Сценарии регионального развития

Работа по теме: Социально экономическое прогнозирование..Лекции.. Глава: 12. Прогнозирование экономического и социального развития регионов.. ВУЗ: МГУ.

12.1 Региональное хозяйство и региональная экономика.

Региональное
хозяйство представляет собой весь
хозяйственный, экономический,
производственный и социальный комплекс,
который формируется незивисимо от
состава отраслей и ведомственной
подчиненности предприятий, организаций
и учреждений, расположенных на территории
республики, края, области, автономного
округа.

Все
предпрития и организации промышленного
и сельскохозяйственного производства,
строительства, транспорта, связи, сферы
культурно-бытового обслуживания можно
разделить на три большие группы
подчинения:

  1. федерального;

  2. субъекта
    Федерации;

  3. муниципального
    или местного.

Отношения
между местными органами, которые являются
основой системы регионального управления,
с одной строны, и предприятиями и
организациями – с другой (в соответствии
с уровнем подчиненности), варьируются
от полного подчинения (предпрития и
организации муниципальной собственности)
местным органам до осуществления
последними отдельных функций управления.

Вне
зависимости от форм управления и
подчиненности все предприятия
(организации), расположенные в данном
регионе, подконтрольны местным органам
управления в вопросах использования
земли, недр, лесов и вод, охраны природы,
соблюдения санитарных, противопожарных,
правовых, социальных, жилищно-бытовых
норм и правил. Территориальные органы
управления ведут контроль за жилищным
и социально-культурным строительством,
строительством местных дорог, производством
продольствия и товаров народного
потребления, осуществляемого всеми
предприятиями, находящимися на данной
территории.

Объектами
регулирования на региональном уровне
являются: процесс приватизации
государственной собственности;
налогообложение предприятий и населения;
формирование местных бюджетов; социальная
защита населения и др.

В
последние годы в Российской Федерации
проводится работа по формированию
государственной региональной политики.
Под региональной политикой в РФ понимается
система целей и задач органов
государственной власти по управлению
политическим, экономическим и социальным
развитием регионов страны, а также
механизм их реализации.

Основными
целями региональной политики в РФ
являются:

  1. обеспечение
    экономических, социальных, правовых и
    организационных основ федерализма в
    РФ, создание единого экономического
    пространства;

  2. обеспечение
    единых минимальных социальных стандартов
    и равной социальной защиты населения
    независимо от экономических возможностей
    регионов;

  3. выравнивание
    условий социально-экономического
    развития регионов;

  4. предотвращение
    загрязнения окружающей среды, а также
    ликвидация последствий ее загрязнения,
    комплексная экологическая защита
    регионов;

  5. приоритетное
    развитие регионов, имеющих особо важное
    стратегическое значение;

  6. максимальное
    использование природно-климатических
    особенностей регионов;

становление
и обеспечение гарантий местного
самоуправления.

12.2 Методология прогнозирования экономического и социального развития регионов.

В
последние годы на уровне регионов
(республик, краев, областей) проводилась
и проводится работа по составлению
краткосрочных и среднесрочных прогнозов
экономического и социально развития.

Методологическими
предпосылками такого прогнозирования
являются следующие положения:

  1. регион
    представляет собой целостную подсистему
    общей системы общественного производства,
    выполняющую определенную народнохозяйственную
    функцию посредством производства
    некоторого числа продуктов или услуг,
    являющихся предметом его специализации;

  2. ухудшение
    показателей экономической деятельности
    региона способно вызвать негативные
    изменения в функционировании всей
    системы общественного производства
    или социально-экономической системы
    общества;

  3. необходимый
    уровень результатов функционирования
    региональной экономической системы к
    заданному моменту времени не может
    быть обеспечен при сложившихся
    инерционных тенденциях регионального
    развития;

  4. преобразование
    режима функционирования региональной
    экономической системы в рамках
    существующей системы территориального
    управления и при данных ресурсах в
    заданный срок невозможно.

Исходя
из этих положений определяются основные
этапы и схема разработки прогноза
регионального экономического развития,
его содержание. Процесс разработки
прогноза включает в себя три блока:
аналитический, концептуальный и
прогнозный.

В
рамках аналитического блока необходимо
исследовать внутреннюю связанность
данной территории, определить существенные
структурные связи, экономическое ядро
региональной системы и производства,
определяющие эффективность функционирования
системы в целом. Это дает возможность
определить те звенья регионального
хозяйства, которые выполняют основную
функцию региона в системе общественного
разделения труда. Кроме того, необходимо
рассмотреть тенденции развития региона
в составе всей экономики страны. Это
покажет степень зависимости всего
общественного производства в данный
момент и в перспективе от функционирования
региональной экономики.

Основным
содержанием исследований в рамках
концептуального блока является выработка
концепции развития региональной
экономической системы с учетом стоящих
перед регионом экономических и социальных
целей.

