Сценарии развития предпринимательства

LeanZone.ru - бережливое производство и бережное управление, сообщество практиков бережливого производства

Коллеги!

Сейчас весь бизнес волнует вопрос каким образом будут развиваться события в ближайшие месяцы. Это вопрос благосостояния для огромного количества наших сограждан. Как известно, кто предупрежден, тот вооружен. Поэтому предлагаю рассмотреть несколько сценариев развития событий и их последствий для бизнеса, экономики в целом, чтобы люди могли подготовиться и выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями. В одного просчитать последствия трудно. Но на этом ресурсе очень много светлых голов, являющихся профессионалами в различных сферах деятельности и поэтому я предлагаю всем принять участие в поиске решений, возможностей, которые помогут преодолеть сегодняшний кризис на как можно достойном уровне.  У руководителей бизнеса, у собственников, появится больше понимания того, как им планировать имеющиеся у них ресурсы, какие риски учитывать. Конечно, готовых решений мы не дадим, но подсказками, как мне кажется, мы точно сможем обеспечить.

На примере других стран мы уже знаем несколько сценариев развития ситуации. Китайский, где жесткая изоляция населения, сплоченность и дисциплинированность людей и самоотверженный труд медиков дал результаты уже через пару месяцев, и бизнес начал активизироваться, но нет никаких гарантий, что не будут появляться новые очаги до поголовной вакцинации. Есть итальянский вариант, где не совсем понятно, что происходит. Есть южнокорейский сценарий, где быстро проводились анализы, быстро выявлялись все возможные контактные лица и проводилось массовое тестирование. Опять же динамку распространения вируса удалось снизить, но нет гарантий, что не будет повторных вспышек. Есть японский сценарий, где сама культура общения исключает близких контактов, ношение масок там и так было массовым до вируса, а общественные места (и не только) и так регулярно проходили санобработку дезинфицирующими средствами еще до вируса и потому количество заболевших пока небольшое и бизнес продолжает работать.

При китайском сценарии понятно, что делать – ждать. Итальянский – это не про нас, впрочем, как и японский (кстати яркий пример влияние культуры на экономику, намекаю на влияние корпоративной культуры на результаты конкретного бизнеса). Южнокорейскому – мы не следуем (возможно, пока еще не следуем). И потому предлагаю для обсуждения следующий сценарий.

Необходимо соблюсти два условия.

  1. Что бы было как можно меньше потерь среди граждан.
  2. Что бы данная ситуация больше не повторялась (во всяком случае с этим вирусом).

Комментарии к Условиям.

Наименьшее количество потерь среди граждан будет при условии не перегруженности системы здравоохранения. Т.е. ресурсов для лечения больных будет в достаточном количестве. Речь идет и об аппаратном обеспечении, и о медикаментозном, и о наличии реанимационных мест и просто койко-мест, и в первую очередь, конечно же, о достаточном количестве медработников необходимой специализации с учетом того, что части из них вирус передастся от больных и они не смогут продолжать оказывать лечение. Или говоря по-другому, должны быть исключены пиковые нагрузки, а возможное количество поступающих больных должно быть заранее прогнозируемым.

Повторение ситуации грозит для нации новыми экономическими потрясениями и свести к нулю вероятность их возникновения (остановки предприятий, закрытия городов и т.д.) в будущем, можно при условии, что почти 100% населения будут иметь необходимые антитела к данному вирусу (для прекращения пандемии, как говорят специалисты, достаточно, чтобы переболело 50%
населения). Этого можно достичь либо путем вакцинации, либо переболев данной болезнью. Быстрое получение вакцины, к сожалению, невозможно технологически. Переболеть можно, но надо соблюсти предпосылки для первого условия – отсутствие пиковых нагрузок. Исходя из этого предлагается следующее решение.

Решение.

  1. Создать наиболее жесткий вариант самоизоляции.
  2. Постепенно, порайонно снимать режим самоизоляции.
  3. Открытость по плану действий и получаемым результатам.

Комментарии к Решению.

По жесткому варианту самоизоляции, наверное, и так всё понятно – как можно меньше людей на улице и в общественных местах.

