Сценарий абай ??нанбаев сайыс

Литературный вечер "Абай-гений земли казахской"

Литературный вечер «Абай-гений земли казахской»

Материал жайлы қысқаша түсінік:

Это сценарий литературно- музыкального вечера, посвященный великому Гению казахского народа Абаю Кунанбаеву.Можно использовать данный материал для внеклассной работы в классе, во время Недели, посвященной знаменательной дате-175-летию Абая Кунанбаева.

Төмендегі Сыныптан тыс жұмыс толық нұсқасы емес, тек сізге танысу үшін көрсетілген, сайтқа жарияланған документтен айырмашылығы болуы мүмкін. Жүктеу үшін осы беттің төменгі жағындағы жүктеу деген жазуды басу керек

Литературный вечер «Абай-гений земли казахской»

Дарибаева Анар Раухановна

Қызылорда облысы Арал ауданы Аралқұм елді-мекені № 61 орта мектебі КММ орыс тілі мен әдебиеті мұғалімі

14.12.2019

2787

18

Назар аударыңыз, сертификатты “менің материалдарым” деген бетте жүктеп алуға болады

Өз пікіріңізді қалдырыңыз

Цели: способствовать формированию у подростков этнической культуры, общечеловеческих ценностей, воспитание и уважение к творчеству великого казахского поэта, философа, композитора.
Задачи:
— знакомство учащихся с поэтическим творчеством великого казахского поэта
— развитие познавательной активности учащихся, выработка навыка выразительного чтения поэтического и прозаического текста, его эстетическое восприятие.
— формирование гражданской позиции, нравственности, эстетического чувства, чувства казахстанского патриотизма.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады приветствовать вас на нашем Литературном часе, который посвящён великому казахскому поэту Абаю Кунанбаеву.
Абаем создано около 170 стихов, 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания», «Қара сөздер».
Известно, что Абай всегда мечтал быть не только сыном отца, а сыном отечества. И сегодня он достиг своей мечты и гордо восседает на самом почётном месте нашего торжества, как признанный всем миром мудрый и прозорливый учитель, поэт и гений человечества.
Это слова нашего Президента Нурсултана Назарбаева о великом АБАЕ
На фоне музыки выходит ученик в образе Абая, в костюме (шапан и головной убор)
Абай: Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало; в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет; выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь?
Ведущий: Так начинает Абай «Слово первое» своего духовного завещания. После долгих размышлений он, наконец, решил:
Абай: Возьму я в спутники бумагу и чернила, стану записывать свои мысли.
Абай уходит.

С интерактивной доски зачитываются слова – высказывания великих людей об Абае.
Алихан Букейханов: Абай представляет собой недюжинную поэтическую силу и является гордостью казахского народа. Чудные его стихи, посвящённые 4 временам года (весне, лету, зиме, осени), сделали бы честь знаменитым поэтам Европы.
Ахмет Байтурсынов: Первый поэт казахов Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов нет поэта, превосходящего его по величию духа.
Сабит Муканов: Не все гении – поэты, не все поэты – гении. Абай был и тем, и другим.
Чингиз Айтматов: Как олицетворение интеллектуальности, нравственной и духовной культуры своего народа, Абай есть, несомненно, национальное достижение мирового порядка.

Ведущий: Духовное наследие поэта – философа, поистине богатейшая энциклопедия, дающая ясное, полное и точное представление об экономическом, политико – правовом, культурно – историческом, моральном состоянии казахского общества. Абай развивает учение о нравственных качествах, выдвигает гуманистические принципы нравственного совершенствования человека и их особенности в казахском национальном образе жизни.
И чем дальше уходит то время, в котором жил Абай, тем сильнее чувствуешь его присутствие. Абай был зеркалом общественной мысли казахов, носителем духовного богатства своего народа. Он всегда будет сияющей вершиной в казахской литературе. И сегодня мы хотим отдать дань прозорливости мысли, поэтическому мастерству Абая.
Литературно – музыкальная композиция.
1 чтец: Пройдя свой путь раздумий и страданий,
Он стал у основанья снежных гор,
Как дружбы свет, как прошлому укор,
Величественным и строгим изваяньем.
2 чтец: Поэт глядит на нас из далека
В открытом взоре мысли созиданий,
И поколеньям новым на века
Он держит книгу мудрых назиданий.
Слышатся отдалённые звуки мужественной арии Абая «О народ мой»(Опера «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди) 3 чтец читает стих. Слайд 1 3 чтец: Песнь его по степи летит!
Возносится до горных кручей!
На снежных пиках в вышине
И на скалистой крутизне
Мы видим след певца могучий!

Вновь появляется ученик в костюме Абая, с книгой в руке. Медленно приближаясь, он читает стих: Слайд 2
4) В ночи я кричал
И звонко звучал
Мне голос утёсов ответный,
И днём среди скал
Я долго искал Тех,
кто отвечал мне, но тщетно.
То же всё эхо – безжизненный звук,
Всё те же бездушные скалы вокруг.
Один пешеход
Пустыней идёт,
А конные вдаль ускакали.
О пламя в груди,
О даль впереди,
О тьма необъятной печали!
Кому в этом горестном, тёмном краю,
Откроешь ты думы и душу свою?

Звучит песня «Сегіз аяқ» («Восьмистишие») Слайд 3
5 чтец:
Взглянет он зорче степного орла,
Струны раздумий в душе теребя,
Против невежества, против зла
Он обращает свой гнев, скорбя.

6 чтец: Мен жазбаймын өленді ермек үшін,
Жок барды, ертегіні термек үшін.
Көкірегі сезімді, тілі ормады,
Жаздым үлгі жастарға бермек үшін.
Бұл сөзді тасыр ұкпас, талапты ұғар,
Көңілінің көзі ашык, сергек үшін.

На фоне мелодии «Казан — кюя» Ыхласа Дукенова чтец исполняет стихотворение Абая
7) чтец
«Ноябрь – преддверие зимы» Слайд 4
Ноябрь – преддверие зимы, пора в аул, пора!
На летних пастбищах гремят холодные ветра.
Но чтоб окрестные луга до снега не топтать,
Бай держит стадо далеко от своего двора.
У бая много пастухов и юрта хороша,
А бедный мёрзнет сам в степи, скотину сторожа;
Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану;
Жена, бедняга, ткёт чекмень, от холода дрожа.
И для ребёнка нет костра, и в юрту натекло;
И улетучилось давно последнее тепло;
А старикам – совсем беда, ложись и помирай:
И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло.

Звучит мелодия песни Абая «Видел я, буря сломила берёзу» («Мен көрдім ұзын қайың құлаганын»)
чтецы читают под музыку Слайд 5
8 чтец:
Он видел: берёзу сломила гроза,
И пуля бегущую лань настигала.
На тёмной реснице блеснула слеза,
А сердце тревога и жалость сжигала.
Он встретил холодные милой глаза,
Разлука, как чёрная ночь, набегала,
По смуглой щеке покатилась слеза,
А сердце обида и горечь сжигала.

Ведущий: Но не одни печальные и обличительные строки выходили из под пера Абая. Описание унылой осени, весенней цветущей степи, труд людей, любовь юных сердец, вера в счастливое будущее своего народа – всё находило отклик в сердце поэта.
Звучит кюй «Саржайлау» Таттимбета.

