Сценарии программных продуктов

Когда какая-либо IT-компания начинает разработку программного продукта, ей приходится задумываться о том, как быстрее начать реализацию проекта и создать прототип — в этом случае необходим Use Case.

Когда какая-либо IT-компания начинает разработку программного продукта, ей приходится задумываться о том, как быстрее и проще начать реализацию проекта и создать прототип, с помощью которого можно передать все функциональные возможности ПП. Что такое Use Case, для чего он нужен, чем он может помочь в разработке — расскажет наша статья.


Что такое Use Case

Use Case — это сценарный план взаимодействия пользователя с программным продуктом, в котором четко прописаны шаги для достижения того или иного результата. Последовательность действий, при этом, может быть расписана не для одного, а для нескольких юзеров.

В юзеркейсах для программных продуктов прописываются разные манипуляции. Это может быть покупка товаров через мобильное приложение, отправка данных, рассылка электронных писем и так далее.

Главной задачей юзеркейса является улучшение коммуникации среди членов команды при разработке программы или мобильного приложения. Пишутся эти кейсы на этапах проектирования и при планировании внедрения каких-либо функций.

Вообще, отвечать за составление юзеркейсов должны системные аналитики, имеющие опыт в ведении переговоров с заказчиками и проведении анализа ЦА. Но так как у многих компаний бюджет не всегда позволяет нанимать для этого сторонних специалистов, разработкой Use Case могут заниматься тестировщики, дизайнеры, разработчики ПП и даже продакт-менеджеры.


В каких ситуациях может помочь Use Case

Грамотно составленный юзеркейс может помочь в тех случаях, когда:

  • при проведении подготовительных работ разработчики не могут правильно составить ТЗ;
  • после долгих обсуждений функциональных возможностей команда отклонилась от первоначальной идеи продукта;
  • команда разработчиков неправильно поняла начальный сценарий взаимодействия юзера и ПП;
  • команда разработчика неправильно внедрила ту или иную функцию;
  • в процессе тестирования программы появляется много непредвиденных ошибок;
  • к команде подключились новые специалисты, которых нужно в кратчайшие сроки посвятить в курс дела.

Также Use Case незаменим в тех случаях, когда один и тот же кейс по-своему реализован в разных местах, тем самым затягивая процесс разработки ПП.


В чем польза юзеркейса

Качественно составленный Use Case может решать разные задачи. Например:

  • облегчение коммуникации между разнопрофильными членами команды (дизайнеры, тестировщики, разработчики, менеджеры, аналитики);
  • фиксирование принятых решений, что позволяет в дальнейшем не сбиваться с курса;
  • быстрое возвращение к заданному сценарию с целью проверки его корректности на разных этапах разработки;
  • упрощение порядка передачи информации между членами команды;
  • определение самых важных аспектов сценария взаимодействия.

Use Case играет важную роль, когда необходимо подготовить прототип ПП, который покажет особенности и преимущества проекта.


Из каких элементов состоит Use Case

В зависимости от сложности сценария, юзеркейсы могут содержать порядок действий следующих лиц:

  1. Actor — человек, который пользуется созданной системой. В качестве примера можно привести какой-нибудь интернет-магазин, где в качестве actor выступают продавцы, покупатели, поставщики и все те, кто взаимодействует с этим интернет-магазином.
  2. Primary actor — это человек, у которого получается достигнуть поставленных целей с помощью созданного программного продукта. Если вернуться к тому же интернет-магазину, то primary actor в нем может быть производитель вещей, у которого получается реализовывать эти вещи с помощью функционала онлайн-площадки.
  3. Stakeholder — человек, который заинтересован в том, чтобы созданы ПП выполнял те или иные действия. В интернет-магазине это может быть какой-нибудь партнер, получающий доход от приведенных покупателей, или подключенная к магазину платежная платформа, через которую совершаются онлайн-платежи.

Также к элементам юзеркейса относятся:

Арбитраж трафика на крипту [2022] — ОПРОС ЭКСПЕРТОВ
  • понятный заголовок, содержащий конечный результат Use Case;
  • описание последовательности действий;
  • результат, к которому должен привести юзеркейс;
  • предусловия — это то, что должно произойти до или после запуска кейса;
  • триггеры, влияющие на запуск кейса.

А еще в любом Use Case должны быть прописаны альтернативные пути — события, к которым прибегают в том случае, если кейс не сработал.


Какими должен качественный быть Use Case

Высокое качество юзеркейса определяют следующие критерии:

  1. Правильная детализация. При составлении Use Case нет смысла описывать каждый шаг пользователей и состояние элементов ПП в этот момент. Главная задача юзеркейса — всего лишь дать общую картину.
  2. Простота изложения. Чтобы содержимое юзеркейса было понятным даже новым членам команды, его необходимо писать максимально простым языком. Не стоит использовать для Use Case сложные термины и вставки кода.
  3. Единый стиль. Старайтесь использовать для всех юзеркейсов один и тот же шаблон. Это поможет сэкономить время на изучении ПП.

  1. Важен контекст. В каждом юзеркейсе должны быть уточнения по поводу тех или иных действий. Так разработчики смогут разобраться в том, какая задача перед ними стоит.
  2. Целенаправленность. Не стоит использовать юзеркейса для того, чтобы описать весь путь пользователя. Лучше представить конкретные шаги (регистрация, покупка, отправка заявки и так далее).

Когда сценарий будет обновляться, не стоит забывать о своевременном внесении изменений в юзеркейс.


Какую пользу несет Use Case для определенных специалистов в команде

Для каждого из участников команды юзеркейс несет свою ценность. Например, для заказчика Use Case полезен тем, что на простой языке отображает конечную бизнес-ценность. Как правило, сценарий взаимодействия составляется таким образом, чтобы даже далекие от программной разработки пользователи могли понять, что написано в кейсе. Чем проще для заказчика будет составлен юзеркейс, тем быстрее он с ним ознакомиться и даст добро на продолжение разработки.

Для разработчика же ценность заключается в другом. В первую очередь речь идет о структурированных блоках информации, что упрощает создание ПП. Особенно это касается сложных проектов с жесткими требованиями. Также структурированная информация привязывается к конечному результату, благодаря чему разработки гораздо проще понять, что должно получиться в итоге.

Польза в юзеркейсах есть и для разработчиков. Во-первых, благодаря Use Case они могут тестировать программные продукты по заранее заданному сценарию. Это экономит время и избавляет от необходимости искать способы проверки на ошибки. Во-вторых, грамотно составленный кейс помогает находить в программе минусы, которые вряд ли удастся найти с помощь unit-тестирования.