Снимать режим самоизоляции по районо – это значит снять все ограничения по общению на конкретной территории населенного пункта. Позволить в этом районе работать всем видам бизнеса – магазины, кафе, рестораны, гостиницы, парикмахерские и т.д. Это приведет к перезаражению большинства населения в этом районе. А так как открытая территория будет просчитана с учетом возможностей системы здравоохранения, то последствия для населения будут минимальны. Что касается группы риска – население с возрастом выше 60 лет, или отдельные категории населения с проблемами здоровья, то для них режим самоизоляции оставить до появления вакцины. А обеспечение жизненно необходимыми товарами будет осуществляться на определенных условиях передачи этих товаров, либо родственниками, либо волонтёрами, либо за счет государства. Опять же, если кто-то всё-таки заболеет из группы риска, то учитывая неперегруженность системы здравоохранения, вероятность благополучного исхода для этих больных очень высока. Конечно, часть сотрудников заработавших предприятий, будет находиться за переделами открытого района, но это уже технически решаемые вопросы. Когда в открытом районе ситуация стабилизируется, то открывать следующий район и уже на этих двух территориях будут работать все предприятия, потом следующий. Ну и т.д. Через определенный период времени почти весь населенный пункт будет функционировать в обычном режиме.

Открытость информации для населения позволит понять последовательность открытия территорий, приблизительное время проведения в режиме самоизоляции, подготовить свои дела к открытию. Полученные результаты будут объяснены обществу.

Последствия.

Конечно возникают этические вопросы, а как быть тем, кто не хочет открытия территории, но на этой территории проживает – они хотят дождаться вакцины. Для них, как и для группы риска, возможно продолжение режима самоизоляции или перемещения их в те зоны, открытие которых, планируется в отдаленной перспективе. Ведь гостиничные комплексы и санатории в тех районах всё равно будут простаивать. Но это всё решаемые вопросы. Главное начнет постепенно работать экономика – малые, средние предприятия. Люди начнут получать заработную плату, появится уверенность в завтрашнем дне, будет расти покупательская способность населения. Появится ясность развития событий. И самое главное будут наименьшие потери и будет устойчивая экономическая ситуация, без появления повторных вспышек болезни.

И возможно, заработает даже турбизнес, т.к. переболевшие, как выработавшие антитела, смогут свободно перемещаться по миру, т.к. не заразятся сами и не смогут заразить других (в местах приезда их не будут бояться, т.к. они уже переболели).

Коллеги, я не силен в математике, поэтому может кто-то из вас создаст на основе предложенного сценария математическую модель исходя из скорости распространения вируса и с определенными допущениями по койко-местам, наличию персонала. Которая позволит понять какой период времени потребуется, чтобы охватить 50% населения? 70%? 100%?

Предлагаю разрушить предлагаемый сценарий или наоборот развить его, для вскрытия слабых и сильных сторон. Предлагайте другие сценарии. Давайте прокачивать эту тему. Открытое обсуждение и найденные решения помогут экономике перейти в режим роста. Да! Я наивен!)

Определение развития бизнеса

Развитие бизнеса – это процесс, который используется для определения, развития навыков и привлечения новых клиентов и бизнес-возможностей для стимулирования роста и прибыльности. Стратегия развития бизнеса – это документ, в котором описывается стратегия, которую вы будете использовать для достижения этой цели.

Масштабы развития бизнеса могут быть самыми разными и сильно варьироваться от организации к организации. Давайте рассмотрим модель, с помощью которой компании с профессиональным сервисом получают новых клиентов.

Стратегия получения новых клиентов в свой бизнес

Первые два этапа модели, “Привлечение потенциальных клиентов” и “Налаживание отношений”, являются традиционными маркетинговыми функциями. Заключительный этап “Превращение возможностей в клиентов” – это традиционная функция продаж. В традиционной роли развитие бизнеса будет искать новые каналы сбыта или партнеров по маркетингу.

Но роли меняются, и устоявшиеся модели начинают эволюционировать. В современном мире многие компании называют весь процесс маркетинга и продаж развитием бизнеса. Мы понимаем, что это может сбить с толку. Так что давайте немного разберемся.

Развитие бизнеса и Маркетинг

Маркетинг – это процесс определения того, какие продукты и услуги вы будете предлагать, какой целевой аудитории и по какой цене. Он также рассматривает, как вы будете позиционировать и продвигать свою компанию и ее предложения на конкурентном рынке. Результатом всей этой деятельности должно стать повышение осведомленности о вашей фирме среди вашей целевой аудитории, и увеличение потока потенциальных клиентов и возможностей.