При
разработке концепции регионального
развития можно выделить два основных
этапа:

  1. формирование
    целей и их конкретизация в виде
    определенных задач, направленных на
    решение соответствующих проблем;

  2. определение
    приоритетов целей и задач экономического
    и социального развития и разработка
    на этой основе стратегии регионального
    развития.

Специфика
целей, конкретных проблем и факторов
развития в каждом данном регионе не
позволяет унифицировать решение этой
проблемы.

Вместе
с тем можно назвать ряд целей и задач,
присущих всем регионам. Это:

  1. стабилизация
    производства и обеспечение экономического
    роста;

  2. формирование
    развитых рыночных отношений;

  3. решение
    комплекса социальных вопросов;

  4. защита
    окружающей среды и т.д.

Основной
задачей в рамках прогнозного блока
является определение количественных
параметров и показателей развития
региональной экономической системы в
перспективе. При этом используются три
типа прогнозов: общеэкономические
прогнозы развития региональной
экономической системы в целом; прогнозы
развития отдельных отраслей и производств
регионального хозяйства; прогнозы
развития отдельных административно-территориальных
единиц региона (городов, районов и т.д.).

Основным
методом разработки указанных прогнозов
является составление сценариея
перспективного развития. В этих сценариях
описываются вероятные ситуации будущего
развития региональной экономической
системы и ее структур, ее взаимосвязь
с другими системами, определяются
оптимальные показатели развития
региональной экономики при различных
сочетаниях факторов и условий регионального
развития.

Вся
совокупность сценариев регионального
развития делится на три группы:

  1. сценарии
    общеэкономического развития;

  2. сценарии
    развития отдельных отраслей и производств;

  3. сценарии
    развития отдельных административно-территориальных
    единиц региона.

Можно
выделить три группы сценариев
общеэкономичекого развития региона:

  1. сценарии,
    определяемые условиями развития
    экономики страны, оказывающими
    воздействие на параметры роста
    производства в региональной системе;

  2. сценарии,
    определяемые внутрирегиональными
    факторами развития производства, среди
    которых наиболее важны структурные
    изменения, обеспеченность финансовыми,
    природными ресурсами, показатели
    эффективности производства и др.;

  3. сценарии
    общеэкономического развития региона,
    сочетающие условия, складывающиеся
    при сохранении отраслевого подхода к
    прогнозированию развития экономики
    отдельных регионов.

При
построении сценариев развития отдельных
отраслей и производств необходимо
руководствоваться тем, что сочетание
факторов и условий развития для разных
групп отраслей различно. Всю совокупность
отраслей материального производства
необходимо разделить на однородные
группы с точки зрения сочетания факторов
и условий перспективного развития:

  1. отрасли
    народнохозяйственной специализации;

  2. отрасли
    регионального значения.

Для
обеих групп отраслей необходимо
разработать два варианта сценария или
прогноза развития: поисковый и нормативный.

В
соответствии с первым прогнозом развития
обеих групп отраслей будет определяться
сложившимися тенденциями базового
периода. В соответствии же со вторым
нормативным вариантом прогноза развитие
первой группы отраслей будет определяться
общеэкономическими потребностями и
ресурсами, а развитие второй группы
отраслей будет определяться региональными
потребностями в соответствующей
продукции, а также финансовыми и
ресурсными возможностями региона.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Крапивин Д.С.

1


1 Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина – обособленное подразделение Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН»

Современные экономическая, политическая и эпидемиологическая ситуации в мире создают большие сложности для развития экономическим систем, в том числе региональных. Органы государственной власти столкнулись, с одной стороны, с необходимостью формирования стратегических планов развития на долгосрочный период, с другой – с санкционными, антисанкционными и пандемическими ограничениями, которые могут радикальным образом изменить ситуацию как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Возникновение подобной ситуации требует интенсификации усилий в ходе формирования стратегических планов регионального развития с использованием всех имеющихся научных наработок в области планирования и прогнозирования. В качестве нормативной базы для исследования проблемы в статье рассматривается «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Проведен анализ документа, на основании чего сделан вывод о необходимости применения метода сценариев для расширения свободы принятия управленческих решений в случае возникновения той или иной ситуации. Также рассмотрены некоторые другие недоработки в «Стратегии…», которые могут оказать влияние на развитие регионов Арктической зоны Российской Федерации и могут быть устранены как за счет применения метода сценариев, так и путем более тщательной проработки документа.

региональная экономика

арктическая зона

управление

социально-экономическая политика

развитие

прогнозирование

сценарии

1. Тхакушинов Э.К. Принципы стратегического планирования экономического развития региона // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12–5. С. 883–885.

2. Тхакушинов Э.К. Методология исследования региональной экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12–3. С. 556–558.

3. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/73706526 (дата обращения: 30.04.2021).

4. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. N 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/74810556 (дата обращения: 30.04.2021).

5. Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2013. № 1 (21). С. 151–157.

6. Бажутова Е.А., Емельянова Е.Е., Крапивин Д.С., Марецкая А.Ю., Серова Н.А., Скуфьина Т.П. Новые проблемы и перспективы социально-экономического развития российской Арктики: монография. М.: Научный консультант, 2018. 190 с.

7. Мукин С.В. Методология разработки сценариев социально-экономического развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 7 (75). С. 75–82.

8. Финансовое обеспечение развития северных регионов / Под науч. редакцией Г.В. Кобылинской: монография. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2016. 193 с.

Главной задачей государства является обеспечение высокого уровня жизни населения. Для этого необходимо обеспечить граждан безопасностью, жильем, источником дохода, услугами медицинских и образовательных учреждений и т.д. Все эти факторы обобщённо принято называть социально-экономической системой государства. Кроме этого, социально-экономическая система должна быть не просто сформирована, также должны быть обеспечены условия для её развития. Таким образом главной задачей для органов государственной власти является создание и обеспечение развития социально-экономической системы.

Для облегчения решения поставленной задачи социально-экономическая система страны подразделяется на несколько уровней, в Российской Федерации их три – федеральный, региональный и местный, которые также являются социально-экономическими системами. С точки зрения современной экономической науки наиболее подходящим для решения поставленной задачи уровнем является региональный, поскольку на федеральном уровне, особенно в такой обширной стране, как Российская Федерация, невозможно учесть все многообразие условий и факторов и выработать для них универсальную стратегию, а на местном уровне объект управления слишком мал, чтобы оказывать существенное влияние на необходимый общий результат.

В таком виде используется подход к исследованию региона как динамической самоорганизующейся социально-экономической системы. Данный подход позволяет в полной мере применить принципы системного анализа к процессам управления регионом как сложной динамической системой [1].

Вопросы, связанные с формированием региональной экономической политики, в том числе в регионах Арктической зоны Российской Федерации, разрабатывались в трудах А.Г. Гранберга, О.П. Литовки, Г.П. Лузина, В.В. Климанова, Д.С. Львова, В.Н. Лаженцева, В.С. Селина, В.В. Кистанова, Т.П. Скуфьиной, А.И. Кибиткина, К.А. Гулина, М.В. Ульченко и др.

В.В. Дружинин и Д.С. Конторов в своих работах заложили основы к пониманию проблематики системологии и определения сущности самоорганизации. В.М. Глушков, В.С. Королюк углубили понимание самоорганизации в процессе исследования сложных процессов. В дальнейшем методами управления самоорганизующимися системами занимались такие ученые, как С. Бир, Д. Габор, Д. Фогель, В.И. Иванченко и Н.Н. Лябах.

Вопросам экономического планирования посвящено множество работ отечественных авторов, в числе которых А.И. Анчишкин, Ю.М. Швырков, С.С. Шаталин, Ю.В. Яременко, Э.Б. Ершов, Ю.А. Белик, Б.П. Плышевский, Ф.Н. Клоцвог, В.Л. Макаров и др.

Несмотря на высокую разработанность вопросов стратегического управления региональными социально-экономическими системами и наличие большой теоретической основы по данному вопросу, в современном мире появляются новые факторы, имеющие определяющие значение для развития, требующие применения новых комбинаций достижений разных отраслей науки. Построенная за первые 15 лет 2000-х годов жесткая вертикальная система власти уже не может считаться оптимальной формой правления большой территорией Российской Федерации. Программно-целевой подход, используемый в рамках данной системы, не в состоянии эффективно предотвратить угрозы, возникшие из-за усложнения геополитической ситуации в мире и наложенных на страну санкций, так же как и не способен справиться со всеми негативными последствиями от внезапно разразившейся эпидемии коронавируса COVID-19.

Цель исследования: обоснование необходимости применения метода сценариев при формировании стратегических документов регионального развития экономических систем для расширения свободы принятия управленческих решений в условиях возникающих современных внутренних и внешних факторов неопределенности. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

– изучение актуальной нормативной базы стратегического планирования регионального развития Арктической зоны Российской Федерации;

– выявление сильных и слабых сторон документов стратегического планирования в современных условиях;

– изучение метода сценариев и возможности его интеграции в стратегические документы;

– разработка дополнительных рекомендаций по модификации нормативной базы для ускорения и повышения эффективности регионального развития регионов Арктической зоны Российской Федерации.

