Сценарии на тему шахматы

Данная методическая разработка предлагет Вам готовый сценарий праздника: "20 июля - Международный день шахмат".

Сценарий праздника,

посвященного Международному дню шахмат

Разработала: Романкевич Анна Вадимовна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр», п.г.т. Излучинск Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Цель: популяризация игры в шахматы среди населения поселка, развитие интеллектуальных способностей детей.

Оборудование: Праздник проводиться в зале, оборудованном ноутбуком, проектором, экраном.

Нам понадобятся: пешки черные и белые по 15 шт., ферзи двух цветов по 5 шт., шахматный стол, шахматные доски, галстуки черного и белого цветов (по количеству участников).

Адресат:

Ход праздника.

В зале стулья расставлены так, что условно делятся на две команды. Между рядами расположен шахматный стол.

Ведущий приглашает детей в зал и делит на две команды. Для каждой команды определятся один из цветов (белый или черный). Члены одной команды получают галстуки своего цвета.

  1. История праздника (5 мин.)

Ведущий рассказывает детям историю праздника и показывает презентацию (прилагается).

Международный день шахмат отмечается с 1966 года. Инициатива создания этого праздника принадлежит Всемирной шахматной федерации (ФИДЕ), которая была основана 20 июля 1924 года в Париже.

Как Вы знаете, шахматы — это настольная игра на 64-клеточной доске, на которой располагаются 32 фигуры (по 16 фигур белого и черного цвета). Играют 2 партнера. Цель игры заключается в том, чтобы поставить мат королю противника. Считается, что игра в шахматы способствует развитию памяти, умственных способностей, творческого и логического мышления. По данным ФИДЕ, сегодня шахматы как вид спорта признаны в 105 странах мира.

В Россиеи почти в каждом городе есть шахматный клуб (иногда их несколько), в котором собираются почитатели этого вида спорта. В Международный день шахмат в этих клубах проводятся турниры, развлекательные мероприятия, любительские лекции по обмену опытом игры.

Шахматам свыше двух тысячелетий, а значит, зародилась игра в замысловатые фигурки еще до наступления нашей эры. Название в те времена головоломки было «чатуранга», в переводе с санскрита — «четыре войска». Каждое из «войск» имело четыре же типа оружия: пехота, слоны, колесницы и конница. Первые шахматы представляли собой всего-навсего 4 фигуры, они «ходили» по полю в 9*9 клеток.

Из Индии игра в шахматы проникла в страны Азии. Огромной популярностью она пользовалась в Иране (VI век), а спустя одно столетие завладела умами арабов. Этим народом шахматы были названы словом «шатрандж». Благодаря арабам данная игра стала гораздо понятнее, интереснее. Следует отметить, что процесс усовершенствования продолжался на протяжении ни одного столетия.

В Россию логическое увлечение пришло непосредственно с Востока с сохранением специфической терминологии. Так же, как и в Европе, шахматы пережили преследование церковными служителями, и даже государственной властью. Однако, ситуацию спасали простые смертные – они продолжали играть в шахматы несмотря ни на то. Только в начале XIX века игра попала в категорию признанных официально, о чем свидетельствует волна образования тематических кружков и выпуска шахматных печатных изданий.

По международным традициям в этот день все любители и профессионалы собираются в шахматных клубах и проводят многочисленные турниры. Все участники получают символические подарки, в качестве стимула для достижения более крупных целей.

  1. Викторина (10 мин.)

Ведущий объясняет правила. За каждый из вопросов № 1-15 команда получает пешку своего цвета. За вопросы №16-19,  команда получает ферзя.

Отвечать имеет право та команда, где первыми подняли руку. Если ответ не правильный право ответа переходит к другой команде.

Каждая команда собирает свои фигуры на шахматном столе со своей стороны.

Вопросы представлены на презентации (прилагается).

  1. Вопрос соперникам (7 мин.).

Каждой команде предлагается подготовить вопрос или задание о шахматах для своих соперников.

За правильный ответ команда получает ферзя.