Исторически развитие бизнеса было одной из функций маркетинга, работа которой была сосредоточена на приобретении новых маркетинговых или дистрибьюторских отношений и каналов сбыта. Хотя эта роль все еще существует во многих компаниях, название развития бизнеса стало взаимозаменяемым со многими функциями маркетинга и продаж.

Развитие бизнеса и Продажи

Продажи – это задача, которая состоит в преобразовании потенциальных клиентов в новых покупателей. Развитие бизнеса – это более широкий термин, охватывающий многие виды деятельности, помимо функции продаж. И хотя есть некоторые совпадения, большинство традиционных ролей развития бизнеса лишь слегка вовлечены в закрытие сделок.

Развитие бизнеса часто путают с продажами. Это не так уж удивительно, потому что многие люди, которые явно занимаются продажами, называют себя бизнес-девелоперами (Business Developer).

Нигде эта практика не является более распространенной, чем в профессиональных услугах. Бухгалтеры, юристы и консультанты по бизнес-стратегиям не хотят, чтобы их воспринимали как “напористых продавцов”. Поскольку многие клиенты хотят встретиться и познакомиться с профессионалами, с которыми они будут работать, роль продавца в этом контексте начала видоизменяться.

В качестве альтернативного подхода к использованию времени потенциальных клиентов, в некоторых компаниях существует один или несколько бизнес-девелоперов. В контексте профессиональных услуг эти люди часто участвуют в привлечении потенциальных клиентов и их обслуживании, а также в поддержке продавцов в их усилиях по закрытию сделок. В другом организационном контексте эту роль можно рассматривать как роль поддержки продаж.

Результатом этой запутанной картины является то, что многие организации, предоставляющие профессиональные услуги, называют продажи “развитием бизнеса” и делают это частью роли каждого старшего специалиста. Они также могут включать некоторые маркетинговые функции, такие как генерация лидов (Lead Generation) и воспитание лидов (Lead Nurturing).

Именно в этой расширенной роли развитие бизнеса охватывает весь спектр задач по привлечению потенциальных клиентов, налаживанию отношений и продажах, на которых мы сосредоточимся в этой статье.

Лучшие стратегии развития бизнеса

Решение о том, какие стратегии использовать для развития нового бизнеса, на самом деле является довольно сложным заданием. Хорошо реализованная удачная стратегия обеспечит вам высокий уровень роста и прибыльности. Неправильная стратегия может помешать росту и заставить вас усомниться в удачной реализации идеи.

Давайте посмотрим на некоторые из наиболее распространенных стратегий развития бизнеса и как они работают с сегодняшними покупателями.

  1. Сеть

Сеть, вероятно, является наиболее широко используемой стратегией развития бизнеса. Данная стратегия держится на теории, что решения о покупке профессиональных услуг основаны на отношениях, и лучший способ развития новых отношений – это общение лицом к лицу.

Конечно, многие отношения развиваются именно таким образом. И если вы общаетесь с целевой аудиторией, вы можете развивать новый бизнес. Но есть ограничения. Сегодняшние покупатели очень ограничены во времени, а на создание сети уходит много ресурсов. Это может быть очень накладно, если учесть постоянные разъезды и время вдали от офиса.

Новые методы работы с виртуальными сетями могут помочь, с точки зрения затрат и времени. Но даже социальные сети требуют затрат времени и внимания.

  1. Рефералы

Рефералы часто рассматриваются как механизм, который превращает сеть и удовлетворенность клиентов в новый бизнес. Вы устанавливаете с каким-то человеком деловые отношения, а он, в свою очередь, передает вам новых клиентов. Довольные клиенты делают то же самое.

Очевидно, что такая стратегия имеет право на жизнь, и многие компании получают большую часть или весь свой бизнес от рефералов. Но они пассивны. Они могут выжидать для себя лучших перспектив, чтобы потом сослаться на вашу организацию в нужный для них момент.

Проблема в том, что рефералы часто не знают всего, как вы можете помочь клиенту. Какие-то рефералы вообще не соответствуют вашим запросам в привлечении клиентов. Еще недостатком такой стратегии является то, что многие потенциальные клиенты, которые могли бы стать постоянными клиентами, исключают вашу компанию, даже не общаясь с вами. Такое происходит в 50% случаев.

