Сценарии мероприятий ко дню защиты прав потребителей

Беседа проводится в рамках "Дня защиты прав потребителя". 15 марта.. учителю, 6 класс, Беседа на тему "Всемирный день защиты прав потребителя"

Сценарий воспитательного мероприятия, посвящённого

«Всемирному дню защиты прав потребителей»

Цель: Привлечение внимания к вопросам потребительского образования.

Формировать правильные действия в случае нарушения прав потребителя:

  • «Этикетка – покажи нам всё»

  • «Кричит реклама: «Самый лучший!», но ты проверь на всякий случай»

  • «Каждый умный человек должен брать с покупкой чек»

  • «В договоре нужно читать не только цифры, но и буквы»

  • «Хочешь жить – смотри срок годности товара»

Ход мероприятия:

Воспитатель. Ежегодно во всем мире по решению Организации Объединенных Наций 15 марта отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Население нашей планеты составляет свыше 6 млрд. человек. И каждый человек строго индивидуален. Цвет кожи, глаз, рост, возраст, характер, профессия, социальное положение отличают нас друг от друга. Но есть моменты, которые объединяют нас. Например, то, что все мы потребители.

 Кто же такой потребитель?

Как сказал Джон Кеннеди « Потребители – это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно»

 Закон РФ «О защите прав потребителей» гласит:

«Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»

Потребителем человек становится с момента рождения и остается им до своего последнего дня. Приобретая товары и услуги, которые необходимы ему для жизни и деятельности, работы и учебы, быта и отдыха, каждый человек становится потребителем. При этом неважно: сам он оплатил нужные покупки или за него расплатились родители, родственники, друзья. Надо знать, что и дети уже с раннего возраста, начиная с 6 лет, вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, например, купить мороженое, сок, булочку, поздравительную открытку, расплатиться за обед в школьной столовой, приобрести билет в кино.

Что же для этого требуется? Чтобы нужные нам товары и услуги имели надлежащее качество, то есть отвечали нашим разумным ожиданиям в отношении их полезных свойств с учетом их стоимости.

В жизни, увы, так бывает далеко не всегда. Подавляющее большинство граждан, по данным опросов, которые ежегодно проводит по всей стране Союз потребителей России, по несколько раз в год сталкиваются с товарами и услугами ненадлежащего качества.

В прошлом году таких потребителей было девять из каждых десяти. Наверное, и вы могли бы привести немало примеров такого рода и рассказать, сколько огорчений, потерянных денег и времени принесли они вашей семье. В таких ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права нарушены, и как их отстоять. Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права, в нашей стране 15 лет назад был принят Закон «О защите прав потребителей».

Что же это за права, откуда они взялись и почему мы о них ничего не знали раньше? Ежегодно во всем мире по решению Организации Объединенных Наций 15 марта отмечается как Всемирный день прав потребителей.

В этот день в 1962 году впервые в мировой истории президентом США Джоном Кеннеди были провозглашены четыре неотъемлемых потребительских права американских граждан: на безопасность того, что им предлагают на потребительском рынке для их жизни, здоровья и имущества; на достаточно полную и достоверную информацию о товарах и услугах, на основе которой они могли бы выбрать для себя наиболее подходящее; на саму возможность выбирать, а не брать «что дают»; наконец, на внимание властей, устанавливающих правила поведения на потребительском рынке, к их нуждам и интересам.

 С тех пор перечень потребительских прав, признанных международными организациями, существенно расширился. Согласно Закона РФ « О защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года потребители имеют следующие права:

— На просвещение в области защиты своих прав (ст.3)

— На надлежащее качество товаров (ст.4)

— На безопасность товаров (ст.7)

— На информацию (ст.8-10)

— На возмещение морального вреда (ст.15)

— На судебную защиту (ст.17)

— На государственную, общественную защиту (ст.40-46)

Надо сказать, что за годы существования Закона «О защите прав потребителей» у наших граждан знаний о своих потребительских правах и решимости защитить их заметно прибавилось. Значительно выросла и результативность защиты прав потребителей. Большинство продавцов и производителей товаров и услуг, когда видят грамотно составленные претензии, стараются не доводить дело до суда и удовлетворяют законные требования потребителей.

Так что же нужно знать потребителю, чтобы правильно действовать в случае нарушения его прав? Запомните несколько простых правил, соблюдая которые вы избежите многих неприятностей.

Правило 1. Знайте, Закон обязывает продавца, изготовителя и исполнителя предоставлять потребителю полную и достоверную информацию. Если какие-то существенные для вас товар или услуга, а также те, кто их предлагает, вам не знакомы, то соберите о нем как можно больше информации из различных источников — из специальных журналов, Интернета, посоветуйтесь с профессионалами, внимательно изучите сопроводительную документацию (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации), сведения на этикетке. Помните, что эта информация должна быть обязательно на русском языке.

Правило 2. Помните, что вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и сразу никогда не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата продажи.

Правило 3. Учтите, если все же возник конфликт, не нужно суетиться и кидаться из одной крайности в другую — есть определенная последовательность действий, которой следует придерживаться. И не забывайте, что ваша опора — это Закон «О защите прав потребителей», а также конкретизирующие и дополняющие его правила торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.

Правило 4. Будьте вежливы, но настойчивы в своих справедливых требованиях и главное — старайтесь не оставлять без внимания нарушения ваших потребительских прав. Тот, кто освоит основы потребительских знаний и будет их применять на практике, станет защитником не только себя, но прав и интересов множества других граждан.

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам викторину «Грамотный Потребитель», за правильный ответ сладкий приз. Итак, все готовы!!!!

Потребитель. Покупатель

Может быть, о нем и хватит?

Иль конца у темы нет,

Интересен сей объект.

Эволюция его — это зеркало само

Экономики страны. Да и все мы в нем видны.

Закон потребителю – друг, даже брат,

Поможет, чтоб ты не попался впросак.

Научит в продаже всех честными быть.

Тогда всем нам будет так здорово жить!

И будет бесценен российский продукт

Обслуга и качество вмиг возрастут

России дороже страны не найти,

Пусть трудно, но все же здесь наши пути!

Законы изучим, нам с ними шагать.

Хорошее дело – страну поднимать!

К эпохе бесправной вернуться нельзя!

Мы справимся, справимся вместе, друзья!

Воспитатель. Так кто же он — грамотный потребитель?

Помните! Грамотный потребитель это – тот, кто:

— всегда честен с собой и окружающими и соблюдает законы;

— разумно распоряжается имеющимися средствами;

— всегда читает инструкцию и следует ей;

— сохраняет товарные, кассовые чеки, гарантийные талоны и квитанции;

— предъявляет только обоснованные претензии и доводит начатое дело до конца.

На этом мы завершаем наше мероприятие. Спасибо за внимание!

Вопросы к викторине.

  1. Назовите основные нормативные документы, которые защищают права потребителей?

Ответ: Закон РФ «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс РФ.

  1. В каком году впервые в мировой истории были провозглашены потребительские права граждан?

Ответ: в 1962 году.

  1. В соответствии Закона РФ «О защите прав потребителей»,

что указывается на вывеске торгового предприятия?

Ответ: фирменное наименование организации, место его нахождения(адрес) и режим работы.

  1. Что обозначают первые две (иногда и три ) цифры в начале штрихового кода?

Ответ: код страны, где находится организация, зарегистрировавшая изготовителя.

  1. Укажите в течении, какого времени потребителю предоставляется право обменять непродовольственные товары надлежащего качества?

Ответ: в течение 14 дней.

  1. Можно ли обменять следующие виды непродовольственных товаров надлежащего качества?

-парфюмерно-косметические товары (Нет);

-верхние трикотажные изделия (Да);

— Чулочно-носочные изделия (Нет);

-Товары бытовой химии (Нет);

Если «нет», то почему? Ответ: Эти группы товаров входят в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежащих обмену и возврату.

  1. Какие права имеет потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков?

Ответ: ст.18 потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

  1. Что должен предоставить покупатель при обмене или возврате товара?

Ответ : товарный или кассовый чек, товар в надлежащем состоянии в упаковке.

