Сценарии праздников традиции русского народа

Цель мероприятия: познакомить учащихся с народными традициями России, праздниками, играми; воспитывать любовь и уважение к России, к своему народу; интерес к народному слову и народным обычаям, народным промыслам; воспитывать у детей художественный вкус; привлечь родителей к совместному воспитательному процессу через проведение совместного мероприятия и праздника.

Цель:

  • Познакомить учащихся с народными традициями России, праздниками, играми.
  • Воспитывать любовь и уважение к России, к своему народу; интерес народному слову и народным обычаям, народным промыслам; воспитывать у детей художественный вкус.
  • Привлечь родителей к совместному воспитательному процессу через проведение совместного мероприятия и праздника.

Оборудование: декорации, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к празднику.

Ход праздника

I. Культура — это образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира

Презентация. Слайд 1.

Ведущий: Культура — это все то, что создано людьми в результате творчества и созидания, полета человеческой мысли и воображения за всю многовековую историю: письменность, научные знания, искусство, орудия труда, дома, средства транспорта, одежда — все это и есть культура.

Слайд 2.

В.В. Путин о возрождении русской культуры: «…Культура, наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера. И потому государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких духовных связей с родной страной…»

Слайд 3.

Российский академик, филолог, искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно её».

Слайд 4.

Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире.

Дети читают стихотворение

(М.Матусовский «С чего начинается Родина?»)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

Слайд 5.

Ведущий: Любовь и уважение, прежде всего, являются основой культуры. Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.

II. Дети читают стихотворение. Е.Вадимов «Русская Культура»

Слайд 6.

Русская культура — это наша детская

С трепетной лампадой, с мамой дорогой —

Русская культура — это молодецкая

Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..

Слайд 7.

Русская культура — это сказки нянины —

Песни колыбельные, грустные до слез —

Русская культура — это разрумяненный

В рукавицах-варежках Дедушка Мороз…

Слайд 8.

Русская культура — это дали Невского

В серо-белом сумраке северных ночей —

Это — радость Пушкина, горечь Достоевского

И стихов Жуковского радостный ручей.

Слайд 9.

Русская культура — это вязь кириллицы

На святых писаниях, азбуке славян.

Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,

При чеканном поясе — кучерский кафтан.

Слайды 10-12.

Русская культура — это кисть Маковского,

Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —

Терема и церковки, звон Кремля Московского,

Музыки Чайковского сладкая печаль.

Слайд 13.

Русская культура — это то, чем славится

Со времен Владимира наш народ большой:

Это наша женщина, русская красавица —

Это наша девушка с чистою душой!..

III. «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры»

Слайд 14.

Ведущий: Богата наша Россия на праздники, обряды, традиции, которые передаются нам от поколения к поколению. И мы не забываем это наследие, это богатство, стараемся беречь и хранить, потому что это всё наша Родина, наша Россия.

Более тысячи лет назад, просветители и проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. В память Кирилла и Мефодия во всех городах нашей страны 24 мая проходит «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры».

Слайд 15.

В 9 веке в Византии, в городе Солуни (теперь это город Салоники в Греции) жили два брата Кирилл и Мефодий. Были они люди мудрые, очень образованные, и хорошо знали славянский язык.

Слайд 16.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. И вот братья Кирилл и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.

Слайд 17.

Стихотворение о Кирилле и Мефодии (стихи разных авторов).

По широкой Руси — нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Монах Кирилл и праведник Мефодий,

Два брата, что в Салониках родились,

Задумали букварь создать славянский,

Чтоб знал Писанье каждый славянин…

Выходцами из Солуни Русь была восхвалена

Почитали, как родную, излагая письмена,

Прародители Софии воцарились на Земле

И от мая к маю славим ваши имена везде.

Простые их буквы — не искры ли это?

Не брызги ли это небесных лучей?

Снопами великого вечного света

Они воссияли над жизнью людей.

В любой старинной книжице ты можешь прочитать

Жила на свете ИЖИЦА а с нею буква ЯТЬ.

Но время быстро движется, и жизнь уже не та,

Где нынче буква ИЖИЦА? Где ЯТЬ? А где ФИТА?

