Сценарии развития экономики казахстана

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова рассмотрен прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2023-2027 годы и проекты законов по фо

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова рассмотрен прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2023-2027 годы и проекты законов по формированию республиканского бюджета на 2023-2025 годы. С докладами по данной теме выступили заместитель Премьер-Министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев, министр национальной экономики Алибек Куантыров и заместитель председателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов.

Министр национальной экономики Алибек Куантыров доложил о разработанном Прогнозе и проектах законов: проект Прогноза социально-экономического развития страны на  2023 – 2027 годы и два проекта Закона Республики Казахстан:  «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2023 – 2025 годы»; «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на  2023 – 2025 годы».

Как сообщил А. Куантыров, прогноз сформирован с учетом итоговых данных по росту экономики в 2021 году, ожиданий международных финансовых организаций по росту мировой экономики и ценам на экспортные товары.

Так, согласно консенсус-прогнозу МФО мировая цена на нефть в 2022 году ожидается на уровне $104,2  за баррель. Рост мировой экономики в 2023 году составит 3%. 

В зависимости от изменений внешних и внутренних параметров разработаны три сценария развития экономики Казахстана на 2023 – 2027 годы (базовый, оптимистический и пессимистический).

«При базовом сценарии предлагается использовать среднюю цену на нефть на уровне 85 $/баррель и расчетный курс доллара США на уровне 470 тенге. Среднегодовой реальный рост ВВП по данному сценарию составит 3,9%, в том числе в 2023 году – 4%. При оптимистическом сценарии предполагаемая цена на нефть определена на уровне 110 $/баррель, курс доллара США – 440 тенге. Среднегодовой рост экономики прогнозируется на уровне 4,2%. Пессимистический сценарий предусматривает цену на нефть 60 $/баррель и ослабление курса до 500 тенге за доллар США. Прогнозируемый реальный рост ВВП составит в  среднем 3,5%», — пояснил министр нацэкономики.

Инфляция во всех сценариях определена в 2023 году на уровне 7,5-9,5%, в 2024 году – на уровне 4-5% с последующим снижением в 2025-2027 годы до 3-4%.

По словам министра, в качестве основы для бюджетного планирования предлагается использовать базовый сценарий.  Согласно данному сценарию реальный рост ВВП ускорится с 4% в 2023 году до 4,2% в 2027 году. Номинальный ВВП вырастет с 120,7 трлн тг до 177 трлн тг. Ожидается положительный рост во всех базовых отраслях экономики.

Так, среднегодовые темпы роста в промышленности составят 3,1%, в том числе в обрабатывающей промышленности – 3,5%, в горнодобывающей промышленности – 2,9%. Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства составит 3,9%. Прогнозируемый рост строительной отрасли в среднем составит 3,8%, торговли – 5,7%.

«Добыча нефти в 2023 году составит 92,6 млн тонн с увеличением в 2027 году до 100 млн тонн. По прогнозам Национального Банка, экспорт увеличится с $81 млрд до $84,6 млрд, импорт – с $45,7 млрд до $53,5 млрд», — сообщил министр нацэкономики.  

Основным лейтмотивом при формировании параметров республиканского бюджета и Национального фонда на следующую трехлетку стала реализация поставленных Главой государств задач по обеспечению концепции бережливой и ответственной бюджетной политики.

Так, параметры республиканского бюджета на 2023 – 2025 годы определены с учетом ориентации бюджетной политики на генерирование новых источников пополнения его доходной базы и концентрацию бюджетных расходов на приоритетных направлениях социально-экономического развития.

Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) в 2023 году, по прогнозам, составят 13,9 трлн тг или на уровне 11,5% к ВВП, с ростом от уточненного плана текущего года на 36,4%. В плановом периоде ожидается их рост к 2025 году до 16,2 трлн тг, или на 17,2%.  

«Дополнительные поступления в республиканский бюджет обеспечиваются за счет принимаемых мер Правительством по расширению доходной базы и улучшению налогового администрирования, а также снижению доли теневой экономики», — отметил А. Куантыров.  

Объемы гарантированного трансферта из Нацфонда ограничены новым бюджетным правилом, по прогнозам они не будут превышать объем поступающих в Нацфонд прямых налогов от организаций нефтяного сектора. 

На реализацию мероприятий Плана антикризисных мер Правительства на 2022 год и социально значимых проектов национального масштаба по решению Главы государства, планируется привлечение целевого трансферта из Нацфонда в объеме 1 трлн тг в 2023 году и 400 млрд тг в 2024 году.

«Расходы республиканского бюджета прогнозируются с постепенным увеличением с 21 трлн тг в 2023 году до 22,7 трлн тг в 2025 году.  По отношению к ВВП прогнозируется их снижение с 17,4% в 2023 году до 16,2-15,5% в 2024-2025 годах.  В целом, применение контрцикличного бюджетного правила обеспечит стабилизацию темпа роста расходов республиканского бюджета в плановом периоде на уровне 16,4% к ВВП. Дефицит бюджета в 2023 году предлагается определить на уровне 2,7% к ВВП со снижением в 2024-2025 годах до 2,6 и 2,5% к ВВП, соответственно. Уровень ненефтяного дефицита прогнозируется со снижением с 6,8% к ВВП в 2023 году до 5,3% к ВВП в 2025 году, что соответствует значению Национального плана развития», — проинформировал А. Куантыров.        

Проект Закона «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2023 – 2025 годы» разработан с учетом новых требований Бюджетного кодекса. Размеры гарантированного трансферта из Нацфонда определены с учетом цены отсечения на нефть согласно бюджетным правилам. 

Так, законопроектом установлена цена отсечения на нефть на уровне $48,9 за баррель в 2023 году, $42,2 – 40,3 за баррель в 2024-2025 годах.

С учетом этого, размер гарантированного трансферта в республиканский бюджет определен в объеме 2,2 трлн тг в 2023 году, 2 трлн тг в 2024 году, 1,9 трлн тг в 2025 году. 

«Применение правил в плановом периоде способствует восстановлению валютных активов Нацфонда в 2023 году до $66,7 млрд, с дальнейшим ростом до $78,8 – 93,2 млрд в 2024 – 2025 годах. По нашим прогнозам, установление верхнего предела на изъятия из Нацфонда и темпы роста расходов в среднесрочном периоде позволят повысить фискальную дисциплину и усилить сберегательную функцию Нацфонда», — сказал министр нацэкономики.  

В связи с завершением в текущем году действия закона о трансфертах общего характера на 2020 – 2022 годы разработан проект Закона «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2023 – 2025 годы», предусматривающий утверждение объемов субвенций и изъятий на следующий трехлетний период. 

Объемы трансфертов общего характера рассчитаны с учетом новых подходов по расширению финансовой самостоятельности регионов и выравниванию доступности социальных благ и государственных услуг, а также по постепенному сокращению объемов трансфертов между центром и регионами. 

С учетом этого определены три региона-донора – Атырауская область, города Нур-Султан и Алматы, по которым бюджетные изъятия определены в следующих объемах: в 2023 году – 487 млрд тг, в 2024 году – 536 млрд тг, в 2025 году – 577 млрд тг. 

Как отметил глава Министерства нацэкономики, по остальным 17-ти регионам объемы бюджетных субвенций составили в 2023 году – 4,9 трлн тг, в 2024 году – 5,2 трлн тг, в 2025 году – 5,7 трлн тг. 

Объемы трансфертов общего характера учтены в параметрах республиканского бюджета. 

«Прогнозные параметры бюджета и Нацфонда сбалансированы и направлены на восстановление и стабилизацию социально-экономических показателей для обеспечения поступательного устойчивого роста экономики», — добавил А. Куантыров.   

Заместитель Премьер-Министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев доложил о проекте Закона «О республиканском бюджете на 2023 – 2025 годы». Законопроект разработан в соответствии с Бюджетным кодексом на основании Прогноза социально-экономического развития страны до 2027 года.

Поступления на 2023 год прогнозируются на уровне 17,8 трлн тг.

В следующем году гарантированный трансферт из Национального фонда будет привлечен со снижением в 1,8 раза до 2,2 трлн тг по сравнению с текущим годом.

«Дефицит бюджета в 2023 году прогнозируется на уровне 2,7% к ВВП со снижением к 2025 году до 2,5% к ВВП. Расходы бюджета на 2023 год с учетом доходов и дефицита планируются с увеличением на 2,2 трлн тг по отношению к 2022 году и составят 21 трлн тг», — сообщил Е. Жамаубаев.  

Параметры бюджета соответствуют установленным бюджетным законодательством правилам по гарантированному трансферту, темпу роста расходов и дефициту бюджета.

