Сценарии про блокадный ленинград

Мероприятие  проведено 27 января 2019 года в день 75-годовщины снятия блокады. Мы все чтим память о погибших жителях и защитниках блокадного Ленинграда. В наши дни нельзя оставаться равнодушными,

АНО СОШ «Академическая гимназия»

ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Летопись блокадного Ленинграда»

к 75-летию Победы

                                                                      Разработала учитель литературы

                                                      Финаева Людмила Васильевна                                                      

                                          Проведено 27.01.2019г.

Москва

2019г

Сценарий

«Летопись блокадного Ленинграда»

Цель: 

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Задачи: 

1. Привлечь внимание подрастающего поколения к истории нашей Родины.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через материал, который они изучили в рамках сценария.

4. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.

Методы:

метод накопления материала: подборка стихотворений, песен авторов по теме общешкольного мероприятия,

нахождение и изучение разных источников по истории Великой Отечественной войны (конкретно о Блокаде Ленинграда),

анализ собранного материала,

подготовка наглядного материала и оформление выставки рисунков.

Метапредметные связи:

«История»

«Литература»

Оборудование: компьютер, презентация, видеофильм о Блокадном Ленинграде, выставка с работами учащихся среднего звена,  свечи во время мероприятия учащиеся держат в руках, метроном.

Во время мероприятия учащиеся выстроились на сцене «углом», держат в руках свечи, по ходу мероприятия на интерактивной доске  показывается презентация с фотографиями из Блокадного Ленинграда. По центру стоит стол, на котором кусочки «блокадного хлеба», алюминиевая кружка, свеча. За стол выходят и садятся исполнители песен: учащиеся 11 класса исполняют песню «В землянке»; учителя исполняют песню «Ленинградки».

Ход мероприятия:

Музыка (учащиеся выходят на сцену, выстраиваются)

Ведущий 1:

Это имя — как гром и как град:

Петербург, 
Петроград,
Ленинград.
 

Ведущий 2:

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Ученица читает стихотворение:

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали,
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой,
Что с детством мы и с юностью прощались.

Ведущий 1:

        Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли.

Ведущий 2:

        Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командования бросило к городу огромные силы — более 40 отборных дивизий, 1000 танков, полторы тысячи  самолетов.

Ведущий 1:

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Ведущий 2:

Ленинград! Для всех людей на планете  стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Ведущий 1:

         Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его.

        Началась БЛОКАДА.

Ведущий 2:  Блокада — самая трагическая страница в истории Ленинграда. В  ней оказалось около 3-х миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания. По плану Гитлера, гОрода не должно было быть на карте мира.  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях всЁ человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Читает стихотворение ученик 6 класса:

8 сентября, обычный день недели

(8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда)

8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,

И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.

Ведущий 2:

 Из воспоминаний  Людмилы Ивановны Седачевой:

Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дОма — окопы, в них находились солдаты. Как только раздавался рев авиационных моторов,  мы мчались к солдатам в окопы. Они, конечно, ругали нас, но чаще жалели. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».

Читает стихотворение ученик 6 класса:

Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдалИсь,
Не сдался город, взрослые и дети!

Ведущий 1: В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было  около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Стихотворение читает ученица 5 класса

«По воду»

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.

                                                                Варвара  Вольтман-Спасская

Ведущий 1:

Из воспоминаний Владимира Сорокина:

Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.

Стихотворение читает ученик 5 класса

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти. 
В глазах расширенных истома, 
И щеки белые, как мел. 
Где твоя мама, мальчик?
— Дома.
— А где твой дом, сынок?
— Сгорел. 
Он сел. Его снежком заносит. 
В его глазах мутится свет. 
Он даже хлеба не попросит. 
Он тоже знает: хлеба нет. (
С. Алексиевич)

Ведущий 1: Солдаты обороняли город, не могли позволить фашистам его захватить, помнили о семьях, в минуты затишья писали письма.

Мальчики 11 класса  исполняют песню «Тёмная ночь»

Ведущий 2:

Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Стихотворение читает ученица 8 класса

Юрий Воронов « Сотый день или о героическом труде»  

Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.