  1. Подведение итогов.

Команды подсчитывают свои баллы из расчета:

1 пешка – 1 балл;

1 ферзь – 9 баллов.

Ведущий приветствует победителей.

  1. Просмотр видео экскурсии (7 мин.)

Детям предлагается посмотреть видео экскурсию в музей шахмат в городе Москва (прилагается).

  1. Игра в шахматы.

Ведущий предлагает детям сыграть партию в шахматы.

Источники: 

http://www.calend.ru/holidays/0/0/61/ © Calend.ru

https://www.inmoment.ru/holidays/international-chess-day.html

https://pandarina.com/viktorina/chess

Цели урока:

1) Познакомить детей с игрой, дать
первоначальное представление об игре.
Познакомить с правилами игры, с шахматными
фигурами, полями, линиями.
2) Развивать внимание, речь, логическое мышление,
смекалку, память.
3) Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение
друг к другу.

Методы и приёмы: словесный, наглядный,
практический, демонстрационный.

Форма проведения: игра-путешествие.

Оборудование:

  • шахматная доска,
  • шахматные фигуры,
  • шары,
  • тетрадь с загадками,
  • задания от Загадая,
  • надпись “Шахматная страна”,
  • цветик-семицветик.

Действующие лица: ведущие,
девочка-Клеточка, мальчик-Загадай, фигуры –
Ладья, Слон, Ферзь, Конь, Пешки, Король.

Ход мероприятия

Ведущий:

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был – и везде
В неё играют дети.
В игре той есть Ладья и Ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех Король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры название угадать?

Ведущий: – Ребята, а вы догадались о какой
игре идёт речь? (шахматы)

Тогда о чём говорится в загадке, вы догадаетесь
сразу.

“Не люди, не звери, не часы, а ходят?”

(Шахматные фигуры)

Чтобы поближе познакомиться с самой игрой и её
героями – фигурами, мы предлагаем вам совершить
путешествие по Шахматной стране. А очутиться в
Шахматной стране нам поможет цветик – семи
цветик. Закройте глаза, сядьте поудобнее,
путешествие начинается.

(Звучит музыка)

Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли —
Будь по моему вели.
Вели, чтобы мы очутились
В Шахматной стране!

Клеточка: – Добрый день, ребята! Меня зовут
Клеточка. Меня прислал Шахматный король, чтобы я
провела вам экскурсию по шахматной стране. Вы
готовы? Тогда внимание! Первая наша беседа будет
посвящена Истории возникновения шахмат.

ПОД МУЗЫКУ ПОЯВЛЯЕТСЯ СТАРИК ХОТТАБЫЧ,
ПРИГОВАРИВАЯ ЗАКЛИНАНИЯ И ОГЛЯДЫВАЯСЬ.

Старик Хоттабыч.: О, отрада для моего сердца,
какое ослепительное великолепие, я попал в
дивный сад, а это (указывая на детей) – цветы
жизни!

Приветствую вас, о, отроки и мудрейшие из
мудрейших, славные учителя! Тысячу лет я просидел
в глиняном кувшине прежде, чем услышал сладкие
слова для моих ушей: “ШАХМАТЫ!”. Это же великая
игра царей, настоящее военное сражение. Вы умеете
играть в шахматы?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Ведущий: – Кто из вас знает, кто изобрёл эту
чудесную игру?

Старик Хоттабыч:

– Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети,
я лучший знаток этой древнейшей игры, я
познакомлю вас с шахматными фигурами, но все по
порядку.

Шахматы – одна из самых древних игр. Она
существует уже многие века, и не удивительно, что
с нею связаны различные предания, правдивость
которых, за давностью времени, невозможно
проверить. , когда индусский царь познакомился с
нею, он был восхищён её остроумием и
разнообразием возможных положений в ней.

Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то
называли чаттураджа. Шахматная доска изображает
поле сражения, на котором борются две армии. В
давние времена армия не могла выступить в поход
до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы.
Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным
шахматным полям по знаку правителя
передвигались специально назначенные для этого
люди. Позже людей заменили фигуры.