Как  составить Use Case

Как говорилось ранее, составлять юзеркейсы нужно на этапах проектирования ПП. Также кейс пересматривается в тот момент, когда команда начинает внедрять новые или улучшать уже имеющиеся фичи. При этом писать юзеркейсы стоит только после того, как будет составлен путь пользователя.

Чтобы составить юзерйкейс, необходимо выполнить следующие действия:

  1. В первую очередь определяем, какие пользователи будут работать с программным продуктом. Помочь в этом может обычный анализ рынка и ЦА.
  2. Выявляем определенную группу пользователей, которые будут работать с ПП.
  3. Рисуем портрет группы пользователей и приблизительно определяем, что они будут делать разрабатываемой программе. Каждое действие в рамках ПП — потенциальный Use Case.
  4. Определяем последовательность действий для каждого юзеркейса.
  5. Приблизительно описываем основной путь пользователя.
  6. Прогнозируем ответ системы на действия пользователя.
  7. Разрабатываем альтернативные пути для расширения юзеркейса.
  8. Повторяем перечисленные шаги для каждой группы пользователей.

Есть пара советов, которые помогут в составлении юзеркейсов. Во-первых, для экономии времени следует разработать шаблон. Такой подход позволит выработать единый стиль и экономить время при разработке других кейсов.

Во-вторых, если идет работа над Use Case под узкоспециализированный продукт, тогда необходимо разработать словарь с терминами. Также это может помочь в том случае, когда члены команды часто используются определенные термины, требующие расшифровки.

Чтобы читатели могли ознакомиться с приблизительным видом кейсов, мы решили разобрать несколько примеров.


Пример 1: регистрация на сайте

Результат кейса: пользователь создает аккаунт с личным кабинетом.

Номер шага Действующее лицо Действие
1 Пользователь Пользователь нажимает на кнопку регистрации
2 Система Открывает форма регистрации
3 Пользователь Пользователь заполняет форма, указывает данные, подтверждает регистрацию
4 Система Идет проверка корректности заполнения, пользователь вносится в базу данных, на почту отправляется письмо со ссылкой для активации акк
5 Пользователь Пользователь открывает письмо, переходит по ссылке
6 Система Система активирует аккаунт, высылает инструкцию по работе с сервисом

Это из самых простых кейсов. Как правило, большая часть юзеркейсов имеют более сложно схему взаимодействия.


Пример 2: регистрация в интернет-магазине по сложной схеме

  • цель: зарегистрироваться в интернет-магазине;
  • действующее лицо: незарегистрированный пользователь;
  • триггер: пользователь увидел рекламу интернет-магазина и решил зарегистрироваться;
  • результат: у пользователя появляется аккаунт с бонусной системой.

Шаги юзеркейса выглядят следующим образом:

  1. Пользователь нажимает на кнопку регистрации.
  2. Система открывает форму регистрации, запрашивает контактные данные и платежные реквизиты.
  3. Пользователь заполняет поля, отправляет на проверку.
  4. Система проверяет инфу на корректность, вносит пользователя в базу, отправляет письмо со ссылкой активации.
  5. Пользователь открывает письмо, переходит по ссылке.
  6. Система активирует аккаунт.

Также может указываться переход к юзеркейсу. Например, с главной страницы.


Пример 3: кейс по взаимодействию с сайтом вуза на примере диаграммы

Некоторым специалистам проще делать юзеркейсы в  виде диаграммы. Они удобны и практичны, однако в них нельзя отследить последовательность действий. Один из примеров – диаграмма юзеркейса, в котором прописаны шаги разных групп пользователей в рамках сайта ВУЗа.

Как видно на рисунке, студенты могут просматривать темы и записываться на курсовые проекты. Руководители могут просматривать уже имеющиеся и вносить новые темы. Система же отвечает за предоставление информации и внесения указанных сведений в базу данных.


Эксперты отвечают
 

ССергей Галоген

Что такое сценарий Use Case?

Сценарий или спецификация ВИ (use case scenario or specification) – тестовое формальное описание последовательности действий, которые происходят внутри ВИ для достижения некой цели актера.

ЮЮрий Булуй

Можно ли считать юзеркейс фукнцией?

ВИ – это не функция, это некая последовательность действий, которая приносит пользу для основного актера, инициирующего данный ВИ. ВИ – это скорее цель Пользователя, чем отдельная функция. ВИ теоретически может быть разбит на несколько функций, и как правило не является одной лишь функцией.

Вывод

Use Case — это инструмент, созданный для упрощения взаимодействия с разрабатываемым ПП. Перед созданием этого инструмента стоит тщательно изучить все материалы, заранее подготовить список разделов и обсудить все шаги с членами команды. Если юзеркейс будет составлен правильно, появится возможность не только наладить коммуникации, но и упростить процессе ведения технической и пользовательской документации.

Приходилось сталкиваться с Use case?

1 голос


Да — 100%



Нет — 0%

В прошлый раз мы выяснили ограничения применимости спецификации требований. Сегодня поговорим об альтернативе — модели сценариев использования.

Что такое сценарии использования

Сценарий использования – описание поведения системы в процессе выполнения ею определённой операции. Под операцией часто понимают выполнение системой команды или запроса пользователя, но ограничиваться только взаимодействия системы с пользователями было бы крайне неверно.

Обратите внимание, что пользовательская история, по сути, также является неким обобщённым сценарием использования системы. В этом первое достоинство сценариев по сравнению с требованиями, излагаемыми в спецификации. Это достоинство часто используется при переходе от пользовательской истории к требованиям, когда спецификация сценариев является переходным звеном, возникающим в ходе систематизации пользовательских историй.

Но основным преимуществом модели сценариев использования перед моделью требований заключается в том, что сценарий описывает поведение системы в динамике, а требование в спецификации – вещь сугубо статичная. Иными словами, требования к системе могут быть разными в зависимости от того, как развивается процесс использования системы, и одна лишь спецификация требований такое развитие описать не может из-за высокой сложности такого описания. И тогда на первый план выходит описание сценариев использования, причём описание это касается всего комплекса сценариев, т.е. речь идёт о целостной модели поведения системы в зависимости от внешних условий и состояния системы.

Превращение пользовательских историй в сценарии

Как было сказано выше, пользовательская история – это обобщённый сценарий использования. Важной чертой истории является то, что история описывается пользователем, когда системы ещё нет. Совокупность пользовательских историй как бы определяет примерный облик будущей системы, её прототип.

