorer 8.0 использует версию языка JScript 5.8, основанную на 3 издании стандарта ECMA-262. В целом, диалекты ECMAScript достаточно близки, по этой причине Javascript и JScript часто считаются синонимами.

Несмотря на сходство названий, Javascript не является родственником Java, оба языка наследовали свой синтаксис от языка C.

Характеристики языка Javascript

Javascript поддерживает синтаксис структурного программирования языка C, включая ветвление (инструкции if…, if…else… и switch ) и циклы (инструкции for и while ).

Типы данных в Javascript связаны со значениями, а не с переменными. Это означает, что любой переменной может быть присвоено значение одного типа (например, число), затем другого типа (например, строка). Такое поведение иногда называют также нестрогой типизацией.

Javascript почти полностью построен как объектный язык. Фактически, объекты Javascript – это ассоциативные массивы; запись obj.x = 10 эквивалентна obj[«x»] = 10 и obj[0] = 10 (полагая, что x является первым по счету свойством объекта obj ). Свойства объекта и их значения могут добавляться, изменяться и удаляться динамически.

Функция eval() позволяет выполнять инструкции, заданные в виде строки.

Функции в Javascript являются объектами первого класса, то есть могут присваиваться переменным, передаваться в другие функции в качестве аргумента и возвращаться функциями.

Внутренние функции (определенные внутри других функций) создаются, когда выполняется внешняя функция, и переменные внешней функции доступны для внутренней даже когда внешняя функция завершила работу.

Javascript не использует понятия классов. Наследование осуществляется через механизм прототипов ( prototype ), то есть клонирования существующих объектов.

Функции могут выступать в качестве конструкторов объектов. В этом случае ключевое слово this относится к создаваемому объекту.

В Javascript нет различий между определением функции и метода. Различие возникает, когда функция вызывается как метод объекта. В этом случае ключевое слово this относится к объекту, чьим методом оказывается функция.

Функции в Javascript могут принимать произвольное число аргументов, в том числе и не описанные при определении функции. Доступ к ним осуществляется как через формальные параметры функции, так и через свойство arguments функции.

Вставка сценария в HTML-документ

Сценарий Javascript вставляется в HTML-документ при помощи тэга script.

<script type="text/javascript">
  document.write('Hello from Javascript');
</script>

Сценарий может также храниться в отдельном файле.

<script type="text/javascript" src="myscript.js"></script>

Атрибут language элемента script описывает используемый язык сценариев (например, Javascript). Этот атрибут считается устаревшим и не рекомендуется к использованию.

Элементы script могут присутствовать в неограниченном числе внутри элементов head и body HTML-документа.

Переменные и типы данных

Javascript во многом наследовал синтаксис языка C, а это значит, что строчные и заглавные буквы в идентификаторах различаются. Нет необходимости специально объявлять переменные, хотя это является хорошей программистской практикой. Первое появление переменной автоматически является ее объявлением. Имя переменной должно начинаться с буквы или символа подчеркивания (_), последующими символами могут быть буквы, цифры и символ подчеркивания (_). Нельзя использовать в качестве имен переменных зарезервированные слова, такие как if, for, function, new. Для объявления переменной может использоваться необязательное слово var. Его использование обязательно только в том случае, если переменная объявляется внутри функции и пределом видимости этой переменной должна быть эта функция. Переменные, объявленные без использования var, являются глобальными. Примеры правильного объявления:

var test; //объявление без присвоения. Значение переменной undefined
  a = 2;
  var b2 = 3; 
  sum_a_b2 = a + b2;

Примеры недопустимых имен:

var 3piglets // начинается с цифры
var Smith&Wesson // символ & не допускается
var for // for является зарезервированным словом

В Javascript есть три простых типа данных: строка ( String ), число ( Number ) и логический тип ( Boolean ), два составных типа: объект ( Object ) и массив ( Array ) и два специальных типа: пустое значение ( Null ) и неопределенное значение ( Undefined ). Тип данных ассоциирован не с именем переменной, а с ее значением.

Строковые данные – любая цепочка символов, заключенная в одиночные (‘) или двойные кавычки («). Одиночные кавычки могут содержаться в строках, заключенных в двойные кавычки и наоборот.