ВЕДУЩИЙ: Немногие из детей владеют этим
мастерством, но все хотят научиться.

1-й РЕБЕНОК:

У кого же мне узнать,
Кто мне может подсказать,
Где могу я научиться
Сильно в шахматы играть?
Папа мне сказал:– Сынок,
Иди в шахматный кружок.
Там научишься играть.
И возможно, будешь многих
Через время побеждать.

2-Й РЕБЕНОК:

Эта древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придёт побед пора.
Чтобы в шахматы играть
Нужно всё о них узнать,
Как различные фигуры
Перед боем расставлять.
Помнить, как их называть
И куда переставлять.
Строго правила игры
Соблюдать и уважать.

Клеточка:

– Путешествуем дальше и следующая наша беседа,
будет посвящена главному, без чего не состоится
игра. Это шахматная доска.

Ведущий:

На ней ведётся шахматное сражение.
Шахматная доска аккуратно рассечена на равные
клетки – квадратики. Это – поля. Светлые
квадратики – это белые поля, тёмные квадратики –
это чёрные поля. (Показ)

Клеточка:

– Это Клеточки – мои сестрёнки. Всех нас вместе
шестьдесят четыре. Мои сестрёнки приготовили для
вас песенку.

(Исполняется песня)

Клеточка:

– А вот и мой друг Загадай. Он всегда ходит со
своей толстой тетрадкой. А называется она “
Загадки из тетрадки”.

В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий.
Будете понемногу решать их и научитесь играть в
шахматы.

Загадай:

Какая форма у шахматного поля? У шахматной
доски? (квадратная)
На каких полях ничего не растёт? (на шахматных)
Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)

1.

Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…

2.

Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам…

3.

Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…

4.

Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он – …

5.

Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой – …

6.

Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…

7.

Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это – …

8.

Это правило известно,
Короля нам есть нельзя,
Но свободно можешь есть ты
Вместо этого…

9.

Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный…

10.

Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…

Клеточка:

– Продолжим беседу о шахматной доске. В шахматы
играют два противника. Их ещё называют Партнёры.
Жителей страны называют фигурами. Сейчас мы с
ними познакомимся. На свете есть много сказочных
стран. Некоторые из них называются
«королевствами» – в них правят короли.
Шахматная страна – тоже королевство. Мы с вами
отправляемся в это королевство и поближе
познакомимся с его жителями. (Танец)

Клеточка:

– Ну, а сейчас мы познакомимся с Шахматными
фигурами.

(Выходят ребята-фигуры)

В шахматной стране есть правитель да не один, а
целых два (выходят два мальчика, в руках держат
фигуры королей):

На шапке – пика острая,
Завидна моя роль:
Всех выше, выше ростом я
Конечно, я: (Король)

Мы очень похожи друг на друга и отличаемся
только цветом.

Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен Король – старина.
Зато начеку королевская рать –
Задача её – Короля охранять.
Ведь если б Король беззащитный погиб.
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в Шахматном войске важнее вождей.

Клеточка:

Жители этой страны тоже делятся на белых и
чёрных, смотря по тому, какому королю они служат

Ладья

Вот внимательно гляди,
Башня круглая такая,
И бойницы сквозь зубцы.
По краям доски – (Ладьи)
Мы стоим как башенки.
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она
Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!

Слон

У каждого короля нас слонов по два, два белых и
два чёрных. Но на обычных слонов мы не похожи.

Очень трудно ошибиться:
Шапка острая на нас
Стоим рядом (не садимся!)
И с ферзём и королём.
Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)
Он другой не хочет доли – знает только белый
путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон
такой.
До конца игры слоны – цвету одному верны.

Ферзь

Мы главные советники королей. Нас называют
ферзями.

Стоим рядом с королём,
Но не путать со Слоном,
И с ладьёй сравнить нельзя
Суперсильного: Ферзя.

Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить как Ладья и как Слон
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И, кажется, будто Ферзю тесноват,
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше внимания Ферзю удели.

