Сценарии потребления новостей

Тем, кто хочет разобраться, как меняются предпочтения и привычки новостной аудитории всего мира, просто необходимо следить за ежегодными публикациями результатов исследований Digital News Report, которые проводит Институт по изучению журналистики Рейтер при Оксфордском университете.

Тем, кто хочет разобраться, как меняются предпочтения и привычки новостной аудитории всего мира, просто необходимо следить за ежегодными публикациями результатов исследований Digital News Report, которые проводит Институт по изучению журналистики Рейтер при Оксфордском университете. 

Исследование этого года, конечно, проводилось в контексте связанного с пандемией кризиса: в отчете говорится, что эта ситуация «почти наверняка станет катализатором дальнейшего сокращения затрат, консолидации и даже более быстрого изменения бизнес-моделей».

Однако, хотя COVID-19, безусловно, стал причиной неопределенности, многие описанные в исследовании тенденции начали проявляться еще до пандемии. И их последствия будут ощущаться даже после того, как мы выйдем из кризиса. А значит, эти тенденции достаточно важны, и журналистам и СМИ не следует их игнорировать.

Вот пять важнейших трендов (сформулированных по результатам опроса более 80 000 потребителей новостей на 40 новостных рынках по всему миру), о которых журналистам нужно знать.

1. Норвегия – мировой лидер в сфере оплаты цифровых новостей

Данные, собранные в январе 2020-го, показывают, что все больше людей начинает платить за онлайн-новости, и лучший пример этого – Норвегия. Более четырех из каждых десяти участников опроса в этой стране (42%) в какой-то мере платили за онлайн-новости в прошлом году. Другие рынки, включая различные части Европы, Латинской Америки, Азии и США, тоже демонстрируют рост в этой сфере.

В то же время авторы исследования напоминают: «Важно помнить, что во всех странах большинство людей до сих пор не платит за онлайн-новости, хотя за время, прошедшее после опроса, некоторые издания сообщали о росте количества платных подписчиков – они связывают такой рост с пандемией коронавируса».

Chart 1

Платили ли вы за новостной контент в онлайн-изданиях или получали доступ к платным онлайн-новостям в прошлом году? База: общая выборка по каждому рынку = 2 000.

[Читайте также: Key quotes: Reinventing the journalism business model]

2. Меньше всего доверяют медиа жители Франции и Южной Кореи

«Мы наблюдаем, что за время пандемии коронавируса доверие к медиа опустилось до самого низкого уровня с тех пор, как мы начали собирать данные», – говорится в отчете.

Во всем мире менее четырех из десяти потребителей новостей (38%) сказали, что они «доверяют большинству издателей новостей в большинстве случаев».

Цифры оказались немного выше, когда участники исследования говорили о доверии к определенным новостным изданиям, а не к системе новостей в целом. Несмотря на это, менее половины (46%) потребителей цифровых новостей сказали, что доверяют тем изданиям, которыми они сами пользуются.

Хотя доверие к результатам поиска (32%) и социальным медиа (22%) еще ниже, эта информация должна заставить задуматься журналистов и издателей новостей.

Только в шести странах уровень доверия был не ниже 50%: Финляндия (56%), Португалия (56%), Турция (55%), Нидерланды (52%), Бразилия (51%) и Кения (50%). Ниже всего уровень доверия в Тайване (24%), Франции (23%) и Южной Корее (21%).

Chart 2

3. Социальные сети – основной источник дезинформации

Несмотря на то что доверие к новостным медиа невысоко (особенно принимая во внимание, что в исследовании в основном принимали участие потребители новостей, а не широкая публика), отчет показывает, что людей гораздо больше беспокоит, что источником распространения дезинформации становятся социальные сети.

40% участников исследования в разных частях мира выразили обеспокоенность распространением в социальных медиа ложной или вводящей в заблуждение информации – по сравнению с 20% тех, кого беспокоит такая же проблема в связи с новостными сайтами и приложениями.

В соответствии с различными привычками потребления новостей по всему миру, в разных странах основными источниками беспокойства, связанного с распространением ложной или вводящей в заблуждение информации, были названы Facebook (29%), затем YouTube (6%) и Twitter (5%).

Однако в таких странах, как Бразилия, Чили, Мексика, Малайзия и Сингапур, где более популярен WhatsApp, большее беспокойство вызывает именно этот сервис обмена сообщениями.

Исследование напоминает нам, что «это вызывает особенное беспокойство, потому что ложная информация, как правило, менее заметна, и с ней труднее бороться в этих частных зашифрованных сетях».

Chart 3

Что из перечисленного ниже вас беспокоит больше всего? Пожалуйста, выберите один вариант. Ложная или вводящая в заблуждение информация в … (варианты – Facebook, WhatsApp, Twitter, YouTube). База: общая выборка по каждому рынку = 2 000; Тайвань = 1 027.

[Читайте также: Как WhatsApp сотрудничает с журналистами для продвижения новостей, а не дезинформации]

4. YouTube, WhatsApp и Instagram – самые быстрорастущие источники новостей в мире социальных медиа

Выборка, в которую вошли ответы более 80 000 потребителей цифровых новостей по всему миру, показывает, что Facebook (63%) и YouTube (61%) по-прежнему остаются наиболее часто и регулярно используемыми социальными сетями, а WhatsApp (33%) занимает третье место. Twitter (23%) находится на шестом месте, уступая Facebook Messenger (28%) и Instagram (36%). Эти данные служат полезным напоминанием о том, что привычки поведения журналистов в социальных сетях не обязательно отражают привычки населения в целом.