Родная речь — Отечеству основа,

Не замути Божественный родник —

Храни себя — душа рождает слово —

Великий святорусский наш язык.

Кирилл и Мефодий — два брата единых,

Прошедших свой доблестный путь,

Нашедших, в славянах, духовную силу

и православья приют!

IV. Народные художественные промыслы России

Слайд 18-19.

Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура.

Ещё чем славится Россия? Народные художественные промыслы России — огромное и духовное богатство. Это гончарные изделия, игрушки, резьба по дереву, художественная обработка металла и роспись по дереву, русское кружево.

Дети читают стихи о народных промыслах.

Ещё чем славится Россия?

Людьми Россия хороша.

У них и руки золотые

И необьятная душа.

И замирает восхищённо

Надменный иноземный взор,

Увидев русскую матрёшку

И Гжели кружевной узор.

Слайд 20.

Матрёшка.

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка… иль…Гармошка?

Это — русская матрёшка!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже полсвета!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Слайд 21.

Золотая хохлома.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка — мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Слайд 22.

Гжель.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь.

Известно всем в народе ее названье — Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой.

Слайд 23.

Дымково.

Вьется голубой дымок.

Мягко падает снежок,

Голубые дали,

И село большое

Дымково назвали.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Слайд 24.

Богородская игрушка.

В Богородске-городке

Все гуляют налегке

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Слайд 25.

Вологодские кружева.

Вологодская избушка,

В небе ясная луна,

Одинокая старушка

Засиделась у окна.

Труд у бабки Пелагеи

С молодых годов в чести.

Принялась за рукоделье —

Стала кружево плести.

Вологодское кружево

Время за полночь, не спится

Беспокойной мастерице.

Застучали друг о дружку

Деревянные коклюшки.

Чтоб узор был ровный, гладкий,

У старушки есть булавки:

Их в подушечку воткнёт,

Белой нитью оплетет,

И узорная снежинка,

Как нетающая льдинка,

Все растет, растет, растет.

Слайд 26.

Песня «У моей России длинные косички…»

Авторы: Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)

V. Потешки и небылицы

Слайд 27.

Потешки — это русские народные веселые стихи обо всем, что нас окружает. Потешки и небылицы всегда веселые, радостные, мажорные, яркие.

Гром по горам прокатился —

С дуба комар повалился,

Грохнулся о корневище

Старый комар-комарище.

Мигом слетелися мухи —

Две крохотухи-горюхи,

Подняли бедного братца,

Стали жужжать, убиваться:

— Старый комар-комарище,

Как тебе больно, дружище!

Бедный наш светик-сударик,

Как тебя жаль нам, комарик!

Покупал баран баранки

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил —

Про себя не позабыл!

А для женушки — подсолнушки.

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из- под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Как у вас поживают?

На босу ногу топор надевают?

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Наши сани едут сами.

А лошади наши — с усами,

Бегают в подполье за мышами?

Ведущий: Дорогие гости! Вы послушали потешки-насмешки. Заметили, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты?

Инсценировка: «Хочешь, есть калачи, на печи не лежи»

Скоморох: Ребята, у каждого народа есть свои сказки, традиции, игры, пословицы. И я вам хочу напомнить одну «Спишь, спишь, (зевает) и отдохнуть некогда» (ложится на лавочку, засыпает).

Матрёшка: Вот и утро на пороге, день начинается, надо сыночка будить Антошеньку. (подходит) Вставай, вставай, моё солнышко.

Вставай, вставай, моё тёплышко. Утро на дворе за работу пора.

Скоморох: Да ну, тебя, маманя, сон мешаешь смотреть.

(переворачивается)

Матрёшка: Вставай, вставай, сыночек, дел много.

Скоморох: Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону.

Матрёшка: Антошенька, иди молотить.

Скоморох: Не могу, живот болит.

Матрёшка: Не пень, а лежит. Антон, иди кашу есть!

Скоморох: Где моя большая ложка? (вскакивает)

Матрёшка: Хочешь, есть калачи, на печи не лежи. Не зря на Руси говорят: «Лень со злом дружит, а счастье с добром»

Скоморох:

А сейчас вы не зевайте,

Мою загадку отгадайте:

Сама не ест, а всех кормит?