В текущем году разработка проекта республиканского бюджета на 2023-2025 годы совпадает с формированием трансфертов общего характера. В базу местных бюджетов переданы все целевые текущие трансферты, в частности в 2023 году – 2,8 трлн тг, в 2024 году – 3,2 трлн тг, в 2025 году – 3,6 трлн тг.

Если рассматривать структуру расходов бюджета, то основная доля приходится на социальную сферу.

«В 2023 году на социальную сферу запланировано 8 трлн тг. Средства будут направлены на выплату пенсий и пособий, развитие системы образования, здравоохранения, культуры и спорта, стимулирование молодежи», — отметил министр финансов.  

На поддержку развития реального сектора экономики на 2023 год предусмотрено 2,1 трлн  тг.

Приоритетами данного направления являются:

  • развитие обрабатывающей промышленности;
  • реализация продолжающихся инфраструктурных проектов в регионах;
  • развитие и поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
  • развитие транспортной и газотранспортной системы.

В свою очередь заместитель председателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов проинформировал, что Нацбанк принял участие в разработке макроэкономических прогнозов развития страны на 2023-2027 годы. 

«Инфляция, по нашим прогнозам, к концу 2023 года замедлится с текущих уровней до 7,5-9,5% на фоне принимаемых решений по базовой ставке, планируемого к реализации контрциклического бюджетного правила, постепенного снижения внешнего инфляционного давления и ухода из расчетов высокой базы текущего года. Отмечу, что в настоящее время проводится очередной прогнозный раунд в Нацбанке, результаты которого будут объявлены 5 сентября т.г. При отсутствии новых шоков в среднесрочном периоде инфляция будет приближаться к целевому коридору к концу 2024 года», — пояснил А. Баймагамбетов.  

Текущий счет платежного баланса сложится в 2022 году с профицитом на фоне высоких цен на экспортируемое сырье на уровне $7,2 млрд с дальнейшим сокращением до $6,2 млрд в 2023 году.

Экспорт товаров по методологии платежного баланса в 2023 году снизится незначительно на 0,9% до $80,9 млрд ввиду закладываемой Правительством сценарной корректировки высоких цен на сырье.

По словам заместителя главы Нацбанка, импорт товаров будет оставаться на высоких уровнях и составит $45,7 млрд. Нарастающий спрос на зарубежную продукцию будет связан с недостаточностью казахстанского производства для покрытия потребностей населения и бизнеса, а также большими объемами фискальных расходов.

«Профицит текущего счета является неустойчивым, поскольку обеспечивается лишь ростом цен на сырье при сохранении экспорта готовых товаров на низком уровне. Достижение устойчивости платежного баланса к внешним шокам требует повышения эффективности работ Правительства по реализации целей, направленных на наращивание несырьевого экспорта и насыщение потребительских рынков отечественными товарами», — резюмировал А. Баймагамбетов.    

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться

Политическая модернизация в Казахстане идет быстрыми темпами. Однако экономическая ситуация складывается пока не лучшим образом. Каковы перспективы? Над этим вопросом мы попросили поразмышлять директора Института экономической политики, члена Национального курултая и консультативного комитета Высшего совета по реформам РК Каирбека Арыстанбекова.

– В инаугурационной речи Президент Касым-Жомарт Токаев выделил ряд ключевых направлений развития страны. В их числе построение справедливой рыночной экономики, защита частной собственности, усиление конкуренции, искоренение коррупции…

– Да, но добиться этого будет невозможно без обеспечения подлинного верховенства права.

Президент предлагает ряд серьезных и системных мер в целях улучшения благосостоя­ния и социального самочувствия населения. Первая группа предложений была проработана еще на площадке Национального совета общественного доверия, вторая сформулирована по линии консультативных комитетов Высшего совета по реформам. Главное, что их объединяет и стимулирует, – создание справедливой рыночной экономики. С точки зрения государственной политики, общество нуждается в гарантированных и единых правилах игры.

В начале 2000-х годов США и ЕС предоставили Казахстану статус страны с рыночной экономикой. Однако в период с 2008 по 2018 год мы начали терять позиции, скатываясь к основам государственного капитализма при сужении размеров рыночной экономики.

Были созданы компоненты корпоративистского государства, наблюдались элементы дискриминационной политики, экономические и денежные власти открыли «шлагбаум» для национализации убыточных и приватизации прибыльных компаний (этот процесс получил название «казахской экономичес­кой болезни»), доминировали интересы узких групп олигархов и финансово-промышленных групп.

Вследствие чего государство, по сути, перестало быть слышащим. В силу упомянутых причин и других факторов ежегодные послания Касым-Жомарта Токаева и проводившиеся конституционные реформы предопределили новую повестку дня для развития Казахстана. Отсюда необходимость и значимость тезиса о создании рыночной экономики в стране.

– Президент получил мандат доверия от казахстанцев на ближайшие семь лет. Сможет ли он за свой однократный президентский срок принять решительные меры, для того чтобы Казахстан развивался более высокими темпами? Каков ваш прогноз по социально-экономическому развитию страны?

– На мой взгляд, предстоящие семь лет перед страной и Президентом будет стоять сложнейшая дилемма. Мы находимся на перепутье различных сценариев экономического развития. Преж­де всего отмечу, что имеются серьезные различия между характером существующей в стране экономики (рыночной, полурыночной или нерыночной) и проводимой Правительством экономической политикой (патерналистской, популистской, ответственной, либеральной). Исходя из упомянутых различий и выбора направленности экономической политики, мы можем сформулировать три сценария социально-экономического развития.

Первый предполагает развитие экономики Казахстана умеренными темпами – речь идет о ежегодном росте ВВП примерно от 2 до 3%. В настоящее время в республике наблюдается именно такой тренд.

Здесь есть одно уточнение. Наша экономика распалась на пять структурообразующих секторов. Когда достигается рост ВВП в 2–3%, то основными бенефициарами, то есть получателями выгод, становятся экспортно-сырьевой сектор, сектор торговли и государственный бюджет.

Иными словами, социально-экономический эффект для всего 18-миллионного населения при таком росте особо не ощущается.

Второй сценарий предусматривает развитие Казахстана с ежегодным темпом роста ВВП от 3 до 5%. В этом случае численность основных бенефициаров становится чуть больше: экспортно-сырьевой сектор, ряд отраслей внутренне ориентированного сектора, торговля, сектор социальных услуг.

Однако и второй сценарий также не гарантирует получения социально-экономического эффекта всем населением страны, он охватит лишь около 60–70% казахстанцев.

И, наконец, третий сценарий – достижение высоких темпов экономического роста, от 5 до 7% ежегодно. В этом случае охват населения республики может достичь 90%. В результате государство получит возможность увеличить размер заработной платы казахстанцев в два-три раза, пенсий – в три-четыре раза, пособий и стипендий – в пять раз.

Наш анализ показывает, что при таком росте социально-экономическую отдачу получает все население без исключения. Поэтому и для Президента, и для всей страны привлекательным и жизненно важным в пользу национальных интересов становится третий амбициозный сценарий.

На инаугурации Касым-Жомарт Токаев заверил, что «приложит все усилия для того, чтобы оправдать доверие народа и превратить Казахстан в процветающее и благополучное государство». Я убежден: добиться этого можно в случае принятия политического решения по третьему сценарию.

– Что требуется, для того чтобы направить Казахстан на орбиту третьего сценария?

– Нам необходимо разработать амбициозный и стратегически важный документ. Речь идет о программе Правительства по стимулированию и ускорению экономического роста, а именно – удвоению ВВП. Будучи членом НСОД, мне посчастливилось быть на приеме у Касым-Жомарта Токаева, и в ходе беседы я поднял ряд острых социально-экономических и политических вопросов. В том числе о целесообразности разработки такой программы с применением опыта Китая. Глава государства поддержал это предложение.

Между прочим состоявшееся в 2000–2008 годах «экономическое чудо» Казахстана началось, когда Премьер-министром страны был Касым-Жомарт Кемелевич. Тогда именно его Правительство заложило основу для экономического бума. Следовательно, теперь он может повторить это уже на посту Президента.

Отмечу, что после вышеуказанной встречи с Главой государства наш институт приступил к разработке данной программы. Это заняло два года, и ее концептуальные аспекты мы озвучили в «Казахстанской правде» в статье «Реально ли удвоить ВВП?» в номере от 23 сентября 2021 года.

На сегодняшний день проект программы предварительно проработан с различными экс­пертами, Агентством по стратегическому планированию и реформам, экономическим блоком Канцелярии Премьер-министра. Конечно, документ все еще корректируется, совершенствуется. Но я убежден: утверждение и реализация программы удвоения ВВП дает шанс для достижения поставленных Главой государства целей и мы должны воспользоваться этим шансом.