Ведущий 1:

Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работало 30 школ. Местом учебы стали бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Читает стихотворение ученица 5 класса

Утро

В комнате – двенадцать человек,

Спим, к печурке сдвинулись поближе.

Если рядом – стужа, холод, снег,

Поселившись вместе – легче выжить.

И с утра, когда метель опять

Штору через щель в окне колышет,

Я, проснувшись перед тем, как встать,

Вслушиваюсь – все ли дышат.

Ю. Воронов

Ведущий 2:

 В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке,  Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.

Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской»)

Ведущий 1:

Зимой единственной транспортной магистралью, связывающей город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.

 Читает 10-тиклассник

 «Лениградская поэма»

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, 
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле 
Страшней и радостней дороги.
                Казалось, что конец земле…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то
               На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
                 И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну, так и есть, мотор заело.
           Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза, 
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
И вот в бензине руки он 
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.                 (
О. Берггольц)

Ведущий 2:

Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Она сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей и когда читаешь это, цепенеешь…

Стихотворение читает ученица 7 класса

Девять страничек. Страшные строчки

Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
«Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной… » Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!

 (Автор: Илья Малышев)

Ведущий 1:

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти.  На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

Слайд с памятником

Читает ученица 9 класса

«Вы памятник «детям блокады» видали?»

— Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло семь десятилетий, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.

(Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).

Песня «Ленинградки» (исполняют учителя)

Читает ученик 8 класса  (в пилотке, форме)

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

(Свечи, метроном включить)

Ведущий 2:

14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Читает ученик 5 класса

Ленинградский салют

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –+

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Ведущий 1:

За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание  Город-Герой,  награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

Читает ученик 11 класса

 «Залпы Победы»

Улицы, ограды, парапеты,

Толпы… Толпы… Шпиль над головой,

Северным сиянием победы

Озарилось небо над Невой.

Гром орудий, но не грохот боя.

Лица… Лица… Выраженье глаз.

Счастье… Радость… Пережить такое

Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы.

Ленинград, не знавший пораженья,

Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который+

Выстоял. Сражался. Победил.

(Вера Инбер, 1944 г.)

По центру сцены 11-классник с девочкой из 9 класса  танцуют вальс Победы

Литература:

1. «Сохрани мою печальную историю…». Блокадный дневник Лены Мухиной

2. «Блокадная книга»  Адамович Алесь, Гранин Даниил Александрович

3. «Вот как это было» Юрий Герман.

Ссылки:

https://urok.1sept.ru/статьи/603178/ 

https://infourok.ru/scenariy-vneurochnogo-meropriyatiya-letopis-blokadnogo-leningrada-3808202.html 

http://vokrugknig.blogspot.com/2020/03/100.html 

Песня «Крейсер «Аврора» муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского

Это имя — как гром и как град: Петербург,
Петроград,
Ленинград.

Ленинград, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный  и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского. Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это  блокада города фашистскими захватчиками. В  блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю.  По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира.  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Ю. Воронов

Пытал нас враг железом и огнем…
«Ты сдашься, струсишь, — бомбы нам кричали, —
Забьешься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена, как пощады,
Не только люди — камни Ленинграда!»

Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки  с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Анна Ахматова «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Аудиозапись. Звук метронома.

Сейчас вы слышите стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал  биение сердца великого города, успокаивал  и внушал уверенность — если звучит радио, значит, город живет и борется.

В. Азаров

Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров — ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,
Но наше твердое — «живем!»,
Не дремлет город осажденный.

Фашистские бомбардировщики днем и ночью бомбили город. До сегодняшнего дня в Ленинграде на зданиях сохранились щиты с текстом: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле». 

Из воспоминаний жителей  блокадного Ленинграда:


Людмила Ивановна Седачева

Немцы бомбили и обстреливали город ежедневно, до бомбоубежища идти далеко, а впереди и позади дома — окопы, в них находились солдаты. Как только раздавался рев авиационных моторов,  мы мчались к солдатам в окопы. Они, конечно, ругали нас, но чаще жалели. Помню, молодой боец, белобрысый такой, укрывая меня и сестренку плащ-палаткой, улыбался и приговаривал: «Ну что, курносые, страшно? Быстрей! Быстрей в домик! А то Змей Горыныч слопает».

