Сценарий антониони затмение

Читать текст фильма Затмение (L'eclisse, 1962): фразы, сюжет, описание, краткое содержание кино онлайн

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Робер и Раймон Аким представляют
Ален Делон
Моника Витти
ЗАТМЕНИЕ
Фильм Микеланджело Антониони
В ролях: Франсиско Рабаль
Лилла Бриньоне, Россана Рори, Мирелла Риккьярди, Луи Сенье
Авторы сценария Микеланджело Антониони и Тонино Гуэрра
При участии Элио Бартолини и Оттьеро Оттьери
Композитор Джованни Фуско
Оператор Джанни ди Венанцо
Художник-постановщик Пьеро Полетто
Производство «Интеропа Филм» — «Чинериц» (Рим)
и «Пари Фильм Продюксьон» (Париж)
Продюсеры Робер и Раймон Аким
Режиссёр Микеланджело Антониони
Так что, Рикардо?
Ты о чём?
О том, о чём мы говорили всю ночь.
Да.
Давай решать.
Я уже решила.
Да?

— Я ухожу, Рикардо.
— Идёшь гулять в такое время?
В последний раз.

— Нет, Рикардо, прошу, не надо. -А что мне делать?
Скажи, что мне сделать, и я сделаю это. Обещаю.
Я сделаю всё, что ты скажешь.
Только скажи, что — и я исполню это до твоего прихода.
Я хотел сделать тебя счастливой.
Когда мы встретились, мне было 20.
Тогда я была счастлива.
Послушай.
Вчера я принесла тебе перевод немецкой статьи.
Прости, я не могу больше этим заниматься.
Но я знаю, кто можеттебе помочь.
Я попрошу их, если хочешь.
Мне кажется, я больше не должна это делать.
Но если ты настаиваешь, я продолжу.
Больше ничего не скажешь?

— Я ухожу.
— Подожди!

— Чего мне ещё ждать?
— Подожди, пожалуйста.
Мы избегали некоторых тем. Зачем сейчас их затрагивать?
Нет.
Кое-что ты не могла мне сказать. Ты ведь не жестока.
К тебе я жестока.
Пусть так, Виттория, но это неважно.
Скажи одно: ты меня не любишь?
Ты не хочешь выйти за меня замуж?
Не знаю.
Когда ты разлюбила меня?
Не знаю.
Ты уверена?
Да.
Но ведь должна быть причина, какая-то причина. Я могу её понять.
Я не знаю причины.

— Я хотел…
— Сделать меня счастливой.
Но с тобой я не стала счастливее.
Нет, пожалуйста, не начинай.
-У тебя появился другой?
— Нет.
Нет, я ведь сто раз тебе говорила.
Я могу позвонить тебе?
Нет.
Я подумал… Извини, я не предложил проводить тебя.
Рикардо, я пойду одна.
Пешком? Я пойду с тобой.

— Зачем ты меня провожаешь?
— Я же всегда тебя провожал.
Виттория, мы ведь никогда не выходили по утрам.
Так рано.
Открыто!
Может, позавтракаем?
Я не голодна, Рикардо.
Не голодна.
Для меня это тоже была ужасная ночь.
Прости.
До свидания. Хотя нет.
Мы ведь будем созваниваться? Или нет?
Не будем?
Береги себя.
Ты совершенно прав.
Синьорина. Синьорина.
Мама!

Да.

— 2700.
— Сколько дашь?
10 тысяч? Идёт.
Нет-нет, «Фиат» подскочил в цене с 2930 до 3053.
Простите, синьорина, у вас есть информация?
Минутку.
Я только что узнал. Акции «Финсидера» поднимутся. Купи мне пока 50 тысяч.

— Хорошо.
— Договорились.
Куплю 20 тысяч акций «Финсидера» по 20!

— Я продам 5 тысяч!
— Продаю, продаю!
5 тысяч!
Куплю 30 тысяч акций

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Искусство стоит любит за то, что оно рассказывает нам о нас самих, но всегда в необычной, уникальной форме. В своих фильмах Микеланджело Антониони скорее выступает в роли художника, нежели режиссера. В них нет кричащих о своих чувствах героев, есть только те, которые ведут тихую войну внутри себя. Антониони как-то сказал:

«В моих фильмах вообще ничего нет, кроме того, что вы чувствуете»

В феврале этого года «Иноекино» при поддержке журнала «Искусство кино» показали на больших экранах Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска известную тетралогию Антониони об одиночестве. Она состоит из фильмов «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня». Каждый фильм привнес в развитие кинематографа большой вклад, но «Затмение» расположилось в центре «трилогии отчуждения и некоммуникабельности» и оказалось именно той картиной, в которой автор максимально раскрыл свой замысел.