И это становится еще более очевидным, когда мы исследуем, как потребители используют социальные сети для поиска новостей.

В 12 крупнейших рынках лидирует Facebook (36%), но YouTube (21%) занимает второе место, опережая WhatsApp на пять процентов. Можно предположить, что некоторым СМИ стоило бы сделать больший упор на использовании видео для распространения своей работы.

Формат историй (Stories) может стать еще одним стимулом использования таких социальных сетей, как Instagram, для распространения новостей. В Бразилии Instagram (30%) в этом аспекте уже значительно популярнее, чем Twitter (17%). В Чили также широко используется Instagram для распространения новостей (28%).

Chart 4

Что из нижеперечисленного вы использовали за последнюю неделю? Пожалуйста, выберите все подходящие ответы. База: 12 важнейших рынков: Великобритания, США, Германия, Франция, Испания, Италия, Ирландия, Дания, Финляндия, Австралия, Бразилия и Япония (данные за 2014 год даны только для 10 стран – все вышеперечисленные, кроме Австралии и Ирландии).

5. Немногие потребители ищут информацию прямо на страницах новостных брендов

Новостным брендам – и работающим на них журналистам – нужно продолжать использовать ряд тактик, которые позволяют донести контент до аудитории. Это особенно важно, когда мы говорим о молодежной аудитории.

В исследовании Института Рейтер только 16% потребителей новостей из поколения Z отметили, что посещение сайтов новостных брендов для них стало основным способом доступа к новостям в интернете. Большинство участников опроса использует другие каналы, наиболее популярные из которых – социальные сети и функции поиска.

В целом более одного из пяти (21%) представителей молодежной аудитории получают новости через push-уведомления, мобильные оповещения, агрегаторы и рассылку по электронной почте.

72% всех потребителей новостей указали, что узнают новости из различных источников, а не через конкретные новостные сайты или приложения, и это еще раз подтверждает, что важно использовать множество разных каналов для распространения контента, поскольку аудитория все меньше и меньше интересуется конкретными брендами.

Chart 5

Результаты исследования цифровых новостей 2020 года публикуются в сложное для журналистов и новостной индустрии время. Мы знаем, что COVID-19 оказывает серьезное влияние на бизнес-модели и практику журналистики, а в более широком смысле – и на наши привычки, связанные со СМИ.

Но в то же время коронавирус делает еще более важным необходимость понять и научиться решать возникающие проблемы, связанные с тем, как меняются привычки людей в потреблении новостей, включая «изменения в способах доступа людей к новостям, низкий уровень доверия и растущее беспокойство по поводу мизинформации».

Разбираться в поведении и привычках аудитории в разных частях мира сегодня важно как никогда. Более подробно об исследовании можно прочитать здесь.


Дамиан Рэдклифф – профессор журналистики в Университете Орегона, сотрудник Центра цифровой журналистики Тоу при Колумбийском университете, почетный научный сотрудник Школы журналистики, средств массовой информации и культурных исследований в Университете Кардиффа и член Королевского общества поощрения художеств, мануфактур и торговли (RSA). Он также ведет подкаст Demystifying Media, где проводит интервью с ведущими журналистами и учеными, специализирующимися в области медиа. Следите за ним в твиттере @damianradcliffe.

Медиатренды 2021-2022: как россияне стали читать новости в эпоху перемен

Аудитория медиа проявляла интерес к деловым новостям, структурно менялась и предпочитала кросс-чтение – к таким выводам пришли аналитики Rambler&Co.

Бизнес-аналитики медиахолдинга Rambler&Co выделили 6 основных трендов потребления новостного контента россиян в период с ноября 2021 по май 2022 года, включая переломный мартовский всплеск чтения, сохранившийся до начала лета. Источниками данных послужила серия исследований для решения внутренних бизнес-задач, проводившаяся в ноябре 2021, марте и мае 2022 года методом онлайн-опроса на выборке, репрезентирующей интернет-пользователей от 16 до 64 лет по всей России.

1. Рост потребления новостей

Интенсивность чтения онлайн-новостей в марте 2022 достигла пиковых значений в связи с мировой повесткой. Практически все опрошенные интернет-пользователи (94%) в первый месяц весны искали новости в сети чаще раза в неделю. Периодичность еженедельного чтения увеличилась более чем в 1,5 раза (+36 п.п.), по сравнению с результатами ноября 2021 года. К маю регулярное (еженедельное и чаще) чтение информационного контента интернет-активным населением России стабилизировалось на уровне 81%, что по-прежнему значительно выше показателей ноября 2021 года.

2. Чем меньше город – тем меньше интерес к повестке

Жители столицы лидируют в рейтинге роста интенсивности чтения – 68% москвичей в марте 2022 заходили на интернет-медиа несколько раз в день и чаще, что на 30 п.п. выше, чем обычно. У пользователей всех остальных городов-миллионников этот показатель немного ниже – 62% (+26 п.п.). В городах с населением менее миллиона интенсивность чтения изменилась меньше и составила 56% (+23 п.п.).

Географические особенности также имеют важное значение: чем ближе пользователи к месту событий – тем сильнее интерес к происходящему. Например, в марте 2022 года жители пограничного с Донбассом Южного федерального округа читали новости с интенсивностью городов-миллионников – 62% (+26 п.п.). Интерес жителей Дальневосточного федерального округа к тематике в марте вырос меньше и составил около 45% (+17 п.п.).

3. Деловые новости – лидер информационного поля

На фоне ситуации в мире наибольший прирост показали деловые новости (финансы, экономика и бизнес). Так, в ноябре 2021 года интерес к этой тематике отмечался всего у 9% респондентов, а в марте 2022 – уже у 30% (среди аналогичной ЦА, прирост составил 233%). В мае значение сохранилось на уровне 29%.