"простая строка"
'еще одна строка'
"don't worry"

Числовые данные подразделяются на целые и числа с плавающей запятой (фактически, точкой), но внутренним представлением данных всегда является число с плавающей запятой. Целые числа могут быть представлены в десятеричной, восьмеричной и шестнадцатеричной форме. Числа с плавающей запятой могут записываться в степенной форме.

Число Десятичное представление Описание
0.0001, .0001, 1e-4, 1.0e-4 0.0001 Разные представления числа с плавающей запятой
125 125 Целое
0377 255 Восьмеричное представление целого
0378 378 Десятичное целое. Восьмеричное представление допускает лишь цифры от 0 до 7
0xff 255 Шестнадцатеричное представление
0x3e7 999 Шестнадцатеричное представление
00.001 0x0.001 Ошибка компиляции. Восьмеричные и шестнадцатеричные числа могут быть только целыми

Данные логического (Boolean) типа принимают лишь одно из двух значений: true (истина) или false (ложь).

y = (x == 10); //истина, если x равно 10

Чаще всего логические данные или выражения, возвращающие логические данные, используются в управляющих структурах:

if (x == 10)
    a = c; // выполняется, если x равно 10
  else
    a = b; // выполняется в противном случае

В качестве логического может быть использовано любое выражение, например, число, строка, массив или объект, при этом, если значение равно 0, пустой строке, пустому (не содержащему элементов) массиву, пустому объекту ( Null ) или неопределенному значению ( undefined ), то условие оценивается как false (ложь), в противном случае как true (истина). Например, две следующие конструкции эквивалентны.

if (x != 0)//если x не равен 0
      a = 1;

    if (x)
      a = 1;

Массив представляет собой данные, доступ к элементам которых осуществляется по индексу. Массивы в Javascript создаются следующим образом:

var a = new Array();// создает новый пустой массив
var b = new Array(N);//где N – положительное целое. 
//Создает массив из N пустых элементов
var c = new Array(elem1, elem2 ...);
//создает массив из перечисленных элементов. 
//Элементы должны существовать заранее.
var d = [elem1, elem2 ...];
//создает массив из перечисленных элементов
var e = [];// создает новый пустой массив

Индексация массивов всегда начинается с нуля (0), то есть последний существующий элемент имеет индекс на 1 меньше длины массива.

document.write(c[0]); //будет выведен первый элемент массива c
    a[0] = 1; // присвоение значения первому элементу массива a
    a[10] = 10; // присвоение значения одиннадцатому элементу массива a
    // элементы 1 – 9 заполняются пустыми значениями.
    // длина массива a.length равна 11
    document.write(a[10]); // печатает 10
    document.write(a[11]); //печатает пустую строку и не меняет длину массива

Нет необходимости переопределять длину массива. Присвоение значения несуществующему элементу массива автоматически создает этот элемент (если его не было) и заполняет массив пустыми элементами между последним существовавшим и вновь добавленным элементом.

В javascript (или jscript, версии javascript фирмы microsoft) есть две особенности: первая — что в нем поддерживаются только функции, вторая — что этот язык понятен для всех броузеров. Самый привычный способ передачи события элементу — это объявление названия функции в теге элемента. Заметим, что нам нужно записать не просто «myclickcode», а «myclickcode()» для соответствия синтаксической конструкции javascript. В html документе это будет выглядеть так:

<h2 onclick="myclickcode()">
Текст, реагирующий на событие
</h2>
...
<script language=javascript>
function myclickcode() {
alert('Ты щелкнул Текст!');
}
</script>

Это хорошо для работы с отдельными элементами, а как поступить при необходимости обработки событий целым документом? В этом случае указатели на обработчики событий можно поместить в тег <body>:

<body onmousemove="mymousemovecode()" onclick="myclickcode()>

Кроме того, можно подключить код обработки внутри тега элемента. При этом используется такая конструкция языка jscript:

<h2 language=jscript onclick="alert('Ты щелкнул Текст!');">
Текст, реагирующий на событие
</h2>

Так как jscript является языком броузера, определенным по умолчанию, можно опустить атрибут «language=jscript», сделав конструкцию более компактной:

