Сценарий антитеррористических учений

Тренировки в сфере антитеррористической деятельности с персоналом организации

 

Руководители организаций несут персональную отвественность за организацию (выполнение) мероприятий, направленных на соблюдение требований по антитеррористической защищенности в пределах территории, пренадлежащих организации объектов.

Действия должностных лиц и/или персонала организации при угрозе совершения террористического акта (Т/А) или при совершении Т/А в пределах объектов организации, должны быть слаженными и четкими, с этой целью в организации должны быть разработаны, утверждены, а также доведены до сведения персонала и отвественных должностных лиц:

1. Инструкция по действиям персонала организации при угрозе или совершении террористического акта;

2. Должностные обязанности лиц, ответственных за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности в организации;

3. График  проведения учений и тренировки по антитеррору;

4. План проведения учений и тренировки по антитеррору;

5. Инструкция по мерам безопасности при проведении тренировки по теме: «Порядок эвакуации из помещений организации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций»

С целью усвоения и отработки навыков действий персонала и должностных лиц при угрозе или совершении Т/А, в организациях проводятся периодически занятия (инструктажи) и тренировки по эвакуации персонала и посетителей объекта.

К проведению тренировки по эвакуации персонала и посетителей объекта при угрозе или при совершении Т/А, целесообразно привлекать или взаимедействовать с территориальными подразделениями МВД.

В ходе тренировок с персоналом по антитеррору проверяются и отрабатываются практиче­ские действия персонала (работников организации) и должностных лиц:

• по организации осмотров  помещений (территорий) с целью обнаружения бесхозных вещей и подозрительных предметов;

• действиям при обнаружении бесхозных вещей, подозритель­ных предметов и получении сообщений о минировании;

• организации взаимодействия организации с территориальными органами МВД, охраны при обнаружении бесхозных вещей, подозритель­ных предметов и получении сообщения о минировании объекта;

• организации оповещения персонала и посетителей объекта;

• организации эвакуации персонала и посетителей объекта.

В соответствии с указанными мероприятиями, проводятся следующие тренировки по действиям:

1) тренировки по действиям персонала при получении сообщения о минировании объекта;

2) тренировки по действиям при обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов;

3) тренировки по действиям при эвакуации людей.

Примерная форма инструкции по действиям персонала при угрозе террористического акта

ИНСТРУКЦИЯ
по действиям при угрозах террористического характера

 1. Помнить, что каждый гражданин обязан оказывать содействие правоохранительным органам в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности (ст. 9 Гл. II закона «О борьбе с терроризмом»).

2. При обнаружении подозрительного предмета (который может оказаться взрывным устройством); получении письменного сообщения или сообщения по телефону с угрозой террористического характера немедленно сообщить об этом директору учреждения (руководителю организации), а при его отсутствии его заместителю и в полицию (тел. 102) или в местное отделение полиции (МВД) или ФСБ.

3. Не предпринимать никаких действий с взрывчатыми устройствами или подозрительными предметами — это может привести к взрыву, человеческим жертвам и разрушениям.

4. При получении по телефону сообщения, содержащего угрозу надо постараться дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге, отметить точное время начала разговора и его продолжительность, запомнить особенности манеры речи звонившего. Все это сообщить в милицию (тел. 102) или местные отделения ФСБ и полиции.

5. При получении угрозы в письменном виде надо обращаться с полученным документом предельно осторожно: поместить в полиэтиленовый пакет все — сам документ, конверт, все вложения и упаковку. Постараться не оставлять на документе отпечатков своих пальцев. Сообщить о случившемся в милицию или орган ФСБ и дальше действовать по их указанию.

6. Оказавшись в заложниках, сохранить выдержку и самообладание, не пререкаться с террористами, выполнять все их требования, на все действия спрашивать разрешение. При возможности (если есть мобильный телефон) сообщить о случившемся и о своем местонахождении родственникам или в милицию. Помнить, что ради сохранения своей жизни и жизни других заложников надо потерпеть. При безопасной возможности освободиться от бандитов, надо уходить.
    

ИНСТРУКЦИЯ
Мероприятия по эвакуации из помещений организации

1. Эвакуация производится по голосовому сигналу: «Внимание всем! Покинуть здание!»

2. Эвакуируются все работники организации, в том числе посетители (покупатели, зрители и т.п.),  находящиеся в организации.

3. Дежурный персонал организации руководит эвакуацией: осуществляет организованный проход в соответствующий выход, при эвакуации задействуются все эвауационные выходы и главный вход.

4. Эвакуация должна происходить организованно: без разговоров, без шума, суеты, строго и серьезно. 

5. При эвакуации персонал и посетители собираются в заранее определенных точках сбора в непосредственной близости от каждого выхода.

6. После эвакуации дежурный персонал докладывает начальнику штаба ГО учреждения о списочном составе группы, количестве в строю, об отсутствующих и причинах отсутствия.

7. Начальник штаба ГО докладывает руководителю (директору) учреждения — начальнику ГО объекта о результатах эвакуации.

8. У каждого из выходов контроль организованности эвакуации осуществляют заместители руководителя (директора) учреждения — должностные лица ГОЧС.

9. Должностному лицу, отвественному за пожарную безопасность объекта — обеспечить готовность запасных выходов из здания, а также эвакуационных путей.
          

ИНСТРУКЦИЯ

Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство.

В случае обнаружения подозрительного предмета:

1.  Незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России.

2.  До прибытия оперативно-следственной группы, дайте указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета.

3.  В случае необходимости приступите к эвакуации людей согласно с имеющимся планом эвакуации и инструкциями по эвакуации.

4.  Помните — в соответствии с законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников.

5.  Обеспечьте возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, министерства по чрезвычайным ситуациям, служб эксплуатации.

6. Обеспечьте присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных,

7.  Во всех случаях, дайте указание не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафиксируйте время ее обнаружения.

8.  Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.

9.  Не предпринимайте самостоятельно никаких действии со взрывными устройствами или предметами, похожими на взрывное устройство — это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!

ИНСТРУКЦИЯ

Действия при поступление угрозы по телефону

В настоящее время телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.

Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала. Обеспечьте своевременную передачу полученной информации в правоохранительные органы.

Значительную помощь правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий по данным фактам окажут следующие действия предупредительного характера:

Проведение инструктажей персонала о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера. Оснащение телефонов объекта, указанных в официальных справочниках, автоматическими определителями номера (АОНами) и звукозаписывающей аппаратурой.

Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников следующие Ваши действия:

·           Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

·           По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи:

голос: громкий/тихий, низкий/высокий;

темп речи: быстрая/медленная;

произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;

манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.

·           Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-радио аппаратуры, голоса, другое).

·           Отметьте характер звонка — городской или междугородный.

·           Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

·           В любом случае, постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

— Куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

— Какие конкретные требования он (она) выдвигает?

— Выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц ?

— На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

— Как и когда с ним (с ней) можно связаться?

·           Кому Вы можете или должны сообщить об этом звонке?

·           Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия Вами и Вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

·           Если возможно, еще в процессе разговора, сообщите о нем руководству объекта, если нет — немедленно по его окончанию.

·           Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

·           При наличии автоматического определителя номера АОНа запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты,

·           При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (минидиск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую.

ИНСТРУКЦИЯ

Действия при поступлении угрозы в письменной форме

Угрозы в письменной форме могут поступить к Вам на объект как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записок, надписей, информации записанной на дискете и т.д.).

Четко соблюдать персоналом объекта правила обращения с анонимными материалами.

Принять меры к сохранности и своевременной передачи в правоохранительные органы полученных материалов.

1. После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет, и поместите в отдельную жесткую папку,

2. Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.

3. Если документ поступил в конверте — его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.

4, Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывайте.

5. Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.

6. Анонимные материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.

7. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать. При исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.

8. Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.

ИНСТРУКЦИЯ

Действия при захвате заложников

Любой объект может стать местом захвата или удержания заложников. При этом преступники могут добиваться достижения своих политических целей или получения выкупа. Как правило при подобных ситуациях в роли посредника при переговорах террористы обычно используют руководителей объектов.

Во всех случаях жизнь людей становится предметом торга и находится в постоянной опасности. Захват всегда происходит неожиданно. Вместе с тем выполнение мер предупредительного характера (ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио и видеозаписи, проведение более тщательного подбора и проверки кадров, организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях) поможет снизить вероятность захвата людей на Вашем объекте. При захвате людей в заложники необходимо:

• в сложившейся на объекте ситуации незамедлительно сообщить в правоохранительные органы.

• Инициативно не вступать в переговоры с террористами,

• Принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, автомашин скорой медицинской помощи, МЧС.

• По прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ-МВД оказать им помощь в получении интересующей их информации.

• При необходимости, выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной.

• Не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

Действия лиц, ставшими объектом захвата (заложниками).

1.      Возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом.

2.      Подготовьтесь физически и морально к возможному суровому испытанию.

3.      Не вызывайте ненависть и пренебрежение к похитителям.

4.      Не привлекайте внимание террористов своим поведением, не оказывайте сопротивление. Это может усугубить ваше положение.

5.      Не пытайтесь бежать, если нет уверенности в успехе побега.

6.      Заявите о своем плохом самочувствии.

7.      Запомните как можно больше информации о террористах (количество, особенности внешности, акцента, тематика разговора, манера поведения).

8.      Сохраняйте умственную и физическую активность. Помните, правоохранительные органы делают все, чтобы вас освободить.

9.      Не пренебрегайте пищей. Это поможет сохранить силы и здоровье.

10.    По возможности расположитесь подальше от окон, дверей и самих террористов. Это необходимо в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение преступников.

11.    При штурме ложитесь на пол вниз лицом, сложив руки на затылке.

Игра-путешествие с логическими заданиями

«Мы против террора!»

Цель:  антитеррористическая пропаганда. Объяснить что такое терроризм, формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения, изучение правил поведения при теракте.

Задачи: Воспитать у участников акции умение сопереживать, почувствовать глобальную проблему в современном мире от угрозы террора. Привлечь внимание к этой проблеме, показать насколько невнимательно к этому наше сообщество. Обучить детей как вести себя при угрозе террора.

ПРАВИЛА:

1.      Команда проходит 5 этапов. На каждом этапе выполняет теоретические и практические задания, о чем ставится отметка в маршрутном листе. В маршрутном листе также указывается время прохождения каждого этапа, которое учитывается при подсчете баллов, полученных за задание. Чем меньше время – тем выше балл.

2.      После прохождения всех этапов маршрутные листы сдаются членам жюри для оценки.

3.      В конце игры побеждает команда, которая набрала больше всего баллов

Ход игры:

1.      Познакомить учащихся, членов команд — игроков с правилами игры.

2.      Капитаны команд вытягивают по номеру маршрутный лист и заполняют название команды в нём.

3.      Каждая команда движется по тому маршруту, который указан в маршрутном листе, выполняя задания, отмечая и время, и выполнение задания в нём.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! 3 сентября — День солидарности в борьбе с терроризмом. Этот день приурочен к трагическим событиям, произошедшим в первые сентябрьские дни 2004 года в г. Беслане. Тогда, во время террористического акта, погибли несколько сотен человек, большинство из которых были дети.

День 3 сентября является на сегодняшний день самой новой памятной датой России. Она была официально утверждена федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России», который был выпущен 6 июля 2005 года. С тех пор, в этот день россияне с горечью вспоминают людей, погибших от рук террористов, а также тех сотрудников правоохранительных органов, которые погибли во время выполнения служебного долга.

Дети читают стихи.

1.Мы — дети этой страны,

Дети этой эпохи

Хотим жить без войны,

Без страданий, без боли!

2. Хотим жить не боясь

Ни метро, ни вокзалов,

В школу вновь торопясь,

Не хотим слышать  залпы!

3. Мы — великий народ

На огромной планете

Не допустим террор!

Будут счастливы дети!!!

4. Проклинаем террор,

Руки прочь от планеты!

Террористам – отпор!

Это наши ответы!

С терроризмом нужно бороться. Бороться за свою жизнь, за свое настоящее, за свое будущее. Для борьбы с этим злом должны объединиться все и взрослые, и дети, и маленькие и большие.

Только объединившись, все вместе мы сможем противостоять терроризму, не только национальному, но и международному. И сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы еще раз вспомнить основные правила безопасности при угрозе террористического акта.

 Условия игры таковы: каждая команда получает маршрутный лист игровых действий. Ориентируясь по заданному в нем пути, вы следуете от одной станции игры к другой.

Вызываются представители команд, им выдаются маршрутно — оценочные листы.

Ведущий: — После выполнения всех заданий команды собираются на место построения.

1.Станция: Тест-викторина «Поступай правильно»

ВОПРОСЫ

1.При обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов категорически запрещается:

а/ смотреть на подозрительный предмет

б/ касаться подозрительного предмета (после правильного ответа должны объяснить «Почему?»)

в/ рассказывать о подозрительном предмете

2.При получении сигнала об эвакуации из помещения вы должны:

а/ продолжать свое занятие, поскольку это может быть ложная, «пробная» эвакуация

б/ слушать внимательно педагога, собирать личные вещи, после чего эвакуироваться

в/ быстро покинуть помещение, не брать с собой никаких вещей ( потому что жизнь человека, подвергшаяся опасности дороже, чем какие-то вещи)

3.Чем опасен бесхозный (ничейный предмет, пакет)?

а/ учитывая современную политику, может содержать взрывное устройство, брать в руки нельзя, сказать руководителю детского объединения

б/ опасность отсутствует, это просто забытый чей-то пакет, надо взять и отнести руководителю

в/ интересно, что находится внутри пакета?

4. Если вы случайно попали в заложники, ваши действия по выживанию:

а/ постараться выбраться из сложившейся ситуации самостоятельно, действуя по принципу «И один в поле воин»; попытаться договориться с террористами;

б/ объединиться с такими же заложниками и своими усилиями постараться захватить оружие у террористов, «дать бой»;

в/ не возражать, соглашаться со всеми требованиями, стремиться выиграть время и собрать побольше информации.( Почему? Вспомните, кто должен заниматься освобождением заложников? Почему нельзя злить террористов?)

5. Если вы попали под стрельбу, что делать?

а/ короткими перебежками добраться в безопасное место;( не рисковать, может попасть прицельная или шальная пуля);

б/ упасть на землю ( или пол), прикрыть голову руками;

в/встать за угол и подождать, пока закончатся взрывы и стрельба.

( опасность взрывной волны, несущей обломки здания, камни, стекла и др. предметы)

2. Станция: «Первая помощь»

  • Задание: Первая медицинская помощь -это самые неотложные меры, принимаемые окружающими или самими пострадавшими для спасения жизни человека и облегчения их страданий до оказания квалифицированной (врачебной) мед. помощи. Ребята, сейчас вам необходимо будет показать, кукую первую медицинскую помощь необходимо оказать пострадавшему при получении разных видов травм.

 Раны

Если рана сильно кровоточит, то сначала надо остановить кровотечение. Рану сверху накрыть чистой марлей, перевязать всю рану бинтом. Если в распоряжении имеется настойка йода, спирт этиловый, то кожу вокруг раны сначала дважды или трижды протереть марлей или ватой, смоченной этим раствором.

Ушибы

При ушибе необходимо наложить давящую повязку, холод (платок, смоченный холодной водой, снег или лед в целлофановом пакете) на ушибленное место.