В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Варвара  Вольтман-Спасская «По воду»

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.

Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ю. Воронов  «Сотый день или о героическом труде»

Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке,  Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.

Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской»)

рис.1

С каждым днем таяли запасы продовольствия. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Рабочий получал 250  граммов, а служащие и дети – по 125. Начались цинга, дистрофия и голод.

Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда:


Юлия Владиславовна Полховская

Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень…

Зоя Смирнова-Торопова

…Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью. Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели. Я держалась какой-то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были опухшие. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики,  подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакалась в ужасе, что я никогда не смогу прыгать.

Владимир Сорокин

Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.

Ю. Воронов

Дома – без света м тепала,
И без конца пожары рядом.
Враг зажигалками дотла
Спалил Бадаевские склады.
И мы Бадаевской землёй
Теперь сластим пустую воду.
Земля с золой, земля с золой —
Наследье прожитого года.
Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались лишь глаза и скулы.

Не только взрослые, но и дети мужественно переносили все лишения.

С. Алексиевич

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
Где твоя мама, мальчик?
— Дома.
— А где твой дом, сынок?
— Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.

рис.2

Зимой единственной транспортной магистралью, связывающий город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.

О. Берггольц «Лениградская поэма»

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
                Казалось, что конец земле…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то
               На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
                 И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну, так и есть, мотор заело.
           Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно  вывозили  раненых, больных,  детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами.     

рис.3

Вадим Егоров. Песня «Детский сад»

Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. 

рис.4

Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти.  На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.

И. Малышев

Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»


Ученик 3 класса Павел Филиппов

Сегодня к нам на мероприятие пришла моя бабушка Филиппова Людмила Алексеевна. Уже прошло много лет после блокады, но она до сих пор не может без слез вспоминать это время и об этом говорить. Поэтому я прочитаю ее воспоминания.

рис.5

«Когда началась война, мне было 5 лет. Мы жили в Ленинграде. Получилось так, что мы не смогли выехать из города. С каждым днем становилось все голодней. Но вначале мама доставала какую-то пищу, в основном, картофельные очистки. То, что котлеты из них были очень вкусные, это я хорошо помню. Но, к несчастью, мама простудилась и слегла.  В квартире было холодно, и мы жили у нашей соседки тети Лели в самой маленькой комнате, жгли мебель и все, что могли. Мама лежала, сын тети Лели тоже, а вскоре и сама соседка  не смогла ходить — ноги опухли. Известно, чем бы все окончилось, но в это время отцу удалось вырваться с фронта, и он смог  вывезти  нас из Ленинграда. Но по дороге  мама потеряла сознание,  и  ее  отправили в больницу. Маму уже не смогли спасти. Так я в шестилетнем возрасте осиротела.

Прошла уже целая жизнь с того времени, но о блокаде  я без слез никогда не вспоминаю. Упаси господь все население нашей планеты от такой беды. Пусть наши дети никогда не услышат звук канонады».

Посмотри на фотографию. Это он — живой хлеб на живой руке жителя блокадного Ленинграда.  Это паек блокадника на целый день. И больше ничего у него не было.

рис.6

Ольга Берггольц

О, ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба —
Он почти не весит на руке…
      Таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.

14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января в результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.

рис.7

Песня «Наш город» муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова

                                                                                     КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА»

Звучит музыка «Рио-рита»

Рио-Рита

Парк отдыха. Танцует юноша и девушка.

Дети играют:  девочка с мячом, другая — прыгает на скакалке, мальчик с самолётом. Мальчик отбирает у девочки мяч, убегает с ним, оглядываясь, смеясь и крича: «Наша Таня громко плачет…». Все убегают. Выходят чтецы

Ст. Д. Попова «22 июня»: https://www.stihi.ru/2015/05/17/730

Чтец: Карина А.

Июнь. Россия. Воскресенье.

 Рассвет в объятьях тишины.

 Осталось хрупкое мгновенье

 До первых выстрелов войны.