  1. В какой срок администрация магазина должна направить письменный ответ на заявление покупателя, оставленного в Книге жалоб и предложений?

Ответ: в течении 5-ти дней.

СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ»

Димова А.А.

2017 год.

                                                     
Сценарий классного часа

по
защите прав потребителей

                                                 
«Грамотный потребитель»

Пояснительная записка

Цели:

·               
популяризация
закона РК «О защите прав потребителей»;

·               
формирование
знаний о правах потребителей в РК и умений их практического применения;

·               
воспитание
основ потребительской культуры учащихся.

Задачи:

1)
образовательные:

·               
изучить
права потребителей в РК;

·               
формировать
навыки рационального потребительского мышления;

·               
научить
применять полученные знания на практике в реальных жизненных ситуациях.

2) развивающие:

·               
развитие
культуры устной речи учащихся;

·               
формирование
экономического мышления;

·               
формирование
у учащихся навыков выступления перед аудиторией.

3)
воспитательные:

·               
закрепление
навыков работы в команде;

·               
повышение
общей положительной мотивации учащихся к учению путем использования нестандартных
приемов обучения .

Целевая
аудитория:
учащиеся
9 классов

Форма
проведения:

конкурс

Место
проведения:

актовый зал школы

Длительность
мероприятия:

60 минут

Дидактический
материал:

·       
компьютерная
презентация;

Оборудование:

— мультимедийное
оборудование;

— слайдовая
презентация;

— реквизит для
инсценировки;

— плакат «Потребитель
– король на рынке».

-засервированный
стол-ресторанф и мини-магазин

Доска
оформлена слоганами на потребительскую тематику:

ü
«Этикетка
– покажи нам всё»

ü
«Кричит
реклама: «Самый лучший!», но ты проверь на всякий случай»

ü
«Каждый
умный человек должен брать с покупкой чек»

ü
«В
договоре нужно читать не только цифры, но и буквы»

ü
«Хочешь
жить – смотри срок годности товара

Сценарий

Ведущий: Добрый день, дорогие
ребята, уважаемые педагоги и гости! (Слайд 1)

 Впервые официально очертил права гражданина как потребителя
Президент США Джон Кеннеди. (Слайд 2), который закрепил за потребителями
четыре основных права: на безопасность, на выбор, на получение информации и
право быть выслушанным
. Позднее к ним добавились еще четыре: право на
возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на
удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду
.
Впервые День Потребителя был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен
в международном календаре праздничных дат
как Всемирный день защиты прав
потребителей. С того дня мы защищаем свои права в магазинах, парикмахерских,
ресторанах и даже в автобусах. Иногда не удается этого сделать в силу незнания
Закона

Поэтому сегодня мы предлагаем Вашему вниманию увлекательную
игру  (Слайд 3), в которой принимают участие команды 9 «В» класса.
Судейство будет осуществлять компетентное высокопрофессиональное жюри в составе
наших уважаемых гостей:

1)     _____________________________________________________________________________

2)     _____________________________________________________________________________

3)     _____________________________________________________________________________

Ведущий: Итак, внимание! Попрошу
команды  представиться.

Конкурс № 1 «Разминка» (Слайд 4).

Я задаю вопросы всем участникам одновременно. Как на уроке,
вы должны поднять руку, чтобы ответить. Кто быстрее поднимет, тот и отвечает.
За каждый верный ответ – 1 балл.

Ведущий: Ребята, кто из героев
следующих сказок и литературных произведений выступал в роли  потребителя?
Почему? Внимание на экран!

(Слайд 5)

1)    «Пошла Муха-Цокотуха на базар и купила самовар»? Ответ:
да.

          (Слайд 6)

2)    Старик в сказке А.С. Пушкина по отношению к Золотой
Рыбке? Ответ: нет, т. к. старик не платил рыбке за услуги.

            (Слайд 7)

3)    Поп в сказке А.С. Пушкина «О попе и работнике его
Балде»? Ответ: скорее да, т.к. «Пошел
Поп по базару посмотреть кой-какого товару».

                (Слайд 8)

4)    Король в сказке Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» по
отношению к портным? Ответ: Да, если новое платье предназначалось для
личных нужд короля и оплачивалось из государственной казны. Нет, если платье
короля – это служебная одежда (униформа).

        (Слайд 9)

5)    Кот в Сапогах в сказке Шарля Перро, когда просил хозяина
купить ему сапоги? Ответ:  Если считать Кота «человеком», то он –
потребитель. Если считать Кота животным, то он потребителем не является.

                      (Слайд 10)

6)    Робинзон Крузо в романе Р.Л. Стивенсона? Ответ: нет,
т.к.  на необитаемом острове он ничего не покупает.

                      (Слайд 11)

7)    Является ли публичной офертой утверждение «Коня!
Полцарства за коня!» в трагедии В. Шекспира «Король Ричард III»? Почему? Ответ:
это утверждение можно считать публичной офертой, т.к. оно было обращено к
неопределенному кругу лиц и в нем определено существенное условие договора.

                        (Слайд 12)

8)     Является ли публичной офертой утверждение «Всякий,
кто найдёт корзину подснежников, получит корзину золота!» в сказке С.Я.
Маршака«12 месяцев»?  Почему? Ответ: данное утверждение можно считать публичной
офертой, т.к. оно обращено к неопределенному кругу лиц и в нем определено
существенное условие договора.

                         (Слайд 13)

9)    Является ли потребителем Маленький Мук в той ситуации,
когда он  поедает винные ягоды в лесу? Ответ: нет, не является, т.к.  он
не покупал дикорастущие ягоды, а сам собирал их.

                          (Слайд 14)

10)  Является ли король из сказки Вильгельма Гауфа потребителем
в той ситуации, когда он кушал ягоды,  купленные для него слугами у Маленького
Мука? Ответ: да, т.к. он использовал эти ягоды для личного потребления
(хотя сам и не покупал их).

Ведущий: Спасибо командам. Пока
жюри подводит итоги, посмотрим на слайды. Мы повторили значение понятий:
«потребитель» и (Слайд 15) «публичная оферта».  Слово жюри!

Жюри: ……

Ведущий: Спасибо. Переходим к

конкурсу № 2 «Горячий форум»
(Слайд 16)
. Сегодня у нас в течение дня работал форум «Школа юных
потребителей точка ру», на который поступило много вопросов от жителей нашего
города. Часть из них мы озвучим. Теперь я задаю вопросы каждой команде по
очереди. Если члены команды не знают ответа, то вопрос адресуется
команде-сопернику. Отвечать может любой член команды. За каждый верный ответ –
2 балла. Начинаем с первой команды  класса.

Вопрос 1: Кто определяет размер
компенсации морального вреда?

Ответ: Суд вне зависимости от размера причинённого имущественного
вреда.

Вопрос 2: Сколько детей и какого возраста
пассажиры имеют право бесплатно провозить с собой в поездах дальнего
следования?

Ответ: Одного ребёнка в возрасте не старше 5 лет.

Вопрос 3: Кто может устанавливать срок
годности на парфюмерно-косметические товары?

Ответ: Изготовитель парфюмерно-косметических
товаров.

Вопрос 4: Продавец обязан обеспечить наличие
ценников с указанием на них …?

Ответ: Наименования товара, его сорта, цены за массу или единицу
товара.

Вопрос 5: При трансляции рекламы каким должен
быть её звук?

Ответ:  Звук рекламы не может быть громче звука транслируемой
программы.

Вопрос 6: Каким образом должны быть выставлены
образцы мебели в торговом зале?

Ответ: Должен быть обеспечен свободный доступ потребителей к этой
мебели.

Вопрос 7: В какой срок должно быть выполнено
продавцом требование потребителя об устранении недостатков в товаре?

Ответ: Незамедлительно.

Вопрос 8: Является ли законным требование
продавца возвращать товар ненадлежащего качества вместе с фирменной упаковкой?

Ответ: Нет, это требование абсолютно незаконно.

Вопрос 9: В какой момент определяется цена
холодильника, подлежащего замене?

