Сценарий алкоголь коварный враг информационно просветительское мероприятие

Для наших подгостков последнее время считается другом- алкоголь. Учителям нужно и необходимо разговаривать на тему "Алкоголя".. Классному руководителю, Уроки, Методическая разработка классного часа "Алкоголь- кровавый враг".

Алкоголь – коварный враг

Классный час, рассказывающий о вреде спиртных напитков, для учащихся 7—11-х классов проводит Хохлова Лидия Владимировна.

Алкоголь –и коварный враг человечества. На­верное, вы не раз слышали о его вреде? Но кто в юности задумыва­ется о последствиях употребления спиртных напитков? Безусловно, человек, находящийся в подрост­ковом возрасте, может не осозна­вать до конца всю серьёзность проблемы, связанной с этим па­губным пристрастием. И чаще всего, раз испытав «удовольствие» от распития крепкого напитка, человек на всю жизнь остаётся его рабом. Недаром вино называют похитителем здоровья и рассудка.

Алкоголь вторгается во все сферы нашей жизни:   работу,   отдых,   спорт, семью, посягая на всё, что для че­ловека дорого и свято.

Как спортсме­ны перед стартом мобилизуют свою волю и возможности, так и вы сейчас находитесь перед стар­товой чертой. На самом важном для вас рубеже: вы стартуете во взрослую жизнь. И в начале глав­ное — не сбиться с верного пути.

Об опьяняю­щих свойствах спиртных напит­ков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры. Возможно, виноделие возникло ещё до начала культурного земледелия. Так, из­вестный путешественник Н.Н. Ми­клухо-Маклай наблюдал за папуа­сами Новой Гвинеи, которые пока не умели добывать огонь, но уже знали приёмы приготовления хмельных напитков.

Чистый спирт начали получать в VI—VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Но даже в странах Азии, где упот­ребление крепких напитков за­прещалось религией, культ вина всё же процветал и воспевался в стихах.

«Вино пить — грех». Подумай,

                                              не спепши!

Сам против жизни явно не греши.

В ад посылать из-за вина

                                          и женщин?

Тогда в раю, наверно, ни души.

                                                               О. Хайям. Рубаи

В Средне­вековье в Западной Европе так­же научились получать крепкие спиртные напитки путем возгон­ки вина и других бродящих саха­ристых жидкостей. Согласно ле­генде, впервые эту операцию совершил итальянский монах-ал­химик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и при­дя в состояние сильного опьяне­ния, алхимик заявил, что открыл чудодейственный эликсир, де­лающий старца молодым, утом­лённого бодрым, тоскующего ве­сёлым.

А на Руси бы­ло распространено мнение, что пьянство является якобы старин­ной традицией русского народа. При этом ссылались на слова ле­тописи: «Веселие на Руси — есть пити». Русский историк, этно­граф, знаток обычаев и нравов на­рода, профессор Н.И. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избран­ные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и каждый отпивал из неё несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. А с XVI века пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ: «Продавать водку по одной чарке человеку».

Средь традиций самых разных

Есть нелёгкая одна.

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна,

Пей одну, и пей другую,

И седьмую, и восьмую, —

Просят, давят, жмут «друзья»!

Ну а если не могу я,

Ну а если мне нельзя?

Ну а если есть причина

Завтра утром в форме быть?

Значит, я уж не мужчина?

Хоть давись, но должен пить!

                                  В. Котов «Средь традиций самых разных…»

Злоупотребле­ние алкоголем, по данным Все­мирной организации здравоох­ранения, является третьей по частоте (после сердечно-сосудис­тых и онкологических заболева­ний) причиной смертности в со­временном мире.

Можно выде­лить два основных класса проб­лем, связанных с неумеренным потреблением алкоголя, — негативные последствия для самого пьющего  (разрушение его здоровья и личности) и негативные последствия для общества в целом (усиление связанных с пьянством социальных проблем).

Проблемы са­мого пьющего — это: утрата самоконтроля, агрессивность, несчастные случаи, переохлаждение или перегрев по неосторожности, арест за пребывание в нетрезвом виде в общественных местах, от­равление алкоголем, повышен­ный риск развития цирроза пече­ни, некоторых видов рака и сердечно-сосудистых заболева­ний, потеря трудоспо­собности, развитие алкоголизма и ранних психозов.

Проблемы ок­ружения пьющего — это увеличе­ние конфликтов в семье и её раз­рушение, рост материальных трудностей и преступности.

Находясь под действием алко­голя, человек не может адекватно оценивать свои поступки. Не зря говорят: «Пьяному море по коле­но». Правда, есть у этой поговор­ки продолжение: «…А лужа по уши».

Употребление спиртного сказывается и на детях. У пьющих женщин чаще рожда­ются мёртвые дети, случаются вы­кидыши. Если же ребёнок родил­ся живым, то нередко отстаёт в развитии и растёт умственно не­полноценным.

Исследования показали, что сам алкоголизм ге­нетически не передаётся — пере­даётся только склонность к нему, которая вытекает из особенностей характера, полученного от родите­лей. А быть человеку алкоголиком или не быть — этот вопрос реша­ется отчасти конкретной жизнен­ной ситуацией, то есть условиями внешней среды, а также умением человека владеть собой, силой собственного характера.

Почти все вы­дающиеся люди высказывались против этой пагубной привычки.

«Опьянение есть доб­ровольное сумасшествие челове­ка» (Аристотель).

«Вино мстит пьянице» (Л. да Винчи).

«Из всех пороков пьянство бо­лее других несовместимо с вели­чием духа» (В. Скотт).

«Люди впускают в свои уста врага, который похищает их мозг» (У. Шекспир).

«Употребление спиртных на­питков скотинит и зверит челове­ка» (Ф.М. Достоевский).

Давайте будем помнить о коварстве алкоголя и не дадим ему разрушить наши жизни. Впереди у нас столько ин­тересного!

(Далее ребятам предлагаются воп­росы для дискуссии.)

Вопросы

1. Как вы считаете, какие жиз­ненные обстоятельства могут зас­тавить человека злоупотребить ал­коголем и как этого избежать?

2.  Как, по-вашему, может ли алкоголь снять проблему общения между сверстниками?

3.   Считаете ли вы алкоголь наркотиком?

4.   Как вы думаете,  алкого­лизм — это привычка или бо­лезнь?

(Проходит дискуссия.)

ЛИТЕРАТУРА

Топоров И. К. Основы безо­пасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 9-х кл. общеобразоват. учреждений. —  М.: Просве­щение, 2002.

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Зерноградский техникум агротехнологий»

Методическая разработка на тему:

«Алкоголь – друг или враг»

(профилактика здорового образа жизни)

Форма проведения: беседа

                                                               Выполнила: воспитатель

                                                                                               высшей категории

                                                                                               Дворниченко Н. Н.            

г. Зерноград

2019г.

Цель беседы: 

Помочь учащимся глубже осмыслить и значительно расширить их знания о вредном влиянии алкоголя на психическое и нравственное формирование человека, разъяснить какой вред наносит алкоголизм обществу,  указать возможные пути борьбы с ним.

Ход беседы 

Порой, употребляя алкоголь, ребята хотят казаться взрослыми, но взрослым открыто признаться бояться. Возникает вопрос, для кого вы хотите показать свою взрослость? 

Часто пьяный бывает, опасен для себя и окружающих, т.к. совершает поступки, на которые в трезвом состоянии никогда не решился бы. В ряде случаев пьяные склонны к немотивированным импульсивным поступкам, наносят себе и окружающим телесные повреждения. Бывает и так, что в опьянении извращается характер: спокойные и сдержанные становятся раздражительными, склонными к пьяным дебошам.

С нарастанием опьянения речь становится бессвязной и непонятной, теряется способность к разумному суждению. Внимание и память резко ослабевают, опьяневшие путают людей, предметы, заговаривают сами с собой и с неодушевленными предметами. 
Порой молодые люди выпивают, перед тем как пойти на вечеринку или дискотеку, чтобы повысить настроение. Бывали у вас такие случаи? Видели таких людей на вечеринках, охарактеризуйте их поведение как сторонний наблюдатель. 

При легкой степени опьянения возникает выраженная в нерезкой форме эйфория – приподнятое настроение, что ведет к переоценке своих сил, способности и возможностей. Опьяневшие делаются веселыми, беззаботными, завязывают разговоры и дружеские отношения с незнакомыми людьми. Они громко говорят, рассуждают, поют, навязываются с разговорами к окружающим.

В состоянии опьянения обычно заостряются характерные особенности опьяневших. Такие лица могут быть несдержанны, бестактны, придирчивы, назойливы, бесцеремонны, нередко они теряют стыд, чувство такта, человеческого достоинства. У некоторых после изрядной выпивки сразу наступает отупение, они мало контактируют с окружающими, фаза приподнятого настроения у них отсутствует. 
Знаете ли вы, почему так происходит? 