В 2022 году у лидера рейтинга – деловых новостей – значительно обновился социальный портрет читателя. Еженедельный интерес к этой тематике теперь проявляет новая, более широкая аудитория, которая стала активно интересоваться экономикой, бизнесом и финансами в марте и продолжала читать их и в мае.

Основные изменения в аудиторных показателях деловых онлайн-медиа, которые произошли в марте 2022 и сохранились в мае:

больше женской аудитории: доля женщин в ноябре 2021 среди интересующихся деловыми новостями составляла 40%, в марте выросла на 8 п.п., сохранив позицию и в мае на уровне 46%;

прирост пользователей в возрасте от 25 до 34 лет и сокращение доли читателей в возрасте от 45 до 64 лет (-4 п.п. в марте);

больше читателей из городов с населением свыше 100 тысяч человек (+6 п.п. в марте);

рост аудитории с уровнем дохода «нижний средний» (+8 п.п. в марте).

4. Стабилизация привычных тематик чтения не означает падения интереса к происходящим событиям

Самые заметные изменения в интересах аудитории к маю 2022:

1) после стремительного взлёта в марте на 21 п.п. деловые новости зафиксировались на уровне 29% (еженедельное чтение тематики);

2) интерес к социально-политическим новостям продолжает расти (+8 п.п.);

3) после снижения в марте интерес к теме культуры вернулся на прежний уровень и даже выше (21%);

4) снижение на 5 п.п. тематики «Необычные и забавные происшествия»;

5) автомобильным новостям присущ плавный рост, они статистически значимо выросли в мае 2022 года относительно ноября 2021 (+ 4 п.п.).

5. Кросс-чтение: больше источников – меньше фейков

В марте пользователи стали меньше воспринимать соцсети как источники достоверной информации и за интересующими новостями обращались к другим каналам, проверяя инфоповод в поиске, агрегаторах и непосредственно на сайтах изданий – укрепилось понятие «агрегаторно-поискового» чтения. Интересно, что именно так советуют поступать большинство инструкций по борьбе с фейками и, видимо, население России стало более ответственно относиться к огромному числу новостей, проверяя их достоверность. Так, в марте 2022 чтение повестки дня в соцсетях упало с 45% до 23%, по сравнению с ноябрём 2021 года (но к началу лета 2022 вернулось на прежний уровень). При этом кросс-чтение (разные источники) выросло почти в два раза к началу весны.

Наглядно о том, как именно россияне «смешивают» каналы получения информации раньше и сейчас:

Согласно исследованию, в 2021 году большинство читателей могли ограничиться одним источником, однако в 2022 пользователи хотят видеть более полную картину и узнавать разные мнения. В марте резко выросло агрегаторное чтение, и это интересное последствие кросс-канальности – кросс-сайтовость, то есть аудитория сегодня предпочитает следить за новостями не только на одном привычном ресурсе, но переходить из агрегаторов по ряду ссылок на несколько источников, сравнивая информацию и получая новые детали.

6. Молодые читатели более избирательны

Исследование показало, чем старше читатели, тем они меньше времени тратят на поиск контента. Например, первую же ссылку на любой инфоповод откроют только 6% пользователей в возрасте от 16 до 24 лет, в то время как среди пользователей от 45 до 64 лет этот показатель составляет 24%.

Темы, которые сейчас больше интересуют молодую аудиторию, не связаны с международной политической обстановкой и ситуацией в стране – это игры (+20 п. п.), хобби (+10 п.п.), юмор (+5 п.п.), культура (+5 п.п.), шоу-бизнес/звезды/личности (+5 п.п.), IT (+5 п.п.), карьера (+5 п.п.), реклама (+5 п.п.). График наглядно показывает ключевые интересы молодой аудитории 16-24 с наибольшими позитивными отклонениями в п.п. от среднего объема интереса к тематике.

ВЫВОД

Мировые события оказали значительное влияние на чтение новостных онлайн-ресурсов. Мартовский всплеск изменил медиапотребление, которое значительно стабилизировалось к маю 2022, но некоторые тренды сохранились до сих пор – популярность деловых новостей (ранее достаточно «эксклюзивной» тематики, которой сегодня интересуется значительный объем населения), рост интереса к СМИ среди молодой и женской аудитории, распространение интенсивности чтения на регионы, ещё большее расслоение тематических интересов молодой и старшей ЦА, а также потребность в кросс-чтении.

Бизнес-аналитики медиахолдинга Rambler&Co выделили 6 основных трендов потребления новостного контента россиян в период с ноября 2021 по май 2022 года, включая переломный мартовский всплеск чтения, сохранившийся до начала лета. Источниками данных послужила серия исследований для решения внутренних бизнес-задач, проводившаяся в ноябре 2021, марте и мае 2022 года методом онлайн-опроса на выборке, репрезентирующей интернет-пользователей от 16 до 64 лет по всей России.

1. Рост потребления новостей

Интенсивность чтения онлайн-новостей в марте 2022 достигла пиковых значений в связи с мировой повесткой. Практически все опрошенные интернет-пользователи (94%) в первый месяц весны искали новости в сети чаще раза в неделю. Периодичность еженедельного чтения увеличилась более чем в 1,5 раза (+36 п.п.), по сравнению с результатами ноября 2021 года. К маю регулярное (еженедельное и чаще) чтение информационного контента интернет-активным населением России стабилизировалось на уровне 81%, что по-прежнему значительно выше показателей ноября 2021 года1.