Ответ: Это цена на момент его замены.

Вопрос 10: Александр сдал пальто в химчистку,
где оно было утеряно. Что обязано сделать руководство химчистки?

Ответ: Выплатить стоимость данного пальто в двукратном размере.

Вопрос 11: В каком случае потребитель имеет
право обменять кроссовки ненадлежащего качества на аналогичный товар?

Ответ: Если эти кроссовки: не подошли по форме, габаритам, фасону,
расцветке, размеру или комплектации.

Вопрос 12: Рекламу какого вида  можно отнести к
недобросовестной?

Ответ: Если она содержит некорректные сравнения рекламируемого
товара с товаром других юридических лиц.

Ведущий: Спасибо командам. Прошу
занять места в зале. Пока жюри подводит итоги конкурса, внимание на экран.
(Слайд
17).

Практически
во всех сводах законов древних государств были определены нормы, защищающие
интересы граждан как потребителей. Законы Хаммурапи, царя, правившего в Древнем Вавилоне в ХVIII в. до н. э., можно
считать первым изложением хозяйственного права. Законы Хаммурапи регулировали
кредитные отношения, качество товаров и услуг, ценообразование, а также
устанавливали ответственность за продажу некачественных товаров. (Слайд 18).

 Итак, Слово жюри!

Жюри: ……

Ведущий: Спасибо. Переходим к

конкурсу № 3 «Домашнее задание» (Слайд 19).
Каждая команда должна была подготовить один художественный номер по проблеме
нарушения прав потребителей
. Максимальная оценка за конкурс – 5
баллов. Начинаем с команды……

(Инсценировка  первой
команды)

Ведущий: Спасибо. Продолжает
конкурс команда …………..

(Инсценировка второй
команды)

Ведущий: Спасибо. Попрошу команды
занять свои места. Пока жюри подводит итоги конкурса, я
хочу провести игру
с болельщиками.

     
0.
Торговая
сделка, натуральный обмен (бартер).

1.     Вес товара
без упаковки (нетто).

2.     Уменьшение
начальной цены товара или услуг (скидка).

3.     То, что
взято с последующей отдачей (долг).

4.     Ввоз в
страну иностранных товаров (импорт).

5.     Как
называются иностранные деньги (валюта).

6.     Соперничество,
состязание на рынке (конкуренция).

7.     Объявление,
извещение по телевидению, на радио о товаре, услуге (реклама).

8.     То, что
является предметом торговли (товар).

9.     Стоимость
товара, перенесенная в деньги (цена).

10. Бог торговли в
Древней Греции (Гермес).

11. “Двигатель
торговли” (реклама).

Ведущий: Слово для подведения
итогов – жюри.

Жюри: ……

Ведущий: На этом (Слайд 20)
наше мероприятие закончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Министерство Науки и
Образования

Республики Казахстан

Школа-гимназия № 1 имени
А.С. Пушкина

Конкурс

                           на
тему:
«Защита прав потребителя»

Подготовила:

 Классный руководитель 9 «В»

Мураметова Л.Р.

                                                  
 2015

Защита прав потребителей

Цели урока:

— формировать у школьников рациональное потребительское поведение;

— развать интуицию, самостоятельность, гибкость мышления;

— научить отстаивать права потребителя;

— показать знания основ экономической теории;

— повторить статьи Закона “О защите прав потребителей”.

План урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Викторина.

3. Блиц — турнир.

4. Комментарии к ситуациям.

5. Сказка.

6. Выводы урока.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Грамотность потребителя – это тема для очень серьезного разговора. Актуальность ее возрастает по мере интеграции страны во Всемирную Торговую организацию. С переходом на принятые во всем мире правила взаимоотношений между покупателем, продавцом и производителем, роль государства в этом процессе уменьшается. Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем, должен уметь отстаивать свои права. Насколько грамотно Вы будете вести себя с продавцом, настолько цивилизованной станет наша система торговли и общественного обслуживания населения.

2. Викторина “Можешь ли ты защитить права сказочных героев?”.

Вспомните отрывок из стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”:

Один паренек пожалел старика:
— Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
— Корову продашь?
— Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

— Да так ли! Уж выглядит больно худой!
— Не очень жирна, но хороший удой.
— А много ль корова дает молока?
— Не выдоишь за день — устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
— Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!

Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?

Ответ: ст. 4 Закона “Качество товара” гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Ст. 10 “Информация о товарах” гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Ст. 12 “Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре”.

Вспомните сказку “По щучьему велению”.

Вопрос: Что вправе установить изготовитель при продаже печки Емеле?

Ответ: ст. 5 “Права и обязанности изготовителя в области установления срока службы товара” гласит, что на товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы (до 10 лет).

Вспомните сказку “Курочка Ряба”: дед и баба яйцо били, били, не разбили.

Вопрос: Какие права потребителей были нарушены?

Ответ: ст. 18 “Последствия продажи товара ненадлежащего качества” гласит, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены товара на аналогичный или расторжения договора купли-продажи.

Вспомните сказку “Теремок”, когда дом разрушился при первом прикосновении к нему медведем. Хозяева при этом пострадали.

Вопрос: Каким правом обладает потребитель при приобретении товара?

Ответ: ст. 7 “Право потребителя на безопасность товара” гласит, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

Ст. 29 “Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы” указывает на то, что потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в пределах пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

3. Блиц – турнир.

(Вопросы задаются каждой команде по очереди. Команда должна дать мгновенный ответ).

1. С какого момента наступает гарантийный срок товара?

(С момента передачи товара потребителю).

2. Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека?

(Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).

3. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?

(Замена некачественного товара происходит в семидневный срок).

4. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности.

(Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).

4. Комментарии к ситуациям.

1. Магазин продал Петрову буфет с обязательством доставить его на квартиру покупателя. При перевозке буфет попал под дождь и был сильно испорчен. Петров отказался принять покупку и потребовал возвратить деньги или доставить другой буфет. Администрация магазина заявила, что покупатель является собственником товара с момента уплаты за него денег. Поэтому сам должен нести последствия порчи буфета от случайных причин.

Прокомментируйте правомерность действий магазина в данной ситуации.

2. Сидорова в 1986 году купила в магазине “Цель” цветной телевизор отечественного производителя. Гарантийный срок на телевизор составлял 2 года. В 1988 году Сидорова продала телевизор Петрову, а тот Малахову. В результате этих манипуляций документы на телевизор были утеряны. В 1994 году телевизор загорелся. В результате самовозгорания телевизора полностью выгорел дом.

Малахов потребовал от магазина, продавшего телевизор, возместить убытки, причиненные некачественным товаром. Магазин отказался удовлетворить требования Малахова. Завод, изготовивший телевизор, также отказался возмещать убытки.

Прокомментируйте правомерность действий магазина–продавца и завода–изготовителя в данной ситуации.

5. Сказка.

(Посвящается потребителям).

Автор:

Яга на лавочке сидела,
Яга на улицу глядела,
То пела, то молчала,
То головой качала.
Дело было вечером,
Делать было нечего.

Леший в гости к ней пришел,
Леший разговор завел:

Леший:

Ой, беда у нас, Карга!
Разорились мы дотла.
Пенсию не получаем,
И в кармане пустота.

Яга:

Нужно что-то предпринять.
Во! Предпринимателями стать!

Леший: Кем? Неприличными словами попрошу не щеголять!

Яга:

Вот уж неуч, вот беда!
Слушай, Леший, ты сюда.
Дело мы с тобой откроем:
Ты – помощник, я – глава.

Леший:

Что за дело? Не пойму.
Научи меня уму.

Яга:

Мы откроем лавочку
По продаже чая.
Деньги заработаем
Быстро, отвечаю.
Веток наломаем,
Листиков насушим,
Быстро все смешаем,
Можно даже кушать.

Леший: Ну, Яга! Ну, голова!

Автор:

В лес пошли предприниматели,
Наломали дров приятели,
Листьев ворохи набрали
И в коробки паковали.

Яга и Леший:

Подходи, народ, купи!
Чай наш новый посмотри!
В нем вся кладезь витаминов,
Завари и оцени.