Дети: Ложка!

Скоморох: Снова нас зовёт игра, поиграем детвора!

Игра «Где работа там еда» (стулья расставлены по кругу, на них лежат ложки, играющих больше, чем стульев, не успевший взять ложку, занять стул выбывает из игры).

VI. Танец-игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Слайд 28.

Ведущий: Какой же праздник проходил без танцев?

Выходите наши девочки — плясуньи и мальчишки плясуны!

Дети исполняют народный танец-игру «Бояре, а мы к вам пришли».

— Бояре, а мы к вам пришли?

Молодые, а мы к вам пришли.

— Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

— Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

— Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

— Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила.

— Бояре, она дурочка у нас.

Молодые, она дурочка у нас.

— бояре, а мы плёточкой её.

Молодые, а мы плеточкой её.

— Бояре, она плёточки боится.

Молодые она плёточки боится.

— Бояре, а мы пряничка дадим.

Молодые, а мы пряничка дадим.

— Бояре, у ней зубки болят.

Молодые, у ней зубки болят.

— Бояре, а мы к доктору сведём.

Молодые, а мы к доктору сведём.

— Бояре, она доктора боится.

Молодые, она доктора боится.

— Бояре не валяйте дурака.

Отдавайте нам невесту навсегда.

VII. Заключительная часть праздника

Ведущий:

Берегите Россию, без неё нам не жить,

Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию — нет России другой!

Слайд 29.

В заключение праздника дети исполняют песню «Моя Россия» (стихи — Марат Ахмадиев, музыка — Вадим Челноков, исполнитель — Ирина Савицкая).

Я за Родину-мать, за Россию молюсь.

Я своею великой страною горжусь.

Потому, что мы здесь рождены и живём.

Это — наша земля, это — наш отчий дом.

Не сгибалась ты Русь, поднималась опять.

Несмотря ни на что, продолжаешь стоять.

Те, кто злобой кипит, никогда не поймут,

Что за люди у нас, тут, в России живут.

Припев:

Ты живи, моя Россия!

Славься русская земля!

Краше нет, под небом синим!

Это — Родина моя!

Мы добьёмся всего, если вместе пойдём.

Мы, уж, песню свою, видит бог, допоём.

Наш высокий порыв никому не сломить.

А иначе, зачем на земле этой жить.

Ты вокруг оглянись, на леса, на поля.

Нам с тобою хранить надо эти края.

Пусть берёзы шумят и ромашки цветут,

Пусть на нашей земле наши дети растут.

Список использованной литературы

  1. Афанасьев С. Праздники в школе. — М.: АСТ, 2003.
  2. Давыдова М.А., Агапова И.А.Праздник в семье. — М.: Ролы, 2000.
  3. Зайцева О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. — Ярославль: «Академия развития», 1999.
  4. Почемучка: Детская энциклопедия. — М.: АСТ, 2005.
  5. Розанова Е. Праздники в школе и дома. — М.: «Росмэн», 2000.
  6. http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html
  7. http://pandia.ru/text/78/355/1194.php

Сценарий развлечения в старшей группе

«Обычаи и традиции русского народа»

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.

Задачи:

-Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

-Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.

-Создать у детей радостное настроение.

Оборудование: Предметы русского быта, платок, мяч, канат, конструкция «костёр».

Предварительная работа: Чтение пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских

народных игр, хороводов.

Ход:

Ведущие- воспитатели  в русских народных костюмах.

Ведущий 1:

Ой, как много здесь гостей

Ждёт вас множество затей,

Будем петь, да играть

Старину вспоминать.

К путешествию в старину приглашаем —

О русских обычаях и традициях много узнаем.

Слушайте, пойте, рассказывайте, запоминайте,

Игры веселые затевайте.

Так жили на Руси наши предки и нам завещали –

Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.

Ведущий 2: В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали осенью сбор урожая, осенние и зимние вечера коротали вместе, устраивали посиделки. Весело было. То песню запоют, то шуткой перебросятся, а как какую игру затеют, пляску или хоровод — совсем весело станет. Много интересного и на наших посиделках будет.