Чтец на фоне музыки читает стихотворение «Осень» на двух языках. Слайд 6
9 чтец
Күз
Сұр бұлт түсі суық қаптайды аспан,
Күз болып, дымқыл тұман жерді басқан.
Білмеймін тойғаны ма, тоңғаны ма,
Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан.

Жасыл шөп, бәйшешек жоқ бұрынғыдай,
Жастар күлмес, жүгірмес бала шулай.
Қайыршы шал — кемпірдей түсі кетіп,
Жапырағынан айрылған ағаш, қурай.

Біреу малма сапсиды, салып иін,
Салбыраңқы тартыпты жыртық киім.
Енесіне иіртіп шуда жібін,
Жас қатындар жыртылған жамайды үйін.

Қаз, тырна қатарланып қайтса бермен,
Астында ақ шомшы жүр, ол бір керуен.
Қай ауылды көрсең де, жабырқаңқы,
Күлкі — ойын көрінбейді, сейіл — серуен.

Кемпір — шал құржаң қағып, бала бүрсең,
Көңілсіз қара суық қырда жүрсең.
Кемік сүйек, сорпа — су тимеген соң,
Үйде ит жоқ, тышқан аулап, қайда көрсең.

Күзеу тозған, оты жоқ елдің маңы,
Тұман болар, жел соқса, шаң — тозаңы.
От жақпаған үйінің сұры қашып,
Ыстан қорыққан қазақтың құрысын заңы.
10 чтец ОСЕНЬ
Ползет ненастье. Зябко и уныло
Сырая зависает мгла с утра.
Играют кони в поле, ржут кобылы,
И уж двухлеток взнуздывать пора.

В работе и заботах день недолог:
Выделывают шкуры, кожи мнут,
Плетут ремни, латают дряхлый полог,
Просушивают скарб и шерсть прядут.

Ни радостного возгласа, ни крика,
Ни яркого пятна средь жухлых трав.
По — нищенски печально и безлико
Деревья мерзнут, листья растеряв.

И только отлетающие стаи,
Спешащие к теплу иной страны,
Аулам остающимся бросают
Гортанный клик прощанья до весны.

Вздыхают старики и зябнут дети…
И коротая долгие часы,
Я по холмам брожу, где веет ветер,
Где бегают не кормленные псы.

Откуда виден весь наш быт убогий
В осенней мгле темнеющего дня,
Потертый войлок юрт, тоска дороги,
И степи без единого огня.

Исполняется песня «Көзімнің қарасы» (песня исполняется под гитару)

Слайд 7
10 чтец: Красивою песней под струнный звон.
Ты весь охвачен в ночной тиши
Песни меня забирают в полон,
Как я, люби их от всей души.
От дел привычных уйти спеша,
Я забываю весь белый свет.
Внимает песне моя душа,
И сердца пламенем я согрет.

Ведущий: Мог ли Абай, будучи сам переводчиком, допустить, что спустя годы «заговорит» с читателями на азербайджанском, арабском, башкирском, киргизском, немецком языках?!
Стихотворение «Горные вершины» на трёх языках (казахский, русский, немецкий)

11 чтец
ҚАРАҢҒЫ ТҮНДЕ ТАУ ҚАЛҒЫП
Қараңғы түнде тау қалғып,
Ұйқыға кетер балбырап.
Даланы жым — жырт, дел — сал ғып,
Түп басады салбырап.
Шаң шығармас жол дағы,
Сілкіне алмас жапырақ.
Тыншығарсың сен дағы,
Сабыр қылсаң азырақ.
(И. В. Гёте)

12) Uber allen Gipfeln
ist Ruh’,
in allen Wipfeln
spurest du
kaum einen Hauch.
Die Vogelein schweigen im Walde.
Warte nur, balde
ruhest du auch.

13)
М. Ю. Лермонтов
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Ведущий: Абай создал мелодии к своим переводам, отрывкам из «Евгения Онегина». Имя Пушкина и имена его героев, Онегина и Татьяны, пролетев над степями на крыльях этих песен, стали такими же родными для казахского народа, как имена казахских акынов и героев казахских эпических поэм.
Исполняется песня на казахском языке «Татьяна хаты» («Татьянаның Онегинге жазған хаты»)

Ведущий: Не только лирика Пушкина и Лермонтова волновала Абая, сатира русского баснописца Крылова нашла восторженный отклик в душе поэта. Басни Крылова в переводе Абая рассказывались по всей казахской степи.

Ведущий: Имя Абая для нас и многих людей на всех континентах стоит вровень с именами Шекспира, Гёте, Пушкина и Мольера.
Единство мы должны беречь.
Мир – счастье для страны родной.
Напрасно никогда не спорь,
За истину, за правду стой.
сказал А. Кунанбаев.
Просмотр видео со прослушиванием слова назидания.
Конкурс на лучшее художественное чтение слова назидания Абая.
Пятиминутное эссе «Мой Абай».
Рефлексия. Уч — ся зачитывают свои эссе.
Подведение итогов конкурса. Вручение грамот.

10 чтец: Всем пресытиться может душа –
Только песня всегда хороша.
Если ты вдохновенно поёшь,
Грудь ликует, свободно дыша.

На этом наше мероприятие заканчивается. Огромное всем спасибо.
Учитель русского языка и литературы: Садирбекова Ф. С.
Карагандинская обл., г. Сатпаев, средняя школа №15


Кейінірек оқу үшін сақтап қойыңыз:

Қарап көріңіз 👇

Цель:

  1. Знакомство с творчеством Великого Абая Кунанбаева
  2. Развивать у учащихся духовно- нравственную культуру.
  3. Воспитывать у подрастающего поколения чувство гордости, патриотизма за великого сына степей казахского народа.

Оборудование: книжная выставка и портрет Абая Кунанбава, презентация, картинки, высказывания Абая.

Методы: словесный, наглядный,  поисковый, приемы критического мышления

Виды работ: групповая, индивидуальная

Ход классного часа

„Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека.

Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.“

Абай  Кунанбаев.

Организационный момент.

Учитель: Добрый день дорогие ребята!

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Абая Кунанбаева. Он оставил неизгладимый след в истории нашей страны, как ученый, мыслитель, поэт, просветитель, основатель новой национальной литературы, переводчик и композитор. В его стихах и прозе отразилось национальные самосознание, быт, мировоззрение, характер, душа, вера, язык, традиции и дух народа, которые позднее были оценены в качестве уникального явления, названного миром Абая. 

Слова Абая Кунанбаева о том, что необходимо избавиться от невежества, чтобы встать в один ряд с великими нациями, — это целая наука. Как сказал Мухтар Ауэзов: «Мы должны все  последовать примеру Абая Кунанбайулы».

(Показ  слайдовой презентаций)

 Я вас разделила на две группы. Вы должны придумать название  команды связанное с темой нашего классного часа.

1 тур «Ассоциация».

Какие ассоциации у вас появляются «Ученый Абай — гений казахской земли мирового уровня»

 2 Тур «Полиглот»

Для 1 группы

Слова назидания, поэт, писатель, ученый

Для 2 группы

Философ, патриот, политик, композитор

Задание: Перевести на казахский и английский язык

3 тур «Ты мне я тебе»

Каждой группе я раздаю «Слова назидания Абая Кунанбаева».

