Сценарии развития сельского хозяйства

Аналитические публикации на тему: «Сельское хозяйство в России: тенденции развития, проблемы, сценарии модернизации». Ознакомиться с интересными и полезными материалами на официальном сайте АКГ «Деловой профиль»

Сельское хозяйство всегда было и остается важнейшим ресурсом любого государства, влияющим на природный, экономический, человеческий и этнокультурный потенциал. В процессе исследования было выявлено, что большинство регионов России носят выраженный аграрный характер. При этом развитие сельского хозяйства и сельских территорий протекает крайне неравномерно. В сельской местности остается еще много нерешенных проблем, а уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах. 

Таблица 1. Индексы производства продукции сельского хозяйства в 2019 году (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

Регион

Хозяйства всех категорий

в том числе:

Сельско-хозяйственные организации

Хозяйства населения

Крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

104,0

105,8

98,1

110,2

Краснодарский край

108,3

108,9

99,0

116,1

Ростовская область

105,4

103,2

99,7

117,2

Воронежская область

106,1

111,0

95,1

109,3

Челябинская область

97,1

98,9

92,4

101,0

Астраханская область

101,8

122,3

92,3

105,0

Республика Татарстан

103,0

105,2

97,1

120,8

Республика Башкортостан

102,0

103,8

98,9

108,7

Дальневосточный федеральный округ

91,9

88,9

93,7

93,1

Республика Бурятия

99,6

104,7

96,7

102,0

Республика Саха (Якутия)

100,5

96,6

104,8

96,2

Забайкальский край

94,5

73,7

97,6

94,6

Камчатский край

117,7

115,8

120,3

115,0

Приморский край

89,5

83,9

87,9

110,5

Хабаровский край

81,1

79,7

81,8

77,5

Амурская область

88,1

85,4

93,6

86,9

Магаданская область

90,3

98,5

91,5

87,1

Сахалинская область

100,2

106,7

92,9

94,8

Еврейская автономная область

54,6

40,8

69,3

43,5

Чукотский автономный округ

109,1

102,4

119,4

в 2,4 р.

Проведенный анализ развития сельского хозяйства в региональном разрезе позволяет сделать вывод о нижеследующем:

  • Краснодарский край занимает лидирующие позиции по сбору зерна, а также 4 место по всем остальным показателям развития отрасли сельского хозяйства.
  • Ростовская область является лидером по производству рыбы (или в рыбной отрасли), находится на второй позиции в рейтинге по производству зерна и яиц, занимает пятое место в овощной и молочной индустрии.
  • Воронежская область – входит в пятерку лидеров по сбору зерна и урожайности картофеля.
  • Челябинская область обладает высокими показателями по выращиваю скота и птицы, а также по производству яиц.
  • Астраханская область удерживает лидирующие позиции в рыбной и овощной отраслях.
  • Республика Татарстан и Республика Башкортостан являются ведущими регионами в производстве молочной продукции и выращивании картофеля.
  • Дальневосточный ФО занимает первое место по вылову рыбы и добыче морских биоресурсов.

Сельское хозяйство выполняет производственные функции не в полной мере, так как достигнутый уровень рентабельности не позволяет интенсивно развиваться аграрному бизнесу. Рентабельность отрасли растениеводства по России в целом с 2005 по 2019 год выросла в 2,9 раза и достигла в 2019 году 32,4%. 

Рис. 1. Уровень рентабельности (убыточности) в растениеводстве без учета субсидий, %

рис.1.jpg

Уровень рентабельности в животноводческой отрасли ниже, чем в растениеводстве что объясняется значительными затратами и диспаритетом цен на сырье животноводческой продукции. За аналогичный период 2005–2019 годов в России рентабельность увеличилась с 4,66 до 12,8%.

Рис. 2. Уровень рентабельности в животноводстве без учета субсидий, %

рис.2.jpg

Следует отметить, что с 2005 по 2019 год заработная плата работников сельского хозяйства выросла почти в 7 раз. По данным 2019 года среднее значение составило 25808,4 руб./мес.

В период 2005–2019 годов изменилось соотношение долей продукции в общем объеме производства в хозяйствах всех категорий на 6,5 процентных пункта, а именно увеличилась доля растениеводства с 47,8 до 54,3% и сократилась доля животноводства с 52,2 до 45,7%. Причем в сельхозорганизациях продукция растениеводства составляет 43,2%, а животноводства – 57,4% от общего объема; в хозяйствах населения – 22,3% и 38,7% соответственно. Из этого следует, что сельскохозяйственные организации имеют решающее значение в развитии агропромышленного комплекса и жизнеобеспечении сельского населения.

Согласно данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия за период 2005–2019 годов, прослеживается тенденция сокращения общего количества сельскохозяйственных организаций на 34,2%. При этом доля прибыльных организаций выросла за тот же период на 19,1 процентных пункта и составила 82,6% от их общего числа.

Увеличилась эффективность производства зерновых и зернобобовых культур в расчете на одну организацию на 33,5% и составила 55,0 тыс. ц, на 1 гектар убранной площади – на 20,1% до 16,7 ц/га. Также выросла урожайность картофеля на 3,2%, многолетних трав на сено на 26,5%.

Эффективность производства молока в среднем на одну организацию повысилась на 40,5%, или 333,8 ц, однако на 100 га сельскохозяйственных угодий этот показатель снижается на 7,4%, или 4,3 ц. Данная тенденция обусловлена, с одной стороны, ростом молочной продуктивности коров, с другой стороны – снижением их поголовья. Так, в среднем на одно СХО в 2019 году пришлось 253 коровы, что меньше на 5,6% по сравнению с 2005 годом.

В животноводстве вторым важным направлением является выращивание животных и птицы на мясо. Показатели производства мясной продукции показаны на рисунке. 

Рис. 3. Производство скота и птицы на убой в живой массе в разрезе категорий хозяйств

Frame 3.jpg

В динамике за последние 13 лет выращивание скота и птицы на убой в живой массе в целом сократилось на 4,4% и в 2019 году составило 222,5 тыс. т. В основном это произошло из-за сокращения поголовья животных в хозяйствах населения и К(Ф)Х (крестьянских (фермерских) хозяйствах), в результате производство скота и птицы на убой в живой массе снизилось на 41,4% (или 45,7 тыс. т) и 18,7% (или 1,4 тыс. т) соответственно. Вместе с тем следует отметить значительный прирост данного показателя в сельскохозяйственных организациях, который составил 32,1%, или 36,9 тыс. т, что свидетельствует о развитии не только молочного, но и мясного скотоводства.

Наблюдаемое сокращение поголовья молочного скота, хотя и компенсируется приростом надоев, формирует дефицит ресурсной базы и сдерживает рост производства сырого молока. В 2019 году в структуре товарной продукции на питьевое молоко приходится 50,2%, что составляет 93804 т, на 37,9% меньше по сравнению с 2005 годом.

В последние годы активно проводятся мероприятия, направленные на импортозамещение, как ответный вызов на действующие антироссийские санкции. В России выпускается широкий спектр цельномолочной продукции, включающий не только питьевое молоко, но и кисломолочные продукты (кефир, ряженку, бифидок и др.), масло сливочное, сыр и сыросодержащие продукты, творог и мороженое. В совокупном объеме произведенной продукции следует отметить, что от введенных санкций выиграли производители сыров и кисломолочных продуктов, объемы их производства в 2019 году, по сравнению с 2005 годом, увеличились в 4,5 и 2,4 раза соответственно. Производство сливочного масла за аналогичный период выросло незначительно – на 5,6%.

В период 2005–2019 годов совокупные объемы производства мясной продукции в России увеличились на 33%. В основном это произошло за счет увеличения производства мяса птицы в 4,0 раза, а также роста объемов производства мясных полуфабрикатов в 2,4 раза. При этом за анализируемый период наблюдается значительное сокращение производства мяса крупного рогатого скота в охлажденном и замороженном виде на 84,2%.

Уровень развития сельского хозяйства отражается на социально-экономических показателях сельских территорий. Так, за исследуемый период 2005–2019 годов в России наблюдаются негативные тенденции, характеризующие социальную функцию: снижение численности сельского населения, увеличение его миграции из села, сокращение количества фельдшерско-акушерских пунктов и др.

В целом сложившаяся ситуация связана с проблемами трудоустройства, отсутствием высоких заработков, менее комфортными условиями проживания в селах, сниженным количеством социально-бытовых услуг и др.