6 медиатрендов потребления информационного контента в 2021–2022 годах

2. Чем меньше город — тем меньше интерес к повестке

Жители столицы лидируют в рейтинге роста интенсивности чтения — 68% москвичей в марте 2022 заходили на интернет-медиа несколько раз в день и чаще, что на 30 п.п. выше, чем обычно. У пользователей всех остальных городов-миллионников этот показатель немного ниже — 62% (+26 п.п.). В городах с населением менее миллиона интенсивность чтения изменилась меньше и составила 56% (+23 п.п.).

Географические особенности также имеют важное значение: чем ближе пользователи к месту событий — тем сильнее интерес к происходящему. Например, в марте 2022 года жители пограничного с Донбассом Южного федерального округа читали новости с интенсивностью городов-миллионников — 62% (+26 п.п.). Интерес жителей Дальневосточного федерального округа к тематике в марте вырос меньше и составил около 45% (+17 п.п.).

6 медиатрендов потребления информационного контента в 2021–2022 годах

3. Деловые новости — лидер информационного поля

На фоне ситуации в мире наибольший прирост показали деловые новости (финансы, экономика и бизнес). Так, в ноябре 2021 года интерес к этой тематике отмечался всего у 9% респондентов, а в марте 2022 — уже у 30% (среди аналогичной ЦА, прирост составил 233%). В мае значение сохранилось на уровне 29%.

В 2022 году у лидера рейтинга — деловых новостей — значительно обновился социальный портрет читателя. Еженедельный интерес к этой тематике теперь проявляет новая, более широкая аудитория, которая стала активно интересоваться экономикой, бизнесом и финансами в марте и продолжала читать их и в мае.

Основные изменения в аудиторных показателях деловых онлайн-медиа, которые произошли в марте 2022 и сохранились в мае:

  • больше женской аудитории: доля женщин в ноябре 2021 среди интересующихся деловыми новостями составляла 40%, в марте выросла на 8 п.п., сохранив позицию и в мае на уровне 46%;

  • прирост пользователей в возрасте от 25 до 34 лет и сокращение доли читателей в возрасте от 45 до 64 лет (-4 п.п. в марте);

  • больше читателей из городов с населением свыше 100 тысяч человек (+6 п.п. в марте);

  • рост аудитории с уровнем дохода «нижний средний» (+8 п.п. в марте).

6 медиатрендов потребления информационного контента в 2021–2022 годах

4. Стабилизация привычных тематик чтения не означает падения интереса к происходящим событиям

Самые заметные изменения в интересах аудитории к маю 20223:

  1. после стремительного взлёта в марте на 21 п.п. деловые новости зафиксировались на уровне 29% (еженедельное чтение тематики);

  2. интерес к социально-политическим новостям продолжает расти (+8 п.п.);

  3. после снижения в марте интерес к теме культуры вернулся на прежний уровень и даже выше (21%);

  4. снижение на 5 п.п. тематики «Необычные и забавные происшествия»;

  5. автомобильным новостям присущ плавный рост, они статистически значимо выросли в мае 2022 года относительно ноября 2021 (+ 4 п.п.).

6 медиатрендов потребления информационного контента в 2021–2022 годах

5. Кросс-чтение: больше источников — меньше фейков

В марте пользователи стали меньше воспринимать соцсети как источники достоверной информации и за интересующими новостями обращались к другим каналам, проверяя инфоповод в поиске, агрегаторах и непосредственно на сайтах изданий — укрепилось понятие «агрегаторно-поискового» чтения. Интересно, что именно так советуют поступать большинство инструкций по борьбе с фейками и, видимо, население России стало более ответственно относиться к огромному числу новостей, проверяя их достоверность. Так, в марте 2022 чтение повестки дня в соцсетях упало с 45% до 23%, по сравнению с ноябрём 2021 года (но к началу лета 2022 вернулось на прежний уровень). При этом кросс-чтение (разные источники) выросло почти в два раза к началу весны.

Наглядно о том, как именно россияне «смешивают» каналы получения информации раньше и сейчас4:

6 медиатрендов потребления информационного контента в 2021–2022 годах

Согласно исследованию, в 2021 году большинство читателей могли ограничиться одним источником, однако в 2022 пользователи хотят видеть более полную картину и узнавать разные мнения. В марте резко выросло агрегаторное чтение, и это интересное последствие кросс-канальности — кросс-сайтовость, то есть аудитория сегодня предпочитает следить за новостями не только на одном привычном ресурсе, но переходить из агрегаторов по ряду ссылок на несколько источников, сравнивая информацию и получая новые детали.

6. Молодые читатели более избирательны

Исследование показало, чем старше читатели, тем они меньше времени тратят на поиск контента. Например, первую же ссылку на любой инфоповод откроют только 6% пользователей в возрасте от 16 до 24 лет, в то время как среди пользователей от 45 до 64 лет этот показатель составляет 24%5.

Темы, которые сейчас больше интересуют молодую аудиторию, не связаны с международной политической обстановкой и ситуацией в стране — это игры (+20 п. п.), хобби (+10 п.п.), юмор (+5 п.п.), культура (+5 п.п.), шоу-бизнес/звезды/личности (+5 п.п.), IT (+5 п.п.), карьера (+5 п.п.), реклама (+5 п.п.)6. График наглядно показывает ​​ключевые интересы молодой аудитории 16-24 с наибольшими позитивными отклонениями в п.п. от среднего объема интереса к тематике.