Чтец: Настя Н.

 Июнь. Россия. Воскресенье.

 Страна на грани: быть — не быть…

 И это жуткое мгновенье

 Нам никогда не позабыть.

Сообщение Левитана о начале войны. Сменяется 7 симфонией Шостаковича «Нашествие»

 Чтец  (на фоне «Нашествия»): Эдик Л.  Слайды 1, 2, 3 презентации

       Великая Отечественная война началась 22 июня, а 8 сентября немцы уже были у стен Ленинграда. Взять и уничтожить город мгновенно у фашистов  не получилось, и тогда Гитлер пообещал «задушить голодом и сравнять с лицом земли» город на Неве. Постоянные обстрелы велись фактически всю войну. Все военнообязанные ушли на фронт, в городе создавалось ополчение. Началась блокада, которая продлится около 900 дней и ночей.

Громкость Симфонии «Нашествие» увеличивается, затем убавляется.

Чтец: Аня Ч. Ссылка (Приложение №1, текст 3):

https://infourok.ru/est-velikaya-sila-chelovecheskaya-imya-ey-pamyat-3463577.html

   Опухшая, укутанная с головы до ног женщина сидела на скомканном ворохе тряпья, прикрыв глаза и покачиваясь. Огромная пустая комната напоминала склеп. Отовсюду тянуло холодом, сыростью и мраком.

   Так жили тогда ленинградцы.

  Женщина давно послала за хлебным пайком семилетнего сынишку, и минуты теперь казались вечностью.

— Боже мой, — застонала женщина, — как долго его нет!

   Она поднялась и пошатнулась.

— Не дойду.

   Но выпрямилась и поплелась к двери.

  На улице сразу увидела, что у сына отнимают хлеб. Отнимал тоже мальчик, чуть постарше.

— Сынок, — закричала мать, — не отдавай!

     А мальчишки повалились  в грязный, заляпанный снег и продолжали драться из-за хлеба. Она собрала все остатки сил и поспешила на помощь, взмахивая руками и спотыкаясь. Через несколько шагов она упала.

— Не отдавай! – снова закричала мать, — Ты ешь! Ешь!

  Мимо тащились безмолвные, обессиленные люди. Кто-то подошёл и разнял ребятишек.

   А мать всё кричала и кричала. Но кричала всё тише и тише, пока не замолкла совсем… (Автор текста — Игорь Тобольский)

Ст. Ю. Воронова «Сотый день»:   https://rustih.ru/yurij-voronov-sotyj-den/

Чтец: Диана М.

Вместо супа —
Бурда из столярного клея,
Вместо чая —
Заварка сосновой хвои,
Это б всё ничего,
Только руки немеют,
Только ноги
Становятся вдруг не свои.

Чтец: Павел К.

Только сердце
Внезапно сожмётся как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь,
Ведь на наших сердцах —

ВСЕ: Ленинград!

Чтец1: Дима З.

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Чтец2: Лиза Ж.

Бомбили нас – хотелось жить.

Чтец3: Эдик Л.

Был дом – ни света, ни воды.

Чтец4: Карина А.

Был хлеб – довесочек беды.

Чтец5: Дима З.

Была одна судьба на всех.

Чтец6: Лиза Ж.

Мы растеряли светлый смех.

Чтец7: Карина А.

Мы усмиряли темный страх.

Чтец8: Эдик Л.

Мы умирали на постах.

Все:

Мы умирали…

Город жил –

Исполнен малых наших сил.

Чтец: Павел К.                                   Слайд 4 презентации

      Подростки вставали к станкам вместо погибших или ушедших на фронт взрослых и изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Для детей делали специальные подставки, чтобы они могли работать за станками. Никто не считал, сколько длится рабочий день ребёнка.

Слайд 5 презентации

Чтец: Дима З.  

Ноябрь и декабрь 1941 года стали самыми страшными: рабочие получали по 250 граммов суррогатного хлеба, служащие, иждивенцы и дети – по 125 граммов в день!

Чтец: Лиза Ж.