Конь

А нас можно сразу узнать – у нас есть и глаза, и
уши, и грива.

Мы ушасты и гривасты,
Смело скачем сквозь огонь
Ну, отгадывай, не хвастай:
Да конечно это: (Конь).

Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,
Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.

Пешка

Мы маленькие жители шахматной страны и фигурой
не зовёмся. Мы пешки. Сверху – кругленький орешек
и воротничок! Нас много – 8 белых и 8 чёрных.
Каждая из нас в бою всегда храбро дерётся. И если
кто-то из нас отличится в сражении, то может
«подрасти» и стать фигурой.

Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
На войну, не на парад, Пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой.
Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну, а как же Пешка бьёт?
Бьёт наискосок!

Загадай

– А сейчас посмотрите на экран и догадайтесь,
какие буквы спрятались в словах: Коньки,
заслонка, спешка, оладьи?

– Измените одну букву, чтобы получилось
название фигуры: бадья, печка, корь, пушка.

Чтоб играть и побеждать
Надо доску знать на «пять»!
Доску, положив на столик,
Ты представь, что это поле,
Только в поле том не грядки-
Клетки в шахматном порядке.
Этот шахматный порядок
Очень прост как ночь и день.
Видишь: с белой клеткой рядом
Клетка чёрная как тень!
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!

Клеточка:

– А сейчас следующая наша страница. Мы
поговорим чимпионах мира по шахматам– нашим
соотечественниках.

Чемпионы мира по шахматам( произносят
участники мероприятия)

Александр Александрович Алехин — ЧМ с 1927 по 1935
г.г. и с 1937 по 1946 г.г.
Михаил Моисеевич Ботвинник — ЧМ с 1948 по 1957 г.г., с
1958 по 1960 г.г. и с 1961 по 1963 г.г.
Василий Васильевич Смыслов — ЧМ с 1957 по 1958 г.г.
Михаил Нехемьевич Таль — ЧМ с 1960 по 1961 г.г.
Борис Васильевич Спасский — ЧМ с 1969 по 1972 г.г.
Анатолий Евгеньевич Карпов — ЧМ с 1975 по 1985 г.г
Гарри Кимович Каспаров — ЧМ с 1985 по 1993 г.г.

Стремительное развитие электроники и
компьютеров, интернета отразилось на шахматах. С
помощью компьютеров стало легче готовиться к
турнирам, компьютеры представляют реальную
угрозу даже чемпионам мира.

Клеточка:

На этом, я должна закончить свой рассказ.
Меня ждут мои друзья и сестрёнки. Им без меня
никак нельзя. До свидания, ребята, до встречи на
шахматной доске!

Ведущий:

– Ребята, давайте поблагодарим Клеточку за
интересный рассказ и попрощаемся с ней. Но своё
путешествие на этом мы не заканчиваем. У каждого
из вас будет проводиться урок, который так и
называется – шахматы. На уроках вы будете
продолжать начатое сегодня путешествие по
Шахматной стране. А сейчас, слово
предоставляется преподавателю шахмат.
(Преподаватель знакомиться с ребятами)

– Среди вас есть ребята, которые принимали
участие в шахматном турнире и добились победы. Мы
хотим поздравить их и пожелать удачи в освоении
более сложной игры.

(Награждение победителей)

Решать готовы любые задачи,
Идти готовы вперед и вперед,
Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Мы все добудем, поймем и откроем.
Нам незнакомы усталость и лень.
Лишь тот становится в жизни героем,
Кто сам себя побеждает каждый день.

Старик Хоттабыч:

– Ну, а в конце года, самых внимательных юных
шахматистов ждёт новый турнир. Он и определит,
кто же из вас является Королём шахмат. Желаем вам
удачи в обучении. До новых встреч. До свидания!

(Звучит музыка)

Презентация

Составитель:

Машковцева Кристина Николаевна

воспитатель

МАДОУ детский сад №135 города Тюмени

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает память, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, старается бороться до конца, и  не унывать при неудачах.