Задание: Раскрыть суть текста, рассказать и составить по 3 вопроса

1 группа

Слово Четырнадцатое: человек ли он?

Есть ли у человека что-либо драгоценнее его сердца? Называя кого-то человеком с сердцем, люди почитают его за батыра. Другие качества сердца они себе ясно не представляют. Милосердие, доброта, умение принять чужого за родного брата, желая ему благ, которые бы пожелал себе — все это веление сердца. И любовь — желание сердца. Язык, повинуясь сердцу, не солжет. Только лицемеры о сердце забывают. Те же, кого молва кличет “человеком с сердцем”, часто оказываются людьми не стоящими похвалы. Если у них не в чести учтивость, верность данному обету, отвращение от зла, способность вести за собой заблудших, а не плестись за толпой жалким псом, умение смело постоять за правое дело, когда это трудно, не отступиться от истины, когда это сделать легче легкого, то в груди тех, кого люди почитают за батыров, бьется не обыкновенное, а волчье сердце.

Казах ведь тоже дитя человеческое. Многие из них сходят с пути истины не от недостатка разума, а от того, что не имеют в сердце мужества и стойкости, чтобы принять советы умного и следовать им. Многим из тех, кто уверяет, будто совершил зло по незнанию, я не верю. Есть у них знания, но постыдное безволие и лень заставляют их пренебрегать этими знаниями. Отступившись раз, редко кто находит в себе силы для исправления. Те, кого люди называют крепкими джигитами, храбрыми джигитами, ловкими джигитами, чаще всего подбивают друг друга на темные, скверные дела. Их слепое подражание друг другу, бездумная удаль приводят к несчастьям. Если человек, предавшись дурным поступкам, безудержному бахвальству, не в силах остановиться и взыскать с себя, не пытается очиститься перед Богом или собственной совестью, как назвать такого джигитом? Впору задаться вопросом — человек ли он?

2 группа

Слово Тридцать Первое: четыре причины и четыре порока

Существует четыре причины, способствующие восприятию и запоминанию услышанного: во-первых, нужно утвердиться духовно и быть непреклонным;

во-вторых, слушать советы умных людей со вниманием и открытым сердцем, с готовностью и желанием уяснить смысл сказанного;

в-третьих, вдумчиво, неоднократно повторять про себя эти слова, и закреплять их в памяти;

в-четвертых, следует избегать вредных свойств ума, если даже придется подвергнуться искушениям этими силами, не поддаваться им.

Вредные свойства ума: беспечность, равнодушие, склонность к беспричинному веселью, тяга к мрачным раздумьям и губительным страстям. Вот эти четыре порока способы разрушить и ум, и талант.

4 Тур «Выразительное чтение».

Задание: Прочитать выразительно, громко, с мимикой, жестом.

ОСЕНЬ

Тучи мрачно окутали весь небосвод —

Это осень в дождях и туманах ползет,

И застывшую землю, от стужи дрожа,

Кобылица напрасно копытом скребет.

Нет уж больше травы на просторе степей,

Смеха больше не слышно и гама детей,

А деревья, иссохшие, как старики,

Тянут к небу безлистые руки ветвей.

Уж дымится с овечьими шкурами чан —

Износилась одежда, весь в дырках чапан,

Чинят женщины юрту, заплаты кладут,

И старухи свой ткацкий наладили стан.

Журавли в теплый край вереницей летят,

Голодают верблюды и грустно глядят,

Приуныли аулы — куда ни пойдешь,

Не услышишь веселого смеха ребят.

Старики над остывшей поникли золой,

Молча слушают ветер, холодный и злой,

Рыщут по степи, ищут в норах мышей —

Дома косточки им не дадут ни одной.

И уже ни травинки вокруг не найти,

Пылью ветер заносит дороги в степи.

Будь ты проклят, обычай глухой старины,

Что мешает нам в юртах огонь развести!

Рефлексия: Подведем  итоги классного часа.

Что мы сегодня узнали…

Нам было интересно потому что…

Что бы я хотел (а) бы узнать еще о творчестве Абая Кунанбаева…

Заключительное слово:

Наследия Абая – священнейшая сокровищница казахов. Абай Кунанбаев будет вечно жить вместе с родным народом,  и звать его к новым горизонтом, на все новые вершины.

САЙЫС – САБАҚ

( Ұлы Абай Кұнанбайұлының туғанына 170 жылдығына арналған

10 сынып оқушыларының арасында өткізілген ашық сайыс-сабақ)

Абайды оқы, таңырқан, басың шайқа,

Ақындықтың қуаты есіңді алып,

Бас алмастан оқырсың, қайта-қайта.

С. Торайғыров

«Қазақтың бас ақыны – Абай Құнанбаев» деп Ахмет Байтұрсынов айтқандай қазақ әдебиетіне Абай кіргізген жаңалық көп. Қазақ өлеңіне үлгі, өрнек берген, түрін көбейткен Абай атамыз.

Қазақ ақындық өнерін нағыз халықтық, ұлттық биік дәрежеге көтерген, тұнғыш кемеңгер, қалам қайреткері – Абай.

Абай әдебиетке, өлең- жырға бұрыннан орнаған теріс пікір, теріс ұғымды жоғалтып, жұрттың ойын тәрбиелейді.

Өзінің ақындық мақсатын «Мен жазбаймын өлеңді ермек үшін» деген өлеңінде көрсетеді. Өлеңнің ермек емес, өнер екенін ылғи баса айтады. Өз өнерін халық мүддесіне жұмсауды мақсат етеді.

«Әннің де естісі бар, есері бар» деп, ән тыңдауды және айтуға тыңдаушы мен айтушы да эстетикалық талғам болу керек екенін айтады.

Тыңдаушы мен айтушы көбі надан,

Бұл жұрттың сөз танымас бір парасы, — дейді ақын.

Абай батыс мәдениетінен ғылым негіздерін, көркем әдебиетті үйренуді уағыздайды. Абай шығармаларындағы табиғат лирикаларында табиғат пен адам ның бейнесі, іс-қимылын ақын үйлестіре жырлап, әрі табиғат көркемдігіне оқушы мен тыңдаушыны қызықтырады, әрі сол кездегі адам бейнесін суреттеп көркемдікті, адамгершілікті сезіндіре, әсерлендіреді.

Абайдың бұл тақырыптағы тұңғыш өлеңі – «Жаз» (1886). Осы өлеңнің өзінде Абай ақындық мәдениеті іріленген, шебер өнер иесі. Мұнда жазғы табиғаттың көркем көрінісі мен неше алуан қызықты құбылыс асқан шеберлікпен суреттеледі. Көрініс, құбылыстардың бейнелері жарқын. Көк орай шалғыны мен бәйшешегітолысқан жайлау мен әлі қонып үлгермеген ауылдың қарбалас тіршілігі, қимыл-қозғалысымен түгелдей суретке түседі.

Қыс табиғатын Абай қозғалыс-әрекеттегі күйде алады. Бірақ бұл әрекет табиғаттан гөрі, адамның – жанды тіршіліктің әрекетіне ұқсайды. Абай қысы Н. Некрасовтың «Аяз атасы» тәріздес.