Ведущий1: Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте:

Огонь в печи горит,

А что в печи стоит?

(Чугунок)

Шипит, кипит, всем чай пить велит.

(Самовар)

Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка.

Кто это?

(Матрешка)

В лесу кланяется, кланяется,

Придет домой — растянется.

(Топор)

Утка в море, а хвост на заборе.

(Ковш)

Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо.

(Самовар)

Бел как снег

В чести у всех

В рот попал-

Там и пропал.

(Сахар)

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки-

К уголочку уголок

Сложен красочный..(платок)

Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким.

Что нам зимушки угрозы-

Мы обуем (валенки).

Если маленький мороз-

Не хватает он за нос.

Как начнет мороз сердиться,

Мы наденем (рукавицы).

Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет

Расписная (ложка)

Три струны, ее узнай-ка»

Ну конечно …(балалайка)

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят (лапти)

Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую (гармошку).

Как нужна она в лесу!

В ней грибы домой несу,

Полюбуйся на картину-

Белых целая….(корзина).

Любят девочки-подружки

С маком бублики и (сушки).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник — (самовар)

Сверху дыра, снизу дыра.

А посередине-огонь да вода.

(Самовар)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное

Я одна тебя не съем-

Разделю ребятам всем.

(Бублик)

Цветом желт и ароматен

В чай кладут и чай приятен

Только очень кислый он

А зовут его.

(Лимон)

Ведущий 2: -В старину очень любили чаёвничать. Выпивали по десять стаканов чая и говорили: «Чай пить-не дрова рубить»

-Вот и время для игры настало. Приглашаю всех поиграть в игру «С чем можно пить чай»

Игра » C чем можно пить чай» (дети, передавая друг другу мяч называют продукты с которыми можно пить чай).

Ведущий 1: У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит. Собирайся детвора, ждет вас русская игра.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Ручеек».

Bедущий 2: Хотите ещё поиграть? Платок поможет нам провести игру.

Игра «Платочек»

Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой.

Буду с вами я играть

Всех платочком накрывать.

Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит

— «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»

Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.

Ведущий 1: Я знаю еще одну русскую забаву «Путаница». Рассказать, как в нее играют? Надо ленты сначала перепутать, потом распутать, да ничего не порвать — не помять. А ну вставай, детвора – играть пора!

Игра «Путаница»

Дети бегают, путают ленты, потом другие дети распутывают. Игра проводится несколько раз.

Ведущий 2: Вот молодцы! Ленты-то целые, какие вы умелые!

Прыжки через костер.

А теперь игра на внимание

Покажите ваши старания!

Игра «Пол, нос, потолок»

Всех ребят, парней, девчат

Вызываю на канат

Десять слева, десять справа

Только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната»

Ведущий 1: Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

Порезвились, наигрались!

Много новых сил набрались.

2

Пояснительная записка

«Обычаи и традиции русского народа.

(посиделки)

Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в очень сложное

время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой

ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую

пивную банку, не иметь детей ради сохранения материальных благ или

ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к

повседневному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако

трудности переходного периода не являются причиной приостановки

патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, а воспитывать у

подрастающего поколения любви к своей родине, гордости за нее –

необходимо всегда.

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.

Задачи:

Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному

фольклору.

Возраст: учащиеся начальной школы 1-4 класс

Продолжительность 40 45 минут

Оборудование: платки, фартуки, сарафаны, стол накрытый скатерть,

пироги ,самовар, чашки, блюдца, сахар. Деревянные ложки, палочки, ведёрки

или железные баночки с горохом, бубны для шумового оркестра.

Заранее раздаются некоторым учащимся слова. Музыка для конкурса.

Проектор для просмотра видеоролика, компьютер, экран

Действующие лица: ведущая ( в наряде бабушки), домовёнок, учащиеся

класса

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии развития энергетики будущего
  • Сценарии тренинга развития эффективности самоуправляемых команд
  • Сценарии праздников названия
  • Сценарии синхронизации данных 1с розница
  • Сценарии праздников на татарском языке