Медицинское обслуживание населения – одна из важнейших социальных составляющих, необходимая для комфортного проживания в селах. В сельских территориях, как правило, выполняют данную функцию не крупные муниципальные медицинские учреждения, а фельдшерско-акушерские пункты (далее – ФАПы). Анализ позволил определить, что в 2019 году в целом по России на 10 тыс. человек сельского населения приходиться всего 8,9 ФАПа.

Следует отметить, что в организациях аграрного сектора, расположенных в районах с высокой плотностью населения, работает больше молодых специалистов с базовым высшим образованием, чем в далеко удаленных от областного центра сельских поселениях. Высокая квалификация специалистов, близко расположенный рынок сбыта и развитая транспортно-логистическая инфраструктура способствуют привлечению инвестиций в развитие производства, что, в свою очередь, обеспечивает рост производительности труда и увеличение объемов выпускаемой продукции.

Рис. 4. Изменение показателей в районах с разной плотностью населения

рис.4.jpg

Как известно, для комфортного проживания человеку на территории необходима развитая социальная инфраструктура – детские сады, школы, объекты для отдыха и занятия спортом. Во многих сельских поселениях данные объекты сохранилась с советских времен, и в настоящее время наблюдается значительная изношенность объектов социально-культурного назначения. Сельские жители отмечают недостаточное развитие досуговых учреждений, слабую спортивную базу и низкое предложение спортивных секций для детей, а также отсутствие детских оздоровительных лагерей вблизи поселений.

Для проведения оценки текущей ситуации по результатам системного анализа был составлен SWOT-анализ, позволивший сделать стратегические выводы и разработать рекомендации, которые могут помочь при принятии взвешенных решений по развитию сельского хозяйства в аспекте его многофункциональности.

Проведенное исследование расширило представление о наиболее важных и актуальных проблемах, а также выявило характерные особенности и потенциальные возможности по повышению данного процесса. 

Экологическое производство

Сильные стороны:  

  • увеличение количества работников, занятых в аграрной сфере;
  • наличие успешно развивающихся отраслей птицеводства и свиноводства;
  • высокие показатели производства сельскохозяйственной продукции (зерновых и зернобобовых, скота и птицы на убой, надоев молока);
  • высокая доля площади используемых сельскохозяйственных угодий.

Слабые стороны: 

  • дефицит квалифицированных кадров, проживающих в селе;
  • деградации земельного фонда, увеличение доли заброшенных и неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
  • применение малых доз минеральных удобрений;
  • снижение технического обеспечения сельхозорганизаций;
  • увеличение нагрузки обрабатываемой пашни на единицу техники;
  • низкий уровень внедрения инноваций в сельской экономике.

Возможности: 

  • благоприятные климатические условия для выращивания основных с.-х. культур и ведения животноводства;
  • создание условий для развития предпринимательства и малого бизнеса;
  • появление новых производственных технологий.

Угрозы: 

  • рост цен и тарифов на энергетические ресурсы;
  • неблагоприятные погодные условия;
  • увеличение числа конкурентов;
  • усиление санкций против России.

Социальная сфера и качество жизни

Сильные стороны:

  • ежегодный рост уровня среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства;
  • развитие сельской инфраструктуры: увеличение протяженности водопровода и газовой сети в селе;
  • увеличение протяженности автодорог местного значения с твердым покрытием;
  • увеличение доли домашних хозяйств, имеющих доступ к сети «Интернет»;
  • развитый научно-образовательный комплекс для подготовки кадров;
  • наличие культурно-исторических и природных объектов для развития туризма.

Слабые стороны:

  • ухудшение демографической ситуации в селе (снижение численности населения и рождаемости, рост миграции и смертности среди сельского населения);
  • снижение плотности населения;
  • сокращение численности экономически активного населения в трудоспособном возрасте, занятого на территории;
  • рост общей демографической нагрузки на людей в трудоспособном возрасте;
  • отставание уровня зарплаты в сельском хозяйстве от средней по экономике;
  • малая доступность оказания медицинской помощи сельским жителям, большая нагрузка на врача общей практики;
  • большая изношенность объектов социально-культурного назначения, недостаточное развитие досуговых учреждений, слабая спортивная база в селах.

Возможности:

  • активная инвестиционная поддержка социальной сферы села;
  • пропаганда в СМИ мотивационной составляющей для молодых специалистов в целях повышения престижности проживания в сельской местности.

Угрозы: 

  • увеличение миграционного оттока молодежи в быстро развивающиеся города-миллионники европейской части страны;
  • изменение предпочтений, ценностей и стиля жизни молодежи, которое может привести к отказу от возвращения в сельскую местность для дальнейшей работы и проживания.

Экономическое благополучие

Сильные стороны:

  • повышение экономической активности сельских жителей, ежегодное увеличение числа грантовых заявок и суммы выигранных грантов на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и семейных животноводческих ферм;
  • значительный ресурсный потенциал: кадровый, природный, инвестиционный;
  • удобное географическое месторасположение на пересечении транспортных магистралей.

Слабые стороны:

  • уменьшение объемов инвестиций в аграрный сектор;
  • сокращение объемов государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей;
  • снижение окупаемости затрат в сельском хозяйстве;
  • уменьшение количества прибыльных сельскохозяйственных организаций.

Возможности:

  • использование возможностей разрастающихся рынков азиатского региона для наращивания объемов экспорта с.-х. компаний;
  • наращивание и максимальное использование экономического и интеллектуального потенциала сельского населения.

Угрозы:

  • увеличение диспаритета цен на товары межотраслевого обмена с сельским хозяйством;
  • снижение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
  • повышение налогов.

Анализ тенденций развития сельского хозяйства и сельских территорий позволяет констатировать, что при сохранении сложившейся динамики в их развитии, характеризующейся сравнительно низким качеством и уровнем жизни сельского населения, продолжатся миграционные процессы перспективных кадров, и, как следствие, дальнейший рост социальной напряженности и деградация человеческого потенциала в сельской местности.

По нашим оценкам, выходом в этой ситуации становятся разработка и реализация исчерпывающих мер, основными из которых должны стать:

  1. разработка организационно-экономического механизма развития многофункционального сельского хозяйства;

  2. содействие в строительстве и модернизации животноводческих помещений, развитие инновационного и инвестиционного потенциала в сфере АПК, интенсификация отрасли животноводства и растениеводства;

  3. разработка многопланового комплексного подхода в содействии развитию сельских территорий, в расширении прав муниципальных органов власти и возможностей по планированию и управлению их развитием;

  4. разработка и совершенствование региональных программ по созданию комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности путем обеспечения жителей села комфортным жильем, инженерной инфраструктурой, сетью «Интернет»;

  5. формирование партнерских отношений участников рынка в целях скоординированности их действий и эффективного развития экономики сельских районов;

  6. снижение административных барьеров для доступа хозяйствующим субъектам к ресурсам развития (финансовым, материальным, земельным и информационным) и другое.

Приведем существующие меры государственной поддержки регионального развития, которые применяются в Российской Федерации:

  • субсидирование, предоставление грантов;
  • бюджетные инвестиции и инвестиции государственных институтов развития;
  • государственные и муниципальные гарантии по кредитам и займам. Предоставление кредитов и займов государственными институтами развития;
  • предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях;
  • предоставление льгот по уплате налогов и сборов, а также обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • предоставление льгот по уплате таможенных пошлин;
  • страхование экспортных рисков;  
  • финансирование имущественной инфраструктуры инновационной деятельности;
  • финансирование институтов, осуществляющих информационную, организационную и административную поддержку инновационных предпринимателей;
  • поддержка спроса на инновационную продукцию;
  • финансирование специальных образовательных проектов.

В практике государственного управления региональным развитием применяется сценарный подход, который предполагает разработку сценариев, позволяющих эффективно развивать территории и рационально использовать имеющийся потенциал. Проведенные исследования позволили разработать четыре сценария для разных типов сельских территорий.

Сценарий развития для «депрессивных» типов территорий предполагает развитие малых форм хозяйствования (КФХ, агростартапов, семейных животноводческих ферм), созданных за счет привлечения средств грантовой государственной поддержки, а также для реализации проектов в сельском хозяйстве, значимых для развития поселения и организации новых рабочих мест, с соблюдением норм по охране природы и сохранением надлежащих экологических условий жизнедеятельности человека.

Дополнительным источником доходов сельского населения, особенно в периферийных районах, может стать диверсификация сельской экономики, в частности за счет сбора дикоросов или развития агротуризма.