Растяжения связок

При растяжениях связок необходимо наложить тугую повязку, холод.

  Вывих

При вывихе надо создать конечности максимальный покой. Вправлять вывихи должен только медицинский работник.

      Переломы

При переломах наложить шину (например, из доски, фанеры, палок, картона), зафиксировать два ближайших сустава. При открытых переломах, перед тем как наложить шину, надо наложить стерильную по­вязку на рану. Даже при подозрении на перелом фиксация конечности обязательна.

 Ожоги

При термическом ожоге надо устранить причину, вызвавшую ожог, про­мыть место ожога холодной водой (при ожоге без нарушения целост­ности ожоговых пузырей), наложить стерильную повязку, при возможности положить снег, лед или иной холод на 15-20 минут.

В случае химического ожога необходимо обильно промыть место ожога холодной водой или моло­ком, мочой, мыльной водой, слабым раствором питьевой соды.

Обморок

В случае обморока необходимо уложить пострадавшею в горизонтальное положение, приподнять ноги, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, лицо обрызгать холодной водой, дать понюхать на­шатырный спирт или уксус на ватке, натереть этими средствами виски, надавить болевую точку под носом или помассировать ее.

Отравления

При пищевом отравлении, отравлении разными ядами необходимо удалить вещества, вы­звавшие отравление (промывание желудка, обильное питье, вызвать рвоту путем раздражения задней стенки глотки пальцами).

 Перелом ребер:

·         Ощущение боли при глубоком вдохе, при нажиме на травмированное место;

·         Продолжительные приступы затяжного кашля;

·         Необычная поза тела травмированного;

·         Напряжение некоторых мышц груди.

Первая помощь при механических травмах подобного типа оказывают для минимизирования двигательной активности грудной клетки. Для этого нужно очень туго обмотать грудь и расположить пациента в положении сидя или полусидя. Если травмированный чувствует сильную боль, можно принять болеутоляющее средство.

Перелом позвоночника

Перелом позвоночника – это наиболее опасная и серьезная травма опорно-двигательной системы, которая может стать причиной смещения позвонков и нарушению спинного мозга.

Основные признаки перелома позвоночника:

·         Пронизывающая боль в спине, которая становится более сильной при шевелении;

·         Выступ травмированного позвонка над поверхностью спины;

·         Снижение чувствительности ног, а в некоторых случаях и паралич;

·         Нарушение основных функций таза;

·         Шоковое состояние больного.

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата имеет основной целью перемещение пациента в больницу. При этом травмированный может лежать только на спине, на твердой поверхности, не шевелясь и не переворачиваясь. Если пострадавший чувствует боль в области шеи, то голову и шею нужно зафиксировать с помощью подушек или одеял. Желательно теплее укутать больного. Чтобы не допустить нежелательного движения или перемещения больного, его можно примотать к носилкам.

Черепно-мозговые травмы

Черепно-мозговыми травмами считают сотрясение мозга или нарушения целостности черепа. Сотрясением мозга – это весьма серьезная травма, которая часто случается при ударах по голове тупым предметом и как следствие ушибом мозга.

Основные признаки сотрясения головного мозга:

·         Головная боль;

·         Посторонние шумы в ушах;

·         Головокружение;

·         Тошнота, рвота;

·         Бледность кожи;

·         Вялость и сонливость;

·         Потеря сознания во время получения травмы;

·         Кратковременная потеря памяти.

·         Для оказания помощи при сотрясении головного мозга необходимо придать травмированному положение лежа и приложить к его голове холодный компресс. Затем пострадавший в обязательном порядке доставляется в больницу.

Перелом костей черепа

Переломом костей черепа считается одной из наиболее опасных для жизни человека травм, поскольку вследствие такого ранения полость мозга открывается, и в нее могут проникнуть различные нежелательные инфекции.

Основные симптомы такого вида травматизма:

·         Выделение жидкости из ушей и носа;

·         Нарушение слуха;

·         Появление синяков под глазами (спустя некоторое время).

Чтобы правильно оказывать ПМП при нарушении целостности черепа больного нужно уложить на бок, чтобы кровь не попала в дыхательные пути. К открытой ране следует приложить стерильный бинт и зафиксировать голову пострадавшего. Не разрешается промывать рану. Травмированного необходимо как можно быстрее и бережнее транспортировать в больницу.

Травматический шок

Травматический шок – это способ организма реагировать на внешнюю ситуацию при возникновении различных видов травм. Характерными признаками травматического шока являются угасание функций центральной нервной системы, несогласованность всех процессов жизнедеятельности человека, понижение артериального давления и учащение дыхания.

Травматический шок протекает в двух фазах:

1.    Фаза возбуждения. В этой фазе присутствует ясность сознания и возбужденность в движениях и речевом поведении.

2.    Фаза торможения. На этой фазе пострадавший находится в ясном сознании, но он абсолютно безразлично относится ко всему происходящему. У пациента бледнеет лицо и западают глаза, он покрывается холодным потом, учащается и слабеет пульс, артериальное давление и температура тела понижаются.

Первую помощь пострадавшему при наличии у него травматического шока следует оказывать очень аккуратно и бережно. После проведения всех необходимых медицинских процедур по перевязке и фиксировании травмированных мест пострадавшего нужно укутать теплым одеялом и по возможности напоить горячим ча

3.Станция: Творческая

  «Нарисуй знак «Терроризму – НЕТ!»

Задание: необходимо придумать знак (символ), который можно повесить в людном месте и предупредить людей о возможном теракте.

Для осуществления своей фантазии дети могут использовать маркеры, карандаши, краски, главное, чтобы рисунок соответствовал заявленной тематике, был чётким и понятным.

 4.Станция.  «Всё, как в жизни»

Участникам игры предлагаются ситуации в экстремальных ситуациях:

*как уцелеть в перепуганной толпе

, 1.    Подготовьтесь заранее

Перед тем как идти в места массового скопления людей, уделите внимание некоторым моментам:

  • Одежда. Надо выбирать ту, которая не стесняет движений. Откажитесь от просторных одеяний: плащи, платья, куртки с капюшоном – не лучшее убранство для пребывания в толпе;
  • Обувь. Не стоит надевать шнурованную обувь – развязанные шнурки в давке могут стоить вам жизни. Девушкам лучше забыть о каблуках и шпильках;
  • Аксессуары. Не берите с собой шарфы, цепочки, медальоны, сумки и прочие детали гардероба за которые вас могут зацепить и утянуть за собой;

Аварийные выходы. Если вы находитесь в замкнутом помещении, заблаговременно определите возможные пути эвакуации. Это касается как основных выходов, так и аварийных, которые чаще всего обозначаются зеленными табличками.  