В центре Пекина и других городов Китая можно увидеть плакаты с надписью: «Мао Дзэдун поднял страну с колен, Дэн Саяопин обогатил, а Си Цзиньпин укрепил ее мощь». Исходя их этого, мы должны обратить внимание на меры, которые принимал великий реформатор в 1978–1979 годах.

Так вот первым стартовым условием для ускорения ВВП Китая было радикальное сокращение размера государства. Под этим термином понимается не численность населения или территория страны, а расходы Правительства. То есть предполагается сокращение расходов государственного бюджета, квазигосударственного сектора, всех предприятий, созданных с участием государства.

Когда власти КНР начали эту реформу, Дэн Сяопин радикально сократил расходы расширенного правительства до 12–15% ВВП, и этот шаг стал решающим для сотворения китайского «экономического чуда».

Что касается нашей страны, то данный показатель составляет около 50% ВВП. Поэтому у нас нет достаточных оснований говорить, что Казахстан сможет достичь высоких темпов экономического роста – до 7% при сохранении нынешних расходов. Таким образом, первая радикальная задача для удвоения ВВП – сокращение расходов расширенного Правительства.

Второе базовое условие вытекает из первого. Когда экономичес­кие власти сокращают расходы государства, это влечет за собой сокращение налоговых и неналоговых изъятий из экономики.

Как объявил Глава государства, в 2023 году начинается серьезная реформа налоговой системы. И мы должны воспользоваться этим шансом, чтобы новое налоговое законодательство способствовало ускорению экономического роста. Безусловно, есть и другие базовые условия, они предусмотрены нашей программой.

– Возникает закономерный вопрос: если концептуально применить зарубежный опыт, включая опыт КНР, то есть сократить расходы, этого будет достаточно?

– Конечно, нет. Поскольку Казахстан является страной, которая экспортирует углеводородные ресурсы. Прежде чем утвердить и осуществить указанную программу, необходимо проработать и принять ряд системных мер по нейтрализации структурных дисбалансов в экономике.

За истекшие 30 лет по итогам исполнения различных программ и стратегий экономика Казахстана фактически распалась на пять ключевых структурообразующих секторов. Это экспортно-сырьевой сектор (горнодобывающая и нефтегазовая промышленность, экспортная часть АПК и так далее) – 14–16% ВВП; внутренне-ориентированный сектор (24–26% ВВП), включающий в себя обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, строительство. Далее идет инфраструктурный сектор (транс­порт, складирование, связь, электроснабжение и водоснабжение) – 11–12% ВВП; торговля и ремонт – 16–17% ВВП.

Наконец, есть сектор социальных услуг (здравоохранение, образование и другое), занимающий 7–8% ВВП. В результате перетока валовой добавленной стоимости между указанными секторами возникли структурные дисбалансы и диспропорции, создающие основу для структурного кризиса в экономике.

К примеру, сектор торговли играет двоякую роль: с одной стороны, обеспечивает нагрузку и развитие отечественных товаропроизводителей (речь идет о легкой и других сегментах обрабатывающей промышленнос­ти) за счет массового импорта, с другой – сконцентрированный капитал «растворяется» по двум каналам, часть идет на выплату теневой заработной платы, часть вывозится за рубеж.

Самое интересное, что баланс между этими пятью секторами поддерживался и все еще поддерживается за счет компенсаторов. Один из них – низкая заработная плата. Если в экспортно-сырьевом секторе доходы выше, то во внутренне ориентированном зарплата почти вдвое ниже.

Второй компенсатор – обменный курс тенге, третий – государственный контроль над ценами на социально значимые товары. Четвертый – низкий уровень тарифов по линии инфраструктурного сектора. Однако запас проч­ности данных компенсаторов из года в год ослабевал, начался процесс снижения конкурентоспособности экономики.

Яркий пример, к чему приводят жесткие тарифы на определенные виды услуг, допустим, тепло, – недавняя авария в Экибастузе. К сожалению, в официальных документах Правительства и центральных государственных органов речь о каких-то компенсаторах вообще не идет.

В Казахстане было создано Агентство по стратегическому планированию и реформам, его руководители Кайрат Келимбетов и Асет Иргалиев провели большую работу по созданию и реализации новой системы госпланирования, включая сокращение перечня документов. Разработан и утвержден Нацио­нальный план развития РК до 2025 года, которым предусмот­рено достижение ежегодных темпов роста экономики в 5%.

Однако прошло уже два года, но, к сожалению, наш ВВП растет всего на 2–3%. То есть мы уже отстаем от утвержденного графика. Значит, можно сделать выводы о необходимости коррекции ряда параметров Нацплана и действующей системы государственного планирования.

Одновременно необходимо напомнить, что Нацплан до 2025 года представляет собой платформу для реализации предвыборной программы партии «Amanat».

Однако исследования показывают: когда правящая партия занимает в Парламенте 80% мест, то в таких странах темпы роста ВВП на душу населения ежегодно падают. Получается, что такая конструкция, как «предвыборная платформа правящей партии равно Нацплан» как документ сис­темы госпланирования противоречит задачам удвоения ВВП.

В то же время разработанные и принятые документы системы госпланирования сверстаны с учетом возможностей и утвержденных параметров госбюджета. Мы знаем, что для претворения в жизнь десяти национальных проектов и документов национальных холдингов и компаний нам нужны расходы расширенного Правительства на уровне 50% ВВП. Как я ранее говорил, такие расходы ни при каких условиях не позволяют достичь высоких темпов экономического роста.

Другими словами, мы уже заранее заложили противоречие в систему госпланирования. В этом и состоит парадокс Казахстана. Мы двигаемся в неправильном направлении.

Кроме того, квазигоссектор в последние десять лет оказался ориентирован на расширение производства – повышение эффективности для него не стало приоритетной задачей. Также он вступает в неформальные отношения с госорганами и имеет искаженную мотивацию.

Вместе с тем Правительство Алихана Смаилова мною воспринимается как полуреформаторское. Да, в его составе есть выпускники «Болашака», но нет либерального крыла, с точки зрения экономической политики.

Общеизвестно, что Правительство всегда загружено решением текущих вопросов социально-экономического развития. Но хотелось бы, чтобы вновь наз­наченные министры озадачились и таким стратегическим направлением, как удвоение ВВП, тем более что теоретически это возможно.

В завершение скажу: если Казахстан пойдет по пути первого либо второго сценариев экономического развития, игнорировав третий, то не придется удивляться, почему рано или поздно практически неисполненным станет Комплексный план Правительства «Программа повышения доходов населения до 2025 года».

Дело в том, что его осуществление охватывает мероприятия по четырем направлениям, включая, во-первых, обязательства по повышению заработных плат из бюджета; во-вторых, повышение доходов населения путем создания новых рабочих мест;
в-третьих, защиту покупательной способности доходов населения; в-четвертых, системные меры, обеспечивающие повышение уровня доходов.

Так вот, мировая история экономики не знает случаев повышения доходов населения при низком темпе роста ВВП. Мировая практика не знает случаев создания рабочих мест при отсутствии экономического роста.

В то же время мировая экономика сулит повышение благосостояния всего населения только единственным способом – путем достижения высоких темпов роста ВВП.

Беседовала Асель Муканова

Названы три сценария развития экономики Казахстана в ближайшие годы

Опубликовано:

27 августа 2022, 10:35

Монеты на фоне графика
Иллюстративное фото: NUR.KZ / Владимир Третьяков

На заседании правительства министр нацэкономики Алибек Куантыров представил три сценария развития экономики Казахстана в 2023-2027 годах, передает корреспондент NUR.KZ.

По данным министра, в зависимости от изменений внешних и внутренних факторов разработаны базовый, оптимистический и пессимистический сценарии.

«При базовом сценарии предлагается использовать среднюю цену на нефть на уровне 85 долларов за баррель и расчетный курс доллара США на уровне 470 тенге. Среднегодовой реальный рост ВВП по данному сценарию составит 3,9%, в том числе в 2023 году – 4%.

При оптимистическом сценарии предполагаемая цена на нефть определена на уровне 110 долларов за баррель, курс доллара США – 440 тенге. Среднегодовой рост экономики прогнозируется на уровне 4,2%.

Пессимистический сценарий предусматривает цену на нефть 60 долларов за баррель и ослабление курса до 500 тенге за доллар США. Прогнозируемый реальный рост ВВП составит в среднем 3,5%», — сообщил Куантыров.

Он добавил, что инфляция во всех сценариях определена в 2023 году на уровне 7,5-9,5%, в 2024 году – на уровне 4-5% с последующим снижением в 2025 – 2027 годы до 3-4%.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan-economy/1985111-nazvany-tri-stsenariya-razvitiya-ekonomiki-kazahstana-v-blizhayshie-gody/

Казахстан
в 2020-2024 годы: три сценария

Михаил Максимов

Будучи страной с открытой экономикой, активно ведущей
торговлю с зарубежными государствами и производящей продукцию, цены на которую
формируются на мировых рынках, Казахстан в значительной степени зависит от
ситуации на международной экономической арене. Именно поэтому в Прогнозе
социально-экономического развития РК на 2020-2024 годы, утвержденном
Правительством, важная роль отводится анализу соответствующих рисков.