Материалы и методы исследования

Исследование базируется на изучении нормативно правовых документов, связанных с долгосрочным развитием Арктической зоны Российской Федерации. Используются научные наработки отечественных ученых в области планирования и прогнозирования и региональной экономики, опубликованные в научных статьях и монографиях.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективная система управления экономикой региональных систем состоит в том, чтобы в полной мере отвечать на наиболее остро стоящие проблемы социально-экономического развития. Должны быть выстроены механизмы, эффективно использующие имеющийся в регионах потенциал, обеспечивающие наибольший положительный эффект развития. В то же время необходимо помнить о стабильности развития и не допускать сильного перекоса социально-экономической политики в одну из составляющих ее сторон даже при очевидной краткосрочной выгоде. Это может привести к возникновению серьезного системного кризиса управления в долгосрочном периоде и существенно замедлить процесс регионального развития. Также необходимо помнить, что само по себе чрезмерное или, наоборот, недостаточное вмешательство в такую сложную систему, как региональная экономика, само по себе может привести к дестабилизации. Кроме использования потенциально выгодных сторон регионов, необходимо учитывать и устранять их слабые стороны и как можно раньше предотвращать или, при невозможности пресечения, сглаживать возможное негативное внешнее влияние.

Для решения задачи в таком виде необходимо использовать актуальные достижения экономической науки, в том числе анализ современной ситуации и элементы научного предвидения.

Таким образом, для обеспечения эффективного управления социально-экономическими процессами в регионе необходима разработка долгосрочного плана действий, увязывающего различные элементы государственной экономической политики с ресурсными и финансовыми возможностями региона на основе современных научно обоснованных методик и технологий [2].

В Российской Федерации на сегодняшний день используется разработка долгосрочных стратегий развития. Для регионов Арктической зоны нормативная база прописана в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» утвержденных указом Президента Российской Федерации от 05.03.2020 № 164 [3], в которых отражены базовые задачи регионального развития, и на основе которых создана «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», утвержденная указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 [4].

«Стратегия развития Арктической зоны» состоит из следующих разделов:

I. Общие положения.

II. Оценка состояния развития Арктической зоны и состояния национальной безопасности.

III. Цель реализации настоящей Стратегии и меры, направленные на выполнение основных задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности.

IV. Основные направления реализации настоящей Стратегии в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

V. Этапы и ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии.

VI. Основные механизмы реализации настоящей Стратегии.

Из названий разделов видно, что используется распространённый сейчас на территории Российской Федерации механизм формирования стратегических планов, который в зависимости от различных факторов может лишь слегка видоизменяться. В общем виде это выглядит следующим образом: выявление факторов внутренней и внешней среды, которые при необходимости могут быть разделены на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы, то есть проведение так называемого SWOT-анализа [5], на основе полученных результатов определяется имеющийся потенциал развития и определяются «точки роста» [6]; составляется список приоритетных целей, ожидаемых результатов и механизмов их достижения. Подобный подход позволяет на долгосрочный период увязать желаемое состояние объекта с ограниченными ресурсными возможностями.

В то же время такой подход не лишен существенных недостатков. Сама по себе любая стратегия развития не может содержать в себе подробные указания к действию на весь прогнозируемый период в связи с тем, что существует достаточно большая степень неопределенности развития ситуации. Кроме того, увеличение объекта управления еще больше влияет на неопределенность ситуации. Например, предприятие является замкнутой системой, и для него относительно несложно определить большинство условий функционирования и формализовать воздействие внешних факторов, в то время как региональные социально-экономические системы являются более открытыми, и сделать то же самое для них может быть невозможно.

В «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» для снижения неопределенности предусмотрено три этапа её реализации: первый этап в 2020–2024 годах, второй – 2025–2030 годы, третий этап – 2031–2035 годы. Условно эти этапы предусматривают решение первичных проблем на первом этапе, формирование высокоэффективной социально-экономической системы на втором и развитие результата и наращивание положительного эффекта на третьем. С одной стороны, это хоть и снижает неопределенность, в то же время недостатком является то, что каждый следующий этап требует завершения целей предыдущего, иначе будет просто невозможно приступить к выполнению новых задач. Специфика управления региональными социально-экономическими системами требует особых механизмов принятия решений, которые обеспечивали бы некоторую свободу при определении направления движения системы при возникновении нежелательных факторов. Особенно это актуально на сегодняшний день, когда существует неопределенность в виде сложной геополитической ситуации с санкционным и антисанкционным давлением на экономику Российской Федерации, с одной стороны, и возникшей внезапно пандемией коронавируса, что привело к появлению новых условий и требований к ведению хозяйственной деятельности, с другой.

Наиболее удобный, по мнению автора, инструмент, позволяющий значительно снизить неопределенность и предоставить большую свободу при принятии управленческих решений – использование метода сценариев. Его использование позволяет не только оценить наиболее вероятный ход развития событий, но также учесть различные вероятности, возникающие при принятии управленческих решений. Формирование стратегических документов с использованием сценарного метода перестраивает структуру механизма из линейного вида в древовидный за счет появления сценарных развилок, предоставляя ряд альтернатив по заранее заданным условиям. Сценарное прогнозирование является, по сути своей, специальной методикой проведения прогнозных исследований и реализует с той или иной степенью успешности принцип системности прогноза. Разрабатываемые специалистами сценарии развития анализируемой ситуации позволяют тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий [7].