Важно отметить, что новые цифровые стратегии позволили ускорить работу рефералов. Здесь главным ключом является сделать ваши услуги более заметными для людей. Таким образом, вашим рефералам будет легче ссылаться на вас, что расширит вашу клиентскую базу.

  1. Спонсорство и реклама

Можете ли вы развивать новый бизнес напрямую, спонсируя мероприятия и рекламируя себя? Это решило бы множество проблем, если бы это работало.

К сожалению, результаты на этом фронте не очень обнадеживают. Исследования показали, что традиционная реклама на самом деле связана с более медленным ростом. Только тогда, когда реклама сочетается с другими приемами, такими как выступление на мероприятии, эти приемы приносят свои плоды.

Наиболее перспективной рекламной стратегией считается целенаправленная цифровая реклама. Это позволяет компаниям отправлять свои предложения нужным людям по более низкой цене.

  1. Телефонные звонки и почта

Компании, предоставляющие профессиональные услуги, в течении многих десятилетий используют телефонные звонки и почту, чтобы напрямую связываться с потенциальными клиентами.

Существует несколько ключевых проблем такой стратегии:

  • они относительно дороги, поэтому они должны быть правильными, чтобы быть эффективными;
  • если вы не поймаете потенциального клиента в нужное время, ваше предложение может утратить свою актуальность и, следовательно, не повлиять на развитие бизнеса.

Чтобы такая стратегия работала, должно быть очень привлекательное предложение и список наиболее отзывчивых клиентов, которые с наибольшей вероятностью откликнуться на ваши условия.

  1. Идейное лидерство и контент-маркетинг

Здесь стратегия состоит в том, чтобы сделать видимыми ваши услуги для потенциальных покупателей и реферальных источников. Это достигается путем написания, демонстрации или публикации контента, который показывает преимущества ваших услуг и то, как все это можно применять для решения проблем клиентов.

Книги, статьи и презентации давно стали основой стратегии развития бизнеса профессиональных услуг. Многие знаменитые профессионалы своего дела построили свою карьеру и бизнес на этой стратегии. Для реализации этого подхода часто требуются уже зарекомендованные проекты и популярность лидеров в своих кругах.

Но в последнее время, технологии изменили эту стратегию. С появлением цифровых коммуникаций теперь стало намного проще и быстрее рассказать о себе на целевом рынке. Поисковые системы выровняли игровое поле так, что относительно неизвестные люди и компании могут стать известными даже за пределами своего места нахождения.

Вебинары заменили публичные выступления, а блоги и веб-сайты предоставляют каждой организации круглосуточное присутствие. Добавьте видео и социальные сети, и начинающий эксперт сможет получить доступ к значительно расширенному рынку.

  1. Комбинированные стратегии

В последнее время принято сочетать разные стратегии развития бизнеса. Например, сеть и рефералы часто используются вместе. И на каком-то из уровней развития бизнеса, комбинированная стратегия имеет право на жизнь. Сила одной стратегии может укрепить слабость другой.

Мужчина развивает свой бизнес

Чтобы стратегия достигла своей цели, она должна быть полностью реализована. Существует угроза, что, пытаясь выполнить слишком много разных стратегий, вы никогда не сможете полностью реализовать ни одну из них.

Благие намерения, какими бы амбициозными они ни были, не имеют реальной ценности для развития бизнеса. Недостаточное инвестирование, отсутствие контроля и непоследовательные действия – угроза для эффективного развития бизнеса. Гораздо эффективнее полностью реализовать простую стратегию, чем баловаться сложной. Меньше элементов, которые грамотно реализованы, дают лучшие результаты.

Далее, мы обратим наше внимание на тактики, используемые для реализации качественной стратегии. Но сначала нам следует разобраться в некоторых определениях, чтобы понять разницу.

Стратегия развития бизнеса и тактика

Граница между стратегией и тактикой не всегда ясна. Например, вы можете рассматривать сеть как общую стратегию развития бизнеса или как тактику усиления воздействия стратегии лидерства.

С нашей точки зрения, различие заключается в расстановке акцентов и цели. Если создание сети является вашей стратегией развития бизнеса, все ваше внимание должно быть направлено на то, чтобы сделать сеть более активной и эффективной. Вы выберете тактику, направленную на то, чтобы сделать сеть более мощной или, наоборот, более простой. Вы можете попробовать другой метод маркетинга и отказаться от него, если он не поможет вам реализовать вашу стратегию развития сети.