6 медиатрендов потребления информационного контента в 2021–2022 годах

Вывод

Мировые события оказали значительное влияние на чтение новостных онлайн-ресурсов. Мартовский всплеск изменил медиапотребление, которое значительно стабилизировалось к маю 2022, но некоторые тренды сохранились до сих пор — популярность деловых новостей (ранее достаточно «эксклюзивной» тематики, которой сегодня интересуется значительный объем населения), рост интереса к СМИ среди молодой и женской аудитории, распространение интенсивности чтения на регионы, ещё большее расслоение тематических интересов молодой и старшей ЦА, а также потребность в кросс-чтении.

Присылайте свои комментарии к ситуации на digital-рынке (короткие или развёрнутые, во втором случае сделаем вам полноценную колонку в статейной ленте Коссы):

Email: 42@cossa.ru
Телеграм: @cossawer
VK: vk.com/cossa

Спецпроект

Рассказываем на основе исследования РБК, как изменилось потребление новостей в 2022 году

В конце 2022 года медиахолдинг РБК провел исследование своей аудитории, включающее вопросы о самых популярных источниках новостей, наиболее и наименее интересных темах, отношению к формату подачи материалов и фокусе на 2023 год. В опросе приняли участие 3548 респондентов.

Возросший интерес к новостной повестке на главной странице rbc.ru отметили 63% читателей, а самая большая доля таких читателей оказалась в Telegram — 75%. 28% опрошенных отметили, что доверяют телеграм-каналам как источникам новостей.

55% читателей заявили, что стали больше следить за политическими событиями в мире, 42% — за политическими и общественно-значимыми событиями в России, 33% — за новостями экономики. Снижение интереса к новостям о карьере и саморазвитии отметили 42% респондентов.

Говоря о критериях выбора источника новостей, 56% подчеркнули важность нейтральной подачи информации, еще 39% — глубину и качество аналитики.

28% читателей заявили, что готовы искать новые источники новостей, если замечают субъективную или однобокую подачу информации. Для 14% поводом сделать это становятся фейки или «желтые» материалы.

36% респондентов считают, что нет необходимости как-либо поддерживать СМИ и авторов, которые предоставляют полезную информацию.

В 2023 году 33% читателей планируют больше времени уделять семье, 27% — здоровью, 13% — карьере и заработку. 22% опрошенных хотели бы меньше нервничать, а 9% — реже читать новости.

Тем, кто хочет разобраться, как меняются предпочтения и привычки новостной аудитории всего мира, просто необходимо следить за ежегодными публикациями результатов исследований Digital News Report, которые проводит Институт по изучению журналистики Рейтер при Оксфордском университете. 

Исследование этого года, конечно, проводилось в контексте связанного с пандемией кризиса: в отчете говорится, что эта ситуация «почти наверняка станет катализатором дальнейшего сокращения затрат, консолидации и даже более быстрого изменения бизнес-моделей».

Однако, хотя COVID-19, безусловно, стал причиной неопределенности, многие описанные в исследовании тенденции начали проявляться еще до пандемии. И их последствия будут ощущаться даже после того, как мы выйдем из кризиса. А значит, эти тенденции достаточно важны, и журналистам и СМИ не следует их игнорировать.

Вот пять важнейших трендов (сформулированных по результатам опроса более 80 000 потребителей новостей на 40 новостных рынках по всему миру), о которых журналистам нужно знать.

1. Норвегия – мировой лидер в сфере оплаты цифровых новостей

Данные, собранные в январе 2020-го, показывают, что все больше людей начинает платить за онлайн-новости, и лучший пример этого – Норвегия. Более четырех из каждых десяти участников опроса в этой стране (42%) в какой-то мере платили за онлайн-новости в прошлом году. Другие рынки, включая различные части Европы, Латинской Америки, Азии и США, тоже демонстрируют рост в этой сфере.

В то же время авторы исследования напоминают: «Важно помнить, что во всех странах большинство людей до сих пор не платит за онлайн-новости, хотя за время, прошедшее после опроса, некоторые издания сообщали о росте количества платных подписчиков – они связывают такой рост с пандемией коронавируса».

Chart 1

Платили ли вы за новостной контент в онлайн-изданиях или получали доступ к платным онлайн-новостям в прошлом году? База: общая выборка по каждому рынку = 2 000.

[Читайте также: Key quotes: Reinventing the journalism business model]

2. Меньше всего доверяют медиа жители Франции и Южной Кореи

«Мы наблюдаем, что за время пандемии коронавируса доверие к медиа опустилось до самого низкого уровня с тех пор, как мы начали собирать данные», – говорится в отчете.

Во всем мире менее четырех из десяти потребителей новостей (38%) сказали, что они «доверяют большинству издателей новостей в большинстве случаев».

Цифры оказались немного выше, когда участники исследования говорили о доверии к определенным новостным изданиям, а не к системе новостей в целом. Несмотря на это, менее половины (46%) потребителей цифровых новостей сказали, что доверяют тем изданиям, которыми они сами пользуются.

Хотя доверие к результатам поиска (32%) и социальным медиа (22%) еще ниже, эта информация должна заставить задуматься журналистов и издателей новостей.

Только в шести странах уровень доверия был не ниже 50%: Финляндия (56%), Португалия (56%), Турция (55%), Нидерланды (52%), Бразилия (51%) и Кения (50%). Ниже всего уровень доверия в Тайване (24%), Франции (23%) и Южной Корее (21%).

Chart 2

3. Социальные сети – основной источник дезинформации

Несмотря на то что доверие к новостным медиа невысоко (особенно принимая во внимание, что в исследовании в основном принимали участие потребители новостей, а не широкая публика), отчет показывает, что людей гораздо больше беспокоит, что источником распространения дезинформации становятся социальные сети.