Во время алкогольного опьянения в первую очередь страдает тормозной процесс, т.е. исчезает охрана коры головного мозга, и клетки быстро истощаются. Алкоголь действует на процесс раздражения, в результате резко угнетает высшую нервную деятельность. Наиболее заметным проявлением разрушительного действия алкоголя на человека является его влияние на мозг. Проявлением этого являются путаная речь пьяного, провалы в памяти, заплетающиеся ноги, затуманенное зрение, замедленная реакция. Эти симптомы опьянения обычно исчезают, как только алкоголь уходит из крови. Но если человек употребляет спиртное регулярно, его влияние на мозг заметно даже после того, как алкоголь уже не окончил свое непосредственное действие на мозг. Возникновение необратимых изменений в человеческом мозге под действием алкоголя сейчас является для ученых распространенной темой исследований.

Степень влияние алкоголя на клетки мозга определяется несколькими факторами:

  • Дозой алкоголя и частотой его употребления;
  • Возрастом начала приема алкогольных напитков;
  • Продолжительностью периода регулярного употребления спиртного;
  • Возрастом человека, полом, образованием, наследственной предрасположенностью к алкоголизму, наличием алкоголиков среди ближайших родственников;
  • Наличием дородового алкогольного отравления, повышающего риск развития алкогольной зависимости;
  • Общим состоянием здоровья человека.

Даже небольшая доза алкоголя может привести к помутнению сознания и провалам в памяти. Этот эффект наблюдается у людей в не зависимости  от пола, возраста и наличия алкоголизма.

В результате длительного употребления алкоголя у человека может нарушиться деятельность головного мозга, так как при каждом опьянении происходит разрушение мозговых клеток. Работа мозга может нарушиться как в результате самого употребления алкоголя, так и под влиянием последствий пьянства, например, при серьезном заболевании печени или общем ухудшении состоянии здоровья на почве алкоголизма.

Отсюда становится понятно, почему незначительный повод, на который трезвый не обратил бы внимания, вызывает у пьяного бурную реакцию (ослабление тормозного процесса).

Алкоголь, действуя на различные участки мозга, лишает их кислорода, необходимого для нормального функционирования клеток. У пьяного человека в мозгу возникает большое число мелких кровоизлияний, значительное число в сосудах закупоривается. Постепенное увеличение потерь клеток головного мозга проявляется в замедленной реакцией человека и снижении его интеллектуальных способностей. Когда пьющий человек умирает, вскрытие показывает громадное число атрофированных участков мозга. Т.е., когда человек выпивает пусть нерегулярно время от времени, в его мозгу происходят необратимые изменения. 

Но вы не назвали еще один фактор. Общество несет по вине пьющих неисчислимый урон – во много раз больший, нежели,  доход от продажи спиртного. И в ряду социальных зол алкоголизм занимает далеко не последнее место. Это распавшиеся семьи, быстрая потеря квалификации еще вчера хорошим специалистом, труженик, превратившийся в тунеядца, полезный член общества, скатившийся к преступлению. 

Установлено, что даже самые маленькие дозы алкоголя снижают производительность труда у разных людей  на 5-10%.  Даже у умеренно пьющего человека отмечается снижение производительности труда на 4-5%, в то время как у алкоголика в состоянии похмелья трудоспособность может снижаться на 50%.

Следует помнить, что убыточность производства только по одной этой причине тем выше, чем выше профессиональная квалификация работающего пьяницы и алкоголика. У тех, кто выпивает по воскресеньям, производительность труда в понедельник снижается на 10-13%. А после больших праздников норма выработки снижается на 25-30%. 
Приведите, пожалуйста, примеры из вашего опыта, когда алкоголь изменил судьбу человека или повлиял на нее. 


Вред  алкоголя  на организм  подростка

Несмотря на то, что информация о вреде алкоголя в наше время доступна для широкого ознакомления, многие подростки начинают слишком рано знакомиться со «взрослыми напитками». Причины, побуждающие юное создание впервые испробовать алкоголь, могут быть различными. Но нельзя недооценивать пагубное действие спиртных напитков на молодой организм, будь, то пиво или слабоалкогольные напитки.

Не лишней со стороны родителей будет беседа о вреде алкоголя с сыном или дочерью, достигшими подросткового возраста. Следует заострить внимание ребенка на тех негативных последствиях, к которым может привести употребление спиртного в подростковом периоде.

Во-первых, этанол, который содержится в любом спиртном напитке, очень сильно воздействует на мозг подростка, который находится на стадии структурного и функционального развития и поэтому очень уязвим для химических веществ. Как показывают исследования, даже малая доза алкоголя вызывает нарушения в химических процессах головного мозга, что приводит к проблемам с обучением, задержке развития мышления, угасанию появившихся способностей, нарушению выработки этических норм поведения. Под действием алкоголя подросток деградирует эмоционально и интеллектуально, а еще незрелый мозг подростка легче и быстрее формирует привыкание к алкоголю.

О вреде алкоголя для подростков следует говорить как можно чаще, потому что этот вред очень велик. Спиртное пагубно влияет и на внутренние органы юных людей. Печень подростка под действием алкоголя разрушается гораздо быстрее, так как в молодом организме выше проницаемость сосудистых клеток, а выработка ферментов для нейтрализации токсинов еще в полной мере не сформирована.

Алкоголь вызывает перерождение клеток печени и нарушает синтез витаминов и ферментов. Также происходят сбои в работе желудочно-кишечного тракта, изменяются количество и свойства желудочного сока, начинает плохо функционировать поджелудочная железа. А это – прямая дорога к развитию панкреатита и сахарного диабета.

Многие подростки злоупотребляют пивом, которое вызывает сильное мочегонное действие. При регулярном употреблении этого напитка из организма вымываются минеральные и питательные вещества, вызывающие невосполнимые потери для растущего организма. Кроме того, этанол – яд, нарушающий работу сердечнососудистой системы, поэтому у выпивающих подростков появляются перепады артериального давления и тахикардия.

Настоящими убийцами молодого организма можно назвать популярные у подростков слабоалкогольные коктейли. Эта «гремучая» смесь спирта, красителя, кофеина и сахара,  негативно воздействует на нервную и сердечнососудистую системы подростка.

От алкоголя страдает и половая система подростка. В состоянии опьянения происходит большинство незащищенных половых контактов. Такие случайные связи приводят к болезням, распространяющимся половым путем —  гепатитам С и В, ВИЧ. У девочек секс без контрацепции часто приводит к ранней, нежелательной беременности, аборту и последующим гинекологическим проблемам.

О вреде алкоголя в подростковом возрасте «трубят» и социальные службы, и педиатры, и наркологи. Только подрастающее поколение редко прислушивается к подобным «нотациям», нанося непоправимый вред своему организму. Обычно ребенок задумывается о вреде спиртного для своего здоровья лишь тогда, когда у него возникает какое-либо заболевание. Именно в этот момент подросток более всего расположен к беседе, и следует воспользоваться моментом и призвать его прислушаться к «голосу разума».

Хорошо, мы достаточно много узнали, но скажите, как бороться с пьянством? 

Привыкание к алкоголю у подростков может наступить через 1-1,5 года, т.е. значительно быстрее, чем у взрослого. Вот почему для учащихся недопустимы даже небольшие дозы алкоголя. Предупредить алкоголизм легче, чем лечить его.
Вот, например, вам иногда кажется: стоит закурить или выпить водки – и ты уже «Настоящий мужчина». В твоей группе есть, наверное, такие ребята. На переменках они собираются в уборной, курят, сплевывая на пол, через слово ругаются. Когда ты был поменьше и поглупее, ты немножко завидовал их развязности и тоже хотел стать «мужчиной». А может, уже присоединился к ним. 
Что ж, нет ничего проще. Можно и закурить. Сначала будет кружиться голова, а потом привыкнешь. Но зачем? 
Сила человека заключается совсем не в том, чтобы делать запретное. Это только кажется силой, а в действительности это слабость. 
Один из хороших способов укрепить волю – не поддаваться дурным соблазнам. Стань выше тех, кто смеется над тобой, когда ты отказываешься закурить. Скажи самому себе: «Водку не пью».

Конечно, может случиться так, что при этом ты потеряешь кое-кого из своих дружков, а то и врагов наживешь. Быть «не как все» немножко опасно. 
Но зато ты выиграешь в глазах настоящих людей. И в своих собственных. Дело ведь не в том, что кто-то запретил тебе курить, пить, играть на деньги. Ты сам себе запретил это – значит, у тебя есть воля. 