Перспективы мировой экономики

Согласно июльскому прогнозу МВФ на фоне ухудшения
настроений на финансовых рынках и нарастания неопределенности относительно
политики стран в мировой торговле, а также учитывая низкий уровень инфляции с
нарастанием риска дезинфляционного ожидания, рост мировой экономики в 2019 году
замедлится до 3,2% с последующим повышением до 3,5% в 2020 году.

Замедление мировой экономики связано со снижением
динамики роста в развитых странах вследствие ослабления инвестиционных притоков
и роста производительности, сокращения спроса на потребительские товары
длительного пользования и ограничения долгосрочных расходов, которые
сказываются на динамике промышленного производства.

Вместе с тем с возобновлением притока иностранного
капитала и реализацией структурных реформ развивающиеся страны будут набирать
темпы роста, увеличивая экономический потенциал и вклад в развитие мировой
экономики.

Несмотря на возможное замедление экономического роста
в развитых странах, потенциальное повышение совокупного роста в развивающихся
странах и сохраняющиеся умеренные цены на биржевые товары будут поддерживать
темпы роста глобальной экономики в 2019-2020 годах.

Рост экономики в странах с формирующимся рынком и
развивающихся государствах ожидается на уровне 4,1% и 4,7% соответственно.

В развитых экономиках прогнозируется рост в 2019 году
на уровне 1,9% с последующим замедлением до 1,7% в 2020 году.

Ключевые риски

В целом, как отмечено выше, в среднесрочной
перспективе рост мировой экономики окажется благоприятным и будет
обеспечиваться во многом за счет развивающихся стран на фоне умеренного роста в
развитых странах. Вместе с тем по-прежнему сохраняются риски, способные вызвать
негативные тенденции.

Первый риск
торговые войны и несогласованность бизнес-процессов.

Усиление протекционизма, ужесточение
бизнес-ограничений, торговые войны (США — Китай), а также несогласованность
торгово-экономических режимов Великобритании и Евросоюза могут привести к
замедлению мировой торговли, оказав давление на снижение экономической
активности.

По прогнозу экспертов МВФ, на фоне напряженности
торговых отношений ожидается замедление роста мировой торговли с 3,7% в 2018
году до 2,5% в 2019-м с последующим увеличением до 3,7% в 2020 году.

Второй риск
санкции США в отношении России и Ирана.

Санкционная политика США, превратившаяся в глобальный
фактор, не только влияет на текущее состояние мировой экономики и ее
долгосрочные изменения, но и создает потенциальные риски для стран партнеров
России и Ирана.

США направляет прямой сигнал бизнесу третьих стран,
что сотрудничество с российским и иранским подсанкционным бизнесом является
нежелательным и может повлечь «вторичные ограничения» с американской стороны.

Третий риск
— ухудшение геополитической ситуации в мире.

Неблагоприятная геополитическая ситуация в Украине,
Сирии и в целом на Ближнем Востоке вызывает дополнительный риск, касающийся
вторичных каналов внешней торговли и прямых иностранных инвестиций.

Осложнение геополитической ситуации и последовавшая за
ней неопределенность в мировой экономике формируют риски снижения
инвестиционной активности и ухудшения внешнеторговых связей и деловых
отношений, усиливая факторы ослабления экономической активности.

Данная тенденция приводит к росту безработицы и
снижению спроса на низкооплачиваемую рабочую силу, тем самым повышая риски
притока мигрантов и оттока квалифицированных кадров в развитые рынки.

https://www.kazpravda.kz/images/w600/uploads/redactors/images/5d9c0d7543c931570508149.jpeg

Сценарные прогнозы роста

Прогнозирование
социально-экономического развития Казахстана на пятилетний период осуществляется
по трем сценариям в зависимости от влияющих на развитие экономики факторов и
тенденций.

Для формирования сценариев развития в качестве
основных факторов приняты тенденции развития мировой экономики, мировых цен на
нефть и ситуации на мировых финансовых рынках.

Оптимистический сценарий подразумевает поступательное развитие мировой
экономики в 2020-2024 годах. Успешная реализация политики по улучшению
экономической и инвестиционной активности в США и других развитых странах
приведет к укреплению спроса на мировых товарных рынках, что послужит импульсом
для более высокого экономического роста в развивающихся государствах. Улучшение
геополитической ситуации и восстановление интеграционных процессов, а также
разрешение торговых споров приведет к улучшению торговых отношений, что
положительно скажется на увеличении цен на сырьевые товары.

При оптимистическом сценарии в 2020-2024 годах мировая
цена на нефть будет находиться на уровне 65 долларов за баррель. Среднегодовой
рост ВВП составит 4,8%. За счет благоприятных внешних и внутренних условий
ожидается более высокий рост во всех сегментах экономики. Торгуемые сектора
экономики в среднем будут расти темпами 4,3%, неторгуемые — 5,1%.

https://www.kazpravda.kz/images/w600/uploads/redactors/images/5d9c0d54ccf151570508116.jpeg

Сохранение благоприятных условий на рынке биржевых
товаров и рост цен на продовольственную продукцию будут способствовать динамичному
развитию отраслей и росту производственной активности в стране, а также
увеличению потока иностранных инвестиций, что окажет позитивный эффект на
расширение казахстанского экспорта. При оптимистическом сценарии объем экспорта
товаров увеличится с 58 млрд долларов в 2020 году до 70,1 млрд в 2024-м.

Благоприятные внешние и внутренние условия, деловая
активность с удовлетворением внутрипроизводственного спроса и расширение
обеспечения потребностей населения отечественными продуктами будут способствовать
сохранению стабильного уровня инфляции.

При оптимистическом сценарии прогнозируется сохранение
установленного уровня по неснижаемому остатку средств Национального фонда,
которые на конец 2022 года прогнозируются на уровне 31% к ВВП.

Повышенный рост выпуска в отраслях экономики будет
способствовать значительному увеличению доходов республиканского бюджета. В
2022 году по сравнению с 2020-м прогнозируется увеличение доходов в объеме 1
527 млрд тенге.

Базовый сценарий
предполагает постепенное увеличение темпов роста мировой экономики в 2020-2024
годах с сохранением ее устойчивости.

Данный вариант развития предполагает сохранение
экономической активности в развитых странах (США, еврозона) с формированием
умеренных темпов роста. При этом экономики стран с формирующимся рынком и
развивающиеся государства будут постепенно расти за счет менее волатильной
ситуации на внешних биржевых рынках и полной адаптации экономической политики к
новым реалиям глобального развития.

В 2020-2024 годах мировая цена на нефть сложится на
уровне 55 долларов за баррель. Среднегодовой рост ВВП Казахстана составит 4,4%.
За счет расширения внутреннего спроса, стабильного инфляционного фона и
увеличения потребительской активности населения неторгуемый сегмент экономики
будет расти опережающими темпами на 4,6%, при этом торгуемый сектор возрастет
на 4,1%.

https://www.kazpravda.kz/images/w600/uploads/redactors/images/5d9c0d5f5b37f1570508127.jpeg

Стабилизация ситуации на биржевых рынках и спрос на
продовольственную продукцию благоприятно отразятся на экспортных поставках
отечественных продуктов. В 2020 году экспорт товаров составит 51,4 млрд
долларов с увеличением до 62,1 млрд долларов в 2024-м.

Реализация мер по стимулированию снижения
потребительских цен на внутреннем рынке и режима инфляционного таргетирования
позволит сохранить уровень инфляции в пределах целевого коридора.

С учетом использования гарантированного трансферта из
Национального фонда условие по сохранению неснижаемого остатка Национального
фонда к ВВП выполняется. Средства фонда на конец 2022 года прогнозируются в
объеме 31,6% к ВВП.

Устойчивые параметры экономического роста будут
оказывать влияние на поступательное увеличение доходов. В 2020-м доходы
ожидаются в объеме 7 957,1 млрд тенге с увеличением до 8 635,9 и 9 440,5 млрд
тенге в 2021 и 2022 годах соответственно.

Пессимистический сценарий характеризуется наступлением неблагоприятных явлений в
экономике, обусловленных замедлением роста мировой экономики, обострением
геополитической ситуации, влиянием неблагоприятного развития крупных экономик
мира — основных торговых партнеров Казахстана, в частности стран еврозоны,
Китая, России, а также снижением мировых цен на основные виды энергоресурсов и
другие экспортные товары РК. Инвестиционные доходы сократятся, усилится их
репатриация в страны-доноры.