Лиса: Милый, чая мне возьми!

Леший: Не скупись, братан, бери!

Волк:

Вот мотовка, вот достала!
Ладно, милая, купи!

Автор: Дома чай они попили и готовились ко сну…

Лиса:

Ой, — Лиса вскричала громко. –
Ты, волчок, мне помоги!
Ой, в живот стрельнуло больно,
И в глазах одни круги.

Волк:

Дорогая, потерпи!
Дорогая, не кричи!
Скорая сейчас приедет!
Потерпи же, потерпи!

Автор:

Вот пришел к ним птица-грач,
Он отличный был ветврач.
Спинки им он всем послушал
И в рецепте написал:

Грач:

Воду пить с сертификатом,
Чай приобретать со знаком
“Качество” его зовут
И гласит он там и тут:

Знак “Качество”:

В руки ты товар бери,
Этикетку рассмотри.
Там название предприятия,
Адрес, факс и телефон.
Номер ГОСТа, номер партии
И, конечно, годен до…
Если пачка протекает
Или криво там и тут,
Неизвестно кто хозяин,
Где искать и как зовут,
Позвони в госторгинспекцию,
О подделке расскажи.
Специалисты вам помогут
И виновных враз накажут,
Предприятие закроют,
Не творите безобразие.

Все:

Будьте грамотны!
Будьте бдительны!
Дети, школьники
И их родители!

6. Выводы урока. 

Обращение к сказочным персонажам позволило в доступной форме повторить Закон “О защите прав потребителей”. В ходе урока ученики усвоили, что знание своих прав, умение ими пользоваться позволяет оперативно решать конфликтные ситуации, возникающие в случае нарушения их прав, как потребителей. Очевидно, что изучение законодательства РФ в сфере потребительского рынка необходимо каждому гражданину для наиболее полной реализации и защиты своих прав и интересов.

Деловая игра

по теме «Защита прав потребителей»

Вид урока: урок — игра

Тип урока: учётно – обобщающий.

Цель:

1. познакомиться с основными положениями Закона РФ «О защите прав потребителя»;

2. научиться правильно использовать содержащиеся в них понятия;

3. научить применять свои знания при решении практических задач, при покупке товара;

4. показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике.

Задачи:

образовательная:

— изучить права потребителей в РФ;

— показать знания теоретических основ товароведения, товароведения продовольственных и непродовольственных товаров, основ коммерческой деятельности, коммерческой документации;

— научить применять полученные знания на практике в реальных жизненных ситуациях;

развивающая:

— формирование навыков рационального потребительского поведения;

— развитие интуиции, самостоятельности, гибкости мышления;

— формирование навыков выступления перед аудиторией;

воспитательная:

— воспитание основ потребительской культуры;

— воспитание культуры устной речи;

— закрепление навыков работы в команде;

— повышение общей положительной мотивации студентов к образованию путём использования нестандартных приёмов обучения.

Целевая аудитория: студенты 2 курса специальности «Коммерция (по отраслям)»

Оборудование к уроку: ТСО (интерактивная доска), презентация, раздаточный материал (копии ФЗ, карточки-задания), материал для использования в игре.

Жюри: преподаватели кафедры экономики, представитель торговой фирмы.

Ведущий: В условиях рыночной экономике каждый человек должен знать свои права как потребителя, поэтому лучше всего начинать с тех ситуаций, в которых мы участвуем практически. Очень важно, чтобы вы научились грамотному поведению в рыночной и правовой среде.

Впервые официально очертил права гражданина как потребителя Президент США Джон Кеннеди, который закрепил за потребителями четыре основных права: на безопасность, на выбор, на получение информации и право быть выслушанным. Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Впервые День Потребителя был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. С того дня мы защищаем свои права в магазинах, парикмахерских, ресторанах и даже в автобусах. Иногда не удается этого сделать в силу незнания Закона.

Слово …..

Поэтому сегодня мы предлагаем Вашему вниманию увлекательную игру, в которой принимают участие команды группы КМ 141. Судейство будет осуществлять компетентное высокопрофессиональное жюри в составе наших уважаемых гостей:

1) заведующая кафедрой экономики Татьяна Викторовна Шилова

2) преподаватель каф. экон. Сафонова Светлана Геннадьевна

3) препод. каф. экон. Чайковская Ирина Юрьевна

Итак…

Конкурс 1. Разминка «Школа юных потребителей. ру»

Сегодня у нас в течение дня работал форум «Школа юных потребителей точка ру», на который поступило много вопросов от жителей нашего города. Часть из них мы озвучим.

Студентам предлагаются вопросы (по 5 каждой команде), ответ должен быть моментальным, его может дать любой член команды. За каждый правильный ответ – 2 балла.  

Команда 1

1. Верно ли, что импортные порошки лучше российских?
2. Какие недостатки признаются существенными?
3. Кто может устанавливать срок годности на парфюмерно-косметические товары?

4.С какого момента наступает гарантийный срок товара?

5.Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности

Команда 2

1Продавец обязан обеспечить наличие ценников с указанием на них …?

2 Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека?

3 Какими продуктами и добавками ароматизируют чай?

4. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?

5.В какой момент определяется цена холодильника, подлежащего замене?

Ответы к разминке

Команда 1

1Импортные порошки красиво упакованы, приятно пахнут, значит, в меньшей степени могут вызвать аллергию. Мнение специалиста: они отличаются друг от друга только рекламой. Качество стирки не зависит от торговой марки.
2. Невозможность или недопустимость использования товара по назначению: если не может быть устранен, либо появиться вновь после устранения; для устранения требуются большие затраты.
3. Изготовитель парфюмерно-косметических товаров.

4.С момента передачи товара потребителю.

5.Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические.

Команда 2
1. Наименования товара, его сорта, цены за массу или единицу товара.

2. Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя.

3. Травами, сухими фруктами, эфирными маслами фруктов; эссенциями, которые являются искусственными  ароматизаторами.

4. Замена некачественного товара происходит в семидневный срок.

5. Это цена на момент его замены

Жюри: ……

Ведущий: Спасибо. Переходим к

Конкурс 2. Потребительская лингвистика.

На экран преподавателем выводиться слайд с набором букв, составляющих одно, два или три слова. Даётся определение понятия, которое нужно получить команде, переставив буквы.

Команда, которая первая скажет правильный ответ по поднятой руке, получает 1 балл.

1. Нырок = место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.

Ответ: рынок.

2. Енот + кот + сад = несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора, требованиям, обычно предъявляемым к качеству товара (работы, услуги).

Ответ: недостаток.

3. Лак + мера = информация о продукте, имеющая целью его продвижение на рынок.

Ответ: реклама.

4. Тесто + мир + сан = набор одноимённой продукции (услуг), конкретизируемой по наименованиям, видам, сортам и т.д.

Ответ: ассортимент.

5. Траст + дан = нормы, правила, другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Ответ: стандарт.

6. Овод + рог = добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых обязательств по отношению к другим участникам.

Ответ: договор.

7. Тиф + кит + сера = документ, подтверждающий соответствие продукции и услуг установленным требованиям.

Ответ: сертификат.

8. Зоб + пасть + сено = явление, при котором товар (работа, услуга) не наносит ущерб жизни, здоровью, имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранения и т.п.

Ответ: безопасность.

9. Нить + поле + лис = организация, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы (оказывающие услуги) потребителям по возмездному договору.

Ответ: исполнитель.

Конкурс 3 Читаем специальные символы! (по 5 баллов)

Командам предлагаются символы, дается время (2-3 минуты) для того, чтобы угадать символы и расшифровать их значения (символы выводятся на экран)

Означает, что вы держите в руках экологически чистый продукт. Его название «Голубой ангел» впервые появилось в Германии в 1978 году. Центральная фигура заимствована из эмблемы программы ООН по охране окружающей среды. У нас в России такие продукты – редкость!

«Зеленая точка» — производство данного продукта экологически чистое, а отходы подлежат вторичной обработке. Символ разработан в Германии.