<h2 onclick="alert('Ты щелкнул Текст!');">
Текст, реагирующий на событие
</h2>

И, наконец, можно создать отдельные секции <script> для каждого события, которое нам нужно обработать:

<h2 id=myheading>Текст, реагирующий на событие</h2>
...
<script language=javascript for=myheading event=onclick>
alert('Ты щелкнул Текст!');
</script>

Обработка событий, связанных с окнами, в языке javascript.
Мы рассмотрели, как размещать объявления об обработке событий, таких, как onmousemove в теге документа <body> для обеспечения реакции на событие, произошедшее на уровне объекта document. Другая ситуация — обработка события на уроне window. В internet explorer можно поместить такие инструкции в тег открытия <html>:

<html onmousemove="mymousemovecode()"
onclick="myclickcode()">
...
</html>

Существует еще один прием обозначения обрабатывающей событие функции в строке с идентификатором элемента и события. В этом случае название события и имя элемента разделяют точкой. Но при этом надо иметь в виду, что эти методы не являются общепринятыми для обработки событий. Просто они работают, потому что сами функции заданы в свойствах объекта element:

<h2 id=myheading>Текст, реагирующий на событие</h2>
...
<script language=javascript>
function myheading.onclick() {
alert('Ты щелкнул Текст!');
}
</script>

Этим методом пользуются для обработки событий, связанных с основными объектами броузера — document и window:

<script language=javascript>
function window.onload() {
alert('Загрузка страницы завершена.');
}
</script>

Отмена действия события.
Некоторые события, такие как onsubmit, позволяют управлять тем, как броузер поведет себя в ответ на них, возвращая контрольное значение. Рассмотрим пример с формой, содержащей единственное текстовое поле email, и кнопку submit (Отправка):

<form id=myform onsubmit="return checkaddress()"
action="http://www.some-web.com/file.cgi">
<input type=text id=email>
<input type=submit>
</form>

<script language=javascript>
function checkaddress() {
straddress = document.forms["myform"].elements["email"].value;
if (straddress.indexof("@") != -1) // содержит символ "@"
return true
else
}
alert('Проверьте правильность e-mail адреса!');
return false
}
}
</script>

Здесь для поиска символа @ в строке, введенной пользователем в форме, используется функция «indexof()». Если в строке нет такого символа, функция возвратит значение -1. В этом случае подразумевается, что это не может быть корректный e-mail. Об этом выдается сообщение, и отправка отменяется передачей значения false. Нами было использовано ключевое слово return в атрибуте элемента onsubmit, так что результат возвращается в ту часть броузера, которая занимается отправкой.

В приведенном примере видно, как используется броузерная модель для получения текста из текстового поля. Искомая строка является свойством value элемента email. Эта форма — часть коллекции elements формы myform, хранящейся в коллекции forms объекта document.

Вместо возвращения значения собственно функцией мы можем отменить действие, по умолчанию назначенное для данного события, с помощью свойства returnvalue объекта event. Мы рассмотрим это в следующих выпусках.

Javascript урок для начинающих. На уроке рассмотрены варианты внедрения сценариев в HTML-код. Синтаксис языка. Понятие операторов

В сети Интернет Вы найдете большое количество информации, посвященной языку JavaScript. Цель нашего портала заключается в последовательном логичном изложении кратких теоретических сведений по теме, с обязательным закреплением материала в виде практических заданий на основе решенных примеров. Представленные на сайте labs-org.ru лабораторные задания по javaScript выстроены последовательно по мере увеличения сложности, а готовые решенные примеры позволят с легкостью пройти материал даже новичку. Сайт можно использовать в качестве вспомогательного наглядного пособия для учителей и преподавателей.

Содержание:

  • 1. Добавление сценариев Javascript в HTML
    • Добавление javascript в html
  • 2. Синтаксис javaScript, основные понятия
    • Правила оформления скрипта JavaScript
    • Объявление переменных в javaScript и оператор присваивания
    • Javascript типы данных
  • 3. Арифметические операторы javascript

1. Добавление сценариев Javascript в HTML

Javascript — скриптовый (сценарный) интерпретируемый язык программирования, интерпретатор встроен непосредственно в браузер. Поэтому обработка скрипта (или другими словами — сценария) происходит на стороне клиента без обращения к серверной стороне

Скрипты используются в html-страницах для увеличения функциональности и возможностей взаимодействия с посетителями сайта.