40% участников исследования в разных частях мира выразили обеспокоенность распространением в социальных медиа ложной или вводящей в заблуждение информации – по сравнению с 20% тех, кого беспокоит такая же проблема в связи с новостными сайтами и приложениями.

В соответствии с различными привычками потребления новостей по всему миру, в разных странах основными источниками беспокойства, связанного с распространением ложной или вводящей в заблуждение информации, были названы Facebook (29%), затем YouTube (6%) и Twitter (5%).

Однако в таких странах, как Бразилия, Чили, Мексика, Малайзия и Сингапур, где более популярен WhatsApp, большее беспокойство вызывает именно этот сервис обмена сообщениями.

Исследование напоминает нам, что «это вызывает особенное беспокойство, потому что ложная информация, как правило, менее заметна, и с ней труднее бороться в этих частных зашифрованных сетях».

Chart 3

Что из перечисленного ниже вас беспокоит больше всего? Пожалуйста, выберите один вариант. Ложная или вводящая в заблуждение информация в … (варианты – Facebook, WhatsApp, Twitter, YouTube). База: общая выборка по каждому рынку = 2 000; Тайвань = 1 027.

[Читайте также: Как WhatsApp сотрудничает с журналистами для продвижения новостей, а не дезинформации]

4. YouTube, WhatsApp и Instagram – самые быстрорастущие источники новостей в мире социальных медиа

Выборка, в которую вошли ответы более 80 000 потребителей цифровых новостей по всему миру, показывает, что Facebook (63%) и YouTube (61%) по-прежнему остаются наиболее часто и регулярно используемыми социальными сетями, а WhatsApp (33%) занимает третье место. Twitter (23%) находится на шестом месте, уступая Facebook Messenger (28%) и Instagram (36%). Эти данные служат полезным напоминанием о том, что привычки поведения журналистов в социальных сетях не обязательно отражают привычки населения в целом.

И это становится еще более очевидным, когда мы исследуем, как потребители используют социальные сети для поиска новостей.

В 12 крупнейших рынках лидирует Facebook (36%), но YouTube (21%) занимает второе место, опережая WhatsApp на пять процентов. Можно предположить, что некоторым СМИ стоило бы сделать больший упор на использовании видео для распространения своей работы.

Формат историй (Stories) может стать еще одним стимулом использования таких социальных сетей, как Instagram, для распространения новостей. В Бразилии Instagram (30%) в этом аспекте уже значительно популярнее, чем Twitter (17%). В Чили также широко используется Instagram для распространения новостей (28%).

Chart 4

Что из нижеперечисленного вы использовали за последнюю неделю? Пожалуйста, выберите все подходящие ответы. База: 12 важнейших рынков: Великобритания, США, Германия, Франция, Испания, Италия, Ирландия, Дания, Финляндия, Австралия, Бразилия и Япония (данные за 2014 год даны только для 10 стран – все вышеперечисленные, кроме Австралии и Ирландии).

5. Немногие потребители ищут информацию прямо на страницах новостных брендов

Новостным брендам – и работающим на них журналистам – нужно продолжать использовать ряд тактик, которые позволяют донести контент до аудитории. Это особенно важно, когда мы говорим о молодежной аудитории.

В исследовании Института Рейтер только 16% потребителей новостей из поколения Z отметили, что посещение сайтов новостных брендов для них стало основным способом доступа к новостям в интернете. Большинство участников опроса использует другие каналы, наиболее популярные из которых – социальные сети и функции поиска.

В целом более одного из пяти (21%) представителей молодежной аудитории получают новости через push-уведомления, мобильные оповещения, агрегаторы и рассылку по электронной почте.

72% всех потребителей новостей указали, что узнают новости из различных источников, а не через конкретные новостные сайты или приложения, и это еще раз подтверждает, что важно использовать множество разных каналов для распространения контента, поскольку аудитория все меньше и меньше интересуется конкретными брендами.

Chart 5

Результаты исследования цифровых новостей 2020 года публикуются в сложное для журналистов и новостной индустрии время. Мы знаем, что COVID-19 оказывает серьезное влияние на бизнес-модели и практику журналистики, а в более широком смысле – и на наши привычки, связанные со СМИ.

Но в то же время коронавирус делает еще более важным необходимость понять и научиться решать возникающие проблемы, связанные с тем, как меняются привычки людей в потреблении новостей, включая «изменения в способах доступа людей к новостям, низкий уровень доверия и растущее беспокойство по поводу мизинформации».

Разбираться в поведении и привычках аудитории в разных частях мира сегодня важно как никогда. Более подробно об исследовании можно прочитать здесь.


Дамиан Рэдклифф – профессор журналистики в Университете Орегона, сотрудник Центра цифровой журналистики Тоу при Колумбийском университете, почетный научный сотрудник Школы журналистики, средств массовой информации и культурных исследований в Университете Кардиффа и член Королевского общества поощрения художеств, мануфактур и торговли (RSA). Он также ведет подкаст Demystifying Media, где проводит интервью с ведущими журналистами и учеными, специализирующимися в области медиа. Следите за ним в твиттере @damianradcliffe.

Ijnet.org

Агентство Reuters выпустило монументальный 150-страничный отчет «Reuters Institute Digital News Report 2019» о современном потреблении новостей. Он был подготовлен в сотрудничестве с Google, ВВС News, несколькими известными мировыми университетами и топовыми исследовательскими агентствами. Авторы собрали и переработали данные по 40+ странам Европы, Азии и Северной Америки.