«Ресайклинг(recycling)» — встречается на упаковках изделий США, Великобритании, Скандинавских стран. Обозначают как предметы, подающиеся переработке. Так и те, что уже получены из вторичного сырья: газы, банки, бутылки из полимеров.


 

«ozone friendly» — дружит с озоном. Маркируются предметы, аппараты, которые не портят озоновый слой.

Изображение кролика означает, что продукт не был опробован на животных. Проходит очень строгий контроль.

Конкурс 4. «Знаешь ли ты закон?» (по 5 баллов)

Дается 5 минут

Студентам даются карточки с практическими заданиями. Студенты должны, используя ФЗ «О ЗПП», найти статью, соответствующую решению данной ситуации и прокомментировать это решение. Пока команды готовятся, читаются доклады

 Вопросы по применению Закона РФ «О защите прав потребителей»

1. Покупатель пробрел стиральную машину иностранного производства. Инструкции на русском языке нет. Как установить программу для работы машины покупатель не знает. Что делать покупателю?

2. Сроки предъявления требований в случае выяснения существенных недостатков по причинам, возникшим до передачи товара потребителю.

3. С какого дня исчисляется гарантийный срок на товары?

4. Может ли покупатель получить чек на купленные товары в продовольственном  магазине?

5. В каких случаях продавец освобожден от ответственности за неисполнением обязательств перед потребителем?
 

Ответы

1. В данном случае магазин не предоставил полную информацию о товаре. Товар не может быть использован по назначению. Покупатель вправе потребовать предоставления надлежащей информации и, если в согласованный срок информация не будет предоставлена, расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной суммы – ст.10, 18.
2. В течение гарантийного срока или срока годности, а если эти сроки не установлены в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, но в пределах установленного срока службы, или в течение десяти лет, если срок службы не установлен — ст. 19.
3. Со дня продажи товаров потребителю – ст.19 п.2.
4. Да, на основании ст.18 Закона «О защите прав потребителей» по требованию потребителя продавец обязан выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
5. Продавец освобождается от ответственности за неисполнение обязательства перед потребителем, если докажет, что неисполнение обязательства произошло  вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом РФ.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурса, я хочу провести игру с болельщиками. За каждый правильный ответ (по поднятой руке) дается звездочка. У кого больше всего звездочек – получает маленький поощрительный приз.

1.Торговая сделка, натуральный обмен (бартер).

2. Вес товара без упаковки (нетто).

3. Уменьшение начальной цены товара или услуг (скидка).

4.То, что взято с последующей отдачей (долг).

5. Ввоз в страну иностранных товаров (импорт).

6. Как называются иностранные деньги (валюта).

7. Соперничество, состязание на рынке (конкуренция).

8. Объявление, извещение по телевидению, на радио о товаре, услуге (реклама).

9. То, что является предметом торговли (товар).

10. Стоимость товара, перенесенная в деньги (цена).

11. Бог торговли в Древней Греции (Гермес).

12. “Двигатель торговли” (реклама).

Конкурс 5. Конкурс капитанов.

Ведущий предлагает капитанам выполнить тестовые задания на листочках в течение 3х минут. Варианты заданий представлены в Приложении 1. Листочки-задания сдаются капитанами для подсчёта баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Пока капитаны готовятся к заданию, читаются доклады.

Ответ: 1-е, 2-к, 3-г , 4-з, 5-и, 6-д, 7-в, 8-б, 9-ж, 10-а

Конкурс 6 . Защита права сказочных героев.

Информация представлена преподавателем в презентации и выводится на экран. Команды на скорость (дается 1 мин. на каждый вопрос) дают ответы по поднятой руке, пользуясь ФЗ «О защите прав потребителей». 1 балл начисляется за каждый правильный и полный ответ. Если команда не полностью ответила на вопрос (не прокомментировала все статьи, которые подходят к той или иной ситуации), то баллы уменьшаются.

Вспомните отрывок из стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”:

Один паренек пожалел старика

— Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

— Корову продашь?

— Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

— Да так ли! Уж выглядит больно худой!

— Не очень жирна, но хороший удой.

— А много ль корова дает молока?

— Не выдоишь за день — устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

— Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому –

Такая скотина нужна самому!

Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?

Ответ: ст. 4 Закона “Качество товара” гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Ст. 10 “Информация о товарах” гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Ст. 12 “Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре”.

Вспомните сказку “Курочка Ряба”: дед и баба яйцо били, били, не разбили.

Вопрос: Какие права потребителей были нарушены?

Ответ: ст. 14 , 15 “Последствия продажи товара ненадлежащего качества” гласит, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены товара на аналогичный или расторжения договора купли-продажи.

Вспомните сказку “Теремок”, когда дом разрушился при первом прикосновении к нему медведем. Хозяева при этом пострадали.

Вопрос: Каким правом обладает потребитель при приобретении товара?

Ответ: ст. 7 “Право потребителя на безопасность товара” гласит, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

Ст. 29 “Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы” указывает на то, что потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в пределах пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

После окончания игры ведущим подсчитываются баллы каждой команды и общий результат объявляется

Приложение 1.

Задание для участников конкурса капитанов.

Необходимо к каждому понятию подобрать определение.

1. потребитель

А) Санитарные нормы и правила, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товара (работ, услуг)

2. изготовитель

Б) Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги

3. исполнитель

В) Период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка,  продавец обязан удовлетворить требования потребителя

4. продавец

Г) Объявление в газете: «организация предлагает юридическим и физическим лицам участие в долевом строительстве 1-2-3х комнатных квартир»

5. срок службы

Д) Изготовитель обязан установить его на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.

6. срок годности

Е) Гражданин Иванов купил холодильник и телевизор

7. гарантийный срок

Ж) Разрешение (право) на осуществление определённого вида деятельности при обязательном соблюдении установленных требований и условий, выданное уполномоченным органом юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю

8. договор

З) Объявление по радио: «Организация продаёт автомобиль «Москвич»»

9. лицензия

И) Период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине

10. стандарт

К) Организация или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям

Необходимо к каждому понятию подобрать определение.

1. потребитель

А) Санитарные нормы и правила, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товара (работ, услуг)

2. изготовитель

Б) Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги

3. исполнитель

В) Период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка,  продавец обязан удовлетворить требования потребителя

4. продавец

Г) Объявление в газете: «организация предлагает юридическим и физическим лицам участие в долевом строительстве 1-2-3х комнатных квартир»

5. срок службы

Д) Изготовитель обязан установить его на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.

6. срок годности

Е) Гражданин Иванов купил холодильник и телевизор

7. гарантийный срок

Ж) Разрешение (право) на осуществление определённого вида деятельности при обязательном соблюдении установленных требований и условий, выданное уполномоченным органом юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю

8. договор

З) Объявление по радио: «Организация продаёт автомобиль «Москвич»»

9. лицензия

И) Период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине

10. стандарт

К) Организация или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям

Сценарий классного часа

«Грамотный потребитель»

Цель: привлечение внимания к вопросам потребительского образования.

Оборудование:

— мультимедийное оборудование;

— реквизит для инсценировки;

— плакат «Потребитель – король на рынке».

Доска оформлена слоганами на потребительскую тематику:

  • «Этикетка – покажи нам всё»

  • «Кричит реклама: «Самый лучший!», но ты проверь на всякий случай»

  • «Каждый умный человек должен брать с покупкой чек»

  • «В договоре нужно читать не только цифры, но и буквы»

  • «Хочешь жить – смотри срок годности товара»

Ход классного часа:

Учитель. Ежегодно во всем мире по решению Организации Объединенных Наций 15 марта отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.

И сегодня мы собрались, чтобы вместе выяснить кого же мы можем назвать грамотным потребителем? А помогут нам в этом учащиеся 9-го класса.

Выступление учащихся:

1 ученик. Все мы любим нашу школу,

Чтобы ясно стало всем,

Кратко надо объясниться,

Чем мы можем похвалиться.

2 ученик. Выбирай на вкус, дружок!

Любую секцию, кружок.

3 ученик. Краеведом быть хочу!

4 ученик. Экономику учу.