Но при переходе от историй к сценариям использования нам нужно выполнить переход от прототипа к реальной системе, и описываемые сценарии использования должны быть реализованы в реальном железе и программном коде.
Много ли вы видели концепт-каров, воплощённых затем в реальный автомобиль? Часто новый автомобиль отличается от исходного концепта так сильно, что проследить связь не всегда удаётся. Ниже приведён один из таких примеров от лидеров автопрома – концерна Toyota. Вот уж кто денег на ветер не бросает и точно знает, что делает. Но разница видна сразу.

Такая же ситуация и с переходом от концептуальной информационной системы к реальной: картина системы не может не измениться. Это важное свойство любого процесса реализации информационной системы, которое не следует недооценивать.

С чего начать?

Итак, мы имеем систематизированный набор пользовательских историй. Мы решили не идти простым путём сваливания ответственности на архитектора, а взять ответственность на себя и попытаться разобраться, как будет себя вести система в динамике. Соответственно, мы отказались от спецификации требований в пользу динамичной модели сценариев использования.

Начать надо с функциональности, которая минимально зависит от других функций (как мы делали при систематизации пользовательских историй). После обработки наиболее автономных функций можно перейти к функциям, которые зависят только от уже обработанных функций и т.д.

Базовая история

При рассмотрении каждой функциональности следует сначала найти так называемую базовую историю. Как правило, она позволяет достичь результата самым оптимальным способом. «Оптимальность» тут следует понимать в контексте потребностей пользователей и бизнеса. В одном случае оптимальность будет связана со скоростью выполнения операции, в другом – с точностью получаемого результата, в третьем – с требуемыми ресурсами и т.д.

Последовательность действий системы (алгоритм выполнения операции), описанная в базовой истории, называют базовым путём выполнения данной операции.

Часто бывает, что при поиске базовой истории оказывается, что есть одна и та же последовательность действий, изложенная в разных историях, но не описанная отдельной историей. Наверное, следует выделить такую последовательность в отдельную историю и, возможно, в отдельный функциональный пакет.

Фильтрация историй

Нетрудно догадаться, что остальные истории либо дублируют базовую, либо расширяют базовую историю для некоторых отдельных случаев, либо описывают альтернативные варианты выполнения операции для случаев изменения исходных данных или/и нарушения состояния системы в ходе операции, либо же просто не оптимальны и подразумевают никому не нужные действия. Истории, которые попадают в первую и последнюю группы, нужно отбросить.

Ещё на стадии систематизации историй мы старались решить конфликты и иные проблемы набора историй. Но не лишним будет ещё раз проверить, что у нас нет взаимоисключающих историй, что все истории реализуемы, что истории не касаются реализации системы, а лишь описывают мотивацию пользователей и т.д.

Переход к вариантам использования

Собственно, при создании модели базовая история становится базовым сценарием автоматически. Затем на диаграмму сценариев выводятся расширения и альтернативы.

При переходе сохраняется разбивка сценариев по функциональным пакетам, которая была выполнена при систематизации историй.

При переходе к сценариям важно сохранить параметры историй, в частности, приоритеты реализации. Иногда приоритеты задаются цветовым кодированием. Однако такая нотация ограничена, т.к. при печати цвет не всегда передаётся, а само кодирование не всегда полезно. Лучше использовать стереотипы.

Чаще цветовое кодирование используется при сопровождении модели, когда удалённые сценарии помечаются одним цветом, новые – другим, а изменённые – третьим. Также и в описании сценария новые, изменённые и удалённые формулировки помечаются теми же цветами.

Каждый сценарий использования должен удовлетворять тем же параметрам, что и обычное требование, но изменённые для описания поведения системы, а не её статичных характеристик:

  • Единичность — сценарий описывает один и только один вариант поведения системы.
  • Завершенность — сценарий полностью определен в одном месте и содержит всю информацию, необходимую для его корректного восприятия всеми заинтересованными лицами.
  • Непротиворечивость — сценарий не противоречит другим сценариям.
  • Связность (последовательность) – сценарий дополняет другие сценарии и составляет с ними единую картину будущей системы.
  • Атомарность — сценарий нельзя разделить на более мелкие сценарии без потери конкретного полезного результата.
  • Отслеживаемость — сценарий полностью или частично соответствует деловым нуждам, как заявлено заинтересованными лицами и задокументировано в перечне историй.
  • Актуальность — сценарий не стал устаревшим с течением времени.
  • Реализуемость — сценарий может быть реализован в рамках проекта.
  • Недвусмысленность — сценарий выражает действия и факты (вехи), а не субъективные мнения; не содержит жаргонизмов или терминов, понятных только некоторым из участников проекта; возможна одна и только одна его интерпретация.
  • Востребованность — сценарий представляет собой определенное заинтересованным лицом поведение системы, отсутствие которого ведет к неполноценности решения, и которое не может быть проигнорировано.
  • Проверяемость — полнота реализации сценария может быть проверена на каждом шаге сценария.

Конечно, очень желательно, чтобы ожидаемые показатели качества, указанные в пользовательских историях, перешли в показатели качества, предъявляемые к реальной системе. И поэтому для каждого сценария важно указывать характеристики, возможность проверки которых и будет составлять проверяемость сценария:

  • условия доступа к вызову сценария (кто/что имеет право вызвать сценарий);
  • значения показателей качества, предъявляемые к исходным данным, и условия выполнения сценария;
  • значения показателей качества, предъявляемые к каждому шагу сценария, включая условия завершения шага;
  • значения показателей качества, предъявляемые к результатам работы сценария.

Итогом работы должна быть единая связная модель сценариев использования, которую можно применять для проектирования и реализации системы. Заметим, что её же можно применять для тестирования и приёмочных испытаний.

Применение сценариев использования

Модель сценариев использования – очень гибкий инструмент анализа и проектирования. Из-за этого эту модель предпочтительнее применять при использовании гибких методологий, при больших объёмах требований или в командах с большим количеством взаимодействий.

Правильно построенная модель позволяет переносить себя полностью или по пакетам между разными проектами, что важно при разработке линейки программных продуктов.

Отдельно нужно упомянуть о важнейшей роли сценариев при проектировании, реализации и тестировании разрабатываемой системы. Достаточно указать, что сценарии лежат в центре представления архитектуры Филиппа Крачтена («модель 4+1»).

P.S. В довесок ссылка на статью Александра Шамрая «Советы для написания хороших сценариев использования». Однако следует иметь в виду, что в этой статье речь идёт о сценариях взаимодействия пользователя с системой, несколько подменяя определение сценария, введённое в стандарте UML, и при этом искажая суть сценария. Однако, если иметь в виду этот момент, то остальное описание будет весьма полезным.