Ақ киімді денелі,ақ сақалды, Соқыр мылқау танымас тірі жанды, Үсті-басы ақ қырау,түсі суық, Басқан жері сықырлап,келіп қалды.

Абайға дейінгі әдебиетте қысты жанды адам (шал) бейнесінде суреттеу әдеті болмаған. Бұл Абай жаңалығы. «Жазғытұры», «Күз», «Қараша желтоқсанмен сол бір-екі ай» өлеңдерін сол мезгілдің өзіне тән суреттерімен жырлайды.

Сондай тың арнаны өз тұсындағы және өзінен кейінгі қазақ әдебиетінде бұдан былайғы жол етемін деп «басқа шауып,төске өрлеген» жаңа заман ақынын біз ең алғаш көлемді түрде «Қансонарда» деген өлеңінен көре бастаймыз. Жаңаша берілген тау бейнесі,кеше ғана өзіңіз жүріп өткен жерлердің,адыр таулардың ой-қырын, жотасы қорым тастарын,қия беттерін, соны қарға түскен іздерімен дәл ғана, түгел көрсетеді.

Абай табиғатты жырлауға кейін де оралып отырған. Бұл тұрғыдағы сәтті ізденістерінің қатарына оның «Желсіз түнде жарық ай», «Көлеңке басын ұзартып» өлеңдері жатады. Бұларда табиғатты сырттай тамашаламай, өлең кейіпкерінің көңіл-күйімен, ішкі сезіммен табыстыра,ұштастыра суреттейді. Адам мен табиғаттың бірлігі тақырыбын әлем поэзиясынан ала отырып, Абай қазақ өмірімен байланысты кең дамытты.

«Абайдың табиғат лирикасы,әсіресе жылдың төрт мезгілін суреттейтін өлеңдері – күшті ақындық шеберлікпен, зор мәдениетпен жазылған аса сұлу,сырлы жырлар. Бұлардың композициялық кұрылысында да өзіндік өзгешелік бар…» деп Зейнолла Қабдоллов ағмыз айтқандай,ұлы ақын мұрасы туған халқы үшін ешқашан сарқылмайды. Себебі – туған елмен,өскен жерін Абай оның оты мен суына түсіп,күңіреніп, тебіренген болса, бүгін елі де оны соншама құрметтеп,әлпештеп сүйеді. «Өлді деуге бола-ма, ойлаңдаршы, Өлмейтұғын артына сөз қалдырған…» деп аталған сабақта қазақ поэзиясының асқар биігі, кемеңгер, дана ойшылымыз Абайдың өнегелі өмірі мен өшпес өлеңдерін,ғибратты сөз мұрасын, шығармаларын терең меңгерту; ақын шығармашылығының құдіреттілігін, ақынның ұлылығын таныту, қорытындылау және оның шығармалары туралы тың мәліметтер беру мақсат етіп қойылды.

Абай өлеңдерін меңгерту, жатқа айту, өлеңді талдау машығын жетілдіру. Оқушылардың шығармашылықпен жұмыс істеуіне ықпал ету,ойлау қабілетін, сөйлеу мәдениетін жетілдіру.

Оқушыларға эстетикалық,экологиялық тәрбие беру,поэзияға деген сүйіспеншілігін арттыру, Абайдың даналығын үлгі ету.

Әңгімелеу,түсіндіру,сұрақ-жауап,көрнекілікпен жұмыс, шығармашылық жұмыс,баяндау әдістерін қолдану.

Абай портреті, табиғат көріністері интерактивті тақта арқылы, слайдтар арқылы көрсетіліп отырады.

Сабақ барысы: Сәлемдесу, сабақ мақсаты мен мазмұнын түсіндіру: Сайысты бастамас бұрын, жалпы Абай өмірі, шығармашылығы жайында қысқаша айтып өткен соң, оқушыларға сұрақтар қоямын. Себебі, оқушылар өз ойларын ортаға салады.

  1. Абай кім?

  2. Биыл Абай Құнанбайұлының туғанына қанша жыл болады?

  3. Абайдың неше қара сөзі бар?

  4. Абайдың жыл мезгілдерін суреттеген өлеңдерін атаңыздар?

  5. Абайдың қандай өлеңдерін жатқа білесіңдер?

  6. Абай өмірі жайлы кім жазды?

  7. Мұражай,әндері жайында не айтамыз?

  8. Абай атында не бар?

  • Жақсы,балалар, сендер Абай атамыз жайында өз ой-пікірлеріңді, білімдеріңді ортаға салдыңдар. Енді, сендер екі топ болып жарысқа қатысасыңдар ( олар мынандай бағытта білім сайысына түседі,өлеңді мәнерлеп оқу,өнер,тест,сұрақтарға жауап беру,сахналық көрініс).

  1. Сәлемдесу. Таныстыру. Әр топ ортаға шығып,өздерінің ұранын,газет,эмблема,буклеттерін қоғайды,өз топтарын таныстырады.

(І-топ-«Қыс»,ІІ-топ-«Күз»)

Екі жақтың жетекшілері шығып,өздеріне қойылған ат бойынша табиғаттың осы мезгілдеріне байланысты қысқаша сипаттама береді.

Әр топ ортақ тапсырмалар бойынша сұрақтарға жауап береді,тапсырмаларды орындайды.

  1. Мәнерлеп оқу сайысы. (Әр топтан бір оқушы шығып, Абайдың бір өлеңін жатқа айту керек.)

Өлең- сөздің патшасы,сөз сарасы, Қиыннан қиыстырар ер данасы. Тілге жеңіл, жүреккке жылы тиіп, Теп-тегіс жұмыр келсін айналасы. (Тақтада осы өлең жолдары көрсетіліп тұрады)

  1. Өнер сайысы: (Әр топтың бір мүшесі шығып, Абайдың әнін айту керек)

Ұйықтап жатқан жүректі ән оятар. Үннің тәтті оралған мәні оятар. Кейі зауық,кейі мұң,дертін қозғап, Жас балаша,көңілді жақсы уатар. (Тақтада осы өлең жолдары көрсетіліп тұрады)

  1. Білім сайысы: А) Тест. В) Сұрақтар.

Мақсатым-тіл ұстартып,өнер шашпақ, Наданның көңілін қойып,көзін ашпақ. Үлгі алсын деймін ойлы жас жігіттер, Думан- саулық,ойда жоқ,әуел баста-ақ. (Тақтада осы өлең жолдары көрсетіліп тұрады)

Тест сұрақтары:

  1. Абайдың туған жері? А) Семей уезі Ә) Қостанай Б) Қарағанды

  2. Табиғат лирикасы А) «Жаз»,Ә) «Бойы бұлғаң» Б) «Дүтбайға»

  3. «Қалың елім,қазағым,қайран жұртым» -қай өлең түрі? А) Сыншылдық Ә) Табиғат Б) Махаббат

  4. Абай аудармасын тап? А) «Татьяна әні» Ә) «Қор болды жаным» Б) «Күз»

  5. Абайдың сөз өнері,ақындық туралы өлеңін тап? А) «Өлең-сөздің патшасы» Ә) «Аттың сыны» Б) «Масғұт»

  6. «Алыстан сермеп,жүректен тербеп,шымырлап бойға жайылған» — қай өлеңі? А) «Көзімнің қарасы» Ә) «Сегіз аяқ» Б) «Бойы бұлғаң»

  7. – Таразыны әкел де,сүйекті сал, бір жағына алтын сап,өлшеп қара! Бұл қандай шығармадан үзінді? А) «Масғұт» Ә) «Әзім әңгімесі» Б) «Ескендір»

  8. Абай әні қайсы?