5 ученик. А еще у нас нагрузки

По — английски, как по-русски.

6 ученик. А сегодня в этом зале

На защиту прав мы встали.

Потребителей права

Все. Будем знать, как дважды два!

7 ученик. А зачем?

1 ученик. Что зачем?

7 ученик. А зачем мне, потребителю, какие-то там знания. Каких-то там прав? И так голова пухнет…

1ученик. Ну а в магазине-то как?

2ученик. А на рынке?

3ученик. В ЖЭКе, наконец!

7ученик. Так проще простого: пришел, увидел и …купил. А там, хоть трава не расти.

4ученик. Это ты погорячился!

5 ученик. Не думай о покупке свысока

Настанет время, сам поймешь, наверное.

Как здорово законы знать, тогда

Не будешь «лохом» всем на удивление.

6 ученик. Закон тебе поможет и спасет,

Когда на третий день сапог развалится,

Коль света нет, закрытый кран течет,

А ЖКО проблемы не касаются…

7 ученик. И что же делать?

1 ученик. Как для геолога карта,

Как для пилота штурвал,

Курс «Потребительских знаний»

Нужно, чтоб ты изучал 7 ученик. Итак, начинаем!

2 ученик. Население нашей планеты составляет свыше 6 млрд. человек. И каждый человек строго индивидуален. Цвет кожи, глаз, рост, возраст, характер, профессия, социальное положение отличают нас друг от друга. Но есть моменты, которые объединяют нас. Например, то, что все мы потребители.

7 ученик. Кто же такой потребитель?

3 ученик. Как сказал Джон Кеннеди «Потребители – это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно»

4 ученик. Закон РФ «О защите прав потребителей» гласит:

«Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»

5 ученик. Потребителем человек становится с момента рождения и остается им до своего последнего дня. Приобретая товары и услуги, которые необходимы ему для жизни и деятельности, работы и учебы, быта и отдыха, каждый человек становится потребителем. При этом неважно: сам он оплатил нужные покупки или за него расплатились родители, родственники, друзья. Надо знать, что и дети уже с раннего возраста, начиная с 6 лет, вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, например, купить мороженое, сок, булочку, поздравительную открытку, расплатиться за обед в школьной столовой, приобрести билет в кино.

6 ученик. Конечно, само по себе потребление не должно стать самоцелью, но очевидно и то, что долгую, здоровую и счастливую жизнь имеет больше шансов прожить тот, чье потребление, более рационально и доставляет ему большее удовольствие.

Что же для этого требуется? Чтобы нужные нам товары и услуги имели надлежащее качество, то есть отвечали нашим разумным ожиданиям в отношении их полезных свойств с учетом их стоимости.

1 ученик. В жизни, увы, так бывает далеко не всегда. Подавляющее большинство граждан, по данным опросов, которые ежегодно проводит по всей стране Союз потребителей России, по несколько раз в год сталкиваются с товарами и услугами ненадлежащего качества. В прошлом году таких потребителей было девять из каждых десяти. Наверное, и вы могли бы привести немало примеров такого рода и рассказать, сколько огорчений, потерянных денег и времени принесли они вашей семье. В таких ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права нарушены, и как их отстоять. Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права, в нашей стране 15 лет назад был принят Закон «О защите прав потребителей».

2 ученик. Что же это за права, откуда они взялись и почему мы о них ничего не знали раньше? Ежегодно во всем мире по решению Организации Объединенных Наций 15 марта отмечается как Всемирный день прав потребителей. В этот день в 1962 году впервые в мировой истории президентом США Джоном Кеннеди были провозглашены четыре неотъемлемых потребительских права американских граждан: на безопасность того, что им предлагают на потребительском рынке для их жизни, здоровья и имущества; на достаточно полную и достоверную информацию о товарах и услугах, на основе которой они могли бы выбрать для себя наиболее подходящее; на саму возможность выбирать, а не брать «что дают»; наконец, на внимание властей, устанавливающих правила поведения на потребительском рынке, к их нуждам и интересам.

5 ученик. С тех пор перечень потребительских прав, признанных международными организациями, существенно расширился. Согласно Закона РФ «О защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года потребители имеют следующие права:

— На просвещение в области защиты своих прав (ст.3)

— На надлежащее качество товаров (ст.4)

— На безопасность товаров (ст.7)

— На информацию (ст.8-10)

— На возмещение морального вреда (ст.15)

— На судебную защиту (ст.17)

— На государственную, общественную защиту (ст.40-46)

3 ученик. Надо сказать, что за годы существования Закона «О защите прав потребителей» у наших граждан знаний о своих потребительских правах и решимости защитить их заметно прибавилось. Значительно выросла и результативность защиты прав потребителей. Большинство продавцов и производителей товаров и услуг, когда видят грамотно составленные претензии, стараются не доводить дело до суда и удовлетворяют законные требования потребителей.

4ученик.Так что же нужно знать потребителю, чтобы правильно действовать в случае нарушения его прав? Запомните несколько простых правил, соблюдая которые вы избежите многих неприятностей.

Правило 1. Знайте, Закон обязывает продавца, изготовителя и исполнителя предоставлять потребителю полную и достоверную информацию. Если какие-то существенные для вас товар или услуга, а также те, кто их предлагает, вам не знакомы, то соберите о нем как можно больше информации из различных источников — из специальных журналов, Интернета, посоветуйтесь с профессионалами, внимательно изучите сопроводительную документацию (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации), сведения на этикетке. Помните, что эта информация должна быть обязательно на русском языке.

Правило 2. Помните, что вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и сразу никогда не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата продажи.

Правило 3. Учтите, если все же возник конфликт, не нужно суетиться и кидаться из одной крайности в другую — есть определенная последовательность действий, которой следует придерживаться. И не забывайте, что ваша опора — это Закон «О защите прав потребителей», а также конкретизирующие и дополняющие его правила торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.

Правило 4. Будьте вежливы, но настойчивы в своих справедливых требованиях и главное — старайтесь не оставлять без внимания нарушения ваших потребительских прав. Тот, кто освоит основы потребительских знаний и будет их применять на практике, станет защитником не только себя, но прав и интересов множества других граждан.

Учитель. Ребята, а вы помните стихотворение С.Михалкова «Как старик корову продавал»? Рассмотрим эту известную всем сказку с точки зрения соблюдения прав потребителя.

(инсценировка стихотворения учащимися)

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

— Хозяин, продашь нам корову свою

— Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

— Не много ли просишь, старик за нее

— Да где наживаться! Вернуть бы свое!

-Уж больно твоя коровенка худа!

— Болеет, проклятая. Прямо беда!

— А много ль корова дает молока

— Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал.

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

— Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:

— Корову продашь?
— Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

— Да так ли! Уж выглядит больно худой!
— Не очень жирна, но хороший удой.

— А много ль корова дает молока?
— Не выдоишь за день — устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
— Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!

Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?

Ответ: ст. 4 Закона «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Ст. 10 «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Ст. 12 «Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре».

Учитель. Вспомните сказку «Курочка Ряба»: дед и баба яйцо били, били, не разбили.

Вопрос: Какие права потребителей были нарушены?

Ответ: ст. 18 «Последствия продажи товара ненадлежащего качества» гласит, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены товара на аналогичный или расторжения договора купли-продажи.

Учитель. А теперь вспомним сказку «Теремок», когда дом разрушился при первом прикосновении к нему медведем. Хозяева при этом пострадали.

Вопрос: Каким правом обладает потребитель при приобретении товара?

Ответ: ст. 7 «Право потребителя на безопасность товара» гласит, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

Учитель. А кто из героев этих сказок выступал в качестве потребителя?

1. Муха – Цокотуха, когда «пошла Муха на базар и купила самовар».

Ответ: да.

2. Старик по отношению к Золотой рыбке.

Ответ: нет, так как старик не платит рыбке за услуги.

3. Король по отношению к портным.

Ответ: да, причём даже в том случае, если новое платье оплачивалось из средств государственной казны, ведь платье предназначалось для личных бытовых нужд короля.