2.  Паника в толпе

Итак, произошло нечто спонтанное, и окружающую вас толпу охватила паника. В первую очередь, необходимо по возможности трезво оценить ситуацию вокруг и понять, насколько очевидной является опасность. Если беглым взглядом вы не увидели ничего явно угрожающего, то возможно разумней будет пропустить основной поток вперед. Старайтесь рассуждать здраво и не позволяйте мозгу заразиться всеобщим паническим настроением.
Вам помогут следующие приемы против паники:

  • сделайте пару глубоких вдохов и выдохов. Ровное дыхание благоприятно сказывается на ясности мыслей;
  • посмотрите на нечто голубого окраса, либо представьте фон насыщенного голубого цвета. Для этого хватит и одной секунды;
  • постоянно задавайте себе вопросы: «что я вижу?», «что я делаю?», «что я чувствую?»;
  • сбейте страх парадоксальной мыслью или приятным воспоминанием. Улыбнитесь через силу

 3.    Как выбраться из давки

Если толпа статична или движется не сильно рьяно, то можно попробовать выйти из нее притворившись больным, пьяным или сумасшедшим.  Скорее всего, перед вами будут автоматически освобождать дорогу.
Если человеческая масса представляет из себя движущийся поток:

  • ни в коем случае не пытайтесь двигаться против толпы. Вас собьют с ног и, вероятней всего, растопчут;
  • передвигаться необходимо в том же направлении что и основной поток, постепенно сдвигаясь по диагонали из центра к краю движения;
  • НО не будьте на самом краю толпы, иначе вас могут раздавить о стены;
  • не опускайте рук и не поднимайте их над головой. Они должны быть согнуты в локтях и прижаты к груди
  • При первой же возможности «отделитесь» от основного потока в близлежащие улочки, переулки

В случае, если вы не позаботились о вышеперечисленном  заранее, и оказались в эпицентре неуправляемой человеческой массы, без промедления избавьтесь от опасных предметов. Сюда входят также и мелкие предметы, такие как ручки, ключи, брелки, расчески: при сильном давлении подобные предметы могут нанести невероятный ущерб

. 4.    Если вы упали

Оставаться на ногах – самая основная задача. Даже если вы уронили что-то важное, пусть даже паспорт, не пытайтесь подбирать – вас собьют и затопчут. Однако, если вы оказались все-таки на земле, не отчаивайтесь. Старайтесь подняться как можно скорее, причем вставать нужно по ходу движения толпы, не стесняясь хвататься за людей. Не используйте руки для опоры, вам их отдавят или сломают. Если встать не получается, свернитесь в позу эмбриона: колени к груди, предплечья защищают голову, затылок закрыт ладонями.  Улучив момент, вновь сделайте попытку подняться, сделав рывок корпусом, опираясь при этом на колено.  

 5.    Опасность вокруг

Остерегайтесь всего неподвижного – деревьев, столбов, ограды. Находясь в толпе, особенно опасными являются различные металлические решетки. Держитесь как можно дальше от витрин магазинов, стен и выступов.

 6.    Если вы не один

Если вы с ребенком, то самое безопасное для него место – на ваших плечах. Если же вашим компаньоном является женщина, то вести ее лучше перед собой. Так вы сможете препятствовать резким толчкам в ее спину. Кроме того, она постоянно будет оставаться в вашем поле зрения и в случае падения, быстрее сможете помочь.

Следуя этим правилам поведения в толпе, у вас получиться выжить в давке с минимальным ущербом для своего здоровья. И помните, намного легче избежать толпы, чем выбраться из нее. Берегите себя.

*правила поведения при захвате заложников,

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

ПРИ ЗАХВАТЕ В ЗАЛОЖНИКИ:

·         при захвате как можно быстрее возьмите себя в руки, не паникуйте, помните: ваша цель — остаться в живых;

·         если нет полной уверенности в успехе, не пытайтесь бежать;

·         по возможности располагайтесь подальше от окон, дверей и преступников (места рядом с ними наиболее опасны при проведении спецслужбами операции по освобождению);  

·         если  вы  ранены,   постарайтесь  меньше двигаться, этим можно сократить потерю крови;

·         в первые часы после захвата не высказывайте категорических отказов преступникам, не противоречьте им; позже не бойтесь обращаться к ним с просьбами о том, в чем нуждаетесь, постепенно повышая их уровень; если террористы находятся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, по возможности ограничьте с ними любые контакты;

·         на совершение любых действий (сесть, встать, сходить в туалет, попить, поесть) спрашивайте разрешение, без раздумий и сопротивления отдавайте свои вещи, если этого требуют террористы;

·         при общении с преступниками избегайте презрительного, вызывающего тона и поведения, которые могут вызвать гнев террористов и привести к человеческим жертвам;

·         по возможности не допускайте прямого зрительного контакта с террористами, разговаривайте с ними спокойно, на вопросы отвечайте кратко;

·         если вас допрашивают, многословно и свободно разговаривайте только на второстепенные темы, соблюдайте осторожность в том случае, если затрагиваются важные государственные и личные вопросы,  контролируйте те свои ответы, которые в последующем могут повредить вам  и другим людям; для поддержания сил ешьте все, что вам предлагают, даже ту пищу, которая категорически не нравится; соблюдайте личную гигиену и чистоту, насколько позволяет ситуация;

·         наблюдайте за преступниками и постарайтесь запомнить как можно больше информации о террористах (их количество, вооружение, имена, клички, приметы, особенности речи и манеры поведения, телосложения, тематику разговоров).

 Команды объясняют правила поведения, как вести себя, чтобы не пострадать

и выйти из ситуации с наименьшими травмами.

5. Станция «Безопасность»

На прохождение этого этапа даётся время 3 – 5 минут (в зависимости от подготовки детей). Команды получают вопросы, ответы на которые они должны выбрать из развешанных по территории слов .

 Вопросы к этапу кроссворд «Безопасность»:

1.Что подкладывают террористы в различные помещения и в транспорт? (бомба)

2. Как называют человека, пострадавшего или погибшего во время теракта? ( жертва)

3. Что у человека самое ценное? (жизнь)

4. Пострадавшему врачи оказывают первую медицинскую …? (помощь)

5. Как называется обучающее или реальное мероприятие, когда люди покидают помещение по специальному сигналу? ( эвакуация)

7. Кого берут в плен террористы? (заложник)

8. Что должен соблюдать человек, попавший в заложники к террористам?

спокойствие)

9. Что необходимо делать, чтобы тебя услышали и спасли? (кричать)

__________________________________________________________________

6. Станция « Будь внимательным»

 Задание. Вспомнить, есть ли на территории вещи, которые могли бы вызвать подозрение…

ВСЕ КОМАНДЫ СОБИРАЮТСЯ

Молодцы ребята! Вы отлично играли. Очень важно не потерять те знания и навыки, которые вы уже имеете, а в ЧС суметь их применить и организовать других людей, не поддаться панике.

Пусть ходят голуби по крышам, 
Пусть тают в небе журавли… 
Пусть будет мир! 
Он так нам нужен! 
Мир нужен людям всей земли!
Пусть будут реки, города и села, 
Пусть лес растет, возводятся мосты… 
Пусть дети всей планеты ходят в школы, 
Пускай цветут во всех дворах цветы!

Этап «Оказание первой медицинской помощи»

Приложение 1.

ВОПРОСЫ

1.При обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов категорически запрещается:

а/ смотреть на подозрительный предмет

б/ касаться подозрительного предмета 

в/ рассказывать о подозрительном предмете

2.При получении сигнала об эвакуации из помещения вы должны:

а/ продолжать свое занятие, поскольку это может быть ложная, «пробная» эвакуация

б/ слушать внимательно педагога, собирать личные вещи, после чего эвакуироваться

в/ быстро покинуть помещение, не брать с собой никаких вещей 

3.Чем опасен бесхозный (ничейный предмет, пакет)?

а/ учитывая современную политику, может содержать взрывное устройство, брать в руки нельзя, сказать руководителю детского объединения

б/ опасность отсутствует, это просто забытый чей-то пакет, надо взять и отнести руководителю

в/ интересно, что находится внутри пакета

4.Если вы случайно попали в заложники, ваши действия по выживанию:

а/ постараться выбраться из сложившейся ситуации самостоятельно, действуя по принципу «И один в поле воин»; попытаться договориться с террористами;

б/ объединиться с такими же заложниками и своими усилиями постараться захватить оружие у террористов, «дать бой»;

в/ не возражать, соглашаться со всеми требованиями, стремиться выиграть время и собрать побольше информации.

1.     Если вы попали под стрельбу, что делать?

а/ короткими перебежками добраться в безопасное место;

б/ упасть на землю ( или пол), прикрыть голову руками;

в/встать за угол и подождать, пока закончатся взрывы и стрельба.

Приложение 2.