Цена на нефть снизится до уровня 45 долларов за баррель
в 2020-2024 годах. Среднегодовой рост ВВП замедлится до 3,9%. Ухудшение внешних
условий и снижение деловой активности будут сдерживать рост в системообразующих
отраслях экономики. Средний рост в торгуемых секторах замедлится до 3,6%, в
неторгуемых — до 4,1%.

Напряженность в торговых отношениях между США и
Китаем, а также ЕС окажет негативное воздействие на мировую торговлю. Это может
привести к падению мирового спроса и снижению цен на товарных рынках, что
негативно отразится на казахстанском экспорте. Экспорт товаров по прогнозу
составит 39,9-51 млрд долларов в 2020-2024 годах.

https://www.kazpravda.kz/images/w600/uploads/redactors/images/5d9c0d68d33971570508136.jpeg

Ожидается, что рост протекционизма и эскалация
торговых войн, а также различные тарифные ограничения и санкционные
противостояния приведут к валютным войнам и манипуляциям национальных денежных
единиц. На фоне девальвационных процессов увеличатся инфляционные ожидания у
населения. Ввоз иностранных товаров может привести к импорту инфляции ввиду их
высокой доли в потреблении домашних хозяйств.

Все эти факторы будут усиливать инфляционные процессы,
значение которых может перейти за пределы целевого коридора.

При цене на нефть 45 долларов за баррель неснижаемый
остаток Национального фонда в 2020-2022 годах прогнозируется выше
установленного уровня. Средства фонда на конец 2022 года прогнозируются на
уровне 32,5% к ВВП.

Замедление развития экономических процессов будет
сдерживать рост доходов от налоговых поступлений. По сравнению с предыдущим
годом, в 2021-м прогнозируются увеличение доходов в объеме 650,2 млрд тенге, в
2022 году — в объеме 773,7 млрд тенге.

На случай наступления данного сценария с учетом опыта
принятых антикризисных мер реагирования в предыдущих периодах будут реализованы
меры по стимулированию экономической активности. Они охватывают мероприятия по
обеспечению макроэкономической стабильности, включая инструменты
денежно-кредитной политики, точечные меры по поддержке реального сектора
экономики и МСБ, а также социального обеспечения.

При этом в зависимости от специфики наступившей
кризисной ситуации меры будут пересматриваться и адаптироваться к текущим реалиям.

С учетом сложившихся тенденций развития экономики
Казахстана с начала года и ситуации в мировой экономике при формировании
прогноза социально-экономического развития страны за основу взят базовый
сценарий, параметры которого являются наиболее вероятными с незначительным
отклонением от текущих ожиданий.

В ближайшие пять лет, по оценкам правительства Казахстана (подкрепленными прогнозами международных экспертов), рост мировой экономики «будет благоприятным и будет обеспечиваться во многом за счет развивающихся стран на фоне умеренного роста в развитых странах». Однако отмечаются три главных риска, способных вызвать негативные тенденции.

Первый риск – торговые войны и несогласованность бизнес-процессов. Усиление протекционизма, ужесточение бизнес-ограничений, торговые войны (США – Китай), а также несогласованность торгово-экономических режимов Великобритании и Евросоюза могут привести к замедлению мировой торговли, оказав давление на снижение экономической активности.

Второй риск – санкции США в отношении России и Ирана. Санкционная политика США, превратившаяся в глобальный фактор, влияет не только на текущее состояние мировой экономики и ее долгосрочные изменения, но и накладывает потенциальные риски для экономики стран партнеров России и Ирана. «США направляет прямой сигнал бизнесу третьих стран, что сотрудничество с российским и иранским подсанкционным бизнесом является нежелательным и может повлечь «вторичные ограничения» с американской стороны», — отмечается в прогнозе.

Третий риск – ухудшение геополитической ситуации в мире. Продолжающаяся неблагоприятная геополитическая ситуация в Украине, Сирии, и в целом на Ближнем Востоке, вызывает дополнительный риск через вторичные каналы внешней торговли и прямые иностранные инвестиции. Осложнение геополитической ситуации и последовавшая за ней неопределенность в мировой экономике формируют риски снижения инвестиционной активности и ухудшения внешнеторговых связей и деловых отношений, усиливая факторы ослабления экономической активности.

С учетом этих рисков сформированы три сценария развития экономики Казахстана — оптимистичный, базовый и пессимистичный. Одна из ключевых цифр, которая будет влиять на «экономические настроения» — это мировая цена на нефть. Так, при оптимистичном сценарии она составит $65 за баррель, при пессимистичном — $45. За основу же взят базовый сценарий с ценой $55 за баррель.

Коридор темпов роста экономики также установлен от 4,8% при оптимистичном сценарии до 3,9% в случае наступления пессимистичного сценария. В базовом сценарии среднегодовой темп роста ВВП определен на уровне 4,4%.

Для правительства макрозадачи таковы: сдерживание инфляции, стабильный финансовый сектор, развитие приоритетных отраслей экономики, социальная политика.

Так, инфляцию планируется держать в коридоре 4-6% в 2020-2021 со снижением до 3-5% к 2024 году. Основным инструментом денежно-кредитной политики останется базовая ставка, устанавливаемая в зависимости от фактического и прогнозируемого уровня инфляции и других параметров.

«Процентная политика Национального банка будет направлена на поддержание базовой ставки в реальном выражении на уровне не выше долгосрочных темпов экономического роста в целях обеспечения разумного баланса в части регулирования инфляционных процессов и доступности кредитных ресурсов. Денежно-кредитная политика будет осуществляться в условиях свободно плавающего обменного курса тенге», — отмечается в прогнозе.

Поскольку цены на социально-значимые продукты питания — одна из ключевых составляющих инфляционного роста, правительство намерено продолжить выработку законодательных мер по сдерживанию роста цен на них.

«При заключении договоров на поставки социально-значимых продуктов в обязательном порядке будет устанавливаться размер предельной торговой надбавки, что снизит риск необоснованного завышения цен. Для эффективного администрирования будет проработан вопрос заключения лимита устанавливаемой надбавки в 10,0-15,0%. Местными исполнительными органами продолжится практика установления пороговых значений и предельных цен на такие товары и использования резервов стабилизационных фондов и социально продовольственных кооперативов, а также предоставления торговым сетям беспроцентных займов на год с установлением для них встречных обязательств по реализации социально-значимых товаров с фиксированной ставкой», — говорится в прогнозе.

Для стабильности в финансовом секторе планируется продолжить политику его оздоровления и повышению финустойчивости. Правительство констатирует, что уже «снижен уровень проблемных активов, из системы выведены неплатежеспособные банки и объединены системообразующие». «Это позволяет осуществить постепенное смещение фокуса с оздоровления банков на формирование институциональной и регуляторной среды, обеспечивающей высокое качество кредитных решений и низкий уровень кредитного риска», — считают в Кабмине.

Поэтому в 2020 году будет продолжена работа по повышению требований к качеству и полноте первичных данных по кредитному портфелю, совершенствованию методик оценки качества кредитного портфеля, разработке нормативно- правовых актов по вопросам предоставления банками полноценных данных. «Предусматривается возможность внедрения стандарта BCBS 239 (239 Basel Committee on Banking Supervision’s standard), дальнейшее развитие информационных систем в банках, повышение качества отчетности, расширение потенциала механизма выявления, оздоровления и урегулирования несостоятельных банков», — говорится в прогнозе.

Для обеспечения банковского сектора долгосрочным фондированием работа будет направлена «на снижение рисков концентрации и обеспечение стабильного фондирования банков, в том числе путем совершенствования механизма предельных ставок Казахстанского фонда гарантирования депозитов для стимулирования долгосрочных депозитов населения». Также Национальным банком проводится работа по совершенствованию пруденциального регулирования деятельности банков, системы управления рисками банковской деятельности с использованием принципов Базельского комитета по банковскому надзору. «К 2022 году коэффициент покрытия ликвидности для БВУ будет поэтапно увеличен до 100%. Коэффициент нетто стабильного фондирования установлен на пруденциальном уровне 100% с 1 января 2019 года», — отмечается в документе.

Также для совершенствования страхового рынка будет «внедрен международный стандарт Solvency II, предусматривающий требования к капиталу страховых организаций (минимальное требование к капиталу и требование к капиталу для обеспечения платежеспособности); систему управления рисками; собственную оценку рисками и платежеспособностью (ORSA); систему внутреннего контроля».

В правительстве рассчитывают, что проводимая денежно-кредитная политика будет «благоприятно воздействовать на развитие инвестиционного рынка и стимулирование кредитной активности банковского сектора». По прогнозам, среднегодовые темпы роста кредитования БВУ в течение пяти лет ожидаются на уровне 9,3%, в номинальном выражении вырастут до 21,4 трлн тенге к 2025 году. Депозиты резидентов за этот период увеличатся до 29 трлн тенге. Уровень денежной массы будет адекватен развитию экономики, в целом планируемая в среднем величина монетизации будет в пределах 31,5%.