Мы в свою очередь проанализировали документ и подготовили выжимку.

Новости «переехали» на смартфоны

Значимость смартфонов для процесса потребления новостей продолжает расти: две трети читателей (66 %) еженедельно используют мобильные устройства для их просмотра. Рост за год составил 4 процентных пункта.

«Смартфонное» потребление стимулировало популярность подкастов, особенно среди молодежи. 36 % респондентов из объединенной общемировой выборки говорят, что они слушали хотя бы один подкаст за последний месяц.

Для людей моложе 35 лет этот показатель возрастает до 50 %. Смартфон стал наиболее используемым устройством для прослушивания подкастов (55 %).

Вокруг новостей продолжается социальное общение, но оно становится более приватным, нежели публичным. По всему миру растет использование мессенджеров для обмена новостями. Лидирует в этой сфере WhatsApp.

Люди и интересуются новостями, и боятся их

Reuters отмечает, что беспокойство публики по поводу дезинформации в новостях остается высоким, несмотря на все усилия издателей и социальных платформ по укреплению общественного доверия.

В большинстве стран мира средний уровень доверия к новостям снизился до 42 %. Менее половины жителей планеты (49 %) согласны с утверждением «я доверяю новостным СМИ, которые читаю».

32 % людей сообщают, что они избегают новостей. Это показатель выше, чем 2 года назад, когда Reuters в последний раз опрашивало респондентов по данной теме.

От сомнений читателей в качестве информации отчасти выигрывают известными новостные бренды. В четверти стран мира (26 %) люди говорят, что стали полагаться на более «авторитетные» источники новостей, а в США этот показатель вырос до 40 %.

24 % опрошенных заявили, что прекратили использовать источники, которые имели сомнительную репутацию в 2018 году. Однако Reuters подчеркивает, что для индустрии новостей в целом «это не то развитие событий, которое поможет всем».

Отрасль производства новостей переживает кризис

Авторы отмечают, что выпускают доклад на фоне «растущего популизма, политической и экономической нестабильности». Отдельно Reuters выдвигает следующий тезис: влияние на общество IT-гигантов (таких как Facebook, например) привело к тому, что они сами развили популизм и индустрию фейковых новостей. А затем столкнулись с ответом аудитории – тотальным неверием и страхом.

Отчет утверждает, что мощь социальных информационных платформ и «безжалостная эффективность их рекламных операций» подорвали новостные бизнес-модели по всему миру.

Доверие к СМИ в настоящий момент почти разрушено «партизанскими» тактиками, кликбейтом и разными формами дезинформации, которые процветали в соцсетях в последние 10 лет.

Поэтому авторы доклада обращают внимание на то, как начали действовать СМИ в этой ситуации. Они все чаще предлагают читателям платные подписки, платное клубное членство или другие формы оплаты за новости.

А социальные сети из-за скандалов с освещением шокирующих событий (например, стрим стрельбы в Крайстчерч, Новая Зеландия, в марте 2019 года) вынуждены переосмысливать свои подходы к распространению новостей. В том числе их заставляют делать это регулирующие государственные организации.

Facebook, к примеру, решил переориентироваться с новостной повестки на частную жизнь своих пользователей. Об этом мы писали в статье «Реформа „Фейсбука“ – катаклизм для нескольких отраслей».

Также происходит некий «поворот к аудио» в виде подкастов как формата «по требованию». Наибольший интерес публики сейчас вызывают подкасты New York Times и Guardian.

Говоря о состоянии потребления и производства новостей в 2019 году, Reuters заявляет:

«…На фоне всех этих безумных перемен некоторые начинают сомневаться в том, что средства массовой информации по-прежнему выполняют свою основную миссию – привлекать влиятельных людей к ответственности за их дела и помогать читателям понимать окружающий их мир».

Публика говорит, что новостные СМИ лучше справляются с донесением последних новостей, чем с объяснением их. По крайней мере в двух странах более половины читателей (51 %) считают, что СМИ не очень хорошо помогают им понять новости.

Платная подписка на новости почти не растет

Несмотря на усилия новостной индустрии, Reuters обнаружили лишь небольшое увеличение числа платящих за любые онлайн-новости – будь то подпиской, клубным членством или пожертвованиями.

Рост платных подписок отмечен только в странах Северной Европы (в Норвегии до 34 %, в Швеции – до 27 %). В США в 2017 году был скачок количества потребителей контента, платящих за новости, и с тех пор их доля остается стабильной (16 %). Даже в странах с высоким уровнем оплаты подавляющее большинство людей имеют одну онлайн-подписку.

Единственным «обнадеживающим показателем» агентство считает то, что это не разовые подписки, а длительные – с регулярными платежами.

Респонденты младше 45 лет рассказали, что если бы им пришлось выбирать платную онлайн-подписку, то они бы подписались:

  • на видеосервисы (например, Netflix или Amazon Prime) – 37 %
  • на музыкальные сервисы (типа Spotify) – 15 %
  • на онлайн-новости – 7 %

Вместе с тем почти половина тех людей, кто интересуется новостями (49 %), потребляют более четырех различных онлайн-источников каждую неделю. У читателей в возрасте младше 35 лет источников больше.

Модели пожертвований, например, такие как у Guardian, работают, но слабо. В 2018 году только 3 % читателей в США что-то жертвовали производителям новостей. В Испании – 2 %, в Великобритании – 1 %.