Заключение и выводы: 

Надеюсь, теперь вы измените взгляд на алкоголь. Примеры, которые были приведены, показывают, что пьянство – это красивая обвертка горя и зла. Запомните, физическая культура, спорт, занятие в кружках, правильная организация свободного времени предупреждают развитие вредных привычек, в том числе и привычки к употреблению спиртных напитков.  Хочу пожелать вам, не уподобляться серой массе невежд, возводящих пьянство, чуть-ли, не в национальную гордость. 

Подробности
10.04.2017

Железнякова Н. В.  Алкоголь — коварный враг: классный час / Н. В. Железнякова // Читаем, учимся, играем. — 2010. — N 7. — С. 106-107.  [Сценарий классного часа для учащихся 7-11 классов, рассказывающий о вреде спиртных напитков.]

Алкоголь – коварный враг

Классный час, рассказывающий о вреде спиртных напитков, для учащихся 7—11-х классов проводит Н.В. ЖЕЛЕЗНЯКОВА

НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА — библиограф отдела искусств Липецкой областной научной библиотеки.

Действующие лица: Ведущие (1) и (2)  Чтец

ВЕДУЩИЙ (1): Алкоголь –и коварный враг человечества. На­верное, вы не раз слышали о его вреде? Но кто в юности задумыва­ется о последствиях употребления спиртных напитков? Безусловно, человек, находящийся в подрост­ковом возрасте, может не осозна­вать до конца всю серьёзность проблемы, связанной с этим па­губным пристрастием. И чаще всего, раз испытав «удовольствие» от распития крепкого напитка, человек на всю жизнь остаётся его рабом. Недаром вино называют похитителем здоровья и рассудка.

ВЕДУЩИЙ (2): Алкоголь вторгается во все сферы нашей жизни:   работу,   отдых,   спорт, семью, посягая на всё, что для че­ловека дорого и свято.

ВЕДУЩИЙ (1): Как спортсме­ны перед стартом мобилизуют свою волю и возможности, так и вы сейчас находитесь перед стар­товой чертой. На самом важном для вас рубеже: вы стартуете во взрослую жизнь. И в начале глав­ное — не сбиться с верного пути.

ВЕДУЩИЙ (2): Об опьяняю­щих свойствах спиртных напит­ков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры. Возможно, виноделие возникло ещё до начала культурного земледелия. Так, из­вестный путешественник Н.Н. Ми­клухо-Маклай наблюдал за папуа­сами Новой Гвинеи, которые пока не умели добывать огонь, но уже знали приёмы приготовления хмельных напитков.

ВЕДУЩИЙ (1): Чистый спирт начали получать в VI—VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Но даже в странах Азии, где упот­ребление крепких напитков за­прещалось религией, культ вина всё же процветал и воспевался в стихах.

ЧТЕЦ:

«Вино пить — грех». Подумай,

                                              не спепши!

Сам против жизни явно не греши.

В ад посылать из-за вина

                                          и женщин?

Тогда в раю, наверно, ни души.

                                                               О. Хайям. Рубаи

ВЕДУЩИЙ (2): В Средне­вековье в Западной Европе так­же научились получать крепкие спиртные напитки путем возгон­ки вина и других бродящих саха­ристых жидкостей. Согласно ле­генде, впервые эту операцию совершил итальянский монах-ал­химик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и при­дя в состояние сильного опьяне­ния, алхимик заявил, что открыл чудодейственный эликсир, де­лающий старца молодым, утом­лённого бодрым, тоскующего ве­сёлым.

ВЕДУЩИЙ (1): А на Руси бы­ло распространено мнение, что пьянство является якобы старин­ной традицией русского народа. При этом ссылались на слова ле­тописи: «Веселие на Руси — есть пити». Русский историк, этно­граф, знаток обычаев и нравов на­рода, профессор Н.И. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избран­ные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и каждый отпивал из неё несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. А с XVI века пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ: «Продавать водку по одной чарке человеку».

ЧТЕЦ:

Средь традиций самых разных

Есть нелёгкая одна.

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна,

Пей одну, и пей другую,

И седьмую, и восьмую, —

Просят, давят, жмут «друзья»!

Ну а если не могу я,

Ну а если мне нельзя?

Ну а если есть причина

Завтра утром в форме быть?

Значит, я уж не мужчина?

Хоть давись, но должен пить!

                                  В. Котов «Средь традиций самых разных…»

ВЕДУЩИЙ (2): Злоупотребле­ние алкоголем, по данным Все­мирной организации здравоох­ранения, является третьей по частоте (после сердечно-сосудис­тых и онкологических заболева­ний) причиной смертности в со­временном мире.

ВЕДУЩИЙ (1): Можно выде­лить два основных класса проб­лем, связанных с неумеренным потреблением алкоголя, — негативные последствия для самого пьющего  (разрушение его здоровья и личности) и негативные последствия для общества в целом (усиление связанных с пьянством социальных проблем).

ВЕДУЩИЙ (2): Проблемы са­мого пьющего — это: утрата самоконтроля, агрессивность, несчастные случаи, переохлаждение или перегрев по неосторожности, арест за пребывание в нетрезвом виде в общественных местах, от­равление алкоголем, повышен­ный риск развития цирроза пече­ни, некоторых видов рака и сердечно-сосудистых заболева­ний, потеря трудоспо­собности, развитие алкоголизма и ранних психозов.

ВЕДУЩИЙ (1): Проблемы ок­ружения пьющего — это увеличе­ние конфликтов в семье и её раз­рушение, рост материальных трудностей и преступности.

Находясь под действием алко­голя, человек не может адекватно оценивать свои поступки. Не зря говорят: «Пьяному море по коле­но». Правда, есть у этой поговор­ки продолжение: «…А лужа по уши».

ВЕДУЩИЙ (2): Употребление спиртного сказывается и на детях. У пьющих женщин чаще рожда­ются мёртвые дети, случаются вы­кидыши. Если же ребёнок родил­ся живым, то нередко отстаёт в развитии и растёт умственно не­полноценным.

ВЕДУЩИЙ (1): Исследования показали, что сам алкоголизм ге­нетически не передаётся — пере­даётся только склонность к нему, которая вытекает из особенностей характера, полученного от родите­лей. А быть человеку алкоголиком или не быть — этот вопрос реша­ется отчасти конкретной жизнен­ной ситуацией, то есть условиями внешней среды, а также умением человека владеть собой, силой собственного характера.

ВЕДУЩИЙ (2): Почти все вы­дающиеся люди высказывались против этой пагубной привычки.

ЧТЕЦ:

«Опьянение есть доб­ровольное сумасшествие челове­ка» (Аристотель).

«Вино мстит пьянице» (Л. да Винчи).

«Из всех пороков пьянство бо­лее других несовместимо с вели­чием духа» (В. Скотт).

«Люди впускают в свои уста врага, который похищает их мозг» (У. Шекспир).

«Употребление спиртных на­питков скотинит и зверит челове­ка» (Ф.М. Достоевский).

ВЕДУЩИЙ (1): Давайте будем помнить о коварстве алкоголя и не дадим ему разрушить наши жизни. Впереди у нас столько ин­тересного!

(Далее ребятам предлагаются воп­росы для дискуссии.)

Вопросы

1. Как вы считаете, какие жиз­ненные обстоятельства могут зас­тавить человека злоупотребить ал­коголем и как этого избежать?

2.  Как, по-вашему, может ли алкоголь снять проблему общения между сверстниками?

3.   Считаете ли вы алкоголь наркотиком?

4.   Как вы думаете,  алкого­лизм — это привычка или бо­лезнь?

(Проходит дискуссия.)

ЛИТЕРАТУРА

Топоров И. К. Основы безо­пасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 9-х кл. общеобразоват. учреждений. —  М.: Просве­щение, 2002.

Тема урока: «Злой волшебник- алкоголь».

Тип урока: урок изучение нового материала, с использованием мультимедийного оборудования.

Цель урока: познакомить с вредом алкоголя.

ЗАДАЧИ: уточнение и расширение представлений о здоровом образе жизни; коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей; воспитание мотивации к здоровому образу жизни.

Оборудование: презентация с видеороликами; рисунки учащихся на тему: «У нас в доме праздник!»; плакаты, фишки-награды.

Понятийный аппарат: алкоголь.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный:

а). взаимное приветствие;

б). настрой на работу;

в). Проверка готовности к уроку.

  1. Повторение пройденного.

-Ребята, сегодня мы проводим очередной урок здоровья. (Сл.№2)

-Как вы считаете, для чего необходимы уроки здоровья?

-Что такое здоровье? (сл.№3)

-Как сохранить здоровье? (сл.№4)

— О какой вредной привычке мы говорили на прошлом уроке?

— Чем опасно для здоровья курение? (сл.№5)

— Почему дети начинают курить?

— Что нужно сделать, если рядом с вами курящие люди?