Приоритетным направлением развития рынка ценных бумаг будет «повышение ликвидности посредством создания благоприятных условий для эмитентов по выпуску ценных бумаг, расширения перечня инвестиционно- привлекательных для инвесторов финансовых инструментов, либерализация подходов регулирования рынка ценных бумаг». Также в планах правительства — расширение возможностей институциональных инвесторов; либерализация регулирования инвестиционных фондов и активизации их деятельности; пересмотр системы пруденциального регулирования брокерских организаций; создание института инвестиционного банкинга; расширение функционала брокерских организаций в части оказания услуг клиентам. Также планируется, что Нацбанком будут приняты меры «по переходу от формализованного подхода к риск-ориентированному регулированию и надзору за субъектами рынка ценных бумаг».

Особое внимание правительство уделяет политике внешнего заимствования. Планируется продолжить ежегодное установление лимитов правительственного долга и предоставления государственных гарантий. При этом расходы на обслуживание и погашение правительственного долга не должны превышать 15% от доходов республиканского бюджета, включая трансферты из Национального фонда.

Установлено, что размер государственного долга в 2020 году не должен превышать 27% к ВВП, при этом правительственный долг — не более 25% к ВВП. Прогнозируется поэтапное снижение государственного долга по отношению к ВВП с 24,4% в 2020 году до 21,1% в 2024.

Вместе с тем, до 2024 года планируется реализация ряда проектов, предусмотренных программными документами, в том числе госпрограммой «Нұрлы жол» и других стратегически важных проектов. Поэтому предполагается увеличение правительственного долга с 14 423 млрд тенге в 2020 году до 18 545 млрд тенге в 2024.

Однако в целом для обеспечения контроля над уровнем внешнего государственного долга страны и квазигосударственного сектора, Концепцией новой бюджетной политики предусмотрены ограничения верхних пределов государственного и квазигосударственного долга, которые к 2020 году в совокупности должны составит не более 60% к ВВП. По прогнозным оценкам, совокупный государственный и квазигосударственный долг в 2020 году составит 48,9% к ВВП, и к 2024 снизится до 41,8%.

Отметим, по состоянию на 1 июля 2019 внешний правительственный долг составил $14,3 млрд, или 8,0% к ВВП, внешний квазигосударственный долг составил $19,4 млрд, или 10,9% к ВВП, валютные активы Национального фонда составили $58,2 млрд, или 32,7% к ВВП.

По расчетам Кабмина, главной движущей силой роста экономической активности в среднесрочной перспективе станут отрасли обработки и АПК, строительная индустрия, транспортно-логистическая сфера и сервисная экономика.

Так, в приоритет выделено машиностроение, и среднегодовой рост отрасли прогнозируется на уровне 5,8%. От нефтеперерабатывающей промышленности ждут в среднесрочном периоде не меньше 11% производства во всем обрабатывающем секторе. Основными приоритетными проектами данной отрасли являются строительство интегрированных газохимических комплексов по производству полипропилена и полиэтилена в Атырауской области.

В химической промышленности будут реализованы проекты по строительству заводов по производству комплексных минеральных удобрений в Жамбылской области (проектная мощность – 1,4 млн тонн удобрений в год), кальцинированной соды в Кызылординской области (200 тыс. тонн кальцинированной соды) и треххлористого фосфора и глифосата в Жамбылской области (13,6 тыс. тонн треххлористого фосфора и 10 тыс. тонн глифосата), а также модернизация заводов по производству минеральных удобрений в Мангистауской (342 тыс. тонн удобрений) и Жамбылской областях (1,3 млн тонн удобрений). Реализация проектов будет способствовать увеличению объемов продукции химической промышленности в среднем на 5,3% в год.

В металлургической отрасли планируется расширение номенклатуры и увеличение доли продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью, модернизацию действующих предприятий отрасли в целях снижения ресурсо- и энергоемкости, повышение производительности труда. Ожидаемый среднегодовой рост — 4,4%. Планируемые проекты в этой отрасли: строительство горно-обогатительных комплексов на базе месторождений полиметаллических руд «Шалкия» (112 тыс. тонн цинка и 29 тыс. тонн свинца в год) и «Масальское» (1 млн тонн проката); строительство заводов по производству комплексных сплавов (600 тыс. тонн сплавов) в Карагандинской области, стальных сварных труб большого диаметра г. Алматы (100 тыс. тонн стальных труб); расширение перерабатывающих мощностей Актогайского ГОК (удвоение мощности переработки сульфидной руды с 25 до 50 млн. тонн) и завода по производству ферросилиция в Карагандинской области (240 тысяч тонн).

В таких отраслях как фармацевтика, легкая промышленность, производство строительных материалов основные проекты будут направлены на обеспечение внутреннего спроса, привлечение передовых технологий для производства более качественных продуктов и расширение доли отечественных предприятий на внутреннем рынке в рамках реализации политики по импортозамещению. В 2020-2024 прогнозируется их рост в среднем на уровне 6,9%. В целом, доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП увеличиться до 11,8% к 2025 году против 11,4% в 2018.

Развитие нефтегазового сектора будет направлено на обеспечение потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах, диверсификацию экспортных маршрутов транспортировки нефти.

Прирост объемов добычи нефти (с 90 млн тонн в 2020 году до 100 млн тонн в 2024) будет обеспечиваться за счет проектов будущего расширения месторождений Тенгиз, Карачаганак, Кашаган, а также ввода в эксплуатацию морских месторождений.

В прогнозе отмечается, что существующие производственные мощности отечественных НПЗ покрывают потребность внутреннего рынка страны по светлым видам нефтепродуктов до 2024 года.

Начата реализация по проекту реверса нефтепровода Кенкияк-Атырау производительностью до 6 млн тонн в год с целью обеспечения поставок нефти на Шымкентский нефтеперерабатывающий и Павлодарский нефтехимический заводы. А расширение нефтепровода «Казахстан-Китай» позволит обеспечить экспорт нефти в Китай до 20 млн тонн в год, завершение работ планируется до конца 2020 года.


: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Министр национальной экономики Алибек Куантыров представил 3 сценария, по которым можно понять, как будет развиваться экономика Казахстана. Детали узнал корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса.

Разработано три сценария развития экономики Казахстана на 2023-2027 годы: базовый, оптимистический и пессимистический.

  1. В базовом сценарии: средняя цена на нефть — $85/баррель; курс доллара на уровне Т470; среднегодовой реальный рост ВВП 3,9%, в 2023 году — 4%.
  2. Оптимистический сценарий: цена на нефть — 110 $/баррель, курс доллара — Т440. Среднегодовой рост экономики прогнозируется на уровне 4,2%.
  3. Пессимистический сценарий: цена на нефть 60$/баррель. Прогнозируемый реальный рост ВВП составит в среднем 3,5%.

Инфляция во всех сценариях определена в 2023 году на уровне 7,5-9,5%, в 2024 году – на уровне 4-5% с последующим снижением в 2025 – 2027 годы до 3-4%.

Что ждет экономику Казахстана в 2023-24 годах. Прогноз, аналитика. Bizmedia.kz

Экономика: правительством одобрен проект республиканского бюджета на 2023-2025 годы

Прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2023-2027 годы и проекты законов по формированию республиканского бюджета на 2023-2025 годы рассмотрены на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова.

Министр национальной экономики Алибек Куантыров доложил, что прогноз социально-экономического развития сформирован с учетом итоговых данных по росту экономики в 2021 году, ожиданий международных финансовых организаций по росту мировой экономики и ценам на экспортные товары.

Как будет развиваться экономика Казахстана: 3 сценария от правительства. Bizmedia.kz

В базовом сценарии, который использован в качестве основы для бюджетного планирования, средняя цена на нефть заложена на уровне $85 за баррель, а расчетный курс доллара США – на уровне 470 тенге. Среднегодовой реальный размер ВВП Казахстана по данному сценарию составит 3,9%, в том числе в 2023 году – 4%. При этом ожидается рост экспорта и всех основных отраслей экономики. 

В свою очередь заместитель председателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов сообщил, что целевой коридор годовой инфляции в 2023 году спрогнозирован в пределах 7,5-9,5 %.

Данные о проекте республиканского бюджета на 2023–2025 годы представил заместитель Премьер-Министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев.

Так, поступления на 2023 год прогнозируются на уровне 17,8 трлн тг, гарантированный трансферт из Национального фонда будет привлечен в размере 2,2 трлн тг со снижением в 1,8 раза по сравнению с текущим годом.