Раны

Ушибы

Растяжение связок

Вывих

Переломы

Ожоги

Обморок

Отравления

Перелом ребер

Перелом позвоночника

Черепно-мозговая травма

Перелом костей черепа

Травматический шок

Авторы: Круглик Татьяна Александровна, Осокина Елена Тельмановна
Должность: Учитель начальных классов, учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ «СОШ № 12 им. В.Н. Сметанкина» НГО
Населённый пункт: г.Находка, Приморский край
Наименование материала: Сценарий к классному часу
Тема: «Антитеррор»

Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 им.В.Н.Сметанкина»

Находкинского городского округа

Городской конкурс «Формула безопасности»

Номинация «Лучший сценарий по антитеррористической безопасности»

Квест- игра «Мы против террора!»

Сценарий подготовили:

Круглик Татьяна Александровна,

учитель начальных классов.

Осокина Елена Тельмановна,

учитель начальных классов.

2018г.

Пояснительная записка

Квест — игра «Мы против террора!»

Цель: антитеррористическая пропаганда учащихся.

Задачи:

1 . Систематизировать

знания

учащихся

по

теме

«Антитеррор»,

умение

перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать факты,

делать выводы на основе полученных знаний.

2 . Формировать

умение

действовать

и

правильно

вести

себя

при

угрозе

терракта.

3

. Воспитывать

ответственное

отношение

к

своей

жизни

и

жизни

окружающих,

создание

условий

для

саморазвития

и

самореализации

личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Оборудование: 6 наборов заданий для участников (6 станций), буклеты с

правилами антитеррора.

Область применения: внеклассная работа, уроки ОБЖ и окружающего

мира.

Формы и методы реализации:

Поисковый (анализ, синтез); взаимодействие, сотрудничество.

Проблемный подход, ситуация успеха.

Изучение

и

анализ

литературы

о

правилах

поведения

при

террористическом акте.

Учебная квест-игра, словесные игры.

Буклет «Памятка. Антитеррор»

Ожидаемые

результаты:

участники

научатся

грамотно

пользоваться

информацией, обретут навыки самостоятельного нахождения путей решения

проблемы.

Данную

квест-игру

можно

провести

в

одном

классе,

в

классах

по

параллели, в пришкольном лагере в разновозрастных группах.

Игра рассчитана на детей 4-5 класса (9-11лет).

Мероприятие проводится на основе знаний, полученных во время беседы на

классном

часе:

«Проявление

бдительности»,

«Как

вести

себя

во

время

митинга», «Правила поведения при захвате заложников».

На станциях, в качестве консультантов, могут быть подготовленные ученики

класса, старшеклассники, родители или другие учителя, если мероприятие

проходит между разными классами.

Игра-квест «Мы против террора!»

Все

участники

(класс)

распределяются

на

6

групп.

Каждой

группе

предоставляется

текст,

прочитав

который,

участники

должны

определить

ключевое слово (о чем текст), которое подскажет выбор первой станции.

Текст 1.

Прочитайте текст, определите ключевое слово.

Ребенок агрессивно настроен по отношению к другим детям. Неоднократно

наносит травмы одноклассникам и другим учащимся, постоянно использует

оскорбительные

выражения

при

общении

с

детьми.

Весь

класс

боится

общаться с этим ребёнком, который терроризирует одноклассников в своём

коллективе.

Запугивать,

наводить

ужас,

устрашать,

преследовать,

заставлять

бояться, наводить страх – это всё синонимы к слову терроризировать.

Ключевое слово — терроризировать.

Текст 2.

Прочитайте текст, определите ключевое слово.

Группу людей, которая совершает теракты, называют террористами. Это

крайне жестокие люди, которые хотят запугать нас.

Все они – преступники, хотя очень часто прячутся за красивыми словами.

Но этим словам верить нельзя. Они совершают теракты. Террористы ни

перед чем не останавливаются для достижения своих целей, у них нет

человеческих ценностей, моральных и этических границ. Для своих терактов

террористы изготавливают взрывчатые вещества — это взрывные пояса,

самодельные бомбы из тротила, гаек, болтов и др.

Они сеют ужас и страх среди мирных людей.

Ключевое слово — террористы.

Текст 3.

Прочитайте текст, определите ключевое слово.

Особая

форма

терроризма.

Это

слово

(от

латинского

слова terror)

«ужас», «страх»,

«зло».

Означает

применение

силы

или

угроза

её

применения сильнейшей стороной по отношению к слабейшей, т.е. тактика

запугивания. Угрозы по телефону — это выраженные в словесной форме

высказывания о возможном применении противоправных действий. Угрозы

посредством

телефонной

связи

(телефонный

террор)

могут

быть

единичным случаем или стать систематическим нарушением.

Ключевое слово — телефонный террор

Текст 4.

Прочитайте текст, определите ключевое слово.

Действия, направленные на устрашение населения, создающие опасность

гибели

человека,

причинение

значительного

имущественного

ущерба,

наступление

экологической

катастрофы

(взрыв,

поджог) —

э т о

террористический акт. Он является преступлением против общественной

безопасности и выражается в действиях, которые предназначены посеять

страх среди населения, запугать как рядовых граждан, так и власть, чтобы

добиться

тех

или

иных

целей.

Террористические

действия

могут

выражаться в провоцировании затопления (например, путем разрушения

плотины);

в

заражении

запасов

продовольствия,

источников

водоснабжения; в распространении болезнетворных микробов, способных

вызвать

эпидемию;

в

захвате

химических

заводов,

атомных

или

иных

электростанций,

вокзалов,

аэродромов,

транспортных

средств,

средств

связи, телевидения, школ, больниц, театров, отдельных населенных пунктов

и т.д.

Ключевое слово — террористический акт.

Текст 5.

Прочитайте текст, определите ключевое слово.

Террористическая деятельность –одна из глобальных проблем общества.

Совершение

взрыва,

поджога

или

действий,

устрашающих

население

и

создающих

опасность

гибели

человека,

причинения

значительного

имущественного

ущерба,

в

целях

воздействия

на

принятие

решения

органами власти – это террористический акт, а сокращённо – теракт.

Теракт

часто

готовят

при

большом

скоплении

народа,

на

важных

праздниках и политических событиях.

Если поступает сообщение о предстоящем теракте в метро, автобусе или

поезде,

дорожными

службами

перекрываются

движение

всех

видов

транспорта до выяснения обстоятельств.

Ключевое слово — теракт.

Текст 6.

Прочитайте текст, определите ключевое слово.

В последнее время, в качестве способа политической борьбы, для оказания

давления на политических деятелей, на власти того или иного государства

используют

насильственные

действия,

то

есть

терроризм.

Особенно

опасны действия с использованием ядерного, химического и биологического

оружия, а также захват или попытка захвата ядерных, химических и иных

промышленных объектов, повреждение или вывод из строя которых может

представлять

повышенную

опасность

для

жизни

и

здоровья

людей.

Терроризм – это насильственная преступность. Ежегодно 3 сентября вся

страна отмечает День солидарности в борьбе с терроризмом.

Ключевое слово — терроризм.

Участники расходятся по станциям (согласно ключевого слова)

На каждой станции необходимо за 5-7 мин выполнить задание, чтобы узнать

ключ к следующей станции. За правильное выполнение задания участники

получают 3 балла. Если команда не может справиться с заданием, они могут

воспользоваться подсказкой, при этом снимается 1 балл.

1 станция: “Терроризировать”

Задание: соберите пазлы и прокомментируйте иллюстрацию.

Приложение.

После ответов участникам предлагается посмотреть картинку с обратной

стороны (через файл) и прочитать слово, которое у них получилось. Это

ключ, который указывает на какую станцию им двигаться дальше.

Ключ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ

2 станция: «Террористы»

Задание “Тайное письмо”

Инструкция

для

участников: перед

вами

«Тайное

письмо»

и

необходимые инструменты для того, чтобы его прочитать. Вы можете сами

выбрать те инструменты, которые вам понадобятся. Ваша цель — прочитать

письмо.