Без технической душноты исследуем сценарии «пользователь <—> система». Для продактов, дизайнеров и аналитиков — оставили готовый шаблон

Всем привет! Я Ната, UX/UI дизайнер в Red Collar. В этой статье я расскажу о методологии, которая улучшит коммуникацию внутри команды, а значит и работу над продуктом — Use Case или «юзкейсе», а также поделюсь шаблоном для тех, кто сталкивается с ней впервые.

В идеальном мире юзкейсы составляет системный аналитик на основе правил, сформулированных бизнес-аналитиком после общения с заказчиком. В реальном мире таких позиций в команде может не быть из-за ограничений по времени и бюджету, но проблема передачи знаний внутри команды на проекте остается. В таких случаях писать юзкейс может дизайнер, тестировщик, продакт и другие люди.

Польза юзкейсов — единое представление о продукте

Если в команде более 5 человек, а проект длится более 3 месяцев, то может возникнуть дискоммуникация. Например:

  • разработчики неправильно поняли сценарий взаимодействия и реализовали фичу не так, как планировалось;

  • в ходе долгих обсуждений внутри команды вы сильно отклонились от первоначальной идеи и точно воспроизвести её не можете;

  • дизайнеры спроектировали функциональность, которая изначально не планировалась;

  • один и тот же кейс в разных местах реализован по-разному, что увеличивает время разработки и усложняет UX;

  • при тестировании пропускаются значительные ошибки;

  • сменился состав команды: к проекту подключились новые участники, а ведущие члены команды ушли.

Сценарии юзкейсов — как игра в теннис между пользователем и системой

Use Case — это описание взаимодействия с системой в виде последовательности действий для достижения конкретного результата. По сути, это метамодель, которая иллюстрирует не саму систему, а набор функциональных требований к ней.

Методология была разработана в 80-х Иваром Якобсоном. Для всех желающих погрузиться в тему глубже есть бесплатная книга Use-Case 2.0, также другие ссылки по теме оставлю внизу статьи.

Для наглядности юзкейс можно сравнить с игрой в теннис, где один игрок это пользователь, другой — система. Удар ракеткой это действие, которое совершает пользователь, после чего мяч переходит системе, и далее система ему отвечает. Разница только в том, что в юзкейсе пользователь или система могут подряд совершить несколько действий.

Юзкейсы существуют в двух равнозначных видах: UML-диаграмма или текстовый документ. По желанию их можно совмещать

«Основной юзкейс» — сценарий успеха: участники + действия + результат + доп. условия

Единого формата для написания юзкейсов не существует. Каждая компания сама определяет для себя формат и уровень детализации. Опишу основной принцип написания.

Основные элементы юзкейса:

1. Понятный заголовок, желательно, чтобы он содержал результат юзкейса. Пример, «Создание заявки».

2. Действующие лица или участники. Можно выделить такие варианты:

  • «Пользователь и система». Например, при авторизации.
  • «Несколько пользователей и система». Например, если мы описываем общение в чате.

  • «Система и система». Например, если мы описываем внутренние процессы внутри системы.
  • «Несколько систем и система».

3. Описание последовательности действий в виде сценария.

4. Результат, то есть то, к чему должны прийти пользователь или система.

Ниже показан простой вариант юзкейса на примере регистрации. В нем есть все основные элементы. Также добавлена нумерация шагов, чтобы проще было ссылаться на конкретный шаг в коммуникации.

Пример простого юзкейса

Выглядит понятно, но в реальности кейсы могут оказаться сложнее, поэтому к юзкейсу добавляют дополнительную уточняющую информацию:

  • контекст использования;
  • откуда происходит переход к юзкейсу;
  • дополнительные условия;
  • триггер;
  • цель;
  • изменения в технологии.

В описание юзкейса могут добавлять перечисление инпутов (полей ввода), если это необходимо для понимания сценария.

Пример развернутого юзкейса с пояснениями

«Альтернативный юзкейс» — сценарий ошибки

Рассмотрели вид основных сценариев юзкейсов, а что если возникла ошибка или пользователь столкнулся со сложностями? Для этого создается альтернативный юзкейс: когда результат основного не был достигнут. Например, пользователь не смог зарегистрироваться, так как имя уже занято или с указанной почты уже создана учетная запись.

Альтернативные юзкейсы прописывают отдельно, в нашем случае будет создана отдельная таблица, но если сценарий короткий, то мы описываем его в рамках основного юзкейса. Пример ниже.

Пример юзкейса с альтернативными сценариями внутри основного

Чеклист для написания юзкейсов

Разобрались, что юзкейс нам нужен в первую очередь для улучшения коммуникации внутри команды при разработке продукта. Теперь вы можете легко его написать, но важно, чтобы его также было легко читать. Ниже найдете критерии, которые помогут вам написать легкий для восприятия юзкейс.

Вначале сделайте единый шаблон и заведите словарь

В идеале юзкейсы пишутся на этапе проектирования, при планировании фичей или продукта в целом, но бывает так, что необходимость в юзкейсах обнаруживается позже, когда дизайн готов, а часть продукта уже вышла в прод.

Если вы на начальной стадии проекта, рекомендую начать с составления пути пользователя, а позже переходить к юзкейсам.

Если у вас уже готов дизайн, то перед написанием юзкейсов внимательно изучите все материалы, составьте список разделов и взаимодействий с ними в связке с продактом, дизайнером и другими лицами, участвовавшими в планировании и проектировании продукта.

Советы, которые ускорят написание юзкейсов:

  1. Создайте один шаблон для всех юзкейсов на проекте. Не страшно, если он будет видоизменяться со временем. Главное, чтобы не приходилось для каждого юзкейса придумывать уникальный формат, так как их будет сложно писать и еще сложнее читать.
  2. Создайте словарь терминов. Если внутри вашей команды активно используется определенная терминология или вы работаете над узкоспециализированным продуктом, создайте словарь с расшифровкой терминов и ссылайтесь на него при написании юзкейса.

Так нужен ли вам юзкейс?

Важно понимать, что юзкейс — это инструмент, а цель любого инструмента — упростить и улучшить работу. Если после внедрения юзкейсов в проект вы не видите изменений, а ресурсы расходуются все больше на ведение документации, то, вероятно, вам стоит пересмотреть процесс ведения документации и протестировать другие инструменты, например, User Story.

Всем крутых продуктов!

Ната Нефедьева

Шаблон юзкейса + дополнительные материалы

Подготовила для вас шаблон юзкейса, открыт всем в гуглдоке.