Если же предположить, что платье короля – одежда служебная (примерно, как спецодежда для рабочего), тогда король не является потребителем.

4. Кот в сапогах, когда он просил хозяина купить ему сапоги.

Ответ: зависит от того, приравниваем ли мы Кота к человеку. Если да, то он – потребитель, и, если сапоги окажутся некачественными, вполне сможет предъявить претензию к сапожнику; если же мы несмотря на сказочную условность, считаем, что Кот – это животное, то он потребителем не является (так же, как не является им любой домашний кот, для которого хозяин покупает консервы или ошейник против блох).

5. Робинзон Крузо на необитаемом острове.

Ответ: нет, он же ничего не покупает.

6. Является ли потребителем Маленький Мук в момент поедания винных ягод в лесу?

Ответ: нет, не является, так как собирал дикорастущие ягоды, а не приобретал их на рынке.

Учитель. А теперь мы предлагаем вам сыграть в игру «Кот в мешке или говорящая этикетка»

Сценарий игры

Перед началом игры необходимо сформировать команды из нескольких человек. Для проведения игры необходимо подготовить упаковки различных продуктов питания по две на каждую команду. Участникам предлагается выбрать конверт с двумя этикетками.

Участники игры должны в течение 10 минут составить список информации, которую они нашли на этикетках. Ребята должны обосновать, какой необходимой, на их взгляд, информации не хватает в предложенных этикетках, а какая лишняя.

1 ученик. Потребитель. Покупатель

Может быть, о нем и хватит?

Иль конца у темы нет,

Интересен сей объект.

2 ученик. Эволюция его-

Это зеркало само

Экономики страны.

Да и все мы в нем видны.

3 ученик. Закон потребителю – друг, даже брат,

Поможет, чтоб ты не попался впросак.

Научит в продаже всех честными быть.

Тогда всем нам будет так здорово жить!

4 ученик. И будет бесценен российский продукт

Обслуга и качество вмиг возрастут

России дороже страны не найти,

Пусть трудно, но все же здесь наши пути!

5 ученик. Законы изучим, нам с ними шагать.

Хорошее дело – страну поднимать!

К эпохе бесправной вернуться нельзя!

Мы справимся, справимся вместе, друзья!

Все: Мы справимся вместе, друзья!

Учитель. Так кто же он — грамотный потребитель?

Помните, грамотный потребитель это – тот, кто:

— всегда честен с собой и окружающими и соблюдает законы;

— разумно распоряжается имеющимися средствами;

— всегда читает инструкцию и следует ей;

— сохраняет товарные, кассовые чеки, гарантийные талоны и квитанции;

— предъявляет только обоснованные претензии и доводит начатое дело до конца.

Бабенко Надежда Анатольевна

МБОУСОШ№9 Муниципального

образования Гулькевичский район

село Новоукраинское

Краснодарского края

Учитель технологии

Защита прав потребителей

Цели мероприятия:

формировать у школьников рациональное потребительское

поведение;

развивать интуицию, самостоятельность, гибкость мышления;

научить отстаивать права потребителя;

показать знания основ экономической теории;

повторить статьи Закона “О защите прав потребителей

Оборудование:

наглядный материал, демонстрирующий качество кубанских товаров

закон РФ «О защите прав потребителей» от 07. 02. 92 г. (с изм. и доп. от 09.

01. 96 г. и 17. 12. 99 г.) – копии

Ход мероприятия.

Учитель: Вы граждане большого государства. Наша малая родина – Кубань,

чудесный благодатный край. Край заснеженных гор и золотых хлебных

полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут

замечательные люди: хлеборобы, животноводы, садоводы, рабочие заводов,

врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты… Все они

стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, еще богаче, красивее. Продукция

Кубани отличается высоким качеством.

Качество… С этим понятием мы сталкиваемся ежедневно и ежечасно.

Кто знает, что обозначает слово «Качество»?

Ведущий: Правильно, «качество», «качественный» обозначают «хороший»,

«лучший». Обычно мы так говорим о хороших товарах.

Ведущий: Из повседневной практики мы знаем, что от качества товаров и

услуг зависит наше настроение, наше здоровье, наше благосостояние, а

значит – качество нашей жизни. Огорчения от приобретения плохого товара

потребители испытывают во всех странах и во все времена. И общество,

государство всегда искали меры по борьбе с некачественными товарами.

Сегодня проблемой качества заняты многие международные организации. Не

случайно по решению ООН с 1989 года в ноябре проводится Всемирный

дань качества. Цель его проведения привлечь внимание общества к

проблемам качества товаров и услуг.

Ведущий: Руководство нашего края следит за тем, чтобы у нас на

прилавках были только качественные товары. Поэтому руководство края

объявило соревнование между предприятиями. Соревнование называется:

краевая программа «Качество». Каждое предприятие хочет стать

победителем, как вы отличниками. Все стараются выпускать лучшие товары

или продукты. Ведь люди в магазинах покупают самое лучшее и вкусное,

значит качественное.

Ведущий: Губернаторская программа «Качество» — это хорошие, добротные

товары на прилавках рынков и магазинов, а также защита кубанских

производителей от недобросовестных конкурентов и наш общий вклад в

экономику края.

Ученик: Сейчас вокруг подделок тьма,

Программу «Качества» не зря

Нам департамент предложил.

Будь то кефир, вода иль чай

На этикетку только глянь

Стоит знак «Качества Кубань»

Без опасенья покупай!

Ведущий: Сегодня в этом зале собрались учащиеся старших классов –это 9 ,

11 и 11 классы, которые примут участие в викторине «Права потребителя»

1.Ответы на вопросы.

Кто такой потребитель?

Потребитель гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести

либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы,

услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с

извлечением прибыли.

Кто такой продавец?

Кто такой изготовитель?

Объясните понятие «контрафакт».

Контрафактные товары – это те, на упаковке которых или на этикетке

использованы чужие товарные знаки.

Объясните понятие «фальсификат»

Фальсификация это подделка товара, ухудшение его внутреннего

содержания при сохранении внешнего вида. Качество ухудшается, а цена

остается, как у качественного.

Ведущий1. Викторина2 :“Можешь ли ты защитить права сказочных

героев?”.

Вспомните отрывок из стихотворения С. Михалкова “Как старик корову

продавал”:

Один паренек пожалел старика:

Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

Корову продашь?

Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

Да так ли! Уж выглядит больно худой!

Не очень жирна, но хороший удой.

А много ль корова дает молока?

Не выдоишь за день устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому –

Такая скотина нужна самому!

Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы

нарушены?

Ответ: ст. 4 Закона “Качество товара” гласит: продавец обязан передать

потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Ответ: Ст. 10 “Информация о товарах” гласит: изготовитель обязан

своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную

информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного

выбора.

Ответ: Ст. 12 “Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию

о товаре”.

Ведущий: Вспомните сказку “Теремок”, когда дом разрушился при первом

прикосновении к нему медведем. Хозяева при этом пострадали.

Вопрос: Каким правом обладает потребитель при приобретении товара?

Ответ: ст. 7 “Право потребителя на безопасность товара” гласит, что

потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его

использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

Ответ:Ст. 29 “Права потребителя при обнаружении недостатков

выполненной работы” указывает на то, что потребитель вправе предъявлять

требования, связанные с недостатками выполненной работы, в пределах пяти

лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

3. Блиц – турнир.

(Вопросы задаются каждой команде по очереди. Команда должна дать

мгновенный ответ).

1. С какого момента наступает гарантийный срок товара?

(С момента передачи товара потребителю).

2. Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека?

(Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении

требований покупателя).

3. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?

(Замена некачественного товара происходит в семидневный срок).

4. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности.

(Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно

косметические).

4.. Программы – одно, а реальная жизнь часто не вписывается в их рамки.

Рассмотрим несколько ситуаций и попробуем их объяснить.

1.В октябре Татьяной куплены меховые сапоги. В ноябре было холодно,

Татьяна стала носить обувь и через 3 дня выяснила, что лопнула подошва на

правом сапоге. В тот же день Татьяна обратилась к продавцу с требованием

вернуть деньги. Продавец отказался выполнить требование и посоветовал

покупателю провести экспертизу. Прав ли продавец?