ЕАБР - об экономики РК, инфляции и курсе доллара

Расходы в 2023 году планируются в объеме 21 трлн тг с увеличением на 2,2 трлн тг, причем их основная доля приходится на социальную сферу. На поддержку развития реального сектора экономики предусмотрено 2,1 трлн тг.

Заслушав выступающих, Премьер-Министр отметил, что представленный проект республиканского бюджета на трехлетний период прежде всего направлен на полное и своевременное выполнение всех социальных обязательств государства, а также обеспечение качественного и устойчивого развития экономики в текущих условиях.

«Рост валового внутреннего продукта в 2023-2025 годах прогнозируется на уровне 4-4,1%. Среднегодовой уровень инфляции планируется со снижением до 3-4% к 2025 году. Доходы республиканского бюджета в 2023 году увеличатся на 3 трлн тенге. Таким образом, мы обеспечиваем высокий уровень темпов роста собственных доходов республиканского бюджета», — сказал Алихан Смаилов.

При этом глава Правительства подчеркнул, что трансферты из Нацфонда будут значительно снижены: в 2023 году на 1,4 трлн тг, в 2024 еще на 800 млрд и на 500 млрд в 2025 году.

Куда инвестировать деньги? Совет министра экономики РК. Bizmedia.kz
«Это очень важный аспект. Гарантированный трансферт не будет превышать объема поступлений в Национальный фонд от нефтяного сектора. А рост расходов бюджета не будет превышать средний уровень долгосрочного экономического роста с учетом цели по инфляции. В целом проект бюджета сбалансирован», — отметил Премьер-Министр.

Алихан Смаилов также добавил, что бюджет является «социальным». Так, на эту сферу в 2023 году предусмотрено 8 трлн тг.

Вместе с тем в реальном секторе экономики приоритетными направлениями остаются развитие обрабатывающей промышленности, поддержка бизнеса, развитие транспортной инфраструктуры и газификация.

«Перед нами стоит задача по максимально эффективному использованию бюджетных средств», — заключил Премьер-Министр.

После процедуры голосования за представленные законопроекты глава Правительства поручил министерствам нацэкономики и финансов совместно с Канцелярией Премьер-Министра обеспечить внесение их и прогноза социально-экономического развития в Парламент.

Bizmedia.kz — в ТелеграмИнстаграм, Фейсбук, GoogleNews и Твитере. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

Читайте также:

  • В Казахстане падает индекс деловой активности. Анализ
  • Что ждет экономику Казахстана в 2023-24 годах. Прогноз, аналитика
  • Глава Нацбанка — об инфляции, КДК и уязвимости экономики РК
  • На бюджетной игле: 9 из 10 ипотечных кредитов выдаются по льготным ставкам

Национальный банк Казахстана представил обновленные сценарии развития экономики на следующий год. О прогнозах инфляции, ВВП и платежного баланса и причинах сохранения базовой ставки в интервью рассказал заместитель председателя Национального Банка Акылжан Баймагамбетов.

– Акылжан Маликович, насколько существенно пересмотрены прогнозы основных макропоказателей на 2021 год по итогам прогнозного раунда?

– Мы дали прогнозы основных макропоказателей на 2021 год и на первое полугодие 2022 года.

Цена на нефть марки Brent по итогам этого года сложится в среднем на уровне 40 долларов за баррель. Мы изменили базовый сценарий с 40 до 45 долларов, начиная с 2021 года до первого полугодия 2022 года. Это связано с относительно позитивными ожиданиями по ценам и устойчивыми прогнозами международных финансовых организаций, которые ожидают стоимость за баррель нефти в среднем на уровне 48,3 доллара в следующем году.

Прогноз ВВП на 2020 год скорректирован в сторону снижения – в пределах 2,5–2,7%. В основном это связано с более низкой траекторией фактического ВВП и ухудшением эпидемиологической ситуации в отдельных регионах страны.

По мере стабилизации эпидемиологической обстановки, восстановления мировой экономики и внутреннего спроса динамика ВВП перейдет в положительную зону уже во втором квартале 2021 года. В результате по итогам следующего года темпы роста составят 3,7–4,0%. В первом полугодии 2022 года – темпы те же.

Улучшение эпидемиологической обстановки повысит активность среди потребителей, нормализует ситуацию на рынке труда, приведет к росту реальных доходов населения и потребительского кредитования.

Ожидается усиление инвестиционной активности. Способствовать этому будут рост внутреннего и внешнего спроса, реализация государственных антикризисных программ и исполнение отложенных инвестпроектов.

На фоне более выраженного дезинфляционного влияния внутреннего спроса, которое усиливается из-за повторного введения карантинных ограничений в некоторых регионах, прогноз инфляции пересмотрен в сторону снижения. Годовая инфляция по итогам этого года оценивается в пределах 7,3–7,5%.

Прогнозы инфляции на следующий год не претерпели значительных изменений. К концу 2021 года годовая инфляция замедлится к верхней границе целевого диапазона 4–6%.

– Исходя из вашего анализа текущей ситуации, с чем связан рост цен на продовольствие, несмотря на подавленный спрос? И когда ожидается стабилизация и снижение продовольственной инфляции?

– Да, действительно, несмотря на снижение потребительской активности из-за закрытия производств и падения доходов, с начала пандемии COVID-19 мы наблюдали ускорение годового роста цен на продовольствие.

В основном это связано с нарушением цепочек поставок в условиях режима ЧП и закрытия границ. Наблюдался повышенный спрос на отдельные виды продуктов питания, которые население потенциально использовало для повышения иммунитета (чеснок, имбирь, фрукты, в частности, цитрусовые). В этот период зафиксирован закуп продуктов впрок. Похожие тенденции ускорения продовольственной инфляции происходили во многих странах мира.

Внешние цены на продовольствие также отражаются на инфляции основного торгового партнера Казахстана – Российской Федерации. По итогам ноября инфляция в России ускорилась до 4,4%, превысив цель и октябрьский прогноз Банка России. На ускорение инфляции влияло удорожание сахара, подсолнечного масла и мировой рост цен на зерно.

В Казахстане, начиная со второй половины лета, отмечается замедление продовольственной инфляции. В ноябре годовой рост составил 10,8%. Мы ожидаем дальнейшее снижение. Замедление динамики будет происходить на фоне ухода из расчета высокой статистической базы инфляции, сложившейся в результате высокого роста цен на мясо и хлебобулочные изделия в отдельные месяцы прошлого и текущего годов.

Между тем цены на продовольствие отличаются высокой волатильностью и подверженностью внешним шокам. Принимая во внимание резкий рост мировых цен на продовольствие, в частности, на растительные масла и зерновые, проинфляционные риски сохраняются.

– Как внешние шоки на продовольственных рынках существенно влияют на внутреннюю инфляцию?

– Воздействие шоков на мировых продовольственных рынках на внутренние цены зависит от множества факторов. Степень воздействия может быть обусловлена долей импортозависимости, уровнем транспортных и транзакционных издержек, торговой и протекционистской политикой, уровнем субсидирования конкретной сельскохозяйственной отрасли, изменением валютного курса и т.д.

Отдельные факторы могут смягчать, другие же, наоборот, увеличивать подверженность влиянию. Например, чем выше доля импорта агропродовольственной продукции, тем больше степень переноса международных цен на внутренние.

В Казахстане большинство продовольственной продукции обеспечивается внутренним производством, однако элементы импорта могут присутствовать в виде основного сырья, комплектующих, оборудования и т.д. В настоящее время существенная доля импорта в потреблении характерна для сахара, молочных продуктов, колбасных изделий и др.

В целом, для товаров, в отношении которых не существуют экспортных ограничений или других торговых барьеров, действует «закон единой цены». То есть, цены на внутреннем рынке будут выравниваться с ценами на международных рынках. Так, отечественные производители будут продавать свою продукцию на внешних рынках, если цена на международном рынке выше внутренней.

Это приводит к сокращению предложения на внутреннем рынке и повышению цен внутри страны. Поэтому, даже несмотря на сравнительно низкую долю импорта в продуктах питания, нельзя рассматривать внутренний рынок отдельно от внешних цен.

– Какова ситуация с платежным балансом? Улучшатся ли показатели внешнего сектора в следующем году?

– Дефицит текущего счета по итогам уходящего года будет ощутимо глубоким, хоть и меньше, чем был в 2019-м (7,2 млрд долларов) – на уровне около 5,7 млрд долларов.

Определенное улучшение ситуации объясняется в основном сокращением доходов к выплате иностранным инвесторам, работающим в нефтяном секторе, ввиду снижения цен на нефть и объемов её добычи. В остальном, отрицательный текущий счет обусловлен существенным ухудшением условий торговли ввиду распространения пандемии. Темпы сокращения экспорта товаров превалируют над темпами сокращения импорта.