1. Статьи и бесплатные книги о юзкейсах от создателя методологии Ивара Якобсона — даст более полное представление об инструменте «из первых рук» (en)

2. Короткое видео с простым объяснением инструмента от бизнес-аналитика + ссылка в описании к видео на их шаблон юзкейсов (en)

3. Короткое видео о юзкейсах для новичков от UX/UI дизайнер в Siemens (ru)

4. Статья от Usability.gov с краткой информации о юзкейсах и примером их заполнения (en)

5. Статья от системного аналитика, где подробно рассказывается о методологии и опыте ее применения в QIWI (ru)

Анна Вичугова | Анна Гасраталиева

Алгоритм описания функциональных требований к системе в формате Use Case

Существуют разные формы представления функциональных требований: пользовательская история (user story), каноническая форма с привязкой к CRUDL-операциям и модели данных (классический формат описания требований), а также описание сценариев использования (Use Case).

Use Case до сих пор является одной из самых популярных форм представления функциональных требований как среди российских компаний, так и за рубежом. Поэтому именно о них и пойдет речь в нашей статье.

В официальной литературе на русский язык Use Case принято переводить как вариант использования (сокращённо ВИ), хотя в разговорной речи и проектных документах достаточно часто употребляется ещё и транслитерация термина Use Case, то есть говорят и пишут юскейс.

В связке с понятием варианта использования идёт термин Use case scenario, который переводится как сценарий варианта использования или пользовательский сценарий.

Технически, разница есть, то есть Use case это не тоже самое, что Use case scenario. Например, «Купить Товар» — Use case, и у него есть Use case scenario (пошаговое описание того, как именно купить товар: 1. Выбрать товар, 2. Добавить в корзину, 3. Оплатить).

Однако в литературе и документации вы достаточно часто будете сталкиваться с тем, что и пошаговый сценарий тоже называют юскейсом. Так происходит потому, что сам по себе, без описания сценария, юскейс, как правило, мало кого интересует.

В этой статье мы будем придерживаться термина UC, иногда заменяя его на другие, чтобы упростить восприятие статьи читателем.

Итак, Use case (UC) — это популярная форма представления функциональных требований к ПО в виде пошагового сценария взаимодействия актора (пользователя или внешнего сервиса) с проектируемой системой, включая описание метаданных этого взаимодействия: области применения, предусловия, триггеры, постусловия, релевантные бизнес-правила и пр.

Давайте рассмотрим на примере, как описать UC и избежать ошибок в работе с этим методом.

Алгоритм описания функциональных требований к системе

Типовую последовательность разработки функциональных требований в форме UC можно представить следующим образом:

  1. Определить Акторов — тех, кто взаимодействует с системой
  2. Выявить и составить список UC — задач, которые стейкхолдеры смогут решить с помощью системы
  3. Для каждого юскейса определить приоритет — важность UC по отношению к другим вариантам использования
  4. Для каждого важного юскейса определить контекст применения, конечную цель и результат
  5. Описать основной поток каждого UC с высоким приоритетом в виде последовательности шагов, которая приведёт к достижению его цели — пользовательского сценария (use case scenario)
  6. Дополнить основной поток расширениями, исключениями и циклами
  7. Собрать воедино результаты шагов 4−6, детально описав каждый юскейс с высоким приоритетом как алгоритм взаимодействия пользователя с системой

Теперь давайте рассмотрим каждый шаг поподробнее.

1. Определить акторов, которые взаимодействуют с системой

Актором может быть несколько разных пользовательских ролей и/или внешние сервисы, которые будут интегрироваться с проектируемой системой, то есть получать из неё данные или вносить их в неё.

Например, если рассматривать мобильный телефон как систему, то актором будет человек — пользователь мобильного телефона. Результат этого шага можно оформить в виде таблицы или диаграммы ролей.

2. Для каждого актора составить список задач, которые он сможет решить с помощью системы

Мы советуем делать это в виде реестра юскейсов — единой таблицы, показывающей распределение юскейсов по акторам.

Рекомендуем называть UC в формате «Инфинитив + Объект», где «Инфинитив» — это инфинитив глагол в совершенного вида с большой буквы, а «Объект» — это существительное, обозначающее объект управления с большой буквы.

Из названия вариант использования должно быть сразу понятно, какую именно задачу пользователя он решает. Например, «Подписать Документ», «Оформить Заказ», «Оплатить Товар», «Сделать Звонок» и так далее.

Для повышения наглядности можно сделать это в табличном виде или UML-диаграммы вариантов использования (она же Use case diagram, диаграмма прецедентов).

Обычно для продуктов и проектов в сфере B2C исходные данные для этого извлекаются из изучения интересов, потребностей и пользовательского опыта людей (клиентов, экспертов предметной области) и конкурентного анализа, а также CJM-карты.

Для B2B-продуктов и проектов исходными данными для юскейсов, как правило, являются отраслевые и корпоративные регламенты, описание бизнес-процессов и запросы стейкхолдеров.

Давайте сформируем реестр юскейсов. Например, ранее для пользователя мобильного телефона мы определи функциональные возможности «Сделать звоноки» и «Отправить СМС». Они реализуют единую пользовательскую потребность: «Связаться с другим человеком», поэтому их можно объединить в один юскейс.

Юскейсы «Поиграть в казуальную Игру» и «Посмотреть фотографии» относятся к потребности «Скоротать время».

Таким образом, для данного примера с мобильным телефоном реестр юскейсов может выглядеть следующим образом:

3. Для каждого UC определить его приоритет

Реализация юскейсов в коде — трудоёмкая работа, поэтому надо понимать, с каких лучше начать в первую очередь, а до каких очередь может не дойти никогда.

Реестр юскейсов может использоваться для приоритизации пользовательских функциональных требований с целью их ранжирования по степени важности, которая определяет порядок реализации.

Самым простым методом приоритизации, который часто применяется на практике, считается метод MoSCoW. Он получил своё название не в честь российской столицы, а как сокращение следующих 4 категорий:

  • Must — то, что необходимо сделать в любом случае. Считается, что без реализации этих требований решение не будет работать или при отсутствии этих фич продукт не будет нужен потребителям. Чаще всего этот приоритет называется 1-я очередь и обозначается цифрой 1
  • Should — требования 2-ой очереди, которые должны быть реализованы после тех, что отнесены к группе Must. Это приоритет номер 2
  • Could — желательные требования, которые можно сделать, если останется время и будут ресурсы. Это приоритет номер 3
  • Would — требования, которые хотелось бы реализовать, но пока их можно проигнорировать или перенести на следующие итерации без вреда для продукта. Это приоритет номер 4

В нашем примере с мобильным телефоном приоритизировать юскейсы можно так, как показано в таблице 2.

Справедливости ради стоит отметить, что метод MoSCoW в качестве базиса приоритизации выбирает менеджерскую точку зрения, то есть не учитывает технические зависимости между требованиями, которые определяются при трассировке требований, то есть. их связей друг с другом.