Издания вынуждены кооперироваться с коллегами и бизнесом не из сферы СМИ, изобретая пакетные предложения. Например, The Times of London предлагает бесплатный доступ к Wall Street Journal, Washington Post предлагает более дешевый доступ к Amazon Prime. Издание Dagens Nyheter из Швеции сотрудничает с Bookbeat, предлагающим аудио- и электронные книги.

Читатели «убивают» новости тем, что читают их в агрегаторах

Только 29 % людей сообщают, что предпочитают прямой доступ к веб-сайту или приложению издателя новостей – это на 3 % меньше, чем год назад. Более половины опрошенных из объединенной выборки (55 %) предпочитают получать доступ к новостям через поисковые системы, социальные сети или агрегаторы новостей (в которых крупные IT-компании обычно используют алгоритмы, а не живых редакторов для выбора и ранжирования историй).

Молодые группы потребителей более склонны использовать социальные сети и агрегаторы, а возрастная публика стремится получить прямой доступ к изданиям. Доли тех и других сильно разнятся в разных странах и культурах.

Большая роль в получении трафика новостных сайтов у email-рассылок и мобильных уведомлений

СМИ усиленно используют для получения прямого трафика email-рассылки. Они являются наиболее предпочтительной тактикой как для удержания подписчиков, так и для привлечения новых пользователей (хотя с привлечением все не так гладко).

Например, газета Washington Post, которая рассылает около 70 тематических информационных бюллетеней, обнаружила, что получатели рассылок потребляют примерно в три раза больше контента, чем те, кто не подписан на новости по электронной почте.

Собственные данные Reuters показывают, что в 2019 году в последнюю неделю перед опросом 42 % американских подписчиков читали одну или несколько новостных email-рассылок. В Великобритании таких оказалось 35 %, в Норвегии – 17 %, в Швеции – 19 %.

По мнению агентства, электронная почта остается чрезвычайно эффективным каналом для старых подписчиков сайтов, очень заинтересованных в новостях. Однако число email-подписчиков в последние 5 лет не росло.

Чего нельзя сказать о количестве подписчиков мобильных уведомлений. Они используются более молодыми потребителями новостного контента. Рост числа таких пользователей начиная с 2014 года составил: в Великобритании – с 3 % до 20 %, в США – с 6 % до 19 %.

Вероятность того, что активные читатели новостей будут использовать мобильные оповещения, в 2,5 раза выше, чем у случайных читателей.

Пока что издатели учатся, как это использовать: в частности, выбирают доставку разного контента для разного времени суток / рабочих и выходных дней. Также есть попытки персонализировать подборки новостей при помощи ИИ-алгоритмов.

Первый контакт с новостями по утрам: смартфоны завоевывают новые позиции

В 2019 году стало больше людей, которые читают онлайн-новости на смартфоне с самого утра. В Великобритании таких оказалось 28 % (для сравнения – с ТВ-новостей начинают утро 27 % потребителей). В США онлайн пока не обогнал ТВ: новости со смартфонов по утрам читают 23 % (в 2016 году таких было 17 %), а по телевизору смотрят 33 % (в 2016 году было 36 %).

Пропорции соцсетей в потреблении контента меняются: Instagram и другие выигрывают у Facebook

Ситуация в Великобритании в этом смысле оказалась типичной для многих западных стран. В жизни людей становится все меньше Facebook и больше Instagram.

46 % людей моложе 35 лет в Великобритании сказали, что они уже год проводят больше времени в Instagram, чем в FB. 14 % сказали, что наоборот. Чистая разница составила + 32 %.

Представители поколений Y и Z в США и Великобритании проводят больше времени также на YouTube, в Snapchat и даже в Twitter.

Главный вызов времени: как отличать реальные новости от фейковых и партизанского маркетинга?

По мнению Reuters, главной проблемой 2019 года для индустрии новостей является проблема различения качественной журналистики, дезинформации и скрытой рекламы.

За качественные новости аудитория не слишком стремится платить. Молодежь хочет потреблять новости мгновенно, беспроблемно и в идеале – в свободном доступе.

Выяснилось, что доступ к новостям через настольный ПК или мобильный интернет является мимолетным и отвлекающим. Поэтому издатели и проявляют повышенный интерес к подкастам, созданию длинных видео и ведению стримов (к «живым событиям»).

Эти форматы позволяют «…более полно выражать индивидуальность бренда, сохраняя при этом возможность выбора и контроля над потреблением новостей, которых требует молодое поколение».

Подача новостей на сайтах устарела?

Такие формы потребления новостей, как поиск в Google или чтение в социальных сетях, Reuters называет «устаревшими». Хотя и заявляет, что они остаются важными.

Авторы доклада советуют издателям качественных новостей обратить внимание на мессенджеры, мобильные агрегаторы и «голосовые» системы (в том числе «умные колонки»). Для выживания поставщиков новостей изменение форматов подачи и каналов распространения является сегодня важнейшим фактором.

Reuters резюмирует:

«Пользователи СМИ по всему миру продолжают переходить на веб-сайты и посещать их страницы в социальных сетях. Но мы все еще далеки от нахождения устойчивых цифровых бизнес-моделей для большинства издателей».

Что насчет России?

В докладе Reuters Россия не упомянута ни в секции «Европа», ни в секции «Азия». В последней, кстати, нет и Китая. Редакция «Текстерры» воздержится от комментирования этого факта – мы просто укажем на него. Исследования агентства охватили более 40 стран, но все они относятся к условному «коллективному Западу» (те же Япония и Южная Корея, например).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии постановок на немецком языке
  • Сценарии развития стратегия 2030
  • Сценарии последний звонок журнал последний звонок
  • Сценарии посвященные марине цветаевой
  • Сценарии посвященные комсомолу