Сценарий развития для «стагнирующих» типов территорий можно охарактеризовать как восстановительный или модернизационный вариант развития сельских территорий. Основным драйвером при реализации данного сценария является не только модернизация существующих предприятий аграрного сектора, но и открытие новых производств, в том числе по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья в продукты с высокой добавленной стоимостью. При этом необходимо усовершенствовать организационно-экономические механизмы взаимодействия хозяйствующих субъектов, способствующих эффективному развитию на территории лесопромышленного и агропищевого кластера (в частности, приоритетных секторов: животноводческого, зернового, крупяного, льняного, овощного, по производству растительного масла).

Предполагается привлечение инвестиций, активный рост малого и среднего предпринимательства в АПК, что, в свою очередь, послужит стимулом в развитии поддерживающих отраслей и сервисов. Помимо развития основных производств будет происходить диверсификация сельской экономики, чему способствует значительный природный и культурный потенциал региона, например развитие агротуризма.

За счет увеличения объемов производства и реализации товаров и услуг бюджет территории постепенно будет уходить от дотационного характера финансирования. Будут увеличиваться расходы на развитие сельской инфраструктуры.

Сценарий развития для территорий «точки роста» основан на гипотезе быстрого прорыва в экономике и положительном изменении позиций территории за счет применения новых знаний в производство и внедрения инноваций в различных сферах на селе. Инновационное развитие предусматривает привлечение потенциальных инвесторов для проведения научно-исследовательских работ с целью внедрения новых технологий в производство. При этом опорой в данном направлении послужат крупные доноры (лидирующие предприятия, региональные и федеральные бюджеты) при сохранении сравнительно низкой активности основной части игроков.

Основой реализации данного сценария будет развитие инновационной деятельности, базирующейся на уникальных разработках, в том числе на исследованиях ученых аграриев.

Центрами развития инновационной экономики должны стать муниципальные районы, в которых располагаются основные производственные и перерабатывающие предприятия, которые находятся вблизи транспортных магистралей, что способствует успешной реализации продукции.

Активное внедрение инноваций и цифровых технологий в производство и их научное сопровождение обеспечит создание агломераций предприятий и территорий как научно-образовательного центра регионального АПК. Это позволит транслировать достигнутые результаты в экономике всем заинтересованным субъектам.

За счет масштабных инвестиций в инновационную модернизацию производства, в том числе предприятий по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, произойдет рост качества продукции, что, в свою очередь, будет способствовать расширению рынка сбыта, созданию новых и модернизации старых транспортно-распределительных центров логистики.

Развитие крупных инновационных предприятий и рост объема высокотехнологичных услуг будут оказывать положительное влияние на занятость сельского населения за счет создания новых рабочих мест. У сотрудников появится возможность повысить уровень своих доходов, обучиться необходимым компетенциям для работы по передовым технологиям, быстрого карьерного роста.

В бюджет территории будет поступать больше налоговых отчислений, что сделает его менее зависимым от бюджетного финансирования (дотаций) и позволит увеличить вложения в развитие социальной сферы и улучшить условия жизни местного населения.

Сценарий развития для «авангардных» типов территорий ориентирован прежде всего на комплексное индустриальное и постиндустриальное развитие. Это связано с глобальным влиянием цифровизации экономики в различных отраслях и сферах, возрастающим значением компьютеризации и информационных технологий.

В связи с этим на производстве необходимо применять ресурсосберегающие технологии с автоматизацией труда, что позволит привлечь высококвалифицированных технических специалистов.

Стратегической задачей в реализации данного сценария является улучшение сельской инфраструктуры и достижение высоких стандартов качества жизни. Данный фактор повысит привлекательность сельских территорий для потенциальных инвесторов и сельского населения.

Реализация данного сценария позволит рационально использовать ресурсы сельских территорий без изменения размеров землепользования для осуществления индустриализации и цифровизации экономики, увеличить благосостояние населения, улучшить демографическую ситуацию, повысить конкурентоспособность и тем самым достичь поставленных целей в стратегии.

Таблица 2. Прогнозная динамика изменений социально-экономических показателей Омского района Омской области

Наименование индикатора

Фактические значения по району (2019 год)

Прогнозное значения по району

к 2025 году

повышение уровня занятости сельского населения

16%

до 65%

рост отношения заработной платы в сельском хозяйстве к сред­нему значению по экономике страны

1,1

до 1,3

увеличение удельного веса общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованных всеми видами благоустройства

57,8%

до 65%

снижение удельного веса зданий (помещений) учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, находящихся в неудовлетворительном состоянии

30%

до 20%

увеличение миграционного прироста сельского населения чел.

30 человек на 1000 населения

450 человек на 1000 населения

обеспечение среднегодового темпа прироста производства про­дукции сельского хозяйства в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий

115%

до 135%

увеличение доли работников с высшим образованием в общей численности сотрудников в сельском хозяйстве

62%

до 70%

увеличение доли прибыльных организаций в общем числе сельскохозяйственных организаций

77,8%

до 85%

увеличение доли расходов местного бюджета на социальное развитие

3,0%

до 15%

увеличение доли расходов местного бюджета в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий

1,8%

до 10%

В перспективе ожидается увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции: в «депрессивных» территориях – на 11,9%; в «стагнирующих» – на 12,2%; в «точках роста» – на 12,5%; в «авангардных» – на 20,3%.

Повысится уровень рентабельности сельскохозяйственного производства. При этом в «депрессивных» территориях окупаемость затрат повысится с 0,87 до 1,22 руб., в «авангардных» – с 1,25 до 1,49 руб.

Вырастут объемы налоговых и неналоговых доходов в целом в результате применения инструментов организационно-экономического механизма развития многофункционального сельского хозяйства на 30,5%.

Положительные изменения позволят увеличить размер среднемесячной номинальной заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве. Однако сохранятся незначительные различия по данному показателю в районах разной типологии: в «депрессивных» территориях зарплата может составить 25 167 руб., в «авангардных» – 33 741 руб. Это, в свою очередь, обеспечит рост численности экономически активного сельского населения на 40,0%

Министерство сельского хозяйства РФ утвердило прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса (АПК) до 2030 года, подготовленный совместно с НИУ ВШЭ. Предварительно проект прогноза рассматривался на заседании правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий под председательством Д.А. Медведева 13 декабря 2016 года.

Как составлялся прогноз

Прогноз стал новаторским не только по предмету, но и по методам его разработки. Здесь впервые в полном масштабе, наряду с традиционными аналитическими инструментами, моделями прогнозирования и экспертными исследованиями, использованы новейшие методы анализа больших данных, семантического и сетевого анализа. Это позволило рассмотреть многие тысячи актуальных информационных материалов, включая нормативные акты, доклады, прогнозы международных организаций — ОЭСР, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФAO), Программы ООН по окружающей среде, Всемирного банка, ЮНИДО, — профильных министерств и ведомств различных стран, компаний-производителей, ведущих научных центров и университетов, консалтинговых и аналитических агентств.

Ситуация с АПК в России была проанализирована на основе данных исследований, проведенных самой Вышкой (включая специализированные опросы сельскохозяйственных предприятий и ведущих экспертов отрасли), информации Минсельхоза, Росстата, Минэкономразвития, Минобрнауки, ФАНО России, Внешэкономбанка и других организаций. Результаты работ по подготовке прогноза развития АПК перед их утверждением в Минсельхозе обсуждались на крупнейших форумах и конференциях с участием ведущих мировых экспертов, в том числе на площадке НИУ ВШЭ.

Агропромышленный комплекс сегодня и место России на глобальном рынке

По итогам 2015 года, объем мирового производства продукции АПК достиг $6150 млрд, объем мирового экспорта продукции АПК — $1250 млрд. При этом доля России и в мировом агропромышленном производстве ($80 млрд), и в мировом экспорте агропродовольственной продукции ($16,2 млрд) составляет около 1,3%.

Агропромышленный комплекс играет значительную роль в экономике России, на его долю приходится до 6% объема ВВП страны и 9,5% численности занятых. Объем продукции сельского хозяйства в 2015 году достиг 5 трлн рублей. Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) обеспечил 4,7% общего объема таможенных поступлений в 2015 году. Одновременно АПК обеспечивает значительные мультипликативные эффекты для экономики: по оценкам, каждый рубль, вложенный в АПК, дает возврат в смежных отраслях в диапазоне до 4-5 рублей.