Впрочем, тема трассировки и приоритизации требований достаточно обширна и заслуживает отдельной статьи.

4. Для каждого высокоприоритетного (Must или Should) UC определить контекст применения, конечную цель и результат

Это можно оформить в виде списка или таблицы, например в Notion:

5. Раскрыть содержание основного потока каждого юскейса высокого приоритета в виде пользовательского сценария

Напомним, что пользовательский сценарий — это последовательность шагов, которая приведёт к достижению конечной цели юскейса, получению нужного актору результата.

Основную часть пользовательского сценария составляет так называемый happy path (основной поток), который представляет собой пошаговый алгоритм выполнения сценария без логических операторов XOR (исключающее или), используемых для ветвления потока управления в результате проверки каких-либо условий.

Как может выглядеть черновик сценария основного потока юскейса:

1. Пользователь даёт команду совершить звонок
2. Система запрашивает номер телефона вызываемого абонента
3. Пользователь сообщает номер абонента
4. Система убеждается в корректности указанного номера телефона
5. Система вызывает абонента с указанным номером телефона
6. Система убеждается, что звонок начался
7. Система передаёт голос собеседников в ходе разговора

Для наглядности можно нарисовать эту линейную последовательность шагов в виде простого процесса в нотациях EPC, BPMN (рис.1), UML activity или sequence, а также блок-схемы алгоритма по ГОСТ 19.701−90.

Последовательность шагов в виде BPMN-диаграммы

На практике подавляющая часть сценариев описывается только текстовым описанием. Пример такого описания мы разберём с вами ниже.

6. Дополнить линейную последовательность основного потока в описании UC расширениями, исключениями и циклами

На этом этапе аналитик усложняет ранее полученный happy path, включая в схему различные ветвления с помощью логического оператора XOR.

Вместо BPMN для отображения логики сценария нашего юскейса можно использовать любую другую нотацию (EPC, UML activity diagram, IDEF3 или даже простого текстового алгоритма).

Расширенная BPMN-диаграмма юскейса с исключениями и альтернативными потоками

7. Собрать воедино результаты выполнения трёх предыдущих шагов, детально описав каждый UC как алгоритм взаимодействия пользователя с системой

На этом этапе у каждого юскейса появляется описание, структура которого всегда примерно такая:

  • Имя
  • Приоритет
  • Область действия
  • Контекст
  • Актор
  • Цель
  • Предусловия
  • Результат (постусловие)
  • Основной поток
  • Расширения или альтернативные потоки
  • Бизнес-правила

Давайте разберем каждый элемент этой структуры поподробнее.

Эту структуру можно представить в текстовом виде или, для наглядности, в виде таблицы. Давайте завершим описание этого юскейса так, как мы делаем это на реальных проектах, то есть полностью опишем happy path и альтернативные сценарии.

Пример 1. UC «Сделать Звонок»

При описании юскейсов на реальном проекте мы рекомендуем в первую очередь учитывать текущие нужды и предпочтения ваших стейкхолдеров (заказчика, разработчиков, тестировщиков и так далее).

Главная задача любого юскейса состоит в том, чтобы создать общее понимание взаимодействия у пользователя системы, у заказчика и у всей проектной команды. Поэтому зацикливаться на «правильном» формате будет неэффективно, гораздо лучше ориентироваться на нужды потребителей вашей документации, а значит, нужно поговорить с ними, показать наработки и согласовать удобный всем формат.

Как структурировать UC из набора
исходных ФТ

Задача:
Рассмотрим пример информационной системы, которая позволяет клиенту выбрать один или несколько обучающих курсов, заключить договор на участие в них и оплатить сумму через онлайн-оплату.

Если у клиента есть промо-код на скидку по конкретному курсу, сумма в договоре будет снижена на размер скидки.

Таким образом, мы имеем следующий базовый, стартовый набор функциональных требований к информационной системе управления договорами на обучение:

  • FRQ1 Система должна предоставить пользователю с ролью «Клиент» возможность заключить договор на участие в одном или нескольких обучающих курсах
  • FRQ2 Система должна предоставить пользователю с ролью «Клиент» возможность добавить курсы к договору
  • FRQ2 Система должна предоставить пользователю с ролью «Клиент» возможность удалить курсы из договора
  • FRQ4 Система должна предоставить пользователю с ролью «Клиент» оплатить сумму по заключенному договору через шлюз онлайн-оплаты
  • FRQ5 Система должна предоставить пользователю с ролью «Клиент» снизить сумму по заключенному договору с применением промо-кода на скидку

Формируем описание в формате UC, применяя алгоритм:

Шаг 1. Определяем акторов. Судя по требованиям, с системой взаимодействует клиент и шлюз оплаты.

Шаг 2. Сформируем реестр юскейсов. Для этого мы можем, например, представить имеющийся набор функциональных требований в виде UML-диаграммы вариантов использования (UML Use case diagram).

Исходная UML-диаграмма use case

Чтобы составить реестр юскейсов, давайте выделим из ранее представленных юскейсов именно те, что имеют бизнес-ценность для пользователя без привязки к системе.

Упрощённая UML-диаграмма use case

Давайте также сопоставим получившиеся юскейсы и функциональные требования в таблице ниже.

При формировании реестра юскейсов для пользователя мобильного телефона мы можем выделить такие функциональные возможности как «Сделать Звонок» и «Отправить СМС». Оба этих юскейса отражают непосредственное взаимодействие актора с системой, направленное на достижение определённой бизнес-цели, это системный юскейс.

Функциональные возможности «Сделать звонок» и «Отправить СМС» относятся к одной потребности пользователя «связаться с другим человеком», которая будет состоять из двух системных юскейсов: «Позвонить Человеку» и «Отправить СМС». Показать эту трассировку (связь) можно с помощью реестра вариантов использования.

Реестр вариантов использования:

Шаг 3. Определить приоритеты системных юскейсов

Поскольку юскейсы в рассматриваемой части системы тесно связаны между собой, ранее рассмотренный метод приоритизации MoSCow не совсем подходит для этого случая. Здесь целесообразнее расставить приоритеты с точки зрения технических зависимостей данных юскейсов между собой: сперва должны быть реализованы требования относительно возможности заключить договор, чтобы потом проводить оплату по заключённому договору.

Шаги 4−7. Эти шаги (описать основной поток и расширения для каждого из приоритетных юскейсов) мы представим в виде примера описания одного из юскейсов (UC «Оплатить Договор», см. ниже). По аналогии будет описан и UC «Заключить Договор».