Участники могут использовать две попытки и подсказку.

Первая попытка: на листе воском написано телефонный террор. Необходимо

заштриховать карандашом лист и тогда можно прочесть надпись.

Вторая попытка: на листе выдавлено телефонный террор. Закрашивая лист

красками, можно увидеть надпись.

Если после двух попыток нет ответа, предлагается подсказка — рисунок.

Приложение.

Ключ ТЕЛЕФОННЫЙ ТЕРРОР

Станция 3: “ Телефонный террор”

Задание 1. Представьте такую ситуацию: вам позвонили по телефону и

стали угрожать.

Чтобы себя обезопасить и наказать преступника, нужно знать несколько

правил.

Распределите

ваши

действия

на

две

группы:

в

одну

группу

«ПОСТУПАЮ ПРАВИЛЬНО», в другую «ТАК ПОСТУПАТЬ НЕЛЬЗЯ»

1

Нужно спросить имя

Имя спрашивать нельзя

2

Если

угрожают,

беседу

надо

прекратить

Если

угрожают,

надо

реагировать

эмоционально

3

Важно определить, где

находится нарушитель,

прислушаться к фону

Необязательно

фиксировать

время

разговора и продолжительность

4

Записать разговор, видео

Прервать разговор по телефону

5

Поставить

на

громкую

связь,

чтоб ещё услышали 1-2 чел

Никому не говорить

6

Необходимо

больше

узнать

о

злоумышленнике

Выполнить все требования

7

Выяснить как связаться со

злоумышленником

П р и й т и

н а

в с т р е ч у

с о

злоумышленником

Задание

2. В группе “Поступаю правильно” выделены некоторые слоги и

буквы. Из карточек группы “Поступаю правильно” выбрать части слов:

В карточке №2

из пятого слова взять второй слог

В карточке №3

Из второго слова выбрать предпоследнюю букву, из пятого слова в последнем

слоге две первые буквы

В 6 карточке выбрать: в последнем слове последнего слога согласную букву

Из этих выбранных частей нужно собрать слово — ключ

Ключ ТЕРАКТ

Если

участники

не

смогли

составить

слово,

подсказкой

может

служить

определение теракта.

4 станция “Террористический акт”

Задание 1.

Игра «Найди меня».

Представьте, что вы едите в транспорте. Где может располагаться взрывчатое

вещество, в виде какого предмета?

Покажите фишками на изображении автобуса эти места. Из набора карточек

выберите

предметы,

в

которых

может

быть

замаскировано

взрывное

устройство.

Приложение.

Задание 2.

На некоторых карточках, с которыми участники работали, написаны цифры.

Каждая цифра соответствует номеру конверта (конверты висят на доске).

Участники должны найти нужные им конверты, внутри которых слоги. Из

найденных слогов необходимо собрать слово-ключ.

Ключ ТЕРРОРИЗМ

5 станция “Теракт”

Задание.

Участникам предоставляется кнопочный телефон и инструкция

Инструкция.

кнопка 6 — 3 раза

кнопка 4 — 1 раз

кнопка 3 — 2 раза

кнопка 6 — 1 раз

кнопка 6 — 1 раз

кнопка 5 — 3 раза

кнопка 6 — 1 раз

кнопка 2 — 3 раза

кнопка 5 — 3 раза

кнопка 2 — 1 раз

кнопка 6 — 1 раз

кнопка 6 — 3 раза

кнопка 4 — 1 раз

кнопка 9 — 1 раз

кнопка 3 — 4 раза

Участники

должны

догадаться,

что

если

на

кнопки

нажать

написанное

количество раз, то печатается определенная буква. Если по очереди печатать,

получится слово-ключ.

Ключ ТЕРРОРИЗИРОВАТЬ

6 станция “Терроризм”

Задание. Разгадайте кроссворд. В выделенном поле получится слово — ключ

Приложение.

Ключ ТЕРРОРИСТЫ

Если участники не смогли отгадать все слова в кроссворде и не отгадали

слово — ключ, предлагается подсказка: ребус.

Приложение.

После

прохождения

игры-квеста,

участники,

набравшие

6

ключей,

собираются в одном помещении и делятся впечатлениями: что удалось, где

испытывали трудности… В качестве вознаграждения каждый член команды

получает буклет “Антитеррор!” и все участники смотрят социальный ролик.

Видео

Приложение.

1 станция

2 станция

4 станция

5 станция

6 станция

4

3

5

2

1

6

7

8

4

з

3

5

э

в

а

к

у

а

ц

и

я

л

ж

2

1

о

п

а

с

н

о

с

т

ь

ж

с

е

н

6

с

т

р

а

х

и

р

к

7

у

г

р

о

з

а

р

и

с

т

8

в

з

р

ы в

По горизонтали.

1. Возможность, вероятность возникновения угрозы жизни.

5. Вывоз людей из опасной местности.

6. Очень сильный испуг, сильная боязнь

7. Запугивание, обещание причинить кому-то зло.

8. Быстрый и резкий процесс горения, который ведет за собой моментальное

разрушение объекта или даже нескольких объектов сразу.

По вертикали.

2. Бандит, добивающийся своих целей путем захвата заложников с угрозой их

уничтожения, участник актов террора.

3. Чувство сильного страха

4. Человек, удерживаемый силой с целью заставить выполнить какие-либо

требования.

Подсказка

Наш мир без терроризма

Цели:

  • объяснить сущности терроризма, его типы и цели;

  • совершенствование у школьников знаний о терроризме;

  • формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.

Задачи:

  1. Изучить правила поведения при теракте;

  2. Показать жестокость террористических актов.

Оборудование: мультимедийный проектор,ноутбук.

Современное общество, сегодня столкнулось с острой проблемой – появлением такого способа разрешения политических противоречий, как терроризм. С одной стороны, это явление в мировой истории не ново – достижение целей политической борьбы посредством физического насилия и морально-психологического устрашения населения практикуется с момента зарождения человеческой цивилизации. Вместе с тем, именно сегодня проблема терроризма приобретает особый резонанс, так как в современных условиях его мишенью становятся наименее готовые противостоять насилию граждане, и, что особенно ужасно, зачастую жертвами террористов ста- новятся дети. Россия вот уже более 20-ти лет подвергается постоянным террористическим атакам, среди которых одним из самых циничных актов является захват террористами школы в г. Беслане (респ. Северная Осетия – Алания) в сентябре 2004 г. Жертвами террористов стали тогда более трехсот человек, среди которых 186 — дети школь ного и дошкольного возраста. В память об этом страшном событии, в России 3 сентября была установлена памятная дата – День солидарности в борьбе с терроризмом. День 3 сентября является на сегодняшний день самой новой памятной датой России. Она официально утверждена федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России», который был выпущен 6 июля 2005 года. В этот день в России отдают дань памяти жертвам террора и сотрудникам правоохранительных органов, отдавших свои жизни в борьбе с терроризмом. По всей стране проходят траурные мероприятия – митинги, возложения цветов и венков, вахты памяти, уроки мужества. Цель осуществления таких публичных мероприятий – объединить все слои общества в противостоянии террористической идеологии, сказать решительное «Нет!» террористам, покушающимся на безопасность граждан нашей страны.

Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.

Слово » террор» в переводе с латинского означает «ужас».

Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится достичь своей цели при помощи насилия. Террористы — это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.

 Понятие «терроризм», «террорист», появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово «Терроризм» превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие «терроризм» уже означало спектр различных оттенков насилия. В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай — это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются. Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время «перестройки».

Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего? Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты.

Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача — подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.