А) «Айттым сәлем, Қаламкқас» Ә) «Ләйлім шырақ» Б) «Көкшетау»

9. «Естілердің айтқан сөздерін ескеріп жүрген кісі өзі де есті болады…»

— Нешінші қара сөзінен алынған үзінді?

А) «19» Ә) «15» Б) «31»

10. «Қазақтың бас ақыны-Абай Құнанбаев. Одан асқан бұрын-сонғы заманда қазақ баласында біз білетін ақын жоқ». Бұл пікірді кім айтқан?

А) «М. Әуезов» Ә) «А. Байтұрсынов» Б) «М. Жұмабаев»

II. Сұрақтар.

  1. Абайдың шын ата. (Ибраһим)

  2. Абай өлеңдерін жинап, баспаға ұсынған кім? (Кәкітай Ысқақұлы)

  3. Лермонтовтан аударған әні. («Қараңғы түнде тау қалғып»)

  4. Абайдың аяқталмаған поэмасы? («Әзімнің әңгімесі»)

  5. Абай айтқан бес асыл мен бес жаман қасиеті (а)талап, еңбек, терең ой, қанағат, рақым; ә) өсек, өтірік, мақтаншақ, еріншек, мал шашпақ)

  6. «Тегінде адам баласы адам баласы адам баласынан ақыл, ғылым, ар, мінез деген нәрселермен озбақ. Одан басқа нәрселермен оздым деген ақымықтық». Бұл- Абайдың нешінші қара сөзі. (18- қара сөзінен)

  7. Абай өлеңдері басылып тұрған тұңғыш газеттің аты. («Дала уәлаяты»).

  8. Абай оқыған медресе. («Ғабұл-Жаппар», «Ахмет- Риза»).

  9. «Тамағы тоқтық,

Жұмысы жоқтық

Аздырар адам баласын…» Қай өлеңнен үзінді? («Сегіз аяқ»).

  1. «Дүниеге көзімді ашқан…» Абайдың осы сөзін арнаған өмірдегі ұстазы кім болды? (Михаэлис)

Топ атауларына байланысты әр топқа жекелеме сұрақтар:

«Қыс» тобына арналған сұрақ:

  1. Ақын қысты қандай бейнеде суреттеген?

(Абай қысты ақ киімді, денелі, ақ сақалды шалға теңейді. Оның үсті-басын ақ қырау басқан, түсі суық, ешкімді көрмейтін соқыр, мылқау тұлғада суреттеген. Қысты тойымсыз, сұрамшақ құдаға теңеп, оның басталуы, елдің мазасын алып, әлек салған каһарлы, қайырымсыз қонақтаң келгені сияқты етіп суреттеген.)

  1. Қыстағы адам тіршілігі қалай суреттелген?

(Тынышсыз жайған қар, бұрқылдап соққан боран әуес көріп жүгірген балалардың бетаузынүсік шалған. Боранға қарсы қарай алмай қабаттап киінген малшылар, ашыққан мал, қыспен бірге қабаттасып, малға ауыз салған аш қасқыр-қыстың көңілсіз көрінісі бейнеленген.)

«Күз» тобында арналған сұрақ:

  1. Өлеңде күздің қандай белгілері суретталген?

(Күз келіп, аспанды сұр бұлт торлаған, жерді басқан дымқыл тұман. Бұрынғыдай жасыл шөп, бәйшешекжоқ. Ойнап күлген жастар мен шулаған балалар да көрінбейді. Ағаштар да жапырағынан айырылған көрікте)

  1. Өлеңде ауыл тұрмысы қандай бейне тапқан?

(Адамдардың бәрі өз қамдарын жасап жүр. Біреулері тері илеп, жыртық киімдерін бүтіндеп, жас әйелдер енесіне жіп иіртеді. Туырлық жамайды. Ауыл бейнесі көңілсіз. Күндегі ойын-сауық пен күлкі де естілмейді.)

5. Сахналық көрініс. Әр топ ақынның өмірі мен шығармашылығы жайында көрініс көрсетеді. Сабақ соңында топтардың жауаптары мен көрсеткен өнерлеріне сай өз бағаларын алып, марапаттап, сабағымызды ақынның дана сөзімен аяқтаймыз:

Көп адам дүниеге бой алдырған,

Бой алдырып, аяғын көп шалдырған.

Өлді деуге бола ма, ойлаңдаршы,

Өлмейтұғын артына сөз қалдырған.

Тема: «Великий сын казахского народа – Абай Кунанбаев»

Цель: Знакомство детей с великим поэтом, писателем и композитором – Абаем Кунанбаевым, его творчеством. Формирование у детей художественного вкуса и расширение знаний о поэтах и писателях города Риддера. Развитие эстетических представлений дошкольников в классическом русле, а также развитие памяти и выразительности речи. Воспитание казахстанского патриотизма, любви к художественному слову.

Слайды 1-5 (Виды Риддера)

Крайнова С.В.: Қайырлы таң, құрметті қонақтар және әріптестер! Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги!

В этот волнующий год, когда все казахстанцы готовятся отметить 550-летие со дня появления на свет казахского государства, мы решили вспомнить великих людей, так или иначе, сопричастных истории нашей страны, ведь в августе этого года нам предстоит празднование еще одной прекрасной юбилейной даты – 170-летие со дня рождения великого казахского поэта-просветителя Абая (Ибрагима) Кунанбаева.

Патриотическое воспитание является одной из главных составляющих воспитательного процесса. В годовых задачах нашего детского сада специально отмечается необходимость создания условий для всестороннего развития гражданско-патриотического потенциала детей дошкольного возраста.

И сегодня мы приглашаем вас в нашу Поэтическую гостиную Абая Кунанбаева. В нашей гостиной мы обратились к духовному наследию великого гения казахского народа, чтобы обогатить знания детей о жизни и творчестве поэта, культуре казахского народа, помочь понять огромное значение творений Абая для молодого поколения.

Обращение к его гениальным произведениям способствует формированию нравственных ориентиров ребёнка, развивает его эмоциональный мир, воспитывает гражданственность и патриотизм, уважение к истории и культуре Отчизны.

Абай Кунанбаев – великий сын казахского народа, память о котором сохранилась через века. Его именем названы улицы в Египте, Индии, Германии, России и многих других странах. Риддерцы тоже стремятся хранить память о мудреце и поэте Абае.

Имеющийся в нашем городе центр обучения языкам, возглавляемый Каржаубаевой Маржан Маметековной, дает возможность каждому риддерцу изучить язык великого Абая. Традиционными стали литературные вечера «Абаевские чтения», проходящие как на уровне города, так и республики. И сегодня мы приглашаем вас вместе с нами погрузиться в мир стихов Абая.

Слайд 7 (Портрет Абая)

Круг радости (на казахском языке).