 

 

Внятно объяснить и описать чувства, которые рождаются при просмотре, очень сложно, но попытаться стоит.
В основе сюжета – развитие любовных отношений между людьми. Виттория, главная героиня, доведена до отчаяния. Ее жизнь — некий марафон, состоящий из множества встреч. Она уходит от мужчины в начале фильма, но уже в середине встречает другого. Встречи с подругой, соседкой, мамой… Виттория кружится между ними, словно на коньках, задыхаясь от обязательств, которые ей пытаются навязать.

Внешняя суета противопоставлена внутренней отстранённости героини. В каждом диалоге чувствуется недосказанность, в каждом взгляде присутствует неопределённость. Виттория ни в чем не уверена. Все ее отношение к жизни можно охарактеризовать одним предложением: «Я бы хотела не любить тебя, или полюбить сильнее». Лишь умение искренне смеяться отличает эту девушку от других героинь антониониевской тетралогии.

 

 

Развитие отношений между Пьеро, которого играет Ален Делон, и Витторией происходит медленно. Они не бросаются клятвами о вечной любви. На протяжении всей картины герои будто присматриваются друг к другу. Даже в конце фильма трудно ответить на вопрос: а что дальше? Дальше — жизнь. Да и вообще режиссер призывал не искать конкретику: «Персонажи моих фильмов – это персонажи, не надо воспринимать их ни как живого человека, ни как некий символ. Не пытайтесь вынести мораль из их жизненной ситуации. Воспринимайте их как что-то, реагирующее с вашим сознанием, превращающееся в личный эмоциональный опыт».

Единственный способ понять, о чем говорит режиссер – посмотреть его работу. В случае с Антониони, это абсолютная правда. Поэтому приятно узнавать, что есть люди, которые возвращают на большие экраны великие картины мировых режиссеров. В марте «Иноекино» покажут ретроспективу Пола Томаса Андерсона и избранные фильмы Бернардо Бертолуччи, а к 8 марта будет специальный показ фильма «Завтрак у Тиффани».

«ЗАТМЕНИЕ» (L’eclisse)
Италия-Франция. 1962. 118 минут.
Режиссёр Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni)

Авторы сценария Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni), Тонино Гуэрра (Tonino Guerra) при участии Элио Бартолини (Elio Bartolini) и Оттьеро Оттьери (Ottiero Ottieri) 
Оператор Джанни Ди Венанцо (Gianni Di Venanzo)
Художник Пьеро Полетто (Piero Poletto)
Композитор Джованни Фуско (Giovanni Fusco)
В ролях: Ален Делон (Alain Delon), Моника Витти (Monica Vitti), Франсиско Рабаль (Francisco Rabal), Луи Сенье (Louis Seigner), Лилла Бриньоне (Lilla Brignone), Розанна Рори (Rosanna Rory), Мирелла Риччарди (Mirella Ricciardi)
Премии: специальный приз жюри (поровну с «Процессом Жанны Д’Арк» / Proces de Jeanne d’Arc Робера Брессона / Robert Bresson) на МКФ в Канне
Оценка — 10 (из 10)

