Сценарии нравственного эстетического воспитания

Программа разработана для детей дошкольного и школьного возраста и включает в себя различные виды занятий по данному направлению.

ПРОФИЛЬНАЯ ПОДПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ПО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ.

«АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ».

Воспитатель:

Н. Н. Харламова.

2014 год.

Пояснительная записка.

       Нравственное воспитание детей одна из актуальных и сложнейших проблем. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

       В основе нравственного воспитания лежит не совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе.

       Программа по нравственно-эстетическому направлению способствует созданию целостной системы этого нравственного развития. Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка.  Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. Содержание программы предусматривает формирование у детей нравственных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми правил нравственности, а также создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, их осознанию и закреплению. Ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений детей, взаимной помощи, добрых чувств к людям, гуманных поступков, уважение и любви к Родине. В программе предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

       В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются эстетические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружить, трудится, справедливо оценивать свои поступки, поступки других людей.

       В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально – позитивное общение детей друг с другом.

       Опираясь на принципы, воспитатель формирует у детей социально- коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создаёт благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

       Программа рассчитана на детей школьного возраста и дошкольников. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: диалог, беседа, речевая игра, викторина, ролевая игра, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия – утренники, экскурсии, творческие мастерские. В конце раздела проводятся обобщающие занятия. Занятия с младшими детьми эмоциональные, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Активно и обильно используется наглядность. На занятиях важна активность ребенка, его включенность в занятие. Это занятия – разъяснения, объяснения, обучения. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы пробудить интерес  у ребенка к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Актуальность.

        Воспитание человека, гражданина — задача сложная, многогранная, всегда актуальная. На мой взгляд, в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не полностью  реализуются, виноваты только мы, взрослые: педагоги, родители, все кто окружает ребенка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.                                                                                                                   Программа предназначена для детей     дошкольного,  младшего и     среднего школьного  возраста.  Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести   и благородства.  

Диагностические данные воспитанников центра показывают, что эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм и правил поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойным нравственному выбору. Поэтому воспитателям предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.

ЦЕЛЬ:

Формирование у детей представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.

ЗАДАЧИ:

  1. Обогатить эмоциональный мир детей нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.
  2. Обогатить опыт нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
  3. Формировать нравственные качества личности – порядочность, честность, справедливость и т. д.
  4. Развивать умения сочувствовать товарищу, стремления и умения помогать людям.
  5. Воспитывать уважение и любовь к близким людям, формировать правильное отношение к семье, их взаимоотношениям.
  6. Расширять знания о правилах поведения в общественных местах, друг с другом; показать необходимость и важность этикета, учить применять правила этикета на практике.
  7. Сформировать представление об основных общечеловеческих ценностях, раскрыть их сущность.
  8. Формировать умения контролировать себя, согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива.  

Механизм реализации:

       Блоки. Ознакомление с традициями русского народа, прикладным искусством, курс занятий вежливости, курс занятий по этикету.

Адресная направленность.

       Программа направлена на широкий круг воспитанников от 3 до 18 лет. Данная программа состоит из двух частей: для воспитанников дошкольного возраста, вторая – для детей школьного возраста. Программа составлена с учетом возрастных, индивидуальных, психологических особенностей детей. Занятия с дошкольниками проходят в первую половину дня, со школьниками занятия проходят во вторую половину дня.

Ожидаемый результат.

Дети должны иметь представление:

— о семейных традициях,

— об особенностях семейных отношений;

— о нравственных ценностях;

— о ценностном отношение к здоровому образу жизни, к   окружающему их миру;

должны быть знакомы с историей и культурой своей страны;

должны уметь:

— проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, поддерживать красоту;

— стремится к добру и неприятию зла;

— не допускать дурных поступков;

— быть честными и правдивыми;

— бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой, курением, сквернословием и др.

Основные разделы программы.

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

1.

Этикет и правила хорошего тона.

10

2.

Праздники и традиции русского народа.

5

3.

О трудолюбии. Культура внешнего вида.

4

4.

Этика общения.

10

5.

Этика отношений к окружающему.

7

Технологии и методы

1. Работа с учебным комплектом.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок и учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, общественному долгу, гуманности и патриотизме.

2. Беседы этического содержания (с привлечением людей старшего поколения и различных профессий).

Это способствует приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. На основе анализа фактов воспитатель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий.

3.Совместная работа детей на занятии.

       Формирует отношение каждого участника к своему делу как к общему; умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели; взаимную поддержку и в то же время требовательность друг к другу; умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции структуры учебной деятельности.

Для того чтобы эти возможности занятия реализовать практически, воспитателю необходимо создавать в течение занятия ситуации, в которых у детей была бы возможность общения между собой, а также условия, при которых дети придумывают примеры, задачи, задают друг другу вопросы. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу.
Например, в занятие можно  включить творческое задание «Раскрась варежки».

Для выполнения этого задания даются заготовки из бумаги — варежки (одна пара на двоих детей) и цветные карандаши (каждого цвета по два).

Воспитатель объясняет: «Сейчас мы будем раскрашивать варежки. Вы сидите вдвоем, и чтобы эта одна пара варежек получилась красивой и одинаковой, вы должны договориться между собой, как будете рисовать рисунок и раскрашивать, чтобы варежки понравились обоим».

4. Игровые ситуации. 

       В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила, нарушение которых дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю.
      Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — говорил А.С.Макаренко.

5. Инсценировки.

В качестве инсценировки может выступать пантомима, где дети раскрывают свой творческий потенциал, учатся донести до всех информацию, не только используя речь, но и пластику рук и тела.
Возможно на уроке и разыгрывание различных ситуаций.

6. Прослушивание аудиозаписей (фрагментов сказок, басен, стихов и песен).

8. Работа с ИКТ (выпуски детских презентаций по темам, сюжетов из сказок, фильмов с нравственным содержанием).

9. Работа с пословицами и поговорками.

Сочинение рассказа на основе пословиц и поговорок. Игровые моменты — пословица рассыпалась, найди вторую половину пословицы. Подбор пословиц к изучаемым темам, обогащение словарного запаса.

10. Экскурсии. 

Своеобразной школой нравственного образования являются экскурсии. Поездки по родному краю обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями о старинных русских городах, традициях русского народа, его культуре. Экскурсии в природу дают возможность  воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе.

11.  Праздники.

Формирования и осознания  у детей  народных традиций, аккумулированных в народных праздниках.

В праздниках проявляется отношение детей   к полученным знаниям о Родине, народе, культуре и т.д.