С другой стороны, если создание сети – это просто одна из ваших тактик, тогда решение использовать ее будет зависеть от того, поддерживает ли она вашу основную стратегию. Тактика и техника могут быть проверены и легко изменены. Стратегия, с другой стороны, является обдуманным выбором и не меняется изо дня в день.

Какая тактика развития бизнеса наиболее эффективна? Сайт hingemarketing.com недавно провел исследование, в котором приняли участие более 1000 организаций, предоставляющих профессиональные услуги. Они отобрали ежегодно растущие компании и на основе их деятельности определили десять наиболее эффективных тактик.

10 самых эффективных тактик развития бизнеса:

  1. Создание сети на отраслевых конференциях, выставках и других мероприятиях;
  2. Проведение исследований, предоставление оценок и/или консультаций;
  3. Различные демо-версии (цифровые и материальные);
  4. Использование различных методов предложения;
  5. Выступление на отраслевых конференциях или мероприятиях;
  6. Видеоблог;
  7. Создание скачиваемого, закрытого контента;
  8. Развитие культуры телефонного общения с потенциальными покупателями;
  9. Публикация материала в блоге на сайте компании;
  10. Цифровая реклама (оплата за клик, баннерная реклама и т. д.).

Из вышеперечисленных тактик роста можно сделать некоторые выводы:

  • Во-первых, эти методы могут быть использованы для обслуживания различных стратегий развития бизнеса. Например, номер пять в списке, выступления на отраслевых конференциях или мероприятиях, может легко поддерживать стратегию развития сети или стратегию лидерства.
  • Во-вторых, лучшая тактика включает сочетание цифровых и традиционных методов, что только увеличит эффективность вашей стратегии.

Заключение

Успех вашей компании всегда будет зависеть от правильно выбранной стратегии развития бизнеса. Еще раз пройдитесь по рассмотренным нами стратегиям и выберите ту, которая наиболее подходит отрасли, в которой вы ведете бизнес. Не забывайте о тактике. Выберите несколько тактик с наилучшим сочетанием, чтобы ваша стратегия развития бизнеса была более эффективной.

Источник: материалы сайта your-mentor.ru


Демидова Е.О.

 Скачать PDF

В статье сформулирован важный принцип стратегического планирования в современных организациях: разработка стратегий и стратегических планов должна производиться на основе анализа возможных сценариев развития предпринимательской среды. На основе анализа слабых сторон сценарного метода предложены пути повышения эффективности его применения в организациях.

управленческие решения, стратегическое планирование, факторы внешней среды, сценарный анализ, сценарии развития, факторы внутренней среды




1. Попков В.П., Евстафьева Е.В. Организация предпринимательской деятельности: cхемы и таблицы. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
2. Рингланд, Джилл. Сценарное планирование для разработки бизнес-стратегии. – М.: Вильямс, 2008. – 560 с.
3. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент. – М.: Проспект, 2008. – 224 с.
4. Stephen M. Millet The Future of scenarios: Challenges and Opportunities. // Strategy and Leadership. – 2003. − Vol. 21. − №.2 − pp. 16-24.
5. Ian Wilson. From scenario to strategic action. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://horizon.unc.edu/projects/seminars/futurizing/action.asp.
6. Шварц П. Ваше официальное будущее: Искусство предвидения и планирования будущего. – М.: АСТ, 2008. – 239 с.

«ОПОРА РОССИИ» представила аналитическую записку по итогам Форсайта «МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС 2020-2040 гг.». Некоторые утверждения, содержащиеся в документе, определенно представляют интерес, так что процитируем наиболее любопытные фрагменты документа, попутно предложив зарегистрированным участникам «Национальной деловой сети» высказать свое отношение к сценариям и выводам, содержащимся в записке.


В России в настоящее время МСБ еще не занял своего естественного экономического места. Как показывает проведенный анализ, это связано с несколькими причинами:

1. Экономической жизни в России пока еще не так много лет, и структура экономики еще только складывается. Три экономических кризиса, которые уже состоялись (начала 90-х, 1998 и 2008 годов) по видимому еще не сформировали достаточной базы для обсуждения и понимания роли МСБ для развития устойчивой и растущей экономики. То есть, с одной стороны, видно, что в обществе есть согласие в том, что МСБ нужен, но при этом он рассматривается (и государственными чиновниками, и самими бизнесменами) в большей степени как переходный этап к возникновению крупных предприятий, а не как самостоятельный элемент экономики.