Для добавления сценария на страницу HTML используется дескриптор:

<script type="text/javascript">
</script>

Или сегодня можно использовать упрощенный вариант:

Атрибуты дескриптора:

  • type — атрибут, пришедший на замену language; он сообщает браузеру, какой язык используется внутри дескрипторов;
  • src — атрибут определяет URL внешнего исходного JavaScript-файла, сценарий которого прикрепляется к html-странице.

Таким образом, варианты тега script:

  1. Устаревший вариант:
  2. <sсript language="javascript">...</sсript>
  3. Действующие варианты:
  4. <script type="text/javascript">...</script>
  5. Вариант с прикрепленным файлом скрипта:
  6. <script src="/jscripts/myscript.js">
    </sсript>

Итак, кратко резюмируем то, что необходимо знать о javascript:

  • тег script обычно помещается в html-страницу в область head или body;
  • этот тег указывает на то, что внутри находится сценарий — исполняемый код, в нашем случае скрипт на языке javascript;
  • когда html-парсер браузера, отображая последовательно структуру html, доходит до тега script, то он передает инициативу интерпретатору javascript;
  • интерпретатор, в свою очередь, исполняет содержимое кода до закрывающего тега script , а затем опять передает управление html-парсеру.

Добавление javascript в html

Встраивание javascript в html происходит двумя основными способами, которые рассмотрим на примере:

Пример 1: Вывести в браузере сообщение «Это JavaScript!», используя скрипт на языке JavaScript.
добавление javascript

✍ Решение:
 

1. Встраивание JavaScript непосредственно в HTML-страницу:

  • Создайте html-страницу со следующим кодом:
  • <html><head></head>
    <body>
    <!-- Сценарий -->

    <script>
    	document.write("Это JavaScript!");
    </script>

    <!-- Конец сценария -->
    <hr>
    Это обычный HTML документ.
    </body></html>

    В данном примере дескриптор script может находиться как в теле документа, т.е. теге body (как в примере), так и в области head.

  • Откройте страницу в браузере и посмотрите на результат. Всё, что находится до горизонтальной линии — это результат работы скрипта; после чего идет текст в разметке html.

2. Размещение сценария во внешнем файле:

  • Создайте две страницы: lab1.html и myscript.js. Расположите обе страницы в одном каталоге.
  • В html-документе разместите код:
  • <html>
    <head>
    <!-- Прикрепление файла с кодом сценария -->

    <script src="myscript.js"></script>

    </head>
    <body>
    ...
    </body></html>

    При прикреплении внешнего файла со скриптом тег script следует размещать в области head.

  • В файле с расширением js (в данном конкретном примере — myscript.js) находится единственная строка — код для вывода сообщения:
  • document.write("Это JavaScript!")
  • Откройте страницу lab1.html в браузере и посмотрите результат.
  • При прикреплении js-файла следует иметь в виду, что в html-файле надо указывать относительный путь к файлу со скриптом. Так, если файл со скриптом находится в каталоге jscripts, то код будет: sсript src="jscripts/myscript.js".

  • Функция document.write() используется для вывода информации на экран.
  • Тогда как document.writeln() — используется для перевода на новую строку, если используется тег форматирования pre.
  • alert() — это метод для вывода модального (диалогового) окна с сообщением
  • Выполните следующий пример, чтобы увидеть особенности работы метода alert():

    Пример 2: Поменяйте местами alert и document.write. Посмотрите на результат в браузере.

    <script> 
      alert ("Hello?"); 	
      document.write("Hello!");
    </script>

    Важно: особенность модального окна alert() состоит в том, что пользователь не может продолжить работу, пока не щелкнет по кнопке окна

    Обратите внимание, как работает javascript, помещенный в теги оформления шрифта:

    Пример 3: Перенесите скрипт в BODY после тега H1. Посмотрите на результат.