Российский АПК характеризуется высокой устойчивостью к кризисным явлениям и стабильным развитием

На современном этапе российский АПК характеризуется высокой устойчивостью к кризисным явлениям и стабильным развитием. Рост производства продукции сельского хозяйства в России (на 40% в 2005–2015 годах) сопоставим с показателями таких стран, как Бразилия и Индия. В 2016 году этот сектор демонстрировал темпы прироста производства до 2-3%, что позволяет говорить о его роли как социально-экономического буфера, смягчающего эффекты цикличности развития экономики. Доля убыточных организаций в сельском хозяйстве сократилась с 41,7% в 2005 году до 12,4% в 2015 году.

По валовым объемам производства сельскохозяйственной продукции российский АПК один из крупнейших в мире. Российские производители, по данным на 2015 год, обеспечивают до 99% потребностей населения страны в зерне, 97% — в картофеле, 84% — в растительных маслах и сахаре, 85% — в мясе и мясопродуктах, 81% — в молоке и молочных продуктах. Можно констатировать, что по большинству позиций целевые показатели Доктрины продовольственной безопасности РФ превышены.

Российский АПК является экспортно-ориентированным и, по многим позициям, глобально конкурентоспособным сектором. Наиболее сильные позиции Россия занимает на мировом зерновом рынке. По данным Министерства сельского хозяйства США, доля России в глобальном экспорте пшеницы выросла с 4% в 2001/2002 сельскохозяйственном сезоне до 14% в сезоне-2014/2015. Россия —  один из ведущих экспортеров минеральных удобрений, которые занимают третье место в структуре российского экспорта после продукции ТЭК и металлургии.

Степень износа основных фондов в сельском хозяйстве (36,6% на конец 2014 года) ниже, чем в целом по российской экономике (47,9%). Это связано прежде всего с интенсивной модернизацией животноводческих комплексов. В то же время обеспеченность организаций сельскохозяйственной техникой сокращается. В 2010–2014 годах сократился на 16-20% парк тракторов и зерноуборочных комбайнов, на 25% — парк кормоуборочных комбайнов и плугов.

Доступность трудовых ресурсов в российском АПК выше, чем в развитых странах, но низкий уровень квалификации кадров создает ряд серьезных ограничений, являющихся факторами структурной безработицы на селе. Производительность труда в сельском хозяйстве растет в течение последних трех лет в среднем на 4% в год. Этот рост находит отражение и в повышении оплаты труда в отрасли, в 2015 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства составила 21,6 тыс. рублей. Но темпы ее роста вдвое ниже, чем в целом по экономике.

Текущие проблемы российского АПК

На территории России имеется 2,2 млн кв. км сельскохозяйственных угодий, показатель обеспеченности страны пресной водой — один из самых высоких в мире (см. «Итоги Водного форума БРИКС»). Однако многие сельскохозяйственные угодья расположены в зонах рискованного земледелия, характеризуются низким плодородием. Основная часть ресурсов пресной воды расположена в пределах несельскохозяйственных северных территорий, а ключевые аграрные регионы Черноземья уже сейчас начинают испытывать определенный дефицит воды для орошения.

Россия остается одним из мировых лидеров по объему импорта продуктов питания, несмотря на значительное его сокращение в 2015–2016 годах в результате введения эмбарго против ряда стран и девальвации рубля

В результате, по состоянию на 2015 год, в России насчитывалось почти 400 тыс. кв. км (40 млн га) постоянно или временно неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. В России деградированы до 0,5 млн га орошаемых земель (более 11% их общей площади) и до 1,8 млн га осушенных земель (более 37%).

Несмотря на постепенный рост химизации сельского хозяйства, Россия значительно отстает по этому показателю от развитых и крупнейших развивающихся стран. Внесение минеральных удобрений под посевы в сельскохозяйственных организациях возросло в 2005–2010 годах с 1,4 до 1,9 млн тонн (в пересчете на 100% питательных веществ) и затем стабилизировалось на этом уровне. При этом удельное внесение удобрений на один гектар возросло с 25 до 39 кг. Для сравнения: в Австралии на 1 га вносится до 45 кг минеральных удобрений, в Канаде — 74 кг, в США — 131 кг, в Германии — 199 кг. Крупнейшие развивающиеся страны имеют еще более высокие показатели удельного внесения удобрений.

Проблема нехватки инвестиций в аграрном секторе пока не решена, хотя наблюдаются устойчивые позитивные тенденции. Объем инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в 2010–2015 годах вырос в реальном выражении в 1,2 раза, достигнув 515,5 млрд рублей. Однако это составляет лишь 3,5% общего объема инвестиций в основной капитал, что ниже доли сельскохозяйственного сектора в экономике.

Россия остается одним из мировых лидеров по объему импорта продуктов питания, несмотря на значительное его сокращение в 2015–2016 годах в результате введения эмбарго против ряда стран и девальвации рубля. Но критическая импортозависимость России в АПК проявляется не по продукции конечного потребления, а в основном по средствам производства. По экспертным оценкам, доля импорта в сегменте средств производства для АПК достигает 40-60%. В числе наиболее крупных статей импорта — продукция сельскохозяйственного и пищевого машиностроения, средства защиты растений, кормовые аминокислоты, племенная продукция, семенной материал. Сохраняется и большая зависимость от импорта оборудования для пищевой промышленности — около 60%.

Как будет меняться глобальный сельскохозяйственный рынок

Интенсивный рост спроса на продовольствие и увеличение потребления животноводческой продукции способствуют росту долгосрочных рисков нестабильности на мировых агропродовольственных рынках. По оценкам ФАО и ОЭСР, в результате увеличения численности населения и душевых доходов к 2050 году глобальное производство продукции АПК должно вырасти на 60-70% по сравнению с 2000-ми годами.

В то же время среднегодовые приросты продуктивности сельского хозяйства будут, по ряду прогнозов, снижаться, если не произойдет активное внедрение радикальных технологических инноваций. Поэтому возникает долгосрочный риск превышения темпов роста спроса над темпами роста предложения.

Помимо чисто экономических, мировой АПК сталкивается и с серьезными социальными и экологическими вызовами. Усиливается расслоение населения по уровню доходов и доступу к здоровым продуктам питания. При этом технологии генно-инженерной модификации и клонирования не смогут занять значимых ниш на рынках многих стран из-за общественного сопротивления.

В 2016 году в России был принят закон, запрещающий обращение с ГМО и их использование для любых целей, кроме научно-исследовательских. Этот запрет может иметь разнонаправленные последствия для конкурентоспособности российского АПК. России следует проводить взвешенную политику по данному вопросу. Отказ от выращивания ГМО-культур может привести к потере глобальной конкурентоспособности на отдельных рынках растительной продукции: ГМО может обеспечить значительное снижение производственных издержек (прежде всего на борьбу с вредителями и засухами). С другой стороны, статус территории, свободной от ГМО, может иметь значительные долгосрочные позитивные эффекты для глобальной конкурентоспособности на новых рынках продуктов питания (в частности, органических продуктов).

Глобальное потепление климата влечет за собой снижение агроклиматического потенциала планеты, и многие зоны традиционного земледелия становятся непригодными для сельского хозяйства, в том числе из-за опустынивания одних территорий и затопления других. Оценки экономического ущерба от деградации земель для развивающихся стран колеблются в диапазоне 1–7% от ВВП в год.

В России различным видам деградации подвержены значительные площади сельскохозяйственных угодий, прежде всего в ключевых черноземных районах . В числе причин — нерациональные севообороты, недостаточное и несбалансированное внесение удобрений, применение устаревшей тяжелой техники. Так, ежегодный вынос питательных веществ из почвы вследствие сельскохозяйственной деятельности втрое превышает их возврат с вносимыми минеральными и органическими удобрениями.

Усиливается вклад в развитие АПК платформенных технологий межотраслевого назначения. К ним относятся в первую очередь информационно-коммуникационные, авиакосмические и биотехнологии (включая генетическую модификацию, молекулярные маркеры, молекулярную диагностику, вакцины, клеточные культуры, микробиологические решения для пищевой промышленности и т. д.). Ожидается взрывной рост спроса на технологии урбанизированного сельского хозяйства (вертикальные фермы, роботизированные теплицы и др.).