 Посмотрите вот на этот кусочек хлеба. Вот из чего он состоял:

Мука ржаная – 50 %,

Соевая мука – 5 %,

Отруби – 5 %,

Жмых – 10 %

Солод – 10 %

Обойная пыль – 5%,

Целлюлоза – 15 %.

Чтец: Павел К.  Слайд 6 презентации

    В окружённом немцами городе осталось более 400 тыс. детей. Практически сразу начался голод. Больше всего страдали дети. Смотреть на голодающих детей было невыносимо. Матери отдавали все, что имели, чтобы обменять вещи на хлебные карточки. Часто родители лишали себя куска хлеба, чтобы хоть как-то поддерживать слабые детские силенки. Чтобы не заморозить детей, женщины топили печки мебелью. Не было воды, её возили в бидонах на саночках из Невы.

Чтец: Эдик Л.

   С Большой землей Ленинград связывала дорога по Ладожскому озеру. Её назвали Дорогой жизни. Лишь по ней можно было доставить в город хлеб и снаряды, вывезти людей. Летом это был водный путь по акватории озера, а зимой по его льду. Каждый такой рейс был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали наблюдение ни на минуту и вели постоянный прицельный огонь.

Отрывок из песни А. Розенбаума «Дорога жизни» (2 куплет)

Слайды 7, 8, 9,10 презентации

Чтец: Женя Ж. (по книге Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»):

Текст книги: http://kaverin.ru/spetsialistam/knizhnoe-more/2883-chitaem-detyam-o-vojne

    Я — ленинградская школьница Таня Савичева. Я очень люблю петь. Всегда пела. Мне хотелось декламировать стихи, но я спотыкалась на словах: споткнешься, а все думают, что ты забыла нужное слово. Я  пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Мне нельзя заикаться, я собираюсь стать учительницей

Чтец: Диана М. Слайд 11  Страницы дневника: https://military.wikireading.ru/44671

     Имя Тани Савичевой известно всем.  В блокадном городе девочка вела дневник, ставший свидетельством страшных преступлений фашизма. Вот эти записи: «Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год.  Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год. Дядя Леша — 10 мая в 4 дня 1942 год. Мама — 13 мая в 7.30 утра 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Демонстрируются страницы дневника Тани Савичевой

Чтец: Дима З.

 В 1944 г. Таню эвакуировали из Ленинграда в Горьковскую область, но спасти девочку не удалось. Ей было всего 14 лет.

Чтец: Павел К (отрывок из книги Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»):

Текст книги: http://kaverin.ru/spetsialistam/knizhnoe-more/2883-chitaem-detyam-o-vojne

Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени.

Звучат звуки метронома, демонстрируется слайд 12 «Только факты»

Источник: Блокада Ленинграда в цифрах, https://mywebs.su/blog/history/5094/

Чтецы (на фоне метронома):

  • За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллеристских снарядов  Эдик Л.
  • от голода умерло по официальным данным – 641 тысяча горожан, по подсчётам историков – не менее 800 тысяч Настя Н.
  • погибло от бомбёжек и обстрелов – около 17 тысяч жителей; ранено около 34 тысяч жителей Лиза Ж.
  • ленинградские доноры сдали 144 тысячи литров крови для спасения раненых Дима 
  • На Пискаревском кладбище — месте массовых захоронений в блокаду —  похоронено более 500 тысяч человек Диана М.

Чтец: Женя Ж.

   В 1968 г. на Дороге Жизни будет установлен памятник детям блокадного Ленинграда, который назовут «Цветок жизни».  В центре цветка — улыбающееся лицо мальчугана, а рядом слова: “Пусть всегда будет солнце!”

Демонстрируется памятник «Цветок Жизни»- слайд 13

Чтец: Диана М. «Дети» Е. Вечтомова: https://rustih.ru/elena-vechtomova-deti/

Все это называется – блокада

И детский плач в разломанном гнезде.

Детей не надо в городе, не надо

Ведь Родина согреет их везде.

Чтец: Аня Ч.

Они вернутся в дом.

Им страх не нужен.

Мы защитим,

мы сбережем их дом.

Мать будет матерью

И муж вернется мужем

И дети будут здесь.

Но не сейчас. Потом.

Чтец: Дима З.