    <h1>
    <sсript>
      alert ("Hello?"); 	
      document.write("Hello!");
    </sсript>
    </h1>

    Важно: Пример показывает, что при использовании метода write() на странице выводится не просто текст, а html-код. То есть данный код может содержать теги html, которые будут преобразованы в соответствующее форматирование текста.

    Для вывода в консоль используется метод log объекта console:

    Пример 4: Теперь давайте выведем сообщение в консоль.

    <h1>
    <sсript>
      console.log("Hello!");
    </sсript>
    </h1>

    Задание Js 1. Вывести в окно браузера следующие данные: Ваше ФИО, возраст, хобби (каждое на новой строке). Затем то же самое выведите в консоль.

    Задание Js 2. Написать сценарий (javascript) для вывода двух строк текста, красной и синей.
    вывод javascript

    Замечание:

    Теги html для оформления текста цветом:

    <font color="red">Красная строка</font>

    Задание Js 3. Найдите и исправьте ошибки во фрагментах кода:

    1. document.whrit("Проблемы?");

    Вопросы для самоконтроля:

    • Что такое сценарий (скрипт)?
    • Сформулируйте основные задачи, решаемые с помощью скриптов javaScript.
    • Опишите основные правила подключения сценариев к странице html.
    • Какой метод javaScript используется для вывода текста (html-кода) на страницу?

    JavaScript – язык интерпретируемый (простыми словами: интерпретируемый — исполняется последовательно команда за командой), но также оснащен JIT-компиляцией.

    JIT или компиляция «на лету» (Just-in-time compilation) — технология увеличения скорости работы программных систем, использующих байт-код, путём компиляции байт-кода в машинный код непосредственно во время работы программы.

    Рассмотрим некоторые понятия, относящиеся к синтаксису языка:

    Сценарий — текст, состоящий из:

    • операторов,
    • блоков, т. е. взаимосвязанных наборов операторов, и
    • комментариев.

    Операторы могут содержать:

    • переменные — могут изменять свое значение в программе,
    • константы — не изменяют свое значение,
    • выражения.

    Вспомним, что переменная — это область памяти для хранения значений; для обращения к переменной используется ее имя (идентификатор). Кроме того, у переменной есть тип данных — это тип значения, которое принимает переменная.

    Идентификаторы (identifiers) — имена переменных, методов и объектов:

    • состоят из комбинации букв и цифр;
    • должны начинаться либо с буквы, либо с символа подчеркивания;
    • не должны содержать пробелов.

    Важно: Язык JavaScript чувствителен к регистру:

    //переменные различаются:
    counter=1
    Counter=1

    «Верблюжья нотация» в записи идентификаторов:

    Есть определенные устоявшиеся среди программистов правила для идентификаторов (имён) переменных, функций, массивов и классов. Рассмотрим их:

    • num_docs — знак подчеркивания между словами — хорошо, но есть способ лучше
    • numDocs — вот такой «верблюжий» стиль превосходно подходит для именования переменных:
    • все имена строчными буквами,
    • на стыке слов — большая буква,
    • переменные и свойства — называем именами существительными,
    • массивы и коллекции — называем существительными во множительном числе,
    • функции и методы — называем глаголами,
    • название классов — с заглавной буквы.

    верблюжья нотация
    Пример:

    let myCounter=1; // просто переменная
    let userNames = new Array(); // массив
    function getUserCounter(){}// функция

    Ключевые слова (keywords) — предварительно определенные идентификаторы, составляющие основу языка программирования. Ключевые слова нельзя использовать для имен переменных, функций, объектов и методов.

    Литералы (literals) — это постоянные значения JavaScript. Это значения, которые не изменяются во время выполнения сценария (целочисленные литералы, литералы с плавающей точкой, логические литералы (true и false), строковый литерал — это ноль и более символов, заключенных в двойные («») или одиночные (») кавычки).
    переменные и ключевые слова в javascript

    Правила оформления скрипта JavaScript

    • каждый оператор JavaScript лучше начинать с новой строки;
    • каждый оператор заканчивается точкой с запятой;
    • сегодня точка с запятой в конце оператора не обязательна, но если написать в строку несколько операторов (это тоже разрешается), то необходимо их разделить через ‘;