Чаще всего при изучении региональных социально-экономических систем применяются следующие виды сценариев. Позитивный сценарий, то есть подразумевается выполнение всех поставленных задач и достижение целей без возникновения каких-либо негативных ситуаций, влияющих на результат. В текущем виде «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» представляет собой именно такой сценарий. Негативный сценарий симулирует ситуацию, при которой не удалось достичь ожидаемого положительного результата по той или иной причине, и предполагает ошибочность принятых управленческих решений. И инерционный сценарий, который показывает развитие социально-экономической системы через заданный период времени при условии отсутствия изменений в управляющем воздействии. Данный подход из трех сценариев позволяет достаточно комплексно оценить последствия планируемых преобразований. В зависимости от поставленных задач могут применяться более специфические варианты сценариев, например сценарий смещения акцента в сторону преимущественного развития одной из сфер (промышленной, социальной, услуг, здравоохранения и т.д.). Также могут учитывать различные дополнительные условия состояния системы, например инновационный и восстановительный сценарии при ожидании развития социально-экономической системы и катастрофический при ожидании преобладания негативных тенденций и существенного замедления экономики региона.

Кроме отсутствия альтернативных сценариев в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», что усложняет работу исполнительных органов на региональном уровне при возникновении непредвиденных ситуаций, существуют также и другие недоработки, на которые следует обратить пристальное внимание.

В разделе IV представлены основные направления реализации Стратегии в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Для Мурманской области их 8, Ненецкого автономного округа – 7, Чукотского автономного округа – 9, Ямало-ненецкого автономного округа – 13, Республики Карелия – 8, Республики Коми – 10, Республики Саха (Якутия) – 9, Красноярского края – 12, Архангельской области – 10. В результате реализации данных мероприятий ожидается укрепление той или иной сферы социально-экономического развития в конкретном регионе. Проблемой видится, во-первых, очень общая формулировка мероприятий в виде «развитие, создание, освоение и т.д.», что может быть трактовано по-разному и в конечном итоге быть реализовано только юридически, «на бумаге», без какого-либо положительного эффекта. Во-вторых, отсутствует какая-либо приоритизация мероприятий между собой, что может быть устранено при использовании сценарного подхода. Разработка и сравнение между собой некоторого множества альтернатив позволит выделить наиболее перспективные из имеющихся направлений, которые следует реализовывать в первую очередь, в то время как другие могут быть отложены на более поздние периоды. Из второй проблемы вытекает третья – сама «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» разделена на три этапа с описанием ожидаемых результатов на каждом из них, в то время как мероприятия на эти этапы не разделены. Важность конкретизации приоритета мероприятий заключается в том, что на разных уровнях управления различные мероприятия могут иметь разную ценность. Например, для региона может быть важнее мероприятие в сфере экономического развития, в то время как на федеральном уровне это не окажет значительного влияния на общее состояние экономики и предпочтительным было бы мероприятие в сфере укрепления национальной безопасности. И последнее, что стоит отметить, это отсутствие увязки мероприятий в отдельных субъектах Арктической зоны и приложения Стратегии «Целевые показатели реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Целевые показатели рассчитаны с учетом совокупного состояния всех регионов Арктической зоны Российской Федерации. Отрицательным моментом в данном случае является тот факт, что это может спровоцировать несоблюдение принципа равномерности регионального развития. Управленцы, курирующие развитие Арктической зоны Российской Федерации на федеральном уровне, для выполнения поставленной перед ними задачи достижения целевых показателей при распределении ресурсов будут отдавать предпочтение регионам с высокими социально-экономическими результатами [8]. Это будет только усиливать разрыв между регионами-лидерами и отстающими регионами, что в долгосрочной перспективе может привести к резкому ухудшению результатов на последнем этапе реализации Стратегии по сравнению с промежуточными.

Заключение

Изучение нормативно-правовой базы стратегического планирования развития Арктической зоны Российской Федерации показало, что использующийся длительное время программно-целевой подход при формирования таких документов на сегодняшний день не является оптимальным. В его рамках отсутствует прогноз и инструментарий взаимодействия с возникающими новыми внутренними и внешними факторами, оказывающими влияние на региональное развитие, а возможности реагирования региональных и местных органов управления сильно ограничены существующей моделью власти.