Өмірде бір данышпан

Қалдырыпты өсиет

Кездескенде әр адам

«Қайырлы таң!» деу керек! (Дети садятся)

Крайнова С.В.: Нашу встречу откроет дедушка Шамиля Илюхина Нишан Зейнешевич.

Ата играет на домбре, исполняет песню на казахском

Черепанова С.В.: А сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам истории, познакомимся с жизнью и творчеством Абая Кунанбаева, его поэтическим даром.

Слайды 8 и далее до 28

Слайд-шоу «Великий сын казахского народа – Абая Кунанбаева».

(С комментарии воспитателей)

Крайнова С.В.: Абай Кунанбаев служит источником вдохновения для людей всего мира. Скульпторы создают памятники, художники рисуют картины, поэты слагают удивительные стихи… Одним из таких поэтом стал Мыржакып Дулатов.

Слайд 29 (Портрет Абая)

Ксения Захарова. Чтение стихотворения «Абай»

Что это? Абая ли это портрет?

Могущества слава и песни расцвет!

Умом и отвагою равно велик,

Какой же с Абаем сравнится поэт?

Величье акына он гордо вознес,

Грядущего славным примером возрос.

Аргын и найман удивились ему,

Словам, уподобленным яркости звезд.

Крайнова С.В.: Одно из наиболее значимых мест в творчестве Абая занимают стихи о временах года.

Слайды 30,31,32 (Весна)

Валерия Иванихина, «Весна»

Как весенней порою шумят тополя!

Ходит ветер, цветочною пылью пыля,

Все живое обласкано солнцем степным.

Пестроцветным ковром расцветает земля.

Верблюжонка верблюдица громко зовет,

Блеют овцы, в кустах птичий гомон встает,

Мотыльки – над травой и в ветвях тополей,

Заглядевшихся в светлое зеркало вод.

Слайд 33 (Птичка)

Крайнова С.В.: Весна – одно из самых прекрасных времен года! Это обновление природы и человека, пробуждение кормилицы-земли к жизни. И сейчас мы с нашими ребятами исполним для вас песню «Көктем».

Музыкальная страничка

Дети и воспитатели исполняют песню «Көктем»

Крайнова С.В.: Нашу музыкальную страничку продолжает гостья Оразаева Гулим Акангалиевна

Слайд 34 (Джайляу)

Исполнение казахской национальной песни.

Крайнова С.В.: Музыка и поэзия – едва ли не самые ценные жемчужины человеческой культуры и сейчас мы с вами услышим прекрасные стихи Абая Кунанбаева.

Слайд 35 (Лето в степи)

Загайнова А., «Лето»:

В разгар весны и след простыл зимы,

Зеленый бархат покрывает лик земли,

Боясь отстать, выходят твари к солнцу,

Блага Отца спешат принять они.

Верблюдов и овец окот — в загонах шум,

От крыльев птах в оврагах – гуд и гул.

Когда любуются водой деревья и цветы,

Река, как пава, изгибается, журчит.

Невесты-девицы наряд готовят к лету,

Цветы и маки украшают землю.

В степи воробушки, соловушки в логу,

Кукушки в скалах, а удоды – «гу-гу-гу!»

Слайд 36 (Осень)

Илюхин Ш., «Осень»:

Тучи мрачно окутали весь небосвод –

Это осень в дождях и туманах ползет,

И застывшую землю, от стужи дрожа,

Кобылица напрасно копытом скребет.

Нет уж больше травы на просторе степей,

Смеха больше не слышно и гама детей,

А деревья, иссохшие как старики,

Тянут к небу безлистые руки ветвей.

И уже ни травинки вокруг не найти,

Пылью ветер заносит дороги в степи.

Будь ты проклят, обычай глухой старины,

Что мешает нам в юртах огонь развести!

Слайд 37 (Зима)

Харлов А., «Зима»:

В белой шубе, плечист,весь от снега седой.

Слеп и нем, с серебристой большой бородой.

Враг всему, что живет. С омраченным челом,

Он, скрипучий, шагает в степях, снеговой.

Старый сват, белый дед натворил много бед.

От дыханья его – стужа, снег и буран.

Тучу шапкой надвинув на брови себе,

Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.

Брови грозно нависли – нахмуренный вид,

Головою тряхнет – скучный снег повалит.

Злится он, словно бешеный старый верблюд,

И тогда шестискладная юрта дрожит.

Слайд 38 (Абай в степи)

Черепанова С.В.: Больше всего на свете, больше собственной жизни Абай Кунанбаев любил свой народ. Все думы и помыслы великого мудреца были посвящены будущему страны казахов. Предвидя наступление нелегких, подчас тревожных времен, Абай оставил своим потомкам слова напутствия, которые составили целую книгу – «Қара сөздер – Слова назидания».

Выходят родители, читают стихи

Черепанова С.В.: Абай – величайший поэт Казахстана, почитаемый во всех уголках нашей Родины. Но в нашем городе тоже есть поэты и писатели.

Слайд 39 (Писатели и поэты Риддера)

Запуск слайд-шоу «Поэты города Риддера»

Черепанова С.В.: Ребята, кто из этих людей знаком вам? Кого из них вы знаете? (дети называют знакомых им поэтов)

Представление книг риддерских писателей

Крайнова С.В. В нашем городе во Дворце Культуры сейчас проходит выставка картин художников, посвященная великому Абаю. В Усть-Каменогорске прошла выставка «Познай Абая»

Слайды 40,41,42,43 (Кадры с выставки картин)

Появляется Жиренше.

Крайнова С.В.: Здравствуй, мудрый Жиренше! Добро пожаловать в нашу поэтическую гостиную!

Жиренше: Я приглашаю вас поучаствовать в викторине

Слайд 44 и далее до 57

1. Что означает имя «Абай»? – Осторожный, предусмотрительный

2. Каким именем Абая Кунанбаева нарекли при рождении? – Ибрагимом

3. Как звали маму Абая Кунанбаева? – Улжан

4. Как звали отца Абая Кунанбаева? – Кунанбай

5. Бабушку Абая звали …? – Зере

6. Известное произведение «Слова назидания» принадлежат перу …? – А. Кунанбаева

7. Абай Кунанбаев родился на земле ..? – Семипалатинской обл.

8. Прочитайте и определите жанр произведения.

Твёрже ногу, шагай смелей, -И тогда не погибнет труд,Речи тех, кто учит детей,Как зерно в земле прорастут…

— Стихотворение

9. Кто из нижеперечисленных является прославленным риддерским поэтом? – К. Первушин

10. Автором книги «Под вершинами Трех братьев» является …? – М. Немцев

11. Стихотворение «Город-горняк» написано …? – А. Серовой

12. Кто изображен на на этой фотографии (слайд №35)? – К. Первушин

Жиренше: Молодцы, ребята! Хорошо отвечали, я дарю вам книжки со стихами Абая

Вручение книжек-малышек.

Слайд 58 (Портрет)

Черепанова С.В.: Сегодня мы с вами почтили память великого мудреца, поэта и композитора Абая Кунанбаева. И я верю, что присутствующие здесь участники и гости поэтической гостиной не забудут прозвучавших здесь назиданий Абая своим далеким потомкам.