«Посвящение в шахматисты»

Цель мероприятия.

  • Привить юным шахматистам любовь к шахматам – как к неотъемлемой части их будущей жизни.

Задачи мероприятия.

  • Воспитать и привить чувства ответственности  к выполнению поставленных задач.
  • Популяризация шахмат, как вида спорта среди детей 6-7 лет и их родителей.
  • Воспитание чувства коллективизма и сплоченности среди детей и взрослых
  • Развитие творческих навыков.

Возраст участников: 6-7 лет

Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы собрались на наш шахматный праздник «Посвящение в юные шахматисты». Все вы посещаете занятия в нашем замечательном шахматном клубе «Белая ладья» и за этот короткий срок вы многому научились. Ребята познали азы гениальной игры, прикоснулись к чарующему волшебному миру шахматных фигур. Все это дает Вам право причислить себя к большой семье шахматистов всего мира. В шахматы играют миллионы людей всех возрастов, начиная с детского сада до самых преклонных лет.  Не случайно девиз шахматистов всего мира, звучит так.

Ребята хором: Все мы одна семья!

ДЕТИ: Вся в квадратах – белых, черных-

             Деревянная доска,

             А ряды фигур точеных –

            Деревянные войска.

             Люди их передвигают,

             Коротают вечера,

             Дети в шахматы играют –

             Гениальная игра!

            Я буду шахматам учиться-

            Это в жизни пригодиться.

            Я хочу умнее стать

            И в турнирах побеждать

Под музыку появляется Королевы шахматного королевства.

Б. Королева: Добрый день, дорогие ребята!

Ч. Королева: Добрый день уважаемые взрослые!

Б. Королева: Я –  королева Белых шахмат!

Ч. Королева: Я – королева чёрных шахмат!

Б. Королева: Мы- Королевы шахмат

                         И в Шахматной стране,

                         Мы правим королевством,

                         И всё подвластно нам!

Ч. Королева: На поле черно-белом

                         Стоят фигуры в ряд.

                         Красиво и умело

                         Ведём их на парад!

Б. Королева: Шагают пешки, кони

                        То поперёк, то вдоль.

                        Одни сидим на троне,

                        Нам служит сам Король!

Ч. Королева: Шахматы любят и знают во всех уголках нашей планеты. Прежде они считались изысканной забавой мудрецов и властителей, но постепенно завоевали умы и сердца всех людей. А пришла эта игра из далекой и загадочной Индии много-много веков назад…

Это известный шахматист, чемпион мира Эммануил Ласкер. Он советовал начинать играть в шахматы с дошкольного возраста.

 Б. Королева: Сегодня мы пришли к вам, чтобы посвятить вас в шахматисты

                         Но прежде, загадаю вам загадки.

Ч. Королева: Подожди-ка, дорогая подружка, а почему это ты первая загадываешь загадки?

Б. Королева: А потому, что по правилам шахматной игры – белые хотят первые! Спроси у ребят… (Дети отвечают)Верно! Так и есть! А правилам нужно подчиняться…

                     Скоро бой. И ждет войска 

                     Деревянная … (доска). 

Ч. Королева: У него большая роль,
                        А зовут его … (король)

 Б. Королева: Не фигура, а насмешка —
                         Эта маленькая … (пешка)

Ч. Королева: Шустрый, быстрый, как огонь
                        Шахматный, но всё же … (конь)

Б. Королева: Есть сестра у корабля –
                        Очень важная … (ладья)

Ч. Королева: Не отвесит вам поклон!
                        Не индийский, хоть и  … (слон)

Б. Королева: Самый главный в войске есть,
                         А для вас он просто … (ферзь)

Ч. Королева: Шахматы — игра сильнейших!

                        Для ума заряд дает,

                        Волю, стойкость воспитает,

                        Логику всем разовьет!

Шахматная викторина для дошкольников.

1. Что нужно поставить противнику, чтобы победить?

2.Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым?

3. Сколько пешек расположено на шахматной доске одного цвета в начале партии?