        Проведение народных праздников с элементами игры позволяет включать в единый игровой воспитательный процесс одновременно детей, подростков и взрослых. Такая практика дает возможность воспитателям сглаживать возрастные противоречия между различными поколениями и создавать предпосылки к образованию единого межвозрастного коллектива, который строится на взаимоуважении и совместной деятельности. Именно к такому воспитанию призывал великий отечественный педагог Макаренко.

12. Акции

Развитие нравственных и духовных ценностей; познавательного интереса, способствующего развитию личности;

целенаправленное воспитание коллективной и групповой деятельности;

творить добро, совершать добрые поступки, помогать друг другу.

       13. Диагностика.

       Проведение диагностических исследований поведения детей и выявления уровня их нравственной  воспитанности для планирования занятий с детьми по данному направлению.

       14. Проектная технология.

       Приобщение детей к культуре русского народа, развитие прикладных умений и навыков, способности к творческому взаимодействию с социумом через проведение русских фольклорных праздников.

План – сетка.

Январь

Из истории праздника Рождество Христово. Традиции праздника. Колядки.

Беседа.

 Правила поведения в центре, школе.

Беседа, решение ситуационных задач.

Из истории праздника Крещение. Познавательное занятие.

Посещение библиотеки. Правила поведения в библиотеке. Экскурсия

Февраль

 Правила поведения на улице и дома. Ролевая игра.

Правила поведения в столовой.

Беседа – практикум.

Мой гардероб и уход за ним.

Практическое занятие, беседа.

Из традиций русского народа. Масленица.

Праздник.

Март

Воспитание уважительного отношения к женщине.

Беседа – рассказ.

Красота внешнего облика. Мои жесты.

Творческое занятие

Умей ценить свое и чужое время. Цена минуты.

Познавательное занятие.

«Труд кормит, а лень портит». Игровое занятие.

Апрель

Из традиций русского народа. Пасха.

Беседа.

Добро и зло – это хорошо или плохо. Что такое доброта?

Беседа, с элементами театрализации.

О честности и умении держать слово.

Конкурсная программа

Ты и твои друзья.

Май

Уважительное отношение к семье. Моя семья.

Практическое занятие.

Знакомство с творчеством нейских поэтов и художников. Познавательное занятие.

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Конкурсная программа

Игры народов нашей страны.

Практикум.

Сентябрь

 Твоя речь. Слово лечит, слово ранит. Беседа, диалог.

Школа этикета, или вы пришли в театр. Правила поведения в театре, кинотеатре.

Интеллектуальное занятие.

Достопримечательности города Костромы.

Заочная экскурсия

 Меня пригласили на день рождения. Правила поведения в гостях. Беседа – практикум.

Октябрь

Я живу в России. Познавательное занятие.

 У меня зазвонил телефон.

Беседа – практикум.

Посещение художественной школы.

Экскурсия.

Бережное отношение к природе. Игровое, познавательное занятие

Ноябрь

Что может быть лучше дружбы? Игровое занятие.

Поверь в себя. Познавательное занятие.

Путешествие в город Вежливость. Игра – путешествие.

Спроси – отвечу (правила поведения в транспорте). Викторина.

Викторина.

Декабрь

Подарки к торжествам и праздникам. Практическое занятие.

Честность, правдивость, доброжелательность. Познавательное занятие, театрализация

Мы поссоримся и помиримся. Игровой тренинг.

Чему нас научили уроки нравственности. Обобщаю-

щие занятия.

ЯНВАРЬ

Из истории праздника Рождество Христово. Традиции праздника. Колядки.

Беседа.

Выявить уже имеющиеся у детей знания о праздновании Рождества  в нашей стране; дать новые сведения о праздновании Рождества  в нашей стране и за рубежом, познакомить с обрядом колядование.

Обогатить словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения.  

Пробудить интерес к изучению истории православной культуры.

Воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, культуре других народов.

Правила поведения в центре, школе.

Беседа, решение ситуационных задач.

Познакомить и  закрепить  с детьми правила этикета в школе и центре.

Развивать умение решать предложенные ситуационные задачи.

Воспитывать культуру поведения.

Из истории праздника Крещение. Познавательное занятие.

Познакомить детей с православным праздником Крещением и ввести в лексикон новые слова: купель, пост, иордань, грех, кропят.

Развивать кругозор, расширять словарный запас детей.

Воспитывать уважительное отношение к православным традициям.

Посещение библиотеки. Правила поведения в библиотеке. Экскурсия.

Познакомить детей с библиотекой.

Формировать интерес к книге.

Познакомить с правилами обращения с книгой и правилами поведения в библиотеке.

ФЕВРАЛЬ

Правила поведения на улице и дома. Ролевая игра.

Закрепить правила безопасного  поведения детей дома и на улице.

Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам поведения.

Формировать навыки этического поведения;

Воспитывать уважение к окружающим людям.

Правила поведения в столовой.

Беседа – практикум.

Закрепить и обобщить знания детей о правилах поведения в столовой.

Учить применять полученные знания на практике.

Воспитывать уважение к окружающим людям, культуру поведения.

Мой гардероб и уход за ним.

Практическое занятие, беседа.

Познакомить детей с правилами ухода за своим гардеробом.

Научить пользоваться простейшими средствами ухода за своими вещами.

Воспитывать бережное отношение к своим вещам.

Из традиций русского народа. Масленица.

Праздник.

Познакомить детей с историей праздника, рассказать о масленичной неделе, ее днях.

Вовлечь детей в подвижные игры и зимние забавы.

Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, умение помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками.

МАРТ

Воспитание уважительного отношения к женщине.

Беседа – рассказ.

Формировать у ребят уважительное отношение к матери, своему дому, семье.

Развивать речь, мышление, умение выражать свои мысли.

Воспитывать любовь и уважение к матери.

Красота внешнего облика. Мои жесты.

Творческое занятие.

Создать условия для воспитания нравственной культуры.

Формировать у воспитанников представления о влиянии внешней культуры на контакты между людьми.

Способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов, побуждать желание познавать себя.

Развивать речь, творческое мышление.

Умей ценить свое и чужое время. Цена минуты.

Познавательное занятие.

Способствовать воспитанию бережного и рационального       использования своего и чужого времени.

Учить ценить время, быть пунктуальными.

Показать важность соблюдения режима дня.

Расширять кругозор детей.

«Труд кормит, а лень портит». Игровое занятие.