Экзистенциальная драма

Этот фильм, некогда смущавший умы интеллектуалов всего мира (в том числе и у нас, когда довольно неожиданно попал в советский кинопрокат, хотя и лишился, скорее всего, из-за необходимости сокращения почти двухчасового хронометража, одного из ключевых эпизодов — полёта на небольшом частном самолёте) вполне может теперь показаться старой доброй классикой. Обострённо нервная, мятущаяся героиня Моники Витти, которую здесь зовут Витторией, терпит вопреки своему имени поражение за поражением в личной жизни, опять переживая прославившую Микеланджело Антониони на рубеже 50-60-х годов («Затмение» — четвёртая часть условной пенталогии: от «Крика» до «Красной пустыни») проблему «некоммуникабельности чувств» в экономически стабилизировавшемся обществе.
Но также впечатляюще запечатлены постановщиком вместе с уникальным оператором Джанни Ди Венанцо, умевшим поразительно ощущать различные режиссёрские манеры (от Франческо Рози до Федерико Феллини), сцены биржевой лихорадки, ныне ведомой и нам. Суетливое движение людей в ограниченном пространстве ещё сильнее подчёркивает их внутреннюю пустоту. Каждый из них как будто пытается заполнить свою жизнь энергичным действием и придать ей некую осмысленность. Все хотят непременно быть, а не всего лишь казаться. И наивно думают, что правят миром, поскольку от них якобы зависит быстрая смена цифр на демонстрационном табло биржи.
На самом-то деле эти люди — только марионетки, а биржа — некая видимость регулятора экономики. Кажется, что какой-то Рок определяет человеческие судьбы и общественные перемены. А в машинальных поступках участников всеобщего водоворота куда больше непостижимого и зашифрованного, как, например, в тех детских рисунках, что машинально оставляет на листочке бумаги толстяк-буржуа, только что потерявший несколько миллионов на бирже.
В эпизоде на квартире у Марты, новой знакомой Виттории, словно находит реальное воплощение её мечта об иной — нецивилизованной, дикой, доисторической — жизни, где есть место неосознаваемым инстинктам. Лишь на время сменив лицо на маску (переодевшись в африканскую экзотическую одежду), на мгновение забыв о самой себе, перевоплотившись, как бы переселив свою душу в другое тело, Виттория вскоре по рассказам Марты понимает, что и в Кении может быть ужасно скучно. Пустота давно заполнила душу человека. От этой опустошённости никуда не улететь, как в упоминавшейся сцене короткого воздушного путешествия, и ни за что уже не избавиться. Да и чуть ли не весь мир, который окружает Витторию, находится будто за стеклом или, вернее, под стеклянным колпаком (если вспомнить, допустим, «Золотой горшок» Гофмана). Он удивительно призрачен и почти ирреален, хотя оттуда всё равно нельзя выбраться.
Страшно пустынный, голый и безжизненный пейзаж предночного города, производящий впечатление некоего фантастического мира, который словно испытал воздействие нейтронной бомбы, представляется весьма точной проекцией на экран подсознательного состояния героини, которая так и не встретилась с равнодушным и холодным возлюбленным, биржевым дилером Пьеро, на их обычном месте свидания у строящегося дома. А мертвенный свет фонаря в последнем кадре дополняет ощущение общей тревоги и безысходности существования человека в подобной реальности. Поистине — затмение!

Затмение
L’ Eclisse
Жанр

драма

Режиссёр

Микеланджело Антониони

Автор
сценария

Микеланджело Антониони
Тонино Гуэрра

В главных
ролях

Моника Витти
Ален Делон
Франсиско Рабаль
Луи Сенье

Оператор

Джанни Ди Венанцо

Длительность

123 мин.

Страна

Flag of Italy.svg Италия
Flag of France.svg Франция

Год

1962

IMDb

ID 0056736

«Затме́ние» — кинофильм режиссёра Микеланджело Антониони. Образует своеобразную трилогию с его картинами «Приключение» и «Ночь».

Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля 1962 года и номинация на «Золотую пальмовую ветвь» (победа досталась бразильскому фильму «Исполнитель обета»). Детям рекомендуется просмотр совместно с родителями.

Сюжет

Героиня фильма, молодая привлекательная женщина Виттория (Моника Витти), сделала нелёгкий выбор. Вместо того, чтобы всю жизнь тешить себя иллюзиями и фактически находиться на привязи, она уходит от своего жениха. Один лёгкий нюанс подтверждает правильность её выбора. Жених Виттории стремится вернуть всё на круги своя, идёт за ней, пытается проводить, довозит до дому, обещает позвонить, звонить, звонить. Когда они всё-таки прощаются, она останавливается и смотрит ему вслед. Виттория обернулась, а он — нет.

То же самое произойдет и с Пьеро (Ален Делон), молодым, энергичным биржевым маклером-консультантом. Он тоже не обернется. Но Виттория к этому уже готова. Поэтому она никак не форсирует события, не стремится сблизиться с ним, хотя он, несомненно, для неё привлекателен. К тому же услугами Пьеро пользуется мать Виттории (сближение происходит как раз тогда, когда страну охватывает экономический кризис, и мать Виттории, отчасти по вине Пьеро, терпит серьёзные убытки).

Герои фильма избегают разрушающих душу страстей, они идут по жизни лёгкой поступью. И это не равнодушие, это — невозмутимость. Виттория прослеживает маршрут толстяка, который во время кризиса лишился всего своего состояния — 50 миллионов лир. Что же делает толстяк? Он берёт в аптеке успокаивающее лекарство, в ближайшем кафе запивает таблетки минеральной водой и что-то рисует на салфетке. Потом уходит. Виттория смотрит на рисунок: изображены цветочки.