При этом, анализ ситуации в развитых странах показывает, что МСБ там занимает исключительное экономическое и политическое место.

        • В России (по данным на июль 2011 года) доля малого бизнеса в занятости населения и в ВВП РФ – 20-25%.
        • В США в малом бизнесе занято около 53% работоспособного населения.
        • Доля небольших компаний в ВВП развитых стран превышает 50% (иногда достигает 70%.

2. До настоящего времени в России распространено «романтическое» отношение к малому и среднему бизнесу, поскольку по самой своей природе МСБ:

А) конкурентен, а значит стремится повышать качество товаров и услуг, совершенствовать технологию ведения деятельности, чувствителен к инновациям и модернизационным проектам;

Б) растет сам – стоит только появиться новой нише бизнеса, там сразу же появляется значительное число бизнес-компаний;

В) представляет собой однородный слой людей с одинаковыми ценнностями и проблемами, а значит может иметь единое представительство в общественно-политической сфере.

Именно на таком «романтическом» представлении во многом базируются разработчики программ, именно его транслируют представители бизнеса. При этом многие программы (льготного кредитования и другие) не дают ожидаемого массового эффекта. Анализ существующего положения дел показывает, что реальность отличается от «романтического» мифа:

Представители МСБ стремятся и успешно избавляются от конкуренции в своих сферах

Анализ показывает, что одним из наиболее распространенных способов ведения бизнесов является схема захвата и удержания того или иного типа ресурсов (административного или экономического). В разговорах предпринимателей это так и называется «сесть на ресурс». Такой способ действия не приводит к ожидаемым положительным эффектам: нет никакой экономической необходимости совершенствовать качество своего товара или услуги в ситуации фактической монополизации локального рынка и отсутствия конкурентов (или успешного раздела сфер влияния). Поэтому качество МСБ, которое в мире обсуждается как одно из важнейших, а именно – создание новых возможностей, чувствительность к технологическим изменениям в России проявляется в очень слабой степени. И при этом, необходимость «удерживать ресурс» приводит к тому, что значительное количество предпринимателей стремятся сделать свое предприятие все более крупным, поскольку это позволяет уже на другом уровне обеспечивать стабильность бизнеса (засчет монополизации и формирующейся в этом случае возможности оказывать влияние на представителей муниципльных и региональных органов власти).

Появление МСБ в России провоцируется кризисами и формируется «волнами»

«Первая волна» появилась в 90-е годы прошлого века в момент краха советской распределительной и начала демонтажа производственной структуры. Большое количество людей оставшись без работы и во многом без средств к существованию, начали осваивать новые открывшиеся рынки и возможности. Сейчас эти люди никуда не исчезли. Те из них, кто оказался способен к ведению бизнеса, продолжают владеть и руководить предприятиями и сегодня.

«Вторая волна» возникла в конце 90-х, во многом ее появление было спровоцировано кризисом 1998 года. Частично в тот момент повторилась ситуация начала 90-х: кризис предприятий, высвобождение ресурсов.

С 2008 года и по настоящее время идет сильная волна бизнеса в Интернет и по поводу Интернет. Особенностью этой «третьей волны» является то, что в этом случае предпринимательство уже почти не различимо с фрилансерством, а в силу того, что эта сфера пока является «невидимой» для государственных структур, значительное число предпринимателей в ней находятся в так называемой «серой зоне экономики». Другим отличием третьей волны от первых двух является то, что сама эта сфера как предпринимательская была создана вне нашей страны. Миф об интернет-миллионерах старательно формировался в США и был импортирован к нам посредством фильмов, литературы, а также тех, кто какое-то время «поварился» в американской инновационной среде.

Представители всех трех волн старательно культивируют в коммуникации миф о своих исключительных способностях, которые позволили им построить эффективные бизнес компании. Однако, само наличие подобных волн свидетельствует о том, что возможности для появления новых бизнесов формируются внешними обстоятельства – кризисами или открытием новых небывалых возможностей с равными стартовыми условиями.