Расширять и пополнять знания детей о роли труда в жизни человека, формировать отрицательное отношение к лени.                                        Расширять и обогащать активный словарь детей, развивать связную речь.                             Корректировать память через рассказывание стихов наизусть, внимание, мышление на основе упражнений и дидактических игр.         Воспитывать любовь к труду, уважение к людям разных профессий.

АПРЕЛЬ

Из традиций русского народа. Пасха.

Беседа.

Закрепить  и расширить знания детей о старинном русском празднике, его обрядах.

Расширять кругозор, словарный запас детей.

Воспитывать уважительное отношение к православным традициям.

Добро и зло – это хорошо или плохо. Что такое доброта?

Беседа, с элементами театрализации.

Развивать представления воспитанников о добре и зле.                                                                 Воспитывать стремления совершать добрые дела. Повышать самооценку; мотивировать  на добрые дела.                                                                     Развивать речь, творческое воображение.                                                                                                                                                                            

О честности и умении держать слово.

Конкурсная программа.

Закрепить с детьми правила вежливости. Воспитывать скромность, дружелюбие, отзывчивость.

Развивать речь, мышление, память.

Ты и твои друзья.

Объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками. Развивать коммуникативные способности детей, умение общаться в коллективе.

МАЙ

Уважительное отношение к семье. Моя семья.

Практическое занятие.

Формировать у детей представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Развивать речь, мышление, умение выражать свои мысли.

Воспитывать любовь и уважение к родителям.

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Конкурсная программа.

Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;    формировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом;

Воспитывать высокую культуру поведения детей  и подростков.

Развивать мышление, сообразительность, умение работать в группе.

Знакомство с творчеством нейских поэтов и художников. Познавательное занятие.

Познакомить детей  с творчеством наших земляков: поэтов, художников.

 Воспитывать гордость за наших земляков.

Развивать память, речь, расширять кругозор.

Игры народов нашей страны.

Практикум.

Продолжать накапливать  опыт, материал по устному народному творчеству.

Развивать умение детей рассказывать и объяснять содержание игры, развивать двигательные умения и навыки.

Воспитывать у детей в процессе игр таких нравственных качеств как любовь к родине и ее народу, воспитывать коллективизм, дружеское отношение друг к другу.

СЕНТЯБРЬ

Твоя речь. Слово лечит, слово ранит. Беседа, диалог.

Расширять, уточнять и активизировать словарь детей на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем, формируя желания рассказать о собственных впечатлениях, развивая монологическую речь.                           Совершенствовать навыки ведения диалога, умения отвечать на поставленные вопросы полно и кратко.                                                                   Обогащать экспрессивную речь прилагательными, обозначающими моральные качества людей (вежливый, добрый, умный, серьезный, сильный…, привлекательная, обаятельная, стройная, модная…).

Школа этикета, или вы пришли в театр. Правила поведения в театре, кинотеатре.

Интеллектуальное занятие.

Познакомить детей с правилами поведения в театре, дать учащимся первоначальные сведения о театральных профессиях.

Развивать речь, мышление, любознательность, память.

Воспитывать культуру поведения.

Достопримечательности города Костромы.

Заочная экскурсия.

Познакомить учащихся с главными достопримечательностями центра нашей области Костромы.

Воспитывать любовь, уважение, гордость за нашу область, желание больше узнать об истории области.

Развивать речь, память, внимание, расширять кругозор.

Меня пригласили на день рождения. Правила поведения в гостях. Беседа – практикум.

Учить детей, следуя нормам этикета правильно вести себя в гостях, учить применять полученные знания на практике.

Воспитывать потребность и желание быть культурным человеком.

Развивать умение решать ситуационные задачи.

ОКТЯБРЬ.

Я живу в России. Познавательное занятие.

Выявить качество знания детей о России как о родной стране.                                                                                 Закрепить и обобщить знания детей об окружающем мире, о его многообразии, России как о Родной стране. Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.                                                                     Воспитывать любовь к Родине, её традициям и обычаям. Патриотизм.

У меня зазвонил телефон.

Беседа – практикум.

Обобщить знания детей о правилах пользования телефоном,  о культуре разговора по телефону.

Развивать речь, память, внимание, умение решать предложенные задачи.

Посещение художественной школы.

Экскурсия.

Воспитывать у детей любовь к искусству. Развивать наблюдательность и познавательный интерес.

Бережное отношение к природе. Игровое, познавательное занятие.

Скорректировать у детей понятие, что такое природа, окружающая нас, поговорить о бережном отношении к ней.

Вызвать желание беречь природу.

Закрепить правила поведения в природе, используя игровые методы.

НОЯБРЬ.

Что может быть лучше дружбы? Игровое занятие.

Уточнить и закрепить знания детей о дружбе.

Вызывать желание дружить с другими детьми разных национальностей.

Воспитывать умение работать в группе, в парах.

Развивать память, мышление, речь, чувство ответственности за себя и свою команду.

Поверь в себя. Познавательное занятие.

Повысить ответственность детей за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков. Развивать личностные качества: самооценку, уверенность  в своих возможностях, умение управлять своим поведением и занимать активную жизненную позицию, получать и оказывать поддержку окружающим.                                             Развивать чувство ответственности и уверенности в себе.

Путешествие в город Вежливость. Игра – путешествие.

Развивать умение у детей анализировать свои поступки, поступки товарищей.

Закреплять в речи детей употребление этикетных форм.

 Воспитывать доброжелательность, дружеские отношения среди детей.

Спроси – отвечу (правила поведения в транспорте). Викторина.

Викторина.

Обобщить знания учащихся о правилах поведения в транспорте.

Расширять кругозор, мышление, сообразительность.

Воспитывать культурное поведение в транспорте.

ДЕКАБРЬ.

Подарки к торжествам и праздникам. Практическое занятие.

Научить детей, как правильно и красиво упаковать подарок, как правильно его подарить.

Объяснить, какие подарки лучше всего дарить на праздники.

Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус.

Развивать ручные умения; воспитывать  привычку к кропотливой работе, доведению начатого дела до конца.

Честность, правдивость, доброжелательность. Познавательное занятие, театрализация.

Познакомить детей с понятиями: честность, доброжелательность, справедливость.

Создать условия для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками через театрализованную деятельность.

Развивать творческую активность, речь, воображение.

Мы поссоримся и помиримся. Игровой тренинг.

Учить детей понимать причины возникновения ссоры, находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

Учить детей уступать друг другу, считаться с мнением другого человека.

Закрепить умение использовать в речи вежливые слова.