Наши девочки представляют вашему вниманию казахский танец

Слайды 59-64

Черепанова С.В.: Благодарим наших дорогих гостей – Каржаубаеву Маржан Маметековну, директора Риддерского центра обучения языкам! Благодарим Садыкову Куралай Кауконевну, методиста центра обучения языкам! Благодарим всех участников нашей встречи, дорогих гостей!

Тема внеклассного мероприятия : Абай Кунанбаев- великий поэт казахского народа!

Целевая аудитория:2-3 классы

Дата проведения: 12.02.2020

Цель: расширить знания учащихся о жизни и творчестве Абая Кунанбаева

Образовательная – способствовать расширению и углублению знаний учащихся о жизни и творчестве Абая Кунанбаева; показать значение произведений Абая для подрастающего поколения.

Развивающая — развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой: анализировать их, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить формирование умения анализировать прочитанное

Воспитательная — вызвать уважение и интерес к произведениям Абая, гордость к тому, что этот великий человек — наш соотечественник, познакомить с его трудами, в которых поэт призывает к справедливости, честности, порядочности; раскрывая идеи поэта, просветителя.

Методы:

  1. Словесный – рассказ

  2. Наглядный — презентация

  3. Приемы критического мышления: «Танцы», песни.

  4. Частично-поисковый метод

Форма: групповая, практическая

МПС: казахская литература.

Тип внеклассного урока: интегрированный

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся

Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев.

Ни в раннем, ни в позднем периоде истории

казахов не известно имя поэта,

превосходящего его по величию духа

Ахмет Байтурсынов

Ведущий Улдай: Дорогие учителя и ученики! Поздравляю Вас с праздником Декады русского языка и литературы!

Тема внеклассного урока: Абай Кунанбаев – великий поэт казахского народа!

— Абай Кунанбаев — великий поэт казахского народа, философ – гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова.Он родился 10 августа 1845года в Семипалатинской области. Изначально поэту дали имя- Ибрагим .У Абая была бабушка Зере..Бабушка Зере звала любимого Абаем, что означало осмотрительный. Абай не перестовая повторял, что казахом необходимо как воздух дружба с русским народам. Абай призывал учить русский язык. Абай очень много написал стихотворение , поэмы, песни, слова назидания.

Сейчас учащиеся 2 класса покажут, что же они знают о жизни этого великого человека. Знают они не так уж и мало и вы сейчас в этом убедитесь.

Сценка (Аделина, Дидар, Каусар сидят полукругом на стульях и ведут беседу)

Дидар: Ребята, давайте поговорим о чём –нибудь важном и интересном.

Аделина: Предложение принимается!

Каусар: О чём же будем говорить?

Дидар: Да о том, что узнали недавно. Я вот, например, узнал, что настоящее имя Абая — Ибрагим. Оказывается , его мама в детстве звала Абаем, что в переводе означает “внимательный”.

Аделина: А я прочитала о том, что Абай с раннего возраста начал писать стихи, но первое стихотворение было напечатано, когда поэту было сорок лет и называлось оно “Лето”.

Каусар: Послушайте, кроме того, что Абай писал стихи, он ещё был талантливым композитором.

Дидар: Абай Кунанбаев знал несколько языков и переводил на казахский язык произведения Лермонтова, Крылова. Особенно ему нравилось переводить А.С.Пушкина.

Аделина: А почему?

Каусар: Да потому что  взгляды Пушкина были во многом  схожи со взглядами Абая. И кто знает, если бы  Александр Сергеевич так рано не ушёл бы из жизни, то они  обязательно бы встретились.

Аделина: Ребята я придумала! А давайте, почитаем стихи Абая.

Инкар: Не для забавы я слагаю стих,

Не выдумками наполняю стих.

Для чутких слухом, сердцем и душой,

Для молодых я свой рождаю стих.

Кто сердцем прозорлив и чуток, тот

Поймет, что в каждый я влагаю стих.

Нурлан: Сам хозяин ты судьбы своей.

Труд — отрада, лень — жестокий бич.

Мало толку в пышности речей,

Если смысла знанья не постичь…

Адеми::Будь разборчив в пути своем:

Если ты талантлив — гордись

И надежным лишь кирпичом

В стену строящуюся ложись.

Колганат:Убегающий видит путь,

Догоняющий — вслед спешит.

Воля с разумом их ведут,

Справедливость — вот свет души.

Актан:Удержи корысти порыв,

Похвалы не ищи, — смотри.

Недостатки искусно скрыв,

Лишь в борьбе победу бери!

Амирхан:Волю дав хвастовства словам,

Не мечтай других превзойти:

Возбуждая зависть, и сам

Оступиться можешь в пути.

Актоты:Тверже ногу, шагай смелей, —

И тогда не погибнет труд,

Речи тех, кто учит детей,

Как зерно в земле, прорастут.

Ведущий Нурай:— Спасибо, ребята. Стихи эти написаны давно, но по поднятым в них проблемам современны. В них отразились моральные и гражданские идеалы поэта. Глубокие мысли и трогательное заботливое отношение поэта к судьбе молодого поколения всегда, во все времена питали и продолжают питать умы и чувства людей.

— Произведения “Слова назидания” были написаны Абаем в пожилом возрасте. В нём он размышляет о смысле жизни, даёт советы молодёжи, разоблачает человеческие пороки, пропагандирует высоконравственные качества человека.

“Слова…” написаны просто, доступно и интересно.

Послушайте некоторые из них.

Ученица Диана:“Слово третье” “Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен; безвольный же человек всегда хвастлив; хвастливый кроме трусливости ещё и глуп; а глупый всегда невежествен и бесчестен. Из бесчестных  выходят жадные, неуживчивые и бездарные существа, никому не нужные на свете”.

Слово восемнадцатое” “Красивым и сильным делает человека его ум, образованность, честь и обаяние”.

Слово тридцать первое” “Для того, чтобы запомнить советы и следовать им, нужно соблюдать четыре условия.

Первое: Надо быть сильным настолько, чтобы подавить в себе самолюбие, когда тебе  дают совет.

Второе: Надо принимать умные слова сердцем, всей душой так, словно утоляешь ими  жажду.

Третье: Следует по нескольку раз повторять услышанное, чтобы закрепить его в памяти.

Четвёртое: Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и  заставляют его терять свои ценные свойства”

2. А сейчас прозвучит кюй Абая Кунанбаева

3. Учитель. Учитель предлагает детям ответить на вопросы:

1. В каком году родился А.Кунанбаев? (10 августа 1845г )

2. Назовите настоящее имя Абая. (Ибрагим)

3.Как звали отца Абая: (Кунанбай Ускенбаевич)

4. Кто являлся первым воспитателем и учителем Абая? (бабушка Зере

5.Где родился Абай Кунанбаев?( Семей)

4.Танцуют танец Камажай ученицы 2 класса.

Лозовская средняя школа

Классный час

«Великий наш Абай,

твое имя вечно!»

IMG_256

Подготовила и провела:

Люльчак Наталья Ивановна

февраль,
2020 год

Классный час, посвященный
175-летию со дня рождения Абая Кунанбаева

Тема: Великий наш Абай, твоё имя вечно!

Цель: знакомство
с личностью великого Абая Кунанбаева.