В ролях

  • Ален Делон — Пьеро
  • Моника Витти — Виттория
  • Франсиско Рабаль — Риккардо
  • Луи Сенье — Эрколи
  • Лилла Бриньоне — мать Виттории

«Затмение» и «Сладкая жизнь» Феллини

В одной из сцен обыгрывается сцена из фильма «Сладкая жизнь», вышедшего на экраны двумя годами ранее. В начале фильма Федерико Феллини мы видим вертолёт, который тащит над городом огромную статую Христа. Здесь будет нечто подобное: кран вытаскивает из пруда автомобиль Пьеро и тащит его над толпой зевак. В машине — труп. Накануне вечером подвыпивший молодой человек угнал авто на глазах хозяина, не справился с управлением и улетел в пруд. Герои фильма не склонны к рефлексиям по поводу гибели человека. Пьеро относится к этому печальному событию в высшей степени философски: «Куплю новую, а эту продам. Пробег всего 8 000 миль, вмятин почти нет».

Христос в фильме Феллини из Бога превращается в ритуальный предмет, впечатляющий римскую богему лишь своими размерами. Машина — ритуальный предмет среднего класса, и он совсем не впечатляет Пьеро. Главные герои фильма избавлены от опасной болезни — «вещизма». Пьеро ходит на биржу не ради больших денег, а потому лишь, что она его прикалывает. Нравится ему эта смешная суета. Он участвует в процессе, не проникаясь и не заражаясь им. Это подчеркивается в частности тем, что у Пьеро есть роскошная квартира, но он предпочитает жить в скромной квартирке в одной из стандартных многоэтажек.

Вопреки Феллини, который называет свой фильм «Сладкая жизнь» и осуждает эту «сладкую жизнь», Антониони называет свой фильм «Затмением» и осуждает затмение в мозгах людей, недовольных этой вполне сладкой жизнью. ещё вернее, он ничего и никого не осуждает, — а это, обычно, сбивает с толку.

Ссылки

  • «Затмение»  (англ.) на сайте Internet Movie Database 7.7 из 10 звёзд

Фильмы Микеланджело Антониони

Хроника одной любви (1950) • Побеждённые (1953) • Дама без камелий (1953) • Подруги (1955) • Крик (1957) • Приключение (1960) • Ночь (1961) • Затмение (1962) • Красная пустыня (1964) • Фотоувеличение (1966) • Забриски-пойнт (1970) • Китай (1972) • Профессия: репортёр (1975) • Тайна Обервальда (1981) • Идентификация женщины (1982) • За облаками (1995)

«Затме́ние» — кинофильм режиссёра Микеланджело Антониони, вышедший на экраны в 1962 году. Завершает своеобразную трилогию, начатую картинами «Приключение» и «Ночь». Лента получила специальный приз жюри Каннского кинофестиваля.

Сюжет

На рассвете понедельника 10 июля 1961 года молодая переводчица Виттория (Моника Витти) разрывает отношения с Риккардо (Франсиско Рабаль) после долгой ночи разговоров в его квартире в римском квартале всемирной выставки. Риккардо пытается убедить её остаться, говоря, что хочет сделать её счастливой, но она выключает свет в квартире, говорит, что больше не любит его, и уходит. Когда она идёт по пустынным утренним улицам, Риккардо догоняет её и провожает до её дома по адресу 307 Viale dell’Umanesimo, где они окончательно прощаются. Виттория смотрит вслед Риккардо, но он не оборачивается.

Спустя некоторое время Виттория встречается со своей матерью на римской фондовой бирже. Посетители и инвесторы нервно наблюдают, как трейдеры мечутся, дико жестикулируя и заключая сделки. Молодой биржевой маклер Пьеро (Ален Делон), подслушав инсайдерскую информацию, бросается покупать акции, а затем продаёт их с большой прибылью. Пьеро представляется Виттории, он — маклер её матери. Когда раздаётся объявление о смерти бывшего брокера от сердечного приступа с просьбой почтить его память минутой молчания, суета на бирже замирает. Во время минуты молчания телефоны продолжают звонить, а когда она заканчивается, в комнате снова вспыхивает бешеная активность. Покинув биржу, Виттория и её мать идут к овощному киоску поблизости. Виттория пытается рассказать о своих неудавшихся отношениях, но её мать больше озабочена деньгами, которые она сегодня заработала, и своими покупками.