Чему нас научили уроки нравственности. Обобщающие занятия.

Обобщить и закрепить знания детей об общепринятых нормах нравственности,  культуре поведения, правилах хорошего тона.

Развивать речь, память, внимание, мышление, расширять кругозор, умение работать как самостоятельно, так и в группе.

Воспитывать чувство ответственности за себя и товарища по команде.

Дошкольники. Пояснительная записка.

Личное становление начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает очень важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги и в освоении норм жизни, общаясь с взрослыми, перенимая у них опыт поведения, ориентируясь на слова «так нужно», «так нельзя». Ребенок активно наблюдает за ним, за его отношением к предметному миру, окружающим людям, стремится действовать как взрослый. С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно», «нельзя», «хорошо — плохо», «добро — зло». С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, к окружающему миру. Воспитатели должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души — создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Основа самого лучшего в людях — человечности -закладывается именно в дошкольном возрасте.

ЦЕЛЬ:   развитие   у   детей   нравственно   —   эстетических   качеств   с дальнейшей более облегченной адаптацией в социальной среде.

ЗАДАЧИ:

  1. Обогащать эмоциональный мир детей нравственными переживаниями и формировать у них нравственные чувства.
  2. Формировать нравственные качества личности – порядочность, честность, справедливость и т. д.
  3. Расширить знания о правилах поведения в общественных местах, друг с другом; показать необходимость и важность этикета, учить применять правила этикета на практике.
  4. Развивать у детей коммуникативные умения, эстетическое восприятие.
  5. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим; положительное  отношение  к  себе;  сопереживание;     готовность  помочь, порадовать   другого;   дружеские   отношения   между   детьми;   интерес   и уважение к трудящемуся человеку.

Январь.

Занятие №1. Этикет. Что это?

Задачи: Познакомить детей с понятием этикет. Учить соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях.

Расширять кругозор детей, определить уровень знаний детей об этикете.

Занятие №2. С чего начинается утро или слово

«здравствуйте».

Задачи: Ввести в речевой этикет вежливые формы приветствия, учить использовать полученные знания на практике. Объяснить, что при приветствии желательно посмотреть человеку в глаза и улыбнуться.

Развивать речь, мышление. Формировать у детей навык культурного поведения. 

Воспитывать у детей уважение к взрослым.                                                

Занятие №3. Давайте познакомимся.

Задачи: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; уточнить значения слов: «отчество, «тезка».          

Развивать диалогическую речь (беседа об именах).

Воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, своему имени.

Занятие №4. Зачем быть вежливым.

Задачи: Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты с собеседником. Учить соблюдать этикет и быть приятным для окружающих.

Развивать речь, мышление.

Воспитывать уважение к окружающим людям.

Февраль.

Занятие №1. Волшебные слова.

Чтение рассказа Осеевой «Волшебное слово».

Задачи: Продолжать учить детей использовать в речи волшебные, добрые слова, обратить внимание детей на то, что многие слова являются «волшебными», помогают человеку. Возбудить интерес детей и раскрыть значения слов, их применение.

Воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность.

Развивать речь, любовь к чтению.

Занятие №2. Волшебные слова.

Задачи: Учить решать некоторые этические задачи.

Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим, учить видеть хорошие качества у близких.

Занятие №3 Народные праздники.  Масленица.

Задачи: Познакомить детей со старинным русским праздником «Масленицей».

Вовлечь детей в подвижные игры и зимние забавы.

Развивать дружеское взаимоотношение между детьми, умение помогать друг другу.

Воспитывать любовь и уважение и к народным праздникам.

Занятие №4. Вежливое путешествие.

Задачи: Продолжать формировать положительные моральные качества, развивать способность к позитивным и негативным поступкам.

Развивать навыки культурного поведения, речь, мышление, умение соревноваться.

Март.

Занятие №1. Путешествие в страну Вежливость

Задачи: Развивать умение детей анализировать свои поступки; поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков.
Закреплять в речи детей употребление этикетных форм (приветствия, прощания, благодарности).

Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость,  вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми.

Занятие №2. «Моя мама лучше всех». Конкурс рисунков.

Задачи: Прививать интерес к рисованию.

 Воспитывать любовь и уважение к матери, вызывать желание помогать маме.

Развивать моторику, творческое воображение.

Занятие №3. Кто и зачем придумал правила поведения.

Задачи: Объяснить детям, зачем нам необходимо соблюдать правила поведения. 

Развивать диалогическую речь, умение строить суждение.

Воспитывать навык культурного поведения.

Занятие №4. Как вести себя за столом.

Задачи: Продолжить знакомство детей с понятием этикет, выработать практические навыки поведения за столом.

Организовать игры и упражнения, помогающие овладению правилами этикета за столом.

Развивать умение применять полученные знания на практике.

Апрель.

Занятие №1. Поведение за столом.

Задачи: Учить детей накрывать стол к чаю.

Расширять знания детей о правилах хорошего тона.

Воспитывать стремление быть  воспитанным человеком.

Занятие №2. Кто опрятен — тот приятен.

Задачи: Учить детей быть опрятными, чистыми, уметь замечать красоту костюма, аккуратно и бережно складывать свою одежду.

Дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей.

Формировать потребность в чистоте одежды и обуви.  

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил ухода за своей одеждой и обувью.

Занятие №3. Как правильно пользоваться предметами личной гигиены

Задачи: Учить детей правильно пользоваться полотенцем, носовым платком, ухаживать за зубами, волосами, мыть руки.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил ухода за своим телом.

Занятие №4. Встреча весны. Экскурсия в лес.

Задачи: Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа, учить ценить прошлое, познакомить с народными традициями встречи весны, используя пословицы, поговорки, загадки.

Развивать речь, память, мышление, расширять кругозор.

Май.

Занятие №1. Традиции русского народа.

Народные игры.

Задачи: Продолжать накапливать опыт, материал по устному народному творчеству.

 Развивать умение детей рассказывать и объяснять содержание игры, развивать двигательные умения и навыки.

Воспитывать в процессе игры нравственные качества: коллективизм, любовь к Родине и ее народу.

Занятие №2. Что такое семья.

Задачи: Формировать представление о семье, как о людях, живущих вместе.

Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, замечать благородные поступки окружающих, культуру общения со взрослыми и сверстниками.

Развивать речь, расширять кругозор, словарь детей.

Занятие №3. Этикет и взаимоотношения в семье.

Чтение рассказа Осеевой и беседа.