КУРЕНИЕ — ЭТО МЕДЛЕННОЕ САМОУБИЙСТВО!

Давайте вспомним, какое решение мы приняли на прошлом уроке?

МЫ ГОВОРИМ КУРЕНИЮ — НЕТ! (сл.№6)

Девиз уроков здоровья: « Я УМЕЮ ДУМАТЬ, Я УМЕЮ РАССУЖДАТЬ, ЧТО ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, ТО И БУДУ ВЫБИРАТЬ!» (сл.№7)

3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

Сообщение темы урока:

-Сегодня мы поговорим с вами об одной из самых страшных зависимостей — алкогольной зависимости.

— Тема нашего урока: «Злой волшебник- алкоголь» (сл.№8)

Словарь: АЛКОГОЛЬ – ВЕЩЕСТВО, КОТОРОЕ СОДЕРЖИТСЯ В СПИРТНЫХ НАПИТКАХ», (сл.№9)

— Давайте посмотрим ваши рисунки на тему: « У нас дома праздник».

-На этом цветы, вот подарки, а здесь прекрасно накрытый стол.

-А, что на нём?

-Как вы думаете, какие напитки пьют гости?

— А, как у вас дома проходят праздники?

— Зачем люди пьют алкогольные напитки?

-Приходилось ли вам общаться с людьми, которые находились в нетрезвом состоянии?

Просмотр видео (человек в алкогольном опьянении). ( Сл.№10)

— Какие чувства у вас вызывает пьяный человек?

-Часто мы слышим такое выражение: « Напился, как свинья».

— Объясните, почему так говорят?

( сл. № 11) Показ фотографий пьющих людей.

— В чём отличие пьющего от трезвого человека?

АЛКОГОЛЬ — ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК, ПОТОМУ, ЧТО ОН РАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА ПРЕВРАЩАЕТ В БЕЗРАССУДНОЕ СУЩЕСТВО!» (сл. 12)

— Можно ли отмечать праздники без алкогольных напитков.

Когда-то на Руси был такой хороший обычай — посиделки у самовара. ( Сл. № 13)

Так, что давай поддерживать традиции нашего народа!!!

Физ.минутка.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ:

Просмотр мультфильма по мотивам басни Михалкова « Непьющий воробей». (Сл. №14)

— Что вы думаете о воробье?

-Почему воробей не сумел сказать нет?

-Как бы вы поступили, оказавшись на месте Воробья?

Давайте научимся говорить НЕТ, когда вам предлагают дурное.

Сегодня к нам на урок пришла мед. сестра, которая расскажет о влиянии алкоголя на организм человека.

Просмотр видео « Влияние алкоголя на организм человека». ( Сл. № 15)

— Какой вывод можно сделать, после просмотра фильма?

Алкоголь опасен для нашего здоровья, он разрушает организм человека!

— Помимо этого алкоголь приносит несчастья в семью того человека, который пьёт — детям, родителям.

-Можно ли вылечиться от этой зависимости?

— Да, но это очень трудный путь и не всем он под силу.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ:

— ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЕГО ЗДОРОВЬЕ?

Здоровье человека это его богатство, потому, что здоровый человек может всё: учиться, играть, веселиться, зарабатывать деньги. Больной же человек не может ничего.

— КАКОЙ ВРЕД ПРИНОСИТ АЛКОГЛЬ?

-ЧТО ЖЕ МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ, ДЛЯ ТОГО, ЧТО БЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ?

Просмотр видео о разных образах жизни двух людей. ( сл. №16)

На примере этих двух человечков, мы убедились, как влияет образ жизни на состояние организма человека.

ВЫВОД:

Каждый человек хозяин своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь не проживёт никто. Как каждый из вас решит, так и будет.

Я верю, что вы к своей жизни будете относиться серьёзно! Старайтесь быть хорошими, добрыми, полезными людьми для общества. Не далёк тот день, когда вы вступите во взрослую жизнь. И встретить вы её должны во всеоружии, хорошо подготовленными и физически ,и морально.

Так, что не позволяйте алкоголю испортить вашу будущую жизнь.

И сейчас мы с вами примем решение: « МЫ ГОВОРИМ АЛКОГОЛЮ – НЕТ!!!»

ИТОГ УРОКА:

Отметить лучших отвечающих, подвести итог.

На этом наш урок окончен, спасибо всем, за активное участие!!

Министерство образования Республики Башкортостан

Филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Дуванский многопрофильный колледж с.Малояз

Внеклассное мероприятие на тему:

«Алкоголь – беспощадный враг»

Разработала: мастер п/о

Бурханова М.Р

Малояз 2017

Алкоголь — беспощадный враг.

Поздоровавшись с водкой,

прощайтесь с умом

-говорит народная мудрость

Цель урока: показать обучающимся последствия употребления алкоголя в целях удержания от принятия спиртных напитков.

Оформление: плакаты, газеты, вырезки из журналов, плакат «От вина гибнет красота, вином сокращается молодость»

Преподаватель: Сегодня мы с вами поговорим об алкоголе. Многие из вас могут подумать, что это ненужная и надоевшая тема. Не будем спешить с выводами. Давайте послушаем.

Не так много людей, которые сталкиваются с проблемой злоупотребления алкоголя. Они разного возраста и профессий. Но проблемы у них одни. Считается, что среднее потребление в стране 8-9 литров спирта на душу населения в год — критический показатель, превышение которого ведёт к постепенному ухудшению здоровья нации, её вырождению и вымиранию. Данные мировой статистики свидетельствует об устойчивом росте потребления алкогольных напитков во многих странах, а также о снижении возраста приобщающихся к спиртному. К сожалению, Россия – не только не исключение из этого правила, она стала одним из лидеров. Проблемы со здоровьем, трудности взаимоотношений с семьёй и со сверстниками, друзьями, проблемы в учёбе и работе, конфликт с законом… И это немногие из них. Ни один больной, болеющий таким страшным заболеванием, как алкоголизм, не говорил себе когда-то, поднимая свою первую рюмку или свой первый фужер: « Когда — нибудь, может быть, уже через несколько лет, я стану алкоголиком». Никто не желал себе такой участи, но многие её не смогли избежать.

Давайте послушаем маленькие сообщения подготовленные обучающимися: « О вреде алкоголя в организм человека».

Сообщение 1.(читают дети) После глотка этанола, разведённого или нет, жжение ощущается в полости рта и распространяется на пищевод и желудок, где алкоголь оказывается через несколько секунд. Здесь происходит разбавление его желудочным соком и пищей. В желудке начинается всасывание алкоголя, но основной процесс всасывания происходит в тонком кишечнике. Оттекающая от желудка и тонкого кишечника кровь поступает в печень, где тесным образом контактирует с печёночными клетками, которое выполняет барьерную функцию в организме, ослабляя действие любых токсических веществ, в т.ч и алкоголя.

Таким образом, печень принимает на себя мощный удар алкоголя. При частых приёмах спиртного со временем начинается жировое перерождение печёночных клеток, которое постепенно трансформируется в цирроз печени, нередко несовместимый с жизнью. Особые ферменты, содержащиеся в печёночных клетках, расщепляют этанол до воды и углекислого газа. Происходит это со скоростью 6 – 8г этанола в час. Так, с помощью меченых атомов углерода можно обнаружить алкоголь в клетках мозга через 20 дней после принятия спиртного.

Преподаватель: По данным Всемирной Организации Здравоохранения, алкоголизм как причина смертности населения занимает в мире третье место после болезней сердечно – сосудистой системы и злокачественных опухолей. Продолжительность жизни людей, злоупотребляющих алкоголем, почти на 20 лет меньше, чем у остальных.

Сообщение 2. Каким же образом всё-таки исчезает алкоголь из организма? Около 5% его выводится через лёгкие и почки. Основная масса молекул расщепляется с помощью особых ферментов, преимущественно в печени. При малых дозах этот процесс завершается быстрее, при больших – медленно и тяжело. Скорость процесса зависит от количества ферментов. В печени они находятся значительно большем количестве, чем в других органах. Поэтому, если доза спиртного очень большая и печень не справляется со своей функцией барьера, клетки других органов, не имея нужного количества ферментов, просто погибают.

Преподаватель: Какие органы являются мишенью алкоголя? Пока в печени идёт процесс распада этанола, по кровеносной системе этанол успевает циркулировать много раз и проникает практически во все органы и ткани. При злоупотреблении алкогольными напитками страдает не только печень, но и близкая ей поджелудочная железа – со временем развивается хронический панкреатит, диабет. У 95% пьющих людей врачи находят хронический гастрит, язву желудка и двенадцатиперстной кишки, в желудке происходит развитие раковых опухолей. Алкоголь нарушает функцию почек, страдают эндокринные железы. Особенно страдают надпочечники и половые железы. Более половины алкоголиков страдают импотенцией.