В тот же вечер соседка Виттории Анита (Россана Рори) навещает её и они обсуждают разрыв отношений. «Я так устала, так подавлена. Разочарована и сбита с толку», — говорит ей Виттория. Другая соседка Марта (Мирелла Риччарди) звонит и приглашает их в свою квартиру неподалёку. Марта рассказывает о ферме в Кении, которой она владеет с мужем, и о том, как там красиво. Решив немного развлечься, Виттория, нанеся тёмный макияж и одевшись как африканка, танцует под африканскую музыку, Анита присоединяется к ней. Марта, однако, не в восторге и просит Витторию прекратить. Разговор приобретает неприятный характер, когда Марта говорит об «обезьянах», которые вооружаются и угрожают белому меньшинству. Ситуация разрешается, когда Зевс, собака Марты, вдруг выбегает из дома и женщины спешат за ним. Отбежав чуть дальше от подруг, Виттория обращает внимание на звук металлического ограждения на ветру. Вернувшись домой, она слышит, как Риккардо на улице зовет её, но она прячется и не отвечает ему.

На следующий день Виттория и Анита летят в Верону на небольшом самолёте. В полёте Виттория очарована облаками. В аэропорту она с детским восторгом смотрит, как взлетают и садятся самолёты. «Здесь так чудесно!» — говорит она Аните. Тем временем на бирже резко падают цены на акции. Когда Виттория приезжает на биржу, она узнаёт, что её мать только что потеряла около десяти миллионов лир. Пьеро показывает ей человека, который потерял пятьдесят миллионов. Заинтересованная Виттория следует за ним по многолюдным улицам и наблюдает, как он, купив в аптеке успокоительное, запивает его водой в уличном кафе, рисует на листке бумаги цветы и уходит. Пьеро привозит Витторию в квартиру её матери на своём спорткаре Alfa Romeo Giulietta. Виттория показывает Пьеро семейные фотографии и комнату, в которой она выросла. Пьеро пытается поцеловать её, но она уклоняется. После короткой беседы с матерью Виттории Пьеро возвращается в свой офис, где сообщает плохие новости инвесторам.

После работы Пьеро встречается с девушкой по вызову, с которой он договорился о встрече, но он разочарован тем, что она перекрасила волосы из блондинки в брюнетку. Решив не идти с нею, Пьеро приезжает к квартире Виттории и прогуливается за окном, слушая, как она печатает. Заметив его, Виттория прячется за занавеской и подглядывает за ним. Когда проходящий мимо пьяный замечает её и, поприветствовав, уходит, Пьеро заговаривает с ней. Пока они беседуют, пьяный угоняет машину Пьеро. На следующее утро Виттория и Пьеро прибывают на озеро, в котором пьяный утонул сам и утопил машину, и наблюдают, как полицейские поднимают её из воды. Витторию поражает, что Пьеро больше озабочен вмятинами и состоянием мотора, а не смертью человека. Они совершают прогулку по парку и возвращаются к квартире Виттории. Отвязав воздушный шарик от стоящей во дворе детской коляски, Виттория зовёт свою новую подругу Марту и просит её сбить из винтовки шарик, пока он не поднялся в небо, что она и делает. На прощание Пьеро целует Витторию, но она выглядит обеспокоенной. Прежде чем уйти, она бросает деревянную щепку в бочку с водой.

Вечером Виттория пытается позвонить Пьеро, но его телефон занят. Когда он, наконец, берёт трубку, Виттория не говорит ему ни слова. На следующий день, ожидая Пьеро рядом со своим домом, Виттория заглядывает в бочку с водой и видит, что щепка всё ещё там плавает. Пришедший Пьеро рассказывает, что купил новую машину, BMW, вместо Alfa Romeo. Прогуливаясь, они проходят мимо медсестры, везущей девочку в детской коляске. Пьеро привозит Витторию в квартиру своих родителей, заполненную скульптурами и предметами искусства. Пока они разговаривают, Виттория выглядит встревоженной и не отвечает на вопросы Пьеро: «Необязательно знать так много о другом человеке, чтобы любить его. Иначе и любить не стоит». Они игриво целуют друг друга через стеклянное окно, а затем страстно целуются. После того, как Пьеро случайно рвёт бретельку её платья, Виттория уходит в спальню, где разглядывает старые семейные фотографии. Выглянув в окно, она видит на улице двух проходящих монахинь, людей, разговаривающих в кафе, одинокого солдата на углу. Пьеро входит в спальню и они занимаются любовью.