Среднегодовые приросты продуктивности сельского хозяйства будут, по ряду прогнозов, снижаться, если не произойдет активное внедрение радикальных технологических инноваций

Серьезной проблемой остается нерациональное использование продукции сельского хозяйства, особенно на фоне проблем с доступом к продовольствию во многих странах. По данным ФАО, в мире пропадает или выбрасывается почти треть всех производимых продуктов питания — около 1,3 млрд тонн в год. В России потери продуктов питания могут достигать 56 кг на человека в год. В этом смысле России целесообразно перенять передовой опыт развитых стран, связанный со стимулированием ресурсосбережения в сельскохозяйственном производстве.

Возможности и вызовы, стоящие перед Россией

России необходимо своевременно занять твердые позиции на мировых рынках сельскохозяйственной продукции, включая как сырье, так и продукцию глубокой переработки. Драйверами для этого являются модернизация крупных предприятий, оптимизация использования агроклиматического потенциала, концентрация товарного сельского хозяйства в южных регионах. Приоритетными рынками должны стать страны с развивающейся экономикой (Ближний и Средний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Центральная Африка, а также страны Евразийского экономического союза), где покупательная способность населения растет быстрее, чем возможности национальных АПК.

Для решения этих задач Минсельхозу России необходимо на регулярной основе отслеживать глобальные тренды в сфере внедрения принципов устойчивого сельского хозяйства и поддерживать проведение отечественных НИОКР, направленных на повышение экологической эффективности АПК. Недостаточная инновационная активность на фоне слабого взаимодействия между бизнесом, образованием и наукой представляет серьезную угрозу долгосрочной конкурентоспособности АПК. Так, объемы затрат на научные исследования и технологические инновации в АПК явно не отвечают масштабам рынка, их динамика непостоянна, инвестиции носят непоследовательный характер.

Приоритетными рынками должны стать страны с развивающейся экономикой (Ближний и Средний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Центральная Африка, а также страны Евразийского экономического союза)

Еще одна проблема, которую предстоит решить, — технологический разрыв между крупными агрохолдингами и малыми хозяйствами. Она проявляется особенно остро из-за низкой доступности кредитов для малого агробизнеса при одновременно высоких рисках инвестирования в него. Решением могут стать содействие сельскохозяйственной кооперации и кредитное финансирование крупных кооперативов. Необходима взвешенная и осторожная политика в отношении допуска на внутренний рынок крупных транснациональных компаний в АПК.

Авторы прогноза сформулировали два сценария научно-технологического развития АПК России.

Сценарий «Локальный рост» предполагает достижение стабильного роста сектора и специализацию на тех сегментах рынков, где продукция российского АПК уже является конкурентоспособной.

В сценарии «Глобальный прорыв» возможен также выход на новые для российского АПК рынки за счет форсированного научно-технологического развития.

По оценкам НИУ ВШЭ на основе данных международных прогнозов, объем производства продукции АПК в мире в 2016–2030 годах будет увеличиваться примерно на 3% в год и достигнет $9300 млрд. Россия может нарастить к 2030 году долю в мировом производстве продукции АПК, при реализации первого сценария — до 1,5% (около $140 млрд), а при реализации второго сценария — в 3,5% (около $325 млрд). Нынешняя доля, напомним, составляет 1,3%.

Основными драйверами развития АПК России в сценарии «Локальный рост» будут постепенное оживление экономики, импортозамещение и дальнейшее развитие традиционных экспортных ниш. Улучшение условий для инвестиций будет связано с эффектами стимулирующей денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основным условием реализации сценария «Глобальный прорыв» будет ускорение роста российской экономики в среднесрочной перспективе на 1-2 процентных пункта за счет увеличения государственных инвестиций. Данный сценарий предполагает смягчение денежной политики в ближайшие два года, а также дополнительные вложения в развитие научной и инновационной деятельности, поддержку экспорта сельскохозяйственной продукции и стимулирование потребительского спроса на отечественные товары.

Насколько реалистичны описанные в прогнозе сценарии, к чему готовиться России и как Вышка помогает развитию сельского хозяйства, комментирует первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.

Описанные в прогнозе сценарии развития агропромышленного комплекса России являются результатом длительной, полуторалетней работы по международно признанной методологии технологического форсайта в тесном контакте с бизнес-сообществом, экспертами и учеными. Важно отметить, что нами применялась методика нормативного (или целевого) сценарного прогнозирования. Это означает, что каждый сценарий является одновременно «мягким» планом действий, представляя собой компромисс между желаемым образом будущего (комплексом стратегических целей развития) и реальными ресурсными возможностями и ограничениями для развития.

Главной целью научно-технологического развития АПК России является обеспечение конкурентоспособности российской продукции на внешнем и внутреннем рынках прежде всего за счёт создания, распространения и применения новейших достижений науки и технологий. Реализация этой цели призвана обеспечить переход к высокопроизводительному (ускоренная селекция, действующие вещества для современных ветпрепаратов и средств защиты растений и др.), высокотехнологичному (синтетическая биология, пищевые биотехнологии, функциональные продукты питания и др.), ресурсоэффективному (умное сельское хозяйство, сбалансированные унифицированные корма и др.), климатоадаптивному (районированные сорта и породы, ирригационные комплексы нового поколения и др.) производству сельскохозяйственного сырья и продукции высокой глубины переработки.

 

Динамика АПК России в зависимости от реализации того или иного сценария научно-технологического развития. Источник: оценки НИУ ВШЭ с учетом данных ФАО и ВТО.

Сценарий «Локальный рост» предполагает менее благоприятные внешние и внутренние условия развития отрасли, при которых все же удастся сохранять положительную количественную и структурную динамику. Сценарий «Глобальный прорыв» предполагает максимальную реализацию научно-технологического и инновационного потенциала отрасли за счет оптимального сочетания благоприятных внешних и внутренних факторов развития.

Оба сценария предусматривают разнообразие моделей и направлений научно-технологического развития и форм государственной поддержки. В период 2017-2020 гг. предстоит сформировать необходимые для реализации сценариев институциональные условия и экономические механизмы, которые в дальнейшем определят как место АПК в экономике России, так и место российской агропродовольственной продукции на глобальных рынках. Чем позже возникнут такие условия для выхода на траекторию глобальной конкурентоспособности, тем сложнее и дороже станет переход от одной сценарной траектории к другой.

Первый сценарий связан в первую очередь с достижением параметров Доктрины продовольственной безопасности, он предполагает насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными отечественными продуктами и сохранение цен на них на таком уровне, чтобы они были доступны для всех жителей страны, в том числе самых уязвимых слоев населения.

В рамках реализации второго сценария в случае быстрого решения базовых проблем Россия может стать к 2030 году мировым поставщиком продовольствия, причем высококачественных, экологически чистых, полезных для здоровья продуктов питания, — наравне с США, Евросоюзом, Бразилией. Для достижения этих целей необходимо сформировать эффективную, современную научно-техническую политику в сфере АПК, смещая, в частности, приоритеты от безусловного субсидирования к поддержке самых эффективных и высокотехнологичных производителей. Важно также внедрять современные эффективные форматы и институты, включая концессии и государственно-частное партнерство; проводить взвешенное и последовательное реформирование земельных отношений, усиливать научный потенциал и подготовку кадров, поддерживать интенсивный трансфер технологий и создание крупных компаний, которые могут выступать системными интеграторами развития отрасли, в том числе в секторе селекции и семеноводства, точного земледелия, биотехнологий, экологических технологий АПК.

Чтобы увязать все эти управленческие воздействия в единый комплекс, вывести АПК России на траекторию инновационного развития, нужна современная система информационного обеспечения. Мы должны, с одной стороны, обеспечить принятие информированных, обоснованных решений, а с другой — планировать наше развитие на 20, на 30 лет вперед с учетом анализа актуального состояния науки, технологий, общества и экономики.

Разработанный прогноз является не только стратегическим документом, он еще важен как общая платформа для коммуникации всех тех игроков, от которых зависит динамичное инновационное развитие российского АПК. НИУ ВШЭ совместно с Минсельхозом России ведет работу по созданию системы мониторинга и прогнозирования научно-технического прогресса в сельском хозяйстве. Ведь у нас накоплены уникальные компетенции в области прогнозирования, статистики и анализа сферы науки, технологий и инноваций, которые могут быть успешно использованы и в столь значимой отрасли российской экономики.