    Такой код не работает:

    a=5   document.write(a)
    

    Код работает верно:

    // способ 1:
    a=5
    document.write(a)
     
    // способ 2:
    a=5; document.write(a);
     
    // способ 3:
    a=5; 
    document.write(a);
    • блок — это набор операторов (составной оператор), заключенный в фигурные скобки { }.
    {
     document.write(a);
     alert(b);
    }

    JavaScript комментарии

    В JavaScript допустимы два вида операторов комментария:

    1. // — одна строка символов, расположенная справа от этого оператора, считается комментарием;
    2. /*...*/ — все, что заключено между /* и */, считается комментарием; с помощью этого оператора можно выделить несколько строк в качестве комментария.
    // проверка
     
    /* здесь может быть ошибка
    a=5;
    document.write(a);
    */

    Второй способ комментирования обычно используется при поиске ошибок: тот блок сценария, в котором может находиться потенциальная ошибка, комментируется.

    Задание Js 4. Исправьте ошибки во фрагменте кода:

    alert("Hello World!"); / это однострочный комментарий

    Объявление переменных в javaScript и оператор присваивания

    Переменная (variable) — это имя, присваиваемое ячейке памяти компьютера, которая хранит определенные данные.

    JavaScript — нетипизированный язык. Это значит, что переменные принимают тот тип данных, значение которого в них присваивается. Напрямую задавать тип переменной не надо.

    Объявление переменной происходит при помощи служебного слова javascript let (раннее использовалось var):

    let + имя переменной + ;
    

    Пример объявления переменной:

    Оператор присваивания:

    Объявление переменной можно объединить с присваиванием:

    let + имя переменной + = + значение + ;
    

    Переменная всегда слева, справа – литерал (значение переменной).

    Пример:

    Таким образом, резюмируем. Существует три варианта объявления с присваиванием:

    1. или

    2. let hello;
      hello="привет";
    3. или

    Объявление переменной при помощи служебного слова let можно опускать

    Пример 4: Создать переменную с идентификатором myVal со строковым значением «Pi». Вывести значение переменной, используя модальное окно (метод alert()).
    использование переменных в javascript

    ✍ Решение:
     

    • Создайте html-страницу с тегом script, предназначенным для размещения дальнейшего кода:
    • <html>
      <head></head>
      <body>
      <script>
      // будущий код javascript
      </script>
      </body>
      </html>
    • Добавьте код для объявления, инициализации переменной и вывода ее значения в предназначенное для этого место:
    • let myVal; // объявляем переменную myVal 
      myVal = "Pi"; /* присваиваем myVal некоторое значение */
      alert (myVal); // выводим значение
    • Возможен также пример с необъявленной переменной:
    • myVal = "Pi"; /* присваиваем myVal некоторое значение */
      alert (myVal); // выводим значение
    • Запустите страницу в браузере и посмотрите на результат.

    Задание Js 5. Объявите две переменные разными способами и присвойте им значения. Выведите на экран значения переменных при помощи метода alert().

      
    Здесь вы можете скачать заготовку кода файла со скриптом. Щелкните правой кнопкой -> Сохранить ссылку как.

    Задание Js 6. Исправьте ошибки в правильности объявления локальных переменных во фрагменте кода:

    String s = "String";
    int a = 10;
    long b = 25;

    Константы в javaScript

    Объявление константы:

    const + имя константы + = + значение + ;

    Данные, присвоенные константе, в течение программы не меняются!

    Javascript типы данных

    Определение типа данных необходимо для установления операций, которые можно выполнить над переменными этого типа данных.

    Важно: Но необходимо помнить, что в javascript типы переменных явно не указываются, т.к. это динамически типизированный, а не строго типизированный язык программирования.

    Интерпретатор определяет тип переменной по правой части (по присвоенному ей значению).
    Объявление локальных переменных осуществляется при помощи ключевого слова let.