Среди главных мишеней алкоголя особое место занимает головной мозг. Медленно окисляющийся в клетках головного мозга спирт приводит к разрушению поверхностных мембран нейронов, потере ими воды (появляется чувство жажды) и кислорода, торможению синтеза белков и РНК. С увеличением концентрации алкоголя в крови человек становится агрессивным т.к спирт освобождает в тканях мозга адреналин – гормон тревоги. Если доза спиртного так велика, что его концентрация в крови достигает 0,5%, наступает алкогольное оцепенение, отключается процессы восприятия. Человек теряет сознание и засыпает.

Сообщение 3. Пьянство — частое, неумеренное потребление алкогольных напитков. Пьющего это приводит к потере человеческого достоинства. Пьянство – это морально – этическая распущенность человека, когда он утрачивает контроль над своим поведением. Однако у такого человека ещё может не быть болезненной тяги к алкоголю.

Алкоголизм – это тяжёлая хроническая болезнь. Развивается она в результате частого, длительного потребления алкоголя.

Первая стадия развития алкоголизма: потеря чувства меры, нетерпеливость в ожидании принятия спиртного, повышение переносимости больших доз, исчезновение рвотного рефлекса.

Вторая стадия: нарастание тяги к алкоголю, похмельный синдром – расстройства деятельности центральной нервной системы.

Третья стадия: снижение переносимости спиртного, изменение личности, расстройство памяти, запои.

Преподаватель: Особенно быстрое развитие алкоголизма происходит в подростковом возрасте. Подростковый возраст характеризуется бурным ростом, половым созреванием, совершенствованием физиологических функций организма, и употребление алкоголя в этом возрасте может задержать или вовсе остановить физическое и умственное развитие. Иногда утрачивается уже развившиеся способности.

Подросток «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно, личность исчезает не развившись. Первое приобщение детей к алкоголю почти в 70% случаев происходит дома, в семье. Особая роль в формировании тяги к «красивой, независимой» жизни принадлежит средствам массовой информации: телевидению, кинофильмам, журналам, газетам. И всё это — с доставкой на дом, вторгаясь в нашу жизнь, активно подталкивая подростков к бутылке и сигарете.

Сообщение 4: На женский организм этанол действует интенсивнее, быстрее, грубее, трагичнее, чем на мужской. В последние годы происходит явный рост женского алкоголизма. В молодом возрасте у пьющих женщин привыкание к алкоголю даже выше, чем у мужчин. Пьющие женщины значительно быстрее становятся алкоголиками, к 40 годам превращаются в старух, происходит выкидыши и преждевременные роды. Если же алкоголизм получит распространение и у женщин, отмечал немецкий врач Крепелин, то «нашим потомкам будет грозить полная гибель». Влияние алкоголя на плод просто пагубно первые месяцы беременности, когда происходит закладка основных тканей и органов. Особенно чувствительна к алкоголю формирующаяся нервная система.

Теперь послушаем исповедь пьющей мамы:

« Меня спасла любовь моих детей».

Спиртное я попробовала в первый раз, когда мне было 9 лет. У подружки в доме свадьба была, она налила немного самогона, и мы его выпили. В 15 лет у меня были две подружки. Они пили и я пила, чтобы не отставать от них. В 18 лет я сильно влюбилась в парня, который уже крепко пил. Когда родился наш первенец, муж стал праздновать каждый новый день его жизни. Он так опустился, что перестал ходить на работу. Дома начались скандалы, драки. Начал распускать на меня руки. Он с каждым месяцем всё больше пил, и я с ним развелась. Тут, я с горя стала пить сама. Потом опять сошлись с мужем. Я родила второго ребёнка. Всё также продолжалась. Один раз я так сильно напилась, что не помню как домой вернулась. Сын потом вспоминал: « Я смотрю на тебя, мам, а у тебя глаза стеклянные и не дышишь». Я начал делать тебе искусственное дыхание. Очнулась я тогда, когда мне ставили капельницу. Потом меня отправили в наркодиспансер, потому что у меня была белая горячка. Когда я вышла из больницы я увидела глаза моих детей. Раньше я им в глаза не смотрела — стыдно было. А тут посмотрела и увидела любовь, надежду, страх за меня. После этого случая я бросила пить.

Преподаватель: История знает печальные случаи, когда великолепные художники, писатели, артисты или учёные становились алкоголиками. Есть немало талантов, на чью жизнь «зелёный змей» бросил трагическую тень. Для этого нужно смело и уверенно сказать «нет». Причин для отказа, как вы уже поняли – много. И ты не должен извинятся, говоря «нет». Ты же хозяин своим поступкам и делам.

Ты можешь сказать:

Это ерунда не для меня.

Не сегодня и не сейчас.

Есть занятия и покруче.

Нет уж, у меня и так масса неприятностей.

Мои мозги пока не лишние.

Ты что! У меня аллергия.

Я не хочу умственно отсталых детей.

Я не тороплюсь в психиатрическую клинику и т.д.

Если вы все учли, все уяснили, то сделайте ещё одно усилие и решитесь не прикасаться к рюмке. Помните: здоровье, радость жизни в ваших руках.

Антиреклама пива (сообщение).

Пиво – такой же алкогольный напиток, как водка, коньяк, вино. В его состав тоже входит этиловый спирт. Выпив две кружки пива, человек даёт своему организму такую же алкогольную нагрузку, как если бы выпил сто граммов водки. Но кроме того, поступление в организм большого обьёма жидкости пагубно отражается на деятельность сердечно-сосудистой системы и почек, печени. Неизбежный спутник любителей пива — избыточная масса тела, ожирение, т.к пиво содержит до 10% легкоусвояемых углеводов.

Тест

1. Употребляете ли Вы алкоголь?

А) да

Б) нет

2. Употребляют ли Ваши друзья спиртные напитки?

А) да

Б) нет

3. Когда Вы начали употреблять алкоголь?

А) до 14 лет

Б) от 14 до 18

В) от 18 до 20

Г) после 20

4. Какой алкогольный напиток Вы попробовали первым?

А) пиво

Б) виски

В) шампанское

Г) коктейль

Е) Спирт/самогон

Д) другое_________________

5. В каком количестве обычно Вы употребляете алкоголь?

А) немного

Б) чтобы расслабиться

В) до состояния открытости, раскованности

Г) до беспамятства

6. Какие алкогольные напитки Вы чаще всего употребляете?

А) пиво

Б) слабоалкогольные напитки, коктейли (ягуар, блэйзер, отвертка, страйк)

В) вино

Г) крепкие напитки ( водка, коньяк, настойки)

Д) другое_________________

7. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

А) ежедневно

Б) несколько раз в неделю

В) несколько раз в месяц

Г) по праздникам

Д) реже

Е) не употребляю

8. С какой целью? (возможно несколько вариантов ответов)

А) чтобы снять напряжение (после учебы/работы)

Б) чтобы повысить свое настроение

В) чтобы поддержать компанию

Г) чтобы казаться взрослым

Д) чтобы привлечь внимание

Е) другое_________________

9. Разрешают ли Вам употреблять алкоголь в семейном кругу?

А) да

Б) нет

10.Часто ли употребляют спиртные напитки Ваши родители? (подчеркнуть)

А) да (отец, мать)

Б) нет (отец, мать)

11. Реакция Ваших родителей, когда они узнали, что вы употребляете спиртные напитки?

А) ругали

Б) объясняли вред алкоголя

В) отнеслись спокойно

12. Кто Вам рассказывал о вреде алкоголя? (подчеркнуть)

А) родители

Б) учителя

В) медработники

Г) средства массовой информации

Д) друзья

13. Сколько денег Вы тратите на алкоголь в месяц? _________

14. Курите ли Вы?

А) да

Б) нет

15. Количество выкуриваемых Вами сигарет?

А) 1 – 10 сигарет в день

Б) 10 – 20 сигарет в день

В) более пачки в день

Г) другое_________________

16. С какого возраста Вы начали курить?

А) с 8 – 12 лет

Б) с 12 – 16 лет

В) с 16 – 20 лет

Г) после 20 лет

17. Вследствие чего Вы начали курить? (возможно несколько вариантов ответов)

А) желание повзрослеть

Б) влияние компании

В) хотел попробовать

Г) другое_________________

18. Сколько денег Вы тратите на сигареты в месяц?_________

Цели: воспитание здорового образа
жизни, формирование устойчивого навыка
неприятия алкоголя, умения активного
противостояния пагубным привычкам;
способствовать развитию творческих
способностей учащихся.

Оформление: Презентация «Алкоголь и
алкогольная зависимость», рисунки по теме «Здоровый
образ жизни»; карточки с таблицей и листы
для тестирования.