Ответы: ) продавец не прав: для сезонных товаров (обуви, одежды, и прочих)

сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Срок

наступления исчисляется субъектами Российской Федерации исходя из

климатических условий места потребителей статья 19 (Сроки предъявления

потребителем требований в отношении недостатка товара) Потребитель,

которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено

продавцом, вправе потребовать. Безвозмездного устранения недостатков

товара , замены товара на аналогичный товар, замены на другой товар с

соответствующим перерасчётом.

2. В течение второго из трех гарантийных лет, установленных на

холодильник, Вадим Иванович обнаружил дефект: морозильная камера

перестала морозить. Он направил продавцу требование отремонтировать

холодильник по гарантии. Продавец отправил холодильник в ремонт. Через

50 дней Вадим Иванович поинтересовался, когда, наконец, вернут

холодильник из ремонта. Продавец попросил подождать еще недельку, т.к.

«очень сложный случай». На это Вадим Иванович направил письменное

требование о расторжении договора купли – продажи и возврата денег.

Ответ: покупатель прав, исполнитель нарушил сроки выполнения работы.

Покупатель вправе потребовать полного возмещения убытков, причинённых

ему в связи с нарушением сроков выполнения работы, может требовать о

расторжении договора продажи и возврата денежных средств, срок

исполнения если он не оговорён продавцом, не может превышать 45 дней.

Статья 28

3.Николай купил в магазине запасную часть к телевизору, в сервисном

центре ее установили. Через два дня деталь вышла из строя – оказалась

бракованной. Кому Николай должен предъявлять претензию?

Ответ: сотрудникам магазина, так как они продали запасную часть к

телевизору, они отвечают за его ненадлежащее качество по правилам об

ответственности продавца за товары ненадлежащего качества статья 34

(выполнение работы из материала исполнителя)…;

4.На период гарантийного ремонта электропечи обязан ли продавец

выполнить требования гражданки Ивановой о предоставлении ей для

безвозмездного пользования товар с аналогичными свойствами, осуществив

доставку за свой счет?

Ответ:да, потому что по Закону РФ «О защите прав потребителей» если для

замены требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец

(изготовитель либо уполномоченная организация ) в течении трех дней со

дня предъявления требований о замене товара обязан безвозмездно

предоставить потребителю во временное пользование на период замены

товара длительного пользования, обладающий этими же основными

свойствами. Обеспечив его доставку за свой счёт статья 21 пункт 1 Закона

РФ «О защите прав потребителей»…

.5.Ольга купила костюм на вещевом рынке. После примерки дома она

поняла, что костюм ей совсем не нравится. На следующий день она

обратилась к продавцу с требованием вернуть деньги, т.к. она его еще не

носила; костюм сохранил товарный вид, все имевшиеся при продаже ярлыки

не были срезаны, индивидуальная фирменная упаковка сохранилась.

Ответ: ) покупатель вправе, обменять непродовольственный товар

надлежащего качества на аналогичный товар у продавца. У которого этот

товар был приобретён, если указанный товар не подошёл по цвету, форме,

габаритам, фасону и размеру. В случае если аналогичный товар отсутствует в

продаже на день обращения к продавцу. Потребитель вправе отказаться от

исполнения договора куплипродажи и потребовать возврата уплаченной за

указанный товар денежной суммы. Статья 25 пункт 12 Закона РФ «О защите

прав потребителей.»

6.Виктор заказал футболку через интернет. Посылка прибыла, была получена

потребителем. После примерки оказалось, что фасон футболки потребителю

не подошел. Через 5 дней после покупки, Виктор направил продавцу товар, а

также претензию с требованием о возврате денежных средств. Правомерны

ли действия Виктора в данном случае?

Ответ: Да, правомерны, так как по Закону РФ покупатель может вернуть

товар в течении 7 дней, продавец должен возвратить ему денежные

средства., за исключением расходов продавца на доставку от потребителя

возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления

потребителем соответствующего требования Статья 26 пункт 4 Закона РФ «О

защите прав потребителей .»

5.Инсценирование сказки 7 классы

Автор:

Яга на лавочке сидела,

Яга на улицу глядела,

То пела, то молчала,

То головой качала.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Леший в гости к ней пришел,

Леший разговор завел:

Леший:

Ой, беда у нас, Карга!

Разорились мы дотла.

Пенсию не получаем,

И в кармане пустота.

Яга:

Нужно чтото предпринять.

Во! Предпринимателями стать!

Леший: Кем? Неприличными словами попрошу не щеголять!

Яга:

Вот уж неуч, вот беда!

Слушай, Леший, ты сюда.

Дело мы с тобой откроем:

Ты – помощник, я глава.

Леший:

Что за дело? Не пойму.

Научи меня уму.

Яга:

Мы откроем лавочку

По продаже чая.

Деньги заработаем

Быстро, отвечаю.

Веток наломаем,

Листиков насушим,

Быстро все смешаем,

Можно даже кушать.

Леший: Ну, Яга! Ну, голова!

Автор:

В лес пошли предприниматели,

Наломали дров приятели,

Листьев ворохи набрали

И в коробки паковали.

Яга и Леший:

Подходи, народ, купи!

Чай наш новый посмотри!

В нем вся кладезь витаминов,

Завари и оцени.

Лиса: Милый, чая мне возьми!

Леший: Не скупись, братан, бери!

Волк:

Вот мотовка, вот достала!

Ладно, милая, купи!

Автор: Дома чай они попили и готовились ко сну

Лиса:

Ой, Лиса вскричала громко. –

Ты, волчок, мне помоги!

Ой, в живот стрельнуло больно,

И в глазах одни круги.

Волк:

Дорогая, потерпи!

Дорогая, не кричи!

Скорая сейчас приедет!

Потерпи же, потерпи!

Автор:

Вот пришел к ним птицаграч,

Он отличный был ветврач.

Спинки им он всем послушал

И в рецепте написал:

Грач:

Воду пить с сертификатом,

Чай приобретать со знаком

“Качество” его зовут

И гласит он там и тут:

Знак “Качество”:

В руки ты товар бери,

Этикетку рассмотри.

Там название предприятия,

Адрес, факс и телефон.

Номер ГОСТа, номер партии

И, конечно, годен до…

Если пачка протекает

Или криво там и тут,

Неизвестно кто хозяин,

Где искать и как зовут,

Позвони в госторгинспекцию,

О подделке расскажи.

Специалисты вам помогут

И виновных враз накажут,

Предприятие закроют,

Не творите безобразие.

Все:

Будьте грамотны!

Будьте бдительны!

Дети, школьники

И их родители!

6. Подведение итогов

Учитель: Мы обсуждали непростые проблемы, но о них надо говорить как

можно чаще. В жизни бывают разные ситуации, и нужно быть готовыми к их

решению. Правительство России и администрация Краснодарского края идут

нам навстречу, а это значит, что проблемы качества решаемы. Мы с вами –

потребители. А потребитель это гражданин, имеющий намерение заказать

или приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных,

семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением

предпринимательской деятельности. Потребитель должен знать законы,

уметь пользоваться этими законами, быть неравнодушным человеком, не

терпеть, когда тебя обсчитывают, хамят, сообщать о недоброкачественной

продукции в контролирующие органы. И самое главное, действовать вместе,

только тогда на потребительском рынке Кубани будет порядок.

Литература:

1.Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07. 02. 92 г. (с изм. и доп. от

09. 01. 96 г. и 17. 12. 99 г.)

2. Н.Г. Суворова М.П. «Основы правовых знаний». М.2004год

3. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. — Ростов

н/Д: «Феникс»,2001г

4.Учебник «Обществознание» 1011класс, Боголюбова, М:2009год

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий видеозаписи допроса
  • Сценарий детского дня рождения 5 лет мальчику пираты
  • Сценарии мероприятий детского оздоровительного лагеря
  • Сценарий ведущих новостей
  • Сценарии массовых воспитательных мероприятий