    Тип данных пример / объяснение
    javascript undefined type
    let x;
    alert (x);

    значение, которое используется для переменных или свойств объекта, значения для которых не существует или оно не присвоено

    Null type
    let x = 1;
    x = null //пустое значение

    значение, указывающее на отсутствие объекта

    Boolean type
    логический (true или false)
    let x=false;
    String type
    строковый
    let x="Привет";
    Number type
    числовой
    let x=3.14;
    let y=-567;
    RegExp
    регулярные выражения
    Object type Программный объект, определяемый своими свойствами

    Логический тип (boolean)

    Пример использования логического типа:

    let a = true;
    let b = false;
    c = a && b; // результат false
    c = a || b; // результат true
    с = !a; // результат false

    Javascript логические операторы:

    Оператор Название Пример
    ! Отрицание (логическое НЕ)
    && логическое И X && Y
    || логическое ИЛИ X||Y

    Задание Js 7.
    Выполните задание по шагам:

    • Создайте 3 переменные с использованием ключевого слова let с идентификаторами: a, b, c.
    • Переменной a присвойте значение false.
    • Переменной b присвойте значение null.
    • Переменная c должна принимать значение undefined.
    • Отобразите значение 3-х переменных последовательно в модальных окнах (то есть с помощью метода alert()).

      
    Здесь вы можете скачать заготовку кода файла со скриптом. Щелкните правой кнопкой -> Сохранить ссылку как.

    Строковый тип (string)

    Строка — набор символов, обрамляется либо в "", либо в ''

    Три способа создания строкового объекта:

    1. имя_переменной = new String("строковое_значение");
      myString = new String ("Hello!");
    2. имя_переменной = "строковое_значение";
    3. let имя_переменной = "строковое_значение";

    Операции над строками

    • Конкатенация объединение строк:
    • Пример:

      let x="При";
      let y="вет";
      let s=x+y; //"Привет"
    • Специальные символы:
    • n — новая строка
      t — табуляция

    Пример 5: Реализуйте приведенный ниже код, чтобы посмотреть, как работают специальные символы в javascript. Запустите страницу в браузере:

    alert("мама мыла раму");
    alert("мамаn мылаn раму");

    Задание Js 8. Что должно быть в ответе на следующие присваивания?
    "1"+2+3= ?
    1+2+"3"= ?

    Задание Js 9. Вывести в окно браузера при помощи метода alert() следующие данные: Ваше ФИО, возраст, хобби (каждое на новой строке: использовать специальные символы).

      
    Здесь вы можете скачать заготовку кода файла со скриптом. Щелкните правой кнопкой -> Сохранить ссылку как.

    Задание Js 10. С помощью javascript метода document.write() вывести в окно браузера строку: Кто ты такой? (с пробелами между словами).

    Последовательно выполните:

    1. Создать 4 переменные с использованием ключевого слова let с именами str1, str2, str3, concatenation.
    2. Переменной str1 присвоить фразу ‘Кто ‘, str2‘ты ‘, str3‘такой?’
    3. Локальной переменной concatenation присвоить результат конкатенации 3-х строк: str1, str2, str3.
    4. Вывести в документ содержимое переменной concatenation.

      
    Здесь вы можете скачать заготовку кода файла со скриптом. Щелкните правой кнопкой -> Сохранить ссылку как.

    Зачем в строке использовать знак доллара?

    Знак доллара $ внутри строки используется для перевода строкового значения в число и вычисления выражений. Для использования знака необходимо строку помещать в одинарные обратные кавычки `...` , а числовое выражение — в фигурные скобки {}:

    Пример 1:

    `2 + 3 = ${2 + 3}` // результат: '2 + 3 = 5'

    Т.е. выражение после знака $, помещенное в фигурные скобки, будет вычисляться и приклеиваться к строке слева.

    Пример 2:

    let s = `a=${a}, b=${b}`; // let s = 'a=' + a + ', b=' + b;

    Вот так выглядит красивый вывод результата для строки s.

    Числовой тип (number)

    В JavaScript существуют такие числовые типы:

  • int — целое,
  • long — длинное целое,
  • float — вещественное.
  •   
    Но явное указание типов в коде при объявлении переменной не нужно!

    Используется неявное объявление, без указания конкретного типа данных:

    let x = 5; // целое
    let y = 5.6; // вещественное

    Другие примеры:

    let x = 5e3; // 5000
    let y = 5e-3; // 0.005

    Префикс 16-ной системы в javascript 0x:

    Префикс 8-ной системы в javascript 0:

    let x = 0/0; // NaN - не число (not a number)
    let x = 1/0; // Infinity (бесконечность)

    Как изменить тип переменной?