Задачи: Развивать навыки общения родителей и детей, способствовать сплочению семьи.
Воспитывать культуру поведения, умения вести себя в коллективе; уважение к старшим, побуждать к доброжелательным поступкам, к правильному осознанию своего поведения.

Развивать познавательные способности; наглядно – образное мышление, коммуникативные навыки у детей;
Занятие №4. Близкие люди.

Задачи: Продолжить формировать навыки общения родителей и детей, способствовать сплочению семьи.
Формировать представление о послушании и непослушании, показать необходимость послушания, как возможности избежать многих неприятностей, несчастий.

Воспитывать культуру поведения с близкими людьми.

Сентябрь.

Занятие №1. Чудесен лес осенью. Экскурсия в природу.

Задачи: Формировать представления детей об осенних изменениях в природе; показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и птиц; активизировать мыслительную деятельность за счет решения логических задач.

Развивать память, внимание, воображение.

Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Занятие №2. Конкурс рисунков. « Чудесен лес осенью».

Задачи: Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. 

Воспитывать интерес к рисованию.

Развивать творческий замысел, эстетический вкус, моторику.

Занятие №3. Приглашаем в гости.

Задачи: Учить детей правильно приглашать гостей, употребляя в речи словесные формы приглашения. 

Воспитывать доброжелательность.

Развивать навыки коммуникативного общения.

Занятие №4. Принимаем гостей. Сервировка стола.

Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей об этикете, закреплять понятие «этикет», учить принимать гостей, сервировать стол.

Развивать практические навыки сервировки стола.

Воспитывать доброжелательность, вежливость при приеме гостей.

Октябрь.

Занятие №1. Что такое добро и зло.

Задачи: Научить детей определять добрые и злые поступки, учить анализировать действия, поступки, отличать добро от зла, расслабляться и забывать плохое.

Формировать в детях качества личности со своими взглядами, убеждениями, умеющей отличать добро от зла, положительные качества от отрицательных.

Воспитывать скромность, дружелюбие, отзывчивость.

Развивать речь, мышление, кругозор.

Занятие №2. «Откуда пришел хлеб».

Задачи: Уточнить и расширить знания детей о процессе получения хлеба.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его вырастили.

Развивать речевую активность, память, мышление, пополнять словарь детей новыми словами по теме.

Занятие №3. Что такое дружба.

Задачи: Формировать представление о дружбе, показать на примере красоту добрых поступков.

Развивать коммуникативные навыки детей. 

Воспитывать в детях чувство сопереживания.

Занятие №4. Мы поссоримся и помиримся

Задачи: Учить детей понимать причины ссоры, уступать друг другу, учить употреблять в речи вежливые слова.

Развивать коммуникативные навыки, речь, память.

Ноябрь.

Занятие   №1. В мире людей.

Задачи: Сформировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.

Воспитывать желание заботится о близких,  вызвать чувство гордости за свою семью, доброжелательные отношения друг к другу, порядочность, уважительное отношение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

Развивать коммуникативные навыки.

Занятие №2. Бережное отношение к природе.

Задачи: Объяснить детям понятие природа, окружающая нас, поговорить о бережном отношении к ней, вызывать желание беречь природу, используя игровые методы.

Занятие №3. Вежливая улица.

Задачи: Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости.

Воспитывать навык культурного пешехода.

Развивать умения применять полученные знания на практике.

Занятие №4. Телефон и мы.

Задачи: Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону.

Развивать речь, мышление, пополнять словарный запас детей.

Декабрь.

Занятие №1. Меня пригласили на день рождения

Задачи: Дать детям представление о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка.

Развивать коммуникативную  активность детей,  компетентность  в сфере  отношений  к  миру,  людям, к  себе.

Занятие №2. Правила поведения в транспорте.

Задачи: Познакомить детей с правилами поведения в транспорте,

Развивать умение употреблять в различных ситуации нужные вежливые слова.

Воспитывать навыки культурного человека.

Занятие №3. Поведение в театре, кинотеатре.

Задачи: Уточнить и систематизировать правила этикета, познакомить с театральным этикетом.

Развивать речь, внимание, мышление, творческое воображение,  пополнить словарь детей, расширить кругозор,

Занятие №4. Развлечение «Город Вежливости».

Задачи: обобщить и закрепить знания детей об общепринятых нормах нравственности,  культуре поведения, правилах хорошего тона.

Развивать внимание, память, коммуникативные навыки, умение решать ситуационные задачи, работать в группе.

Литература.

  1. «Этикет за столом». Дунцова. 1990 год. Москва.
  2. «Мастера и рукодельницы». Кузьмина. 2006год. «Исток», Москва.
  3. «Семейные традиции». Кузьмина. 2006год. «Исток», Москва.
  4. «Сказочное слово». Кузьмина. 2006год. «Исток», Москва.
  5. «Весенние, зимние праздники для детей». Петров. 2001 год Москва.
  6. «Будни и праздники». Барышникова. 2007 год. Ярославль.
  7. Журналы «Пед.совет», «Шик».
  8. «Золотая книга хозяюшки». 2007 год. Белгород.
  9. «Лучшая энциклопедия для девчонок». Боровская. 2008 год. Белгород.
  10. «Правила поведения для воспитанных детей» 2010 год. Москва.
  11. Журналы «Учимся играя».
  12. «Азбука нравственного воспитания» 1990 год. Москва.
  13. «Русский народный календарь». 2005 год.
  14. http//www.nsportal.ru
  15. http//www.1september.ru
  16. http//www.solnet.ee.ru

Сценарий нравственно-эстетического развлечения для детей «Улыбка творит чудеса»

Цель: Научить  ребят  быть  вежливыми  в общении.

Задачи:

— следовать правилам культуры поведения;

— расширять представление детей о влиянии благоприятного психологического состояния (хорошее настроение, оптимизм, чувство юмора, доброжелательность) на здоровье человека;

— закреплять навыки употребления в повседневной жизни вежливых форм обращения к сверстникам и взрослым с помощью коммуникативных игр;

— воспитывать чувство коллективизма, поддержки, доброго, товарищеского отношения друг к другу.

Вед.: Сегодня мы с вами собрались на праздник Улыбки. Давайте все улыбнемся и поздороваемся друг с другом!

Дети: Здравствуйте! Добрый день!

Ведущий:- Здравствуйте! –

ты скажешь человеку.

— Здравствуй! –

улыбнётся он в ответ.

И, наверно,

Не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Вот видите, ребята, как много значат слова. Недаром в народе говорят: «Доброе слово лечит»

Выходят дети, читают стихи.