     За время блокады по Дороге жизни из города было эвакуировано 1 миллион 376 человек. Прежде всего старались вывести детей и распределить их в детские дома. Кировская область стала местом, где многие дети, эвакуированные из города на Неве, нашли приют и спасение. Только в нашем Уржуме в годы войны было три детских дома. Два из них были заняты детьми из блокадного Ленинграда.

Чтец: Павел К.

Об одном из таких детских домов, но уже в деревне Большой Рой Уржумского района рассказывает, вспоминая своё военное детство, Маргарита Петровна Чебышева, известная вятская поэтесса, которая работала в нашем районе учителем русского языка и литературы. В качестве эпиграфа к стихотворению автор взяла слова учёного и поэта Александра Городницкого: После слов «папа» и «мама» главное слово для меня – «Ленинград». Я не петербуржец, не питерец, я ленинградец. Это не название, это национальность!»

Ст. «Мальчик из Ленинграда», читает учитель на фоне музыки, вальса Шопена

( включается сначала громко, затем звучит фоном, в конце – опять громко)

Мальчик из Ленинграда. Читает учитель
M4A / 6.19 Мб

Ссылка: https://www.liveinternet.ru/users/3019244/post258166351/

Чтец:

    Наш земляк, писатель В. С. Бакин – автор документальной повести о детях, которые в годы войны были эвакуированы в детские дома Кировской области. Называется книга «Детдомовские сороковые». В ней собраны воспоминания очевидцев об этом страшном времени.

Запись с голосом Левитана о прорыве блокады, залпы салюта

Ст. «Мертвые», Ю. Воронов: https://rustih.ru/yurij-voronov-myortvye/

(читается на фоне звуков салюта). Слайды 14, 15

Чтец 1: Диана М.

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают

Они к Неве

По улицам идут.

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мёртвые молчат.

Чтец 2: Эдик Л.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые

Всегда среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Зажигают свечи и стоят с ними на ладони во время демонстрации фильма

по обе стороны сцены

Видеофрагмент с песней «Дети войны» (3.05)

мы помним

Чтец: Павел К.

Прошу почтить память обо всех свидетелях тех лет, живых, погибших, уже умерших, МИНУТОЙ молчания!

Минута молчания

Чтец: Павел К.

Спасибо. Прошу садиться! Слово предоставляется директору гимназии Д. Н. Феофилатову.

Слово директора, в конце: 

В нашем зале сегодня присутствуют ветераны войны, труженики тыла и люди, чьё детство пришлось на страшные военные и послевоенные годы. Уважаемые гости! Мы желаем Вам Здоровья, благополучия, больше светлых и радостных дней, мирного неба над головой! Примите от нас низкий поклон и эти гвоздики в знак нашей признательности! С праздником Великой Победы!

Вручение цветов

Автор сценария Л. Ю. Суслопарова

Примечание. Для демонтрации презентации нужно включить содержимое. Аудиофайлы запускаются щелчком по значку на слайде. Весь музыкальный ряд, кроме 1 аудио, представлен в презентации. Смотрите пояснительную записку.

Пояснительная записка+
DOC / 59 Кб

Сценарий ЛМК
DOC / 60.5 Кб

Презентация+
PPT / 7.59 Мб

1. Начало войны
MP3 / 621.67 Кб

2. Нашествие, Шостакович
MP3 / 2.68 Мб
3. Звук взрыва
MP3 / 188.57 Кб
4. Розенбаум. На дороге жизни
MP3 / 2.31 Мб
6. Шопен. Осенний вальс
MP3 / 3.47 Мб
5. Метроном
MP3 / 2.22 Мб

7. Левитан. Прорыв блокады
MP3 / 5.05 Мб
8. Салют
MP3 / 314.84 Кб
М. Чебышева.Мальчик из Ленинграда
DOC / 31.5 Кб

Розенбаум 2 куплет
MP3 / 728.14 Кб

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии славянских праздников
  • Сценарии реализации инвестиционного проекта
  • Сценарии умного дома xiaomi примеры продажа
  • Сценарии приключения днд
  • Сценарии скрипты это