Некоторое время спустя Пьеро и Виттория лежат на холме, глядя в небо. Пьеро говорит, что чувствует себя иностранцем. Виттория отвечает: «Странно, я так же воспринимаю тебя». Пьеро спрашивает её, выйдет ли она за него замуж, на что Виттория отвечает, что сыта замужеством по горло. Пьеро возражает, что она ещё не была замужем, и расстраивается, оттого что не понимает её чувств. Когда он спрашивает её, зачем она с ним встречается, Виттория говорит: «Я бы хотела не любить тебя. Или любить сильнее». Спустя некоторое время Виттория и Пьеро целуются и обнимаются, лёжа на кушетке в его кабинете, и борются на полу как дети. Когда срабатывает будильник, они прощаются, договорившись встретиться в восемь часов вечера в «обычном месте» рядом с квартирой Виттории. Но в этот вечер воскресенья 10 сентября 1961 года ни один из них не появляется в условленном месте.

В ролях

  • Моника Витти — Виттория
  • Ален Делон — Пьеро
  • Франсиско Рабаль — Риккардо
  • Луи Сенье — Эрколи
  • Лилла Бриньоне — мать Виттории
  • Россана Рори — Анита
  • Мирелла Риччарди — Марта

Ссылки


Эта страница в последний раз была отредактирована 17 октября 2022 в 15:02.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Затмение
L’ Eclisse
Жанр (b) драма (b)
Режиссёр Микеланджело Антониони (b)
Продюсер Раймон Аким (b)
Робер Аким (b)
Автор
сценария
Микеланджело Антониони (b)
Тонино Гуэрра (b)
Элио Бартолини (b)
Отиеро Отиери (b)
В главных
ролях
Моника Витти (b)
Ален Делон (b)
Оператор Джанни Ди Венанцо (b)
Композитор Джованни Фуско (b)
Художник-постановщик Пьеро Полетто[d]
Кинокомпания Cineriz, Interopa Film, Paris Film
Дистрибьютор Cineriz[d]
Длительность 126 мин.
Страна  Италия (b)
 Франция (b)
Язык итальянский (b)
Год 1962 (b)
IMDb (b) ID 0056736
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

«Затме́ние» — кинофильм (b) режиссёра Микеланджело Антониони (b) , вышедший на экраны в 1962 году (b) . Завершает своеобразную трилогию (b) , начатую картинами «Приключение (b) » и «Ночь (b) ». Лента получила специальный приз жюри Каннского кинофестиваля (b) .

Сюжет

На рассвете понедельника 10 июля 1961 года молодая переводчица Виттория (Моника Витти (b) ) разрывает отношения с Риккардо (Франсиско Рабаль (b) ) после долгой ночи разговоров в его квартире в римском (b) квартале всемирной выставки (b) . Риккардо пытается убедить её остаться, говоря, что хочет сделать её счастливой, но она выключает свет в квартире, говорит, что больше не любит его, и уходит. Когда она идёт по пустынным утренним улицам, Риккардо догоняет её и провожает до её дома по адресу 307 Viale dell’Umanesimo, где они окончательно прощаются. Виттория смотрит вслед Риккардо, но он не оборачивается.

Спустя некоторое время Виттория встречается со своей матерью на римской фондовой бирже (b) . Посетители и инвесторы нервно наблюдают, как трейдеры мечутся, дико жестикулируя и заключая сделки. Молодой биржевой маклер Пьеро (Ален Делон (b) ), подслушав инсайдерскую информацию (b) , бросается покупать акции, а затем продаёт их с большой прибылью. Пьеро представляется Виттории, он — маклер её матери. Когда раздаётся объявление о смерти бывшего брокера от сердечного приступа с просьбой почтить его память минутой молчания, суета на бирже замирает. Во время минуты молчания телефоны продолжают звонить, а когда она заканчивается, в комнате снова вспыхивает бешеная активность. Покинув биржу, Виттория и её мать идут к овощному киоску поблизости. Виттория пытается рассказать о своих неудавшихся отношениях, но её мать больше озабочена деньгами, которые она сегодня заработала, и своими покупками.