1 ребёнок:

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в  день.

Кузнецу, ткачу, врачу:

«С добрым утром!» — я кричу.

2 ребёнок:

«Добрый день!» — кричу я вслед

Всем, идущим на обед.

«Добрый вечер!» — так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

3 ребёнок:

Слова : «До свиданья!»,

«Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте» —

Щедро дарите!

4 ребёнок:

Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо

С улыбкой  дарить.

Вед:

Сколько есть на свете

Добрых и отзывчивых людей!

И поэтому добро не победит

Даже самый злой злодей.

Если будем улыбаться,

Станем мы добрее!

Ну, а доброта на свете

Нам всего нужнее!

Давайте улыбнемся друг другу!

-Ой, ребята, а мне кажется, что к нам на праздник кто-то спешит?

Под музыку вбегает Клоун.

Клоун:

— Здравствуйте, здравствуйте, ребята! Угадайте, кто я такой!

— Правильно, я клоун. А зовут меня Бантик! Запомнили? А ну-ка, повторите все хором.

— Молодцы! А вас как зовут? (Дети отвечают все вместе хором)

— Ой, кто-то забыл свое имя. Давайте-ка еще разок все вместе — три-четыре… Вот это другое дело! Вот и познакомились. О-о-о! Я вижу и у каждого из вас есть такие же замечательные бантики, как у меня!

— А вы знаете, почему я к вам пришел?

Потому что у вас сегодня праздник улыбки, а я самый-самый веселый Клоун и очень люблю улыбаться.

— А вы, ребята, любите смех, веселье, шутки? А играть вы любите? Сейчас узнаем!

Музыкальная игра «Да и нет»

Клоун: Молодцы! А сейчас я всех вас приглашаю на веселый танец «Маленьких утят»!

Танец «Маленьких утят»

Клоун: А вы вежливые ребята?

И знаете вежливые слова?

Ну, что ж а сейчас мы это проверим!

Я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь их угадать!

  1. Растает ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо)

  1. Зеленеет старый пень

Когда услышит… (Добрый день)

  1. Когда бранят за шалости

Мы говорим прости… (пожалуйста)

  1. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы … (спасибо)

Молодцы ребята, только все эти добрые слова нужно всегда говорить с улыбкой!

А я хотел у вас спросить, а рисовать улыбки вы умеете?

Тогда я предлагаю вам поиграть в мою любимую игру «Веселый художник».

Игра- эстафета «Веселый художник» (на шариках)

Клоун:

Ищите улыбку, цените улыбку,

Дарите улыбку друзьям.

Любите улыбку, храните улыбку – Нам жить без улыбки нельзя!

Песня «Улыбка»

Клоун: Ребята, а мне кажется наши улыбки, что-то нам хотят подарить!

(Клоун лопает шарики с улыбками,  в которых спрятаны конфеты. Угощает детей).

Клоун:

Мне очень понравилось на вашем празднике. Спасибо вам за ваши добрые слова и улыбки! Не забывайте друг другу улыбаться и дарить радость всем окружающим!

До свидания! До новых встреч!

Под музыку Клоун Бантик убегает!

Музыкальный руководитель: Купцова Елена Александровна

Почетная грамота за активную профессиональную разработку сценариев мероприятий

Почетная грамота за активную профессиональную разработку сценариев мероприятий и творческий подход

Оформить бесплатно документ можно
здесь

Первая помощь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти
обучение

«Я могу дарить людям радость

Конспект занятия по нравственно-эстетическому воспитанию.

ВоспитательI кв. категории

В.Н. Машнёва.

 Цели: воспитание положительных качеств личности для формирования положительной я – концепции и позитивного отношения к окружающему миру; развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.

Задачи:

— показать значимость положительных качеств личности, важных для построения позитивных отношений между людьми;

— формировать доброжелательную атмосферу, направленную на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;

— обучать моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.

Коррекционные:

1. Способствовать коррекции психических функций детей.

2. Формировать навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормами поведения.

Планируемые результаты:

Ученик получит возможность сформировать:

1. Личностные УУД:

– положительное отношение к сверстникам;

— стремление жить в гармонии с одноклассниками;

— представление о ценностях жизни.

2. Регулятивные УУД:

– осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

3. Коммуникативные УУД:

— развивать умение разрешать внутренние разногласия;

— учиться высказывать предположение (версию);

— уметь договариваться и разрешать конфликты;

— уметь работать в группах.

4. Познавательные УУД

– осуществлять поиск необходимой информации;

— строить речевое высказывание;

— синтез объекта с выделением существенных признаков;

Оборудование и оформление:

Шкатулка со словами

Клубок с нитками

Бумажные руки

Участники: ученики 4 класса, воспитатель.

Ход мероприятия.

I. Психологический настрой. 

Воспитатель. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, и радостное настроение. Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем кто рядом удачи и радости.

Присаживайтесь на свои места.

II. Введение в тему.

Воспитатель. Тему нашего занятия, вам подскажет загадка, послушайте её и скажите ответ.

Загадка

Она у каждого бывает,
Кто про невзгоды забывает.
Ты хочешь петь и веселиться,
Ей можно с другом поделиться,
Она — любимая, как сладость.
Она — отрада наша, … (РАДОСТЬ).

Воспитатель. Правильно, это радость, сегодня мы поговорим о радости. Чувства помогают нам понять самих себя, и являются частью нас. Некоторые чувства, такие как любовь, радость, счастье вызывают у нас ощущения тепла. Другие чувства, такие как страх, печаль, злость, стыд заставляют нас испытывать беззащитность и по телу пробегает холодок. Очень важно научится распознавать их и понимать, о чём они говорят нам.

III. Основная часть.

На доске появляется иллюстрация грустного мальчика.

Воспитатель. К нам в гости пришёл мальчик. Это такой же ребёнок, как и вы, но почему он грустный? Нам нужно подарить ему радость.

— Что необходимо ему для радости?

Ответ детей. Дом, друзья, солнце, семья и т.д. (На доске появляются дом, солнце, семья, друзья)

Воспитатель. К сожалению, наше окружение не всегда делает нашу жизнь счастливой. Не всегда мы готовы прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом или делом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больнее своим учителям, друзьям, одноклассникам.

Воспитатель. Послушайте рассказ.