Полный текст прогноза см. в файле:  Прогноз научно-технической сферы.pdf

КФХ Зубарева Н. В

Журнал «Агроинвестор»

Правительство по поручению президента обновило Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года. Предыдущий документ был утвержден в 2020 году, однако новые вызовы, связанные с геополитической ситуацией и усилением санкционного давления потребовали корректировки целей. Главная — устойчивый рост отрасли на 3% в год. Правда, для этого нужна господдержка на уровне 900 млрд руб., а пока финансирование АПК предполагается сокращать по сравнению с объемами этого года. Да и по ряду промежуточных плановых показателей есть вопросы

В сентябре правительство утвердило Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года, обновленную по поручению президента Владимира Путина. «Глава государства ставил задачу учесть в ней актуальные вызовы и создать условия для расширения отрасли по всем основным направлениям, — напомнил премьер-министр Михаил Мишустин. — Необходимо добиться устойчивого среднегодового роста производства в секторе на уровне 3%, для чего потребуется финансирование в размере не менее 900 млрд руб. ежегодно».

В ходе обсуждения документа глава кабмина отметил, что отечественные аграрии полностью обеспечивают потребности страны в зерне, растительном масле, сахаре, мясе и рыбе. Однако одна из целей Стратегии — дальнейший рост объемов производства и выполнение всех плановых показателей Доктрины продовольственной безопасности. В частности, еще предстоит наращивать собственное производство молока, картофеля, овощей, фруктов и ягод. Кроме того, Стратегия предполагает повышение уровня технологической независимости отрасли: переход на отечественные средства производства, в том числе технику, семена, компоненты кормов, производство которых предстоит расширить или запустить. Для укрепления продовольственной безопасности также необходимо повышать урожайность, развивать племенное дело, создавать новые технологии производства, переработки и хранения продукции.

Согласно базовому сценарию Стратегии, экспорт сельхозпродукции должен увеличиться с $29,5 млрд в 2024 году до $41 млрд в 2030-м. По оптимистическому — в 2024 году объем поставок продукции АПК за рубеж составит $30 млрд, а в 2030-м — $47,1 млрд. Для повышения вывоза более чем в полтора раза необходимо наращивать отгрузки продукции с высокой добавленной стоимостью и решить вопросы логистики, уточняла вице-премьер Виктория Абрамченко. «Планируем построить более 40 судов для транспортировки продукции АПК, а также обеспечить достаточное количество железнодорожных контейнеров и рефрижераторов», — говорила она в ходе обсуждения документа. 

Стратегия ставит задачу к 2030 году вовлечь в сельхозоборот не менее 13,2 млн га земли. Для этого, в частности, предполагается развивать мелиорацию и повышать плодородие почв. 

Еще одна цель — создание к 2030 году единой цифровой платформы агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Она позволит в режиме реального времени получать сведения, нужные для принятия управленческих решений, и упростит для аграриев получение различных видов господдержки, считает правительство. 

Кроме того, Стратегия предполагает сохранение доли сельского населения и повышение качества его жизни. «Граждане должны иметь всю необходимую инфраструктуру для комфортной жизни на селе, — говорила Абрамченко. — Это дороги, качественное медицинское обслуживание, центры образования и досуга и, конечно, новые жилищные возможности». 

Предыдущая Стратегия была утверждена весной 2020 года. Ее первой целью было повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений на селе по программе комплексного развития сельских территорий. Она также предполагала увеличение уровня соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств. Третья цель прежней Стратегии — увеличение произведенной добавленной стоимости в АПК. В этом направлении перспективы были связаны с технической и технологической модернизацией, развитием мелиорации и ростом эффективности сельхозпроизводства. Кроме того, предполагалось повышение научно-технологического уровня АПК за счет развития селекции и генетики, цифровая трансформация АПК, увеличение физического объема инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах. Еще две цели предыдущей Стратегии, ставшие ключевыми направлениями и в обновленном документе, — увеличение экспорта сельхозсырья и продовольствия до $45 млрд и обеспечение продовольственной безопасности страны.

Своевременное обновление

Обновленная Стратегия учитывает экономическую ситуацию, сложившуюся в условиях внешнего санкционного давления, говорится на сайте правительства. Версия 2020 года, принятая при более стабильных условиях и более открытых рынках, объективно нуждалась в пересмотре, считает ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС и ВИАПИ им. А. А. Никонова Екатерина Гатаулина. «Условия коренным образом изменились: меняются межстрановые отношения, нарушаются или значительно усложняются логистические связи. Санкции влияют как на импорт технологий, техники, ресурсов, используемых в отрасли, так и на экспорт продукции АПК, прежде всего традиционной: зерна, масличных, — комментирует она. — Финансовые санкции оказывают влияние на кредитование, доступные объемы господдержки. Части занятых в агросекторе коснулась мобилизация. На новые вызовы нужен адекватный ответ».

Цели новой Стратегии

— Сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации.
— Повышение научно-технологического уровня АПК за счет развития селекции и генетики.
— Увеличение произведенной добавленной стоимости.
— Увеличение физического объема инвестиций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах.
— Увеличение объема экспорта продукции АПК.
— Обеспечение продовольственной безопасности.
— Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения.
— Цифровая трансформация агропромышленного комплекса.

Когда происходят существенные изменения рыночных условий, а план действий и приоритетность задач остаются неизменными, достижение целей ставится под вопрос, говорит аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова. Изменения в рыночных условиях требуют адаптации долгосрочной стратегии для достижения заложенных целей. Корректировка выглядит весьма своевременной, соглашается она. 

Аналогичного мнения придерживается руководитель инновационного аналитического центра группы «Черкизово» Рустам Хафизов. «Стратегия — это, безусловно, важный документ, с учетом которого в дальнейшем выстраиваются другие программные документы планирования, регулирования и поддержки отрасли, — отмечает он. — В условиях текущей внешнеэкономической ситуации обновление Стратегии было своевременным: в ней учтены санкционные вызовы и уточнены приоритеты внешней торговли».

Гендиректор УК «Август-Агро» Айдар Галяутдинов тоже думает, что обновление Стратегии развития АПК очень актуально. Сейчас все отрасли оказались в турбулентной обстановке: стремительно меняется макроэкономическая среда, перестраиваются многие цепочки товародвижения, активно идет поиск внутренних резервов для снижения импортозависимости. «Думаю, всем очевидно, что мыслить вчерашними целями и использовать вчерашние инструменты в быстро меняющемся мире уже не приходится, — говорит он. — Сельское хозяйство как ключевая отрасль, обеспечивающая стабильность, безопасность и самодостаточность России, находится в эпицентре этих процессов, поэтому Стратегией развития АПК были заявлены и новые приоритеты».

«Мы считаем своевременным и верным обновление Стратегии развития АПК с учетом изменения рыночной конъюнктуры и действующих ограничений, — вторит им гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко. — Задачи обеспечения продовольственной безопасности, импортозамещения, цифровой трансформации, развития новых направлений экспорта сейчас становятся еще более актуальными для обеспечения дальнейшего развития АПК».

Плановые показатели вызывают вопросы

С учетом резкого изменения макроэкономической и геополитической обстановки, без сомнения, стратегии развития должны корректироваться своевременно, солидарна с другими респондентами аналитик Института комплексных стратегических исследований Надежда Каныгина. Однако, по ее оценке, проработанность данного документа в целом и аргументированность уставленных индикаторов в нем вызывают некоторые сомнения.

Плановый уровень среднегодового роста производства продукции сельского хозяйства составляет 3%, но это лишь в целевом сценарии, то есть при увеличении финансирования до 900 млрд руб. в год, обращает внимание Каныгина. На фоне увеличения финансирования в разы такая цель по росту отрасли совсем не представляется амбициозной, особенно с учетом текущих темпов производства (по данным Росстата, во втором квартале производство продукции сельского хозяйства выросло на 2,4% в годовом выражении), рассуждает Каныгина. «В прежней версии Стратегии развития от 2020 года в среднем закладывался рост около 2% ежегодно, а в Стратегии от 2015-го на период 2022—2030-х — и вовсе в 3-5,5%, — сравнивает она. — В нынешней редакции Стратегии при базовом сценарии, то есть при текущем уровне финансирования, определяются среднегодовые темпы роста в диапазоне 1,1-1,5%, что совсем немного». При этом из документа не очень понятно, как рассчитаны и насколько обоснованы обновленные показатели, добавляет Каныгина.