Эпиграф:

« Пьянство есть упражнение в безумии»
Пифагор.

Форма: устный журнал с элементами
тренинга.

Ход классного часа

Слайд 1, 2. Учитель: Тема нашего классного
часа «Алкоголь и алкогольная зависимость».
Похититель рассудка — так именуют алкоголь
с давних времен. С убийственным сарказмом
перечисляет поводы для пьянства английский
поэт Роберт Берне. Его слова сохраняют
актуальность в наше время:

Слайд 3.


Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
(Перевод С. Я. Маршака)

Откуда же к нам пришла эта
пагубная привычка? Обратимся к истории.

1 ученик. История
изготовления спиртных напитков уходит в
глубь тысячелетий. Об опьяняющих свойствах
спиртных напитков люди узнали не менее чем
за 8000 лет до н. э.— с появлением
керамической посуды, давшей возможность
изготовления алкогольных напитков из меда,
плодовых соков и дикорастущего винограда.

Возможно, виноделие возникло еще
до начала культурного земледелия. Так,
известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай
наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших
еще добывать огонь, но уже знавших приемы
приготовления хмельных напитков. В Древней
Индии приготовляли напиток «сома»,
игравший большую роль в религии Ариев. В
Греции вино считалось даром богов. Но уже
тогда было замечено, что неумеренное
употребление любых опьяняющих напитков
опасно. Поэтому греки, как правило, пили
виноградное вино, разбавленное водой, так
оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел.
Чистый спирт начали получать в VI – VII веках
арабы и назвали его «аль коголь» ,что
означает «одурманивающий». Первую бутылку
водки изготовил араб Рабез в 860 году.
Перегонка вина для получения спирта резко
усугубила пьянство. Не исключено, что
именно это и послужило поводом запрета
употребления спиртных напитков
основоположником ислама Мухаммедом. На
протяжении 13 столетий в мусульманских
странах алкоголь не употребляли, а
отступники Корана жестоко карались.

В средневековье в Западной
Европе также научились получать крепкие
спиртные напитки путем возгонки вина и
других бродящих сахаристых жидкостей.

На Руси простым людям
разрешалось варить пиво и мед только по
большим праздникам, на свадьбы, крестины.
Пьянство в будние дни считалось грехом и
позором.

Учитель: Очень часто даже те
учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя,
наркотиков и курения, часто не умеют
сказать «нет», поддаются на уговоры. А
теперь давайте проверим, умеете ли вы
управлять своими желаниями?

Тест «Сможете ли вы устоять»

Выберите один из двух ответов.
Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о
себе не узнаете:

  1. Можно ли считать, что телевизор
    является Вашим развлечением? Да. Нет.
  2. Если бы у Вас была возможность
    смотреть «мультики» больше 3 часов
    ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.
  3. Хотели бы Вы попробовать
    закурить сигарету? Да. Нет.
  4. Можете ли Вы утром проваляться
    в постели, даже если Вам необходимо
    вставать и что-либо делать? Да. Нет.
  5. Пытались ли Вы попробовать
    алкогольные напитки? Да. Нет.
  6. Любите ли Вы уроки физкультуры?
    Да. Нет.
  7. Приходилось ли Вам принимать
    предложения друзей пропустить некоторые
    уроки или целые учебные дни? Да. Нет.
  8. Умеете ли Вы не повторять своих
    ошибок? Да. Нет.
  9. Если бы подвыпивший человек
    предложил Вам прямо на улице коробку
    конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.
  10. Сумели бы Вы отказаться от
    предложения поиграть в игровые автоматы
    из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.

Теперь подсчитайте баллы с
учетом таблицы.

   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10
Да

Нет

5

0

5

0

5

0

5

0

5

0

0

5

5

0

0

5

5

0

0

5

ЕСЛИ У ВАС:

0-15 баллов

Вы умеете управлять своими желаниями. Вы
любите получать удовольствия. Но в нужный
момент Вы в состоянии ронять, что
удовольствие ради удовольствия может
принести вред, помешать Вашим планам, Вашим
отношениям с родителями, учителями. У Вас
впереди интересная жизнь, полная настоящих
удовольствий.

(20- 40 баллов)

Ваша «зона удовольствий» нередко Вас
подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше
управлять своими желаниями, но это не
всегда получается. Не хватает силы воли. Вы
много времени теряете зря. Вы стремитесь к
сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы
можете потерять много приятного в будущем.
Рекомендуем быть настороже – слишком
дорогой может оказаться цена сомнительного
удовольствия.

45 и более баллов

ВНИМАНИЕ!

Вы буквально заражены на получение
всяческих удовольствий. Вы не в состоянии
правильно оценивать свои действия.

Пожалуйста, просуммируйте полученные
баллы и задумайтесь над своими
результатами.

Так что же такое алкоголизм? Чем он опасен?

Слайд 4.

2 ученик. Алкоголизм — тяжелая
хроническая болезнь, в большинстве своем
трудноизлечимая. Она развивается на основе
регулярного и длительного употребления
алкоголя и характеризуется особым
патологическим состоянием организма:
неудержимым влечением к спиртному,
изменением степени его переносимости и
деградацией личности. Для алкоголика
опьянение представляется наилучшим
психическим состоянием. Это влечение не
поддается разумным доводам прекратить пить.
Алкоголик направляет всю энергию, средства
и мысли на добывание спиртного, не считаясь
с реальной обстановкой (наличие денег в
семье, необходимость выхода на работу и т. п.).
Раз выпив, он стремится напиться до полного
опьянения, до беспамятства. Как правило,
алкоголики не закусывают, у них
утрачивается рвотный рефлекс и поэтому
любое количество выпитого остается в
организме. В связи с этим говорят о
повышенной переносимости алкоголя. Но на
самом деле это патологическое состояние,
когда организм утратил способность борьбы
с алкогольной интоксикацией путем рвоты и
других механизмов защиты. У пьяницы
ослаблена воля — и не только к ограничению
приема алкоголя, но и по отношению к другим,
деловым сторонам повседневной жизни.

Алкоголь вызывает беспричинные изменения
настроения, взрывы радости и злобы иногда
по самым незначительным поводам и в то же
время безразличие к действительно
волнующим событиям. У пьющего
меняется круг знакомых, круг интересов. Как
правило, происходит концентрация внимания
на бутылке. И какая бы тема ни затрагивалась
в компании пьющих, рано или поздно она будет
переведена на тему о вине и водке. Невозможность избавиться от мыслей о
бутылке спиртного, внять голосу разума и
отличает личность алкоголика от просто
выпивающих людей.

3 ученик. Слайд 5. В народе говорится: «
Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь
дом горит». Для алкоголика характерно
огрубление личности, лживость, падение
авторитета в семье и рабочем коллективе,
психофизические изменения. В начале
пропадают те тонкие движения души, которые
скрашивают отношения в семье. Пьяница уже
не скажет никому ласкового слова. В
последующем очерствение характера
сопровождается грубостью и даже
жестокостью. Пытаясь скрыть факт покупки
вина, пьяница начинает лгать. Это ведет к
потере уважения к пьянице как дома, так и на
работе. Будучи раздраженными постоянными
конфликтами с пьяницами, члены его семьи и
коллектива сами становятся невыдержанными.
Пьяница же снова ищет утешения от
возникающих скандалов в вине. Образуется
как бы порочный круг.

4 ученик. Слайд 6. Итак, алкоголизм
развивается по такой схеме:

  1. Начальная фаза. Опьянение с выпадением
    памяти, «затмение». Человек постоянно
    думает о спиртном, ему кажется, что выпил
    недостаточно, он пьет «впрок», у него
    развивается жадность к алкоголю. Однако
    он сохраняет сознание своей вины,
    избегает разговоров о своей тяге к вину.
  2. Критическая фаза. Утрата контроля над
    собой после первого же глотка водки.
    Стремление найти оправдание своему
    пьянству, сопротивление всем попыткам
    предотвратить его желание выпить. У
    человека развивается высокомерие,
    агрессивность. Он обвиняет окружающих в
    своих бедах. У него начинаются запои, его
    друзьями становятся случайные
    собутыльники. Он вынужден уйти с
    постоянной работы, утрачивает интерес ко
    всему, что не имеет отношения к вину и
    водке.
  3. Хроническая фаза. Ежедневное похмелье.
    Распад личности. Помутнение памяти.
    Сбивчивость мысли. Человек пьет
    суррогаты алкоголя, технические жидкости,
    одеколон. У него развиваются
    безосновательные страхи, белая горячка,
    другие алкогольные психозы.

1 ученик. Слайд 7. «Спирт так же
консервирует душу и ум пьяницы, как он
консервирует анатомические препараты»,—
писал Л. Толстой. Конечной стадией такой
консервации является белая горячка.