Задачи:

— знакомство учащихся с творчеством великого
казахского поэта;

— воспитание интереса к человеку и его
внутреннему миру;

— развитие познавательной активности,
литературно-творческих способностей учащихся;

— развитие духовного мира учащихся;

— воспитание интереса к отечественной истории и
культуре;

— формирование гражданской позиции,
нравственности, чувства казахстанского патриотизма.

Оборудование: ИКТ, портрет, листы, маркеры, карточки, снежинки

Ход классного часа:

1.Организационный
момент

а) Приветствие

-Добрый день, я рада Вас сегодня видеть на нашем мероприятии.

2.Основная часть

а)Актуализация знаний

Сегодня мы с вами
поговорим об одном человеке. Для того чтобы узнать о ком мы с вами будем
говорить, я предлагаю вам посмотреть видеоролик. (Видео
об Абае Кунанбаеве)

— Просмотрев видеоролик,
скажите, пожалуйста, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей)

Верно, мы будем говорить
об известном казахском поэте Абае Кунанбаеве
(вывешивается портрет на доску)

— Что вы знаете о нем? (
ответы детей)

б)
Биография Абая Кунанбаева

-Ребята,
а какое сейчас время года? (зима)

-Верно,
сейчас на дворе зима, и пока я шла к вам на классный час, на улице я собрала
для Вас снежинки с разными узорами, и хочу их подарить вам. Вы выбираете любую
снежинку, которая вам понравилась.  Теперь я предлагаю вам объединиться в пары
по узорам снежинок.

-Сейчас
вы будете работать в парах, вам нужно выбрать спикера. У каждой пары будет
часть биографии об Абае Кунанбаеве, вам нужно в парах обсудить, как вы
передадите данную информацию другим товарищам. По моему хлопку спикеры по
часовой стрелке переходят в другую пару и рассказывают им свою часть биографии,
вы будете идти, по кругу пока спикеры не вернутся в свою пару.

Для удобства можете сделать
себе краткую запись.

1
часть
В его честь названы улицы,
районы и целые поселения. Его произведения стали классикой казахской и мировой
литературы. Поэт, философ, просветитель и общественный деятель Абай Кунанбаев —
это одна из выдающихся личностей Казахстана.
Он
родился 10 августа 1845 года в Казахстане, в Семипалатинской области на склонах
гор Шынгыстау в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода
Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати;
дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве
правителей и биев. Изначально поэту дали имя Ибрагим.

2 часть Две
замечательные женщины – умная, справедливая, сердечная бабушка Зере и мать,
добрая, остроумная Улжанжан воспитывали Ибрагима. Он рос внимательным,
впечатлительным мальчиком, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит
«внимательный», «проницательный»). Под этим именем он прожил всю свою жизнь и
вошел в историю. Абай происходит из знатного и богатого рода биев и
аристократов. Получил хорошее образование – учился в Семипалатинском медресе, а
также в русской школе. Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой
(русской, европейской), а также работами восточных ученых. Абаем создано около
170 стихов, 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания», «Қара
сөздер».
И в этом году исполняется 175 лет со дня рождения известного поэта
казахского народа Абая Кунанбаева.

3 часть Абай
был не только поэтом, переводчиком, но и музыкантом, глубоким знатоком и тонким
ценителем казахской народной музыки; он создал ряд мелодий для своих стихов. Он
создал также мелодии к своим переводам отрывков из «Евгения Онегина». В
1887-1889 годы имя Пушкина и имена его героев, Онегина и Татьяны, пролетев над
степями на крыльях этих песен, стали такими же родными для казахского народа,
как имена казахских акынов и героев казахских эпических поэм. Музыкальное
наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального
искусства.
В творческое наследие Казахстана входит множество песен
Абая Кунанбаева, многие из которых воспринимаются как народные произведения.
Даже здесь великий поэт был новатором. Он использовал иные рифмы, мелодии.
Экспериментировал с размерами и формами художественного слога.

в)
Работа в группах

— Игра называется
«Доскажи словечко», от каждой группы спикер выбирает любой цвет. На данном
листке у вас есть предложение, ваша задача, работая в группе дополнить
предложения. На это задание 3 минуты. От каждой группы будет отвечать спикер
команды.

1.Изначально поэту дали имя……..(Ибрагим)

2.Абай был не только поэтом, переводчиком, но
и…….(музыкантом)

3.Две замечательные женщины, которые воспитывали
Абая…(бабушка Зере, мать Улжанжан)

4.Получил хорошее образование – учился
в……(Семипалатинском медресе,в русской школе.   )

5.И в этом году Абаю
Кунанбаеву исполняется…………(175 лет)

6. Имя Абай
означает……(внимательный, проницательный)

— Молодцы ребята, вы
хорошо справились с заданием. А теперь я предлагаю вам познакомиться с
творчеством Абая Кунанбаева. У вас на столах представлено его стихотворение.
Вам нужно прочитать его, и определить, о чем говорится в стихотворении, и нарисовать
подходящую иллюстрацию к стихотворению.

Зима

В
белой шубе, плечист, весь от снега седой,

Слеп и
нем, с серебристой большой бородой,

Враг
всему, что живет, с омраченным челом

Он,
скрипучий, шагает зимой снеговой.

Старый
сват, белый дед натворил много бед.

От
дыханья его — стужа, снег и буран.

Тучу
шапкой надвинув на брови себе,

Он
шагает, кряхтя, разукрашен, румян.

Брови
грозно нависли — нахмуренный вид;

Головою
тряхнет — скучный снег повалит.

Злится
он, словно бешеный старый верблюд,

И
тогда шестистворная юрта дрожит.

Если
дети играть выбегают во двор,

Щиплет
нос он и щеки им злою рукой;

В
армяке, в полушубке дубленом пастух

Повернулся
к холодному ветру спиной.

Конь
разбить безуспешно пытается лед,

И
голодный табун еле-еле бредет.

Скалит
жадную пасть волк — приспешник зимы,

Пастухи,
день и ночь охраняйте свой скот!

Угоняйте
на новое место табун,

Не
беда, если вам не придется поспать,

Лучше
вам с бедняками делиться скотом!

Не
давайте волкам средь степей пировать!

— Ребята, о чем это
стихотворение? (о зиме)

- А какое сейчас время года? (зима)
-Какие изменения происходят зимой? 
- Жарайсындар балалар, скажите, как звучит слово «зима» на казахском, английском языках? 

3.Заключительная часть

А) Итог урока

Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (Абай Кунанбаев)

Что нового вы для себя узнали?

Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам составить в
группах кластер. На партах лежит лист с изображением Абая, вам нужно будет
выбрать правильную информацию о нем и приклеить на лист.

Б) Рефлексия «Цветик –
многоцветик»

Ребята, сейчас я предлагаю вам создать своими руками, красивый
цветок в честь 175- летия Абая Кунанбаева. У вас на столах лежат лепестки, вам
нужно написать одно прилагательное, которое ассоциируется у Вас с именем Абай,
и можете раскрасить лепесток.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий акции ко дню спида
  • Сценарий windows powershell ps1
  • Сценарий акции ко дню пожилого человека
  • Сценарий windows cmd что это
  • Сценарий акции ко дню народного единства