В условиях современного мира очень важным является использование расширенного функционала формирования стратегических документов на долгосрочный период. Возникновение новых дестабилизирующих внешних факторов, таких как эпидемия коронавируса COVID-19 и связанные с ним различные ограничения, а также и старых, выраженных в усилении конфронтации различных политических сил на мировой арене, оказывающих влияние своими действиями как на глобальную, так и национальную экономики, способно серьезно нарушить реализацию составленных планов. В отношении сложных составных динамических социально-экономических региональных систем, таких как Арктическая зона Российской Федерации, не стоит забывать и о влиянии внутренних факторов, таких как неравномерность регионального развития среди включенных в систему регионов и существующий в некоторых регионах системный кризис управления.

Для преодоления представленных негативных тенденций следует использовать доступный инструментарий со всеми современными научными наработками. Одним из таких инструментов является использование сценарного подхода на различных этапах формирования и реализации пакета стратегических мероприятий. Разработка специалистами нескольких типов сценариев позволит в более полной мере осознавать последствия и результаты принятия различных управленческих решений и выбирать оптимальный вариант поведения при возникновении конкретных ситуаций. Кроме того, использование сценарного метода позволяет заранее определить имеющиеся неблагоприятные внутренние и внешние условия, способные замедлить социально-экономическое развитие и подготовиться к их проявлениям.

Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ 19-010-00159 «Определение проблем и разработка подходов к обеспечению экономической безопасности прибрежных арктических регионов в новых геополитических условиях».


Библиографическая ссылка

Крапивин Д.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (НА МАТЕРИАЛАХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 5.
– С. 19-24;

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=43033 (дата обращения: 02.02.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Шелкунова Т.Г. Сценарный подход в стратегическом управлении региональным развитием // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №7. – С. 87-91.

СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫМ

РАЗВИТИЕМ

Т.Г. Шелкунов, канд. экон. наук, доцент

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)

(Россия, г. Владикавказ)

Аннотация. В настоящей работе рассмотрены вопросы практического применения сценарного подхода в практике государственного управления региональным развитием. Исследован опыт, обоснована целесообразность разработки перспективных сценариев, предполагающих инновационное развитие, взамен инерционного мышления при постановке целей и задач. Также рассмотрена взаимосвязь сценарного подхода с обеспечением устойчивого развития и вариантами решения проблемы модернизации экономики российских регионов.

Ключевые слова: сценарный подход, стратегическое планирование, устойчивое развитие, региональное развитие, стратегия, целеполагание.

Региональное планирование имеет свои методические основы. Это объясняется рядом факторов. Во-первых, имеющиеся на национальном уровне целевые установки и методические инструменты для их обоснования для региональных систем слабо применимы. Во-вторых, в условиях нестабильности внешней среды и экономических шоков требуются новые методические решения, способные выявить и оценить потенциально возможные траектории территориального развития, а также мероприятия для достижения выбранных траекторий.

Условия высокой неопределенности социально-экономического развития, волатильность цен на глобальных рынках требуют усовершенствования методического подхода к стратегическому планированию, что обращает к использованию сценарного подхода к социально-экономическому прогнозированию и планированию. Выбор того или иного подхода индивидуален и зависит от круга лиц, выбирающих и формирующих стратегию. Возможно сочетание нескольких подходов. К примеру, можно придерживаться политики наиболее вероятного сценария и в то же время сохранять гибкость. Несмотря на затратность применения сценарного подхода, его применение совместно с традиционными методами исследования позволяет субъектам управленческой деятельности формировать защитные меры от угроз, обусловленных неопределенностью внешней среды, снижать риски и повышать качество прогнозов, формируя серьезный и устойчивый базис для принятия стратегических решений. Немаловажное значение имеют вопросы, связанные с оценкой рисков, а если говорить в более широком ключе, то с оценкой экономической безопасности развития. Н.Б. Голованова, рассматривая данную проблематику, отмечает возможность применения пяти подходов к оценке экономической безопасности: системный, функциональный, процессный, ресурсный и причинный [1].

Территориальное планирование – далеко не единственная сфера, где применяется сценарный подход. Практика его использования есть в ряде отраслей промышленности, для рынков и самых различных субъектов хозяйствования. Сценарный подход предполагает анализ внешней среды объекта управления на предмет наличия ключевых факторов и их комбинирования для создания альтернативных сценариев развития. Сформированные в сценарном подходе альтернативы позволяют выявить совокупность возможных траекторий развития внешней среды и тем самым формируют базис для принятия стратегических решений.

На региональном уровне сценарное планирование представляет собой не просто разработку сценариев развития субъекта Российской Федерации, оно тесно связанно со стратегическим планированием. Таким образом, сценарий – это описание одного из вероятных вариантов картины будущего, состоящей из взаимоувязанных факторов, с различной вероятностью ведущих к прогнозируемому состоянию объекта управления.