В тот же вечер соседка Виттории Анита (Россана Рори (b) ) навещает её и они обсуждают разрыв отношений. «Я так устала, так подавлена. Разочарована и сбита с толку», — говорит ей Виттория. Другая соседка Марта (Мирелла Риччарди (b) ) звонит и приглашает их в свою квартиру неподалёку. Марта рассказывает о ферме в Кении, которой она владеет с мужем, и о том, как там красиво. Решив немного развлечься, Виттория, нанеся тёмный макияж и одевшись как африканка, танцует под африканскую музыку, Анита присоединяется к ней. Марта, однако, не в восторге и просит Витторию прекратить. Разговор приобретает неприятный характер, когда Марта говорит об «обезьянах», которые вооружаются и угрожают белому меньшинству. Ситуация разрешается, когда Зевс, собака Марты, вдруг выбегает из дома и женщины спешат за ним. Отбежав чуть дальше от подруг, Виттория обращает внимание на звук металлического ограждения на ветру. Вернувшись домой, она слышит, как Риккардо на улице зовет её, но она прячется и не отвечает ему.

На следующий день Виттория и Анита летят в Верону (b) на небольшом самолёте. В полёте Виттория очарована облаками. В аэропорту она с детским восторгом смотрит, как взлетают и садятся самолёты. «Здесь так чудесно!» — говорит она Аните. Тем временем на бирже резко падают цены на акции. Когда Виттория приезжает на биржу, она узнаёт, что её мать только что потеряла около десяти миллионов лир (b) . Пьеро показывает ей человека, который потерял пятьдесят миллионов. Заинтересованная Виттория следует за ним по многолюдным улицам и наблюдает, как он, купив в аптеке успокоительное, запивает его водой в уличном кафе, рисует на листке бумаги цветы и уходит. Пьеро привозит Витторию в квартиру её матери на своём спорткаре (b) Alfa Romeo Giulietta (b) . Виттория показывает Пьеро семейные фотографии и комнату, в которой она выросла. Пьеро пытается поцеловать её, но она уклоняется. После короткой беседы с матерью Виттории Пьеро возвращается в свой офис, где сообщает плохие новости инвесторам.

После работы Пьеро встречается с девушкой по вызову (b) , с которой он договорился о встрече, но он разочарован тем, что она перекрасила волосы из блондинки в брюнетку. Решив не идти с нею, Пьеро приезжает к квартире Виттории и прогуливается за окном, слушая, как она печатает. Заметив его, Виттория прячется за занавеской и подглядывает за ним. Когда проходящий мимо пьяный замечает её и, поприветствовав, уходит, Пьеро заговаривает с ней. Пока они беседуют, пьяный угоняет машину Пьеро. На следующее утро Виттория и Пьеро прибывают на озеро, в котором пьяный утонул сам и утопил машину, и наблюдают, как полицейские поднимают её из воды. Витторию поражает, что Пьеро больше озабочен вмятинами и состоянием мотора, а не смертью человека. Они совершают прогулку по парку и возвращаются к квартире Виттории. Отвязав воздушный шарик от стоящей во дворе детской коляски, Виттория зовёт свою новую подругу Марту и просит её сбить из винтовки шарик, пока он не поднялся в небо, что она и делает. На прощание Пьеро целует Витторию, но она выглядит обеспокоенной. Прежде чем уйти, она бросает деревянную щепку в бочку с водой.

Вечером Виттория пытается позвонить Пьеро, но его телефон занят. Когда он, наконец, берёт трубку, Виттория не говорит ему ни слова. На следующий день, ожидая Пьеро рядом со своим домом, Виттория заглядывает в бочку с водой и видит, что щепка всё ещё там плавает. Пришедший Пьеро рассказывает, что купил новую машину, BMW (b) , вместо Alfa Romeo. Прогуливаясь, они проходят мимо медсестры, везущей девочку в детской коляске. Пьеро привозит Витторию в квартиру своих родителей, заполненную скульптурами и предметами искусства. Пока они разговаривают, Виттория выглядит встревоженной и не отвечает на вопросы Пьеро: «Необязательно знать так много о другом человеке, чтобы любить его. Иначе и любить не стоит». Они игриво целуют друг друга через стеклянное окно, а затем страстно целуются. После того, как Пьеро случайно рвёт бретельку её платья, Виттория уходит в спальню, где разглядывает старые семейные фотографии. Выглянув в окно, она видит на улице двух проходящих монахинь, людей, разговаривающих в кафе, одинокого солдата на углу. Пьеро входит в спальню и они занимаются любовью.