Необходимость пересмотра Стратегии вызвана в том числе качественными изменениями внешних и внутренних условий функционирования как экономики в целом, так и АПК в частности. Естественные ожидания — найти в документе ответы на то, как государство планирует на эти вызовы отвечать, причем учитывая, что они могут иметь не только краткосрочный характер, а такой вариант нельзя исключать, обращает внимание Гатаулина. Необходимо иметь различные сценарии, в том числе предусматривающие сокращение финансирования, уверена она. Однако расчеты в Стратегии даны только по двум сценариям: базовому «при условии текущего уровня финансирования госпрограмм Минсельхоза» и более оптимистичному целевому сценарию, предусматривающему «достижение начиная с 2023 года среднегодовых темпов роста объемов производства продукции АПК на уровне не менее 3%». 

«В результате планируемая реакция на вполне реальные вызовы более соответствует реалиям “прошлой жизни”, а местами противоречива», — оценивает Гатаулина. Так, одна из заявленных целей — увеличение объема экспорта продукции АПК. Однако даже по оптимистичному целевому сценарию (базовый сценарий не просчитан), как следует из приведенных в приложении Стратегии показателей, самообеспеченность по всем основным продуктам планируется ниже 100%, в том числе по основным экспортным продуктам — зерну (95%), растительному маслу (90%), сахару (90%) — на весь период с 2022 по 2030 год. При этом в 2021 году фактическая самообеспеченность по зерну составляла 149,9%, по растительному маслу — 176,6%, по сахару — 100%, сравнивает эксперт. «Вопрос, за счет чего мы будем наращивать экспорт, если предполагается, что даже самообеспечение не будет в полном объеме?», — рассуждает она.

«Стратегия — это видение будущего»

Наталья Шагайда, Директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС

Стратегия — это видение, как достичь будущего на сельских территориях. Для этого сначала нужно это будущее обрисовать. Очевидно, что здесь должно было быть место для дискуссий. Где обеспечить прирост, отремонтировать небольшую часть домов или построить несколько новых, увеличивать экспорт или вовлекать в оборот неиспользуемые земли и т. д. Но это не дает картины — к чему мы идем. Это средства, а не цели.
Что хочет видеть государство через столько-то лет на сельских территориях и как должно этому способствовать? Логично было бы предположить, что оно хочет видеть населенную сельскую территорию, достойные места жизни и заработка на селе, а для этого необходимо обустройство территорий, конкурентное сельское хозяйство с использованием квалифицированного труда, несельскохозяйственное производство. Для каждой группы и территории нужны разные мероприятия для стимула развития в этом направлении. Национальные цели в общем покрывают все это, но когда переходят от национальных целей к отраслевым программам, то происходит трансформация в значительно менее масштабные направления относительно текущего состояния сельского развития.
На мой взгляд, создается впечатление, что новый документ в значительной мере консолидировал мероприятия или направления уже существующих госпрограмм. Но сразу оговорюсь, что готовить такого рода документы чрезвычайно сложно, требуется много обсуждений, чтобы сформулировать консенсус относительно будущей картины и целей.

В начале октября министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев в ходе правительственного часа в Совете Федерации рассказал, что текущие объемы производства позволяют обеспечить внутренний рынок страны и при этом оставаться в числе крупнейших мировых экспортеров продовольствия. По оценке Минсельхоза, в ряде секторов в этом году ожидается перевыполнение плановых показателей Доктрины продовольственной безопасности. Так, обеспеченность зерном составит около 159% при плане 95%, растительным маслом — 200% при целевом значении Доктрины в 90%, сахаром — 100% при плане в 90%. По картофелю при плане 95% можно выйти на самообеспеченность в 94,3%, по овощам — достигнуть уровня 89,2% при плановых 90%. Уровень самообеспечения мясом превысит 100% при плане 85%. Также Россия продолжает планомерно двигаться к достижению ориентира Доктрины по молоку. «Задача — 90%, в этом году сделаем 84,3%», — сказал Патрушев. Хуже всего обстоят дела с фруктами и ягодами: самообеспечение в этом году может составить только 44% при значении Доктрины в 60%.

Уже сейчас Стратегия начинает расходиться с реалиями не только по части ориентиров по самообеспеченности продукцией. Так, согласно проекту федерального бюджета, планируется сокращение финансирования федерального проекта «Экспорт продукции АПК» с 63 млрд руб. в 2022 году до нуля в 2025-м, обращает внимание Гатаулина. «Как это повлияет на выполнение цели по наращиванию экспорта АПК — непонятно», — комментирует она. Проект бюджета предполагает также снижение поддержки агроэкспорта в 2023 году до 50,8 млрд руб., тогда как изначально на эти цели планировалось направить 80,3 млрд руб.; в 2024-м предполагается выделить 70,9 млрд руб. против ранее запланированных 98 млрд руб. На момент подготовки статьи бюджет не был утвержден, так что, возможно, его параметры еще будут пересмотрены. Достижение цели экспорта продукции АПК на $45 млрд в 2020 году и так уже переносили с 2024-го на 2030-й, напоминает Каныгина, теперь же в Стратегии, согласно базовому сценарию, в 2030 году будет лишь $41 млрд.

Есть вопросы и ко многим другим целям обновленной Стратегии, продолжает она. Например, за период 2022—2030 годов не предполагается какого-либо существенного улучшения ситуации с уровнем самообеспечения фруктами и ягодами, а также молоком и молокопродуктами. «Если в 2022 самообеспеченность оценивается в 42,4% и 84,2% соответственно, то к 2030-му, согласно Стратегии, мы подойдем с показателями всего лишь 43,2% и 85%, — сравнивает она. — А ведь по этим категориям продуктов мы существенно отстаем в том числе от норм Доктрины продовольственной безопасности. Соответственно, непонятно, планируется ли Минсельхозом какое-либо значимое развитие данных направлений». 

Цели или средства их достижения?

В обновленной версии Стратегии больший фокус сделан на импортозамещение как один из ключевых ориентиров развития, говорит Буйлакова. «С учетом высокой зависимости некоторых сегментов АПК от импортных семян, племенного материала и технологий вкупе с неопределенностью относительно устойчивости поставок из-за рубежа развитие собственных компетенций в АПК выглядят как одно из самых важных направлений для обеспечения стабильности сектора в долгосрочной перспективе», — отмечает она.

Стратегические риски для отрасли

Внешнеполитические риски, которые могут привести к ограничению потенциала развития отечественного сельского и рыбного хозяйства, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры, применением зарубежными странами санкций, негативно сказывающихся на международной торговле.
Риски при строительстве судов, связанные с поставками импортного судового оборудования, не имеющего аналогов в России.
Экономические риски, обусловленные возможностью ухудшения внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижения темпов роста мировой и национальной экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы, снижением инвестиционной привлекательности отечественного сельского и рыбного хозяйства.
Технологические риски, вызванные отставанием по уровню технологического развития производственной базы.
Климатические и агроэкологические угрозы.
Ветеринарные и фитосанитарные риски, связанные с возникновением и распространением ранее не регистрировавшихся в России массовых заразных болезней животных, а также с распространением вредителей и болезней растений.

Гатаулина обращает внимание на разномасштабность целей Стратегии: повышение научно-технологического уровня АПК, вовлечение в оборот земель сельхозназначения, цифровая трансформация — по сути, это средства достижения основных целей, которыми, безусловно, являются обеспечение продовольственной безопасности и увеличение экспорта. При этом на первом месте в тексте указана цель сохранения доли сельского населения в общей численности населения России. «Это не стратегическая цель, а скорее один из целевых показателей, выражающий настоящую цель, — устойчивое комплексное развитие сельских территорий», — комментирует она. 

По ее мнению, более адекватно, на уровне стратегических, цели сформулированы в главе «Общие положения», где они, правда, указаны как причина разработки Стратегии. Согласно документу, целью разработки и реализации Стратегии являются: обеспечение долгосрочного и перспективного развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов; импортозамещение критически важных видов продукции АПК; усиление продовольственной безопасности; развитие новых направлений экспорта; эффективное управление землями сельскохозяйственного назначения, в том числе вовлечение их в оборот; цифровая трансформация с учетом текущих внешнеполитических и экономических рисков. Цели должны быть более проработанными, считает эксперт.

По мнению Галяутдинова, обозначенные в Стратегии цели важны в равной степени, поскольку они взаимосвязаны, — речь идет о комплексных задачах. «Если говорить об увеличении сельхозпроизводства, то нельзя отодвинуть на второй план мероприятия по вовлечению в сельхозоборот новых площадей, повышению их плодородия или по сохранению доли сельского населения», — рассуждает он. Недужко тоже полагает, что каждая из целей Стратегии имеет важное значение и отвечает текущим потребностям АПК. При этом их достижение во многом будет зависеть от уровня целевой государственной поддержки, акцентирует он. 