Белая горячка — наиболее часто
встречающийся алкогольный психоз. Она
возникает обычно в состоянии похмелья,
когда у пьяницы появляются безотчетный
страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони,
нападения и т. п.), слуховые и зрительные
обманы в виде шумов, звонков, движения теней.
Это предвестники белой горячки. Её симптомы
особенно выражены ночью. У больного
появляются яркие переживания устрашающего
характера. Он видит ползающих вокруг
насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ,
бандитов, ощущает боль от укусов, ударов,
слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои
галлюцинации, обороняется или бежит,
спасаясь от преследования.

Днем галлюцинации несколько затухают,
хотя больной остается возбужденным, у него
трясутся руки, он суетлив и не может
спокойно сидеть на одном месте.

2 ученик. Слайд 8. У здорового
ребенка не может влечения к спиртному.
Напротив, вкус и запах алкоголя вызывают у
него отвращение. К употреблению хмельных
напитков детей толкает любопытство. Алкоголь,
попадая в организм ребенка, быстро
разносится кровью и концентрируется в
мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной
возбудимости даже небольшие дозы спиртного
вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые
симптомы отравления. При систематическом
поступлении алкоголя в детский организм
страдает не только нервная система, но и
пищеварительный тракт, зрение, сердце.
Печень не справляется с алкогольной
нагрузкой, и происходит ее перерождение.
Страдают и органы внутренней секреции,
прежде всего щитовидная железа, гипофиз,
надпочечники. В результате на фоне
алкогольной интоксикации у
пристрастившихся к спиртным напиткам
подростков может развиться сахарный диабет,
нарушение половой функции и т. д. Особо
следует сказать об остром алкогольном
отравлении. Такое отравление представляет
большую опасность для подростков, организм
которых высоко чувствителен к токсическим
веществам. Особенно ранима нервная система,
головной мозг. А опьянение у детей
дошкольного и раннего школьного возраста
развивается настолько бурно, что бывает
трудно спасти ребенка.

3 ученик. Слайд 9. Жизнь показывает, что
в состоянии опьянения действительно
устраняются сдерживающие факторы: именно
пьяными совершается подавляющее
большинство особо жестоких и безобразных
преступлений. Каждое третье дорожно –
транспортное происшествие совершается
людьми в состоянии опьянения. Чем
же объясняется повышение риска аварий, у
водителей, находящихся в состоянии
алкогольного опьянения? Пьяный
человек хуже различает цвета, плохо
реагирует на изменения красного и зеленого
цвета светофора. Алкоголь влияет и на слух,
поэтому за рулем автомобиля, за пультом
управления станком или прибором не может
быть] места людям, склонным к употреблению
вина. По нашему законодательству, уже сам
факт пьянства водителя автотранспорта
влечет уголовное наказание. Ведь в руках
пьяницы автомобиль становится орудием
преступления. Но разве не источник
повышенной опасности пьяный пешеход,
неожиданно появляющийся перед быстро
идущим транспортом, который уже невозможно
остановить, не вызвав катастрофы. Водитель,
как правило, старается спасти лезущего под
колеса нарушителя уличного движения. Но
водитель зачастую губит других прохожих,
заезжая, например, на тротуар или врезаясь в
другую машину с людьми. В любом случае
пьяный на дороге — помеха движению и
источник аварий!

Слайд 10. «Хмельное толкает людей на
преступление,— писал Джек Лондон.— Мне
сотни раз приходилось наблюдать, что люди
делают во хмелю то, чего они никогда не
сделали бы в трезвом состоянии. Затем
преступление влекло за собой обычные
последствия, и человек окончательно
погибал. Мне иногда случалось посещать
товарищей в тюрьме до их отправления на
каторгу, и я не раз слышал обычную для них
фразу: «Если бы я не был пьян, я бы этого
никогда не сделал». А делались под влиянием
хмельного подчас такие ужасные вещи, что
при всей моей толстокожести даже мне
приходилось содрогаться».

Установлено, что пьяными совершается 55%
всех краж, 79% грабежей, 69% нападений.
Преступления среди несовершеннолетних в
большинстве своем также результат пьянства.
Более 80% хулиганских действий приходится на
подростков в нетрезвом виде.

Человек должен отвечать за свои поступки,
даже если он сильно пьян. Конечно, в
состоянии опьянения он теряет самоконтроль,
но это не снимает с него ответственности за
содеянное. Российское законодательство
определяет, что лицо, совершившее
преступление в состоянии опьянения не
освобождается от уголовной
ответственности.

4 ученик. Слайд 11. «Алкоголь, — писал И. П.
Павлов,- гораздо больше горя причиняет, чем
радости, всему человечеству, хотя его и
употребляют ради радости. Сколько
талантливых людей погибло из-за него!»
Систематическое злоупотребление спиртным
приводит к снижению умственных функций,
ухудшению внимания, утрате способности к
творчеству. Это умственное оскудение очень
ярко описал Сергей Есенин в поэме «Черный
человек»:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль , как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Слайд 12. Как любому химическому яду,
наркотику, алкоголю свойствен собственный
тип отравления, специфическое воздействие
на личность. При этом у многих людей,
страдающих алкоголизмом, появляются
сходные черты, подобно тому, как это бывает
при психических заболеваниях, имеющих
характерные симптомы. Для алкоголиков
типично ограничение круга, их интересов, концентрация
внимания на удовлетворении желания выпить.
В этом отношении алкоголики похожи друг на
друга, как родные братья и сестры.

Слайд 13. Средняя продолжительность жизни
алкоголика не превышает обычно 55 лет. Из 100
самоубийц – половина алкоголики.

1 ученик. Слайд 14. Алкоголь парализует
волю, так необходимую спортсмену в процессе
подготовки и проведения соревнований.
Известен случай, когда сильнейшая
восьмерка гребцов английского клуба
намного опередила своих соперников, выйдя в
финал. В честь этого спортсмены позволили
себе выпить по бокалу шампанского на приеме
у мэра. Ио на следующий день они неожиданно
резко сдали свои позиции и едва удержались
на третьем месте, хотя по всем показателям
могли претендовать на лидерство. Известный
футболист А. Старостин пишет в своих
воспоминаниях: «Кружка пива — ведро пота.
Так принято говорить среди футболистов. Это
значит: чтобы устранить вред от выпитой
кружки пива, надо на тренировках пролить
ведро пота. Потерять форму можно в один день.
Чтобы приобрести форму, нужно затратить
месяц».

2 ученик. Слайд 15. Пьянство породило
целую систему диких питейных обычаев. Вот
как сказано об этом в стихотворении
Владимира Котова:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну, и пей другую,
И седьмую, и восьмую,—
Просят, давят, жмут «Друзья»!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!
А ты сможешь сказать «нет» ?

Учитель. Скажите: человек, который
кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для
чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр
рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое!
Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки.
Мышка начинает им лакомиться уже внутри,
когда мышеловка захлопывается. А что делают
с попавшимися мышками, хорошо известно.

Запомните: Кукловоды — манипуляторы
одурачивают и втягивают в алкогольные и
наркотические сети того, кто боится
выглядеть дураком.

Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять
на «слабо»? Очень просто — отвечать: «Да,
мне это слабо!». Тебя начнут высмеивать: «Ты
видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще
маменькин и папенькин сынок». И так далее. И
вскоре будет заметно, как пыл «кукловода»
остывает: он понимает, что от тебя он ничего
выгодного для себя не
добьется. Иногда могут сказать: «Ты что —
дурак, если отказываешься от такого
выгодного дела?» В этот момент надо
подумать: «А что это он так заботится о моей
выгоде?»

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое
предложение не принимаю». И опять станет
заметно, как остывает пыл «кукловода».
Возникает вопрос: что хуже — выглядеть
дураком, но поступать умно, или поступать,
как дурак, но выглядеть умным?

  • Не бойся выглядеть недостаточно умным!
  • Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно
    взрослым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно
    самостоятельным!

3 ученик. Давайте проверим :Что вы
знаете и что вы не знаете об алкоголе.

Проставьте на листе по вертикали числа от
1 до 9. Сейчас я буду зачитывать вслух
некоторые суждения. Если ты считаешь
утверждение истинным, то рядом с его
порядковым номером пиши слово «верно», если
ложным – «неверно».

  1. Алкоголь является нарковеществом.
  2. Большинство алкоголиков — пропащие люди
    и лентяи.
  3. Можно стать алкоголиком, употребляя
    только одно пиво.
  4. Черный кофе и холодный душ очень хорошо
    отрезвляют человека.
  5. На равное количество алкоголя все люди
    реагируют одинаково.
  6. Алкоголики пьют ежедневно.
  7. Если родители не пьют, их дети тоже не
    будут пить.
  8. Алкоголь не повышает температуру тела.
  9. Алкоголь — это стимулирующее,
    возбуждающее средство.