Сценарный подход применяется при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов федерации, равно как и в процессе подготовки иных документов стратегического планирования. Сценарии строятся с учетом плановых и прогнозных документов. По мнению В.А. Гневашевой, «главное в прогнозе и планеэто точность отражения в них объективной жизни, в том числе разнообразных ее проявлений. Однако экономическая среда постоянно испытывает влияние множества различных взаимодействующих и исключающих друг друга факторов, что необходимо учитывать» [2, с. 144].

Сложившаяся в России практика применения сценарного подхода к социально-экономическому планированию характеризуется рядом особенностей и ограничений, которые связываются с высокой степенью зарегулированности и формализованности процесса выработки решений. Так, в основу выделения сценариев положены три макроэкономические переменные: среднегодовая стоимость нефти, прогнозируемый темп инфляции и обменный курс рубля к бивалютной корзине. Этот набор показателей в определенном смысле адекватен для уровня Российской Федерации, тогда как для регионов целесообразно использовать и другие факторы. Еще один момент заключается в невозможности эффективно прогнозировать имеющиеся параметры, поскольку во многом они являются производными от стоимости нефти, а значит экзогенными. Именно поэтому на практике зачастую имеет место «директивное» установление прогнозируемых значений в угоду экономической конъюнктуре. Ярким примером является первая редакция закона о федеральном бюджете на 2015 год, принятая из расчета среднегодовой стоимости барреля нефти в размере 90 долларов США в том момент, когда биржевые цены находились в диапазоне 60-65 долларов и имелся тренд к их понижению, которое в результате и произошло.

Обращение к региональному опыту позволяет установить, что по факту подходы варьируются. В частности, стратегия социально-экономического развития Московской области до 2020 г. [3] предполагает два сценария (оптимистический и инерционный), в основу которых положены следующие предпосылки (см. табл. 1).

Положительным фактом следует признать то, что на уровне оптимистических сценариев – то есть в пределах горизонта целеполагания – разработчики предлагают шаги и меры, направленные на модернизацию экономики регионов, без которой, по мнению В.В. Матвеева, невозможно развитие высокотехнологичных отраслей и создание устойчивого базиса долгосрочного социально-экономического развития [4].

Таблица 1. Сценарные условия социально-экономического развития Московской области до 2020 года

Инерционный сценарий

Оптимистический сценарий

Структурные преобразования

Минимальный объем структурных преобразований, инвестирование в развитие существующих производств, отставание темпов развития инфраструктуры от средних по экономике показателей

Модернизация экономики региона в сторону увеличения доли высокотехнологических производств, развитие инфраструктуры

Характер развития промышленности

Наращивание воспроизводственного потенциала в традиционных отраслях

Двунаправленное развитие воспроизводственного потенциала как в традиционных, так и в инновационных отраслях

Динамика инвестиций в основной капитал

Догоняющий характер роста инвестиций

Опережающий характер роста инвестиций, уменьшение удельного веса капиталовложений в традиционные сектора за счет наращивания доли инновационных

Динамика инноваций

Умеренное инновационное развитие, минимальные инвестиции в развитие инновационного потенциала

Интенсивное инновационное развитие, расширенные инвестиции в развитие инновационного потенциала, выстраивание региональной инновационной системы

Динамика индекса потребительских цен

В соответствии с общероссийскими показателями

Рост цен ниже, чем в среднем по стране

Демография

Естественная убыль и отрицательное миграционное сальдо. Возрастание нагрузки на работающее население

Прекращение естественной убыли и положительное миграционное сальдо

Качество жизни населения

Уменьшение доли бедного населения до уровня среднероссийских значений

Развитие среднего класса до 50 % численности населения

Следует также признать, что модернизация экономики региона представляет собой капиталоемкую задачу, в связи с чем необходимо учитывать региональную специфику и уровень обеспеченности территории финансовыми ресурсами. Решению этой задачи может поспособствовать адаптация разработанных для предприятий методик стратегического финансового планирования, подобных той, что описана в работе А.В. Воробьева [5].

При этом междисциплинарный подход может быть крайне эффективным в данном случае – модернизация не может и не должна лежать только в одной плоскости обновления оборудования. Помимо этого, необходимы новые способы менеджмента, изменение способов стимулирования труда, отмечает Г.А. Волковицкая [6, с. 29].

Рассматривая проблему в междисциплинарном ключе, можно отметить, что моделирование сценариев развития какого-либо объекта или процесса получило широкое распространение в инженерных науках. И.В. Деревяшкин и соавторы, например, предлагают «модель расчета потенциального, индивидуального и социального пожарных рисков согласно действующим нормативным документам» [7], опираясь на сценарный подход и аппарат имитационного моделирования, несомненным преимуществом которого является то, что он позволяет адаптировать полученные сценарии с учетом изменений макроэкономической среды, а также реализовывать на практике инструменты регионального риск-менеджмента, особенно в части финансовых рисков. Так, в работе С.Н. Меликсетян обосновано, что необходимым элементом процесса управления финансами сегодня становится механизм оценки уровня финансовых рисков, предназначенный для реализации следующих задач: 1) для выявления неприемлемых финансовых рисков на основе определения ожидаемых потерь в стоимостном выражении; 2) для определения допустимых значений финансовых рисков при выборе финансовых инструментов результативности использования бюджетных средств и внебюджетных финансовых ресурсов; 3) для выработки комплексных мер, направленных на снижение финансовых потерь [8, с. 19].