Для производителей остро стоит заявленная цель «Повышение научно-технологического уровня АПК за счет развития селекции и генетики». Это направление требует больших системных сдвигов на государственном уровне, уверен топ-менеджер. Развитие и доступность отечественных высокопродуктивных сортов сельхозкультур и пород животных может поднять отрасль на качественно иную ступень, позволит нарастить объемы производства, снизить затраты, считает он. 

Развитие генетики и селекции крайне важно для дальнейшего снижения зависимости от иностранных поставщиков, подтверждает Хафизов. «И неважно, это будут дружественные или недружественные страны, эти потребности необходимо поступательно и системно импортозамещать», — подчеркивает он. Вопросы технологического обеспечения АПК, по его словам, также являются крайне приоритетными. В Стратегии прямо указывается необходимость локализации производства внутри страны, к примеру, оборудования для кондиционирования и вентиляции (доля импорта — около 50%), программного обеспечения и управления (импорт также около 50%), станкового оборудования (примерно 25%), оборудования для комбикормовых заводов (30%). Среди рисков также справедливо отмечена недостаточная обеспеченность оборудованием и запасными частями к нему, упаковочными материалами, а также отдельными компонентами (витамины, аминокислоты, минеральные вещества), добавляет Хафизов. 

«Это вызовы, с которыми необходимо работать и принимать программы и подпрограммы для развития конкретных направлений, — считает он. — К примеру, в продолжение Стратегии нужно формирование федеральных научно-технологических программ по направлениям сельскохозяйственной техники и оборудования». По словам Хафизова, важным является вопрос подготовки востребованных кадров и создания комфортных условий там, где проживают и работают специалисты. «Необходимо существенно увеличивать финансирование данных программ, в частности программы комплексного развития сельских территорий», — уверен он. 

Не может не обнадеживать и курс на расширение экспорта сельхозпродукции, продолжает Галяутдинов. «В годы избыточных урожаев возможность поставлять ее на внешние рынки позволит аграриям работать с рентабельностью, инвестировать в обновление и расширение производственных мощностей», — комментирует он. 

Цели развития «Август-Агро» полностью совпадают с целями Стратегии. По словам Галяутдинова, компания является участником многих мероприятий, запланированных документом, например по развитию рынка труда и благоустройству сельских территорий, использованию ресурсосберегающих технологий земледелия и высокопроизводительной техники, развитию мощностей хранения и переработки сельскохозяйственного сырья, вовлечению в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных земель и многих других. 

Стратегия развития агрохолдинга «Степь» тоже во многом совпадает с целями, обозначенными в Стратегии развития АПК, говорит Недужко. «Мы видим значительный потенциал развития в цифровизации отрасли и являемся одним из лидеров по внедрению цифровых технологий и автоматизации процессов производства, — рассказывает он. — На протяжении нескольких лет наш агрохолдинг реализует программу импортозамещения, направленную на снижение зависимости от иностранной сельскохозяйственной техники и запасных частей, семенного, посадочного материала, средств защиты растений». 

Кроме того, «Степь» инвестирует в селекционную работу и уже вывела в партнерстве со «Щелково Агрохим» новый сорт озимой пшеницы Система, делится топ-менеджер. «Уже давно мы занимаемся племенной работой в молочном животноводстве, развиваем собственное маточное племенное ядро, хозяйства компании обладают племенным статусом», — добавляет он. Одним из ключевых направлений развития «Степи» также является экспорт сельскохозяйственной продукции: компания поставляет зерновые и нишевые культуры в страны Ближнего Востока, Африки и Азии, входит в число крупнейших экспортеров по итогам начала сезона 2022/23.

АПК требует модернизации

Несмотря на высокие темпы строительства и модернизации производственных животноводческих объектов, около половины молока производится на молочных фермах, износ которых составляет более 60%, говорится в Стратегии. По данным региональных органов управления АПК, 40% яйца производится на птицефабриках с уровнем износа от 40 до 60%, а 30% яйца — на птицефабриках с уровнем износа более 60%.
По данным Росстата, степень износа основных фондов в целом по отраслям пищевой промышленности с 2017 по 2020 год увеличилась с 46,7 до 51,6%, в том числе машин и оборудования — с 58,3 до 62,3%, производства напитков — с 61,1 до 64,1%, в том числе машин и оборудования — с 72,8 до 75,2%.
Требуется модернизация, а также строительство новых предприятий, отвечающих требованиям передовых промышленных зарубежных технологий, что создаст предпосылки для роста производства и обеспечит возможность экспорта продукции АПК, отмечают авторы Стратегии. Правда, в документе не уточняется, как именно в этом направлении должна улучшиться ситуация к 2030 году.

Отдельно Недужко выделяет стратегическую цель сохранения и восстановления плодородия почв, которая относится к важнейшим направлениям политики агрохолдинга. Земельные ресурсы являются основой сельского хозяйства, бережное и ответственное отношение к земле — неотъемлемая часть работы агрохолдинга, подчеркивает он. «Благодаря использованию современных, в том числе влагосберегающих, агротехнологий, агродронов, почвенных инъекторов, реализации проектов лесомелиорации мы минимизируем воздействие на окружающую среду, защищаем почву от эрозии, сохраняем ее плодородие», — говорит он.

Денег будет меньше

В конце сентября вице-премьер Виктория Абрамченко говорила, что правительство планирует сохранить все меры поддержки АПК, поскольку это один из флагманов развития экономики. При этом в Стратегии не рассматривается наиболее реалистичный сценарий сокращения финансирования, притом что он уже отражен в проекте федерального бюджета на 2023-й, и плановый период 2024—2025 годов, обращает внимание Гатаулина. «Согласно проекту федерального бюджета, финансирование Госпрограммы развития сельского хозяйства уже сокращается по сравнению с 2022 годом: на 31,2 млрд руб. (-8,3%) в 2023 году, на 44,8 млрд руб. (-12%) в 2024-м и рекордные 136,8 млрд руб. (-36,4%) в 2025-м», — сравнивает она. Планируемое сокращение федерального финансирования коснется основных статей поддержки, обращает внимание Гатаулина, добавляя, что получение отраслью финансирования на уровне 900 млрд руб., по расчетам авторов Стратегии необходимых для обеспечения роста на 3%, явно будет проблематичным. 

Кроме снижения финансирования экспортного проекта, в частности, предполагается сокращение объема субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК на 5 млрд руб. в 2023 и 2024 годах. Проект бюджета допускает снижение господдержки лизинговых организаций в 2023 году на 13,3 млрд руб., в 2024-м — на 9,2 млрд руб. 

Проектируемые расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий Госпрограммы развития АПК могут составить 344,75 млрд руб. в 2023 году, 331,15 млрд руб. в 2024-м и 239,16 млрд руб. в 2025-м. По сравнению с расходами, утвержденными Законом о федеральном бюджете на 2022-й и на плановый период 2023—2024 годов, предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на 40 млрд руб. (13,1%) в следующем году и на 4,2 млрд руб. (1,3%) в 2024-м. При этом по сравнению с показателями сводной бюджетной росписи на 1 сентября 2022 года господдержка отрасли будет уменьшена, говорится в заключении профильного комитета Госдумы на проект бюджета. Показатели ниже, чем предусматривает паспорт Госпрограммы развития сельского хозяйства: в 2023 году — на 32,7 млрд руб. (8,7%), в 2024 — на 46,2 млрд руб. (12,2%), в 2025 — на 61,5 млрд руб. (20,5%), сравнили депутаты. «При этом часть финансирования мероприятий Госпрограммы развития АПК предусмотрена в законопроекте за счет предполагаемых поступлений доходов федерального бюджета от уплаты вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры», — подчеркивают они. 

Как следует из проекта бюджета, одним из значимых источников финансирования госпрограмм Минсельхоза являются доходы от экспортных пошлин на зерновые (на 2023 год — 220 млрд руб.), добавляет Гатаулина. «Однако их еще нужно получить, что в условиях скрытых барьеров на экспорт российского зерна под вопросом», — заключает она.

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии развития предпринимательства
  • Сценарии развития политической централизации
  • Сценарии развития отрасли
  • Сценарии развития мировой энергетики
  • Сценарии экономического развития россии на пятнадцатилетнюю перспективу