4. Что будет, если пешка дойдет до другого конца доски?

5. Буквой Г ходит одна из шахматных фигур: какая?

6. Между какими фигурами на доске стоит конь?

7. Какая фигура ходит только  по диагонали?

8. Назови самую сильную фигуру.

Б. Королева: А сейчас я предлагаю сделать небольшую физкультурную минутку. Встаём и слушаем меня внимательно, повторяем за мной.

Физкультурная минутка:

1.Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пешки погулять!

Король на месте, по привычке,

А куда ему спешить?

Прыгнет конь! Подковы звяк!

Необычен каждый шаг!

А ладья упряма,

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной,

Им начинать этот сказочный бой.

Ч. Королева: Сам шахматный король приглашает вас потанцевать

                  Ручки с ножками размять!

ТАНЕЦ (видео)

Б. Королева: Изучайте шахматы и любите их, и они дадут вам в ответ очень много хорошего в жизни. Прежде всего – научиться бороться и побеждать честно!

Б. Королева: Как солдаты, принимая присягу, клянутся служить честно и защищать Родину, так и вы тоже поклянитесь в том, что будете честными и порядочными шахматистами и будете творить только добро. А сейчас я предлагаю произнести Клятву юного шахматиста.

— Быть честным  в игре, соблюдать все правила «Клянемся»

— Уважать своего соперника, не мешать, ему думать «Клянемся»

— Не расстраиваться в случае проигрыша, и не смеяться на проигравшим «Клянемся»

— После окончание партии в знак уважения к сопернику пожать друг другу руку «Клянемся»

Ч. КоролеваДорогие ребята! Мы хотим, чтобы вы запомнили этот день на всю жизнь. Главное то, что вы полюбили шахматы, знаете фигуры, их расположение на шахматной доске, умеете играть. И впереди у нас еще много встреч на шахматных турнирах.

Б. Королева Властью, данной нам Шахматным Королем, посвящаем вас в шахматисты!  И торжественно вручаем ДИПЛОМЫ.

НАГРАЖДЕНИЕ

Б. КоролеваРебята, нам пора прощаться.

                    В Шахматное королевство возвращаться.
Ч. Королева:   Мы вас тоже приглашаем к шахматному Королю,

                           В нашу волшебную страну.

                           Вам по плечу любое сложное заданье,

                                     Здоровья вам, удачи…

ВМЕСТЕ: До свидания!

 Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2015/10/07/razrabotka-meropriyatiya-posvyashchenie-v-yunye

https://www.infouroki.net/meropriyatie-posvyashchenie-v-yunye-shahmatisty.html

Автор: Криницына Татьяна Владимировна г. Елабуга декабрь 2014 г.

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008242

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи» города Магнитогорска

Сценарий познавательно-развлекательной программы

«В гостях у шахматной Королевы»

(для обучающихся младшего школьного возраста)

Автор-составитель: Рыбалко Татьяна Геннадьевна,

педагог-организатор

Магнитогорск, 2020

Сценарий познавательно-развлекательной программы

«В гостях у шахматной Королевы»

Звучат фанфары. На экране- слайд с названием мероприятия.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас настоящее шахматное событие! Мы приветствуем юных любителей Шахмат!

Ведущий 2: В нашем зале присутствуют лучшие юные шахматисты и ребята, которые только собираются изучать шахматное искусство! Которые сделали только первые шаги на поле шахматных баталий!

Ведущий 1: В энциклопедии можно прочитать, что шахматы- это старинная настольная логическая игра. Но каждый из нас знает, что это уникальная игра в век высоких технологий, как ничто другое, учит мыслить, находить решения, преодолевать препятствия, воспитывает выдержку и уважительное отношение к сопернику.

Ведущий 2: А еще формирует сильный волевой характер, развивает фантазию, изобретательность, математическое и логическое мышление, приобщает к мировой культуре.И мы надеемся, чтоиз наших юных шахматистов скоро вырастут настоящие мастера шахматного искусства!

Ведущий 1: На нашем празднике присутствуют гости.