    Обычные преобразования:

    Number(x) — к числовому типу
    String(x) — к строковому типу
    Boolean(x) — к логическому типу

    Компактные преобразования:

    +x // к числу
    x+'' // к строке
    !!x // к булеву типу

    Задание Js 11. Исправьте ошибки при объявлении локальных переменных во фрагментах кода:

    1. String s = "String";
      int a = 10;
      long b = 25;
    2. let name = "Меня  зовут  Вася  ";
      let 2b = 10;
      let _@c = 15;
      alert(Name);

    Вопросы для самоконтроля:

    • В каком месте html-документа находится стандартное расположение скрипта JavaScript?
    • С помощью какого метода осуществляется вывод диалогового окна?
    • Что такое типы данных? Какие типы поддерживает JavaScript?
    • С помощью каких операторов создаются комментарии?

    3. Арифметические операторы javascript

    Операторы предназначены для составления выражений.

    Оператор применяется к одному или двум данным, которые в этом случае называются операндами.

    Например, оператор сложения применяется к двум операндам (a + b), а оператор логического отрицания — к одному операнду (¬a).

    Операторы присваивания:

    • = обычная операция присваивания;
    • у = 5;
      alert(y); // вывод 5
    • +=, -= присваивание со сложением или вычитанием;
    • у = 5;
      alert(y-=2); // вывод 3
    • *=, /= присваивание с умножением или делением.
    • у = 5;
      alert(y*=2); // вывод 10

    Арифметические операторы:

    • сложение в javascript: +
    • X + Y;
      у = 5;
      х = у + 3; // равно 8
    • вычитание в javascript: -
    • умножение в javascript: *
    • деление в javascript: /
    • возведение в степень в javascript: **
    • X = 8;
      Y = 2;
      X ** Y; // 64
    • javascript остаток от деления или деление по модулю: %
    • X = 8;
      Y = 5;
      X % Y; // 3
    • javascript инкремент или увеличение на 1: ++
    • Х = 8;
      Х++;  // 9
       
      /* Префиксный инкремент выполняется перед использованием переменной, пример:*/
       let number = 100; 
       ++number; // примет значение 101
       
      /*Постфиксный инкремент выполняется после использования переменной, пример:*/
       let number = 100; 
       number++; // примет значение 100
       alert(number); // выведет число 101
    • javascript декремент или уменьшение на 1: --

    Задание Js 12. Какие значения выведет в окно браузера следующий фрагмент кода?

     let str = "20";
     let a = 5;
     document.write(str + a + "<br/>");
     document.write(str - a + "<br/>");
     document.write(str * "2" + "<br/>");
     document.write(str / 2 + "<br/>");

    Имейте в виду, так как переменная str является строковым типом, то переменная a типа Number неявно преобразуется в строку и далее производится операция конкатенации. Но если операция сложения для строкового значения существует, то операции деления и вычитания для строк отсутствуют, соответственно, действия будут происходить с числами.

    Js 13. Необходимо написать сценарий, определяющий площадь прямоугольного треугольника по заданным катетам (S = ab/2). Сценарий разместить в разделе body документа. С помощью скрипта вывести в окно браузера инкремент площади.

    Результат:

    Площадь прямоугольного треугольника со сторонами 8 и 10 = 40
    Инкремент площади = 41
    

    Алгоритм решения задачи на javascript:

    • Инициализация двух переменных.
    • Вычисление площади.
    • Вывод инкремента с использованием метода write().

      
    Здесь вы можете скачать заготовку кода файла со скриптом. Щелкните правой кнопкой -> Сохранить ссылку как.

    Вопросы для самоконтроля:

    • Что выполняют арифметические операции инкремент и декремент?
    • Какова разница выполнения инкремента?:
    • S++
      ++S

    • Как обозначается операция остаток от деления?

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии infinity call center
  • Суть праздника холи
  • Сценарии civilization 6 gathering storm
  • Сценарии bixby примеры
  • Сценарии bixby на каких телефонах есть