Ожидается, что в следующем году дефицит текущего счета составит 6,5 млрд долларов. Это связано с рядом факторов. Во-первых, цены на сырьевых рынках будут восстанавливаться медленно, а объемы добычи и экспорта нефти увеличатся несущественно.

Во-вторых, рост цен на нефть, хоть и умеренный, обусловит рост выплат доходов иностранным прямым инвесторам, работающим в сырьевом секторе.

В-третьих, вследствие восстановления экономической активности, возрастет внутренний спрос на импортные товары, который будет поддерживаться инвестиционными программами и инициативами.

Мы ожидаем, что импорт будет расти быстрее экспорта, сдерживая улучшение торгового баланса. Наибольший рост ожидается по инвестиционным и промежуточным товарам. Импорт продовольственных и непродовольственных потребительских товаров, который по нашим расчетам, не сократится даже в 2020 году, продолжит рост и в 2021 году.

В целом, динамика текущего счета является следствием структурных особенностей нашей экономики.

– Национальный банк оставил базовую ставку без изменений, но сузил ее процентный коридор. Как вы сами прокомментируете это решение? Как в итоге отреагировал рынок и каковы ожидания по динамике инфляции в 2021 году?

– Решения по базовой ставке принимаются не только с учетом текущей ситуации во внутренней экономике, учитываются также прогнозы и ожидания по дальнейшему развитию ситуации.

Сразу отмечу, что декабрьское решение определяет влияние на динамику инфляции уже в 2021 году, потому что сигналы денежно-кредитной политики на финансовые рынки и инфляцию передаются с некоторым временным лагом.

Мы обновили наш макроэкономический прогноз и рассматривали как текущую ситуацию, так и прогнозы на 2021 и первую половину 2022 годов. В ноябре текущего года мы наблюдали ускорение инфляции до 7,3% и повышение инфляционных ожиданий до 7,8%. Превалировавшие в октябре дезинфляционные факторы и стабилизация инфляции переменились краткосрочными рисками дальнейшего повышения цен на продовольствие.

Конечно, можно парировать, что в это время цены растут сезонно. Однако очищенная от сезонных факторов месячная инфляция в августе-октябре текущего года находилась на уровне около 6% в годовом выражении, т.е. на верхней границе целевого коридора 4–6%. Данный показатель за один месяц резко ускорился до 7,4% в ноябре, подтверждая общий характер повышения инфляции.

Высокая чувствительность инфляционных ожиданий к воздействию краткосрочных факторов и неопределённости несет риски не заякорения инфляции. Соответственно, это может привести к более сильному проинфляционному давлению по сравнению с нашими предыдущими прогнозами. Баланс рисков сместился в сторону краткосрочных проинфляционных факторов.

Учитывая это, Национальный банк сохранил базовую ставку на уровне 9%, что позволит создать условия для достижения цели в 2021-2022 годах в 4–6%.

Сужение же коридора до +/–1 п.п. продиктовано необходимостью уменьшения волатильности для приближения ставки однодневного РЕПО к значению базовой ставки, а также для улучшения сигналов трансмиссии денежно-кредитной политики. Ситуация на денежном и валютном рынках стабильна, возврат к узкому коридору снизит неопределенности для участников рынка.

Наше решение основано на тщательном анализе и взвешенной оценке вероятности дальнейшего развития ситуации как внутри страны, так и за ее пределами.

Результаты опросов среди профессиональных участников показывают, что ожидания рынка совпали с принятым решением Национального банка.

– Хотелось бы подытожить вашей оценкой внешних монетарных условий. Надолго ли продлится период околонулевых ставок в мире?

– В наших прогнозах мы предполагаем, что внешние монетарные условия, для простоты выраженные через ставку по федеральным фондам ФРС США, будут около нулевыми до конца прогнозного периода. При этом развитые страны, ввиду «ловушки ликвидности», используют и нетрадиционные методы стимулирования спроса, что также поддерживает мягкие мировые монетарные условия. Учитывая серьезные дефляционные риски в развитых экономиках, период около нулевых ставок может продлиться достаточно долго. Многое зависит от скорости восстановления мирового спроса, распространения вакцины и нормализации эпидемиологической ситуации.

На текущий момент высока вероятность, исходя из действий центральных банков как развитых, так и развивающихся стран, что цикл смягчения монетарных условий с использованием традиционных инструментов монетарной политики завершен. Так Банк России последний раз снизил ключевую ставку 27 июля, и оставил ее без изменения 18 декабря 2020 года. В декабре Банк Мексики второй раз подряд оставил ставку неизменной. Банк Индонезии также не изменил свою ключевую ставку на последнем заседании.

С более детальными аспектами прогноза, предпосылками и анализом текущей внутренней и внешней экономической ситуации можно будет ознакомиться в докладе о денежно-кредитной политике, который мы опубликуем на нашем сайте 23 декабря 2020 года.

Источник: Kapital.kz

  1. Главная
  2. Аналитика
  3. Три сценария для Казахстана: Минэкономики удивляет оптимизмом

Три сценария для Казахстана: Минэкономики удивляет оптимизмом

29 августа 2022, 14:16
Прочитали: 865

3 сценария развития экономики Казахстана на 2023-2027 годы

Минэкономики Казахстана разработало три сценария развития экономики страны на 2023–2027 годы. Поскольку налоговые поступления от продажи сырой нефти — это основной источник дохода республиканского бюджета, то все сценарии построены в зависимости от цены на нефть.

При этом для бюджетного планирования министерство будет использовать базовый сценарий, согласно которому:

  • реальный рост ВВП ускорится с 4% в 2023 году до 4,2% в 2027 году;

  • номинальный ВВП вырастет со 120,7 трлн тенге до 176,6 трлн тенге;

  • дефицит бюджета планируется с постепенным снижением с 2,7% к ВВП в 2023 году до 2,5% к ВВП в 2025 году;

  • уровень ненефтяного дефицита — с 6,8% к ВВП в 2023 году до 5,3% к ВВП в 2025 году.

3 сценария развития экономики Казахстана

Рис. 1. 3 сценария развития экономики Казахстана.

Инфляцию в расчет не берем ни в одном из сценариев?

Особо отметим, что во всех трех сценариях Минэкономики инфляция определена на уровне:

  • 7,5–9,5% в 2023 г;

  • 4-5% — в 2024 г;

  • 3-4% — в 2025–2027 гг.

Все бы хорошо, но сегодня официальная инфляция в Казахстане 15%. Получается, что Минэкономики уже в следующем году ожидает ее снижения 2 в раза — и это несмотря на то, что весь мир сейчас в ожидании роста. Например, МВФ в конце июля пересмотрел свой прогноз по инфляции и ждет ее резкого рывка вверх. Согласно МВФ, потребительские цены вырастут на 6,6% в богатых экономиках и на 9,5% в развивающихся странах.

У нас выше инфляция, и эта инфляция является более широкой. Это не только энергия и еда. Она просачивается в услуги и товары, и значительно опережает цели центральных банков в большинстве стран


Аналитик Жанетта Махамбетова, редактор Никита Марычев

InvestFuture.ru

Оцените материал:

(оценок: 48, среднее: 4.54 из 5)

Три сценария развития экономики Казахстана на 2023-2027 годы обозначил министр национальной экономики Алибек Куантыров на заседании правительства.

Как сообщил министр, в зависимости от изменений внешних и внутренних параметров в стране возможны три варианта дальнейшего развития экономики.

При базовом сценарии МНЭ предлагает учитывать среднюю цену на нефть на уровне 85 долларов за баррель и расчётный курс доллара на уровне 470 тенге. Среднегодовой реальный рост ВВП по данному сценарию составит 3,9%, в том числе в 2023 году – 4%.

При оптимистическом сценарии предполагаемую цену на нефть определили на уровне 110 долларов за баррель, курс доллара – ориентировочно 440 тенге. Среднегодовой рост экономики прогнозируют на уровне 4,2%.

Пессимистический сценарий предусматривает цену на нефть в 60 долларов за баррель и ослабление курса до 500 тенге за доллар. Прогнозируемый реальный рост ВВП составит в среднем 3,5%.

«Инфляция во всех сценариях определена в 2023 году на уровне 7,5-9,5%, в 2024 году – на уровне 4-5% с последующим снижением в 2025-2027 годах до 3-4%», – заявил Алибек Куантыров.


Читайте также:

  • Нацбанк: Инфляция в Казахстане замедлится не раньше 2023 года
  • Доллар подорожал на бирже на семь тенге
  • Всемирный банк предоставит Казахстану 345 млн евро для восстановления экономики

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии праздников на весь год
  • Сценарии сериалов читать
  • Сценарии развития чс вызванных взрывами
  • Сценарии праздников на английском языке хэллоуин
  • Сценарии сериала теория большого взрыва