Неоднородность волн

Проведенные за время форсайта мероприятия (интервью, круглые столы, экспертные панели) показывают неоднородность позиций представителей разных «волн». Если для «первой волны» характерно желание «достучаться до власти» и это часто служит стимулом для объединения, то представителям «третьей волны» такое желание не свойственно: для них налоги, поборы и существующее законодательство является лишь одним из обстоятельств внешней среды, которое просто учитывается в момент построения бизнес-моделей.

Для ОПОРЫ РОССИИ именно неоднородность предпринимательской среды может стать одним из наиболее критических факторов для дальнейшего развития. На этапе становления организация исторически ориентировалась на интересы представителей первой и второй волн, по мере выхода их из активной деятельности (выход на пенсию), организация будет постепенно лишаться своей общественной базы.

3. Форсайт также показал некоторый «провинциализм» и оторванность от мировых трендов и тенденций представителей российского МСБ. Это связано как с недостаточностью слоя, низким уровнем конкуренции и ориентацией на удержание контроля в занятом секторе рынка, так и с самим устройством российской экономики.

Выясняется: несмотря на то, что значительное число представителей МСБ знают и с удовольствием обсуждают новые явления в МСБ других стран (новые технологические решения, новые способы ведения деятельности (интернет, аутсорсинг, инновационная экономика), реально оказывается, что применения этим решения в стране не видят.

Это связано с одной стороны, с тем, что большое количество сфер деятельности институционально остались в почти неизменном виде со времен Советского Союза (энергетика, медицина, образование), или же в них сформировались схемы поддерживающее статус–кво действующих организаций (строительство), которые препятствуют проникновению новых технологий.

С другой стороны это связано с тем, что Россия до настоящего момента не включена в общемировой процесс разрешения глобальных кризисов (энергетического, продовольственного, водного) и на уровне государственной политики и общественных структур не формирует давление (как нормативное, так и финансовое) на бизнес-компании, которое бы приводило к смене используемых технологических решений.

Во время проведения отраслевых форсайтов участниками было введено специальное понятие: «воронка технологий». Его появление вызвано тем, что все предприниматели уверены, что:

1) Россия не является страной – прародителем новых технологических решений;

2) Технологии неизбежно будут импортированы из других стран;

3) Но произойти это сможет только в ситуации радикальной трансформации той или иной сферы. Причем наиболее реалистичный сценарий появления этой «воронки» состоит в том, что в период с 2016 по 2020 год произойдет разрушение существующих институциональных структур, и это неизбежно приведет к тому, что в страну «хлынут новые технологии».

ЧТО БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА МСБ В РОССИИ (РОССИЙСКИЕ ТРЕНДЫ)

Анализ показывает, что на ближайшие 5-10 лет ситуацию в российском МСБ будут определять в большей степени внутренние, а не общемировые процессы. А именно:

Первое, что сильно повлияет на малый и средний бизнес в России – это изменения демографического состава общества. Можно выделить два аспекта изменений, которые окажут влияние.

Изменение мотивации молодого поколения в вопросе построения жизненной траектории.

Увеличение числа мигрантов.

Второе – это институциональные трансформации. Сейчас они идут в стране почти незаметно, но их воздействие на МСБ на протяжении ближайших пяти-десяти лет будет усиливаться.

1. Реформа ЖКХ. Государство прекращает финансирование сектора.

2. Реформа образования. Государство прекращает финансирование сектора. На волне выборов много о ней говорят, но уже сейчас по новому законодательству школы и институты никак не связаны с Министерством образования. В будущем государственное финансирование сферы по мнению экспертов с неизбежностью сократится и учреждения будут вынуждены переходить на самофинансирование. Активно будет развиваться сектор неинституциональных видов образования.

3. Реформа здравоохранения и медицины. Демографически сейчас можно наблюдать смену поколений, через 5—7 лет пенсионеры советского образца уже не будут электорально важны. Новое поколение растет в своем большинстве все меньше пользуется государственно-муниципальными службами. Начинает развиваться то, что называют «интернет-медициной» -диагностика, вынутая из существующей системы. Т.е. механизмы, которые содержали жилье, образование и медицину перейдут в структуру частного сервиса.

«Выход» государства из этих сфер сам по себе не создает новых возможностей для формирования конкурентного и ориентированного на повышение качества услуг сервиса. Эксперты отмечали, что наиболее вероятный сценарий, который реализуется сегодня состоит в том, что создающиеся ниши не замещаются новыми предпринимательскими компаниями.