На тротуаре сидел старичок в потёртом пальто. Рядом с ним стояла картонная коробка с надписью: «Подарите мне радость». К старику подошёл ребёнок. В его кулачке была зажата монета. Он хотел подать милостыню, но, приблизившись, изумлённо остановился. В коробке не было денег. Там лежали конфеты, самодельные игрушки, детские книги и много всякой всячины.

— Доброго дня, — улыбнулся старичок.

— Здравствуйте, — смутился мальчик. — А у меня только деньги.

— Так бывает, — сочувственно кивнул старичок. — Ты любишь сладости?

— Нет, мне нельзя.

— А читать?

— Я пока не умею.

— Тогда, может быть, тебе нравится надувать шарики?

Мальчик кивнул — вот это он действительно любил! Тогда старичок достал из коробки горсть разноцветных воздушных шаров и протянул ему.

— Что я за это вам должен? — недоверчиво спросил ребёнок.

— Эй, это я твой должник! — возразил старичок. — Ведь ты подарил мне радость. Сделать кому-то приятное — чудесная возможность. И её, знаешь ли, никогда не стоит упускать!

Воспитатель.А теперь задание:продолжи предложения:

— Когда я радуюсь, я … (улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, танцую, пою…)

— Я радуюсь, когда вижу … (подарки, мамино лицо, торт, сладости, клоуны…)

— На, что похожа радость?… (Радость — похожа на салют, фейерверк, на праздник, радость — это когда все радуются, когда видишь маму, купаешься на речке и т. д.)

— Как можно порадовать человека? (подарить подарок и т.д.)

Воспитатель.Молодцы! Ребята, а вы почувствовали: когда мы говорили о радостных моментах, на душе у нас тоже становилось радостно?

Воспитатель.Так что же такое радость? И чем мы можем радовать других?

Ответ детей. Радость – это… (восторг, ликование, жизнерадостность, забава, развлечение, удовольствие, праздник, торжество).

— Солнышко, приносит радость? А цветы? А зелёная травка?

Физминутка «Солнышко»

Маленькое солнышко
Я держу в ладошках.

показывают руками маленькое солнышко

А большое солнце
Вижу из окошка.

показывают руками большое солнце

Маленькое солнышко

Я беру руками

показывают руками маленькое солнышко

А большое солнце
Высоко над облаками.

поднимают руки над головой и смотрят вверх

Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит.

показывает руками маленькое солнышко

А большое солнце
Светит всей планете!

поднимают руки над головой и разводят в стороны

В благодарность солнышко подарило нам чудесную коробочку (Воспитатель удивляется). 

— Интересно, что же в ней? Давайте, посмотрим?(В коробке картинки). Здесь картинки и два цветочка. Посмотрите на цветы: один цветок… какой? (добрый, радостный), а другой? (сердитый). Сейчас я каждому дам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Картинку с хорошим поступком вы положите к цветочку…. какому? (доброму) А почему? А с плохим поступком? (сердитому). Договорились? Не забывайте объяснять свой выбор. (Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их к соответствующим цветочкам и объясняют свой выбор).

Что изображено на этой картинке?

Ответ детей.  На картинке мальчик дразнит девочку.

 Это хороший или плохой поступок? Почему?

Ответ детей. Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо.

 Что чувствует девочка в этот момент?

Ответ детей. Девочка расстроилась, она огорчена, обижена.

 А на этой картинке что изображено?

Ответ детей. На этой картинке мальчик уступает место дедушке.

 Это хороший или плохой поступок? Почему?

Ответ детей. Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать.

 Что чувствует дедушка в этот момент?

Ответ детей. В этот момент дедушка радуется, ему приятно, что мальчик отнесся к нему уважительно.

Аналогично анализируют поступки по другим карточкам.

Воспитатель. Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей. Можно радоваться успехам друзей, хорошей погоде, отличным оценкам, любым мелочам, которые заставляют просто улыбнуться. Человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. Послушайте сказку:

«Котёнок, который хотел порадовать свою маму»

«Жил-был на свете маленький котёнок. Всё у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Всё надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли её сынок.

Однажды котёнок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрёл на кухню и, увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется ещё мыть эту гору посуды», — подумал малыш. — «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котёнок потащил её на кухню. «Посмотри, мама, я сделал тебе подарок», — и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котёнок тоже улыбался — оказывается, так приятно доставить кому-то радость».

Вопросы по сказке:

— Как котёнок доставил радость маме?

Ответ детей.

— А что такое радость для вас? Как вы понимаете это слово?

Ответ детей. Радость — это когда человек радуется и у него хорошее настроение, как будто от какого-то хорошего сюрприза. День рождения — это радость. Когда что-то получается, что раньше не получалось, — это тоже радость. А ещё радость — получать и дарить подарки.

— А когда вы чувствуете радость, что хочется делать? 

Ответ детей. Улыбаться, петь, танцевать…

— А как определить, какое настроение у человека?
Ответ детей. Если у людей на лицах улыбки, блестят глазки, если они задорно смеются или хихикают, значит у них радостное и веселое настроение.
— А когда у друзей и окружающих вас людей хорошее настроение, что вы чувствуете? вам за них радостно? 

Воспитатель.Я предлагаю поиграть в игру «Паутинка»

Игра «Паутинка»

-У меня в руках клубочек плохих поступков (клубок ниток). Каждый из вас назовет плохой поступок, и мы распутывая этот клубочек, будем отрывать всё плохое, что мы когда-то может не осознано совершали по отношению к окружающим или были свидетелями плохих поступков. (Ребята называют плохие поступки, отрывая часть нити и выбрасывая её). Посмотрите, наш человечек до сих пор не улыбается, хотя мы выбросили всё плохое, а ведь когда люди улыбаются, значит у них все хорошо.

-Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у мальчика появилась улыбка, и поднялось настроение?

Ответ детей. Сказать очень добрые слова, комплименты и улыбнуться.

Игра «Комплименты»

— А давайте мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, говорить добрые слова, потому что доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

— Скажите, приятнее делать комплименты и дарить улыбку или совершать плохие поступки?

Ответы детей.

Ученики рассказывают стихотворение.

Мне сказали злое слово,

Грустно стало на душе,

Захотелось мне, не скрою,

Злом ответить, и уже.

Начала я хмурить брови,

Злое слово подбирать.

Но подумала: любовью

Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась

Не взлетела высоко,

Я взяла и улыбнусь.

Стало вдруг легко, легко…

— Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Может, стоит просто улыбнуться?!

— Ребята, скажите, а может мы теперь сделать нашего мальчика радостным? А как?

Ответ детей.

На доске появляется картинка веселого мальчика.