Пример 2. UC «Оплатить Договор»

Для нашего примера вариант использования «Оплатить Договор» может выглядеть так:

У нас получилось представление варианта использования в виде подробного описания взаимодействия актора с проектируемой системой по заданному шаблону, включая последовательность шагов основного потока, приводящего к достижению пользовательской цели в заданном бизнес-контексте, альтернативные поток, пред- и постусловия.

Такой формат хорошо подходит для реализации, если в юскейсе описана конкретная привязка к модели данных, указаны сущности и атрибуты, над которыми выполняются операции.

Рассмотренная табличная форма описания UC является не единственной возможной. Бывают ещё и другие форматы, например, таблица в две колонки, юскейс в стиле RUP и так далее.

Кроме того, у нас получилось слишком много шагов в юскейсе, что является сигналом к его разделению на несколько. В данном случае можно было бы, например, вынести в отдельный юскейс работу с промо-кодами.

Пример 3. UC «Обновить Анкету»

Достоинства и недостатки UC как формы представления требований

Основными преимуществами UC являются следующие:

  • Нисходящая и восходящая трассировка (от системного уровня к бизнесу) улучшает понятность требований для Заказчика и команды реализации: UC несёт конечную бизнес-ценность, детально описывает структуры данных и бизнес-логику их обработки, позволяет убедиться в реализации
  • Вариант использования можно использовать как единицу поставки при планировании, реализации, тестировании и приёмке работ;
  • Набор связанных друг с другом вариантов использования позволяет обеспечить полноту функциональных требований, следующих из потребностей пользователей
  • Детальный шаблон представления UC позволяет полностью описать взаимодействие актора с системой, включая контекст, предшествующие, сопутствующие и результирующие события, а также ссылки к бизнес-правилам и нефункциональным требованиям (ограничения и некоторые атрибуты качества)
  • UC — отличная база для формирования тестовых сценариев (test cases) для проверки того, работает ли реализованная система как ожидалось

Обратной стороной этих достоинств являются следующие недостатки:

  • Плохо подходят для документирования требований, основанных не на взаимодействии с системой, а на выполнении расчётов и преобразованиях уже имеющихся в системе данных. Например, построение графиков и отчётов, вычисления, описание математических алгоритмов
  • Субъективность: качество изложения как самого UC, так и их реестра (ширина, глубина детализации уровней абстракции) зависит от навыков аналитика
  • На детальную проработку каждого UC уходит много времени. Например, у меня это занимает в среднем от 30 минут; добиться существенного повышения скорости работы можно за счёт повторного использования типовых юскейсов (опытный аналитик или отдел могут создать библиотеку своих юскейсов)
  • Проектирование системы только по UC исключает другие потенциально ценные методики документирования и анализа требований, такие как каноническая форма представления функциональных требований с привязкой с CRUD-операциям или популярная в Agile-проектах форма User Story по INVEST с критериям приёмки (Acceptance Criteria)

Откуда взялся такой формат как Use Case

Разумеется, не мы изобрели юскейсы как формат описания требований. Существуют общепризнанные мировые эксперты в этой области, а также книги-первоисточники, к которым стоит обращаться в случае возникновения споров и недопонимания. Скажем о них пару слов, чтобы вы знали, куда обратиться при необходимости.

Исторически функциональные требования, представляющие поведение системы, описывались в виде отдельных функций. Например, так:

  • FRQ1 Система должна предоставить пользователю с ролью «Клиент» возможность заключить договор на участие в одном или нескольких обучающих курсах
  • FRQ2 Система должна предоставить пользователю с ролью «Клиент» возможность добавить курсы к договору

В 1986 году Ивар Якобсон (шведский учёный, который вместе с Гради Бучем и Джеймсом Рамбо стоял у истоков ООП и UML) предложил альтернативную форму представления функциональных возможностей системы. Вместо описания функциональных требований к системе в виде отдельных функций Якобсон предложил объединить их по контексту, а затем превратить в набор вариантов использования (ВИ), который будет обеспечивать полноту и неизбыточность требований.

Якобсон обнаружил, что отдельные системные ФТ обычно не представляют большой самостоятельной ценности для заказчика, менеджера, пользователя, так как являются слишком мелкими единицами функциональности. Подход Якобсона позволил вместо сотен-тысяч системных функций применять единицы-десятки юскейсов, что гораздо удобнее в целях управления, планирования и сдачи ИТ-продукта/системы. Кроме того, он хорошо стыкуется с задачами тестирования и создания пользовательской документации. Подробнее об этом см в статье.

В 2001 году Алистер Коберн, эксперт в разработке ПО, расширил и уточнил идеи Якобсона, выпустив книгу «Современные методы описания функциональных требований к системам» (Writing Effective Use Cases). Книга получилась достаточно подробной, содержащей множество примеров. Помимо техник описания самих UC, работа Коберна включает также связанные вопросы о контексте, границах и основных компонентах проектируемой системы, то есть так называемый scope системы.

Эти и другие аспекты работы с требованиями были изложены в книге ещё одного автора, широко известного в системном и бизнес-анализе. В 2003 году Карл Вигерс (Karl Wiegers) написал 2-е издание своей книги «Разработка требований к программному обеспечению» (Software Requirements), где рассмотрены не только техники разработки требований, но и вопросы управления ими, включая сбор, документирование, трассировку, работу с изменениями и анализ рисков. Эта книга почти вдвое объёмнее труда Коберна и больше подходит для начинающих аналитиков.

UC рассматривает проектируемое ПО как «чёрный ящик», описывая взаимодействие с системой с точки зрения внешнего наблюдателя: ЧТО система должна сделать, чтобы актор достиг своей цели, а НЕ КАК это должно быть сделано.

Благодаря отсутствию привязки к элементам пользовательского интерфейса, ВИ становятся повторно используемыми требованиями, которые остаются актуальными при изменении платформы или других особенностей реализации.

Несмотря на повсеместное распространение гибких методологий разработки ПО, UC как подход к описанию функциональных требований очень активно применяется на практике. В отличие от пользовательских историй (User Story), другой популярной формы представления требований, UC охотно принимают в реализацию — в основном благодаря структурированному формату и детальной проработке бизнес-логики с привязкой к модели данных.

Полный реестр UC и структурированное описание каждого из них позволяет разработчикам воплотить описанные структуры данных и алгоритмы их обработки. Таким образом, большая трудоемкость при разработке вариантов использования на этапе анализа и спецификации требований окупается сокращением времени на этапе реализации и тестирования. Кроме того, реестр юскейсов можно использовать для оценки трудоёмкости проекта — менеджеры проектов часто приходят к аналитикам и тимлидам с этим вопросом.