(Представление гостей. Приветственное слово гостей).

Ведущий 2: Наш праздник продолжается!

Выход Королевы Шахмат

Королева: Это кто же здесь шумит?

Сейчас корона вот слетит! (поправляет шахматную корону на голове)

Вы откуда здесь взялись?

Вы чего тут собрались?!

Ведущий 1: Это что еще за чудо?

Извините вы откуда?

Что- то я на вас смотрю

И никак не знаю!

Королева: Королева я лесная-

Вот гламурная какая!

Люблю я в шахматы играть

И в турнирах побеждать!

Ведущий 2: Но мы тебя сюда не звали,

В гости к нм не приглашали!

Королева: Вы не звали- я пришла!

Эта партия- моя!

Не могла я пропустить-

Научу я вас ходить! (переставляет фигуры на шахматной доске)

Буду с пешек начинать…

Зачем этюды изучать?

Е 2- Е 4.. И в дамках!

Я как Карпов и Корчной-

Без кубка не уйду домой!

Сам Алёхин говорил-

«Пришел, увидел, победил!»

Ведущий 2: Нет, так дело не пойдет!

Шахматы- это искусство!

Шахматы- это наука!

Королева: Ой, какая с вами скука!

Шахматы- это тяжелый вид спорта!

Не верите- тогда смотрите

Репортаж с нашей лесной шахматной школы!

(На экране демонстрируется фрагмент мультфильма

«Шахматы для детей. Волшебные холмы»)

Королева: Вот такая у нас супер-школа!

В нашем шахматном лесу

Я дебютам всех учу!

Скоро я Дворец построю-

Федерацию открою!

Ведущий 1: И правильно! Потому что:

Шахматы- это интересно!

Шахматы- это очень полезно!

Шахматы- это обученье!

Но иногда и развлеченье!

Это множество друзей!

С ними в жизни веселей!

(выступление ансамбля современной хореографии )

Королева: Я тоже хочу вас со своими друзьями познакомить!

Ау, Маруся, Мишка, вы где? Идите скорее сюда!

(На экране демонстрируются фрагменты мультфильма «Маша и Медведь». Королева и ведущий ведут диалог с «экранной» Машей, «нарезка» фраз из мультфильма):

Маша: А чего это вы тут делаете?

Королева: Да с шахматистами беседуем…

Хотим тебя с ребятами познакомить!

Маша: Да не могу идти я, звери не пускают!

Ведущий 1: Не хочешь с нашими ребятами партию сыграть?

Маша: Что? Опять играть? Может уже поспим уже?

Ведущий 2: Нет- нет- нет! Не время спать!

Надо с нами поиграть!

Маша: Ну и как тут ходят, чтобы победить?

Ведущий 1: Чтобы в шахматы играть-

Надо все законы знать!

Как поставить доску нам,

По каким ходить полям…

Маша: Надо коником ходить! Тыг-дыг, тыг- дыг…Тыг-дыг, тыг- дыг…

Скачи, скачи, мой коник…

Да, игры- это не игрушки!

(Выход Маши и Медведя. Маша выезжает на сцену на детском велосипеде)

Королева: А вот и моя чемпионка!

Давай с ребятами знакомится!

Маша: Давайте!

(коммуникативная игра с залом)

Королева: Как вас, мальчики, зовут? (мальчики хором отвечают)

А как вас, девочки, зовут? (девочки хором отвечают)

Маша: Я поняла.. Мальчишек зовут бу- бу- бу, а девчонок сю- сю- сю

Королева: А теперь все вместе.. Как вас зовут? (дети отвечают)

Молодцы!

Я признаюсь от души-

И девчонки, и мальчишки,

Все вы были хороши!

А теперь дружно отвечайте на мои вопросы:

-Коньки на льду чертили стрелочки

В хоккей играют только… ( мальчики)

-Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у… ( мальчишек)

-Болтают час без передышки

В цветастых платьицах…( девчонки)

-При всех померится силенкой

Не прочь всегда одни…( мальчишки)

-Бояться темноты трусишки

Конечно только лишь… ( девчонки)

Молодцы, ребята!