IV. Рефлексия.

-Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что из нашей беседы вы взяли для себя? Поможет ли это вам в дальнейшем?

— Скажите, радоваться — это хорошо, или плохо?

— Как, можно создать себе хорошее настроение?

Ответ детей. Вспомнить лицо любимого человека, весёлого героя из сказки, придумать историю о каком-то радостном событии, нарисовать его.

— А как сделать, чтобы все люди стали радостными, добрыми и вежливыми?

— Я принесла вам лекарство от грубости, от драк и жадности. Вот кому бы его дать не знаю? Я думаю, что раздам его всем вам. Только запомните: перед тем как съесть, необходимо загадать желание (доброе). Только тогда лекарство подействует. (Воспитатель раздает детям витамины)

— Ребята, вы молодцы, вы сегодня доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делает чудеса. Мы теперь с вами можем дарить радость окружающим. Ребята, большое вам спасибо за честность, хорошее настроение, за подаренную друг другу радость.

V. Итог занятия.

Хорош не тот, кто ищет в людях слабость.

Да и не тот, кто ищет красоту

Хорош лишь тот, кто дарит людям радость,

Собою излучая доброту.

А теперь давайте с вами споем песню «Улыбка»

«Зимушка-зима».

Внеклассное мероприятие в 3-м классе

Моисеева Светлана Александровна, воспитатель .

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Форма: Устный журнал

Цель мероприятия:

обобщить знания учащихся о зимних изменениях в природе, на примере литературных произведений и иллюстративного материала раскрыть красоту зимней природы;

развивать мышление, воображение детей, артистические способности, совершенствовать навыки выразительности речи;

формировать подвижно-игровые навыки, способствовать сплочению детского коллектива.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости!

А вот угадайте о чём мы сегодня будем говорить!

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица —

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом —

Всё покрылось серебром.

Ведущий: Ребята, кто же это?

Ведущий: Зиму любят все, поэтому и называют её ласково зимушкой. И мы назвали свой праздник «Здравствуй, Зимушка-зима»

1 Конкурс. Стихи о зиме.Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии!

Зимняя природа побуждает людей творить. Композиторы пишут музыку и посвящают ее природе. Художники это делают с помощью красок, а поэты рисуют картины зимы словами.

А что же такого необычного и волшебного происходит зимой? Приходит зима, выпадает снег, становится холодно. Мороз разукрашивает своими узорами окна домов, украшает ветки деревьев, речка покрывается хрустальным льдом, снег переливается при свете солнца. Все становится как в сказке, волшебным, таинственным.

Зашумела, разгулялась

В поле непогода;

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу.

Поднялася пыль и вьюга,

Не видать и свету.

Русская зима вступила в свои права. Тихо и плавно падают на землю кружевные снежинки.

Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звездочками пушистый иней. Лес стоит как околдованный.Зима опускается на землю во всей своей красе. Сверкает Снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Ясные березки распустили кружевные веточки, сияют на солнце нежно-розовой тонкой берестой. Снег, снег – царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Мороз сковал стволы деревьев. Волшебница – зима торжествует, она властвует.

2 Конкурс. На доске кроссворд

— Я вам буду загадывать загадки о зиме, а вы отгадывать ответы. Слово, которое будет посередине в вертикальном столбце и будет являться целью нашего урока.

1.Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти – рожки.

С виду кролик, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

И ему не крикнешь: «Брысь!»,

Потому что это…(рысь).(Слайд 8)

2.Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. ( Снег) (Слайд 9)

3.Кто осенью спать ложится,

а весной встаёт? ( Медведь) (Слайд 10)

4.Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик) (Слайд 11)

5.Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт. (Сосулька) (Слайд 12)

6.Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер) (Слайд 13)

7.За белой дверцей стужа, лёд,

Там Дед Мороз, друзья, живёт. (Холодильник) (Слайд 14)

8.Пришла из лесу птичница в рыжей шубке курочек посчитать. (Лисичка) (Слайд 15)

9.Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка) (Слайд 16)

10.Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежки) (Слайд 17)

Ведущий: Молодцы, это действительно Снегурочка.

Снегурочка: Да, это я! Привет вам всем, мои друзья! А вы бы хотели вместе со мной отправиться в зимний лес и узнать о том, как подготовились лесные жители к суровым холодам?

Ведущий: Тогда давайте перевернём страничку нашего журнала и прислушаемся…

1. Они летят быстрее ветра,

И я лечу с них на три метра.

Вот мой полёт закончен.

Хлоп!

Посадка мягкая в сугроб. (санки)

2.Лежало одеяло

Мягкое, белое

Солнце напекло –

Одеяло утекло. (снег)

3. Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (метель)

4.Меня не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза — угольки, руки — сучки.

Холодная, большая, кто я такая? (снежная баба)

5. Чернокрылый, красногрудый

и зимой найдет приют:

Не боится он простуды —

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

6. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (иней)

3 Конкурс. Снежинка — это очень интересное явление природы. А чем она интересна давайте узнаем.

Как же рождаются снежинки?

Хрупкие, легчайшие снежинки проходят долгий и прихотливый путь, порой противоречащий законам физики.

Зарождаются они в облаках, конденсируясь из водяных паров в виде крохотных капелек.

Далее капельки остывают до температуры ниже О °С, но не замерзают.

Лишь витающие в воздухе пылинки способствуют их превращению в снег, пылинки становятся центром кристаллизации.

Когда снежинки достигают критической массы, они падают на землю.

Форма снежинок зависит от температуры окружающего их воздуха. Но снежные хлопья, стремясь к земле, минуют множество слоев воздуха в атмосфере с различной температурой. Это постоянное чередование температуры и превращает кристаллики снега в уникальное творение.

Что случилось за окном?

Снег позёмкой вьётся.

Это зимушка-зима

Весело смеётся!

Наша русская молодка,

Раскрасавица — душа,

Белоснежная лебёдка —

До чего ж ты хороша!

Ой, зима, зима, зима!

Долго ждали мы тебя.

Ой, зима, зима, зима!

Наконец – то ты пришла!

Ты пушиста и бела,

Ребятишкам всем мила,

Грязь и лужи не нужны,

Оставайся до весны!

Ведущий: Спасибо большое всем за праздник, вы были просто молодцами! Подведём итоги наших конкурсов.

Спасибо всем за внимание.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии знаменитых фильмов на русском
  • Сценарии на бесконечное лето на андроид
  • Сценарии концертов волонтеров
  • Сценарии ноябрьских праздников
  • Сценарии вымирания человечества