А теперь сравните ваши ответы с
правильными:

  1. верно. Систематическое употребление
    алкоголя приводит к физической и
    психической зависимости от него.
  2. неверно. Около 95-98% алкоголиков — обычные
    люди, которые работают, имеют семьи.
  3. верно. Не имеет значения, какой тип
    алкоголя употребляет человек.
    Предрасположенность к тому, чтобы стать
    алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво
    содержит этиловый спирт, но в меньшем
    количестве по сравнению с вином или
    водкой. Поэтому люди, пьющие пиво, должны
    больше его выпить, чтобы опьянеть.
  4. неверно. Единственное, что может
    отрезвить человека, -это время.
    Избавление организма от 30 г алкоголя
    занимает у печени примерно один час
    работы.
  5. неверно. Реакция на алкоголь очень
    индивидуальна. Она зависит от многих
    факторов, включая общее состояние
    здоровья, вес тела, возраст,
    толерантность (переносимость) и др..
  6. неверно. Некоторые алкоголики выпивают
    только по выходным дням, некоторые не
    пьют (воздерживаются) месяцами. Но
    нередко бывает так, что как только
    алкоголик выпил, он уже не может
    остановиться.
  7. неверно. Молодые люди принимают
    собственные решения, исходя из того, чему
    они научились в семье, на улице и в школе.
  8. верно. Алкоголь понижает температуру
    тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла,
    поскольку кровь приливает к поверхности
    кожи. Когда это происходит, температура
    тела понижается, поскольку тепло
    поверхности тела легко утрачивается.
  9. неверно. Алкоголь — это депрессант. Он
    отрицательно влияет на рассудительность
    и самоконтроль.

4 ученик. Слайд 16. «Хмельное всегда
протягивает нам руку, когда мы терпим
неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены,
и указывает чрезвычайно легкий выход из
создавшегося положения. Но обещания эти
ложны: обманчив душевный подъем, физическая
сила, которую оно обещает, призрачна; под
влиянием хмельного мы теряем истинное
представление о ценности вещей» Джек
Лондон.

Помните: У людей всегда имеются проблемы,
и обращение к алкоголю и другим наркотикам
их не разрешает, а скорее порождает новые.
Не наркотики разрешают проблемы, а люди!

Литература.

  1. М.А. Алоева. Классные часы в 5-7 классах.
    Ростов н/Д: Феникс, 2003
  2. И.С. Артюхова. Воспитательная работа с
    подростками 7-11 кл. Занятия, игры, тесты. М.:
    «Первое сентября», 2005.
  3. В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде
    никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1986.

ПРИЛОЖЕНИЕ: презентация.ppt

Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»

Урок здоровья

«Алкоголь- враг здоровья.»

Провела учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории:

Власова О.Е.

г. Тверь, 2012 год.

Урок здоровья по теме: «Алкоголь – враг здоровья»

 ЦЕЛИ:

1. Объяснить учащимся о действии алкоголя на организм;

2. Познакомить с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя;

3. Выработать негативное отношение к алкоголю

ОБОРУДОВАНИЕ: тесты, магнитофон, таблица «Строение организма человека».

ХОД УРОКА

1. Оргмомент – 1 мин.

— Начинаем урок Здоровья. Вспомним девиз наших предыдущих уроков:

 В путь – дорогу собирайся,

За здоровьем отправляйся

Я здоровье сберегу

Сам себе я помогу.

— Цель нашего урока как всегда – научиться правильно относиться к своему здоровью.

II. Упражнение для осанки «Деревце» – 1 мин.

— Поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровьем

(15-20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь. Улыбнитесь друг другу.

III. Актуализация знаний – 5 мин.

— Какова цель любой рекламы? (Продавать потребителю товар)

— Приходилось ли вам. Вашим родителям использовать продукцию, предлагаемую рекламой?

— Всегда ли вы, ваши близкие оставались довольны, приобретая реклимируемую продукцию? Не было ли разочарования?

К сожалению, часто с целью привлечь внимание потребителей производители не жалеют ни денег, ни фантазии на привлекательность и красочность рекламы и мы, доверчиво приобретая рекламируемую продукцию, часто испытываем чувство досады и разочарования. Но нередко узнать о качестве рекламируемой продукции мы можем лишь тогда, когда начинаем ею пользоваться. Как же узнать, что в рекламе является правдой, а что – ложь?

ВЫВОД: Для этого нужно узнать достоверную информацию, факты.

— Какая рекламируемая представляющая продукция может не только разочаровать людей, но и нанести непоправимый вред здоровью? (Реклама пива)

— Как же нам не поддаться на привлекательные уловки рекламы пива?

(Надо знать правду о действии алкоголя на здоровье человека)

— Считаете ли вы, что знаете правду об алкоголе? (ответы детей).

IV. Сообщение темы – 1мин.

Тема нашего урока так и звучит «Алкоголь- враг здоровья».

Мы должны понять в чем заключается вред алкоголя, как он действует на организм человека и как научиться отказываться от алкоголя.

V. Новый материал.

— Знаете ли вы, что такое алкоголь?

Алкоголь – это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском и водке.

.

В одной из любимых сказок АС.Пушкина мы встречаем такую концовку:

И никто с начала мира

Ни видал такого пира;

И я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

История изготовления и употребления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий, традиция эта сохраняется и сегодня, ведь этому есть масса причин:

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Успех, награда, новых чин,

И просто пьянство – без причин. (перевод англ.поэта Роберта Бернса – С.Маршак)

— Чем же мы можем возразить этой многовековой традиции?

VI. «Открытие» детьми нового знания.

1. Работа в группах

— Сейчас вам предстоит познакомиться с достоверной информацией из учебной литературы.

1 группа – Действие алкоголя на человека. 2 группа – Последствие употребления алкоголя (от каждой группы выступает по 1 человеку)

1.Выступление представителей от групп

2.Дополнение учителя

ФИЗМИНУТКА

Рано утром просыпайся,

Себе, людям улыбайся,

Ты зарядкой занимайся, Обливайся, вытирайся,

Всегда правильно питайся,

Аккуратно одевайся,

В школу смело отправляйся

Люди с самого рожденья

Жить не могут без движения

VII. Первичное закрепление

1. А.С.Экзюпери «Маленький принц»  (гл.12) – читает учитель.

— Почему пьяница пил алкогольные напитки?

— Какое чувство он вызвал у Маленького принца? Почему?

— А приходилось ли вам обращать внимание на поведение, внешний вид пьяных людей?

— Люди, употребляющие алкоголь выглядят жалкими, смешными. Этому мы находим подтверждение.

2. Инсценирование басни С.Михалкова «Заяц во хмелю»

— Отчего предостерегает людей автор этой басни?

— Чем рассмешил вас Заяц?

— Кто виноват в случившемся?

— Видно Заяц не умел отказываться!

3. Сопротивление давлению «Говорю «нет»!

— Как же нам уберечься от влияния этого опасного напитка, как сказать «нет»?

Средь традиций самых разных

Есть нелегкая одна

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна!

Пей одну и пей другую, и седьмую, и восьмую

Просят, давят, жмут «друзья»!

Ну, а если не могу я,

Ну а если мне нельзя?

Ну, а если есть причина

Завтра утром в форме быть,

Подскажите, как мне быть?

Пить спиртное иль не пить?

— Что бы вы, ребята, посоветовали?

— Сейчас мы проверим, как вы умете сказать»нет» и при этом объяснить свой отказ от употребления алкоголя теми фактами, которые вы сегодня слышали.

СИТУАЦИЯ 1.

День был жаркий. Отец пахал в поле. Мать попросила отнести ему бутылку с холодным пивом. Я взял с собой лучшего друга.

— Небось, вкусно! – сказал друг

— Наверно, раз взрослые его любят, — ответил я.

— Давай попробуем, — предложил друг.

СИТУАЦИЯ 2.

У меня было день рождения. На праздник собрались взрослые с детьми от 4 до 8 лет. Нам устроили стол в отдельной комнате и для шутки дали рюмки, в  которые предложили наливать лимонад. Старший мальчик ухитрился незаметно стащить у взрослых бутылку с вином и предложил попробовать

  4. Антиреклама «Волк и Красная шапочка»

— Чем отличается эта реклама от предыдущих? (Она рассказывает правду об алкоголе)

VIII .Оценка урока (настроение)

IX. Итог

— О чем вы узнали на уроке?

— Какой вывод вы сделали для себя?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/429104-urok-zdorovja-alkogolvrag-zdorovja

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий алдын куда
  • Сценарий анимации человек паук
  • Сценарий акции я люблю тебя жизнь
  • Сценарий анимации пираты
  • Сценарий акции чистый двор