В завершение статьи хотелось бы напомнить: если ваш юскейс решает проблемы разработки ПО, то есть создаёт общее понимание требований у заказчика и всей проектной команды, то вы написали хороший юскейс. Следование формату само по себе не самоценно.

Получить навыки уверенного написания юскейсов вы можете только на опыте. На курсе «Системный анализ и разработка требований в ИТ-проектах» мы предлагаем вам получить этот опыт быстрее и удобнее: в концентрированной форме, под руководством опытных инструкторов.

Анна Вичугова

  • Кандидат технических наук (Системный анализ, управление и обработка информации, 2013)
  • Сертифицированный бизнес-аналитик (CBAP 2020, международная сертификация IIBA)
  • Сертифицированный специалист Business Studio (2010, 2012, 2013, 2018)
  • Сертифицированный специалист и администратор СЭД Directum (2011

Профессиональные интересы: системный анализ, бизнес-анализ, разработка и поддержка СМК, ССП (KPI), анализ и формализация бизнес-процессов (UML, IDEF, BPMN), Data Science, технологии Big Data, разработка технической документации (ТЗ по ГОСТам серии 19.***, 34.***, руководства пользователя и администратора, описание программных продуктов), управление продуктами и проектами.

Анна Гасраталиева

Системный аналитик, выпускающий редактор Systems. Education

Системный аналитик, выпускающий редактор Systems. Education

Профессиональные интересы: телекоммуникации, интеграции, управление задачами, управление людьми, обучения

  • Что такое юзкейс
  • Из чего состоит
  • Как написать
  • Пример
  • Диаграммы
  • Польза для команды

Что такое юзкейс

Use case (также юзкейс, сценарий использования) – это сценарий взаимодействия пользователя (или пользователей) с программным продуктом для достижения конкретной цели.

Юзкейсы содержат следующие сведения:

  • кто использует сайт или приложение
  • что пользователь хочет сделать
  • цель пользователя
  • шаги, которые делает пользователь, чтобы совершить определенное действие
  • описание того, как сайт или приложение реагируют на действия пользователя.

Юзкейсы не содержат детали реализации, а также описания пользовательского интерфейса или экранов.

В общем, в юзкейсе описывается не каким образом программа делает что-либо, а что именно она делает. Именно этого подхода и нужно придерживаться, создавая юзкейсы.

В отличие от user story, которая излагается от имени какого-то конкретного пользователя, в use case может быть описано взаимодействие (с определенной целью) нескольких участников. Например:

  • покупка товара в магазине (Покупатель – Продавец);
  • отправка письма по электронной почте (Отправитель – Почтовый клиент);
  • запрос страницы браузером (браузер – веб-сервер).

Элементы use case

Юзкейсы могут содержать следующие элементы (их количество зависит от сложности сценария):

  • Актор (actor) — тот, кто использует систему. Если взять за пример онлайн-магазин, там может быть несколько акторов: покупатели, продавцы, компании, занимающиеся доставкой, компании, проводящие платежи.
  • Стейкхолдер (stakeholder) — тот, кто заинтересован в определенном поведении системы. Зачастую это не конечный пользователь, а кто-то, получающий выгоду от функционирования системы. В случае с онлайн-магазином это может быть партнер — платежная платформа.
  • Первичное действующее лицо (primary actor) — человек или система, чьи цели достигаются при помощи нашего продукта. В онлайн-магазине это может быть основной дистрибьютор, чьи товары продаются на этой онлайн-платформе.
  • Предусловия и постусловия — что должно быть в наличии или должно произойти до и после запуска сценария использования.
  • Триггеры — события, запускающие юзкейс.
  • Успешный сценарий — юзкейс, при котором все идет по плану, без ошибок и неожиданностей.
  • Альтернативные пути — вариации основного успешного сценария на случай, если что-то пойдет не так на уровне системы.

Как написать use case?

Шаги в юзкейсе описываются максимально понятно. Что касается самих шагов, они могут быть следующими:

  1. Определите, кто будет использовать сайт.
  2. Выберите одного из этих пользователей.
  3. Определите, что этот пользователь хочет делать на сайте. Все, что пользователь делает на сайте, становится юзкейсом.
  4. Для каждого use case определите нормальный ход событий.
  5. Опишите основной путь пользователя: что именно делает пользователь и каков ожидаемый ответ системы.
  6. Далее рассмотрите альтернативные варианты развития событий и добавьте их, чтобы «расширить» use case.
  7. Повторите шаги 2-6 для всех остальных пользователей.

Пример use case

В этом юзкейсе изложен сценарий входа пользователя в школьную систему.

Название use case Login
Описание use case Пользователь входит в систему, чтобы получить доступ к ее функционалу.
Акторы Родители, Ученики, Учитель, Админ
Предусловия Система должна быть подсоединена к сети
Постусловия После успешного входа пользователю отсылается уведомление на mail id
Основные сценарии Номер Шаги
Акторы/пользователи 1 Ввод username
Ввод пароля
2 Проверить имя пользователя и пароль
3 Разрешить на вход в систему
Расширения 1a Неверное имя пользователя
Система выбрасывает сообщение об ошибке
2b Неверный пароль
Система выбрасывает сообщение об ошибке
3c Неверный пароль введен 4 раза
Приложение закрывается

Юзкейс-диаграммы

Для визуализации юзкейсов используют диаграммы. В них система обозначается прямоугольником, use case — овалом, актор — схематическим человечком.

Пример диаграммы для юзкейсов входа в школьную систему:

пример use case

Зачем нужны use case?

Давайте рассмотрим, в чем ценность юзкейсов для участников проекта разработки ПО.

  1. Заказчики

В юзкейсе отражается конечная бизнес-ценность, понятная заказчику. Реализация сценария использования в системе очевидна даже для нетехнического специалиста. Наличие готового use case позволяет заказчику своевременно дать старт дальнейшей работе тестировщиков и разработчиков.

  1. Разработчики

В сценарии использования указываются основной и альтернативные потоки событий. Вся информация в нем подается максимально структурированно и понятно, в привязке к конечному результату. Это удобно для понимания запутанных требований. Если сценарий поведения пользователя в системе сложный, use case просто необходим.

  1. Тестировщики

Юзкейсы — отличная основа для формирования тест-кейсов. Это, по сути, пригодные для тестирования требования с понятной целью и путями ее достижения. Тестирование по сценариям использования (use case testing) позволяет обнаружить в приложении недостатки,  которые сложно найти, например, при юнит-тестировании.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии художественной литературы
  • Сценарии студенческого экватора
  • Сценарии проверки сайта
  • Сценарии российских аэропортов x plane 11
  • Сценарии студенческих сказок