Ведущий 2: Да! Эти ребята умеют мыслить! Эти ребята- лучшие юные шахматисты!

Ведущий 1: Победители и будущие победители соревнований по шахматам!

Королева: Да ну! А вот сейчас и проверим!

Скажите, а умненькие ребята здесь? (ответы детей)

А плаксы и капризули здесь?

А драчуны и грязнули?

А спортсмены и физкультурники?

Тогда повторяйте все движения за мной! Маша, Мишка, помогайте!

(Игра- зарядка «Помашите мне рукой»)

Ведущий 1: Молодцы, ребята!

Мы не будем здесь скучать,

Будем вместе танцевать!

(Танцевальная анимация)

Маша: А теперь для вас, ребятки,

Загадаем мы загадки.

1. Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…(Мат)

2.Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам…(Ладье)
3.Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…(Шах)

4. Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…(Конем)
5. Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык неспешно
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…(Пешка)

6. Вот я выиграл почти,

И заранее был рад,

Но сопернику зайти

Удалось в ничейный…(Пат)

7. Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…(Рокировкой)

8. Их на поле всего два,

Из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку —

Прекращается игра….(Шахматный король)

Ведущий 1: Какие сообразительные! А теперь проверим, какие вы ловкие!

Королева: Сейчас Смешарики придут,

Это будет их дебют!

Они мне будут помогать

Чемпионов выбирать!

Эй, Смешарики, сюда!

Заждалась вас детвора!

(Выход Смешариков)

Ведущий 1: Предлагаю разделить зал на 2 команды. Слева от меня- команда Нюши. Справа- команда Карыча. Первое задание: чья команда быстрее передаст мяч с первого ряда до последнего и обратно. Готовы? Начали!

(игра повторяется 2 раза)

Ведущий 1: А теперь приглашаем на сцену самых смелых. Кто хотел бы принять участи в конкурсе?

(На сцену вызывается 8 человек для формирования каждой команды. Раздаются карточки с обозначениями цифр, букв, шахматных фигур и т.д.)

Задания:

-построиться по порядку цифр: от 1 до 8;

-построиться по порядку букв на шахматной доске: от A до H;

-построиться так, как стоят фигуры на щахматной доске в начале партии;

-построиться по сравнительной ценности шахматных фигур (2 человека из команды в роли капитана и судьи);

(для информации: пешка- 1 единица. слон- 3 единицы, конь- 3 единицы, ладья- 5 единиц. ферзь- 9 единиц, король- бесценная фигура);

-выстроиться, чтобы получилось слово «Шахматы!».(Карточки прикреплены на спине участников).

Ведущий 2: Победила шахматная дружба! Для всех участников- этот танцевальный подарок!

(выступление ансамбля современной хореографии)

Ведущий 1: Наши участники доказали, что они настоящие шахматисты- они талантливые во всем!

Ведущий 2: Эндшпиль получился просто класс!

Как мы рады все за вас!

Королева: Я бы ребят к себе в школу взяла!

Рокировку б провела!

Ведущий 2: Дорогие ребята! Вы – большие молодцы! И мы хотим пожелать вам вдохновения и творчества за шахматной доской, красивых партий и ярких побед!

(Вокальный номер. Звучит песня «Мы- дети Солнца»)

Ведущий 1: Любите шахматы, играйте в шахматы! До свидания и до новых встреч!

Литература

Аматуни П. Королевство Восемью Восемь. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 2016.

Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 2012;

Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 2014. – Вып. 2.

4. Мультфильм «Шахматы для детей. Волшебные холмы»

5. Мультфильм «Маша и медведь. Шахматы» https://www.youtube.com/watch?v=oUfnNs152CQ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии мероприятий ко дню чернобыльской аэс
  • Сценарии использования airtag
  • Сценарии девичника перед свадьбой оригинальные
  • Сценарии на тему устное народное творчество
  • Сценарии осетинских праздников