Чаще всего чиновники, которые курировали эти отрасли создают дружественные псевдо-бизнес компании, которые фактически сохраняют способ работы, присущий государственным структурам. В ситуации, когда материальная и моральная база отрасли устарела, такой способ замещения государственного участия приводит только к ухудшению ситуации и дальнейшей стагнации. В результате, так как все эти сферы являются социально значимыми, то государство под общественным давлением будет вынуждено либо вернуть эти отрасли обратно под свой контроль, либо отказаться от социальных обязательств (что грозит серьезными социальными потрясениями).

Положительный сценарий, который бы состоял в том, что по мере выхода государства из управления отраслями происходило бы замещение современными бизнес-компаниями по мнению экспертов малореализуем в силу нескольких причин:

— отсутствие образцов и «готовых решений» для эффективного бизнеса в этих отраслях. Это формирует довольно высокий «порог» входа и сохраняет существующую экономическую модель ведения деятельности (которая построена на обосновании тарифов путем увеличения затрат);

— барьеры, формируемые административно (законодательные и разрешительные преграды для новых компаний и новых технологий).

Третье – переориентация государства с поддержки крупной промышленности на поддержку малого и среднего бизнеса. Это связано с кризисом крупной российской промышленности. Выделяются несколько факторов:

Первый фактор влияющий на будущее сложившейся в Советском Союзе отраслевой организации крупного производства – давление рынка – всё большая часть производства перемещается в Китай, Индию, страны Африки.

Второй фактор, который в дальнейшем приведет к кризису в данной области — давление стандартов по энергосбережению и воде. Стандарты предполагают вводить ближайшие 1-3 года. Большая часть предприятий промышленности нашей страны не готово к этим изменениям рынка.

Четвертое – новые сферы мировой экономики: зеленой, интернет и инновационной. По мнению экспертов данные сферы (кроме частично интернет-сферы) у нас развиваться в ближайшее время не будут, потому что для этого нет ни предпринимательских идей, ни инвестиций, ни активных участников, ни понимания. Скорее всего, они будут поступать в страну в виде готовых решений, технологий или продуктов, в тот момент, когда возникнет «воронка возможностей».

Последнее, пятое – это волны малого и среднего бизнеса. Первая волна бизнеса возникла в 1990-х годах, затем — в 2000-х годах, на волне кризиса, третья – 2008 – 2001 гг, которая была связана в основном с Интернетом и фрилансом. Возникает вопрос следующей волны, которая происходит на фоне сильнейших демографических и миграционных изменений: как и в каком качестве она может состояться.

«…Именно сейчас у ОПОРЫ РОССИИ появляется исторический шанс, — подводят итог представители организации. — Развилка состоит в том, удастся ли изменить способ ведения предпринимательской деятельности, место МСБ в структуре экономики и сформировать новую волну МСБ, которая бы соответствовала «романтическому мифу» об этом секторе».

Проведенный анализ экспертов показывает, что естественным образом такая трансформация происходить будет слишком долго. А для ряда отраслей (ЖКХ, образование, здравоохранение) отсутствие компаний, ориентированных на выработку и использование новых технологий ведения деятельности, может оказаться почти катастрофичным.

При этом, в случае если будет проведен ряд дополнительных действий, то предстоящие институциональные кризисы создадут возможность для формирования качественно новой возны МСБ.

Для этого:

1) Должны быть предприняты усилия по:

— переориентации молодого поколения с корпортативной и чиновнической траектории на создание МСБ;

— легализации и интеграции в российское общество бизнеса мигрантов.

2) Создано обществнно-государственное партнерство, направленное на замещение государственных и муниципальных структур в социально значимых секторах квалифицированным и качетственно новым бизнесом. Такое станет возможным только в случае, если к моменту «выхода» государства, будет:

— достаточное число новых предпринимателей, желающих попробовать себя в этих секторах;

— будут разработаны пакеты «готовых решений» для эффективного ведения бизнеса в этих отраслях и созданы системы массовой подготовки предпринимателей;

— будет разработан механизм, который бы препятствовал созданию преград для включения в бизнес в этих отраслях со стороны чиновников и предпринимателей первых волн.

23/12/2011

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии развития политической централизации
  • Сценарии развития отрасли
  • Сценарии развития мировой энергетики
  • Сценарии экономического развития россии на пятнадцатилетнюю перспективу
  • Сценарии развития мирового порядка