Стихотворение « терроризм» (Соболь Артём)

Терроризм — это страшное слово, 
Это боль, отчаянье, страх, 
Терроризм- это гибель живого! 
Это крики на детских губах. 
Это смерть ни в чём не повинных- 
Стариков, женщин, детей! 
Это подлое злое деянье 
озверевших, жестоких людей. 

Терроризм — это язва на сердце, 
Боль всех народов Земли. 
Мы помянуть всех погибших 
Сегодня на митинг пришли. 

Погибших во время терактов, 
Убитых в Беслане ребят; 
Взорванных в самолётах, 
В Чечне погибших солдат 
Застреленных при захватах, 
На всех континентах Земли. 
Чья кровь пролилась безвинно, 
Чьи жизни от нас унесли. 

Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Только в 2000 году в мире было совершено 423 террористических акта, 405 человек погибли и 791 получили ранение. За десять лет совершено 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!

В России:

С 2000 по 2013 год на территории России был совершен 81 террористический акт с участием в общей сложности 123 смертников, в том числе как минимум 52 женщин-смертниц, исполнитель одного из самоподрывов пока не определен. В результате этих терактов 1216 человек погибло и более 3263 получили ранения различной степени тяжести.

2014

  • 9 января. На трассе Кироваул-Чонтаул в Кизилюртовском районе (Дагестан), в результате подрыва полицейского КамАЗа, ранены двое полицейских. Мощность самодельной бомбы, заложенной у обочины дороги, составила около восьми килограммов тротила[131].

  • 17 января. В Махачкале (Дагестан, Россия), неизвестные преступники обстреляли из гранатомета ресторан «Золотая империя», а затем подорвали припаркованный у заведения автомобиль[132].

  • 5 октября. Теракт в Грозном. 19-летний Апти Мударов произвёл самоподрыв после того, как был остановлен полицейскими при проходе рамок металлоискателя на праздновании Дня города. Взрыв произошёл в 17:05, за два часа до начала праздничного мероприятия. 5 полицейских погибли, ещё 12 пострадали[133].

  • 4 декабря. Произошло нападение боевиков на Грозный. Боевики захватили Республиканский Дом печати, который был отбит штурмом. Кроме того — боевики скрывались в школе № 20 и Медицинском колледже. Погибли 14 сотрудников полиции и 2 мирных жителя, ранено 39 сотрудников правоохранительных органов и 1 мирный житель. Уничтожено 11 боевиков, 5 из которых опознаны.

2015

  • 29 декабря. Обстрел Дербентской крепости. В результате обстрела туристов из автоматического оружия группой террористов погиб один человек и ещё 11 получили ранения. Ответственность за теракт взяло на себя руководство «ИГИЛ».

2016

  • 15 февраля. Взрыв на посту ДПС в Дербентском районе Дагестана. Погибло двое полицейских, свыше десяти человек получили ранения. Ответственность за теракт взяло на себя руководство «ИГИЛ».

2017

  • 3 апреля — теракт в Петербургском метрополитене унёс жизни 16 пассажиров[134], пострадало 87 человек[135]. Террорист-смертник — 22-летний уроженец Киргизии, гражданин РФ Акбаржон Джалилов — мог быть членом «спящей ячейки» запрещённой в России террористической организации «Исламское государство».

  • 19 августа — теракт в Сургуте. В центре города террорист нападал с ножом и топором на прохожих[136]. Было ранено 7 человек. Нападавший был ликвидирован двумя выстрелами нарядом полиции в ходе погони. Ответственность за резню взяло на себя запрещённое в России «Исламское государство».

Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах городов.

ВСЕМ кто сгорел в захваченном самолете, взорван бомбою на улице, в кафе, автобусе, скоростном экспрессе, умерщвлен, будучи взят заложником, завален обломками зданий бессмысленно и навсегда посвящается стихотворение

Ещё вчера вы были живы. (Комаров Даниил)

Ещё вчера вы были живы
Мечтали, думали, любили.
Но рок судьбы нить разорвал
И молодую жизнь забрал.

Ещё вчера вы обнимали
Отца, мать, брата и сестру
И грудь свободою дышала,
Но, а сегодня вы в раю.

Чем можем вам помочь?
Не знаю.
Но боль сжимает сердце мне.
Я к богу сердцем призываю
И слёзы душат душу мне.

Но, а сейчас мы с вами вместе
Молитвы, слёзы и слова
Обращены к Нему, а я лишь
Скорблю и помню вас всегда.

Кончая эти строки, плачу
Не холодна слеза моя
Я знаю, вы теперь свободны,
Вас не забудут никогда!

Как же не стать жертвой теракта? 

Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими (на 2 июня 2017 г.)

п/п

Наименование организации

Суд, вынесший решение (приговор), дата вынесения решения (приговора) и номер дела (при наличии), дата вступления решения (приговора)

в законную силу

1

«Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

2

«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»

Верховный Суд
Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

3

«База» («Аль-Каида»)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

4

«Асбат аль-Ансар»

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

5

«Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

6

«Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

7

«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

8

«Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

9

«Лашкар-И-Тайба»

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2013

10

«Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

11

«Движение Талибан»

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

12

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

13

«Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

14

«Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

15

«Дом двух святых» («Аль-Харамейн»)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 14.02.2003 № ГКПИ 03 116,

вступило в силу 04.03.2003

16

«Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 02.06.2006 № ГКПИ 06-531,

вступило в силу 16.06.2006

17

«Исламский джихад – Джамаат моджахедов»

Верховный Суд Российской Федерации,

от 02.06.2006 № ГКПИ 06-531,

вступило в силу 16.06.2006

18

«Аль-Каида в странах исламского Магриба»

Верховный Суд Российской Федерации,

от 13.11.2008 № ГКПИ 08-1956,

вступило в силу 27.11.2008

19

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 08.02.2010 № ГКПИ 09-1715,

вступило в силу 24.02.2010

20

«Синдикат «Автономная боевая террористическая организация (АБТО)»

Московский  городской суд,

от 28.06.2013 № 3-67/2013,

вступило в силу 27.11.2013

21

Террористическое сообщество – структурное подразделение организации «Правый сектор»
на территории Республики Крым

Московский  городской суд,

от 17.12.2014, б/н,

вступил в силу 30.12.2014

22

«Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 29.12.2014 № АКПИ 14-1424С,

вступило в силу 13.02.2015

23

Джебхат ан-Нусра (Фронт победы) (другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 29.12.2014 № АКПИ 14-1424С,

вступило в силу 13.02.2015

24

Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского»

Московский городской суд,

от 18.02.2015 № 3-15/2015,
вступило в силу 12.08.2015

25

«Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM» (Благословение от Аллаха милоственного
и милосердного СИРИЯ)

Московский окружной военный суд,

от 28.12.2015 № 2-69/2015,

вступило в силу 05.04.2016

26

Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Верховный Суд Российской Федерации,

от 20.09.2016 № АКПИ 16-915С,

вступило в силу 25.10.2016

27

«Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад»

Московский областной суд,

от 28.04.2017 № 3а-453/17,

вступило в силу 02.06.2017

БЕСЕДА:

Ребята, как же не стать жертвой теракта? (Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов. Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления людей — это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.) Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан, сумка, игрушка и т. д.).

Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции).

Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону). Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы). Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей). Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить, что главная – цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, Помнить – спецслужбы начали действовать).

Рефлексия. Проведём игру «Если бы …»

  • Если бы ты шёл по коридору школы. Тишина. Ты услышал тиканье будильника, но вокруг ничего не увидел. Ваши действия.

  • Если бы в школу позвонили и предупредили о том, что школа заминирована. Ваши действия.

  • Если бы ты зашёл в подъезд и увидел подозрительный предмет (свёрток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Ваши действия.

  • Если бы ты возвращался из школы и в подъезде встретил стоящего незнакомого человека. Ваши действия.

Правила поведения в случае угрозы террористического акта.

  • Помните – ваша цель остаться в живых.

  • Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, т. к. это может привести к взрыву.

  • Сообщайте взрослым или в полицию.

  • Если же вы всё-таки оказались заложником, не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.

Сейчас вы получите памятки. Здесь содержатся рекомендации, которые помогут вам спасти собственную жизнь и жизнь ваших близких.

Спросите, зачем это нам надо? Мы далеко от больших городов и никому не придёт в голову совершить теракт здесь. Но давайте вспомним с вами 2004 год. Праздник 1 сентября. В первые сентябрьские дни в школе №1 г. Беслана террористы удерживали 1128 заложников. Погибли 330 человек. Из них 186 детей. Самому маленькому из погибших исполнилось 6 месяцев. Дети с родителями пришли в школу на День знаний, не ожидая беды и радуясь новому учебному году. Боевики проникли в школу № 1 и захватили в заложники, учеников, их родителей и учителей. В здании школы преступники целых три дня удерживали 1.128 человек. Погибло более 350 человек, что составило около 1% населения города. Среди погибших были не только заложники и мирные жители, но также и военнослужащие. Половина погибших являлись несовершеннолетними лицами. Особая трагичность этого теракта заключается в том, что погибли в основном дети и женщины. Ранено было более 500 человек. Вместе с матерями Беслана в траур облачились миллионы матерей. Ведь самое дорогое, что есть у человека – это жизнь, а самое дорогое для матери – это жизнь ребенка.

Это страшные страницы истории. Это тоже наши слёзы.

Видеоролик «Памяти жертв теракта в Беслане».

Подведём итог нашего мероприятия.

Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.

Всё мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончится и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.

Шумел в деревьях ветер, 
Плакал дождь, 
Мешая воду с кровью на асфальте, 
Тонули в лужах лепестки от роз, 
И красным отливало чье-то платье. 
Как пахло гарью, болью и тоской, 
Как остро жалость вкручивалась в сердце, 
И бликом жизни крестик золотой 
Лежал в безжизненной ладошке детской. 
На небе сером плыли облака 
И серыми людей казались лица, 
Летела вниз зеленая листва 
Калейдоскопом, скручивая мысли. 
Рядами на земле лежат тела, 
Врезаясь намертво, стоят перед глазами, 
Лишь памяти незримые тома 
Сравняют потрясение годами. 

Методические
рекомендации

по проведению
учений по вопросам антитеррористической

безопасности

При проведении проверок
антитеррористической безопасности
ряда городов и районов Республики
Башкортостан в числе основных недостатков
выявлены:

слабые знания
ответственными работниками объектов
(объекты повышенной опасности,
жизнеобеспечения) своих обязанностей
в случае возникновения угрозы или
совершения террористического акта;

недостаточная
организация взаимодействия
правоохранительных органов на местах
между собой и с администрацией предприятий
повышенной опасности;

недостаточные
знания работниками подразделений
внутренних дел (отделения милиции, БВД,
ГИБДД, БВО), органов управления ГОЧС
своих действий, а также разделения
обязанностей между собой в случае
возникновения чрезвычайной ситуации
террористического характера.

При этом установлено,
что на местах при проведении
антитеррористических тренировок не
учитываются особенности объектов, в
связи, с чем последствия их
антитеррористической действий в случае
возникновения реальной чрезвычайной
ситуации террористического характера
могут быть катастрофическими. В частности,
при локализации и нейтрализации
«террористов» не определяются для
членов группы захвата или блокирования
возможные сектора обстрела (с целью
предотвращения неумышленного подрыва
емкостей с взрывоопасными, ядовитыми
и легковоспламеняющимися веществами),
не изучаются особенности объекта (места,
где возможно попадание в опасную зону
высокого напряжения, химического
заражения и т.д.).

С учетом изложенного,
для отработки форм, способов и методов
взаимодействия всех заинтересованных
структур, участвующих в антитеррористических
мероприятиях, целесообразно проведение
в городах и районах Республики Башкортостан
антитеррористических учений по следующим
тематикам:

1. Антитеррористическая
операция по противодействию террористам,
захватившим крупный объект жизнеобеспечения.

2. Антитеррористическая
операция по противодействию террористам,
захватившим химически опасный объект.

3. Антитеррористическая
операция по противодействию террористам,
захватившим транспортное средство с
заложниками (автобус, самолет и т.д.).

4. Антитеррористическая
операция по противодействию массовым
уличным беспорядкам в местах скопления
населения, инициированным политическими,
религиозными экстремистами или
экстремистами из молодежной среды.

Подготовку и
проведение учений целесообразно
разделять на следующие этапы:

1. Создание рабочей
группы по подготовке учений, в состав
которой должны войти компетентные
представители от всех заинтересованных
организаций.

2. Определение
конкретного места проведения учения и
сценария проведения учения. Согласование
времени, места проведения, участников
и сценария учений.

3. Ознакомление (с
выездом на место) участников учений со
спецификой объекта, на котором будет
проводиться учение.

4. Отработка
алгоритма действий каждой организации,
участвующей в учениях.

5. организация и
проведение штабных тренировок (с выездом
на место) по сценарию проведения учений.

6. Организация и
проведение тренировок (возможно,
поэтапных) по сценарию учения.

7. Организация и
проведение (при необходимости) репетиций
учений.

8. показательные
учения.

Основной задачей
учений должна быть отработка единой
системы взаимодействия всех организаций
и учреждений, участвующих в
контртеррористических операциях
применительно к специфике того или
иного объекта или ситуации.

По результатам
учений целесообразно готовить
соответствующий отчет, который
впоследствии может быть использован
как учебное пособие по обучению
организации антитеррористических
операций по различным ситуациям.

Примерный сценарий
учений на объекте энергетики

В в о д н а я.
Проникновение группы террористов на
территорию станции, подрыв ГРП, возможное
минирование других объектов, захват
главной диспетчерской ГРЭС, удержание
заложников и склонение их к проведению
технологических операций, в результате
которых должен произойти полный вывод
объекта из строя и его разрушение в
результате взрыва паровых котлов.

Предполагается
отработка действий следующих структур:

1. Охраны предприятия
при получении сигнала о нападении.

2. Администрации
предприятия, руководителя ОУ ГОЧС и
других ответственных работников при
получении сигнала о нападении. Действия
соответствующих служб, формирований
гражданской обороны на объекте.

3. Действия
правоохранительных и иных органов
(поэтапно по мере оповещения и прибытия),
в частности:

действия
территориального органа ФСБ РФ по
Республике Башкортостан (организация
работы штаба контртеррористической
операции, предоставление соответствующих
документов в ФСБ РФ по РБ);

действия подразделения
вневедомственной охраны после получения
сигнала (через кнопку тревожной
сигнализации) о захвате объекта;

действия подразделения
органов внутренних дел (отделения
милиции), на территории обслуживания
которого находится захваченный объект;

действия
территориального органа МВД РБ по месту
нахождения объекта;

действия
антитеррористической комиссии района,
создание штаба контртеррористической
операции;

действия службы
безопасности объекта при получении
сигнала о захвате станции террористами
(развертывание мобильного пункта
управления контртеррористической
операцией, предоставление паспорта
антитеррористической безопасности
объекта, проводников и консультантов
для спецподразделений ФСБ РФ по Республике
Башкортостан и МВД РБ по борьбе с
терроризмом);

действия
спецподразделений ФСБ РФ по РБ по борьбе
с терроризмом;

действия органов
управления ГОЧС муниципального
образования;

действия сил и
средств местного звена БТП РСЧС;

организация работы
мобильного пункта управления
контртерроритстической операции и
другое.

Соседние файлы в папке 14 часовая программа

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий антинаркотической дискотеки
  • Сценарий антинаркотической викторины
  • Сценарий ангелы выбирают мам
  • Сценарий анальных игр
  • Сценарий антинаркотического фестиваля