Некоторое время спустя Пьеро и Виттория лежат на холме, глядя в небо. Пьеро говорит, что чувствует себя иностранцем. Виттория отвечает: «Странно, я так же воспринимаю тебя». Пьеро спрашивает её, выйдет ли она за него замуж, на что Виттория отвечает, что сыта замужеством по горло. Пьеро возражает, что она ещё не была замужем, и расстраивается, оттого что не понимает её чувств. Когда он спрашивает её, зачем она с ним встречается, Виттория говорит: «Я бы хотела не любить тебя. Или любить сильнее». Спустя некоторое время Виттория и Пьеро целуются и обнимаются, лёжа на кушетке в его кабинете, и борются на полу как дети. Когда срабатывает будильник, они прощаются, договорившись встретиться в восемь часов вечера в «обычном месте» рядом с квартирой Виттории. Но в этот вечер воскресенья 10 сентября 1961 года ни один из них не появляется в условленном месте.

В ролях

  • Моника Витти (b) — Виттория
  • Ален Делон (b)  — Пьеро
  • Франсиско Рабаль (b)  — Риккардо
  • Луи Сенье (b)  — Эрколи
  • Лилла Бриньоне (b)  — мать Виттории
  • Россана Рори (b) — Анита
  • Мирелла Риччарди (b) — Марта

Ссылки

Черно-белая экзистенциальная драма «Затмение» стала третьей частью так называемой «трилогии отчуждения» Микеланджело Антониони после «Приключения» и «Ночи». Все фильмы этого итальянского режиссера можно назвать завораживающими, но «Затмение» — лента поистине гипнотическая, наиболее отчетливо отражающая состояние душевной пустоты, неприкаянности и обреченности на одиночество.

Действие картины разворачивается неспешно. Виттория (Моника Витти), как щепка, плывет по течению. Она переживает тяжелый роман с Рикардо (Франсиско Рабаль), расстается с ним, общается с матерью, переодевается в экзотическую африканскую одежду, летит с подругой в Верону. Основное чувство, владеющее Витторией и всеми, кто ее окружает, — опустошенность. Впрочем, в этом фильме вообще никто ничего не чувствует, всем безмерно скучно и одиноко.

Девушка знакомится с биржевым маклером Пьеро (Ален Делон), воплощением ледяной красоты. Они гуляют, говорят о любви, проводят вместе ночь, но двое не становятся парой, что-то не склеивается. Договорившись встретиться на следующий день в восемь вечера на «обычном месте», никто из них не приходит на свидание. Затмение чувств.

В «Затмении» важен не сюжет (один из авторов сценария Тонино Гуэрра), а множество деталей, из которых мастер соткал свой психологический шедевр. Антониони попытался кинематографическими средствами проиллюстрировать идеи модного тогда экзистенциализма с его критикой буржуазной респектабельности. Герои Антониони — обеспеченные, молодые, красивые люди, у которых есть все, чтобы быть счастливыми, но внутренняя омертвелость не позволяет им наслаждаться своими прекрасными яхтами и дорогими автомобилями, разрушает их семьи, истощает чувства, оставляя лишь холод отчуждения и безысходности в послевкусии.

Событийность в фильме Антониони уходит на второй план, а в какой-то момент и вовсе исчезает. Главное — атмосфера. Сведены к минимуму диалоги и закадровая музыка: герои изредка перебрасываются репликами, иногда взрываются страстными, но жалкими истериками. Молчание обретает большую значимость, чем диалоги. Импульсивная Моника Витти безупречно молчит, нервно улыбается, надрывно кричит.

Лица освещены так ярко, что кажутся мертвенно-бледными, безжизненными. Улицы похожи на пустыню: они широки настолько, что человек теряется в них, идти ему некуда и незачем. Неясны и движущие героями мотивы: зритель даже после финальных титров не может быть уверен, что правильно истолковал поступки и слова и что у них вообще был какой-то смысл. Предметы превращаются в символы, не имеющие однозначной трактовки: так, брошенная Витторией в бочку с водой щепка обречена, как и главная героиня, на бесконечный бесцельный дрейф.

Иногда к трилогии Антониони, развивающей тему неопределенности и отчуждения, причисляют «Крик», предшествующий «Приключению», и «Красную пустыню» (1964), которая вышла после «Затмения», замыкая экзистенциальную пенталогию. В «Красной пустыне», где автор решил отказаться от черно-белой стилистики и подключил цвет, главную роль также сыграла Моника Витти.
Фильм «Затмение» был отмечен специальным призом жюри Каннского кинофестиваля.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий антитеррористических учений
  • Сценарий антинаркотической дискотеки
  • Сценарий антинаркотической викторины
  • Сценарий ангелы выбирают мам
  • Сценарий анальных игр