Сценарии по своей сущности являются качественным описанием ситуации, содержащим ряд количественных оценок. Это отличает их от прогнозов, в которых, как правило, делается акцент на количественные показатели. Особенностью сценарного прогнозирования является возможность использования различных методов при построении сценариев как экспертных, описанных в работе Т.М. Малевой и соавторов [9], так и формализованных, реализованных в ряде исследований коллектива в составе А.Г. Поляковой и В.В. Колмакова [10; 14].

Для определения эффективности сформированных сценариев применяются такие методы как имитационное моделирование экономических процессов, построение прогнозно-аналитических моделей с косвенной их верификацией. При этом материально-вещественную основу построения сценариев обеспечивают перспективные образы соответствующей территории, характерные для описания результата ее развития.

Библиографический список

1. Голованова Н.Б. Формирование подходов к оценке экономической безопасности субъекта хозяйствования / Н.Б. Голованова // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.2014. 2 (32).С. 294-302.

2. Гневашева В.А. Прогнозирование экономики: понятия и история / В.А. Гневашева // Знание. Понимание. Умение.2005. 2.С. 141-144.

3. Постановление Правительства Московской области от 15.12.2006 г. № 1164/49 «О стратегии социально-экономического Московской области до 2020 года (с изменениями на 08 июля 2011 года)» [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/5812984

4. Матвеев В.В. Эффективное инфраструктурное обеспечение ускоренного развития высокотехнологических отраслей / В.В. Матвеев // Экономические науки.2011. 84.С. 123-126.

5. Воробьев А.В. Расчет финансового ресурсного потенциала при разработке и реализации финансовой стратегии предприятий водного транспорта / А.В. Воробьев // Региональная экономика: теория и практика.2008. 4.С. 42-44.

6. Волковицкая Г.А. Стимулирование труда; критерии качества / Г.А. Волковицкая // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.2007.№27.С. 29-38.

7. Пузач С.В. К расчету безопасной эвакуации людей из машинных залов гидроэлектростанций / С.В. Пузач, О.С. Лебедченко, И.В. Деревяшкин, В.П. Спиридонов // Энергосбережение и водоподготовка.2015. 6.С. 66-73.

8. Меликсетян С.Н. Управление финансами вузов в условиях бюджетной реформы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / С.Н. Меликсетян. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет, 2013.

9. Малева Т.М. Долгосрочная (до 2050 г.) Концепция социальной политики в Российской Федерации / Т.М. Малева, Е.М. Авраамова, Н.В. Зубаревич, А.Г. Полякова, Е.Т. Гурвич // Статья в открытом архиве № 2608913 от 06.05.2015

10. Колмаков В.В. Разработка механизма эффективного управления региональной собственностью. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / В.В. Колмаков. – Тюмень, 2005.

11. Колмаков В.В. Подходы к терминологической идентификации региональной собственности / В.В. Колмаков // Перспективы науки.2010. 9 (11).С. 78-80.

12. Полякова А.Г. Регионы нового освоения в условиях модернизации. Монография / А.Г. Полякова. – Тюмень: EFSC, 2010.232 с.

13. Полякова А.Г. Стратегические аспекты обеспечения конкурентоспособности экономической системы региона / А.Г. Полякова, Д.И. Кузнецов // Интеллект. Инновации. Инвестиции.2012. 1.С. 40-42.

14. Полякова А.Г. Модернизация экономики регионов нового освоения. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / А.Г. Полякова. – Санкт-Петербург: Институт проблем региональной экономики РАН, 2012. – 366 с.

SCENARIO APPROACH IN REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGIC MANAGEMENT

T.G. Shelkunova, candidate of economic sciences, associate professor

North Caucasian mining and metallurgical institute (state technological university)

(Russia, Vladikavkaz)

Abstract. The paper deals with the matters of scenario approach practical use and implementation in regional development public administration. It studies the experience, probes the necessity of perspective scenarios development that propose innovation development strategies instead of inert thinking in goalsetting. It also studies the interrelation between scenario approach and sustainable development techniques, as well as different variants of solving the problem of regional economies modernization.

Keywords: scenario approach, strategic planning, sustainable development, regional development, strategy, goalsetting.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарии со стихами про маму
  • Сценарии утренника на день матери старшая группа мдоу
  • Сценарии про торговлю
  • Сценарии про дорожные знаки
  • Сценарии реализуемые при подкрепленности ресурсами